Нагорный карабах конфликт 1988 год. Война в Карабахе, как это было (фото)

Нагорный карабах конфликт 1988 год. Война в Карабахе, как это было (фото)

15 лет назад (1994) Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол о прекращении с 12 мая 1994 года огня в зоне карабахского конфликта.

Нагорный Карабах - область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения - 138 тысяч человек, подавляющее большинство - армяне. Столица - город Степанакерт. Население - около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название - Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

По данным азербайджанских источников, Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР. В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года , за несколько дней до официального распада Советского Союза , в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха . Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха - села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне - президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха . Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

"Замороженный" конфликт в Нагорном Карабахе впервые за 22 года имеет реальную возможность вылиться в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном. В результате войны в начале 90-х погибли около 30 тысяч человек, почти миллион оказались беженцами. Ruposters представляет подборку редких фотографий межэтнического конфликта в постсоветском Закавказье.

Территория современного Нагорного Карабаха еще с IV века до н.э. входила в состав сначала Армянского царства, затем - Великой Армении. После 500 лет нахождения под арабским влиянием Карабах снова на продолжительное время (с IX по XVIII века) становился частью армянских государственных образований. В 1813 году территория вошла в состав Российской империи.

Ходжавенд, 1993

Президента СССР Михаила Горбачева критиковали все стороны конфликта: и азербайджанцы (и это несмотря на горбачевское заявление в июле 1990 о том, что "терпение азербайджанского народа небеспредельно"), и армяне (местные СМИ публиковали "данные" о тюркском происхождении матери главы СССР).

Результат обстрела "Градом" города Мартакерт, 1992

Армянский священнослужитель

Бабушка-азербайджанка и армянский боец, 1993

В Карабахской войне (1992-1994) принимали участие многочисленные иностранные наемники. Армению в войне поддержали в основном представители многочисленной армянской диаспоры - в частности бойцы от партии "Дашнакцутюн".

На стороне Азербайджана сражались чеченские полевые командиры Басаев, Радуев и араб Хаттаб (свидетельствует азербайджанский полковник: "Неоценимую помощь нам оказали около сотни чеченских добровольцев во главе с Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым. Но и они из-за больших потерь вынуждены были покинуть поле боя и уйти"). По данным западных источников, Азербайджан привлек на свою сторону несколько сотен моджахедов из Афганистана и турецких "Серых волков".

106-летняя армянка, село Тех, 1 января 1990

Разразившаяся война в Нагорном Карабахе в 90-х стала не первым вооруженным конфликтом за спорную территорию между Азербайджаном и Арменией в XX веке. Самыми крупными стали столкновения в 1918-1921 годах, когда Азербайджан не признал независимость Нагорного Карабаха. Все закончилось только в 1921, с установлением советской власти на Кавказе. Тогда спорная территория была прирезана к Азербайджанской ССР. Беспорядки в Карабахе то и дело вспыхивали на протяжении всего советского периода.​

Потери с обеих сторон в годы войны 1992-1994 годов составили примерно 30 тысяч человек. Власти Азербайджана оценили свои потери приблизительно в 20 тысяч человек - военных и гражданских. Еще 1 миллион человек, как утверждается, стали беженцами.

Сборщики винограда под охраной

Кладбище в Степанакерте, 1994

Мальчик с игрушечным пистолетом, Степанакерт, 1994

По итогам войны Нагорный Карабах получил фактическую независимость от Азербайджана. При этом территориальная структура непризнанной республики довольно специфична: в состав НКР попали почти 14% бывшей Азербайджанской ССР и в то же время Азербайджан по-прежнему контролирует 15% заявленной территории Нагорного Карабаха.

Азербайджанские писатели Шихлы и Семедоглу

События февраля 1992 года в городе Ходжалы стали одной из самых черных страниц войны. После взятия города силами самообороны НКР погибло от 180 (данные Humans Rights Watch) до 613 мирных азербайджанских жителей (по данным властей Азербайджана). В некоторых источниках высказываются предположения о том, что эти события могли стать "акцией возмездия" за армянские погромы в Сумгаите (1988) и Баку (1990), жертвами которых, по разным оценкам, стали от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Поход в школу, 1992

Степанакерт, 1992

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

В первых числах августа произошла эскалация напряжённости конфликта в зоне Нагорного Карабаха , которая привела к человеческим жертвам.

Это противостояние продолжается с 1988 года. При этом с начала XX века район Нагорного Карабаха дважды становился ареной кровопролитных армяно-азербайджанских столкновений. АиФ.ru рассказывает об истории и причинах межобщинного карабахского конфликта, имеющего давние исторические и культурные корни, и о том, что привело к его обострению сегодня.

История карабахского конфликта

Территория современного Нагорного Карабаха во II в. до н. э. была присоединена к Великой Армении и в течение около шести столетий составляла часть провинции Арцах. В конце IV в. н. э., во время раздела Армении, эта территория была включена Персией в состав её вассального государства — Кавказской Албании. С середины VII века до конца IX века Карабах попадает под арабское владычество, однако в IX-XVI веках становится частью армянского феодального княжества Хачен. Вплоть до середины XVIII века Нагорный Карабах находится под властью союза армянских меликств Хамсы. Во второй половине XVIII века Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением вошёл в Карабахское ханство, а в 1813 году в составе Карабахского ханства по Гюлистанскому мирному договору — в Российскую империю.

Карабахская комиссия по перемирию, 1918 год. Фото:Commons.wikimedia.org

В начале XX века регион с преобладающим армянским населением дважды (в 1905-1907 годах и в 1918-1920 годах) становился ареной кровопролитных армяно-азербайджанских столкновений.

В мае 1918 года в связи с революцией и распадом российской государственности в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская демократическая республика (преимущественно на землях Бакинской и Елизаветпольской губерний, Закатальского округа), куда входил и район Карабаха.

Армянское население Карабаха и Зангезура, однако, отказывалось подчиняться властям АДР. Созванный 22 июля 1918 года в Шуше Первый съезд армян Карабаха провозгласил Нагорный Карабах независимой административно-политической единицей и избрал собственное Народное правительство (с сентября 1918 г. — Армянский национальный совет Карабаха).

Руины армянского квартала города Шуша, 1920 год. Фото:Commons.wikimedia.org / Павел Шехтман

Противостояние между азербайджанскими войсками и армянскими вооружёнными отрядами продолжалось в регионе вплоть до установления в Азербайджане советской власти. В конце апреля 1920 года азербайджанские войска заняли территорию Карабаха, Зангезура и Нахичевана. К середине июня 1920 года сопротивление армянских вооружённых отрядов в Карабахе с помощью советских войск было подавлено.

30 ноября 1920 годa Азревком своей декларацией предоставил Нагорному Карабаху право на самоопределение. Однако, несмотря на автономию, территория продолжала оставаться Азербайджанской ССР, что привело к напряжённости конфликта: в 1960-е годы социально-экономическая напряжённость в НКАО несколько раз перерастала в массовые беспорядки.

Что произошло с Карабахом во время перестройки?

В 1987 - начале 1988 года в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением, на что повлияла начатая президентом СССР Михаилом Горбачёвым политика демократизации советской общественной жизни и ослабление политических ограничений.

Протестные настроения подогревались армянскими националистическими организациями, а действия зарождающегося национального движения умело организовывались и направлялись.

Руководство Азербайджанской ССР и Коммунистической партии Азербайджана, со своей стороны, пыталось урегулировать ситуацию, задействовав привычные командно-бюрократические рычаги, которые в новой ситуации оказались неэффективными.

В октябре 1987 в области прошли студенческие забастовки с требованием отделения Карабаха, а 20 февраля 1988 сессия областного Совета НКАО обратилась в Верховный Совет СССР и Верховный Совет Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении. В областном центре, Степанакерте, и Ереване прошли многотысячные митинги с националистической окраской.

Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждены были бежать. В феврале 1988 начались армянские погромы в Сумгаите, появились тысячи армянских беженцев.

В июне 1988 Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР, а азербайджанский Верховный Совет — о сохранении НКАО в составе Азербайджана с последующей ликвидацией автономии.

12 июля 1988 областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. На заседании 18 июля 1988 Президиум Верховного Совета СССР пришёл к выводу о невозможности передачи НКАО Армении.

В сентябре 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооружённые столкновения, перешедшие в затяжной вооружённый конфликт, в результате которого имелись большие человеческие жертвы. В результате успешных военных действий армян Нагорного Карабаха (по-армянски Арцах) эта территория вышла из-под контроля Азербайджана. Решение вопроса об официальном статусе Нагорного Карабаха было отложено на неопределённое время.

Выступление в поддержку отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана. Ереван, 1988 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Gorzaim

Что произошло с Карабахом после распада СССР?

В 1991 году в Карабахе начались полноценные военные действия. Посредством проведения референдума (10 декабря 1991 года) Нагорный Карабах пытался получить право на полную независимость. Попытка не удалась, и этот край стал заложником антагонистических претензий Армении и попыток Азербайджана удержать власть.

Результатом полномасштабных военных действий в Нагорном Карабахе 1991 года - начала 1992 года стал полный или частичный захват регулярными армянскими частями семи азербайджанских районов. Вслед за этим боевые операции с использованием самых современных систем оружия перекинулись на внутренний Азербайджан и армяно-азербайджанскую границу.

Таким образом, вплоть до 1994 года армянские войска оккупировали 20 % территории Азербайджана, разрушили и разграбили 877 населённых пунктов, при этом число погибших составляет около 18 тысяч человек, а раненых и инвалидов — более 50 тысяч.

В 1994 году при помощи России, Киргизии, а также Межпарламентской Ассамблеи СНГ в городе Бишкеке, Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан подписали протокол, на основании которого была достигнута договорённость о прекращении огня.

Что случилось в Карабахе в августе 2014 года?

В зоне карабахского конфликта в конце июля - в августе 2014 года произошла резкая эскалация напряжённости, что привело к человеческим жертвам. 31 июля нынешнего года на армяно-азербайджанской границе произошли стычки между войсками двух государств, в результате которых погибли военнослужащие с обеих сторон.

Стенд при въезде в НКР с надписью «Добро пожаловать в Свободный Арцах» на армянском и русском языках. 2010 год. Фото:Commons.wikimedia.org / lori-m

Какова версия Азербайджана о конфликте в Карабахе?

По версии Азербайджана, в ночь на 1 августа 2014 года разведывательно-диверсионные группы армянской армии предприняли попытку перейти линию соприкосновения войск двух государств на территории Агдамского и Тертерского районов. В результате погибло четверо азербайджанских военнослужащих.

Какова версия Армении о конфликте в Карабахе?

По версии официального Еревана, всё произошло в точности до наоборот. Официальная позиция Армении гласит, что азербайджанская диверсионная группа проникла на территорию непризнанной республики и обстреляла армянскую территорию из артиллерийского и стрелкового оружия.

При этом Баку, по утверждению министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна , не соглашается на предложение мирового сообщества расследовать инциденты в пограничной зоне, а значит, поэтому, по мнению армянской стороны, именно Азербайджан ответствен за нарушение перемирия.

По данным минобороны Армении, только за период 4-5 августа нынешнего года Баку возобновлял обстрелы противника около 45 раз, используя артиллерию, в том числе крупнокалиберное оружие. Со стороны Армении за этот период жертв нет.

Какова версия непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) о конфликте в Карабахе?

По данным армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), за неделю с 27 июля по 2 августа Азербайджан 1,5 тысячи раз нарушал установленный с 1994 года режим перемирия в зоне конфликта в Нагорном Карабахе, в результате действий с обеих сторон погибло порядка 24 человек.

В настоящее время перестрелка между сторонами ведётся в том числе и с использованием крупнокалиберного стрелкового оружия и артиллерии — миномётов, зенитных установок и даже термобарических гранат. Участились также обстрелы приграничных населённых пунктов.

Какова реакция России на конфликт в Карабахе?

МИД РФ расценил обострение ситуации, «повлёкшее за собой значительные человеческие жертвы», как серьёзное нарушение договорённостей о прекращении огня 1994 года. Ведомство призвало «проявить сдержанность, отказаться от использования силы и предпринять незамедлительные меры, направленные на стабилизацию положения ».

Какова реакция США на конфликт в Карабахе?

Госдепартамент США, в свою очередь, призвал соблюдать режим прекращения огня, а президентов Армении и Азербайджана — встретиться при первой же возможности и возобновить диалог по ключевым вопросам.

«Мы также призываем стороны принять предложение действующего председателя ОБСЕ о начале переговоров, которые могут привести к подписанию мирного соглашения», — заявил Госдеп.

Примечательно, что 2 августа премьер-министр Армении Овик Абрамян заявил, что президент Армении Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев могут встретиться в Сочи 8 или 9 августа нынешнего года.


Карабахский конфликт – этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, в начале XX века дважды (1905 – 1907, 1918 – 1920 гг.) становился ареной кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта. Автономия в Нагорном Карабахе была создана в 1923 г., с 1937 г.- Нагорно-Карабахская автономная область. После окончания второй мировой войны руководство Армении подняло вопрос о передаче НКАО в состав республики, однако не получило поддержку руководства СССР. В интервью газете «Зеркало» Гейдар Алиев утверждает, что будучи первым секретарем ЦК КП Азербайджанской ССР (1969-1982) проводил политику, направленную на изменение демографического баланса в регионе в пользу азербайджанцев. (см. Приложение 3)

Совсем другие возможности предоставила начатая М. С. Горбачевым политика демократизации советской общественной жизни. Уже в октябре 1987 г. на митингах в Ереване, посвященном экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. В 1987-1988 гг. в регионе усиливается недовольство армянского населения, поводом для которого послужило социально-экономическое положение.

Карабахские армяне чувствовали себя объектом различных ограничений со стороны Азербайджана. Основная причина недовольства заключалась в том, что Азербайджанские власти умышленно вели дело к разрыву связей области с Арменией и проводили политику культурной деарменизации региона, планомерного заселения его азербайджанцами, выдавливания армянского населения из Нагорно-Карабахской автономной области, пренебрегая при этом его экономическими нуждами. К этому времени доля армянского большинства в численности населения снизилось до 76% эксплуатируемая властями в Баку область была экономически обедневшей, а армянская культура региона была подавлена. Несмотря на близость области к Армении люди не имели возможности принимать трансляции Ереванского телевидения, а обучение армянской истории в школах было запрещено.

Со второй половины 1987 г. армянами активно проводилась компания по сбору подписей за присоединение Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР. В Москву отправлялись делегации от карабахских армян «проталкивать» свое дело в Центральном Комитете КПСС. Влиятельные армяне (писатель Зорий Балаян, историк Сергей Микоян) активно лоббировали карабахский вопрос за границей.

Лидеры национальных движений, стремясь обеспечить себе массовую поддержку, делали особый упор на то, что их республики и народы «кормят» Россию и союзный Центр. По мере углубления экономического кризиса это вселяло в сознание людей мысль о том, что их процветание может быть обеспечено лишь в результате выхода из состава СССР. Для партийной же верхушки республик создавалось исключительная возможность обеспечить быструю карьеру и благосостояние. «Команда Горбачева» оказалась не готова предложить пути выхода из «национального тупика» и потому постоянно медлила с принятием решений. Ситуация начала выходить из-под контроля.

В сентябре-октябре 1987 г. первый секретарь Шамхорского района Компартии Азербайджана М. Асадов вступает в конфликт с жителями армянского села Чардахлы Шамхорского района (северный Карабах, вне пределов НКАО) в связи с протестами жителей села против увольнения директора совхоза – армянина, при этом произошли избиения и аресты нескольких десятков жителей села (см. Приложение 4). В Ереване в связи с этим проходит небольшая демонстрация протеста.

В ноябре 1987 г. в результате межэтнических столкновений азербайджанцы, проживающие в Кафанском и Мегрийском районах Армянской ССР, выезжают в Азербайджан. Азербайджанские власти используют партийные рычаги, чтобы осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы.

11 февраля 1988 г. в Степанакерт выезжает многочисленная группа представителей правительства Азербайджана и руководства Компартии Азербайджана, которую возглавляет второй секретарь ЦК КП Азербайджана Василий Коновалов. В группу входят также заведующий отделом административных органов ЦК КП Азербайджана М. Асадов, заместители руководителей республиканских КГБ, МВД, прокуратуры, Верховного Суда и обеспечивающие их безопасность сотрудники правоохранительных органов.

В ночь с 11 на 12 февраля в Степанакерте проходит расширенное заседание бюро обкома КПАз с участием приехавших из Баку руководителей. На бюро принимается решение осудить «националистические», «экстремистско-сепаратистские» процессы, набирающие силу в регионе, и провести 12-13 февраля «партийно-хозяйственные активы» в городе Степанакерте и во всех районных центрах НКАО, а затем – на уровне автономной области, с тем, чтобы противопоставить растущему народному недовольству всю мощь единого партийно-хозяйственного аппарата.

12 февраля в актовом зале Степанакертского горкома коммунистической партии Азербайджана проводится городской партийно-хозяйственный актив с участием представителей из Баку, местных партийных руководителей, руководителей государственных учреждений, предприятий, профкомов и парторгов. В начале собрания заявлено, что за событиями в Карабахе стоят «экстремисты» и «сепаратисты», которым не удается повести за собой народ. Собрание идет по заранее подготовленному сценарию, выступающие заявляют о нерушимом братстве азербайджанцев и армян и пытаются свести проблему к критике отдельных хозяйственных недостатков. Через некоторое время на трибуну прорывается Максим Мирзоян, который подвергает резкой критике все сказанное за безразличие и пренебрежение национальной спецификации Карабаха, «азербайджанизацию» и проведение демографической политики, способствующей снижению доли армянского населения в регионе. Это выступление приводит к тому, что собрание выходит из-под контроля партийных руководителей и члены президиума покидают зал. Известие о провале собрания доходит до Аскерана, и районный партийно-хозяйственный актив также идёт не по намеченному сценарию. Попытка провести в тот же день партийно-хозяйственный актив в Гадрутском районе вообще приводит к стихийному митингу. Планы азербайджанского руководства уладить ситуацию оказались сорванными. Партийно-хозяйственные руководители Карабаха не только не осудили «экстремизм», но наоборот, активно его поддержали.

13 февраля в Степанакерте проходит первый митинг, на котором выдвигаются требования о присоединении НКАО к Армении. Горисполком даёт разрешение на его проведение, обозначив цель - «требование о воссоединении НКАО с Арменией». Зав. отделом ЦК КП Азербайджанской ССР М. Асадов безуспешно пытается помешать проведению митинга. Тем временем, как утверждают участники событий, исполнительные власти автономной области оказываются расколотыми и утрачивают контроль над ситуацией. Руководство берёт на себя Совет директоров, в который вошли главы крупных предприятий области и отдельные активисты. Совет принимает решение провести сессии городских и районных советов, а затем созвать сессию областного Совета народных депутатов.

14 февраля азербайджанское партийное руководство пытается обратиться к населению НКАО через областную газету «Советский Карабах» с обращением, в котором происходящие события расцениваются как «экстремистские и сепаратистские», инспирированные армянскими националистами. В результате вмешательства Совета директоров обращение так и не было опубликовано.

20 февраля 1988 внеочередная сессия народных депутатов НКАО обращается к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. После этого в Баку прибыли азербайджанские беженцы со следами побоев.

21 февраля Политбюро ЦК КПСС принимает постановление, согласно которому требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР представляется как принятое в результате действий «экстремистов» и «националистов» и противоречащее интересам Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Постановление ограничивается общими призывами к нормализации обстановки, выработке и осуществлению мер по дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию автономной области. Центральные органы власти и в дальнейшем, несмотря на обострение обстановки, будут руководствоваться этим постановлением, непрерывно заявляя, что «перекройки границ не будет».

22 февраля 1988 у армянского населённого пункта Аскеран происходит столкновение между многочисленной толпой азербайджанцев из города Агдам, направлявшихся в Степанакерт, чтобы выразить свой протест против решения областных властей об отделении Карабаха от Азербайджана, милицейско-войсковыми кордонами, выставленными на их пути, и местным населением, часть из которого была вооружена охотничьими ружьями. В результате столкновения погибли два азербайджанца.

Было ранено около 50 армян. Руководство Азербайджана старалось не афишировать эти события. 2 Более массового кровопролития в тот день удалось избежать. Тем временем в Ереване проходит демонстрация. Число демонстрантов к концу дня достигает 45-50 тысяч. В эфире программы «Время» затрагивается тема решения областного совета НКАО, где оно названо инспирированным «экстремистскими и националистически настроенными лицами». Такая реакция центральной прессы только усиливает негодование армянской общественности.

26 февраля 1988 г. - в Ереване проходит митинг, в котором участвует почти полмиллиона человек. Позднее на заседании Политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачёв сказал, что после столкновения в Аскеране в Ереване начали распространяться листовки с призывами к армянам «брать оружие и давить турок, однако во всех выступлениях дело не доходило ни до антисоветизма, ни до враждебных выходок». И в тот же день в Сумгаите проводится митинг численностью 40-50 человек в защиту территориальной целостности Азербайджана, который уже на следующий день перерастает в армянский погром.

27 февраля 1988 г. - по телевидению выступает находившийся тогда в Баку заместитель Генерального прокурора СССР А. Ф. Катусев, который сообщает о гибели двух азербайджанцев в стычке близ Аскерана, произошедшей 22 февраля.

27-29 февраля - армянский погром в городе Сумгаите - первый массовый взрыв этнического насилия в новейшей советской истории. Том де Ваал, автор книги об истории карабахского конфликта, говорит, что «Советский Союз в мирное время никогда не переживал того, что произошло» в Сумгаите. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в ходе этих событий погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Армянские источники указывают на то, что эти данные занижены.

Весной - осенью 1988 г. были приняты Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ЦК КПСС, в марте 1988 года по поводу межнационального конфликта в НКАО, не привели к стабилизации положения, поскольку наиболее радикальные представители обеих конфликтующих сторон отвергали любые компромиссные предложения. Большинство членов областного совета депутатов и обкома партии поддержали требования о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, которые были оформлены в соответствующих решениях сессий областного Совета и пленума обкома партии, который возглавил Генрих Погосян. В НКАО (особенно в Степанакерте) происходили ежедневные многолюдные шествия, митинги, забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений области с требованиями отделения от Азербайджана. Создаётся неформальная организация - комитет «Крунк», который возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров.

На деле комитет брал на себя функции организатора массовых протестов. Указом Верховного Совета АзССР комитет был распущен, но фактически продолжал свою деятельность. В Армении разрасталось движение поддержки армянского населения НКАО. В Ереване создан комитет «Карабах», лидеры которого призывают к усилению давления на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Одновременно в Азербайджане продолжаются призывы к «решительному наведению порядка» в НКАО. Общественное напряжение и национальная вражда между азербайджанским и армянским населением возрастают с каждым днём. Летом и осенью учащаются случаи насилия в НКАО, нарастает взаимный поток беженцев.

В НКАО направляются представители центральных советских и государственных органов СССР. Некоторые из выявленных проблем, годами накапливавшихся в национальной сфере, становятся достоянием гласности. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в срочном порядке принимают постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 годах».

14 июня 1988 г. Верховный Совет Армении даёт согласие на включение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР.

17 июня 1988 г. Верховный Совет Азербайджана принимает решение о том, что Нагорный Карабах должен остаться в составе республики: «В ответ на обращение Верховного Совета Армянской ССР Верховный Совет Азербайджанской ССР, исходя из интересов сохранения сложившегося национально-территориального устройства страны, закрепленного Конституцией СССР, руководствуясь принципами интернационализма, интересами азербайджанского и армянского народов, других наций и народностей республики, счёл передачу НКАО из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР невозможной».

В июле 1988 г. в Армении проходили многодневные забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений, массовые митинги. В результате столкновения между митингующими и военнослужащими Советской Армии в ереванском аэропорту «Звартноц» погиб один из митингующих. 130-ый Католикос всех армян Вазген I (1955-1994) обращается по республиканскому телевидению с призывом к мудрости, спокойствию, чувству ответственности армянского народа, к прекращению забастовки. Призыв остаётся неуслышанным. В Степанакерте уже несколько месяцев не работают предприятия и организации, каждый день проводятся шествия по улицам города и массовые митинги, обстановка накаляется всё больше.

Тем временем ЦК КПАз пытается нормализовать обстановку в местах компактного проживания азербайджанцев в Армении. В Армянскую ССР продолжают прибывать беженцы из Азербайджана. По данным местных властей, на 13 июля в Армению прибыло 7265 человек (1598 семей) из Баку, Сумгаита, Мингечаура, Казаха, Шамхора и других городов Азербайджана.

18 июля 1988 г. в Кремле состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР, на котором были рассмотрены решения Верховных Советов Армянской ССР и Азербайджанской ССР о Нагорном Карабахе и принято постановление по данному вопросу. В постановлении отмечено, что, рассмотрев просьбу Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 г. о переходе Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР (в связи с ходатайством Совета народных депутатов НКАО) и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня 1988 г. о неприемлемости передачи НКАО в состав Армянской ССР, Президиум Верховного Совета считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.

В сентябре 1988 г. азербайджанское население было изгнано из Степанакерта, армянское - из Шуши. В 20-х числах сентября в Нагорно-Карабахской автономной области и Агдамском районе Азербайджанской ССР введены особое положение и комендантский час. В Армении Президиум Верховного Совета Армянской ССР принял решение о роспуске комитета «Карабах». Однако попытки партийных и государственных органов успокоить население не имели эффекта. В Ереване и некоторых других городах Армении продолжаются призывы к организации забастовок, митингов, голодовок. 22 сентября была прекращена работа ряда предприятий и городского транспорта Еревана, Ленинакана, Абовяна, Чаренцавана, а также Эчмиадзинского района. В Ереване к обеспечению порядка на улицах наряду с органами милиции привлекаются войсковые подразделения.

В ноябре - декабре 1988 г. в Азербайджане и Армении происходят массовые погромы, сопровождаемые насилием и убийствами мирного населения.

Появлялись лозунги: «Слава героям Сумгаита». Беженцами из Азербайджана, в основном в Армению, в течение конца ноября 1988 года стали более 200 тысяч армян. По различным данным, на территории Армении погромы приводят к гибели от 20 до 30 азербайджанцев. По данным армянской стороны, в Армении на межнациональной почве за три года (с 1988 по 1990) погибло 26 азербайджанцев, в том числе с 27 ноября по 3 декабря 1988 года - 23, в 1989 году - один, в 1990 - двое. По азербайджанским данным в результате погромов и насилия в 1988-1989 годах в Армении погибли 216 азербайджанцев. Основная масса убитых приходилась на северные районы, куда перед тем хлынули беженцы из районов Кировабада; в особенности же на Гугаркский район, где по данным КГБ Армении стороны было убито 11 человек.

В ряде городов Азербайджана и Армении вводится особое положение. На декабрь 1988 года приходится самый массовый поток беженцев - сотни тысяч человек с обеих сторон. В целом, к 1989 г. была завершена депортация азербайджанцев из Армении и армян из сельских районов Азербайджана (кроме Карабаха). 12 января по решению советского правительства в НКАО впервые в СССР было введено прямое управление с образованием Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством Аркадия Вольского, заведующего отделом ЦК КПСС. Были приостановлены полномочия областных партийных и государственных органов, ограничены конституционные права граждан. Комитет был призван предотвратить дальнейшее обострение обстановки и способствовать её стабилизации.

В Армении и Нагорном Карабахе было введено чрезвычайное положение. По решению советского руководства были арестованы члены так называемого комитета «Карабах» (включая будущего президента Армении Левона Тер-Петросяна).

С конца апреля - начала мая 1989 г. начался новый виток обострения обстановки в регионе, вызванный непрерывными и все нарастающими акциями «карабахского движения». Лидеры этого движения и их единомышленники перешли к тактике откровенного провоцирования столкновений армянского населения НКАО с внутренними войсками и азербайджанцами.

В июле в Азербайджане образована оппозиционная партия - Народный Фронт Азербайджана. Внеочередная сессия Совета народных депутатов Шаумяновского района Азербайджанской ССР приняла решение о вхождении района в состав НКАО.

В августе в НКАО состоялся съезд представителей населения области. Съезд принял обращение к азербайджанскому народу, в котором выражалась озабоченность нарастающим отчуждением между армянским и азербайджанским народами, переросшим в межнациональную вражду, содержался призыв к взаимному признанию неотъемлемых прав друг друга. Съезд также обратился к коменданту Особого района, офицерам и солдатам Советской армии и подразделениям МВД СССР с предложением активного сотрудничества с целью обеспечения мира в регионе. Съезд избрал Национальный Совет (председатель - народный депутат СССР В. Григорян), перед которым была поставлена задача практической реализации решения сессии областного Совета народных депутатов от 20 февраля 1988 года. Президиум Национального Совета направил обращение в Совет Безопасности ООН с просьбой о содействии в обеспечении защиты армянского населения края.

Руководство Азербайджанской ССР в качестве меры давления на НКАО и Армению предпринимает их экономическую блокаду, перекрыв доставку народнохозяйственных грузов (продовольствия, топлива и стройматериалов) железнодорожным и автомобильным транспортом через свою территорию. НКАО оказалась практически изолирована от внешнего мира. Многие предприятия были остановлены, бездействовал транспорт, не вывозился урожай.

28 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял постановление об упразднении Комитета особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью, согласно которому, в частности, Азербайджан должен был «создать на паритетных началах с НКАО республиканский оргкомитет и восстановить деятельность Совета народных депутатов НКАО». В созданный оргкомитет, который возглавил второй секретарь ЦК КП Азербайджана Виктор Поляничко, не вошли представители от НКАО, деятельность Совета народных депутатов НКАО не была возобновлена, не были выполнены требования Указа по обеспечению статуса реальной автономии НКАО, соблюдению законности, охране жизни и безопасности граждан, недопущению изменений сложившегося национального состава в НКАО. В дальнейшем именно этот орган разрабатывал и осуществлял силами милиции, ОМОН и внутренних войск операции по депортации (выселению) армянского населения Нагорного Карабаха и соседних районов. Сессия Совета народных депутатов НКАО самостоятельно провозгласила возобновление своей деятельности и не признала Республиканский оргкомитет, что привело к созданию в НКАО двух центров власти, каждый из которых признавался лишь одной из конфликтующих этнических групп.

1 декабря Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет НКАО, «основываясь на общечеловеческих принципах самоопределения наций и отзываясь на законное стремление к воссоединению двух насильственно разделённых частей армянского народа», на совместном заседании приняли постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области».

С 13 по 20 января 1990 г. Имели место армянские погромы в Баку, где к началу года оставалось уже лишь около 35 тыс. армян. Центральные органы власти СССР проявляют преступную медлительность в принятии решений с целью остановить насилие. Лишь спустя неделю после начала погромов в Баку были введены войска для предотвращения захвата власти антикоммунистическим Народным фронтом Азербайджана. Эта акция привела к многочисленным жертвам среди гражданского населения Баку, пытавшегося помешать вводу войск.

14 января - Верховный Совет Азербайджанской ССР объединяет два соседних района - армянонаселённый Шаумяновский и азербайджанский Касум-Исмайловский в один - Геранбойский. В новом административном районе армяне составляют лишь 20 процентов населения.

15 января Президиум Верховного Совета СССР вводит чрезвычайное положение в НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также в пограничной зоне вдоль государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. Была образована Комендатура района чрезвычайного положения, ответственная за осуществление этого режима. В её подчинении находились приданные ей подразделения внутренних войск МВД СССР.

В связи с введением чрезвычайного положения была приостановлена деятельность областного и районных советов народных депутатов НКАО, Нагорно-Карабахского обкома КПАз, партийных и всех общественных организаций и объединений в Степанакерте и четырёх армянонаселённых районах. В то же время в Шушинском районе, где жили практически одни азербайджанцы, была сохранена деятельность всех конституционных органов власти. В отличие от армянских населённых пунктов, в азербайджанских сёлах НКАО партийные организации не упразднили; наоборот, в них были созданы парткомы с правами райкомов КПАз. Снабжение жителей НКАО продовольственными и промышленными товарами осуществлялось с перебоями, было прекращено пассажирское сообщение по железной дороге, резко сократилось количество авиарейсов Степанакерт - Ереван. Из-за не хватки продовольствия положение в армянских населенных пунктах становилось критическим, армяне Карабаха не имели наземного сообщения с Арменией и единственным средством доставки туда продовольствия, медикаментов, а также эвакуации раненых и беженцев была гражданская авиация. Внутренние войска СССР, расквартированные в Степанакерте пытались резко сократить такие рейсы - вплоть до вывода бронетехники на взлетную полосу. В связи с чем армяне в Мартакерте для поддержания связи с внешним миром построили грунтовую взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты типа АН-2. Однако 21 мая азербайджанцы при поддержки военных распахали взлетную полосу и разгромили оборудование.

3 апреля был принят Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения». Всё большую роль начали играть незаконные вооружённые формирования, получавшие поддержку местного населения, которое видело в них своих защитников и мстителей за нанесённые обиды. В течение 1990 и первой половины 1991 г. в результате раскручивающейся спирали насилия и растущей активности этих формирований гибли и получали ранения военнослужащие, сотрудники МВД, мирные граждане. В места компактного проживания армянского населения на территории Азербайджана (НКАО и прилегающие к ней районы) проникали вооружённые группы и с территории Армении. Здесь отмечались многочисленные случаи нападений на мирных граждан, угонов скота, захватов заложников, нападений на войсковые наряды с применением огнестрельного оружия. 25 июля был издан Указ Президента СССР «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения». 13 сентября подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли штурм села Чапар Мартакертского района. В ходе атаки кроме стрелкового оружия были использованы минометы и гранатометы, а также вертолеты с которых сбрасывались ручные гранаты. в результате штурма погибло 6 армян. 25 сентября два азербайджанских вертолета таким же образом бомбили Степанакерт.

30 апреля 1990 г. начало так называемой операции «Кольцо» по исполнению Указа Президента СССР от 25.07.1990 г. «О запрещении создания незаконных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения», проводившейся силами подразделений МВД Азербайджанской Республики, внутренних войск МВД СССР и Советской Армии с конца апреля по начало июня 1991 г. в НКАО и прилегающих районах Азербайджана. Операция, имевшая в качестве официальной цели разоружение армянских «незаконных вооружённых формирований» и проверку паспортного режима в Карабахе, привела к вооружённым столкновениям и жертвам среди населения. В ходе операции «Кольцо» была осуществлена полная депортация 24 армянских сел Карабаха.

1 мая Сенат США единогласно принял резолюцию, осуждающую преступления, совершенные властями СССР и Азербайджана против армянского населения Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана. 15 мая высаженный десант азербайджанского ОМОНа возле армянских сел Спитакашен и Арпагядук приводил к полной депортации жителей этих сел

20 июля в результате атаки армянских боевиков близ села Бузулук Шаумяновского района получили повреждения три Ми-24, а один из летчиков был ранен.

28 августа 1990 г. Азербайджан провозгласил независимость. В декларации «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» сказано, что «Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики».

2 сентября состоялась Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов, провозгласившая образование Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и населенного армянами прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. По мнению депутатов они руководствовались Законом СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Осенью 1990 г. Агдамское отделение Народного фронта Азербайджана создаёт Агдамский батальон ополчения под командованием Багирова. 25 сентября начинается 120-суточный обстрел Степанакерта противоградовыми установками «Алазань». Эскалация военных действий разворачивается практически на всей территории НКР. 23 ноября Азербайджан аннулирует автономный статус Нагорного Карабаха. 27 ноября Госсовет СССР принял постановление с призывом к сторонам о прекращении огня, выводе из зоны конфликта всех «незаконных вооружённых формирований» и отмене постановлений, изменяющих статус НКАО. В декабре создана Национальная армия Азербайджана. 10 декабря - в самопровозглашённой НКР проведён референдум о независимости.

С момента заключения 5 мая 1994 года Бишкекского соглашения о прекращении огня, судьба более четырёх тысяч граждан Азербайджана, которые все ещё числятся пропавшими без вести, остается неясной. Начиная с 1992 года Международный комитет Красного Креста тесно сотрудничает с Азербайджанским обществом Красного Полумесяца, оказывая при этом содействие властям в выполнении обязательств в области международного гуманитарного права и осуществления права семей лиц, пропавших без вести, на информацию о судьбе их близких.

Итогом военного противостояния стала победа армянской стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и живой силе, при несравнимо больших ресурсах Азербайджан потерпел поражение.

За время войны между Азербайджаном и непризнанной НКР, в результате бомбёжек и обстрелов азербайджанской армией гражданского населения НК, погибло 1264 мирных жителей (из них более 500 женщин и детей). Без вести пропало 596 человек (179 женщин и детей). Всего с 1988 по 1994 г. в Азербайджане и непризнанной НКР было убито более 2000 гражданских лиц армянской национальности.

Армянские формирования подбили более 400 единиц бронетехники (31 % из имеющихся у Республики Азербайджан на тот период времени), в том числе 186 танков (49 %), сбили 20 военных самолетов (37 %), более 20 боевых вертолётов Национальной армии Азербайджана (более половины вертолётного парка ВС Республики Азербайджан).

В итоге военного противостояния непризнанной НКР и Республики Азербайджан, под контроль армянских формирований перешла территория 7 районов бывшей АзССР - 5 полностью и 2 частично (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джабраильский, Зангеланский - полностью, и Агдамский и Физулинский частично) общей площадью 7060 кв.км., что составляет 8,15 % территории бывшей Азербайджанской ССР. Под контролем Национальной армии Азербайджана находится 750 кв. км территории непризнанной НКР - Шаумянский (630 кв.км.) и небольшие части Мартунинского и Мардакертского районов, что составляет 14,85 % общей площади НКР. Кроме того, под контроль Азербайджана перешла часть территории Республики Армения - Арцвашенский анклав.

Беженцами стали 390 000 армян (360 000 армян из Азербайджана и 30 тыс. из НКР). Следует учесть, что многие азербайджанцы из Армении смогли перед выездом продать свои дома или квартиры и приобрести жилье в Азербайджане. Часть из них произвела обмен жильём с покидающими Азербайджан армянами.

В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов.

По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия. Социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества.