Речной транспорт. Перевозка речным транспортом

Речной транспорт. Перевозка речным транспортом

Широкому обмену грузами по морским путям исторически предшествовали перевозки морем большого количества людей. Первыми морскими пассажирами были европейские колонизаторы - военные, чиновники, искатели приключений, которые во времена Великих географических открытий устремлялись в неизведанные заморские . Позднее массовые масштабы принял вывоз африканцев, проданных в рабство на плантации американских колоний Испании, Португалии и Англии.

В дальнейшем состав пассажиров в корне изменился. Среди них стали преобладать религиозные и политические эмигранты. Развитие капитализма в Европе, сопровождавшееся разорением крестьянских хозяйств, породило вначале XIX в. массовую эмиграцию из Европы, когда миллионы разорившихся и обездоленных крестьян покидали родину и отправлялись морем в чужие края в поисках земли и работы. Накануне первой мировой войны морские пассажирские перевозки достигли своего максимума. Только через Атлантический океан морские суда ежегодно переправляли до 2,5 млн. человек. В то же время в основном на атлантических линиях начали широко использоваться крупные и чрезвычайно комфортабельные экспрессные суда. Они пользовались большой популярностью у состоятельных людей, крупных бизнесменов, дипломатов и др.

В годы между первой и второй мировыми войнами на трассе Западная Европа - США массовые перевозки эмигрантов резко пошли на убыль, так как США заметно ограничивали иммиграционные квоты. В предвоенные годы количество пассажиров исчислялось лишь десятками тысяч в год. В то же время продолжало развиваться строительство пассажирских суперлайнеров. В последнее десятилетие перед второй мировой войной в океан вышли «плавающие дворцы»: «Куин Мэри», «Куин Элизабет», «Нормандия», «Бремен» и др. В послевоенные годы продолжалось, но в очень небольших масштабах строительство и ввод в эксплуатацию пассажирских высококомфортабельных супергигантов, например «Юнайтед Стейтс», «Франс», «Куни Элизабет II». Однако поток пассажиров в это время неумолимо уменьшался, и менялись их социальный состав и имущественное положение. В Европе разразился кризис. Кроме того, регулярные рейсы над океаном начали совершать пассажирские самолеты, что намного сократило время пребывания в пути. У пассажирского морского флота появился весьма серьезный конкурент - воздушный флот. Количество пассажиров на морских судах снизилось еще больше, и к 60-м годам наступил перелом. Авиаперевозки пассажиров стали превосходить морские. Уже в 1973 г. Атлантический океан пересекли по воздуху около 12 млн. пассажиров, а на морских судах примерно 25 тыс. Такое соотношение означало прежде всего ков эры супергигантских «люкс»-лайнер и начало качественно нового эта морских пассажирских перевозок. И действительно, компании-владельцы этих сверхкомфортабельных судов стали снимать их с линии, ставить на прикол, а затем и продавать, так как их эксплуатация и содержание начали приносить большие убытки. Последний из бывших лидеров пассажирского флота - лайнер «Франция», построенный в 1960 г., был продан норвежскому гражданину, который назвал: его «Норвегия» и переоборудовал, заменив роскошные салоны допалнительными удобными каютами, увеличив тем самым число недорогих пасажирских мест.

Современные перевозки пассажиров

Современные главные потоки пассажиров в Мировом океане группируются по 50-60 линиям, около половины которых сосредоточено в Атлантическом океане. Наиболее напряженными здесь по-прежнему остаются пассажирские трассы между США и странами Западной Европы. Оживленные морские трассы связывают Канаду и южноамериканские страны со странами Западной Европы, а также страны Атлантического побережья Европы со средиземноморскими странами. Большие объемы пассажирских перевозок свойственны Индийскому океану. Они проходят по трассам вдоль восточного берега Африки, из Красного моря в Индию, Австралию и страны Юго-Восточной Азии. Тихоокеанские пассажирские перевозки сравнительно невелики. Их главные направления: США - Дальний Восток, США - Япония, США - Австралия, Япония - Южная Америка, Европа - Австралия через Панамский канал.

Количество пассажиров на регулярных линиях относительно невелико и имеет тенденцию к снижению. Так, даже на самых напряженных атлантических трассах ныне перевозится порядка 350 - 400 тыс. человек в год.

На протяжении последних 20 лет завоевал большую популярность океанский и морской туризм. Число туристов, в том числе совершающих круизные путешествия, неуклонно растет. Туристические маршруты охватывают многие районы . Они пролегают в Балтийском, Северном, Средиземном, Карибском морях, вдоль Атлантического побережья Северной и Южной Америки, выходят к северным берегам Скандинавии, к побережью Японии, к островам, омываемым тропическими водами Тихого океана, и к другим экзотическим районам.

Для регулярных пассажирских и туристических перевозок теперь используются современные суда водоизмещением 5-7 тыс. тонн, оборудованные удобными, но недорогими каютами, музыкальными салонами, ресторанами, барами - всем, что необходимо для хорошего отдыха во время путешествия. Большинство стран поощряют морской туризм, поэтому он получил весьма широкий размах. Вместе с тем с рекреационным использованием побережья океанов и морей он становится важной и перспективной отраслью хозяйства Мирового океана.

Водный (речной) транспорт - это транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов судами по водным путям как естественного происхождения (реки, озера), так и искусственного (водохранилища, каналы). Главным его преимуществом является низкая себестоимость, благодаря чему он занимает важное место в федеральной транспортной системе страны, несмотря на сезонность и низкую скорость.

Достоинства и недостатки

Речной транспорт России играет важную роль в межрайонных и внутрирайонных перевозках нашей страны. Его преимущества заключаются в путях естественного происхождения, на обустройство которых используется меньшее количество затрат, чем на возведение железных и шоссейных дорог. Стоимость грузовых перевозок по водным артериям ниже, чем по железной дороге. А производительность труда выше на 35 процентов.

Однако речные перевозки имеют ряд недостатков - это сезонный характер, низкая скорость передвижения, ограниченность использования, которая обусловлена конфигурацией водной сети. Кроме того, крупные артерии нашей страны текут с севера на юг, и с юга на север, а главные грузовые потоки имеют широтное направление.

Основные магистрали

Благодаря строительству каскадов гидроузлов реки Волга и Кама превратились в глубоководные магистрали. Межбассейновые соединения Московско-Волжское, и Волжское составляют сегодня Единую глубоководную систему, общая протяженность которой - 6,3 тысячи километров. При неуклонном росте водных внутренних перевозок в восточной части России по-прежнему ведущая позиция удерживается Волго-Камским бассейном. На его реки приходится более пятидесяти процентов транспортировки пассажиров и грузов. Основное место в данном бассейне заняла перевозка речным транспортом строительных материалов (60 процентов). Их транспортировка осуществляется в обоих направлениях, она носит преимущественно внутрирайонный характер.

А что перевозят по водным магистралям России?

Речной транспорт на этих артериях в основном осуществляет доставку леса, причем как на судах, так и по старинке, на плотах, методом сплава. С Камы на Волгу транспортируется сибирский лес, а по Волго-Балтийскому пути - лес Вологодской и Архангельской областей, Карелии для районов Северного Кавказа и Поволжья. Речной транспорт Москвы задействован в перевозках леса по одноименному каналу в Подмосковье и Москву. Через порты Волги и Камы в бассейн транспортируется кузнецкий уголь, а дальше он развозится по водным артериям к электростанциям. Кроме того, видное место занимает доставка соли - с Баскунчанского соляного промысла вверх по Волге в порты Поволжья, Урала, Центра, на Северо-Западные предприятия и на экспорт. Помимо этого, вверх по Волге направляется сельскохозяйственная продукция из Волгоградской и Астраханской областей, рыба из Каспийского моря, а также химические продукты из Поволжья и Урала. В обоих направлениях транспортируются нефтепродукты и нефть, хлебные грузы.

Основные направления

Речной транспорт России особенно развит в Волжско-Камском бассейнах, ведь Кама с ее притоками - Вяткой и Белой - имеет важное значение в связях Урала с Северо-Западом, Центром, Поволжьем. По Каме вниз переправляют в основном зерно, лес, нефть, химические грузы, строительные минеральные материалы. В обратном направлении транспортируют уголь, цемент, лес. В верховья Камы грузопоток значительно меньше. Кроме того, Волго-Донской канал способствовал увеличению перевозок массовых грузов по Волге. Благодаря ему из районов, которые прилегают к Дону, по Волге транспортируют зерно, уголь, бахчевые культуры, промышленную продукцию и другие грузы. В обратном направлении - цемент, руду, лес, химическую продукцию. Все это перевозит речной транспорт. Самара, как и другие города в Среднем Поволжье, является основным потребителем этих товаров. Большую роль в развитии перевозок играют воднотранспортные связи этого бассейна с Северо-Западным районом, а также с иностранными государствами Бал-тийского моря сквозь Волго-Балтийский путь. Через него в южном направлении транспортируют апатитовый концентрат, руду, строительные материалы, лес, а на север - химические грузы, зерно, уголь и нефтепродукты.

Пассажирские перевозки

В Волго-Камском бассейне сконцентрировались и главные пассажирские потоки. Любой речной вокзал предложит гражданам множество местных, транзитных, внутригородских и пригородных направлений. Пассажирские суда довольно широко используются при организации туризма или отдыха. Наиболее протяженными являются транзитные линии из Москвы в Астрахань, Пермь, Ростов и Уфу. Самый крупный речной вокзал находится в столице России. В Волго-Вятском бассейне самыми крупными речными портами являются Нижний Новгород, Вол-гоград, Москва, Пермь, Астрахань, Казань, Ярославль.

Северо-западное направление

Реки с давних времен служили центральными транспортными коммуникациями Северо-Западного и Северного экономических районов. В европейской его части основными водными артериями для перевозки грузов являются Северная Двина со своими притоками Сухоной и Вычегдой, Печора, Мезень, а на Северо-Западе - Свирь, Нева и Беломоро-Балтийский канал. По северным водным артериям проходит мощный поток минеральных строительных и нефтяных материалов, леса, а также зерна и угля. Основными портами являются Нарьян-Мар, Печора, Мезень, Архангельск, Котлас.

Северо-Западный бассейн обеспечивает доставку в южном направлении леса и из Карелии, апатитового концентрата с полуострова Кольский. В обратном направлении - промышленных товаров, зерна, соли и нефтепродуктов. Пе-ревалочными пунктами для различных товаров служат Волхов, Петрозаводск и Санкт-Петербург. Отсюда в Москву и Верхневолжский район организованы постоянные пассажирские линии. Хорошо развиты здесь и местные маршруты, особенно это стало заметно с увеличением количества скоростных судов.

Восточное направление

На востоке России первое место в вопросах перевозок занимает Обь-Иртышский бассейн Западной Сибири. Речной транспорт здесь способствовал освоению газовых и нефтяных ресурсов, а также лесных массивов. Из главных транспортных перевалочных узлов (Тобольска, по Иртышу и Оби поступает уголь, буровое оборудование и трубы, строительные материалы, продовольственные и промышленные товары в районы нефтяных и газовых промыслов Тюменской области. Доставка грузов в глубинные районы материка осуществляется по Северному морскому пути с последующей перевалкой в устьях Таза, Пура и Оби на речные суда. Большая часть перевозок приходится на лес, который поступает в плотах в речной порт Асино. Дальше его перевозят на судах в Новосибирск, Омск, Томск. Больше четверти доставок по Иртышу и Оби составляют строительные материалы, которые поступают с южных регионов на север, в районы нефтегазовой промышленности. Кроме того, большое значение имеет речной транспорт в перевозке хлебных грузов, соли, угля и нефтепродуктов.

На Оби, наряду с древними портами Барнаулом и Новосибирском, важную роль играют порты, которые возникли в связи с созданием промышленных центров - Сургут, Обь, Лабытнанги, Салехард.

Енисей и Ангара

Речной транспорт Енисея связывает южную часть Восточной Сибири с районами Заполярья. Здесь лесные перевозки достигают двух третей всего грузооборота Енисея. Кроме того, по реке транспортируют зерно, нефтепродукты, каменный уголь и минеральные строительные материалы. Верхний Енисей, от Минусинска до Красноярска, характеризуется преобладанием грузового потока вниз по течению, главное место в нем занимает зерно.

Устье Ангары: отсюда поступает основная часть леса, разделяет товаропоток на Енисее. Основная часть направляется вверх, а от устья и до Диксона - вниз по реке. Кроме леса, существенное положение занимают перевозки строительных минеральных материалов и угля. Основными портами являются Красноярск, Енисейск, Дудинка, Игарка, а на Ан-гаре - Макарьево, Братск, Иркутск, Усть-Илимск.

Лена и Амур

На Лене судоходство начинается от порта Осетрово и осуществляется до дельты реки. Здесь кроме внутренних товаров доставляют грузы, которые поступают с железной дороги - из бухты Тикси и Осетрово. Две трети перевозок составляют уголь и строительные материалы, остальное - лес и нефть. Основная их часть идет сверху вниз. Грузовые операции осуществляются в портах Киренск, Осетрово, Якутск, Витим.

На Дальнем Востоке большое транспортное значение имеет Амур и его при-токи Бурея и Зея. Основными грузами являются зерно, соль, металл, уголь, лес, нефть и рыба. Крупные порты - Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск. В этих районах в связи с недостаточно развитой инфраструктурой сухопутных коммуникаций речной транспорт имеет важное значение и в перевозке пассажиров.

Морской транспорт

Основное значение морского транспорта заключается в том, что он обеспечивает весьма значительную часть внешней торговли России. Каботаж существенен только для снабжения восточных и северных побережий страны. Грузооборот для морского транспорта составляет восемь процентов. Это достигается в результате самого большого расстояния перевозок - приблизительно 4,5 тысячи километров. Перевозки пассажиров на морском транспорте незначительны.

Проблемы морского транспорта России

В масштабе планеты морской транспорт по грузообороту занимает первое место, выделяясь наименьшей себестоимостью доставок грузов. В Российской Федерации он развит относительно слабо, это объясняется тем, что главные экономические центры нашей страны значительно удалены от морских портов. Кроме того, большая часть морей, которые окружают территорию России, являются замерзающими. Это существенно повышает стоимость использования данного Еще одной проблемой является весьма устаревший флот нашей страны. Так, морской и речной транспорт России был построен более двадцати лет назад, что по мировым стандартам неприемлемо, такие корабли должны быть списаны. В отечественном флоте практически отсутствуют современные типы судов: лихтеровозы, контейнеровозы, газовозы, суда с горизонтальной выгрузкой-погрузкой и другие. До присоединения Крыма у России было всего одиннадцать крупных морских портов, а это недостаточно для такой большой страны. В результате около половины грузов, идущих морскими путями, обслуживалось иностранными портами. В основном это бывшие советские республики: Украина (Одесса), Эстония (Таллинн), Литва (Клайпеда). Использование морских транспортных судоходных узлов других государств способствует и большим финансовым потерям. Если с черноморскими портами ситуация более или менее решена, то на побережье Балтийского моря ведется строительство нового порта.

Массовые перевозки пассажиров на море начались с открытием Нового света (Америки), но самый пик в численном выражении морских пассажирских перевозок пришелся на середину 20 века. Самые оживленные пути морских перевозок прочертили Атлантический океан. С увеличением пассажиропотока стремительно увеличиваются и размеры пассажирских судов.

Рекордсменом стало пассажирское судно: «Юнайтед Стейтс». Атлантика была покорена за 3 дня 10 часов и 40 минут.

Но за все нужно платить. И такая скорость, достигнутая лайнером, была «Пирровой победой», т.к. при этом затраты на огромное количество потраченного топлива перечеркнули всю экономическую составляющую этой линии. В конце концов, «Юнайтед Стейтс» был поставлен на прикол.

После второй мировой войны, с развитием авиации, и особенно трансатлантических перелетов, количество морских пассажиров резко идет на убыль. Казалось бы вот он, крах мирового пассажирского флота. Но в обиход входит новое слово: круиз (от англ. cruise - морское путешествие) и палочку эстафеты морских пассажирских перевозок поднимают круизные суда.

Они становятся более комфортабельными, просторными, с многочисленными сервисами и развлечениями, словом полностью удовлетворяют желаниям пассажиров.

Морские круизные линии очень развиты. Можно заказать круиз на пароме в Хельсинки, Стокгольм, любой другой порт Европы или мира. Очень востребованы круизы по Балтийскому и Средиземному морям.

Круизный флот сегодня это и гордость судовладельцев и возможность людей путешествовать и отдыхать в комфортных условиях.

Современный круизный лайнер – это высочайший уровень комфорта и огромный выбор занятий и развлечений. Это комфортабельный «плавучий» отель экстра класса. Каюты, рестораны и бары по уровню комфорта и обслуживания порой даже превосходят гостиницы класса люкс.

Конечно, также очень распространены небольшие, т.к. называемые прибрежные круизы в акватории одного или двух морей.

Например, в Москве и Санкт-Петербурге большой популярностью пользуются круизы в Хельсинки и Стокгольм.

На чем бы не остановился самый взыскательный пассажир круизного судна, любое круизное путешествие оставит незабываемое впечатление и обеспечит высочайший уровень сервиса и комфорта.

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минтранса России

от _____________ №_____

Правила

морской перевозки пассажиров

I. Общие положения

1. Правила морской перевозки пассажиров (далее - Правила) разработаны в соответствии с Афинской Конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года1 и главой IX Федерального закона от 01.01.01 г. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»2 (далее – КТМ России).

2. Настоящие Правила применяются при осуществлении международных морских перевозок пассажиров и их багажа, а также при осуществлении морских перевозок пассажиров и их багажа между морскими портами Российской Федерации на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (далее - перевозки).

3. Перевозчики вправе устанавливать правила (стандарты) обслуживания пассажиров, а также выполнения морской перевозки пассажиров (далее - правила перевозчика), которые не должны противоречить настоящим Правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

4. Пассажир обязан соблюдать законодательство Российской Федерации , международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров и багажа, касающиеся перевозки пассажиров, требований, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля.

II . Оформление перевозки пассажира и багажа

5. В соответствии со статьей 177 КТМ России по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомочному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдачи багажа и плату за провоз багажа.

6. Заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией . Билет и багажная квитанция являются перевозочными документами и должны храниться у пассажира до окончания поездки.

7. При перевозке пассажиров и багажа применяются настоящие Правила, правила перевозчика и тарифы за перевозку пассажиров и багажа, которые действуют в день приобретения перевозочных документов.

Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров при условии, что изменения не применяются к пассажиру после заключения договора морской перевозки пассажира.

8. Пассажир имеет право приобрести билет на любое пассажирское место при наличии на судне свободных пассажирских мест для проезда до любого пункта назначения по маршруту движения судна.

9. Информацию о названии портов, между которыми осуществляется перевозка пассажиров, времени отправления и прибытия судна из/в портов по маршруту перевозки, названии судна перевозчик размещает в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов и на судах. Там же размещается информация обо всех изменениях.

10. На каждого пассажира оформляется отдельный билет, который может быть оформлен в электронной или бумажной форме. Продажа билетов производится по количеству мест, имеющихся на судне.

11. Формы и порядок платы за проезд пассажира и платы за провоз багажа устанавливаются перевозчиком.

12. Перевозочные документы проверяются при посадке пассажира на судно.

Если оформление перевозочных документов осуществляется на судне, то их проверка может производиться при размещении пассажира на судне, в пути следования судна или при высадке пассажира с судна.

13. Оформление перевозочных документов по специальному или льготному тарифам производится на основании документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающих право пассажира на льготу или применение специального тарифа.

Отсутствие или неправильное оформление указанных документов служит основанием для отказа в оформлении перевозочных документов по льготному или специальному тарифам.

14. Возраст ребенка определяется на дату начала его перевозки от порта отправления, указанную в билете.

15. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (далее – норма бесплатного провоза каютного багажа).

Норма бесплатного провоза каютного багажа устанавливается перевозчиком в зависимости от типа судна и не может быть менее 10 килограммов на одного пассажира.

16. Каютный багаж, превышающий норму бесплатного провоза каютного багажа, должен быть оплачен по тарифу за провоз багажа.

17. Если пассажиры следуют группой, то по желанию пассажиров перевозчик применяет к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза каютного багажа каждого из пассажиров.

18. При заключении договора морской перевозки пассажира перевозчик обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе:

информацию, указанную в билете;

о названии судна;

о нормах бесплатного провоза каютного багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа;

о тарифах за перевозку пассажира и багажа;

о настоящих Правилах;

о правилах перевозчика;

о фактическом перевозчике;

о месте и времени начала и окончания посадки пассажиров на судно;

о требованиях законодательства Российской Федерации, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля по маршруту перевозки;

об условиях обслуживания на судне.

19. Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо билет неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан незамедлительно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора морской перевозки пассажира.

Если будет установлено, что договор морской перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик осуществляет перевозку пассажира в соответствии с условиями заключенного договора морской перевозки пассажира и оформляет дубликат билета.

III . Перевозка отдельных категорий пассажиров

20. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить1.

21. Дети в возрасте до двух лет перевозятся в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им 18-летнего возраста.

Дети в возрасте от двух до 12 лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им 18-летнего возраста, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

Дети в возрасте старше 12 лет могут перевозиться без сопровождения совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им 18-летнего возраста.

22. Несопровождаемые дети в возрасте от двух до 12 лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку несовершеннолетнего ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до 16 лет.

23. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно в заграничном сообщении в соответствии с льготным тарифом одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест1.

24. Перевозка пассажира, признанного судом недееспособным, осуществляется по письменному заявлению родителей, усыновителей или опекунов и в сопровождении совершеннолетнего пассажира, способного обеспечить безопасность недееспособного пассажира и безопасность окружающих людей.

25. Перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром во время перевозки.

Правилами перевозчика может быть предусмотрена перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках под наблюдением перевозчика.

Перевозка больного на носилках может производиться с предоставлением ему дополнительных мест на судне по тарифам, установленным перевозчиком.

Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, больного на носилках при отсутствии на судне условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.

26. Перевозчик должен обеспечить необходимые условия размещения и передвижения внутри судна пассажиров на креслах-колясках (специальные двери, площадки, сидения, устройства фиксации и крепежа, специальные поручни и другое оборудование, а также багажные отделения для хранения кресел-колясок), если наличие таких помещений и оборудования предусмотрено конструкцией судна.

27. Пассажир, лишенный зрения и/или слуха, перевозится с сопровождающим лицом или без сопровождающего лица под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

28. Перевозка пассажира, лишенного зрения, может осуществляться в сопровождении собаки-проводника при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника.

Собака-проводник, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза каютного багажа.

29. Пассажир, лишенный слуха, по согласованию с перевозчиком может перевозиться без сопровождающего.

30. Несопровождаемый пассажир, лишенный зрения и/или слуха, пассажир в кресле-коляске, неспособный передвигаться самостоятельно, или больной на носилках принимается к перевозке под наблюдением перевозчика по согласованию с перевозчиком и после оформления в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку под наблюдением перевозчика.

IV . Посадка (высадка) и нахождение на судне пассажиров

31. При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

32. Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени и по указанному перевозчиком адресу прибыть для оформления багажа в случае необходимости выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля, а также к месту посадки на судно.

33. В порту перевозчик обеспечивает:

посадку (высадку) пассажиров на судно, доставку пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости;

оформление багажа, доставку багажа к месту стоянки судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту судна, а также выгрузку, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

34. Перевозчик обязан обеспечить организованное и безопасное осуществление посадки (высадки) пассажиров, а также контроль за выходом пассажиров на берег и возвращением их на судно в портах по маршруту перевозки.

35. Очередность посадки и высадки пассажиров, а также возможность нахождения на судне провожающих/встречающих устанавливаются перевозчиком.

36. Начинать посадку и высадку пассажиров у причала разрешатся только после полной ошвартовки судна и установки трапа. При этом посадка пассажиров на судно осуществляется после высадки пассажиров.

37. Доставка пассажиров и багажа на берег с судна, стоящего на рейде, а также с берега на судно, стоящее на рейде, обеспечивается в соответствии с требованиями по безопасности мореплавания, установленными Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним1. Стоимость такой доставки входит в стоимость перевозки пассажира.

38. После посадки на судно пассажиры должны быть проинформированы:

о порядке пользования пассажирскими помещениями;

о схеме расположения помещений судна, предназначенных для использования пассажирами;

о правилах поведения пассажира на борту судна;

о порядке использования и местах нахождения спасательных индивидуальных и коллективных средств, порядке эвакуации пассажиров;

о времени работы судовых пунктов обслуживания пассажиров;

о месте выдачи багажа в порту назначения.

39. Информация на судне должна передаваться на русском языке . Дополнительно по усмотрению перевозчика информация может передаваться и на других языках.

40. Пассажир обязан иметь при себе:

перевозочные документы и документы, дающие право на перевозку по специальным или льготным тарифам;

документы, удостоверяющие личность пассажира;

документы, разрешающие въезд (проход) в пограничные зоны2, и визы.

41. Перевозчик обязан заблаговременно объявить пассажирам о подходе судна к причалу для высадки, с указанием продолжительности стоянки в случае остановки в промежуточном порту.

42. В случае опоздания прихода судна в порт и сокращения продолжительности стоянки перевозчик обязан заблаговременно оповестить об этом пассажиров посредством звуковой и/или визуальной информации.

43. В соответствии с пунктом 3 статьи 67 КТМ России капитан судна вправе изолировать пассажира, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

44. В случае если пассажир нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, и при этом дальнейшая поездка пассажира опасна для него самого или окружающих, капитан судна обязан зайти в ближайший порт, где имеется медицинское учреждение .

О снятии такого пассажира с судна составляется акт за подписями представителя перевозчика, судового медика (при наличии) и представителя администрации морского порта, а также делается отметка в билете. При этом пассажир имеет право на возврат уплаченной им платы в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

Багаж покинувшего судно пассажира по его желанию выгружается в том порту, где был снят пассажир, или в пункте назначения. При этом пассажир имеет право на возврат уплаченной им платы за перевозку багажа в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка багажа не была осуществлена.

45. Пассажир, опоздавший на судно или отставший от него в пути следования, может продолжить поездку на этом судне до порта назначения из любого порта захода по маршруту движения судна, где ему представится возможность возвратиться на это судно. При этом пассажиру не возмещаются затраты, связанные с его отсутствием на судне.

46. Если по вине перевозчика пассажиру не предоставлено место согласно билету, ему должно быть предоставлено при его согласии другое место. При отсутствии такого места на судне перевозчик должен с согласия пассажира предоставить ему место на другом судне.

47. Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место посадки и (или) высадки пассажира, если такие действия необходимы вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования по маршруту перевозки пассажира, а также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случаях, указанных в настоящем пункте, перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы1.

V. Перевозка багажа и каютного багажа

48. При оформлении багажа пассажир обязан предъявить перевозчику для взвешивания багаж и каютный багаж, предназначенный для перевозки.

49. Каютный багаж пассажира должен размещаться на отведенных для этой цели местах или на руках у пассажира, не создавая неудобств для других пассажиров.

50. Забота о сохранности каютного багажа лежит на пассажире. Перевозчик несет ответственность за повреждение или утрату каютного багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

51. Багаж перевозится на том судне и тем рейсом, на котором осуществляется перевозка пассажира. По соглашению пассажира с перевозчиком багаж может быть перевезен на другом судне, имеющем остановку в пункте назначения пассажира.

52. Не допускаются к перевозке в качестве багажа и каютного багажа предметы, которые могут причинить вред судну, лицам или имуществу, находящимся на судне, а также предметы и вещества, перевозка которых в качестве багажа и каютного багажа запрещена законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

53. Багаж должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения судна, багажа других пассажиров или иного имущества.

54. Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить судно, может быть принят к перевозке с согласия перевозчика.

55. На каждый сдаваемый к перевозке багаж перевозчик или уполномоченная перевозчиком организация прикрепляет наклейку или навешивает бирку с указанием на ней: фамилии, имени и адресе владельца багажа, порте отправления, порте назначения, информации о перевозчике, наименовании судна.

Перевозчик может указывать на наклейке или бирке дополнительную информацию.

56. Для обозначения особых условий перевозки к багажу дополнительно прикрепляется багажная бирка со знаками специальной маркировки: «Верх», «Не кантовать», «Осторожно», «Не бросать», «Боится сырости» и другими знаками специальной маркировки.

57. Багаж со стеклом должен иметь внутреннюю упаковку, гарантирующую целостность стекла при погрузке и выгрузке, а также специальную маркировку: «Стекло».

58. Скоропортящиеся продукты (мясные, рыбные, молочные, овощи, фрукты, сыворотки и другие виды скоропортящихся продуктов) принимаются для перевозки при условии, что срок их хранения превышает срок доставки багажа в пункт назначения.

За естественную порчу сданных в багаж скоропортящихся продуктов перевозчик ответственности не несет.

59. На основании веса багажа при его оформлении пассажир производит оплату стоимости перевозки багажа. После оплаты и в подтверждение приема багажа пассажиру выдается багажная квитанция, а в билете делается отметка «Багаж».

60. Багаж выдается пассажиру при предъявлении багажной квитанции.

61. В случае утраты багажной квитанции багаж выдается пассажиру на основании письменного заявления и предъявления доказательств, что багаж принадлежит ему.

62. Пассажир обязан в порту назначения, указанном в билете, забрать с собой размещенные на судне багаж и каютный багаж. Выдача багажа производится в порту, до которого багаж был принят к перевозке.

63. С момента сдачи багажа к перевозке и до момента его выдачи доступ пассажира к багажу запрещается.

64. При необходимости получить багаж в промежуточном пункте маршрута пассажир должен заблаговременно проинформировать об этом перевозчика. При этом выдача пассажиру багажа в промежуточном пункте производится при достаточном времени стоянки судна в этом порту.

65. Багаж, неполученный пассажиром по прибытии судна в порт назначения, хранится перевозчиком или уполномоченной перевозчиком обслуживающей организацией. Расходы за хранение багажа возмещаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

66. Если перевозчик не выдал пассажиру багаж в порту назначения, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору перевозки пассажира, на предъявленной пассажиром багажной квитанции лицом, уполномоченным перевозчиком, делается отметка «Багаж не прибыл», заверяемая его подписью с указанием даты.

По письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочных документов, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску багажа.

Если багаж найден, то перевозчик уведомляет пассажира и обеспечивает доставку его багажа в порт назначения согласно договору морской перевозки пассажира или по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

67. Во всех случаях обнаружения забытых или утерянных вещей пассажира на судне составляется опись таких вещей.

По указанию капитана судна забытые или утерянные вещи передаются лицу, уполномоченному для этих целей перевозчиком, в ближайшем по маршруту следования судна порту. Передача осуществляется по составленной описи.

68. Выдача, хранение, а также последующая реализации забытых или утерянных вещей пассажиром осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

VI. Перевозка животных

69. В случае перевозки животных (собак, кошек, птиц, рыб, пресмыкающихся, рептилий, насекомых и других видов животных) (далее – животные) места для их размещения определяются перевозчиком с учетом конструктивных особенностей каждого конкретного судна. В этом случае перевозчик обязан предоставить пассажиру, перевозящему животных, возможность посещения их с целью кормления, осуществления ухода и наблюдения за ними.

70. Кормление и уход за животными не является обязанностью перевозчика.

71. Пассажир, провозящий животных, обязан предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

72. Животные, за исключением животных, предусмотренных пунктом 73 настоящих Правил, при перевозке должны быть помещены в крепкий контейнер (клетку), ограничивающий свободу передвижения, обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха и надежно закрытым. Дно контейнера (клетки) должно быть плотным, водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом. Контейнер (клетка) должен исключать просыпание абсорбирующего материала.

73. Собаки, не помещенные в контейнеры (клетки), и собаки-проводники должны быть в намордниках и на коротком поводке под постоянным контролем пассажира.

74. Клетка для птиц должна быть покрыта плотной светонепроницаемой тканью.

75. Вес животного и вес контейнера (клетки) не включается в норму бесплатного провоза каютного багажа и оплачивается пассажиром в соответствии с тарифом, установленным перевозчиком.

76. Животные должны быть сняты пассажиром с судна по прибытии в порт назначения.

VII . Отказ от договора морской перевозки

77. Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира1.

Положения пункта 7 настоящих Правил, не затрагивают право пассажира отказаться от договора морской перевозки пассажира.

78. В случае, если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее чем за 24 часа до отхода судна, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора морской перевозки пассажира вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращаются вся уплаченная им плата за проезд и плата за провоз багажа.

79. Отказ от договора морской перевозки заявляется перевозчику пассажиром либо его доверенным лицом.

80. Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку (далее - суммы), производится перевозчиком в пунктах продажи билетов, а также в иных местах, предусмотренных правилами перевозчика.

81. В соответствии со статьей 184 КТМ России перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от перевозчика обстоятельств:

1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна;

2) блокада пункта отправления или пункта назначения;

3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;

4) привлечение судна для государственных нужд;

5) гибель судна или его захват;

6) признание судна непригодным к плаванию.

При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращается вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса - их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.

Перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.

82. Возврат сумм производится на основании неиспользованных (частично использованных) перевозочных документов пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или доверенному лицу при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих право на получение сумм. В случаях, если возврат сумм связан с болезнью пассажира, дополнительно предъявляется медицинский документ, подтверждающий факт болезни пассажира.

1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1983 г. «О присоединении СССР к Афинской Конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года» (Ведомости Верховного Совета СССР от 01.01.01 г., № 15, ст. 222).

2 Федеральный закон от 01.01.01 г. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 22, ст. 2125; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 15, ст. 1519; № 45, ст. 4377; 2005, № 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46, ст. 5557; № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30; № 29, ст. 3625; 2010, № 27, ст. 3425; № 48, ст. 6246; 2011, № 23, ст. 3253, № 25, ст. 3534; № 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6728; 2012, № 18, ст. 2128; "Российская газета", 2012, № 000).

Пункт 2 статьи 181 Федерального закона от 01.01.01 г. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

1 Статья 20 Федерального закона от 01.01.01 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 1998, № 30, ст. 3606; 1999, № 26, ст. 3175; 2003, № 2, ст. 159; № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 27, ст. 2877; № 31 (ч.1), ст. 3420; 2007, № 1 (ч.1), ст. 29; № 3, ст. 410; № 49, ст. 6071; № 50, ст. 6240; 2008, № 19, ст. 2094; № 20, ст. 2250; № 30, ст. 3616, 3583; № 49, ст. 5735, 5748; 2009, № 7, ст. 772; № 26, ст. 3123; № 52, ст. 6407, 6413, 6450; 2010, № 11, ст. 1173; № 15, ст. 1740, 1756; № 21, ст. 2524; № 30, ст. 4011; № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7000; 2011, № 1, ст. 16, 28, 29; № 13, ст. 1689; № 15, ст. 2021; № 17, ст. 2321; № 30 (ч.1), ст. 4578, 4589; № 50, ст. 7339, 7340, 7342).

1 Пункт 2 статьи 181 Федерального закона от 01.01.01 г. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».

1 Приказ Минтранса России от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный № 000) с учетом изменений, внесенных приказом Минтранса России от 22 марта 2010 г. № 69 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2010 г., регистрационный № 000).

2 Статья 17 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 000-1 «О государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1861; 1996, № 50, ст. 5610; 1997, № 29, ст. 3507; № 46, ст. 5339; 1998, № 31, ст. 3805, 3831; 1999, № 23, ст. 2808; 2000, № 32, ст. 3341; № 46 ст. 4537; 2002, № 1 (ч.1), ст. 2, № 52 (ч.1), ст. 5134; 2003, № 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; 2006, № 17 (ч.1), ст. 1784, № 27, ст. 2877; 2007, № 1 (ч.1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 50, ст. 6245; 2008, № 29 (ч.1), ст. 3418; № 49, ст. 5748; № 52 (ч.1), ст. 6246; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 23, ст. 2792; 2011, № 1, ст. 6; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2021; № 17, ст. 2313; № 23, ст. 3256; № 49 (ч.1), ст. 7022; № 50, ст. 7366).

Линейные перевозки

Исходя из наличия платежеспособного спроса на пассажирские перевозки судоходные компании на наиболее оживленных трассах организуют регулярные рейсы морских пассажирских судов между портами в различных морских бассейнах.

Регулярные морские перевозки осуществляются:

Между портами, расположенными на берегах одного континента, в случаях, если нет наземных путей сообщения или таковые не эффективны. Норвегия -по конфигурации страна, протяженная вдоль атлантического побережья Скандинавии. Горный рельеф местности, изрезанное глубокими шхерами и фьор­дами побережье затрудняет устройство наземных путей сообщения. Поэтому значимый вес в общей структуре перевозок имеют морские средства сообщения. Аналогичная ситуация на Северном морском пути, там нет наземных транспорных путей, хотя горные массивы отсутствуют;

Для сообщения между портами территорий, разделенных водными пространствами, при отсутствии наземных (подземных) путей сообщения и при условиях невозможности или нерациональности использования воздушных средств сообщения. Таковое обыкновенно для островных государств, государств, архипелагов и др. Активно используются регулярные морские пассажирские мерено ikn и Греции, Турции, Японии, Британии, Индонезии, в Карибском бассейне, в Средиземном море. Если это перевозки в пределах одного бассейна, например Балтийского моря, то они нередко сочетаются с грузовыми и фактически приравниваются к паромным.

Услугами линейных перевозок пользуются индивидуальные путешественники, например, следующие в путешествие с личными автомобилями; лица, следующие с большим количеством багажа (например, на ПМЖ); значительно реже туристские группы. Следует учесть, что стоимость морской перевозки с учетом продолжительности перехода и суммарных затрат оказывается сравнима, а нередко и выше стоимости путешествия воздушным транспортом. В связи с тем, что главная цель - перевозка, а не организация отдыха, на этих судах значительно меньше уделя­ется вниманию развлекательности путешествия, хотя такие программы и могут иметь место. Основные линейные перевозки осуществляют пять групп судоходных компаний, именуемых конференциями: Atlantic Passenger Steamship Conference , Australia & New Zealand Passenger Conference , British Lines Passenger Conference , Far East Passenger Conference , South American Passenger Traffic Conference , South Africa Passenger Conferenc e .

Суда линейных перевозок следуют по сезонному расписанию, билеты брониру­ются и продаются заранее. В настоящее время большая часть пассажиро- и грузо­потоков на таких маршрутах приходится на паромные перевозки.

Отметим еще один возможный вид морского путешествия для индивидуальных туристов. Количество морских грузовых перевозок во много раз превышает пассажирские. Любое грузовое судно может перевозить до 12 пассажиров, не включенных в судовую роль. Такого рода услуги предлагаются в любом порту и удобны для определенной категории путешественников, например, в том случае, когда регулярное пассажирское сообщение в порт назначения отсутствует. Разумеется, комфорт существенно меньший и развлечения отсутствуют, но стоимость пере­возки адекватно снижается.

Формы круизного путешествия

Формы круизного путешествия многообразны. Наиболее распространенные из них:

    Туристский маршрут вдоль берега с кратковременными экскурсиями на берегу.

    Сочетание круиза с длительным путешествием внутрь страны с использованием других транспортных средств.

    Сочетание круиза с частичным пребыванием на берегу, то есть путешествие на круизном судне с последующим отдыхом на берегу.

« open jaw!» круизы в никуда. В последнее время практически во всех регионах завоевывают популярность «круизы в никуда» - одно и двухсуточные поездки без мероприятия в другие порты. Как правило, такое судно идет из базового порта часов в шесть вечера в пятницу и возвращается в воскресенье до вечера.Пример игорный бизнес в Ирзраиле.

В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной (более 60%) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с мероприятием в разные порты с экскурсионной программой. Однако вес большую популярность завоевывает и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах мероприятия по маршруту.

Широкое распространение приобрели комбинированные и «пакетные» авиаморские круизы с включением в стоимость путешествия всего комплекса обслуживания. При этом круизная компания организует чартерные авиарейсы как часть общего путешествия, обеспечивая туристу свой уровень обслуживания уже из аэропорта.

Пассажирские линии различают:

    внутренние (каботажные), связывая между собой порты одного государства;

    международные (заграничные), связывая государственные порты с иностранными;

    местные, осуществляющие перевозки в пределах какого-либо региона, района, субъекта федерации;

    пригородные - деятельность портового пассажирского флота.

В Украине организуются следующие рейсы:

    туристские, что действуют по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитанные на большую длительность поездки, во время которой туристам предоставляют определенный комплекс услуг;

    прогулочные - длительностью не более 6 часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досугово-развлекательного обслуживания;

    специальные, выполняемые по отдельным заказам;

    линейно-транспортные, осуществляющие регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям;

    паромные, осуществляемые регулярные не туристские рейсы между отдельными порчами и пристанями без предоставления обслуживания.

Организацией морских и речных путешествий и круизов занимаются специализированные туристско-экскурсионные компании или бюро.

Достоинства и недостатки водных туристских путешествий.

Водные туристские путешествия имеют ряд свойственных им достоинств:

    наиболее высокий уровень комфорта;

    значительный объем одноразовой загрузки (до 1000 человек и более);

    возможность реализации разных видов и целей туризма (познавательный, туризм бизнеса, учебный туризм, шоп-туризм, паломничество и др.);

    возможность полноценного отдыха;

    полный комплекс жизнеобеспечения.

Недостатком водных туристских путешествий является:

    невысокая скорость движения транспортных средств;

    ограниченная мобильность;

    синдром «замкнутого пространства»;

    склонность части людей «морской болезни»;

    в ряде случаев высокие тарифы и др.

В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на разных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает:

    желание отдохнуть на воде;

    желание провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке;

    желание увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и др.;

    не иметь забот об организации отдыха и развлечений;

    приемлемая цена.

Сегментация рынка потребителей, которые отправляются в речные и морские круизы:

1.По уровню дохода потребителей

С учетом социального расслоения общества участниками морских (в частности элитных) круизов являются люди с высоким и сверхвысоким доходом.

Участники речных круизов – люди среднего достатка, которые в ряде случаев пользуются социальной дотацией.

2.По социальному составу в круиз отправляются:

семьей (55%); с друзьями или знакомыми (27%); в одиночку (l8%}.

3.Возрастной состав участников круизов:

    до 25 лет - 30%;

    от 25 до 40 лет - 22%;

    старше 40 лет - 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 лет

Туристы разных религий и вероисповеданий могут отдыхать и проходить лечение на теплоходе. На теплоходе можно обсудить меню в соответствии с программой лечения и обсудить все вопросы, которые возникли у туриста. Обслуживающий персонал рад всем туристам, независимо от их религиозных и национальных особенностей.

Длительность круизов 6 - 30 дней, но наиболее популярными являются круизы длительностью 10 -14 дней.

В настоящее время водные туристские путешествия проводятся на высококомфортабельных теплоходах, построенных на отечественных и зарубежных верфях и заводах.

Речной круїз-це уникальный туристский продукт, что является водным маршрутом, в общем случае многодневным, на речном судне, на какому туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения, наземные экскурсионные и другие туристских услуги и обслуживания. Следовательно, основным местом пребывания пассажиров на протяжении круиза является корабль, и часто, он есть главный привлекающий элемент.

Речные путешествия можно классифицировать таким образом:

    перевозка пассажирок и туристов на регулярных рейсах;

    перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;

    перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;

    паромные переправы;

    прогулочные и экскурсионные рейсы;

    перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;

    краткосрочные и длительные круизы;

    специальные круизы (круизы конгресса, круизы бизнеса, учебные и др.);

    использование плавательных средств в форме плавучих гостиниц и др.

Речные путешествия и круизы могут быть кратковременными (1-3 дня) и длительными (25-30 дней). Они особенно популярные в странах, где есть могучие озерные и речные системы, а также системы каналов.

Среди пассажирских выделим средства речных перевозок:

    суда маломерного флота (катера и яхты, плоскодонные речные суда для мелководья, проворные лодки), первые используются для индивидуальных частных перевозок и туризма, вторые для перевозок пассажиров на мелководных реках и заливах, водохранилищах;

    суда регулярных линий пассажирских перевозок по судоходным рекам;

    круизные речные суда чартерных рейсов по судоходным рекам, озерным системам и водохранилищам;

    экскурсионные и прогулочные суда по каналам и рекам в пределах городов, населенных пунктов, в частности, рейсовые как средство городского сообщения (речные трамваи);

    специальные суда с прозрачным дном для обзора подводных объектов;

    речные паромные переправы.

Для речных пассажирских перевозок используются суда с паровым двигателем, двигателем внутренней сгорание или дизель-электрическим поводом. Различаются колесные суда (два гребных колеса но бортам обычно в центре корпуса судна или одно за кормой), суда с поводом гребным винтом, водометные, на воздушной подушке. Для регулярных скоростных речных перевозок пассажиров применяются суда на подводных крыльях типа «Ракета» и большой вместимости и высокой мореходности класса «Метеор». Отдельно рассматриваются парусные яхты, катера разных типов и проворные лодки с винтовыми стационарными и подвесными моторами, водометными двигателями, воздушными пропеллерами, а также специальные парусные суда для движения по гладкому льду замерзающих водоемов - буера.

Речные перевозки обычно осуществляются в сезон на воде, свободной от льда, то есть имеет значение сезонность перевозок. Этот фактор весьма важен, поскольку большая часть рек и водных пространств и северного полушария замерзает зимой и перевозка практически невыполненные. Навигация на реках открывается лишь после востока льда. Для организации стоянки, посадки и высадки пассажиров и принятие грузов оборудовались речные пристани с причалами и дебаркадерами разных типов, на которых устраиваются органы управления речными перевозками, технического обеспечения перевозок, заправки судов пресной водой и продовольствием и топливом, ремонта и профилактики судов, кассы и зала ожидания для пассажиров, рестораны и другие пункты питания, экскурсионные бюро, магазины, багажные отделения, спасательные станции, службы навигации и другие элементы инфраструктуры этой развитой индустрии.

В зависимости от назначения речные суда имеют большие палубные пространства для пассажиров (крытые или открытые с сидячими местами, а для рейсов длительностью свыше 24 ч - также спальные каюты для пассажиров разных классов и экипажа, душевые). Практически на всех судах устраиваются помещения общего пользования - рестораны, буфеты, читальни, залы отдыха, туалета, разные служебные помещения.

Перевозки по протяжным водным маршрутам занимают время до месяца (и более), такие суда оборудовались спальными каютами и приспособленные для длительного комфортного пребывания пассажиров. Для речных круизных перевозок строятся огромные трех - четырех палубные комфортабельные суда вместимостью 300-400 пассажиров. Нередко реставрируются и возобновляются суда старинного сооружения с оборудованием роскошных салонов и кают, систем отдыха и развлечения.

Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но, однако, этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, которые отдают преимущество уюту, комфорту, полному пансиону, постоянной близости берегов, а также интересным экскурсиям по памятным местам. Основную частицу клиентов речных круизов составляют американцы, французы, 1 немцы, швейцарцы, голландцы.

Речные круизы многообразные по протяжности, длительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Есть познавательные, спортивные, астрономические круизы, по местам виноделия и т.д.

Мотивация и цели круизов.

Отдых. Круиз - водное путешествие с целью отдыха и удовольствия. Если обратиться к целям туризма, по-видимому круиз самый соответствующий образ путешествия, способный принести удовольствие отдыхающему. Спокойное, медленное передвижение по водным пространствам в противовес энергичной и напряженной обычной жизни в современном обществе, снимает то, что накопилось стрессы, а свежий воздух и регулярное питание способствует оздоровлению организма.

При правильной и комфортной организации обитания, питания и достаточного развлечения на борту и экскурсионных программ на берегу в период временных стоянок - круиз является одним из самых изысканных и благодатных видов путешествий.

При выборе вида отдыха важный имидж путешествия такого вида в данном обществе. В России речные круизы были чрезвычайно модны и элитные в 60-80-ые гг. XX в., и если человек из интеллигентных или аппаратных кругов не сделал путешествия по Волге в летний период, то он чувствовал себя в обществе убыточным.

При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями: а) желание отдохнуть именно на воде (до 32%); бы) желание провести отдых в размеренной и комфортной обстановке (до 52%); в) не иметь забот об организации развлечения (до 45%); г) желание увидеть новые местности, старинные города, посетить музеи, монастыри и др. (до 26%); д) рекомендация друзей и знакомых (до 17%). Важный мотив - приемлемая стоимость тура, причем стоимость тура особенно важна на коротких маршрутах, чем на длительных (и соответственно более дорогих), которых приобретает состоятельная часть населения.

Развлечения.

Древний тезис хлеба и зрелищ, который, присутствует еще и в дохристианские времена во второй своей части ярче всего оказывается в круизном туре. Нахождение несколько дней, а то и три недели, на пространстве, ограниченном габаритами судна, большого количества туристов, которое доступно для них лишь в незначительной части судовых помещений (каюты, салоны отдыха, прогулочные палубы, рестораны), в состояние праздности и при отсутствии телевизора, будит практически у всех туристов потребности интенсивного развлечения и общения. Экскурсионные программы лишь частично поглощают время и энергию, созерцание в бинокль тех, что медленно проплывают мимо берегов достаточно быстро надоедает. Потому программам развлечения на самом судне уделяют большое внимание. К услугам туристов библиотека, постоянные развлекательные программы, лекции по истории и другой тематике в зависимости от характера преобладающей 1-рупны туристов (национальность и язык, уровень образования, возраст, интересы), палубы для отдыха, праздники при участии артистов и всех туристов, например «праздник Нептуна», игры, танцы, кино, выдумки и развлечения аниматоров, бессмертные лекции «о дружбе и любви» и др. Предусматриваются зеленые стоянки с непременным пикником на природе и шашлыком. Для всех туристов в начале круиза по постоянной традиции - непременный коктейль от имени капитана судна и по завершению круиза прощальный ужин. Возможности для организации активных видов отдыха на самых речных судах, по сравнению с морскими гигантскими, на которых есть даже поля для мини гольфа, значительно ограниченные. Однако, изобретательность организаторов речных круизов доставляет туристам массу удовольствий и развлечений.

Познавательные цели и туристские впечатления.

Речные и озерные круизы выгодно отличаются от морских наличием информативных видов на побережье, переменных по мере продвижения по маршруту, большим количеством стоянок, наличием гидротехнических сооружений, шлюзов и дамб, которые являются объектами экскурсионного показа. Плавание по рекам сопровождается меньшей склонностью влияния ненастья, штормов и волнения, меньшими расходами на содержание судна. Как правило, маршруты туров пролегают во внутренних водах и, следовательно, туристские формальности упрощены или отсутствуют. Рейсы проходят с остановками в небольших городах, посещения которых позволяют познакомиться с местной культурой, ценным историческим и культурным наследием, сборами частных и государственных коллекций в местных музеях и др.

Метод путешествия.

Круиз позволяет сделать туристу путешествие на достаточно длительное расстояние (маршрут Одесса (1) – Стамбул (2) - Хайфа (3) – Александрия (4) – Афины (5) – Валлетта (6) – Неаполь (7) – Барселона (8) – Одесса (1) составляет 4068км), при этом перемещение осуществляется не затруднительно для туриста, большая часть переходов осуществляется ночью, когда туристы спят. Не нужен частое изменение гостиниц, устройства в номере, сбор и распаковка вещей, транспортировки багажа. Каюта закреплена за пассажиром на все время круиза. Таким образом, перемещение является процессом и методом отдыха, а не самоцелью. Этот вид отдыха можно определить как «оседло-кочевой». Это важный фактор, который позволяет экономить и рационально использовать время для отдыха и развлечений и в период путешествия посетить много туристских центров. С другой стороны, круизные туристы не берут ночевку в месте посещений, обычно питаются на корабле и относительно дестинації туристами не считаются и в туристской статистике не учитываются.

Профессионально-деловые цели.

При организации конференции или совещания важным фактором является компактное обитание участников, сокращаются потери времени на сбор, и ограниченное пространство, что не позволяет влиять отвлекающим деловым (или не деловым) мотивам или просто пойти из заседания или семинара по другим делам. Часто трасса рейсу проходит в местностях, не охваченным действием сотового телефона. Во время, свободно от деловых заседаний и встреч, участникам предлагается активная культурная программа. Это позволяет установить личные контакты, содействующее укреплению дружеской атмосферы и взаимопонимания.

Паломнически цели.

Значительная часть святых мест и монастырей при них расположена на отделенных островах. Такими можно указать - Афон в Греции, Валаам и Коневец на Ладожском озере и другие. Впервые описания таких перевозок были описаны игуменом Даниилом в 1065 г. при паломничестве в Афон на Святую Землю. Путешествие в XIX в. на остров Коневец детально описано Н. Лесковим. Добраться до острова туристы и паломники могут только специальным катером или пассажирским судном. Для посещений Афона необходимое специальное разрешение, на остров допускаются только мужчины, желательно иметь бороду.

Паломники, нередко имеют собственный транспорт и суда для паломников. Целые путешествия определяют минимальный комфорт перевозки. Местные паломническі службы активно используют возможности туризма для пополнения монастырской казны за счет пожертвований, продажи атрибутов и символики, изданий, сувениров, а также входной платы и платных экскурсий. При посещениях острова Валаам и местной обители для иностранных туристов установленные повышенные цены и при востоке на берег - искусный монах точно определяет иностранца в толпе туристов и требует из него надлежащую плату.

В каждом бассейне действуют пассажирские линии, среди которых различают: внутренние (каботажные), связывая между собой российские порты; международные (заграничные), связывая российские порты с иностранными; местные, осуществляющие перевозки в пределах какого-либо региона, района, субъекта федерации; пригородные - деятельность портового пассажирского флота.

На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая форма - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения.

В зависимости от формы сообщения линии подразделяют на:

    транзитные - протяжностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;

    местные - протяжностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);

    внутренне городские, действующие в черте города (речные трамваи);

    переправочные, действующие между пунктами противоположных берегов.

За скоростью движения судов и условиям проезда линии бывают: экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские. Пассажирские линии в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания подразделяются на: транспортные, туристские и экскурсионные.

Транспортные линии - это линии, которые обеспечивают транспортные связи между пунктами и что работают по заранее опубликованным расписаниям. Они обслуживаются судами речного флота.

Туристские линии - линии, которые обслуживаются судами речного ф ю да и что обеспечивают перевозку туристов по специальному маршруту и расписанию с длительностью рейсового оборота более 24 ч.

Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот меньше 24 ч.

Все непродолжительные речные путешествия можно разделить на 2 разновидности: экскурсионные и прогулочные рейсы.

К экскурсионным рейсам относятся поездки экскурсантов, которые осуществляются на речных судах с целью ознакомления с памятными, историческими и другими выдающимися достопримечательностями длительностью не более 24 ч.

К прогулочным рейсам относятся перевозки групп туристов, которые осуществляются непродолжительное время с целью отдыха и ознакомления с памятными историческими и другими выдающимися местами, осуществляемые, как правило, между двумя портами с мероприятиями и остановками у них или без мероприятий и остановок. Эти рейсы могут быть длительностью более или менее 24 ч. Рейсы длительностью меньше 24 ч осуществляются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригородных и внутренне городских зонах.