Иконы божией матери неупиваемая чаша. Икона неупиваемая чаша куда вешать

Иконы божией матери неупиваемая чаша. Икона неупиваемая чаша куда вешать

Алкоголизм - болезнь, калечащая не только тело, но и душу. К сожалению, сегодня этот недуг стал настоящим бедствием нации. Разумеется, бороться с алкоголизмом нужно в первую очередь медицинскими методами. Однако совершенно очевидно, что без духовной помощи в данном случае также не обойтись. Православная церковь в борьбе с пьянством имеет просто огромный опыт. Считается, к примеру, что отказаться от этой пагубной привычки может помочь молитва иконе «Неупиваемая Чаша».

Сон крестьянина

Молебны возле этого чудотворного образа проходят во многих церквях нашей страны. История у иконы очень необычная и интересная. В конце XIX века один крестьянин Тульской губернии (Ефремовский уезд), вернувшись с военной службы, горько запил. Болезнь его развилась настолько сильно, что он остался совершенно без средств к существованию. Однако это его не остановило. Крестьянин продолжил пить до тех пор, пока у него не Но даже после этого он не оставил своей вредной привычки.

Однажды во сне к нему явился седой старец и посоветовал идти в г. Серпухов, в монастырь Владычний. Там по повелению святого крестьянином должна была быть произнесена молитва перед иконой «Неупиваемая Чаша» от пьянства. Сначала отставной солдат не обратил на этот сон особого внимания. Но когда старец явился к нему во второй, а затем и в третий раз, все же решил его послушаться.

Путь до Серпухова и исцеление

Согласно церковному преданию, решивший избавиться от пьянства крестьянин, поскольку ходить он уже не мог, отправился до указанного ему места на четвереньках. По дороге в Серпухов он посещал деревни, в которых останавливался на ночлег. В одном из селений его приняла на постой старая женщина. Пожалев пропойцу, она растерла ему ноги какой-то мазью. Благодаря этому остаток пути крестьянин преодолел уже на своих двоих.

Никому не известную тогда икону «Неупиваемая Чаша» монахи по просьбе пришедшего нашли висящей на стене в проходе, ведущем из храма в ризницу. После того как крестьянин помолился перед этим образом, он действительно исцелился от своей пагубной привычки. Когда же его подвели к раке святого Варлаама, узнал он в этом святом и старца из своего сна.

Слава о чудотворном образе быстро разлетелась по всей России. Икону, конечно же, перенесли в храм. Люди приезжали в монастырь тысячами для того, чтобы излечиться от алкоголизма либо избавить от этой дурной привычки своих близких. Молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» помогла просто огромному количеству верующих.

Описание образа

Представляет собой эта икона (по типу написания) изображение Девы Марии Оранты. Так называются те иконы, на которых Богородица не сидит с младенцем на руках, а стоит, воздев руки к небу, как бы молясь за грешников. Отличие рассматриваемого образа от других Орант заключается в том, что на ней Христос изображен погруженным в стоящую на столе перед Богоматерью чашу. Это символизирует причащение. Днем иконы "Неупиваемая Чаша" традиционно считается 18 мая — день смерти Варлаама Серпуховского. В Высоцком же монастыре (там, где сегодня находится образ) по воскресениям после литургии совершается молебн, а затем произносится акафист. По его окончании зачитывают имена тех, кто желает исцелиться от пьянства. Конечно же, может читаться и в других церквях России.

Во Владычнем монастыре этот чудотворный образ находился вплоть до 1919 г. После революции эту обитель, как и многие другие, закрыли. Икону при этом передали в собор Николы Белого на ул. Калужской. В 1929 г. советской властью было решено закрыть и этот храм. Практически все имевшиеся в нем иконы были впоследствии сожжены. По всей видимости, та же судьба постигла и чудотворный образ. Все, что осталось от такого почитаемого когда-то изображения Девы Марии, как икона «Неупиваемая Чаша» - фото. Молитва этому образу помогла исцелиться сотням людей. Однако эту после закрытия собора Николы Белого никто и никогда больше не видел.

Восстановлено почитание образа "Неупиваемая Чаша" было лишь в 1992 г. Поскольку оригинал пропал, священники решили сделать точную его копию. Воссоздан образ был (по снятым до революции фото) отечественным иконописцем А. Соколовым. Освящен он был в Высоцком монастыре в мае 1993 г. С тех пор молитва иконе «Неупиваемая Чаша» произносится в обители постоянно, а поток паломников не иссякает.

Риза для иконы

Говорят, исцелений от пьянства перед образом «Неупиваемая Чаша» происходило множество. Так, к примеру, именно эта икона помогла московскому купцу Стефану Федорову избавиться от запоев. В порыве благодарности этот богатый горожанин заказал для образа красивейший иконостас, а также возложил на него дорогую ризу.

Чудеса нового образа

Несмотря на то что имеющийся сегодня в Высоцком монастыре образ является всего лишь списком, он по прежнему помогает людям исцеляться от алкоголизма. Первое чудо перед «Неупиваемой Чашей» произошло в 1995 году. Во время одного из богослужений неизвестный положил у входа в церковь завернутый в ткань киот. Через несколько дней в храм прибыла новая икона - «Неупиваемая Чаша». Священники решили примерить к ней обнаруженный киот. И на удивление, он подошел ей идеально.

Что же касается исцелений от пьянства, то со времени существования новой иконы количество людей, избавивишихся от тяги к спиртному, исчисляется сотнями. Прочитав молитву перед образом, люди излечиваются не только от "зеленого змия", но и от других пагубных привычек — курения и даже наркомании.

Молитва перед иконой «Неупиваемая Чаша»: где допускается произносить

Конечно же, для того, чтобы исцелиться самому или излечить своего близкого, лучше всего съездить в Высоцкий монастырь к самому образу. В обители имеется специальный паломнический корпус, в котором желающие обратиться к Богородице могут проживать в течение трех дней. Также можно просто заказать молебн по электронной почте монастыря или же по телефону.

По мнению многих верующих, от пьянства помогает не только находящаяся в Высоцкой обители «Неупиваемая Чаша», но и любые другие такие иконы. Конечно же, для того, чтобы молитвы, произносимые перед образом, были услышаны, необходимо самому возжелать исцеления. И, разумеется, больному требуется смирение.

Молится Богородице для исцеления от пьянства, курения или наркомании следует ежедневно утром и вечером. Делать это можно как в церкви, так и дома. Допускается помолиться даже фотографии находящейся в Высоцкой обители «Неупиваемой Чаши», найденной, к примеру, в интернете. Но лучше, конечно же, приобрести настоящий освященный образ. Собственно сама молитва иконе «Неупиваемая Чаша» может читаться как одним человеком, так и двумя.

Какую молитву нужно произносить

Для того чтобы исцелиться от алкоголизма, можно даже просто попросить об этом Богородицу своими словами. Однако лучше, конечно же, читать перед образом именно молитву. В этом случае обращение будет услышано быстрее. В церкви или дома можно произноситься молитва иконе «Неупиваемая Чаша» на русском языке или на староцерковном. Традиционно читаются следующие слова:

Чтобы молитва перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» подействовала быстрее, произносить ее нужно при свечах (разумеется, освященных в церкви). Помогает такое обращение к Пресвятой Деве от пьянства очень часто. Если чудо произойдет, в последующем эту же молитву стоит периодически читать для профилактики. В этом случае исцелившийся никогда больше не вернется к своей пагубной привычке.

О чем еще можно молиться перед образом

Конечно же, обращаться к Богородице перед образом «Неупиваемая Чаша» можно не только для исцеления кого-либо от пьянства, курения или наркомании. Имеются свидетельства того, что икона сия помогает и в решении разного рода жилищных вопросов. Если вы, к примеру, никак не можете продать или обменять квартиру, вам обязательно нужно купить такую иконку и периодически перед ней молиться. Может помочь этот образ и при возникновении любых других житейских проблем. Также считается, что молитва иконе «Неупиваемая Чаша» способствует исцелению не только собственно от алкоголизма, но и от тех болезней, которые возникают на его фоне.

Образ сегодня

После того как икона "Неупиваемая Чаша" была освящена в 1993 году и украшена ризой, в ее нижний левый угол был вставлен небольшой ковчежец с частичкой пояса Пресвятой Богородицы. г. образ «Неупиваемая Чаша» начал периодически мироточить. Также некоторые священники и верующие отмечают то, что иногда глаза у Пресвятой Девы как будто оживают.

Молитвы перед иконой «Неупиваемая Чаша» (от алкоголизма и прочих напастей), таким образом, помогли многим людям. Но, конечно же, чтобы чудо свершилось с вами, необходимы немалый духовный труд и безграничная вера в Создателя. В любом случае этот образ, находящийся ныне в Высоцком монастыре, хотя и не представляет какой-то особой исторической ценности, является, безусловно, одной из главных святынь русской православной церкви.

В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.

"Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, - есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие" (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).

Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо "пьяницы… Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую "Неупиваемая Чаша", как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…". По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее "всегда ядомый и никогдаже иждеваемый". А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе "Неупиваемая Чаша" в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. "И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

Множество списков с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

В День празднования чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.


1. Дни празднования иконы «Неупиваемая Чаша»

К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст. ст.) / 10 декабря (н. ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В 1997 году, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 5 мая (ст. ст.) - 18 мая (н. ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого.

Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 27 ноября (ст. ст.) /10 декабря (н. ст.), как это было в XIX веке.

2. Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Сказание это, по справедливости, принадлежит всему Владычнему монастырю, но более оно все-таки есть сказание монахини Елизаветы (+1910), потому что она была церковницей при том храме, где обретена была чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» и в то самое время. Святой иконе она прислуживала до самой своей кончины. Вот ее рассказ.

Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878 г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом». Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, попробовал встать на ноги. Хотя и очень слабо, но он cмог стоять на ногах! С нетерпением он дождался утра, чтобы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок! Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо больному стало лучше. И он действительно теперь уже пошёл, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут он был в теплые валеные сапоги, несмотря на июль месяц.

Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета) церковнице при храме великомученика Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша».

Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые страстью пьянства, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленной иконой. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Так, совершенно избавился от запоя московский купец Стефан Федорович Федоров, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу взамен фольговой и для своего дома заказал точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.

Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками очевидно ходатайствует за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.

(Священномученик Иаков Брилиантов. 1912г., г. Серпухов. Публикуется с сокращениями)

3. История иконы «Неупиваемая Чаша» в XX веке

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов г. Серпухова известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

В 1981 году молодой иеромонах Иосиф (Балабанов) (ныне епископ Иосиф Биробиджанский и Кульдурский) был назначен в Серпухов в Серпуховский храм пророка Божия Илии совершать своё священническое служение. Прочитав в дореволюционной церковной газете "Воскресный листок" статью священномученика Иакова Бриллиантова о явлении чудотворного образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", иеромонах Иосиф решил написать с изображения этой газеты копию чудотворной иконы, для возобновления почитания в Серпухове этого образа. Первые молебны начали совершаться в Ильинском храме ещё в 80-е годы ХХ столетия перед этой вновь написанной иконой (которая сейчас хранится в Высоцком мужском монастыре).

В 1991 году по открытии Высоцкого мужского монастыря, архимандрит Иосиф заказал иконописцу А. Соколову новый список иконы «Неупиваемая чаша», с тем, чтобы он более соответствовал сохранившемуся описанию чудотворной иконы, явленной в 19 веке, - был греческого, т. е. чисто иконописного византийского письма.

К маю 1993 года образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" был написан, на икону был сделан серебряный басменный оклад. Эта икона была торжественно внесена в Высоцкий мужской монастырь, освящена архимандритом Иосифом и сразу после освящения от этого образа Божией Матери стали совершаться чудеса, исцеления страждущих недугами пьянства, наркомании, курения, беснования. Так возродилось почитание этой иконы после долгих лет богоборчества.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Написана иконописцем Александром Соколовым с благословения архимандрита Иосифа в 1993 году.

Россия быстро узнала о вновь явленном чудотворном образе Божией Матери, и потянулись страждущие духовными недугами в Высоцкий мужской монастырь.

В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря игумения Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной во Владычнем монастыре. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Со временем написания иконы, когда образ находился еще у иконописца, связано первое чудо исцеления от пьянства.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Георгиевском храме Серпуховского Владычнего женского монастыря. Икона написана иконописцем Валерием Поляковым, освящена в 1996 году.

«Монахиня Рахиль. В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось – никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека». (Летопись 1996 год, стр. 5, 19 апреля).

Икона периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях.

4. Чудеса от иконы «Неупиваемая Чаша»

Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

Описанные здесь чудеса – лишь малая толика свидетельств о неоскудевающей милости Матери Божией к страждущим и жаждущим помощи и утешения людям. Огромное число чудес записано, но еще больше – никому не известно, потому что люди совершенно необоснованно верят в примету, что если расскажешь об исцеление, то «всё» вернется обратно. Конечно, это неправильно! О чудесах надо рассказывать, чтобы прославлялось имя Божие и имя Его Пречистой Матери – Владычицы Богородицы.


Исцеления от пьянства

Мой сын Евгений курил и очень сильно пил. Заказывала на молебен Матери Божией «Неупиваемая Чаша». Псалтирь сорокоусты читали в женском монастыре. Сейчас, Слава Богу, не курит и не пьет.

Я, Николай, проживая в Тюменской области г. Салехард. Впервые я услышал об иконе «Неупиваемая Чаша» в журнале «Крестьянка». У меня было пристрастие к алкоголю и куреву. Впервые я приехал во Владычный Введенский женский монастырь в 2000 году, после этого не пил год. Потом в это время я изменял жене. С любовницей был какой-то юбилей, и мне трудно было ей отказать, чтобы не выпить. После того как я попробовал кагор, стал со временем увеличивать дозы и вернулся к прежним запоям. Хоть никто и не знал, что я пью, кроме жены. Я понимал что способствует моему возврату к прошлой жизни: причина- прелюбодеяние. Разорвал все отношения с любовницей, перестал изменять жене и в 2002 году еще раз приехал в ваш монастырь. Был на акафисте «Неупиваемой Чаше» и с этого времени у меня пропала тяга к алкоголю и, не знаю что хуже, куреву, потому что от курева я страдал больше 20 лет. У меня улучшилось самочувствие, поправился на 14 кг. Стал совершать утреннее и вечернее правило, один раз в месяц «Неупиваемой Чаше». Благодарю матушку игумению Алексию и всех монахинь, которые молятся за всех нас грешных.

Примерно в конце лета 2002 года я с сестрой, р.Б. Татьяной, были у вас в монастыре на службе на Богородичном празднике. Отстояли на службе и на молебне Матери Божией «Неупиваемая Чаша». С собой мы привезли сына моей сестры Алексея, который на тот момент много пил и был под следствием по статье «За превышение служебных обязанностей». На литургии и на молебне мы слезно просили Матерь Божию исправить моего родного племянника Алексея, избавить его от пьянства, тюрьмы, суда и следствия. Суд длился 2,5 года, мы все очень переживали: посадят - не посадят, сопьется или нет. И Матерь Божия нас услышала. Сейчас суд и следствие закончились, и Алексей не пьет. Благодарю Господа, что скорбями ведет нас к вере. Благодарю Матерь Господа, что слышит нас грешных и молится за нас. Спаси Вас Господи, матушка, за ваш труд и ваши молитвы.

Р. Б. Марина, р. Б. Татьяна.

6 лет назад меня посетило большое горе – запил муж. После того как я с ним посетила монастырь, (это было 4 года назад), муж исцелился, перестал пить.

Лукьяненко. Москва. 23.03.2002.

Уважаемые сестры обители! Я очень вам благодарна, что вы прислали мне на благословение икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», я ее отдала сыну Анатолию и очень рада за него, что он теперь не пьет и работает и в семье все благополучно.

С низким поклоном к вам сестра Валентина.

Я, К. Елена, хочу рассказать о произошедшем чуде. Мой отец бросил пить. И не пьет уже около месяца. Я понимаю, что срок как бы небольшой, но нужно знать как пил мой отец. Он не мог не пить ни дня. Он сам всего добился в жизни: из простой семьи, он окончил школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, дослужился до полковника. Но в 1991 году наступили времена смуты, и все в государстве переменилось. Отец оказался ненужным. И запил. Сначала по чуть-чуть, а потом все больше и больше. Последнее время он пил запоями каждый день. Мы приезжали во Владычный монастырь 18 мая на празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». После этого он стал пить меньше, а последнее время перестал совсем. У него был день рождения 11 июня, и я очень боялась, что он напьется, но выпили только бутылку кагора, который я ему подарила. Это большое облегчение для нас, его родных. И он сам рад, что с ним произошло это чудо.

Мир Вам и низкий поклон, Матушка Алексия! По своему невежеству не знаю, правильно ли к Вам обращаюсь. Прежде всего, выражаю Вам и сестрам, вверенным Вам, огромную благодарность за молитвы о моем сыне Александре. Радость меня переполняет, что Ваши молитвы и мои молитвы и слезы услышал Господь и Царица Небесная! Сын мой ведет трезвый образ жизни. Я боялась об этом говорить, чтобы не ушла благодать. Рассказала о. Андрею, настоятелю храма «Покрова на рву» (я хожу в этот храм), и он благословил написать Вам. Сын живет в Тольятти, работал сторожем в гаражах, где была почва для пьянства. Да еще работал прорабом на коммерческой стройке, высокая зарплата способствовали, он втягивался в этот страшный недуг. Молилась, что бы Господь и Царица Небесная вразумили оставить работу. Ваши почти двух годичные молитвы и мои услышаны. Оставил сначала гаражи, а потом и стройку. Постился весь Великий пост, исповедовался, причащался. Устроился сторожем в строящемся храме, а сейчас работает прорабом в том же храме. 8 июля приезжала с паломниками в Серпухов, поблагодарить Царицу Небесную. С Вами встретиться не смогла. Оставила золотую цепочку одной из Ваших сестер. Она мен сказала, что украшение вешаются по праздникам в целях сохранения их. И еще оставила деньги на следующий сорокоуст. Только прошу молиться не как за болящего от винопития, что бы Господь и Царица помогли в Богоугодной работе. Он пишет о недостаточном финансировании, а главное – рабочие пьющие. Еще сообщаю, что листочки Ваши получила. Спасибо Вам, я их распределила по храмам. Часть послала в Тольятти и еще пошлю в Махачкалу. Там многие нуждаются в таких сведениях. Паломнические поездки оттуда не совершаются. Еще раз благодарю Вас. Да поможет Вам и сестрам Бог в молитвенном труде и в восстановлении монастыря.

С искренним уважением грешная Мария. 21.07.00.

Я, М.Н.И., 1952 года рождения, проживающая в городе Москва, имею сына Андрея, 1973 года рождения, который страдал пристрастием к вину с 1995 года. О благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи по телевидению и обратилась с молитвами к ней и прошениями об исцелении сына. В октябре 1996 года впервые приезжала во Владычный монастырь помолиться у чудотворной иконы. Молясь за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои(!) грехи, а тем временем сын пил ещё сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться «Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и просить помиловать мое чадо. В этом году 18 мая я опять была в обители и молилась об избавлении сына от страсти пьянства. И с того времени сын не пьёт. Сегодня я приехала в монастырь заказать сорокоуст иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», возблагодарить Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне грешной и засвидетельствовать об этом настоятельнице обители монахине Алексии.

Исцеления от наркомании

С 1994 года я начал употреблять наркотики. Это продолжалось семь лет. Врачи сказали, что я безнадежен. Казалось, что шанс исцелиться, для меня навсегда утрачен. Но после посещения в 2001 году Серпуховского женского монастыря и акафиста у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» мне с Божией помощью удалось оторваться от этого пагубного пристрастия. Уже более двух лет я вспоминаю прошлое как какой-то нелепый сон. Теперь мне снова удалось побывать в этом монастыре и поблагодарить Матушку Богородицу. Надеюсь также, что она поможет избавиться мне от греха курения.

Родион. г. Волжский. 2003 г.

Дорогая матушка! Примите мою материнскую благодарность и низкий поклон Вам и всем сестрам Вашего монастыря за Вашу светлую жизнь и благословенный труд во славу Господа. Милостью Божией и Вашими молитвами мой сын встал на праведный путь. Прошу Вас всех поддержать раба Божия Николая, дабы он на нем укрепился.

г. Астрахань. Ю.Б.Л. (Наркоман Николай был записан на год на поминание на акафисте Божией Матери «Неупиваемая Чаша»).

Мой племянник Дмитрий страдал героинозависимой наркоманией в течении 3-х лет. Мы в Вашем монастыре заказывали сорокоусты, поили больного водой с молебнов. Сейчас он здоров после 2-х лет молитв. Оканчивает Московский юридический институт.

Пишет Вам письмо Светлана из п.Пятиморска Волгоградской области. Я в прошлом году имела переписку с Вами. Обратилась к Вам и сестрам со своей бедой, и Господь через Ваши молитвы помог нам. Хочу рассказать Вам происходившее с нами. У меня есть сын Артем (23 года). В 2001 году он стал наркоманом. Я была в отчаянии, молилась Господу своими словами. Поделилась своей бедой с отцом Геннадием и диаконом Дионисием. Они дали мне адрес Вашего Владычного монастыря. Я написала и стала ждать ответа. За несколько часов, как мне получить письмо от Вас снится мне сон (это было воскресенье и я намеревалась идти в храм). Вижу во сне: приходит ко мне женщина, красивая и строгая, в красном одеянии, на голове красный капор, отороченный мелким темным мехом. Садится за стол, зовет меня к себе и протягивает мне руку для поцелуя. Я оторопела от ее величия и не сразу поцеловала ее руку, а она как бы мысленно мне сказала: «Ишь ты, какая гордыня!». Но я услышала ее слова и мне стало стыдно, что она узнала мои гордые мысли. А потом она встала, взяла меня за руку и сказала мне: «Ты сейчас пойдешь со мной». И я пошла. Я узнала в этой женщине Богородицу. Наутро мне вручили письмо из Вашего монастыря. И наутро я твердо знала, что буду сама в Серпухове во Владычном монастыре. Приехала к Вам дней через 10 после этого сна. Было начало декабря 2002 года. В монастыре сразу же заказала усиленную молитву на сына и молитву на акафист. Я уже знала как молиться Господу о помиловании своего сына. Молилась, читая акафист Пресвятой Богородице по 4 часа в день, и так 40 дней подряд. Несколько ночей я спала в храме монастыря под иконами (в то время в кельи было очень холодно, и Вы, матушка, благословили спать в храме). Когда я приехала назад домой – мой сын уже не был наркоманом. Ко всему еще у нас к этому времени «закрылись» все места, где люди продавали нашим детям героин. Так вот по Вашим молитвам Господь спас моего сына.

С великой благодарностью к Вам и сестрам монастыря сестра Светлана.

Исцеления от курения

С благодарностью свидетельствую о происшедшем со мной чудесном избавлении от пагубного пристрастия к курению. Знала и понимала, что курение это грех, но бросить не получалось. В декабре 2002г. на Православной ярмарке в Москве приобрела брошюру о Введенском Владычном женском монастыре г. Серпухова. Узнала о преподобном Варлааме и как он помог изгнать беса. А ведь пристрастие к курению это не только грех, но и бес который управляет нами - читая брошюру, поняла я. 31 января 2003г. я приехала в Серпухов во Введенский Владычный женский монастырь как раз ко времени, когда читался акафист перед иконою Божией Матери «Неупиваемая чаша». Перед надгробием преподобного Варлаама я попросила преподобного отче Варлааме помочь мне, в том числе бросить курить. А во время чтения акафиста перед иконою Божией Матери «Неупиваемая чаша» я поняла, что у пьянства и у курения корень (бес) один, который завладевает волей человека. И человек - ум его, воля не свободна, а помрачена бесом. И я подумала, что вот бы чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» помогала и в избавлении от курения. Купила масла из лампад от 4-х святынь: от чудотворных икон «Неупиваемая чаша» и «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», от надгробия прп. Варлаама и от мироточивого Креста. Заказала сорокоуст на чтение сестрами псалтири. С тем и уехала. С 1 февраля каждый раз после выкуренной сигареты я просила Бога помочь мне бросить курить, и на ночь мазалась маслом. Но как скоро и как это будет, я даже и представить не могла! 8 февраля 2003г. я неожиданно заболеваю гриппом с высокой температурой и ломкой всех костей и болью в мышцах. Каждый, кто курит, знает, что когда он заболевает, то потребность в курении у него уменьшается. 11 февраля я понимаю, что неожиданная болезнь дана мне Богом в помощь бросить курить. Потребность организма в никотине – исчезла! Только первые дни сознательно гонишь от себя привычную мысль о курении, а потребности нет. Я поняла, что тому, кто действительно желает избавиться от греха и пагубной привычки Бог поможет, только попроси. А какое прекрасное чувство, когда твой ум не помрачен и свободен! Для меня это как будто я только что окончила школу и передо мной открыта вся жизнь! Я как-то прочла, что по вере и исцеления даются – теперь я, это точно знаю! Славлю и благодарю Господа Бога, Царицу Небесную за обитель сею и преподобного Варлаама за молитвы о нас грешных, за исправления и исцеления дарующим нам. Искренне выражаю благодарность сестрам и всем служащим во славу Господа нашего во Введенском Владычном женском монастыре г. Серпухова. Желаю процветание и укрепление обители. Преподобне Варлааме, отче наш, моли спастися душам нашим!

Я, раба Божия Нина, хотела бы описать чудо, происшедшее со мною после посещения Владычного монастыря в августе 2000г. Мне 50 лет, 10 лет я курила. Очень хотела бросить, обращалась к целителям, платила большие деньги, а так же к иглотерапевтам. С 1999 года я хожу в храм д.Акулово Одинцовского района, к отцу духовному Игорю. Он то и благословил меня на паломническую поездку в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». После поездки я еще читала дома 40 дней акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И, по милости Божией, перестала курить. А также по молитвам Божией Матери.

Помощь в жилищных вопросах

Я, раба Божия Анна, хочу рассказать о чудесной помощи Божией Матери после молитвы перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Я не могла продать квартиру, оставленную мне в наследство бабушкой. Квартира находилась на Урале, а я живу в Москве и не имею возможности надолго поехать туда, чтобы заняться продажей. Поэтому я выслала доверенность своей тете. Прошло несколько месяцев, но дело не двигалось с места. Когда в августе 2002 года я находилась на подворье Оптиной Пустыни в Москве, ко мне неожиданно подошла женщина и сказала, что в Серпухове находится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая оказывает помощь не только в исцелении от недуга пьянства, но и помогает в решении квартирного вопроса. Мы с сыном Анатолием поехали 7 сентября в женский монастырь, заказали молебен, отстояли молебен с акафистом, взяли святой воды, приложились к иконе, заказали себе сорокоусты о здравии. Не прошло и месяца, мне позвонили с Урала и сказали, что мою квартиру купили. Я рассказала своей подруге, которая не могла разъехаться со своим бывшим мужем и терпела от него всяческие притеснения. В ноябре мы приехали с ней в монастырь, я заказала благодарственный молебен, а она простой. В конце декабря ее вопрос тоже благополучно разрешился.

Я, Г.И.А., хочу засвидетельствовать свою благодарность «Неупиваемой Чаше» за то, что мне в быстрые сроки была оказана помощь по обмену квартиры. Мы разъехались с бывшим мужем, который, занимаясь развратом, не хотел разъезжаться и разменивать квартиру, а хотел и меня втянуть в пучину «черных» дел. После приезда в монастырь и обращения к Богородице вопрос быстро решился, и теперь мы живем с дочерью в своей квартире в спокойствии, любви и благополучии.

Прочие чудеса

В 2002 году в августе месяце я была с экскурсией проездом в г. Серпухове с посещением Вашего монастыря. Во время молитвы перед иконой «Неупиваемая Чаша» я дала обещание, что вернусь сюда с обручальными кольцами в знак благодарности за создание семьи. Ровно через год в августе 2003 года все произошло так, как было замолено с моей стороны. И сегодня мы с Сергием вдвоем передаем в дар иконе обручальные кольца и крест. 11.01.04.

10 февраля 2002 года - день новомучеников и исповедников Российских – приезжала экскурсия из Тулы. После экскурсии пошли на колокольню к месту явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», группа стояла перед решетчатыми дверями на колокольню, во время пения величания Божией Матери три женщины из группы и маленькая девочка почувствовали тепло в ступнях. По их словам было ощущение, что стояли на горячей батарее.

Тропарь, глас 4

Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напояющей верных сердца небесною неупиваемою чашею Своего милосердия и людям верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице Премилостивая, исцели наша недуги и страсти, моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 6

Бысть чрево Твое святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

(Использованы материалы сайтов: inokini.ru, vidania.ru )


Избранное и дивное избавление нам даровася — Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»

Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре:

«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких — беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга “Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за “престольной”, и поют радостными голосами, — падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: “Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты — залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает “Неупиваемая”. Что к Ней влечет — не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».

В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести — а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

В наши смутные времена, как и век с лишним тому назад, притекают в подмосковный город Серпухов сотни и тысячи чающих исцеления. Дороже самых драгоценных окладов те приношения избавленных от запойной одержимости христиан, чад их и домочадцев, которыми покрыто все подножие чудотворного образа. Не иссякает благодатная его сила, по всей России разносят ныне паломники целительное масло от лампад перед «Неупиваемой Чашей» и освященную на нарочитых молебнах воду.

Иноческие обители испокон веков были кладезем той таинственной и поистине священной тишины, коей извечно хотелось внимать и питаться всякой страждущей христианской душе. Таковой была и серпуховская Владычная Введенская обитель, основанная в 1360 году на тогдашней окраине Московского княжества, у слияния задумчивой Нары и светлой Оки, именовавшейся Поясом Богородицы, ибо отделяла и защищала сия река Святую Русь от дикой Степи, посреди «рощи сосновой и красного леса хоромного». С первых дней существования растекались отсюда незримые потоки благодати. Основанный как мужской при игуменстве преподобного Варлаама, бывшего келейника святителя Московского и чудотворца митрополита Алексия, монастырь сей был окормляем еще и преподобным Сергием Радонежским. Летописи повествуют, как приходил сюда великий Игумен земли Русской в начале зимы 1374 года вместе с учеником своим преподобным Афанасием и молился в белокаменном соборе Владычного монастыря. Сказание об основании обители сохранило для нас и память о чудесном явлении Пречистой преподобному Варлааму: «Видение показало строителю, что даже Ангелы будут помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же, как некогда пребывала в храме Иерусалимском».

И спустя несколько веков обетование сие сбылось во всей своей полноте.

К концу XVIII столетия мужская обитель Владычного монастыря клонилась к упадку и запустению. Богослужения почти совсем остановились, малочисленная братия разбрелась, храмы приходили в запустение. Однако митрополит Московский Платон (Левшин), чьим попечением начался духовный расцвет великой Оптины и многих иных обителей, не оставил своей заботой и Владычного монастыря, близ которого провел свое детство. Митрополит исхлопотал у императора Александра I дозволение возродить обитель сию уже как девичью, и в 1806 году здесь появились первые насельницы. Четверть века спустя другой архипастырь, святитель Московский Филарет, учредил во Владычной обители древние строгие правила пустынного общежития, тем самым восстановив здесь дух иноческого нестяжания и промыслительно подготовив монастырь сей для принятия столь благодатной святыни, как «Неупиваемая Чаша».

Старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь он почуял, что ноги вновь стали его слушаться

В первый год игуменства матушки Марии, а именно в 1878 году, крестьянину Тульской губернии, отставному солдату, имевшему неизбывную слабость к вину, было видение некоего старца, повелевшего идти в Серпухов, найти там икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед нею молебен. У обезножившего от неумеренного пития, без гроша в кармане старого солдата не было сил добраться до обители. Тогда видение случилось еще дважды, и чаявший избавления от недуга старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь своего подвижнического пути он почуял вдруг, что ноги вновь стали слушаться его.

Добравшись до обители, он ввел в большое затруднение ее насельниц, не ведавших об иконе с таким именем. Тогда вспомнили вдруг о висевшем в одном из монастырских переходов образе, на коем Младенец Христос благословлял молящихся, словно бы исходя из причастной Чаши; позади же Него возвышала Свои Пречистые руки Матерь Божия, как пишут Ее на иконах «Знамения». И каково же было удивление всех, когда на обороте сей неведомой доселе иконы действительно усмотрели надписание «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно и то, что подведенный к раке преподобного Варлаама путник тотчас узнал в нем того благолепного старца, который повелел идти к Владычице за исцелением от окаянного недуга. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по городам и весям, отовсюду стали приходить к дивному образу одержимые пьянственной страстью, припадали к «Неупиваемой Чаше» — и без труда бросали губительное вино, вносили тишину и покой в свои дома, и все это — молитвами Заступницы рода человеческого.

Сказание о сем чудотворном Ее образе поясняет, что Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша есть, по слову акафиста, Чаша, черплющая радость, неистощимый источник утешения, исцеления, жизни и многообразных духовных благ, и дарований. И всяк узрит сокровенный духовный смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» стала источником спасительных надежд и исцелений от злой страсти винопития: Матерь Божия молится за всех грешников, видит Она, Милосердная, и страдания предающихся пьянству, знает, сколь искренно многие из них жаждут избавиться от сего жестокого порока, но не находят в себе сил бороться. Вот Пречистая Своею святой иконой «Неупиваемая Чаша» и напоминает им, что есть Она неистощимый кладезь благодати и радости духовной, что изливает Она в измученные сердца из Своей неоскудевающей вовеки Чаши небесную усладу, испив коей, возненавидят они ту губительную влагу, какая прежде столь неодолимо влекла несчастных к себе.

Таковым страдальцам надлежит на всяком месте и во всякое время прибегать ко всемощному заступничеству Пречистой, положив за правило не менее трех раз в день прочитывать Ей ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся». И сколь закоренелой ни была бы окаянная страсть винопития, не устоять ей против небесной помощи Матери Божией.

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, ве́рнии, к Боже́ственному и пречу́дному о́бразу Пресвяты́я Богома́тери, напоя́ющей ве́рных сердца́ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́рдия и лю́дем ве́рным чудеса́ показу́ющей. Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пра́зднуем и те́пле вопие́м: Влады́чице преми́лостивая, исцели́ на́ша неду́ги и стра́сти моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Ами́нь.

Молитва

О Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й — и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпа́дающих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному возде́ржанию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т на́с в трезве́нии и целому́дрии. Приими́

Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́ не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет на́с ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Войдя в любой христианский храм, мы восторгаемся богатством внутреннего убранства, изумительной акустикой, молитвенной атмосферой и, конечно же, иконами. Лики всех святых, Иисуса и Девы Марии смотрят на нас благосклонно, с огромной любовью, готовы выслушать просьбу каждого, кто пришел к ним.

Молиться можно абсолютно перед любым образом, главное, чтобы у человека была сильная вера в сердце и искренние намерения. Ведь изображения божьих угодников представляют собою окошечки в мир вечности, которые открываются именно во время молитвы. Однако особой любовью на Руси пользуются и другие почитаемые святые не являются богами, однако им молиться можно и нужно, ведь они - друзья Творца, поэтому доносят к нему наши просьбы. Вспомните, что Иисус сотворил первое чудо на свадьбе в Канне Галилейской именно по просьбе своей матери. Церковь советует в первую очередь со всеми нуждами идти к Всевышнему Господу. Но, тем не менее, обращает внимание на силу общественной молитвы.

С давних пор люди заметили, что молитва перед определенной иконой способствует получению конкретной милости. Каждый иконописный образ Пречистой Девы поможет избавиться от определенной беды или облегчит боль. Так, «Неупиваемая чаша» - икона, перед которой нужно просить об избавлении от пьянства и наркомании. Все чудеса исцеления исследуются церковью и записываются в специальный реестр.

Икона «Неупиваемая чаша», значение которой столь однозначно, известна с глубокой древности. Уже в начале четвертого века такой сюжет изображался перед престолом Божьим. Центральным элементом образа является потир, стоящий перед Пречистой Марией. Потир - это специальная Евхаристическая Чаша для причащения с «кровью и телом» Христа. В этом артефакте символически изображается Богомладенец.

Икона «Неупиваемая чаша». Значение

Смысл этого чудотворного образа в том, что только с помощью Господа и высших сил можно побороть все жизненные проблемы, в том числе болезни тела и души. Общение с Творцом и угодниками происходит только через молитву с чистосердечным покаянием и причащением. Святое Евангелие говорит, что такое единение с Богом наполняет человека силами сопротивляться греху, внутренним светом, который виден в глазах праведного человека.

Икона «Неупиваемая чаша» значение имеет не только для тех, кто жаждет исцеления от неумеренного употребления вредных продуктов. Страсть винопития, наркомании и другие вредные привычки не только ухудшают наше физическое состояние, они опустошают душу, ведут к и к неудовлетворенности жизнью и самим собой. Это замкнутый круг, вырваться из которого не под силу самому человеку. К желанию и решимости необходима помощь свыше, которую можно вымолить перед иконой.

Такова икона «Неупиваемая чаша». Значение ее трудно переоценить сегодня, когда в мире господствует свобода нравов, когда пороки преподносятся обществом как добродетель и норма. Она напоминает нам о том, что совершенство все-таки существует, и достичь его можно, следуя законам Божьим, переданным нам через пророков и учителей Церкви.