Атака японцев на Пёрл-Харбор – обернулась позором для армии США. Пёрл-харбор

Атака японцев на Пёрл-Харбор – обернулась позором для армии США. Пёрл-харбор

Ряд линкоров («Ряд линкоров» — бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).

Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года. В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».



Предыстория

После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств — США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором — задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс — одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением
Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев

К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.



История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор

Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя — 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа "97" , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа "99" , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор

Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе

Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа "97", 78 пикирующих бомбардировщиков "99" и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.



Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.


Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:


Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.


Самолёты второй волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.


Итоги
В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель -- воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге — была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...

75 лет назад завершилась одна из самых успешных советских операций во Второй мировой войне. 7 декабря 1941 года японская эскадра нанесла удар по американскому флоту, выдвинутому на Гавайские острова. Хотя нападение оказалось невероятно успешным, фактически оно стало причиной проигрыша Японией войны. Одновременно Пёрл-Харбор позволил СССР, изо всех сил помогавшему этому событию, резко улучшить своё военно-стратегическое положение. Как и почему всё случилось именно так - в нашем материале.

Как «Снег» накрыл Гавайи

Большинство политических руководителей тратит значительную часть своих умственных ресурсов на то, чтобы прийти к власти и удержаться у неё. Это значит, что у них часто нет возможности получить хорошее разносторонне образование, позволяющее самостоятельно анализировать сложные процессы в самых разных областях. Однако невозможно управлять процессами, которых не понимаешь. Поэтому политики критически зависят от мнения и рекомендаций так называемых экспертов - лиц, получивших профильное образование и потому способных разобраться в том, что реально происходит в той или иной важной области.

Такая отработанная тысячелетиями схема имеет одно слабое место. В ряде случаев политик не может понять, компетентен ли на самом деле эксперт в своей области и не манипулирует ли он политиком в своих личных целях. Если «специалист» просто липовый - особых проблем нет, потому что он недостаточно умён, чтобы долго изображать из себя знатока. Более сложным является второй случай. Настоящий эксперт, который хочет, внушив политику своё видение проблемы, «немного порулить», часто может быть неглуп. Иногда - существенно умнее, чем политик, которого он консультирует. Вскрыть такую манипуляцию самостоятельно руководство часто не в силах. Со значительной долей вероятности именно такая история и привела к Пёрл-Харбору .

В 1940 году советские разведчики Виталий Павлов и Исхак Ахмеров задумались над тем, как можно обезопасить СССР от нападения Японии в момент, когда Москва сцепится с Берлином. Исходно это была их собственная инициатива, однако начальство её быстро подхватило . Вначале Павел Фитин, глава соответствующего ГУГБ НКВД, а затем и сам нарком Берия ознакомились с планом операции.

Оценив её потенциал, они среагировали быстро: «Сейчас же, - строго наказал Берия, - готовь всё необходимое и храни всё, что связано с операцией, в полнейшей тайне. После операции ты, Ахмеров, и Павел Михайлович [Фитин] должны забыть всё и навсегда. Никаких следов её ни в каких делах не должно остаться», - описывает эту ситуацию в своих мемуарах генерал-лейтенант Павлов. В НКВД решили убедить американское руководство, что у него есть необходимая военная и экономическая мощь, чтобы заставить Японию остановить агрессию в Китае. Для этого США следовало выдвинуть империи требование вывести войска с азиатского континента.

В качестве канала обработки американской верхушки был выбран Гарольд Уайт, заместитель министра финансов США. Этот человек, будучи блестяще образованным и широкомыслящим (МВФ - его детище), обладал значительным интеллектуальным влиянием на министра финансов и его шефа - Франклина Делано Рузвельта.

В мае 1941 года Павлов и Ахмеров провели с Уайтом встречу, на которой изложили свои тезисы. 6 июня и 17 ноября 1941 года Уайт составил два документа. Их содержимое с подачи его шефа Моргентау широко циркулировало в правительственных кругах, включая Госдепартамент. Идеи оттуда вошли в меморандум Моргентау для главы Госдепа Хэлла и президента Рузвельта от 18 ноября того же года. 26 ноября сходный по содержанию текст в виде ноты Хэлла был вручён японскому послу в США. К тому же ещё с лета 1941 года Штаты прекратили возить нефть в Японию. После исчерпания её запасов не только экономика, но и военный флот этой страны были обречены.

Гарри Декстер Уайт. Фото: © wikipedia.org

Технически эта . В Японии до 1945 года господствовали устаревшие взгляды, согласно которым требование вывода войск и корректировки внешней политики является оскорбительным для суверенного государства. Страна, породившая бусидо и «Хагакурэ», просто не могла позволить другому государству угрозами сменить курс.

Правительство Японии было элементарно неспособно позволить себе настолько непопулярные шаги. В XIX веке принятие гораздо более скромного американского ультиматума в конечном счёте привело японцев к гражданской войне. В 1936 году группа молодых офицеров подняла мятеж лишь из-за того, что правительство, по их мнению, недостаточно энергично вело завоевание Китая.

В 1932 году премьер-министр Инукаи Цуёси был убит молодыми офицерами, вознегодовавшими из-за его попыток остановить японско-китайскую войну. После ноты Хэлла для Японии уже не стоял вопрос, воевать или не воевать. Императору Хирохито надо было решить, начать ли ему гражданскую войну, подчинившись унизительным требованиям гайдзинов, либо начать войну с самими гайдзинами. Логично, что он выбрал второе. Ахмеров и Уайт победили.

Япония не только была отвлечена от советских границ новой войной, но и стала предметом дележа между СССР и Штатами в 1945 году. Это позволило вернуть Южный Сахалин и Курилы. Приятным бонусом для советской стороны стало импульсивное решение Гитлера вступиться за Японию, объявив войну США 11 декабря 1941 года. Так операция «Снег» (из-за фамилии Уайта - «белый») принесла своим инициаторам даже больше, чем они ожидали.

Принятие требований американца Перри (в центре) в конечном счете принесло в Японию гражданскую войну. Фото: © wikimedia.org

Кстати, это не последнее большое дело Уайта. В 1944 году при его участии в Минфине США был подготовлен план Моргентау . Он предполагал ликвидацию промышленности в Германии. Её сделали бы чисто сельскохозяйственной страной, чтобы исключить опасность в будущем и, одновременно, оставить без работы основную часть немецкого населения. Чтобы исключить возрождение рейха, предлагалось запретить Германии внешнюю торговлю и вырубить все леса.

Последующая «случайная» утечка плана в прессу (осуществлённая «неизвестным лицом» из департамента Уайта) была использована немецкой пропагандой и немало сделала для предупреждения попытки мирных переговоров союзников с немцами. Учитывая, что в мае 1945 года Британия планировала использовать военнослужащих вермахта в ходе внезапного удара по советским войскам в Европе, эта предосторожность могла быть не лишней. Увы, самому Уайту его сотрудничество с НКВД впоследствии стоило обвинения в работе на СССР и смерти от сердечного приступа.

Измена или всё-таки глупость?

И всё же было бы неправильно повторить вывод Джона Костера: «Уайт дал нам Пёрл-Харбор «. Да, эта точка зрения популярна среди определённых кругов в США (её придерживался и известный конгрессмен и современник событий Хамильтон Фиш III). Ведь она снимает с американской дипломатии все вопросы, выставляя её невинной жертвой интриганов с Лубянки. Но склонить кого-то к тому, чего он сильно не хочет, - сложно. Средства влияния Уайта были чисто интеллектуальными - скорее агитация, нежели прямое давление.

Трудно сказать, как развернулись бы события без советского вмешательства в работу американского госаппарата. Дело в том, что, в отличие от НКВД, Госдепартаментом США в этот момент руководили люди, которые в принципе не понимали, что традиционная Япония вообще не может пойти на подчинение воле Вашингтона. Поэтому, разумеется, они не могли предупредить об этом главу своей страны.

То, что Уайт делал от большого ума, другие чиновники делали от его нехватки. Дин Ачесон из Госдепа, злоупотребив служебным положением и отъездом Рузвельта, летом 1941 года превратил заморозку японских счетов в фактическое эмбарго на поставку нефти. Когда президент вернулся, он уже ничего не мог сделать. Прекращение эмбарго значило бы, что он пошёл на односторонние уступки японцам, потерял лицо. Быть может, цепочка некомпетентных решений внешнеполитического ведомства заставила бы Рузвельта действовать так и без записок Уайта. Если Уайт не был главным фактором формирования американской политики, заставившей Японию воевать, то им были «эксперты», манипулировавшие государством на своё усмотрение и вопреки воле Франклина Рузвельта.

Последняя фотография президента Рузвельта. Фото: © wikimedia.org / FDR Presidential Library & Museum

Высокопоставленные американские чиновники вели себя так рискованно потому, что просто слишком мало знали о Японии. Они позволяли себе в отношении неё всё, что считали нужным, не боясь возмездия. Токио считался слишком слабым в военном отношении. Поэтому вероятность того, что после ноты Хэлла японцы вдруг нападут, никого не пугала. Министр обороны США так отразил в своём дневнике позицию Рузвельта перед Пёрл-Харбором: «…нападут… они известны внезапными нападениями. Вопрос только в том, как бы нам поставить их в такое положение, при котором они сделали бы первый выстрел, но тот не причинил бы нам большого вреда».

Сама постановка этого вопроса означает, что и Рузвельт, и его военные жили в вымышленном мире, где величайшая военно-морская сила того времени считалась чем-то вроде испанского флота, не сумевшего защитить Кубу от американского десанта за сорок лет до того.

Неизбежный разгром

Благодаря перехватам японских шифрограмм, у США в начале декабря 1941 года было общее понимание, что Токио планирует удары по американским базам. Японцы предполагали после них без помех захватить Индонезию, откуда они могли бы брать нефть (так и случилось в 1942-м). Однако американские военные ничуть не переживали по этому поводу. Считалось , что азиатский противник хуже вооружён, хуже обучен, наконец, японские солдаты физически меньше и слабее американских - этим объяснялся меньший калибр японских винтовок (на деле они были точнее американских). Добавлял сложностей в адекватной оценке и расизм: , что японцы из-за иного строения глаза близоруки, то есть непригодны к воздушному бою.

Реальность оказалась совершенно иной. Истребители Mitsubishi A6M были быстрее, легче и потому намного манёвреннее американских соперников. Что ещё важнее - их пилоты был лучше обучены. Личный состав армии был настолько бесстрашен, насколько вообще могут быть бесстрашными массовые армии, и имел неограниченный запас моральной устойчивости. Не менее важно было и то, что японские адмиралы раньше американских поняли, что авиация корабельного базирования может эффективно топить линкоры даже не заходя в зону их огня.

Американские флотоводцы куда слабее осознавали, что новые технологии радикально изменили природу войны на море. У них были авианосцы, но на них смотрели скорее как на средство ослабления противника, а не его уничтожения. В 1930-х штабные учения дважды показали, что японский флот может вывести из строя американский в Пёрл-Харборе. Однако морские волки отнеслись к этому как к штабной игре. В реальности, считали они, корабельная авиация не может утопить крупные корабли: не попадут, а если и попадут, то бомбы их окажутся слишком слабы.

Из-за этого случившееся 7 декабря было предсказуемо для специалистов, но совершенно неожиданно для американских адмиралов. Шесть японских авианосцев в двух волнах отправили к американскому флоту в Пёрл-Харборе 350 самолётов. Японские лётчики положили на дно 4 американских линкора из 8, не говоря о менее важных кораблях. Будь в гавани в тот день американские авианосцы, утопили бы и их.

В теории США располагали средствами отражения атаки. На острове Оаху было больше боевых самолётов, чем направили на него японцы, а ещё - радар, исключавший внезапное нападение. На практике американские истребители на фоне «Зеро» смотрелись утюгами, а азиатские пилоты были намного лучше подготовлены. В итоге соотношение потерь по самолётам составило 29 к 188 - в пользу потомков самураев. Подавляющее большинство машин японцы потеряли от зенитного огня. За 90 минут атаки у американцев погибло 3600 человек, а у их противников - 65. Не помогло и технологическое превосходство в виде радара. Плохо подготовленный и расслабленный личный состав решил, что это не японские самолёты, а американские, просто летящие из континентальных США (хотя и в этом случае они, конечно, не стали бы лететь с севера).

Японское поражение

И всё же следует признать: Пёрл-Харбор стал роковой ошибкой для Страны восходящего солнца, навсегда лишившей её статуса великой державы. Для победы над США не нужно было бомбить их флот в гавани. Хотя нашим современникам уже трудно представить такое положение вещей, Америка в те годы промышленно примерно соответствовала всему остальному миру. Япония в индустриальном плане была в десять раз слабее. Строить корабли и самолёты американскими темпами островное государство физически не могло. Через полгода у Мидуэя США смогли поймать врасплох четыре японских авианосца и корабельная авиация двух стран сравнялась. Вскоре Вашингтон получил в ней неоспоримое превосходство.

Определённо, это не значило, что Токио не мог попытаться сыграть на равных с промышленным колоссом из-за океана. Многочисленность далеко не всегда равна победе. Александр Македонский или ИГИЛ никогда не попали бы на страницы учебников истории, если бы численность была главным фактором военных успехов. Слабое место было и у США. Их флот был бессилен без моряков. А их, в отличие от кораблей, нельзя за 2–3 года построить на верфи. Опытный личный состав - огромная ценность, без которой даже лучший авианосец сам по себе вообще ничего не значит. Что бывает, когда его нет, все мы хорошо знаем по недавним событиям на «Адмирале Кузнецове»: запутанная история с аэрофинишными тросами корабля стоила ему пары самолётов, а корабельные Су-33 уже замечены на снимках с Хмеймим. Как мы видим, корабельная авиация без опытного персонала быстро может стать сухопутной.

У японцев была возможность в одном крупном сражении лишить американский флот личного состава. По предвоенным планам, Токио намеревался обороняться от него в открытом море. Серией торпедных атак звёздно-полосатый флот планировалось постепенно ослабить (японские торпеды на сжатом кислороде были мощнее и в разы дальнобойнее американских), а затем добить авианосцами и линкорами.

Фото: © EAST NEWS

Разгром в открытом море, своего рода Цусима 2.0, был вполне осуществим. У императорского флота было лучше качество материальной части, лучше подготовка людей, а самое главное - в Вашингтоне обо всём этом никто не знал. Крупное морское сражение типа Цусимы стало бы для Штатов настоящей катастрофой. Будь корабли, атакованные в Пёрл-Харборе, потоплены в открытом море, с ними бы ушло не 3600, а 40 000 человек личного состава.

Отказ от этих планов был продиктован тем, что в Токио из-за ноты Хэлла посчитали нужным не обороняться от США, а напасть на них первыми. Адмирал Ямамото, отвечавший за планирование войны на море, не предполагал, что война продлится долго. Быстрого удара по Пёрл-Харбору было бы достаточно, чтобы надолго выбить американский флот из игры, а далее ветеран Цусимы считал возможным мир с Вашингтоном. Здесь злую шутку с японцами сыграл опыт русско-японской войны. Она принесла им убеждённость, что страны, населённые европеоидами, не склонны упорно сражаться и после серии поражений легко отдают требуемое. Придерживайся Япония исходного плана, долгосрочная война для неё пошла бы по более выгодному сценарию.

Да, Соединённые Штаты могли построить десяток авианосцев и дюжину линкоров, чтобы заменить флот, потерянный в сражении над глубокими водами. Но даже первая промышленная держава мира не смола бы добиться сплаванности их экипажей сразу после спуска на воду. А, как мы уже знаем, авианосцы с плохо подготовленными экипажами заканчивают тем, что их самолёты бомбят с наземных аэродромов. В случае такой Цусимы 2.0 ещё три года императорский флот доминировал бы на море. И если бы он этого хотел, то захватил бы Гавайи или даже Панамский канал. Отвоёвывание этих ключевых точек, без которых нельзя выиграть войну на Тихом океане, заняло бы много времени. Вряд ли Рузвельт пошёл бы на такой сложный вариант. Особенно если альтернативой ему стал бы мир с Японией - на условиях возврата к довоенному положению вещей минус американское нефтяное эмбарго.

Александр Березин

Разгром американского Тихоокеанского флота, базировавшегося в Перл-Харбор, 7 декабря 1941 года и сегодня остаётся одной из самых болезненных тем в истории Соединённых Штатов.

Масштабная атака японских сил привела к уничтожению 4 американских линкоров, трёх крейсеров, трёх эсминцев, около 250 самолётов; более 2400 американских военных были убиты.

Нападение на Перл-Харбор произошло без объявления войны, американский флот к его отражению оказался совершенно не готов, что привело к серьёзному поражению.

Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года днём, «который войдёт в историю как символ позора», и потребовал от Конгресса объявить войну Японии. Это требование было немедленно исполнено.

На протяжении всей войны над американцами довлела идея «мести за Перл-Харбор». Мстили и тем, кто непосредственно был виновен в нападении, и тем, кто был совершенно к нему непричастен. Даже атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки некоторые рассматривали как отмщение за унижение 7 декабря 1941-го.

Ликвидировать адмирала

Среди тех, на кого американские мстители охотились персонально, под номером один стоял главнокомандующий Объединённым флотом Японской империи во время Второй мировой войны адмирал Исороку Ямамото.

В апреле 1943 года американская разведка в ходе операции «Мэджик» сумела перехватить и расшифровать информацию о планах, касающихся поездок адмирала Ямамото. Это позволило подготовить специальную операцию по ликвидации японского главнокомандующего.

Добро на проведение данной акции дал лично президент США Рузвельт, попросивший министра военно-морских сил Фрэнка Нокса «достать Ямамото».

Парадоксально, но человек, ставший для американцев «мишенью номер один», был одним из наиболее яростных и последовательных противников войны с США.

В 1904 году выпускник японской Академии военно-морского флота попал в самое пекло русско-японской войны. В победном для японцев Цусимском сражении Ямамото был ранен, лишившись двух пальцев левой руки. Ранение не повлияло на его желание продолжить военную службу, однако, возможно, сформировало негативное отношение к военным конфликтам в целом.

«Белая ворона» в среде милитаристов

Ямамото полагал, что все конфликты необходимо решать за столом переговоров. После обучения в Японии он учился в Гарварде, а затем занимал пост военно-морского атташе в посольстве Японии в США.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году в звании контр-адмирала и уже в звании вице-адмирала — в Лондонской мореходной конференции 1934 года.

В то время как в Японии набирали силу милитаристские настроения, Ямамото оставался «белой вороной» — он был противником вторжения в Манчжурию, войны с Китаем, крайне негативно относился к заключению союзнического пакта между нацистской Германией и фашистской Японией.

Позиция Ямамото вызывала крайнее раздражение сторонников войны, которые начали ему открыто угрожать.

«Погибнуть за Императора и за Родину — это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошёл тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего… Они могут уничтожить моё тело, но они никогда не смогут покорить мою волю», — отвечал на все угрозы Ямамото.

Исороку Ямамато, 1934 г. Фото: Public Domain

В 1939 году его назначили на должность главнокомандующего Объединённым флотом. Назначение это было связано с желанием убрать Ямамото из Токио, где националисты практически открыто угрожали ему смертью.

Главком японского флота предвидел исход войны

Когда в 1941 году решение о предстоящей войне с США было фактически принято, многие полагали, что адмирал Ямамото лишится своей должности, однако этого не произошло.

Его противники знали — адмирал верен присяге и, несмотря на свои взгляды, будет исполнять полученные приказы. Кроме того, на флоте у Ямамото был очень высокий авторитет.

Ямамото действительно исполнил полученный приказ, разработав план нападения на Перл-Харбор. При этом адмирал предвидел и то, как будут развиваться дальнейшие события.

«Я буду неудержимо двигаться вперёд в течение половины или целого года, но я абсолютно не ручаюсь за второй или третий год», — говорил адмирал на вопросы о военных перспективах.

По мнению Ямамото, чтобы победить США, японской армии «нужно маршировать до самого Вашингтона и подписать капитуляцию Америки в Белом доме». «Я сомневаюсь, что наши политики (которые говорят о японо-американской войне с такой беззаботностью) уверены в победе и готовы принести нужные жертвы», — говорил японский адмирал.

Прогноз Ямамото оправдался полностью. После первых месяцев успешного наступления японские силы потеряли инициативу, и их положение в войне стало стремительно ухудшаться. Несмотря на это, главнокомандующий Объединённым флотом продолжал пытаться исправить ситуацию. В успех он не очень верил, но исполнял свой долг.

Охотники и жертва

В феврале 1943 года Япония потерпела поражение в битве за Гуадалканал, что привело к окончательной утрате стратегической инициативы в войне.

Адмирал Ямамото, понимая, что после данной неудачи солдаты и офицеры находятся в тяжёлом психологическом состоянии, принял решение лично провести инспекцию войск южного Тихого океана. Инспеция проходила в апреле 1943 года, и информацию о ней удалось перехватить американским разведчикам.

Американцы узнали, что утром 18 апреля Ямамото полетит из Рабаула на аэродром Баллалае, который расположен на острове Бугенвиль на Соломоновых островах.

Для проведения перехвата была выбрана 339-я истребительная эскадрилья 347-й истребительной группы 13-й Воздушной армии США, так как их машины P-38 «Лайтнинг» имели достаточную дальность полёта. Американские пилоты были уведомлены, что они будут проводить перехват «важного старшего офицера», но не были поставлены в известие об имени их мишени.

Японцы не знали о том, что информация о передвижении главнокомандующего доступна противнику, однако опасались за его безопасность. Адмиралу Ямамото предлагали отменить полёт, но он наотрез отказался. Заняв место рядом с пилотом в бомбардировщике «Бетти», адмирал точно по графику отправился в перелёт дальностью в 319 миль.

С острова Гуадалканал на перехват самолёта с адмиралом должны были вылететь 19 специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38. В реальности взлететь смогли 18, затем ещё один вернулся на базу из-за поломки, а ещё два упали в море. Оставшиеся летели на малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными.

Исороку Ямамато, 1940 г. Фото: Public Domain

«Киллеры» атакуют

Изначально отряд американских самолётов был разделён на «группу киллеров» и «группу прикрытия». Предполагалось, что в первую из них войдут четыре самолёта, пилоты которых должны любой ценой уничтожить самолёт адмирала Ямамото, в то время как остальные завяжут бой с японскими истребителями прикрытия.

В «группу киллеров» вошли лейтенант Томас Ланфьер, лейтенант Рекс Барбер, лейтенант Джо Мур и лейтенант Джим Макланаган. Однако Мур не взлетел из-за повреждения, а Макланаган вернулся назад из-за неполадок с системой подачи топлива. В «киллеры» срочно перевели лейтенантов Бесби Холмса и Рея Хайна, которые, однако, уступали Муру и Макланагану в мастерстве.

Около 9:30 по времени Токио американские и японские самолёты встретились в небе над островом Бугенвиль. В состав японской группы входили два бомбардировщика «Бетти» (на одном летел сам адмирал Ямамото, на другом — сопровождающие его офицеры) и шесть истребителей прикрытия «Зеро». Основная группа Р-38 связала японские истребители боем, в то время как «киллеры» получили команду атаковать бомбардировщики. Но на самолёте Холмса была обнаружена техническая неисправность, и он вместе с Хайном вышел из боя. В итоге бомбардировщики атаковали двое — Томас Ланфьер и Рекс Барбер.

Свою задачу они выполнили — первый «Бетти» рухнул в джунгли, второй совершил аварийную посадку на воду. Добивать севший самолёт у американцев возможности не было, поскольку необходимо было возвращаться на базу из-за крайнего дефицита топлива.

Непосредственно в ходе нападения американцы потерь не понесли, но при возвращении на базу их перехватили японские истребители. В ходе этой атаки был сбит самолёт несостоявшегося «киллера» Рэя Хайна , который погиб.

Наградить посмертно

В бомбардировщике «Бетти», севшем на воду, выжили трое. Одним из них оказался вице-адмирал Матомэ Угаки , который станет пропагандистом «войны камикадзе». В августе 1945 года адмирал и сам станет лётчиком-смертником, погибнув при атаке на американские корабли в районе Окинавы.

Самолёт, в котором находился адмирал Ямамото, рухнул в джунгли. Спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны добрался до места крушения на следующий день. Их тех, кто летел в этом бомбардировщике, не выжил никто. Тело адмирала Ямамото нашли под деревом пристёгнутым к сиденью. Рука погибшего сжимала рукоять катаны — адмирал умер, как подобает истинному воину, с оружием в руках. Экспертиза показала, что Ямамото погиб до момента падения на землю, от пулевых ранений, полученных при обстреле самолёта.

Останки адмирала кремировали, доставили в Японию и похоронили с почестями. Посмертно Исороку Ямамото было присвоено звание «Адмирал флота», а также высшая награда Японии — орден Хризантемы.

Могила Исороку Ямамато в Токио. Фото: Commons.wikimedia.org

«Шкуру» убитого адмирала делили больше полувека

Операция по ликвидации адмирала Ямамото произвела крайне тяжёлое впечатление на японских военных. Считалось, что адмирал, несмотря на всё своё негативное отношение к войне, чуть ли не единственный, кто может эффективно бороться с американцами. Его гибель стала тяжёлым ударом для Японии и подняла боевой дух в армии США.

Участники операции «Месть» получили награды, но между Томасом Ланфьером и Рексом Барбером возник конфликт, который растянулся на три десятка лет. Каждый их лётчиков настаивал, что с адмиралом Ямамото покончил именно он.

Лишь в 1975 году один из японских пилотов, входивших в группу прикрытия, описал точную картину происходившего, после чего стало точно известно, что «Бетти», на котором летел адмирал, сбил Рекс Барбер.

Однако спор продолжился и после этого, и лишь в 2003 году, после исследования обломков сбитого бомбардировщика на предмет трассировки попаданий, уничтожение адмирала Ямамото бесспорно записали на счёт Барбера. Правда, сам лётчик не дожил до этого — он умер в 2001 году в возрасте 84 лет.

Ряд линкоров («Ряд линкоров» — бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).

+ Подробней....>>>

Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года. В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».

Предыстория
После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств — США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором — задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс — одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением
Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев

К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.

История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор

Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя — 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа "97" , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа "99" , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор

Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе

Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа "97", 78 пикирующих бомбардировщиков "99" и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.


Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.

Японская авиация
Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:

Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.

Самолёты второй волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.

Итоги
В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель -- воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге — была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...

", я бы хотел расказать об еще одном мифе, а именно что якобы США внезапно прекратили поставки нефтепродуктов в Японию чтобы спровоцировать японцев, и что именно по этой причине Япония решила атаковать Перл-Харбор.

Эта статья написана в основном на основании "статьи в Википедии ", а также на основе других статей, ссылки на которые я даю в тексте.

Задолго до нападения на Перл-Харбор, еще в ноябре - декабре 1937, во время японо-китайской войны, японская армия повела наступление на Нанкин по реке Янцзы, а 12 декабря 1937 японская авиация совершила неспровоцированный налёт на американские корабли, стоявшие близ Нанкина, которые находились в составе так называемого "патруля Янцзы " (Yangtze Patrol или сокращенно YangPat).

YangPat был первоначально частью азиатской эскадрильи ВМС Соединенных Штатов в Восточной Индии, которая существовала под разными названиями с 1854 по 1945 год. В 1922 году YangPat был создан в качестве формального компонента Азиатского флота. Согласно договоров подписанных США, Японией, и различными европейскими державами YangPat было разрешено плавать по рекам Китая и участвовать в "дипломатии канонерок ". Они также патрулировали прибрежные воды, защищая своих граждан, их собственность, и их религиозные миссии.

Итак, японская авиация совершила неспровоцированный налёт на YangPat, в результате чего была потоплена американская канонерская лодка "Панай" (Panay), однако несмотря на это США не только не объявили Японии войну, но даже поставки нефтепродуктов в Японию не были прекращены. Более того, после этого YangPat прекратила свою миссию и была выведена из Китая, что доказывает что США воевать не очень то и хотели.

После этого Япония в 1940 году вторглась в тогда еще французский Индокитай , перерезав Китайско-вьетнамскую железную дорогу, по которой Китай импортировал вооружение, топливо, а также по 10000 тонн материалов от западных союзников ежемесячно. Но даже после этого США не прекратили поставки нефти, а только запретили экспорт в Японию самолетов, запчастей, станков и авиационного горючего.

И только после того как в июле 1941 г. японцы полностью оккупировали Индокитай, США с 1 августа заморозили японские финансовые активы и ввели всеобъемлющее торговое эмбарго.

После введения эмбарго посол Японии в Вашингтоне, и государственный секретарь Корделл Халл провели многочисленные встречи, чтобы обсудить решение японо-американских проблем, но ни одно решение не могло быть согласовано по трем основным причинам:

  1. Альянс Японии с гитлеровской Германией и Италией
  2. Япония хотела установить экономический контроль и над всей юго-восточной Азией.
  3. Японии отказались покинуть материковый Китай.
И это называется внезапное эмбарго? При этом получается японцы решили атаковать Перл-Харбор только в августе 1941 года, после того как американцы ввели эмбарго, и на подготовку всей операции ушло около 4 месяцев?

На самом деле, предварительное планирование атаки на Перл-Харбор началось в самом начале 1941 года под эгидой адмирала Исороку Ямамото, котоый тогда командовал Японским Объединенным флотом. Полномасштабное планирование операции началось ранней весной 1941 года. В течение следующих нескольких месяцев шла тренировка пилотов, проводилась адаптация оборудования и разведка. Несмотря на эти приготовления, план нападения был утвержден императором Хирохито 5 ноября, после третьей из четырех Императорских конференций созванных чтобы рассмотреть этот вопрос. Окончательное решение было принято императором только 1 декабря.

Хотя к концу 1941 года многие наблюдатели считали, что военные действия между США и Японией были неизбежны, а Тихоокеанские базы и объекты США приводились в состояние боевой готовности по нескольку раз, американские чиновники сомневались что Перл-Харбор будет первой мишенью. Они ожидали что будут атакованы базы на Филиппиннах, так как именно через них шли поставки на юг, которые были основной целью Японии. Наиболее вероятной целью японцев, по мнению американцев, должна была стать военно-морская база США в Маниле. Американцы также ошибочно считали, что Япония не способна проводить более одной крупной военно-морской операции одновременно.

Итак, американцы ожидали нападения японцев на Филлипинах, а японцы атаковали Перл-Харбор. Почему именно Перл-Харбор? На то было 3 основных причины:

  1. Разгромив тихоокеанский американский флот, японцы надеялись предотвратить его вмешательство в завоевание Голландской Ост-Индии и Малайи.
  2. Японцы надеялись выиграть время для того чтобы Японии могла укрепить свои позиции и увеличить свои военно-морские силы до того как закон Винсон-Уолша (Vinson-Walsh) 1940 года вступит в силу (Закон предусматривал увеличение военно-морских сил США на 70%), так как шансы японцев на победу после этого, сильно уменьшались.
  3. Наконец, эта атака должна была нанести тяжелый удар по моральному духу американнцев, что должно было удержать американцев от участия в войне в западной части Тихого океана и Голландской Ост-Индии. Для достиженя максимального эффекта в качестве основных целей были выбраны линкоры, так как это были самые престижные суда в любом флоте мира в то время.
Кроме этого еще в ноябре 1940 года, англичане провели успешную атаку на итальянский флот в итальянском порту Таранто . Японское командование тщательно изучило опыт англичан, что не в последнюю очередь повлияло на решение атаковать именно Перл-Харбор.

Вот как выглядит краткая предыстория атаки японцев на Перл-Харбор.