Урок седьмой. Как ходит шахматный конь

Урок седьмой. Как ходит шахматный конь

Самая любимая фигура всех детей – шахматный конь . Многих родители уже научили ходить конем. Наша задача помочь вам научиться еще лучше прыгать этой шахматной фигурой .
Известно, что конь ходит буквой «Г» . Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и шахматный конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону. Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7 ).
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7 ).

Или так: ход ЛАДЬИ + ход СЛОНА . Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3 ) или цифре 4 (поле f3 ).

Поиграем в Цветочки. Вы видели когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему шахматному коню спутали ноги на поле е5 (диаграмма выше). А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7 .
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Шахматные ходы коня


Наш сытый шахматный конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол по шахматной доске . Захотелось белому коню, живущему на поле а1 , сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8 . Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3: с5 – d7 – e5 – f7: h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5 , а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2: a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7 , g8 , h7 . А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры . Постарайся попасть конём в угол доски.
Смотри не свались с доски!
Для коня с6 :
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8 3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7 :
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2 :
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1 :
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня ? При прыжке он всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.
Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры , стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?
Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Чтобы вы стали настоящим шахматным джигитом , выполните такие задания.
1. Дома немного попрыгай конём по доске.
2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачите на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки . Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
5. Обойти конем всю доску нелегко! Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2» , на а5 – пишем «3» , b7 «4» ).
Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Ты, наверное, знаешь, что лошади умеют перепрыгивать через очень высокие препятствия. Кони, находящиеся в твоей армии, тоже так могут.

Обычно говорят, что шахматный конь ходит буквой Г. Он прыгает в любом направлении на две клетки вперёд и на одну — в сторону, так что может даже забежать противнику в тыл. Никакие фигуры, стоящие на пути, коню не помеха — лишь бы была свободна та клетка, на которую он собирается попасть в конце хода.

Конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Поэтому в начале партии, когда все остальные фигуры ещё заперты пешками, конь способен прорваться через пешечный строй и раньше других оказаться лицом к лицу с врагом.

Конь сильнее всего, когда занимает одно из центральных полей на доске. В таком положении он может стать ядром будущей атаки. А вот конь, загнанный к краю поля, совсем беспомощен.

Правила игры в шахматы: конь
Кони начинают партию на полях между ладьёй и слоном. Это поля b1 и gl для белых коней и поля b8 и g8 для чёрных коней.

У коней — самый замысловатый ход из всех шахматных фигур.

Конь может пойти на любое поле доски, не занятое фигурой его цвета, если она располагается на другом конце буквы Г (то есть вначале конь перемещается на два поля по горизонтали или по вертикали, а затем на одну клетку перпендикулярно первоначальному направлению).

Когда конь совершает ход, он может перепрыгивать через все остальные фигуры по ходу своего движения. Единственное препятствие для хода конём — если на поле, где конь собирается «приземлиться», стоит фигура своего цвета.

Проверить, правильно ли ты сделал ход конём, очень просто. В результате хода конь всегда оказывается на поле не того цвета, с которого начинал ход.

Задача о коне
Доска, изображённая ниже, разделена линиями на четыре маленькие доски, на каждой из них — своя позиция. Посмотри на все позиции и в каждой из них сделай ход конём: напади за один ход сразу на две фигуры.

Ответ:

Старинная задача о ходе коня. На приведённой ниже диаграмме числами мы обозначили порядок ходов твоего шахматного коня. Начни движение с поля с цифрой 1 (это поле а1) и двигайся дальше к каждому следующему числу (на поле с2, потом на поле el и так далее). Всего тебе потребуется, разумеется, 64 хода — вот какая длинная это задача!

Для тех, кто постарше: старинная задача о ходе коня
Эта задача — самая сложная из тех, что есть в книжке. Нужно учесть, что решение у данной задачи хоть и не очень сложное, но очень длинное. В конце книжки мы, конечно, даём ответ на эту задачу, но нужно постараться решить её самостоятельно.

Чтобы показать, как хорошо можно управлять конём, прокатимся на нём по всему полю. Поставим на пустой доске коня на поле а1 и будем делать последовательно ходы так, чтобы конь побывал по очереди на всех полях шахматной доски, но ни на одном поле не оказался дважды.

Чтобы не забыть, на каких полях конь уже побывал, а на каких — ещё нет, можно класть на каждое поле шахматной доски, где останавливается конь, бусинку, пуговичку или маленькое зёрнышко. Тогда, если мы сделаем всё правильно, у нас на каждом поле будет лежать по одному зёрнышку и не будет ни полей, где нет ни одного зёрнышка, ни полей, где почему-либо зёрнышек оказалось два или больше.
Угрозы конём заметить очень сложно, так что будь внимателен: следи, чтобы он не проскочил через твою оборону.

Покажи все возможные ходы для всех коней на диаграмме. Может быть, тебе трудно запомнить, как ходит конь? Тогда сделай себе подсказку. Вырежи из бумаги букву Г размером в три шахматные клетки и прикладывай её к полю, чтобы определить, куда может пойти твой конь.

Сыграем
Сыграй новые тренировочные партии. Сначала поставь по углам доски двух коней разных цветов и посмотри, кому из них удастся взять противника в плен.

Потом усложни задачу: поставь на соседнюю с каждым конём клетку по ладье или слону того же цвета и играй двумя фигурами против двух. Совсем скоро ты будешь командовать всей многочисленной шахматной армией, а пока научись управлять малой её частью.

Начальная позиция

— Ну что? — спросил Король. — Ты запомнил, кто что умеет?
— Да, — ответил Слава. — Ох, только бы не запутаться: фигур так много, они такие разные, для каждой есть свои правила!
— Ничего, — Белый Король ободряюще похлопал мальчика по плечу, — справишься. Всё приходит с опытом.
Не выиграешь сразу — сыграешь ещё раз, а потом ещё раз…
— То есть как? Если я с первого раза не возьму Чёрного Короля в плен, придётся сражаться много раз, прежде чем он расскажет, как мне попасть домой?
— Угу. А ты думал, он будет тебе поддаваться? Ладно, не время сейчас об этом говорить. Скоро начнётся сражение — пойдём смотреть парад.
— Какой парад? — удивился Слава.
— Построение фигур, — ответил Король. — Перед сражением все фигуры становятся на свои места. У каждой фигуры своё строго определённое начальное место на доске, и она всегда начинает бой именно с него.
— Это же скучно!
— Зато честно. Если бы все начинали, откуда захотят, противники приступали бы к сражению в разных условиях. А так нельзя.
Перед каждой партией нужно расставить фигуры на доске. В начале игры фигуры всегда стоят на одних и тех же клетках, чтобы было по-честному.
На каждую клетку можно поставить только по одной фигуре. Чтобы не запутаться и чтобы доска выглядела аккуратно, всегда ставь фигуру в центр клетки.
Сперва надо определить места для короля и королевы. Королева — модница, поэтому обязательно начинает игру с клетки своего цвета. Очень легко проверить, правильно ли расположена доска и расставлены фигуры: обе королевы должны стоять на клетках такого же цвета, как и они сами.


А король стоит рядом со своей супругой. Вместе они занимают середину крайних горизонталей — под номером 1 у белых и под номером 8 у чёрных.
Ту сторону доски, ближе к которой начинают два короля, взрослые шахматисты называют королевским флангом, а другую сторону — ферзевым флангом. Найди их на доске: к королевскому флангу относятся вертикали е, f, g и h, а к ферзевому — остальные четыре вертикали.

Слева и справа от королевской четы поставь слонов. На крайних клетках доски размести ладьи. Их время, как ты уже знаешь, придёт в середине сражения, а пока они могут постоять в уголке и подумать. На последние свободные поля между слоном и ладьёй становятся кони.

Все фигуры нужно прикрыть строем пешек. Поэтому восемь пешек занимают все клетки второй (у чёрных — седьмой) горизонтали, а остальные фигуры в начале партии смотрят поверх голов этих маленьких солдат.
Посмотри на схему: на ней все фигуры стоят на своих местах. Возьми фигуры и расставь их на доске так же, как на картинке. Потом убери фигуры с доски, закрой на минутку книгу и расставь фигуры ещё раз. Теперь опять посмотри на схему и проверь себя. Всё правильно расставил? Ни разу не ошибся? Молодец!


Кто ходит первым? Первыми всегда начинают белые. А вот кто из двух игроков будет играть белыми, можно определить перед игрой при помощи жребия. Например, возьми две пешки — белую и чёрную — и положи в мешочек. Пусть твой соперник выберет одну из пешек не глядя.

Не вздумай жульничать во время партии! Если пытаться обмануть противника или играть не по правилам, честного сражения не получится. Конечно, тебе хочется выиграть. Но важно сделать это по-честному, не нарушая правил шахматного сражения. Иначе вряд ли кто-то ещё захочет играть с тобой.


Метки: ,

Конь в шахматах отличается от многих других фигур из-за того, как он ходит (см. ниже), поэтому это очень важная шахматная фигура. Конь в шахматах равнозначен слону, хотя у них и очень разные роли. У каждой стороны (белые и черные) по два коня.

Конь - единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. По этой причине конь особенно полезен, когда большинство центральных клеток шахматной доски уже заполнены другими фигурами, что ограничивает передвижение.

Конь лучше всего проявляет себя на центральных клетках доски. На краях доски конь гораздо менее эффективен, и он уж совсем неэффективен в углах доски. Старайтесь всегда держать коней ближе к центру доски. Желательно, чтобы одними из первых фигур для развития также были кони.

Конь в шахматах ходит в форме буквы «Г» в любом направлении. Другими словами можно сказать, что конь ходит либо на две клетки вбок, и затем на одну клетку вверх или вниз, либо на две клетки вверх или вниз, и затем на одну клетку вбок. После каждого хода цвет клетки, на которой стоит конь, меняется. Поэтому, если в начале хода конь стоял на клетке светлого цвета, то по завершении хода он оказывается на клетке темного цвета. На диаграмме внизу конь может передвинуться на любую из подсвеченных красным цветом клеток.

Как и настоящий конь, конь в шахматах может перепрыгнуть через препятствия (в виде других фигур). Поэтому на следующей диаграмме конь белых может передвинуться на любую из подсвеченных клеток.

Добрый вам день, дорогой друг!

Полагаю, вы слышали выражение «ход конем». Нет, не по голове:), а именно в первозданном смысле, — хитрый, не очевидный ход. Как ходит конь в шахматах? Именно уникальный способ ходить отличает коня от других фигур.

Вначале статьи небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы ». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете...

(подписывайтесь на обновления).

Любимчик Таля

У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать. Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия.

Давайте разберем, какими особенностями обладает шахматный конь, ставший любимчиком одного из гениальных шахматистов всех времен.

Поехали:

  • Конь- единственная из фигур, которая движется зигзагом. Точнее буквой Г
  • Конь – единственная из фигур, которая может прыгать через фигуры, свои и чужие.
  • Обладает хитрым инструментом – вилкой

Теперь подробнее об этих и некоторых других способностях коня в шахматах, вом числе в картинках.

Ходы конем

Схемадвижения коня не совсем обычна и в корне отличается от других фигур:

Обычно говорят так: конь ходит буквой Г. Зеленым помечены клетки, на которые может пойти конь, расположенный на поле е4. Как видите, назадконь может ходить также легко, как и вперед.

Еще одна уникальная особенность коня, которой его наделили правила шахмат — он может прыгать как через свои, так и через чужие фигуры:


В данной позиции белый конь может побить черного слона, несмотря на препятствия из пешек. Он их попросту перепрыгивает.

Вилка

Вилка в шахматах – одновременная атака конем двух фигур противника. Почему этот термин применим именно к коню? Дело в том, что двойное нападение коня часто неочевидно и неожиданно, особенно для начинающих шахматистов.

Иногда вилка венчает красивые тактические удары. Например:


Белые играют 1. Фв3:g8+ и после 1… Кh8:g8, следует 2.Кd7:f6+ Вилка!


Конь берет пешку, объявляет шах и бьет ферзя следующим ходом. Белые остаются с лишней ладьей.

Еще один пример вилки, связанный с неожиданным превращением пешки в коня.

Этот пример мы разбирали в статье о пешке. Однако и возможности коня, подчас совсем неочевидные, — он характеризует наилучшим образом:


Белые играют 1.d7-d8 K!!


Превращают пешку в коня и делают вилку с шахом. Следующим ходом забирают ферзя и выигрывают партию. Традиционное превращение пешки в ферзя ведет только к ничьей.

Справедливости ради отмечу, что выгодное превращение пешки в коня встречается крайне редко.

Закоренелый центрист

Конь, как и большинство фигур, лучше себя чувствует в центре доски. Находясь в центре, он пробивает наибольшее количество полей -8. То есть, использует все свои возможности.

Теперь давайте посмотрим на хмурого конягу, поставленному в угол.


Как видите, бедолага контролирует только 2 поля –с2 и в3. По сути использует только четверть своего потенциала.

Полагаю вывод напрашивается сам собой: Коней следует развивать в сторону центра доски.

«Вечный» конь

Когда конь удачно расположен в центре доски и его невозможно побить или разменять на слона, шахматисты называют такого коня вечным.

Пример:


В этой позиции конь доминирует над слоном. Его невозможно побить или разменять. По сути он контролирует весь центр доски. Черный слон ограничен собственными пешками и вынужден выполнять только защитные функции.

Удастся ли черным устоять на ничью – вопрос. Несмотря на ограниченное количество фигур и материальное равенство. Конь в данной позиции сильнее слона и белые имеют значительно лучшую игру.

Упряжка

На шахматной доске кони как и в жизни, умеют работать в одной упряжке. Как бы поддерживают друг друга.

Пример:


Белые имеют виды на атаку и нацелились на пункт h7 батареей ферзя и слона. Пешку h7 защищает конь f6. А значит, чтобы оставить пешку и соответственно короля без защиты, коня надобно побить. И белые играют 1. Сg5:f6.


Теперь проигрывает как 1… С:f6?? так и 1… g7:f6?? Из-за очевидного 2.Фd3:h7Х. Однако, надеждам белых завершить партию эффектным матом не суждено сбыться.


Черные играют 2… Kd7:f6. На место павшего на поле боя коня становиться его коллега и продолжает выполнять защитные функции. Пункт h7 защищен, партия продолжается.

Спертый мат конем

Конь, как и другие фигуры, за исключением короля, не обделен умением поставить мат. Случается это не так часто, как например мат ферзем или ладьей, но зато как красиво!

Пример:


Позиция обоюдоострая со взаимными угрозами. Но ход белых. Они играют 1.Kg5-f7+ Kрh8-g8


Белые играют 2.Kf7-h6+ Kg8-h8 (на 2… Kg8-f8 – 3.Фв3-f7X)

И что они добились? Конь под боем, снова играть 3.Kh6-f7+?. Есть идея получше!


3.Фb3-g8+!! Ла8:g8 4.Kh6-f7X


На шахматном сленге такой мат называется спертым. Черный король в окружении своих же фигур получает мат. По сути дела дистанционно. Эта заключительная позиция как нельзя лучше характеризует неординарные возможности коня.

И в заключение подытожим:

  • Старайтесь располагать коней ближе к центру доски. Находясь в центре, конь контролирует максимально возможное для себя количество полей –восемь. Избегайте без особой необходимости ставить коней на край и особенно в углы доски
  • Помните о способности коня прыгать через фигуры, как свои, так и чужие. Ни одна другая фигура такой способностью не обладают
  • Не забывайте об умении коня «пользоваться вилкой». Начинающие, а иногда и опытные шахматисты попросту «зевают» вилки коня. Особенно, если вилка венчает тактический удар, как в рассмотренном нами примере
  • Пользуйтесь способностью коней работать в упряжке, — поддерживать друг друга.

И пожалуйста, — не называйте коня лошадью. Это уж совсем по-детски или по-дилетантски. Уважайте коня, правильно управляйте им, и конь направит свой гордый норов на благо ваших успехов в шахматах!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Урок седьмой. Скачем на шахматном коне.

Создано 30.05.2012 15:15

Урок седьмой. Как ходит шахматный конь.

Сегодня у нас самая любимая фигура всех детей – шахматный конь . Многих родители уже научили ходить конём. Наша задача помочь тебе научиться ещё лучше прыгать этой фигурой.
Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону . Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7) .
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7) .

Или так: ход шахматной ладьи + ход шахматного слона . Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3) .

Поиграем в Цветочки. Ты видел когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле е5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Наш сытый конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3: с5 – d7 – e5 – f7: h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2: a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7 . А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
Для коня с6:
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8
3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7:
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2:
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1:
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.

Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?

Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Чтобы ты стал настоящим шахматным джигитом , выполни такие задания.

  1. Дома немного попрыгай конём по доске.
  2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
  3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
  4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки . Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
  5. Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме чуть повыше показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2» , на а5 – пишем «3» , b7 – «4» ).

Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .

С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.