Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г. МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская академия рынка труда и информационных технологий»
(ГОУ «МАРТИТ»)
Выполнил:
Андронов А. В.
Студент 2 курса
Преподаватель:
Рожков В. В.
Москва, 2013
Одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры стала эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться). Эта эпоха охватывает охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.
Эпоха Возрождения была связана, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни.
Для Ренессанса характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Доминирующей и наиболее теоретически организованной частью натурфилософии эпохи Возрождения являлся пантеизм.
Пантеизм - от греч. theos, что означает Бог - мировоззрение своеобразного компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. В самых общих чертах это учение о совпадении Бога и природы, получившее истоки еще в трудах Ксенофана и стоиков. Пантеизм оказался золотой серединой между теологией (Все в Боге) и собственно натурфилософией (Бог во всем).
Объектом настоящего исследования является «Эпоха Возрождения».
Предмет исследования - идеи пантеизма в философии эпохи Возрождения. пантеизм возрождение философия
Цель данной работы - исследование идей пантеизма в философии эпохи Возрождения.
Для достижения цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать эпоху Возрождения;
2) исследовать философское и религиозное учение пантеизма;
3) рассмотреть идеи основных философов эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения, не остается без внимания, особенно в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), анатомии (А. Везалий).
Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.
Основа взгляда на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам.
Основа этого - пантеизм: мистический и натуралистический..
Натуралистический - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе. Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
Мистический - растворение природы в боге. Бог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу, в боге совпадают все противоположности - абсолютный минимум и абсолютный максимум, единичное и множественное и т.д.
Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, единая, бесконечная и неподвижная. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое производит формы из самого себя. Тем самым отвергалась идея творения. Материя представлялась ему состоящей из атомов. В своих работах он развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма.
В своем космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворившего якобы мир.
Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлял Бога-природу с материей. Природа - это материя.
Таким образом, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с которой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.
В своей теории познания Дж. Бруно отвергал учение о двух истинах, т. е. истинах богословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина - истина, достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена «религией разума». «Религия разума» - это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. За свои взгляды Дж. Бруно подвергался преследованиям со стороны религиозных властей. Он был обвинен в ереси, а в 1600 г. суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре.
Еще одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
В то же время в отличие от господствующих религий - христианства, иудаизма, ислама - с определяющим для них теистическим пониманием Бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Философы опирались на неоплатоническое учение об эманации (происхождении Универсума (Вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого Божества) и развивали идеи вечного вневременного «порождения» природы безличным богом.
Также вклад в распространение пантеизма своими теориями внесли Иоанн Скот Эриугена и Мейстер Экхарт (религиозный пантеизм), Бенедикт Спиноза (труд «Этика»), Джон Толанд (автор термина «Пантеизм», труды «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» и «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа»), Мозес Мендельсон («Немецкий Сократ»).
Философия пантеизма пережила даже саму эпоху Возрождения, будоража просвещенные умы и в XIX веке, став своеобразной альтернативой традиционной религии. Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм «важнейшим заблуждением нашего времени». Ватикан продолжает выступления против пантеизма и сейчас (папская энциклике от 2009 года и послание от 1 января 2010 года).
Главная проблема, занимавшая пантеистов - соотношение Бога и природы, ответ на вопрос, что же есть Бог и что есть человек. Века назад натурфилософы старались все чудесное объявить естественным, природным, потенциально познаваемым, лишить ауры сверхъестественного. В помощь развивающимся точным и естественным наукам добавились мистические, помогающие объяснить вечную связь человека и окружающей Вселенной. Например, из астрономии возникла астрология, предсказаниям и прогнозам которой верят многие из современных людей.
Заключение
Настоящая работа была посвящена актуальной теме исследования идей пантеизма в философии эпохи Возрождения.
Объектом исследования была выбрана - Эпоха Возрождения.
Предметом исследования были выбраны идеи пантеизма в философии эпохи Возрождения.
Цель работы состояла в исследование идей пантеизма в философии эпохи Возрождения.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
1. проанализирована эпоха Возрождения, установлено, что для этой эпохи характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Доминирующей и наиболее теоретически организованной частью натурфилософии эпохи Возрождения являлся пантеизм.
2. исследованы философское и религиозное учение пантеизма, было выявлено, что пнтеизм - мировоззрение своеобразного компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания;
3. рассмотрены идеи основных философов эпохи Возрождения, которые показывают неразрывную связь между богом и природой.
1 Вишневский М. И. Философия. - Минск: Выш.шк., 2008. - 479 с.
2 Губин В. Д. Философия. - М.: ТОН - Остожье, 2005. - 704 с.
3 Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2007. - 376 с.
4 Лавриненко, В. Н. Философия. - М.: Юристъ, 2005. - 520 с.
5 Миронов В. В. Философия. - М.: Норма, 2005. - 928 с.
6 Спиркин А. Г. «Философия» 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 436 с.
7 http://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм
Размещено на Allbest.ru
Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.
контрольная работа , добавлен 20.01.2015
Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.
курсовая работа , добавлен 12.01.2008
Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI вв. Принцип антропоцентризма. Натурфилософы Возрождения. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. Детерминизм - взаимообусловленность. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения.
реферат , добавлен 16.11.2016
Изучение социально-философского содержания философии эпохи Возрождения и определение её гуманистической направленности. Исследование основных положений натурфилософии эпохи. Общий сравнительный анализ идей античной философии с идеями эпохи Ренессанса.
контрольная работа , добавлен 27.04.2013
Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
контрольная работа , добавлен 14.02.2011
Общая характеристика периода эпохи Возрождения и ее представителей, развитие средневековой культуры в "Божественной комедии" Данте. Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни. Основные идеи натурфилософии учения Н. Кузанского и Дж. Бруно.
реферат , добавлен 01.02.2011
Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.
реферат , добавлен 25.06.2010
Ключевые предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения как периода перехода от Средневековья к Новому времени. Основные стадии и этапы становления эпохи Возрождения, ее отличительные и характерные черты. Главные носители идеологии Ренессанса.
курсовая работа , добавлен 13.11.2014
Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.
реферат , добавлен 20.10.2010
Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.
Пантеизм - следующая идея, господствующая в эпоху Возрождения. Пантеизм, философское учение, отождествляющее бога и мир. Согласно воззрениям пантеистов, нет природы вне Бога, но и нет Бога вне природы. Сама по себе идея для философии не новая, пантеистические подходы знала древняя философия. В пантеистических концепциях Возрождения нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму пантеизма обрекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. Пантеизм представляет собой учение, занимающее промежуточное место между материализмом и объективным идеализмом. Можно различать пантеизм материалистического и идеалистического толка. Натуралистические тенденции Пантеизма со все большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошел к пантеизму Николай Кузанский. Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму, он сформировал идею бесконечности вселенной. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к 16 – нач. 17 вв., когда он лег в основу большинства натуралистических учений, противостоящих креационизму господствующих монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, все полнее сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом у Бруно. Его тезис: «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», Спб, 1914, с.162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм. С другой стороны, пантеизм составил основу мировоззрения Реформации (Т. Мюнцер). В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В мировоззрении Нового времени пантеизм также присутствовал, но не носил такого революционного значения, а был противопоставлен упрощенному пониманию природы механицизмом.
Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (естествознания) и значительным ростом ее авторитета. В XV в. шло активное развитие натурфилософии (философии природы). На ранней стадии в ней господствовали магические и мистические представления, но уже в XVI в. основным объектом становятся законы самой природы. Натурфилософия, несмотря на все ее значительные заблуждения, сыграла роль переходного звена от средневековой к современной науке и послужила фундаментом для последней. Базировалась натурфилософия чаще всего на идеях гилозоизма и пантеизма. (Гилозоизм - философское учение об универсальной одушевленности материи. Термин был введен в 17 в.. В истории философии гилозоизм встречается у самих ее истоков - ионийская школа натурфилософов, Гераклит, Эмпедокл, стоики, даосизм, буддизм. В эпоху Возрождения – Б. Телезио, Дж. Бруно и др.. По гилозоизму жизнь и, следовательно, чувственность присуща всем вещам в природе, всем формам материи. Гилозоизм очень близок пантеизму и часто они переплетаются. Но пантеистические учения основываются на понимании бога как единого мирового духа, на монотеизме, а гилозоистические представления – на политеизме, многобожии.) Первоначально натурфилософия развивалась в рамках магических представлений, и только потом произошло размежевание науки и магии, причем науку длительное время называли «натуральной магией». И это не случайно, несмотря на противоположность науки и магии, они имеют общее основание – убеждение в том, что существуют общие и постоянно действующие законы бытия как в сфере естественного, так и сверхъестественного. Человек в состоянии познать эти законы. И на базе этих законов могут быть разработаны технологии, позволяющие человеку воздействовать на природные и сверхприродные силы и объекты ради достижения своих целей. Таким образом, научный эксперимент и магический ритуал - это лишь две различные технологии.
В противовес господствующему в поздней схоластике аристотелизму (в основном в виде томизма) в Эпоху Возрождения поднимается новая волна увлечения Платоном. Переведены на латынь все известные его труды. Ренессансный платонизм по существу был специфической смесью учения Платона с неоплатонизмом (особенно Прокла), причем со всеми средневековыми напластованиями. Кроме того эта философия включала в себя различные философско-магические идеи. Большое внимание уделялось познанию природы в натурфилософском духе (Фичино, Мирандола). Эти же мыслители считаются основателями натурфилософии Возрождения.
Мистицизм Бёме: типично возрожденческое учение. У него человек может уловить божественную сущность в особом состоянии, когда человека посещают мистические видения. Но увиденное не поддается рациональному описанию, поэтому Бёме использует символы, метафоры, иносказания. Это делает его тексты малопонятными. Утверждает о наличии в тварном мире двух противоположных качеств - добра и зла, это качество пронизывают все и «неразлучно одно в другом». Они постоянно борются друг с другом, находясь в единстве. Учение о троице суть предтече гегелевской триады. Хотя все учение в целом повлияло на Гегеля. Бог-Отец, воплощающий в себе изначальную, но не явную волю Бездны, рождает свою противоположность – Бога-Сына, являющегося «безосновным сущим, в котором Бездна становится основанием». В Духе же эти два противоположных принципа «являются», обретают свой облик, и здесь же начинается процесс сотворения природы. Природа – «оплотневшее», отделившееся от Бога Слово, но в отличие от человеческого, Слово постоянно принадлежит Богу. Так протекает вневременный процесс становления и порождения бытия. (См.: Якоб Бёме сам о себе в изложении Герхарда Вера. Челябинск: Изд-во Урал, 1998. С.120-121). Учение о человеке: он самое благородное из всех божьих созданий. Даже падший человек не утратил своего богоподобия. Высшая способность в человеке - способность познавать - является результатом божественной любви. Познавая свою сущность, заложенную в него богом, человек тем самым постепенно возвышается. Человек - это микрокосм.
С XV века начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Ренессанса, которая создала свою блестящую культуру. В экономике эта эпоха характеризовалась началом распада феодальных отношений и зарождением новых капиталистических отношений. Это был период крупных открытий. Появляются первые печатные книги, огнестрельное оружие, Колумб открывает Америку, Васко да Гамма находит морской путь в Индию, Магелан совершает кругосветное путешествие, возникают география н картография, появляются анатомия и основы физиологии, медицинская химия, больших успехов достигает астрономия, происходят процессы секуляризации во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономика и политика, но и наука, искусство, философия. В этих условиях происходит как бы возврат к античности, к античной культуре, к античному образу жизни и мышления. Отсюда идет само название эпохи - «Ренессанс», т.е. Возрождение. В действительности, ренессанский человек существенно отличается от античного. Хотя возрождение и противопоставляет себя средневековому , оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.
Важнейшей отличительной чертой эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - это художественно-эстетическая эпоха. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - Бог, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается .
Философию эпохи Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек в ней выступает важнейшим объектом рассмотрения. При этом если в средние века человек представлялся как творение Бога, и его земная жизнь не имела самодостаточной ценности, то для философской мысли Возрождения характерно рассмотрение человека в его земном предназначении, утверждение его права на счастье и гармоничное развитие. Принятие мира и радостей земного существования, гимн красоте человеческого тела, культ наслаждения и пользы, свободное развитие человеческой - характерные черты гуманистической мысли Возрождения.
Родиной Возрождения явилась Италия. У истоков итальянского гуманизма стояла колоссальная фигура Данте Алигьери, сумевшего в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Эти идеи затем получили дальнейшее развитие у Ф. Петрарки, Л. Вала, М. Фичиио, П. Помпонацци, П. Мирандола и др.
Итальянские гуманисты - это не университетские профессора, а люди новой среды - поэты, дипломаты, политики, живописцы, скульпторы и т.д. Не отвергая полностью христианского учения, гуманистическая мысль рассматривает человека с точки зрения не грехопадения, а возможности его возвышения взамен дикого, варварского существования до истинно человеческого состояния. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потустороннему» призрачному миру.
Данте, например, постоянно подчеркивал, что человек - продукт реализации собственного разума. Он утверждал, что человеческое существование должно быть подчинено разуму. Разум же человека проявляется в его практической .
Другой выдающийся представитель эпохи Возрождения Франческо Петрарка видел философию, прежде всего, как науку о человеке, о его природе, жизни и смерти. Он утверждал ценности человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Главное в человеке - его добродетель, подлинное проявление добрых начал. Подлинное благородство, считал Петрарка, не в происхождении, а добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям, к творческой деятельности.
Лоренцо Валла создал этическое учение, одним из источников которого явилась эпоха Эпикура. Основная мысль его учении но мысль о стремлении всего живого к самосохранению и
избеганию страданий. Жизнь - высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Добродетель не только в снесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в ушании, но и в том, чтобы мудро управлять.
К выдающимся гуманистам принадлежит и Пико делла Мирандола. Основной его идеей было возвышение человека в его причастности ко всему земному и небесному. Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей . Человек - это центр Вселенной, поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Он свободен, его свобода не ограничивается Богом. Другие свои творения Бог ограничил строгими законами, но человека он создал свободным и разрешил ему самостоятельно творить свой образ.
«Последним гуманистом» считают Мишеля де Монтеня. Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень написал нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров - опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О возрасте», «О родительской любви» и др. Монтень стремился рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами» и дать ответ на вопрос: «Как прожить человеческую жизнь?» Его «Опыты» представляют несомненный интерес и для современного читателя.
Проблема гуманизма человеческой не остались без внимания замечательных итальянских живописцев, скульпторов и архитекторов. Леонардо да Винчи свои творения - произведения живописи, скульптуры, архитектуры посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров.он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики Возрождения. Микеланджело Бусшорроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту человека, его безграничные возможности. В целом, вся культура Возрождения и философия наполнены признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих . Человечность утверждается как новый критерий общественных отношений.
В эпоху Ренессанса были сделаны крупные открытия, технические изобретения. На этой основе начала развиваться своеобразная философия природы-натурфилософия. В последующем она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия эпохи Ренессанса зачастую носила пантеистический характер, т.е. Бог отрицался как творец мира, но он отождествлялся с природой.
Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают немецкого кардинала, ближайшего советника папы Пия II Николая Кузанского. Основные его труды: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Книги простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания». В них Н. Кузанский развивает ряд важных идей. Прежде всего, это идея взаимосвязи всех природных явлений, а также идея о бесконечности Вселенной, о человеке как микрокосме, о принципе совпадения противоположностей. Для большей наглядности принципа совпадения противоположностей в бесконечности Н. Кузанский приводит примеры из математики. При увеличении радиуса круга до бесконечности, у круга диаметр совпадает с окружностью, а точка и прямая представляют одно и тоже. Совпадение противоположностей- важнейший методологический принцип философии Н. Кузанского. Поэтому его с полным правом можно назвать основоположником новоевропейской .
Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника. В опубликованной в 1543 г. книге «О вращении небесных сфер» обосновывались идеи, которые не только определяли характер посыледующей научной революции, но и сыграли решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире.
Гелиоцентризм Н. Коперника лишал Землю ее исключительного положения как неподвижного центра мироздания, вел к пересмотру всей физической структуры мира, в котором не оставалась места для «небесной иерархии» христианского богословия. Его учение открывало путь к новой космологии, вокруг которой развивались главные идеологические битвы конца XVI - начала XVII вв.
Философские аспекты теории Н. Коперника развил Дж. Бруно. Его заслуга состоит в том, что он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Дж. Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр, т.е. центр нашей планетной системы, но таковых миров во Вселенной бесчисленное множество. В работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...».
Дж. Бруно провозглашает бесконечность Вселенной, считает се вечной, несотворимой и неуничтожимой. Он не отрицает Бога, по его Бог - это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимая, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно отчетливо виден. У него нет Бога, стоящего над миром и диктующим ему свои законы. Бог растворен в природе.
Натурфилософским взглядам Дж. Бруно присущи элементы диалектики, которую он во многом черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, Дж. Бруно утверждает, что в течение многих веков изменялась и Земля, моря превращались в континенты, а континенты в моря.
В 1592 г. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его по приговору суда инквизиции сожгли на костре.
Натурфилософские идеи эпохи Возрождения получили продолжение в трудах Галилео Галилея. Он снискал себе славу «Колумба неба». Галилей интересовался различными техническими проблемами: изобрел усовершенствованную водополивную машину, сконструировал телескоп, открыл кратеры и хребты на Луне, разглядел пятна на Солнце, установил, что Млечный путь - это не туманность как утверждал Аристотель, не светлая дорога в рай, как говорилось в Священном писании, а скопление многих звезд.
Природу Галилей рассматривал не как божественное творение. А как совокупность объективных законов, познаваемых разумом. Тем самым он заложил основы материалистической тенденции в философии, что нашло свое выражении в последующих философских системах Нового времени.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Пантеизм |
Рубрика (тематическая категория) | Философия |
Ренессансный платонизм
В противовес господствующему в поздней схоластике аристотелизму (в основном в виде томизма) в эпоху Возрождения поднимается новая волна увлечения платонизмом. Уже Петрарка, хотя и с уважением относившийся к Аристотелю, несравненно выше ставил Платона. Большую роль в распространении платонизма сыграл грек Георг Гемист Плифон 1 (ок. 1355-1450). В 1438 ᴦ. он приехал на Ферраро-Флорентийский собор 2 , но и после окончания Собора остался в Италии. Его собственная концепция представляла собой синтез идей Платона с идеями неоплатоника Прокла, а кроме того, еще и рядом идей зороастризма.
В 1459 ᴦ. во Флоренции герцог Козимо Медичи основал платоновскую Академию. Следуя рекомендациям Плифона, в Академии занимались переводами греческих текстов, здесь читались лекции и проводились диспуты. Своего расцвета Академия достигла во времена правления Флоренцией герцога Лоренцо Медичи (Великолепного) -
1 В русскоязычной литературе его имя передается аналогично тому, как ʼʼПлетонʼʼ.
2 Для борьбы с турецкой угрозой Византия искала союза с Западом. Одной из последних попыток такого рода стало создание на Ферраро-Флорентийской соборе Флорентийской унии. Это было объединение католической и православной церквей при признании главенства папы римского. Но, поскольку Запад так и не оказал никакой серьезной поддержки, в 1472 ᴦ. (уже после падения Константинополя) уния была расторгнута.
известного мецената и покровителя ученых, художников и поэтов. Во главе Академии тогда стоял Марсилио Фичино (1438-1499). Наиболее блестящий представитель Академии времен Лоренцо Медичи - Пико де ла Мирандола (1463-1494). Он стремился создать новый синтез платонизма, аристотелизма и христианства.
К концу XV в. на латынь были переведены все известные работы Платона, что сделало их по-настоящему доступными всем ученым того времени. Но в силу существующей традиции ренессансный платонизм по существу был специфической смесью учения собственно Платона с неоплатонизмом, причем со всеми средневековыми напластованиями; кроме того, эта смесь включала в себя еще и различные философско-магические идеи.
И Фичино, и Мирандола уделяли большое внимание познанию природы, их можно отнести к родоначальникам натурфилософии, но это была философия природы, построенной на идеях магии, герметизма, каббалы, нумерологии и т.п.
Пантеизм - это философское учение, в котором Бог и природа (Вселенная) отождествляются, полностью сливаются.
Согласно воззрениям пантеистов, нет природы вне Бога, но и нет Бога вне природы. Пантеизм представляет собой философское учение, занимающее промежуточное место между материализмом и идеализмом (объективным). Но можно различать пантеизм материалистического и идеалистического толка. Хотя сам термин ʼʼпантеизмʼʼ появился только в XVIII в., пантеистические идеи имелись уже в философии Древнего мира - как западной, так и восточной. Но так как в Древнем мире господствовал политеизм (многобожие) и не было еще распространено представление о Боге как о едином мировом духе, то соответствующие воззрения древности нельзя, строго говоря, отнести к пантеизму, они характеризуются как гилозоизм (представление об одушевленности всей природы). По этой причине о зарождении собственно пантеистических идей можно говорить только начиная со Средневековья, когда стали господствовать представления о существовании, во-первых, единого Бога, а во-вторых, о личностном характере этого Бога 1 (ᴛ.ᴇ. имеющем свою волю, желания и т.д.).
Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus)
Биографические сведения.
Николай Кребс (1401 -1464) по прозвищу Кузанский (Кузанец) родился в семье рыбака в поселке Куза на р.
Размещено на реф.рф
Мозель (Германия). Учился в Гейдельбергском, К льнском и Падуанском университетах, где изучал юриспруденцию, древние языки, математику и астрономию. В 1426 ᴦ. он стал священником, а в 1448 ᴦ. - кардиналом, с 1450 ᴦ. - папским легатом по всей Германии.
Николай Кузанский много внимания уделял занятиям математикой и, в частности, проблеме бесконечного (хотя никаких серьезных открытий в математике не сделал); он отстаивал значение опытного знания и экспериментальной науки; предложил проект замены юлианского календаря; выступал за объединение христианских церквей (католической и православной). Но в это же время его нельзя отнести к гуманистам, хотя он был дружен с Лоренцо Валло и некоторыми другими гуманистами.
Основные труды. ʼʼОб ученом незнанииʼʼ, ʼʼО католическом согласииʼʼ, ʼʼОб искании богаʼʼ, ʼʼО Богосыновствеʼʼ, ʼʼАпология ученого незнанияʼʼ, ʼʼПростецʼʼ, ʼʼНачалоʼʼ, ʼʼО видении Богаʼʼ, ʼʼО бериллеʼʼ, ʼʼО возможности-бытииʼʼ, ʼʼОб охоте за мудростьюʼʼ, ʼʼО вершине созерцанияʼʼ. Поскольку все работы написаны на провинциальной латыни, это было одной из причин их небольшой известности.
Философские воззрения. Онтология и пантеизм. Онтологическое учение Николая Кузанского выросло на базе средневекового платонизма, реализовав заложенную в последнем тенденцию к пантеизму. Бог и Вселенная при этом отождествляются, и Бог = Вселенная принято понимать как Абсолютное бытие и как Абсолютный максимум.
Распространенная в античности идея о том, что ʼʼвсе есть во всемʼʼ (к примеру, у Анаксагора), получает свое развитие в учении Кузанца о
1 В учениях же пантеистического толка, возникавших в древности на базе неоплатонизма, Бог не имел личностного характера и трактовался как безличный мировой дух, скрытый в самой природе.
совпадении минимума и максимума. ʼʼАбсолютный максимум есть то единое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ есть; в нем все, поскольку он - максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всемʼʼ 1 . Возможность совпадения максимума и минимума для бесконечности иллюстрируется Кузанцем на математических примерах. Теория познания. По мнению Кузанца, процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Выявляя определенные соотношения между ними (пропорции), мы и приходим к истине. По этой причине, когда мы рассуждаем о простых конечных вещах, истину вывести не трудно, когда о сложных конечных вещах - труднее, но все-таки возможно. Иначе обстоит дело, когда предметом исследования становится бесконечное: его нельзя представить ни в какой пропорции, и потому всегда остается для нас неизвестным. Осознавая принципиальную непостижимость бесконечного конечным человеческим умом, Николай Кузанский утверждает крайне важно сть процесса познания, который он трактует как бесконечное приближение к истине. Эту свою познавательную установку он называет ʼʼученым незнаниемʼʼ.
В корне его гносеологии лежат онтологические представления о том, что в бесконечности противоположности совпадают, и, поскольку Бог является бесконечным, все различия, которые в тварном мире противопоставлены друг другу, совпадают в Боге - так, как совпадают в Нем минимумы и максимумы.
Процесс познания Вселенной = Бога проходит, по Кузанскому, в четыре этапа (табл. 52).
Таблица 52. Этапы познания
Учение о человеке. Как и большинство гуманистов, Николай Кузанский понимал человека как микрокосм. С одной стороны, он является микрокосмом, как и любой другой реально существующий объект, поскольку ʼʼвсе есть во всемʼʼ. Но, с другой стороны, человек - это специфический микрокосм, поскольку он обладает сознанием, в котором содержатся образы всех вещей, в т.ч. Бога, ангелов, животных, Неодушевленных вещей. В человеке тем самым специфическим человеческим образом развернут весь мир.
Судьба учения. Идеи Кузанца оказали большое влияние на дальнейшее развитие пантеизма (Джордано Бруно, Спиноза), а его учение о минимумах и максимах - на развитие учения о бесконечно малых величин. Натурфилософия
В XV-XVI вв. интерес к изучению природы привел к зарождению натурфилософии (философии природы). Первоначально натурфилософия развивалась в рамках магических представлений, и только позднее произошло размежевание магии и науки, причем последнюю еще долгое время называли ʼʼнатуральной магиейʼʼ. Важно заметить, что для современных людей, в глазах которых магия и наука представляются непримиримыми противниками, это утверждение выглядит странным и непривычным. Но наука и магия имеют ряд общих идейных предпосылок, а именно прочное убеждение в том, что:
‣‣‣ существуют объективные и постоянно действующие законы бытия как в сфере естественного, так и сверхъестественного;
‣‣‣ человек в состоянии познать эти законы;
‣‣‣ на базе этих законов бывают разработаны технологии, позволяющие человеку воздействовать на природные и/или сверхприродные силы и объекты ради достижения своих целей. Так, процесс выплавки железа из руды и процесс вызова Дьявола - это лишь две различные технологии.
На натурфилософию, особенно раннюю, большое влияние оказали герметизм (см. с. 251-252), каббала (см. с. 194-197), мистика чисел (нумерология, возникшая на базе пифагореизма).
В эпоху Средневековья и Возрождения особенно важную роль играла симпатическая магия (магия подобия), основанная на идее единой природы и внутренней связи сходных объектов; на философском уровне такое сходство объяснялось тем, что все сходные объекты причастны одной и той же универсалии. В магико-натур-философских воззрениях того времени крайне важно также отметить представление о существовании космических сил ʼʼсимпатииʼʼ и ʼʼантипатииʼʼ, между, соответственно, сходными и различными предметами. В силу внутренней связи между сходными объектами или Же действующей между ними силы ʼʼсимпатииʼʼ, воздействуя на один объект, можно подействовать и на другой, сходный с первым. Отсюда столь поражающие современных людей приемы медицины того времени, когда болезни сердца лечили с помощью листьев, имеющих форму сердца, болезни почек - листьев, имеющих форму почек; аналогично посредством красных камней лечили кровотечения, желтых - желтуху и т.д.
Весь мир при таком подходе оказывался единым целым, в котором различные его части есть подобия друг друга и мира в целом. Объяснялось это на базе пантеизма или гилозоизма, а также идущего от античности принципа: все есть во всем.
Особую роль в этих воззрениях играла астрология, устанавливающая связи земных тел и событий с небесными (прежде всего с положением на небе планет и зодиакальных созвездий). Прогрессивное значение такого параллелизма земного и небесного можно адекватно оценить, только учитывая, что в эту эпоху господствовала аристотелевско-птолемеевская картина мира, в которой земной (подлунный) мир принципиально противопоставлялся небесному (надлунному). Эти две части бытия считались у Аристотеля состоящими из различных элементов (подлунный мир - из четырех стихий, ᴛ.ᴇ. Воздуха, Воды, Земли и Огня, а надлунный мир - из пятого - Эфира); общепринятым было убеждение в том, что в них действуют различные законы природы и т.д.
Одна из важнейших идей натурфилософии состояла в том, что человек есть ʼʼмикрокосмʼʼ и потому считался связанным со всей Вселенной: на ладони выделяли ʼʼхолмыʼʼ, соответствующие планетам, с зодиакальными созвездиями соотносились различные части человеческого тела. В ʼʼГерметическом корпусеʼʼ появление семи первых людей, а отсюда и семи типов людей связано с влиянием семи Управителей планетными сферами; лечение больных часто осуществлялось в соответствии с положением звезд и т.д.
Астрологическими идеями была пронизана и алхимия, широко распространенная в эту эпоху. Алхимики ставили перед собой две основные цели: добиться превращения одних веществ в другие (к примеру, свинца - в золото и серебро), а также получить эликсир вечной молодости 1 . Основные химические вещества, используемые алхимиками, отождествлялись с соответствующими небесными телами (ртуть - с Меркурием, серебро - с Луной и т.д.); время для алхимических реакций выбиралось в соответствии с положением планет, звезд и созвездий и т.д.
Ярчайшие представители ранней натурфилософии - платоники Фичино и Мирандола, а также Парацельс. Во второй половине XVI в. формируется поздняя натурфилософии, главной задачей которой становится изучение природы. Важный шаг на этом пути сделал ломбардец Дж. Кардано. Натурфилософию развивали Дж. Бруно,
1 Отметим, что в средневековом Китае также активно развивалась алхимия (в основном даосская) и ставила она перед собой те же самые цели.
Дж. Кампанелла и др.
Размещено на реф.рф
Наиболее выдающийся представитель поздней натурфилософии - Б. Телезио.
Парацельс (Paracelsus)
Биографические сведения. Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541) в основном известен под псевдонимом Парацельс. Родился в Швейцарии, окончил Феррарский университет; был известным врачом, химиком, философом, имел репутацию чернокнижника 1 .
Его учение пронизано магическими идеями, но он внес и большой вклад в развитие медицины, химии и научной методологии. Медицина того времени полностью опиралась на авторитет Гиппократа͵ Галена и Авиценны. Но, как говорил Парацельс своим студентам-медикам, ʼʼчтение никогда еще не создало ни одного врачаʼʼ. Свое преподавание в Базельском университете он начал с публичного сожжения книг по медицине и химии. Он был первым, кто привел студентов к постелям больных, заставляя их изучать течение болезней на практике, а не по книгам.
Преподавал он не на латыни, а на родном языке и яростно отстаивал право на это.
Философские воззрения. Вселенная - единый живой организм, одушевленный единой звездной (астральной) душой. Душа эта невидима, не связана с определенным местом в пространстве; но именно ее деятельность все порождает, является источником всякого движения и изменения. Поскольку человек - микрокосм, подобный Вселенной, то, постигая свою собственную душу, мы можем найти средства магически воздействовать на природу. Порождая в своем воображении (но не в фантазии!) различные образы, мы создаем астральное тело нашей мысли, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при определенных условиях может воздействовать и на материальные тела.
ʼʼКосмическое телоʼʼ образовано четырьмя традиционными элементами (вода, воздух и т.д.), но, кроме того, в его состав входят еще и алхимические начала: ртуть, сера и соль. Ртуть понималась им как неизменный дух, обеспечивающий изменение всего живого, сера порождает рост всего живого, соль является основой прочности, телесности. В человеке ртуть соответствует духу, соль - телу, а сера - душе, которая связывает душу с телом. Процессы, происходящие в человеческом организме, представляют из себяхимические реакции этих
1 Парацельс послужил одним из прототипов гётевского Фауста.
трех алхимических начал. Болезни трактовались как результат отклонения от нормального соотношения этих начал. Самая всеобъемлющая наука - медицина, она изучает человека, а человек - это ʼʼвенецʼʼ мироздания.
Судьба учения. Учение Парацельса оказало значительное влияние на мистицизм Бёме, а через него - и на философию Шеллинга. Особенно значимы оказались идеи Парацельса для развития оккультизма в XIX-XX вв. Телезио (Telesio)
Биографические сведения. Бернардино Телезио (1509-1588) родился в неаполитанском королевстве в ᴦ. Козенца. Окончил Падуанский университет, где изучал философию и математику, затем отправился в Рим, где изучал естествознание. С целью опытного познания природы он основал собственную академию в Козенце (Телезианская, или Козентинская, академия), позднее по ее образцу возник еще ряд научных обществ. Критика схоластической философии, проводимая Телезио, привела к тому, что по распоряжению папских властей академия Телезио была закрыта.
Основные труды. Трактат ʼʼО природе вещей в соответствии с ее собственными началамиʼʼ (написан на латинском языке).
Философские воззрения. Критика предшественников. Главная цель ученого - изучение законов природы. Всех своих предшественников (и античных, и средневековых) Телезио упрекает в том, что они ʼʼизмышляли мир по своему произволуʼʼ: ʼʼони приписали телам, из которых он (мир), по-видимому, состоит, не ту величину и расположение, которыми они с очевидностью обладают, и не те достоинства и силы, которыми они, как кажется, наделены, но те, какими по их собственному разумению, им следовало бы обладатьʼʼ 1 .
Признавая творение природы со всеми ее законами Богом, Телезио утверждает, что ученый должен заниматься изучением только того, что уже имеется, ᴛ.ᴇ. неизменных законов природы. Основой такого изучения должен быть не дедуктивный метод (выведение по правилам логики новых истин из общепринятых положений), а опыт, основанный на ощущениях.
Онтология. В корне природы лежит материя, вечная и неизменная, однородная и бескачественная; количество материи в мире неизменно. Она наполняет все пространство, так что никакой пустоты не существует, и одни тела вплотную примыкают к другим. Материя сама по себе неизменна и пассивна. Все изменения происходят под влиянием двух противоположных борющихся сил или начал - тепла и холода. Эти две силы изначальны, бестелесны и одушевленны; но они не существуют без материи и вне материи, для них характерно стремление к самосохранению, и потому они борются за материю как ʼʼдва жениха за женщинуʼʼ. Этим силам свойственна способность к ощущениям.
Природа есть порождение материи и этих двух сил. Теплота воплощается в солнце, а холод - в земле. По этой причине два мира - подлунный (центр которого - земля) и надлунный - находятся в непрерывной борьбе: солнечный жар стремится ʼʼсжечьʼʼ землю, а земля - ʼʼзаморозитьʼʼ солнце. Острее всего эта борьба идет на границе миров. Но ʼʼни одна из частей материи не должна быть целиком во владении одного лишь (начала) при том, что другому, побежденному, не достанется ничего, но по большей части все части материи находятся в обладании обоих, постоянно сражающихся между собой и поочередно терпящих поражениеʼʼ 1 .
Качественное своеобразие вещей объясняется преобладанием в них тепла или холода. Тепло порождает расширение, а значит, и малую плотность вещества, свет и прозрачность, движение. Холод порождает сгущение и плотность, темноту и непрозрачность, неподвижность и покой. Небо, в котором много тепла, движется очень быстро, ему присуще бесконечное круговое движение. Земля же, где преобладает холод, чувствует ʼʼомерзение к движениюʼʼ, в связи с этим тела на Земле движутся по прямой, направляясь к пределу, ʼʼкак бы для отдыхаʼʼ.
Учение о человеке и теория познания. Важнейшая составляющая человека как телесного существа - это его дух. Но данный дух принято понимать у Телезио как особая разновидность материи, особо тонкое, теплое, подвижное и чувствующее вещество. Его основное место пребывания - мозг человека, но оттуда он распространяется по нервам по всему телу. Вещи, существующие вне тела человека, воздействуют на наш дух, вызывая его расширение или сжатие, передающееся по нервам; чем больше тепла, тем интенсивнее это движение. Этим и объясняются различия в восприятии разных вещей. Со смертью тела умирает и дух. Но кроме духа человек обладает еще бестелесной и бессмертной душой, данной людям Богом.
Этика. Поскольку материя человека пронизана силами тепла и холода, которым изначально свойственно стремление к самосохранению, то оно характерно и для каждого человека. Человек любит все то, что способствует его самосохранению, и ненавидит все, мешающее этому. Поскольку в данном все люди одинаковы, то они должны уважать и признавать это чувство друг в друге. Гуманность - это высшая добродетель у людей.
Судьба учения.
Идеи Телезио оказали влияние на Кампанеллу, Бруно, а в Новое время - на Фр.
Размещено на реф.рф
Бэкона и Декарта.
Пантеизм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Пантеизм" 2017, 2018.
В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (осо-бенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.
Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIIIXIV веков воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
Представители натурфилософии:
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в фило-софии и медицине.
Везалий материалистически объяснил происхождение мира, вцентре которого ставил человека.
Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос-подствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Веза-лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.
Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ-ские идеи Коперника:
Воззрения Джордано Бруно (1548—1600), являющегося фило-софом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos - - Бог) — философское учение, согласно которому Бог ото- ждествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало зна- комство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологи- ческую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влия- ние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Ос- новной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».
Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «ге- роического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мысли- телей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мысли- телей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.
17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно за- вершает эпоху Возрождения
Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра-вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото-рый заключался в:
Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанно-стью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Мон-тескье, Руссо, Кондильяк.
Деизм - направление в философии, сторонники которого до-пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия-ние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными черта-ми), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадле-жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:
Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:
Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство сов-ременных демократических государств:
4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций рево-люционной демократии.
5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова-нию проблем познания (гносеологии). Можно выделить сле-дующие основополагающие идеи его философии:
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. В философии возрождения был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира.
Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе.
Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным.
Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д.
В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.
Мыслители Возрождения существенно обогатили учение о диалектике, ведущее свое начало от античности. Они также дали образцы применения диалектического метода к тем сферам мысли, в рамках которых он прежде не применялся. Под диалектикой понимается метод восхождения мысли от простого к сложному; он обязательно включает в себя целый ряд последовательных шагов; каждый последующий шаг не выводим строго логическим путем (путем формально-логического умозаключения) из предыдущих. Диалектика — метод исследования сложных предметов, таких, само мысленное вычленение которых из окружающей реальности сопряжено с большими трудностями. Только диалектический путь в совокупности всех последовательных шагов дает возможность сформулировать многостороннее определение предмета: совокупность этапов движения мысли и есть ответ на вопрос, чем является данный предмет. Исходные же посылки, как заметил еще Аристотель, приходится принимать условно, иначе рассуждение вообще не могло бы начаться, т.е. сдвинуться с мертвой точки. Диалектический взгляд противостоит такому представлению, согласно которому правильное понимание предмета может быть как бы «с ходу» сформулировано в одной фразе или высказывании. Диалектика обращает внимание на процессуальный характер знания. Кратко же могут быть сформулированы только выводы из него, т.е. только тогда, когда мысленный путь весь целиком пройден и подразумевается при формулировке выводов. Диалектический подход «приглашает» к соучастию в размышлении, к рассуждению, а не требует принимать мысль в готовом виде.
Диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в ее развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401—1464) , названному так по селению Куза в Германии, где он родился.
Н. Кузанский, как многие мыслители Возрождения, в своих построениях исходил из христиански переработанного неоплатонизма. Неоплатонизм учит о божественной эмманации и ступенчатом строении мира. На вершине иерархии располагается Бог, а далее последовательно идут более низкие ступени бытия. Отправляясь от этой идеи, Н. Кузанский развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и, наконец, раскрыл то, что он называет «ученым неведением». Начнем с последнего.
В трактате «Об ученом неведении» Н. Кузанский рассуждает следующим образом. Наше знание состоит в сравнивании и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудностей, когда познаются вещи конечные. Однако по-другому обстоит дело, когда речь идет о вещах бесконечных, — таково же большинство абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Бесконечное не может быть познано посредством сопоставления с конечным, а только последнее нам известно достоверно. Надо признать, заключает мыслитель, что познание бесконечного прямым путем невозможно. В смелости признания этого факта и состоит «ученое неведение», отличающееся как от неумеренного гносеологического оптимизма людей, неискушенных в знании, так и от пессимизма тех, кто столкнулся о серьезными трудностями и спасовал. Если к познанию бесконечного нет прямого пути, то следует искать косвенный, «обходной» путь. Этот путь может быть только ступенчатым, поскольку посредствующими звеньями в нем будут выступать конечные вещи. Однако цепь, состоящая из познания конечных вещей, должна быть выстроена так, чтобы приближать нас к бесконечному. Таков первый аспект «ученого неведения».
Другой аспект состоит в том, что, двигаясь по пути уподобления бесконечного конечному, наш разум все же не может постичь истину во всей полноте, во всей ее обнаженности. Но разум способен усматривать истину «сквозь покровы», не срывая их, не обнажая истины. Кажется, истина скрыта, но «просвечивает» сквозь покровы, скрывающие ее, к голой истине стремится только наивное мышление. Но голая истина слепит глаза, поэтому невозможна. Это так, потому что конечные вещи не только противостоят бесконечному, но и включают в себя бесконечное. Они символизируют бесконечное. Познание, таким образом, не столько открывает истину, сколько символизирует ее, свидетельствует о ней. Этот тезис опирается на идею Н. Кузанского, что «любое» существует в «любом» и все существует во всем. Последняя связана с учением о тождестве абсолютного максимума и абсолютного минимума.
Бесконечное возникает в нашем сознании путем определенного качественного скачка. Бессмысленно увеличивать или уменьшать бесконечность, умножать или делить. Бесконечность плюс единица есть бесконечность. Бесконечность минус единица тоже есть бесконечность. И деление ее на то или другое число имеет своим результатом ту же самую бесконечность. Следовательно, существует абсолютный максимум, который не страдает ни от каких конечных операций. Но, будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Из этого заключения Н. Кузанский делает вывод о совпадении противоположностей в бесконечности. Следовательно, в Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противопоставления тварного мира исчезают. Бесконечность, т.е. Бог, есть истина во всей полноте. Бог поэтому одинаково выше и всякого утверждения и всякого отрицания. Однако совпадение противоположностей в бесконечности в качестве намека на божественное встречается и в тварном мире. Например, окружность превратилась бы в прямую линию, если бы обладала бесконечно большим радиусом. Точно так же треугольник при увеличении до бесконечности одной из сторон превращается в прямую. Интеллект может обнаружить совпадение противоположностей в бесконечности в каждом конкретном случае. Способность охватывать принцип совпадения противоположностей отличает интеллект от разума и от чувств. Интеллект сверхрационален, это наивысший уровень познавательных способностей человека. Он оперирует бесконечностью и интуитивно схватывает совпадение противоположностей в бесконечности.
Внимание к теме бесконечности приводит Н. Кузанского к понятиям бесконечно малого, предела и суммы бесконечно малых. Мыслитель разрабатывает структурно-математический метод, ставший непосредственным предшественником математического анализа — одной из фундаментальных математических теорий. Отправным пунктом структурно-математического метода является понятие «бытие-возможность». Бытие-возможность есть «дифференциал всего мирового бытия». Иначе говоря, это зародыш для миров. Это сжатый или стянутый максимум и как таковой он есть подобие высшего божественного максимума. Подобие двух максимумов связано, прежде всего, с их непрерывностью, становлением, текучестью. Оно есть вечное становление и неисчерпаемость. Н. Кузанский обращает внимание не на отдельные вещи и предметы, а на процессы. Именно процессуальность тварного мира составляет основу его подобия миру божественному. Вечность есть непрерывность, в которой невозможно выделить отдельные изолированные моменты. Процессуальность тварного мира объединяет его с миром вечным; прерывность, остановки, разделенность предметов во времени и пространстве отличают тварный мир от божественного. Мысль Н. Кузанского устремлена к бесконечности, а следовательно, он предпочитает рассматривать все предметы мысли в качестве процессов. Таково вообще свойство культуры Ренессанса: она устремлена к бесконечности. Поэтому в Ренессансе все предстает в структурно-математической форме, а часто геометрически. Геометрические фигуры и тела рассматриваются как текучие, переходящие друг в друга: треугольник переходит в прямую, прямая в окружность и обратно, а в пределе (в бесконечности) все сливается в нераздельное единство. Математически и геометрически рассматривается все — от человеческого тела до космоса. В художественном творчестве Возрождения особую роль начинает играть перспектива — объемное изображение, композиционно оформленное на фоне линий, уходящих в бесконечность.
Можно выделить ряд существенных черт в многообразии натурфилософских учений:
Обоснование бесконечности природы и единство ее частей;
Распространение гилозоизма (представление о всеобщей одушевленности и оживленности природы), посредством чего стиралась граница между органической и неорганической природой;
Последовательный пантеизм (т.е. прямо не отрицая существования Бога, натурфилософия отождествляла его с природой);
Признание существования объективных и постоянно действующих законов бытия, как в сфере естественного, так и сфере сверхъестественного;
Рассмотрение человека как частицы вселенной;
Признание идеи, что человек способен познать законы бытия и на базе этих законов могут быть разработаны методы, позволяющие человеку воздействовать на природные и сверхприродные силы ради достижения своих целей. Например, признавалось, что процесс выплавки железа из руды и процесс вызова дьявола - это две различные технологии;
Увлечение магией и алхимией. Алхимики исходили из идеи о внутренней связи сходных объектов. Такое сходство объяснялось тем, что все они причастны одной и той же универсалии. Таким образом, можно добиться превращения одних веществ в другие (свинца - в золото и серебро).