Пересечения воздушных линий. Воздушные линии электропередач (ВЛ)

Пересечения воздушных линий. Воздушные линии электропередач (ВЛ)

Согласно ПУЭ, местность, по которой проходит ВЛ, делится на три категории.

Рис. 1. Элементы пролета ВЛ
Населенная местность - территория городов, поселков, деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, портов, пристаней, железнодорожных станций, парков, пляжей с учетом их развития на ближайшие 10 лет. Ненаселенная местность - незастроенная территория, частично посещаемая людьми и доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин, а также огороды, сады и территории с отдельно стоящими зданиями и сооружениями. Труднодоступная местность - территория, не доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин.
Характер требований, которым должна отвечать ВЛ, зависит не только от категорий местности, но и от климатических условий (скорости ветра, толщины стенки гололеда, наименьшей и наибольшей температуры воздуха). По ПУЭ вся территория России разделена на семь районов по скорости ветра и на пять районов по толщине стенки гололеда. Для ВЛ напряжением до 1000 В расчетная скорость ветра принимается не менее 16 м/с, а толщина стенки гололеда - не менее 0,5 мм.
Длина пролета воздушной линии (рис. 1) обычно принимается равной от 25...30 до 40...45 м в зависимости от района гололедности. Чем больше порядковый номер района, тем меньшая длина пролета. Важнейшей характеристикой ВЛ является габарит Н - вертикальное расстояние от низшей точки провода в пролете до земли, воды, льда или пересекаемых инженерных сооружений. В случае, когда точки подвеса проводов А и В находятся на одинаковой высоте, габарит Н отмечается в середине пролета. Стрелой провеса провода h называется вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролете и воображаемой прямой линией, соединяющей точки подвеса проводов на опорах. Максимальная стрела провеса при одинаковой высоте точек А а В находится на середине пролета.
Усилие, с которым натягивают провод, и стрела его провеса зависят от материала и сечения провода, длины пролета и района климатических условий. Чем меньше прочность провода, больше длина пролета и выше номер района гололедности, тем больше должна быть стрела провеса h. На величину провеса в большой степени влияет также температура воздуха во время монтажа, изменение которой вызывает удлинение или укорочение провода. Поэтому стрелу провеса в каждом конкретном случае следует устанавливать достаточно точно. Для этой цели пользуются специальными монтажными таблицами или монтажными кривыми.
В качестве примера рассмотрим семейство монтажных кривых для алюминиевых проводов сечением от А-16 до А-70 (рис. 2). По горизонтали с интервалом 5 °С отложены температуры воздуха от -40° до +40°С, а по вертикали - стрелы провеса от 0,4 до 1,2 м. На графике изображены четыре кривые, которыми следует пользоваться: кривая 1 - для пролета длиной 30 м и IV района гололедности; 2 - для пролета длиной 35 м и II-III района гололедности; 3 - для пролета длиной 40 м и I-II района гололедности; 4 - для пролета длиной 45 м и. I района гололедности.

Рис. 2. Монтажные кривые для определения стрелы провеса
Например, требуется определить стрелу провеса при натяжке провода А-50 в пролете длиной 40 м. Известно, что ВЛ монтируется в I районе гололедности, работа производится летом при температуре +25 °С. Выбираем кривую 3 и по графику определяем, что для данных условий стрела провеса должна быть, примерно равна 1,1 м. Если натяжка провода производится зимой при температуре - 20 °С, по той же кривой легко, определить, что стрела провеса должна быть значительно меньше-0,8 м.

Требования к трассе воздушных линий

Для нормальной работы и безопасного обслуживания ВЛ их расстояния до различных объектов и сооружений должны соответствовать нормам, установленным ПУЭ.
Расстояние от проводов до земли или проезжей части улицы при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 6 м. В труднодоступной местности его разрешается уменьшить до 3,5 м, а в недоступной местности (скалы, утесы и т. п.) - до 1 м. Если ответвление от ВЛ к вводу пересекает тротуар или пешеходную дорожку, расстояние от провода до земли также может быть уменьшено до 3,5 м (если это требование выполнить невозможно, устанавливают либо дополнительную опору, либо конструкцию на здании).
Судоходные реки и каналы, как правило, линиями III класса не пересекаются, но если линия пересекает небольшую реку, пруд или озеро, то габарит до наивысшего уровня воды должен быть не менее 2 м, а до поверхности льда - не менее 6 м, причем опора должна быть установлена от воды на расстоянии, равном или превышающем высоту опоры.
При пересечении железных дорог переходный пролет монтируют на анкерных опорах, сечение проводов в этом пролете берется не менее 70 мм2 (алюминиевые) или 35 мм2 (медные). Железные дороги необщего пользования (заводские, узкоколейки) с соблюдением тех же условий разрешается пересекать воздушными линиями на промежуточных опорах (установка опор с оттяжками не допускается). Между опорой ВЛ и строением или опорой контактной сети должно выдерживаться расстояние не менее высоты опоры плюс 3 м, а в стесненных условиях - не менее 3 м. Крепление проводов к опоре должно быть двойным.
Пересечение автомобильных дорог воздушными линиями производится с соблюдением следующих правил. Переход над автодорогой I категории осуществляется на анкерных опорах, над остальными дорогами разрешается использовать промежуточные опоры. В переходном пролете используют провода с минимальным сечением не менее 35 мм2 (алюминиевые) или 25 мм2 (сталеалюминиевые), а габарит до полотна дороги должен быть не менее 7 м. Опору переходного пролета располагают в точке, удаленной от бровки земляного полотна не менее чем на высоту опоры (в стесненных условиях не менее чем на 5 м).
Если трасса ВЛ проходит по населенному пункту, провода подвешивают не ближе 1,5 м от окон, террас и балконов и не ближе 1 м от глухих стен. Прохождение провода над зданиями (за исключением пристанционных служебных строений и домиков путевых обходчиков) вообще не разрешается. Опоры могут быть расположены не ближе 1 м от трубопроводов и кабелей, не ближе 2 м от колодцев подземной канализации и водоразборных колодцев, не ближе 10 м от бензоколонок. От подземных кабельных линий связи и сигнализации опору ВЛ следует устанавливать как можно дальше, но даже в стесненных условиях расстояние между опорой и кабелем не должно быть менее 0,5 м.
Очень важно правильное выполнение пересечений ВЛ. Пересечение двух линий напряжением до 1000 В чаще всего делают на перекрестных опорах (допускается пересечение в пролете при условии, что расстояние между ближайшими проводами при температуре воздуха + 15 °С без ветра будет не менее 1 м).
При пересечении ВЛ разных классов провода линии напряжением выше 1000 В располагают над проводами линии напряжением ниже 1000 В, а расстояние между ближайшими пересекающимися проводами должно быть не менее 2 м для линии с высшим напряжением 6...10 кВ и не менее 3 м - для линии с высшим напряжением 35...110 кВ. Место пересечения определяют по возможности ближе к опоре верхней пересекающей линии, но при этом расстояние между опорой верхней линии и проводами нижней линии (с учетом наибольшего отклонения проводов) должно быть не менее 6 м.
При пересечении ВЛ с линией связи вертикальное расстояние между ближайшими проводами разных линий должно быть не менее 1,5 м (провода линии связи располагают ниже проводов ВЛ).

Воздушная линия > Расчетные пролеты ВЛ - 0,4 кВ

Смотри ещё по разделу на websor :

  • Основные положения по определению расчетных пролетов опор ВЛ с учетом требований ПУЭ
  • Расчетные пролеты для одноцепных железобетонных опор ВЛИ 0.38 кВ по проекту ЛЭП98.08
  • Расчетные пролеты для двухцепных железобетонных опор ВЛИ 0.4 кВ по проекту ЛЭП98.10
  • Расчетные пролеты для переходных железобетонных опор ВЛИ 0.4 кВ по проекту шифр 19.0022.1
  • Расчетные пролеты для одноцепных железобетонных опор ВЛИ 0.4 кВ по проекту шифр 22.0015
  • Расчетные пролеты для двухцепных железобетонных опор ВЛИ 0.38 кВ по проекту шифр 22.0063
  • Расчетные пролеты для одноцепных железобетонных опор ВЛИ 0.38 кВ с самонесущими изолированными проводами с анкерными опорами с оттяжками по проекту шифр ЛЭП98.12
  • Расчетные пролеты для железобетонных подкосных опор для совместной подвески самонесущих изолированных проводов ВЛИ 0.38 кВ и СИП для освещения по проекту ЛЭП00.12
  • Расчетные пролеты для железобетонных опор с оттяжками для совместной подвески самонесущих изолированных проводов ВЛИ 0.38 кВ и СИП для освещения по проекту ЛЭП00.14
  • Расчетные пролеты для двухцепных железобетонных опор ВЛИ 0.38 кВ с самонесущими изолированными проводами с анкерными опорами с оттяжками по проекту 19.0022
  • Расчетные пролеты для переходных железобетонных опор для совместной подвески самонесущих изолированных проводов ВЛИ 0.38 кВ и СИП для освещения по проекту 20.0096
  • Расчетные пролеты для четырехцепных железобетонных опор ВЛИ 0.38 кВ по проекту 21.0045
  • Максимальные величины пролетов ответвлений к вводам в здания, м рассчитанные по ПУЭ 7 издания.


Основные положения по определению расчетных пролетов опор ВЛ с учетом требований ПУЭ 7 издания.

1.1. Приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. №187 утверждены и введены в действие с 1 октября 2003 г. новые «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ 7 издания).
В ПУЭ 7 издания заложена повторяемость климатических нагрузок 1 раз в 25 лет в отличие от ПУЭ 6 издания, которые предусматривали повторяемость климатических нагрузок 1 раз в 5 лет для ВЛ напряжением до 1 кВ и 1 раз в 10 лет для ВЛ 6-330 кВ.
В ПУЭ 7 издания сушественно изменились методы механического расчета элементов ВЛ, введены новые коэффициенты, повысились требования к надежности ВЛ. Все это вызывает необходимость пересчета расчетных пролетов и монтажных стрел провеса проводов для действующих проектов и учета новых методов механического расчета элементов ВЛ при разработке новых проектов опор ВЛ.
1.2. Определение расчетных условий по ветру и гололеду должно производиться на основании соответствующих карт климатического районирования территории РФ с уточнением при необходимости их параметров в сторону увеличения или уменьшения по региональным картам и материалам многолетних наблюдений гидрометеорологических станций и метеопостов за скоростью ветра, массой, размерами и видом гололедно-изморозевых отложений. В малоизученных районах для этой цели могут организовываться специальные обследования и наблюдения.
При отсутствии региональных карт значения климатических параметров уточняются путем обработки соответствующих данных многолетних наблюдений согласно методическим указаниям (МУ) по расчету климатических нагрузок на ВЛ и построению региональных карт с повторяемостью 1 раз в 25 лет.
Основой для районирования по ветровому давлению служат значения максимальных скоростей ветра с 10-минутным интервалом осреднения скоростей на высоте 10 м с повторяемостью 1 раз в 25 лет. Районирование по гололеду производится по максимальной толщине стенки отложения гололеда цилиндрической формы при плотности 0,9 г/см3 на проводе диаметром 10 мм. расположенном на высоте 10 м над поверхностью земли, повторяемостью 1 раз в 25 лет.
1.3. Нормативное ветровое давление W0 соответствующее 10-минутному интервалу осреднения скорости ветра (V0). на высоте 10 м над поверхностью земли принимается по по таблице 2.5.1 ПУЭ 7 издания.

Таблица 2.5.1 ПУЭ 7 издания

Район по ветру

Нормативное ветровое давление W 0 Па (скорость ветра V 0 м/с)

I
II
II
IV
V
VI
VII
Особый

400 (25)
500 (29)
650 (32)
800 (36)
1000 (40)
1250 (45)
1500 (49)
Выше 1500 (выше 49)

1.4. Нормативное ветровое давление при гололеде Wг с повторяемостью 1 раз в 25 лет определяется по скорости ветра при гололеде V г :

Скорость ветра V г принимается по региональному районированию ветровых нагрузок при гололеде или определяется по данным наблюдений согласно методическим указаниям по расчету климатических нагрузок. При отсутствии региональных карт и данных наблюдений Wг = 0,25 Wo . Для ВЛ до 20 кВ нормативное ветровое давление при гололеде должно приниматься не менее 200 Па.
1.5. Коэффициент
Kw принят для незастроенной местности А - 1,0, для застроенной местности В - 0.65 (ПУЭ. таблица 2.5.2).
1.6. Нормативную толщину стенки гололеда
b э плотностью 0,9 г/см3 следует принимать по таблице 2.5.3 ПУЭ 7 издания в соответствии с картой районирования территории России по толщине стенки гололеда или по региональным картам районирования.

Таблица 2.5.3 ПУЭ 7 издания

Район по ветру

Нормативная толщина стенки гололеда b э , мм

I
II
II
IV
V
VI
VII
Особый

10
15
20
25
30
35
40
Выше 40

1.7. Нормативная ветровая нагрузка на провода и тросы действующая перпендикулярно проводу (тросу), для каждого рассчитываемого условия определяется по формуле:

где a w - коэффициент, учитывающий неравномерность ветрового давления по пролету ВЛ. принимаемый равным:

Промежуточные значения
а w определяются линейной интерполяцией:
K
I - коэффициент, учитывающий влияние длины пролета на ветровую нагрузку, для ВЛИ 0.38 кВ равен 1,0 (п.2.4.11 ПУЭ),
K
w - коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте в зависимости от типа местности, определяемый по таблице 2.5.2 ПУЭ 7 издания (в данном разделе по п.1.5);
С
х - коэффициент лобового сопротивления, принимаемый для СИП равным 1,1;
W- нормативное давление, Па. в рассматриваемом режиме;
W= W0 - определяется по таблице 2.5.1 в зависимости от ветрового района;
W= Wr - определяется по п. 1.4;
F - плошадь продольного диаметрального сечения провода, м2 (при гололеде с учетом условной толшины стенки гололеда by = bэ)
j - угол между направлением ветра и осью ВЛ.

1.8. Нормативная линейная гололедная нагрузка на 1 м провода и трос определяется по формуле, Н / м

Где K i , Kd - коэффициенты, учитывающие изменение толщины стенки гололеда по высоте и в зависимости от диаметра провода (в данном случае приняты равными 1.0);
b э - толщина стенки гололеда, мм;
d - диаметр провода, мм;

r - плотность льда, принимаемая равной 0,9 г/см3;
g -ускорение свободного падения, принимаемое равным 9,8 м/с;

1.9. Расчетная ветровая нагрузка на провода при механическом расчете проводов по методу допускаемых напряжений определяется по формуле, Н:

где
0,9 - для одноцепных ВЛИ 0,38 кВ:
1,0 - для двухцепных ВЛИ 0.38 кВ;
- коэффициент надежности по ветровой нагрузке, равный 1.1.

1.10. Расчетная линейная гололедная нагрузка на 1 м провода (троса) при механическом расчете проводов и тросов по методу допускаемых напряжений определяется по формуле, Н / м

где - нормативная линейная гололедная нагрузка;
- коэффициент надежности по ответственности, принимаемый для ВЛИ равным:
0.9 - для одноцепных ВЛИ 0,38 кВ;
1,2 - для двухцепных и многоцепных ВЛИ 0,38 кВ;
- региональный коэффициент, принимаемый для ВЛИ 0,38 кВ равным 1,0;
- коэффициент надежности по гололедной нагрузке, равный 1,3 для районов по гололеду I и II ; 1.6 для районов по гололеду III и выше;
- коэффициент условий работы, равный 0.5.

1.11. Нормативная ветровая нагрузка на конструкцию опоры определяется как сумма средней и пульсационной составляющих.
Нормативная средняя составляющая ветровой нагрузки на опору определяется по формуле:

где Kw и W- принимается по п. 1.7;
Сх - аэродинамический коэффициент, определяемый в зависимости от вида конструкции, согласно строительным нормам и правилам;
А - площадь проекции, ограниченная контуром конструкции, ее части или элемента с наветренной стороны на плоскость перпендикулярно ветровому потоку, вычисленная по наружному габариту, м2.

1.12. Нормативная пульсационная составляющая ветровой нагрузки для опор высотой до 50 м принимается для свободностоящих одностоечных железобетонных опор ВЛ до 35 кВ:

1.13. Расчетная ветровая нагрузка на провода (тросы), воспринимаемая опорами определяется по формуле, Н

где - принимаются согласно п. 1.9;
- коэффициент надежности по ветровой нагрузке, равный для проводов (тросов), покрытых гололедом и свободных от гололеда:

1,1 - при расчете по второй группе предельных состояний.
1.14. Расчетная ветровая нагрузка на конструкцию опоры определяется по формуле:

где - нормативная средняя составляющая ветровой нагрузки, принимаемая по п. 1.11
- нормативная пульсационная составляющая ветровой нагрузки, принимаемая по п.1.12;

1.15. Расчетная линейная гололедная нагрузка на 1 м провода (троса), Н / м, воспринимаемая опорами, определяется по формуле

где - нормативная линейная гололедная нагрузка, принимается по п. 1.8;
- принимаются согласно п. 1.10;
- коэффициент надежности по гололедной нагрузке при расчете по первой и второй группам предельных состояний, принимается равным:
1,3 - для районов по гололеду I и II;
1,6 - для районов по гололеду III и выше;
- коэффициент условий работы, равный:
1,0 - при расчете по первой группе предельных состояний;
0,5 - при расчете по второй группе предельных состояний.

1.16. Расчетная нагрузка на опоры ВЛ от веса проводов, тросов, гирлянд изоляторов, конструкций опор по первой и второй группам предельных состояний определяется при расчетах как произведение нормативной нагрузки на коэффициент надежности по весовой нагрузке , принимаемый равным для проводов, тросов и гирлянд изоляторов 1,05, для конструкций опор - в соответствии с указаниями строительных норм и правил на нагрузки и воздействия.

1.17. Нормативные нагрузки на опоры В Л от тяжения проводов и тросов определяются при расчетных ветровых и гололедных нагрузках по п. 1.9 и п. 1.10.
Расчетная горизонтальная нагрузка от тяжения проводов Тмах, свободных от гололеда или покрытых гололедом, при расчете конструкций опор, фундаментов и оснований определяется как произведение нормативной нагрузки от тяжения проводов и тросов на коэффициент надежности по нагрузке от тяжения , равный:
1,3 - при расчете по первой группе предельных состояний;
1,0 - при расчете по второй группе предельных состояний.
1.18. Расчет В Л по нормальному режиму работы необходимо производить для сочетания следующих условий:
1. Высшая температура t+ ветер и гололед отсутствуют.
2. Низшая температура t- ветер и гололед отсутствуют.
3. Среднегодовая температура t
ветер и гололед отсутствуют.
4. Провода и тросы покрыты гололедом по п. 1.10. температура при гололеде минус 5 С, ветер отсутствует.
5. Ветер Wo, температура минус 5 С, гололед отсутствует.
6. Провода и тросы покрыты гололедом, ветер при гололеде Wr. температура при гололеде минус 5 С.
7. Расчетная нагрузка от тяжения проводов по п. 1.17.
1.19. Расчетные пролеты для всех типов опор определены как наименьшие из величины ветрового пролета, вычисленного из условия прочности промежуточной опоры и габаритного пролета, рассчитанного с учетом прочности СИП и прочности опор анкерного типа.

1.20. Промежуточные опоры рассчитаны на следующие сочетания нагрузок:
- одновременное воздействие поперечной ветровой нагрузки на провода, свободные или покрытые гололедом, и на конструкцию опоры, а в местности «В» также нагрузки от тяжения проводов ответвлений к вводам, свободных от гололеда или частично покрытых гололедом (по ПУЭ 7 изд.. п.2.4.12):
- на нагрузку от тяжения проводов ответвлений к вводам, покрытых гололедом, при этом учитывалось отклонение опоры под действием нагрузки:
- на условную расчетную нагрузку, равную 1,5 кН. приложенную к вершине опоры и направленную вдоль оси ВЛ.

1.21. Провода ответвлений следует натягивать со стрелой провеса 0.5 м независимо от величины пролета при любой температуре.

1.22. Расчетные пролеты для всех типов опор разработаны для самонесуших изолированных проводов типа СИП-1. СИП-2 и СИП-4 изготавливаемых российскими заводами по техническим условиям (сечением фазных жил от 25 до 120 мм2). Величины пролетов, указанные для СИП-2 относятся также к проводам СИП-1. Расчетные пролеты для проводов определенного сечения даны для наиболее тяжелых проводов (с дополнительными жилами для освешения). Эти же таблицы следует использовать для проводов без дополнительных жил.

СТРЕЛА ПРОВЕСА ПРОВОДА

стрела провеса провода или каната не должна отличаться от проектной величины более чем на ± 5% при условии соблюдения требуемых габаритов до земли и пересекаемых объектов.

расстояние по вертикали (см. рис.) от линии, соединяющей точкиподвеса провода на соседних опорах возд. ЛЭП, до низшей точки провода. Если точки подвеса имеют разную высоту, то определяют две С. п. п. f 1 и f 2 .

Для возд. линий напряжением 35 - 110 кВ С. п. п. составляет 3 - 4м,

для линий 500 - 750 кВ - 7 - 8 м.

Стрела провеса провода: а - в пролёте с одинаковыми высотами точек подвеса; б - с разными высотамиточек подвеса

Отклонение поддерживающих гирлянд вдоль ВЛ от вертикали не должно превышать, мм: 50 - для ВЛ 35 кВ, 100 - для ВЛ 110 кВ, 150 - для ВЛ 150 кВ и 200 - для ВЛ 220 - 750 кВ.

Номинальное напряжение, кВ

Расстояние между фазами D , м

Длинна пролета l, м

Высота опоры Н , м

Габарит линии h, м

2.5.3. Пролет ВЛ - участок ВЛ между двумя опорами или конструкциями, заменяющими опоры.

Длина пролета - горизонтальная проекция этого участка ВЛ.

Габаритный пролет - пролет, длина которого определяется нормированным вертикальным расстоянием от проводов до земли при установке опор на идеально ровной поверхности.

Ветровой пролет - длина участка ВЛ, с которого давление ветра на провода и грозозащитные тросы* воспринимается опорой.

Весовой пролет - длина участка ВЛ, вес проводов (тросов) которого воспринимается опорой.

Стрела провеса провода - расстояние по вертикали от прямой, соединяющей точки крепления провода, до провода.

Габаритная стрела провеса провода - наибольшая стрела провеса провода в габаритном пролете.

Анкерный пролет - участок ВЛ между двумя ближайшими анкерными опорами.

Подвесной изолятор - изолятор, предназначенный для подвижного крепления токоведущих элементов к опорам, несущим конструкциям и различным элементам инженерных сооружений.

Гирлянда изоляторов - устройство, состоящее из нескольких подвесных изоляторов и линейной арматуры, подвижно соединенных между собой.

Тросовое крепление - устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре; если в состав тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется изолированным.

Штыревой изолятор - изолятор, состоящий из изоляционной детали, закрепляемой на штыре или крюке опоры.

Усиленное крепление провода с защитной оболочкой - крепление провода на штыревом изоляторе или к гирлянде изоляторов, которое не допускает проскальзывания проводов при возникновении разности тяжений в смежных пролетах в нормальном и аварийном режимах ВЛЗ.

Пляска проводов (тросов) - устойчивые периодические низкочастотные (0,2-2 Гц) колебания провода (троса) в пролете с односторонним или асимметричным отложением гололеда (мокрого снега, изморози, смеси), вызываемые ветром скоростью 3-25 м/с и образующие стоячие волны (иногда в сочетании с бегущими) с числом полуволн от одной до двадцати и амплитудой 0,3-5 м.

Вибрация проводов (тросов) - периодические колебания провода (троса) в пролете с частотой от 3 до 150 Гц, происходящие в вертикальной плоскости при ветре и образующие стоячие волны с размахом (двойной амплитудой), который может превышать диаметр провода (троса).

Конструктивное исполнение воздушных линий. Основными конст­руктивными элементами ВЛ являются опоры, провода, грозозащитные тро­сы, изоляторы и линейная арматура.

По конструктивному исполнению опор наиболее распространены одно-и двухцепные ВЛ. На трассе линии могут сооружаться до четырех цепей. Трасса линии - полоса земли, на которой сооружается линия. Одна цепь вы­соковольтной ВЛ объединяет три провода (комплекта проводов) трехфазной линии, в низковольтной - от трех до пяти проводов. В целом конструктивная часть ВЛ (рис. 3.1) характеризуется типом опор, длинами пролетов, габарит­ными размерами, конструкцией фаз, количеством изоляторов.


Длины пролетов ВЛ l выбирают по экономическим соображениям, т. к. с увеличением длины пролета возрастает провис проводов, необходимо уве­личить высоту опор H, чтобы не нарушить допустимый габарит линии h (рис. 3.1, б), при этом уменьшится количество опор и изоляторов на линии. Габарит линии - наименьшее расстояние от нижней точки провода до земли (воды, полотна дороги) должно быть таким, чтобы обеспечить безопасность движения людей и транспорта под линией. Это расстояние зависит от номи­нального напряжения линии и условий местности (населенная, ненаселен­ная). Расстояние между соседними фазами линии зависит главным образом от ее номинального напряжения. Конструкция фазы ВЛ в основном опреде­ляется количеством проводов в фазе. Если фаза выполнена несколькими про­водами, она называется расщепленной. Расщепленными выполняют фазы ВЛ высокого и сверхвысокого напряжения. При этом в одной фазе используют два провода при 330 (220) кВ, три - при 500 кВ, четыре-пять - при 750 кВ, восемь, одиннадцать - при 1150 кВ.

Опоры воздушных линий. Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой, или каким-то инженерным сооружением. Кроме того, на опорах в необходимых случаях подвешивают стальные заземленные тросы для защиты прово­дов от прямых ударов молнии и связанных с этим перенапряжений.

Типы и конструкции опор разнообразны. В зависимости от назначения и размещения на трассе ВЛ они подразделяются на промежуточные и анкер­ные. Отличаются опоры материалом, исполнением и способом крепления, подвязки проводов. В зависимости от материала они бывают деревянные, железобетонные и металлические.

Промежуточные опоры наиболее простые, служат для поддерживания проводов на прямых участках линии. Они встречаются наиболее часто; доля их в среднем составляет 80-90 % общего числа опор ВЛ. Провода к ним кре­пят с помощью поддерживающих (подвесных) гирлянд изоляторов или шты­ревых изоляторов. Промежуточные опоры в нормальном режиме испытыва­ют нагрузку в основном от собственного веса проводов, тросов и изоляторов, подвесные гирлянды изоляторов свисают вертикально.

Анкерные опоры устанавливают в местах жесткого крепления прово­дов; они делятся на концевые, угловые, промежуточные и специальные. Ан­керные опоры, рассчитанные на продольные и поперечные составляющие тяжения проводов (натяжные гирлянды изоляторов расположены горизон­тально), испытывают наибольшие нагрузки, поэтому они значительно слож­нее и дороже промежуточных; число их на каждой линии должно быть ми­нимальным.

В частности, концевые и угловые опоры, устанавливаемые в конце или на повороте линии, испытывают постоянное тяжение проводов и тросов: одно­стороннее или по равнодействующей угла поворота; промежуточные анкер­ные, устанавливаемые на протяженных прямых участках, также рассчитыва­ются на одностороннее тяжение, которое может возникнуть при обрыве час­ти проводов в примыкающем к опоре пролете.

Специальные опоры бывают следующих типов: переходные - для больших пролетов пересечения рек, ущелий; ответвительные - для выполне­ния ответвлений от основной линии; транспозиционные - для изменения по­рядка расположения проводов на опоре.

Наряду с назначением (типом) конструкция опоры определяется коли­чеством цепей ВЛ и взаимным расположением проводов (фаз). Опоры (и ли­нии) выполняются в одно- или двухцепном варианте, при этом провода на опорах могут размещаться треугольником, горизонтально, обратной «елкой» и шестиугольником или «бочкой» (рис. 3.2 ).


Несимметричное расположение фазных проводов по отношению друг к другу (рис. 3.2) обусловливает неодинаковость индуктивностей и емкостей разных фаз. Для обеспечения симметрии трехфазной системы и выравнива­ния по фазам реактивных параметров на длинных линиях (более 100 км) на­пряжением 110 кВ и выше осуществляют перестановку (транспозицию) про­водов в цепи с помощью соответствующих опор.

При полном цикле транспозиции каждый провод (фаза) равномерно по длине линии занимает последовательно положение всех трех фаз на опоре (рис. 3.3).

Деревянные опоры (рис. 3.4 ) изготавливают из сосны или лиственницы и применяют на линиях напряжением до 110 кВ в лесных районах, в настоящее время все меньше. Основными элементами опор являются пасынки (пристав­ки) 1, стойки 2, траверсы 3, раскосы 4, подтраверсные брусья 6 и ригели 5. Опоры просты в изготовлении, дешевы, удобны в транспортировке. Основ­ной их недостаток - недолговечность из-за гниения древесины, несмотря на ее обработку антисептиком. Применение железобетонных пасынков (приста­вок) увеличивает срок службы опор до 20-25 лет.


Железобетонные опоры (рис. 3.5) наиболее широко применяются на линиях напряжением до 750 кВ. Они могут быть свободностоящие (проме­жуточные) и с оттяжками (анкерные). Железобетонные опоры долговечнее деревянных, просты в эксплуатации, дешевле металлических.


Металлические (стальные) опоры (рис. 3.6 ) применяют на линиях на­пряжением 35 кВ и выше. К основным элементам относятся стойки 1, тра­версы 2, тросостойки 3, оттяжки 4 и фундамент 5. Они прочны и надежны, но достаточно металлоемкие, занимают большую площадь, требуют для уста­новки сооружения специальных железобетонных фундаментов и в процессе эксплуатации должны окрашиваться для предохранения от коррозии.


Металлические опоры используются в тех случаях, когда технически сложно и неэкономично сооружать ВЛ на деревянных и железобетонных опорах (переходы через реки, ущелья, выполнение отпаек от ВЛ и т. п.).

В России разработали унифицированные металлические и железобе­тонные опоры различных типов для ВЛ всех напряжений, что позволяет се­рийно их производить, ускорять и удешевлять сооружение линий.

Провода воздушных линий . Провода предназначены для передачи электроэнергии. Наряду с хорошей электропроводностью (возможно мень­шим электрическим сопротивлением), достаточной механической прочно­стью и устойчивостью против коррозии должны удовлетворять условиям экономичности. С этой целью применяют провода из наиболее дешевых ме­таллов - алюминия, стали, специальных сплавов алюминия. Хотя медь об­ладает наибольшей проводимостью, медные провода из-за значительной стоимости и потребности для других целей в новых линиях не используют­ся.

Их использование допускается в контактных сетях, в сетях горных предприятий.

На ВЛ применяются преимущественно неизолированные (голые) про­вода. По конструктивному исполнению провода могут быть одно- и много­проволочными, полыми (рис. 3.7 ). Однопроволочные, преимущественно стальные провода, используются ограниченно в низковольтных сетях. Для придания гибкости и большей механической прочности провода изготавли­вают многопроволочными из одного металла (алюминия или стали) и из двух металлов (комбинированные) - алюминия и стали. Сталь в проводе увеличи­вает механическую прочность.

Исходя из условий механической прочности, алюминиевые провода марок А и АКП (рис. 3.7) применяют на ВЛ напряжением до 35 кВ. Воздушные линии 6–35 кВ могут также выполняться сталеалюминиевыми проводами, а выше 35 кВ линии монтируются исключительно сталеалюминиевыми проводами.


Сталеалюминиевые провода имеют вокруг стального сердечника пови-вы из алюминиевых проволок. Площадь сечения стальной части обычно в 4-8 раз меньше алюминиевой, но сталь воспринимает около 30-40 % всей механической нагрузки; такие провода используются на линиях с длинными пролетами и на территориях с более тяжелыми климатическими условиями (с большей толщиной стенки гололеда). В марке сталеалюминиевых прово­дов указывается сечение алюминиевой и стальной части, например, АС 70/11, а также данные об антикоррозийной защите, например, АСКС, АСКП - такие же провода, как и АС, но с заполнителем сердечника (С) или всего провода (П) антикоррозийной смазкой; АСК - такой же провод, как и АС, но с сердечником, покрытым полиэтиленовой плёнкой. Провода с антикорро­зийной защитой применяются в районах, где воздух загрязнен примесями, действующими разрушающе на алюминий и сталь. Площади сечения прово­дов нормированы Государственным стандартом.

Повышение диаметров проводов при неизменности расходования про­водникового материала может осуществляться применением проводов с на­полнителем из диэлектрика и полых проводов (рис. 3.7, г, д). Такое использо­вание снижает потери на коронирование (см. п. 2.2). Полые провода исполь­зуются главным образом для ошиновки распределительных устройств 220 кВ и выше.

Провода из сплавов алюминия (АН - нетермообработанные, АЖ -термообработанные) имеют большую по сравнению с алюминиевыми меха­ническую прочность и практически такую же электрическую проводимость. Они используются на ВЛ напряжением выше 1 кВ в районах с толщиной стенки гололеда до 20 мм.

Всё большее применение находят ВЛ с самонесущими изолированны­ми проводами напряжением 0,38-10 кВ. В линиях напряжением 380/220 В провода состоят из несущего неизолированного провода, являющегося нуле­вым, трёх изолированных фазных проводов, одного изолированного провода (любой фазы) наружного освещения. Фазные изолированные провода навиты вокруг несущего нулевого провода (рис. 3.8).


Несущий провод является сталеалюминиевым, а фазные - алюминие­выми. Последние покрыты светостойким термостабилизированным (сшитым) полиэтиленом (провод типа АПВ). К преимуществам ВЛ с изолированными проводами перед линиями с голыми проводами можно отнести отсутствие изоляторов на опорах, максимальное использование высоты опоры для под­вески проводов; нет необходимости в обрезке деревьев в зоне прохождения линии.

Грозозащитные тросы наряду с искровыми промежутками, разрядни­ками, ограничителями напряжений и устройствами заземления служат для защиты линии от атмосферных перенапряжений (грозовых разрядов). Тросы подвешивают над фазными проводами (рис. 3.5 ) на ВЛ напряжением 35 кВ и выше в зависимости от района по грозовой деятельности и материала опор, что регламентируется Правилами устройств электроустановок (ПУЭ). В каче­стве грозозащитных проводов обычно применяют стальные оцинкованные канаты марок С 35, С 50 и С 70, а при использовании тросов для высокочас­тотной связи - сталеалюминевые провода. Крепление тросов на всех опорах ВЛ напряжением 220-750 кВ должно быть выполнено при помощи изолято­ра, шунтированного искровым промежутком. На линиях 35-110 кВ крепле­ние тросов к металлическим и железобетонным промежуточным опорам осуществляется без изоляции троса.

Изоляторы воздушных линий. Изоляторы предназначены для изоля­ции и крепления проводов. Изготавливаются они из фарфора и закаленного стекла - материалов, обладающих высокой механической и электрической прочностью и стойкостью к атмосферным воздействиям. Существенным дос­тоинством стеклянных изоляторов является то, что при повреждении зака­ленное стекло рассыпается. Это облегчает нахождение поврежденных изоля­торов на линии.

По конструкции, способу закрепления на опоре изоляторы разделяют на штыревые и подвесные. Штыревые изоляторы (рис. 3.9, а, б ) применяются для линий напряжением до 10 кВ и редко (для малых сечений) 35 кВ. Они крепятся к опорам при помощи крюков или штырей. Подвесные изоляторы (рис. 3.9, в) используются на ВЛ напряжением 35 кВ и выше. Они состоят из фарфоровой или стеклянной изолирующей части 1, шапки из ковкого чугуна 2, металлического стержня 3 и цементной связки 4. Изоляторы собираются в гирлянды (рис. 3.9, г): поддерживающие на промежуточных опорах и натяж­ные - на анкерных. Количество изоляторов в гирлянде зависит от напряже­ния, типа и материала опор, загрязнённости атмосферы. Например, в линии 35 кВ - 3-4 изолятора, 220 кВ - 12-14; на линиях с деревянными опорами, обладающих повышенной грозоупорностью, количество изоляторов в гир­лянде на один меньше, чем на линиях с металлическими опорами; в натяж­ных гирляндах, работающих в наиболее тяжелых условиях, устанавливают на 1-2 изолятора больше, чем в поддерживающих.


Разработаны и проходят опытную промышленную проверку изоляторы с использованием полимерных материалов. Они представляют собой стерж­невой элемент из стеклопластика, защищённый покрытием с ребрами из фто­ропласта или кремнийорганической резины. Стержневые изоляторы по срав­нению с подвесными имеют меньший вес и стоимость, более высокую меха­ническую прочность, чем из закалённого стекла. Основная проблема - обес­печить возможность их длительной (более 30 лет) работы.

Линейная арматура предназначена для закрепления проводов к изоля­торам и тросов к опорам и содержит следующие основные элементы: зажи­мы, соединители, дистанционные распорки и др. (рис. 3.10).

Поддерживающие зажимы применяют для подвески и закрепления проводов ВЛ на промежуточных опорах с ограниченной жёсткостью заделки (рис. 3.10, а). На анкерных опорах для жёсткого крепления проводов исполь­зуют натяжные гирлянды и натяжные зажимы - натяжные и клиновые (рис. 3.10, б, в). Сцепная арматура (серьги, ушки, скобы, коромысла) предна­значена для подвески гирлянд на опорах. Поддерживающая гирлянда (рис. 3.10, г) закрепляется на траверсе промежуточной опоры с помощью серьги 1, вставляемой другой стороной в шапку верхнего подвесного изоля­тора 2. Ушко 3 используется для прикрепления к нижнему изолятору гирлян­ды поддерживающего зажима 4.


Дистанционные распорки (рис. 3.10, д), устанавливаемые в пролётах линий 330 кВ и выше с расщепленными фазами, предотвращают схлестывание, соударения и закручивание отдельных проводов фаз. Соединители при­меняются для соединения отдельных участков провода с помощью овальных или прессующих соединителей (рис. 3.10, е, ж ). В овальных соединителях провода либо скручиваются, либо обжимаются; в прессуемых соединителях, применяемых для соединения сталеалюминиевых проводов больших сече­ний, стальная и алюминиевые части опрессовываются отдельно.

Воздушной линией электропередачи (ВЛ или ВЛЭП) называют устройство для передачи электроэнергии по проводам. Воздушные линии состоят из трех элементов: проводов, изоляторов, опор. Расстояние между двумя соседними опорами называют длиной пролета или пролетом линии L.

Провода к опорам подвешиваются свободно, и под влиянием собственной массы провод в пролете провисает по цепной линии.

Высота опоры Н при горизонтальном расположении проводов определяется габаритным размером h и максимальной стрелой провеса. При креплении проводов на гирляндах изоляторов высота опоры увеличивается на длину гирлянды X.

Расстояние между соседними проводами фаз ВЛ обеспечивает требуемый изоляционный промежуток и зависит в основном от ее номинального напряжения. Для линий напряжением 6… 10 кВ это расстояние в среднем составляет 1м; ПО кВ - 4 м; 220 кВ - 7 м; 500 кВ - 12 м; 750 кВ - 15 м. На двухцепных опорах расстояния между проводами разных цепей берутся такими, чтобы были возможны ремонтные работы на одной из цепей без отключения второй.

Длину пролета линии L обычно определяют из экономических соображений. С ее увеличением возрастает стрела провеса, а следовательно, и высота опор, что увеличивает их стоимость. Вместе с тем с увеличением длины пролета уменьшается число опор и снижается стоимость изоляции. Для линий напряжением до 1 кВ длина пролета обычно составляет 30 …75 м, для линий напряжением ПО кВ - 150…200 м при высоте опор с горизонтальным расположением проводов 13… 14 м, для линий напряжением 220… 500 кВ длина пролета составляет 400 … 450 м при высоте опор 25 …30 м.

Над проводами воздушных линий для их защиты от атмосферных перенапряжений подвешиваются грозозащитные тросы. Обычно используют тросы из сталеалюминевых проводов. При подвеске на изоляторах тросы могут быть использованы в качестве проводов связи.

Рассмотрим элементы воздушных линий.

Провода воздушных линий. Провода воздушных линий чаще всего неизолированные (голые). Разнообразные условия работы ВЛЭП определяют необходимость иметь разные конструкции проводов.

Однопроволочные провода, как говорит само название, выполняют из одной проволоки. Многопроволочные провода из одного металла состоят из нескольких свитых между собой проволок. Многопроволочные провода имеют по сравнению с однопрово-лочными ряд существенных преимуществ: большую гибкость, что обеспечивает большую сохранность и удобство монтажа; высокие сопротивления на разрыв могут быть получены только для проволок относительно небольшого диаметра. Однопроволочные провода изготовляют сечениями 4, 6, 10 мм2, многопроволочные - сечением от 10 мм2.

Желание повысить механическую прочность привело к выпуску алюминиевых проводов со стальным сердечником, называемых сталеалюминиевыми. Сердечник провода выполняется из одной или нескольких свитых стальных оцинкованных проволок.

Для удобства записей провода обозначаются марками: М - медь, А - алюминий, С - сталь, Б - бронза.

Сталеалюминевые провода бывают следующих марок: АС, имеющие отношение сечений алюминия и стали 5,5…6,0; АСО (облегченной конструкции), имеющие отношение сечений алюминия и стали 7,5 …8,0; АСУ (усиленной конструкции), имеющие отношение сечений алюминия и стали около 4,5.
Наиболее целесообразно применение проводов АСО.

Для обозначения провода рядом с маркой дается его номинальное сечение, например: А-50 (алюминиевый провод сечением 50 мм2). Номинальным сечением называется округленная величина фактического сечения провода.

Изоляторы воздушных линий. Применяются следующие типы изоляторов: фарфоровые штыревые типа ШС-6, ШС-10 - для линий напряжением 6 … 10 кВ; фарфоровые штыревые типа Ш-20, ШД-35 - для линий напряжением 20 …35 кВ; подвесные фарфоровые или стеклянные изоляторы ПФ и ПС - для линий напряжением 35 кВ и выше.

Изоляторы типа ШД и ШС крепятся к опорам на крюках и штырях. При напряжении 110 кВ и выше применяются только подвесные изоляторы, которые собираются в гирлянды.

Гирлянды подвесных изоляторов бывают поддерживающие и натяжные. Поддерживающие изоляторы располагаются вертикально на промежуточных опорах, натяжные гирлянды используются на анкерных опорах и находятся почти в горизонтальном положении. На ответственных участках ЛЭП применяют сдвоенные гирлянды. Число изоляторов в гирлянде зависит от напряжения ЛЭП, эффективной и нормированной длины пути утечки и материала опоры (требуемого уровня изоляции). На деревянных и железобетонных опорах при напряжении 35 кВ гирлянда состоит из двух подвесных изоляторов, при напряжении ПО кВ - из шести изоляторов, при напряжении 220 кВ - из 12 изоляторов. На металлических опорах устанавливают на один-два изолятора больше.
На воздушных линиях напряжением выше 220 кВ для защиты гирлянд от повреждений при возникновении дуги короткого замыкания применяют защитные рога и кольца.

Опоры воздушных линий. Воздушные ЛЭП прокладываются на деревянных, металлических и железобетонных опорах.
По назначению опоры бывают промежуточными, анкерными, угловыми и концевыми. Опоры могут быть одноцепными и двух-цепными, с тросом и без него.
Наиболее распространенными на линиях являются промежуточные опоры. В равнинных местностях их число составляет 80…90 % от общего числа опор при нормальных режимах работы.

Анкерные опоры устанавливают через определенное число пролетов (через каждые 3…5 км). Они имеют жесткое закрепление проводов и рассчитаны на обрыв всех проводов. Провода линий с подвесными изоляторами крепятся на анкерных опорах натяжными гирляндами, провода одной и той же фазы смежных с опорой пролетов соединены петлями проводов.

Основные элементы воздушных линий электропередач (ВЛ): провода, изоляторы, линейная арматура, опоры и фундаменты. На воздушных линиях переменного трехфазного тока подвешивают не менее трех проводов, составляющих одну цепь, на ВЛ постоянного тока - не менее двух проводов.
По количеству цепей ВЛ делят на одно-, двух- и многоцепные. Количество цепей определяется схемой электроснабжения и необходимостью ее резервирования. Если по схеме электроснабжения требуются две цепи, то эти цепи могут быть подвешены на двух отдельных одноцепных ВЛ с одноцепными опорами или на одной двухцепной ВЛ с двухцепными опорами. Расстояние / между соседними опорами называют пролетом, а расстояние между опорами анкерного типа - анкерным участком.
Провода, подвешиваемые на изоляторах (у - длина гирлянды) к опорам, провисают по цепной линии. Расстояние от точки подвеса до низшей точки провода называют стрелой провеса, определяющей приближение провода к земле. Для населенной местности h до поверхности земли составляет 7м - для 35 и 110 кВ и 8 м - для 220 кВ, h до зданий или сооружений соответственно: 3 м - для 35 кВ; 4м - для 110 кВ и 5 м - для 220 кВ. Длина пролета / определяется экономическими соображениями: обычно 30-75 м для 1 кВ, 150-Н200 м - 110 кВ и до 400 м - для 220 кВ.
В зависимости от способа подвески проводов опоры делят на: а) промежуточные, провода закреплены в поддерживающих зажимах; б) анкерного типа - для натяжения проводов, провода закреплены в натяжных зажимах; в) угловые (на углах поворота ВЛ с подвеской проводов в поддерживающих зажимах), могут быть промежуточные, ответвительные и угловые, концевые, анкерные угловые. Укрупненно же опоры ВЛ выше 1 кВ подразделяют на два вида: анкерные - полностью воспринимающие тяжение проводов и тросов в смежных пролетах, и промежуточные - не воспринимающие тяжение или воспринимающие частично. На ВЛ применяют деревянные, стальные и железобетонные опоры.
Деревянные опоры ВЛ все еще распространены в странах, располагающих лесными запасами Достоинства дерева как материала для опор: небольшой удельный вес, высокая механическая прочность, хорошие электроизоляционные свойства, природный круглый сортамент, обеспечивающий простые конструкции.
Для ВЛ напряжением 20 и 35 кВ, на которых применяют штыревые изоляторы, целесообразно использование одностоечных «свечеобразных» опор с треугольным расположением проводов.
Стойку опоры выполняют составной: верхнюю часть (собственно стойку) - из бревен длиной 6,5-8,5 м, а нижнюю (так называемый пасынок) - из железобетона сечением 20x20 см, длиной 4,25 и 6,25 м или из бревна длиной 4,5-6,5 м. Составные опоры с железобетонным «пасынком» сочетают в себе преимущества железобетонных и деревянных опор: грозоустойчивость и сопротивляемость гниению в месте касания с грунтом. Соединение стойки с «пасынком» выполняют проволочными бандажами из стальной проволоки диаметром 4-6 мм, натягиваемой при помощи скрутки или натяжным болтом.
Анкерные и промежуточные угловые опоры для BЛ 6-10 кВ выполняют в виде А-образной конструкции с составными стойками.
Стальные опоры широко применяют на ВЛ напряжением 35 кВ и выше. По конструктивному исполнению стальные опоры могут быть двух видов: 1) башенные или одностоечные портальные, которые по способу закрепления разделяют на свободностоящие и на опоры на оттяжках.
Достоинство стальных опор - высокая прочность, недостаток - подверженность коррозии, что требует при эксплуатации проведения периодической окраски или нанесения антикоррозийного покрытия. Опоры делают из стального углового проката (в основном применяют равнобокий уголок); высокие переходные опоры могут быть изготовлены из стальных труб. Для узлов соединения элементов используют стальной лист различной толщины. Независимо от конструктивного исполнения стальные опоры выполняют в виде пространственных решетчатых конструкций.
Железобетонные опоры по сравнению с металлическими более долговечны и экономичны в эксплуатации, так как требуют меньше ухода и ремонта (они более энергозатраты). Основное преимущество - уменьшение расхода стали на 40-75 %, недостаток - большая масса. По способу изготовления железобетонные опоры делят на: а) бетонируемые на месте установки (большей частью такие опоры применяют за рубежом); б) заводского изготовления.
Крепление траверс к стволу стойки железобетонной опоры выполняют с помощью болтов, пропущенных через специальные отверстия в стойке, или с помощью стальных хомутов, охватывающих ствол и имеющих цапфы для крепления на них концов поясов траверс. Металлические траверсы предварительно подвергают горячей оцинковке, и поэтому они при эксплуатации долгое время не требуют специального ухода и наблюдения.
Провода воздушных линий выполняют неизолированными, состоящими из одной или нескольких свитых проволок. Провода из одной проволоки, называемые однопроволочными (от 1 до 10 мм2), имеют меньшую прочность, их применяют только на ВЛ напряжением до 1 кВ. Многопроволочные провода, свитые из нескольких проволок, применяют на ВЛ всех напряжений (самонесущие изолированные провода).
Материалы проводов и тросов должны иметь высокую электрическую проводимость, обладать достаточной прочностью, выдерживать атмосферные воздействия (в этом отношении наибольшая стойкость у медных и бронзовых проводов; провода из алюминия подвержены коррозии, особенно на морских побережьях, стальные провода разрушаются даже в нормальных атмосферных условиях).
Для ВЛ применяют однопроволочные стальные провода диаметром 3,5; 4 и 5 мм и медные до 10 мм (нижний предел ограничен из-за недостаточной механической прочности, верхний - из-за того, что изгибы однопроволочного провода большего диаметра могут вызвать в его внешних слоях остаточные деформации, снижающие механическую прочность).
Многопроволочные провода, скрученные из нескольких проволок, более гибкие и могут иметь любое сечение (от 1,0 до 500 мм2). Диаметры отдельных проволок и их количество подбирают так, чтобы сумма поперечных сечений отдельных проволок соответствовала требуемому общему сечению провода. Как правило, многопроволочные провода изготовляют из круглых проволок, причем в центре помещают одну или несколько проволок одинакового диаметра. Длина скрученной проволоки, естественно, несколько больше длины провода, измеренной по его оси. Это обстоятельство вызывает увеличение фактической массы провода на 1-2 % по сравнению с теоретической, получаемой при умножении сечения провода на длину и плотность. Во всех расчетах принимается фактическая масса провода, указанная в соответствующих стандартах.
Марки неизолированных проводов обозначают: буквами М, А, АС, ПС - материал провода; цифрами сечение в квадратных миллиметрах. Алюминиевая проволока А может быть марки АТ (твердой неотожженной) или AM (отожженной мягкой) сплавов АН, АЖ; АС, АСХС - из стального сердечника и алюминиевых проволок; ПС - из стальных проволок; ПСТ - из стальной оцинкованной проволоки. Например, А50 обозначает алюминиевый провод, сечение которого равно 50 мм2, АС50/8 - сталеалюминевый провод сечением алюминиевой части 50 мм2, стального сердечника 8 мм2 (в электрических расчетах учитывается проводимость только алюминиевой части провода); ПСТЗ,5, ПСТ4, ПСТ5 - однопроволочные стальные провода, где цифры соответствуют диаметру провода в миллиметрах.
Стальные тросы (сечение не менее 25 мм2), применяемые на BJI в качестве грозозащитных, изготовляют из оцинкованной проволоки. На ВЛ напряжением 35 кВ применяют тросы сечением 35 мм2, для 110 кВ - 50 мм2, для 220 кВ и выше - 70 мм2.
Сечение многопроволочных проводов различных марок для ВЛ напряжением до 35 кВ определяют по условиям механической прочности, а для ВЛ напряжением 110 кВ и выше - на основании потерь на корону. На ВЛ при пересечении различных инженерных сооружений (линий связи, железных и шоссейных дорог и т. д.) необходимо обеспечивать более высокую надежность. Поэтому минимальные сечения проводов в пролетах пересечений должны быть увеличены.