Разделы и функции философии. Кто же был первым Философом в мире

Разделы и функции философии. Кто же был первым Философом в мире

АБЕЛЯР - знаменитый схоластич. философ и богослов, 1079-1142, родился в Палэ близ Нанта. А. обладал блестящим красноречием и как учитель диалектики и богословия привлекал множество слушателей из всех стран. В знамен. средневековом споре об общих понятиях (universalia"х) А. занял среднее положение, склоняясь, впрочем, более к номинализму; общие идеи - создания разума и становятся реальными, только когда относятся к существующему в действительности. В богословии А. держался явно рационалистическ. направления; его учение о Св. Троице и об искуплении было осуждено на двух соборах. Трагический конец имела пылкая любовь А. к Элоизе племяннице каноника Фульберта, который из мести велел оскопить его и Элоиза приняла монашество. В 1828 прах А. и Элоизы был перенесен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Соч. А. изд. Кузеном (1849-1859); переп. С Элоизой, пер. на рус. яз. Протопоповым (1816).

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН - христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А. можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный

подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории.

АКВИНСКИЙ ФОМА - средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Задача, которую ставит себе Ф. А., = это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Ф. А. отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики (Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В основе онтологии Ф. А. = восходящая к Аристотелю антитеза "потенциального" (возможного) и "актуального" (действительного). Антропология Ф. А., особенно связанная с острыми идеологическими конфликтами его эпохи, исходит из представления о человеческом индивиде как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Ф. А. считает, что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ - немецкий философ и богослов, представитель ортодоксальной схоластики, монах-доминиканец (с 1223). Вместе с последним вёл борьбу против оппозиционных течений в схоластике и ересей, а также против аверроизма. Среди учёных 13 в. отличался необычайно многосторонними познаниями в самых различных областях, в частности в области естествознания (трактаты о минералах, растениях, животных и др.).

АРИСТОТЕЛЬ - величайший греческий философ и естествоиспытатель, имевший громадное влияние на все последующее развитие философской мысли. А., всеобъемлющий ум древнего мира, систематически разработал все

отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта и тем положил основание естественноисторическому исследованию природы, из его многочисленных трудов до нас дошла лишь небольшая часть: его сочинения по логике и риторике, по естествознанию, "Метафизика", "Этика", "Политика" и "Поэтика". Задачи науки, по А., состоят в познании бытия; содержанием же этого познания является общее (понятие), а потому определение отношения частного к общем у- основная задача ар. философии.

БАКУНИН - русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. История, по Б., - эволюционный процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы". Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг "свободной федерации" земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса.

БЕКОН - английский философ, родоначальник английского материализма. Наука, по Б., должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. Причиной заблуждения разума Б. считал ложные идеи - "призраки", или "идолы", четырёх видов: "призраки рода", коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; "призраки пещеры", возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека; "призраки рынка", порожденные некритичным отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением; "призраки театра", ложное восприятие действительности, основанное на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений. Материю Б. рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком; понимание материи у Б. не стало ещё механистическим, как у Галилея, Декарта и Гоббса.

БЕРГСОН - французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. В центре философии Б. - проблема творчества, которое он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь "жизненного порыва". Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, которая, как божественный дар, дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б. признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали: "закрытый" и "открытый". Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина – в жертву пользе. С точки зрения "открытой" морали личность и творчество эстетических, религиозных и нравственных ценностей выше интересов сохранения рода. Философская концепция Б. внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Б. при изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Б. время от времени нарушает своё вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, "косным" понятиям "текучие", способные следовать за реальностью.

БЕРДЯЕВ - русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Б. Рождающаяся из абсолютизации каждого из этих мотивов двойственность позиции Б. выражается в ряде противоречий и прежде всего в фиксируемом им самим противоречии "творчества" и "жалости" (морали творчества, или культа "гениальности", и христианской морали искупления). Б., в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, её примат над бытием (и богом) и, следовательно, - как бы неподвластность человека божественной воле; говорит об отсутствии бога в мире. Однако Б. принимает также концепцию истории в провиденциальном духе христианской эсхатологии. Для Б. характерно полное отталкивание от мира (царства "обыденности", зла), но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству изменения мира совмещается у Б. с убеждением в обречённости всякого творческого акта; по существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Б. отождествляет с отчуждением.

БРУНО - итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею "отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся "богом в вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника,оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - архиепископ кесарийский, св., 329-78, представитель Каппадокийской школы православного богословия. Основал несколько монастырей, для которых написал устав, заботился об организации христианской благотворительности, устраивал убежища для бедных, боролся с арианством. Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость церкви от императора.

ВЕРНАДСКИЙ - (1863-1945), естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Создатель многих научных школ. В начале XX в. - один из лидеров либерального движения, член “Союза освобождения”, участник создания Конституционно-демократической партии (1905, член её ЦК). В 1917 - товарищ министра народного просвещения Временного правительства. После октября 1917 организатор и директор ряда академических научных учреждений. Разработал целостное учение о биосфере, её эволюции в ноосферу, в которой человеческая деятельность и разум становятся

определяющими факторами развития.

ВОЛЬТЕР - знаменитый французский писатель, историк и философ, 1694-1778. За свои обличительные произведения дважды сидел в Бастилии. В. был убежденным следователем религии разума и горячим противником как атеизма, так и положительного христианства; враждебное ему духовенство он преследовал с язвительным остроумием. Значение В. основано на его неутомимой борьбе с предрассудками, суевериями и жестокими нравами своего века, на его проповеди истинной гуманности, уважения к достоинству человеч. личности и широкого просвещения, на его активной защите жертв жестокой судебной неправды и религиозной нетерпимости (дела Жана Каласа и Сирвена). Его многочисленные блестящие памфлеты, гениальное остроумие, язвительный смех вскрыли пороки, слабости и страсти его современников. По своему трезвому, ясному критическому уму и изумительной способности к популяризации и пропаганде В. справедливо считается первым глашатаем идей своей эпохи: свободы мысли и гуманности.

ГАЛИЛЕЙ - итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик. Основа мировоззрения Г. - признание объективного существования мира, т. е. его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается - происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых атомов, её движение - единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Всё в природе подчинено строгой механической причинности. Подлинную цель науки Г. видел в отыскании причин явлений. Согласно Г., познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Г. считал наблюдение, основой науки - опыт. Отвергая попытки схоластов добыть истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путём отвлечённых умствований, Г. утверждал, что задача учёного - "... это изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии" Однако, ограниченный условиями своего времени, Г. не был последователен; он разделял теорию двойственной истины и допускал божественный первотолчок.

ГЕГЕЛЬ - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной,

производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегля состиот в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

ГЕЛЬВЕЦИЙ - франц. философ-сенсуалист; принадлежал к шкоде энциклопедистов, 1715-71. Гл. соч. "Livre de l"Esprit" (1758). Деятельность разума сводится к суждению, то есть к сравнению ощущений, след. к чувствованию juger c`est sentir. Люди не родятся ни добрыми, ни злыми, а только одаренными физической чувствительностью, которая и является источником всех страстей и вообще деятельности человека. Задачи моралистов и законодателей связать в деятельности человека личный интерес с общественным. Добродетелен тот, кто умеет согласовать свои выгоды с общественным благом; отсюда следует: польза (для отдельн. человека, для общества, народа, для всех людей) есть единственное мерило оценки идей, так и поступков.

ГЕРАКЛИТ - древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Первоначало сущего - мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он “мерами вспыхивает и мерами угасает”; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются. Высказал идею непрерывного изменения, становления (“все течет”, “в одну реку нельзя войти дважды”). Противоположности пребывают в вечной борьбе (“раздор есть отец всего”), в то же время в космосе существует “скрытая гармония”.

ГЕРЦЕН - русский революционер, писатель, философ и публицист. Формой движения к новому миру является, по Г., соединение философии с жизнью, науки с массами, воплощающими материальное начало истории. Когда произойдёт такое слияние духа и материи, начнется пора "сознательного деяния". Понятие "деяние" выступает здесь у Г. как характеристика сущности подлинно человеческой деятельности, возвышающейся как над неосмысленным существованием, так и над бесстрастным занятием наукой, свойственным "цеховым учёным". В основном философские соч. "Письма об изучении природы" развивает идею единства противоположностей преимущественно в методологическом аспекте. Центральная идея этого произведения - настоятельная необходимость ликвидации антагонизма, существующего между естествознанием и

философией или, как пишет Г., между "эмпирией" и "идеализмом". Своё

мировоззрение в 40-х гг. Г. назвал реализмом. Он пришёл к нему через идеализм и романтизм 30-х гг. Реализм в его понимании охватывал разные области бытия: утверждение материалистической философии, демократических и революционных общественных идеалов, новой морали нового человека. Формирование гуманной свободной личности, которая стремится к преобразованию общества на разумных началах, он считал основной задачей воспитания.

ГОББС - государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это - сила, служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Положительным моментом этой теории было то, что впервые исследователи подчеркнули земное, человеческое, а не божественное происхождение государства.

ГУССЕРЛЬ - немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Г. выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии ("Логические исследования", рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считает психологизм - убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Г. видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. По мнению Г., сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания - феноменология. Следуя по пути рационализма Р. Декарта, Г. стремится найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания - интенциональность, т. е. направленность на предмет. С помощью понятия интенциональности Г. стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как бы мостом между ними - быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов. Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Г. предложил исключить из феноменологии "положения о бытии". Т. о., субъективистские мотивы Г. сочетает с объективно-идеалистическими.

ДЕКАРТ - знаменитый французский философ и математик (1598-1650), основатель новой философии и рационализма. Д. считал необходимым внести в разработку философии математич. метод. именно: положить в основание своей системы очевидную, всеми признанную истину (на подобие математич. аксиом), а затем выводить все дальнейшее; Подвергнув пересмотру и сомнению все то, чему наш ум склонен приписывать значение знания, Д. нашел одно только достоверное данное - это факт несомненного существования самого сомневающегося субъекта: cogito ergo sum -я мыслю (в смысле сознания вообще), след. существую. Исходя из этого единственно достоверного факта собственного самосознания, Д. путем логических рассуждений доходит до признания бытия Бога как существа всесовершенного, идея о котором не могла быть получена человеком из опыта, а является врожденной и соответствующею реальному бытию Бога. Кроме Бога, существуют еще две созданные субстанции: душа и материя. Д. приписывает душе как ее сущность - мышление, а материи - протяженность. Взгляд на внешний мир у Д. чисто механический: все известные ему явления он объясняет исключительно при помощи движения. Все движения организма тоже чисто механические; и животные - не что иное, как машины. Последователи Д. наз. =картезианцами?, а его философия - картезианской от лат. имени Декарта.

ДЕМОКРИТ - греческий философ из Абдер, жил около 460-370 до Р. Хр., первый представитель атомизма; бытие состоит из бесчисленного множества неделимых и незримых тел, атомов, различающихся по величине, форме и распорядку и движущихся с механической необходимостью; душевную жизнь он сводил на различия в форме, сочетаниях и движении атомов. из соч. сохранились лишь отрывки по физике и этике.

ДЖЕЙМС - 19 век. американский философ-идеалист и психолог, один из основателей прагматизма. Развивая идеи Ч. Пирса, Д. выдвинул новый, "прагматический" критерий истинности, согласно которому истинно то, что отвечает практической успешности действия. Истина, по Д., "... просто выгодное в образе нашего мышления".

ДИДРО - французский мыслитель-энциклопедист, 1713-84, без систематического образования в юности, 1745 стал издавать знаменитую "Энциклопедию". Не создав своей философской системы, он вдохновлялся мыслями других, большей частью английских философов, и создавал блестящие, художественные импровизации. Д.- гениальный популяризатор, умевший повсюду пробуждать жизнь и вести людей за собой. Его идеи сводились к рационализму и гуманности. Как основатель великой энциклопедии, Д. оставил по себе память во всех отраслях знания: в философии, словесности, естествознании, социальных науках и т. д.

ДИЛЬТЕЙ - немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни.Центральным у Д. является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности. Человек, по Д., не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории Д. резко отделяет мир природы. Задача философии (как "науки о духе"), по Д., - "понять жизнь, исходя из неё самой".

ДЬЮИ - (1859-1952), американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. н. педоцентрической теории и методики обучения. Д. развил новый вариант прагматизма - инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Эстетическое сводится Д. к чувственному ("искусство - это жизнь") и трактуется как всякое выражение гармонии, равновесия между организмом и средой.

ЗЕНОН - греческий философ элейской школы, ученик Парденида, названный Аристотелем изобретателем диалектики; жил около 490-430 до Р. Хр.; пытался опровергнуть обыденные представления о множественности и движении вещей при помощи диалектических аргументов. Ему приписывают софизм об Ахиллесе и черепахе (Ахиллес никогда не может догнать черепахи; между ними всегда останется бесконечно малое расстояние).

ЗИММЕЛЬ - немецкий философ-идеалист и социолог."Жизнь" понимается З. как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Характерный для "философии жизни" пафос жизни как иррациональной судьбы пронизывает и философию З., выразившись, в частности, в последние годы его жизни в учении о "трагедии творчества". Последняя обусловлена, по З., извечным противоречием между творческой пульсацией жизни и застывшими объективированными формами культуры.

ИОАНН ДУНС СКОТТ - философ, ведущий представитель францисканской схоластики. Его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике - томизму: в противовес Фоме Аквинскому утверждал примат воли над интеллектом и примат единично-конкретного над абстрактно-всеобщим. И. Д. С. считал невозможным и ненужным построение завершенной философско-теологической системы, в частности рационально разработанной этики: человеческие действия определяются в зависимости от того, соответствуют ли они божьей воле; то, что противоречит ей и не исходит от любви,

есть грех. В онтологии для И. Д. С. характернопередвижение акцента от абстрактно-всеобщего бытия к бытию индивидуальному как наиболее совершенному. И. Д. С. вводит специальное понятие, характеризующее не класс предметов, а данную единичную, "эту" вещь

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА - (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению; с нач. 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. И. С. Э. решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Его главное сочинение "О разделении природы" уводит тенденции пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии "сущего", или "природы", проходящей 4 стадии диалектического самодвижения: 1) "природа творящая и не сотворённая", т. е. бог как предвечная первопричина всех вещей; 2) "природа сотворённая и творящая", т. е. платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога; 3) "природа сотворённая и не творящая", т. е. мир единичных вещей; 4) "природа не сотворённая и не творящая", т. е. снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса. Доктрина И. С. Э. представляет собой последовательный идеалистический монизм: всё выходит из бога и возвращается в бога; И. С. Э. отрицает сущностную реальность зла - оно существует только как "ничто", как своё самоотрицание.

КАЛЬВИН - деятель Реформации, основатель кальвинизма. Отражая интересы буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, К. провёл ряд реформ, направленных на утверждение "мирского аскетизма". С помощью консистории, возглавлявшей церковь и фактически подчинившей себе светскую власть, он упразднил пышный католический культ; как советник правительства добился установления мелочного и придирчивого надзора над гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т.п. К. отличался крайней религиозной нетерпимостью как к католицизму, так и к народным реформационным течениям (особенно к анабаптизму), последователей которых он обвинял в безбожии; по настоянию К. противники его учения подвергались изгнанию, смертной казни (сожжение в 1553 М. Сервета) и др. карам.

Филосо́фия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость →др.-греч.φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира . К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания имышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично - материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скореемировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией. [прим. 1]

Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.

Философия включает в себя множество предметных областей, начиная от метафизики,эпистемологии,этики,эстетики,политической философииифилософии наукивплоть дофилософии дизайна(англ.)русск.ифилософии кино(англ.)русск..

Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделилисьфизика,биологияипсихология.

§1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Функции: 1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания. 3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд) 6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

Структура философии: 1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания. 3)логика- учение о законах и принципах мышления 4)Этика – учение о нравственности, морали 5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития. 7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности) 8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники; 10) аксиология – учение о ценностях;

Специфика философии: Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке(из-за этических соображений) В философии нет прогресса В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; Философия плюорестична (Плюрализм- философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм). Одного языка, понятного всем философам, нет.

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён - философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания (в рамкахэпистемологии). Разные философские школы, образовавшиеся за время существования философии, зачастую сильно отличались друг от друга методологией познания, и, таким образом, внутри каждой из этих школ можно дать своё собственное определение того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени.

С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип - любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее строитсярационально:осмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, например,логикой. Рациональность рассуждения отличает философскоемышлениеотмифологическогомышления ирелигиозногомышления, в котором подразумеваетсясупранатурализмисверхъестественное, то естьиррациональное. Это, однако, не означает, что философия не может существовать параллельно, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрытыканономэтой религии. Например,древнеиндийская философияистолковывалаВеды, асредневековые философыЕвропы (Блаженный Августин,Фома Аквинскийи другие) истолковывалиБиблию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование бога. Например,апологетыстарались рационально обосноватьхристианство.

Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ(англ.)русск.этих концепций в рамках своей новойпарадигмы. Например, знаменитая работаИммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепцийрационализмаиэмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Вместе с этим расплывчатость определения философии является её характерной особенностью и отделяет философию от наук. Если философам в какой-то области удаётся совершить прорыв, обнаружив эффективную методологию познания, то эта область обычно отделяется от философии в самостоятельную дисциплину. Так, успешное применениенаучного метода познанияк различным классам природных объектов окончательно отделило от философии частьнатурфилософии, которая впоследствии распалась на вереницуестественных наук. Например,Исаак Ньютоннаписал свою фундаментальную работу «Математические начала натуральной философии», будучи, по его собственным представлениям, философом, а в настоящее время известен как физик и математик. Вся англоязычная наука до сих пор сохраняет следы своего родства с философией, например, в том, что во всех её дисциплинах высшая учёная степень носит название «Доктор философии» (англ.Ph.D. ).

Сегментация философии по предмету изучения

Логика [править|править исходный текст]

Основная статья: Логика

Важные термины: силлогизм,логика высказываний,логика первого порядка,логика второго порядка

Поскольку философия состоит из рациональных рассуждений, логика является первичным атрибутом философии. Для анализа различных философских концепций, для их сопоставления друг с другом необходимо проведение критического анализа(англ.)русск.различных философских утверждений и теорий. В связи с тем, что человеческое мышление формулируется текстуально, логика тесно увязана с анализом текстов и языков. Логика формализует текстуальное рассуждение и определяет его формы, которые приемлемы для анализа. Первым шагом к логической формализации рассуждения послужило выявлениесиллогизмов, или рассуждений вида:

(1) все животные смертны; (2) слон - это животное; следовательно (3) слон смертен.

Корректное использование силлогизмов открывает дорогу для доказательных рассуждений в философии, в математике, вестественных наукахили для формализациидедуктивного мышления.

При всей своей кажущейся простоте выделение силлогизмов из обычной человеческой речи произошло не сразу и не везде. [прим. 2] Выделению силлогизмов как способа доказательства способствовало сочетание философии и математики, распространённое вДревней Греции. Первое формальное изложение понятия силлогизма и простейшей логической системы было сделаноАристотелем. [ ⇨ ] Логика Аристотеля оставалась неизменной две тысячи лет, до начала XX века, когда исследования в математике ианалитической философииоткрыли дорогу для развития логики. [ ⇨ ] Была формализована «логика первого порядка» или «логика предикатов», которая к настоящему моменту хорошо изучена. Однако, как оказалось, для полноценного анализа философской аргументации, а тем более естественной человеческой речи требуется применениемодальной логикии логик более высоких порядков, в частностилогики второго порядка. Кроме этого взаимосвязь формального символического языка и естественной речи исследуютлогическая семантикаисемиотика. Эти дисциплины в совокупности с модальной логикой более высоких порядков продолжают оставаться областью активных междисциплинарных исследований. Современная логика состоит из нетривиальных, глубоко математических концепций, которые изучаются философами, математиками,лингвистами, а в последнее время ещё ипрограммистамии специалистами в областитеории решенийиискусственного интеллекта. Логика, таким образом, является как одной из самых древних, так и одной из самых современных дисциплин.

Теоретическая философия [править|править исходный текст]

Метафизика [править|править исходный текст]

«Средневековый философ, заглядывающий за завесу небес.» Гравюра из книгиФламмариона, 1888 г.

Основная статья: Метафизика

Важные термины: Онтология

Метафизика представляет собой самый абстрактный раздел философии, изучающий наиболее фундаментальные, т. н. «вечные» вопросы, связанные с реальностью. Среди этих фундаментальных вопросов в отдельный класс выделяются вопросы, связанные сбытием, и эта часть метафизики называется «онтология». К вопросам бытия в первую очередь относятся такие: «Что в действительности существует?», «Что означает существование?», «Что делает существование возможным?». Более прикладные вопросы бытия включают в себя: «Почему существует мир?», «Существует только один мир?», «Что такое пространство?», «Что такое время?» и др. Хотя понятияонтология иметафизика иногда используются каксинонимы, существуют классы метафизических вопросов, которые не связаны с бытиeм напрямую. К таким проблемам относятся вопросы взаимоотношения между целым и частями, вопросы взаимосвязи между причинами и следствиями, вопросы, связанные сoсвободой волии др. Такие вопросы скорее относятся к метафизике, но обычно не к онтологии.

Нередко философская система строится вокруг определённого догмата, который она пытается рационализировать. Например, в рамкаххристианской философии,исламской философиипредпринимались попытки доказать существование Бога. Раздел онтологии, который стремится таким образом рационализировать религию называется рациональной илиестественной теологией. Аналогично,рациональной психологией(нем.)русск.называется часть онтологии, которая выстраивается вокруг убеждения в существовании души отдельно от материального мира. В более общем случае, рационализация любойкосмологии, называется «рациональной космологией».

Ряд философских течений в ХХ веке поставили под сомнение необходимость занятия чистой метафизикой. Например, с точки зрения позитивистов, в особенностилогических позитивистов, а также с точки зрения многих представителей естественных наук изучать имеет смысл лишь те вопросы, для которых выполняетсякритерий верификации. Большинство «вечных вопросов» такому критерию не удовлетворяет, и, следовательно, в чистом виде их рассмотрение бессмысленно. С другой стороны,постструктуралисты, имеющие прямо противоположные представления о науке и верификации, также критикуют осмысленность метафизики, продолжая традициюХайдеггераиНицше, считая и метафизику, и философию целиком, иестественные наукилишь «временной аберрацией западного сознания».

Такой сильный разброс позиций критиков оставляет метафизике широкое пространство для манёвра, и в целом в течение последних ста лет интерес к метафизике нарастает. Метафизические исследования идут внутри разных областей философии, например, внутрифилософии науки,философии языка,философии культуры. Современная метафизика представляет собой высокоспециализированную дисциплину, в которой с использованиемлогики высоких порядков(англ.)русск.происходят попытки отделения от «вечных» вопросов каких-либо разрешимых частей.

Философия природы и теория познания [править|править исходный текст]

Важные термины: теоретическая философия(англ.)русск.

См. также: Натурфилософия,Эпистемология,Философия наукииМетафилософия

Теоретическая философия включает в себя познаниеприроды и познание самого познания. К первой категории традиционно относитсянатурфилософия, однако, значительная её часть в XVII-XVIII вв. с концептуализациейнаучного методавыделилась из философии в естественные науки -физику,химию,астрономию,биологию. Тем не менее, часть природы, связанной с природой самого человека, по-прежнему остаётся в рамках философских исследований, так как яснойпарадигмыподхода к этим вопросам в настоящее время не существует. Поэтомуфилософия сознания,философия языкаисемиотикав качестве дисциплин философии продолжают поиск понимания процессов, происходящих вчеловеческом мозгеи связанных с человеческим мышлением, которое, главным образом, выражает себя посредствоместественных языков.

Вторая категория разделов теоретической философии изучает сам процесс познания. Главной областью философии, которая задаётся вопросом «Как мы что-либо знаем?» и «Действительно ли мы это знаем?», является эпистемология(иногда ещё называющаяся «гносеологией»). В настоящее время её основным разделом, сосредоточившим основную исследовательскую деятельность, являетсяфилософия науки, которая анализирует практику научного метода и пытается ответить на вопросы «Как именно работает научный метод?», «Можно ли формализовать научный метод?», «Действительно ли работает научный метод?». Основные положения философии науки в рамкахконтинентальной философии [ ⇨ ] в настоящий момент сильно разнятся с аналогичными положениями в рамкаханалитической философии. [ ⇨ ] Философия науки, в свою очередь, разделяется нафилософию математики,философию физики,философию биологии,философию экономикии пр.

Ещё одним важным аспектом изучения самого процесса познания является изучение самой философии. Одним из отличий философии от типичной науки является возможность выхода в мета-позицию по отношению к себе же. Дисциплина метафилософииизучает саму философию со стороны, важнейшей и более разработанной дисциплиной такого рода являетсяметаэтика, которая занимает стороннюю позицию относительно этики.

Практическая философия. Аксиология [править|править исходный текст]

Паринирвана- высшее счастье с точки зрениябуддийской философии. Современная картина в храмепровинции Уттарадит,Таиланд.

Основная статья: Практическая философия

См. также: Этика,Эстетика,Политическая философия,Философия историииСоциальная философия

Практическая философия фактически представляет собой различные аспекты этики. Этика в самом широком смысле в первую очередь исследует место человека в мире, пытается ответить на вопросы, что такоечеловеческое счастье, и каким образом оно достижимо. Этика исследует вопросыдобраизла, понятиесправедливости, ищетсмысл жизничеловека. Из этой общей задачи выделяются более конкретные дисциплины.

Политическая философияисследует различные существующие политические системы и изобретает новые,философия праваисследует в самом широком смысле последствия тех или иных законодательных принципов.Философия историиизучает историю на предмет выявления в ней каких-либо общих принципов, которые можно было бы использовать для совершенствования мира, наконецэстетикастремится понять, что такое прекрасное. Более частные дисциплины включают в себяаксиологию- выработку базовых человеческих ценностей,философию религии- изучение религий по отношению к человеку,философию техники- анализ влияниятехнического прогрессана человечество,философию образования- вопросы совершенствования образования и т. д.

В некоторых уголках земного шара практическая философия развивалась значительно раньше, чем теоретическая философия, метафизика или логика. Например, древнекитайская философияпочти целиком изучала только вопросы этики и политической философии, [ ⇨ ] при возникновении собственнойфилософии в Россииинтерес русских мыслителей также касался в первую очередь практической философии. [ ⇨ ]

Сегментация по философским школам. История философии[править|править исходный текст]

См. также: История философии

Зарождение философии [править|править исходный текст]

Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII-VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, вИндиии всредиземноморскихгреческих колониях. Возможно, что другие цивилизации этого или более раннего периода уже практиковали философское мышление, однако их философские работы остаются неизвестными. Отдельные исследователи-нефилософы иногда причисляют к древнейшей философии сборникипословициафоризмов, оставшиеся от цивилизацийДревнего ЕгиптаиМесопотамии, однако такое включение не поддерживается в философской литературе. Вместе с этим культурное влияние этих цивилизаций нагреческую цивилизациюв целом, и в частности на формирование мировоззренияранних греческих философовнесомненно.

Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философииигреческой философиипроходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали толькоэтикаиполитическая философия.

Древнегреческая философия [править|править исходный текст]

Ранняя греческая философия [править|править исходный текст]

См. также: Досократики,СофистыиАнтичная философия

Важные термины: редукционизм,атомизм,скептицизм,релятивизм,софизм

Греческая философия берёт своё начало в VI веке до н. э. Корни западной философии, истоки рациональногомышленияи само возникновение слова «философия» связаны с несколькими мыслителями и их школами, которые появились вГрециив этот период. Собирательно все эти философы именуютсядосократиками, то есть предшествующимиСократуи в теоретическом, и во временном смысле. Среди самых известных досократиковФалес,Демокрит,ПифагориЗенон. Досократики ставили перед собойметафизическиевопросы вида «Что такоебытие?», «Существуют ли в реальности границы между объектами?» или «Меняются ли объекты в реальности?», а также создали несколько противоречащих друг другу моделей мира, частично отвечающих на эти вопросы. Главная ценность этих моделей заключалась в новом способе получения знания: рациональное теоретизирование в связке сэмпирическиминаблюдениями.

Фалес был первым из философов, который использовал редукционизм- попытался выделить внутри сложного окружающего мира какие-либо простые законы или составляющие. Этот метод был в течение следующих 200 лет повторён многими из досократиков, в частности Демокритом иЛевкиппом- авторами концепцииатомизма, которая оказалось очень ценной философской, а впоследствии и научной концепцией, применяемой и по сей день. Заслуга досократиков также заключается в совершествованиилогики, которая ими отрабатывалась не только на философском, но и на математическом материале. Неслучайно, многие достиженияэлементарной математикиигеометриитоже связаны с именами досократиков. Досократики заложили основу классической античной философии. Пифагор был первым, кто начал использовать слово «философия», хотя ещё в более общем смысле, а не в качестве термина.

Более поздняя группа древнегреческих философов, софисты, проявляласкептицизмв отношении досократиков, искавшихистинные ответы на свои вопросы. Софисты верили врелятивизм, в относительность истины и брались красноречиво и убедительно отстаивать любую точку зрения, а также обучали этому своих учеников. Хотя софисты многократно критиковались более поздними греческими философами, они внесли ценный вклад в развитиелогикиириторики. Философия в последующие этапы своего развития неоднократно возвращалась к релятивизму в других контекстах.

Известные раннегреческие философы подробнее →[показать]

Классическая греческая философия [править|править исходный текст]

ПлатониАристотель, фрагментфрескиРафаеля«Афинская школа»,Ватиканский дворец. Платон (слева) указывает на небо как на источник знаний, согласно своейтеории идей(англ.)русск., а Аристотель (справа) указывает на землю, демонстрируя свою приверженность получению знанийэмпирическимпутём.

Основные статьи: Сократ , Платон , Аристотель

Важные термины: идеализм,натурфилософия,метафизика,платонизм,аристотелизм

Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученикаПлатона, и в свою очередь ученика Платона -Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан сего методом(англ.)русск., который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала несоглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце-концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальномукритическому анализу(англ.)русск.иной философской концепции и использовался Платоном, который публиковал свои сочинения в виде диалогов.

В свою очередь Платон и Аристотель оказались в числе самых влиятельных людей на Земле. Основная заслуга Платона заключается в еготеории идей(англ.)русск., которая сформулирована в его самом известномдиалоге «Государство». В теории идей Платон противопоставляет материальные объекты идеальным «формам» или «идеям» этих объектов, которые существуют где-то в возвышенном мире. В философии Платона материальные объекты - лишь ущербные подобия идеальных форм, ниспосланных свыше, подобно теням реальных объектов изМифа о пещере. Таким образом Платон сформировал важнейшее направление в философии, которое позже назовутидеализмом. Богатство идей, изложенных в трудах Платона, в совокупности с формированием направления идеализма сделали философию Платона настолько значительной, что один из философов ХХ века,Альфред Уайтхеддаже назвал всю остальнуюзападную философию«чередой примечаний к Платону». [прим. 3] Философия Платона получила название «платонизм» и несколько веков развивалась как самостоятельное направление, перейдя впоследствии внеоплатонизм.

Заслуги Аристотеля перед мировой культурой носят несколько иной характер. Аристотель систематизировал накопленные в Грециифилософские знания в новой форме, которая заложила стандартынаучной литературы. Его труды включали последовательное изложениелогики,метафизики,этики,риторики, а также греческойнатурфилософии:космологии,физики,зоологиии др. Работы Аристотеля явились квинтэссенциейгреческой философии, появившейся на закате древнегреческой цивилизации, и стали стандартом в некоторых областях знаний на века, а в некоторых - на тысячелетия. Аристотель ввёл в обращение сопутствующуютерминологию, которая впоследствии вошла почти во все языки, включающая такие понятия: «категория», «Определение (дефиниция)», «силлогизм», «посылка» и «вывод», «субстанция», «вид» и «род», «аналитический», «диалектика» и другие. Аристотель многие века пользовался незыблемым авторитетом и вЕвропе, и наБлижнем Востоке, где его называли просто «Учитель».

Параллельно с систематизацией материала Аристотель изложил свою собственную философскую парадигму, выраженную, в частности, вучении о четырёх причинах(англ.)русск.итеории универсалий(англ.)русск., которая отличалась от философии Платона большей привязкой к материальному миру. В частности, «универсалии» Аристотеля порождались самими материальными объектами, в отличие от «идей» Платона, «ниспосланных свыше». Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает. Философия Аристотеля получила названиеаристотелизмаи многие века практиковалась в Европе и на Ближнем Востоке.

Эллинистическая философия [править|править исходный текст]

Основная статья: Эллинистическая философия

Важные термины: эпикуреизм,скептики,перипатетики,стоицизм,неоплатонизм

Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист; снискал себе славу как блестящий эссеист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости.

Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Аристотель . Большинство первых философов полагали начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей; из числа все сущее [вещи] состоят, из чего, как из первого они возникают и во что, как в последнее они уничтожаются... Это они полагают элементом и это началом сущих [вещей].

Пифагор сын Миссары, первый назвавший философию этим именем [признает началами числа и заключаю­щиеся в них соразмерности, которые он прививает гармониями, элементы же, называемые геометрическими [он считает] состоящими из тех и других [начал]. Опять же [он принимает] и в началах монаду и неопределенную диаду. Одно из начал у него устремля­ется к действующей и видовой причине, каковая есть бог - ум, другая же [относится] к причине страдательной и материальной, каковая есть видимый мир.

Архимед (287-212 г. до нашей эры). Жил во время пунических войн, Разработал совершенные для того времени метательные снаряды. Но после длительной блокады Сиракузы был взят римлянами. Архимеда убили. Перед смертью он сказал: « Не трогай моих чертежей!». Он считал, что земля вращается вкруг Солнца.. Будучи математиком и механиком, он решил ряд задач по вычислению площади и объема, определил число Пи как интервал (3+10/71) до 3 * 10/70. Он ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения для разных тел, дал математи­ческий вывод законам рычага, положил начало статике и гидростатике, выявил закон плавучести, закон о возникновении выталкивающей силы. Научные достижения Архимеда были связаны с нуждами практической деятельности.

Евклид (3 в. до нашей эры). Родился в Александрии. Был одним из крупных математиков. Главный труд: «Начало», который привел в систему все математические достижения до того времени. Многое принадлежит не только Евклиду, но и другим ученым. «Начало» состоит из 15 книг, где даны основы математики и геометрии, способы определения площади и объема различных фигур. Дано начало теории чисел. Даны различные определения и аксиомы, излагались основы геометрии и алгебры. Созданный Евклидом метод аксиом позволил построить геометрию, носящую егоимя.



Платон (427-347 гг. до нашей эры).. Большую часть жизни провел в Афинах, где образовал школу-академию Физика Платона включает в себя и учения о человеке, как части природы.

Аристотель (384-322 гг. до нашей эры). Учение о материи и форме, принадлежащее Аристотелю, означало учение о двух началах каждой вещи. Ввел понятие материи, Форма у Аристотеля не объем предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью. Проблеме математики и физике посвящаются его произведения: «Метафизика», «Физика».

Демокрит (460 г. до нашей эры). Крупный материалист, разработал атомическую теорию разделил бытие и небытие. Бытие разбито пустотой на частицы - неделимые атомы. Они отличаются между собой формой, движением, величиной и весом. Чувствительно воспринимаемые качества (цвета, запахи)- субъективны. Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение - есть природа атомов. Характер движения меняется благодаря толчку, т.е. все подчинено роковой необходимости.

Ф.Бэкон (1561- 1626 гг.) «Новый органон», « О достоинстве и преумножение наук» Выдвинул философскую программу о развитии естествознания, создал новую методологию изучения природы.

Р. Декарт (1596- 1650гг.) Его мировоззрение отразило характерные особенности французской буржуазной революции 17 века. Она выдвинула принципы и теории, направленные против устоев средневековья.

И. Ньютон(1643-1727гг.). Законы Кеплера получили своё объяснение в механике Ньютона, в частности, в законе всемирного тяготения, Ньютон является основателем классической физики. В его главном труде «Математические начала натуральной философии» сформулированы три основных закона классической механики:

1) инерции;

2) пропорциональности, приложенной к ней силы и вызванного действием силы ускорения тела;

3) равенства действия и противодействия.

Н. Коперник (1473-1543гг.) Открыл закон о том, что Земля не является центром мира, а входит в одну из небесных систем. Земля вращается вокруг своей оси и Солнца вместе с другими планетами - спутниками. Это учение обозначило важную историческую веху в развитии естествознания, начала новой астрономии и научного познания мира. Оно было одним из самых сокрушительных ударов по системе средневекового мировоззрения. Сочинение Коперника об обращении небесных сфер находилось под запретом католической церкви с 1616-1828гг.

Дж. Бруно Был на стороне Коперника. Высказал гениальную идею о существовании бескрайней Вселенной, бесчисленного множества систем, подобных нашей солнечной системе.

Галилео Галилей (1564-1642 гг.). Огромное влияние на формирование нового видения мира оказали научные открытия Г. Галилея. Он подтвердил гелиоцентрическую теорию Коперника, провел первые наблюдения небесных светил в телескоп.

По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:

1) теоретическая философия , ее цель - знания ради знания;

Теоретическая философия в свою очередь подразделяется на:

а) физическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается;

б) математическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым;

в) собственно философию (софия), ее предмет - то, что существует отдельно и есть недвижимым.

2) практическая философия , ее цель - знания ради деятельности;

3) творческая (патетичная) философия , ее цель - знания ради творчества.

Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия. Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов поиски бытия – это поиски первовещества, из которой вроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.

Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.

Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления о том, каким же способом человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет – можно ли вообще познать истину.

Гносеология тесно связана с онтологией. Если для индийской ведичной философии мир построен так, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в том числе и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесе иллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины. Больше того, это имеет, по мнению философов - рационалистов, онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель (1770 – 1831гг.) думал, что ум – это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика - их истинная природа. И если мы будем целенаправленно и настойчиво развивать свое теоретическое мышление, овладевать языком понятий, то обязательно подружимся с истиной.

Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Тема сознания как совсем личной сферы бытия впервые звучит в знаменитой «Исповеди» религиозного мыслителя раннего христианства Августина Блаженного. Но особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.

Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и научного познания (эпистемология ). Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика и методология непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь бы познавать доброе и правильное. То есть, она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира. Философия науки вырабатывается из традиционной методологической проблематики, но круг ее интересов шире. Она рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества. Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасывают, какое взаимоотношение естественнонаучного и гуманитарного знания - все эти вопросы являются прерогативой философии как науки.

Четвертый раздел философии, который сформировался в XVIII в. И интенсивно развивается в ХХ в., - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенное качество, что отличает его от животных, выявить разовую суть человека. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. «Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?» - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека". Философия изучает культуру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Локальное и универсальное в культурах, природа и механицизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы – вот круг проблем философии культуры.

Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений.

Философия истории обращает внимание исследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.

-Философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.

Традиционная политическая философия вела поиск оптимального политического строя и предлагала рецепты воспитания политиков, законодателей, которые имеют необходимые качества. Ее главный предмет - политическая власть, которая реализуется в политических системах и иных формах политических взаимоотношений.

-Философия религии. Сама религия не теоретическая, это вид мировоззрения, который допускает наличие бога либо богов как творцов и упорядочивателей действительности. Для религии характерны культ и практические действия по установлению контакта с высшими силами реальности. Но религия не сводится только к культу и обрядности. Она имеет идейную, собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские и теологические дебаты. Философия религии в широком смысле есть совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские размышления о его природе и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддийской) существует также эзотерическая философия. Эзотерический - значит тайный, закрытый для непосвященных. Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны мироздания. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической или оккультной философией.

Этика - это философская теория моральности, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.

Эстетика - это теория прекрасного. Эстетика, как философская дисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, в мире самом по себе, что в нашем сознании и представлениях, старается выяснить внутренние законы эстетического.

Многочисленные гуманитарные науки тесно связанные с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имеют место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в их взаимодействии и взаимопроникновении.

Основные функции философии

Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира;

антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития;

социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе.

Согласно другим подходам в структуре философии выделяют такие разделы как: философия языка, философия культуры, философия творчества, философия научного разума, философия религии, философия науки, философия права, политическая философия и др.

Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии:

онтологическая – формир.у личности целостного представл о мире, мироздании и его строении;

гносеологическая – в системе фии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира,способах познания, о критериях истин. и ложн. знания;

аксиологическая – ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного;

социальная – формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями;

антропологическая – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов;

методологическая – это методы познания, методы теоретической и практической деятельности.

основные функции философии в системе частных наукМожно ли на основе данных любой науки или совокупности наук объяснить причину единства и многообразия явлений природы, указать источники движения и развития бытия и мышления? Нет. Вот почему философия выполняет ряд основных функций в системе частных наук, способствуя их развитию: мировоззренческую,методологическую,прогностическую,культурологическую , оздоровительную .

1. Мировоззренческая функция .

Каждая из частных наук, занимаясь исследованием своего локального предмета, оставляет в стороне изучение мира как единой целостной системы, как единой, всеобщей истории развития природы и общества. Поэтому в этой ограниченности каждый из частных наук обнаруживается теоретическая и практическая потребность в философии как особом мировоззренческом знании, отражающим мир в целом.

2. Методологическая функция .

Потребность в философии как методологии возникает тогда, когда в науке появляются новые проблемы, новые задачи, а методы их решения отсутствуют. Поэтому, философия как методология способствует:

1) адаптации в науке , осуществить свободный поиск, если хотите, осуществить «выход» в межпредметное пространство человеческой деятельности;

2) объективной оценке состояния данной науки по сравнению с другими науками;

3) определению путей и тенденций развития данной науки;

4) анализу процесса возникновения и развития понятийного аппарата науки;

3. Прогностическая функция. Философия, предваряя исследования неизвестных науке фактов, дает как рациональную, так и иррациональную их трактовку через свои методы, обеспечивая видение перспективы и основных тенденций в развитии науки.

4. Культурологическая функция. Изучение и овладение философией позволяет человеку сформировать у себя культуру разумного философского мышления, что обеспечивает:

1) реальное умение творчески оперировать понятиями;

2) умение выдвигать, обеспечивать и подвергать аргументированной критике те или иные суждения оппонентов;

3) умение отделять существенное от несущественного, главного от второстепенного;

4) умение раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и тем самым, определять основные тенденции и закономерности функционирования и развития мир; Овладение культурой философского мышления - это индивидуальный, самостоятельный творческий процесс развития каждого студента.

4. Оздоровительная функция. Философия как рефлексивно – понятийная форма знания направлена на раскрытие в человеке его универсальных сил и способностей, «выход» его на высший уровень саморазвитии индивида, «заряжает» человека оптимизмом, и как писал Р. Декарт, служит сохранению здоровья.

Таким образом, практичность философии обусловлена тем, что она сознательно культивирует новые человеческие отношения к миру и друг к другу; учит умению себя ставить на место других, создать чувство консенсуса; более того, она, философия, дает модель решения современных проблем человеческого бытия, служа высоким нравственным ориентиром и идеалом бытия жизни.

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.