Наказание за ложь в христианстве. Бывает ли ложь во спасение

Наказание за ложь в христианстве. Бывает ли ложь во спасение

(14 голосов : 4.64 из 5 )

инок Всеволод (Филипьев).

Насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США Преподаватель патрологии и гомилетики Свято-Троицкой духовной семинарии.

Вынужденная ложь

На первый взгляд вопрос вынесенный в заглавие данной работы кажется простым. Однако данный вопрос зачастую приобретает такую окраску, что возникает ряд серьезных трудностей. Казалось бы все ясно: Истина – это хорошо, ложь – плохо. Действительно, разумное следование христианским истинам всегда признается добродетелью, но нередко христиане встают перед вопросом: всегда ли является грехом некая малая ложь? Такую ложь стало даже принято называть “благим обманом”, “святой ложью”, “ложью во спасение” и так далее.

Дело усугубляется тем, что случаи такой лжи иногда встречаются в жизнеописаниях праведных людей. Приведем примеры; Ревекка и Иаков прибегли к такой лжи, когда Иаков обманом получил благословение отца, предназначавшееся Исаву (). Преподобный прибег к хитрости, чтобы посрамить еретика Аполлинария. Он обманом получил на время еретические Аполлинариевы книги, хранившиеся у одной женщины, и склеил все листы в них, так что Аполлинарий не смог более использовать свои книги в решающем диспуте с православными, в результате чего последний был посрамлен и вскоре лишился жизни от скорби и великого стыда1.

Подобных примеров можно немало найти в Ветхом Завете и в житиях святых. Основываясь на поверхностном понимании таких примеров, не пытаясь глубже изучить данный вопрос, некоторые христиане (встречаются среди них и богословски образованные) приходят к выводу, – что ложь, имеющая целью сохранить жизнь ближнего или свою, наставить человека на правильный путь, сохранить чью-то честь и т.п. – нравственно невменяема Богом в грех. Иными словами такая ложь есть “ложь во спасение”, “ложь спасающая”.

Правда, пока еще не нашлось человека, который бы написал целенаправленный богословский труд, защищающий “спасительную ложь”, но нередким явлением в XX веке стали отдельные попытки нравственного обоснования “благой лжи”, встречающиеся в трудах того или иного автора. Так, в предреволюционное время священник Петров в своих произведениях приводил факты, оправдывающие вынужденную ложь. В частности он описывает случай, когда один священник скрыл вбежавшую к нему женщину с красным флагом, вооруженную револьвером. Пришедшему вскоре офицеру тот священник поклялся, положив руку на распятие, что у него в доме нет этой революционерки. И это выставляется свящ. Петровым, как “святая ложь”2.

Наши прародители обманутые диаволом и сами стали лгать Богу, друг другу и даже сами себе. С тех пор и до сего дня диавол успешно продолжает обольщать большую часть человечества (). Дошло до того, что многие наиболее выдающиеся лжецы известны мировой истории, как выдающиеся и всеми почитаемые личности. Почему же человечество так раболепно преклоняется перед ложью? Потому что после грехопадения ложь приразилась к падшему человеческому естеству, стала для него как бы естественной. Св. Писание свидетельствует, что после падения человек по природе своей стал лжецом: “Всякий человек лжив” (). Таким образом с одной стороны – диавол побуждает людей ко лжи6, с другой – падшая человеческая природа сама по себе удобопреклонна ко всякой неправде. Подчеркнем именно ко всякой : не только к большой и явной, но и к малой, едва приметной.

Но отличны ли друг от друга по своей природе малая и большая ложь? Православное нравственное богословие отвечает на это однозначно: малая и большая ложь единоприродны. Когда Священное Писание говорит нам о порочности лжи, то оно не делает никаких извинительных оговорок для некоей малой лжи. Иначе пришлось бы признать, что есть такая малая (или вынужденная, или ведущая ко благу) ложь, которая вовсе уже не ложь…, а что же она такое, уж не правда ли? Отцу лжи диаволу, конечно, хотелось бы навязать людям утвердительный ответ на этот вопрос. Но послушаем, что говорит нам Священное Писание. Оно утверждает, что всякая неправда есть грех” (; выделено – и. В.).

Бог не приемлет ложь и никогда не лжет Сам (; ). Человек созданный по образу и подобию Божию не был причастен ко лжи, как и ко всякому злу. Но и после падения людей, после изгнания их из рая, Бог призывал человечество отказаться от лжи, ибо без этого невозможно возвращение к Богу, в котором нет никакой лжи. В ветхозаветный период ложь была запрещена и осуждена законом Моисеевым. “И сказал Господь Моисею, говоря:…не лгите и не обманывайте друг друга” (). Но могли ли люди, даже принадлежащие к избранному народу, в полноте исполнять эту нравственную заповедь? Очевидно, что нет, как не мог быть исполнен и весь закон собственными силами падшего человечества. Однако Ветхий Завет подготовил благоприятную почву для Божественного Спасителя».

О нравственном идеале Христианства

С приходом на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, началась совершенно новая невиданная доселе эпоха. Сын Божий неслиянно соединился с человеческим естеством и тем самым обновил и освятил его. С тех пор все нравственные заповеди данные Богом человечеству стали в принципе исполнимы для обновленных и возрожденных крещением людей, для православных христиан. Во Христе нам дано созерцать и веровать в живую Истину (Ср. ). В таинствах Православной Церкви нам преподается Божественная благодать, и, будучи освященными ею, мы сильны следовать Истине, жить правдой и отвергать ложь. Именно так и жили первохристиане, вдохновлявшиеся примером Божественного Учителя. Ведь и Сам Христос за всю Его страдальческую жизнь никогда не прибег даже к малому лукавству, хотя сатана многократно пытался склонить Богочеловека ко лжи, “оправдываемой” благой целью. Но Христос доказал, что возможно жить правдой, не прибегая даже к малым компромиссам с ложью, равно как и со всяким злом и грехом.

В Себе, в Своей жизни, Господь начертал для нас светлый кристально-чистый идеал христианской нравственности. К этому лучезарному божественному идеалу уже два тысячелетия шествуют православные христиане. Но особенно полно воплотили в своей жизни сей идеал первохристиане: апостолы и их ученики, которые всеми силами стремились исполнить заповедь Спасителя о необходимости личной честности ().

Дабы понять с какой серьезностью относились первые христиане к вопросу правды и лжи (в частности ко лжи вынужденной), достаточно привести случай троекратного отречения апостола Петра от Иисуса Христа (). Ясно, что апостол Петр в душе не отрекался от Спасителя, он отрекся только на словах, то есть слукавил, ради, казалось бы благовидной цели: желая не быть схваченным стражниками и продолжать следовать за Христом. И что же? – в историю христианской Церкви отречение апостола Петра вошло, как страшное предательство, что осознал и сам апостол Петр, и в чем он всю свою оставшуюся жизнь горько каялся.

Последователи Бога-Истины, предпочитали смерть отречению от истины. Нравственность мучеников первых веков христианства вдохновляла мучеников и исповедников последующего времени, уча их, что “Истина… должна стоять выше всех земных расчетов и предрассудков”9. О чем свидетельствовал и святой мученик , говоря, что христиане “признавались в истине, за истину подвергались даже смерти, но не хотели жить обманом ”10 (выделено – и. В.).

6. Смотри: ; 2 Парал. 18, 21; .

7. Смотри также: Григорий Дьяченко “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314.

18. Там же.

19. “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198.

20. “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., т. IV, стр. 85.

21. Там же, стр. 82.

22. “Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., т. II, стр. 203.

23. “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., т. III, стр. 152.

24. Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” (). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость , которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.). 24-а. Праведный Иаков, несмотря на его явную богоизбранность, за то, что хитростью присвоил себе отцовское благословение и сам впоследствии был обманут собственным тестем Лаваном ().

24-б. см. сноску 3. Следует также отметить, что высказывание арх. Иоанна страдает внутренней противоречивостью, ибо как можно одновременно: выдумывать любую ложь (очевидно предназначающуюся для ближних) и при этом все-таки не лгать ближнему своему?

25. Авва Дорофей “Душеполезные поучения”, Джорданвилл, 1970 г., стр. 112. (Слова внутри этой цитаты взятыя в скобки вставлены для ясности мной – и. В). Отметим, что хотя в учении преп. Дорофея о лжи имеется указанная особенность, он при этом учил, что ложь чужда Богу и происходит от диавола (Там же, стр. 106), и увещевал христиан не лгать (Там же, “Поучение 9. О том, что не должно лгать”).

26. Схиархим. “Симфония по творениям Свят. ”, Москва, 1996 г., стр. 451.

27. “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198.

28. Схи-архим. Иоанн (Маслов) “Симфония по творениям Свят. Тихона Задонского”, Москва, 1996 И, стр. 451.

29. Там же.

29-а. Под словом икономия некоторые понимают снисхождение или послабление. В I правиле св. оно переведено, как “некое благоусмотрение”, то есть, как мера направленная к церковной пользе (Протопресв. Георгий Граббе “Акривия и икономия”, “Православная Русь”, №22, 1978 г.).

Обоснование икономии было развито в период споров “между высшим духовенством и монашескими кругами, примкнувшими к студитам”. Последние – если не входить в подробности, и в целом обозначить главные мотивы их борьбы – отстаивали обязательность норм христианской нравственности для всех христиан, включая царей. Именно тогда высшей иерархией и был вновь “пущен в обращение принцип «спасительной икономии» или принятия таких решений, которые, хотя и не соответствуют абсолютной справедливости, но предупреждают обнаружение еще большего зла ” (Ф. И. Успенский “История Византийской империи”, Москва, 1996 г.; выделено – и. В.).

Однако исходя из нижеприводимых слов Апостола Павла можно утверждать, что всякая икономия вступает в противоречие с новозаветной нравственностью, и потому всегда должна быть рассматриваема, как вынужденное и нежелательное исключение. Апостол пишет: “не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых” (). Итак, святые Апостолы не учили делать зло, чтобы вышло добро. (Безусловно, Бог силен содеянное людьми и падшими ангелами зло, направлять к добру //, но из этого не следует, что люди должны умышленно творить зло).

Тем не менее фактом церковной истории, по крайней мере с начала IV века, является повременное использование принципа икономии в церковной политике. Что объясняется понижением общего уровня нравственности христианского общества. Но это в свою очередь не обозначает отмену высокого Евангельского нравственного идеала, как такового.

29-b. И действительно, в самое последнее время из среды церковного народа, этого подлинного хранителя православного благочестия, все чаще стали раздаваться голоса призывающие официальных представителей Церкви “право править слово Истины”. Ревнители Православия призывают: “Давайте, наконец, назовем вещи своими именами, как это делали святые отцы: ересь назовем ересью, а не «иной конфессией», ложь – ложью, а не иной точкой зрения” (Из обращения иноков Псковского Святогорского монастыря, “Русский вестник”, №7-8, 1998 г.). Такие здравые голоса раздавались и ранее. Достаточно вспомнить огненную проповедь мирянина Московской Патриархии Бориса Талантова, направленную против нравственных изъянов некоторых иерархов советского времени, причины коих он видел в укоренившемся мировоззрении “сергиевщины”. (Исповедник Борис Талантов, погибший в заключении в 1970 г., канонизирован Русской Зарубежной Церковью. Смотри “Список Новомучеников” в “Троицком Православном Русском календаре” за 1998 г.).

30. Канонизирован Русской Зарубежной Церковью и Польской Православной Церковью.

31. Протопресв. М. Польский “Новые мученики Российские”, т. II, Джорданвилл, 1957 г.

32. По данной теме смотри статьи: Свящ. В. А. Черкасов “О зле”, жур. “Кормчий” за 1908 г. №№14,20-25; М. Апостолов “Ложь во спасение?”, газ. “Православное слово” (Нижегородской епархии Московской Патриархии), февральский выпуск за 1997 г.; откликом на указанную статью является статья Р. Мягкова “Ложь во спасение?”, “Православная Русь” (США), №10 за 1998 г.

Все тайное рано или поздно становится явным. Любая ложь рано или поздно будет разоблачена.

Каждый человек ищет выгоду – дешевле купить, дороже продать, меньше работать, больше отдыхать, преподнести в более выгодном свете свои хорошие дела и скрыть неблаговидные поступки. Но это полбеды.

Очень часто мы решаемся на откровенную ложь. Часто это происходит, когда мы хотим избежать наказания за свои действия или бездействие, или не хотим беспокоить близких своими проблемами, или подать пример детям, рассказывая о своих поступках, которых на самом деле мы не совершали.

Цели, казалось бы благие. Но ложь остается ложью. И ложь во благо – благом не является. Это все тот же смертный грех, порицаемый христианством, да и любой другой религией мира.

Пастор сказал своей общине: «На следующей неделе я собираюсь проповедовать о грехе лжи. Чтобы вы лучше могли понять мою проповедь, я хочу, чтобы вы все прочитали главу 17 от Марка.»

В следующее воскресенье, когда пастор готовился читать свою проповедь, он попросил прихожан поднять руки тем, кто прочитал главу 17 от Марка.

Все прихожане подняли руки.

Пастор улыбнулся и сказал: «У Марка всего шестнадцать глав. А теперь я продолжу свою проповедь о грехе лжи».

М ир вам дорогие слушатели, поговорим в сегодняшней передаче и в следующей об обмане греха. Я прошу вас очень, дорогие слушатели, отнеситесь, пожалуйста, серьёзно к этой теме, ибо это касается каждого из нас. Итак, согласно Евр.3,13 читаю:„Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить „ныне“, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом“. Сегодня нашей темой должен быть „Обман греха “. Обман является основой жизни миллиардов людей. Каждый, кто не дал спасти себя через Кровь Агнца, является обманутым через грех.

Начало этого обмана лежит в Эдемском саду. В Быт.3,13 читаем о том, когда человек пал в грех: „И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела“.

Первый обман произошёл на земле с роковыми последствиями: погибель для всего человечества. Жизнь мира построена на обмане.

Что такое обман? Еврейское и греческое выражения, которые переводятся на русский язык словами „обман“ и „обманывать“ близки к понятию – ложь. Слова, характеризующие ложь, означают „ничтожность“, „пустоту“.

Ложь можно так же выразить понятием „бессодержательность“, „беспредметность“. В Рим.8,20 читаем: „Потому что тварь покорилась суете (ничтожеству) не добровольно, но по воле покорившего (её)…“

А в Ис.59,4 читаем о состоянии погибших следующее: „Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство“.

В Иер.14,14 читаем о ложных пророках следующее: „И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего “.

Таким образом, мы теперь ближе подошли к нашей теме. Существо обмана, как и лжи, исходит из собственного, из своего. Из Евангелия Ин.8,44 нам хорошо известно это знакомое слово: „Ваш отец диавол, и вы хотите исполнить похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь , говорит своё , ибо он лжец и отец лжи“.

Собственное или своё. То, что исходит из собственного, является существом лжи, ибо собственное диаметрально противоположно тому, что Божие Творение предназначено для Бога, о чём мы читаем в Послании Кол.1,16: „Ибо Им создано всё… – всё Им и для Него создано“.

Вне Божией воли нет права на существование. Всё предназначено для Бога. Поэтому собственное резко или диаметрально противопоставлено тому, что является Божией волей. Обман ведёт в область мрака, связывает с областью влияния сатаны, которая помечена действиями и закономерностями греха, и к которым относится так же ложь и обман.

Ложь, в противоположность истине, является отличительным признаком (клеймом) сатаны. Истина является признаком Божиего мира. Истина происходит от еврейского слова „аман“, что означает: „быть твёрдым“, „быть стабильным“, „быть постоянным“. Ложь является признаком того, что не имеет постоянства.

Сатана не устоял в истине, потому что он дал место „своему“, и родилась ложь. И если слово „истина“ является производным от слова „аман“ (от которого, впрочем, и слово „аминь“ – иметь постоянство, происходит), то нам не следует и тому удивляться, что смысл слов, которые применяются на еврейском языке для слова „ложь“, имеют смысл „не иметь постоянства“.

Ложь является такой властью, которая нас охватывает и ведёт, если ведём своё существование вне Божией воли. Ложь является властью, так как она делает нас способными жить вне воли Божией; властью, которая может развиваться, так как Бог допустил её.

Однако, какое сильное действие имела ложь при падении сатаны! Тот, который имел высокую мудрость, который своими глазами видел Бога, отпал от Него на основании лжи. Он сравнил себя с Богом и пришёл к идее, что между ним и Богом совершенно небольшая разница.

Это были мысли его сердца, в конечном счёте, желание его сердца было быть равным Богу. На основании лжи стало возможным, чтобы это проявилось во всей полноте, потому что в тех, которые предаются лжи, развивается подобное желание. Если истина может нас освобождать, то ложь может нас ввести в рабство.

Основное выражение обмана применяется так же, как в театре приятные иллюзии, чтобы ввести зрителя в кажущийся или сказочный мир. Именно это показывает существо обмана, как следствие лжи. Это является деятельностью мира в соответствии с собственными желаниями и нуждами.

Таким образом, мы приблизились к понятию, что составляет обман. К обману принадлежат всегда двое: обманщик и обманутый. Однако, вопреки мнения многих, обманутый не является безвинной жертвой. Дескать, меня ведь обманули! Нет, нет! Обманутый тоже виноват.

Ева тоже не безвинна, хотя она сказала: „Змей обманул меня !“ Обманутый тоже виноват, на нём тоже лежит ответственность! Почему? Он желал этот обман в своём сердце. В Еф.4:22 мы читаем об этом следующее: „Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях“.

Следовательно, обман и похоть, тесно связаны. Обман вступает в действие, когда похоть находит в этом удовлетворение. Только таким образом возможен обман. Поэтому на нас лежит ответственности и связанная с ней вина быть обманутыми. Обман нацелен на собственное, на то, что мне, вследствие моей греховной природы, обещает похоть и удовольствие.

Поэтому в Пс.72,25 псалмист говорит. Теперь мы лучше должны понять эти знакомые слова: „Кто мне на небе? и кроме Тебя я не имею ни в чём желания на земле“.

Таков образ мышления человека, которого невозможно обмануть, если он имеет свою радость только в Господе и ни в чём кроме Него, ни в чём, что исходит из собственного сердца. Это является защитой от обмана.

В противоположность Божией воле сердце ищет осуществления собственного. Обман является иллюзией, что собственное может иметь постоянство вне Божией воли. Это был источник греха сатаны, мысль, что собственное может быть устойчивым вне Божией воли. Итак, обман греха начинает действовать там, где хочется иначе, чем Бог хочет.

Обман греха существует лишь там, где сердце не полностью настроено на Божии пути. Настроенность сердца на Божию волю, готовность подчиниться Божией воле, вызывает веру. Наша вера будет в той мере сильна, в какой мере в нас присущи готовность и согласие подчиниться Божией воле.

Поэтому в нашем исходном тексте и сказано: „Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца неверия (лукавого и неверного), дабы вам не отступить от Бога живого “ (ст.12).

Итак, неверие является злобой против Бога. Почему? Так как за неверием стоит отсутствующая готовность исполнять Божию волю. Нам знакомы слова в Ин.7,17, где читаем: „Кто хочет творить волю Его, тот узнает о (сём) учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю “.

Следовательно, не распознать, быть обманутым, является следствием того, что человек не хочет от всего сердца исполнять Божию волю. Поэтому мы имеем очень серьёзное высказывание Библии в Прт.4,23: «Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источник жизни ».

Мы можем сказать, что сердце является центром воли. Оно является центром переключения стрелок, от которого, в конечном итоге, зависит исход жизни. Сердце, где рождается решение против Бога, является исходным пунктом того, что массы людей уйдут в вечную погибель. Поэтому в Пс.94,10 читаем: „это народ, заблуждаемый сердцем; они не познали путей Моих“.

Сердце, которое не последовательно направлено на Божию волю, имеет склонность заблуждаться. Заблуждаться означает: впасть в ложь и обман, так как в глубине сердца я этого хочу. Да не строит себе никто иллюзии, на нас лежит ответственность.

В книге Иова в главе 34,11 мы читаем об этом следующие слова: „Ибо Он по делам человека поступает с ним, и по путям мужа воздаёт ему“.

В зависимости от того, как устроен путь перед Богом, таково будет и воздаяние от Него. Оправдания нет: дескать, я заблуждался или я не знал! Ссылка на незнание не считается; нет оправдания.

Почему? Потому что Господь не мог мне показать духовный смысл того, чего я не знаю. Поэтому на мне лежит ответственность. Следовательно, наше незнание не является оправданием.

Если перед судилищем Христа кто-нибудь скажет: „ведь я принадлежал к такому собранию, где этому не учили“, тогда Господь объяснит такому: „ты принадлежал к тому собранию, потому что Я не мог привести тебя в другое собрание“. Именно по этой причине на нас лежит ответственность.

Мы не имеем оправдания, если заблуждаемся; мы не имеем оправдания, если обмануты через грех. Святой Дух дан нам не для того, чтобы ввести в половину истины, а для того, чтобы ввести нас во всю истину.

Следовательно, не может быть оправдания быть где-то обманутым или находиться в заблуждении. Вопрос заключается всегда в том, насколько Бог может нам что-то показать. А эта причина лежит в наших руках, это моя ответственность.

В Послании Иуды ст.11 Святое Писание сообщает нам о личностях, которыми мы немного займёмся. В этом стихе мы читаем о нескольких персонажах: „Горе им, потому что идут путём Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей“.

Мы видим здесь определённую степень усиления, которая начинается с того, что люди не ищут, а как Каин, уходят от Божиего лица. Ибо лишь тогда, когда я ищу Божиего лица, Он может мне говорить. А не искать Божиего лица значит: уходить от Божиего лица. Тогда Бог не может говорить.

Следующую ступень возрастания мы имеем в лице Валаама, который предался мзде или награде заблуждения (обольщения). Мы видим, что заблуждение является чем-то таким, что он искал в своём сердце. Это заблуждение связано с определённой наградой; наградой для удовлетворения греха. Поэтому я предаюсь заблуждению.

Концом всего этого является ослепление Корея, которое фронтально противопоставляет таких людей Богу. При этом эти люди думают, что они правы. Это является следствием. То, что мы здесь имеем, является степенью усиления. Поэтому в Прит.23,23 Святой Дух призывает нас: „Купи истину, и не продавай мудрости и учения и разум“.

При понятии „покупки“ речь идёт об определённой цене. Я что-то приобретаю: наслаждение греха, исполнение греха. Но я за это что-то плачу: попадаю на Божий суд. Таковы взаимосвязи.

Если кто-то продаёт себя, чтобы творить злое, то Библия сравнивает это с договором или с союзом с шеолем (преисподней) – договором с сатаной, что, то же самое. Это очень серьёзные вещи, на которые Писание обращает наше внимание. „Так как вы говорите: мы заключили союз со смертью, и с преисподнею сделали договор…“

Но так как мы коснулись Валаама, то рассмотрим немного его личность в этом свете, ибо развитие его истории является образцом того, как можно быть обманутым грехом.

Никто, конечно, не хочет быть обманутым грехом. Каждый верующий хочет творить Божию волю, но, тем не менее, этот обман случается. Посмотрим на Валаама, о котором Писание начинает повествование в книге Числа, гл.22. Мы не можем привести здесь весь этот текст, но попытаемся рассмотреть несколько ситуаций из жизни Валаама.

Мы можем сказать, что Валаам был Божиим мужем. Он находился в общении с живым Богом. Он обладал даже способностью благословлять или проклинать других. Естественно, что такую способность мы сегодня не имеем. В Ветхом Завете определённые лица имели такой дар. Такой личностью был Валаам. Он имел с Богом связь и имел такой дар.

Когда Моавитяне увидели Божий народ, проходящий через их землю, то их охватил ужас: они испугались, что Израильтяне разорят их страну. Поэтому царь Моавитян, Валак, послал к Валааму, который был широко известным, чтобы нанять его, купить его за вознаграждение, проклясть Израильский народ.

Прочитаем для этого из книги Чис.22,7-8: „И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы. И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь. И остались старейшины Моавитские у Валаама“.

В стихах 9-12 мы читаем диалог Господа с Валаамом: „И пришёл Бог к Валааму, и сказал: какие это люди у тебя? Валаам сказал Богу: Валак, сын Сепфоров, царь Моавитский, прислал их ко мне, сказать:

Вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли; итак приди, прокляни мне его: может быть, я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его. И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего; ибо он благословен“.

Это был ясный ответ Бога. В ст.13 Валаам передаёт этот ответ дальше: „И встал Валаам поутру, и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу; ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами“.

Обратили ли мы на оговорку Валаама? „Ибо Господь не хочет позволить мне !…“ Это же сильнейший аргумент к тому, что Бог не хочет позволить Валааму получить несколько хороших денежных банкнот. Мы видим, что в сердце Валаама что-то не в порядке.

Старейшины это тоже замечают, потому что они передали слова Валаама царю Валаку именно в этой форме: „И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали (ему): не согласился Валаам итти с нами “ (ст.14).

Они заметили, что в его сердце имеется свобода действия. Дорогие братья и сёстры, сатана это тоже замечает, если в наших сердцах что-то не соответствует. И этого он ждёт. Как же развиваются события дальше? В ст.18 старейшины приходят ещё раз, так как Валак повысил вознаграждение.

Образно говоря, возвратившись, старейшины развевают перед носом Валаама связкой этих банкнот. Конечно, Валаам увлечён этим предложением. И когда они предложили ему вторично вознаграждение, то в ст.18 читаем: „И отвечал Валаам, и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое (по своему произволу)“.

Это хорошо сказано, потому что он говорит: в том, что он делает, он хочет оставаться зависимым от Господа. Но в ст.19 мы затем читаем: „Впрочем, оставайтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что ещё скажет мне Господь “.

И это довольно примечательно, потому что Господь сказал совершенно ясно. Но Валаам не имел в сердце согласия к словам Господа. Поэтому в ст.20 он ещё раз спрашивает Господа: „И пришёл Бог к Валааму ночью, и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе“.

Это был сюрприз! Изменил Бог Своё мнение? Принял Он другое решение? С уверенностью нет! Но (здесь начинается обман греха) Валаам не имел внутреннего согласия к словам Бога, и спрашивает Его ещё раз.

И теперь Бог частично сохраняет Валааму его волю. Однако из ст.24-25 мы узнаём Божие мнение. Валаам находится в пути: „И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене, и прижала ногу Валаама; и он опять стал бить её“.

Затем мы читаем о решении этой загадки. Эта история нам знакома и мы можем её прочитать: „И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.

Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня,

стоящего на дороге с обнажённым мечём в руке, и преклонился, и пал на лице своё.И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь (твой) не прав предо Мною “ (ст.28-32).

Хотя Господь в самом начале предельно ясно сообщил Валааму Свою волю, но затем всё же допускает, чтобы Валаам пошёл. А теперь, как мы видим, Бог противостоит Валааму. Отсюда мы можем сделать заключение, что Бог даёт человеку свободу даже заблуждаться.

Если я имею ясный призыв Господа, но в сердце не согласен с этим, а пытаюсь чего-то добиться перед Ним своё, тогда произойдёт то, что я действительно познаю иначе, чем до этого познал. Но, тем не менее, это пагубный путь, поэтому Бог оказывает здесь ещё раз помощь. Ангел Иеговы преграждает Валааму путь и говорит: „путь (твой) гибельный (не прав) предо Мной “.

На этом моё время закончилось, продолжим в следующий раз.

Один из вечных «проклятых» вопросов – допустима ли ложь во спасение? Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения - быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть ». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Великий немецкий философ Иммануил Кант, живший в XVIII веке, написал до сих пор актуальную небольшую статью «О мнимом праве лгать из человеколюбия». Как видно уже из названия, право на ложь во спасение Кант считает ложным правом, пседоправом . Впрочем, высказанные там мысли, с одной стороны, настолько парадоксальны и даже нелепы, а с другой, настолько логичны, что философы спорят об этой статье до сих пор.

«Беспокойный старик Иммануил» (так Канта назвал сам «отец лжи» Воланд в «Мастере и Маргарите») доказывает, что запрет на ложь абсолютен и вообще не имеет каких-либо исключений . Кант для иллюстрации абсолютности такого запрета рассматривает следующую ситуацию. Представим, что враги захватили ваш город, а у вас дома спрятался сражавшийся с ними друг. Неприятели постучали вам в дверь с вопросам, нет ли его там. С точки зрения Канта вы… обязаны сказать правду: «Да, он здесь».

Ведь, как считает Кант, «правдивость в показаниях, которых никак нельзя избежать, есть формальный долг человека по отношению ко всякому, как бы ни был велик вред, который произойдет отсюда для него или для кого другого… Таким искажением, которое поэтому должно быть названо ложью, я нарушаю долг вообще в самых существенных его частях… я содействую тому, чтобы никаким показаниям (свидетельствам) вообще не давалось никакой веры и чтобы, следовательно, все права, основанные на договорах, разрушались и теряли свою силу; а это есть несправедливость по отношению ко всему человечеству вообще». (И. Кант. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Собр. соч. в 8-ми томах. Том 8. С. 257.)

Для обычного здравого смысла позиция Канта звучит вызывающей, просто абсурдной. Как это я должен сдать врагу своего друга, выдать его? Впрочем, отсутствие боязни идти против здравого смысла – один из признаков настоящего философа.

Ведь если я солгу, думает Кант, я тем самым дам прецедент, что лгать вообще можно, и в следующий раз кто-то прибегнет ко лжи, ссылаясь на меня, но совсем в другой ситуации, и так обману и подлости будет открыты ворота ни кем-нибудь, а именно мной.

Но прав ли Кант? Ведь действительно, в данном случае правдивость перед злоумышленниками будет просто-напросто предательством по отношению к другу .

Про требование «быть правдивым (честным) во всех показаниях» Кант в своей статье о «мнимом праве лгать» говорит, что это «священная и безусловно повелевающая заповедь разума». Но стоит обратить внимание на то, что это именно «заповедь разума», а не Библии, потому что среди Моисеевых Заповедей на самом деле нет заповеди «не лги». В Библии девятая Заповедь, если цитировать точно, звучит так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Легко видеть, что это запрет на ложь не просто формальный, «из разума», но и содержательный. Не просто «не лги», а не лги на твоего ближнего, чтобы не причинить ему вреда .

Таким образом, нельзя сказать, что Кант воспроизводит именно библейскую заповедь. Да и в Библии есть и такие случаи, которые мы можем охарактеризовать как «ложь во спасение». Например, эпизод с блудницей Раав в книге Иисуса Навина . Интересно, что ситуация там практически такая же, как в статье Канта. У Раав спрятались люди, но она солгала об их местонахождении их преследователям, посланным царём Иерихонским: «Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле». (Иисус Навин 2:3-6)

Интересно, что по Канту Раав как раз должна была бы сдать еврейских разведчиков врагу.

Вот еще один похожий пример из Ветхого Завета: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают». (Исход 1:15-19)

Таким образом, мы видим, что поведение ветхозаветных героев в этих случаях противоречит формальному кантовскому требованию никогда не лгать, в том числе и для того, чтобы спасти друга от смерти.

Также и в святоотеческой литературе есть суждения, которые противоречат формалистскому пониманию запрета на ложь. Тот же Иоанн Лествичник , с одной стороны, специально ссылается на пример с блудницей Раавой и говорит, что он может показаться очень соблазнительным лжецу. Ведь «сплетатель лжи извиняется благим намерением, и что в самом деле есть погибель души, то он почитает за правое дело». Однако буквально в следующих словах он вдруг говорит следующее: «Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребует, и то не без страха, можем употребить её». То есть, получается, что иногда, очень редко, и лишь в случае душевной чистоты человек может прибегнуть к ней – но со страхом Божиим .

Также и авва Дорофей , например, говорит: «Кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит, как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко, пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение своё, и необходимость, и тогда он будет прощён, но вред он все-таки получает ».

В чем тут дело? Конечно, запрет на ложь в христианстве абсолютен. Ложь – это намеренное искажение истины, уклонение от Бога. Ее олицетворение дьявол, он «человекоубийца,… лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Как говорит Иоанн Лествичник в своей Лествице, «никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи . Если Бог погубит «вся глаголющия лжу» (Пс. 5:7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?»

Однако христианство в то же время не является каким-то строгим формалистическим учением, оно не базируется на логических определениях и отвлеченных принципах . Как «вода живая», дающая жизнь, оно может казаться в чем-то противоречивым, но это лишь с какой-то ограниченно-формальной точки зрения. На самом деле это все вмещающая в себя полнота, которая выше формально-логического запрета на противоречие .

И ложь в христианстве понимается не просто как несоответствие какого-либо высказывания объективному положению дел. Солгать, как говорили святые отцы, можно как словом, так и мыслью и жизнью. То есть, на мой взгляд, предложенный Кантом пример надо толковать так: человек формально сказал бы правду, но он, безусловно, солгал бы действием, на деле. Это был бы ложный, предательский поступок .

ПУЩАЕВ Юрий

МНЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ

Всегда ли спасительна правда? Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь - это грех, следовательно, она не может быть спасительна. Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?

Давайте обратимся к Евангелию. Иуда не солгал. Он не Петра поцеловал, сказав, что это Иисус, и не Фому… Но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, является предательством и считается тягчайшим грехом. Такая правда - прямой путь в ад и она не может быть спасительна.

А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду.

Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.

В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для «проработки» (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.

Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке, и объяснил суть проблемы следующим образом: «Мимо меня бежит человек в большом страхе, я вижу, как он прячется в кустах. Вскоре прибегает другой, с дубиной в руках, и спрашивает: «Не пробегал ли здесь кто-либо?» Если я покажу неверное направление, спрятавшийся будет спасён. Поэтому я отвечаю: не крестил никого из указанных Вами лиц». Он негодовал, но дело на том и закончилось.

Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно . Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения - быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот, Владимир

Определить «наименьшее зло»

Если кто думает, что «ложь во спасение» - цитата из Библии, то он ошибается. Это искаженная цитата из 32 псалма : «Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложъ конь во спасенiе, во множестве же силы своея не спасется» (Пс 32:16–17), по-русски: «Ненадежен конь для спасения». Ложъ - в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода (в русском Синодальном переводе оно и переведено как «ненадежен»). Речь идет, как мы видим, о коне, однако в пословицу вошел совсем другой смысл. Другой пример употребления того же слова (и снова в Псалтири) - это псалом 115: «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ» (Пс 115:2), то есть опять-таки «ненадежен». Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом «лгать или не лгать» и при этом в пользу «лгать» нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора «наименьшего зла» . Мы-то знаем, что в принципе, лгать - плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов («не лгать») оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации «наименьшее зло». В самом ли деле данное конкретное вранье будет меньшим грехом и принесет меньше вреда, чем «правда-матка», которую человек готов «резать» по полной программе при любом раскладе? Не говоря уже о том, что совестливому человеку лгать даже «во спасение», даже в какой-то небольшой мелочи трудно и дискомфортно, так что обманывает он зачастую довольно неумело, и в конечном итоге от этого может выйти еще большее зло.

Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь «в свою пользу» запретна, и прежде всего потому, что чаще всего «применяется», чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю - иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если «ложь во спасение» и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом , «замыливающим» глаз между любовью к ближним и неким «благом» по собственному разумению.

Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург

Ложная правда

Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима . В Евангелии написано, что отец лжи - дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то - это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.

Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза. Думаю, что не сказать - это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай.

Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат

Истлевшие лохмотья глянцевой лжи

Я понимаю, что люди, употребляющие выражение «ложь во спасение», чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение «отцу лжи и главному лжецу».

Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально. Например, дипломатия (как дипломатия человеческих отношений, так и международная) тоже часто является «ложью во спасение». Применение этого приема и есть одно из свидетельств невыносимой разделенности нашего мира. Как смертная казнь - «необходимое, неизбежное зло», убийство во имя «счастья» оставшихся в живых. И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.

При этом «ложь во избавление» - это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех . Например, Великая княгиня и преподобномученица Елисавета Феодоровна в своей Марфо-Мариинской обители старалась приложить усилия сердца, чтобы приготовить безнадежно больного человека к христианской кончине, нежели оставлять его в неведении о своем трагическом положении.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород

Нельзя врать Богу

Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи - покаяние . Другой вопрос - говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого .

Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения» .

Мне кажется, проблема современных людей - разорвать круг лжи в их собственной жизни. Человек надевает одну маску в общении с близкими, другую - на работе, ещё одну - в кругу друзей, и, самое страшное, он надевает маску, когда начинает читать молитвенное правило или идёт в церковь. Он начинает врать Богу и теряет себя. В этой лжи распадается его собственная душа. Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи.

Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест

С какой целью произнесена неправда?

Сказанная один раз неправда - это еще не сама ложь. Всякий может споткнуться, испугаться, попасть под давление более сильного. Ложь - это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать - с какой целью произнесена неправда?

Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, - это будет ложью . Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.

Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать. Если человек болен физически и дни его сочтены, он тоже должен быть об этом извещен. Ему надо примириться с Богом, ближними, осознать реальность встречи с иным миром и быть готовым к ней. И часто в этой ситуации близкие выбирают путь «заговаривания зубов». «Мы его обманываем ради него». Но здесь есть лукавство. Создать человеку покойную атмосферу осмысления пройденного пути и расположить его к покаянию - большая и серьезная работа. И мы не хотим взваливать на себя еще и этот психологический груз.

Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург

Промолчать ради любви

К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний. Вспоминаются слова отца Павла Флоренского, который заметил, что даже истина, даже правда - антиномична, противоречива.

Ибо не может быть у Бога неправда (Иов. 34:10).

Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр. 17:9).

Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск

Ложь - то, чего нет

Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь - это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т. к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь - это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1Ин 5:17). Но вот когда приходится спускаться из области размышлений к реалиям жизни, то наша падшая природа подводит. Всякий человек лжив (Рим 3:4), говорит нам апостол Павел о нашей природе . Здесь, однако, нет противоречия. Если мы обратимся к Священному Писанию и житиям святых, то увидим, что в них ложь и хитрость либо однозначно осуждаются, либо имеют плачевные последствия. Например, ветхозаветному Иакову за обман отца пришлось долго терпеть скитание вдали от родного дома и ненависть брата. Да и сами каноны церковные не освобождают от ответственности тех, кто хотя и по нужде, но согрешил обманом (Последование о исповеди. Требник). Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, - нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный - нет! «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник).

Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь

Ложь - намеренное искажение истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью.

Источником лжи является диавол: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » (Ин. 8:44).

Девятая заповедь однозначно запрещает ложь. Главное средство борьбы с ложью - правдивость.

святитель Николай Сербский :
С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог.
Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этой дороги нет возврата без тяжелого жизненного потрясения, пока человек, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не поднимет его из пыли и немощи и не вернет ему зрение.

митрополит Сурожский Антоний:
Ложь, какая бы она ни была, это постройка нереального мира; а в нереальном мире нет Бога, потому что Бог есть абсолютная реальность.

Ложь и правда

Архимандрит Елеазар,
духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры


Ложь - грех, один из самых распространённых недостатков человечества. Нет ни народа, ни страны, где бы не лгали. Множество неправды происходит в мире за одну только минуту. Уже в молодости ложь овладевает человеком, хотя никто этому не учит.

Ещё есть люди, которые думают и проницательно чувствуют опасность, которую не замечают остальные. Конечно, управляя телегой, было больше времени для размышлений, чем современному водителю. Поэтому думают все, но часто поверхностно и поспешно. Существующие опасности остаются незамеченными. Нередко приходится много оправдываться, защищаться от упрёков в невнимательности, необязательности. И здесь на первое место выступает ложь. Это быстрый и легкий путь привлечения к себе внимания, повысить себе цену, чтобы сказали: «мой дорогой».

Лгут, чтобы разбогатеть, чтобы сделать карьеру, чтобы защитить репутацию, уйти от наказания. В своё время запылал Рим, и император Нерон обвинил в поджоге христиан, началось первое кровавое гонение на верующих. Тысячи погибли на аренах цирка и сгорели живыми факелами. Метод притеснения укоренился и живёт.

Вспоминаются слова из популярной когда-то песенки: «это мы не проходили, это нам не задавали». Люди настолько глубоко проникнуты ложью, что даже хорошие дела совершают, прибегая ко лжи и обману. Очень некрасиво, когда лжёт женщина; когда лжёт телевидение, и в заслугу ставится «умелая» неправда и изворотливость. Зрители, не жалея времени, часами наслаждаются примерами лжи среди супругов, политических деятелей, детей. Это нравится, это приветствуется, это раскручивается и этому учатся, подражают, не задумываясь, что ложь приносит множество несчастий.

Ложь чернит, разрушает и убивает людей. Много невинно страдающих из-за того, что кто-то наговорил на них. Лжец заметно разлагается и сам, привыкая видеть всё неправильно. О людях он судит по мере своей испорченности.

Некоторые делают выводы по взгляду и наговорам, по тону голоса, по движению и улыбке. Лжец легко предполагает плохое в жизни, в действиях и поступках других.

Ложь - такой недостаток и грех, что воплощению зла в Священном Писании дано имя: «лжец и отец лжи». Восприятие неправды как достоинства свидетельствует об огромных переменах в образе мышления. Неверное не всегда неверно для современного человека. Поэтому получается, что лгать не всегда плохо, а говорить правду не всегда хорошо.

Марк Твен говорил, что когда человек не знает, что сказать, пусть говорит правду, которая поразит врагов и друзей. Бывает трудно сказать правду, и остаться тактичным человеком. Известна «ложь во спасение». Часто неверно переводятся слова псалма: «ложь - конь во спасение». Думать, что конь всегда может вывести из опасности неверно, ложно.

Люди почему-то лгут с особенной готовностью. Возможно потому, что ложь является быстрым и легким путём проявления к себе внимания и повышения себе цены, сделать в глазах окружающих карьеру, защитить репутацию, избежать наказания.

Лжи всегда сопутствуют неуверенность, сомнение, отступничество, негодование, гнев. Когда истина подменяется ложью, возникают её спутники. Блаженный Августин говорил, что когда движение к истине исчезло или хотя бы немного ослабло, ни в чём уже не может быть уверенности.

Фальшь вкрадывается в отношения людей и разлагает их. Распадаются семьи, сообщества, правительства, появляется недоверие к средствам массовой информации, - словом, никакие взаимоотношения не выдерживают испытания ложью.

Неправда стала распространённым приёмом интриги, самозащиты, продвижения в жизни. Грешники маскируют ложью свои дела, чтобы скрыть истинное лицо. Это заметно в торговле, науке, религии, политике, прессе. Ложь становится ничем не прикрытым распространением неправды.

Ещё в Ветхом Завете говорится, что диавол обольстил Еву, заставив усомниться. Он солгал, сказав, что «нет, не умрёте». В наши дни сатана применяет стратегию лжи, заставляя поверить, что грех не оставляет следов. Всю цивилизацию можно превратить в духовных вредителей, безответственно распространяющих ложные данные, за которыми следуют разрушения жизней, разорванные отношения.

Страшно хоть на минуту представить мир, оказавшийся в подобной обстановке. Поэтому православный должен молиться, чтобы говорить мудро, научиться отыскивать истину в любой ситуации. Правдивость не должна переходить в грубость, истину надо говорить с любовью (Ефес. 4,15). Правде должны сопутствовать милосердие, доброта, понимание.

Тонкой формой лжи и обмана является лесть. Словам льстеца нельзя доверять, гортань его - открытый гроб (Пс. 5:10). Льстец губит того, кому льстит, расставляя ловушку с помощью соблазна и гордыни. Людям свойственно драматизировать события. Гнев заставляет произносить преувеличенные угрозы.

Преувеличение подрывает основы добрых отношений, доверие и надежность. Нередко молодой человек говорит, что попал в руки искусителя за неимением опыта жизни. Это - ложь. Любое падение совершается по отсутствию доверия к правильному пути. После нашего решения начинается действие Божие. «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы все члены друг другу» (Ефес.4,25)

Лжец - враг души. Он приходит, как обманщик на базаре, с фальшивым счётом на ваше имя. Некоторым можно верить только до тех пор, пока вы их видите, новая компания меняет их. Подобно воде, они кипят или замерзают в зависимости от окружающей температуры. Многие поступают так вследствие отсутствия принципов. Они подобны флюгеру, вращаются по ветру.

Узнать их настоящее лицо также трудно, как снять мерку с луны. Они верят в то, что выгоднее. Они плывут всегда по ветру, откуда бы он ни дул... Им очень хочется стать хорошими товарищами, поэтому они приветливы, вступают в общение со всеми. Опытные люди советуют беречься тех, чьё отечество в царстве лжи. Они подобны гребцам, которые смотрят в одну сторону, а едут в другую.

Диавол заставил поверить, что богатство и собственность делают человека счастливыми, что успех определяется машинами и домами, что свобода - это возможность делать желаемое.

Делать, что хочешь! Это навязывается. Распутство, жизнь без пут, без ограничений, без комплексов. Всё это - повторение прошлого. История знает такое поведение и последствия. Апостол Павел описывает нравственную жизнь, не закрывая её картинами лесов и африканских джунглей. Он говорит о действительной жизни культурных центров того времени, нравственном облике цивилизованных людей.

Задолго до апостола Павла около Ефеса появились первые философы, стали думать, что пробудился разум, и открылась страна неограниченных возможностей. Но цветок опал, плод созрел, содержание оказалось горьким.

Какой была могучая Римская империя, которая, завоевав Грецию, обещала закон, порядок, зажиточность. Пали и Рим, и Греция, снедаемые неправдой, моральным разложением.

«Мерзость пред Господом уста лживые» (Притч. 12:22). Тот, кто близок к Богу, ходит непорочно, делает правду, говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком, не делает искреннему своему зла, не принимает поношений на людей (Пс. 15:2).

Любое ложное показание, наносящее вред невинным называется «лжесвидетельством». Упражняющийся в этом, не останется ненаказанным, «кто говорит ложь, не спасется» (Притч. 13:5). Этим средством Диавол хочет обратить человека в оружие, наносящее ущерб славе Божией. Некто сказал, что у греха много инструментов, но ложь- это рычаг, приводящий их в действие.

Это надо чаще приводить на память, потому что человек постоянно находится в обстановке ложных выводов и заключений. Обманывать - значит заблуждаться и вводить в заблуждение. Сеется недоверие, сомнение и непоправимый вред репутации. Во всех случаях надо учиться воздерживаться от преждевременных заключений до появления окончательной информации.

Множество страданий понесли люди от поспешных решений и обещаний. Ещё живы те, кто помнят, когда идеологи коммунизма внушали, что Сталин был одновременно великим политиком, самым большим стратегом, величайшим лингвистом, учёным и философом. Люди верили, что простой человек, в прошлом сидевший в тюрьме за грабёж, был «непогрешим». После его смерти тем же людям сказали, что Сталин был величайшим массовым убийцей в истории.

Эта ложь пошла дальше. В 1959 году партия без партнёров заявила, что через пять лет СССР догонит и перегонит высокий материальный стандарт США. Генсек Хрущёв заявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Он обещал по телевизору показать «последнего попа» в стране. Обманным путем обещалось создание коммунистами братства среди народов.

Говорить правду - лучшая политика. Человек может быть интеллектуально развитым, культурным, понимающим искусство, живопись, музыку, но иметь приглушённую совесть и быть слепым. Культура не освобождает от грехов. Первое требование, которое апостол Павел предлагает - отвергнуть ложь. Обязанность православного - говорить истину. Ложь следует преодолеть, помня, что софизм, изворотливость не приносят пользы. Христос - Победитель лжи. Он искупил человечество от греха и нам нужно подвизаться в умножении правды.

Несмотря на недостатки мира, в людях осталось стремление к добру. Ещё никому не удалось воспрепятствовать проникновению в мир добрых божественных мыслей. Отчуждение происходит по причине невежества и ожесточения. Невежество надо лечить не с головы, а с сердца. Невежество и ожесточение идут вместе.

С греческого языка ожесточение означает: «затвердевшая кожа». Сердце, много грешившее, становится чёрствым, нечувственным.

Известны случаи, когда люди лгут с ненасытностью и не замечают этого, делая грех ревностно и с интересом, часто ссылаясь на пушкинского Германа, что «наша жизнь - игра», человек ищет возможности солгать. Для этого он увлекает других, соблазняя и, если нужно, угрожая.

К сожалению, приходится наблюдать, что некоторые интеллектуалы помрачены в разуме. Жизнь, считавших себя просвещёнными, бывает бессодержательной, с неудовлетворёнными поисками. Становится понятным необходимость молитв в утренние часы. Пока ум не занят неправдами жизни, надо обратиться к Богу за помощью, ясно понять вечные божественные планы. Тогда будет меньше ссор из-за мелочей, преткновений, падений. Когда человек не читает утренних молитв, он как бы говорит: «Господи, сегодня днём я обойдусь без Тебя», и здесь сквозит ложь. Невозможно обойтись без Бога. Молясь утром, человек составляет программу на весь день, поднимая взор горе: «Отче наш, иже еси на небесех», потом выражает свои нужды: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», старается подумать о себе и других: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В конце молитвы просим о нашей защите: «избави нас от лукаваго».

Да, без молитвы жизнь в опасности. Молитва вводит в небесную сферу, очищает мысли, укрепляет веру, избавляет от лжи. Очень важно закрепить такое настроение надолго.

Сатана внушает, что самоволие должно заменить все авторитеты. Господство Бога отвергается, как не соответствующее духу времени. Отсюда причины нестроений. Некоторые отдают жизнь за деньги, за собственность, за множество подобных вещей. Некоторые просто изощряются, стараясь достичь «высоты». Не случайно пёсик из детского мультфильма советует: «если у тебя нет хвоста, виляй улыбкой».

Но в людях всё-таки остаётся стремление к добру. Находятся люди, которые способны видеть, распознавать лукавство духов злобы. Враг старается поколебать взгляды православного верующего. Одним он говорит, что учение слишком ограниченно, примитивно; другим - чересчур строго и неприменимо в жизни.

Господь помогает обнаруживать ложь и лукавство и защищает православного в борьбе с неверными взглядами. Любое предательство и обман разрушают доверие в людях, распадается семья, рабочий коллектив, прекращается партнерство. Некоторые так лгут, что не замечают этого, а когда опомнятся, то новую фразу начинают со вставки: «честно говоря», показывая, что сказанное до этого было не совсем правдиво.

Рассуждая о важной теме - о судьбе внеземной души, вспомнился афоризм Монтеня: «Смерти учит, кто учит жить».

Дождь разлуки из смерти тучи
Хлещет в дверь каждой души.
Тот умирать людей научит,
Кто научит их верно жить.

В день, когда на белом свете
Упадёт на нас смерти тень,
Учит жизни, кто учит смерти,
Утверждает Мишель Монтень.

К Богу ближе, будет лучше
От отца удалимся лжи.
Только тот умирать научит,
Кто научит православно жить.

Часто жизнь обрывает случай,
Потому ко Христу спеши.
Тот людей умирать научит,
Кто научит их верой жить!

Жить для Бога, трудясь для ближних,
Чтоб не страшен был грядущий день,
Смерти учит, кто учит жизни!
Прав мыслитель Мишель Монтень.

Ложь и лукавство не имеют цены и цели, кроме одной - проводить сатанинские замыслы в жизнь, отстраняя любую мысль о вечности, о Боге, о порядочности вообще.

А люди верующие и думающие говорят о земной жизни и о переходе в вечность.

(«Вестник Александро-Невской Лавры» № 7-8 (40-41) 2007)