Малоподвижные игры для старшей группы детского сада. Малоподвижные игры для детей младшей и средней группы детского сада в фгос

Малоподвижные игры для старшей группы детского сада. Малоподвижные игры для детей младшей и средней группы детского сада в фгос

Фанты

Во многих играх с «проштрафившихся» игроков берут «фанты»: заколку, носовой платочек, сережку, шнурок, - то есть любую принадлежащую ему мелкую вещь.

Водящий отворачивается. Один из участников поднимает чью- либо вещь и спрашивает, что делать этому фанту. Водящий, не глядя на предмет, отвечает: «Этому фанту прокукарекать петушком». Или: «Этому поскакать козликом». «Этому пролезать под стулом». «Этому прочитать стихотворение». «Этому - поздравить именинницу» и тому подобное. Задания должны быть достаточно корректными и не слишком сложными.

Иногда задания в виде свернутых записочек кладут в коробочку, вазочку или мешочек. Каждый участник по очереди вытаскивает бумажку и читает вслух, что на ней написано. Задание необходимо выполнить. Только тогда предмет («фант») возвращается хозяину.

Колдунчики

Водящий держит руку ладонью вниз на уровне груди. Остальные участники подставляют под ладонь, как под крышу, указательные пальцы. Пальцы игроков должны касаться ладони водящего.

Водящий произносит: «Колдуй, баба, колдуй, дед, заколдованный билет!» и резко захлопывает ладонь. Остальные игроки в этот момент отдергивают руки, чтобы их пальцы не попали в «ловушку». Водящий следит, чтобы никто из игроков не убирал палец раньше, чем он закончит говорить. Тот, кто попался, становится новым водящим.

Если водящему удается ухватить пальцы сразу нескольких игроков, можно назначить им «фанты», как в следующей игре.

Ладошки

Дети стоят в кругу, водящий в центре круга. Звучит любая танцевальная музыка, соответствующая возрасту (на диске, мобильном телефоне или в «живом» инструментальном сопровождении). Дети приплясывают, активно работая руками. Движения произвольные, в темпе и характере музыки. Водящий ритмично хлопает в ладоши.

Танцевальная музыка меняется. Темп ускоряется. Дети протягивают руки вперед вверх ладонями, как бы предлагая водящему хлопнуть по ним. Но, как только он собирается это сделать, быстро прячут руки за спину. Ведущий активно старается осалить кого-либо из игроков, внезапно поворачивается, ударяет то левой, то правой рукой (или обеими вместе).

Если водящему удалось дотронуться до чьих-то ладоней, он становится игроком и встает в круг с остальными, а осаленный водит.

Когда игроков много и круг большой, можно выбрать двоих (троих) водящих. А на детских праздниках водящими могут быть персонажи, пришедшие в гости, например, Буратино и Мальвина; Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка; Чип и Дейл.

Тогда осаленные могут просто выходить за круг, а оставшиеся продолжать игру. Кто продержится в кругу дольше остальных, тот и победил.

Иногда нет возможности сопровождать игру музыкой. Тогда первую часть игры проведите под следующий текст, который рекомендуется читать в стиле рэп:

Мы покажем руки наши,

Кто как может, так и пляшет.

Мы сейчас танцуем вместе,

Чьи движенья интересней?

Зажигают Оля с Машей,

Макс, Сережа и Наташа.

Не стесняйся и давай,

От друзей не отставай!

Перед сменой музыки выкрикивают:

Быть внимательней пора,

Начинается игра!

(М. Грузова)

После чего и начинается «пятнание» ладоней.

Игра с мячом

Сначала выбирают ведущего игрока. Затем пять-восемь детей встают в маленький кругу, протянув вперед руки так, чтобы ладони всех участников были друг к другу как можно ближе. На руки любого игрока кладут мячик. Дети начинают перекатывать мяч по рукам. Наклоняя ладони, добиваются того, чтобы мяч катался по кругу, не останавливаясь и не падая. Можно приговаривать:

Мяч в ладонях очутился,

По ладоням в путь пустился.

Ты катись, не упади,

В мои руки попади!

(М. Грузова)

Потом, считая вслух: «Раз, два, три», игроки трижды все вместе слегка подбрасывают мяч. На четвертый раз выкрикивают: «Лети!» и подбрасывают мячик как можно выше. Ведущий игрок быстро выкрикивает: «Таня (Оля, Дима), лови!» Все отскакивают назад, а названный игрок ловит падающий вниз мячик. Если поймал, он становится ведущим игроком. Если не поймал - выбывает из игры.

Равновесие

В этой игре может участвовать и один ребенок, и целая компания. Ребенок встает на одну ногу, руки разводит в стороны. Взрослый в спокойном темпе произносит слова:

Трудно, трудно так стоять,

Равновесие держать.

И не падать, не качаться,

Друг за друга не держаться!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть...

Если детей много, побеждает тот, который последним встал на обе ноги, то есть дольше удерживал равновесие.

Если ребенок один, взрослый сравнивает результативность его попыток. В прошлый раз сын простоял, пока папа считал до двенадцати, а в этот раз устоял до двадцати. Для более точного определения времени «личных рекордов» используйте часы или секундомер.

Катилось яблоко

В эту игру можно играть сидя большой компанией за большим столом. Все дети ритмично произносят слова считалки и на ударные слоги передают яблоко друг другу:

Катилось яблоко

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

У кого на последнее слово яблоко оказалось в руках, тот выходит из-за стола. Остальные продолжают игру. Последний оставшийся за столом и получает яблоко в качестве приза.

Игру можно провести интереснее, если вместо считалки включить музыку. Взрослый выключает ее каждый раз внезапно, не глядя, у кого из детей в данный момент находится яблоко. Дети, зная, что музыка может остановиться в любое время, пытаются как можно быстрее избавиться от яблока. Не брать яблоко у соседа, пока звучит музыка, нельзя!

Не урони!

Для этой игры нужно приготовить легкие предметы (воздушные шарики, перышко, пушинку или маленькую снежинку, вырезанную из салфетки).

Играющие делятся на команды от трех до семи участников (желательно одинаковое количество) в каждой. Команды расходятся в разные углы комнаты.

Каждой группе выдают по одному одинаковому легкому предмету. По сигналу их одновременно подбрасывают вверх. Игроки убирают руки за спину и пытаются не дать предмету упасть на пол. Шарик подбрасывают головами, плечами, ногами, но не руками! На пушинку или снежинку лучше дуть, стараясь, чтобы она подлетала вверх снова и снова.

Справиться с заданием не так легко. Для этого дети в группе должны действовать слаженно! Победит та команда, чей предмет дольше будет находиться в воздухе и не упадет на пол.

Перстенёк

Дети встают в кружок очень близко друг к другу. Руки у всех за спиной. Один из детей держит перстенёк. В центре кружка стоит водящий. Он говорит:

Ходит перстень вкруговую,

Из одной руки в другую.

Вот прогулки вышел срок —

У кого наш перстенёк?

Участники игры в это время незаметно передают друг другу перстень сзади по рукам. Затем водящий, выкрикивая «Руки! Руки!», поворачивается то к одному, то к другому игроку. Любой, к кому он обратился, должен немедленно протянуть и показать ему руки. Тот, у кого в руках окажется перстенёк, становится следующим водящим.

Перстень продолжают передавать друг другу и тогда, когда водящий ищет его и требует показать руки. Каждый пытается быстрее избавиться от перстенька, но не принять его, если тебе его дают, или бросить на землю категорически запрещается. За это удаляют из игры.

Догадайся, кто?

Водящий отворачивается от остальных участников, которые встают полукругом за его спиной. Он заводит руку за спину, подставляя игрокам ладонь. Один из них шлепает его по ладони. Водящий тут же поворачивается, пытаясь угадать, кто именно это сделал. Но все игроки поднимают вверх большой палец и делают вид, что они ни при чем. Водящий опускает большой палец на кулачок, закрывает его тому, кого он подозревает. Если верно угадал «обидчика», тот становится водящим. Если нет - игра повторяется сначала.

Можно поиграть по-другому. Несколько человек садятся на лавочку или стулья, а водящий выходит из помещения. Кто-то из детей прячет у себя небольшой предмет (брелок, ключ, носовой платочек, сладости - что именно, все участники, включая водящего, договариваются заранее).

Водящий входит и пытается угадать, у кого именно спрятан этот предмет. Остальные участники стараются никак этого не выдать, сохраняя безразличное выражение лиц.

Для правильного ответа дается максимум три попытки. Если водящий угадывает, он становится одним из игроков, а тот, у кого нашли предмет, - водящим. Если же не угадывает, то выбывает из игры, а нового водящего выбирают считалкой.

Поставь по-старому

Дети встают в ряд в произвольном порядке. Водящий встает напротив, лицом к игрокам. Ему дают несколько секунд (можно не спеша посчитать до десяти), чтобы он запомнил, кто и где стоит.

Затем водящий отворачивается, а игроки в это время быстро меняются местами друг с другом. Водящий поворачивается и говорит, кому и куда следует встать, чтобы получилось первоначальное построение. Если ему удается поставить всех правильно, он получает приз и право назначить следующего водящего. А сам водящий становится игроком.

Если первая попытка оказывается неудачной, игру повторяют сначала, давая водящему возможность реабилитироваться. Если и во второй раз он не справляется с заданием, его удаляют из игры.

Играть в эту игру может и один участник. В этом случае перед ним на столе выкладывают несколько разных предметов, например игрушек. Ребенок запоминает, где какая лежит. Отворачивается, взрослый меняет игрушки местами, а водящий затем раскладывает их как прежде. Потом взрослый и ребенок меняются ролями.

Существует другой вариант игры на развитие внимания для более взрослых детей. Он называется

Молчанки

Если дети расшалятся и трудно их угомонить, взрослый может предложить им поиграть в «молчанку». После произнесения текста игрокам следует замереть, плотно закрыв рот. Тексты могут быть такими:

Чок-чок, зубы на крючок!

Кто слово скажет, тому щелчок!

Шел Молчан,

Голова - кочан.

Кто не молчал,

Тех за уши драл!

Кони, кони, кони, кони,

Мы сидели на балконе.

Чай пили, в ложки били,

По-турецки говорили:

«Чаби-чаляби, чаляби-чаби-чаби!»

Мы набрали в рот воды,

И услышали: «Замри!

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб!»

В чашках орешки, медок, сахарок,

Сели, поели. Молчок!

Теперь водящий пытается разными способами рассмешить детей, а они стараются удержаться от смеха (трогать игроков руками нельзя). Кто первый рассмеётся, тот становится водящим.

«Да» и «нет» не говорите

Очень популярная игра наших бабушек и прабабушек. Дает возможность занять детей, не поднимая их с места. Требует от игроков находчивости и достаточного словарного запаса.

Водящий сообщает присутствующим: «Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите. Черно, бело не берите. "Да" и "нет" не говорите». Это, собственно, и есть правила игры. Водящий будет спрашивать у каждого участника, поедет ли он на бал, какое платье наденет, черное или белое, что себе купит на эти деньги и тому подобное. Игроки должны отвечать, не употребляя слов «черный», «белый», «да» и «нет».

Водящий всячески провоцирует на ответы, в которых должны быть эти слова. Например, он говорит: «Купи себе хлеба. Ты какой больше любишь, черный или белый?» Правильный ответ: «Сдобный, свежий, сегодняшний, мягкий» и прочее. Водящий: «А соли к хлебу купишь?» Отвечать нужно не «да!», а «куплю». Водящий: «А какого цвета соль? А меня угостишь?» и т. д.

Если водящему удалось кого-то «поймать на слове», тот становится водящим вместо него. Если какой-либо игрок достаточно внимателен и после нескольких вопросов ни разу не попался в «ловушки», водящий переходит к следующему участнику и ведет диалог с ним.

Водящий может задавать вопросы и вразнобой, меняя собеседников, когда ему этого захочется.

Что изменилось?

Играют небольшой компанией. Выбирают водящего, и он выходит или отворачивается к стене, закрывая лицо ладонями.

Дети, не более шести человек, встают так, как им хочется. Они могут выстроить скульптурную композицию, изобразить иллюстрацию к известному литературному произведению или сказке и так далее.

Входит или поворачивается водящий и в течение минуты старается запомнить всю картинку по возможности в деталях. Водящий снова выходит.

Дети стараются быстро и незаметно что-то изменить. Кто-то меняется головными уборами, кто-то поднимает другую руку или наклоняется в другую сторону и так далее. Изменений должно быть не очень много (4-5), и они не должны бросаться в глаза.

Ведущий снова входит и старается перечислить все обнаруженные изменения.

Нарисуй отгадки

Вы загадываете детям загадку, но отгадку они не произносят вслух, а рисуют на листе бумаги. Если детей двое-трое, рассадите их подальше друг от друга, чтобы они не заглядывали друг другу в рисунки-ответы. Загадки должны соответствовать уровню развития вашего ребенка (присутствующих детей). Если один из детей младше, шепните ответ ему на ушко и пускай тоже рисует отгадки.

На рисование каждого ответа отводится определенное время, например 3-5 минут. После этого проверяется правильность ответа и оценивается (лояльно!) качество рисунка. За лучшие ответы можно вручить приз, который победитель выберет сам из нескольких предложенных. Остальным достаются утешительные призы.

По окончании игры можно устроить выставку детских рисунков.

Примерные загадки, на которые несложно нарисовать ответ:

Золотой колобок по небу катается (Солнце);

Белые реснички, желтый глазок (Ромашка);

Белая вата плывет по небу куда-то (Облака);

У нашей Тани (нашего Вани) зима в стакане (Мороженое);

С неба звездочка упала, а в руке водичкой стала (Снежинка);

Не швея она, не ежик, но иголок много тоже (Елка).

Эта игра надолго займет детей и сохранит тишину.

Картотека малоподвижных игр для старших дошкольников.

Подвижная игра «Мышеловка»
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая часть детей образует замкнутый круг-«мышеловку». Остальные дети стоят за кругом - «мыши». Дети идут по кругу со словами:
Как нам мыши надоели,
Развилось их просто страсть.
(дети-мыши бегают вне круга)
Все погрызли, все поели,
Вот поймаем их сейчас!
(дети останавливаются, поднимая руки вверх) .
Дети-«мыши» вбегают с одной стороны круга и выбегают с другой или рядом. По команде инструктора: «Хлоп! » дети-«мышеловка» садятся на корточки, быстро опуская руки. Оставшиеся в кругу дети-«мыши» в кругу считаются пойманными. Игра продолжается, дети меняются местами.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»
С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Подвижная игра «Ловишки»
С помощью считалочки выбирается водящий, который стоит в центре круга. Все остальные игроки стоят по большому кругу, за спиной у каждого игрока вешается атласная лента. Дети идут по кругу со словами:
Мы веселые ребята, любим прыгать и играть.
Ну, попробуй нас догнать! (и бегают по всей площадке) .
Водящий бегает за детьми, стараясь выдернуть ленту. Тем, кто в конце игры остался без ленты, считается проигравшим. В конце подсчитываются ленточки проигравших детей. Отмечается водящий, который собрал больше всего лент. Игра повторяется 2-3 раза с другими водящими.
Малоподвижная игра «Найди и промолчи»
Начинает игру инструктор по физкультуре. Он показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем сесть на корточки в конце площадки лицом к стене, а сам быстро прячет игрушку и предупреждает детей о том, что тот, кто первым найдет игрушку, не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде инструктора: «Ищем. "» дети встают, спокойно ходят и ищут. Кто нашел первым - подходит к инструктору и говорит так, чтобы остальные не услышали. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей - найдут игрушку. Отмечается самый внимательный и находчивый игрок, который первым нашел игрушку. Он и прячет ее следующим. Игра повторяется 2 раза.
Подвижная игра «Сделай фигуру»
По сигналу инструктора по физкультуре играющие принимают фигуру или позу какого-нибудь сказочного героя, животного, насекомого и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.
Подвижная игра «Удочка»
Игроки стоят по кругу, в центре - инструктор по физкультуре. Он держит веревку с привязанным к ней мешочком с песком. По команде инструктора: «Начали! » он начинает вращать веревкой по кругу над полом. Игроки по мере приближения веревки перепрыгивают через нее двумя ногами вместе, прыгают высоко, чтобы веревка не задела их ног. Описав 3-4 круга, инструктор останавливается и подсчитывает количество задевших за мешок игроков. Игра продолжается 2-3 раза.


Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например:

Дети поднимают руки вверх.

Дети поднимают руки вверх.

Дети поднимают руки вверх.



Подвижная игра «Быстро возьми»
Инструктор по физкультуре раскладывает по всей площадки кубики, мячи, мешочки с песком, маленькие резиновые игрушки, шишки, которых должно быть на 1-2 меньше, чем количество играющих детей. Под музыку дети бегают вокруг, между предметами. Как только музыка прекращается, дети берут по одному предмету и поднимают его над головой. Тот, кто не успел поднять какой-нибудь предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

Малоподвижная игра «Затейники»
С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так.
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником. Игра повторяется 2-3 раза.
Подвижная игра: «Перелет птиц»
На одном конце зала находятся дети - они «птицы». На другом конце зала - гимнастические скамейки, кубы и т. п. - это «деревья». По команде инструктора: «Птицы улетают! » дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу. По команде инструктора: «Буря! » бегут к возвышенностями и прячутся там. Когда инструктор скажет: «Буря прекратилась! », дети спускаются, («птицы» продолжают свои «полет»). Во время игры инструктор в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске. Игра продолжается 2-3 раза.

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор по физкультуре, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.
Подвижная игра: «Не попадись»
Из играющих с помощью считалочки выбирается 2-3 водящих, они становятся в центр круга. Остальные дети стоят по кругу и по сигналу инструктора начинают двумя ногами прыгать в него и из него по мере приближения водящих. Отмечается самый быстрый водящий, который поймал больше всех играющих, и ловкий играющий, которого ни разу не поймали. Игра повторяется с переменой водящих 2 раза.

Малоподвижная игра «Сделай фигуру»
По сигналу инструктора по физкультуре играющие ходят под спокойную музыку. Инструктор говорит, чтобы дети приняли фигуру какого-нибудь сказочного героя или животного и т. п. Музыка прекращается, инструктор отмечает самую интересную фигуру. Игра повторяется 3-4 раза.
Подвижная игра «Не оставайся на полу»
С помощью считалочки выбирается водящий, который бегает с детьми по всему залу. Как только инструктор говорит: «Лови! », все убегают от водящего и по мере его приближения взбираются на какую-нибудь возвышенность (скамейку, кубы, лестницу, стул, а водящий старается поймать бегающих. Те, до кого он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитываются пойманные игроки. Игра продолжается с новым водящим. Отмечается водящий, который поймал больше всех играющих.
Малоподвижная игра «У кого мяч? »
С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно, плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор по физкультуре, в руке у него маленький мяч, идя по кругу, он отдает мяч в руку одному из игроков, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.

Подвижная игра «Гуси-лебеди»
На одной стороне зала обозначается дом, в котором находятся «гуси». На противоположной стороне зала стоит «пастух». С боку площадки находится логово «волка». Все остальное место - луг. С помощью считалочки выбираются «волк» и «пастух», остальные дети -«гуси». «Пастух» выгоняет «гусей» на «луг», погулять я побегать.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси (хором) : Га - га - га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси (хором) : Да, да, да!
Пастух: Так летите же сюда!
Гуси (хором) : Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.
«Гуси» бегут домой через логово «волка», а «волк» выбегает из логова и старается поймать «гусей». Отмечаются «гуси», которые убежали от «волка» и благополучно вернулись домой. Игра продолжается с другим «пастухом» и «волком».
Малоподвижная игра «Летает, не летает»
Дети стоят по кругу или в шеренге, инструктор по физкультуре стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назвал летающий предмет, например:
Инструктор по физкультуре: Парашютист (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Самолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Вертолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Инструктор по физкультуре: Дом (поднимает руки вверх) .
Дети не поднимают руки вверх и т. д.
В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.
Подвижная игра «Пожарные на учении»
Дети строятся в две колонны у стартовой линии на расстоянии 4-5 м от гимнастической лестницы. На гимнастической лестнице вверху подвешен колокольчик. По команде инструктора: «Марш! » первые дети бегут, взбираются на лестницу, звонят в колокольчик, спускаются, бегут обратно, передавая эстафету хлопком по плечу следующему «пожарнику». Побеждает та команда «пожарников», которая быстрее справится с заданием.
Упражнения на восстановление дыхания
1. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз - руки медленно поднять вверх со словами: «Тик», одновременно делая вдох через рот, на два - выдох, опуская руки вниз говоря: «Так» (8-10 раз) .
2. Ил. то же, руки у груди согнутые в локтях на уровне плеч. На раз - руки разгибаем в стороны, делая вдох через нос, на два - медленный выдох через рот, руки в
и. п. (8-10 раз) .
3. И. п, стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На раз - голову влево, вдох носом, в и. п., выдох через нос, на два -- поворот головы вправо вдох носом, голову в и. п., выдох через нос (вдох-выдох делаем только через нос и быстро) (3 раза) .
Подвижная игра «Ловишки»
С помощью считалки выбирается водящий, который стоит на середине площадки. Остальные играющие стоят на площадке за чертой. После слов инструктора: «Раз! Два! Три! Беги! » дети перебегают на противоположную сторону площадки за черту, а водящий ловит детей, прежде чем они перебегут площадку и встанут за черту. Отмечаются самые быстрые дети и ловкий водящий. Игра повторяется с новым водящим 2-3 раза.
Малоподвижная игра «Съедобное - несъедобное»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор по физкультуре с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя съедобное-несъедобное, например:
Инструктор по физкультуре: Макароны с мясом. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Торт. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Мороженое. Ребенок ловит мяч и бросает обратно. Инструктор по физкультуре: Дом. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Телевизор. Ребенок не ловит мяч. Инструктор по физкультуре: Машина. Ребенок не ловит мяч и т. д. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Подвижная игра «Третий лишний»
Дети делятся на пары, вставая в затылок друг за другом, образуя при этом большой круг. Двое водящих остаются вне круга, и по команде инструктора: «Беги! » один догоняет другого, бегая по кругу за всеми стоящими парами. При этом убегающий может в любое время встать вперед, какой-нибудь пары, а третий в этой паре убегает от ловящего. Если догоняющий поймает убегающего, то они меняются ролями.
Малоподвижная игра «Вершки, корешки»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например:
Инструктор по физкультуре: Баклажаны.
Ребенок; Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Редька.


Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .



Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Клубника.
Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Чеснок.
Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .

Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) и т. д.

Подвижная игра «Мороз - Красный нос»
С помощью считалочки выбирается водящий - «мороз», который стоит в центре площадки, а сбоку - его дом. Остальные игроки стоят на одной стороне площадки чертой.
Мороз: Я Мороз - Красный нос, Кто из вас решится В путь-дороженьку пустится.
Дети (хором) : Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!
После слов дети должны перебежать на противоположную сторону площадки за черту» куда «мороз» не имеет право перебегать. Расстояние от стартовой линии до финиша - 3-4 м. Кого «мороз» поймал во время перебежки -ведет в свой дом. Отмечаются те «морозы», которые за одну перебежку поймали большее количество игроков. Игра повторяется с другим «морозом».
Малоподвижная игра «Овощи и фрукты»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт, например:
Инструктор по физкультуре: Морковь.

Инструктор по физкультуре: Капуста.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Апельсин.

Инструктор по физкультуре: Виноград.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Ананас.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Огурцы.
Ребенок: Овощи (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Картофель.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Инструктор по физкультуре: Груша.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
С помощью считалочки выбирается «охотник», остальные дети - «зайцы». На одной стороне зала - дом «охотника», на другой - дом «зайцев». Под начало музыки выходит «охотник» и ищет следы «зайцев», затем возвращается к себе. «Зайцы» выскакивают из своего дома и прыгают по всей площадке-поляне на двух ногах в разных исправлениях. По команде инструктора: «Охотник! » «зайцы» убегают к себе в дом, а «охотник» бросает маленькие мячи в «зайцев», как будто стреляет из ружья. Тот, в кого «охотник» попал мячом, считается убитым и уходит в дом «охотника».
Игра повторяется с новым «охотником». Отмечается самый меткий «охотник», с большинством убитых «зайцев».
Малоподвижная игра «Считалочка»
Дети к подготовительной группе знают много считало-чек. Все играющие стоят по кругу, один из ребят - водящий, который стоит за кругом, начинает произносить считалку, указывая - по очереди на каждого игрока. На ком считалочка закончилась, тот и становится следующим водящим. Отмечается тот из детей, который правильно делит слова на слоги, у кого хорошая память и кто рассказал много считалок. Также отмечается самая смешная и интересная считалка.
Ахи-ахи-ахи-ох,
Бабка сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся - ты пустой!
Бежит зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи - тебе искать!
Ходит цапля по болоту,
Не найдет себе работу.
На пенечек она села,
Пять лягушек сразу съела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи - тебе искать!
Захотел наш Том поесть,
В холодильник он полез.
В холодильнике сметана,
Мясо, рыба, баклажаны,
Огурцы и виноград.
Кабачки и лимонад.
Коли хочешь есть и ты,
Так скорее выходи!
Джерри весело живет,
Джерри песенки поет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ну-ка, Джерри, спой опять!

Подвижная игра «Колдун»
С помощью считалочки выбирается «колдун», который встает в центр круга, построенный остальными игроками. Игроки идут по кругу со словами:
Мы веселые ребята,
Любим прыгать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Все дети разбегаются. Тот, до кого «колдун» дотронулся, считается заколдованным. Ребенок, которого заколдовали,
встает на месте, ноги на ширине плеч. Другие дети могут его расколдовать, если проползут на четвереньках между ног заколдованного. Заколдованные дети не имеют право вставать близко к стене. Игра продолжается со сменой «колдуна» 3 раза. Отмечаются те дети, которые убегали от «колдуна», и те, которые заколдовали больше всех детей.

Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит»
Выбирается один водящий, который стоит в обруче, лежащем на полу в центре площадки. По команде инструктора: «Начали! » дети бегают, прыгают, ходят. Водящий бросает мяч вверх, громко говоря чье-нибудь имя, например Вася, и убегает. Вася бежит, ловит мяч, встает в обруч, также называет имя. Бросает мяч, убегает и т. д.
Подвижная игра «Мышки и домики»
С помощью считалочки выбирается водящий. Остальные дети встают в кольца или начерченные на полу круги и занимают в них места - «мышки в домиках». Водящий подходит к какому-нибудь домику и говорит: «Мышка, мышка, продай домик! » Та отказывается. Тогда водящий идет
к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшая продать дом, вызывает кого-нибудь из игроков и меняется с ним местом. Водящий стремится занять место одного из перебегающих. Если это ему удается, то оставшийся без места становится водящим. Бели не удается, то он ходит от домика к домику с просьбой продать дом. Если водящий скажет: «Кошка идет! », то все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо домик.

Малоподвижная игра «Угадай на ощупь»
С помощью считалочки выбирается водящий, он становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети стоят по кругу. Инструктор медленно поворачивает водящего, который подходит к игроку и на ощупь определяет, кто это. Отмечают самого внимательного водящего. Игра продолжается с другим водящим 3-4 раза.
Подвижная игра «Совушка»
С помощью считалочки выбирается «совушка». Она сидит в одной стороне зала: там ее гнездо остальные, играющие птичек, кузнечиков, бабочек, жуков, комаров и мух, размещаются по всему залу. Через некоторое время инструктор говорит: «Ночь! ». Играющие замирают в той позе, в которой их застала ночь. В ночь вылетает «совушка» и бегает между «птичками», «бабочками», «кузнечиками», «мухами» и «комарами», наблюдает за ними. Если она заметила, что кто-то пошевелился, то она уводит его в свое гнездо. Инструктор говорит: «День! ». Все оживает, и опять «насекомые» кружатся, летают, ползают. Игра повторяется 2-3 раза.
Малоподвижная игра «Четыре стихии»
Игроки встают в круг. Инструктор по физкультуре объясняет, что есть 4 стихии: вода, воздух, земля, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле -люди, животные, насекомые и т. д., а в огне никто не живет.
Если водящий бросает мяч и говорит: «Вода», «Земля» или «Воздух», то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: «Огонь! », то мяч ловить нельзя.
За неправильный ответ или пойманный мяч на слово «огонь» игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.

Подвижная игра «Караси и щука»
На противоположных сторонах игровой площадки отмечают линиями дома «карасей». Считалкой выбирается водящий - «щука». Все остальные дети - «караси». «Караси» делятся на две команды и расходятся в свои дома, а «щука» становится по середине площадки. По сигналу инструктора все «караси» бегут (переплывают) на противоположную сторону. «Щука» ловит перебегающих. Тот, кого поймали, становится в сторону. После 2-3 перебежек, когда пойманных «карасей» будет 5-6, они образуют сеть: становятся в одну линию посередине площадки и держат друг Друга за руки. Теперь по сигналу инструктора «караси» пробегают на другую сторону через сеть (под руками, а «щука» стоит сзади сети и ловит выбегающих из нее. Пойманные «караси» также присоединяются к сети. Игра кончается, когда все «караси» будут переловлены. Тогда выбирается новый водящий или «щукой» становится последний пойманный «карась». Инструктор может после 2-3 перебежек назначить «щукой» кого-либо из детей.
Малоподвижная игра «Время года, месяцы и дни недели»
Дети стоят по большому кругу. Инструктор по фаз-культуре дает, например, Оле большой мяч и предлагает ей назвать месяцы лета. Оля берет мяч, выходит в центр круга, отбивает его о пол двумя руками и называет: июнь, июль, август и передает мяч, кому хочет, например Андрею. Ему инструктор предлагает назвать дни недели. Юре - 4 времени года, Алине месяцы весны, Кате - сколько дней в неделе, Павлику - какое сейчас время года и т, д. Неправильно ответившие на вопрос или долго думающие выбывают из игры. Побеждает тот, кто остался последним.
Подвижная игра «Шандер-мандер»
Все играющие встают по большому кругу. С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга с большим мячом в руках. Водящий отбивает си» о пол двумя или одной рукой и говорит:
Шандер-мандер липпопандер (дети бегают, а по окончании слов останавливаются) .
Кручу, верчу, кого хочу, Это будет. (имя играющего)
Водящий громко говорит, сколько шагов до того, кого он назвал, например до Саши. До него 3 гигантских шага (большие, широкие шаги, 5 обыкновенных, 7 муравьиных (семенящие шаги) и 2 заячьих (прыжки на двух ногах). Водящий выполняет эти шаги и доходит до Саши. Бросает ему мяч, Саша ловит и начинает игру заново. Если Саша не ловит, то водящим остается тот же ребенок. Можно назвать 2 или 3 вида ходьбы, можно все 4.
Малоподвижная игра «Что изменилось? »
Инструктор по физкультуре ставит перед детьми небольшие резиновые игрушки, предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза! » дети закрывают глаза, а инструктор быстро меняет игрушки местами или убирает одну. По команде: «Открыли глаза! » дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2-3 раза.
Подвижная игра «Защита укрепления»
Дети становятся по кругу. С помощью считалочки выбирается защитник, который защищает кеглю, стоящую в маленьком нарисованном кругу в центре большого. Игроки стараются сбить кеглю мячом. Мяч можно перебрасывать, но из общего круга бросающему выходить и менять место нельзя. Тот, кому удается сбить кеглю, становится на место защитника.
Малоподвижная игра «Ручеек»
Дети становятся парами, взявшись за руки, встают друг с другом и образуют длинный «коридор», руки поднимают вверх. Один ребенок, оставшийся без пары, начинает движение ручейка. Он проходит в ручеек с конца «коридора»
и идет в начало ручейка, беря за руку товарища из тобой пары, кого хочет. Оставшийся без пары ребенок | в стороне от ручейка в конец «коридора», затем заходит в ручеек, беря за руку, кого хочет, и т. д. Таким образом, ручеек медленно протекает, двигаясь вперед.
Подвижная игра «Скакуны и бегуны»
Очерчивается площадка для игры 3x3 или 5x5 м. Дети делятся на две команды: скакунов и бегунов. На одной стороне площадки - дом скакунов. Бегуны разбегаются по игровой площадке в пределах ее границ. Скакуны посылают одного из своей команды в поле (на площадку). Скакун ловит бегунов, прыгая на одной ноге. Инструктор по физкультуре зовет скакуна: «Домой! ». Тот возвращается, а вместо него в поле выскакивает следующий по очереди игрок. И так скакуны все время меняются. Пойманные бегуны идут в плен к скакунам. Игра кончается, когда все игроки в поле
переловлены. Затем команды меняются ролями. Игра повторяется.
Малоподвижная игра «Ласковые слова»
Дети стоят по кругу и, передавая мяч в любом направлении, говорят ласковые слова, например Саша говорит: «Милый» и передает мяч Кате, та говорит: «Солнышко» и передает мяч Кристине и т. д. Те, у кого слова повторятся, считаются проигравшими и выходят из игры. Побеждает тот, кто произнесет больше ласковых слов.
Подвижная игра: «Горелки»
Игроки становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. С помощью считалки выбирают водящего, он встает на линию, спиной к игрокам и говорит:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.
Раз два, три - беги!
С окончанием слов дети, стоявшие последней парой, разбегаются в стороны вперед вдоль колонны и соединяются опять прежде, чем водящий поймает одного из игроков. Если водящий успел это сделать, он образует новую пару, становясь вперед колонны. А оставшийся без пары игрок становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока не пробежит каждая пара.
Малоподвижная игра «Краски»
С помощью считалки выбирают «хозяина» и «покупатель». Остальные игроки - «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его «хозяину», который приглашает «покупателя». «Покупатель» подходит к играющим, и идет разговор:
- Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- За чем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За синей.
Если синей краски нет, то «хозяин» отвечает: «Иди по дорожке, принеси мне синие сапожки, поноси, поноси да назад принеси! » Если же «покупатель» цвет краски угадал, то «краску» забирает себе. Когда «покупатель» отгадывает несколько «красок», он становится «хозяином», а новый «покупатель» выбирается из числа «красок».

Береги руки

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга.

Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих.

Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся 2-3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

Волшебное слово

Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте...» и т. д.

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Горячие руки

Дети образуют круг.

Водящий встает в центре круга. Стоящие вокруг него играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх.

Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Тот, кого водящий осалит, становится водящим.

Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ладонями вниз.

Игра проходит живее, когда водящий пытается быстро перемещаться по кругу в разных направлениях.

Зеваки

Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.

По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из игры.

Земля, вода, воздух

Дети садятся в круг или в ряд.

Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого, произносит слово: «Вода!». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде.

Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» — того, кто летает.

Золотые ворота

Назначаются двое ведущих. Они встают, взявшись за руки, и поднимают их вверх, показывая ворота. Все остальные участники проходят через ворота, проговаривая:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз — запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Ведущие опускают руки по окончании стиха. Перед кем закрылись ворота, тот участник встает вместе с ведущими, поднимают руки.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не превратятся в ворота.

Ипподром

Лошадка бежит, бежит. (Хлопаем руками по коленкам.)

Лошадка идет по траве. (Трем ладошки рук.)

А тут барьер (Набираем воздух в рот и ударяем по щекам.)

И еще барьер...

Действия меняются. Игра повторяется несколько раз.

Краски

Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные играющие — «краски».

Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выберут цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

— Тук-тук!

— Кто там?

— Покупатель.

— Зачем пришел?

— За краской.

— За какой?

— За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найди голубые сапожки,

Поноси да назад принеси!

Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе.

Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски.

Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие.

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

Колечко

Дети стоят в кругу, а водящий — внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя.

По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим.

Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.

Кружочек

Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят:

Кру-кру-кружочек,

Сыграй во рожочек,

Раз, два, три —

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра продолжается.

Кто ушел?

Дети стоят в кругу или полукругом.

Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5—6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза.

Один ребенок прячется.

Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

Кто приехал?

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты?

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Дедушка, а это ты?

Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.)

Все мы вместе,

Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.)

Лавата

Дети образуют круг.

Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов — в другую сторону, произнося:

Дружно мы танцуем —

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый —

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.

Затем водящий дает другие задания:

Мои плечи хороши, а у соседа лучше.

Мои уши хороши, а у соседа лучше.

Мои глазки хороши, а у соседа лучше.

Мои щеки хороши, а у соседа лучше.

Моя талия хороша, а соседа лучше.

Мои коленки хороши, а у соседа лучше.

Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Ладошки

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест — правую с правой, левую с левой. Затем хлопок — и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

Лягушка

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола.

Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Мы по Африке гуляли

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.)

И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.)

Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.)

Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)

Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)

Шесть, пять, (Хлопают.)

Четыре, три, (Шлепают.)

Два, один. (Хлопают.)

Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.) Играть хотим.

Только надо

Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.)

Мяч кто будет (Топают на каждое слово.)

Догонять. (Приседают.)

Найди и промолчи

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю.

Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет.

По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

Низко — высоко

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу:

«Высокие» — поднимайте руки вверх;

«Низкие» — приседайте и руки опускайте;

«Широкие» — делайте круг шире;

«Тонкие» — делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Откуда?

— Из страны сказок.

— А что там делают?

— Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.).

Играющие имитируют или выполняют названное действие.

Пять имен

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики — имена девочек, девочки — имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

Съедобное — несъедобное

Дети стоят в кругу.

Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.

Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.

Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо.

Тик — так — тук

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель подает сигнал: «Тик!» — дети делают наклоны влево- вправо; по сигналу: «Так!» — останавливаются, а по сигналу: «Тук!» — подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5—8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.

По окончании игры следует отметить самого внимательного игрока.

Три, тринадцать, тридцать

Выбирают водящего. Играющие становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий стоит в центре круга. При первом проведении игры желательно, чтобы водящим был воспитатель.

Педагог объясняет, что если он скажет: «Три» — все играющие ставят руки в стороны; если он скажет: «Тринадцать» — все ставят руки на пояс; если он скажет: «Тридцать» — все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения).

Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда в кругу останутся 1 —2 игрока, игра заканчивается; объявляются победители.

Свободное место

Играющие сидят в кругу.

Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три — беги!» — бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся.

Взрослый и все играющие отмечают, кто из ребят первым занял свободное место.

Затем воспитатель вызывает других двух ребят, игра повторяется.

Сиди, сиди, Яша

Дети образуют круг.

В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

Угадай, что делали

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель выбирает одного ребенка, который отходит от всех играющих на 8—10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают играющие.

Дети договариваются о том, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора!» водящий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели — не скажем,

А что делали — покажем.

Если водящий угадывает, он выбирает вместо себя другого ребенка. Если он отвечает неправильно, игра повторяется с тем же водящим.

Хлопки

Дети свободно двигаются по залу (площадке).

На один хлопок водящего они должны подпрыгнуть, на два хлопка — присесть, на три хлопка — встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармошке, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает изображаемое действие. Если водящий не отгадал, то он проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова.

Затем выбирается другой водящий, игра повторяется.

Чистюли

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Игра является одной из приоритетных форм работы с людьми. Особенно интересны подвижные игры на воздухе. Но, по разным причинам, не всегда есть возможность для уличных игр. Поэтому каждый организатор игр должен уметь занять любого человека и в помещении, иметь свою «копилку» малоподвижных игр и развлечений. Говоря о значении игры, следует отметить, что знание ее теории позволяет глубже и интереснее построить содержание своей работы.

Что же такое малоподвижные игры? Это игры, в которых может участвовать различное количество людей, участники играют сидя, стоя либо же игровое пространство ограничено небольшим помещением. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые; интеллектуально-познавательные; сюжетные, ролевые, драматизация, творческие конкурсы; игры со словами.

Виды малоподвижных игр

Настольные игры

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают участников новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Ведущий предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту.

«Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий.

Предметные игры

Предметные игры: предметы, окружающие нас, могут стать прекрасным инвентарем в любой игре. Нужно только умело их использовать в соответствии с назначением. Пример таких игр:

«Часы». Игрокам предлагается расположить часы (солнечные, песочные, механические, электронные) в порядке их появления на свет.

«Назови исполнителя». Участники получают грампластинки с заклеенным названием. Прослушав мелодию, они угадывают автора и исполнителя.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

  • - способствуют знакомству и сплочению в коллективе;
  • - создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;
  • - развивают важные качества личности человека- умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения организатора.

Приведем несколько примеров.

Игра-знакомство «Снежный ком». Участники садятся в круг. Первый игрок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий - имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если игроки уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася - веселый, Дима - добрый) или предмет (Вова - велосипед, Наташа - ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры могут быть посвящены любой теме. Проведение таких игр требует тщательной подготовки и выполнения некоторых требований:

  • 1. При выборе темы и разработке интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать объем фактических знаний участников, возрастные особенности, кругозор и уровень интеллектуального развития.
  • 2. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представление гостей, церемониал знакомства, общая песня, ритуал подъема флага и т.д.
  • 3. Участники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции. Нарушение правил или их невыполнение учитываются системой штрафных баллов.
  • 4. Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

К таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Великолепная семерка», «Литературный ринг», «Ремесла древние и современные». Викторины также носят познавательный характер. Это определенный набор вопросов на одну тематику. За правильный ответ насчитываются баллы, очки. Набравший наибольшее количество баллов становится победителем.

следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Цель : повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Воспитатель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, Воспитатель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении. Вариант: Дети выполняют то, что показывает воспитатель, а не то, что он говорит.

«ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: Развитие координации движений в крупных и мелких мышцах рук.

Описание: Дети сидят или стоят, руки на коленях. Педагог показывает разные гимнастические движения последовательно для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. Дети повторяют все упражнения, кроме одного условленного заранее – «запрещённого». Игра усложняется с изменением правила: при показе ведущим «запрещённого» движения дети выполняют назначенное вместо него другое движение. Например, вместо запрещённого – вытягивание рук вперёд – дети должны выполнить заранее условленное движение – хлопнуть в ладоши или надуть щёки.

«ПЕРЕДАЛ И САДИСЬ»

Цель: Развитие навыка бросания и ловли мяча, координации движений; формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Описание: Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные друг другу шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана, которые становятся на расстоянии 5-6 шагов от своих команд. У капитанов в руках по мячу. По сигналу педагога капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан бросает мяч следующему игроку в своей команде. Тот бросает его обратно капитану и садится рядом с первым. Так же поступают и другие играющие. Игра заканчивается тогда, когда все игроки команды будут сидеть. Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать и вернуться на своё место.

«СНЕЖИНКИ»

Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.

Описание: Группу детей делят на «снежинки», «ветерки», ведущий - «Мороз». «Ветерки» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке (залу), «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом»: «ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на лёгкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз!», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками приговаривая: «Ахх-х-х», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ффф-у-у», «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. Игра повторяется: «снежинки» становятся «ветерками» и наоборот.

«РОВНЫМ КРУГОМ»

Цель: учить детей выполнять различные движения в соответствии с текстом, развивать внимание, память. Укреплять мышцы спины, ног.

Описание : Дети, взявшись за руки, рит­мично идут по кругу, читая сти­хотворение.

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавлива­ются и повторяют движение, ко­торое показывает воспитатель, например поворачиваются, накло­няются, приседают и т.п.

«Зимний хоровод»

Цель: Развитие согласованности движений, внимания, быстроты реакции.

Описание: Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга.

Шире круг, шире круг, зимушка зовет. Шагают на месте, хлопают в ладоши.

Всех девчонок и ребят в зимний хоровод.

Дружно за руки возьмитесь, раз, два, три.

И по кругу все пройдитесь, раз, два, три! Шагают по кругу, держась за руки

А теперь вы повернитесь, раз, два, три! Дети поворачиваются в другую сторону

И по кругу все пройдитесь, раз, два, три! Шагают по кругу, держась за руки влево

А теперь шагайте вместе, раз, два, три!

На одном и том же месте, раз, два, три! Шагают на месте.

Как снежинки покружитесь, раз, два, три. Кружатся на месте, руки в стороны – вниз. И на землю опуститесь, раз, два, три! Присаживаются на корточки.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: выполнять движения в соответствии с текстом; услышав последние слова, ловить мяч двумя руками не прижимая к груди.

Описание игры: Дети передают мяч по кругу со словами:

«1,2,3 – мяч скорей беги,

4,5,6 – вот он, вот он здесь

7,8,9 – кто бросать умеет? Я!»

Тот, у кого на слово «Я» оказывается мяч выходит на середину круга и говорит:

«Раз, два, три – беги!» или просто подбрасывает мяч вверх и ловит его.

«ДОБРОЕ УТРО»

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать согласно тексту. Описание: дети свободно располагаются по залу и выполняют игровые движения. Доброе утро! - птицы запели. (дети машут руками) Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются) Прячется все темнота по углам,(приседают на корточки и закрывают глаза руками) Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

« Птички» Цель : учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым подражаниям птиц. Описание: Дети стоят по кругу или свободно располагаются по залу, выполняют движения в соответствии со словами: Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети приседают)

«ЗАМРИ»

Описание: Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы топаем ногами, (топают) Мы хлопаем руками, (хлопают) Качаем головой, (качают головой) Мы руки поднимаем, (руки вверх) Потом их опускаем, (руки вниз) Мы руки подаем (руки в «замок») И бегаем кругом, (покружиться на месте) Раз, два, три, (три хлопка) Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

«Собирайся, детвора!»

Цель : совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.

Описание : Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга.

Собирайся, детвора! Весна зовет: «Гулять пора!»

Хлопают в ладоши.

Будем по лесу гулять, свежим воздухом дышать.

Шагают на месте. Дышать носом.

На носочках по тропинке друг за другом мы пойдем.

Поворачиваются, идут на носочках, руки на поясе.

В маленькие лужицы не наступим, обойдем.

Идут, высоко поднимая колени, руки за спину.

Встали елки на пути. Нам их нужно обойти.

Идут змейкой друг за другом.

Идите, дети, осторожно: о ветки уколоться можно.

За весною вслед пойдем, хоровод мы заведем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Будем петь и плясать – Весну – веснушку встречать.

Остановиться, поднять руки вверх. Затем выполнить поклон – наклониться вниз, опустить руки.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Описание: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки. Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.


«ПОТЕРЯВШАЯСЯ ИГРУШКА»

Цель : развивать память и внимание, умение сосредоточиваться.
Описание :Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек.
Предложите детям запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите угадать, что вы спрятали.
Если детям трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число.
Развитие игры: Предложите детям запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит).
Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.

«Иголка и нитка »

Задачи: развивать ориентировку в пространстве и в некоторой степени координацию движений и внимательность. Хорошо подходит для игры в садиках и на детских праздниках.

Описание: Дети становятся друг за другом, крепко держась за руки – это «длинная нитка» Педагог стоит первым - «иголка.» Он ходит на пятках, на носках, внешней стороне стопы или высоко поднимая колени, постоянно меняя направление. Остальные дети повторяют все движения за ним, стараясь не от­ставать.

Иголочка, иголочка по улице идёт

и ниточку и ниточку за собой ведёт.

Иголочка, иголочка на пяточках (как мишка, лошадкой и т.д) идёт и ниточку и ниточку за собой ведёт.

«Стоп! »

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Упражняться в построении в круг и ходьбе по кругу.

Описание : Дети идут по залу. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

«Много – один»


Цель: Учить ловить мяч, точно бросать в руки инструктору. Активизировать словарный запас ребенка

Описание: Дети строятся в круг, инструктор стоит в середине круга, бросает мяч каждому ребенку (разными способами) и называет слово в единственном числе – ребенок ловит мяч и, бросает его обратно и называет слово во множественном числе. 1,2,3 – мячик догони, дети разбегаются, ведущий ловит ребят мячом. Варианты: называет слово, например, дом, ребенок ловит мяч, бросает обратно ведущему, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - домик