Главный вопрос поставленный шукшиным в рассказе обида. Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида")

Одной из главных особенностей чудиков Василия
Шукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добиться
правды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути к
поставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Таким
упорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своего
героя Шукшин в рассказе «Обида».
В этом произведении речь идет об обыкновенном
житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться
каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом
учреждении. Речь идет о… хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев
приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что
вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается
доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а
сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазин
герой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательно
обвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Но
получает только удары от сынка этого подхалима.
Главный персонаж рассказа — Сашка Ермолаев. Автор
так и называет своего героя-чудика — Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,
«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.
Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря
использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и
персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его
жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с
главным героем, потому что главное для Василия Макаровича — выявить
причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать
его особенность.
Сашка Ермолаев — удивительный человек. Его
оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он
упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему
некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он
не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут
себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,
полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».
Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, что
происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего
его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,
добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,
справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде.
Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,
чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже
слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,
он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы
наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому
дорогому, что у него есть.
Чудик Василия Шукшина — совестливый, справедливый
человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данном
рассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати он
выскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить
продавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то ни
стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.
Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный и
добрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,
он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что он
вообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицо
опасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» только
боязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,
что что-то случилось с детьми — с Машей или с другой маленькой, которая
только-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испуга
крикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

«Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых решений этих проблем.

История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно. Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора. Другая тетя, в кабинетике, не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду. Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому что унижали его при дочери и потому, что в последнее время он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. Перед нами обыкновенный рабочий парень. Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов пожать плечами, повернуться и уйти к черту.

Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово затрясло автор повторяет особенно часто). Сашка пытается защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа (очередь) мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься. Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно: до каких пор мы сами будем помогать хамству? И проблема эта не шуточная.

Шукшин справедливо упрекает нас за проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику. Хамство плодит хамство. И вот уже человек в плаще издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом месте!». В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание привлекают два героя. Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает, и «человек в плаще», который долго жил, но не догадывается, что угодничать — нехорошо, скверно … У Шукшина «старый» не значит мудрый.

Когда Сашка приходит домой к Чукалову, «человека в плаще», движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, то от него пахнет водкой. У него и его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза. Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: громко позвал, уперся глазами, цепко … схватил, больно защемил, сгреб, пристукнул, протащил. Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что авто показывает событие как бы уже свершившимся. Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть … Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил. Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет!». Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: Сашка легким движением высвободил руку … И покорно пошел домой.

Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано. Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

Анализ произведения В.Шукшина «Обида»

Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?

«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.

Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.

Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.

Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.

Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.

Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.

Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.

Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.

Множество произведений Шолохова наполнены трагическими событиями, связанными с гражданской войной, так как автор сам являлся свидетелем всех тех ужасов, которые происходили сначала во время войны, а потом уже после её окончания. Голод, разруха, неурожай, бандитизм, все эти страшные вещи пришлись на послевоенное время, что и видно в произведении “Обида”.

Произведение повествует нам о нелёгкой судьбе мужчины пятидесяти лет, который после войны остался лишь со своей женой, и с восемью внуками, которые, в свою очередь, оставшись без опеки, пришлись прямо к главному герою произведения. В процессе повествования нас знакомят с послевоенным миром тех лет, с его бытом и рутиной жизнью. Из произведения видно, что в то время был очень страшный голод, от которого умирало очень много людей. И на данной проблеме строится всё произведение. Однако в конце всё заканчивает далеко не счастливо, и главный герой, обманутый уже не раз, совершает убийство, после чего просто возвращается в свой дом, на чём произведение заканчивается.

В произведении затрагиваются проблемы нравственности, отвратительной лживой чело веской природы, и отвращения ко всему, что присуще плохому человеку плохого характера. В произведении не раз затрагиваются темы воровства, человеческого обмана, лживости, алчности, и разбоя, что и создаёт общую картину безысходности и отчаяния. В произведении атмосфера нагнетается всеми теми проблемами, которые создаются по мере его развития, что и подчеркивает посыл, который автор старается донести до своего читателя – весьма нелёгкую судьбу людей, которые, несмотря на эту нелёгкую судьбу, продолжают бороться, и продолжают жить. Автор превозносит данные человеческие качества, показывая их как главную добродетель человеческого общества.

Однако, в конце произведения, автор сам разрушает эту благодетель, так как главный герой опускает руки, ведь он больше не в состоянии бороться, и этим автор показывает, что даже насколько бы ты не был силён физически и морально, ты всё равно, под натиском таких обстоятельств сломаешься, ведь человек способен далеко не на всё. Именно данную мысль пытается донести в конце произведения Шолохов. Он как бы говорит нам о том, что как бы мы не хотели превозмочь все невзгоды, пройдя через трудности, однако эти трудности, как правило, сильнее нас.

Анализ 2

Наверное, нет такого человека, который бы не был обижен хотя бы раз, а может быть и не раз своими родными или близкими людьми, а может быть даже и чужими людьми. И каждый человек реагирует на это по-разному. Одни начинают кричать в ответ, а некоторые лезут в драку, а вот другие просто молчат и не обращают на таких людей никакого внимания.

Шукшин написал прекрасное произведение «Обида», и по заголовку можно уже заранее догадаться, о чем пойдет речь.

Здесь главными героями стали обычные люди. Один человек справедливый и честный. Он за всю свою жизнь ни разу никого не обидел и всегда со всеми старается отыскать общий язык. А вот другой человек алкоголик. Он всегда отыщет нужные слова, для того чтобы человек ему поверил, а потом он за глаза может его оскорблять и спирать на другого человека.

Главный герой постоянно встречается с людьми, которые сначала ему нравятся и он думает, что они хорошие, но потом все получается совсем наоборот. Он ошибается и идет дальше, и опять на его пути встречаются люди. Не всегда удается разглядеть в человеке все плохие стороны, а человек тем временем старается показать только хорошее качество и когда понимает, что ему доверяет, подставляет своего друга в самый неподходящий момент.

Все происходит в большом городе. Здесь стоит большой дом, в котором имеется девять этажей. Один из героев Сашка вместе с дочерью решил прогуляться до магазина. Но по пути они встретили своего соседа, который никогда не может пройти мимо людей и не нахамить им. Дальше он сталкивается с хамством, когда оказывается в магазине. Там на весь магазин кричит продавщица, которая вчера стала свидетелем того, что Саша кричал на весь магазин. Мужчина старается доказать продавщице, что такого не было и что она сама была не права. Но ничего доказать не удается. И для того чтобы не разводить дальше данный разговор он решил просто уйти из этого магазина.

У него есть любимая жена Вера, которая знает очень хорошо характер мужа и всегда знает на какую кнопку нужно нажать, чтобы муж стал покорным и выполнил все, что она ему скажет. У него есть две дочери, которых он очень любит и старается как можно больше времени проводить с ними.

Главный герой столкнулся с тем обществом, которое старается разными способами доказать его вину, хотя по-настоящему его вины вообще не было. Саша никому не хочет мстить и ни с кем не хочет ругаться. После данного случая он постоянно прокручивает в голове происходящие события и пытается отыскать другие решения данной проблемы. Вот только одному ему не справиться с такими людьми.

В конце произведения Саша живет все той же жизнью, изменилось только его отношение к другим людям. И он больше не собирается с ним бороться, ведь у него есть в жизни самое главное, это дочери ради которых и стоит жить.

3 вариант

Все мы знаем, что Шолохов очень часто в своих произведениях, затрагивал тему гражданской войны. Рассказ «Обида» чей анализ мы сегодня проведем, касается этой темы в той или иной степени. Это произведения автор опубликовал в цикле сборника «Донские рассказы».

Главным героем произведения выступает ветеран Гражданской войны. Его зовут Степан, ему пятьдесят лет. После окончания войны он остался доживать свой вен на Донском хуторе. На войне у него погиб сын. Степан как некто другой выступает противником войны. После гибели сына на плечи Степана и его жены ложится забота о его сыновьях. Им становится трудно уследить за всеми восьми детьми.

Шолохов для своего романа выбрал идеальный период, чтобы показать послевоенное время, как в стране царила разруха и хаос. Весь сюжет буквально пропитан, голодом и смертью. Вдобавок к голоду, последовала полоса неурожайных лет. Запасы и так уже на исходе, а сейчас вообще перестали пополняться. В этот сложный период в России, мгновенно поднялась смертность населения. Старики и младенцы умирают из-за голода, другие люди убивают друг друга за кусок хлеба. Обычные люди, чтобы спасти своих детей и близких стали питаться корой с деревьев. Они снимали кору и измельчали ее в пыл, и в дальнейшем этой пылью заменяли муку. А потом из этой муки стряпали хлеб, которым питались все члены семьи.

Всем жителем хутора было поручено задание произвести посев, выданного им участка земли. В стране был кризис, и семян для посадки не было. Даже колхоз не произвел посев всей своей земли. Но председателю нельзя было отказывать, так как он обещал, что семена в скором времени будут. Так же он сказал, что часть прибыли после уборки урожая они получат себе. Он сказал, что на эти деньги можно будет восстановить весь хутор после войны. И Степан принялся за работу, которой было очень много. Первым делам он со своими земляками проборонил поля с помощью всех быков, которых только смогли найти. Несколько дней ушло, чтобы приготовить поле к посадки семян. Но случилось непредвиденное, обещанные семена так и не доехали до место своей посадки.

Спустя несколько дней председатель сдержал свое обещание. Он сообщил им место получения семян, куда они потом и отравятся. Когда наступило следующее утра. Степан в компании со своим соседом уезжают на остановку поезда, которая находилась в нескольких часах пути. К остановке они прибыли уже к вечеру, и без всяких проблем получали семена пшеницы. Возвращаться домой было уже поздно. И они стали искать место, чтобы заночевать. Некто из жителей деревни не приютил путников на ночлег. Это было первый раз, когда Степан встретился с равнодушием крестьянских жителей. Они были вынуждены заночевать, где-то на сеновале. Утром, когда они проснулись, заметили, что их ограбили. На хутор они уже возвращаются с пустыми руками. По возращении они обнаруживают, что и быки пахари тоже пропали. Степан в этот момент был окончательно морально разбит. После этого прошло время, и Степан случайно узнает в проезжающем конюхе напавшего на него человека. Степан очень рассердился и совершил самосуд. Он забил его до смерти вилами. После этого жизнь Степана не как не изменилась не в лучшею и не в худшую сторону.

  • Сочинение Образ Базарбая в рассказе Плаха Айтматова

    Базарбай – это персонаж романа «Плаха». Полная противоположность Бостону. Полнейший пьяница и нахлебник. Полное имя данного персонажа – Базарбай Нойгутов.

  • Сочинение Роль труда в жизни человека

    Наверное, каждый знает такие поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело и труд все перетрут», «Какие труды, такие и плоды»

  • Сочинение Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева

    Роман под названием «Отцы и дети» написан русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. В данном произведении автор обращает внимание на многие проблемы, волновавшее его поколение, которые остаются актуальны даже в настоящее время

  • 1.В чём суть происшествия в магазине? Была ли причина для оби¬ды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели? Кто из них обращается к другим «на ты»?

    В этом произведении речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаев приходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, что вчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытается доказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, а сталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой.

    Думаем, это достаточная причина для обиды. Продавщица Роза выглядит как хамка и грубиянка, завотделом не хочет разобраться в сути ситуации, покупатели подхалимничают. Именно Роза «тыкает» мужчине. Возможно она знает, что не права, но отступать не намерена, потому что жалкая хамоватая особа.

    2.Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Ка¬кова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его пози¬цию? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли. Толь-ко ли оскорблённое чувство собственного достоинства говорит и нём? Что ещё?

    Сашка Ермолаев - удивительный человек. Его оскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а он упорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почему некоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Он не думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведут себя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой». Но после всех унижений, Сашку заботит то, что происходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившего его. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого, добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство, справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде.

    3.Какова натура Сашки, что он за человек? Что стоит за таким ав- юрским замечанием: «...Последнее время наладился жить хоро¬шо, мирно, забыл даже, когда и выпивал... И оттого ещё, что дер-жал в руке маленькую родную руку дочери...»? За словами жены: «С кем опять драку затеваешь?.. Опять на тебе лица нету...»?

    Сашка Ермолаев, человек ранимый, чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, даже слишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает», он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезы наворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самому дорогому, что у него есть.

    Сашка - совестливый, справедливый человек. Он борется за правду, он борется с ненормальным.

    Возможно, он когда-то выпивал, боролся за свои принципы, дрался, но бросил ради семьи и теперь жизнь у него наладилась, он любит свою семью, добрый, чувствительный человек.

    4.Зачем в рассказ введён образ ребёнка? Какие стороны натуры Сашки высвечивает его отношение к дочери? Какую роль в тексте играют реплики девочки, что тёти и дяди «похие»?

    Маленькая дочка Сашки дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации. Как известно, устами младенца глаголет истина., Сашка, на чьей стороне малышка, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время. Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту.

    Сашка Ермолаев. Автор так и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…», «В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев. Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаря использованию такого имени возникает некое родство, близость читателя и персонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни его жизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем с главным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявить причину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показать его особенность.

    6.Какие художественные детали рассказа раскрывают нравствен¬ную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеческой личности, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?

    Образ «стенки из людей». Появившись как итоговый в конце эпизода в магазине, он усиливается несколько раз появляющимся в последних эпизодах образом молотка, с которым Сашка собирается «проломиться» к Игорю. Молоток здесь оказывается единственным орудием, способным сокрушить эту людскую стенку. Подобные переклички позволяют говорить об образе людской стены как о лейтмотиве рассмотренного рассказа.

    7.В чём смысл вступительной части рассказа об обидах, о благо¬разумии, театральных мечах, об отчаянии? Почувствовали ли вы в ней авторскую иронию? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображённому в Сашкиной истории? Каково оно?

    Автор озвучивает позицию людей, которые предпочитают не бороться с проявлениями хамства по отношению к ним самим и другим людям. Многие предпочитают молча проглатывать оскорбления, чтобы не ввязываться в это бесполезное дело. В словах автора сквозит явная ирония. Автор показывает Сашку – маленького человека – чудика, который пытается выяснить причину своего оскорбления, пытается защитить своё достоинство, но прошибить «стену» он не может. Автор любит и уважает таких людей, которые еще не поникли морально, которые противостоят людскому хамству и грубости, а не безвольно прячется и глотает обиды.

    Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, – иронизирует Шукшин, – вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

    В этом рассказе Шукшин ставит героя в ситуацию, из которой почти нет выхода без ущерба для его человеческого достоинства, и не дает никаких рецептов, как следует поступать. Может быть, поэтому до сих пор его рассказы воспринимаются свежо, с интересом, они заставляют примеривать на себя описанные ситуации, взвешивать, сочувствовать, размышлять.

    *** Дополнительные вопросы ***

    В рассказе Василия Макаровича Шукшина "Обида" речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Речь идет о хамстве. Сашка Ермолаев противопоставляется другим.

    В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Поэтому он и ждет человека в плаще. А этот персонаж - человек ограниченный, агрессивный, трусливый, подозрительный. Для него Сашка – “подворотня чёртова”. Он “недобро уставился на Сашку”, оскорбляет его. В нем не видно человека. Наверное, поэтому автор называет его в этом эпизоде “плащ”: “плащ остановился”, “плащ прошуршал”. Почему он такой? Теперь Сашку тревожит уже не собственная обида, а вопрос более масштабный: “Что такое творится с людьми?”. Видимо, поэтому он и жене ничего не рассказал. Он задумался о человеке в плаще. Что сделало его таким? Почему он не понимает таких простых вещей: нельзя трусить, подхалимничать? Не верится, что Сашке удастся это объяснить “плащу” - Чукалову. Этот эпизод по-новому показывает личность героя. Вызывает уважение его великодушие, готовность простить обидчика, способность болеть душой за других людей, за всё человечество.

    Сашке не удается наказать обидчика, доказать свою правоту. Автор сочувствует своему герою, но и гордится им. Вот Сашка увидел бегущую ему навстречу жену - и обиду и злость заслоняет тревога: что случилось? Не с детьми ли что? И извечная женская мольба: “Ты о нас-то подумай. Неужели тебе нас-то не жалко? – останавливает Сашку.

    А слова Веры: “Ты опять захотел? Тебе опять неймется?” - свидетельство того, что не смирился Сашка с несправедливостью, а только временно сдал позиции, что опять и опять будет он восставать против лжи, клеветы… Нравственная сила, а не слабость Сашки проявляется в том, что он себя не пожалеет, а жену, детей пожалеет, остановится у последней черты… И будет себя презирать: “Эх-х… Трясуны мы, трясуны!”

    Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится как бы нормой поведения и общения. Если тебе спокойно, доброжелательно ответили, то ты воспринимаешь это не как норму, а как редкое и приятное исключение.

    И в этом мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: "Люди, что с нами происходит?"

    Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом быстром ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить истину: "Надо человеком быть". Быть человеком...