На уроках ботаники и биологии в школах до сих пор говорят о том, что в любом природном сообществе постоянно идёт борьба за существование. Однако слово «борьба» в данном контексте следует воспринимать не как истребление себе подобных, а как самооборону. И правда, если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что основой любой экосистемы является взаимная приспособленность всех её членов друг к другу.
В предыдущих статьях цикла: , «Хватит разрушать землю перекапыванием и прополкой» , «Биологическая защита от вредителей и сорняков» , «Интенсивная посадка растений» мы разобрались, что одной из главных задач биологического земледелия является восстановление на земле натуральных природных экосистем, которые помогают человеку выращивать экологически чистые урожаи, не истощая при этом землю и не затрачивая много сил и времени. Основные принципы органического земледелия были разработаны, опираясь на возникшую во второй половине 20 века философию пермакультуры, о которой мы и поговорим в этой статье.
Термин «пермакультура» происходит от английского permanent agriculture , что означает «перманентное сельское хозяйство». Суть этого термина заключается в осмысленном проектировании жизнеспособной среды, окружающей человека. Данный процесс основан на глубоком понимании наблюдающихся в живой природе взаимосвязей, он относится как к ведению хозяйства в целом, так и к выращиванию овощей и фруктов в частности. Проще говоря, пермакультра — это жизненная философия, основой для которой является не борьба с природой, а взаимовыгодное сосуществование человека в естественном цикле природных процессов.
Уже в 50-е года двадцатого столетия стало понятно, что существующие промышленные методы ведения сельского хозяйства (глубокая обработка земли, применение минеральных удобрений и ядохимикатов) крайне негативно влияют на состояние окружающей среды и медленно, но уверенно ведут мир к экологической катастрофе, которую сегодня мы и наблюдаем. Именно в это время среди прогрессивно мыслящих аграриев и возникает уверенность в том, что необходимо в корне менять потребительское отношение человека к природе. Это становится основой для зарождения движения пермакультуры.
Прародителем и основателем движения пермакультуры на сегодняшний день считается японский аграрий и микробиолог Масанобу Фукуока. Он одним из первых доказал на практике ошибочность целей интенсивно-химического растениеводства.
В 1975 году увидела свет знаменитая книга Масанобу «Революция одной соломинки», где он чётко сформировал четыре принципа, которые легли в основу современного органического земледелия:
К моменту публикации книги земля в поместье Фукуоки не подвергалась обработке уже в течение 25 лет. При этом он получал рекордно высокие урожаи риса по сравнению с другими хозяйствами страны. Знаменитый японский микробиолог считал, что чем интенсивнее развивается земледельческая наука, тем меньше шансов у человечества осознать природу и понять процессы, происходящие в ней. По мнению Масанобу Фукуоки, любое активное вмешательство в природу оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды, а, значит, и на здоровье человечества. Единственно правильный путь, по убеждению Фукуоки — это сотрудничество с природой, умение понимать её и учиться на её примерах.
Высоко в Австрийских Альпах, где воздух обжигает чистотой и прозрачностью, расположено фермерское хозяйство известного во всем мире агрария-революционера Зеппа Хольцера. В 1962 году он унаследовал от родителей горную ферму, и, вопреки всем правилам и канонам агротехнической науки, создал на своём участке уникальную экологически стабильную биосистему, заселённую множеством птиц и животных, богатую декоративными и лекарственными растениями, фруктовыми деревьями и овощными культурами.
Ферма Зеппа Хольцера расположена на высоте 1100-1500 метров над уровнем моря, и среднегодовая температура здесь не превышает 4,5-5 градусов. И вот в этих жёстких климатических условиях австрийский земледелец выращивает такие теплолюбивые деревья, как абрикос, черешня, слива и даже лимон, используя в качестве накопителей тепла большие валуны и горные склоны.
Все нюансы и детали этой уникальной системы разрабатывались и совершенствовались на протяжении нескольких десятилетий, начиная от использования древних сортов фруктовых деревьев и морозоустойчивых сибирских злаков, заканчивая изобретением специальных технологий удержания и распределения солнечного тепла и влаги.
Хольцер спроектировал и организовал сложнейшую систему, состоящую из 72 водоёмов, связанных между собой. В низинах устроены углубления для сбора дождевой воды, которая по трубопроводам и попадает в эти пруды. Благодаря несложным механическим приспособлениям создается давление по всей системе, от которого приводится в действие генератор, обеспечивающий электроэнергией все хозяйство.
С помощью системы водоёмов Зепп Хольцер добился того, что в солнечные дни вода отражает лучи таким образом, что они попадают на склон в том месте, где недостаточно солнца. Созданная система позволяет полностью решить проблему полива — никакие растения в фермерском хозяйстве специально не поливаются.
На сегодняшний день пруды в хозяйстве австрийского фермера являются частью производственной базы. Здесь в больших количествах живут карпы, форель, щука, сомы. Рыба, выращенная в естественных условиях и питающаяся натуральным кормом, обладает исключительными вкусовыми качествами и пользуется огромным спросом.
Зепп Хольцер уверен, что если в хозяйстве все устроено правильно, как в естественных природных условиях, то работа земледельца значительно упрощается. Основной его целью при организации фермы было максимальное сходство с дикой природой. Все животные у Хольцера живут на свободе, сами питаются и помогают фермеру обрабатывать землю. «У свиней спереди — плуг, а сзади — разбрасыватель удобрений. Если я правильно управляю свиньями, мне не нужно пахать машинами каменистые или труднодоступные поля, это делают животные» — рассказывает Хольцер. Он разбрасывает корм именно в тех местах, где требуется рыхление. Свиньи пропахивают землю на глубину 15-20 сантиметров, при этом часть семян поедают, а часть заделывают в почву.
Зепп Хольцер утверждает, что монокультурье является одним из основных врагов природы и человека. На его горной ферме каждый сорняк выполняет свою функцию. Сеет фермер 45 культур одновременно (семена находятся вперемешку в одном мешке). Сбор урожая в хозяйстве напоминает сбор грибов в лесу — то там, то тут выглядывает капуста или листья салата, и нигде нет огромных массивов одной культуры.
Все методы и приемы Хольцера опираются на устранение искусственного вмешательства в жизнь природы. Например, он не обрезает ветки фруктовых деревьев — таким образом они сохраняют пружинистость и не ломаются даже при сильных нагрузках.
Свой метод ведения хозяйства Зепп Хольцер считает сельским хозяйством будущего. По его мнению, на сегодняшний день слишком много энергии и усилий тратится на производство продуктов питания, что особенно актуально при дефиците энергоносителей. А самое главное — все традиционные методы хозяйствования слишком негативно влияют на состояние окружающей среды и здоровье людей. Австрийский аграрий призывает вникнуть в течение натуральных процессов и дать возможность природе производить то, что для неё естественно.
Научная разработка методики пермакультуры, представленной на практике Зеппом Хольцером, была опубликована в 70-х годах двадцатого века. Авторами этих публикаций являются австралийские натуралисты Дейвид Хольмгрен и Билл Моллисон. По определению биогеографа Моллисона пермакультура — это «система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей». Основной принцип построения хозяйства в данном случае заключается в том, что необходимо создавать устойчивые системы, которые способны самостоятельно обеспечить свои нужды и переработать свои отходы. Пермакультура Билла Моллисона включает в себя не только сельское хозяйство, но и архитектуру, экологию и даже маркетинг.
Билл Моллисон разрабатывал свою теорию много лет, изучая экосистемы леса и пустынь в Австралии. В результате исследований учёный пришел к выводу — растения всегда естественно группируются во взаимовыгодном сообществе. Опираясь на эти наблюдения, Моллисон считает, что при ведении хозяйства необходимо так соединять все его элементы, чтобы они помогали друг другу в процессе сосуществования.
На сегодняшний день Билл Моллисон является странствующим учителем, а многие называют его подстрекателем. После опубликования в 1978 году книги «Пермакультура» австралийский биогеограф начал международное движение по распространению своей теории, которое большинство ученых называют подрывным, и даже революционным. Благодаря просветительской деятельности Моллисона идеи пермакультуры распространились и прижились во многих странах мира, начиная от тропических лесов Южной Америки и заканчивая арктическими просторами Скандинавии.
Итак, подведём итоги. Пермакультура — это система организации, одной из главных целей которой является использование силы человеческого разума для замены мускульной силы и для максимального уменьшения использования энергоносителей. Для того чтобы выстроить такую самоорганизующуюся и самовосстанавливающуюся систему, необходимо внимательно изучать процессы, происходящие в дикой природе, и уже на основе этих знаний и наблюдений организовывать своё приусадебное хозяйство.
Принципы пермакультурных фермеров замечательно стимулируют процесс мышления:
Относитесь к своей земле с любовью и пониманием, ищите новые подходы, присматривайтесь к естественным природным процессам, и берите с них пример. Любой внимательный и мыслящий земледелец всегда сможет найти свой путь к гармоничному сосуществованию с природой.
Турищева Ольга, рмнт.ру
Основным отличием пермакультуры
от других методов озеленения является то, что это не просто набор практических методов, это способ мышления и адаптирования к определенной экологии. Каждый сад, каждая семья, и каждая община отличается, так опирается на наблюдения и местных знаниях.
Вот почему, в дополнение к основополагающией концепцией заботы о земле, людях и окружении, пермакультура построена вокруг двенадцати руководящих принципов.
Если вы начинаете новый сад, или только начинаете практиковать пермакультуру в существующем саду, эти принципы помогут вам понять процесс проектирования.
Пермакультура на 6 сотках немного странно звучит, — как бы размах не тот, да и слова подозрительные. Однако в последнее время во всех сферах жизни нас окружает довольно много слов, заимствованных из зарубежной терминологии. Не обходят они стороной и «огородную» тематику. Так, уже прочно вошло в обиход такое понятие как «пермакультура». Но еще не все садоводы и огородники имеют представление о том, что это такое, и, самое главное, как применить это на практике, на своих 6 сотках.
Слово пермакультура происходит от двух корней – перманентный, что в данном конкретном варианте означает «постоянный», и культура, применимо к сельскому хозяйству. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что пермакультура – это система ведения сельского хозяйства, основанная на постоянстве ее функционирования, на ее самодостаточности, а главное, на экологических принципах.
Важная особенность ее существования в том, что она опирается на тщательное проектирование и планирование. Для того чтобы эта система работала, необходимо все ее компоненты и составляющие увязать друг с другом таким образом, чтобы можно было сказать о естественном и бесперебойном функционировании. При этом элемент химического воздействия, а также процент вмешательства человека, сводятся к нулю.
Можно выделить следующие принципы пермакультуры:
Конечно, надо понимать, что создание такого проекта целесообразно лишь на больших площадях, где каждая составляющая занимает довольно большое пространство, только в этом случае можно выполнить все принципы и получить желаемый результат – экономическую прибыль и экологически чистый продукт. Но! Устройство пермакультуры на небольших пространствах также имеет место быть. И довольно успешно применение отдельных способов и принципов проходит именно на 6 сотках.
Да, воспроизвести систему пермакультуры на дачном участке будет довольно затруднительно. Но даже и в случае ее установления, полной автономности системы добиться не удастся. Но попробовать сделать это в любом случае стоит, ведь взамен мы получим экологичный, обильный урожай, с наименьшими для себя трудозатратами.
Первое, что необходимо сделать, это тщательно проанализировать свои 6 соток: рельеф местности, климат, розу ветров, почву, водоснабжение и т.д. Второе – определить состав флоры и фауны, которая будет присутствовать на участке. Третье – продумать связи между всеми составляющими системы.
Итак, начнем:
А вот еще одно видео Джеффа Лотона о пермакультуре, которую выстраивают даже не на 6, а на 5 сотках в холодном климате (Канада):
И, конечно, же — слушаем природу. Это очень важный фактор – уметь видеть и слышать природу. Она сама подскажет, как наиболее рационально использовать площадь, где и что посадить, как расположить элементы с наибольшей пользой. Наблюдайте за природой – только так вы поймете, что для нее хорошо, только так можно войти с ней во взаимодействие, устраивая свою собственную пермакультуру на 6 сотках.
Я с детства люблю Природу, отец с раннего возраста меня часто таскал с собой на рыбалки, и уже с 9 лет я не представлял себя без Природы, без водной глади озер и рек. Как только представлялась любая возможность, я ходил с друзьями или отцом на рыбалку, в лес за грибами, за ягодами, на сбор кедровых орехов или клюквы на болоте. Так бы наверное и продолжалось дальше… Я не осознавал, и даже не задумывался над тем, что я только беру у Природы её щедрые дары, но ничего не отдаю взамен.
Лет 8 назад, моё мировоззрение резко изменилось. Связано это было с тем, что я прочитал книги Владимира Мегре «Звенящие кедры России», в которых был описан очень красочный и вдохновляющий образ райского сада и жизни в гармонии с Природой. Там говорилось, что можно создать своими руками Живое пространство из растений, деревьев и животных, которое будет тебя оберегать, отдавать тебе свою любовь в виде здоровых продуктов питания, свежего воздуха, шелеста листвы, цветов с их завлекающей красотой и ароматом, Щебетания птиц, чистой воды… А для этого нужно выбрать себе не менее одного гектара земли и обустроить на нем Родовое поместье. Этот образ так глубоко запал мне в душу, что я начал искать способы его воплощения в жизни.
Я по-другому стал смотреть на землю. У меня появился интерес к земледелию, огородничеству, садоводству. Как раз примерно в это же время родители приобрели небольшой дачный участок 6 соток, который представлял из себя голую песчаную землю, на которой даже не росла трава. На этом участке я впоследствии и начал практиковаться в «работе с землей и на земле».
Сейчас на этом участке построен домик, навес, дровяник, сделаны тропинки, теплица. Выкопан небольшой прудик, в который посажены водные и околоводные растения (кубышки, кувшинки, водокряс, рогоз, болотный ирис и др.). Посажены из семян около 20 яблонь, а также ягодные кустарники (жимолость, смородина, крыжовник, малина), обустроены огородные грядки. Сделан лесной уголок, огороженный плетеным заборчиком, в котором растут – рябина, шиповник, папоротники, ландыши и др. Сделана цветочная клумба в виде каменной спирали…
Так вот, я начал изучать всевозможные материалы, начиная от книг по садоводству и земледелию и заканчивая материалом, найденным в интернете. Вначале я пришел к выводу, что органическое земледелие это лучшее что можно начать практиковать. Но позже я нашел более «глобальную» и эффективную систему земледелия, её название — . И органическое земледелие, на мой взгляд, является лишь малой частью этого всеобъемлющего понятия.
Основателями этого направления считаются австралийский исследователь и натуралист Билл Моллисон, австрийский фермер Зепп Хольцер и японский исследователь по микробиологии — Масанобу Фукуока. С Зеппом Хольцером посчастливилось познакомиться лично, в 2011 году я был участником его полугодового семинара проходившего в Томской области.
Итак, Пермакультура-что с чем сажать (от англ. permaculture - permanent agriculture - «Перманентное сельское хозяйство») – это проектирование и создание устойчивых экосистем, основанное на глубоком наблюдении за природными процессами и взаимосвязями, с учетом всех возможных параметров – наличие рядом воды (как в открытых водоемах, так и залегание в толще земли), рельефа местности, характера почвы, погодных условий, ориентации участка относительно сторон света и т.д. Другими словами можно сказать, что Пермокультура – это работа в ладу с Природой, в гармонии с её ритмами, а не против неё. Без применения химии, перекопки земли, борьбы с сорняками, и без посадок монокультур.
Опять же на мой взгляд, органическое земледелие это набор инструментов — по улучшению плодородия почвы, увеличения качества и количества урожая, агротехника возделывания земли, которые эффективны при использовании на небольших дачных или садовых участках , и не достаточны для применения на больших площадях от 1га. Недостаток небольших земельных участков заключается в том, что на них практически невозможно создать эффективное хозяйство, ведь тогда оно требует приложение бОльших усилий на его поддержание. Приходиться всё время привносить из вне различные материалы – плодородный слой (навоз, компост, дерновая земля, сапропель), мульчу (сено, солома, листовый опад, опилки и т.д.), строительные материалы, организовывать систему полива, требующую больших средств на внедрение и эксплуатацию и т.п.
В отличии от выше сказанного, пермакультура – это создание объединяющей самофункционирующей системы , которая учитывает все элементы при обустройстве хозяйства на земле — окружающую среду (лес, водоем, болото, поле, реку, холмы, низины и т.д), размещение домов и хозяйственных построек, водный баланс, источники энергии (солнце, ветер, вода, земля), животных, насекомых, птиц, симбиозы растений и многое другое. И эта система, также включает в себя возможность применения методов органического земледелия. Понятие пермакультуры несет в себе ещё одну очень важную составляющую — отношение ко всему Живому с уважением и Любовью .
Улучшает урожайность при пермакультуре экологически чистое удобрение нового поколения:
«Представь себя на месте другого - растений, животных, а также человека - и задай себе вопрос, хорошо бы ты себя чувствовал на его месте. Если дождевой червь хорошо себя чувствует, тогда земля здорова. Также растение и животное чувствуют себя прекрасно, если они могут жить в подходящем биотопе и на свободе. Ты всегда будешь иметь преимущество и огромный успех, если ты правильно управляешь возможностями. Из почвы нужно извлекать пользу, а не эксплуатировать. Разнообразие, а не однообразие поддерживает экосистему. Твоё задание в Творении - управлять, а не бороться. Природа совершенна. В ней нечего улучшать. Если ты все же решишься это сделать, то это будет самообманом. Природа совершенна, ошибки делаем только мы - люди. Страх тебе внушают. Освободись от него, т.к. страх - самый плохой спутник в жизни. Ты больше всего выигрываешь от почтительного обращения с творением и живыми существами».
И методы пермакультуры применимы как к большим, так и малым по площади земельным участкам.
Теперь ещё хотелось бы рассмотреть некоторые преимущества большого земельного участка, скажем от 1 гектара, которые заключаются в следующем:
И это лишь малый список возможностей, которые дают владение большим участком земли (от 1га) и знание такого «предмета» как .
Усманов Антон, Ханты-Мансийский АО
Чудесный фильм про удивительную семью из Новой Зеландии, которые 23 года назад взяли заброшенный участок земли (с камнями и мусором) и превратили его в Лесосад!
Теперь у них есть свой кусочек Рая, которым можно восхититься, вдохновиться… и создать такой же у себя! Сейчас у Робин и Роберта 480 видов растений, 80 видов яблонь, 60 сортов крыжовника, лесной ручей с рыбками, многообразие птиц и насекомых, изобилие трав и непередаваемая атмосфера жизни!
Чего и вам желаю! Вдохновляйтесь))
Пермакультура на садовом участке Видео
Пермакультура в переводе означает устойчивое земледелие. В пермакультурной системе различные виды симбиотически работают друг на друга. При пермакультурном ведении хозяйства отношение затраченной энергии к полученной составляет 1:100 и более, а в традиционном интенсивном земледелии это отношение от 1:60 до 1:20.
ведения земледелия и сельского хозяйства: биодинамическое, органическое и его разновидности, с использованием гумусных препаратов (гуматов), дождевых червей (вермикультура или червекомпостирование - получение биогумуса с использованием компостных червей: калифорнийского, «старателя» и др.), сидератов (выращивание растений на зелёное удобрение), мульчи (органической и неорганической), ЭМ-биотехнологии (с использованием микробных препаратов) и других, исключающих использование минеральных удобрений и глубокую перепашку земли.
По сути и по значению все эти направления верны и каждое является лишь частью одного общего и объединяющего их понятия - Природное земледелие.
Этого не хотят или не желают понять и допустить сторонники перечисленных направлений, изощряясь в терминологии взятых в отдельности процессов одного общего и целого - почвенной жизни, мудро придуманной самой Природой.
Человеку не под силу придумать что-либо более совершенное, чем создано самой Природой.
Человек лишь на разных этапах своего развития изучает эти процессы почвенной жизни по частям, выстраивает на своих догадках и открытиях «теории» и, в силу свой ограниченности, «зацикливается» на этом, считая свою теорию самой важной и непререкаемой, отвергая все другие, не понимая, что его «догадка» и выстроенная на основе её «теория», является лишь частью единого целого процесса в Природе, под названием «Жизнь».
И вот эту свою точку зрения я попытаюсь на примерах показать читателям, чтобы, наконец, указать путь объединения усилий в этом направлении, а не разъединения на отдельные теории.
Цель одна - найти объединяющее звено, свести все разрозненные теории и понятия воедино, как оно есть в самой природе.
И этим связующим звеном может стать понимание процессов и природных законов почвенной жизни.
Только полное представление общей картины почвенной жизни во взаимодействии с силами природы (космической и земной энергиями) может стать объединяющим фактором сторонников отдельных альтернативных направлений ведения земледелия и сельского хозяйства.
Я не пытаюсь взвалить на себя столь непосильную ношу - описать в деталях эту «картину» жизни, лишь попытаюсь указать путь, который приведёт ко всеобщему пониманию и согласию.
А начнём мы свою экскурсию с того, что лишь на некоторых примерах, взятых из отдельных теорий, я попытаюсь показать вам их неразрывную связь между собой и самой почвенной жизнью.
Давайте начнём с самого сложного для понимания простого обывателя - с понятия «Биодинамического земледелия и сельского хозяйства».
Коротко напомню читателям что это такое. Родоначальником этой философии в сельском хозяйстве является Рудольф Штайнер.
Она возникла в Германии в 1924 году, как альтернативное направление, в противоположность минеральной с её отрицательными последствиями.
Суть этой теории сводиться к тому, что все живые существа на планете, включая человека, животных, растения и микромир почвы подвергаются воздействию космических и земных энергий.
И что этим процессом воздействия на живые организмы можно управлять посредством предложенных «препаратов», которым была присвоена определенная нумерация: 500-507… Кроме того, их подразделили на «полевые» и «компостные».
Все они применяются в таких минимальных количествах, что не могут служить источником веществ для растений.
Полевые препараты названы так потому, что действуют непосредственно на растения и стимулируют обмен веществ, а также «исправляют» неблагоприятные факторы (засуху, например).
Кроме того, внесённые в мельчайших дозах на поля они активизируют почвенную жизнь, усиливают гумусообразование (а мы уже знаем, что это такое), а в итоге - питание растений.
Компостные препараты используются для стимулирования процессов компостирования и направления этих процессов в нужном направлении (под действием их исключаются процессы гниения).
Для ясности следует вспомнить что это такое - биодинамические препараты и из чего их делают.
Препарат 500 (другое название - роговой навоз). Коровий рог заполняют свежим коровьим навозом, осенью закапывают в плодородную почву на глубину 60 см и оставляют до весны.
В течение зимы навоз подвергается действию зимних сил, которые особенно активны зимой. К весне навоз превращается в хорошо разложившуюся тёмную массу с приятным запахом земли. Препарат 500 активизирует земные силы (энергии).
Препарат 501 - роговой кремнезём - активизирует космические энергии. Это - полевые препараты.
Компостные препараты готовят из динамических растений: цветки тысячелистника (препарат 502), цветки ромашки лекарственной (503), двудомная крапивы (504), кора дуба (505), цветки одуванчика (506), цветки валерианы (507)…
Сторонники этой теории сводят всё к действию биодинамических препаратов через регуляцию и активизацию земных и космических сил (энергий) в нужном для садовода и земледельца направлении.
При этом, они утверждают, что действие этих препаратов не имеет эффекта, если применяются минеральные удобрения.
Кроме того, вместо минеральных удобрений должна применяться органика в виде компостов.
И при этом же, некоторые сторонники отрицают активную роль в этом микромира почвы, акцентируя лишь на энергетике процесса активизации питания растений (Михаела Глёклер).
Другие, напротив считают, что биодинамические препараты, как полевые, так и компостные активизируют почвенную жизнь червей и микробов и, по сути, являются биостимуляторами, а не удобрениями и добавками (И.С.Исаева).
Некоторые допускают частичное применение удобрений типа, фосфоритной муки (Жирмунская М.Н.).
Всё это вводит сумятицу в головы неискушённых обывателей, создаёт впечатление «запредельной» науки, которая вроде бы хороша, да трудновыполнима на практике, потому, что непонятна.
А вся эта теория - не более чем часть Природного земледелия.
Мне сейчас многие могут возразить: «Где вы в Природе встречали биодинамические препараты? Это “рукотворные» препараты”».
Позвольте не согласиться с такими доводами. Мы забываем о естественных силах природы, проявляемых в повседневной жизни.
Например, всем известно «стимулирующее» воздействие на семена, укореняемые черенки и сами растения талой воды или по-другому энергетически чистой и активной её фазы - «кластерного» состояния.
Это же состояние имеет «святая» вода и действие её аналогичное: внесённая в минимальной дозе в большой объём, мгновенно превращает воду этого объёма в «кластерное» - энергетически заряженное состояние.
А динамические растения? Это ведь не только ромашка и валериана…
Есть масса других примеров энергетического воздействия растений своей энергетикой на человека, животных и другие растения…
Кроме того, есть другие препараты, обладающие точно такими же стимулирующими и активизирующими свойствами, как классические биодинамические препараты и таковыми являются на самом деле.
Например, препарат «Биостим», различные отвары, настои и вытяжки растений или компостной жидкости.
Но все они малоэффективны без основного фактора – применения органических компостов, т.е. переработанных органических остатков червями, микробами и грибами (о чём мы говорили раньше) в гумус- основу природного питания растений.
Биодинамические препараты - это всего лишь «стимуляторы» и «активаторы» почвенной жизни, или микромира почвы.
С таким же успехом можно активировать земную и космическую энергию с помощью различного сочетания и строения биодинамических конструкций: пирамид, полусфер, оргонных аккумуляторов и т.п.
Эффект везде одинаковый - активизация роста растений и защита их от болезней.
Основа одна - воздействие прямое или опосредованное через активизацию всей экосистемы, включающую в себя и микромир почвы, независимо от того, посредством чего мы будем воздействовать - биодинамическими препаратами, естественными силами природы или биодинамическими конструкциями и растениями.
В понимании этого вопроса - важнее не воздействие энергиями, а восстановление самой почвенной жизни и её поддержание, используя знания природного земледелия.
Таким образом, биодинамическое земледелие - это всего лишь часть Природного земледелия.
С другими теориями, дела обстоят ещё проще.
Мало кто станет возражать, что органическое земледелие - это всего лишь часть природного земледелия.
Что тут может быть проще: смотри, как органические остатки в виде листового или травяного опада или коровьей «лепёшки» в окружающей нас природе, превращаются в саму почву и её питательную составляющую - Гумус.
Копируй это на своём участке, это не только накормит наши растения, но и оздоровит почву и саму экосистему в которой мы живём вместе с нашими растениями.
Природное земледелие - это процесс творческий, важнее понять суть этого понятия, чем запомнить конкретную «рецептуру».
Ведь почвы - разные, климатические условия - разные. Источники органики - тоже разные. И при том, ещё и теории сторонников органического земледелия - тоже разные