Нерон - биография, фото, личная жизнь, жёны, правление императора. Император Нерон: редкий извращенец и убийца матери

Нерон - биография, фото, личная жизнь, жёны, правление императора. Император Нерон: редкий извращенец и убийца матери

Нерон Неро́н

(Nero) (37-68), римский император с 54, из династии Юлиев - Клавдиев. Жестокий, самовлюблённый, развратный. В 59 повелел умертвить свою мать, в 62 - жену Октавию. В 64 сжёг бо́льшую часть Рима и, чтобы отвести от себя подозрения, начал преследовать христиан Рима. В дальнейшем способствовал восстановлению города. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества. Опасаясь восстаний, убежал из Рима и покончил жизнь самоубийством.

НЕРОН

НЕРО́Н (Nero) (15 декабря 37, Антий - 9 июня 68, Рим), римский император, правил в 54-68; полное имя при рождении - Луций Домиций Агенобарб (Lucius Domitius Ahenobarbus), полное имя после воцарения - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus). Два предварительных обстоятельства существенны для понимания исторической роли Нерона и общего характера его власти - его происхождение и его связь с греческой культурой.
Нерон родился в Антии, приморском городке, расположенном в 40 км к югу от Рима, от Агриппины Младшей и Гнея Домиция Агенобарба. Агриппина была дочерью Германика Цезаря и внучкой Друза Цезаря - двух членов фамилии императора Августа (см. АВГУСТ (император)) , наиболее полно воплощавших в общественном мнении Рима все традиционные добродетели древней римской аристократии. Август усыновил детей своей жены Ливии от первого брака с Клавдием Нероном - в том числе названного выше Друза, сам же был ранее усыновлен диктатором Юлием Цезарем (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий) . Дед Нерона, таким образом, соединил в себе и в своих потомках - Агриппине и Нероне - два древнейших патрицианских рода - Юлиев (см. ЮЛИИ-КЛАВДИИ) , ведших свою генеалогию от основателей Рима Энея (см. ЭНЕЙ) и Ромула (см. РОМУЛ) , и Клавдиев, на заре римской истории породнивших первых римских поселенцев с обитавшими здесь сабинянами (см. САБИНЯНЕ) (Тацит. Анналы. IV, 9). Отец Нерона, внучатный племянник Августа (внук его сестры Октавии), происходил по отцу из древнего (засвидетельствован с 4 в. до н. э.) плебейского рода Домициев; род был крайне разветвлен, представлен самыми разнообразными семейными связями, так что в числе свойственников Гнея Домиция Агенобарба обнаруживаются, в частности, носители самых громких имен среди «последних республиканцев» - Катон Младший (см. КАТОН Младший) , Брут (см. БРУТ Марк Юний) и Кассий (см. КАССИЙ) .
Для массового римского сознания древность рода и обилие в нем лиц, прославившихся подвигами во славу государства, были живой, актуальной характеристикой лица, к этому роду принадлежавшего (Тацит. Анналы. XIII, 1, 2). Семья Нерона - в полном противоречии с нравами, в ней реально царившими, и с нравственными характеристиками ее членов - в принципе и в идеале могла служить в глазах современников символом вековой преемственности патрицианских родов основателей Города, носительницей традиций народа и его вечных ценностей. Август сделал все, чтобы увековечить именно такой ее образ. Нерон сделал все, чтобы его разрушить. Он был последним императором римского патрицианского происхождения и своей деятельностью, направлением своих реформ, всем своим обликом, даже своей смертью, как бы засвидетельствовал полную исчерпанность генеалогически в нем воплощенной исконно римской морально-политической традиции. Далее могли предприниматься попытки ее возродить - продолжить ее после Нерона стало невозможно.
Эллинофильство
Нерон был первым и, в сущности, единственным принцепсом эпохи Ранней империи, для которого восточно-окрашенный эллинизм (см. ЭЛЛИНИЗМ) стал основой биографии, второй натурой и принципом государственно-политического поведения. Восточного происхождения были обе его кормилицы, осуществлявшие также его начальное воспитание; греками - оба первых наставника; подбором и интерпретацией текстов для чтения Нерона в отрочестве ведал Хэремон, грек из Египта, автор известных работ по истории египетских фараонов и жречества. Любовницей Нерона, с которой его связывало необычно сильное и длительное чувство, была гречанка-вольноотпущенница Акте.
Одиозный эпизод «брака» Нерона со жрецом Кибелы (см. КИБЕЛА) Пифагором, где Нерон выступал в качестве «жены», есть много оснований рассматривать как обряд посвящения императора в один из восточных культов. С Грецией и Востоком главным образом связана художественно-артистическая деятельность Нерона: местом своего первого сценического выступления он выбрал полугреческий Неаполь, роли исполнял в греческих трагедиях, преимущественно Еврипида (см. ЕВРИПИД) , сохранились названия только двух трагедий, им самим написанных, - одна называлась «Аттис», другая - «Вакханки». Все это не исчерпывалось бытовыми обстоятельствами или литературными вкусами, но было сознательно создаваемой идеологией, единым строем жизни и культуры, получившим в исследовательской традиции наименование «неронизма».
Отец Нерона умер в 40; в январе 49 Агриппина выходит замуж за Клавдия (см. КЛАВДИЙ (император)) , брата своего отца Германика и правящего римского императора. 25 февраля 50 Клавдий усыновляет Нерона, фактически делая его наследником в обход Британника - своего сына от предыдущего брака. В 53 Нерон женится на дочери Клавдия Октавии. 13 октября 54 Клавдий, отравленный Агриппиной, умирает; преторианцы (см. ПРЕТОРИАНЦЫ) и тут же вслед за ними сенат провозглашают Нерона принцепсом и присваивают ему все титулы и полномочия, делавшие его верховным правителем Римской империи.
Первый период правления. 54-59 гг.
Первый период правления Нерона длился с 54 до первых месяцев 59. В эти годы Нерон находился под сильным влиянием философа Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней) , которому с 49 было поручено воспитание наследника. В начале 56 Сенека обратился к Нерону с трактатом «О милосердии» («De Clementia»), где сформулировал идеологическую программу нового принципата (см. ПРИНЦИПАТ) . Суть трактата выражена в его названии: если ранее всеобщее убеждение состояло в том, что власть принцепса основывается на сосредоточении в его руках ключевых республиканских магистратур (см. МАГИСТРАТЫ (в Риме)) , так что юридически, идеологически и социально-психологически он оставался магистратом Римской республики, «первым среди равных», а отношения его с гражданами регулировались законами государства, то отныне согласно предлагаемой программе эти отношения должны были определяться лишь его clementia - милосердием, благоизволением. При этом, однако, предупреждал Сенека, власть его не становится тиранической, а остается правовой, но не в старом смысле, унаследованном от республики, а в той мере, в какой соответствует интересам всех управляемых народов и «благу» как нравственному закону Вселенной.
На этих идеях была основана программа правления, изложенная Нероном в инаугурационной речи, и влияние их можно усмотреть на протяжении первого периода его деятельности, прежде всего в отношении к сенатской традиции и в социальной политике. В сенате, власть которого как республиканского учреждения в принципе была альтернативна власти императоров и потому последними обычно всячески ограничивалась, в эти годы продолжалось обсуждение важных государственных вопросов, по которым принимались соответствующие решения. Нерон поддерживал эту атмосферу, неодобрительно относясь к чрезмерной льстивости сенаторов и обуздывая ее.
Назначение в 54 Корбулона, консулярия и отпрыска древнейшей сенаторской фамилии, главнокомандующим на парфянском театре военных действий было данью его выдающимся талантам полководца, но в то же время и явным подарком сенату. Нерон неоднократно защищал сенаторов от возводимых на них обвинений. В те же годы он принял ряд актов, облегчавших положение простого народа (многочисленные денежные раздачи, меры по ограничению доходов откупщиков, 58 г.) или таких, что соответствовали привычкам и вкусам римской толпы (увеличение числа зрелищ и их пышности; устранение из цирков воинской стражи и др.). То были действия принцепса, направленные на гармонизацию общественной атмосферы и в этом смысле вполне укладывавшиеся в программу clementia.
Доктрина clementia несла в себе, однако, и другие потенции. В условиях середины 1 в. проповедь императорского благоизволения как замены закона означала на деле освобождение власти от того созданного Августом (см. АВГУСТ (император)) сплава республиканских форм и имперских реальностей, который выполнял роль неписаной конституции Империи - бесконечно нарушавшейся, и тем не менее сохранявшей значение единственной существующей нормы. На практике clementia вела к созданию морально-политического вакуума, который мог быть заполнен любыми прихотями правителя. На протяжении первого периода правления Нерона об этих потенциях доктрины говорили лишь безнаказанные ссылки и убийства, осуществлявшиеся Агриппиной; сам Нерон в большинстве случаев держался от них в стороне.
Второй период правления. 59-66 гг.
Второй период правления Нерона охватывает 59-66 гг. Он ознаменован успешными военными действиями на границах империи. В 61 в Британии вспыхнуло грандиозное восстание местных племен под предводительством царицы племени иценов Боудикки; оно было энергично подавлено Светонием Паулином. На Востоке продолжалась борьба с Парфией (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) за власть над Арменией. Корбулон завершил ее в 63 скорее дипломатическим, нежели военным путем: верховная власть передавалась парфянскому царевичу Тиридату, но с тем, чтобы он принял ее из рук Нерона, и Армения тем самым попадала в положение вассального государства Рима. Положение на Востоке вскоре осложнилось решением наместника провинции Сирии Цестия Галла, под чьей юрисдикцией находилась также Иудея, облегчить положение местного населения, полностью обнищавшего, собрав подати не с него, а из сокровищ Иерусалимского храма, которые и состояли из налогов. Антиримски настроенные низы усмотрели в этом покушение на народную святыню и в 66 ответили войной, которая поначалу складывалась для римлян крайне неудачно, Нерон поручил руководство военными действиями Флавию Веспасиану (см. ВЕСПАСИАН) (будущему императору). Он вел их на протяжении пяти лет с переменным успехом, и только в 71 его сын Тит (см. ТИТ (император)) завершил войну взятием Иерусалима и разрушением храма.
Общая атмосфера правления и отношения Нерона с сенатом изменились после марта 59, когда по приказу Нерона была убита его мать Агриппина. Властная и бесконечно тщеславная, она стремилась контролировать управление империей и препятствовала реализации программы Нерона. «Вслед за тем, - пишет Тацит, - он безудержно предался всем заложенным в нем страстям, которые до этой поры если не подавляло, то до известной степени сдерживало уважение к матери» (Анналы. XIV, 13). Суть дела не сводилась к «страстям» - она состояла все в той же установке Нерона на создание в Риме восточно-эллинистической общественной атмосферы и на превращение власти принцепса в деспотическую - установке, которая в силу вышеобозначенных причин оборачивалась и при дворе, и в обществе безответственным эстетизмом, скандальным легкомыслием и криминальными интригами. Реализовались они в основном в трех областях - в антисенатском терроре, в популизме и в публичном (а для римских традиционных нравов и скандальном) стиле жизни и артистической деятельности самого принцепса и его окружения.
Нерон провел ряд реформ в сфере обычного судопроизводства. Судебные расходы, прежде покрывавшиеся тяжущимися сторонами, стали оплачиваться из казны; за судебную защиту установлена твердая плата; судебные дела казначейства переданы обычным гражданским судам; уточнены и улучшены правила оформления завещаний (Светоний. Нерон. 17). Процессы сенаторов, однако, продолжали, как и ранее, рассматриваться в сенате; они возбуждались чаще всего по обвинению в государственной измене или в «оскорблении величия» (прежде - величия римского народа, ныне - величия принцепса) и инициировались обычно младшими членами сената, получившими название delatores - доносчиков.
Внешние признаки судебного разбирательства сохранялись, но так как всем было ясно, что обвинители действуют по подсказке принцепса, и цель состояла в уничтожении лиц, которых он счел для себя опасными, то заканчивались такие процессы, как правило, обвинительным приговором - ссылкой, конфискацией имущества или, чаще, смертью. Кроме того, дела высших магистратов или лиц, близких к императору, рассматривались его семейным судом. Здесь уже не предполагалось никаких правовых норм, и все решалось мнением принцепса, членов его семьи и приглашенных приближенных; здесь тоже обычный исход бывал смертным. Нередки были и случаи смертного приговора, выносимого императором лично без всяких обоснований.
Начавшись в 62 году, такие процессы шли crescendo. Обнаружить в них единую направленность и общую государственно-политическую стратегию не удается. Уничтожены или сосланы были многие выходцы из старой аристократии, такие как Рубеллий Плавт или Юний Силан Торкват; наряду с ними - сенаторы, родовитостью вовсе не отличавшиеся, но увлекавшиеся стоической философией: среди них, например, сослан был Гельвидий Приск и убиты «воплощенная добродетель» (Тацит. Анналы. XVI, 21) - Тразея Пет и Барея Соран; по всему судя, совершенно произволен и не связан ни с каким разбирательством был приказ Нерона полководцу Корбулону покончить с собой, что тот и выполнил; наконец, немало было, по-видимому, и лиц вроде сенатора Антистия Ветра, просто диссонировавших своим скромным и спокойным стилем жизни с атмосферой, складывавшейся в столице и при дворе.
Как для этой атмосферы, так и для этих репрессий особенно показателен заговор Пизона, раскрытый и подавленный в 65, повлекший за собой резкое усиление террора и ставший в тот год главным событием в отношениях Нерона с сенатом и всем высшим слоем римского общества. Заговор был составлен офицерами преторианцев, предложившими Пизону стать принцепсом вместо Нерона и втянувшими в него какое-то число сенаторов и всадников, а также некоторых людей, близких Нерону, как поэт Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней) ; большинство сенаторов и магистратов, репрессированных впоследствии в связи с заговором, как Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай) , автор «Сатирикона», скорее всего отношения к нему не имели. Наиболее показательна фигура самого Луция Кальпурния Пизона. То был совершенно нероновский человек - приятель императора, участник его оргий, певец и актер-любитель, виртуоз игры в шашки; в то же время - человек родовитый, обходительный, популярный, многим оказывавший помощь, денежную и судебную. Ни его согласие возглавить заговор, ни (за незначительным исключением) дальнейшее поведение заговорщиков не указывают на наличие у них серьезной политической программы и продуманной тактики. Заговор был не столько альтернативой той атмосфере, что создавал Нерон, сколько ее порождением, свидетельством ее универсального распространения в высших слоях римского общества.
На фоне нарастающего антисенатского террора особенно рельефно выглядела время от времени забота принцепса о городском плебсе. Интересам широких слоев соответствовали проведенные Нероном упомянутые выше реформы в области судопроизводства и взимания налогов. Особенно масштабно, однако, проявилось внимание принцепса к населению Рима во время пожара 64. То был самый грандиозный пожар за всю историю города. Он уничтожил большую часть столицы и лишил крова сотни тысяч людей. Нерон тут же создал временные убежища для погорельцев и наладил их питание, из своих средств обеспечил скорейшую очистку города от завалов и пожарищ, отстроил портики, позволявшие людям скрыться от палящего солнца; казна выдавала субсидии тем, кто брался за строительство новых домов с обязательством закончить их в кратчайший срок.
Причины пожара точно не устанавливаются. Одна версия состояла в том, что первыми загорелись бесчисленные лавчонки, которые в большинстве принадлежали выходцам с Востока, и временные жилища, где они ютились. Ярость толпы обратилась прежде всего против них, а так как христианство считалось одной из восточных сект, то и против христиан, свирепые преследования которых стали по приказу Нерона в угоду народу осуществляться правительством (см. подробнее: Тацит. Анналы. XV, 44). Другая распространенная версия состоит в том, что город был подожжен по приказу Нерона.
Здесь, в свою очередь, называются две мотивировки. Согласно первой, Нерон стремился пережить небывало острое художественное наслаждение, глядя как обращается в гигантский костер миллионный город, семихолмный центр мира. Согласно второй, план его состоял в том, чтобы дать пламени уничтожить памятники, в которых жил многовековый древний Рим, дабы, навсегда покончив с прошлым, построить на его месте новый город, соответствовавший новой эпохе. Последний замысел, независимо от того, был ли он у Нерона, в значительной мере осуществился: перестройка Рима после пожара была настолько радикальной, что заслужила у историков название «римской архитектурной революции» и полностью изменила облик не только столицы, но многих городов империи. Республиканский Рим остался воспоминанием; непосредственно переживаемой многовековой историей, материализованной в архитектуре и пейзаже, он быть перестал.
Меры Нерона, направленные на помощь народу и соответствовавшие его интересам при нарастающем терроре против древних родов и сенатской аристократии, не могут рассматриваться как последовательная государственно-политическая установка, призванная изменить социальную структуру римского общества. Против этого распространенного взгляда говорит как спорадичность подобных мер, так и несвязанность их с экономическими основами народной жизни. Поддержка оказывалась в основном римскому городскому плебсу, люмпенизированному и готовому в обмен способствовать той зыбкой атмосфере легкомысленно скандального произвола, то веселого, то жуткого, которую распространял Нерон.
Атмосфера эта призвана была воплотить новую систему ценностей, которой, по замыслу Нерона, надлежало сменить традиционно римскую. Ключевыми словами последней были mos maiorum - верность нравам предков, pietas - уважение к традиции и исторически сложившейся общественной реальности, virtus - гражданская доблесть; ключевое понятие первой выражалось греческим словом «агон» - состязание. По приказу принцепса в Риме и в городах империи по нарастающей проводились состязания поэтов и актеров, певцов и музыкантов, а также конные ристания. Наиболее масштабными и пышными среди таких игр были Ювеналии (59) и Неронии (первые 60, вторые 65).
Они выполняли тройную задачу. Во-первых, участие в них - добровольное или по принуждению - сенаторов и всадников, бывших магистратов, женщин из знатных семейств, по прежним меркам непристойное и недопустимое, уничтожало нравственные нормы традиционного римского общества и превращало аристократическую элиту Рима в прихлебателей Нерона, разделяющих его пороки и от него всецело зависящих. Во-вторых, поскольку игры обычно заканчивались выступлениями самого Нерона, среди зрителей размещались группы молодых людей, обязанных обеспечить ему шумный успех.
Наиболее известной был корпус так называемых августанов (Тацит. Анналы. XIV, 15; Светоний. Нерон 20,6). Он был создан в 59 из сыновей всадников (см. ВСАДНИКИ) в количестве 500 человек и дополнен в 64 четырьмя с половиной тысячами юношей плебейского происхождения. Постепенно цели их вышли далеко за пределы клаки - специально воспитанные в духе восторженного, в сущности религиозного поклонения Нерону, в театре они следили за публикой и доносили на каждого, в ком не было заметно должного восторга, причем последствия могли быть самыми трагическими. За пределами театра, в обществе, августаны все больше образовывали центр обожествления Нерона и его власти. Наконец, третья тенденция, которую агональная реформа общества должна была реализовать, шла в том же направлении: постоянно появляясь перед бесчисленными толпами, неизменно выходя победителем из любого состязания, увенчанный всеми возможными и невозможными венками и наградами, Нерон все больше превращался в глазах народа в царя и бога, носителя власти сакральной и абсолютной.
Последняя цель могла быть достигнута лишь отчасти, и то в основном в восточных провинциях. Лишенный опоры в социально-экономической и государственно-идеологической структуре общества, агональный принцип, как ранее принцип clementia, вел лишь к упразднению старых основ общественной жизни, не заменяя их никакими прочными и серьезными новыми и воплощаясь во все более разнузданном нравственно-политическом нигилизме, пример которого являли двор и император.
Новая аксиология Нерона, не имевшая опоры ни в римской, ни, собственно, в греческой традиции, после 59 года все отчетливей становится прикрытием морального произвола принцепса. Ясное подтверждение - вся расказанная Тацитом («Анналы» XII, 45 слл.; XIV, 1.60 слл. XVI, 6-7) история любовной связи Нерона с Поппеей Сабиной, женой Сальвия Отона (будущего императора 69 года) и, в 62 году, брак с ней. Чтобы его заключить, Нерон на основе ложных обвинений принудил к разводу свою жену Октавию, которая вскоре была по его приказу убита. Показательно, что преследования Октавии вызвали волнения в Риме и протесты населения. Описание их у Тацита подтверждаются относящейся к той же эпохе трагедией «Октавия», авторство которой приписывается (скорее всего без оснований) Сенеке. Поппея умерла в 65 году при зловещих и не до конца ясных обстоятельствах.
Конец правления
Третий период правления Нерона - время пребывания принцепса в Греции; он охватывает вторую половину 66 и целиком 67 гг. В силу состояния источников наше представление о нем (как и о заключительном, четвертом, периоде) несравненно беднее, чем о двух первых: «Анналы» Тацита обрываются на середине 66, изложение в светониевой биографии Нерона становится особенно сбивчивым и хронологически неупорядоченным; восстанавливать события приходится на основании источников поздних и второстепенных (обзор их содержится в Приложении III к классическому изданию «Анналов» Г. Фюрно: Cornelii Taciti Annalium ab Excessu Divi Augusti Libri. The Annals of Tacitus edited with introduction and notes by Henry Furneaux. V. 2. B. 11-16. 2 ed. Oxford, 1907; reprint 1974, p. 473-484).
Цель поездки Нерона в Грецию состояла в утверждении образа его как любимца Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) , царя-артиста, доказывающего сакральный и абсолютный характер своей власти непрерывными победами в состязаниях. Вызывая неизменный восторг толп, он выступал на них в качестве глашатая, трагического актера, кифареда и возницы, повторяя при этом, что «конные состязания - забава царей и полководцев древности; их воспели поэты и устраивались они в честь богов» (Тацит. Анналы. XIV, 14). Править делами в Риме Нерон оставил своего вольноотпущенника Гелия, сам же прерывал ради них артистическое турне редко, неохотно и только по двум поводам. Первый состоял в продолжении антисенатского террора, который именно в эти месяцы достиг своего апогея, второй - в поисках средств для покрытия фантастических расходов по пребыванию Нерона в Греции. Большинство источников говорит об ограблении с этой целью казны греческих городов и о казни многих богатых греков с последующей конфискацией их имущества (Дион Кассий. Римская история. LXIII, 11). Отчасти для моральной компенсации ущерба, нанесенного стране и своей репутации, отчасти в порядке реализации своей идеологической программы Нерон завершил свое пребывание торжественным провозглашением Греции свободным государством.
Четвертый, заключительный, период правления Нерона охватывает время с января по июнь 68. Он представляет собой логичный итог правления Нерона: все более руководствуясь в политике идеологическими химерами, он изолировал себя от всех реальных сил общества, и в решающий момент они от него отвернулись. 19 марта Нерон в Неаполе наблюдал за упражнениями атлетов. Ему доложили о том, что в Лугдунуме (ныне Лион) состоялся съезд галльских племен, объявивший его узурпатором и предложивший императорскую власть Юлию Виндексу, наместнику одной из галльских провинций и галлу по происхождению. Виндекс предложение отклонил, но убедил принять его наместника Тарраконской Испании Сервия Гальбу, который во главе расквартированного в его провинции легиона двинулся на Рим.
Слухи о ненадежности легионов доходили также из Африки и из германских провинций. У Нерона была полная возможность, опираясь на верные ему войска, подавить начинавшийся мятеж, но именно с этого времени поведение его становится совершенно непредсказуемым - нерешительным и противоречивым. Более месяца он продолжает жить в Неаполе, выступает как кифаред, проводит время в пирах и утехах. В первых числах марта он отдает приказ убить Гальбу, но 27 марта узнает, что приказ остался невыполненным. Тогда только Нерон возвращается в Рим, отзывает войска, находившиеся в походе против кавказских племен, дабы направить их против Виндекса, формирует с той же целью новый легион - I Вспомогательный, и... объявляет о своем намерении удалиться в Египет, после чего впадает в нервный кризис и полное бездействие.
В Риме - нехватка продовольствия, напряжение и разброд; сенаторы и большая часть всадников с нетерпением ждут падения Нерона, люди из городской массы, привыкшие пользоваться щедротами Нерона, «ходят мрачные и жадно ловят слухи» (Тацит. История. I, 4). Преторианцы, которые некогда провозгласили Нерона императором и всегда были ему преданы, и их префект Офоний Тигеллин, один из самых близких Нерону людей, загадочным образом на всю весну исчезают с военно-политической арены, пока 10 июня второй префект претория Нимфидий Сабин не уговаривает их присягнуть Гальбе. В тот же день сенат решает отступиться от Нерона и признать Гальбу. Нерон уезжает из Рима и на следующий день кончает с собой. «Низвергли его не Виндекс со своей безоружной провинцией, - скажет впоследствии Гальба, - и не я с моим единственным легионом, а чудовищная его жестокость и страсть к наслаждениям; неудивительно, что Нерон - первый принцепс, чья память объявлена проклятой» (Тацит. История. I, 16).
Искусство и литература эпохи Нерона
Отражение идеологической программы, общественной атмосферы и эстетических принципов, объединяемых понятием «эпоха Нерона», представлено наиболее полно в архитектуре, в настенной живописи и в литературном стиле «серебряной латыни». Архитектурная революция 64 года изменила как планировку городов, так и тип домов. По правилам, установленным Нероном, расширены были улицы, дома ограничены собственными стенами (то есть запрещены пристройки), ограничена этажность, запрещено застраивать дворы. Тем самым была преодолена скученность и теснота, столь характерные для позднереспубликанского и раннеимператорского Рима. При этом важно учитывать, что, по данным многих источников, именно эта теснота воспринималась как свидетельство сплоченности и гражданской солидарности - одной из основных ценностей старой римской общины.
Популярность введенных правил говорило о том, что такое восприятие тесноты во многом себя изжило - реформы Нерона в данном случае подтвердили и стимулировали этот процесс. Тот же перелом в восприятии и оценке жилой среды сказался и на архитектуре дома. До 64 ее основными разновидностями были либо особняк атриумно-перистильного типа, либо многоквартирная и многоэтажная инсула (см. ИНСУЛА) , этажи которой надстраивались от случая к случаю, поддерживались подпорками, без соблюдения каких-либо правил безопасности. После 64 основной разновидностью жилого дома становится инсула, но совсем другого типа, возникшая во вкусе нероновского космополитизма из взаимодействия этрусской, карфагенской, эллинистической градостроительной практики и местных римских традиций, - отдельно стоящий кирпичный двух- или трехэтажный дом с галереей лавок по первому этажу и большими окнами. Примером старой, донероновской жилой архитектуры принято считать Помпеи (см. ПОМПЕИ) , примером новой, распространившейся после «архитектурной революции», - Остию (см. ОСТИЯ) .
Наиболее полным архитектурным воплощением «неронизма» является так называемый Золотой Дом (Domus Aurea) - дворец, который Нерон отстроил для себя сразу после пожара, правда, не успев его закончить. Он был построен в виде виллы - загородной резиденции, приспособленной к отдыху, просвещенному досугу и наслаждению природой, и окружен садами и водоемами, с небольшими беседками на двух собеседников, миниатюрными каскадами и фресками по стенам. Отделка отличалась необычайной роскошью - строения дворца тонули в позолоте, драгоценностях и перламутре. Вестибюль представлял собой квадратный двор, окруженный портиками, в центре которого возвышалась 35-метровая статуя Нерона, отличавшаяся поразительным портретным сходством. Программным было именно это сочетание пасторальной изысканности и ослепляющей роскоши, просторного сельского пейзажа и плотной исторической застройки городского центра, в которую этот пейзаж был контрастно вставлен, гедонистической атмосферы всего комплекса и сакрально грандиозного изображения обожествленного владыки. Все это настолько демонстративно противоречило римским традициям, вкусам и нравам, что после Нерона Веспасиан (см. ВЕСПАСИАН) снес большинство построек, а на месте искусственного озера выстроил Колизей (см. КОЛИЗЕЙ) и подарил его городу.
Эпохе Нерона в римской настенной живописи наиболее полно соответствует стиль, представленный помпейскими памятниками 40-х - 70-х гг. Основные его черты - сюжеты из греческой мифологии, связанные с причудливым сочетанием форм, в природе разобщенных, с метаморфозой и травестией; широкое изображение архитектуры, представленной в положениях с точки зрения жизненной реальности заведомо немыслимых (альков, нарисованный на плоскости стены, в который вписаны садовые ротонды или верхушки зданий); использование фресковых сюжетов и мотивов для перспективного «пролома» стены и создания в замкнутом объеме комнаты ощущения пространственной бесконечности (рисованные портики, уходящие в стену, рисованные двери, намекающие на ощущаемое за ними пространство, крылатые фигуры, вылетающие из плоскости стены и как бы врывающиеся в комнату извне).
Подобная эстетика противоестественного не ограничивается настенной живописью. В годы Нерона она формирует быт, прикладное искусство, даже кулинарию - изделие оклеивается материалом, выглядящим по-другому, чем тот, из которого оно реально сделано, свинина подается в виде голубя, ножка стола состоит из рельефного изображения лапы льва, переходящей в торс мальчика. В сфере литературы эта эстетика ярче всего проявилась в стилистике так называемой «серебряной латыни». К ней принадлежат авторы, именами которых прежде всего отмечена эпоха Нерона - философ Сенека, (см. СЕНЕКА Луций Анней) автор эпической поэмы «Фарсалия» Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней) , Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай) - создатель плутовского романа, отрывок которого вошел в историю литературы под названием «Сатирикон».
Все они были уничтожены Нероном по подозрению в связи с заговором Пизона, но до этого входили в ближайшее окружение принцепса. При всех их коренных отличиях друг от друга, они целиком усвоили и выразили эстетические установки, для этого окружения и этой эпохи типичные: оценка изложения прежде всего по его эффектности, придание изложению заостренного, нервно напряженного характера, построение фразы на контрастах, смешение лексических и синтаксических моделей классического литературного языка с вульгаризмами и неологизмами. «Испорченная речь нравится там, где извратились нравы», - объяснял всеобщее увлечение подобным стилем Сенека, сам отдавший ему щедрую дань (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. CXIV, 11). Важно отметить, что настенные фантастические пейзажи нередко обладают своим пряным обаянием, что серебряная латынь вошла с Сенекой и Тацитом в сокровищницу римской литературы; при Нероне, однако, они воспринимались как знамения эстетики противоестественного, выдававшей самую сущность этой эпохи.
Нерон как образ и культурно-исторический тип
Жизнь и деятельность Нерона характеризуются, с одной стороны, особой исторической ситуацией - нарастающим ощущением исчерпанности традиционного общественного уклада при отсутствии еще сколько-нибудь определившихся форм, призванных его сменить, и, с другой, - особым типом личности, не способной адекватно видеть реальность, авторитарной и произвольной в своих решениях, неуравновешенной, эксцентричной и жестокой. Сочетание подобной ситуации и подобного типа личности повторяется в истории неоднократно.
В нем обнаруживается некоторая психологическая модель власти, которая, никак не будучи реально связана с Нероном, соотнесена с ним как со своеобразным эталоном, воспринимается как его эхо. Острое ощущение устарелости существующего уклада жизни побуждает властителя заменить его отношениями и ценностями, которые представляются ему более современными, привлекательными и живыми. Но поскольку ясной, исторически созревшей и потому приемлемой для общества альтернативы существующему укладу нет, то властитель начинает чувствовать себя вправе и даже обязанным такие отношения и ценности создать и утвердить - создать, несмотря на их абстрактность, субъективность, фантастичность, утвердить вопреки принятым и еще живым нормам, опираясь на принуждение и жестокость, на абсолютный характер своей власти, в силу которого он может позволить себе любое поведение, любую эксцентричность, любой эпатаж, раздражение, нервозность, подозрительность.
В той или иной мере эта тональность за много веков до Нерона окрасила жизнь и деятельность египетского фараона Эхнатона (см. ЭХНАТОН) , много веков после него угадывается в образе Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) и Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) в России, Людвига Баварского в Германии. «Нероновская» типология абсолютной власти перечисленными именами скорее всего не исчерпывается. В культурно-исторической памяти обобщенный и эмоционально насыщенный образ Нерона преобладал, а во многом преобладает и до сих пор над рациональным объяснением его исторического смысла. Уже современники, а вслед за ними и потомки, видели в Нероне не столько исторического деятеля, сколько необычную личность - чаще всего преступную.
Этот образ сразу же утвердился у римских историков - у Тацита (см. ТАЦИТ) , Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл) , Плиния Старшего (см. ПЛИНИЙ Старший) : первый назвал Нерона «чудовищем» (Анналы. XIV, 11), третий «врагом рода человеческого» (Естественная история. VII, 6, 2), а второй характеризовал словами «наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость» (Жизнеописание двенадцати цезарей. Нерон. 26). Традиция была тут же продолжена ранними христианами: апокалиптический зверь из бездны отмечен у св. Иоанна (см. ИОАНН Богослов) числом 666, представляющим собой сумму цифровых обозначений тех букв, что образуют в древнееврейской транскрипции имя «Нерон». Позднейшие христианские авторы живо обсуждали, является ли Нерон антихристом (Коммодиан, Сульпиций Север) или только его провозвестником (Лактанций (см. ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан) , блаженный Августин (см. АВГУСТИН Блаженный) ). Традиция сохранилась и в средние века: папа Пасхалий II (1099-1118) снес родовую усыпальницу Домициев, так как народ был убежден, что окружающие ее деревья служат приютом воронам, несущим в себе частицы души Нерона.
Тот факт, что в памяти культуры сохранился в основном образ Нерона, объясняет значительный удельный вес в литературе о нем беллетристических публикаций (напр., А. В. Амфитеатров, «Зверь из бездны»; Г. Сенкевич, «Камо грядеши»; В. С. Дуров, «Нерон, или актер на троне»; М. А. Кузмин, «Смерть Нерона»; G. Walter, "Neron"; J.-C. Pichon, "Saint Neron"). Начиная с позитивистской эпохи, однако, существует также исследовательская литература, посвященная Нерону, на аналитическом уровне объясняющая многое в исторической ситуации Нерона и в его политике. В массовом культурном сознании ее выводы сосуществуют с образом императора и корректируются ими. Мысль о том, что, разрабатывая - в положительном или отрицательном аспекте - тему Нерона, мы всегда так или иначе вынуждены иметь дело с его образом, неоднократно высказывалась в связи с деятельностью созданного во Франции «Международного Общества по изучению Нерона» (Societe Internationale d"etudes neroniennes).

Энциклопедия мифологии


  • Нерон - это император Древнего Рима.

    Родился Нерон в 37 году. Его отцом был Гней Домиций Агенобарб (т.е. «Рыжебородый»), который вскоре после рождения сына умер. Матерью его была Агриппина, старшая правнучка Августа. Она вторично вышла замуж за императора Клавдия, который усыновил Нерона, а затем отдал ему в жены свою дочь Октавию. Учителем Нерона был знаменитый философ Сенека.

    В 54 году, когда Клавдий был убит, Нерон стал императором под именем Клавдия Цезаря Августа Германика. В первые годы своего правления, будучи очень молодым, Нерон полностью находился под влиянием Агриппины, Сенеки и Бурра. Первые годы его правления были достаточно мягкими. Нерон проявлял неумеренное влечение к выступлениям на сцене в качестве певца и на арене в качестве гладиатора. Он принуждал к участию в гладиаторских сражениях даже сенаторов и всадников. Истинными наклонностями Нерона были страсть к зрелищам и дикому разврату.

    В 58 году Нерон сблизился с Поппеей Сабиной, которая в то время была замужем за Отоном, приятелем Нерона. Однако это было не помехой для императора. Он добился развода Отона и Поппеи, сам развелся с Октавией и женился на Поппее. По наущению своей новой жены Нерон приказал убить свою мать, которая чересчур активно вмешивалась в дела государства.

    Нерон трижды пытался отравить Агриппину, однако это было безуспешно, потому что она принимала териак - противоядие. Он подсылал вольноотпущенника, чтобы он заколол ее и даже пытался обрушить потолок и стены ее комнаты, пока она спала. Однако ей удавалось избегать смерти. Тогда Нерон предложил ей совершить поездку на корабле, который в пути должен был разрушиться. Но Агриппина чуть ли не единственная, кому удалось спастись. Нерон был разъярен, он в открытую приказал убить ее. Агриппина, увидев солдат, поняла свою участь. Она попросила заколоть ее в живот, тем самым давая понять, что глубоко раскаивается в том, что родила такого сына.

    Нерон убил и свою родную тетку, Домицию Лепиду, наследство которой его так сильно привлекало.

    «Нерон мучается от угрызений совести после убийства матери», репродукция картины Джона Уильяма Уотерхауза, 1878 г.

    В начале 60-хх годов поведение Нерона резко изменилось. В 62 году умер его многолетний наставник - Бурр. Император практически отстранился от управления государством. Этот период известен как период деспотии и произвола. Было большое количество казней, которые не обошли стороной бывшую жену Нерона - Октавию. Вторая жена Сабина также была убита, будучи беременной от Нерона. В том числе были казнены и старые политические противники Нерона.

    В это же время в Риме начались гонения на последователей новой религии - христианства.

    Нерон постепенно стал отходить от управления страной, его интересы все больше сосредотачивались на искусстве. Он любил петь песни, сочинял пьесы и стихи, наслаждался участием в соревнованиях поэтов, а также спортивных состязаниях на колесницах.

    Нерон и Сенека, памятник в Кордове, Испания. Скульптор - Эдуардо Баррон

    В 64 году, видимо, по приказу самого же Нерона, был подожжен Рим. Император наблюдал за пожаром с Меценатовой башни. Пламя вызывало у него неимоверное наслаждение. При этом Нерон декламировал поэму собственного сочинения «Крушение Трои». Пожар бушевал пять дней. Полностью выгорело четыре из четырнадцати районов города, а семь сильно пострадали. Людей, которые остались без крова, Нерон впустил в свои дворцы.

    В память о пожаре Нероном был заложен дворец - «Золотой дворец Нерона», который так и не был достроен. Центром всего сооружения была 35-метровая статуя Нерона, называемая «Колоссом Нерона». Хотя, якобы Нерон и не был причастен к пожару, все же надо было найти крайних, на кого можно было бы свалить организацию пожара. Такими крайними стали христиане, которых и обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней.

    К этому бедствию Рима добавилась еще и чума, которая унесла жизни 30 тысяч людей. Неудачной была и внешняя политика Нерона. В 61 году в Британии подняло восстание племя иценов во главе с царицей Баудиккой. В результате этого восстания были разорены римские города, погибло около 80 тысяч римлян, а также их союзников. В 62 году в Армении римское войско под командованием Цезенния Пета было окружено парфянами и разоружено. В 65 году верхушка римской аристократии во главе с Пизоном составила заговор против Нерона. Однако он был раскрыт. Все, кто участвовал в заговоре, по приказу императора должны были покончить собой. Кстати, среди них был поэт Лукан и философ Сенека. В 66 году казни подверглись новые участники заговора - Фразея Пет и Барея Соран.

    В 67 году Нерон отправился в Грецию, где публично выступал в роли актера, певца и атлета, за что ему присудили множество наград. Нерон даровал Греции свободу. В 68 году император вернулся в Рим. В этот период пропретор Северной Галлии Гай Юлий Виндекс, которого возмущали жестокость и сумасбродство Нерона, стал собирать войска. Он хотел свергнуть императора и отдать власть в руки престарелого правителя Испании Гальбу. Нерон тоже стал готовиться к походу, собирая средства на войну самыми грабительскими мерами, например, он в несколько раз поднял цену на хлеб. Однако и все остальные войска вскоре подняли бунт. Солдаты перестали подчиняться императору.

    Нерон вынужден был покончить собой, однако так как силы воли у него на это не хватало, он принялся искать во дворце солдата или гладиатора, чтобы тот заколол его мечом. Во дворце были только рабы. Нерон со словами: «У меня нет ни друзей, ни врагов?» ─ выскочил из дворца с мыслью броситься в Тибр. Однако он не осмелился. Нерон вернулся во дворец и нашел там своего вольноотпущенника. Тот посоветовал ему отправиться на загородную виллу в 4 милях от города. Нерон так и сделал. Вместе с ним поехали 4 верных слуги. Он приказал им выкопать для него могилу. Вскоре прибыл курьер, который сообщил Нерону о том, что Сенат объявил его врагом народа и намеревается публично его казнить. Нерон никак не мог убить себя, воля все время покидала его. Вскоре послышался стук копыт. Он понял, что это едут его арестовывать. Нерон при помощи своего секретаря перерезал себе горло. Когда всадники въехали на виллу, они увидели лежащего в крови императора. Он был все еще жив. Один из всадников попытался остановить кровь, однако было поздно. Нерон умер со словами: «Вот она - верность!».


    Имя древнеримского императора Нерона дошло до наших дней и стало символом страха, ужаса и беспредела. Хотя жил он давным-давно, до нашего времени дошли невероятные и пугающие факты, которые ставят эту историческую личность не просто вне закона, а вне человеческой морали. Самые жуткие "страшилки" на фоне реальных поступков этого человека покажутся детским лепетом.

    1. Христиане-факелы


    Нерон никогда не был прогрессивным руководителем в вопросах политики. После Великого пожара в Риме, когда народ начал возмущаться его правлением, император использовал христиан в качестве "козла отпущения", обвинив их в пожаре. Начались страшные христианские казни. Нерон приказывал прибивать христиан гроздями к кресту и сжигать живьем. Часто горящие люди становились источником света на пиршествах императора. Под дикие вопли жертв Нерон мило беседовал со своими гостями.

    2. "Великий" композитор


    Известна и история о том, как Нерон музицировал в то время, как горел Рим. Император любил музыку и театр и сам выступал при любом удобном шансе. Он даже запирал ворота театра, требуя, чтобы люди внимательно слушали его невероятно длинные выступления и аплодировали. Порой слушатели спрыгивали со стен или даже притворялись мертвыми, чтобы только покинуть представление.

    3. Олимпийский лжечемпион


    Ещё одним увлечением Нерона был спорт. Этот император до сих пор удерживает мировой рекорд по количеству олимпийских побед - ему достались 1 808 Олимпийских венков, эквивалента золотых медалей тех лет. Как же он добивался подобных потрясающих результатов. Путем обмана!

    Известно, что в одной из гонок на колесницах Нерон приказал своим конкурентам использовать упряжки из четырех лошадей, а затем появился на колеснице, запряженной 10 лошадями. Несмотря на огромное преимущество, Нерон, правда, так и не пересек финишную черту - он упал с колесницы. Но судьи все-таки объявили своего императора победителем гонки.

    4. Дворец для оргий с гигантской статуей


    Одним из главных достижений Нерона было строительство Domus Aurea - золотого дворца удовольствий, подобного которому мир никогда не видел. Это было массивное здание, инкрустированное золотом, слоновой костью и перламутром. "Охраняла" этот дворец 37-метровая статуя Нерона. В потолке были предусмотрены раздвигающиеся панели, через которые на гостей падал "дождь" из цветов и духов. Использовалось же это строение для проведения оргий.

    Как сообщается, люди в дворце пировали до тех пор, пока не пересыщались, а затем устраивали оргии под падающими на них сверху лепестками роз. Весь этот декаданс можно было бы понять, если бы не одно но: Нерон построил свой эро-дворец сразу после Великого пожара в Риме, когда люди отчаянно нуждались в помощи. Domus Aurea рассматривался символом его эгоизма. Вскоре после смерти Нерона всё золото из дворца растащили римские граждане.

    5. Безумные оргии


    Рассказы об интимной жизни Нерона встречаются, пожалуй, в каждой книге о римской истории. Тацит рассказал историю о Нероне, который устроил массовую оргию, длившуюся нескольких дней. В конце концов, Нерон он провел имитацию свадебного обряда, в котором он женился на вольноотпущеннике по имени Пифагор (это был один из двух мужчин, на которых Нерон женился на протяжении всей своей жизни). По словам Светония, всякий раз, когда Нерон хотел немного выпустить пар, он привязывал голых мальчиков и девочек к столбам, одевался, как животное, прыгал на них и делал вид, что пожирает детей.

    6. Казнь Локусты


    Во времена Нерона была известна наемная убийца Локуста, которая специализировалась на отравлениях людей. По некоторым свидетельствам, мать Нерона, Агриппина, наняла Локусту, чтобы отравить своего мужа Клавдия, а затем пасынка Британнику. Через некоторое время после того, как Нерон пришел к власти, Локуста заплатила за свои преступления ужасным способом. По приказу Нерона ее публично изнасиловал "специально обученный жираф", после чего женщину разорвали дикие животные.

    7. Распятие апостола Петра


    Нерон казнил Петра, одного из учеников Иисуса. В 64 году, примерно через 30 лет после смерти Иисуса, Петр пытался распространить христианство по всему Риму, а в итоге был схвачен Нероном и распят головой вниз. При этом Петра убили в цирке, который Нерон использовал специально для публичных казней христиан. Эти убийства были таким популярным "видом спорта", что улицы рядом с ипподромом цирка были заполнены гробницами, полными костей жертв.

    8. Убийца матери


    В своих бесчинствах Нерон не ограничивался только обычными римскими гражданами. Он также убил свою семью, в том числе свою собственную мать, Агриппину Младшую. Историки расходятся во мнении, как именно Нерон умертвил ее, но сомнений в том, что убийство произошло по его приказу, нет.

    По словам историка Диона Кассия, Нерон отправил свою мать прочь на специально разработанном корабле. В море пол ее каюты раскрылся, как люк и Агриппина упала в море. Но она выжила и чудом доплыла до берега, где ее ждал убийца, посланный Нероном. Когда Агриппина увидел убийцу, то она попросила его "вырезать ей утробу, которая породила такого отвратительного сына".

    9. Убийство жены и нерожденного ребенка


    Некоторые историки считают, что решение Нерона убить свою мать было принято под влиянием его второй жены, Поппеи Сабины. Поппея была умной женщиной, которая очаровала императора, убедив его избавиться от его первой жены Октавии, а также его собственной матери, чтобы никто не мешал власти Поппеи. Некоторое время Нерон и Поппея купались в семейном счастье, но это не продлилось долго. Со временем у них стало возникать всё больше разногласий.

    Во время одного спора Нерон избил свою беременную жену - бросил ее на землю и нанёс несколько ударов в живот. Поппея умерла. Император затосковал. Несколько лет спустя он нашел мальчика по имени Спорус, который был очень похож на его бывшую жену, насильно кастрировал, одел его, как Поппею и публично женился на нем на глазах у всего Рима.

    10. Нерон-Антихрист


    Нередко Нерона называют "антихристом", и это неголословное обвинение. Согласно одной из теорий, Нерон может быть в буквальном смысле антигероем, описанным в Библии. Во-первых, если просуммировать порядковые номера букв в имени "Нерон Цезарь", то получится число "666". Кроме того, Книга Откровения говорит, что "зверь будет править сорок два месяца" - именно столько Нерон правил после Великого пожара в Риме.

    Впрочем, древний мир известен не только жестокими императорами. История знает, как минимум, .

    Благодаря латинским авторам возникла легенда о Нероне как о «худшем императоре Рима». Разве не он убил свою мать и сводного брата, а еще поджег Рим и расправился с христианами? Лишь спустя два тысячелетия историки задались вопросом: а если и правда не он? Или хотя бы не все эти ужасы организовал именно Нерон? Тогда статус «худшего императора Рима» отменяется или как?

    Если верить многочисленным биографам, Нерон якобы после грандиозной попойки дал команду поджечь Рим, а сам наслаждался огненным зрелищем в театральном костюме и со скрипкой (!) в руках... Образ безумца-пиромана, который в экстазе пиликает по струнам, столь ярок, что реальность с ним спорить не в силах. Да вот беда, смычковые инструменты появились в Европе лишь 15 веков спустя. А маленькая ложь, как известно, рождает большое недоверие...

    Кто поджег Рим...

    Чудо это или нет, но главный творец мифа «о худшем императоре Рима» -историк Тацит - эпатажное поведение императора на пожаре отвергает! По его свидетельству, Нерон немедленно вернулся в Рим (он находился в 50 километрах от города) и за свой счет организовал спасательные команды. Император также открыл дворцы для погорельцев и обеспечил их продовольствием...

    Житель Рима, Тацит еще ребенком наблюдал пожар и то, как люди приветствовали Нерона. «Поджигатель» уж точно восторгов римлян не дождался бы. Да и едва ли увлеченный коллекционер Нерон стал бы устраивать пожар, рискуя тем, что пламя перекинется на его дворец, битком набитый всякими раритетами. А экзотическая версия, будто император хотел огнем очистить Рим от трущоб, вообще не выдерживает критики: больше всего пострадали как раз богатые кварталы.

    Отстраивая Рим заново, Нерон установил минимальное расстояние между домами и допустимую ширину переулков; обязал строить только каменные здания с выходами на улицы, а не во дворы.

    Тацит - не просто близкий сенату человек, он сам заседал в Капитолии! А император с этим госорганом долгое время пребывал в контрах, и с летописцем они оказались в идеологически разных лагерях.

    По Тациту, Нерон якобы свалил вину за поджог на диаспору христиан, которых по приказу императора травили зверями, распинали на крестах «или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Но человеческие тела не могли гореть как факелы, возможно было лишь обугливание. Освещение улиц таким способом - полный бред с точки зрения законов физики. Некоторые историки вообще сомневаются в авторстве Тацита. Ведь его труды дошли до нас только через несколько веков, в виде средневековых рукописей! Как бы там ни было, хулители своего добились - почти на 2 тысячи лет восстановили церковь против Нерона. Во времена Средневековья были уничтожены или спрятаны труды позитивно относившихся к императору авторов. Так, памфлет ученого Джероламо Кардано в защиту Нерона увидел свет лишь 400 лет спустя...

    Брат против брата

    Британник стал братом Нерона в результате третьего брака его матери Агриппины, когда она вышла замуж за императора Клавдия, имея сына Луция (так звали Нерона в детстве); Клавдий был отцом Британника. После усыновления императором несовершеннолетнего Луция дети стали считаться братьями. У кровного сына Клавдия были все права на трон, но усилиями Агриппины императором стал ее сын. Британник же умер, не достигнув и 14лет...

    Современники Нерона -Сенека, Петроний, Виндекс, Плутарх - об «убийстве» Бри-таника и словом не обмолвились. Обвинения в адрес Нерона озвучил... ну, конечно, Тацит, а вслед за ним Светоний - люди, близкие к римской элите.

    Между тем Британник едва ли представлял реальную угрозу Нерону. В первую треть правления Нерона империя процветала, римляне императора боготворили. Никто не посмел бы оспаривать его право на трон.

    По Тациту, «безвредное, но недостаточно остуженное, уже отведанное рабом питье передается Британнику, отвергнутое им, как чрезмерно горячее, оно разбавляется холодной водой с разведенным в ней ядом, который мгновенно проник во все его члены, так что у него разом пресеклись голос и дыхание».

    Мгновенная смерть мальчика вызывает недоумение современных токсикологов, поскольку в I веке римлянам не был известен столь быстродействующий яд. Медики утверждают, что все, описанное древними авторами, похоже на аневризму сердца при эпилептическом припадке. А Британник, по некоторым сведениям, страдал падучей. Историки же вообще склонны считать описанное выдумкой с начала до конца. Если суммировать все эти «якобы да кабы» - «поджог Рима», «факелы из людей», «отравление брата», - то выходит типичный образчик черного пиара.

    Кому и зачем это было надо? Исследователи среди причин называют борьбу императора с коррупцией. С 55 по 60 год некоторые должностные лица, замеченные в вымогательствах, оказались под арестом. Достаточно весомый аргумент в пользу очернительства правителя. К тому же с гибелью Нерона династия Юлиев-Клавдиев, ведущая начало от Юлия Цезаря, прервалась. Новые императоры должны были изо всех сил доказывать свою легитимность, в том числе - пороча предшественников. Вот вам и мотивы, и заказчики...

    Смертельная красота Агриппины

    Все происходившее с Нероном в последнюю треть его правления - это просто раздолье для психоаналитиков. Одно только сожительство с матерью чего стоит! Как свидетельствует Тацит, «подстрекаемая неистовой жаждой, во что бы то ни стало удержать за собою могущество, Агриппина дошла до того, что в разгар дня... представала перед ним разряженною и готовой к кровосмесительной связи...»

    Даже видавшие виды римляне переживали шок, когда им встречались на улицах города мать и сын в объятиях друг друга на общих носилках. Тогда Сенека (философ, учитель Нерона) «решил побороть эти женские обольщения с помощью другой женщины». Он подослал к императору вольноотпущенницу Акту. Красавица донесла до сознания Нерона, что «в народе распространяются слухи о совершившемся кровосмешении, что им похваляется Агриппина, и что войска не потерпят над собой власти запятнанного нечестием принцепса». Результат не замедлил сказаться - «любящий» сын строит саморазрушающийся корабль и отправляет мать по морям, по волнам. Внезапно свинцовый потолок в ее каюте падает - впрочем, не задев Агриппины. Видя это, подученные Нероном моряки пытаются затопить судно. Но Агриппина, упав в воду, достигает берега вплавь. Тогда сын уже открыто посылает к матери убийц-профессионалов. Это преступление императора никто из историков никогда и не пытался оспаривать...

    В 60 году над империей проносится зловещая комета, римляне толкуют о небесных знаках и о скором конце правления Нерона...

    А он продолжает ставить задачки психологам. Например, приказывает оскопить белокурого мальчика по имени Спор, облачает его в женские наряды и велит всем звать парнишку Сабиной (в память о второй своей жене, погибшей от его же собственных побоев).

    Позитивно настроенный к Нерону философ Дион Хрисостом считал этот случай началом конца: «...погубила его все-таки эта нечестивая связь с евнухом. Ведь этот евнух, рассерженный на него, рассказал о намерениях Нерона его свите, и те, отступившись от него, постарались всеми средствами от Нерона отделаться... ничто другое не помешало бы ему быть у власти и дальше, судя по тому, что еще сейчас все хотели бы, чтобы он был жив». Видимо, скопец пожаловался приближенным императора на свою участь. Ведь ему предстояло на брачной церемонии с Нероном облачиться в фату с вуалью. Рассказ привел приближенных в настоящий шок. Оно и понятно: любой безумец опасен, а безумец во власти опасен десятикратно...

    Слова Диона ценнее томов других летописцев. В отличие от законопослушного Тацита, политический изгнанник Хрисостом от политзаказов не зависел. Целых 14 лет он скитался и проповедовал безо всякой цензуры. «Конечно же, ангелом император Нерон не был, - писал Хрисостом. - Но вряд ли уместно изображать его злодеем и самодуром, в сравнении с которым даже полоумный Калигула выглядит невинным младенцем... [Нерон] никак не заслуживает того, чтобы его имя стояло рядом с величайшими злодеями в истории человечества».

    Так что, похоже, статус «худшего императора Рима» отменяется?

    Людмила Макарова

    Император Нерон – безумец на троне?

    Нерон (37–68) — римский император (с 54 года), из Династии Юлиев - Клавдиев. Репрессиями и конфискациями настроил против себя разные слои общества. Остерегаясь восстаний, бежал из Рима и покончил жизнь самоубийством.

    Судьба Агриппины Младшей в молодости была не легкой. Ее отец Германик, мать и двое старших братьев стали жертвами преступных козней, ее третий брат, император Калигула, вначале сделал ее своей любовницей, а после отправил в ссылку на Понтийские острова. Клавдий, ее родной дядя, став императором, возвратил ее в Рим, где ей пришлось многое претерпеть от Мессалины.

    Агриппина Младшая была выдана Тиберием замуж за Гнея Домиция Агенобарба, о котором Светоний сказал, что это был «человек гнуснейший во всякую пору его жизни». Когда Агриппина Младшая родила сына, ее муж «в ответ на поздравления друзей воскликнул, что от него и Агриппины ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества».

    Этим сыном был Нерон, а слова его отца, скончавшегося в скорости, оказались пророческими.

    Маленького Нерона не интересовало военное дело, он не мечтал о подвигах на поле брани. Его обучали музыке, живописи и другим благородным наукам. В какой-то период времени он увлекался чеканкой, приобщился и к поэзии. Но главное его увлечение было конные состязания.

    Высокомерная и жестокая, лицемерная и алчная, Агриппина Младшая была одержима истинной страстью властолюбия. Рассказывали, что как-то раз Агриппина спросила у прорицателей о судьбе своего сына и те ответили, что он будет царствовать, но убьет свою мать, на что она сказала: «Пускай убьет, лишь бы царствовал».

    Хоть законы Рима запрещали брак дяди и племянницы, но для Клавдия сделали исключение, и в 49 году Агриппина Младшая сделалась императрицей.

    Агриппина взяла власть в свои руки и желала ее сохранить. Потому она добилась, чтобы Клавдий усыновил Нерона. Однако она хотела, чтобы Нерон был игрушкой в ее руках.

    Может быть, именно Агриппина организовала убийство Клавдия. О его отравлении, рассказывали разное, но в самом факте отравления сомнений не было ни у кого.

    Сразу же после смерти Клавдия Нерона представили как законного наследника, а преторианцам были розданы денежные подарки по 15 тыс. сестерциев каждому.

    Преторианцы отнесли его в свой лагерь и провозгласили принцепсом. Их выбор утвердил сенат. Клавдий был обожествлен, а Нерона провозгласили императором с громоздким официальным именем - Нерон Клавдий Цезарь Август Германик.

    17-ти летний Нерон, праправнук Августа, начал свое 14-ти летнее правление. Естественно, неопытный юноша, склонный к артистическим занятиям, капризный и избалованный, был не в состоянии управлять государством сам и предоставил это сложное дело своему воспитателю, крупному философу и знатному вельможе Аннею Сенеке и опытному политику, командующему преторианской гвардией Афраннию Бурру. Сенека и Бурр, высоко оценивающие авторитет Римского сената, проводили политику согласия между действиями принцепса и сената.

    Приход Нерона к власти проходил спокойно, и народ с энтузиазмом встретили нового принцепса. Легионы и провинциалы надеялись на продолжение политики Клавдия, а сенаторы ждали смягчения автократических тенденций его правления. Сразу же после прихода к власти Нерон начал либеральный курс.

    Император Нерон провозгласил свою программу. Он пообещал править в стиле Августа, не разбирать все дела лично, сделать «отделенными дом и сенат» и «восстановить древние обязанности сената». В управлении провинциями Нерон пообещал четко разделить императорские и сенатские.

    54 год был отмечен массой сенатус-консультов. Практически все вопросы управления, начиная с подготовки войны с парфянами и кончая вопросом о гонорарах адвокатам, решали в сенате. Ответом были почести, оказанные сенатом: молебствия, на которых принцепс мог присутствовать в триумфальной одежде, его статуя в храме Марса Мстителя из золота и серебра и даже изменение порядка месяцев в году (он начинался с декабря - с месяца рождения Нерона). От всего этого, а также от титула отца отечества император Нерон отказался. В довершение ко всему принцепс отменил два дела об оскорблении величия.


    Следующий, 55 год прошел во взаимных реверансах, а в 56 году были проведены некоторые специальные мероприятия проаристократического характера, явно отражающие интересы сенатской верхушки. В 58 году многие из сенаторов получили от принцепса материальную помощь. Наконец, возобновили старый обычай казни всех рабов, находящихся в доме в момент убийства хозяина, кроме этого, к ним добавились и вольноотпущенники.

    61 год — отмечено наиболее жестокое проявление этого сенатус-консульта. Когда раб убил префекта города Педания Секунда, видный сенатор и юрист Гай Кассий Лонгин предложил казнить 400 рабов, которые находились в доме в момент убийства. Решение шокировало даже некоторых сенаторов, а народные массы пытались откровенно помешать расправе. И все-же сенат принял решение, а император Нерон обеспечил его выполнение, расставив на пути воинские караулы.

    С 55 по 59 год состоялось десять процессов наместников по делам о вымогательствах, и хотя многие из них были оправданы, кампания произвела определенный эффект. Светоний сообщает о мерах против подделок завещаний и особой тщательности суда и судопроизводства. Примечательно, что к концу «пятилетия» борьба с коррупцией затихла, что можно объяснить двойственным отношением к ней сенаторов.

    Финансовые мероприятия поспособствовали ослаблению налогового гнета и оживлению торговли и коммерции, а борьба с коррупцией улучшала положение в провинциях. До 59 года признаков волнения в провинциях практически не было.
    Во внешней политике период 54–60 годов был отмечен успехами в крупной войне с Парфией.

    Вместе с тем на фоне «общего согласия» были и некоторые тревожные симптомы. Вокруг молодого Нерона, пришедшего к власти в 17 лет, боролись две придворные группировки - одна концентрировалась вокруг Агриппины, центром второй стали Бурр и Сенека. Агриппина как мать императора и вдовствующая императрица стремилась играть особенную роль в управлении. Бурр и Сенека избрали другую линию - противопоставление Агриппине самого императора.

    С самого начала правления Агриппина стала убирать бывших и потенциальных противников, обеспечивая безопасность престола. В 54 году был убит Юний Силан, брат бывшего жениха Октавии Л. Юния Силана, убитого в 49 году. В след за ним погиб Нарцисс. Вмешательство Сенеки и Бурра прекратило убийства, но положение Агриппины было довольно прочным. Она стала жрицей Клавдия, порой женщина тайно присутствовала на заседаниях сената.

    Первое столкновение произошло наличной почве, когда император Нерон влюбился в вольноотпущенницу Клавдия Акте и даже захотел на ней жениться. Это вызвало недовольство Агриппины и поддержку Сенеки и Бурра. Друг Сенеки Анний Серен предоставил свой дом для встреч Нерона и Акте.

    Отношения между сыном и матерью ухудшились, императрица была вынуждена изменить тактику, но опала оказалась неизбежной. Принцепс сместил Палланта, после чего Агриппина стала искать союзников в Октавии и Британнике. Наконец, Агриппина сочла нужным напомнить Нерону, что власть он получил из ее рук с помощью преступления, но еще жив 14-ти летний Британник, законный наследник Клавдия.

    В ответ на эти действия император Нерон отобрал у Агриппины телохранителей и удалил ее из дворца в дом Антонии. Убедившись в опасности Британника, Нерон решил его отравить и привел решение в исполнение.

    Новый конфликт начался в 58 году после встречи Нерона с Поппеей Сабиной, светской львицей и женой друга императора М. Сальвия Отона. Отон был отослан в Лузитанию в качестве наместника, а император начал подготовку к разводу с Октавией и браку с Поппеей, что встретило яростное сопротивление Агриппины.

    Борьба между сыном и матерью вступила в решающую стадию.

    Первые годы своего принципата Нерон фактически не правил, и его действия показали, что чувственная артистическая натура принцепса, увлеченного играми, зрелищами и театром и при этом участвующего в оргиях, жертвами которых становились даже сенаторы, в перспективе сулила правление, сходное с режимом Калигулы. 59 год был переломным. Под давлением Поппеи Нерон решил убить Агриппину.

    Принцепс повелел построить корабль, который развалился в открытом море, но Агриппина смогла выплыть. Узнав об этом, Нерон послал солдат во главе с префектом Мизенского флота Аликетом, который расправился с бежавшей на одну из вилл матерью Нерона.

    После убийства принцепс заявил, что Агриппина организовала заговор. Сенека от имени Нерона написал послание, в котором обвинил Агриппину в попытке захватить власть, возмущении сената и народа и, в конце концов, в покушении на принцепса. Формально император Нерон добился поддержки общества. Сенат назначил молебствия, публичные игры в честь Квинкватров и поставил золотую статую Минерве. Нерону, возвратившемуся из Байи, устроили торжественную встречу с поздравлениями. В Рим вернулись многие жертвы Агриппины, а прах Лоллии Паулины торжественно перенесли в столицу.

    Жуткое и противоестественное преступление не могло не испортить общего отношения к Нерону. Именно с этого времени человека, сломавшего одну из вечных человеческих ценностей, начали считать способным на все. Но принцепс сделал все возможное, чтобы сделать общество своим соучастником, и из страха все были вынуждены приветствовать убийство.

    Император испытал сильнейшее психологическое потрясение и уже не мог править по-старому, понимая, что его репутация окончательно подорвана. С другой стороны, общая внешняя пассивность привела его к мысли о вседозволенности и уверенности, что сила принцепса может подавить все. С гибелью Агриппины император Нерон почувствовал и известное освобождение от контроля, и именно этот противоречивый комплекс страха, вседозволенности, экзальтации собственной личности и создал жуткий образ Нерона второго периода правления.

    После событий марта 59 года принцепс начал попытки реорганизации быта. Скорей всего, в этом не было какой-то конструктивной идеи, и Нерон, увлеченный зрелищами и играми, попросту захотел заставить римские верхи сделаться его аудиторией.

    В особенности увлекался принцепс пением и игрой на кифаре, хотя голос у него был слабый и сиплый, его неудержимо влекло в театр, на публику. Это был император, для которого лавры актера были желанней, чем власть. Об успехе у публики он заботился больше, чем о сохранении своей власти.

    Принцепс жаждал выступать перед публикой. Это было поистине неслыханным делом, потому как к театру и к актерам римляне относились с презрением. Впервые император осмелился выступить с пением перед публикой в Неаполе. Именно в это время произошло землетрясение; по одним сообщениям, театр пошатнуло, но Нерона это не остановило, и он допел до конца; по другим сообщениям, театр рухнул после представления, когда зрителей в нем уже не осталось.

    В 60 году были учреждены новые игры - Неронии, которые должны были проводится каждые 5 лет на манер Олимпийских игр. Состязание носило спортивно-поэтический характер: соревновались в музыке, гонках колесниц, гимнастике, ораторском искусстве и поэзии. Показательно, что в программе не было традиционных для Рима гладиаторских боев. На играх председательствовали консуляры, присутствовали весталки, а сам император выступал в ораторских состязаниях.

    Принцепс хотел быть соискателем награды наравне с другими актерами. Об этом Тацит повествует так: «Еще до того, как начались пятилетние состязания, сенат, пытаясь предотвратить всенародный позор, предложил императору награду за пение и в добавление к ней венок победителя в красноречии, что избавило бы его от бесчестия, сопряженного с выступлением на театральных подмостках».

    Однако император, ответив, что ему не нужны поблажки, вначале выступает перед публикой с декламацией стихов, потом по требованию толпы, настаивавшей, чтобы он показал все свои дарования (именно в таких словах она выразила свое желание), он вновь выходит на сцену.

    Известно, что многие всадники (сословие, второе после сенаторского), пробираясь через тесные входы среди напиравшей толпы, были задавлены, а других, которым пришлось просидеть в театре весь день и ночь, постигли губительные болезни. Но еще опасней было вовсе не присутствовать на этом представлении, так как множество соглядатаев явно, а еще большее их число тайно запоминали имена и лица входящих, их дружественное или неприязненное настроение. По их донесениям мелкий люд немедля осуждали на казни, а людей знатных впоследствии настигала затаенная на первых порах ненависть принцепса.

    Игры стали второй причиной непопулярности императора Нерона, в особенности среди знати.

    Греческая и римская традиции столкнулись, и игры на греческий манер с участием знатнейших людей были в представлении римлян только оргиями и «безобразиями» Нерона.

    В 60 году появилась комета, после чего поползли упорные слухи о скором конце правления, тем более что император в действительности заболел. Отношение к нему становилось все более негативным.

    Еще более опасным явилось начало кризиса в провинциях и внешней политике. В 61 году в Британии началось крупное восстание иценов во главе с царицей Боудиккой. Правда, в решительном сражении Светоний разбил повстанцев, а Боудикка покончила с собой, но восстание нанесло сильный удар по римской провинции. Второй неудачей был поворот к худшему в войне с Парфией.

    События 59–61 годов подготовили поворот во внутренней политике, который проявился во второй период правления. В 62 году умер Бурр. И конечно, пошли слухи, что он был отравлен Нероном. Новыми префектами стали Софоний Тигеллин и Фений Руф. Тигеллин оказался главной фигурой в окружении принцепса и проводником авторитарной политики. Смерть Бурра привела и к отставке Сенеки, который попросил у императора отпустить его на покой. В скором времени были ликвидированы последние династические противники - Корнелий Сулла и Рубеллий Плавт.

    В 62 году император навлек на себя всеобщую ненависть расправой со своей первой женой добродетельной Октавией, дочерью Клавдия и Мессалины. Октавию, пользовавшуюся всеобщей любовью народа, обвинили в прелюбодеянии, выслали из Рима и убили. Эти события послужили сюжетом для дошедшей до нашего времени трагедии «Октавия», сочинение которой приписывается Сенеке.

    Женой принцепса стала соперница Октавии Поппея Сабина, у которой, по меткой характеристике Тацита, «было все, кроме честной души». Красивая, развратная, жестокая и лицемерная, она была под стать императору, который безумно ее любил. Правление императора Нерона стало приобретать черты, характерные для режима Калигулы.

    Процессы об оскорблении величия были возобновлены. В сенате разбиралось дело претора Антистия Вета, обвиненного в написании стихов против императора. Сторонники принцепса потребовали казни, но большинство сенаторов по инициативе Тразеи Пета высказались за изгнание, и Нерон не решился отменить это решение. Почти в это же время был осужден Фабриций Вейентон, обвиненный в аналогичных выпадах против видных сенаторов и продаже должностей и привилегий. По инициативе Нерона Вейентона изгнали из Италии.

    63 год — у Нерона и Поппеи родилась дочь. Это был первый ребенок императора, и событие было отмечено молебствиями и играми. Весь сенат отправился в Анций поздравлять Нерона. Спустя четыре месяца ребенок умер и был обожествлен.

    Поворот наметился достаточно четко, и с 64 года принцепс вступил в конфликт сначала с верхами, а потом и с обществом в целом. В начале 64 года он устроил крупное театральное представление в Неаполе, где выступал в качестве актера. Оттуда император выехал в Беневент и собирался поехать в Грецию и Египет, но по неизвестным причинам отложил поездку и возвратился в Анций.

    64 год, июль — произошло роковое для Нерона событие. В ночь с 18 на 19 июля в Риме начался сильный пожар, который продлился шесть дней, а потом спустя три дня возобновился. Из 14 регионов города 4 были уничтожены полностью, и лишь три оказались нетронутыми стихией. Остальные регионы были сильно повреждены.

    Нерон, прибыв в Рим из Анция, начал энергичную борьбу с пожаром. Буквально сразу же после того, как пожар был потушен, началась грандиозная реставрация, которая проводилась с явным учетом дефектов противопожарной организации. Кварталы стали более изолированными, улицы - широкими, высота домов была ограничена, дворы старались не застраивать. Улучшились противопожарная безопасность и система выброса мусора. В новом городе появилось больше каменных построек.

    Дурная репутация принцепса привела к тому, что массы населения были уверены, что Рим подожгли по приказу Нерона. Современники были уверены в виновности императора, даже несмотря на казнь обвиненных в причастности к пожару христиан, а восстановление и перестройка города только убеждали в причастности Нерона к пожару.

    Другим следствием была необходимость крупных затрат, что, возможно, стало исходной точкой конфликта и с провинциями. Вероятно, первой реакцией на пожар стал так называемый заговор Пизона. Состав его участников был довольно пестрый. Сенаторы и всадники были недовольны автократическим курсом и процессами об оскорблении величия. Преторианцы возмущались не только принцепсом, но и Тигеллином, кроме этого, в свое время в гвардии была очень популярна Агриппина. В конце концов, многие заговорщики имели личные мотивы.

    Все заговорщики сходились в необходимости убить императора, и почти все считали, что его надо заменить другим принцепсом. Несколько раз покушение срывалось, в конце концов, приняли решение убить Нерона 12 апреля 65 года. Буквально накануне покушения либерт Сцевина Мнлих донес на Сцевина и Натала. Арестованные Сцевин и Натал в скором времени выдали Пизона, Лукана, Квинциана и Глития Галла.

    В числе причастных к заговору назвали и Сенеку. Город объявили на осадном положения, везде были расставлены караулы. Следствием руководил Тигеллин. Гражданская часть заговорщиков была разгромлена. Пизон, Лукан, Сенецион, Квинтиан и Сцевин покончили с собой, то же самое вынудили сделать и Сенеку. Кроме участников заговора Нерон уничтожил и других неугодных ему людей, в том числе консула Аттика Вестина, мужа своей любовницы Статилии Мессалины, позволявшего себе независимое поведение.

    После разгрома ядра заговорщиков последовали массовые изгнания и ссылки. В изгнание ушли многие представители интеллигенции. Таким образом, император Нерон ликвидировал многих сенаторов и всадников и значительную часть командного состава преторианцев.

    Вторым префектом претория стал сын греческой куртизанки Нимфидий Сабин, гвардия получила по 2000 сестерциев на человека, а сенат принял решение о молебствии богам. Апрель был назван Неронием, и испуганный сенат даже хотел объявить Нерона богом, от чего тот отказался.

    В том же году вновь отпраздновали Неронии, и император выступил в роли кифареда.

    Во время одной из семейных ссор Нерон нечаянно убил Поппею, ударив беременную императрицу ногой в живот. Поппею обожествили, а ее тело по восточному обычаю забальзамировали и перенесли в мавзолей Августа.

    66 год — против Нерона организовали новый заговор, который возглавил приемный сын Корбулона Анний Винициан. Судя по жертвам, принесенным Арвальскими братьями 19 июня, заговор произошел летом. Винициан хотел убить Нерона в Беневенте. Лидеров заговора казнили, и среди жертв была дочь Клавдия Антония.

    66 год, 25 сентября – император Нерон выехал в Грецию. Накануне он вступил в брак со Статилией Мессалиной, но императрица осталась в Риме, а в поездке его сопровождали новая любовница Кальвия Криспинилла и евнух Спор. Нерон хотел отдохнуть от кровавых событий в Риме и вновь выступить на сцене, рассчитывая найти в греках понимающих зрителей. Император проехал всю Грецию, в действительности встретив восторженный прием, а в конце ноября 67 года с большой помпой объявил свободу провинциями Ахайя, что означало снятие с греков налогов.

    Пожар Рима, растрата казны из-за колоссальных расходов принцепса, коррупция его приближенных довели до тяжелой финансовой ситуации. 66 год — началось крупное восстание в Иудее, получившее название Иудейской войны. На его подавление бросили три легиона во главе с Титом Флавием Веспасианом. Характерным симптомом явилось то, что Гелий многократно просил Нерона вернуться, и, вопреки всем инструкциям, сам выехал в Грецию.

    Император Нерон возвратился из Греции только в начале 68 года. Его возвращение было обставлено, как приезд олимпионика. На монетах императора изобразили в виде Аполлона Кифареда, а в процессиях несли 1 808 победных венков. В это время началось восстание. В марте 68 года легат Лугдунской Галлии Юлий Виндекс, причислявший себя к царскому роду из Аквитании, созвал собрание своей провинции и поднял восстание против принцепса. Регулярных войск у Виндекса не было, но его поддержали арверны, секваны и Виенна, и, по сведениям Плутарха, скорей всего, преувеличенным, повстанцы имели 100 тыс. человек.

    Виндекс обратился за помощью к наместнику Испании Сервию Гальбе, видному римскому аристократу и дальнему родственнику Ливии. Узнав, что император решил от него избавиться, Гальба присоединился к восстанию, освободил заключенных и выступил на сходке с обвинениями против Нерона, отклонил предложенный ему титул императора, объявил себя «легатом сената и римского народа» и утвердил нечто вроде своего сената из местных жителей.

    В конце марта император узнал о восстании Виндекса. Известие он проигнорировал и бездействовал на протяжении восьми дней, после чего доложил об этом сенату. Светоний пишет о полной пассивности и бездействии Нерона. Однако кое-какие меры он принял. Были ли даны инструкции рейнским легионам, неясно, не исключено, что император считал их ненадежными. После выхода рейнских легионов из игры у Нерона было довольно мало войск. Три легиона в Британии, четыре в Сирии, два в Египте и три в Иудее находились далеко, и даже подхода четырех легионов из Далмации надо было ждать.

    Наместник Африки Клодий Макр имел один легион, кроме этого, набрал еще один, но занял выжидательную позицию, и переговоры с ним Нерона закончились безрезультатно.

    Император Нерон начал новый набор среди городского плебса, однако ядро его войска составил легион, набранный из моряков Мизенского флота. В конце апреля стало известно о действиях Гальбы, и именно в этот момент Нерон испугался. Причины вполне понятные: армия Гальбы была римской, Гальба был авторитетней Виндекса, и, наконец, силы императора Нерона были немногим больше, чем войско повстанцев.

    В это время префект претория Нимфидий Сабин, сочтя, что сила не на стороне Нерона, организовал переворот. Преторианцы восстали и присягнули Гальбе, после этого сенат объявил Нерона врагом отечества. Император бежал, но погоня настигала, и Нерон покончил с собой.

    Смерть Нерона сделала Гальбу официальным правителем. Он был признан сенатом и являлся наиболее знатным и заслуженным из восставших наместников.