Четыре заблуждения о конфуцианстве. Яблоков И

Четыре заблуждения о конфуцианстве. Яблоков И

Нет страны, с которой современный россиянин сталкивался бы чаще, чем с Китайской Народной Республикой. Товары даже самого высокого качества на поверку оказываются made in China , президент объявляет отношения с Китаем приоритетными для России, в Сибири растут чайна-тауны. Присутствие восточного соседа становится все более ощутимым, а необходимость понять его — все более насущной.

Двроец Большого Успеха. Одно из центральных зданий в храмовом комплексе Конфуция в Пекине

Но понять Китай невозможно, не познакомившись с его религией. Китай без Конфуция все равно что Россия без Пушкина.

«Оказавшись в Китае, нужно непременно проехать по знаменитым местам древнего мудреца Конфуция», — с этой мыслью я садился в общий вагон поезда, направлявшегося в провинцию Шаньдун. Вы смотрели в детстве кино про Гражданскую войну? Так вот китайский «общий вагон» — это нечто подобное. Тюки. Десять мест в одном ряду. Люди лежат и стоят в проходах. Тамбуры забиты толпами пассажиров под завязку.

В вагоне на меня поначалу смотрели как на негра в глухой сибирской деревне. Что, мол, за дикий иностранец среди честного азиатского люда? Общение пошло в гору, когда народ понял, что я еду на родину Конфуция, в город Цюйфу. На непередаваемой смеси китайских, английских и русских слов попутчики стали говорить о своей любви к Кун-цзы (так местные жители называют Конфуция). Студент-харбинец рассказал, что со школьных лет помнит древние изречения о почитании старших. Компания картежников отложила игру, чтобы объяснить мне дорогу к знаменитому дворцу Яньшэнгун-фу. Я показал им православный крест: христианам, мол, Конфуций тоже интересен. Уже перед выходом на ночной перрон дружба народов зашла так далеко, что мы всем дорожным колхозом без единого грамма спиртного спели «Подмосковные вечера». Кто же такой Конфуций? Почему упоминание о нем на китайской земле позволяет растопить ледок недоверия в общении с незнакомцами?

Без богословия

Две с половиной тысячи лет тому назад, 27 августа 551 года до Р. Х., появился на свет младенец. В Китае это было время разброда и морального упадка. Великая империя династий Шан и Чжоу распалась на многочисленные, воюющие между собой мелкие царства. Авторитет центральной власти был близок к нулю. Местные властители в основном заботились лишь о своем обогащении, простой народ бедствовал… Мальчик был сыном 63-летнего чиновника Шулян Хэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чжэнцзай. Чиновник вскоре скончался, и Янь Чжэнцзай вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. Несмотря на знатное происхождение, Конфуций много работал и жил в бедности. В 17 лет он занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. Вскоре в его ведение поступил и скот государства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота» — таковы были слова мудреца. Позднее он учил других: «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

После смерти матери Конфуций ушел в отставку и сосредоточился на изучении древней китайской мудрости и ритуалов. К 30 годам он решился набрать учеников и создать свою школу. Учительство стало настоящим призванием молодого человека. Потом его назовут Кун-фу-цзы (Кун-цзы), что означает «Учитель из рода Кун». Китайская культура навсегда свяжется с его именем. Именно его учение поможет сцементировать воедино возродившуюся Поднебесную империю.

В Пекине на этом месте поклоняются Конфуцию с 13 века

Конфуций не любил говорить о себе, весь свой жизненный путь он описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет я обрел прочную основу.

В 40 лет я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет я познал волю Неба.

В 60 лет я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Каждый день храм Конфуция а Пекине посещает много туристов

Наиболее известные изречения «Мастера Куна» записаны его учениками и собраны в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства. Мне больше всего запомнилось вот это пророческое место из 24-го стиха пятнадцатой главы «Лунь Юй»:

«[Ученик] Цзы-гун спросил:

— Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь?

Учитель ответил:

— Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».

Алтарь в пекинском храме Конфуция. Здесь приносились мирные жертвы в честь Великого Учителя и его последователей. Считается, что иероглифы написаны китайскими императорами

Китайские изречения были записаны в V веке до Рождества Христова. Сравните их с откровением Господа пророку Моисею на Синайской горе примерно в XIII веке до Р. Х: «…люби ближнего твоего, как самого себя. Я – Господь» (Лев. 19, 18). Или со словами Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12). Что Израиль, что древний Китай — заповедь Божия одна и та же. В Азии Господь вложил ее в уста праведного учителя Конфуция.

Спустя столетия после смерти учителя его последователи сформулировали «Три руководящих принципа» и «Пять постоянных правил». Первый и главный принцип — это подчинение подданных правителю. Затем следует принцип подчиненности сына отцу и жены мужу. Пять правил озвучивают самые важные конфуцианские добродетели: человечность (жэнь), праведность (и), ритуал или пристойность (ли), мудрость (чжи) и верность (синь). Все эти традиционные указания стали официальной идеологической основой китайского общества на всех уровнях, от социальных и личных ситуаций до глобальных политических коллизий.

Читаешь Конфуция и четко понимаешь, что он сознательно избегал богословских вопросов. Он не учил тонкостям в понимании Божественного. Он учил тому, как жить праведно самому и как праведно управлять другими: «Учитель редко говорил о выгоде, воле Неба и человеколюбии» (Лунь Юй, 1: 9). Нам, христианам, тоже можно спокойно принять многое из морального учения древнекитайского мудреца. Смотрите сами.

«Учитель сказал:

— Добродетель не бывает одинокой, у нее непременно появятся соседи» (Лунь Юй, 4: 25).

Преподобный Серафим Саровский сказал:

— Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся.

Что же получается? Мудрец Конфуций — это китайский предтеча христианства? Мысль соблазнительная. Многие поколения миссионеров пытались применить ее на практике.

Конфуцианцы чтут память четырех великих учеников Великого Учителя. "Приделы" в их честь находятся справа и слева от главного "алтаря"

Китайцы оказались несговорчивы

Первый контакт между конфуцианством и христианством, скорее всего, произошел во время династии Тан, когда древнехристианские еретики-несториане пришли в Китай через Персию. Доказательства этого события выгравированы на каменной стелле, которая была воздвигнута в 781 году и раскопана в 1623-м. Согласно надписи несторианского священника Адама, сириец-несторианин Алобэнь прибыл вместе со священниками в танскую столицу Чанъань (нынешний Сиань) в 635 году. Его приветствовал премьер-министр. Он был допущен на прием к императору. Через три года был основан столичный христианский монастырь Дацинь (или «Храм Персии»). Несторианское христианство искало поддержки в конфуцианстве, особенно в его этическом учении. В переводах библейских книг десять Господних заповедей были перефразированы. Первые четыре заповеди обобщались как «люди должны почитать и бояться Небесного Отца». Остальные шесть концентрировались на сыновнем почитании родителей (основное положение конфуцианства). Несториане сочетали служение правителю, родителям и Богу в триединое требование для верующих. Для закрепления в политической системе конфуцианского Китая несториане ввели ритуалы поклонения императору и устанавливали статуи танских императоров в местах богослужений.

Вот так выглядит жертвенник Конфуцию

Несторианство процветало по всей стране около двухсот лет. Однако к концу танской династии имперская толерантность к «заграничным религиям» исчерпалась. В 845 году начались массовые гонения на «варварские культы» — буддизм, несторианство и прочие иноземные верования. По документальным источникам тех времен, более двух тысяч несторианских миссионеров были высланы из Поднебесной империи.

Контакты христианского мира с Китаем прекратились на многие столетия. Лишь во времена монгольской династии Юань в Пекине вновь появились верующие во Христа. Однако европейские христиане того времени практически ничего не знали об учении Конфуция. Ситуация изменилась в XVII веке благодаря итальянцу Маттео Риччи. С 1597 года он возглавлял духовную миссию иезуитов на всей территории континентального Китая. В проповеди католицизма Риччи сделал ставку на образованную элиту Востока и на «локализацию» христианства для китайского общества. Это был блестящий проект!

Храм Конфуция в Цюйфу. Одна из достопримечательностей Цюйфу -- это дворец потомков Кун-цзы. Уже два года спустя после смерти Учителя правитель государства Лу постановил устроить на месте его дома храм. А ухаживать за храмом поручили внукам и правнукам Конфуция. Столетия спустя каждый император стремился по-своему прославить память великого мудреца. Храмовые помещения становились все помпезнее, ну а прямые потомки Конфуция продолжали жить неподалеку от могилы своего знаменитого пращура, получая все новые и новые титулы и привилегии. Усадьба и храм занимали большую часть площади средневекового Цюйфу

Иезуитский монах знакомил китайских придворных с новейшими техническими новинками того времени. Он в совершенстве изучил язык и письменную культуру новой для себя страны. В его внешнем облике ничто не напоминало о напыщенных папских легатах с выбритыми подбородками и макушками. Он отпустил длинную бороду и сменил западные одежды на облачение ученого конфуцианца. Маттео Риччи не представлял свою веру как нечто иностранное или новое. Вместо этого он учил, что китайская культура и народ всегда хранили веру в Истинного Бога. Христианство — это просто самое совершенное выражение древней веры. Поэтому китайский Господь Небесный (Тянь Чжу) — это Иисус Христос . Риччи поддерживал традиции почитания предков.

Храм Конфуция в Цюйфу изнутри

Такая проповедь принесла ему славу большого ученого при императорском дворце. Христианами стали образованнейшие люди миньской династии. Они поверили, что христианство — это то, чему учили правители древнейшей династии Чжоу и Конфуций. Католическая Церковь закрепилась в Китае. Риччи был с почестями похоронен в Пекине. Его могила сохранилась до сих пор и охраняется государством.

Однако взаимная приязнь между католиками и конфуцианцами недолго продержалась после смерти выдающегося миссионера. С китайской стороны стали раздаваться критические голоса против христиан: «То, что эти варвары считают добром и злом, противоречит истинному смыслу высказываний наших святых и мудрецов». С другой стороны, Ватикан тоже считал, что в «локализации» Христовой веры Риччи зашел за пределы возможного. В 1704 и 1715 годах Папа Римский издал указы о недопустимости почитания Конфуция и поклонения предкам. К власти в Пекине тем временем пришла новая династия Цин. Император Канси, в свою очередь, издал в 1720 году декрет о запрещении работы западных миссионеров в стране. Это стало концом самой известной попытки соединить воедино конфуцианство и христианскую веру.

У нас много общего

Русская православная духовная миссия в Китае появилась в Пекине в начале XVIII века. Духовное окормление потомков русских пленников и дипломатические заботы не оставляли времени на нахождение общего языка с конфуцианством. Отношение к государственной китайской идеологии было довольно скептическим.

Абрикосовая беседка. По преданию именно на этом месте Конфуций проводил беседы с учениками

Так, в 1858 году глава 13-й миссии архимандрит Палладий (Кафаров) писал о конфуцианстве, что оно «выше всего ставит политическую мораль», «лишено начал спиритуализма и вместе с тем впадает в грубые суеверия», «внедряет глубокий эгоизм», а «относительно высокие правила его нравственной философии развили в нем горделивое самосознание и спесь и утвердили его в самообольщении». Назвав обращения в христианство из касты конфуцианцев «трудными и непрочными», Палладий предупредил, что китайское правительство в нынешнем виде никогда не примирится с христианством, так что и для православных, еще не навлекших на себя в Китае больших подозрений, дело без борьбы не обойдется. «В самом деле, может ли быть мир и общение между животворною верою нашею и застоем конфуцианства; между христианским просвещением и ветхими основами правительственной системы отживающего Китая? Рано или поздно конфуцианство, этот пан Восточной Азии, должно пасть перед силою Креста, вместе с язычеством, как по явлении Спасителя, по свидетельству Предания, пал пан классического мира».

Могила Конфуция в Цюйфу

С подобными утверждениями можно поспорить. История Православия полна примеров, когда мы твердо исповедали догматы, но при этом впитывали и духовно преображали лучшие достижения национальной культуры других стран. Нужно отсеивать зерна от плевел.

Также и с конфуцианством. Неприятие архимандрита Палладия можно понять. Официальная идеология могла производить самое неблагоприятное впечатление. Живое учение о нравственном и общественном совершенстве просто использовали для псевдотеоретического оформления действий тех, кто находился на государственной службе. Правдолюбцы и мудрецы были вынуждены сосуществовать с начетниками и лицемерами.

Здесь похоронен внук Конфуция. После победы китайской революции в 1949 году поместья и дворцы конфуцианских родственников отошли в собственность государства. На их территории был устроен музей. Там-то я и прочитал, что сейчас насчитывается 82 поколения прямых потомков Мастера Кун-цзы. Документированное генеалогическое древо насчитывает ныне 4 миллиона потомков Конфуция. Многие из них эмигрировали в Японию, Корею, Сингапур, Европу и Америку. Официальный глава рода (этот титул передается от одного старшего внука к другому) находится на Тайване. Из 600 тысяч жителей Цюйфу 100 тысяч являются потомками Конфуция. Удивительно!

Однако любовь Конфуция к истории родного народа, его личная праведность и неутомимая любовь к учению достойны всякого подражания. «Учитель сказал: я передал то, чему меня учили, не сочиняя своего; я верю в древность и люблю ее чистосердечно». (Лунь Юй, 7: 1). Недавно на примере этой фразы мне пришлось объяснять знакомым китайским христианам важность Священного Предания. Смотрите, даже самый главный учитель Поднебесной империи старался не изобретать отсебятины, а изучал традиции предков и передавал их своим ученикам. Вот так и в Церкви надо держаться Символа веры и святоотеческих преданий. Не забывая, конечно, о Священном Писании. Кстати религиозный культ «Великого Учителя» возник спустя несколько столетий после его смерти. В наше время он тесно переплетен с даосизмом и буддизмом. Разумеется, эту сторону конфуцианства мы никогда не примем.

И все же в главном христианском принципе любви к Богу и человеку нам легко найти общий язык с почитателями великого китайского мудреца. Мэн-цзы, один из главнейших мыслителей раннего конфуцианства писал, что начало всех добродетелей находится в человеческом сердце. Только следуя своему сердцу, человек может стать по-настоящему человечным и праведным. После Мэн-цзы большинство конфуцианцев сходятся в мысли об изначальной доброте человеческой натуры. Если эту доброту лелеять как росток в саду, то душа обязательно вырастет в прекрасное цветущее дерево, полное добродетелей.

Поклонение Конфуцию особенно распростанено среди китайских студентов и чиновников

И еще интересный момент. У неоконфуцианцев распространена практика своеобразной безмолвной молитвы, тихого сидения в сосредоточенности ума на духовном сердце. Следуя этому пути, каждый человек может познать суть вещей и стать мудрецом. Ну а мудрец всегда стремится к единству с Небом.

Долгие годы считалось, что конфуцианство выживает только благодаря статусу государственной идеологии. Но Поднебесная империя рухнула, а учение Конфуция продолжает жить. Оно пережило период гонения в годы маоизма и вновь набирает силу. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто постоять у могилы Кун-цзы и посчитать количество делегаций, прибывающих сюда бесконечной вереницей. Забавно, что у некоторых китайских школьников и студентов в этой очереди я видел крестики на груди. Конфуций для них — не помеха вере во Спасителя Христа.

Диакон Алексий ЧЕРКАСОВ

СПРАВКА

Диакон Алексий ЧЕРКАСОВ — клирик Православной Церкви в Америке.

В настоящее время живет в Пекине и работает в местном отделении компании «Майкрософт». Несет церковное послушание при Успенском храме на территории посольства России в КНР.

4

В Храм Конфуция мы попали после обеда, часа в три, и с удовольствием провели там остаток светового дня. От площади Тяньаньмэнь (в кафе, рядом с которой, нам и пришла идея посетить это знаковое для всего Китая место) до храма Конфуция добрались достаточно быстро и легко. Сначала на метро до станции «Yonghegong» (линии метро № 2 и № 5), далее в метрах ста от выхода «С», сразу нашли очень известный ламаистский монастырь Юнхэгун, и, дав себе обязательство посетить и его, направились прямиком в храм Конфуция, до которого было совсем близко. Да простит нас монастырь Юнхэгун, мы не выполнили данное обязательство и не увидели его. Попав на территорию соседнего храма, почтенного храма Конфуция, очень уютного, тихого и сравнительно мало посещаемого, мы не нашли силы покинуть его до самой последней минуты разрешенного времени посещения. К этому времени закрылся и монастырь Юнхэгун, а назавтра нас ждал Храм Неба и поезд до Пинъяо.

Немного пройдя по тихой улочке, вдоль высокой стены, над гребнем которой видны черепичные крыши древних построек и кроны не менее древних кипарисов, подойдем к воротам в храм.

3


1


Заходим. Нашему взору открывается анфилада из трех дворов, разделенных стенами и воротами.

1


1


На территории храма Конфуция, так все пропитано мудростью и ученостью, что непременно тянет на глубокомысленные размышления. Вот лично мне прилетел такой неожиданный вопрос: насколько религиозны китайцы? А если есть вопрос, надо искать ответ. С одной стороны, все достаточно просто. Разве может быть не религиозен народ, принадлежащий к тысячелетней цивилизации, живущий в стране, наполненной храмами и часовнями, алтарями и монастырями. Но, если считать, что основными признаками религии являются наличие догм, представления о божественном сотворении мира, о существовании божеств, не имеющих ничего общего с простыми смертными, то ответ на поставленный вопрос будет иным. Китайцы не религиозны.

В Китае уже много веков существует понятие «трех религий», включающее конфуцианство, даосизм и буддизм. Китайцы не признают между ними жестких границ, оставаясь верными утверждению: «Три учения составляют, по сути, одно».

4


3


Одно из этих трех учений, конфуцианство, наименее религиозно. Эта система основана на связях между законами природы и моральными запретами. Наблюдая за миром и перенося эти наблюдения в жизнь посредством обучения, это учение создает основу для социальной организации. Конфуцианство не проповедует идею о том, что семья имеет главу, поскольку Бог так пожелал. Вовсе нет. Просто природа демонстрирует нам, что выжить в условиях анархии невозможно. Лишенное божеств в персонифицированном виде, конфуцианство признает существование природных сил, которые являясь неумолимыми, активно действуют в этом мире. Вопрос о посмертном существовании конфуцианство решает скорее символически, без какого-нибудь отношения к реальности, в основном через культ предков. Во всяком случае, оно далеко от поисков бессмертия.

2


Даосизм такое же древнее учение, как и конфуцианство. Существует легенда, что Конфуций ученик Лао-цзы, так ли это, точно не известно. Но жили два легендарных китайских философа в одно время. Лао-Цзы («мудрый старец») основатель философского учения о Великом Абсолюте. Нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Даосизм (от китайского слова «дао» «путь», «первооснова всякого бытия») также имеет в своей основе идею прислушивания к путям природы. С одной стороны, упор делается на практику медитации. Основная идея практической философии Лао-Цзы это абстрагироваться от всяких связей с обществом, проводить время, размышляя в одиночестве. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главный принцип — принцип неделания, бездействия, а главная добродетель — воздержание. С другой стороны, даосизм имеет религиозную составляющую. Во-первых, происходило обожествление Лао-Цзы, для чего была разработана серия ритуалов, практик и магических церемоний. Эти культы отправлялись жрецами, местом отправления культа могли быть храмы или часовни или иная магическая территория, определенная жрецами. Позже в религиозном даосизме появилось много богов. Часто это были люди, которые через посвящение или обретение мудрости смогли победить смерть. Таким образом, существует путь, который посредством некоторого числа практик, аскетического поведения и занятий магического характера, может привести посвященного в тайны учения к бессмертию.

5


И, наконец, буддизм. Он пришел из Индии, где жил Сиддхаратха (собственное имя Будды), также известный под именем Гаутама Шакъямуни. Причем он жил как раз в эпоху Конфуция и Лао-Цзы. В Китай буддизм пришел в начале первого века нашей эры. Основное учение Будды содержит четыре истины: жизнь это страдание; страдание происходит из желания; желание укротимо; страдание может быть побеждено правильным мышлением. Победить страдание — это значит суметь посредством соответствующих практик и медитаций выйти из цикла реинкарнаций, в который вновь и вновь низвергают людей ошибки, совершенные ими. Те, кто смог очистится в достаточной степени, чтобы подняться до уровня, где угасает желание, являются святыми или пробужденными. Сиддхаратха — один из пробужденных.

8

2

Кстати, вы заметили, что мы уже долгое время находимся на территории храма Конфуция. Будет более справедливым, если мы уделим основное внимание именно этой легендарной личности.

О Конфуции, великом китайском философе, чьи теории очень нравились китайским императорам

За 500 лет до нашей эры на территории современного Китая находилось множество княжеств, которые вели беспрерывные междоусобные войны. Это стало основной причиной возникновения большого количества философских учений, которые стремились объяснить несовершенство бытия, причину бесконечных бедствий народа. Китайские философы хотели найти путь преодоления страданий и горя. Правители государства - императоры и князья - стремились окружить себя мудрецами, чтобы производить впечатление мудрых правителей. Философы с учениками странствовали от одного царства к другому и предлагали свои услуги при дворах правителей.

Наиболее известным философом того времени и был Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Конфуций это латинизированная форма фамилии и титула, в Китае его зовут или Кун Фу-цзы (мудрый учитель Кун) или Кун-цзы (философ Кун).

2

Он не оставил после себя письменных работ, но его ученики сохранили память об учителе. Из отрывков его поучений была создана книга «Беседы», в которой Конфуций сформулировал моральный идеал совершенного человека, основными качествами которого должны быть: гуманность и чувство долга.

Конфуций говорил об обществе идеального порядка, в котором каждый знает своё место, где существует деление на - верхи и низы: те, кто думает и управляет государством, и те, кто работает и подчиняется. Принадлежность к этим группам определялась знаниями и моральными качествами человека. Основа порядка — суровое подчинение старшим. Слепая покорность воле старшего - необходимое условие стабильности общества.

5


Первоначально конфуцианство было лишь одним, хотя и очень влиятельным, учением древнего Китая, существовавшим наряду с другими учениями, с тем же даосизмом. Но, после объединения Китая и создания стабильной централизованной империи Хань (206 г. до н. э.- 220 г. н. э.), оно постепенно усилилось, и стало государственной идеологией императорского Китая.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии личного нравственного самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества.

Предполагалось, что нравственное самосовершенствование человека является предпосылкой его успешной деятельности на государственном поприще, что и является целью его нравственного развития.

Последователи Конфуция считали, что государство это аналог большой патриархальной семьи, в которой император должен играть ту же роль, что и полновластный глава рода. В традиционной китайской семье была жесткая иерархия, в ней господствовал принцип беспрекословного подчинения младшего старшему. Соответственно, и конфуцианская доктрина предполагала соблюдение норм иерархической соподчиненности, что было выражено в нормах о «пяти взаимоотношениях» — отношениях между государем и подданными, между отцом и детьми, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой и между друзьями.

Идеальная личность конфуцианства — «благородный муж», им мог быть любой человек, независимо от происхождения. Единственный критерий его «благородства» — строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.
Большую роль играл в конфуцианстве культ предков. Конфуцианство не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести себя так, как если бы предки действительно присутствовали» демонстрируя этим свою искренность и развивая в себе гуманность - сыновнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

2


После того, как конфуцианство стало официальной идеологией империи, его идеи оказали сильнейшее влияние на формирование всей ее политической системы. Например, система экзаменов, главный способ формирования чиновничьего корпуса государства. Экзаменующийся, а им, теоретически, мог быть любой человек, если он не был сыном проститутки, актера или парикмахера (первые два варианта, имеют объяснение, но, не знаю, чем так провинились парикмахеры) должен был во время экзамена продемонстрировать свое знание конфуцианской классики и умение применять ее принципы при решении современных политических проблем. Эта система благополучно существовала в Китае до 1905 года, когда она была заменена европейской общеобразовательной системой. Влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа.

О храме Конфуция, который столице Китая подарили монголы

Когда монголы покорили Китай, они спустя некоторое время поняли, что хорошо бы склонить китайское чиновничество на свою сторону. И тогда в 1302-1306 годах они построили и подарили своей новой столице храм Конфуция, предшественник нынешнего. Современный облик храм приобрел в 1906 году, когда уже обреченная династия Цин (помните историю о злобной императрице Цыси, доведшей империю до краха) решила поднять авторитет храма Конфуция, чтобы противопоставить его влиянию христианства.

К этому времени мы уже достаточно прогулялись по дворам и павильонам, находящимся в тени вековых деревьев. Хочу обратить внимание на 198 каменных стел, покрытых иероглифическими надписями.

3


1


На них записаны имена и даты рождения всех 51624 соискателей, успешно сдавших экзамены на высшую ученую степень «цзиньши», дающую право работать на государственных постах.

А еще на территории храма можно увидеть старый кипарис, огороженный заборчиком. Ему, между прочим, более 700 лет.

4

А в эпоху Мин (помните эту империю — царство кастратов) произошла история, связанная с этим деревом. Один министр совершал церемонию поклонения, во время которой сломанная сильным порывом ветра ветка сорвала с него черную сетчатую шляпу (отличительный знак чиновников его ранга). Человек он был не очень хороший, и потому люди посчитали, что этот кипарис может отличать добро от зла. И дали кипарису имя «Кипарис, поражающий пороки».

Кстати, в храме очень много очень старых деревьев. Меня очень впечатлили глицинии.

7


Эти древовидные вьющиеся субтропические растения с крупными кистями душистых лиловых цветов растут и в моем городе. У нас их высаживают, так, чтобы их ветви, толщиной с виноградные лозы, обвивали беседки или ползли по стене. А в храме Конфуция я увидел невероятной толщины стволы этих деревьев. Сколько же они повидали на своем веку?

Центральное сооружение храма зал Великого Достижения (Дачэндянь), в котором императоры совершали церемонию поклонения Конфуцию.

3


Здание было построено в 1302 году, затем горело, и было заново отстроено в 1411 году. В 1906 году оно было расширено. Двускатная крыша покрыта глазурованной черепицей желтого цвета, цвета императорской власти. В зале Дачэндянь царит полумрак.

2

2

2


В цветах убранства преобладает пурпур и полустертая позолота. Под потолком установлены доски с надписями, прославляющими Конфуция и его учение. В центре зала установлена табличка духа Конфуция, ей поклонялись как самому Конфуцию.

Перед ступеньками зала происходила какая-то церемония с участием большой группы китайских подростков, одетых в старинные одежды. Возможно, это была репетиция представления, воссоздающее обстановку «великого жертвоприношения».

2


1


Китай – удивительная страна. В ней мирно и в гармонии сосуществуют несколько религий. Это Буддизм, Конфуцианство и Даосизм. Эти религии разные по своей сути, разные по философии, лежащей в их основе, но они мирно сосуществуют, уважают друг друга. Существует распространенный сюжет китайских картин, изображающий Будду, Конфуция и Лао-Цзы (основатели этих религий) вместе.

Сегодня я расскажу о Пекинском Храме Конфуция, постараюсь немного раскрыть перед вами и суть этой религии, основанной мудрым человеком 2500 лет назад, чьи наставления легли в основу философии практически всех восточных стран – Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, итд.

Конфуций (или в китайской транскрипции Кун Цзы) – китайский философ, живший в 551г. до Н.Э – 479г. до Н.Э. – 2500 лет назад. Он родился в знатной семье. Его отцу было 63 года, и он умер через три года после рождения сына, и в основном Конфуция воспитывала молодая мать. Его мать была доброй и благородной женщиной, что оказало влияние на раннее формирование характера мальчика. В 7 лет Конфуций пошел в школу, где показал недюжинную восприимчивость к учениям. Его учили грамоте, музыке, управлению колесницей, стрельбе из лука – всему, чему учили знатных китайцев того времени. Играм с детьми он часто предпочитал беседы с мудрыми старцами, чем немало удивлял окружающих.


В 17 лет он, как сказали бы сейчас, окончил школу с золотой медалью – сдал все экзамены на максимальный результат. После этого он пошел на государственную службу. В начале он был хранителем амбаров, затем смотрителем скота царства Лу (в те времена единого Китая еще не было, и он представлял собой множество мелких царств). Конфуция спрашивали – не беспокоит ли его то, что он не занимает почетных должностей. Он отвечал – «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».


К 25 годам он приобрел столь большую известность, как умудренная личность, что его пригласили в столицу. Обычно в русских источниках написано, что его пригласили в столицу Поднебесной. Но дело в том, что никакой Поднебесной, как единого государства тогда не было, и столицы, соответственно, тоже. Возможно это был столица его государства – Лу. Это был «Период Весны и Осени» и, возможно, его пригласили в Чжи, столицу царства Янь – самого сильного царства Китая того времени. По сути, в последствии, много позже, этот город стал Пекином. Там он стал активно продвигать идею образованности, как основу жизни культурных людей. Он основал учебное учреждение, где стали воспитываться молодые люди, в последствии занимавшие ответственные посты в государстве, в случае успешной сдачи экзаменов. Много позже, в 1302 году, как наследник той первой школы, был построен Пекинский имперский колледж.


Со временем Конфуций стал столь известен, что он занял пост министра правосудия – самый ответственный пост государства. А его ученики, люди образованные, заняли множество постов в государстве и принесли ему процветание и благоденствие. Столь быстрый прогресс государства, благодаря усилиям одного человека, испугал многих соседей, да и старые чиновники не были рады, что их места занимают образованные молодые люди из школы Конфуция.


Наветы недоброжелателей привели к тому, что император перестал доверять Конфуцию, и следовать его советам, и тогда Конфуций ушел. Он отправился в путешествие по стране, везде проповедуя необходимость образования, уважения предков, добродетельности. Он не делал различие между знатными людьми или бедняками. «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Он так же не собирал толпу последователей, призывая их следовать за собой. Наоборот, он всегда проповедовал проявление уважения к своему делу, профессии, своим корням и семье.


В учении Конфуция добродетель неотделима от образования. Он пытался показать людям, что жизнь образованного человека лучше, и полезнее для общества, чем жизнь невежды. По сути, Конфуций не создавал религию, он проповедовал принципы добродетельной жизни, гармонии в семье, гармонии в государстве, процветания для всех – от правителей до крестьян, происходящего из добросовестного исполнения своей роли всеми людьми.


Сам Конфуций описывал всю свою биографию так –
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет - я обрёл прочную основу.
В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет - я познал волю Неба.
В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».
Он умер в 479 году до нашей эры, не оставив после себя никаких письменных источников. Ученики Конфуция уже после его смерти написали книгу «Аналекты Конфуция» (она же «Лунь Юй»), это своего рода сборник диалогов Учителя с его Учениками. Они написаны на древне Китайском, и с трудом поддаются хорошему переводу на русский. Так например то, что принято переводить как «благородный муж» – не имеет никакого отношения к происхождению человека, а лишь оценка его сути. А «деревенщина» – не крестьянин, а противоположность «благородному мужу», то есть человек не добродетельный, не испытывающий тяги к знаниям и почтения к предкам. Вдумайтесь в эти мудрые слова…


«Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе»».

«Есть грубую пищу, пить воду и спать на согнутом локте - в этом тоже заключается удовольствие. Неправедное богатство, при том соединенное с знатностью, для меня подобно мимолетному облаку.»

«Учитель сказал: “Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен книжному червю. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем”

«Учитель сказал: “Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем”»

«Учитель сказал: “Теперь о деревенщине. Можно ли вместе с ним служить государю? Пока он не получил чина, он боится, что может не добиться его, когда же он получит его, он боится его потерять. Боясь же его потерять, он готов на все”»


Через 2500 лет после жизни Конфуция, его учение живо, как религия Конфуцианство. Но это весьма необычная религия. Сам Конфуций никогда не говорил о себе, как об объекте поклонения, лишь как об Учителе, коим он и являлся фактически. Однако он чтил и учил чтить распространенные во времена его жизни традиции почитания предков. Со временем именно это и стало, скажем так, сверхъестественной составляющей Конфуцианства. Но все же никаких богов в Конфуцианстве нет. Во главу угла ставится именно благодетельная жизнь человека, честное выполнение своих обязанностей в обществе, почтительное отношение к живым, равно как и мертвым, предкам. Смерть рассматривается, как естественное продолжение жизни, и все, что человек делает при жизни, должно быть и направлено на улучшение его жизни и жизни тех, кто его окружает, а не на далекую и неведомую жизнь после смерти.


«Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее», - говорил Конфуций. Традиция - корень мира. Если хочешь, чтобы ствол и ветви были крепкими и приносили плоды, вернись к своим подлинным корням, к истокам, поверь и полюби…». Это учение легло в основу всей жизни восточных стран. Посмотрите, как в Китае относятся к своим корням, ведь их история не прерывалась вот уже более 3000 лет! Многие пытались неоднократно покорить Китай, и многим это удавалось, но раз за разом чужаки изгонялись, а традиции возвращались на место.


Как говорится – почувствуйте разницу. Ведь наше государство, столь же великое, как Китай, а по размеру значительно его превосходящее, уже почти не помнит того, что было более 1000 лет назад. Потому что крещение Руси прошло «огнем и мечем» по нашим землям, вырвав все корни, что было принято нашими тогдашними правителями с радостью, одобрено и поддержано. Да и в последствии, наш народ часто сам приглашал зарубежных правителей править собой. Добровольно. По сути бОльшая часть так называемых русских царей, русскими то фактически и не являлись.

В 18-19 веках Христианство попыталось с присущим ему напором проникнуть и в Китай. Но будучи не в состоянии понять гармоничное сосуществование разных учений, принялось уничтожать памятники «религий, ведущих людей в Ад», древние манускрипты, ценнейшие книги. Было уничтожено весьма много, и это привело к тому, что христианские миссии были запрещены. В 1840м, проиграв в «Опиумной Войне» Китай был вынужден снять запрет, но позже было введено ограничение на деятельность христианских священников не-китайцев, действующее до сих пор. Христианство не получило большого распространения. И хотя Китай и его религии очень терпимы к разным верованиям, но философия христианства настолько далека для местных людей, что оно просто не приживается.

Однако, вернемся к Конфуцианству Пекинскому храму, фотографии которого вы и видели до сих пор. Мистическая составляющая этой религии удивительно мала, по этому храмы Конфуция наполнены вовсе не образами богов. Храмовый двор уставлен часовенками с памятными стелами, исписанными именами тех, кто блестяще сдал экзамены в государственных школах.


Внутри храмов – алтари особо отличившихся в древности людей, ставших великими философами, чиновниками, принесшими процветание своим правлением, учителями. Перед каждым алтарем стоят символические подношения – горшочки, вазы, каменные бараны. Все это – жертвы великим предкам. Не знаю, что именно в горшочках, а вот живые бараны заменены каменными, гуманно.


На заднем дворе храма находятся скульптуры великих государственных мужей прошлого. Кто именно это такие, я не знаю, и когда жили эти люди- не понятно, но явно сами скульптуры не древние, я обнаружил на заднем дворе примерно такое же количество скульптур в полуразрушенном состоянии, видимо предыдущий комплект, который был заменен новыми скульптурами.


Повсюду в храме висят красные таблички с желаниями, подписанные людьми. Они создают такой красный покров на каждом заборчике, на каждом дереве.


Вообще храм Конфуция – удивительное место. Тут не так много народа, по всюду стоят живые цветы, растут старательно выращенные деревья, красиво увитые фикусами, и царит спокойствие. Везде стоят лавочки, где можно сесть и насладиться спокойствием этого места, звенящей внутренней красотой аллей. Не о таких ли местах мечтает каждый, кто хоть немного в душе философ?


А рядом с храмом, соседняя территория – имперский колледж, говорят тот самый, созданный когда то самим Конфуцием. Конечно не в смысле здания и даже не в смысле территории, но то же самое учебное учреждение. В него ведут ворота, богато украшенные изразцами и драконами. Ворота очень красивые.


По центру, в окружении воды, стоит центральный лекционный зал, где сам император читал лекции перед учениками колледжа. Колледж готовил государственных чиновников, и Император часто читал там лекции.


Те, кто заканчивал колледж успешно, овладевал каллиграфией, математикой, литературой и философией, направлялись на престижные работы, Ии со временем могли надеяться занять солидные государственные чины. Те же, кто плохо заканчивал колледж, в разные времена либо отсылались подальше от столицы, заниматься примитивной работой, либо их просто казнили, чтобы бездарные управленцы не могли случайно занять значимые посты.


Кафедра, с которой выступал Император, выглядит очень красиво. Представьте как среди всего этого красно-золотого величия с небольшими вкраплениями голубого, восседает фигура в желтом одеянии (императорский цвет), расшитом лазурными дрконами!


Ну и в заключении о том, как доехать до Пекинского Храма Конфуция (北京孔庙) и имперского колледжа (国子监). Это очень просто. На метро, вам нужно доехать до остановки Yonghegong Lama Temple. Выход в этой остановки расположен прямо в стене храма Юнхэгун (рассказ о нем будет следующим). А напротив Юнхэгуна есть улочка, по которой надо пройти метров 100 буквально, и вы окажетесь у входя в храм Конфуция.

Post Views: 290

На юго-востоке современной провинции Шаньдун, среди бескрайних рисовых полей и бесчисленных курганов, где захоронено не одно поколение китайцев, расположился древний городок Цюйфу. Там в 551 г. до н.э. в небольшом княжестве Лу родился и жил выдающийся мыслитель древнего Китая, известный в европейской литературе под именем Конфуций. По-китайски он зовется Кун Фу-цзы, где цзы означает "учитель". Биография Конфуция дошла до нас в подробностях, хотя в ней трудно отделить выдумку от реальных фактов.

Конфуций родился в семье мелкого чиновника. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилетнего мальчика отдали в школу, где он проучился десять с большим прилежанием, проявив совсем не детскую приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впоследствии такое видное место в его учении. Он охотно подражал взрослы м в совершении домашних жертвоприношений в кумирнях. Как сообщают его биографы, в возрасте 19 лет Конфуций женился и был определен на должность хранителя хлебных амбаров.

Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств, он, ничего существенного не добившись, оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Философ разъезжал по княжествам, подавая советы их правителям, как разумнее управлять подданными.

В официальной литературе Конфуций изображался примерным сыном и ревнителем старинных обычаев, благоразумным и неутомимым служакой, лучшим знатоком древности. Конфуций, видимо, и сам считал себя человеком, усвоившим всю мудрость былых времен. Он стремился предстать перед глазами современников в качестве хранителя и толкователя древних традиций. Мудрец ревниво оберегал свою славу поборника и обновителя заветов старины, преданных забвению или утративших свой внутренний смысл.

Его проповеди пользовались популярностью в стране, особенно среди служилого чиновничества. Все, кто жаждал обогатиться знаниями, становились его учениками. Их, по преданию, насчитывалось три тысячи. Это были люди из различных княжеств, разных возрастов и занятий, навещавшие мудреца для назидательных бесед. Особенно близкими к Конфуцию, как сообщают источники, были 72 ученика, из которых находились при нем почти безотлучно.

До 66 лет Конфуций путешествовал по стране, проповедуя свое учение, а затем вернулся в родной уезд Лу, из которого уже не выезжал до самой смерти.

Умер Конфуций в возрасте 72 лет, в 479 г. до н.э. в Цюйфу. На месте дома, где жил Конфуций, был построен храм, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. Так был создан ансамбль храмовых зданий, а место погребения мудреца и его учеников превращено в пантеон.

Храм и пантеон Конфуция и его учеников, занимающий более 20 гектаров, представляет собой целый ансамбль зданий, разделенных квадратными дворами и насаждениями. Там много каменных и деревянных ворот с поучительными надписями такого рода: "Ворота, ведущие к святости", "Ворота высшего совершенства", "Ворота добродетели, равно служащей Небу и Земле" и т.д. У ворот установлены каменные статуи львов и мифических чудовищ, охраняющих храмы от злых духов.

Главное здание храма называется Дворец высшего совершенства (Дачандянь). Здесь, в центре зала, находится статуя Конфуция, сидящего со сложенными руками - в них дощечка для записей, с которой мудрец отправлялся на доклад к правителю. На пьедестале имеется подпись следующего содержания: "Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций - место успокоения его духа". Справа и слева от статуи Конфуция размещены скульптурные изображения его наиболее известных учеников и последователей. На переднем плане стоят жертвенные столы с курительницами и подсвечниками.

Рядом с храмом и усыпальницей было построено подворье потомков Конфуция, в котором много веков, вплоть до 1949 г. жили в довольствии и полном благополучии его родичи.

В 555 г. был издан императорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и о регулярных жертвоприношениях в этих храмах. Вначале на главном алтаре таких храмов стояли поминальные таблички с именем Конфуция. Затем таблички были заменены скульптурами. Храмы Конфуция, возведенные в городах, представляли собой небольшой дворик с двумя помещениями для жертвенных предметов, ритуальный утвари и омовений. Двор окружала красная кирпичная стена с парадным входом. Главный храмовый зал предназначался для чествования самого Конфуция, а в пристройках находились поминальные таблички или статуи его учеников и последователей. На воротах храмов висела стереотипная надпись: "Учитель и пример для 10 тысяч поколений, равный небу и земле". В городских храмах Конфуция совершали обязательные поклонения и жертвоприношения претенденты на получение ученых степеней и чиновничьих должностей.

При династии Тан Конфуцию был присвоен почетный титул - "первый святой". При династии Сун был установлен обряд поклонения на могиле мудреца. Позднее он даже был удостоен титула "наставник государя". При династии Мин его называли "совершеннейшим, мудрейшим, прозорливейшим, доблестнейшим учителем", "великим учителем нации".

Дважды в год, весной и осенью, императоры последних династий чествовали древнего мыслителя в пекинском храме Конфуция. Император и сановники, принимавшие участие в чествовании, несколько дней перед церемонией соблюдали пост. В день церемонии они приходили в храм, совершали омовение, облачались в жертвенные одежды и затем приносили жертвы, произнося слова восхваления. Во время таких церемоний играла музыка, исполнялись песни и ритуальные танцы.

Конфуций жил в смутное и сложное время, когда Китай потрясали внутренние распри и войны. Династия Чжоу, основанная в XII в. до н.э., переживала период междоусобиц. Китай оказался разделенным на княжества, которые лишь номинально объединяла централизованная власть, сосредоточенная в руках правителя. Князья вели между собой нескончаемые войны, стараясь расширить свои владения за счет соседей. Народ страдал от непосильных налогов, поборов и военных контрибуций.

Выступая против распрей между князьями, Конфуций призывал к объединению раздробленного в то время Китая путем подчинения князей моральному авторитету правителя династии Чжоу. Но в то же самое время морально-эстетические нормы поведения, выработанные Конфуцием, должны были ограничить верховную власть правителя, пресечь деспотические формы правления. А это соответствовало интересам наследственной аристократии.

Убежденный, подобно многим его современникам, что правители забыли высокие принципы, которыми руководствовались древние императоры и князья, Конфуций поставил себе целью воскресить эти принципы, тем самым вернуть монархам утраченный престиж и влияние, улучшить нравы и сделать народ "счастливым".

Средствами в борьбе с общественным злом Конфуций избрал проповедь и личный пример. Он полагал, что если ему удастся убедить в истинности своего учения одного из князей, то его примеру последуют другие князья, и таким путем добрые нравы распространяться по всему Китаю.

Конфуций видел, что в обществе существует социальное неравенство, деление людей на высших и низших, богатых и бедных. Но как покончить с несправедливостью на земле? Согласно учению Конфуций, этого можно достичь путем морально-эстетического воспитания людей, независимо от социального положения, путем внутреннего совершенствования личности. Если угнетатель и угнетенные, эксплуататор и эксплуатируемые, монарх и его подданные будут придерживаться установлению морально-этических принципов, на земле, по Конфуцию, восторжествует справедливость.

Социальные проблемы Конфуций и его последователи пытались решать не экономическими средствами, а с помощью морализаторских поучений и строжайшего соблюдения этических догм. Широкое распространение среди конфуцианцев получило такое утверждение: "Умереть с голоду - событие маленькое, а утратить мораль - большое".

Конфуций и его последователи обожествляли власть государя. Он считался не только "уполномоченным" Неба на земле, но и посредником между миром людей и миром духов и божеств. Только он имел право непосредственно от имени всего народа обращаться к Небу и в его честь совершать обряды и приносить жертвы.

Являясь священной особой, император нес ответственность за свои поступки только перед Небом, которое вручило ему престо ли власть. Когда он бывал справедлив и заботился о благе своих подданных, Небо посылало всему народу благоденствие; когда же монарх бывал несправедлив, страну постигали голод, чума, войны и народные смуты - так Небо наказывало правителя за дурное правление.

Придворные астрономы вели постоянное наблюдение за "волей Неба", чтобы распознать "небесные предзнаменования" - затмения солнца и луны, бедствий и т.д. Сообщая о подобных "небесных предзнаменованиях", конфуцианцы оказывали соответствующее моральное давление на правителей, а последние, дабы не вызвать "гнева Неба", должны были совершать жертвоприношения и исправлять свои ошибки.

Какими же качествами должен обладать император, кто может послужить идеалом, кому он может подражать? Конфуций создал такой идеальный образ, который назвал "совершенным" или "благородным" человеком (цзюньцзы). "Совершенный человек" должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Под гуманностью Конфуций понимал скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям. Такими качествами, полагал он, обладали только древние мудрецы. Чувство долга - это сумма моральных обязательств, которые добродетельный человек накладывает на себя сам.

"Совершенный человек" наделялся качествами честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все видящего и понимающего, осмотрительного в речах и осторожного в делах. Он должен быть безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам. Всего себя он обязан посвятить высоким идеалам: служению людям, поискам истины. Такой человек, являясь воплощением морального и этического совершенства, призван служить образцом поведения для других людей. Ему обязаны подражать все жители Срединного государства. По убеждению Конфуция, правителем государства мог быть только "совершенный человек".

Если качества "совершенного человека" воплощаются в правителе, то с кого же он сам должен брать пример? Идеальными правителями Конфуций считал трех легендарных китайских императоров - Яо, Шуня и Юя, период царствования которых принято было называть золотым веком китайской истории. Своей славой они обязаны Конфуцию и его ученикам.

В период цинской династии конфуцианство было возведено в ранг официальной и единственной идеологии.

Став идеологией господствующего класса, конфуцианство на протяжении многих веков служило моральным обоснованием дикой деспотии. Маньчжуры, завоевав Китай, не отвергли конфуцианского учения. Напротив, они приспособили его для укрепления своего господства. И хотя политика маньчжурских завоевателей расходилась со многими конфуцианскими наставлениями, это нисколько их не смущало. Цинским правителям важно было иное - использовать огромный авторитет Конфуция, его большое влияние в своих корыстных целях. Вот почему маньчжурские императоры унаследовали ритуал чествования Конфуций, оставленный от прошлого, и неукоснительно его соблюдали, придав ему даже более пышные формы, чем прежде.

Китайская цивилизация подарила миру бумагу, компас, порох, оригинальное культурное наполнение. раньше других понял важность учения среди чиновничьего аппарата, раньше других стран осознал важность передачи научных знаний и уже в раннее средневековье стоял на пороге капитализма. Современные исследователи склонны объяснять такие успехи тем, что китайская духовная жизнь не имела строгой религиозной линии на протяжении своей истории. Пока церковные догмы диктовали западному миру законы божие, Китай развивал своеобразное социально-культурное мировоззрение. Главным философским учением, заменившим политическую идеологию и религиозное сопровождение, стало конфуцианство.

Термин «конфуцианство» имеет европейское происхождение. Миссионеры Старого Света в конце XVI века назвали господствующую социально-политическую систему Китая по имени ее основателя - Кун Фу-цзы (учитель из рода Кун). В китайской традиции философское направление, основанное Конфуцием, носит имя «школа образованных людей», что куда лучше объясняет ее сущность.

В древнем Китае чиновники на местах назначались, поэтому государственные мужи, потерявшие место, часто становились бродячими учителями, вынужденными зарабатывать преподаванием древних писаний. Образованные люди оседали на благоприятных территориях, где и образовывались впоследствии известные школы и первые протоуниверситеты. В период Чуньцю особенно много бродячих преподавателей было в царстве Лу, которое и стало родиной Конфуция (551–479 до н. э.) и его учения.

Период раздробленности в истории Китая стал расцветом философских течений разнообразных направлений. Идеи «100 школ» развивались, не особо конкурируя между собой, пока Поднебесная империя не направила исторический корабль по курсу укрепления феодализации.

Конфуцианские ценности

Философия Конфуция зарождалась во времена неспокойные, все социальные ожидания жителей Поднебесных земель были направлены в мирную сторону. В основу конфуцианской философии заложены культы первобытного периода - культ предков и почитание первопредка всего китайского народа легендарного Шанди. Доисторический полумифический правитель, дарованный Небом, ассоциировался с высшей полубожественной силой. Отсюда берет начало традиция называть Китай «Поднебесным», а правителя - «Сыном Неба». Вспомним хотя бы знаменитый “ ” в Пекине – один из символов столицы КНР.

Первоначально учение исходило из того, что желание жить и развиваться - это принцип, лежащий в основе человеческой сущности. Главной добродетелью, согласно Конфуцию, является - гуманность (жэнь). Этот жизненный закон должен определять взаимоотношения в семье и обществе, проявляться в уважении к старшим и младшим. Для постижения жэнь человек должен самосовершенствоваться всю жизнь, силой ума избавляя себя от низменных проявлений характера.

Смысл человеческого бытия в достижении высшей степени социальной справедливости, которую можно достичь, развивая в себе положительные качества, следуя по пути саморазвития (дао). О воплощение дао в конкретном человеке можно судить по его добродетелям. Человек, дошедший до вершин дао, становится идеалом нравственности - «благородным мужем». Ему доступна гармония с собой и природой, миром и космосом.

Конфуций считал, что для каждой семьи в отдельности и единого государства в целом правила едины - «государство - это большая семья, а семья - это малое государство». Мыслитель считал, что государство создано для защиты каждого человека, поэтому от престижа монархической власти зависит народное счастье. Следование древним традициям помогает внести гармонию в социальный уклад, даже при материальных и природных трудностях. «Человек может расширить дао, но не дао человека».

Вера в загробную жизнь больше была данью сыновнего почтения к старшим родственникам, нежели религиозным культом. Конфуций верил, что строгое соблюдение ритуалов и обычаев, помогает обществу быть более стойким к социальным потрясениям, помогает понять исторический опыт и сохранить мудрость предков. Отсюда и учение об исправлении имен, гласящее что «государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Поведение человека определяет его должность и семейное положение.

Великий мыслитель Конфуций, опираясь на полумифическую древность и нестабильную современность, создал для своей страны философскую систему, которая направила народную волю по пути развития и процветания. Его мировоззрение нашло отклик в лице современников и в душах последующих поколений. Конфуцианство не являлось строгим сводом правил, а оказалось гибким, способным пережить тысячелетия, впитывая в себя новые знания, и трансформироваться на благо всех жителей Поднебесной.

После смерти мудрейшего учителя из рода Кун, его учение продолжили развивать ученики и последователи. Уже в III веке до н. э. существовало около 10 различных конфуцианских направлений.

Исторический путь конфуцианства

Традиции «школы образованных людей» были заложены в век расцвета древнекитайской философии в эпоху раздробленности. Объединение государства под императорской рукой требовало жесткой территориальной и культурной централизации. Первый правитель единого Китая Великий Цинь Шихуанди (создатель ) для укрепления своей власти возводил не только на границе, но и в умах своих подданных. В качестве главной идеологии приоритет был отдан легизму. А носители конфуцианской философии, согласно легенде, жестоко преследовались.

Но уже следующая династия Хань сделала ставку на конфуцианство. Многочисленные последователи древней мудрости смогли восстановить утраченные тексты по устным источникам. Разные трактовки речей Конфуция создали ряд смежный учений на базе древних традиций. Со второго столетия конфуцианство становится официальной идеологией Поднебесной Империи, с этого времени быть китайцем значить быть конфуцианцем по рождению и воспитанию. Каждый чиновник обязан сдавать экзамен на знание традиционных конфуцианских ценностей. Подобная экзаменация проводилась более тысячи лет, на протяжении которых сложился целый ритуал, просуществовавший до XX века. Лучшие кандидаты подтверждали свои знания в легендарном , сдавая главный экзамен в присутствии императора.

Учение о стремлении человека к добродетелям не создавало препятствий для параллельного развития различных религиозных и философских систем. Начиная с IV века в китайское общество начинает проникать . Взаимодействие с новыми реалиями, культурная ассимиляция индийской религии, добавление мировоззренческой системы даосских школ, привело к рождению нового философского направления - неоконфуцианства.

С середины VI века начала складываться тенденция на усиление культа Конфуция и обожествление власти императора. Был издан указ о возведении храма в честь древнего мыслителя в каждом городе, что создало ряд интереснейших . На этом этапе начинает усиливаться религиозный подтекст в трактатах, основанных на творчестве - Конфуция.

Современная версия постнеоконфуцианства является коллективным творчеством множества авторов.