САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -я; ср.
1. к Самоопределиться - самоопределяться.
2. Выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства. Право на с.
Самоопределение, самоопределения, самоопределения, самоопределений, самоопределению, самоопределениям, самоопределение, самоопределения, самоопределением, самоопределениями, самоопределении, самоопределениях
Грамматический словарь Зализнякасамоопределение ср.
1. Процесс действия по гл. самоопределяться, самоопределиться.
2. Право нации на создание собственной национальной государственности.
Я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. самоопределиться-самоопределяться.
2.
Выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства.
Право наций на самоопределение.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. Понимание или детерминация субъектом своей собственной природы или основных свойств. 2. Сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Социологический словарьСАМООПРЕДЕЛЕНИЕ – право населения той или иной страны самостоятельно определять свою политическую и экономическую системы.
Эта проблема связана с правом на самоопределение наций...
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, я, ср.
1. см. самоопределиться.
2. Определение, выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства. Свободное с. наций.
Сам/о/определ/е́ни/е [й/э].
Морфемно-орфографический словарьЦентральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности...
орф.
самоопределение, -я
САМООПРЕДЕЛ’ЕНИЕ, самоопределения, мн. нет, ср. (·книж.). Действие по гл. самоопределиться-самоопределяться.
| Выявление народом своей воли по вопросу о национальном и государственном устройстве (полит.). Право самоопределения народов.
сущ., кол-во синонимов: 1 определение 43
Словарь синонимов русского языкаСАМООПРЕДЕЛЕНИЕ (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Новейший философский словарькультуры, благодаря общности языка. Важнейшим принципом самоопределения является стремление
Словарь социолингвистических терминовВажнейший принцип самоопределения
– стремление к национальной независимости, созданию самостоятельного государства.
подлинно демократическое решение национального вопроса путем реализации права народов на самоопределение
.
жизненного самоопределения
, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора
взаимосвязи П.с. с общим жизненным самоопределением
личности, влияния воздействий на личность окружающей
и самоопределения
народов (п. 2 ст. 1 устава оон). общепризнанное толкование его международно
где сказано: все народы имеют право на самоопределение
. в силу этого права они свободно устанавливают
свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. см. также право народов на самоопределение
.
на полное самоопределение (т.е. вплоть до выхода из состава существующего государства
Большой юридический словарьСм. Национальный вопрос.
есть нарушение самоопределения
нации, есть установление границ государства вопреки воле населения. Ленин
Итоги дискуссии о самоопределении
.
[От лат. annexio - присоединение]
"Самоопределение
" (г. Москва); родился в 1940 г.; окончил Московский областной педагогический институт
им в школу "Самоопределение
"; Заслуженный учитель России; автор 16 книг по проблемам педагогики
сборников "Школа самоопределения
: первый шаг", "Учитель, который работает не так".
Школа "Самоопределение
к неорганической, об этической А., т.е. этическом самоопределении
человека на основе собственных
разума и сил в соответствии со своей природой. По Канту, только такое самоопределение
сообразуется
его самоопределения
.
(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 116)
по языку, идеологии (религии), самоназванию (самоопределению
, этнониму) и элементам культуры.
полит.). Буржуазное контрреволюционное движение на Украине, выступавшее под флагом национального самоопределения
.
направленной на этническое самоутверждение и самоопределение
.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение
; международные организации.
общественные, классовые, национальные интересы.
| несов. самоопределяться, яюсь, яешься.
| сущ. самоопределение
, я, ср.
Педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении
Педагогический терминологический словарьправом самоопределения
и самоуправления. 1917. Съезды кадетов 3(1) 394.
р. 1881) - лидер движения пуштунов за предоставление им права самоопределения
, представитель
и отряды "Красных рубах". В 1947 вместе с др. пуштунскими националистами выдвинул лозунг самоопределения
действий, направленных на этническое самоутверждение и самоопределение
.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
можно формулировать как постепенный переход от принципа "самоопределения народов" к полному неглижированию
Словарь галлицизмов русского языкасамоопределения конкретной нации (в этно-культурном смысле слова), выражает прежде всего волю именно
Большой юридический словарьхарактеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности, самоопределением . В зависимости
Социологический словарьнорм, самоопределение
, противоп. гетерономия (филос.). Автономия воли.
самоопределения
народов и наций во внешней политике Советского государства" (1960), "Принцип
самоопределения
народов и наций" (1964), "Нация и государство в освободившихся странах" (1967), "Мировой
в декабре 1916. В них были напечатаны работы Ленина «Итоги дискуссии о самоопределении
», «О брошюре
Юниуса», «Социалистическая революция и право наций на самоопределение
. Тезисы», «О лозунге „разоружения
самоопределение
, вплоть до отделения и образования самостоят. гос-ва; отмена всех и всяких нац
и самоопределение
за всеми окраинными нациями. 3 (16) дек. 1917 СНК заявил о признании за укр. народом права па
самоопределение
и образование Укр. республики; 18 (31) дек. 1917 СНК принял постановление о признании
по национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 20; его же, О праве наций на самоопределение
, там же, т. 20; Декреты Сов. власти, т. 1, М.. 1957.
освобождение всех национальностей сможет дать только победа рабочего класса. Ленин, О праве наций на самоопределение
.
[От лат. absolutus - самостоятельный]
философская проза, преимущественно в духе исторической стилизации, - о нравственном самоопределении
волевых актах, общении, поведении. Социальная активность является условием самоопределения человека
Педагогический терминологический словарьсвободу самоопределения личности, всеобщее избирательное право, широкое народное образование. В 1861 г
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефронасамоопределения и утверждения личности, интересом к средневековью и "естественному", не затронутому
Большой энциклопедический словарьсамоопределения и независимости от любых форм массовой идеологии. Публицистика: сборник "Призрак и действие
Большой энциклопедический словарьв результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских
Малый академический словарьApsisprendimas (2)
Русско-литовский словарьс. полит.
autodeterminación f
с
autodeterminação f
1. samookreślenie się;
2. samostanowienie, samookreślenie, stanowienie o sobie;
Sebeurčení
sebeúcta
Ср. self-determination с. self-determination; ~иться сов. см. самоопределяться.
Полный русско-английский словарьAutodeterminazione ж.
Русско-итальянский словарьСамавызначэнне, право наций на самоопределение - права нацый на самавызначэнне
Русско-белорусский словарьСр мн. нет (siyasi) tə"yin-müqəddərat, öz müqəddəratını tə"yin etmə, müstəqil yaşamağa başlama; право наций на самоопределение millətlərin öz müqəddəratını tə"yin etmə hüququ.
Русско-азербайджанский словарь1. eneseleidmine
2. enesemääramine
3. eneseteostus
n
itsemäärääminen
право наций на самоопределение - kansakuntien itsemääräämisoikeus
Самоопределение
הַגדָרָה עַצמִית נ"
сущ. ср. рода
полит.
самовизначення
Самоопределе́ние
kujitawala
с.
Selbstbestimmung f
право на самоопределение - Selbstbestimmungsrecht n
с. полит.
autodeterminación f
право наций на самоопределение - derecho de las naciones a la autodeterminación
[ˈselfdɪˌtə:mɪˈneɪʃən] n самоопределение
selfdetermination самоопределение
Самоопределение
@apsisprendimo teisė
право на самоопределение
@
Сущ. самоопределение
to achieve, realize self-determination - самоопределяться to give, grant self
determination - давать право на самоопределение
самоопределение
- the right of people to * право
народов на самоопределение
самостоятельность; свободное волеизъявление local ~ местное самоопределение
self-determination самоопределение
~ самостоятельность
ж.
самоопределение
autodeterminazione dei popoli - самоопределение
народов
Что такое самоопределение? Казалось бы, все очень просто: самоопределение - это определение себя, своей роли, своего значения, статуса и места в этом мире. Когда и в каком возрасте у человека возникают мысли о том, кто он есть и каково его значение в жизни?
Давайте вспомним себя в этом возрасте. Сколько пришлось пережить открытий, которые, казалось бы, все время были у нас перед глазами? Сколько раз мы вдруг, неожиданно для самих себя, начинали смотреть иначе на все привычные и обыденные вещи?
Все усугублялось, когда этим объектом созерцания становился ты сам. Анализировать свои поступки нас учат с детства. Эталоном были взрослые наставления, объяснение того, что такое хорошо, а что плохо. Дети до 10-11 лет в силу возраста не склонны к рефлексии, они не могут оценить свое психическое состояние и еще не умеют анализировать свои переживания. Следовательно, проблема самоопределения перед ними тоже пока не стоит, так как это результат процесса интроспекции.
Вопросом о том, что такое самоопределение, занимаются не только психологи, но и социологи. Часто эти ракурсы исследований путаются, что приводит еще к большей неразберихе.
Психология больше фокусируется на переживаниях и размышлениях человека о самом себе, как бы пытаясь разобраться, что у него в голове. Социология же больше изучает внешние проявления его стремлений, успехов или поражений. Одним словом - то, что можно наблюдать со стороны.
Но если рассматривать самоопределение человека, который живет в современном обществе, и того, кто поселился на безлюдном острове, оно однозначно будет отличаться.
Еще Рубинштейн говорил о том, что на личность действуют внешние факторы, но в любом случае они преломляются через внутренние убеждения. Вот почему в одной ситуации все люди ведут себя по-разному.
Самоопределение может касаться не только отдельных личностей, но и целых наций, а также различных сфер человеческой жизни.
Самоопределение нации - результат процесса самоутверждения исторически сложившейся общности, которая имеет единый язык, культуру, экономику, национальные символы и, возможно, религию. В отличие от личностного, национальное самоопределение может занять от нескольких лет до тысячелетий. Исходя из принципов международного права, каждый народ имеет право на самоопределение.
В психологической литературе часто выделяют три типа самоопределения:
Жизненное и личностное часто отождествляются, однако, по мнению авторов классификаций, они отличаются тем, что личностное нацелено на определение своего аутентичного Я, а жизненное - это проигрывание социальных ролей, которые берет на себя человек. К ним прилагаются повадки, неварбальная и вербальная речь, стиль поведения и реагирования, манеры и т. д.
Аутентичный образ - это обнаженный образ без примерки на себя различных ролей, который раскрывается, когда мы остаемся одни дома, снимаем "маски". Это и есть мы - результат нашего личностного самоопределения.
Общество даже в размере одного человека может диктовать совершенно другие модели поведения. Следуя им, мы приобретаем свой жизненный образ - результат нашего жизненного самоопределения.
Выбор профессии - одно из важнейших решений в нашей жизни. Он определяет дальнейший путь личности. К сожалению или к счастью, данный выбор мы делаем в аффективном и эмоционально нестабильном возрасте. У некоторых личностей профессиональное самоопределение случается раньше личностного. Это происходит в том случае, когда ребенок уже в три года знает, кем он будет в будущем, и действительно добивается своих целей.
Но психология считает, что данный тип самоопределения базируется на двух предыдущих, ведь вопрос "Кем я буду?" нужно задавать после ответа на вопрос "Кто я?"
Когда у ребенка спрашивают о том, кем он хочет быть, его ответы основываются на приобретенном опыте и внешних знаниях о профессиях, но не затрагивают внутренних мотивов и способностей.
Часто дети мечтают быть продавцами, потому что в магазинах очень много вкусностей, они ничего не знают о бизнесе, о том, что данные товары для продавца под запретом, и о многих других проблемах, с которыми приходится сталкиваться представителям этой профессии.
Девочки хотят стать балеринами, актрисами, моделями, певицами, потому что они красивые. Мальчики мечтают о карьере космонавта, водителя и т. д.
К моменту окончания школы дети приобретают необходимые знания об окружающем мире и о самих себе, сопоставляют их, определяют свои возможности. В 15-17 лет подростки часто ориентируются не только на свои способности и предпочтения, но и на престижность будущей профессии.
Профессиональное самоопределение должно иметь подтверждение в виде диплома, сертификата или удостоверения.
Жизненное самоопределение тесно соприкасается с вопросом: "Кто есть я в глазах других?" - и развивается на основе личностного.
Однако внешний мир мы начинаем познавать гораздо раньше, чем внутренний. Дети ощущают эмоции и даже знают название многих из них, но вот природа, корень, глубокий смысл для них еще закрыты. К семи годам количество информации, которое получает маленький человек, может сравниться только с той, которую личность осваивает в период от 7 лет и до конца жизни.
Взгляд на себя со стороны, безусловно, приводит к полезным новообразованиям, но в то же время несколько блокирует это маниакальное желание познавать мир. Когда в определенном возрасте (10-13 лет) у ребенка переключается этот "рычаг", его больше начинает интересовать его внутренний мир, который оказывается таким же необъятным и увлекательным.
Жизненное самоопределение - это сопоставление тех выводов, которые человек сделал о себе, с теми, что касаются социума.
Личностное самоопределение предшествует жизненному и профессиональному, оно тесно связано с вопросом: "Кто я есть на самом деле?"
В обществе часто приходится надевать маски и порой жить с ними всю жизнь, соответствуя. Даже когда человек считает, что ведет себя дома и на публике одинаково, он лукавит. Если на нас никто не смотрит, проявляется наше истинное Я.
Кризис 13 лет именно и связан с тем, что то Я, которое открывается, ребенок часто не может принять, поэтому пытается его изменить, замаскировать, порой даже убить. Именно в этом возрасте подростки подвержены анорексии и суицидам. Это накладывает отпечаток на последующую жизнь человека.
Перед ребенком возникает трудная задача: начать воспринимать себя таким, каков он есть, или изменить себя до состояния, в котором он начнет воспринимать себя.
Данная классификация была предложена одним из психологов более двадцати лет назад:
Что такое самоопределение гармоничное? Это положительная оценка настоящего, когда человек доволен тем, что происходит с ним сейчас, он положительно смотрит в будущее и убежден, что все его планы осуществятся.
Стагнирующее самоопределение характеризуется удовлетворенностью своим настоящим, но страхом перед будущим, страхом перед изменениями в жизни. Это может спровоцировать развитие неуверенности в себе.
Что такое самоопределение беспечное? Оно характеризуется положительной оценкой настоящего, но безответственностью перед будущим, надеждой на то, что все решится само собой или кто-то поможет.
Негативное самоопределение - это неудовлетворенность настоящим, все, что происходит в данный момент, считается неправильным и неблагополучным. Нет планов на будущее, все делается вынужденно и по течению.
Защитное самоопределение - это неудовлетворенность нынешней ситуацией, которая трактуется личностью как временные трудности. Будущее видится положительным и со множеством перспектив для самореализации.
Как правило, массовое профессиональное самоопределение обучающихся происходит в преддверии выпускного. Ученик зубрил много различных предметов, а это дает возможность объективно оценить себя и понять, что дается более сложно, а что легко.
Ученикам часто сложно определиться с будущей профессией, потому что многие основываются на нескольких дисциплинах одновременно, а другие вообще не имеют ничего общего со школьной программой.
На помощь им приходят профориентационные тренинги и занятия, на которых можно узнать о новых востребованных профессиях, сопоставить их со своими профессиональными качествами и попробовать примерить на себя эти роли.
1) Самоопределение - - англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. или субъектом своей собственной природы или основных свойств. 2. акт выявления и утверждения собственной в проблемных ситуациях. 3. нации, народа и т. д. самому форму правления без вмешательства .
2) Самоопределение - (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей , целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для отечественной социокультурной ситуации. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация темы С. обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское " социальное пространство " от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С., обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала марксистско-ленинская идеология. Человек как субъект собственной жизни характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: "С. самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С., а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство) ; как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С., побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов С. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция С. по-новому ставит вопрос об " объекте " образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив) , а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние. С.Б. Савелова
Самоопределение
Англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. Понимание или детерминация субъектом своей собственной природы или основных свойств. 2. Сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. 3. Право нации, народа и т. д. самому определять форму правления без вмешательства извне.
(англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для отечественной социокультурной ситуации. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация темы С. обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское " социальное пространство " от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С., обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала марксистско-ленинская идеология. Человек как субъект собственной жизни характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: "С. самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С., а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство) ; как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С., побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов С. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция С. по-новому ставит вопрос об " объекте " образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив) , а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние. С.Б. Савелова
Что такое "самоопределение"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.
самоопределение САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация этой темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время идеологического барьера, который отделял советское «социальное пространство» от всего того, что составляет духовное богатство современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане понимания собственной истории, личных «корней», принадлежности к культурным традициям и многому другому возникают проблемы С, обусловленные образовавшимся «вакуумом» в том месте, которое ранее занимала идеология. Человек как субъект собственной жизни, характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного «пути» уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. А расширение границ собственных возможностей есть управление развитием, которое можно описать формулой: «С. + самопреодоление». С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность, как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С, а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение, направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство); как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса «дела», вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С, побуждением к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыс-лекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс - передачи способов С. Образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция С. по-новому ставит вопрос об «объекте» образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс (группа, коллектив), а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие, взаимовлияние.
Для каждого человека предельно важно найти свое место в этом мире. Это касается не только профессии, но и личных качеств. Самоопределение необходимо для обретения уверенности в себе, самореализации, навыка выхода из конфликтных ситуаций и освоения социальных ролей. Однако не всем людям одинаково легко найти себя и свое место в жизни. Что такое самоопределение? С какими проблемами может столкнуться человек на пути к нему?
В течение всей своей жизни люди занимаются поиском своего предназначения и места в этом мире. Самоопределение - это процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения.
Поиск своего предназначения занимает не один год. Этот процесс очень сложен и длится в течение всей нашей жизни. Что такое самоопределение с точки зрения философии? Прежде всего, это попытка человека найти и обрести смысл своего существования. Люди постоянно задумываются над тем, как правильно себя повести в тех или иных ситуациях, когда и кому стоит помочь, чем заняться, чтобы принести максимальную пользу обществу - все это и есть самоопределение.
Самоопределение человека играет самую важную роль в формировании и становлении его как личности. Люди, которые не смогли найти своего места в мире, глубоко несчастны. Они не видят смысла своего существования, а, соответственно, им не к чему стремиться, нет целей, которых бы они хотели достичь. Человек, утративший интерес к жизни, впадает в глубокую депрессию, замыкается в себе.
Самоопределение способствует социализации индивида. Оно помогает человеку находить выход из трудных ситуаций, правильно и с достоинством разрешать конфликтные ситуации, уверенно вести себя в обществе, соблюдать нормы этикета.
Самоопределение - это важный шаг на пути к самореализации. Человек, правильно определивший для себя, чем он хочет заниматься по жизни, добивается успехов в карьере, становится финансово независимым. Если работа приносит не только материальный достаток, но и удовольствие, люди ощущают себя по-настоящему счастливыми.
Условно можно выделить 3 вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Все они тесным образом связаны между собой и очень часто пересекаются.
Личностное самоопределение неразрывно связанно с Формируя их, люди решают, какими им быть, какие нормы поведения приемлемы для них, как относиться к другим людям, как оценивать себя и свои поступки.
Выбор специальности - довольно нелегкое дело. Очень многие люди не могут сразу же правильно определиться со своей профессией. Начав обучение либо уже закончив его и выйдя на работу, очень часто человек разочаровывается в своем выборе. Вот почему у нас так много людей, получающих второе образование.
Каждый человек уникален и самостоятельно выбирает свой путь развития. Что такое самоопределение личности? Прежде всего, это те ценности, которые человек ставит для себя превыше всего.
Можно выделить несколько направлений развития личности. Кто-то выбирает для себя приоритетным духовное совершенствование. При этом человек должен пройти нелегкий путь, отчиститься от дурных мыслей, недостатков, пагубных привычек и посвятить себя служению Богу.
Еще одним направлением развития личности является забота о близких людях. Основными ценностями у человека в таком случае являются дети, семья, дружба.
Некоторые люди живут исключительно для себя. Они стараются удовлетворить все свои потребности, путешествуют, ни в чем не отказывают себе. Иногда целью таких людей является самореализация и достижения максимальных успехов в плане карьеры.
Не каждому человеку удается с легкостью найти свой Для кого-то поиск себя затягивается и становится самостоятельным направлением развития личности.
В поисках своего места в мире человек может столкнуться с массой проблем. Основную трудность представляет выбор подходящей профессии. Очень многие школьники совершенно не знают, в будущем. Они привыкли жить без проблем и забот, не задумываться о завтрашнем дне и о том, что такое самоопределение. Сделать столь ответственный выбор для них очень сложно.
Некоторые молодые люди вовсе самостоятельно не решают, кем стать в будущем. Выбор за них делают родители, которые стараются подобрать для своего ребенка самую высокооплачиваемую специальность, при этом совершенно не задумываясь о его интересах. В результате школьники не имеют ни малейшего представления о том, чем им предстоит заниматься всю жизнь, либо, даже не начав обучение, ненавидят свою будущую профессию.
С личностным самоопределением также возникает немало проблем. Очень часто на консультации к психологам обращаются запутавшиеся в себе и своих ценностях люди. Сложные жизненные ситуации заставляют пошатнуться, казалось бы, незыблемые ценности, в результате чего человек теряет смысл своего существования. Справиться с этим помогают различные тренинги, семинары и качественная психологическая поддержка со стороны близких и специалистов.