Когда появился интернет? Кто изобрел интернет: история возникновения Сети.

Когда появился интернет? Кто изобрел интернет: история возникновения Сети.

Фраза «основатель интернета» зачастую используется в отношении людей вроде Бенджамина франклина, Томаса Джефферсона и Джорджа Вашингтона. Поразмыслим же над ней с более глобальной точки зрения. А что может быть глобальнее, чем Веб?

Поэтому сегодня мы познакомимся с 10 людьми, которые помогли всемирной сети распространиться по нашей планете и прийти к тому состоянию, в котором мы видим ее сейчас.

Читая этот топ, вы познакомитесь с несколькими наиболее влиятельными людьми, создавшими и развившими идеи и технологии, которые сегодня являются ведущими в глобальной паутине. И также узнаете, собственно, где придумали интернет.

1. Так кто изобрел интернет? - Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee)

Этот человек выделился тем, что он стал инвестором интернета. Физик по образованию, Бернерс-Ли и его команда создали первый в мире интернет-браузер «WorldWideWeb» , а также язык гипертекстовой разметки — HTML .

Бернерс-Ли основал и в настоящее время возглавляет Консорциум Всемирной Паутины (W3C), организацию, которая разрабатывает и внедряет стандарты для всемирной паутины. Хотя и можно считать датой рождения интернет 1969 год, именно Бернерс-Ли стал первым человеком, который сумел объединить концепцию Интернет с гипертекстом, что стало основополагающим моментом для нынешней всемирной паутины.

Благодаря тому, что CERN (Европейская Организация Ядерных Исследований) не закрыла доступа к своей разработке под названием Всемирная Сеть (World Wide Web), а также никогда не заявляла на нее свои права, протоколы этой разработки нашли широчайшее применение.

2. Марк Андреессен (Marc Andreessen)

Несмотря на то, что «Mosaic» не был первым графическим веб-браузером, он стал первым браузером, на который обратили серьезное внимание. Он также был первым браузером, который отображал изображения внутри текста.

После создания «Mosaic», Андреессен стал сооснователем компании «Netscape Communications». Флагманский продукт компании — браузер «Netscape Navigator» оказал огромное влияние на развитие всемирной сети, позволяя донести ее преимущества до простых пользователей. В 1998 году «Netscape» раскрыла исходный код «Netscape Communicator’а» под открытой лицензией. Этот проект, известный под названием «Mozilla», стал основанием для развития программы, известной нам под названием «Firefox».

3. Брайан Белендорф (Brian Behlendorf)

В чем значимость этого человека: Брайан Белендорф был ведущим разработчиком веб-сервера Apache , а также одним из основателей Apache Group. Работая в качестве вебмастера над вебсайтом Wired Magazine под названием HotWired, Белендорф заметил, что делает множество изменений и исправлений в коде HTTP-сервера, изначально разработанного в NSCA, в Университете штата Иллинойс на территории академгородка Урбана Шампейн (Urbana Champaign). После того, как он обнаружил еще несколько групп людей, делающих такие исправления, он организовал мейлинг-лист для координации работы на сервером.

К февралю 1995 года проект обрел имя — Apache — а оригинальный код сервера от NCSA был полностью переписан и заново оптимизирован. Настоящим достижением Apache, помимо того, что он был бесплатен и поставлялся с открытым исходным кодом, стало то, что он являлся расширяемым решением. Это означало, что хостинг-провайдеры могли с легкостью добавлять свои расширения или плагины для более качественной оптимизации сервера, позволяя на одном компьютере размещать сотни сайтов. Apache и к настоящему времени остается самым популярным веб-сервером в сети.

4, 5, 6. Расмус Лердорф, Энди Гутманс и Зеев Сураски (Rasmus Lerdorf, Andi Gutmans and Zeev Suraski)

Лердорф, Гутманс и Сураски стали родителями того, что известно нам под названием PHP , скриптового языка, который остается одним из наиболее используемых языков в веб-разработке при создании динамических веб-страниц. Расмус Лердорф разработал этот язык в 1995 году и стал ведущим разработчиком проекта в его первых двух версиях.

В 1997 году Гутманс и Сураски решили расширить PHP, переписав парсер и создав его третью версию. После этого они оба занялись переписанием ядра языка с нуля, назвав его Zend Engine, доведя его до выпуска версии под номером 4. Гутманс и Сураски, после выпуска этой версии, основали компанию Zend Technologies, которая продолжает вносить огромный вклад в развитие PHP.

В то время как язык Perl Ларри Уолла (Larry Wall) был одним из первых скриптовых языков общего назначения, которые позволили развиться вебу, простота и легкость внедрения PHP стали основополагающими в том, что де-факто именно его «P» стала включаться в аббревиатуру LAMP (набор компонентов для построения веб-приложений)

7. Брэд Фитзпатрик (Brad Fitzpatrick)

Создатель LiveJournal , во многом являющегося социальной сетью, автор оригинального memcached и протокола аутентификации OpenID .

Фитзпатрик создал LiveJournal во время обучения в колледже для того, чтобы он и его друзья имели возможность делиться своими занятиями и впечатлениями. Позднее проект перерос в огромное блоггерское сообщество, а также обрел множество нововведений, вроде Френдлистов, возможности создания голосований, поддержку блог-клиентов, возможность отправки пользователям текстовых сообщений, возможность написания постов с телефона, публикации записей через E-mail, создания пользовательских блогов и многих других, которые впоследствии стали стандратом для создания таких сетей, как Facebook, Tumblr, MySpace, WordPress.com и Posterous.

Поскольку LiveJournal разрастался и стал потреблять все большие и большие объемы ресурсов, Фитзпатрик запустил свой проект под названием memcached, направленный на ускорение динамических веб-приложений и снижение нагрузки на базы данных. Это происходит за счет четкого и централизованного распределения оперативной памяти веб-серверов, на которых размещено приложение, что позволяет с легкостью разрастаться крупным проектам. Memcached используется Википедией, Flickr, Facebook, WordPress, Twitter, Craigslist и многими другими.

Этот человек стал создателем JavaScript и в настоящее время является главным инженером Mozilla Corporation . Айх создал JavaScript во времена своей работы в Netscape, назвав его сначала Mocha, позднее переименовав проект в LiveScript, а затем — в JavaScript. Официальная дата запуска JavaScript — декабрь 1995 года.

JavaScript за короткий промежуток времени стал одним из наиболее популярных языков для веб-разработки. По истечении времени и с развитием библиотек и фреймворков JavaScript совместно с мощью Ajax сделали его интегральной частью веб-стандартов.

Джон Резиг — создатель и ведущий разработчик jQuery , самой популярной JavaScript-библиотеки в интернете. Несмотря на то, что другие JavaScript-библиотеки предшествовали jQuery, например Prototype Сэма Стивенсона, достижением этой библиотеки стала кроссбраузерность, выделяющая ее среди многих.

За последние два года, внимание к jQuery значительно возросло, и сейчас эта библиотека используется 31 процентом из 10 000 наиболее посещаемых веб-сайтов в мире. Ее расширяемость и jQuery UI также позволили адаптировать библиотеку jQuery к использованию в разработке корпоративных приложений. Любая JavaScript-библиотека, которая позволяет совершить переход веб-раработчиков в нишу производителей корпоративных приложений, является настоящей находкой.

JavaScript продолжает удерживать ветвь перевенства в стандартизированном вебе, и jQuery играет в этом немаловажную роль.

10. Джонатан Гай (Jonathan Gay)

Он основал FutureWave Software и в течение более десяти лет был ведущим разработчиком и вдохновителем технологии под названием Flash .

Несмотря на то, что не всем нравится Adobe Flash, стоит вспомнить, насколько влиятельной и важной была эта технология в течение последних 15 лет. Гай создал программу для создания векторных изображений под названием SmartSketch для операционной системы PenPoint в 1993 году, а после ухода с рынка этой операционной системы, технология SmartSketch была предложена для создания и воспроизведения анимации для веб-страниц.

Этот продукт, переименованный в FutureSplash Animator, был поглощен компанией Macromedia в 1996 году и получил название Flash. После поглощения Гай стал Вице президентом отдела разработки Macromedia и возглавил управление отдела разработки Flash. Спустя годы его команда включила в Flash новые элементы, одним из которых является ActionScript.

Однако, верхом достижений Гая стало создание командой, которую он возглавлял, того, технологии, известной нам как Flash Communication Server (сейчас — Flash Media Server), что позволило Flash Player’у использовать RTMP протокол для воспроизведения через веб потокового аудио и видео. По сути, эта технология позволила YouTube стать… YouTube’ом.

Интернет родился как результат противостояния СССР и США. В Америке полагали, что СССР вот-вот нападёт на них, а тут ещё в 1957 году Советы спутник запустили. Совсем беда! И решили в Штатах, что на случай войны непременно надо иметь какую-то бесперебойную систему связи для раннего оповещения о ракетной атаке. Работа над новой системой связи под названием ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network ) была поручена нескольким университетам.

Первые шаги

Первый реальный результат был получен в 1969 году, 29 октября. Именно в этот день в 9 часов вечера была предпринята первая успешная попытка связи между университетами в Стэнфорде и в Лос-Анджелесе. Оператору Чарли Клайну в Лос-Анджелесе удалось подключиться к стэндфордскому компьютеру и передать кодовое слово.

Октябрь 1969.

Первая программа отправки электронной почты появилась в 1971 году и сразу же завоевала популярность в США.

В 70-х годах по сети передавалась в основном почта, существовали доски объявлений. Тогда в мире уже действовало несколько разрозненных сетей, работавших каждая по своему протоколу. Встал вопрос об унификации процесса передачи данных. Работа в этом направлении началась в 1973 году. Руководитель проекта Роберт Кан обнародовал несколько принципов, по которым должна работать общая сеть:

  • подключение интернета не должно вести к внутренним переделкам;
  • если информация не дошла до адресата, она должна быть передана ещё раз;
  • для подключения должны использоваться простые шлюзы и маршрутизаторы;
  • общая система управления сетью отсутствует.

Роберт Кан.

В ходе работы над созданием общей сети был разработан протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol – Протокол управления передачей/Межсетевой протокол). Эти принципы и протокол функционирования сети действуют и по сей день. Переход всех компьютеров сети ARPANET на протокол TCP/IP произошёл в 1983 году. Тогда впервые сеть ARPANET назвали Интернетом.

Однако в 1984 году Национальный научный фонд США (NSF) основал новую межуниверситетскую сеть NSFNet (англ. National Science Foundation Network), созданную из нескольких более мелких. Поскольку аудитория NSFNet росла быстрее ARPANET, название интернет перешло к ней. Этот год ознаменовался так же появлением системы доменных имён Domain Name System, DNS.

Интернет в СССР

Первый трансатлантический кабель сети ARPANET из США в Европу был проложен в 1973 году, подключив Англию, Швецию и ещё несколько стран. СССР опоздал, как обычно, на десятилетие. Первые советские компьютеры подключились к европейским сетям в 1982 году. Тогда сотрудники Всесоюзного НИИ прикладных автоматизированных систем наладили постоянный канал связи с Венским институтом системного анализа.

Это был чисто научный канал. С него начала формироваться сеть Академии наук. Она не была общедоступной. К ней могли подключаться только научные работники, но зато им стали доступны западные научные библиотеки с диссертациями, монографиями и пр. В 1989 году в СССР сотрудники Курчатовского института, Минавтопрома начали создавать сети на местах, помогать подключаться к ним другим гражданам.

Лишь когда разрешили кооперативы, появилась сеть «Релком» от кооператива «Демос», но это случилось уже в 1990 году. В этом же году был зарегистрирован домен SU, принадлежащий Советскому Союзу. Пошёл процесс коммерциализации сети. Кстати, перед развалом СССР, коммерческие конференции помогли стабилизировать цены, поскольку были прямым источником информации о том, где что почём. К сожалению, эти же сети сыграли немалую роль и в утечке мозгов.

В августе 1991 года советский интернет был одним из немногих каналов, который в реальном времени передавал все новости, включая и те, что своими глазами видели москвичи из окон квартир. В эти дни к Релкому подключилось огромное количество серверов по всему СССР.

Период формирования всемирной сети

Популярный в 90-е годы веб-браузер Mosaic был разработан в 1993 году NCSA.

С 1995 года маршрутизировать сетевой трафик начали сетевые провайдеры, освободив таким образом университетские суперкомпьютеры NSFNet для научной работы. Тогда же для упорядочивания веб-стандартов был создан Консорциум всемирной паутины W3C. С 1996 года протокол WWW обогнал по трафику FTP.

Сочетание веб-протокола http и веб-браузера Mosaic способствовало росту популярности интернета. Через два года после появления браузера интернет стал известен во всём мире. В эти годы большинство существовавших отдельно сетей объединились с интернетом, а те, которые гордо остались в стороне, как Фидонет, постепенно сошли на нет.

В 1994 году домен SU перестал регистрировать новых пользователей, поскольку Россия получила домен RU . Домен SU было рекомендовано потихоньку свернуть и ликвидировать. Однако, не смотря на прекращение регистрации и рекомендации «ликвидировать», домен продолжал полулегально существовать и потихоньку развиваться, пока, наконец, уже в 2000-х годах его деятельность не была полностью легализована.

К 1997 году к интернету было подключено по всему миру около 10 млн. компьютеров, зарегистрировано более 1 млн. доменных имён. С этого времени Интернет начал превращаться в один из самых популярных источников информации и постепенно приобрёл современный облик.

В России к 1997 году уже появились первые интернет-газеты, возникла поисковая система Yandex.ru, начали действовать хакеры. Правда, весь российский интернет или Рунет, как стали его называть, запросто поместился бы на одном жёстком диске современного компьютера. Поисковым системам нужно было по запросу найти хоть какую-то информацию, следовательно, любая хорошо написанная статья автоматом попадала в ТОП выдачи. Золотые времена!

Современное состояние всемирной сети

В 1998 году Римский Папа санкционировал Всемирный день интернета. Официальный святой покровитель пока не объявлен, но по умолчанию им считают Исидора Севильского, испанского епископа 6-7 веков, первого энциклопедиста, и отмечают этот знаменательный праздник 4 апреля, в день вознесения Исидора.

Правда, каждая страна назначила свой собственный День интернета. В России таких дня целых аж два. День рождения Рунета отмечают 7 апреля. А вот московская фирма IT Infoart Stars разослала пользователям письма с двумя предложениями:

  • считать 30 сентября Международным днём интернета и ежегодно его отмечать;
  • провести всероссийскую перепись интернет-населения.

В последние годы в России интернет распространялся весьма активно, обгоняя по этому показателю всех. Правда, сейчас нас потеснил Китай, интернет в котором распространяется ещё быстрее.

Но это и не мудрено. Например, в Москве широкополосный интернет доступен практически всем, т.е. рынок достиг насыщения. Резерв имеется только в остальной России: там без интернета до сих пор живут в половине домохозяйств. Зато многие переходят на мобильные устройства. В нашем распоряжении три домена: .su, .ru и.рф

Статистика утверждает, что, например, в 2009 году интернет принёс в ВВП России 1,6% (19,3 млрд. долларов), примерно столько же, что и Испания или Италия (в процентах). По прогнозам, в 2015 году вклад сетевой экономики в ВВП России должен достичь 3,7%.

Данный сайт возник 6 августа 1991 года. Его создателем считается Тим Бернерс-Ли, который разместил на нем описание новой технологии World Wide Web . Данная технология базируется на протоколе передачи данных НТТР, а также на языке гипертекстовой разметки HTML и системе адресации URI. К тому же, на сайте основные методы установки и работы браузеров и серверов. Позднее Тим Бернерс-Ли решил разместить на сайте список ссылок на другие ресурсы, что позволило преобразовать сайт в первый в мире интернет-каталог.

Все необходимое для обеспечения деятельности первого сайта было подготовлено Бернерсом-Ли намного ранее - еще в конце 1990 года был создан первый гипертекстовый браузер WorldWideWeb с функциями веб-редактора. Также был созданы первые веб-страницы и первый сервер на основе NeXTcube .

Основатель веба предполагал, что гипертекст может стать основой для сетей обмена данных. И, естественно, он смог воплотить данную идею в жизнь. Еще в 1980 году Тим Бернерс-Ли стал основателем гипертекстового программного обеспечения Enquire, которое пользуется случайными ассоциациями при хранении данных. Потом, на заседании Европейского центра ядерных исследований в Женеве (CERN), им было предложено проводить публикацию гипертекстовых документов, которые связаны между собой гиперссылками. Бернерсом-Ли была продемонстрирована возможность гипертекстового доступа к документам и внутренним поисковым системам. К тому же, был показан доступ к некоторым новостным ресурсам сети Интернет. Это способствовало тому, что в мае 1991 года в CERN утвердили новый стандарт WWW.

Тим Бернерс-Ли является основоположником базовых технологий веба - HTTP, HTML, URI/URL , хотя их теоретические были предложены намного раньше. В 40-х годах ХХ века Ванневар Буш предложил расширить человеческую память при помощи новых технических устройств. Также им было предложено индексировать накопленную человеком информацию, чтобы появилась возможность ее быстрого поиска. Даг Энгельбарт и Теодор Нельсон предложили использовать гипертекстовую технологию, то есть ветвящийся текст, при помощи которого читатель может использовать разнообразные варианты чтения. Незаконченная гипертекстовая система Нельсона Xanadu стала использоваться для поиска и хранения текстовых данных, куда были введены окна и взаимосвязи. Нельсон сам хотел получить возможность связывания перекрестными ссылками всех текстов, которые создает человек.

В данный момент Тим Бернерс-Ли был назначен главой Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium ), который был им же создан. Главной целью данного Консорциума является разработка и внедрение новых стандартов сети Интернет.

Интернет стал незаменимой частью нашей жизни. Всего за 5 лет Интернет или как мы еще его называем, Всемирная паутина или Глобальная сеть стал популярным среди миллионов людей. Сейчас многие из нас не представляют жизни без этого гениального изобретения. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, кому мы благодарны за столь интересную и полезную вещь? Кто придумал Интернет? Кто является создателем Глобальной сети? И вообще, зачем изначально придумали Интернет?

Вот как все начиналось…

В 1957 году Министерство обороны США впервые задумалось над надежной передачей информации. Надо было создать такую систему передачи сообщений, что даже в случае ядерной войны эта система не дала сбой. У американского агентства исследовательских оборонных проектов возникла идея использовать компьютеры как источники приема и передачи информации. И для этого надо было разработать компьютерную сеть. Воплощать в жизнь идею поручили четырем университетам США: Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе, университету штата Юта, университету в Санта-Барбаре и Стэндфордскому исследовательскому центру.

И в 1969 году талантливая группа ученых создала компьютерную сеть под названием ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), объединившую эти 4 университета.

Уже к 1973 году сеть ARPANET стала межнациональной. С помощью трансатлантического телефонного кабеля к сети подключились организации из Норвегии и Великобритании. К концу 70-х годов начали активно работать над стандартизацией протоколов данных, которые были успешно стандартизированы в 1982-1983-х годах.

Активное участие в разработке сетевых протоколов принимал Джон Постел (John Postel). Так как Джон Постел является автором многих сетевых протоколов, которые используются по сей день: IP, ICMP, TCP, FTP, DNS, многие его называют человеком, создавшим интернет или отцом интернета.

К началу 1983 года после того, как сеть ARPANET перешла на только что созданный протокол объединения сетей TCP/IP, за ней и закрепилось название, которым мы сейчас успешно пользуемся, «Интернет».

Все это время компьютерная сеть была доступна ограниченному числу людей. И только в 1991 году, после стандартизации страниц WWW (World Wide Web), Всемирная паутина становится общедоступным изобретением Соединенных Штатов.

Так в каком же году создали Интернет?

Как вы понимаете, в каком году придумали Интернет нельзя ответить однозначно. Потому что само понятие «Интернет» и наша современная Всемирная сеть появилась намного позже, чем сама идея создания и ее предшественник, сеть ARPANET. Но эти вопросы можно объединить таким вопросом: кто и когда придумал и создал первый интернет? В 1957 году идея пришла в голову специалистам из DARPA (агентство оборонных исследовательских проектов США)и спустя 12 лет группа талантливых университетских ученых создали первую компьютерную сеть ARPANET. А в каком году создали наш современный интернет, можете определить для себя сами – в 1983, когда появилось само понятие «интернет» или в 1991, когда сеть стала общественным достоянием.

В заключение можно сказать, что невозможно выделить одного-единственного человека из круга людей, кто работал над созданием Всемирной компьютерной сети и придумал интернет. Человечество шло к этому открытию постепенно, еще Никола Тесла в 1908 году говоря об идеи применения электрической информационной связи, предсказал появление Глобальной сети: «Когда проект будет завершён, бизнесмен в Нью-Йорке сможет диктовать указания, и они будут немедленно появляться в его офисе в Лондоне…. Таким же образом любое изображение, символ, рисунок, текст могут быть переданы из одного места в другое... И самое главное, что все это будет передаваться без проводов…»

Глобальная сеть Интернет. Определение сети Интернет

Интернет – всемирная информационная компьютерная сеть, представляющая собой объединение множества региональных компьютерных сетей и компьютеров, обменивающихся друг с другом информацией по каналам общественных телекоммуникаций (выделенным телефонным аналоговым и цифровым линиям, оптическим каналам связи и радиоканалам, в том числе спутниковым линиям связи).

Интернет является одноранговой сетью, т.е. все компьютеры в сети по сути равноправны, и любой компьютер можно подключить к любому другому компьютеру. Любой компьютер, подключенный к сети, может предлагать свои услуги любому другому. Но Интернет – это не только каналы связи. В узлах этого всемирного соединения установлены компьютеры, которые содержат различные информационные ресурсы и предлагают различные информационные и коммуникационные услуги.

Информация в Интернет хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Они позволяют пересылать почту и файлы, производить поиск в базах данных и выполнять другие задачи.

Обмен информацией между серверами сети выполняется по высокоскоростным каналам связи. Доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам Интернет обычно осуществляется через провайдера или корпоративную сеть.

Провайдер - поставщик сетевых услуг – лицо или организация предоставляющие услуги по подключению к компьютерным сетям. В качестве провайдера выступает некоторая организация, имеющая модемный пул для соединения с клиентами и выхода во всемирную сеть.

Существуют также компьютеры, которые непосредственно подключены к глобальной сети. Они называются хост - компьютерами (host - хозяин). Хост – это любой компьютер, являющийся постоянной частью Интернета, т.е. соединенный по Internet – протоколу с другим хостом, который в свою очередь, соединен с другим, и так далее.

Ниже представлена структура глобальной сети Интернет

Практически все услуги Интернет построены на принципе клиент-сервер.

Передача информации в Интернет обеспечивается благодаря тому, что каждый компьютер в сети имеет уникальный адрес (IP-адрес), а сетевые протоколы обеспечивают взаимодействие разнотипных компьютеров, работающих под управлением различных операционных систем.

Во всех компьютерах, участвующих в передаче данных, применяется единый протокол коммуникации TCP/IP, который состоит из двух различных протоколов, определяющих разные аспекты передачи данных в сети:
1. Протокол TCP (Transmission Control Protocol) - это управление передачей данных. Этот протокол «разбивает» передаваемую информацию на пакеты и исправляет ошибки информации в пакете получателя;
2. Протокол IP (Internet Protocol) - это межсетевое взаимодействие. Он отвечает за адресацию и разрешает пакету проходить по нескольким сетям на пути к пункту назначения.

Передача информации по протоколу TCP/IP происходит по следующей схеме: протокол ТСР разбивает информацию на пакеты и нумерует их; затем протокол IP передает эти пакеты получателю, где с помощью протокола ТСР проверяется комплектность полученных пакетов (все ли пакеты получены); после доставки всех пакетов протокол ТСР раскладывает пакеты в нужном порядке и соединяет их в единое целое.

Любой компьютер, подключенный к интернет имеет два уникальных адреса: цифровой IP-адрес и символический доменный адрес. Присваивание адресов компьютерам происходит по схеме: организация «Сетевой информационный центр» выдает группы адресов обладателям локальных сетей, а они распределяют эти адреса по своему усмотрению. IP-адрес компьютера имеет длину 4 байта: 1-й и 2-й байты определяют адрес сети, 3-й байт - адрес подсети, а 4-ый байт - адрес компьютера в подсети. IP-адрес записывают в виде четырех чисел в интервале от 0 до 255, разделенных точками (пример: 145.37.5.150, где 145.37-адрес сети; 5-; адрес подсети; 150- адрес компьютера в подсети). Доменный адрес (англ. domain - область), в различие от IP адреса, является символическим и легче запоминается человеком. Пример: computer.group.big.by, домен computer - имя реального компьютера, владеющего IP-адресом, домен group - имя группы, присвоившей имя этому компьютеру, домен big - имя большей группы, присвоившей имя домену group, а by – доменное пространство. В процессе передачи данных доменный адрес преобразуются в IP-адрес.

Таким образом, Интернет – это глобальная компьютерная система, которая:
- логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов (каждый компьютер, подключаемый к сети имеет свой уникальный адрес);
- способна поддерживать коммуникации (обмен информацией);
- обеспечивает работу высокоуровневых сервисов (служб), например, WWW, электронная почта, телеконференции, разговоры в сети и другие.

Понятие и виды сервисов

Серверами называются узлы сети, предназначенные для обслуживания запросов клиентов – программных агентов, извлекающих информацию или предающих ее в сеть и работающих под непосредственным управлением пользователей. Клиенты предоставляют информацию в понятном и удобном для пользователей виде, в то время как серверы выполняют служебные функции по хранению, распространению, управлению информацией и выдачу ее по запросу клиентов. Каждый вид сервиса в Internet предоставляется соответствующими серверами и может использоваться с помощью соответствующих клиентов.

Наиболее подходящим для классификации сервисов Интернет является деление на сервисы интерактивные, прямые и отложенного чтения. Эти группы объединяют сервисы по большому числу признаков. Сервисы, относящиеся к классу отложенного чтения, наиболее распространены, наиболее универсальны и наименее требовательны к ресурсам компьютеров и линиям связи. Сюда относится, например, электронная почта.

Сервисы прямого обращения характерны тем, что информация по запросу возвращается немедленно. Однако от получателя информации не требуется немедленной реакции. Сервисы, где требуется немедленная реакция на полученную информацию, т.е. получаемая информация является, по сути дела, запросом, относятся к интерактивным сервисам.

В настоящее время в Интернете существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:

Сервис DNS
Сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов. DNS - компьютерная распределенная система для получения информации о доменах. Чаще всего используется для получения IP-адреса по имени хоста (компьютера или устройства), получения информации о маршрутизации почты, обслуживающих узлах для протоколов в домене.

Электронная почта
Электронная почта (E-mail) - предназначена для пересылки информации конкретному пользователю глобальной сети. Каждый пользователь должен иметь электронный почтовый ящик - это папка на сервере, где хранятся входящие и исходящие сообщения пользователя. Кроме того, современная электронная почта позволяет: посылать сообщение сразу нескольким абонентам, пересылать письма на другие адреса, включить автоответчик - на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ, создавать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и т.д. К электронному письму может быть добавлено приложение - любой другой файл. Для многих компаний электронная почта это не просто почта, а основа всего процесса делопроизводства. Многие компьютерные приложения имеют встроенную поддержку электронной почты. Электронная почта - один из самых распространенных сервисов Интернета. Через электронную почту работают списки рассылки.

Списки рассылки
Списки рассылки (maillists) - простой, но в то же время весьма полезный сервис Интернет. Это практически единственный сервис, не имеющий собственного протокола и программы-клиента и работающий исключительно через электронную почту.
Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты, который на самом деле является общим адресом многих людей - подписчиков этого списка рассылки. Вы посылаете письмо на этот адрес, например на адрес us.ksm.tej|n11l-u#us.ksm.tej|n11l-u (это адрес списка рассылки, посвященного обсуждению проблем локализации операционных систем класса UNIX), и ваше сообщение получат все люди, подписанные на этот список рассылки.

Сетевые новости Usenet
Телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями тоже сервис Интернет. Если электронная почта передает сообщения по принципу "от одного - одному", то сетевые новости передают сообщения "от одного - многим". Usenet – это всемирный дискуссионный клуб. Он состоит из набора конференций (“newsgroups”), имена которых организованы иерархически в соответствии с обсуждаемыми темами. Сообщения (“articles” или “messages”) посылаются в эти конференции пользователями посредством специального программного обеспечения. После посылки сообщения рассылаются на серверы новостей и становятся доступными для прочтения другими пользователями.

Можно послать сообщение и просмотреть отклики на него, которые появятся в дальнейшем. Так как один и тот же материал читает множество людей, то отзывы начинают накапливаться. Все сообщения по одной тематике образуют поток (“thread”) [в русском языке в этом же значении используется и слово “тема”]; таким образом, хотя отклики могли быть написаны в разное время и перемешаться с другими сообщениями, они все равно формируют целостное обсуждение. Вы можете подписаться на любую конференцию, просматривать заголовки сообщений в ней с помощью программы чтения новостей, сортировать сообщения по темам, чтобы было удобнее следить за обсуждением, добавлять свои сообщения с комментариями и задавать вопросы. Для прочтения и отправки сообщений используются программы чтения новостей, например встроенная в броузер Netscape Navigator – Netscape News или Internet News от Microsoft, поставляемая вместе с последними версиями Internet Explorer.

Сервис FTP
Сервис FTP - система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов. Еще один широко распространенный сервис Интернет. Служба FTP обеспечивает удаленный доступ к файловой системе сервера. Доступ к файлам в файловых архивах, к гигантским объемам информации в Интернете. Сервер FTP можно настраивается таким образом, что соединиться с ним можно не только под своим именем и паролем, но и под условным именем anonymous - аноним. Тогда Вам становятся доступен только некоторый набор файлов на сервере - публичный файловый архив.

Сервис IRC
Cервис IRC - Internet Relay Chat, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени.
В Интернет существуют тысячи серверов Интернет Relay Chat (IRC), на которых реализуется интерактивное общение. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в коллективной "встрече". Передача сообщений идет внутри сервера. Простейший способ общения - разговор (chat). Это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Если компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и акустическими колонками, то можно обмениваться звуковыми сообщениями. Однако "живой" разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками. Для того чтобы видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Для организации интерактивного общения необходимо специальное программное обеспечение (например, программа NetMeeting, которая входит в состав ОС Windows).

Инфраструктурные сервисы
Описанный выше FTP является примером инфраструктурного сервиса Интернет, то есть сервиса, основанного на программных средствах, обычно поставляемых как часть операционной системы.

Cервис Telnet - предназначен для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме. Он также используется как средство доступа к удаленным информационным сервисам, работа с которыми происходит в режиме текстового терминала. Telnet используется как часть информационного сервиса Интернет, когда при соединении пользователь попадает не в командный интерпретатор, но сразу в специализированную программу, обеспечивающую доступ к информационным ресурсам.

Так можно работать с каталогами некоторых библиотек, с сервером, обслуживающим информационную систему CTN, можно получить доступ к терминальному навигатору WWW (текстовому или графическому).

Система гипермедиа WWW
World Wide Web (WWW, W3, «Всемирная паутина») - гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство. Это распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.

Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов. Большинство ресурсов всемирной паутины основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы - браузеры (англ. browser).

Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и взрыв в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же.

Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.
Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger (своеобразные интернет-пейджеры - ICQ, AOl, Demos on-line и т. п.), системы интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т. д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.

Основные этапы создания и развития сети Интернет

Предшественником современной сети Интернет была сеть APRANET Министерства обороны США. Разработка сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анжелесе, Стэндфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, ее начали использовать ученые из разных областей науки.

В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей. С 22 января 2010 года прямой доступ в Интернет получил экипаж Международной космической станции.

Первый сервер ARPANET был установлен 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти.

29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км - в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) - провели сеанс связи. Чарли Клайн (Charley Kline) пытался выполнить удаленное подключение из Лос-Анджелеса к компьютеру в Стэнфорде. Успешную передачу каждого введенного символа его коллега Билл Дювалль (Bill Duvall) из Стэнфорда подтверждал по телефону. В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. LOG должно было быть словом LOGIN (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к 22:30 и следующая попытка оказалась успешной.

К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети. Эта программа сразу стала очень популярна.
В 1973 году к сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.

В 1970-х годах сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, тогда же появились первые списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть еще не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах.

К концу 1970-х годов начали бурно развиваться протоколы передачи данных, которые были стандартизированы в 1982-1983 годах. Активную роль в разработке и стандартизации сетевых протоколов играл Джон Постел.

1 января 1983 года сеть ARPANET перешла с протокола NCP на TCP/IP, который применяется до сих пор для объединения (или, как еще говорят, «наслоения») сетей. Именно в 1983 году термин «Интернет» закрепился за сетью ARPANET.

В 1984 году была разработана система доменных имен (англ. Domain Name System, DNS). И в 1984 году у сети ARPANET появился серьезный соперник: Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet (англ. National Science Foundation Network), которая была составлена из более мелких сетей (включая известные тогда сети Usenet и Bitnet) и имела гораздо большую пропускную способность, чем ARPANET. К этой сети за год подключились около 10 тыс. компьютеров, название «Интернет» начало плавно переходить к NSFNet.

В 1988 году был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC), благодаря чему в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат).

В 1989 году в Европе, в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям (ЦЕРН) родилась концепция Всемирной паутины. Ее предложил знаменитый британский ученый Тим Бернерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI.

В 1990 году сеть ARPANET прекратила свое существование, полностью проиграв конкуренцию NSFNet. В том же году было зафиксировано первое подключение к Интернету по телефонной линии (т. н. «дозвон», англ. dialup access).

В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic. Всемирная паутина набирала популярность.

В 1995 году NSFNet вернулась к роли исследовательской сети, маршрутизацией всего трафика Интернета теперь занимались сетевые провайдеры, а не суперкомпьютеры Национального научного фонда. В том же 1995 году Всемирная паутина стала основным поставщиком информации в Интернете, обогнав по трафику протокол пересылки файлов FTP. Был образован Консорциум Всемирной паутины (W3C). Можно сказать, что Всемирная паутина преобразила Интернет и создала его современный облик. С 1996 года Всемирная паутина почти полностью подменяет собой понятие «Интернет».

В 1990-е годы Интернет объединил в себе большинство существовавших тогда сетей (хотя некоторые, как Фидонет, остались обособленными). Объединение выглядело привлекательным благодаря отсутствию единого руководства, а также благодаря открытости технических стандартов Интернета, что делало сети независимыми от бизнеса и конкретных компаний.

К 1997 году в Интернете насчитывалось уже около 10 млн компьютеров, было зарегистрировано более 1 млн доменных имен. Интернет стал очень популярным средством для обмена информацией.

С 22 января 2010 года прямой доступ в Интернет получил экипаж Международной космической станции.

Web 1.0 и Web 2.0

Интернет-бум принято относить к стабильному коммерческому росту интернет-компаний, связанному с наступлением эпохи всемирной паутины, начавшейся с первого релиза веб-браузера Mosaic в 1993 году и продолжавшегося все 90-е.
Небольшой (по историческим меркам) срок существования сервиса WWW показал его востребованность все возрастающему числу пользователей. Всё больше компаний переориентировалось на интернет-бизнес с большой долей рекламы, а не интернет-сервисов. В период с 1995 по 2001 год существовала переоценка интернет-технологий. Пузырь доткома - кульмиация которого произошла 10 марта 2000 года привела к волне банкротсв и утере доверия к ценным бумагам высокотехнологических фирм, связанных с предоставлением услуг через интернет. Последовавший за этим подъем в 2002 году привел к появлению высокотехнологичных интернет-компаний, бурному развитию интернет-сервисов. Это стало хорошим стимулом для развития веб-ориентированных концепций и технологий, увеличивающих возможности пользователей. Массовое внедрение и использование этих решений - причина качественных изменений во Всемирной паутине, своего рода смена «версии» Web. На данный момент аналитики Интернет выделяют web 1.0, web 2.0 интернет-ресурсы, а также уже существует концепция web 3.0 сервисов (стоит отметить, что деление это условное и часто критикуемое)..

Web 1.0
Web 1.0 является ретронимом понятия, которое относится к статусу WWW и любому стилю дизайна веб-сайта, используемому перед появлением термина Web 2.0. Web 1.0, или как его называют «классическим вебом», представляет собой статические сайты. Это своеобразная веб-библиотека, которая делается немногими для многих, где сравнение сайтов происходит по типу используемой технологии. Типичным примером web 1.0 являются сайты, состоящие из множества связанных статических web-страниц, информация на которых создана и изменяется только разработчиком сайта. В период с 1998 года для придания интерактивности сайтов стали массово использоваться гостевые книги и форумы (хотя эти функции были доступны и раньше). Такие сайты иногда называют web 1.5, подчёркивая возможность общения пользователей, наличие профилей и формирование интернет-сообществ. Однако пользователь ещё не может создавать или изменять контент – это прерогатива администраторов сайта.

Отсутствовали развитые чаты, в основном использовались IRC и ICQ, но больше - электронная почта. Нормальные собственные сайты создавали немногие, многие сайты низкого качества создавались на бесплатных хостингах.

Создавались версии сайтов для разных кодировок и браузеров в зависимости от программного обеспечения пользователей. Были малодоступны регистрация доменов и оплата нормального платного хостинга, который был у небольшого числа людей. Не существовало блогов, вебосервисов и википроектов.

Основные характеристики Web 1.0: неизменная структура сайтов, cтатическая информация, трудоемкий процесс обновления и создания новых ресурсов, односторонний процесс безопасности, централизованное содержание веб-сайтов, небольшое число пользователей.
Понятие Web 1.0 - это общий термин, описывающий состояние Всемирной Паутины за первое десятилетие ее существования. Для 90-х годов XX века были характерны низкая компьютерная грамотность пользователей, медленные типы подключения и ограниченное число сервисов Интернет. Веб-сайтам того времени были присущи следующие основные черты:
- статичное содержимое веб-страниц, контент создавался и поддерживался разработчиками веб-сайта;
- фреймовая и/или табличная верстка;
- низкое качество разметки (зачастую контент был представлен в виде обычного текста, заимствованного из конференций Usenet и подобных источников, и заключенного в тег

);
- широкое использование нестандартных тегов, поддерживаемых только конкретным браузером;
- использование физических или внедренных стилей, редко встраиваемых и, тем более, связанных таблиц стилей;
- указание информации о рекомендованной версии браузера и разрешении монитора, при которых дизайн сайта отображается корректно;
- гостевые книги, форумы или чаты - как инструменты обратной связи и придания интерактивности;
- использование графических и текстовых информеров (погода, курс доллара и т.п.) для агрегирования информации.

В первом десятилетии сети Интерент, или Web 1.0, была разработана сама основа Интернет, которая позволила дать доступ к огромным объемам информации широкому кругу пользователей сети.

Условное окончание эпохи «Web 1.0» датируется 2001 годом, когда произошел обвал акций интернет-компаний. Собственно, существовавшие сайты никуда не делись, но вот вновь создаваемые сайты все больше и больше отличались от типичных «веб-один-нольных».

Web 2.0
Web 2.0 - совокупность веб-технологий, ориентированная на активное участие пользователей в создании контента веб-сайтов.
Появление названия Web 2.0 принято связывать со статьей Тима О’Рейли «What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года . В этой статье Тим О’Рейли увязал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0, в противовес «старому» Web 1.0. Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Web 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления.

Первым, кто употребил словосочетание Web 2.0, стало издательство O’Reilly Media, специализирующееся на информационных технологиях. Произошло это в 2004 году. Немного позже глава издательства Тимоти О’Рейли сформулировал часть принципов Web 2.0. За прошедшее время сфера Web 2.0 расширилась, вытесняя традиционные web-сервисы, получившие название Web 1.0.

Особенностью Web 2.0. является:
- привлечение «коллективного разума» для наполнения сайта;
- взаимодействие между сайтами с использованием веб-сервисов;
- обновление веб-страниц без перезагрузки;
- агрегирование и синдикация информации;
- объединение различных сервисов для получения нового функционала;
- дизайн с применением стилевой разметки и акцентом на юзабилити.

Основные элементы Web 2.0:
Веб-сервисы (веб-службы) - это сетевые приложения, доступные по протоколу HTTP, в качестве протоколов взаимодействия использующие основанные на XML форматы данных (RPC, SOAP или REST). В результате программное обеспечение может использовать веб-службы вместо того, чтобы самостоятельно реализовывать требуемый функционал (например, проверить введенный в форме почтовый адрес). Инструменты для работы с HTTP и XML есть в любом современном языке программирования, поэтому веб-службы являются платформонезависимыми.

AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) - подход к построению пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором веб-страница, не перезагружаясь, асинхронно загружает нужные пользователю данные. Использование Ajax стало наиболее популярно после того, как Google начала активно использовать его при создании своих сайтов, таких как Gmail и Google Maps. Часто Ajax считают синонимом Web 2.0, что совершенно не так. Web 2.0 не привязан к какой-то одной технологии или набору технологий, с тем же успехом еще в 1999 году возможность асинхронного обновления страницы уже предоставлял Flash 4.

Веб-синдикация – одновременное распространение информации в том числе аудио- и видео- на различные страницы или web-сайты, как правило, с использованием технологий RSS или Atom. Принцип заключается в распространении заголовков материалов и ссылки на них (например, последние сообщения форумов, и т. п.). Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась.

Mash-up (дословный перевод - «смешение») - сервис, который полностью или частично использует в качестве источников информации другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность для работы. В результате такой сервис может становиться также новым источником информации для других веб mash-up сервисов. Таким образом, образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом. Например, сайт транспортной фирмы может использовать карты сервиса Google Maps для отслеживания местонахождения перевозимого груза.

Метки (теги) - ключевые слова, описывающие рассматриваемый объект, либо относящие его к какой-либо категории. Это своего рода метки, которые присваиваются объекту, чтобы определить его место среди других объектов.

Социализация - использование разработок, которые позволяют создавать сообщества пользователей. В понятие социализация сайта можно также включить возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги) для пользователя, чтобы пользователь чувствовал свою уникальность. Поощрение, поддержка и доверие «коллективному разуму». При формировании сообщества большое значение имеет соревновательный элемент, Репутация или Карма, которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставить пользователям дополнительные цели присутствия на сайте.

Дизайн. Понятие Web 2.0 также отразилось и в дизайне. Предпочтительными стали округлость, имитация выпуклых поверхностей, имитация отражений на манер глянцевого пластика современных hi-end устройств (к примеру, плееры). В целом, восприятие внешнего вида на глаз кажется более приятным. Графика таких сайтов занимает больший объем, нежели при использовании аскетичного дизайна. Отчасти эта тенденция связана с совпавшим по времени выходом новых версий операционных систем использующих вышеупомянутые идеи. Однако однообразие таких сайтов явно и в последнее время считается, графический облик классического дизайна Web 2.0, устаревшим и не креативным. Особенно это отражается в современной тенденции создания информативных сайтов, где главную роль играет простота, изящество, графичность и юзабилити. В дизайне не должно быть ограничений, но Web 2.0 их прививает.

Недостатки Web 2.0
При использовании технологий Web 2.0 вы становитесь арендатором сервиса и/или дискового пространства у какой-то сторонней компании. Возникающая при этом зависимость формирует ряд недостатков новых сервисов:
- зависимость сайтов от решений сторонних компаний, зависимость качества работы сервиса от качества работы многих других компаний;
- слабая приспособленность нынешней инфраструктуры к выполнению сложных вычислительных задач в браузере;
- уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах, для злоумышленников (известны случаи хищения личных данных пользователей, массовых взломов учетных записей блогов).

Сейчас мы находимся в конце второго десятилетия в Web 2.0 были развиты различные пользовательские интерфейсы, которые позволяли пользователям уже управлять содержимым сети Интерент и связаться друг с другом.

Web 3.0
Web 3.0 - это принципиально новый подход к обработке информации, представленной во Всемирной паутине. Web 3.0 в первую очередь подразумевает под собой иной подход к обработке информации сообществом пользователей. Также термином Web 3.0 часто называют концепцию семантической паутины (Semantic Web). Семантическая паутина (Semantic Web) – «часть глобальной концепции развития сети Интернет, целью которой является реализация возможности машинной обработки информации, доступной во Всемирной паутине. Основной акцент концепции делается на работе с метаданными, однозначно характеризующими свойства и содержание ресурсов Всемирной паутины, вместо используемого в настоящее время текстового анализа документов» (Википедия). То есть - это некая сеть над Сетью, содержащая метаданные о ресурсах Всемирной паутины и существующая параллельно с ними.

Альтернативная теория Web 3.0
Web 3.0 - концепция развития интернет-технологий, сформулированная руководителем Netscape.com Джейсоном Калаканисом (англ. Jason Calacanis) в продолжение концепции Web 2.0 Тима О’Рейли. Её суть в том, что Web 2.0 является только технологической платформой, а Web 3.0 позволит на её основе силами профессионалов создать высококачественный контент и сервисы.
Определение было опубликовано в личном блоге Калаканиса 10 марта 2007 года. Калаканис отметил, что Web 2.0 позволяет быстро и практически бесплатно использовать значительное количество мощных интернет-сервисов с высокими потребительскими качествами, выбор среди которых может производиться путём подбора интересующих пользователя данных (поведенческие факторы).

От Web 1.0 к Web 3.0 - три десятилетия. Приведем следующие изображения для объяснения различий между Web 2.0 и Web 3.0 иначе известного как семантического веба. Но, прежде чем сравнивать Web 2.0 и Web 3.0, полезно сравнить Web 1.0 с Web 2.0:

Низкая (HTML-страница) Средняя (XML-тег) Высокая (объекты RDF) Представляемые услуги Поиск (возможность искать информацию, результаты поиска не точны) Сообщества (блоги в социальных сетях) Поиск (способ находить информацию, результаты поиска точны и различны у разных пользователей из-за предпочтений) Фактор участия пользователя низкий средний высокий Фактор удовлетворенности пользователя от использования сайта низкий средний высокий Фактор ссылаемости на данные (обращения по ссылкам) низкий (документы) средний (документы) высокий (документы и их отдельные части) Фактор субъективности высокий средний (возможность выбора партнеров (friend lists) или установления ограничений на доступ к данным в блогах) низкий (каждый может обратиться к ресурсу через URI) Уровень трансклюзивности содержимого низкий средний ("смешивание" данных, управляемое кодом приложения) высокий ("смешивание" данных, управляемое данными) Уровень соответствия видимого предпочитаемому (What You See Is What You Prefer (WYSIWYP)) низкий средний высокий (настраиваемое описание представления ресурсов, поиск с использованием таргетации) Доступность данных (открытый доступ к данным) низкая средняя (доступ через бункеры данных - серверные приложения) высокая (прямой доступ) Средства идентификации пользователей слабые средние (OpenID) сильные (FOAF+SSL) Модель развертывания системы Централизованная Централизованная, с делегированием части полномочий пользователем (регистрация нового пользователя автоматически приводит к созданию среды для него) Распределенная, с выделенными централизованными функциями Модель данных Логическая (иерархическая, на основе DOM) Логическая (иерархическая, на основе XML) Концептуальная (графы RDF) Пользовательский интерфейс Динамически генерируемый (server-side) статичный интерфейс (client-side) Динамически генерируемый (server-side), с возможностью частичного изменения на стороне клиента (XSLT, XQuery/XPath) Полностью динамический интерфейс, представляемый возможностью самоописания RDF Возможности запросов данных Полнотекстовый поиск Полнотекстовый поиск Полнотекстовый поиск + поиск в графовых структурах с помощью SPARQL (Structured Graph Pattern Query Language) Web как средство массовой информации Представляет мнение автора/издателя Отражает мнение социальной группы, состоящей из равноправных авторов и комментаторов Представляет мнение социальной группы, подкрепленное экспертными оценками. Важна популярность информации

Перспективы развития

Предугадать развитие такого сложного и масштабного явления, как Интернет, очень трудно. Одно можно сказать с уверенностью: сетевые технологии будут играть огромную роль в жизни информационного общества.

В настоящее время Интернет развивается экспоненциально: каждые полтора-два года его основные количественные показатели удваиваются. Это относится к числу пользователей, числу подключенных компьютеров, объему информации и трафика, количеству информационных ресурсов.

Интернет бурно развивается и качественно. Границы его применения в жизни человечества постоянно расширяются, появляются совершенно новые виды сетевого сервиса и использование телекоммуникационных технологий даже в бытовой технике.

Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной. Растут требования к оперативности и надежности информационных услуг, появляются новые их виды. Уже сейчас ученые разрабатывают принципиально новые формы глобальных информационных сетей. В недалеком будущем многие процессы сетевого проектирования, администрирования и обслуживания будут полностью автоматизированы.

Ссылки

Во времена Web 1.0 создание сайтов осуществлялось только их хозяевами. Сайты не позволяли изменять свое содержимое, из способов взаимодействия с пользователем присутствовали только электронная почта и гостевая книга, обеспечивающая довольно скудные возможности для общения.