Подробно – социокультурная теория личности к.хорни:основные положения. Социокультурная теория личности (Карен Хорни) Сущность развития личности по к хорни

Подробно – социокультурная теория личности к.хорни:основные положения. Социокультурная теория личности (Карен Хорни) Сущность развития личности по к хорни

Хорни

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), формируется на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41, с. 61-62):

«В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера - удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства».

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное «базальной тревогой». Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, хоторая в свою очередь является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характеристики, становящиеся частью его личности, - так называемые «невротические тенденции». Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании «идеализированного образа»: слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в «экстерна-лизации», более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это направленность «к людям», направленность «против людей» и направленность «от людей». При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип. Человек с направленностью «к людям» проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится прежде всего как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. Стремление к власти и агрессия вытеснены глубоко в бессознательное и на самом деле такому человеку недостает интереса к другим. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип. Человек с направленностью «против людей» предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь представляется ему борьбой за выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда установка совершенно ясна, но более часто она скрывается за фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад имеет компоненты искренности, поскольку, пока не стоит вопрос о лидерстве, агрессивный тип может проявлять благосклонность. Особую важность он придает дискуссиям и сам провоцирует споры, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. В общем этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип. Человек с ориентацией на обособление, направленностью «от людей», предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, поскольку препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденцию к подавлению чувств и особую робость обособленный тип испытывает перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Сильная потребность чувствовать превосходство возникает у него, чтобы оправдать свою изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей (прим. 10) .

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Карен Хорни Карен Хорни (1885 - 1952) вначале практиковала психоанализ в Германии, а затем, после прихода к власти нацистов, эмигрировала в США. Испытывая все большую неудовлетворенность «ортодоксальным» фрейдистским психоанализом, она основала вместе с другими

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Типология Хорни Американский психолог Карен Хорни изучала людей с точки зрения их взаимодействия друг с другом и выделила три типа возможных ориентации: ориентация на людей; ориентация от людей; ориентация против

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь

Из книги Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе автора Колпакова Марианна Юрьевна

Теория тревоги Карен Хорни Работы Карен Хорни, посвященные тревоге, вызывают интерес и пользуются неизменной популярностью. К. Хорни относят к неофрейдистам - создателям немецкий и американский психолог, и последователям направления в психологии, признающего значимую

Из книги Введение в психоанализ автора Соколов Эльмар Владимирович

Раздел 4. КАРЕН ХОРНИ: ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА.

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Карен Хорни: социокультурная теория личности Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Хорни: тревога и ненависть Некоторые терапевты продолжали развивать психоанализ, опираясь на работы Фрейда, но внося в них новые элементы; особенно важны для нас те подходы, в которых проблема тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте. Суть подобных

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Невротические нарушения в работе (по мотивам К. Хорни) Я просто не могу не привести здесь изумительные отрывки главы 13 из работы Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени». Эта глава вылечила многих людей. Во многом вылечила она и меня. Она и многократные

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе - неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

автора Фрейджер Роберт

Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ Три этапа научной деятельности Карен Хорни настолько отличаются друг от друга, что разные люди воспринимают ее из-за этого совсем по-разному. В своих основных работах по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Применение теории Хорни в других областях Теории Хорни оправдали себя не только в клинической практике, их также стали использовать в качестве систем интерпретации в других областях науки и культуры. В последние годы их часто применяют при анализе литературных

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

Карен ХОРНИ ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «Я». А это означает ослабление самой

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

К. Хорни (1885–1952) Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен - норвежец, принявший немецкое гражданство, - служил капитаном на трансокеанском лайнере, который курсировал между Гамбургом и Северной Америкой. От

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Карен Хорни (1885-1952) - американский психолог, пси­хо­терапевт, представитель неофрейдизма (учения, в основу которого легли ключевые понятия психоанализа З. Фрей­да о сознательном и бессознательном). Основа неофрейдизма - признание ведущей роли социального окружения, взаимоотношений между людьми, духовной культуры, куль­турных условий на формирование личности и возникновение внутриличностных конфликтов. З. Фрейд же признавал лишь сексуальные инстинкты в качестве единственного фактора, опре­деляющего мотивы, поведение и поступки людей.

Хорни так же, как и другие неофрейдисты, придавала огромное значение воздействию социальной среды на человека. Как и Фрейд, и все его последователи, она считала, что детские годы, переживания, взаимоотношения с родителями и другими взрослыми оставляют глубокий отпечаток на личности. Психолог считала, что структура характера человека развивается очень индивидуально. У одних людей уже в 5 лет прекращается развитие характера, у других продолжается до пожилого возраста.

Острые негативные переживания ребёнка в детстве нарушают его ощущение безопасности в этом мире. Стремление к безопасности, таким образом, обусловливается так называемой «базисной тревогой». Она вызывается постоянным или частым неодобрением действий ребёнка или его отвержением. Это зарождает у малыша чувство тревоги. Естественно, что любой человек сознательно или подсознательно старается избавиться от этого чувства, и ребёнок не исключение. Он ищет пути избавления от нарастающей и сопровождающей его тревоги. В процессе поиска этих путей ребёнок постепенно приобретает такие устойчивые характерные черты, которые становятся неотъемлемой частью его личности - так называемые «невротические тенденции».

В основе мотивации человека и во взрослом возрасте таким образом лежит чувство беспокойства, которое, в свою очередь, вызывает стремление к безопасности. Попытка уменьшить тревожность ведёт к образованию своеобразных защитных механизмов. Хорни в своей работе «Самоанализ» писала, что они «позволяют человеку справиться с жизнью, несмотря на его страхи, беспомощность и одиночество». В связи с этим формируются следующие три типа защитных реакций: беспомощность, отгороженность, агрессивность. Если человек чаще использует один из них и реже - другие, развивается гипертрофия одного из данных типов защиты.

Доминирующая защитная реакция ложится в основу одного из трёх типов характера:

1) ориентация на людей (уступчивый тип);

2) ориентация от людей (обособленный тип);

3) ориентация против людей (агрессивный или враждебный тип).

Ориентация на людей

Очень сильное стремление завоевать любовь других людей, т.к. признаётся собственная беспомощность. Этот тип нерешителен, зависим, легко подчиняем, ищет в других одобрения своим поступкам, испытывает сильную потребность в любви, руководстве и защите.

Мнение окружающих для него крайне важно. Любовь для него - это подтверждение его востребованности, ценности как человека. Отношения с другими он завязывает исключительно для того, чтобы избежать чувства одиночества, ненужности и потерянности в этом мире. Он не в состоянии стремиться к целям и достигать их, бороться, противостоять, критиковать, быть «не таким», как все. Зато легко соглашается брать вину на себя, конформен, застенчив и робок. В то же время за этим скромным «фасадом» может скрываться враждебность, агрессивность и злость.

В основе личности - иррациональный жизненный принцип: «Если я уступлю, меня не тронут».

Ориентация от людей

Доминирует стремление к уединённости, независимости и самодостаточности. Лучший способ - изоляция от общества. Принадлежать к нему или бороться против него не имеет смысла. Занимает пассивную жизненную позицию («Мне всё равно» или общеизвестное - «Моя хата скраю»). Такой человек предпочитает сохранять эмоциональную дистанцию с окружающими. Чем больше эта дистанция, тем комфортнее, тем в большей безопасности он себя ощущает. Обычно это эмоционально холодный тип, не дающий себя увлечь ни отношениями с другим человеком, ни работой, ни отдыхом. Сближение с кем-нибудь вызывает усиление тревоги. Привычка укореняется и поверхностное отношение ко всему становится основой личности. Такие люди просто «скользят» по жизни; её глубина, страсти, чувства, эмоции им неведомы, т.к. они таят в себе угрозу их безопасности. Этот человек - «кошка, которая гуляет сама по себе». Он чрезвычайно чувствителен к любому давлению, принуждению (или к тому, что считает ими). Жизненная борьба за «место под солнцем», стремление к успеху, социальному престижу его не интересуют, так как являются помехой для его уединения и отстранённости. Чувство превосходства свойственно таким людям для оправдания собственной изоляции. Сильнее всего чувства подавляются тогда, когда привязанность угрожает стать необходимой.

Руководствуется в своих действиях ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной всё будет в порядке».

Ориентация против людей

В характере преобладает враждебность, агрессивность, жестокость. Так как все люди - жестоки и агрессивны, нужно бороться против них. Лучше всего управлять ими и руководить их действиями. Так как жизнь - это борьба против всех, борьба за выживание. Люди этого типа любую ситуацию рассматривают с точки зрения личной пользы. Такие люди напористы, чёрствы, неспособны к состраданию, прагматичны и целеустремлённы. Склонны к критике других, а не к самокритике. В общении часто выглядят вежливыми и принципиальными. Стре­м­ление к успеху огромно, проигрыш является личной катастрофой. Они проницательны, имеют деловую хватку, всё тщательно планируют, обдумывают, склон­ны к анализу. Добросердечие, спо­собность сопереживать, такие человеческие чувства, как любовь, привязанность, жалость, считают лишними и борются с любыми их проявлениями, т.к. мягкие черты характера, по мнению враждебного типа, делают его уязвимым и угрожают его безопасности.

Жизненное кредо - иллюзорное убеждение: «У меня есть власть, и меня никто не тронет».

Таким образом можно легко убедиться, что жизненные стратегии, построенные на невротических психологических защитах, являются малоэффективными. Здоровый человек гораздо более гибок. Хотя в его личности присутствуют все данные стратегии, он может легко менять их и выбирать наиболее оптимальную в данной жизненной ситуации. Невротик же зациклен на одной, независимо от обстоятельств, независимо от того, насколько она подходит в данной ситуации, что делает его неприспособленным и в действительности мало защищённым, хотя он стремится как раз к обратному.

7.1 Эго-теория личности Э. Эриксона.

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии. Умер в 1994 г.

Эриксон уделял много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием "Истина Ганди" (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: "Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование" (1958), "Инсайт и ответственность" (1964а); "Самотождественность: кризис юности" (1968а), а также второе издание "Юность: изменение и вызов" (1963b). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии "Эрик Эриксон: плоды трудов" (Coles, 1970). Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: "В поисках общей почвы" (1973); "История жизни и исторический момент" (1975); "Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта" (1977); "Самотождественность и жизненный цикл" (1979); "Зрелость" (1978); "Целостный жизненный цикл" (1982); "Жизненная вовлеченность в старости" (1986).

С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования чел. и явл. автономной личност. структурой, осн. направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию . Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности человека. Развитие Эго неизбежно связано с социокультурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти .

Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетическая концепция развития (греч. "после рождения") базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни человека, возникающим как следствие достижения определ. уровня психол. зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий чел. к личностному росту и преодолению жизн. препятствий. На очередной фазе жизн. цикла личн. решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, напр., базальное доверие и автономию, что гарантирует дальнейший личност. рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, такой как базальное недоверие, стыд, сомнения.

Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12-19 лет) – подростковая – закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седьмая стадия (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.

Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленное генетич. последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития.

Обществу и человеку придается равное значение в формировании личн. на всем протяжении жизни . Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутр. факторов.

Об исследовании Эриксоном эго-идентичности см. тему «Я-концепция».

7.2 Социокультурная теория личности К. Хорни.

Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге, 16 сентября 1885 г., и скончалась 4 декабря 1952 г. в Нью-Йорке. Медицинскую подготовку она получила в Берлинском университете, с 1918 по 1932 г. Сотрудничала с Берлинским психоаналитическим институтом. Она проходила анализ у Карла Абрахама и Ганса Сакса (Sachs, Н.), двух выдающихся психоаналитиков того времени. По приглашению Франца Александера (Alexander, F.) она переехала в Соединенные Штаты и в течение двух лет была заместителем директора Чикагского психоаналитического института. В 1934 г. она переехала в Нью-Йорк, где практиковала как психоаналитик и преподавала в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Разочаровавшись в ортодоксальном психоанализе, она вместе с группой единомышленников основала "Ассоциацию за прогресс психоанализа" и Американский институт психоанализа, который возглавляла до самой смерти.

В теории Карен Хорни биологическая ориентированность, характерная для классич. психоанализа , заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности . Причем ведущей явл. последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личн.; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Это избыточные потребности (стратегии компенсации базальной тревоги): 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости. Иными словами, конфликты есть у всех, но у некоторых людей – в отягощенной форме, в первую очередь в связи с ранними переживаниями отвержения, неприятия, гиперпротекции и других вариантов неудачных отношений с родителями.

Позднее эти потребности были объединены в три осн. категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротич. личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Хорни решительно возражает против представлений Фрейда о том, что решающим фактором женской психологии является зависть к пенису. Напомним, Фрейд отмечал, что характерные отношения и переживания женщины и глубочайший их конфликт возникают в связи с чувством генитальной неполноценности и зависти к мужчине. Хорни полагает, что женская психология основана на недостатке доверия и сверхзначимости отношений любви, что мало связано с анатомией половых органов. (Взгляды Хорни на женскую психологию были собраны и посмертно изданы в 1967 г.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Теория личности Карен Хорни»

Введение

Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки, это некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека.

Развитие теорий и экспериментальных исследований ищут пути реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета.

Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл. В то же время отношение к «науке о личности» достаточно противоречиво, поскольку ее развитие порождает некоторые естественные опасения. Так, каким бы заманчивым ни казалось нам постигнуть причины, лежащие в основе тех или иных наших поступков, мы в то же время сопротивляемся, когда кто-то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, как-то нас характеризовать.

1. Биографический очерк

Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной». В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

2 . Социокультурная теория личности Карен Хорни , основные концепции и принципы

хорни психология социокультурный женщина

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице, вместе с соответствующими стилями поведения.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». Потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип . Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет. Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение. Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами». Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство».

Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера» Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с феминистским мировоззрением. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Заключение

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности.

Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Л итература

1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности» http://www.koob.ru/hjelle_ziegler/

2. Карен Хорни «Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза» http://lib.rus.ec/b/235778 /read

3. Карен Хорни «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. http://lib.rus.ec/b/170197 /read

4. Карен Хорни «Женская психология» http://lib.rus.ec/b/258208 /read

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предпосылки формирования Карен Хорни как психоаналитика: краткий биографический очерк и этапы творческого становления данного ученого, направления ее исследований и оценка значения наследия. Отношение к комплексу кастрации. Женский мазохизм, его причины.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Цель психотерапии Хорни. Стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". Невротические потребности, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными тревогой.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Типология личности в отечественной психопатологии. Взаимосвязь степени нервозности и типа личности в исследованиях Карен Хорни - мыслителя и основополагающей фигуры феминистского психоанализа. Формирование структуры характера на основе опыта детства.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие "базисной тревоги", виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Влияние ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда на взгляды Карен Хорни. Отражение концепций психолога в произведении "Невротическая личность нашего времени": объяснение противоречий культуры и последствий невротизма для определенной личности.

    реферат , добавлен 25.06.2011

    Неофрейдизм как направление в социальной психологии. Основные представители неофрейдизма. Формирование адаптации и развитие направленности личности подростков. Диагностика социально-психологической адаптации. Три типа направленности личности по К. Хорни.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура личности. Защитные механизмы личности. Процессы и переживания в психологическом опыте людей. Психологическое здоровье как проявление личностного единства.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. "Новые пути в психоанализе" - системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

Карен Хорни - одна из немногих выдающихся женщин-психоаналитиков, которая внесла новые свежие взгляды в классическое фрейдовское учение. Подход Хорни к изучению личности повлиял на развитие нового направления -неофрейдизма, основателем которого является её близкий друг и соратник Эрих Фромм. Одной из главных заслуг Карен Хорни стало введение в психологию понятия «Я-образ», широко использующегося в психотерапевтической практике и сегодня.

Основные принципы теории личности К. Хорни

К. Хорни, в своё время, пришла к выводу, что доминирующее влияние на развитие и становление личности оказывает общество. Она утверждала, что развитие индивидуума не ограничивается лишь влиянием врождённых инстинктивных стремлений и человек сам может меняться и управлять процессом своего становления. Согласно теории Хорни, доминирующей силой в структуре личности является чувство бессознательного беспокойства, которое автор назвала «коренной тревогой». Описывая это чувство, Хорни говорила о переживаниях тревоги и одиночества, которые испытывает каждый младенец, попадая в огромный враждебный мир. Таким образом, она о противостоянии внешнего мира и человека. Хорни говорила о том, что увеличению уровня коренной тревоги способствуют как равнодушное и холодное отношение родителей к ребёнку, так и их чрезмерная опека.

Такое же большое влияние оказывает и среда, будь она агрессивной и подавляющей или, наоборот, восхваляющей и дружелюбной. Чтобы понять, как два таких противоречивых фактора, как враждебность и восхищение, могут оказывать одинаково негативное влияние на развитие человека, нужно разделят тревогу физиологическую и психологическую. К физиологической тревоге Хорни относила состояние беспокойства ребёнка, связанное с удовлетворением его базовых физиологических потребностей. В первые недели жизни малыш испытывает постоянное беспокойство. Покормят ли его, когда он проголодается? Сменят ли мокрые пелёнки? Возьмут ли на ручки, когда ему страшно? Если все эти потребности вовремя удовлетворяются, то постепенно уровень физиологической тревоги снижается. Если нет - эта тревожность остаётся с человеком на всю жизнь и является «отличным» фоном для развития невротических состояний. Таким образом, чтобы избавиться от физиологической тревоги достаточно обеспечить младенцу бережный уход и окружить его вниманием и заботой. Психологическое беспокойство снять намного сложнее. Это состояние тесно связано с понятием Я-образ, которое в своё время ввела Карен Хорни.

Я-образ, как ключевое понятие в теории личности К.Хорни

Чтобы снизить постоянное нужно работать над становлением адекватного Я-образа. Хорни говорила о том, что Я-образ состоит из трёх составляющих: Я-идеального, Я-реального и Я-в глазах окружающих. У нормально развивающейся и устойчивой к неврозам личности все три части совпадают и создают одно целостное Я. Но такое «единство» встречается далеко не у каждого, и чаще всего у человека существует конфликт между отдельными составляющими его образа. Например, если у личности не совпадают образы Я-идеального и Я-реального, то возникает чувство постоянной неудовлетворённости собой, неуверенности, тревоги. Подобное напряжение может стать причиной развития невроза. К такому же результату приводит и несовпадение Я-реального и Я-в глазах окружающих. И не имеет значения, думают ли другие люди хуже или лучше о человеке, чем он сам о себе. Именно поэтому и пренебрежение, и восхищение, если они не совпадают с реальным мнением самой личности, увеличивают её уровень тревожности.

Согласно Хорни, чтобы избежать чувства тревоги, человек использует механизмы психологической защиты. Именно они позволяют привести к одному общему целому два конфликтующих образа Я-реального и Я-в глазах других людей. Хорни выделяла три основных механизма. В норме каждый из них помогает снизить тревогу, но если какой-то начинает доминировать, то это приводит к формированию определённого невротического комплекса.

В зависимости от выбранного механизма защиты, автор выделяла три типа поведения: уступчивый, агрессивный, устранённый. Уступчивый тип поведения направлен на «слепое» соглашение с людьми, и заключается в стремлении получить общественное одобрение. Возникают потребности в принятии, поощрении и в партнёре, на которого можно переложить ответственность за свою жизнь. Все эти потребности нереалистичны и не могут быть насыщены, поэтому человек, получая одобрение, требует все большего. При агрессивном механизме, личность стремится силой навязать другим своё Я-идеальное представление. Это выражается в подавлении мнения окружающих, доминировании, эксплуатации других людей. Устранённый тип поведения заключается в избегании общества и стремлении к одиночеству, уединению. Но и он не помогает снизить тревогу, ведь изолировав себя от других людей, личность продолжает испытывать постоянный стресс от неприятия обществом.