Как правильно писать НЕ с наречиями? Ответ на этот вопрос можно получить в данной статье, где подробно описаны правила слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, приведены наглядные примеры.
В русском языке выделяют слитное и раздельное правописание НЕ с наречиями на о е .
Слитное написание:
Раздельное написание:
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
ТЕМА УРОКА «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ НА –О, –Е»
Цель урока : формирование навыка правописания не с наречиями.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать понятие о написании НЕ с наречиями на – О, - Е;
Сопост авить данное правило с написанием НЕ с другими частями речи.
Развивающие:
Р азвивать логическое и аналитическое мышление, внимание; навыки связной речи учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма при работе в парах;
Прививать интерес к родному языку; культуру речи у учащихся.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к изучению языка.
Метапредметные:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной ситуации, оценивать достигнутые результаты;
обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографической задачи;
работать в паре – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать для решения учебной задачи.
Предметные:
находить в словах изученную орфо грамму, обосновывать её выбор, правильно писать слова с изу ченной орфограммой;
находить и исправлять орфографиче ские ошибки.
Ход урока.
1 слайд
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошёл вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
После урока наберём
Мы множество идей,
В корзину все их соберём
Для радости своей.
Актуализация ранее изученного:
- Откройте тетради и запишите дату, классная работа. Положите ручки.
- Прочтите словосочетания.
2 слайд.
(Не) друг, а враг; (не)трудное задание; совсем (не) правильный; (не)настье; разговаривать (не)решительно.
Какая орфограмма нам встретилась в данных словах? (Правописание не с разными частями речи).
Ребята 1 варианта выпишите словосочетания с именами существительными, 2 вариант - словосочетания с именами прилагательными.
Проверьте написанное друг у друга.
Дайте объяснение написание не.
1в. не друг, а враг; ненастье(без не не употр.)
2в. нетрудное задание(=лёгкое); совсем не правильный.
Какое словосочетание не вошло ни в одну группу?(разговаривали нерешительно).
Почему? (В словосочетании есть наречие).
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание не с наречиями на –о и –е.)
3 слайд.
Запишите тему урока в тетрадь.
Сформулируйте цель этого урока? (Познакомиться с правилами написания не с наречиями на –о и –е).
Вернёмся к оставшемуся словосочетанию: разговаривать нерешительно.
4 слайд.
Подумайте, от какой части речи образовано причастие? (От прилагательного)
Назовите прилагательное, от которого образовалось наречие? (нерешительный)
Как оно пишется? (Слитно, так как можно подобрать синоним - робкий)
От какого существительного образовано прилагательное? (нерешительность)
Объясните его написание. (Слитно, синоним)
Значит, как мы напишем наречие нерешительность?(слитно, синоним-робость).
Микро-итог:
Когда не с существительными, прилагательными, наречиями пишется слитно? (1) синоним без не;2) если без не не употр.)
В каких случаях существительные, прилагательные, наречия пишутся раздельно? (1) противоставление; 2)со словами: совсем не, далеко не, вовсе не, ничуть не, никогда не, нисколько не, отнюдь не)
Работа с учебником.
- Проверим, правильно ли мы обобщили свои наблюдения, откройте учебник на стр.104 и прочитайте правило про себя.
- Правы ли мы? (да)
Микро -итог:
- Что в орфограмме нового? (Только наречия на -о и –е).
3.Закрепление полученных знаний.
5 слайд
Прочитайте слова. Распределите их в два столбика: слитно, раздельно, комментирую.
Слитно Раздельно
Несложно(=легко) Не высоко, а низко
Неискренне(= фальшиво) Вовсе не аккуратно
Немножко(без не не употр.)
Микро-итог: Мы учились писать наречия слитно и раздельно с не с какими суффиксами?(-о и –е).
4.Физминутка для глаз. 6 слайд.
Игра «Третий лишний» 7 слайд.
Ребята, поиграем в игру. Найдите лишнее слово, работая в парах, запишите нужное, объяснив написание.
1, 3,5 парты-1группа слов.
2,4 парты-2 группа слов.
(не)медленно, а быстро; вовсе (не) прочно; (не)аккуратно.
(не)лепо; (не)ласково; (не) глубоко.
Проверим, что получилось у первой группы. Что было лишним?(неаккуратно). Почему?(Слитно, =грязно)
Что лишнее у 2 группы?(нелепо) Почему? (Оно без не не употр.)
Микро-итог:
Выполняя данные задания, мы учились объяснять правописание не с какой частью речью? (Наречием)
Эти знания вам пригодятся при сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Работа с текстом. 8 слайд.
- Ребята, послушайте текст.
Встало солнышко спозаранку, умылось росой и пошло гулять по небу. Туман расст..лавшийся над равниной постепенно несмело и..чезает уступая силе солнечных лучей. Они оживляют всю природу. На дне оврага ещё темно, но быстро поднимается туман.
Как бы вы озаглавите текст? («Солнечные лучи», «Утро»)
Определите главную мысль текста.(Живительная сила солнечных лучей)
Найдите в тексте наречия, определите их смысловую группу.
(спозаранку – времени; постепенно, несмело, темно, быстро – образ действия)
Какие смысловые группы ещё могут иметь наречия?(Места, причина, цели, меры.)
Какую роль в тексте они выполняют?(Делают речь более чёткой и выразительной).
Назовите предложение, в котором есть наречие с не.
Запишите его, объяснив пропущенные орфограммы. Один желающий выполнит задание у доски.
Микро-итог: Орфограммы в каких морфемах мы объяснили?(приставка, корень).
А теперь объясните пропущенные знаки препинания в нём. Один учащийся у доски.
Дифференцированное задание: выполните задание по выбору: подчеркните грамматическую основу или выполните синтаксический разбор предложения.
- Назовите грамматическую основу. (Туман исчезает).
- Охарактеризуйте предложение.(Повеств., невоскл., прост.,двусост.,распр., осложнено обособленным опред., выр.П.О.; обособл.обст., выр Д.О.;однор. обст.,
выраж.нареч.)
Микро-итог: когда Д.О. выделяется на письме запятыми? (всегда)
5.Итог урока.
- Ребята, над какой темой мы работали на протяжении всего урока? (Правописание не с наречиями на –о, –е)
- Что вы узнали о правописании не с наречиями ? (кластер)
6.Рефлексия.
Я вспомнил…
Я понял…
Было интересно…
Было трудно…
Нужно выучить…
7.Домашнее задание: 1) выучить Орфограмму 57; 2) упражнение 223, 225(по выбору)
Посмотрите, как наполнилась наша корзина идей!
Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Дарю на память нежный подснежник.
Спасибо за урок!
Вспомните, как пишутся с не существительные и прилагательные.
Неряшливость, неряшливый.
Неискренность, неискренний.
Не вежливость, а грубость.
Не вежливый, а грубый.
Прочитайте правило о написании не с наречиями. Что в нём нового по сравнению с правилом о написании не с существительными и прилагательными? Объясните орфограммы в примерах.
Применяя данное правило, рассуждайте так:
(Не)брежно . Пишу слитно, так как слово без не- не употребляется.
(Не)аккуратно написал. Пииту неаккуратно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением - без прилежания. В этом слове не- - приставка.
(Не)далеко, а близко находится. Пишу не далеко раздельно, так как есть противопоставление с союзом а .
Этот музей вовсе (не)далеко от нас. Пишу не далеко раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение.
241. Объясните, как образованы данные наречия. Почему не в них пишется слитно? Подберите к данным словам наречия-антонимы.
Невесело ← весело; невежливо, необдуманно, немного, невд..леке, неустойчиво, недружелюбно, неясно, несер..ёзно, неискренне, неравнодушно, несправедливо, небрежно, немало, неграмотно, некрасиво.
242. Проанализируйте данные наречия. Запишите наречия с не в таблицу.
Сделать (не)а(к, кк)уратно, (не)опрятно, (не)умело. Пришить пуговицу (не)кре..ко. Пр..шить (не)кре..ко, а слабо. Посмотреть (не)доверчиво, (не)довольно, (не)дружелюбно. Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не)весело, совсем (не)громко, далеко (не)ласково. Произнести (не)громко, а тихо. Излагать мысли (не)последовательно, (не)связно. Взлететь (не)высоко. Взлететь (не)высоко, а низко. Взлететь совсем (не)высоко. Вырыть вовсе (не)глубоко. (Не)широко приоткрыть глаза. Выполнить (не)брежно. Поступить (не)лепо. Высказываться (не)годующе. Ничуть (не)радостно.
вовсе не
далеко не
ничуть не
нисколько не
никогда не
отнюдь не
243. Спишите сначала примеры пословиц, где не- - приставка, затем примеры, где не - частица. В каких предложениях эти слова являются наречиями? В каких предложениях нужны знаки препинания - запятые?
1. Что (не)складно, то и (не)ладно. 2. Ласковое слово (не)трудно а споро. 3. Легко ск..зать (не)легко доказать. 4. Умное слово (не)тяж..ло а легко. 5. Летела пташка высоко, села (не)д..лёко.
244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках.
1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Не)равно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, пр..нюхиваясь и пр..сматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало.
(По Ч. Айтматову)
245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?
1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково ветретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возр..жение (не)уб..дительно. Коля оправдывался (не)уб..дительно. 5. Пор..жение было (не)избежно.
возражение
поражение
246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир?
Слушай, - ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, - ты (не)ходи туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.
Предупр..дили ране(н, нн)ого командира.
Что же,- сказал он, - буд..те только осторожней, ребята. А если (не)помож..т, (н..)чего тогда (не)подела..шь... (Не)хотелось бы, правда, так (не)лепо проп..дать...
А если лепо?
Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно.
(По А. Гайдару)
247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о и -е » своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не . Составьте два сложных предложения.
248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?
С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.
(По А. Шейкину)
почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в"]
249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.
Untitled Document
Тема : "Правописание НЕ с наречиями на - О, -Е".
Форма урока - семинар, защита проектов.
Метод - доминанта : проблемно - поисковый, диалогический, творческий.
Технология : информационно-коммуникативная.
При подготовке к уроку ребята разбиваются на группы для решения проблемных вопросов, проведения индивидуальных исследований:
В соответствии с проблемными вопросами были сформулированы дидактические цели:
Для достижения целей были поставлены методические задачи:
Этапы подготовки к уроку:
Результаты исследований, творчества группы оформили в виде буклета (Приложение3),
где представили
графически оформленное основное правило в виде обобщающей таблицы:
Также ребятами были составлены задания к игре "Третий лишний" - "Игроки"
(Приложение1 в конце страницы), контрольные тесты для самостоятельного отслеживания
результатов усвоения материала - "Экзаменаторы" (Приложение2 в конце
страницы).
Деятельность учащихся учитель оценивает, исходя из результатов опроса по теоретическому
материалу, наблюдения за деятельностью и результатами каждого ученика, ана-лиза
графических схем, алгоритмов, анализа итоговых творческих заданий, тестов.
I. Исходя из темы урока, ребята совместно с учителем формулируют цели урока:
II. Знакомство с новым материалом.
Представление, защита полученных результатов и выводов (весь материал представлен в презентации и в буклете для каждого ученика).
1. Выводы "теоретиков":
Наречия на -О, -Е образуются от качественных прилагательных:
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, -Е
2. Выводы "ученых" : познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу.
Примечание.
Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями:
3. Выводы "логиков" : для решения орфографической задачи можно пользоваться алгоритмом.
Алгоритм
4. Выводы "исследователей"
: предлагаем использовать данный
алгоритм и на примере предложения применить правило написания НЕ с наречиями.
"И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые, и берег, милый для меня." (А.С.Пушкин)
Ребята демонстрируют правильное графическое объяснение орфограммы.
Объясните написание наречий:
5. Выводы "историков" : Предлагаем познакомиться с "трудными" словами для запоминания и активного использования в речи.
Невероятно:
1. Неправдоподобно.
Н: Невероятно умный.
2. Очень большой, значительный, чрезвычайный.
Н: Невероятно сильный.
Непритворно:
непритворный - лишенный притворства, искренний.
Н: Непритворно удивленный.
Неподалеку:
недалеко, поблизости.
Н: Поселиться неподалеку от реки.
Неподдельно:
подлинно, естественно, искренно.
Н: Неподдельно радостный.
нелепый - не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.
Н: Нелепо отвечает.
Невзрачно:
непривлекательно по внешности, некрасиво.
Н: Невзрачно одетый.
Надо запомнить
! Чтобы узнать, какой морфемой является НЕ (приставкой
или частью корня), надо подобрать однокоренные слова.
Например:
Неподалеку (даль, дальний) (НЕ - приставка)
Невероятно (вероятность, вероятный) (НЕ - приставка)
Непритворно (притвориться, притворяться) (НЕ - приставка)
Неподдельно (подделать, дело) (НЕ - приставка)
Нелепо (нелепый, нелепость) (НЕ - часть корня)
Невзрачно (невзрачный, невзрачность) (НЕ - часть корня)
III. Закрепление материала.
6. Выводы "игроков": игра проводится по рядам (кто быстрее найдет в каждом ряду третье лишнее слово)
Игра "Третий лишний"
1. Нев ежливо (грубо).
2. Нео жиданно (не употр.)
3. Нед алеко (близко)
4. Неж арко (холодно)
7. Выводы "практиков": ребятами был составлен текст, где встречается изучаемая на уроке орфограмма. Учащиеся предлагают сформулировать тему и основную мысль текста, озаглавить текст, использовать правила, алгоритм в практической работе и решить орфографические задачи.
Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.
Солнце нес мело (робко) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать не по-л етнему жарко. Нео жиданно (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легко. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели не г рустно , а весело.
7. Выводы "экзаменаторов" : ученики составили контрольный тест для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала. Проверка осуществляется на уроке.
Тест.
I Вариант.
II Вариант.
8. Выводы "игроков" : ребята предлагают к известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕ
Аукцион.
IV. Домашнее задание.
Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с наречиями.
Не ярко-неярко.
Не долго-недолго.
Не ясно-неясно.
Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно.
Не справедливо- несправедливо.
Подготовьте задания к аукциону. Подберите такие фразеологические обороты, которые можно заменить наречиями с НЕ (желающие).
Игра "Третий лишний".
I
1. Написал (не)брежно
2. Спросил (не)вежливо
3. Поступил (не)лепо
II
1. Ответил (не)верно
2. Прибил (не)крепко
3. Остановился (не)ожиданно
III
1. Говорил (не)быстро, а медленно
2. Выглядел отнюдь (не)красиво
3. Где-то (не)далеко прошумел
IV
1. (Не) по-летнему холодный
2. Горели (не)ярче прежнего
3. Греет (не)жарко
Тест.
I Вариант.
II Вариант.
Два последних приложения созданы в программе Microsoft Office Publisher 2007. Бесплатную ознакомительную версию вы можете скачать по этому адресу.
1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, недоумевающе.
2. Пишутся слитно с не наречия на о , которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не , например: неплохо (ср.: хорошо), немного (ср.: мало), неудачно (ср.: безуспешно).
3. Пишутся раздельно с не наречия на о , если имеется или подразумевается противопоставление, например: живут не богато, а бедно; обычно ехали не быстро и не медленно; не часто возникает подобная ситуация; не скоро еще вскроется река; не случайно он завел этот разговор; не вечно природа будет хранить свои тайны от человека; не сладко жилось переселенцам на первых порах. Ср.: На земном шаре не много мест, где встречается этот камень; Когда борзая добиралась до горла, зверю не много оставалось жить; Говоря честно, не много найдется людей, которые не испытывают неприятного чувства при виде пауков.
Примечание 1. В некоторых случаях возможно двоякое толкование и, как следствие, двоякое написание; ср.: до ближайшей остановки автобуса отсюда недалеко (утверждается, что близко) – до ближайшей остановки автобуса отсюда не далеко (отрицается, что далеко); редактор уехал ненадолго (на короткое время) – редактор уехал не надолго (не на продолжительное время). Для решения вопроса необходим более широкий контекст.
Примечание 2. В написании не с наречиями на -о , как и в написании имен прилагательных, различается противопоставление, выраженное союзом а , и противопоставление, выраженное союзом но . В первом случае противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается, например: работа выполнена не плохо, а хорошо; во втором случае действию одновременно приписываются оба признака без отрицания одного из них, например: работа выполнена неплохо, но с опозданием. В первом случае не пишется отдельно, во втором – слитно.
4. Пишутся раздельно с не наречия на -о , если при них в качестве пояснительного слова стоит отрицательное наречие, начинающееся с ни , либо сочетание , например: докладчик говорил нисколько не убедительно, рукопись отредактирована отнюдь не плохо. Но: никак невозможно (никак играет роль усилительного слова; ср.: совершенно невозможно).
5. Слитно или раздельно пишутся с не так называемые предикативные наречия на -о (слова категории состояния) типа нетрудно видеть – не трудно видеть: при утверждении они пишутся слитно, при отрицании – раздельно. Например:
Примечание 1. Отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями или сочетаниями далеко не, вовсе не, отнюдь не , например: никому не приятно, чтобы о нем плохо думали, отнюдь не безразлично, как действовать в дальнейшем.
При логическом подчеркивании отрицания в вопросительных предложениях не пишется раздельно с предикативными наречиями, например: Не удивительно ли, что посредственное произведение так разрекламировано?
Примечание 2. Различается написание с не безлично-предикативных слов на -о и созвучных с ними кратких прилагательных и наречий. Ср.: – Дать воды? – Не нужно. – Объяснение ненужно. Существенных изменений не заметно. – Пятно незаметно. – Подал знак незаметно.
6. Пишется слитно не :
7. Пишется раздельно не :
Отрицание не пишется отдельно от следующих за ним предлогов, союзов, частиц, например: не в поле; не с друзьями; не то. не то; не только. В предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на не пишется слитно.
Слитно пишется не с наречиями, которые не употребляются без не: не годующе, не доумевающе, не избежно, не лепо.
Слитно пишется не с наречиями на о, которые в сочетании с не образуют слова с противоположным значением (эти слова обычно легко заменяются синонимами без не): не высоко (низко), не мало (много), не много (мало), не плохо (хорошо), не сильно (слабо) ; У нас тоже неплохо на высших курсах (Пришв.); Немало книг, фильмов, песен и поэм вызвала к жизни эпопея звездолета «Темное Пламя» (Ефр.).
Слитно пишется не в отрицательных наречиях: н е где, н е зачем, н е куда, н е откуда.
Слитно пишется не в отыменных наречиях: не вдалеке, не вмоготу, не вмочь, не впопад, не втерпеж, не даром (‘не напрасно’; ср.: не даром - ‘не бесплатно’): У птиц недаром говорят, что я хватаю с неба звезды (Кр.); Олеся слушала меня рассеянно и отвечала невпопад (Купр.).
Примечание. Наречие невесть, сочетающееся с местоимениями и местоименными наречиями, пишется с не слитно: не весть где, не весть какой, не весть что.
Раздельно пишется не с наречиями на о, если имеется или подразумевается противопоставление: не далеко , а близко; ехать не быстро , а медленно. При написании не с наречиями, как и при написании не с прилагательными, следует различать прямое противопоставление, при котором один признак отрицается, а другой утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, которое оформляется союзом но (т. е. противопоставление без отрицания); ср.: говорить не громко, а тихо - говорить не громко, но понятно (т. е. тихо и понятно) ; Говорил не громко, не тихо, а совершенно так, как следует (Г.); Читать было не интересно, но не обходимо.
Раздельно пишется не с наречиями на о, если при них в качестве зависимого слова имеется отрицательное наречие, начинающееся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не: доказывать нисколько не убедительно, слушать далеко не интересно, выполнить отнюдь не плохо (ср.: поступить совершенно не правильно; выполнить никак невозможно - здесь никак - усилительная частица, а не знаменательное слово, которое могло бы определять наречие).
Раздельно пишется не с местоименными наречиями и с наречиями меры и степени: не вполне, не здесь, не очень, не полностью, не совсем, не там, не туда.
Раздельно пишется не с наречиями в сравнительной степени: не интереснее, не лучше, не меньше, не хуже.
Раздельно пишется не с обстоятельственными наречиями: не иначе, не летом, не после, не сегодня.
Раздельно пишется не с безлично-предикативными (т. е. выступающими в качестве сказуемого в безличном предложении) наречиями, которые не соотносятся с именами прилагательными: не время, не жаль, не надо, не пора, но: не досуг, не охота.
Раздельно пишется не с наречными выражениями отыменного происхождения: не к добру, не к спеху, не по вкусу, не по нутру, не под силу.
Раздельно или слитно пишется не с наречиями при возможности двоякого толкования текста: до остановки не далеко (утверждение признака ‘близко’) - до остановки не далеко (отрицание признака ‘далеко’,т. е. ‘не далеко и не близко’). То же характерно и для безлично-предикативных наречий типа не легко рассказать (‘трудно’) - не легко рассказать (‘и не трудно и не легко’).
Примечание 1. Отрицание усиливается пояснительными словами, содержащими в себе ни- , а также частицами далеко, отнюдь, вовсе: ни кому не приятно, чтобы о нем думали плохо; отнюдь не легко на душе.
Примечание 2. Различается написание не с безлично-предикативными словами на о и созвучными с ними краткими прилагательными и наречиями; ср.: Серьезных отклонений не заметно (безлично-предикативное слово). - Отклонение от цели незаметно (краткое прилагательное). - Он незаметно приблизился к столу (наречие).
По особенностям правописания НЕ с наречиями правила русского языка можно разделить на те, которые объясняют слитное написание слов, и те, которые объясняют раздельное. Чтобы определить, как пишется частица НЕ в конкретном наречии, нужно определить его разряд по значению, выделить суффикс и рассмотреть контекст употребления.
Основные правила правописания НЕ с наречиями представлены в таблице.
Правила написания
Примеры НЕ с наречиями слитно и раздельно
Слитное написание
Если наречие не употребляется без частицы НЕ
неуклюже, невмоготу, нелепо, невзрачно
Если наречие на -о (-е) с НЕ можно заменить близким по значению
непросто (сложно), невесело (грустно), невысоко (низко), негромко (тихо)
Если наречие на -о (-е) с НЕ употребляется со словами, указывающими на степень качества: очень, весьма, крайне, почти, совершенно, чрезвычайно
крайне неаккуратно, совершенно нелогично, очень неровно
Если НЕ в наречии находится под ударением (отрицательные наречия)
некуда, несколько, неоткуда, нечего
Раздельное написание
Если в предложении с наречием на -о (-е) есть противопоставление с союзом а
Митя проснулся не рано , а ближе к обеду. Птицы летали не высоко , а у нашего крыльца.
Если наречие на -о (-е) употребляется со словосочетаниями далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не, отнюдь не
Ничуть не глубоко, далеко не идеально, совсем не страшно, вовсе не кисло
С наречиями в сравнительной степени
Не проще, не ярче, не теплее, не ближе
С местоименными наречиями, наречиями меры и степени, обстоятельственными наречиями на -а (-я), -ом (-ем), -у (-ю) и др. кроме -о (-е) .
Не сюда, не очень, не полностью, не завтра, не летом
Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
Самые активные участники недели:
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Не с наречиями на -о (-е) пишется слитно:
если слово не употребляется без не:
негодующе, неистово, нелепо;
если наречие с не можно заменить синонимом:
пел негромко (тихо), говорил неискренне (фальшиво);
в отрицательных наречиях:
незачем, некуда, негде, неоткуда.
Не с наречиями на -о, (-е) пишется раздельно:
если есть противопоставление с союзом а:
говорил не громко, а шёпотом;
если к наречию относятся слова далеко не, отнюдь не,
вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не:
вовсе не тяжело, ничуть не страшно;
с наречиями в сравнительной степени:
не хуже, не лучше, не больше;
с местоименными наречиями и с наречиями меры и степени:
не туда, не там, не вполне, не совсем, не здесь, не полностью, не очень.
с обстоятельственными наречиями:
не сегодня, не весной, не иначе.
(Не)престанно разговаривая, находится (не)далеко, находится (не)далеко, а близко,
говорить (не)громко, но чётко, вовсе (не)интересно, (не)годующе посмотреть.
1. Старик был (не)аккуратно одет.
2. Илья Ильич лежал (не)брежно на диване, играя туфлей.
3. Он пробыл здесь (не)долго, а всего два дня.
4. Гостиница расположена отнюдь (не)далеко от центра.
Выберите наречия, которые пишутся раздельно с частицей не.
1. Он чувствовал себя (не)тревожно, а спокойно.
2. (Не)ожиданно для всех раздался звонок.
3. (Не)обыкновенно был красив маяк с моря.
4. Вы сыграли свою роль вовсе (не)плохо.
5. Она читала стихотворение (не)громко, но отчетливо.
Выберите наречия, которые пишутся раздельно с частицей не.
1. Я стоял (не)далеко от маяка.
2. Маяк был (не)описуемо высок и прочен.
3. На душе у него было (не)радостно.
4. Он старался идти (не)быстро, а медленно.
5. Тема сочинения раскрыта далеко (не)полно.
Выберите наречия, которые пишутся слитно с частицей не.
Отнюдь (не)убедительно, (не)где яблоку упасть,
ничуть (не)интересно, сказать (не)взначай,
очень (не)справедливо, (не)откуда было позвонить,
(не)заметно уйти, выглядеть (не)лепо.
school-assistant.ru
У наречий с конечными суффиксами -о, -е пишется -н- или -нн- в зависимости от правописания исходного прилагательного или причастия.
Выбор написания -н- или -нн- у наречий с конечными суффиксами -о, -е зависит от написания слов, от которых они образованы.
От качественных прилагательных, имеющих в морфемном составе суффикс -н- , образуются наречия с помощью суффикса -о , пишущегося после твёрдой основы, например:
Иногда вызывают затруднения написания наречий, образованных от отглагольных прилагательных. Тогда обращаемся к истокам слова, то есть к исходному глаголу и определяем его видовую принадлежность, например:
Прилагательное «ветреный» , являясь исключением, пишется с одной буквой «н» в суффиксе (ветр-ен-ый ). Значит, производное наречие «ветрено» имеет такое же написание.
Сегодня очень ветрено.
Девушка поступила ветрено.
Если же прилагательное или причастие пишется с -нн- , то это написание сохраняет производное наречие.
Особо отметим написание наречий с суффиксом -о , образованных от следующих прилагательных: