История. Техника марты грэхем Марта грэм зарождение современного танца

История. Техника марты грэхем Марта грэм зарождение современного танца


Первой танцовщицей, выступавшей в Белом доме, была именно американская танцовщица Марта Грэм. В своей карьере, охватывающей более полувека, она произвела революцию в современном танце и создала более 180 работ в качестве танцовщицы и хореографа. Эта женщина верила в раскрытие внутреннего мира человека и считала искусство танца средством выражения сильных человеческих эмоций. Ее влияние на современный танец часто сравнивали с влиянием Пикассо на современное изобразительное искусство. Эта творческая личность смотрела на танец как на «язык движения», который позволял людям артистически выражать свои внутренние желания, страхи и экстазы. Как хореограф, она сотрудничала не только с другими танцорами, но и с художниками, дизайнерами и музыкантами для создания произведений искусства, которые были эстетически привлекательными, поскольку они были глубоко трогательными. Свои эксперименты с социальными, политическими и психологическими темами она проводила с целыми поколениями хореографов. Она творила с такими танцорами, как: Мерс Каннингем, Пол Тейлор и Твайла Тарп. Марта Грэм основала танцевальную компанию, которая сегодня является старейшей в Америке. Компания служила стартовой площадкой для многих великих современных танцоров и хореографов 20 и 21 века.

Известная танцовщица и хореограф родилась 11 мая 1894 года. Ее отец Джордж Грэм работал врачом, занимался психиатрией и интересовался телесным выражением человеческого поведения. В семье было еще две девочки, сестры Марты. Мать танцовщицы звали Джейн Бирс. Семья жила в штате Пенсильвания. Марта поступила на обучение в танцевальную школу Денишоун, основанную Рут Сен-Дени и Тедом Шоуном в середине 1910-х годов. Недавно созданная школа изучала различные типы танцевальных стилей, включая народные, классические экспериментальные, восточные танцы, а также танцы американских индейцев, таким образом, представляя богатое культурное наследие танцевального искусства всего мира. Марта проучилась здесь до 1923 года. Тед Шоун, который был ее наставником в школе, увидел потенциал Марты и велел ей исполнить ацтекский балет «Xochitl». Выступления танцовщицы на различных концертах и водевилях были встречены с большим успехом. Грэм исполнила также египетский танец под руководством Шоуна в коротком немом фильме Хуго Ризенфельда в 1922 году.

Марта дебютировала как независимая танцовщица в Нью-Йорке в 1926 году. Она любила экспериментировать с танцевальными движениями, и это отразилось на ее выступлениях. В этом же году она основала свою современную танцевальную компанию, которая стала очень известным учреждением для танцоров и хореографов. С течением времени ее гениальный ум и творчество привлекли внимание критиков. К тому моменту, когда она создала хореографическую постановку «American Document» в 1938 году, ее слава как инновационного хореографа распространилась повсюду. Она считала, что танец является мощным средством выражения и раскрывает некоторые социальные, политические, психологические и сексуальные темы во время выступлений. В 1927 году Грэм исполнила программу, настроенную на авангардную музыку Артюра Онеггера. Это был оригинальный танец, который значительно отличался от ее предыдущих работ. Ее работы 1940-х годов отражали взгляды танцовщицы на человеческое общество и его сложности.

Танцор по имени Эрик Хокинс присоединился к труппе Марты Грэм в 1939 году и сыграл главную роль во многих ее произведениях. В конце концов, у них завязались отношения, и Грэм вышла за него замуж в 1948 году. Пара развелась в 1954 году. В какой-то период жизни Марта стала зависимой от алкоголя, это произошло практически сразу после ее последнего выступления в качестве танцора. Женщина была настолько подавленной, что даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Однако вскоре Грэм все-таки смогла отказаться от алкоголя и восстановила свою карьеру в качестве хореографа. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла от пневмонии 1 апреля 1991 года в возрасте 96 лет.

«Танец дает ощутить торжество жизни, он питает зрителя, подключает к острому осознанию силы, мистерии, юмора, многообразия, удивительного чуда жизни. Это и есть смысл танца»
Марта Грэхем

Марта Грэхем – танцовщица, педагог и хореограф. Она является культовой фигурой американского модерна и американской культуры в целом.

Марта Грэхем – одна из немногих, кто заставил танцевальный мир измениться!

Родилась Марта Грэхем 11 мая 1894 года в Питтсбурге штата Пенсильвания. Семья Марты была религиозна. И хоть танцы считались грехом, танцевать ей все же разрешалось.

Однажды, Марте было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени, что изменил ее жизнь и стало стимулом для начала хореографической деятельности. Родители отпустили ее изучать танец в Школе экспрессии Лос-Анджелеса, куда она поступила в 1913 году, а затем и в школе «Denishawn», которую основала сама Рут Сен-Дени вместе со своим партнером Тедом Шоуном.

Работая в первую очередь с Тедом Шоуном, Грэхем улучшила свою технику и начала танцевать уже профессионально. В 1923 году Марта ушла из «Denishawn», поступив на работу в «Greenwich Village Follies», а уже через два года начала сольную карьеру.

В 1926 году Марта Грэхем переехала в Нью-Йорк, где основала свою собственную танцевальную компанию «Martha Graham Dance Company» , которая процветает и сегодня.

Вначале ее программы были похожи на программы учителя, но Грэхем быстро нашла свой индивидуальный стиль, и стала проводить сложные эксперименты в танцах.

Марта Грэхем считала, что движение должно быть средством самовыражения человеческой души.

Грэхем говорила, что танец – это «инструмент самой жизни, язык души. Тело хранит память о самых важных человеческих состояниях, именно в танце раскрывается суть человека».

Важно отметить, что Марта хорошо знала европейскую культуру и культуру Востока. В свою хореографию она включала традиционные фольклорные движения восточных культур, Греции и индейцев. Её танцы были наполнены страстью и эмоциями.

«Великие танцоры становились великими не благодаря безупречной технике исполнения, а благодаря своей страсти» – так считала Грэхем.

В начале ХХ века в танцевальном мире существовали стереотипы, что мужчина в танце должен выражать себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщина – в плавных. Однако, Марта Грэхем отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи «сильными».

Своим танцем Грэхем поломала стереотип, что «женщина – это слабое существо». На обложке одной из ее биографий была помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!». Но важно отметить, что Марта не выступала за эмансипацию, однако никогда не считала себя ниже мужчин, даже тех, которыми восхищалась.

Танцы Грэхем поддавались большой критике. Однако сегодня, Грэхем считают одной из основоположниц модерна и её достижения в хореографии являются одними из наиболее важных в мировой танцевальной культуре.

Дата рождения: 11 мая 1894 года.
Дата смерти: 1 апреля 1991 года.
Полное имя: Марта Грэм или Марта Грэхем (Martha Graham).
Танцовщица, хореограф и режиссер, одна из основоположниц техники танца модерн.

Марта Грэм родилась в глубоко религиозной семье города Аллегейни (скоро ставшим частью Питтсбурга). Ее отец Джордж Грэм был потомком ирландских эмигрантов и исповедовал пресвитерианство. Мать Джейн Бирс была пуританкой и принадлежала к потомкам вписавшего свое имя в историю английского офицера Майлза Стэндиша.

В юности Марта увидела выступление знаменитой танцовщицы Рут Сен-Дени и как истинная женщина-телец буквально забредила танцами. К счастью для будущих поколений, в середине 1910-х гг. родители отпустили девушку учиться в только что созданной школе Сен-Дени и ее коллеги Теда Шоуна «Денишоун». Марта успешно прошла обучение и в 1920 году впервые вышла на сцену в составе труппы «Денишоун». Годы обучения она будет вспоминать с большой благодарностью, о своем первом самостоятельном концерте 1926 года из восемнадцати номеров она впоследствии скажет: «Все было сделано под влиянием «Денишоун».

В том же 1926 году Марта Грэм основала собственный центр танца Martha Graham Center of Contemporary Dance, существующий до сих пор.

Для своих балетов Марта Грэхем не только разрабатывала хореографию и принимала участие как танцовщица, но и заказывала композиторам нужную музыку. Ее излюбленными персонажами были «женщины на изломе», часто ими становились героини греческих или библейских мифологий, одержимых земными страстями.

Под влиянием Марты Грэм зритель изменил свое отношение к танцу. До нее существовали или фривольные танцы в кабаре, или европейский балет, в котором мужчине и женщине отводились строго определенные гендерные роли. В своих постановках Грэм демонстрирует зрителю в первую очередь человека сильного, порывистого без различий по половому признаку. По ее мнению тело помнит движения души, танец показывает каков человек.

Грэхем вошла в историю как основоположница модерн-танца, как создательница одной из самых влиятельных его школ. Новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе новых сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Фигуры в танце часто меняются, они плавно перетекают из одного в другое как это естественно для человека в обычной жизни, танцовщик исполняет роль и обнажает свои эмоции. Пуанты, растяжка, выворотность становятся не нужными, важность придается естественным движениям человеческого тела, пусть набор их и ограничен, фигуры ассиметричны. Часто танцоры выходят на сцену вообще босиком, они больше не парят над сценой, тяжело и мучительно они преодолевают законы физического тяготения.

Марта Грэм описала механику человеческих движений как чередование напряжений и расслаблений. Ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Марта Грэм танцевала и занималась постановками танцев до семидесяти с лишним лет. Она была первым танцором, удостоившимся чести танцевать в американском Белом Доме, была культурным послом в заграничных поездках, получила высшую гражданскую награду США — президентскую Медаль Свободы, ей присвоены награды и других государств.

Грэм не связывала себя с феминизмом, но именно ее именуют освободительницей женского танца. Впрочем, сама она считала, что наивысшей выразительностью и энергетикой обладает тело недевственной, но и не рожавшей женщины. И сделала соответствующий выбор.

Марта Грэм родилась в глубоко религиозной семье города Аллегейни (скоро ставшим частью Питтсбурга). Ее отец Джордж Грэм был потомком ирландских эмигрантов и исповедовал пресвитерианство. Мать Джейн Бирс была пуританкой и принадлежала к потомкам вписавшего свое имя в историю английского офицера Майлза Стэндиша.

В юности Марта увидела выступление знаменитой танцовщицы Рут Сен-Дени и как истинная женщина-телец буквально забредила танцами. К счастью для будущих поколений, в середине 1910-х гг. родители отпустили девушку учиться в только что созданной школе Сен-Дени и ее коллеги Теда Шоуна "Денишоун". Марта успешно прошла обучение и в 1920 году впервые вышла на сцену в составе труппы "Денишоун". Годы обучения она будет вспоминать с большой благодарностью, о своем первом самостоятельном концерте 1926 года из восемнадцати номеров она впоследствии скажет: "Все было сделано под влиянием "Денишоун".

В том же 1926 году Марта Грэм основала собственный центр танца Martha Graham Center of Contemporary Dance, существующий до сих пор.

Для своих балетов Марта Грэхем не только разрабатывала хореографию и принимала участие как танцовщица, но и заказывала композиторам нужную музыку. Ее излюбленными персонажами были "женщины на изломе", часто ими становились героини греческих или библейских мифологий, одержимых земными страстями.

Под влиянием Марты Грэм зритель изменил свое отношение к танцу. До нее существовали или фривольные танцы в кабаре, или европейский балет, в котором мужчине и женщине отводились строго определенные гендерные роли. В своих постановках Грэм демонстрирует зрителю в первую очередь человека сильного, порывистого без различий по половому признаку. По ее мнению тело помнит движения души, танец показывает каков человек.

Грэхем вошла в историю как основоположница модерн-танца, как создательница одной из самых влиятельных его школ. Новая форма сделала классический балет более близким и понятным простому зрителю. Хореография стала строиться на основе новых сюжетов, не типичных для классического европейского балета. Фигуры в танце часто меняются, они плавно перетекают из одного в другое как это естественно для человека в обычной жизни, танцовщик исполняет роль и обнажает свои эмоции. Пуанты, растяжка, выворотность становятся не нужными, важность придается естественным движениям человеческого тела, пусть набор их и ограничен, фигуры ассиметричны. Часто танцоры выходят на сцену вообще босиком, они больше не парят над сценой, тяжело и мучительно они преодолевают законы физического тяготения.

Марта Грэм описала механику человеческих движений как чередование напряжений и расслаблений. Ее техника была освоена многочисленными последователями и востребована до сих пор.

Марта Грэм танцевала и занималась постановками танцев до семидесяти с лишним лет. Она была первым танцором, удостоившимся чести танцевать в американском Белом Доме, была культурным послом в заграничных поездках, получила высшую гражданскую награду США - президентскую Медаль Свободы, ей присвоены награды и других государств.

Лучшие дня

Я - одессит! Я из Одессы! Здрасьте!..
Посетило:98
Риз Уизерспун: "Быть смешным – это огромный труд"

Имя танцовщицы Марты Грэхем (Грэм) будет стоять на почетном месте как гения свободного танца. Ее можно назвать революционеркой и разрушительницей устоев. Школа Грэм и ее техника стали основой для хореографии модерна и повлияли на развитие балета во всем мире.

Начало танцевального пути

11 мая 1894 года в небольшом американском городе родилась Марта Грэхем. Ни окружение, ни семья, ни время, казалось, не предвещали великого будущего этой девочке, но судьба распорядилась иначе. Семья Грэхем происходила от первых поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Отец будущей танцовщицы был врачом-психиатром, родители исповедовали пресвитерианство и придерживались весьма консервативных взглядов на жизнь. Семья была достаточно обеспеченной, маленькую Марту окружали няня-католичка и прислуга, в доме работали китайцы и японцы. Таким образом, девочка с детства могла познакомиться с разными культурами.


Но танцы в семье расценивались как нечто недостойное и греховное. Поэтому Марта впервые столкнулась с искусством хореографии уже почти в 20 лет. Ей удалось посетить выступление знаменитой Рут Сен-Дени, которое перевернуло мир девушки. Она принимает категорическое решение поступать в Школу экспрессии, а позже продолжает обучение в известной школе Денишоун, которой руководила сама Сен-Дени вместе с выдающимся хореографом Тедом Шоуном. Через несколько лет она войдет в труппу "Денишоун" и дебютирует в ее спектаклях на большой сцене.

Танец на рубеже веков

На рубеже веков в общественном мнении существовало устойчивое представление, что танец – это несерьезное занятие. Он был элементом развлекательных шоу: водевилей, кабаре. В США классический балет в то время не получил значительного распространения, не существовало сформированной национальной школы. Также было множество стереотипных представлений о танце. Мужчинам предписывались рациональные, прямолинейные толчковые движения, женщины же должны были воплощать плавность линий. Ограничения распространялись и на сюжеты танцев, предпочтительными были классические, античные сюжеты. Женщина была обязана реализовывать лирические роли с мягким пластическим рисунком.


Погружение в танец

Марта Грэхем пришла в хореографию поздно даже по меркам того времени - в 20 лет, поэтому классический танец ей давался с трудом, да он ее и не интересовал. В труппе "Денишоун" от нее требовали лиричности, которая была ей не свойственна. Тед Шоун – признанный отец американского танца - увидел в Грэм особую энергию и способности, ее харизму и страстный характер и сделал для нее постановку Xochitl. В ней смог проявиться особый стиль Марты, «свирепость черной пантеры» и ее красота. Она страстно полюбила модерн, который оказался созвучен не только эпохе, но и ее взглядам и характеру. С детства Марта слышала рассуждения отца о том, что движения могут передавать внутреннее, эмоциональное состояние человека. Именно эта идея привела ее к созданию собственной техники.

Поиск танцевальных идей и создание уникального стиля

Поиск пластических возможностей был трендом времени, не стала исключением на этом пути и Марта Грэхем, техника которой стала прорывом в танце модерна. Она стремилась ликвидировать гендерное неравноправие в танце, дать женщине право выражать сильные чувства при помощи резких, рваных движений. Грэхем хотела создать технику, которая поможет танцорам стать условно-формальными, воплощая эмоцию и идею. Она требовала от танцоров дисциплинированности и высокой концентрации, при этом смогла упростить классическую традицию пластики для более легкого понимания идеи зрителем и дала танцорам больше возможностей для передачи эмоций. Размышления и творческие поиски помогли Грэм понять, что танец базируется на трех основаниях: времени, энергии и пространстве. Энергия связана с эмоциями, которые вызывают движения, это стало исходным положением ее техники. Уроки в классе Марты начинались с цепочки простых движений, которые сплетались в сложные композиции. Техника построена на двух принципах: контракшн (сжатие) и релиз (удлинение). Она заставляла танцора сконцентрироваться на центре и подчиняться анатомическим законам пластики. Поиски самовыражения в танце позволили Грэм создать уникальную технику, в которой важную роль играют дыхание и концентрация. Она смогла понять и использовать в эстетических целях возможности человеческого тела. Ее техника до сих пор является базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков.

Марта понимала, что человек воспринимает мир через образы, мифы, архетипы, и использовала это в своих постановках. Марта Грэхем предложила ставить танцы на неклассические сюжеты. Она старалась предоставить танцорам наибольшую свободу в выражении чувства. Труппа Марты Грэхем В 1926 году Марта уходит из труппы "Денишоун", в которой ей не представлялась возможность реализовать свои идеи. Ведь в труппе была своя царица – Сен-Дени, и места для Грэхем там просто не оставалось. Она собирает свою труппу в 1927-м, которая изначально была чисто женской, в нее вошли самые преданные ученицы. Марте были близки феминистские взгляды, она много размышляла о роли женщины в социуме и старалась дать ей больше прав и возможностей. Она даже посвятила этой теме несколько постановок: «Еретик», «Граница» и знаменитый «Плач». В этих постановках Грэм воплощает свои идеи и находки, завораживая зрителей новой пластикой.

В 1938 году в труппе появляется первый мужчина – Эрик Хоукинс, который подвигает Марту на модернизацию техники танца, она обогащается классическими элементами. Чуть позже в труппу приходит Мерс Каннингем, который прославился как разрушитель традиционных хореографических канонов. Мировую известность труппа Марты получила после турне по странам Европы и Ближнего Востока. Хореограф создает еще школу, которая вместе с труппой получает постоянное место локализации в Нью-Йорке. Этот коллектив существует и сегодня. И не как памятник великой Грэм, но как живой, творческий коллектив. В репертуаре труппы сохранились многие постановки Марты, все ее спектакли зафиксированы для потомков.

Спектакли и постановки

За свою творческую жизнь Марта Грэм сочинила 180 спектаклей. Ее наследие поражает разнообразием и богатством, в нем трудно выделить что-то как самое-самое. Но наиболее заметными постановками Грэм являются "Письмо миру", "Пещера сердца", "Клитемнестра", "Федра", "Полуявь-полусон", "Деяния света". Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов.

Танцевальное партнерство

В истории балета немало выдающихся персон, но проживающих свою жизнь как танец - немного. Великая танцовщица 20 века, сумевшая воплотить в танце всю страсть и свою историю, – это Марта Грэхем. Фото балерины поражают силой и экспрессией, она до мелочей погружалась в образ, сама продумывала хореографию и костюмы. И очень большое внимание уделяла выбору партнера по танцу. Ей довелось работать со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон). Особая строка в ее биографии связана с созданием танца модерн, и здесь тандем Хосе Лимон и Марта Грэхем невозможно не вспомнить. Эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.

Влияние на балет

Если есть персоны, радикально повлиявшие на культуру 20 века, то это Марта Грэм. Цитаты из ее высказываний ярко характеризуют танцовщицу и ее отношение к делу своей жизни. Она говорила: «Движение никогда не лжет, тело передает температуру души». Марта сделала чувство главной идеей танца, и это стало ее основной заслугой. Также она смогла выработать пластический язык для выражения эмоций, который и стал уникальной техникой Марты Грэхем. Она по праву считается основательницей танца модерн в Америке, и ее значение для создания национальной хореографической школы нельзя переоценить.

Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцоров, как Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Михаил Барышников, Наталия Макарова.

Личная драма

Марта Грэхем, биография которой всецело отдана балету, не смогла полностью реализоваться как женщина. Ее мужем был партнер по танцу, красивый мужчина – Эрик Хоукинс. Они прожили вместе 6 лет, и разрыв был большим потрясением для Марты, но она смогла из этого извлечь эмоциональный опыт, ставший источником вдохновения в танце. Она ушла со сцены в 76 лет, пережила по этому поводу сильную депрессию, но смогла побороть недуг и вернуться к работе хореографа, сочинив еще 10 балетов. В какой-то период жизни Марта стала зависимой от алкоголя, это произошло практически сразу после ее последнего выступления в качестве танцора. Женщина была настолько подавленной, что даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Однако вскоре Грэм все-таки смогла отказаться от алкоголя и восстановила свою карьеру в качестве хореографа. Она прожила долгую жизнь и продолжала заниматься хореографией до самого конца. Танцовщица умерла от пневмонии 1 апреля 1991 года в возрасте 96 лет.

Труппа Марты Грэхем

Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона.

Уникальные видео Марты Грэхем