Провод вязальный. Устройство и ремонт воздушных линий

Провод вязальный. Устройство и ремонт воздушных линий

1.3. Установка изоляторов

Для изоляции и крепления проводов на воздушных линиях электропередач и в распределительных устройствах электростанций и подстанций переменного тока напряжением от 0,23 до 1 кВ включительно частотой до 100 Гц при температуре окружающего воздуха от -60 до +50 °C в 1970–1980 годах широко применяли стеклянный штыревой изолятор НС-18А. Этот изолятор устанавливали и на линиях 220В/380В. Заметим, что цифра в обозначении изолятора представляет собой диаметр крюка в миллиметрах.

В настоящее время широкое распространение получили более дешевые аналоги: фарфоровый изолятор ТФ-20 01 и полимерный НП-18 .

Изолятор линейный штыревой низковольтный фарфоровый типа ТФ-20 01 (рис. 1.6) предназначен для изоляции и крепления неизолированных проводов на воздушных линиях электропередач (ЛЭП), распределительных устройствах (РУ) электростанций, подстанций переменного тока напряжением до 1000 В, линий связи и радиотрансляционных сетей. Изолятор ТФ-20 01 является наиболее распространенным штыревым фарфоровым изолятором для линий 220В/380В с незащищенными проводами, устанавливается на траверсы серии ТН с помощью колпачков К-5 (КП-18).

Рис. 1.6. Изолятор линейный штыревой фарфоровый типа ТФ-20 01

Для крепления штыревых изоляторов воздушных линий электропередач 0,4-10 кВ на стандартные металлоконструкции и крюки используют колпачки типа К или КП. Изоляторы НС-18А, ТФ-20 01, НП-18 и ТП-20 крепят с помощью колпачков марки К-5 (КП-18) с диаметром верхней части штырей 16 мм (рис. 1.7) .



Рис. 1.7. Колпачки серии К, КП

Изоляторы должны быть расположены вертикально, головкой вверх. Наклон до 45° к вертикали допускается только при креплении обводного провода. Перед установкой изолятор необходимо очистить от грязи ветошью, смоченной в керосине.

В настоящее время в связи с прогрессом в производстве электротехнических изделий фарфоровые изоляторы заменяют полимерными. Изоляторы НП-18 и ТП-20 (рис. 1.8) изготавливают взамен фарфоровых НС-18А и ТФ-20 на основе современных высокопрочных полимеров армированных на 30 % стеклом с модификацией поверхности кремнийорганическими композициями диффузионным методом .



Рис. 1.8. Изолятор НП-18, ТП-20

Изоляторы НП-18 и ТП-20 предназначены для изоляции и крепления провода на воздушных линиях электропередач и распределительных устройствах электростанций и подстанций переменного тока напряжением до 1000 В. Эксплуатируются при температуре окружающего воздуха до -60 до +50 °C.

Габариты и присоединительные размеры фарфоровых и полимерных изоляторов полностью идентичны, а по электрическим характеристикам, особенно в сложных условиях эксплуатации, последние превосходят фарфоровые ТФ-20 01 и стеклянные НС-18А. Полимерные изоляторы практически не бьются, устойчивы к актам вандализма и удобны в транспортировке из-за малого веса.

При напряжении до 0,4 кВ изоляторы ТФ-20 крепят к деревянным опорам стальными крюками КН-18 массой 0,8 кг (рис. 1.9). Изоляторы типа ТФ-20 01 крепят к крюкам через колпачки марки К-5 .



Рис. 1.9. Крюк КН-18 для крепления изоляторов ТФ-20 к деревянным опорам

На одном изоляторе может крепиться несколько проводов: отводы от линии, ответвления к вводам и т. д.

Штыревые изоляторы должны быть прочно навернуты на крюки при помощи пластмассовых колпачков типа ПКН.

Для прочного закрепления крюков в опоре отверстия под них нужно сверлить по внутреннему диаметру резьбы. Глубина отверстия должна быть на 15–20 мм меньше нарезанной части крюка. Крюк обязательно следует ввертывать в тело опоры на 10–15 мм глубже длины нарезки резьбы.

При креплении штырей на деревянных траверсах с обеих сторон траверсы нужно установить шайбы толщиной 4 мм и диаметром 75 мм. Зазор под шайбами должен быть минимальным.

Для предохранения древесины от загнивания затесы и места сверления под штыри обрабатывают креозотом или пастой. К стальным траверсам штыри разрешается крепить сваркой.

На стене фарфоровые изоляторы располагают в шахматном порядке на расстоянии 25–30 см. Для однофазной сети монтируют два изолятора, для трехфазной – четыре изолятора.

Для установки изоляторов на стену из бревен (бруса) сначала берут брусок толщиной 7-10 см и крепят к дому. Затем в бруске сверлят отверстия и вкручивают в них крюки изолятора (рис. 1.10).



Рис. 1.10. Крепление фарфорового изолятора к стене деревянного дома

В зданиях с бетонными или кирпичными стенами для каждого крюка пробивают гнездо на глубину 100 мм и диаметром в 2,5 раза больше диаметра самого крюка и закрепляют крюк цементным раствором (рис. 1.11). После того как раствор затвердеет, можно будет монтировать провода.



Рис. 1.11. Крепление фарфорового изолятора к бетонной стене дома

Рис. 1.12. Крепление провода ответвления к изолятору: а – зажимом; б – вязкой

Для провода АВТВ или АВТУ нужен один изолятор, на котором закрепляют несущий трос. В остальных случаях при однофазном вводе потребуется два изолятора, при трехфазном – четыре (по числу проводов).

Провод ввода нельзя присоединять непосредственно к натянутому проводу ответвления, т. к. это может вызвать обрыв последнего.

Отрегулированные провода закрепляют на изоляторах промежуточной, угловой или оконечной опор вязками, которые не должны допускать перемещения провода из одного пролета в другой . Вязку выполняют перевязочной проволокой, длина которой указана в табл. 1.2. При креплении (вязке) проводов на изоляторах рекомендуется пользоваться клетневкой .

Таблица 1.2. Выбор диаметра и длины перевязочной проволоки


Технология вязки на различных участках линии приведена в прил. П1.3. Стале-алюминиевые провода крепят на изоляторах алюминиевой мягкой проволокой диаметром 3 мм или стальной оцинкованной перевязочной проволокой диаметром 2,5 мм. В месте вязки на провод по направлению повива алюминиевых проводников плотно наматывают алюминиевую ленту. При вязке биметаллических сталемедных проводов биметаллической перевязочной проволокой под последнюю подкладывают медную ленту (фольгу) размером 300x10x0,1 мм. Если применяется медная перевязочная проволока, медную ленту не подкладывают.

Когда для электроприемников требуется защитное зануление, потребителю следует соорудить повторное заземление нулевого провода. Однако потребитель может его не делать, если повторное заземление есть на опоре ВЛ и длина ответвления не превышает 10 м. Повторное заземление на ВЛ определяют по наличию заземляющего спуска, к которому присоединены нулевой провод, а также крюки или штыри изоляторов. Заземляющий спуск прокладывают по стойке опоры до заземлителя (одной или нескольких труб, полос или иной металлической массы, заглубленной в землю). Длина деталей заземлителя, число стержней или труб и глубина их заложения зависят от свойств почвы (грунта) в месте сооружения и уровня грунтовых вод. Поэтому требования к заземлителю получают от владельца сетей по данным проекта ВЛ. Остальные размеры принимают по табл. 1.3.

Таблица 1.3. Наименьшие размеры деталей заземлителя и заземляющего спуска


Ввод в строение (от зажимов в месте соединения проводов ответвления и ввода до пункта учета электроэнергии) следует выполнять изолированным проводом или кабелем с негорючей оболочкой сечением не менее: для алюминия – 4 мм2, для меди – 2,5 мм2. Сечение, марки проводов и кабелей на вводе выбирают с учетом их назначения и условий применения согласно табл. 1.4.

Таблица 1.4. Выбор проводов (кабелей) ввода


По способу прохода внутрь здания и закрепления трубостойки различают: ввод трубостойкой через стену и через крышу. На вводе от воздушной линии наличие паек недопустимо.

Наиболее удобен ввод трубостойкой через стену. При вводе через стену на фарфоровых изоляторах провода нужно прокладывать в пластиковых или резиновых трубах (рис. 1.13). Причем каждый из изолированных проводов ввода помещают в отдельную изоляционную трубку. Расстояние между проводами в стенах должно быть не менее 5 см, если они кирпичные или бетонные, и не менее 10 см, если они деревянные. Заметим, что сегодня в магазинах трудно найти фарфоровые изоляторы для прохода провода. В связи с этим вместо них может быть использована соответствующего диаметра гладкая одностенная сверхтяжелая труба из самозатухающего ПНД или, в крайнем случае, гофрированная труба из самозатухающего ПНД (черного цвета) .



Рис. 1.13. Проход провода ввода через стену

На наружные концы изоляционных трубок надевают фарфоровые воронки, на внутренние – втулки; зазоры между поверхностью отверстия в стене и изоляционной трубкой заделывают алебастровым или цементным раствором.

Во избежание скопления в отверстиях внутри стены влаги и попадания ее в фарфоровые воронки и резиновые трубки проходы через стены устраивают с небольшим (около 5°) уклоном в наружную сторону, а в нижней точке изгиба трубы должно быть просверлено отверстие диаметром 5 мм для выхода конденсационной влаги. После прокладки проводов входные отверстия воронок и втулок заделывают.

В тех случаях, когда до проводов ввода от поверхности земли невозможно обеспечить требуемое расстояние (2,75 м), необходима установка трубостойки. Если расстояние от поверхности земли до нижней точки трубостойки, устанавливаемой на стене, менее 2 м, то применяют ввод трубостойкой через крышу (рис. 1.14). Этот способ менее удобен, т. к. здесь очень важно качество монтажа прохода через кровлю и требуется его надежная гидроизоляция.

Рис. 1.14. Варианты ввода с трубостойкой

Большие трудности вызывает закрепление трубостойки на крыше с помощью растяжек. Чтобы избежать самооткручивания гаек в болтовых креплениях вводов от воздействия порывов ветра и раскачиваний, нужно выполнять все болтовые крепления вводов с применением пружинящих шайб. Расстояние от самого нижнего проводника ввода через трубостойку до поверхности крыши не должно быть меньше 2,5 м.

Герметизация мест ввода проводов и кабелей через стены и трубостойки выполняется в соответствии с требованием строительных норм и правил.

3.1 Раскатка проводов и тросов, их соединение

Перед раскаткой проводов прораб, мастер или бригадир монтажников осматривают трассу линии для определения готовности ее к монтажу проводов.
После осмотра трассы и получения письменного разрешения на монтаж проводов приступают к подготовке трассы к монтажу проводов, которая заключается в очистке монтажной полосы, развозке проводов, тросов, изоляторов, арматуры и поковок по трассе, сборке гирлянд изоляторов, а также устройстве временных защит в местах пересечений сооружаемой линии с действующими воздушными линиями связи, радио, электроснабжения, с автомобильными и железными дорогами.
Провода, изоляторы, арматуру и поковки развозят по трассе линии по заранее составленной схеме.
Барабаны с проводом доставляют на трассу с таким расчетом, чтобы их расстановка соответствовала принятому способу раскатки и провод на каждом барабане был использован по возможности полностью, без дополнительной перекатки барабанов. Для этого подбирают барабаны с проводом примерно одинаковой длины и группируют их по три, а барабаны с тросом - по одному или два в группе (в зависимости от числа грозозащитных тросов на линии).
Расставляют барабаны на трассе в зависимости от длины провода на барабане, условий раскатки (способа, раскатки, проходимости механизмов, наличия водных преград, оврагов и т. п.) и числа проводов в фазе. Например, при раскатке по одному проводу для одноцепной линии с одним проводом в фазе барабаны на трассе размещают следующим образом (рисунок 4): в начале трассы ставят два барабана 1 и 3, а затем по три барабана 4, 2, 6 и 9, 5, 7 на расстояниях, равных строительной длине провода на барабанах. При нескольких проводах в фазе количество барабанов увеличивается.

Рисунок 4 - Схема расстановки барабанов на трассе при раскатке проводов.

Арматуру и изоляторы перед вывозкой на трассу, комплектуют, как правило, для каждой опоры. Комплекты упаковывают в ящики и вывозят на место установки опор. Часто на базах линейных участков изоляторы собирают в гирлянды и доставляют на трассу в контейнерах. Из-за возможных повреждений при транспортировке и монтаже на трассу вывозят на 2-3% больше необходимого количества изоляторов и арматуры.
После завершения всех подготовительных работ и вторичного осмотра подготовленной к монтажу трасы приступают непосредственно к раскатке проводов. Как правило, раскатку выполняют двумя способами: с неподвижных раскаточных устройств, установленных в начале монтируемого участка (способ волочения) или при помощи подвижных раскаточных устройств (тележек, саней, кабельных транспортеров и т. п.), перемещаемых по трассе тяговым механизмом (способ укладки с барабана).



Рисунок 5 - Одновременная раскатка трех проводов способом волочения:
а - раскатка провода, б - подъем провода на промежуточную опору; 1 - анкерная опора, 2 - барабаны с проводом, 3 - раскаточные станки, 4 - провода, 5 - однороликовый блок, 6 - поддерживающие гирлянды с раскаточными роликами, 7, промежуточная опора, 8 - такелажный трос, 9 - трактор, 10 - тяговые тросы, 11 - монтажные клиновые зажимы, 12 - нaтяжные гирлянды

Способ волочения (рисунок 5) не требует изготовления специальных передвижных раскаточных приспособлений (тележек, транспортеров и др.), пригоден при любом рельефе местности, сравнительно удобен при монтаже проводов на опорах портального типа с оттяжками, когда провод при раскатке необходимо заводить внутрь опоры. Однако во время волочения по земле возможны повреждения оцинковки троса и стальных проводов, а также верхних повивов алюминиевых проводов.
Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а также на участках, где при волочении проводов возможность их повреждения маловероятна (при хорошем снежном или травяном покрове). Обычно раскатку способом волочения совмещают с подъемом проводов и тросов на промежуточные опоры. При этом провода и тросы касаются земли лишь в серединах Пролетов, что увеличивает их сохранность. На опорах провода и тросы закладывают в раскаточные ролики (рисунок 6), которые крепят к траверсам опор или гирляндам изоляторов вместо поддерживающих зажимов.



Рисунок 6 - Раскаточный ролик:
1 – обойма, 2 – ролик с пазом, 3 – откидная щека обоймы.

При способе у кладки барабана один конец провода закрепляют в начале трассы, а барабан устанавливают на передвижную раскаточную тележку тяговый механизм (обычно трактор) перемещает тележку с барабаном по трассе, и провод Плавно сходит с барабана, не волочась по грунту, что почти полностью гарантирует его сохранность. Этим способом можно выполнять раскатку, даже не поднимая провода на опоры, что позволяет полнее использовать механизмы. Высокая производительность и хорошие технические показатели позволяют широко применять этот способ при монтаже проводов.
Как правило, на трассе ВЛ независимо от способа организуют одновременную раскатку нескольких (в зависимости от конструкции опоры) проводов одним механизмом. Порядок производства работ при одновременной раскатке нескольких проводов такой же, как и при раскатке одного провода, за исключением числа раскаточных приспособлений или количества барабанов на транспортерах.
Одновременно с раскаткой начинают работы по соединению проводов и тросов и ремонту обнаруженных на них повреждений. Соединение и ремонт проводов являются наиболее ответственными операциями в комплексе монтажных работ, так как от качества их выполнения зависят эксплуатационные показатели сооружаемой линии.
Алюминиевые и сталеалюминевые провода соединяют скручиванием овального соединителя (рисунок 7). Вводят концы проводов в корпус соединителя навстречу друг другу и выпускают на длину, примерно равную 3/4 длины соединителя.



Рисунок 7 - Соединение проводов скручиванием
овального соединителя:
1 - концы проводов, 2 – соединитель

Соединитель закладывают в приспособление МИ-189А или МИ-190А для скручивания и закрепляют одним концом в неподвижном зажиме, а другим - в поворотной головке приспособления. При помощи рычага головку с зажатым в ней концом соединителя поворачивают на 4-4,5 оборота в любую сторону, после чего соединитель освобождают от зажимов и вынимают.
Соединение проводов обжатием овального соединителя. Обжимают овальные соединители специальными приспособлениями со сменными вкладышами для каждой марки провода. Сменные вкладыши обеспечивают требуемую глубину углублений на корпусе овальных соединителей при их обжатии. Маркировка вкладышей должна соответствовать марке соединяемых проводов, а выбранная пара вкладышей иметь одинаковые порядковые номера, означающие, что данная пара вкладышей пригнана.
Подготовленные концы проводов вводят В соединитель так же, как при соединении способом скручивания. Между сталеалюминевыми проводами помещают алюминиевую распорку. Устанавливают соединители так, чтобы крайние риски (1 и 10), нанесенные на соединитель (рисунок 8, а), были расположены на стороне отрезанных концов соединяемых проводов. Обжатие соединителя при соединении медных, алюминиевых и стальных проводов производят по рискам последовательно от одного конца соединителя к другому в шахматном порядке с разных сторон. Обжатие соединителя со сталеалюминевыми проводами выполняют от середины соединителя также по рискам в шахматном порядке (рисунок 8, б).



Рисунок 8 - Овальные соединители для обжатия проводов:
а - медных, алюминиевых и стальных, б - сталеалюминевых

Обжатие овальных соединителей клещами МИ -19А (рисунок 9) выполняют в следующем порядке. после установки вкладышей на место регулируют упорный винт 8 клещей так, чтобы при полном схождении рычагов 1 и 4 между вкладышами оставался зазор не более 0,5 мм. Соединитель с проводами вкладывают по риске в нижний вкладыш 10 клещей перпендикулярно рычагам. После этого устанавливают верхний вкладыш 9, зажимают соединитель с вкладышами и подвижным верхним рычагом 4, заводят конец рычага и под скобу 7 и вращают нажимный винт 6 рукояткой 5.



Рисунок 9 - Клещи МИ-19А для обжатия
овальных соединителей:
а - общий вид, б - вкладыши; 1 - нижний неподвижный рычаг, 2 - гнездо для вкладышей, 3 - шарнир, 4 - верхний подвижный рычаг, 5 - рукоятка, 6 - нажимный винт, 7 - подвижная скоба, 8 - упорный винт, 9 - верхний вкладыш, 10 - нижний вкладыш


Рисунок 10 - Соединение сталеалюминевых проводов
опрессованием соединителя:
а и б - подготовка концов проводов, в - опрессование стального сердечника соединителя, г - опрессование корпуса соединителя, д – отпрессованный соединитель:
1 - провод, 2 - проволочные бандажи, 3 - стальной сердечник провода, 4 - алюминиевый корпус соединителя, 5 - стальной сердечник соединителя, б - матрицы гидропресса

Сталеалюминевые провода сечением 240 мм2 и более соединяют опрессованием соединительного зажима. Сначала опрессовывают стальную часть соединителя со стальными сердечниками проводов, а затем алюминиевый корпус соединителя с алюминиевой частью проводов.
Опрессование соединителей выполняют в следующем порядке (рисунок 10). На концы соединяемых проводов 1 накладывают проволочные бандажи Б1 и торцуют их (рисунок 10, а). На расстоянии, равном половине длины стального сердечника провода плюс 20 мм, накладывают на провода вторые бандажи Б2, после чего алюминиевые повивы проводов расплетают и отрезают у бандажа Б2, а на стальные сердечники 3 проводов накладывают бандажи Б3 (рисунок 10, 6)
Корпус соединителя 4 надвигают на один из концов провода (рисунок 10, в), а концы стальных сердечников проводов 3 вводят в стальной сердечник соединителя 5 встык до упора и производят опрессование стального сердечника: вкладывают сердечник в матрицы, устанавливают в пресс и выполняют первое опрессование на середине сердечника соединителя.
На опрессованный сердечник 5 соединителя надвигают алюминиевый корпус 4 соединители устанавливают его симметрично относительно стального сердечника. Корпус опрессованного соединителя должен иметь посередине неопрессованный участок (рисунок 10, д). Опрессованный соединитель вынимают из пресса, очищают напильником от заусенцев, выпрямляют.
Провода соединяют термитной сваркой как в петлях анкерных опор, так и в пролете.
Так как сваренная петля не может пройти через раскаточные ролики при натяжении, термитную сварку проводов в пролете выполняют после вытяжки проводов и их закрепления на опоре с монтажной вышки.
В этом случае соединители передают механические нагрузки на вставку провода, а электрическое соединение провода обеспечивается термитной сваркой. Такое соединение может быть выполнено на земле.
Ремонт проводов допускается выполнять ремонт при повреждении до 10% проволок у медных и алюминиевых проводов и до 15 % у сталеалюминевых. Поврежденными считаются проволоки, имеющие вмятины глубиной более половины своего диаметра или оборванные совсем. При повреждении большего числа проволок поврежденное место должно быть вырезано и провод соединен заново. В зависимости от степени повреждения провод ремонтируют при помощи проволочного бандажа ремонтной муфты или специального прессуемого ремонтного зажима.
При простом обрыве проволоки выправляют, укладывают в повив провода, а на место обрыва накладывают проволочные бандажи длиной не менее 20-25 диаметров. При обрыве в нескольких местах поврежденные проволоки вырезают под один размер, вплетают новые, а концы их закрепляют проволочными бандажами или ремонтными муфтами.
Ремонтные муфты изготовляют из овальных соединителей, для чего соединитель разрезают по продольной оси, очищают от грязи и окиси, надевают на поврежденное место, огибают вокруг провода легкими ударами молотка, а затем обжимают обычным способом. Прессуемые зажимы применяют для ремонта сталеалюминевых проводов сечением 240 мм2 и выше. Расстояние между двумя ремонтными муфтами или проволочными бандажами должно быть не менее 15 м. Грозозащитные тросы ремонту не подлежат.

3.2 Монтаж проводов и тросов на опорах с подвесными изоляторами

Провода поднимают на промежуточные опоры одновременно с раскаткой. Иногда при раскатке с барабана провода поднимают на опоры после окончания раскатки, для чего на траверсе опоры у места крепления гирлянды подвешивают однороликовый блок. Чтобы не перегружать траверсу, устанавливают два дополнительных блока: один на стойке опоры под траверсой, а второй на стойке опоры внизу. Подъемный трос, пропущенный через блоки, закрепляют одним концом за гирлянду изолятора, а второй конец крепят к тяговому механизму к: нижнему изолятору гирлянды вместо поддерживающего зажима прикрепляют раскаточный ролик или приспособление для монтажа проводов без перекладки. Затем в приспособление или ролик закладывают провод и вместе с гирляндой изоляторов поднимают на опору. Поднятую гирлянду закрепляют на тpaвеpce, вставляя в шапку верхнего изолятора подвешенную заранее в узле крепления серьгу. После этого блок перевешивают на другие траверсы и таким же способом поднимают на опору остальные провода.
Тяжелые и многоцепные гирлянды изоляторов ВЛ 220-500 кВ поднимают (до выхода гирлянды в вертикальное положение) вместе с решетками или рамами, на которых их собирают, чтобы гирлянда не изгибалась вовремя перехода из горизонтального положения в вертикальное. Для этого гирлянду прикрепляют к раме веревкой и, когда она примет вертикальное положение, решетку или раму отвязывают и снимают.



Рисунок 11 - Определение стрелы провеса провода визированием:
1 - опоры, 2 - визировочные рейки, 3 - линия визирования, 4 - гирлянда изоляторов, 5 - провод
Подъем проводов с гирляндами изоляторов целесообразно выполнять в зависимости от массы провода легким трактором, автомобилем или другими механизмами. Легкие гирлянды разрешается поднимать вручную.
Величину тяжения провода обычно определяют, по стреле провеса или динамометром, который устанавливают между трактором и проводом. Этот метод используют редко, так как при длинных анкерных пролетах и возможных заеданиях провода в раскаточных роликах показания динамометра не гарантируют равномерного провеса провода во всех промежуточных пролетах, и он применяется при коротких анкерных пролетах, а также когда визуальный отсчет стрелы провеса затруднен.
Наиболее распространен метод определения тяжения провода замером стрелы провеса в пролете известной длины. Причем требуемую стрелу провеса определяют заранее по монтажным таблицам или кривым. Температуру провода принимают равной температуре окружающего воздуха. Стрелу провеса f (с учетом длины подвесной гирлянды), отмеряют вниз по опоре от уровня крепления 2 гирлянды и отмечают на стойках двух соседних опор, ограничивающих выбранный пролет, специальными визирными рейками (рисунок 11).
Закрепление проводов на анкерных опорах. По сигналу визировщика монтер, находящийся на анкерной опоре, делает отметку на проводе в точке крепления натяжной гирлянды к траверсе. После этого трактор движением назад опускает провод во всем анкерном пролете на землю. От метки в сторону пролета по проводу откладывают длину натяжной гирлянды и монтируют натяжной зажим.
Натяжной клиновой зажим монтируют в такой последовательности. Разбирают зажим и проверяют исправность его деталей. Закрепляют провод в зажиме при помощи клина, который загоняют в корпус легкими ударами молотка. Торец корпуса зажима должен находиться на отметке крепления зажима на проводе. Между клином и проводом укладывают прокладку из того же материала, что и провод. Сцепляют зажим с ушком гирлянды изолятора, вставляя на место шпильку, шайбу и шплинт.
Зажимы типа «клин-коуш» монтируют так же,как клиновые, только провод или трос:вкладывают в зажим петлей, плотно обжимают вокруг двустороннего клина с помощью монтажного станка МИ-24 и закрепляют, надвигая корпус зажима на клин с проводом.
Натяжные прессуемые зажимы монтируют на стальные тросы так же, как стальные анкеры натяжных зажимов, а натяжные прессуемые зажимы для полых проводов – как алюминиевый корпус натяжного прессуемого зажима для сталеалюминевых проводов. При этом внутрь полого провода вводят стальной вкладыш с проушиной (анкер).
После монтажа натяжной зажим с проводом крепят к гирлянде. С другой стороны к гирлянде крепят монтажный хомут или звено 2 (ПРМ), а к нему - тяговый трос 4 (рисунок 12). Провод вторично натягивают трактором и натяжную гирлянду с проводом сцепляют с траверсой. После проверки правильности установки болтов, замков, шплинтов и гаек тяговый трос 4 отцепляют и вместе с блоком 5 опускают на землю. Монтажные звенья ПРМ остаются в гирлянде. На этом натягивание проводов заканчивают.
Если провода монтируют в петле анкерной опоры, не разрезая, то после окончания монтажа одного натяжного зажима на провод устанавливают второй натяжной зажим с гирляндой изоляторов на расстоянии, равном длине петли. Вторые гирлянды поднимают одновременно с первыми и крепят к траверсе анкерной опоры со стороны, противоположной натянутым проводам, а затем натягивают провода следующего анкерного пролёта.

Рисунок 12 - Крепление натяжной гирлянды изоляторов к траверсе при помощи промежуточного звена ПРМ:
а, б и в - последовательные положения гирлянды при монтаже; 1 - гирлянда, 2 - звено ПРМ, 3 - скоба СК, 4 – тяговый трос, 5 - монтажный блок, 6 – траверса

Монтаж проводов и тросов, а также установка опор на переходах ВЛ требуют большого объема подготовительных работ: установки заранее барабанов с проводом на месте, тщательной подготовки гирлянд изоляторов, а также всей необходимой арматуры, закрепляемой на опорах, необходимых блоков и приспособлений, проверки исправности механизмов и наличия инструмента, подъема на опору и закрепления на ней натяжных гирлянд вместе с проводом. При монтаже переходов применяют все возможные виды защит. До начала работ проверяют знание сигналов работающими, проводят инструктаж и расставляют всех по рабочим местам.
Количество рабочих, механизмов, приспособлений рассчитывают так, чтобы можно было выполнять параллельно несколько операций и иметь запас времени на случай непредвиденных срывов. Особые меры должны быть предусмотрены при монтаже перехода ВЛ через действующие линии электропередачи.

3.3 Монтаж проводов и тросов на опорах со штыревыми изоляторами

Рисунок 13 - Крепление проводов на анкерных опорах ВЛ 6-10 кв:
а - на штыревых изоляторах, одинарное, б - тоже, двойное, в - на подвесных изоляторах; 1 - траверса, 2 - штыревой изолятор, 3 - плашечный
зажим, 4 - провод, 5 - подвесной изолятор, 6 - натяжной зажим, 7 - планка, 8 - петля (шлейф), 9 - подставной крюк
На опарах со штыревыми изоляторами подвешивают сравнительна легкие провода, а пролеты между опарами как анкерными, так и промежуточными имеют небольшую протяженность, поэтому монтаж проводов значительна проще, чем на опорах с подвесными изоляторами.
Провода раскатывают автомашинами, тракторами или лебедками. Для установки барабанов используют раскаточные тележки или специальные приспособления, так называемые «рамы», которые устанавливают в кузове автомобиля или на сани. Обычно такие приспособления позволяют раскатывать одновременно два или три барабана с проводам. Кроме того, часто применяют неподвижные винтовые домкраты. При раскатке однопроволочных проводов, поставляемых заводами, в бухтах, используют вертушки. Технология раскатки, соединения и ремонта проводов на опарах со штыревыми изоляторами в основном такая же, как и на опорах с подвесными изоляторами. Провод раскатывают па земле или па траверсам (если они деревянные). При металлических траверсах применяют раскаточные ролики, которые устанавливают на крюках или траверсах. На опоры провод поднимают при помощи «удочки», блоков, шеста в и других приспособлений.
Натягивают провода на участке линии, ограниченном опорами анкерного типа. При этом первую (па ходу) анкерную опару, которая при натяжке будет испытывать одностороннее тяжение, укрепляют временными растяжками, Растяжки прикрепляют к стойке опоры под нижнюю траверсу (или нижний крюк) и располагают по оси линии со стороны, противоположной тяжению проводов. На концевых опорах оттяжки не устанавливают. До начала натягивания проводов необходимо проверить исправность раскаточных роликов, а также отсутствие перекрещивания проводов в пролетах.
Тип крепления проводов на штыревых изоляторах определяется условиями трассы ВЛ (населенная или ненаселенная местность, пересечение с сооружениями и др.) и расчетным тяжением проводов. Если механическая прочность штыревого изолятора не превышает нагрузку на него проводов, выполняют одинарное крепление (рисунок 13, а). При повышенных нагрузках и в населенной местности провода на опорах крепят двойным креплением (рисунок 13, б). При нагрузках, превышающих механическую прочность штыревых изоляторов, провода на анкерных опорах крепят на подвесных изоляторах, для крепления которых на траверсах устанавливают специальные узлы, а к оголовнику приваривают планку с отверстиями (рисунок 13, в), за которые зацепляют скобы с серьгами. Для крепления петли (шлейфа) 8 провода на верхушке опоры устанавливают подставной крюк 9 со штыревым изолятором. Провод к подвесным изоляторам крепят натяжными зажимами 6, как на ВЛ с подвесными изоляторами.
После крепления проводов на анкерных опорах выполняют перекладку проводов из раскаточных роликов на штыревые изоляторы. На промежуточных опорах работу ведут с гидроподъемников, телескопических вышек, а чаще с самих опор. Провод к изоляторам крепят как головной (рисунок 14, а), так и боковой (рисунок 14, б) проволочной вязкой. На промежуточных опорах ВЛ, расположенных в районах с сильными ветрами, а также на всех угловых опорах выполняют боковую вязку проводов на шейке изоляторов, а в остальных случаях - головную.



Рисунок 14 - Крепление проводов на штыревых изоляторах промежуточных опор проволочной вязкой:
а - головное, б - боковое; 1 - изолятор, 2 - вязальная
проволока, 3 - провод, 4 - прокладка


Рисунок 14 - Крюки и штыри для
крепления штыревых изоляторов:
а - крюк КB-25 для изоляторов
ВЛ 6-10 кв, б - крюк КH-18 для
Изоляторов ВЛ 0,4 кв, в - штырь
ШН-17 для изоляторов ВЛ 0,4 кв

Рисунок 16 - Полиэтиленовые
переходные колпачки для
крепления на штырях и крюках
штыревых изоляторов:
а - для ШЖБ-10 (ШФ-10),
б - для ТФ-2

Вязальная проволока должна быть из того же металла, что и провод. Для вязки алюминиевых и сталеалюминевых проводов используют алюминиевую проволоку диаметром 3,5 мм, а стальных - мягкую стальную оцинкованную диаметром 2,0-2,7 мм. Длина проволоки для вязки должна быть не менее 300 мм.
Головную вязку выполняют при помощи двух вязальных проволок 2 (рисунок 14, а), которые сначала закрепляют на шейке изолятора 1, скручивая между собой, а затем концы одной из них - вокруг провода 3 с обеих сторон изолятора, плотно притягивая провод к изолятору концы другой проволоки, более длинные, накладывают на головку изолятора накрест через провод и тоже закручивают вокруг провода четыре-пять раз.
Штыревые изоляторы крепят к опорам на стальных крюках или штырях. Крюки (рисунок 15, а и б) ввертывают непосредственно в деревянные опоры, а штыри (рисунок 15, в) устанавливают на металлических, железобетонных или деревянных траверсах. Маркируют штыри и крюки буквами (К - крюк, Ш - штырь, Н - низковольтный, В - высоковольтный, У - усиленный, С - для стальных и Д - для деревянных траверс) и числами, обозначающими диаметр их верхушки (например, крюк КН-18, КВ-25, или штырь С-16, Д-14, ШУ-22).
Наиболее целесообразно крепление с помощью переходных колпачков, которые изготовляют в виде стаканов с гладкими внутренними стенками и резьбой по наружной поверхности (рисунок 16) . Колпачок платно надвигают на штырь да упора, после чего, на него навертывают изолятор. Использование колпачков значительно снижает трудоемкость крепления изоляторов и повышает надежность линии электропередачи.

3.4 Особенности монтажа проводов ВЛ до 1000 В

Монтаж проводов ВЛ да 1000 В имеет ряд особенностей, связанных с относительна небольшим напряжением этих линий и их назначением.
ВЛ напряжением до 1000 В, предназначенные для передачи электроэнергии от понизительных подстанций потребителям, строят преимущественно в сельской местности, небольших городах и жилых поселках, на территориях строительных площадок и небольших промышленных предприятий, а также в больших городах для питания светильников наружного освещения. Линейное напряжение этих линий, как правило, равно 380 В, а фазное - 220 В. Такое сочетание напряжений позволяет питать фазным напряжением 220 В осветительные нагрузки, а силовые нагрузки включать на линейное напряжение 380 В. Для подключения потребителей на фазное напряжение и выравнивания несимметрии токов и напряжений на линиях напряжением до 1000 В прокладывают кроме фазных проводов дополнительно нулевой провод.
На ВЛ до 1000 В применяют главным образом голые алюминиевые провода сечением до 120 мм2, стальные однопроволочные провода диаметром 4-5 мм и многопроволочные сечением 25-70 мм2. На больших переходах применяют также сталеалюминевые провода сечением до 95 мм2. Однопроволочные стальные провода применяют редко (только на ВЛ малой мощности).
Стальные однопроволочные провода соединяют сваркой, а многопроволочные - обжатием овальных соединителей. Расстояние между проводами принимают по вертикали 40-60 см, а по горизонтали - 20-40 см в зависимости от длины пролета и района гололедности. Нулевой провод располагают ниже фазных проводов. На одной и той же опоре допускается подвеска проводов разного назначения (силовых, наружного освещения, радиотрансляционных и др.) и из разных материалов. В связи с тем, что стрелы провеса различных проводов с изменением температуры изменяются в разной степени (например, провес алюминиевых проводов изменяется больше, чем стальных), подвеску алюминиевых проводов производят ниже стальных, если это допустимо по другим условиям. Провода с более высоким напряжением располагают над проводами с более низким напряжением.
Крепят провода к изоляторам одинарной проволочной вязкой или специальными зажимами. Для крепления на одном изоляторе нескольких проводов (при отпайке, перекрещивании и др.) применяют многошейковые изоляторы РФО. Наименьшие сечения проводов на ответвлениях в здания должны быть 4 мм2 при пролете до 10 м и 6 мм2 при пролете от 10 до 25 м (для медных проводов), а наименьшие диаметры - не менее 3 мм (для стальных проводов).
При отпайке линии к зданиям стальные провода ПСО соединяют с голыми и изолированными алюминиевыми проводами бандажной скруткой с пропайкой или болтовыми плашечными зажимами.

Воздушной линией (BЛ) электропередачи называется устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и закрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам.

Воздушные линии отличаются незначительным объемом земляных работ при их сооружении, простотой в эксплуатации и при ремонте. При напряжении воздушной линии до 1000 В на ее опоры разрешается подвешивать провода радиосети, наружного освещения, телеуправления, местной телефонной связи.

Воздушные линии электропередачи по номинальному напряжению подразделяются на две группы: до 1000 В и выше 1000 В. Основными элементами ВЛ являются опоры, провода, изоляторы и крюки (или штыри). Для ВЛ могут применяться следующие типы опор: промежуточные, анкерные, угловые, концевые, ответвительные и перекрестные.

Рис. 25. Промежуточная до 1 кВ (а ), угловая до 1 кВ (б ), анкерная А-образная до 1 кВ (в ), промежуточная на 6 и 10 кВ (г ) конструкции деревянных опор ВЛ:
1 — стойка; 2 —приставка; 3 — подкос; 4 — светильник; 5 — верхний и нижний ригели; 6 - траверса; 7 — изоляторы.

Промежуточные опоры (рис. 25, а) устанавливают на прямых участках линии и служат для поддержания проводов. Их количество в линии составляет 60 — 80% от общего количества опор. Расстояние между опорами называется шагом опор.

Анкерные опоры (рис. 25, б, в) применяют на прямых участках линии, поддерживают провода и воспринимают усилия тяжения проводов в анкерном пролете вдоль ВЛ. Расстояние между двумя анкерными опорами называется анкерным пролетом. На прямых участках трассы средней сложности ВЛ напряжением до 1000 В он равен 150—180 м, а ВЛ напряжением 10 кВ — 250 4- 280 м. Опоры устанавливают на пересечении дорог, рек, инженерных сооружений, а также в начале и в конце линии.

Угловые опоры устанавливают на углах поворота трассы ВЛ и подразделяются на промежуточные и анкерно-угловые. Промежуточные ставят при повороте ВЛ на небольшие углы, а анкерно-угловые на углах поворота более 20° и в горной местности.

Концевые опоры — разновидность анкерных. Их устанавливают в начале и в конце ВЛ.

Ответвительные опоры (рис. 25, г) служат для выполнения ответвлений от BЛ.

Перекрестные опоры используют для пересечения В Л двух направлений. Ответвительные и перекрестные опоры могут быть всех указанных типов.

Иногда применяют металлические оттяжки для опор. Они могут быть многопроволочными и однопроволочными, сечением не менее 25 мм². Оттяжки закрепляют к анкерам, установленным в земле, или к строительным конструкциям зданий и сооружений.

Для устройства ВЛ применяют деревянные или железобетонные опоры. В целях экономии леса опоры делают составными, сопрягая стойку опоры с деревянной или железобетонной приставкой. Для опор ВЛ используют сосновые, еловые, лиственничные и пихтовые бревна, пропитанные антисептиком.

Провода ВЛ напряжением до 1000 В могут быть однопроволочные или многопроволочные из алюминия, стали или биметалла, а на напряжение 6 и 10 кВ — многопроволочные алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные. По условиям механической прочности на BЛ до 1000 В применяют провода сечением не менее: 16 мм² — алюминиевые; 10 мм² — сталеалюминиевые и биметаллические; 25 мм² — стальные многопроволочные и диаметром 4 мм — однопроволочные. На ВЛ 6 и 10 кВ применяют провода сечением не менее 25 мм².

Расстояние между проводами для ВЛ выбирают в зависимости от длины пролета и района гололедности. Нулевой провод располагается ниже фазных проводов. Провода наружного освещения располагаются ниже нулевого провода.

Высота подвеса проводов над поверхностью земли должна быть не менее 6 м при наибольшей стреле провеса и воздействии наивысшей температуры или гололеда. Расстояние по горизонтали от проводов при наибольшем их отклонении до зданий и строений должно быть не менее: 1,5 м — до балконов, террас и окон, 1 м — до глухих стен. Прохождение ВЛ над зданием не допускается.

Пересечения ВЛ напряжением до 1000 В между собой рекомендуется выполнять на перекрестных опорах. При пересечении их в пролете расстояние по вертикали между ближайшими проводами при температуре окружающего воздуха +15°С должно быть не менее 1 м.

Провода на опорах ВЛ закрепляют посредством фарфоровых или стеклянных изоляторов. Штыревые изоляторы крепят на крюках или штырях. Для В Л напряжением до 1000 В используют изоляторы марки ТФ, а для ответвлений много-шейковые - ШО-12 и др. (рис. 26).



Рис. 26. Изоляторы ВЛ:
а - ТФ; 6 - ШО; г - ШС; д - ШД; е - ШФ(ШЖБ); ж - П.

Для этих изоляторов применяют различные крюки, например, КН-16, КН-18 и КН-20, диаметром соответственно 16, 18, 20 мм и штыри (рис. 27). Для ВЛ 6 и 10 кВ применяют изоляторы марок ШС, ШД, УШЛ, ШФ6-А, ШФ10-А и подвесные изоляторы ПФ6-А и ПФ6-Б, крюки КВ-22 диаметром 22 мм (рис. 27, а, б), а штыри ШУ-22 и ШУ-24 (рис. 27, в). Все штыревые изоляторы плотно навертывают на крюки или штыри. Крюки ввертывают в деревянные опоры, а штыри крепят на траверсах.



Рис. 27. Линейная арматура и приспособления для ВЛ

Для разметки мест установки крюков на опоре применяют шаблон из алюминиевой или стальной шины 30 х 3, на котором имеются отверстия (рис. 27, г). Изогнутым концом шаблон накладывают на вершину опоры с одной, а затем и с другой стороны, отмечая места сверления отверстий для установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Диаметр отверстия должен быть равен внутреннему диаметру нарезки крюка.

Крюк ввертывают на всю длину нарезной части плюс 10—15 мм с помощью специального ключа (рис. 27, д). Эта работа при монтаже линии выполняется до подъема и установки опор в котлованы.

Соединение проводов друг с другом выполняют с помощью скрутки, соединительных зажимов или плашечных зажимов. Однопроволочные провода соединяют скруткой с последующей пропайкой. Соединение проводов в овальных соединительных зажимах производят с помощью специальных клещей. Провода ВЛ крепят к изоляторам вязальной проволокой одним из способов, показанных на рис. 28.



Рис. 28. Способы крепления проводов к изоляторам:
а — головной вязкой; б — боковой вязкой; в — заглушкой; г — петлей; д — двойное.

Стальные провода привязывают мягкой стальной оцинкованной проволокой диаметром 1,5-2 мм, а алюминиевые и сталеалюминиевые — алюминиевой проволокой диаметром 2,5 — 3,5 мм.

Алюминиевые и сталеалюминиевые провода в местах крепления предварительно обматывают тонкой алюминиевой лентой для предохранения их от повреждений. При пересечении ВЛ с другими линиями, железными дорогами или трамвайными путями применяют двойное крепление проводов, т. е. устанавливают еще по дополнительному изолятору на каждый провод.

Для защиты от атмосферных перенапряжений на ВЛ напряжением 6 и 10 кВ устанавливают трубчатые разрядники. На ВЛ напряжением до 1000 В в сетях с изолированной нейтралью крюки и штыри фазных проводов, установленных на железобетонных опорах, должны быть заземлены.

В сетях с заземленной нейтралью крюки и штыри фазных проводов на железобетонных опорах, а также арматуру этих опор, присоединяют к нулевому проводу.

Ремонт воздушных линий

В объем текущего ремонта ВЛ входят работы, выполняемые при осмотрах и технических обслуживаниях и, кроме того, верховые осмотры ВЛ, контроль состояния резьбовых контактных зажимов и их подтяжка, выправка промежуточных опор, замена отдельных деревянных опор и их деталей, проверка и регулировка стрел провеса и габаритов линий, перетяжка проводов и замена отдельных изоляторов, замена приставок отдельных опор, подтяжка, очистка, замена и окраска бандажей, проверка трубчатых разрядников со съемом их с опор, а также проверка состояния и измерение сопротивления заземления.

В объем работ капитального ремонта входят в полном объеме работа текущего ремонта и, кроме того: верховые проверки с выемкой проводов из зажимов, проверкой и заменой дефектных проводов, изоляторов и линейной арматуры, полная перетяжка линии, измерение переходного сопротивления контактных соединений проводов, а также их ремонт, выправка положения или замена опор, проверка наличия трещин в железобетонных приставках, выборочные вскрытия и контроль состояния заземления опор, испытания BJT в соответствии ПТЭ и ПТБ.



Рис. 29. Смена приставок промежуточной (а ) и анкерной (б ) опор:
1, 7 — приставка; 2 — якорь; 3 — оттяжка; 4 — временный хомут; 5 — опора; б — полиспаст; 8 — подкладка; 9 — опорная стойка; 10 — брус.

Замена приставки у промежуточной опоры проводится с помощью укрепления опоры 5 на время работ двумя оттяжками 3, устанавливаемыми перпендикулярно оси линии (рис. 29). Оттяжки крепятся на высоте опоры 5 — 6 м к крюкам временного хомута 4, а другими концами — к якорям 2. К этому же хомуту подвешивается полиспаст б. Для временного укрепления опоры устанавливают приставку 7, закрепляя ее хомутами выше существующей приставки и подложив под нее для опоры доску.

Откапывают грунт для извлечения старой приставки, вынимают ее с помощью полиспаста и удаляют. Котлован подчищают, с помощью полиспаста опускают в котлован новую приставку 7 и крепят ее бандажами к стойке опоры 5. После этого котлован засыпают, утрамбовывают и удаляют временную приставку, хомут с оттяжками и якоря.

Количество витков бандажа определяется диаметром бандажной проволоки: при диаметре проволоки 4 мм число витков 12, при 5 мм — 10, при 6 мм — 8 витков. Бандажи укладывают друг от друга на расстоянии 1000—1100 мм. Для накладки бандажа конец проволоки загибают под прямым углом на длине 3 см и вбивают в деревянную приставку или опору. Намотав вокруг опоры и приставки необходимое число витков проволоки, раздвигают их напротив линии стыка опоры и, разделяя витки поровну, вставляют ломик с загнутым концом и скручивают между собой. Накладывают второй бандаж и скручивают его ломиком по обе стороны от опоры. Затем делают вторую скрутку на первом бандаже с другой стороны опоры. Для защиты от коррозии бандажи окрашивают.

Вместо скрутки бандажи можно стягивать болтами с фигурными шайбами. Болт с шайбой вставляют между витками бандажа с одной стороны опоры и пропускают через специально предусмотренную в приставке выемку на другую ее сторону. Конец болта на другой стороне пропускают между витками бандажа, надевают на него вторую фигурную шайбу и затягивают гайку.

При замене приставки анкерной А-образной опоры используют оттяжку 3 (рис. 29, б) с полиспастом 6 для закрепления опоры. Один конец оттяжки закрепляют на высоте 6—7 м той стойки, приставку на которой не меняют, а другой закрепляют якорем 2 на расстоянии 9—10 м от основания этой же стойки. Работы проводят без снятия проводов с изоляторов. Для упрочнения опоры скобами прибивают брус 10 выше приставок и устанавливают подпорную стойку 9, прикрепляя ее скобами к брусу 10. Под стойку подкладывают опорную толстую доску или кирпич 8.

Замену проводов при ремонте ВЛ проводят, как правило, для повышения пропускной способности.

При смене проводов одновременно в нескольких пролетах ВЛ работу выполняют в следующем порядке: удаляют вязки крепления проводов к изоляторам и снимают провода с крюков, начиная с нижнего. Новые провода раскатывают с барабанов вдоль линии, поднимают их на крюки изоляторов опор, закрепляют глухой петлей на изоляторе начальной опоры участка и натягивают провода с помощью приспособлений (болтового зажима, «лягушки», монтажного зажима КЭС-70), закрепленных на концевой опоре.



Рис. 30. Приспособление для раскатки проводов:
а — деревянная конусная вертушка; б — барабанный подъемник.

Раскатку проводов проводят вдоль линии по обеим сторонам. Для раскатки проводов используют специальные приспособления, облегчающие работу (рис. 30, а, б). При раскладке провода следят за тем, чтобы не образовывались петли («барашки»). Натягивают поочередно каждый провод в отдельности, начиная с верхнего. К натяжным приспособлениям прикрепляют полиспаст и натягивают провод до получения требуемой стрелы провеса.

Размер стрелы провеса зависит от длины пролета, сечения проводов и температуры воздуха. Так, при длине пролета 30 м и температуре воздуха 10— 15 °С для алюминиевого провода сечением до 25 мм² расчетная стрела провеса равна 40 см.

Перед началом грозового сезона проверяют размеры внутренних и внешних искровых промежутков между электродами разрядников. Длина искровых промежутков зависит от конструкции разрядника. Так для разрядника РТВ-6-10/2-2 длина внутреннего промежутка равна 60 мм, для РТФ-6/1,5-10 — 80 мм, для РТФ-10/0,5-7—130 мм. Допустимые отклонения при регулировке составляют ±2 мм.



Рис. 31. Трубчатый разрядник:
1 — указатель срабатывания; 2 — заземляемый наконечник; 3, 4 — электроды, 5 — дугогасительный патрон; 6 — наконечник; 7 — удлинитель; l 1 , l 2 — разрядный и отделительный промежутки.

При ремонте трубчатых разрядников (рис. 31) сначала проверяют сохранность лакового покрытия трубки, затем исправность указателя срабатывания 1, надежность крепления стальных наконечников 2, 6 и крепления разрядника к конструкции на опоре, потом угол наклона оси разрядника к горизонтали, отсутствие следов дуги на электродах 3, 4 и, наконец, состояние заземляющего провода. Обнаруженные дефекты устраняют.

При поврежденной лаковой пленке на поверхности разрядника ее удаляют стеклянной шкуркой и поверхность покрывают двумя слоями бакелитового лака.

Разрядник устанавливают с углом наклона к горизонтали 10—15°, а открытый конец разрядника обращают вниз в противоположную от опоры сторону. При ремонте проверяют диаметр внутреннего канала и, если он отличается от заводских размеров более, чем на 3 мм, разрядник заменяют.

Cтраница 1


Вязка проводов производится вращением колодки, находящейся в положении, указанном на фиг.  


Вязку проводов производят специальной перевязочной проволокой.  

Вязку проводов выполняют вручную монтерскими пассатижами, которыми уплотняют витки вязальной проволоки.  


Вязку проводов выполняют вручную монтерскими пассатижами. После закручивания вязальной проволоки вокруг провода аккуратно уплотняют вязку пассатижами, обращая особое внимание на плотность прилегания вязальной проволоки к проводу. Концы вязальной проволоки не должны торчать. Изгибать провод на изоляторе сильным натяжением вязальной проволоки не разрешается.  


Вязку проводов к шейкам изоляторов на кривых участках линии производят одним отрезком вязальной проволоки, длину которого выбирают по таблицам.  

Вязку проводов на изоляторах производят перевязочной проволокой (табл. 11); вязка должна быть прочной во избежание перехода проводов из одного пролета в другой или срыва проводов с изоляторов.  

Вязку проводов на линиях связи и высоко - вольтно-сигнальных линиях автоблокировки на прямых участках линий выполняют двумя кусками перевязочной проволоки, как показано на фиг.  

Вязку проводов на линиях связи на угловых опорах выполняют при помощи двух кусков перевязочной проволоки, как показано на фиг.  

Освобождение вязок проводов на опорах ВЛ следует производить сначала на концевых опорах, а затем на промежуточных. Освобождение вязок проводов следует производить сверху вниз.  

Укладка и вязка проводов в жгуты ведется с помощью шаблонов (плоских или объемных) и таблицы расшивки проводов с указанием координат точек монтажа.  

Для выполнения нормальной вязки проводов на изоляторах промежуточных и угловых опор целесообразно применять приспособление, предложенное А. В. Ивановым и состоящее из деревянной колодки 1 (фиг.  

Наоборот, при вязках проводов узлы всегда будут отличаться друг от друга, поскольку их выполнение, даже самое совершенное, зависит от индивидуальных особенностей работы монтажника. В синфазньге антеннах, в которых требуется большая точность в размерах элементов сети, отклонения в симметрии вибраторов и питающих секции фидеров приводят к трудоемкому спуску полотен во время регулировочных работ. Если не удается получить арматуру для антенн в централизованном порядке, то необходимо наладить ее мелкосерийное производство. Некоторые детали антенн, как коуши, скобы, винтовые стяжки, блоки и др., могут быть получены на предприятиях, изготавливающих арматуру для подвески проводов высоковольтных линий, трамваев, троллейбусов и электрифицированных железных дорог.  

Закрепление проводов - Соединение, визирование и закрепление проводов ВЛ

Тип крепления провода к изолятору указывается в проекте. До настоящего времени широко применялась проволочная вязка, которая может быть головной (на головке изолятора) или боковой (на шейке изолятора). Однако опыт строительства и эксплуатации ВЛ 0,4-10 кВ показал, что проволочная вязка является трудоемкой операцией, качество которой зависит от опыта и квалификации электромонтера. Во многих случаях такая вязка не обеспечивает необходимую надежность работы линии, а ослабленные вязки вызывают большие помехи радио- и телеприему.

Для устранения недостатков проволочных вязок и снижения трудозатрат при монтаже и эксплуатации в институте «Сельэнергопроект» разработаны и испытаны зажимы для крепления проводов, заменяющие вязку.

Зажим ЗАК-10-1 уже применен на BЛ 10 кВ. На изоляторах ШФ-10Г и ШС-10А им закрепляют алюминиевые провода сечением 35-70 мм2 и сталеалюминиевые 25-50 мм2 в I-IV климатических районах по гололеду и в I-IV районах по ветру. Зажимы допускают скольжение провода при усилии не более 1,7 кН (даже при обледенении), что позволяет избежать падения промежуточных опор при обрывах проводов. Конкретное применение зажимов указывается в проектах.

В условиях эксплуатации время работы зажима ЗАК-10-1 в несколько раз превышает время работы лучших образцов проволочных вязок на шейке изолятора или в десятки раз - вязок на головке изолятора, поэтому по мере обеспечения зажимами их устанавливают вначале на железобетонных опорах в районах со стенкой гололеда толщиной 10 мм и более, а затем и на деревянных опорах.

Монтаж зажимов имеет свои особенности. Если при закреплении проводов вязкой предусматривается перетяжка проводов на 10-15% сверх нормы при монтаже, то при применении зажимов нужно следить за тем, чтобы провода монтировались без перетяжки. Монтаж зажима выполняется следующим образом. Один из захватов (левый по рис. 3, а) надевается на провод ВЛ, и средняя часть скобы упирается в шейку изолятора. При приложении усилия Р к свободному концу скобы и к проводу ВЛ на провод надевается и второй захват.

Рис. 3. Приспособления для закрепления проводов.

а - зажим для провода ВЛ 10 кВ; б - зажим для провода BЛ 0,4 кВ: в - установка зажима на изолятор; г - закрепление провода ВЛ 0,4 кВ; д - то же, вид сверху; е - рычаг для монтажа зажима; 1- захват; 2 -скоба; 3 - изолятор; 4 - провод ВЛ; 5 - язычок зажима; 6 -деревянная ручка; 7 - трубка наружным диаметром 10 мм; 8 - труба (надета на ручку и закреплена шурупом).

При нанесении отметки на провод при визировании стрелы провеса для закрепления на анкерной опоре следует учитывать еще одну особенность. Ввиду того что провод при монтаже зажима немного изогнется, его длина должна быть несколько больше отмеренной при визировании. Это значит, что при нанесении отметки ее нужно отнести в сторону увеличения длины провода на анкерном участке из расчета:

где А - общее увеличение длины провода, мм; k - увеличение длины провода на каждом изоляторе; n - количество промежуточных опор на анкерном участке.

Значение k принимается: 2 мм для изолятора ШС-10А и 4 мм для изолятора ШФ-10Г.

Зажим для бокового крепления проводов ВЛ 0,4 кВ к штыревому изолятору (рис. 3, б) изготовляют из стальной ленты толщиной 1,6 мм. Ширина средней части зажима выбирается соответственно размеру шейки изолятора. В более широких концевых частях зажима с помощью штамповки высекаются отверстия, и при этом образуются язычки. Концевые части ленты разворачивают на 90° относительно ее средней части, после чего зажим готов к использованию.

При закреплении провода зажим изгибают по дуге шейки изолятора так, что провод укладывается на горизонтально расположенные концевые части зажима и примыкает к язычкам, расположенным вертикально вверх (рис. 3,в). Затем с помощью простейшего рычага-вилки, вставляемого в отверстие, каждую концевую часть зажима поворачивают вокруг провода на 180°, закрепляя этим провод на изоляторе. Так можно крепить алюминиевые провода сечением от 16 до 50 мм2 в любых районах на изоляторах типов ТФ, ШФН, НС (авт. свид. № 499590, Б. И. № 2).

Таблица 1 Рамки для крепления проводов BЛ 10 кВ к штыревым изоляторам.


Зажим можно изготовить также из алюминиевой проволоки АМ-6 (диаметром 6 мм), развальцевав концевые участки стержня, без отверстий.

Самарском экспериментальным заводом электроконструкций выпущено более 300 тыс. приспособлений типа «рамка» для крепления алюминиевых и сталеалюминиевых проводов к штыревым изоляторам на промежуточных опорах ВЛ 10 кВ. Рамка (рис. 4, а) изготовлена из оцинкованной проволоки диаметром 4 мм.

Технология изготовления рамок несложна. Проволока в бухтах выпрямляется, разрубается на куски необходимой длины на автомате и формируется на кривошипном прессе с помощью специального штампа. Размеры рамок соответствуют размерам изоляторов (табл. 1).

Последовательность работы по закреплению провода на изоляторе (рис. 4, б и 4, в) такая. На шейку изолятора надеваются две рамки соответствующего размера; участок провода, соприкасающийся с рамками, обертывается алюминиевой лентой 0,4Х10 мм. Затем провод закрепляется (привязывается к рамкам) алюминиевой проволокой.

Рамка на шейке изолятора может свободно поворачиваться. Такая шарнирность крепления уменьшает опасность повреждения и обрыва провода в месте его крепления к изолятору по сравнению с обычной вязкой.

Этим же заводом выпускаются алюминиевые пластинки, применяемые для повышения надежности закрепления проводов марки А-95 и А-120 на анкерных, концевых и угловых опорах ВЛ 0,4 кВ. Пластинки изготовляются из алюминиевого листа АД1М-1 холодной штамповкой.

Рис. 4. Закрепление проводов с помощью рамок и пластинок.

а - конструкция рамки; б - провод, обмотанный алюминиевой леитой, и две рамки, установленные на изоляторе; в - готовое закрепление провода на промежуточной опоре; г - закрепление провода на концевой опоре.

Провод оборачивается вокруг шейки изолятора и крепится болтовым зажимом. Плоская пластинка надевается на изолятор, края пластинки пальцами рук слегка изгибаются вверх (рис. 4, г) по линии изгиба. Для закрепления пластинки на изоляторе сжимают плоскогубцами хвостик пластинки. Масса пластинки 10 г.