Анализ сказки гуси лебеди по плану. Анализ сказки Гуси-лебеди - Русские народные сказки - Анализ сказок - Дизайнер Александра Лихачёва

Анализ сказки гуси лебеди по плану. Анализ сказки Гуси-лебеди - Русские народные сказки - Анализ сказок - Дизайнер Александра Лихачёва

Краткое содержание сказки

Жила была семья: папа, мама, дочка да сынок маленький.

Папа с мамой отлучаются из дому и наказывают дочери беречь братца. Отец с матерью ушли, а сестрица заигралась, загулялась и забыла про братишку.


Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Вернулась девочка, а братика нет. Выбежала она в чисто поле и только увидела вдалеке улетающих гусей-лебедей. Догадалась она, что это они унесли ее братца. Бросилась девочка догонять их. Увидела печь. Попросила указать направление, куда гуси улетели. Но печка поставила условие съесть ее ржаного пирожка. Девочка отказалась: стану я есть ржаной пирог! У моего батюшки и пшеничные не едятся…


Печка ей ничего не сказала. Она попросила встретившуюся ей яблоньку сказать, куда гуси полетели. Яблонька выставила свое условие: поешь моего лесного яблочка – скажу. Но девочка отказалась, сказав, что у ее батюшки и садовые не едятся… Яблонька ей не сказала. Добежала девочка до молочной реки с кисельными берегами и также попросила помощи, но отказалась выполнить условие реки попробовать ее простого киселька с молочком, сказав, что у ее батюшки и сливочки не едятся.


Она долго бегала по полям, по лесам, разыскивая братца. К вечеру набрела на избушку на курьих ножках, об одном окошке. Избушка кругом себя поворачивается. В избушке жила баба-яга, пряла кудель. А на лавочке сидел братец, играл серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку, поздоровалась с хозяйкой и на вопрос, зачем явилась, схитрив, ответила, что зашла погреться. Баба-яга велела ей прясть кудель, а сама ушла. Девочка прядет, а из под печки выбежала мышка и попросила кашки, а в ответ пообещала девочке добренькое сказать. Девочка дала ей кашки. Мышка ей сказала, чтобы она скорее забрала братца и убежала, и мышка пообещала ей помощь свою: кудель за нее попрясти, чтобы баба-яга не сразу догадалась о побеге. Вернувшись, баба-яга обнаружила, что пленники убежали. Она велела гусям-лебедям лететь в погоню. На обратном пути девочка уважила речку с кисельными берегами, и яблоньку с кислыми яблочками, и печку с ржаными пирожками и ей все помогали, так и добежала она до дома, а тут и батюшка с матушкой пришли.

Сестрица и братец

На мой взгляд, малыша – физическое тело, Небесные родители доверили старшей и более опытной сестре – душе человека. Гуси, возможно, обозначают страсти нашего мира, от самых мелких до гордыни и тщеславия (лебеди). Маленький неопытный ребенок, человек в «кожаных одеждах», закрытый от знаний духовного мира, оказался беззащитным перед ними.

Когда все страсти этого мира захватили дитя, душа – это опыт жизни в других планах бытия, кинулась спасать его.


Наше тело создано здесь, на Земле, а душа спускается в него с высших планов бытия. Первое, кого она встречает на пути к земле, это ментальное (ум) тело. В нем «варятся, жарятся, парятся» все наши приземленные мысли – помыслы, касающиеся выживания в физическом мире. Они не такого качества, как те, которыми душа владеет, но необходимо научиться мыслить земными категориями: наш мир «зеркалит» мир небесный, здесь все наоборот. Девочка – душа не сразу это поняла и в ответ на предложение научиться мыслить: поесть ржаных пирожков,- она горделиво ответила, что у ее батюшки и пшеничные не едятся. То есть там, откуда она пришла, и высшими категориями ей не хотелось мыслить, а уж приземленными и подавно. То же самое и в разговоре с яблонькой, не уважила она просьбу яблоньки съесть ее лесного горько – кислого яблочка: в нашем мире ой как много такого вкуса. Душа и тут недовольна, отказалась от земных чувств уныния, страдания, боли, сострадания, мотивируя тем, что у ее батюшки и садовые – вкусные да приятные, не едятся. Добежала она до молочной речки с кисельными берегами: замедленное время физического мира. Молоком кормят младенцев, то есть еще неразумных, не умеющих есть твердую пищу. Нам свыше и не дают ту информацию, которую мы еще не сможем переварить – усвоить. Но душа это умеет, но не хочет: она опять проявила недовольство, не уважила речку. Ну и речка ей ничего не подсказала. Так добежала она до домика бабы Яги, где и увидела своего братца, сидящего на лавочке и играющего серебряными яблочками.

Баба Яга

Баба Яга – возможно это материя земли, пряла кудельку. От мистиков мы знаем, что в мирах от физического до ментального, служебные духи – ангелы создают события и связи между людьми, а материализует – проявляет их земная энергия: баба Яга. Материализация дает возможность увидеть качество наших мыслей: по делам их узнаете их.


Серебряное яблочко

Яблоко издавна вошло в мифы народов мира. Оно имеет двоякий смысл: это может быть яблоко раздора, но оно же является символом Древа Жизни, обозначает потаенность, таинственную радость, знание, мудрость. Яблоко малышу дала баба Яга – дарительница. Дарительница чего? Возможности от раздора через обретение опыта сострадания, обрести мудрость жизни и вернуться к Творцу — Матери Вселенной, то есть к Небесным родителям, в свое изначальное состояние Любви.

Серебро с одной стороны символизирует тленность человеческого существа, которое должно непрестанно бороться со своими негативными наклонностями, если желает достичь совершенства, с другой стороны, очищенное серебро символизирует невинность, чистосердечность, верность. В христианской символике серебро идентифицируется с божественной мудростью.

Дойдя до самого дна физического мира – до самой гущи леса, девочка – душа, наконец, начинает прозревать законы этого мира: что посеешь, то и пожнешь. Начался возврат к Божественной мудрости с малого: мышка попросила у девочки кашки. Девочка накормила ее и мышка выручила – на какое-то время подменила ее в работе у бабы Яги и девочка смогла убежать из домика вместе с братцем: как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай; как аукнется, так и откликнется. Душа через страдание за братца – тело обучается законам сострадания, милосердия и любви.

Домик бабы Яги

Домик бабы Яги с одним окошком на курьих ножках. «Курьи ножки», на мой взгляд, означают то, что ниже нашего трехмерного мира нет твердой опоры – там гибель, миры зазеркалья. Единственный выход – возврат «домой», к родителям Небесным. Что такое «окошко» в домике? Это, возможность получать информацию – Свет через пророков, которые доносили до жителей физического мира знания о Небесной родине в виде сказок, мифов, легенд, то есть иносказательно.


Интересно, что эта сказочка русская народная в обработке А.Н.Толстого. Многие известные писатели обращаются к жанру сказок. Казалось бы, у них такие мощные исторические произведения, а тут детские сказочки. Почему они их писали? Ответ на этот вопрос может быть в том, что исторические произведения описывали действительность конкретного времени, но они почти не создавали мыслеобразов по выходу из тупиковых ситуаций дуального мира.

В истории отдельного человека, рода, народа, страны и всей нашей цивилизации планеты в целом постоянно происходит много тяжелых ситуаций, повторяющихся из поколения в поколение: «пряли и пряли кудельку – нить судьбы». Конечно же, наиболее болезненной является ситуация перехода человечества в мир иной, о котором мы знаем только от мистиков, за исключением 4-х мерного мира, в котором во время сна мы практически все бываем и что то там нам снится – видится.


Писатель потому, видимо и становится великим, что он каким — то образом прозревает, что мир иначе создан и развивается, нежели мы об этом думали. Священное Писание говорит, что мы сотворены по образу и подобию Божию, но образ дан, а подобие подтвердить нужно. Заповеди Божьи говорят, что Бог есть Любовь, что Бог есть Свет, и нет в нем никакой Тьмы, что Бог есть плюс, и нет в нем минуса. А кто же мы? В нас, в человечестве планеты есть все минусы, какие только можно придумать. Как восстановить в себе образ Божий? Возможно, идея была в сотворении плана бытия, в котором все материализовывается – проявляется в замедленном темпе и это можно рассмотреть и изменить. Нам говорят Святые Отцы в своих трудах, и передовые ученые подтвердили их слова опытами влияния мысли и чувства человека на окружающий мир, что мы можем изменить этот мир, сделать его светлым и радостным, если насытим его энергией Добра и Любви.


И из этого нашего мира нет другого выхода: только с Любовью вверх или со страхом и гордыней вниз, к полной гибели. А третье – это колесо сансары – повторный приход души в земной мир до тех пор, пока сможет вырваться из этого деструктивного мира обратно в духовный мир – обрести второе рождение.

Орфей и Эвридика

Я предполагаю, что Николай Добронравов в своих стихах от лица Спасителя, голосом Орфея, обращается – взывает к Душе нашей человеческой:





Всё, как дым, растаяло, Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило Забыть мелодию любви?

Ты моё сомнение, Тайна долгого пути…
Сквозь дожди осенние Слышу я горькое «прости».

Ты моя мелодия, Я твой преданный Орфей…
Дни, что нами пройдены, Помнят свет нежности твоей.

Стань моей Вселенною, Смолкнувшие струны оживи.
Сердцу вдохновенному Верни мелодию любви!
Эта пара Н. Добронравов и А. Пахмутова, в которой гармонично слились, взаимно дополняя друг друга, мужская и женская энергии, где царит Любовь, родившая огромное количество прекрасных деток – песен, высветила – озвучила плач Вселенной о потерянной человеческой душой Любви.


Когда Орфей выводил Эвридику из ада, ему было сказано не оглядываться назад. Что это за условие? Это означает, на мой взгляд, что нас ведут по жизни и к возврату в духовный мир, не ставя в известность, что означает каждая ситуация, в которой мы оказываемся. Их совсем не интересует наше мнение, как мы себя чувствуем в этих событиях. А мы живые, мыслящие, чувствующие.


И Эвридика не выдержала молчания, ее охватило сомнение в любви к ней Орфея, она не захотела идти дальше, и он вынужден был оглянуться. Эвридика тот час же исчезла. Не сумел он вывести ее из ада.

Что тебя заставило забыть мелодию Любви?

Есть прекрасный фильм «Приди на меня посмотреть», сценарий которого создан по мотивам пьесы Н Птушкиной «Пока она умирала». Пожилая мама почувствовала, что скоро умрет. Позднее раскаяние коснулось ее души: дочь ее совершенно одинока. По всей вероятности, после смерти мужа женщина испугалась одиночества в старости. Этот ее страх и, любовь и сострадание к ней дочери, сделали свое дело: дочь осталась с ней, не вышла замуж, читала ей умные хорошие книги, ухаживала за ней. А матушка не могла встать с кресла – ноги отказали. Так прошло десять лет. В душе матери медленно, медленно созревало сомнение в том, что все так уж хорошо. Она вдруг заметила, что в квартире как-то сумрачно, дочь читает веселую книгу, но эмоций радости не появляется ни у дочери, ни у нее самой.

Смолкнувшие струны оживи

Пожилая женщина начинает проникаться сожалением к судьбе дочери, но и к себе заодно: как же я могу умереть, ведь ты останешься совсем одна, как безнадежно бесконечно поздно мы понимаем свои ошибки. Она задает ей вопросы, которых никогда не касалась: была ли ее дочь когда — либо влюблена и почему не вышла замуж? Как плохо, что ты была такой послушной. Велико удивление дочери: она уже практически вычеркнула понятие «семейные радости» из своей души. В ее жизни остались: сострадание к матери и милосердие ухода за ней. И в этот замкнутый мир не поступает новая свежая вдохновляющая энергия радости жизни, просто не от кого.

Старушечка своим старческим умом наивно, но упорно желала иметь такую радость, мотивируя тем, что она бы умерла со спокойной душой, будь у нее зять. Она, видимо, очень этого хотела, причем бескорыстно: в возрасте ее дочери уже бывают мужчины либо разведенные, либо овдовевшие. Ангелы – хранители, вероятно, оценили ее запрос, и нашли подходящую кандидатуру.

Какова сила души?

Если душа просыпается и видит, что начинают в ней превалировать деструктивные значения, она выставляет своего внутреннего наблюдателя, голос совести, своего маленького принца и т.д., у каждого может быть свое определение,- в зону выстраивания конструктивных значений, она находит внутри себя состояние – зону, где может изменить ситуацию. Деструкция – разрушение, нарушение нормальной структуры чего – либо, уничтожение. Конструктивный путь – такой, который можно положить в основу чего – либо, плодотворный.

Сила материализации

Мать – Земля обладает огромной силой. Это сила материализации, она является силой намерения каждого из нас, а также силой, ведущей к разрешению любого процесса на Земле. Энергия материализации поддерживает любого на Земле, вне зависимости от его задач и тех сил, которые он представляет. А мы, люди земли, являемся представителями многих цивилизаций Вселенной, поэтому мы такие разные, мы здесь выполняем их «задание»: стать дружелюбными, счастливыми, любящими. Мы уже можем строить своими мыслями мир, который нам нужен, и в своих мечтах – размышлениях мы его уже строим. Чем быстрее научимся мыслить конструктивно, тем быстрее выйдем из состояния войн, разных конфликтов: мы сумеем их решать за столом переговоров. Как этому научиться? Писатели, режиссеры всех стран мира создали много произведений обучающих мечтать конструктивно и материализовать свои желания – мечты.

«Свет проникает в самые тёмные закоулки планеты, поскольку Земля наполняется всё большим количеством высших вибрационных частот Духа. Разум и Дух – это строители, а мы - сотворцы нового рая на Земле. Всё, что нам необходимо, будет предоставлено, но нужно крепко держать своё видение для наивысшего всеобщего блага».

Сердцу вдохновенному верни мелодию любви

Наша пожилая героиня на «приобретении зятя» не остановилась. Она вдохновилась! Загоревала, что не дождется внуков и умрет — таки несчастной. Святая наука расслышать друг друга! Нашлась и внучка. Разве могло быть иначе? Даже «папанька» ее почти признал: у кого не было грехов молодости? Старушка постепенно оживает, как то уже не торопится переходить в мир иной: ее умирание изначально был через день другой, приобретение зятя значительно сдвинуло этот момент перехода. С появлением внучки в квартире стало совсем светло и весело, и бабушка как то забыла, что собиралась умирать, она встала и пошла. Но ее счастье было еще не полным: у внучки должен быть муж, иначе, откуда правнуку взяться. Оказалось, правнук уже наметился, к огромной радости бабушки и всех остальных. Как хорошо, что в окружающем нас мире есть уголки «где не закрываются на ключ хозяйские шкафы и души, благодари тот дом за хлеб для всех насущный – хлеб доверья». Господь сказал: « это не вы нашли друг друга, это Я вас нашел друг для друга». Вот так! Интересно, что бабушка вовлекла в этот спектакль – творение несколько человек и им от этого стало хорошо. Фильм просто чудесный, да еще предновогодний, соответствующий нашему сегодняшнему настроению: если сердечно и разумно чего — то желать, оно обязательно сбудется! И Орфей с Эвридикой встретятся, но не в аду, а в Доме, который мы создадим вместе с Сыном Божиим в духовном мире: «много обителей у Отца Моего, мы придем и построим обитель новую». В наших силах сблизить Землю и наш Небесный дом.

Чем меньше людей поддерживают деструктивные сценарии – ситуации в пространстве Земли, тем слабее они становятся. В сказке, гуси – лебеди, полетевшие вдогонку детям — это страсти и пороки этого мира, пытаются удержать нас в своей власти: стяжательством и накопительством в физическом плане – прилипаем к нему (молочная речка с кисельными берегами); завистью, обидами, осуждениями на плане чувств (астральный план – яблонька); тщеславием, гордыней в мыслях – помыслах (ментальный план – печка). Господь сказал: «претерпевший до конца спасется»!

Одна из подсказок, как чувствами – помыслами людей строить лучшую жизнь, это пожелания друг другу в праздники. Интересны Новогодние «щедривки». Важно, очень важно чтобы они исходили из глубин сердца, повторенные многими людьми, они постепенно проявляются – материализуются. Щедривки – это обрядовые песни, суть их – поздравление с Новым годом пожелание добра, благополучия, здоровья, процветания. Свое название щедривки получили от праздника — Щедрого вечера, приуроченного к встрече старого Нового года 13 января. Попросту, это наши поздравления и пожелания друг другу по разным поводам, в которых мы отражаем свое стремление к изобилию любви, хорошему здоровью, радостным нежным отношениям, юной энергичности и творчеству, поскольку мы узнаем, что это не просто вещи, приносящие нам счастье и удовлетворение, но и «состояние Бытия и качество жизни». Это распространяется и на отдельных людей, и на целые народы и государства нашей, в общем то, небольшой, планеты Земля.

Вот такая интересная Новогодняя сказочка, но это мое видение смыслового содержания этой сказки, а у вас может быть совсем другое. Почему Новогодняя? В Новый год сбываются все мечты!

Я люблю тебя, ЖИЗНЬ и хочу, что бы лучше ты стала!

Использована информация сайтов: сказки народов мира, российский фильм «Приди на меня посмотреть», американский «День сурка», М Стельмах «Щедрый вечер», миф «Орфей и Эвридика», Верхосвет, Д.Уилкок «Исследование Поля Источника», стихи Н.Добронравова «Верни мне музыку» и др.

Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди »

1. «Гуси-лебеди » русская народная сказка – волшебная .

2. Тема : В сказке рассказывается о том , как Гуси - лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3. Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4. Характеристика главных героев :

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица : Любит своего брата :

Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.

Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая : Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом. Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга : Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

Кликнула она Гусей-лебедей : - скорей гуси – лебеди , летите в погоню!

5. Художественное своеобразие произведения :

Особенности композиции :

o Традиционное начало сказки : Зачин (Жили – были….)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказка заканчивается традиционно : Развязка (побег из избушки и возращение домой) . -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира :

Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .

В сказке используются закон троекратного повторения : три испытания три раза погоня гусей- лебедей. Характеристика языка : Красочный, эмоциональный, выразительный. Например : Гуси -лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

6. Выводы :

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

Публикации по теме:

«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.

Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.

Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» - филиала.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.

Конспект - сценарий русской народной сказки «Гуси - лебеди» средняя группа Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: - Развивать навыки.

Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.

Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой "гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.

НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.

Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.

План-конспект

Русская народная сказка "Гуси-Лебеди" современными читателями воспринимается как забавный вымысел для малышей. Многие славянские сказки присваивали крупным птицам тенденцию утаскивать оставшихся без присмотра малюток. Не удивительно, что крестьяне, отправляясь на полевые работы, напоминали своим старшим детям о Гусях-Лебедях, чтобы не забывали опекать младших братиков и сестричек. Не то, мол, прилетят Гуси-Лебеди, унесут братика или сестричку, а тебе попадет от родителей!

А существуют ли Гуси-Лебеди в наши дни? Как редкая порода птиц, может быть и существует в малочисленном составе на каких-либо нецивилизованных участках земли... Чего только не обнаруживают дотошные исследователи там или сям на планете Земля! Сама же суть сказки о Гусях-Лебедях, конечно же, не на тему научных открытий в области биологии. Тут речь идет о тех жизненных эпизодах, когда человек, имея перед собой важную задачу, отвлекается на забавы и всякого рода шалости.

Особенно трудно дается умение быть сосредоточенным и внимательным к порученной работе тем людям, которые избалованы хорошими условиями предыдущей жизни. Старшая сестрица в сказке "Гуси-Лебеди" посадила крошку-братика возле дома, сама не стала утруждать себя внимательным присмотром за малышом, а побежала к подружкам, да и заигралась. При поиске похищенного птицами братика, много трудностей и волнений довелось перенести девочке, изнеженной дотоле благополучной жизнью в обеспеченном родительском доме. Ведь, разыскивая малыша, старшая сестрица капризно отнеслась поначалу к просьбам отведать гостинцев печки, дикой яблоньки и молочной речки с кисельными берегами. Простая еда для изнеженной девицы была невыносима! Но все же, от страха перед погоней, на обратном пути к дому старшая сестрица проглатывает и ржаной пирожок, и кислое яблочко и овсяный киселек с молочком.

Так,иные люди соглашаются более скромно питаться только перед страхом грозящей беды. Если вспомнить сколько бед произошло на земле из-за безответственности людей, которые "заигрались с подружками", находясь не серьезном посту, то существование Гусей-Лебедей перестает быть легендой! Гуси-Лебеди в случае халатного отношения специалистов к работе - это схема тех бедствий, которые приходят при так называемом "невезении". На самом деле, невезение раньше или позже настигает каждого, кто регулярно небрежен в соблюдении инструкций, существующего законодательства, принятых в обществе разумных правил поведения. Как давно сказители сложили эту сказку, но и в наши дни есть смысл остерегаться, чтобы Гуси-Лебеди не утащили из жизни нечто ценное и важное!

Анализ сказки «Гуси лебеди» - тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира : Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Практическое задание-анализ поэтических произведений 19 века

Анализ "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина А.С.

Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль о том, что красота внешняя - ничто без красты внутренней, пронизывает всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Анализ произведения устного народного творчества

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4. Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица: Любит своего брата:

Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.

Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

Кликнула она Гусей-лебедей: - скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

5. Художественное своеобразие произведения:

Особенности композиции:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были… .)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей . Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? » Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

6. Выводы:

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

3. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение. : Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями . Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы.

Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

11) Лексика. Языковые средства выразительности.

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

12) Поэтический синтаксис.

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

4. Анализ циклов Б. Житкова: Рассказы о животных, морские истории, о смелых людях, рассказы о технике» (ПО ВЫБОРУ)

Рассказы о животных- это цикл коротких историй отношений человека, где автор описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными,их преданности,крепкой и не менее крепкой привязанности. Тонкая наблюдательность,знание повадок представителей животного мира,умение рассказать о сложном простым и понятным языком – отличают рассказы Житкова. «Рассказы о животных» ярко отражают весь богатый и искренний внутренний мир автора, его принципы и моральные идеалы, будь то уважение к чужому труду в рассказе « про слона» или сила и меткость русского языка в рассказе «Мангуста».

5. Чтение-рассматривание книги Б.С.Житкова «Что я видел».

Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» - сборник коротких житейских историй для детей дошкольного возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел - настоящая энциклопедия жизни для малышей.

6.Анализ произведений поэтов 20-30-х г.г. XX века (В.В.Маяковского,С.Я.Маршака,).

Взяла Маршака «Глупый мышонок»

«Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» Маршак.

В основе сказки лежит бытовой факт, хорошо знакомый ребенку – мыши бояться кошек – но перевернутый: мышонок выбирает в няньки именно своего природного, исконного врага. То, что этот факт элементарный, бытовой – очень важно, ведь, как отмечал К. Чуковский, для восприятия подобных «игровых стихов», стихов-перевертышей, «ребенку необходимо твердое знание истинного положения вещей». Поэтому «фантастика сказок Маршака – преимущественно в гиперболе бытовых положений», и поэтому трехлетнему даже не читателю, а еще слушателю легко догадаться какова истинная судьба мышонка, о котором сказано в заключительной строфе сказки. Именно бытовая, сама собой разумеющаяся основа этой коллизии и вызывает ее однозначное, самое распространенное толкование: выразительное многоточие скрывает в себе гибель глупого героя в зубастой пасти хитрой кошки.

Поэт в данном произведении использовал традиции фольклорной сказки о животных. Действительно, характеры героев, совершенная кумулятивная композиция, юмор - все это в сказке Маршака прямо перекликается с народной сказкой о животных, которая, можно кстати вспомнить, давно уже стала специфической детской.

Недоговоренность финала в «Сказке о глупом мышонке» - не ребус, который должен разгадать маленький читатель, а проявление интуиции поэта, почувствовавшего невозможность прямо сказать о смерти героя, потому что он умереть не может. А это значит, что сказка еще не окончена. Маршак окончил ее почти тридцать лет спустя. Очевидно, в сознании поэта все эти годы жило нечто, что заставило его вернуться к одному из своих ранних произведений и договорить все до конца, вывести на поверхность то, что ранее уже имелось, но лежало в глубине текста и порой оказывалось в сознании читателей (и критики) оставленным без внимания. В 1955 году появилась «Сказка об умном мышонке» («Юность», 1955, № 2). Она-прямое продолжение «Сказки о глупом мышонке» и начинается там, где кончается эта последняя:

Унесла мышонка кошка

И поет: - Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой

В кошки-мышки, дорогой!

Мышонок соглашается, обыгрывает кошку и убегает от нее. Далее следует целая серия встреч с животными, но уже не домашними, а опасными, лесными-хорьком, ежом, совой-и все они предлагают мышонку игру, ставкой в которой служит его жизнь. И от всех умный мышонок умудряется убежать.

Безусловно, эта сказка, хоть и являет собой законченное целое, не самостоятельна: она продолжает первую, развивает то, что было уже задано в характере кошки из «Сказки о глупом мышонке». То, что ранее было задано, теперь подробно показывается: герой попадает в мир веселой опасности, опасной игры, населенный «двойниками» кошки - лесными животными, и выходит из встречи с ним победителем.

Вот теперь сказка окончилась:

То-то рада мышка-мать!

Ну мышонка обнимать.

А сестренки и братишки

С ним играют в мышки-мышки.

Анализируя эти две сказки, можно прийти к выводу о том, что в них прослеживается композиция волшебной народной сказки, идет аналогия с ней. «Глупый», а затем «умный» мышонок проявляется постепенно перед читателями в этих качествах примерно так же, как и типичный герой волшебной сказки-Иван-дурак. (Речь может идти именно о постепенном проявлении образа-герой, так сказать, медленно «снимает маску»,-но не о его развитии). Содержание этих образов, безусловно, различно, но принцип проявления тот же самый. Ведь в первой части («Сказке о глупом мышонке») показывается, что мышонок глупый, то во второй части поэмы Маршака характеристика героя как умного очевидна и не случайно вынесена в заглавие второй части. Точно так же в волшебной сказке герой-Иван-дурак-сначала кажется глупым, хотя он меньше всего может быть так назван, а в конце сказки ум, доброта и благородство его всем очевидны.

Маршак в своей сказке формирует программу, точнее, даже программу программы первичных, элементарных нравственных и предсоциальных реакций (выборов) маленького читателя, программу того, что можно назвать этическим (эстетическим в данном случае) отношением к действительности. Эта программа и создает ту первичную сетку образов-представлений и мысленных «выборов» у читателя, которая в дальнейшем может сколь угодно много и долго усложняться и конкретизироваться. За маленьким сказочным миром Маршака стоит большой реальный мир, ибо, как говорил сам поэт, «у сказки есть счастливая возможность... сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевая непреодолимые препятствия».

Сказка «Гуси-лебеди» - одна из любимых многими детьми и сегодня. Эта сказка, как и многие другие, учит нас быть добрее, мудрее и никогда не забывать о своих родных и близких. Итак, давайте-ка разберемся с тем, чему же конкретно учит нас эта замечательная сказка. Во-первых, сказка «Гуси-лебеди» учит детей любить своих братьев и сестер, ценить их и никогда не оставлять в беде. Во-вторых, сказка учит малышей творить добрые дела.

Важно хотя бы вспомнить ситуацию, когда яблонька попросила девочку скушать яблочко или печь съесть пирожок. Девочка не убежала, несмотря на то, что спешила, а помогла им и в ответ на доброе дело получила подсказки о том, где может находиться ее братик. Если Вы знаете еще какие-то поучительные уроки из сказки или просто хотите рассказать о своих впечатлениях о сказке «Гуси-лебеди» , пишите в комментариях.

Гуси-лебеди

Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:

- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

- У моего батюшки и сливочки не едятся... Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!




Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:



- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка... Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:





Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...


Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:





Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.


Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.


Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
- Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.

Гуси-лебеди



Сказочные белоснежные птицы из светлых Небесных миров, вестники и служители богов славянских. Помогают тому, кто делает благое дело и тому, кто их хорошо об этом попросит. Иногда служат Бабе Яге, потому что она знает их язык и умеет с ними общаться.
Во многих народных сказках древнейший помощник человека - птица. Наши предки Славяне поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство (иной мир) - Ирий Небесный.



В Древнем Риме, когда умирал император, отпускали на волю орла, чтобы он унёс его душу на Небо, в верхний мир.
У многих славянских Богов есть свои крылатые помощники: у Рода - белый сокол (покровитель Руси), у Перуна - орёл (покровитель витязей), у Макоши - уточка (покровительница семейного очага и благополучия), у Велеса - вещая птица Гамаюн.



До сих пор белая птица - образ мира на земле, образ чистой человеческой Души, образ чистой Любви и Верности. Один из самых прекрасных образов русских сказок - Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке - Лебедь Белая, Лебёдушка.


«Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках». («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

Источник «Сказочный словарь»

Сакральный смысл сказки.

В сказке «Гуси-лебеди » заложен замечательный смысл - нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, - помогать людям нужно просто так.


ГУСИ-ЛЕБЕДИ (игра)

В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание.
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую «гусятник», на другой стороне - линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Остальные - «гуси» и «лебеди». Они становятся в ряд в «гусятнике». «Пастух» располагается сбоку от «гусей», «волк» - посередине площадки. «Пастух» говорит: -Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!

Все «гуси» и «лебеди» «летят на пастбище», подражая птицам. Как только «пастух» скажет громко:
«Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!», они убегают с «пастбища» в «гусятник», а «волк» ловит их до линии их «гусятника». Пойманных подсчитывают и отпускают в их «стадо» или они идут в «логово волка» и остаются там до его замены. Играют с одним «волком» 2-3 раза, затем выбирают нового «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечаются лучшие «гуси» (ни разу не пойманные «волком») и лучший «волк» (сумевший поймать больше «гусей»). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

Правила.
«Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «гусятник» только после слов, сказанных «пастухом». Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
«Волк» может ловить только после слов «под горой» и только до линии «гусятника». Дети любят в этой игре вести разговор между «пастухом» и «гусями»: после слов «серый волк за горой» «гуси» спрашивают:
- А что он там делает?
«Пастух» отвечает: «Гусей щиплет!»
- Каких?
- Серых да белых.
После последних слов «гуси» бегут домой в «гусятник».

Эту игру можно усложнить, введя в нее второго «волка», установив на пути передвижения «гусей» и «лебедей» препятствия в виде скамеек («дорога»), по которым надо пробежать или перепрыгнуть.
Водящий имеет право ловить убегающих только до линии «дома»; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.


Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I . Организационный момент и сообщение целей урока

II . Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

- Ребята, какие сказки вы знаете?

- Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

- Отгадайте, из какой это сказки:

1) «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

2) «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

Что сказочное в этих сказках?

III . Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси- лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­ тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

- С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась ли вам сказка?

- Что понравилось в сказке?

- Что понравилось более всего?

- С какими чудесными предметами встречается девочка?

- Кто помог девочке спасти братца?

- На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV . Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по.

1) Начало действия (завязка).

2) Развитие действия.

3) Переломный момент (главное действие).

4) Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

5) Конец действия (развязка).

2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­ ем практического представления о сказке, о жанре.

Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а) Жили-были мужик да баба - зачин.

б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4. Работа над словом «гуси-лебеди»:

- Почему сказка так называется?

- Что за птицы «гуси-лебеди»?

5. Словесное рисование:

- Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V . Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.

- Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

- Как сестра догадалась, кто унес братца?

- Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

- Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­ могли девочке?

- Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

- А почему в этот раз они помогли девочке?

- Почему не сразу помогли ей?

- Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI . Выборочный пересказ, близкий к тексту

1. Представьте себя на месте девочки.

2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?

3. Как вела себя девочка в избушке?

VII . Подведение итога работы над сказкой

- Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

- Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра - отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.

«Гуси-лебеди» - сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Отличие народной от литературной сказки

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).