А. Малиновский

Субъективные права, законные интересы и обязанности, без которых участники самостоятельно не произведут фактического осуществления правовых норм, претворяются в жизнь путём функционирования механизма правореализации. В данном случае нормы права воплощаются в поведении людей, специфика правила поведения предопределяет и специфику правореализующей материально-технической деятельности. Объективное право, субъективное право, правомочие – степени конкретизации права. Право в объективном смысле – это совокупность всех действующих правовых норм данного периода в данной стране; право же в субъективном смысле – это те конкретные правовые возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических участников юридических отношений. Учитывая, что интерес может быть выражен в форме субъективных прав и законных интересов, мы с необходимостью рассматриваем их правовую реализацию как способ реализации фактических интересов субъектов, удовлетворения их потребностей и достижения поставленных целей.

Обычно субъективное право представляют в виде единства социального и юридического начал, где объективным моментом является социальное начало (как непосредственное выражение материальных отношений), а юридическое – субъективный момент, связанный с государственным признанием.

Известно также, что субъективное право, являясь элементом правоотношения, составляет его неотъемлемую часть, выражая правило поведения, обращённое к управомоченному субъекту. Сущность субъективного права заключается в том, что оно является средством распределения социальных благ и удовлетворения интересов и потребностей субъектов, одна важнейшая его особенность – свобода и самостоятельность соответствующих действий субъекта.

Предпочтительным представляется определение субъективного права через перечисление его наиболее существенных черт как обеспеченной законом меры возможного поведения, позволяющей субъекту (носителю данной возможности) вести себя определённым образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, прибегать в случае необходимости к мерам государственного принуждения в целях удовлетворения личных интересов.



В данном аспекте представляется необходимым рассмотрение реализации субъективных прав.

Вот как представляет данную конструкцию Ф.Н.Фаткуллин. Общие правила, выраженные в норме права, трансформируясь в субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или в полномочия, вместе с велениями по поводу цели, субъектного состава и требуемых жизненных ситуаций воплощаются в общественных отношениях, регулируемых диспозициями правовых норм, а веления относительно средств юридического (государственного) обеспечения превращаются в меры юридических ответственности, восстановления, ничтожности, превенции или поощрения в общественных отношениях, упорядочиваемых их санкциями. И те, и другие отношения наполняются живым содержанием, когда их участники, сообразуя свое фактическое волеизъявление с имеющимися правами, свободами, обязанностями или полномочиями, совершают правомерное или даже специально поощряемое поведение. Реализуя своими действиями либо воздержанием от действия субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или полномочие, участник правоотношения тем самым способствует реализации нормы права, из которой они вытекают.

Если в объективном праве интересы закрепляются правотворческими органами и формулируются в достаточно абстрактном и типичном виде, то в субъективном праве речь идёт об отражении конкретных интересах конкретных субъектов, которые могут и не совпадать порой с общественными и государственными интересами. В целом же «общий интерес», закреплённый в объективном праве, «преломляется» через призму индивидуального или группового сознания и становится персонифицированным, принадлежащим конкретному участнику правоотношения.

Как уже отмечалось, субъекты вступают в общественные отношения, урегулированные нормами права, не для того, чтобы реализовать норму права, а для того, чтобы удовлетворить определённые интересы и потребности (экономические, духовные, социальные и др.). При этом интересы не обязательно должны быть материальными. Правовое значение может иметь и нематериальный интерес, вокруг которого строится правоотношение. Например, взаимные интересы коллекционера и музея в экспонировании предмета искусства. Реализация нормы права – не самоцель, а средство для достижения указанных целей.

Субъективные права и законные интересы – вот те две правовые категории, в которых наиболее отчётливо прослеживается отражение интереса, который, в свою очередь, и позволяет отделить частное право от публичного, поэтому небезосновательным будет отдельное рассмотрение данного аспекта правореализации.

Вполне уместным в данном контексте будет привести определение субъективного права, данное в XIX веке Йерингом, - право суть юридически защищённый интерес - которое содержит в себе субстанциональный момент – интересы лиц, и формальный – юридическая защищённость, хотя с этим определением согласны далеко не все юристы. Так Л.С. Явич согласен, что объективно интерес обусловлен потребностями людей (а в праве прежде всего выражены интересы), что во многих случаях для приобретения субъективного права и во всех случаях его реализации интерес субъекта играет первостепенную роль. Но, несмотря на это право нельзя отождествлять с интересом.Само право – объективное и субъективное – не является интересом. Интерес динамичен, право, особенно объективное, - статично. Поэтому законодательство лишь в принципе совпадает с интересами, которые подвергались изменениям быстрее, чем на это может реагировать правовая система. В какой мере интересы общества и отдельной личности соотносятся друг с другом, зависит в немалой степени от характера и этапа развития общества. С.С.Алексеев также считает, что субъективное право находится в глубоком единстве с интересами. Управомоченному лицу предоставляется мера дозволенного поведения для удовлетворения его интересов. Но при этом, считает он, интерес не входит в содержание субъективного права, хотя момент интереса необходим для самого существования этого права. Обязанное же лицо строит своё поведение не в своих интересах, а в интересах носителя субъективного права.

Данную позицию разделяли и продолжают разделять другие учёные: одним из аргументом исключения интереса из содержания субъективного права как явления до- и внеправового является то, что при его утрате последовала бы и утрата самого субъективного права. Однако юридическая практика свидетельствует об обратном: так утрата интереса к объекту собственности не влечёт прекращения права собственности, бремя по её содержанию до перехода права собственности к другим лицам. Таким образом, интерес не входит в содержание субъективного права, а является предпосылкой опосредующего его удовлетворение субъективного права, и поэтому не может служить составным элементом этого права. Хотя в литературе встречаются и другие мнения, согласно которым интерес следует рассматривать в качестве сущностного момента субъективного права, однако они не достаточно аргументированы.

Думается, что субъективные права и законные интересы, которыми наделяются участники общественных отношений, вполне можно оценивать с точки зрения частной либо публичной природы. Это касается прав и интересов, поддающихся юридической регламентации вообще и гражданско-правовому регулированию в частности.

При характеристике основных признаков субъективного права по мнению одних авторов (А.В.Венедиктов, О.С.Иоффе, Ю.К.Толстой и др.) интерес входит в само содержание права; другие учёные (С.С.Алексеев, А.В.Власова и др.) полагают, что интерес существует за пределами субъективного права, являясь предпосылкой этого права, его цель, для достижения которой управомоченный совершает те или иные действия. Если учесть, что под содержанием любого явления следует понимать совокупность его свойств и элементов, то невольно напрашивается вывод о том, что интерес выступает и как предпосылка, и как элемент содержания субъективного права.

Как верно заметил А.И.Экимов, «не уяснив связи между субъективными правами и интересами, трудно понять и подлинную социальную роль субъективного права». Интерес не только в значительной степени определяет социальное (экономическое, политическое, имущественное и т.п.) содержание субъективного права (а в известной мере и правоотношения в целом), но, как показывает практика реализации права, существенно влияет на способы и формы защиты субъективного права со стороны как государственных, так и негосударственных организаций.

Под реализацией субъективных прав граждан следует понимать совокупность различных правомерных действий, определённый процесс, в результате которого граждане, обладающие конкретным субъективным правом, получают реальные, различные по своему характеру желаемые результаты (блага, социальные ценности, удовлетворение разнообразных интересов), которые стоят за этим субъективным правом. Эта реализация замыкает весь процесс правового регулирования, связанного с конкретными правами, свободами и обязанностями граждан. Можно с полным основанием сказать, что права и свободы, закреплённые в действующем законодательстве, живут и практически действуют именно в процессе их реализации. Причём, как справедливо отмечает В.В.Копейчиков, под реализацией понимается не только закрепление за гражданином того или иного субъективного права, но прежде всего его материализация, действительное и полное достижение данным лицом той основной и сопутствующей целей, получение тех благ и ценностей, удовлетворение интересов, которые как бы запрограммированы данным субъективным правом, составляют основу его содержания. Юридическим результатом реализации субъективного права является правовое отношение.

Человек всегда нуждался и будет нуждаться в свободе собственного поведения, которая должна присутствовать всегда в той или иной мере. Это качество присуще человеку по его природе, и он всегда будет стремиться отстоять это поле собственной инициативы. Однако не менее важно и то, чтобы свобода одного человека на подавляла такой же объём свободы другого человека. Оформлением частной инициативы в области реализации частных интересов, которая не должна выходить за границы дозволенного условиями человеческого общежития поведения, являются частноправовые нормы.

Очевидно, что при такой постановке проблемы становятся важными не только формальные правоположения, но и все те условия, влияющие на реализацию права, которые были рассмотрены в предыдущем параграфе. Естественно, что на процесс реализации оказывают влияние и уровень правовой культуры лица, реализующего своё право, и степень его правовой активности, и ряд иных личных качеств. Кроме того, огромное значение имеет создание государством и обществом благоприятных экономических, политико-организационных, правовых, психологических условий, способствующих росту активности граждан в реализации своих прав. Только при этом условии каждый член общества может полностью реализовать свои субъективные права и законные интересы.

В частности, реализация субъективного права требует проявления инициативы в реализации соответствующих норм права (например в сфере частного права это совершение сделки, расторжение трудового договора). В подобных случаях поведение субъекта является основанием возникновения, изменения, прекращения правоотношения, потому что соответствующие права не могут быть реализованы без проявления такой инициативы.

Тем не менее, необходимо отметить, что понятия «реализация норм права» и «реализация субъективных прав», а также социально-правовые явления, которые за ними стоят, отличаются друг от друга. Достаточно указать на то, что реализация субъективных прав связана не со всеми, а лишь с одним видом правовых норм, а именно – с управомочивающими. Последние, в отличие от обязывающих и запрещающих норм, предоставляют субъекту прав, свобод и законных интересов возможность свободного выбора способов их реализации. Гражданин, обладающий определёнными субъективными правами, сам решает, когда, каким именно из предусмотренных правом способом он будет реализовать своё субъективное право, и надо ли его реализовывать вообще. Что же касается обязывающих и запрещающих правовых норм, то граждане должны точно и полностью выполнять установления императивных норм в части как совершения предписываемых действий (обязывающие нормы), так и воздержания от запрещённых действий (запрещающие нормы).

Кроме того, реализация субъективного права гражданина не всегда связана с осуществлением одной нормы права. Некоторые субъективные права регулируются целой системой правовых норм, которые вступают в действие на отдельных стадиях процесса (реализации). Такое положение существует, например, при реализации права распорядится своим имуществом на случай смерти путём составления завещания: для осуществления данного права зачастую бывает необходимо воспользоваться правомочиями, выраженными в различных нормах главы 62 ГК.

Рассматривая особенности реализации субъективных прав, В.В.Копейчиков считает, что важное значение имеет ответ на вопрос: идёт ли речь о субъективном праве, которое уже материализовано, или о процессе достижения указанной стадии материализации. Между обеими ситуациями много общего, но есть и особенности, которые необходимо учитывать. В случае, когда материализация субъективного права уже осуществлена, и гражданин, обладая, например, определённой собственностью, использует её, удовлетворяя тем самым свои нужды, реализация субъективного права данным гражданином с точки зрения его взаимоотношений с внешней средой связана с устранением тех негативных условий, которые мешают дальнейшей эффективной практической реализации уже материализованного субъективного права. Если же материализация субъективного права на практике ещё не осуществлена, процесс его реализации заключается в совершении гражданином и его контрагентами действий, обеспечивающих создание условий, при которых субъективное право может быть фактически материализовано.

Процесс материализации субъективного права, фактической реализации того притязания, которое в нём заложено, во многом зависит от природы того или иного субъективного права, а также от отношения к нему других граждан и должностных лиц.

Материализация субъективных прав (а зачастую и законных интересов) находит своё выражение в регулятивных пра­вовых средствах, которые непосредственно используются субъектами в их практической деятельности по претворению в жизнь правовых тре­бований и возможностей. Обособляясь в отраслях правах, правовых институтах, комплексных правовых образованиях, а в плоскости прак­тического действия права - соответствующих индивидуальных уста­новлениях и формах, закрепляющих порядок осуществления субъективных прав и обязанностей, конкретизирующих меры возможного и должного пове­дения (гражданско-правовые договоры, внедоговорные обязательства и средства их исполне­ния, трудовые соглашения и др.), регулятивные средства устанавливают спо­собы и порядок осуществления права, обеспечивают надлежащую правореализующую деятельность субъектов.

Особенно важное значение для реализации норм частного права имеют договоры, которые, с одной стороны, являются основаниями возникновения различных правоотношений, а с другой – выступают в качестве регуляторов общественных отношений. Субъекты, находящиеся в автономном положении по отношению друг к другу и заключающие разного рода договоры, сделки, регулируют не только собственное поведение, но и устанавливают в рамках закона взаимные права и обязанности. При совершении так называемых односторонних актов порождаются определённые обязанности других лиц и органов. Всё это позволяет сказать, что в этих случаях происходит индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Субъекты такого регулирования определяют условия, порядок осуществления диспозиций определённых норм права. В диспозиции подобных правовых норм законодатель сам предоставляет возможность сторонам урегулировать свои отношения по договорённости.

Гражданско-правовой договор, являясь правовой формой опосредования экономических связей, никакого отношения к государству как субъекту публичного права не имеет. Очевидно, что в договоре, который выступает формой разграничения или согласования противоречивых интересов двух или более субъектов, формально свободная воля и интересы одного субъекта по отношению к другому должны находится в экономической, а не в административной зависимости.

Соотношение между частными интересами, которые опосредует договор, это дело частных интересов. Но договорное право не устраняет полностью государство, ему отводится иная роль – не определение границы свободы в договорном праве, а охрана определённой самими субъектами меры свободы, создание условий для реализации закреплённого в договоре субъективного права, защиты и гарантии в экономических отношениях.

Функционирование механизма реализации права в процессе практического осуществления субъективных гражданских прав отличается значительным своеобразием. Использование право­вых средств в реализации права всегда имеет «материальное» продол­жение, в конечном счете, включает вещественные элементы, воплоща­ется в волевой деятельности субъектов, т. е. зависит от человеческого фактора.

Деятельность людей по реализации субъективных прав и законных интересов практически всегда осуществляется в форме использования. Для их реализации необходимо, чтобы управомоченный субъект пожелал совершить определённые действия (бездействия), «воспринял» на себя содержание нормы права, а затем уже реализовал это преобразование из объективного в субъективное право. Так определённая группа правовых норм до реализации проходит ступень конкретизации в субъективном праве. Так, обладая свободой заключения договора, одного этого обладания для возникновения правоотношения не достаточно. Необходимо ещё и волеизъявление субъекта, которое выразилось бы в совершении фактических и одновременно юридически значимых действий, направленных на возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Однако нельзя на основании этого отождествлять реализацию норм частного права только путём использования. Она осуществляется и посредством иных форм реализации. Субъективные права без корреспондирующих обязанностей существовать не могут. Развитие субъективных прав граждан необходимо предполагает обеспечение их реализации поведением юридически обязанных лиц и гарантируется принудительной силой государства, в случае их неадекватного по отношению к управомоченному лицу поведения. Соблюдение запретов, исполнение обязанностей, применение правовых предписаний – это одновременно и способы обеспечения использования субъективных прав в полной мере и надлежащим образом, которые применяются и в частном праве в том числе. В частности, это относится и к применению права: путём правоприменительных актов обеспечивается возможность осуществления гражданами своих субъективных прав и законных интересов, отражённых в нормах права. Например, в случае, когда обязанные лица не исполняют правомерных требований управомоченного лица, уклоняясь от уплаты алиментов (которые, кстати, в соответствии со ст.99 СК РФ можно уплачивать, реализовав в форме использования своё право на заключение алиментного соглашения), либо возникают иные обстоятельства, требующие охраны и защиты субъективных интересов, т.е. реализация возможностей, заложенных в норме права, в том числе и в норме частного права, силами и средствами управомоченных лиц становится затруднительной или невозможной без вмешательства властных органов, легальное принуждение путём осуществления правоприменительного действия и вынесения правоприменительного акта становится необходимым условием для полного воплощения в жизнь положений, установленных нормой права.

Правоприменительная деятельность как бы «вклинивается» в механизм реализации, права, если возникают препятствия в реализации субъектив­ных прав, законных интересов, добровольно не исполняются юридические обязанности либо исполняются с дефектами, неправильным использованием правовых средств. Устраняя эти препятствия, правоприменение доводит до конца процесс реализации права на завершающей стадии правового регули­рования. Оно обязательно и необходимо во всех случаях применения мер государственного принуждения.

Но взаимосоответствующие права и обязанности не обязательно возникают только в правоотношениях. Например, право собственности как субъективное право гражданина существует до и вне возможных правоотношений по поводу имущества, что не исключает широкого круга обязанностей других лиц, которые делают возможным существование и реализацию субъективного права собственника.

Неоднозначным является вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве правореализации неиспользование участниками общественных отношений определенных прав. Ю.С.Решетов полагает, что такими поступками не реализуются правовые нормы. Во-первых, реализация нормы права, очерчивающей соответствующее право, происходит тогда, когда последнее используется соответствующим носителем. Если же лицо не использовало право даже по собственной воле, правовая норма не реализуется. Во-вторых, нельзя говорить и о том, что в таких случаях лицо реализует право на неиспользование права. Законодательство не закрепляет права на неиспользование права или свободы. В-третьих, таким поступкам не даётся правовая оценка, закон не предусматривает каких-либо юридических последствий. Поэтому неиспользование права по мнению, Ю.С.Решетова, нельзя оценивать в качестве правомерного или противоправного поступка.

Действительно, для большинства случаев данная точка зрения является совершенно справедливой, но в то же время следует учитывать те изменения, которые произошли в различных сферах общественной жизни и нашли отражение в ныне действующем законодательстве. Особенно характерны такие изменения для гражданского законодательства. Так в ст.9 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права. Это означает, что все вопросы, связанные с использованием субъективных прав, включая объем и способы их реализации, а также с отказом от субъективных прав, передачей их другим лицам и т.п., решаются управомоченным лицом по его собственному усмотрению. В науке гражданского права под осуществлением права понимают поведение лица, соответствующее содержанию принадлежащего ему права, т.е. совершение определенных действий или воздержание от них. Проявлением свободы поведения (следовательно, и правореализации) является широкое усмотрение лица при выборе варианта своего поведения в пределах, предусмотренных гражданским правом. В п.2 ст.9 ГК РФ закреплено общее положение о том, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Следовательно, можно сделать вывод, что в ряде случаев реализация норм частного права может осуществляться и путём такого способа правомерного поведения, как воздержание от использования своего права.

Помимо изложенных аргументов, можно добавить следующее: воздержание от использования субъективных прав – это тоже волеизъявление по поводу распоряжения/нераспоряжения своим правом, возможность которого закрепляется в целом ряде правовых норм. Например, в ст.28 Конституции РФ, как и в основных законах большинства демократических государств закреплено право граждан исповедовать любую религию или [право ] не исповедывать никакой . То есть, воздерживаясь от вероисповедания, гражданин также реализует предоставленное ему право. То же можно сказать и о свободе совести, свободе мысли и т.п. В сфере гражданского права можно выделить положения, которые связаны с принципам свободы договора (п.п.4, 5 ст.421 ГК), когда субъекты могут устанавливать или не устанавливать определённые условия по своему усмотрению, и в случае пассивного поведения (неустановления условий, правил), они также реализуют свои субъективные права: например, стороны не закрепили альтернативную подсудность в арбитражной оговорке, возможность которой предусмотрена по закону, не установили особых условий договора. Обычно такие способы реализации в самом законе сопровождаются формулировками «если стороны не установили иного…», «…определяются по соглашению сторон» и прочими. При этом юридическая природа такого рода бездействий не вызывает сомнений, поскольку влечёт за собой правовые последствия в виде применения положений диспозитивной нормой (с содержанием которой стороны фактически согласились, не изменив её условиями договора), обычаев и обыкновений и т.д. Также можно привести по этому поводу пример из сферы корпоративного права: если акционеры воздерживаются от голосования, присутствуя на общем собрании, то, следовательно, не набирается необходимое число голосов и решение считается не принятым. В данных случаях бездействие является правореализующим правомерным поведением, само по себе юридически значимым, влекущим правовые последствия.

Малиновский, А. А.
Назначение субъективного права /А. А. Малиновский
.
//Правоведение. -2006. — № 4. — С. 222 — 230
На с. 225: Таблица. Субъективное право в рамках
которого будет удовлетворена потребность.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.

ПОТРЕБНОСТИ — СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА — ТЕОРИЯ ПРАВА

Материал(ы):

  • Назначение субъективного права.
    Малиновский, А. А.
    Назначение субъективного права

    А. А. Малиновский[*]

    Рассматривая вопрос о назначении права, необходимо четко разли­чать два аспекта этой проблемы. Первый заключается в изучении социаль­ного назначения объективного права, которое состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабиль­ности, единства и динамизма, иначе говоря - в создании необходимых условий для нормального и прогрессивного развития общества. В данном случае речь идет о роли законодательства в нормативно-правовой регла­ментации общественных отношений. Второй аспект, который и будет рас­смотрен в настоящей статье, включает в себя проблематику, связанную с назначением субъективного права.

    Субъективное право представляет собой меру возможного поведения (меру свободы), предоставленную управомоченному лицу для удовлетворе­ния своего интереса. Как следует из данного определения, назначение субъективного права состоит в том, чтобы субъект мог на законных основа­ниях, в рамках предоставленных ему объективным правом правомочий, со­вершать действия, направленные на удовлетворение своих интересов. По­этому ключевым моментом в понимании назначения субъективного права является содержание понятия «интерес». Остановимся на нем более подробно.

    В основе любого субъективного права лежит потребность, а точнее, необходимость в ее удовлетворении. Попутно заметим, что категория «по­требность» в большей степени относится к понятийному аппарату психо­логии. В юриспруденции эта категория преимущественно обозначается через термин «интерес». Категория интереса довольно обстоятельно ис­следована в отечественной и зарубежной юридической литературе. Однако ниже данная категория будет рассмотрена сквозь призму назначения субъективного права.

    Итак, у человека возникают потребности, которые необходимо удовлет­ворить. Но одного наличия потребности в качестве стимула к соответству­ющему поведению недостаточно. Необходимо сначала, чтобы человек осоз­нал эту потребность. Не всякая потребность может быть осознана (например, не осознается необходимость для организма того или иного витамина).

    Осознание потребности актуализирует ее для конкретного субъекта, превращая ее в мотив. Под мотивом в психологии понимается сознатель­ное побуждение к достижению цели, осознаваемой индивидом как личност­ная необходимость.

    После того как потребность мотивировала человека на совершение определенных действий, у него появляется желание достичь поставленной цели. Это желание можно терминологически обозначить как интерес (ин­терес в удовлетворении своей потребности). Объективности ради скажем, что категория «интерес» в психологической науке не столь популярна, как «потребность». Более того, большинство зарубежных психологов не ис­пользуют активно понятие интереса в своем категориальном аппарате.

    Для выяснения назначения субъективного права представляется обо­снованным более пристально присмотреться к такой категории, как «по­требность». Этот подход заслуживает внимания, поскольку в дефинициях как «субъективного права», так и «интереса» зачастую содержится прямое указание на потребности индивида. Например, Г. Ф. Шершеневич пишет: «Субъективное право есть власть осуществлять свой интерес, а поэтому интерес является определяющим моментом. Интерес предполагает, что че­ловек сознает способность блага удовлетворить его потребность и потому стремится этим путем». С. В. Михайлов указывает, что по форме интерес представляет собой общественное отношение, имеющее содержанием по­требность субъекта, носящую социальный характер и проявляющуюся в осознании и реализации целей. В этом плане термины «интерес» и «осоз­нанная потребность» можно употреблять как синонимы.

    В то же время, раскрывая назначение субъективного права, было бы неверным полностью отказываться от категории интереса. Во-первых, это понятие достаточно часто используется в юриспруденции. Во-вторых, не­которые носители субъективных прав и свобод (предприятия, учреждения, политические партии, общественные организации, религиозные объеди­нения) в силу отсутствия у них психики не могут осознавать свои потреб­ности, но, безусловно, имеют интерес в достижении своих целей. В-треть­их, конкретный интерес, как мотив и одновременно цель правового поведения, - это не только желание удовлетворить осознанную потреб­ность, но еще и указание на те общественные отношения (а в большинстве случаев - правоотношения), в рамках которых только и можно достичь поставленной цели.

    Правоотношения, в сфере которых реализуются интересы, предпола­гают признание государством и обществом за человеком необходимости в удовлетворении некоторых потребностей, а также - в целом ряде случа­ев-и способов такого удовлетворения. Кроме того, удовлетворение прямо указанных (или подразумеваемых) в законе потребностей обеспечивается принудительной силой государства.

    Основным назначением субъективного права является формальная провозглашенность и государственная гарантированность возможности человека удовлетворить свою потребность (интерес) установленным в за­коне способом. Безусловно, далеко не любая потребность может быть положена в основу субъективного права и не каждый способ ее удовлет­ворения может быть признан легальным. Поэтому одной из задач юрис­пруденции на протяжении веков как раз и было выявление тех базовых (витальных и социальных) потребностей, без удовлетворения которых че­ловек не может существовать, а также тех способов их удовлетворения, которые признаются государством и обществом приемлемыми на конкрет­но-историческом этапе развития социума.

    В самом общем виде под потребностью понимается испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизне­деятельности, оптимальных для него как биологического существа, инди­вида и личности.

    Потребность обусловливает направленность организма, индивида, личности к созданию и реализации условий существования и развития. С определенной долей условности потребности можно разделить на ви­тальные (т. е. биологически необходимые для человека), социальные (при­сущие человеку, выражаясь словами Аристотеля, как «политическому существу», как члену общества) и духовные (потребности в творчестве, эстетических наслаждениях и т. д.).

    Известный психолог А. X. Маслоу разработал классификацию потребностей, представив иерархию таковых в виде пирамиды, где осно­вание образуют физиологические потребности, а вершину - потребность в самоактуализации. В самом общем виде данная классификация включа­ет в себя:

    1) физиологические потребности (сон, голод, жажда);

    2) потребности в безопасности и защите (наличие хорошо оплачивае­мой работы, уверенность в завтрашнем дне, защищенность от противо­правных действий);

    3) потребности в принадлежности к социальным группам и в любви (наличие заботы со стороны родных и близких);

    4) потребности в уважении (признание заслуг и успехов);

    5) познавательные потребности (стремление получить знания и навыки);

    6) эстетические потребности (необходимость удовлетворения чувства прекрасного);

    7) потребность в самоактуализации (личное самосовершенство­вание).

    Удовлетворение некоторых из указанных потребностей невозможно без их формально-юридического признания и правового опосредования самого механизма удовлетворения. Схематично это выглядит так: потреб­ность - субъективное право - способ осуществления субъективного права.

    Вполне очевидно, что каждой потребности должно соответствовать определенное субъективное право (субъективные права), в рамках которо­го и будет удовлетворена потребность. Такое соответствие может быть представлено в виде таблицы:

    Потребности Субъективное право
    1. Физиологические Право на жизнь; право на здоровье; право на отдых; право на получение пенсий и пособий не ниже прожиточного ми­нимума и др.
    2. В безопасности и защите Право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, личную и семейную тайну; право на адвоката; право на социальное обеспечение; право на судебную защиту и др.
    3. В принадлежности к социальным группам и в любви Право на объединение; право на вступление в брак; право на воспитание детей; свобода совести и вероисповедания; право избирать и быть избранным и др.
    4. В уважении Право на защиту чести, достоинства, деловой репутации; право на защиту от дискриминации.
    5. Познавательные Право на образование; право на научную деятельность; пра­во на поиск и получение информации и др.
    6. Эстетические Право на участие в культурной жизни и доступ к культур­ным ценностям; свобода литературного и художественного творчества и др.
    7. В самоактуализации Любое право, удовлетворяющее потребность человека в са­мореализации (например, право на участие в управлении де­лами государства, свобода преподавания).

    Не случаен тот факт, что первоначально государство формально при­знало за человеком его витальные потребности, без удовлетворения кото­рых он не может должным образом существовать. Права, дарованные человеку самой природой, получили название естественных прав; их ха­рактерная особенность в том, что посредством их осуществления можно удовлетворить имманентно присущие всем членам социума базовые по­требности. Естественное право, писал Томас Гоббс, есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. жизни. В этом контексте основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется путем признания социально-правовых притязаний в источниках права, т. е. возведения естественного права в закон.

    По мере эволюции общества, дальнейшего развития философии, психологии, медицины, юриспруденции за человеком признавалось все больше разнообразных потребностей. Поэтому и количество субъективных прав существенно возросло: появились право избирать и быть избранным, право на отдых, на отпуск по беременности и родам, право на социальную защиту, на получение информации и др. Расширилось и назначение неко­торых субъективных прав. В частности, субъективное гражданское право на возмещение вреда, причиненного деликтом, включило в себя, помимо

    права на возмещение имущественного ущерба, право на возмещение мо­рального вреда. Право индивида не свидетельствовать против самого себя дополнилось правом не свидетельствовать против своего супруга и близ­ких родственников.

    Отметим также и специфику в понимании тех или иных потребностей человека в обществах с различными обычаями, культурными и религиоз­ными традициями. К примеру, в христианстве потребность в многоженстве считается греховной и потому в социумах, основанных на данной религи­озной традиции, индивид не наделяется соответствующим правом. В об­ществах, ориентированных на исламскую традицию, этот вопрос решается иначе. Сексуальные отношения с законными женами не считаются грехом. Греховны только внебрачные интимные отношения. Шейх Юсуф Кардави так обосновывает назначение права на многоженство: «Бывают случаи, когда сексуальные потребности мужа сильнее, чем у жены, или она хрони­чески больна, а супруг ее не может сдерживать в это время свои сексуаль­ные желания. Не целесообразнее ли позволить ему вступить в брак со вто­рой женщиной, вместо того чтобы подвергать себя греху и искать женщину на стороне? Бывают также времена, когда численность женщин превосхо­дит численность мужчин, например в послевоенный период. В подобной ситуации в интересах общества и самой женщины быть в семье, пусть и не единственной женой, чем проводить всю жизнь в одиночестве, обделенной благополучием, любовью и защитой, которые дает супружеская жизнь, а также радостью материнства, которая для любой нормальной женщины является неотъемлемой природной потребностью».

    Заметим, что не все потребности являются основой субъективных прав. Удовлетворение некоторых из них (потребность в счастье, общест­венном признании, дружбе и т. п.) не обеспечивается принудительной си­лой государства, но это не означает, что их вообще нельзя удовлетворить. Реализация данных потребностей не находится в сфере правового регули­рования, поскольку они не являются в строгом смысле витальными, а представляют собой глубоко личные переживания.

    В то же время общество на конкретно-историческом этапе своего раз­вития может и не признать необходимым удовлетворение какой-либо потребности и отказать индивиду в ее легитимации. В результате у лица будет отсутствовать субъективное право, в рамках которого возможно удовлетворение данной потребности. Речь, в частности, идет о так называе­мых порочных потребностях, само осознание которых общество считает предосудительным, а удовлетворение - недопустимым. Так, например, го­мосексуальные отношения (а следовательно, и однополые браки) в боль­шинстве стран рассматриваются как социально упречные. Общество, как правило, не признает наличие у человека потребности в сексуальных от­ношениях с лицом того же пола. А раз нет потребности, нуждающейся в удовлетворении, не может быть и соответствующего субъективного права.

    Кроме того, как известно еще со времен римской юриспруденции, назначение субъективного права на вступление в брак заключается в со­здании необходимых условий для нормального развития семейных отно­шений, направленных на рождение и воспитание детей. Именно потому,

    что брак между лицами одного пола исключает рождение детей, он не может быть заключен, поскольку это противоречило бы назначению означенного субъективного права.

    Дискуссионным в настоящее время является вопрос о назначении субъ­ективного права человека на смерть. Проблема заключается не только в том, признает ли общество за неизлечимо больным потребность в безболезненной смерти или нет. Она гораздо шире. Речь идет о том, может ли вообще у чело­века возникнуть потребность в смерти и должно ли государство и общество правовыми нормами регламентировать способы ее удовлетворения. Или же осознание такой потребности свидетельствует о наличии психического забо­левания и человек просто нуждается в соответствующем лечении.

    Обратимся теперь к теоретическим аспектам проблемы. По мнению В. П. Грибанова, назначение права- объективная категория. Ее объек­тивный характер определяется, с одной стороны, исторической обуслов­ленностью назначения права, которое выражает определенные социально-экономические условия жизни общества, а с другой - тем, что цели, для достижения которых может быть использовано субъективное право, либо прямо предусмотрены, либо санкционированы законом. И хотя цели, ради достижения которых управомоченный субъект использует свое право, определяются его индивидуальной волей, они не могут выходить за рамки тех целей, которые признаются заслуживающими уважения со стороны всего общества.

    В общетеоретическом плане назначение субъективного права обус­ловлено осознанной потребностью (интересом) индивида и желанием удовлетворить эту потребность посредством осуществления конкретного субъективного права, способом, установленным в законе.

    Однако предоставление индивиду юридических гарантий для удов­летворения его потребностей - это только один из аспектов проблемы назначения субъективного права. Другой аспект заключается в разумном ограничении эгоизма управомоченного субъекта, в установлении точно выверенного баланса между потребностями отдельных индивидов, между конкурирующими интересами личности, общества и государства.

    В этом плане назначение субъективного права состоит в предоставле­нии управомоченному субъекту возможности удовлетворить свои потреб­ности таким способом, чтобы при этом не нарушались права и свободы граждан, не страдала общественная нравственность, не подвергались угрозе интересы национальной безопасности, не наносился ущерб окру­жающей природной среде. Задача законодателя, определяющего назначе­ние конкретного субъективного права, заключается в том, чтобы вписать человеческие потребности в четко определенные юридические рамки, обусловленные максимально допустимыми обществом пределами дозво­ленного поведения. В этом и состоит неразрывная связь между назначени­ем субъективного права и содержанием права объективного.

    С определенной долей условности можно говорить о том, что каждой конкретной потребности корреспондирует соответствующее субъективное право. Удовлетворение потребности представляет собой цель, а субъективное

    право - средство ее достижения. Если субъект достигает поставленной цели при помощи неадекватного средства (реализует потребность, для удовлетворения которой предусмотрено одно субъективное право, посред­ством осуществления другого субъективного права), то он осуществляет субъективное право в противоречии с его назначением. Это социально не­желательно, и в целом ряде случаев закон предусматривает для субъекта наступление негативных последствий (например, отказ в судебной защите права, осуществленного в противоречии с его назначением, или лишение соответствующего права). В частности, ст. 7 Семейного кодекса РФ пред­писывает, что семейные права охраняются законом, за исключением слу­чаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

    Подобный подход нашел свое отражение как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе. Например, в одном из учебников по гражданскому праву указывается, что под назначением права понимается та цель, для достижений которой данное право предоставлено субъекту. Назначение субъективных прав либо прямо определяется гражданским законодательством, либо устанавливается самими участниками граждан­ских правоотношений в их договоре, либо вытекает из существа данного права. Так, по договору жилищного найма жилое помещение предоставля­ется нанимателю и членам его семьи для постоянного проживания, т. е. для удовлетворения потребностей в жилье. Поэтому, если жилое помеще­ние самовольно используется для других целей, например для организа­ции производства или ведения предпринимательской деятельности, это будет означать, что право осуществляется в противоречии с его конкрет­ным назначением.

    Рассматривая вопрос о назначении субъективных прав сквозь призму проблемы злоупотребления правом, Жан-Луи Бержель пишет, что субъек­тивные права предоставляются только для удовлетворения легитимных интересов, а не для нанесения вреда другому лицу. Существование субъек­тивных прав приобретает крайне нежелательный характер, если они от­клоняются от своей цели. В таком случае необходимо сопоставить цель, преследуемую обладателями прав, и конечную направленность самих прав: целью некоторых прав выступает интерес их обладателя; другие предназначены для защиты иных лиц, например детей; третьи обусловлены общим интересом; четвертые имеют одновременно и индивидуальную, и социальную функцию, как, например, право собственности. При таком подходе суды могут наказывать за злоупотребление правом, искажение за­кона, превышение властных полномочий.

    По мнению Ю. С. Васильева, назначение права может быть раскрыто через его объективную цель и субъективный интерес управомоченного, которые должны совпадать. Цель права - это тот результат, к которому, по мысли законодателя, должно привести осуществление права и который заложен в содержании нормы права. Но назначение права - это не только общественно полезная цель права, результат его осуществления, но и пра­вильное по содержанию развитие самих правовых отношений.

    Правовые отношения являются в конечном счете лишь средством достижения определенных, признанных обществом целей. Но они имеют и известное самостоятельное значение, поскольку возникают между людьми, наделенными сознанием, психологией, привычками, и призваны еще до достижения цели оказывать некое воздействие на сознание и психологию. Кроме того, правовые отношения - это часть общественных отношений в целом, поэтому необходимо учитывать их влияние на другие - неправо­вые - отношения. Государство, общество не могут безразлично относить­ся к тому, какими средствами достигаются признанные обществом цели. Негодные средства, порочное развитие правовых отношений так же недо­пустимы, как и стремление к порочной цели.

    Осуществление права вопреки его назначению, пишет Ю. С. Васильев, является противоправным действием и должно рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания права недействительным. Здесь имеет место объективное противоречие между использованием кон­кретного субъективного права и его назначением, т. е. той ролью, которую оно призвано играть в системе общественных отношений.

    Назначение субъективного права может быть определено в доктрине, законодательстве или, в случае необходимости, в судебном решении.

    Вопрос о назначении какого-либо субъективного права первоначально разрабатывается юридической доктриной. К примеру, назначение права собственности, родительских прав, прав завещателя и наследников было определено еще римскими юристами. По мере развития цивилизации по­являются все новые доктрины, в которых осмысливаются человеческие потребности и обосновывается необходимость предоставления индивиду новых субъективных прав (в частности, права на трансплантацию донор­ских органов, на искусственное оплодотворение и др.).

    Назначение конкретных субъективных прав и свобод предопределя­ется общими принципами права, принципами той отрасли права, в рамках которой они были предоставлены, целью и смыслом самого субъективного права, а также теми обязанностями, которые были возложены на управо-моченного субъекта. В отдельных законодательных актах содержатся нормы, анализ которых позволяет выявить назначение тех или иных субъективных прав. Например, анализ ст. 1 «Цели и задачи трудового законодательства» и ст. 2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отноше­ний» Трудового кодекса РФ дает возможность утверждать, что трудовые права предназначены для: свободного распоряжения человеком своими способностями к труду, выбору профессии и роду деятельности; создания благоприятных условий труда; достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства; обеспе­чения равенства возможностей работников на продвижение по работе; защиты интересов работника и т. д.

В возможности управомоченного потребовать установленного поведения от обязанных лиц для удовлетворения его законных интересов;

В возможности управомоченного попросить защиты у компетентных государственных органов в случае нарушения его прав. Речь прежде всего идет о принудительной реализации права участника правоотношения.

Юридическая обязанность субъекта, в отличие от субъективного права, заключается в необходимости согласовывать свое поведение с представленными к нему требованиями.

Юридически обязанное лицо, вероятно, действует не таким образом, как его побуждают собственные интересы, хотя оно должно считаться с предписаниями правовых норм, которые отражают и охраняют интересы других лиц. Право и обязанность в правоотношении являются важнейшими и необходимыми условиями нормального человеческого общения. В их правильном соотношении, при взаимосвязи и взаимозависимости различных интересов проявляется реальный облик правового общества и правового государства.

Юридическая обязанность является предусмотренной законодательством и гарантируемой государством необходимостью установленного поведения участника правовых отношений в интересах управомоченного субъекта. Если содержание субъективного права формирует мера разрешенного поведения, то содержание его обязанности – мера должного поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывают меру должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

Две разновидности юридической обязанности выражаются:

В необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений;

Необходимости воздержанности от поступков, запрещенных нормами права.

Реализация субъективных юридических прав и обязанностей предполагает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, реализацию заложенной в них меры должного и дозволенного поведения в действующих общественных отношениях.

Объект правоотношения

Объект правоотношения – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения. Объектом правоотношений является действительное поведение его участников. Участники правоотношения строят свое поведение в соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности.



Объектом правоотношений выступает поведение людей:

В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ;

Объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой;

Главные составляющие правового статуса личности

Правовой статус личности включает в себя несколько элементов - это права, свободы и обязанности Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.). Текст Декларации опубликован в "Библиотечке "Российской газеты" выпуск N 22-23, 1999 г.. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом.

Права и свободы личности. Их классификация.

Права и свободы лица определяют условия ее нормальной жизнедеятельности, создают необходимые условия для всестороннего развития, удовлетворение интересов и нужд.

Права и свободы личности - это определенные возможности, необходимые для удовлетворения личностью своих жизненных нужд - материальных и нематериальных, для существования и развития личности в конкретно исторических условиях, которые объективно обусловлены уровнем развития общества. Права и свободы являются естественными, прирожденными и неотъемлемыми качествами личности, без которых она не может нормально существовать.

Положения о естественном происхождении права и свобод ни в коем случае не означает, что они не нуждаются в законодательном закреплении, скорее наоборот, именно благодаря юридическому закреплению прав и свобод создаются реальные основания для обеспечения их неотъемлемого и нерушимого характера.

Права и свободы - это закрепленные в законодательстве и гарантированные государством юридические возможности, которые позволяют каждому свободно и по собственному желанию вести и создавать, а также пользоваться предоставленными ему нормами права социальными благами.

В чем же отличие таких понятий как «права» и «свободы»? В целом в современной науке эти категории по своей сущности и содержанию считаются равными. По юридической природе и по средствам гарантированности права и свободы являются идентичными. Вместе с тем термин «свобода» подчеркивает шире возможности индивидуального выбора (свобода мысли, свобода слова), не очерчивая конкретного конечного результата ее реализации, тогда как термин «право» определяет конкретные действия субъектов (право на забастовку, право на неприкосновенность жилья).

Исторически самая первая попытка классифицировать права и свободы была осуществлена в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в соответствии с которой права и свободы делились на две группы - те, которые принадлежат человеку, и те, которые принадлежат гражданину. Эта классификация основывалась на концепции естественного права, согласно которой некоторые права и свободы существовали еще в догосударственном периоде (права человека), а другие (права гражданина) формируется на основе их закрепления в государством в законах.

В современной теории государства и права раздвоение прав и свобод личности на права человека и права гражданина объясняется главным образом разделением сфер функционирования гражданского общества и государства. В гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, они квалифицируют личность как члена государственно-организованного сообщества. Таким образом, права человека и права гражданина в своей совокупности отражают самые разные связи личности с обществом и с государством.

Достаточно распространенной является разделение прав и свобод на основные - необходимые для нормального существования и развития; и вспомогательные - не являющиеся жизненно необходимыми, но предоставляющие дополнительные возможности.

По субъектному составу их осуществления делятся на индивидуальные - осуществляются единолично (право на свободу вероисповедания, право на получение высшего образования и др.); коллективные - могут реализовываться только коллективными действиями субъектов права (право на создание политических партий и др.); индивидуально-коллективные - осуществляются объединенными действиями, как индивидуальными, так и коллективными.

По времени возникновения права и свободы личности делятся на права и свободы первого, второго и третьего поколений. Ныне происходит становление четвертого поколения прав человека.

Первое поколение прав человека - личные (гражданские) и политические права-- право на свободу мысли, совести и религии, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности и т.д.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав.

В период после второй мировой войны стало сформироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На мой взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Некоторые авторы высказывают точку зрения, в соответствии с который к третьему поколению относятся только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" -- право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду т.д.

В наше время стало возможным говорить о становлении четвертого поколения прав человека - права на информационное пространство мира, на предоставление разнообразных услуг, обеспечение информационных отношений внутри страны и за рубежом. Одновременно идет становление прав человека, связанных с клонированием и другими открытиями в области микробиологии, медицины, генетики и т.д.

Наиболее распространенной является классификация прав и свобод личности по сферам их реализации в общественной жизни:

Личные (гражданские) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. К личным правам обычно относят возможности человека, необходимые для обеспечения его физической и моральной индивидуальности. В соответствии с этим гражданские права можно разграничить на физические и духовные. Физические права: на жизнь, на личную неприкосновенность, свободу передвижений, выбор места жительства, жилище и т.д. Духовные права: на имя, честь, достоинство, не справедливый, независимый и публичный суд.

Политические права - возможности (свободы) гражданина активно участвовать в управлении государством и в общественной жизни, влиять на деятельность различных государственных органов, а также общественных организаций политической направленности. Это - право избирать и быть избранным, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, свобода демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, печати и т.д.

Экономические права - возможности человека и гражданина распоряжаться предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, принимать участие в производстве материальных благ. Важнейшие из них - право на частную собственность, предпринимательскую деятельность и свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права - возможности личности и гражданина свободно распоряжаться своей рабочей силой, использовать ее самостоятельно или по трудовому договору, то есть право на свободный труд, право на социальное обеспечение, социальное страхование, отдых, достойный уровень жизни и т.д.

Культурные права - возможности (свободы) сохранения и развития национальной самобытности человека, доступа к духовным достижениям человечества, их усвоения, использования и участия в дальнейшем их развитии. К ним относятся: право на образование, обучение на родном языке, право на использование отечественных и мировых достижений культуры, право на свободное научное, техническое и художественное творчество.

Экологические права - возможности (свободы) пользоваться природной средой как естественной средой обитания. Это - права на безопасную экологическую среду, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями. Гражданин имеет полное право на получение в установленном порядке достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье населения.

Информационные права - возможности пользоваться разнообразием правовых услуг, основанных на интеллектуальных информационных технологиях и технологиях связи. Это право на доступ к информации, право на распространение информации любым законным способом, право на защиту от вредной информации и др Волинка К. Г. «Теория государства и права», 2003 г., стр.207-213.

Ограничение прав и свобод допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством конкретного государства и соответствуют нормам международного права. Указанное положение распространяется и на ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения.

Права личности - это не «дар» государства, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2008, № 6, с. 106-109

О РОЛИ ПРАВА В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2008 г. О. В. Орлова1

В современных условиях происходит усложнение взаимодействия общества и личности. Личность все чаще выступает как активный субъект социального управления, как творец материальных, духовных и иных ценностей. В свою очередь гражданское общество предполагает признание и защиту прав и свобод человека, создает условия для его самоопределения и самореализации, для становления личности как полноправного и ответственного члена сообщества, активного и сознательного участника политического процесса. Вне общества не может быть социализации личности (нравственной, политической, правовой и т.д.), ее адаптации к окружающей социально-политической действительности. И в то же время именно личность оказывает определяющее воздействие на функционирование разнообразных общественных институтов и общества в целом.

Естественно, взаимное влияние друг на друга человека и общества существовало всегда, начиная еще с догосударственного периода. Вместе с тем на определенном этапе развития общественной жизни появилась особая форма человеческого общества, получившая в науке название "гражданское общество". Эта категория предполагает появление гражданина, осознающего себя независимой и активной личностью, наделенной определенными правами и свободами, возможностью самостоятельно и ответственно участвовать в той или иной форме в жизни общества и государства.

В середине XX в. интерес к идее гражданского общества несколько угас. В литературе, особенно социологической, и в первую очередь западной, достаточно часто встречается утверждение о том, что само понятие "гражданское общество" в современных условиях устарело и поэтому следует говорить о социуме, социальных отношениях, социальности и т.п. Более того, стало "модным" вообще отрицать существование общества как такового2.

Примечательно в этом отношении высказывание Э. Геллнера: "В последние десятилетия мы стали свидетелями рождения (или возрождения) идеала гражданского общества. Прежде понятие гражданского общества занимало разве что историков философии, интересующихся, например, Локком или Гегелем. Оно не вызывало широкого резонанса, не будило живого

1 Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.

2 См., например: Гофман А.Б. Существует ли общество? От

психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2005. < 1. С. 18-25.

отклика. Наоборот, казалось, понятие это покрыто пылью. И вдруг его извлекли почти из небытия, очистили и превратили в сияющую, надраенную до блеска

эмблему"3.

Действительно, в конце 80-х годов XX в. интерес к этой идее постепенно возрастает, что связано с переходом к информационному обществу, развитием различных форм социальной активности и демократии, расширением глобализационных процессов. Безусловно, первоначальное понятие гражданского общества понимаемого как "борьба всех против всех" кануло в лету. Сегодня гражданское общество - продукт естественного развития человечества, выражающийся в особом характере экономических, духовных, нравственных условий жизни и способствующий свободной реализации частных интересов индивидов. Но достижение этих интересов возможно только в процессе поддержания отношений с другими людьми, которые строятся на основе равенства, свободы и справедливости.

Бытующее мнение, что индивид все более и более отчуждается от государства и общества, как бы замыкается в своем "мирке" наедине с телевизором и компьютером и не участвует в жизни общества, разумеется, небезосновательно. Но, представляется, что сущность гражданского общества состоит не в том, что люди постоянно взаимодействуют друг с другом в разных формах (хотят они этого или нет), а в том, что в гражданском обществе индивид полностью отвечает за выбор своего поведения под защитой права. И государство не вправе вмешиваться в частную жизнь человека, если только он не совершает каких-либо правонарушений. Предназначение гражданского общества состоит в примирении социума, соединении частного и общего интересов, посредничестве между личностью и государственной властью.

Сегодня идея гражданского общества легла в основу поступательного развития Российского государства, так как именно гражданское общество способно обеспечить социально-политические, правовые и нравственные условия для стабильной и безопасной жизни человека, необходимые для проявления свободы человека во всех измерениях. Однако и государство не остается в стороне от решения этих задач и в лице своих органов в должной мере гарантирует реализацию и защиту прав и свобод человека. Вместе с тем архижи-вуч миф о том, что достаточно сформировать в России гражданское общество (общество сособственников, где государство будет играть роль "ночного сторожа") и наступит "рай" на земле.

3 Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М., 2004. С. 9.

В современной России уже произошли необратимые перемены. Хотя рано говорить о том, что у нас уже сформировалось устойчивое гражданское общество. Предназначение гражданского общества состоит в том, что, с одной стороны, оно снижает напряжение между государством, социальными группами и индивидами, особенно в связи с углублением социальной дифференциации, а с другой - способствует самореализации личности. В этой связи анализ различных форм проявления политико-правовой активности личностей представляет особый интерес. Бытие личности в гражданском обществе - одна из актуальных проблем современности. Механизмы гражданского общества действуют таким образом, что оно в силу саморегуляции и самоорганизации готово противостоять деструкции, устранять социальное напряжение и тем самым способствовать стабильности в развитии общественных отношений.

Жизнеспособность гражданского общества во многом зависит от социально-психологического компонента, который состоит как из сложившихся в определенной мере стихийно социальных желаний и ожиданий, так и общественного сознания, представления о месте и взаимосвязях личности и гражданского общества, общественных институтов и гражданского общества. Все вместе это определяет готовность к активной деятельности личности и гражданского общества в целом, и его отдельных институтов в частности.

Проблема соотношения личности и гражданского общества непосредственно связана с реализацией правового статуса личности, ибо права человека - необходимое условие и нормативная форма взаимодействия людей в гражданском обществе. В силу этого одной из важнейших задач нынешнего этапа формирования гражданского общества является осуществление на практике приоритета прав человека и реальное признание самоценности каждой отдельно взятой личности. В основе этого процесса лежит идея об индивидуальной свободе, понимаемой как возможность выбора линии своего поведения, в том числе в политической сфере, и, разумеется, в рамках, очерченных правом.

Взаимодействие гражданского общества и личности предполагает достижение оптимального сочетания свободы, равенства, справедливости, прав человека, равновесия между государством и гражданским обществом. Это тем более важно, поскольку именно через институты гражданского общества и при помощи права достижимы свобода и самореализация человека. Более того, формирование гражданского общества - главный путь к воплощению положения, закрепленного в ст. 1 Конституции РФ, т.е. построения в России демократического правового государства.

Право, как известно, является формой общественной связи, вбирающей в себя моральные, политические и иные социальные нормы, значительная часть которых составляет его основу. Многие люди не знают законов, а руководствуются в своем поведении действующими в обществе обычаями, установками, привычками и т.п., хотя и не всегда с пользой для самих себя и общества. Вместе с тем "полезность" поведения индивида пронизывает не только индивидуальную деятельность, но и все общественные отношения и лежит в основе одной из важнейших сфер общественной жизни - права. Особенностью права является то, что оно выражает публично-индивидуальный, общечеловече-

ский интерес, проявляющийся в таких, в частности, понятиях, как "свобода", "равенство", "сотрудничество", "компромисс", "солидарность", "порядок" и.п. Все эти понятия в большей или меньшей степени выражают целеполагание действия права в гражданском обществе.

Право, воздействуя на сознание и волю человека, нацелено на достижение определенного результата, т.е. обеспечение организованности и порядка. Это в значительной мере зависит от деятельности человека на различном общественном поприще. И в то же время именно право предоставляет конкретные возможности для реализации личностью своих индивидуальных способностей для удовлетворения материальных, духовных и политических интересов.

Вместе с тем невозможно построить абсолютную систему универсального права, ибо в разных социе-тальных и социокультурных обществах придается неодинаковое значение многим правовым понятиям, например, справедливости. Кроме того, нельзя не учитывать и особенности менталитета (политического, правового, нравственного), общественного уклада жизни, национального состава, духовности того или иного общества. Кроме того любое современное общество включает в себя достижения других цивилизаций, в том числе и в области правового регулирования. При этом следует иметь в виду, что каждый человек по-своему воспринимает духовные, политические и правовые ценности.

Смысл действия права в гражданском обществе состоит в том, чтобы обеспечить самостоятельность и независимость человека от государства как субъекта гражданского общества и одновременно гарантировать возможность для проявления его социальной (политической) активности, создать четкий механизм правовой защиты его прав и свобод. Это обеспечивает в обществе достоинство и самореализацию личности. Личностный аспект права выражается в притязании индивида на самореализацию, а также в обеспечении взаимной адаптации обще

ГРИНЬ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - 2014 г.