Личко а е эти трудные подростки. Типология реагирования на заболевание А.Е

Личко а е эти трудные подростки. Типология реагирования на заболевание А.Е

Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко.

Акцентуации - чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

Типология характеров А.Е.Личко

Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. По Личко,акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

1) Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и преподавателями – у них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих. Подростки этого типа зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.

2) Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где – то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

3) Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

4) Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5) Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

6) Психастенический тип. Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

7) Шизоидный тип. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

8) Эпилептоидный тип.эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие.

9) Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Но не имея настоящих способностей – быть лидером, часто терпят фиаско.

10) Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие –либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.

11) Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.

Типология характеров К.Леонгарда

Близкой к классификациям А.Е.Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.

1) Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьёзного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Из положительных черт: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивающие черты: легкомыслие, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2) Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие. Такие люди являются домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчинятся. Их положительные черты: серьёзность, добросовестность, чувство справедливости. Отрицательные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость индивидуализм.

3) Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повешенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми.

4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вебральных и невебральных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных.

5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берётся. Особо чувствительный к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчиненным на работе.

6) Педантичный тип. В конфликты вступает редко. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Положительные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах. Отрицательные – формализм, занудливость, брюзжание.

7) Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроении. Они редко вступают в конфликты, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитаю общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не выплёскивая наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы. Обладает привлекательными чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10) Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они привязаны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых они словоохотливы до болтливости. Редко вступают в конфликты. В общении с друзьями, на работе и в семье часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать других, исполнительность. Отталкивающие черты: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12) Интровертировенный тип. Его отличает очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Привлекательные черты: наличие твердых убеждений, принципиальность, сдержанность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.

Личко а. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера...

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

Андрей Евгеньевич Личко родился 8 ноября 1926 года в г. Луга Ленинградской области. В 1945 году он окончил фельдшерское отделение Владимирской фельдшерско-акушерской школы, а в 1951 г. — Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова. В 1953 г., будучи аспирантом психиатрического сектора Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию, посвященную нарушениям высшей нервной деятельности при инфекционных психозах. С 1954 г. А.Е. Личко — сотрудник группы акад. Л.А. Орбели АМН СССР, а в 1956 г. при открытии Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР он был назначен его ученым секретарем. В 1966 г. В возрасте 40 лет А.Е. Личко был выдвинут кандидатом на выборы членов-корреспондентов Академии наук СССР по отделению физиологии. А.Е. Личко был единственным кандидатом и, тем более, учитывая высокий авторитет его учителя академика Л.А. Орбели, результат ожидался положительный. Но в конце 1966 года Приказом МЗ РСФСР он был назначен заместителем директора по научной части Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. В этой должности он проработал до конца своей жизни.


А.Е. Личко — автор около 200 научных трудов. Часть из них отражают его исследования в области инсулиношоковой терапии психозов, результаты которых им были обобщены в монографиях «Инсулиновые комы» (АН СССР 1962) и «Новое в инсулиншоковом лечении психозов» (Медицина, 1970), за первую из них ему в 1963 г. была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. В те времена эти монографии были настольными книгами всех психиатров Советского Союза. Казалось бы, что Андрей Евгеньевич и далее посвятит себя биологической психиатрии. Но произошло неожиданное для многих коллег — А.Е. Личко стал создавать подростковую психиатрию. Для этого он сформировал в 1970 г. творческий коллектив по изучению проблем подростковой психиатрии. А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций об акцентуациях характера у подростков, о специфических подростковых поведенческих реакциях, об эндореактивных психозах у подростков. Итоги этих исследований представлены в книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1-е издание в 1977 г., 2-е в 1983 г.) и руководстве «Подростковая психиатрия» (1-е издание в 1979 г., 2-е — в 1985 г). За монографию о психопатиях А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. Эти книги, а также «Шизофрения у подростков», «Подростковая наркомания» стали настольными книгами психиатров страны. Существенный вклад он внес также в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Широкое признание получил разработанный под его руководством Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера в указанном возрасте. Патохарактерологический диагностический опросник стал одной из первых отечественных типологических методик, основанных на принципе классификации.

А.Е. Личко известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Кроме того, он автор ряда популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность». Особенно привлекла внимание широкого круга читателей его книга очерков-рассказов «Эти трудные подростки», выпущенная Лениздатом в 1983 году.

А.Е. Личко был человеком редкой эрудиции. Его великолепное знание истории поражало даже специалистов, а патографии известных людей (император Павел 1, А.Ф. Керенский, И.В. Сталин, А. Гитлер) привлекали внимание самых широких кругов читателей. Иногда соглашаясь на настойчивые просьбы, особенно гостей Петербурга, А.Е. Личко проводил, выражаясь современным языком, авторские экскурсии по городу. Особенно посчастливилось тем, кто прошел с ним по памятным местам жизни Ф.М. Достоевского, творчество которого он знал досконально. А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры. Этому способствовало великолепное владение русским литературным языком.

Под руководством А.Е. Личко было подготовлено и защищено 18 кандидатских и 4 докторских диссертаций. В 1969 году ему было присвоено ученое звание профессора, в 1977 г. — почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Он награжден четырьмя медалями и значком «Отличнику здравоохранения».

С 1965 по 1985 г.г. А.Е. Личко был ответственным секретарем редакционной коллегии Журнала эволюционной биохимии и физиологии, а с 1989 г. — заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии», в возрождении которого он принимал самое активное участие. Длительное время он был экспертом ВАКа.

Сочетание широты взглядов с четкостью и яркостью их изложения сделало А.Е. Личко одним из самых авторитетных психиатров и медицинских психологов страны, который при жизни, к сожалению, не получил должного признания.

УДК 159.9(092)

Попов Ю.В. Жизненный путь профессора А.Е. Личко [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Андрей Евгеньевич Личко (8 ноября 1926 — 6 августа 1994) — советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.

С 1965 по 1985 г. был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. — заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.

Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера.

Книги (8)

Глазами психиатра

Врачам-психиатрам хорошо известно, что определенные расстройства психики — шизофрения, депрессия, паранойя и т. п. становятся нередко причиной ухода в монастыри, отшельничества, религиозного фанатизма, а иногда и преступлений, совершаемых на религиозной почве.


Методы психологической диагностики и коррекции в клинике

В книге освещаются вопросы медико-психологической работы в лечебно-профилактических учреждениях.

Рассматриваются основные принципы психологической диагностики в клинике и изучения «внутренней картины» болезни. Дается характеристика наиболее распространенных зарубежных методов психологической диагностики и их модификации, адаптированных к нашим условиям. Приводится описание новых методов психологического исследования больных, преимущественно разработанных в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

Модифицированный опросник

Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций у подростков (МПДО).

Акцентуированность характера - явление весьма распространенное среди подростков, и естественно, оно не может не отражаться педагогическим сознанием.

Отражение это проявляется прежде всего в понятии «трудный возраст». Подросткам вообще свойственна определенная дисгармоничность, акцентуированность характера, в этом одна из важнейших особенностей данного возраста.

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие

Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) для подростков разработан в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического Института им. В.М.Бехтерева.
Предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуаций характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных осо-бенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.)
Рекомендуется психиатрам, психологам и педагогам, получившим подготовку по психологии.

Подростковая наркология

В руководстве изложены основы диагностики, лечения и профилактики раннего алкоголизма, подростковых наркоманий (опийной, гашишной, эфедроновой, первитиновой, кокаиновой) и токсикомании (ингалянты стимуляторы, снотворные и транквилизаторы, галлюциногены и др.) Рассмотрены их отличия от сходных форм аддиктивного поведения (злоупотребления этими же средствами без зависимости от них).

Подростковая психиатрия

Книга «Подростковая психиатрия» представляет собой издание клинического руководства по подростковой психиатрии с систематическим изложением всех ее разделов: особенностей этиологии, патогенеза, картины и течения, диагностики, прогноза, эпидемиологии, лечения и реабилитации подростков при психозах и непсихотических расстройствах.

Выдвигается ряд оригинальных положений об акцентуациях характера, отграничении вялотекущей шизофрении от прогредиентной, эндореактивных подростковых психозах.

Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается :

Гармоничный,

Эргопатический

Анозогнозический.

Во второй и третий блок включаются типы, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием.

Гармоничный - трезвая оценка своего состояния. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации - переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбу близких, своего дела.

Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Стараются лечиться и подвергаться обследования так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы. Стараются не поддаваться болезни, активно перебарывают себя, преодолевают недомогание и боли.

Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (анозогнозия) встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. С другой стороны, они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.

Тревожный. Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск «авторитетов». Предпочитают больше слушать высказывания других. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность - вследствие этой тревоги.

Тревожный тип психического реагирования на заболевания является одним из типичных. Он базируется на появляющейся в связи с заболеванием и изменением обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее и вызвана часто опасениями, что болезнь надолго и существенно изменит привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений о его болезни.



Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур. Ипохондрик испытывает облегчение, если собеседник относится к нему участливо и сочувственно. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам со стороны окружающих, их упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства с целью извлечь из этого выгоду.

Неврастенический. Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем - раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Меланхолический. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг.

Нередко обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Нередко, он встречается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худший исход, неспособность видеть и использовать механизмы саногенеза приводят к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.



Апатический. Полное безразличие к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. У пациента пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья.

Обсессивно-фобический - опасения маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также неудач в жизни, работе в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Легкомысленное отношение к болезни и лечению. Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течение болезни.

Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ своих страданий с целью привлечения к себе внимания окружающих.Требование исключительной заботы - все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно.

Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала.

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Боязнь стать обузой для близких.

Основой сенситивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. Такие пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре («Зачем их отвлекать по пустякам») даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.