Что такое симпатия и антипатия. Что такое антипатия: чувство или эмоция Антипатия к партнеру по общению приводит к

Что такое симпатия и антипатия. Что такое антипатия: чувство или эмоция Антипатия к партнеру по общению приводит к

Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму). Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975г.), симпатия — это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987г.) говорится, что близкой сипатии выступает эмпатия и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи; а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас». Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Определяя природу симпатии и антипатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии — носят врожденный характер и являются результатом tele — таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психологов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убеждения. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971г.). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Якоб Морено используется другое понятие — аттракция.

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Андреева, 1997). Аттракция — это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и сторонятся других (Stevenson, 1965).
Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и формировании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974г.), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей.

Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману, (1987г.) ими являются:

— свойства объекта аттракции;
— свойства субъекта аттракции;
— соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;
— особенности взаимодействия;
— особенности ситуации общения;
— культурный и социальный контекст;
— время (динамика развития отношений во времени).

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.

В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984г.), многократно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии-антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

Конкретному изучению свойств человека, вызывающих к нему симпатию или антипатию, посвящены лишь единичные исследования на примере взаимоотношений тренеров и юных спортсменов.

Ю. А. Коломейцев (1975г.) выявил, что ученики, к которым тренеры питают симпатию («любимчики»), имеют сходство с тренерами по типологическим особенностям проявления свойств нервной системы. Между тренерами и «нелюбимчиками» такого сходства найдено не было.

Однако в исследовании Т. М. Симаревой и др. (1979г.) этот факт не нашел подтверждения, хотя были выявлены типологические различия между группами «любимых» и «нелюбимых» юных спортсменов. У первых значительно чаще встречалось преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, что свидетельствует, судя по ряду исследований (Высотская и др., 1974г.; Фетискин, 1978г.; Сидоров, 1983г.), о наличии у них выраженной потребности в двигательной активности, большей работоспособности. У первых чаще, чем у вторых, встречалась сильная нервная система, которая тоже способствует проявлению высокой работоспособности «через не могу» за счет терпеливости (Ильина, 1976г.). В группе «любимых» чаще встречалось и преобладание возбуждения по «внешнему» балансу, что в сочетании с предыдущими двумя типологическими особенностями говорит об их большей решительности, активности. Таким образом, «любимчики» отличаются от «нелюбимчиков» такими типологическими особенностями, которые в комбинации обеспечивают лучшее проявление различных волевых качеств. Последние же, позитивно влияя на поведение спортсменов на тренировках и соревнованиях, на самоотдачу, работоспособность, а в конечном итоге и на спортивный результат, вызывают более положительное отношение к ним тренеров.

Этот вывод был подтвержден и результатами опроса тренеров, которые должны были оценить по 10-балльной шкале всех спортсменов, которых они тренировали, используя следующие критерии: качества, характеризующие одаренность спортсменов; качества, характеризующие работоспособность; волевые качества. Оказалось, что по всем этим критериям преимущество в оценках имели «любимые» спортсмены (хотя были случаи, когда по какому-то критерию некоторые «нелюбимые» оценивались выше).

Доминантное отношение тренеров к «любимым» ученикам проявлялось даже в том, что они начинали писать список своей группы с «любимых», а «нелюбимые» оказывались в этом списке на последних местах.

Эмоциональное отношение к человеку оказывает влияние на оценку как его личности в целом, так и его профессиональных качеств. Это было выявлено Е. Г. Еделевой в отношении оценки школьниками учителей физической культуры; если учитель не нравился и с ним у учащегося были конфликтные отношения, то он оценивался низко и как профессионал, а не только как личность.

Из книги Ильина Евгения Павловича «Эмоции и чувства»

Время на чтение: 3 мин

Что такое симпатия? Симпатия – это ощущение эмоциональной предрасположенности к объекту. От греч. «sympatheia» – «влечение», что означает субъективное впечатление притягательности и желанности чего-либо. Связано с понятиями синхронности, взаимонастроенности. В ряде культур может означать сопереживание и желание счастья. Под влиянием стоиков и древнегреческих философов раннего (IV – V ст. д. н. э.) понятие симпатии попало в вокабуляр мистиков, романтиков, философов. В тот период речь шла о космической симпатии. Космосом называлась природа, стихии и речь шла о возникновении природной (космической) симпатии. Уже тогда рассматривались как бессознательные (природные) причины, так и социальные способы возникновения симпатии, поскольку ими считалось, что космос (природа), социум и индивидуум существуют по единым законам. Возникновение симпатии между людьми объясняют единодушием, общностью взглядов и интересов, субъективной избирательной позитивной реакции на персону другого.

Симпатия рассматривается, как инстинктивная склонность в следствие ощущения родства. Внешними проявлениями являются активное выражение интереса, доброжелательность, внимательность. Противоположностью является ощущение антипатии. Интерес, что такое симпатия, определение этого ощущения присущ человеку.

Что такое симпатия к человеку

Человеку интересно ощущение называемое симпатия, что это такое. Ощущение симпатии подразумевает положительное отношение, определение нравится объект, вызывает ли он расположение. Она позволяет ассоциировать определенного человека с потенциально хорошими для нас. Это положительное, социально одобряемое чувство, желаемое для человека отношение, поскольку нам нравится её ощущать.

Симпатия к человеку воспринимается как беспричинная, на первый взгляд, преемственность другого, склонность к нему, ощущение духовного родства (потому и воспринималась как космическая связь). Это проявление ранней, иррациональной формы доверия. Есть версии, что одним из источников данного ощущения является отличающийся набор генов, который проявляется в отличных внешних раздражителях – запахе, чертах, фигуре и потому представляет интерес для дальнейшего общения с целью обогащения генома. Другая версия говорит о подобных характеристика, которые вызывают доверие в силу своей похожести и понятности. Больше аргументов имеет на своей стороне вторая версия, поскольку противоположное может вызывать положительную реакцию, если соотношение неизвестного и интереса будет перевешено в сторону именно интереса.

Симпатия больше связана с преемственностью и ощущению единства, что легче ощутить к человеку подобному и понятному. Она может возникнуть по мере выяснения или формирования ощущения общности, совместных занятий, единых интересов, когда отличие становится достаточно выразительным, для отличия индивидуальности, но и не ярко противоположным, для возникновения впечатления демонстративного отличия.

Возникновение симпатии возможно как условно-случайным образом, так и в следствии выстраивания отношений, формирования общности, со настроенности людей. Человек социален, потому отдавать все бразды возникновения эмоций и отношений лишь факторам физической привлекательности нерационально и всё больше внимания уделяют способам социального формирования ощущения взаимно-положительного отношения между людьми.

Симпатия связана с соблюдением личных границ, индивидуального пространства. Люди, вторгающиеся в личное пространство, физическое, индивидуальное, ассоциируются с агрессорами и, соответственно, вызывают антипатию. Так же проявлением доверительного отношения считается доступ в личные границы. Т.е. симпатия возникает в результате уважения к чужому пространству (в том числе, психологическому) и результатом будет доступ в него.

Частота социальных контактов создаёт почву для возникновения симпатии, т.к. люди ощущают потребность доверять своему окружению и бессознательно стремятся наладить связь с постоянным окружением. Потому человек может чувствовать себя виноватым, если не испытывает положительных эмоций к тому, кто хорошо к нему относится. Проявляемая симпатия является стимулом для формирования внутренней, как ответная реакция на поведение. Для этого же осуществляется определенный социальный обмен, когда индивидуумы оказывают друг другу небольшие услуги, а так же этикетное взаимодействие, обмен словами вежливости.

Что такое симпатия и антипатия

Специалистам часто задают вопросы – антипатия, симпатия, что это такое. Антипатия (с греч. – «против», и «страсть»), что значит ощущение противоположное симпатии. В паре они относятся к мотивационным факторам межличностной и межгрупповой коммуникации. Это чувство внутренней нерасположенности, неприязни, отвращения.

Антипатия так же является изначально бессознательным отношением, но так же может формироваться в процессе социального взаимодействия. Антипатия необходимый инструмент для социальной коммуникации. Имея в основе биологическую природу, когда неприятие вызывают потенциально опасные для жизни объекты, в социальном проявлении антипатия так же сигнал потенциальной опасности, объективной или субъективно воспринимаемой. Так же в общении она помогает другому понять реакцию, которую вызывает его персона. Человеку практически сложно понимать нейтральные знаки, психика ориентирована на определенность, понятность и чёткость сигналов и антипатия является таким же необходимым для построения взаимоприемлемых отношения.

Источником антипатии является представление об опасности, неприятии, брезгливости, простивопоставлении как сформированная в результате личного опыта, так и являющаяся результатом генетической или научения.

Ощущения симпатии и антипатии могут равнозначно присутствовать в отношении к объекту, тогда они говорят об отношения, когда личность переполняют противоречивые, взаимоисключающие чувства. Проявлением подобного поведения может быть противоречивость невербальных и вербальных сигналов и поведения. В раннем возрасте, когда социальная психика объяснимо не сформирована и инфантильна это может выражаться в противоречивых оказаниях внимания в виде задирания, провокаций (пресловутые косички и догонялки).

По мере взросления и получения социального опыта человек учится формировать взаимоотношения с осознаваемым балансом противоположных, взаимоисключающих отношений, когда личность способна к приемлемому и близкому общению, при этом осознавая у другого наличия отрицательных или не приемлемых качеств и привычек, его инаковости. В таком случае амбивалетность встречается в отдельных случаях. Если социальный слабо сформирован, человек часто испытывает подобные противоречия, что выражается в непоследовательности выражения невербальных и вербальных сигналов, формирования и построения отношений.

Что такое симпатия к девушке

Что такое симпатия определение понятия часто интересно молодым людям. Если разделять симпатию к человеку интересующего пола, как к личности и симпатию, как ощущение личностного и эротического интереса, то по отношению к девушке она связана с интимным интересом. Проявлением её можно считать хорошее отношение, стремление проводить время совместно, оказывая услуги и внимание девушке, материальное выражение.

Если говорить о невербальных знаках, то следует помнить, что в большинстве ситуаций человек всегда испытывает какие-либо эмоции по отношению к другому и они имеют какой-то знак (положительный или отрицательный). Положительные знаки – означают отсутствие (на данный момент) отрицательных, а не обязательно выражено позитивной реакции. И в такой ситуации активное вторжение с целью привлечения внимания, отношение к положительно нейтральному отношению, как к обещанию симпатии может восприняться, как атака и развернуть знак на противоположный. В таком случае, активная демонстрация повышенной активности и безосновательное требование, а также ожидание дальнейших подтверждений положительного отношения может восприниматься как агрессия и навязчивость.

Также следует учитывать, что с интимной точки зрения человека, в той или иной мере, интересуют все нетабуированные (по возрастному, социальному, родственному признаку) представители интересующего пола. И если объект не вызывает антипатию, он потенциально вызывает приятные эмоции. Т.е. некоторое выражение преемственного, позитивного отношения, особенно в определенной обстановке общности, не обязательно выделяет конкретную девушку в глазах парня, а имеет скорее общий сигнал преемственности. Соответственно, невербальные и условные проявления симпатии в виде улыбки, доброжелательного пристального взгляда, открытые позы и вежливость желательно относить на счет общеличностного выражения симпатии и вежливости общения в не агрессивном социуме.

Корректными сигналами стоит считать только выраженные вербально или действиями в виде внимания, времени, материальном выражении. Если молодой человек говорит о своей симпатии к девушке, стремится провести большую часть своего времени, а также принять полезное участие в её жизни, помочь ей, сделать что-либо вызывающие радость и улыбку, тогда можно предполагать наличие ярко выраженной симпатии.

Что такое симпатия к парню

Аналогично отношению к девушке, симпатия к парню – это комбинация интереса к индивидууму с интимным интересом. Так же, по аналогии, проявлением симпатии может быть желание совместного времяпрепровождения, оказание внимания и услуг. Невербальные знаки говорят про отсутствие негативного отношения. Чувство подобного позитивного отношения к другой персоне необходимое для социальной и межличностной коммуникации и в приложении к конкретному человеку могут считаться как потенциал к формированию более глубокого отношения и общения, а не гарантия и обещание его.

Симпатия девушки к парню может иметь как общеличностный, так и эротически направленный характер, изначально, но следует помнить, что и как в противоположном случае, и в любых других случаях, она имеет не статический характер.

Но, если сосредоточиться на гетеросексуальных отношениях, в случае общения парня и девушки вмешивается гендерный момент, поскольку в большинстве культур большая инициативность в начале общения возлагается на парня. В таком случае, невербальные знаки в виде улыбки, доброжелательного взгляда могут подтолкнуть к первым шагам к проявлению внимания и демонстрации выраженной индивидуальной симпатии. Но тут так же надо помнить, что невербальные знаки говорят об отсутствии, на данный момент, негативности, а не являются обещанием обязательной устойчивой симпатии. И если девушка улыбнулась, а на предложение общения отказала, то улыбку следует отнести к проявлению вежливости и проявления положительного отношения к личности вообще, а не проявлению непосредственно интимного интереса.

Так же следует помнить, что взаимоотношения процесс динамический, проявление симпатии в данный момент, может смениться на антипатию в следующий, если ответный сигнал будет не приятен. Например, грубое нарушение личных границ, физических и индивидуальных, могут быстро, резко и надолго (иногда и навсегда) перечеркнуть позитивные впечатления и вызвать антипатию.

Некорректное, грубое, агрессивное, навязчивое поведение может спровоцировать перемену положительного знака на отрицательный. Чем более аккуратное и внимательное отношение личностей между собой имеет место, тем больше шансов на укрепление ощущения симпатии и увеличение шансов перехода на более глубокий и близкий уровень общения. Это справедливо как по отношению к любовным, так и дружеским отношениям, вне зависимости от гендерных различий.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мгновенное отторжение человека и неприязнь к нему. Нежелание ни говорить с ним, ни видеться, ни даже находиться в видимой близи. Вот что такое антипатия .

К примеру, вы едете в троллейбусе. И видите человека. Мужчина ли это, или женщина - не столь важно. Вы не знаете его, и вообще, первый раз видите. Люди, что стоят между вами, мешают разглядеть, во что он одет, вы никогда не слышали его голоса, не знаете ни черт его характера, ни привычек. Вы встречаетесь с ним взглядом, и мгновенно между вами завязывается нить отношений.

Это может быть безразличие (тоже отношение, кстати), и тогда вы спокойно отведете взгляд в сторону, и, положим, уставитесь в окно.

Это может быть симпатия , и тогда вы время от времени будете бросать заинтересованный взгляд на этого человека, желая узнать его, поговорить с ним, побыть вместе. Часто возникшая симпатия перерастает в иное, более глубокое чувство: дружбу или любовь .

И это может быть антипатия, не менее сильная эмоция, чем симпатия. Вам уже больше не захочется смотреть на этого человека, услышать его голос, быть рядом. Более того, возникшая ниоткуда неприязнь будет диктовать поскорее покинуть одно с ним занимаемое пространство. И вы, возможно, сойдете с троллейбуса раньше времени, даже не доехав до своей остановки.

Антипатия- это чувство, диаметрально противоположное симпатии. Эти две эмоции разделяет безмерная дистанция. И если от любви до ненависти, как известно, один шаг, то от антипатии до симпатии - миллион шагов помноженный еще на один миллион.

Возникает антипатия очень быстро, как и симпатия, а иногда и любовь, которую мы называем «с первого взгляда». И как чувству, появившемуся независимо от нас, откуда-то подсознания, ему надлежит верить. Потому что первое впечатление о человеке, возникшее как бы ниоткуда, и есть, обычно, самое верное.

Бывает, что возникновение антипатии имеет и видимые основания. К примеру, идет человек по улице и лузгает семечки. Шелуху сплевывает на тротуар, совершенно не заботясь ни о его чистоте, ни о прохожих, на которых может попасть семечные скорлупки. Вы что, полюбите этого человека с первого взгляда? Начнете симпатизировать ему, подойдете, и станете вместе грызть семечки? Нет, наверное. Скорее всего, вы проникнитесь к нему острейшей антипатией, смешанной с отвращением.

Или человек косноязычен. Не умеет разговаривать, связывая слова непотребными выражениями. Антипатия может возникнуть и по этой причине.

Или он неряшливо одет.

Или его лицо вам крайне неприятно.

Или вам не нравятся его манеры.

Или этот человек вам совершенно неинтересен.

Или у вас уже имелся негативный опыт знакомства с похожим по типажу человеком.

Или этот человек принял участие в споре не на вашей стороне.

Или он грубо и неудачно пошутил и нанес вам незаслуженную обиду.

Или мировоззрение этого человека коренным образом отличается от вашего.

Или он совершил скверный поступок, и вы об этом знаете... Словом, причины возникновения антипатии могут быть совершенно различными.

Конечно, тот, кто поначалу произвел на вас негативное впечатление и вызвал антипатию, впоследствии может оказаться довольно приятным человеком, но такие случаи не часты, и именно впечатление о человеке, возникшее в первые секунды знакомства с ним, является превалирующим и, в большинстве случаев, единственно верным. Так что, доверяйте себе, своим собственным ощущениям, инстинктам и впечатлениям о человеке, а не бытующему мнению, или мнению, навязанному извне. И вы будете защищены от многих неприятностей, а окружать вас всегда будут люди милые вам, добрые и симпатичные...

Психолог Виктория Маркелова:

Инстинктивной неприязни не существует

— Другие люди всегда для нас — зеркала. То, что задевает в других, что безумно нравится или безумно раздражает, надо читать как сигнал, дающий информацию о себе.

Например, нас ужасно раздражает коллега, который ничего плохого нам не сделал. Более того, он может и вообще не обращать на нас внимания, а мы на него смотрим и просто из себя выходим. Причин может быть несколько.

Виктория Маркелова, психолог. Фото с сайта vdohnovimir.ru

Проекция

У каждого из нас есть идеальный образ себя, с которым очень тяжело расставаться. Недаром в Евангелии сказано про то, что «в чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем». Не хочется видеть в себе недостатки, и чем больше что-то в себе не нравится, тем больше мы это не принимаем – так работает психологическая защита.

И когда в другом человеке нас что-то постоянно, необъяснимо и сильно раздражает, загляните в себя.

Например, неприятна нам в коллеге амбициозность, – возможно, что мы сами внутри это имеем, только не признаем.

И проецируем свое бессознательное на другого — на другого ведь проще раздражаться и злиться, чем на себя. Так мы снимаем напряжение и нейтрализуем конфликт внутри себя. В общем-то – обманываем себя.

Особая злость на «свой» чужой недостаток может объясняться как раз тем, что бедному «раздражителю» достается и за себя, и «за того парня» — мы вымещаем на нем ту неприязнь, которую не можем обратить против себя.

Конечно, не все, что неприятно нам в других людях, есть в нас самих. Призадуматься стоит, когда раздражение имеет повышенный градус и рационально необъяснимо, так сказать, «инстиктивно».

Зависть

Это вторая причина, по которой может возникнуть непонятное раздражение. Зависть — чувство, в котором очень не хочется себе признаваться. Трудно принять, что ты – завидуешь, ведь это значит, тебе чего-то не достает, что ты чего-то хочешь, но не можешь. И тогда начинаешь на удачливого коллегу или родственника злиться и обвинять его, например, в том, что он нечестно что-то получил, или ко всем подлизывается, поэтому у него все хорошо.

Мы злимся потому, что не можем сделать сами. И тогда нас начинает раздражать даже какая-нибудь хорошая черта в этом человеке.

Например, легкость на подъем или умение находить общий язык с кем угодно – ведь нам кажется, что благодаря этим качествам человек получил то, чего не можем получить мы.

И вот легкость на подъем в завистливых глазах становится легкомыслием и безответственностью, а общительность – умением подлизаться и наврать с три короба.

Причиной зависти может быть и то, что мы себя обманываем в своих желаниях и мотивах. Вот пример: один человек жутко возмущается, что он весь такой творческий, а таких больших денег, как дядя Вася, который какой-то ерундой занимается, не зарабатывает. Но у дяди Васи мотив – делать деньги, и он их делает. А у возмущенного человека мотив – делать что-то со смыслом, нести в мир добро. Тогда, получается, если у дяди Васи мотив – деньги, а у тебя – добро, вы просто в разных плоскостях. Готов ли ты изменить свой мотив, чтобы получать большие деньги?

Надо задать себе вопрос: чего ты больше хочешь? Денег, как дядя Вася, или другого? Потому что в данном случае это конфликт: большие деньги за светлое и высокое не платят. И если зависть и раздражение зашкаливают, надо разбираться со своим мотивом, настоящий ли он? Или в том, сколько в нем от себя, а сколько от социальных ролей, долженствований? А может, человек просто не умеет делать деньги?

Нарушение границ

Третья причина непонятной неприязни – это наше собственное неумение отстаивать свои границы.

Например, говорят тебе: «Пойдем со мной» или: «Идешь сегодня ко мне в гости». Или (начальник): «Останься сегодня, поработай сверхурочно!»

Человек соглашается, приходит, остается работать, а потом начинает испытывать огромное раздражение на того, кого он послушался, потому что считает, что его заставили.

Но вместо того, чтобы признать, что он сам не умеет говорить «нет», он переносит это раздражение на своего мучителя. И начинает раздражаться оттого, что его заставили, а на самом деле он не хотел.

Вроде бы обижаться на пригласившего глупо – он ведь не силком тащил; злиться на себя, что согласился, тоже не хочется – вот и получается такая глухая неприязнь и стремление избегать человека, которому ты не можешь сказать «нет». В итоге и сам мучитель, подавляющий тебя (о чем он сам, впрочем, даже не догадывается), и все его проявления становятся неприятны.

И это естественно, потому что наши границы – это наша безопасность, и любой, кто, по нашему мнению, их проламывает – кажется нам захватчиком. Поэтому границы важно охранять и отстаивать! Иначе вы так и будете обрастать «захватчиками», насильниками, а они и не поймут, в чем перед вами провинились: они ведь просто предложили, а вы просто согласились.

Забытая проблема

И, наконец, четвертая причина «инстинктивной неприязни» — это некая вытесненная травма.

Бывает, что человек не выносит определенный тип людей. Например, высоких и худых. Не выносит до такой степени, что не может до них без отвращения даже дотронуться – все равно, что до насекомого. Такие штуки могут быть завязаны на каких-то детских вытесненных травмах. Может быть, к маленькой девочке в трехлетнем возрасте подошел взрослый, высокий, худой дядя и чем-то ее напугал. В бессознательной части психики страх остается и закрепляется. Потом человек вырастает и уже не помнит, а вот это подавленное, забытое, вытесненное, связанное с какой-то травмой или неприятной ситуацией, развивается вот в такую вот неприязнь.

Это может произойти не только в детстве, и во взрослом возрасте с нами что-то происходит, и психика срабатывает таким образом, что мы это забываем.

Если это очень неприятно, то мы себя убеждаем, что этого не было.

Тем не менее, образ, который нам нанес травму, остается, и неприязнь к нему мы будем чувствовать, сами не понимая, почему же мы это испытываем.

Как со всем этим жить и бороться

Для начала нужно честно признаться себе, что действительно, проблема есть: неприязнь к человеку, который этого вроде бы совершенно не заслуживает. Он не делает нам зла, он никак или почти никак не влияет на нашу жизнь, но раздражение или отвращение к нему присутствуют.

Осознание проблемы – это первый шаг к ее решению, потому что, осознав, мы как будто выносим проблему вовне, можем посмотреть на нее со стороны и понять, что делать дальше. Кстати, осознать не так-то легко, ведь мы привыкли считать себя белыми и пушистыми, и даже признаться себе, что нас безумно злит, в общем-то, ни в чем не виноватый человек – это тяжело.

Ведите дневник чувств

Второй шаг – это ведение дневника. Надо в письменном виде как можно подробнее описать, что конкретно раздражает в человеке. Берем блокнот, чертим таблицу в три колонки. Первая – причина раздражения, например «сидит и крутится на стуле» или «неискренне смеется, говоря с начальником». Вторая – мое чувство, которое по этому поводу возникает. Третье – а как «раздражитель», по моему мнению, должен себя вести. Ведем такой дневник хотя бы неделю, со всей тщательностью.

Нужно начинать разбирать вопрос по пунктам, то есть очень четко, на бумаге. Потому что когда все только в мыслях, оно разлетается во все стороны. Надо четко выписывать, что мне конкретно не нравится, что меня раздражает.

Нужно прописывать все детали — не просто раздражает и все – а не нравится то, как разговаривает, или заискивает перед начальником, или ко всем подлизывается, лицемерит, важничает, хвастается и пр.

Тут результатов будет несколько. Во-первых, мы вытащим наружу чувства и эмоции, которые до этого мучили нас изнутри. Во-вторых, сможем прикинуть на себя – а нет ли в нас самих того, что нас так ужасно раздражает. А может, и в самом деле нет, но нам этого ужасно хочется?

У меня в практике была очень тихая и скромная девочка, которая боялась высказываться и говорить. А у ее коллеги на работе рот не закрывался. То есть она всем все высказывала прямо, что думала.

И тихую девочку это до обморока раздражало, она называла коллегу и выскочкой, и тщеславной, и похуже.

Но на самом деле ей хотелось самой уметь быть такой решительной. Но она себе очень долго не хотела признаться в том, что ей тоже хочется уметь так открыто себя вести. То есть на самом деле ей нравилось то качество, которое было у коллеги и недостаток которого у себя так расстраивал.

Или другой пример. Допустим, меня безумно раздражают сплетни, которыми человек занимается на работе. Тогда надо отследить, как я сама себя веду, а потом спросить: «А я сама не сплетничаю?».

Первым порывом будет сказать «нет». Но не торопитесь, поразмышляйте, а потом попробуйте спросить того, кому вы доверяете. Нужно учиться за собой внимательно наблюдать.

Если причина раздражения, неприязни к другому найдена и устранена, то раздражение уходит.

Когда человек признает, что он тоже не святой и тоже может посплетничать, поревновать, похвастаться и пр, он становится терпимее к тем, кто тоже не свят. Это такое правило: чем терпимее мы умеем относиться к себе и принимать себя с недостатками, тем терпимее мы относимся к другим.

Если я обнаруживаю в себе такие же качества, какие меня раздражают в другом, я иду на исповедь, а потом говорю: «Хорошо. Если Бог прощает, то что же я сама себя не прощаю?» Тогда я могу относиться терпимо и к другому. То есть с любовью отнесусь к себе, и с любовью отнесусь к другому.

Это не значит, что нужно терпимо относиться к объективно плохим поступкам и проявлениям. Люби грешника и ненавидь грех.

Случай из частной жизни

Со мной была такая история.

В приходе, где я работала психологом, была одна дама, которая считала, что психология – одно зло. И эта дама со мной постоянно тайно конкурировала.

Все время меня задевала, провоцировала. Я ее просто видеть не могла.

В какой-то момент я сказала: «Больше не могу. Я ее просто не выношу. Я ее вижу, и меня трясет». Что же делать? Стала разбираться, вопросы себе задавать: «Что именно тебя в ней напрягает? Конкурентность, хорошо, а разве ты сама не конкурентная? И ты не можешь пережить, чтобы кто-то смел быть лучше тебя. И ты хочешь быть на первом месте, быть самой лучшей, чтобы тебя все любили и хвалили. Разве ее качества к тебе не имеют отношения? Да ты такая же, как она! Просто ты помоложе и вести себя получше умеешь, поэтому выигрываешь».

Прямо в этот момент мне полегчало. Меня такой смех разобрал: «Ну и что ты привязалась к этой тетке? Сама такая же».

Задача ведь не убить себя за это и не сказать: «Ах, вот ты какая ужасная!». А как-то с юмором отнестись и сказать: «Ладно, давай подумаем, что мы можем с этим сделать».

От одного признания я, конечно, не перестану быть, например, конкурентным человеком, но, по крайней мере, у меня пропало раздражение. Я не полюбила ее, но хотя бы перестала ненавидеть. Приняла в себе, что во мне это есть и успокоилась по ее поводу.

Не стремитесь дружить с «раздражителем»

Есть ошибка, которую делают многие люди, которые хотят быть честными с собой. Испытывая чувство вины перед человеком за свою неприязнь, они начинают относиться к предмету своей нелюбви с преувеличенным вниманием, нарочно стараясь делать для него что-то, пытаясь переломить свой негатив.

Если применить медицинскую метафору, эти люди поломанной рукой пытаются нести тяжелую сумку «потерпевшего». Но пока рука не срастется, не окрепнет в гипсе, любое напряжение для нее может быть пагубно. Так и здесь:

пока мы не осознаем подлинные причины нашей неприязни и не поймем, как их преодолеть, такое натужно дружелюбное поведение добра не принесет.

Выглядеть это будет лицемерно, а внутри, помимо неприязни, будет копиться еще и агрессия.

Я бы посоветовала не приставать к объекту неприязни, а наоборот: немного отстраниться и понаблюдать за ним. Попробовать понять, почему он себя ведет так или иначе, какие могут быть его внутренние причины. Посмотреть на мир его глазами, постараться его почувствовать — или, как говорят англичане, пройти милю в его ботинках. Возможно, вам откроется нечто, после чего вы уже не сможете на него злиться.

Попробуйте узнать историю человека

Один из недавних примеров: у моей дочки в классе училась девочка. В манере вести себя – как есть выскочка, кривляка. Везде она в первый ряд лезла. Она не нравилась мне совсем. А потом как-то раз она пришла ко мне посоветоваться, и оказалось, что у не очень сложная обстановка дома, родители держат ее в черном теле, контролируют каждый вздох, и когда она в школу приходит, она там все это компенсирует.

И, увидев на самом деле, как ей тяжело, я поняла, что она «кривляется» потому, что просто не знает, как правильно себя выразить. И я подумала: столько лет считала ее кривлякой, а это на самом деле страдающий ребенок.

Неважно, ребенок или коллега. Бывает, узнаешь историю человека и думаешь: «Теперь ясно, почему он себя так ведет».

Можно попробовать узнать человека получше, заглянуть в его жизнь, в его боль не нахраписто.

Попробовать посочувствовать, попробовать увидеть живого человека, тоже страдающего. Это может смягчить наше раздражение.

Возможно, дружбы не получится, но я считаю, что это тоже дело любви – попробовать увидеть душу страдающего человека.

Общество >> Этика

«Партнер» №5 (152) 2010г.

Тайна симпатии и антипатии

Психология чувств

Григорий Калихман (Дортмунд)

Я дал такое название статье не для того, чтобы заинтриговать читателя. Просто существует некий таинственный феномен, заключающийся в том, что одни люди, казалось бы, без видимых причин нам симпатичны, а другие - несимпатичны.

"Какой-то есть особый закон внезапного рождения симпатий", - писал английский поэт Джордж Байрон. Впрочем, задолго до рождения Байрона выдающийся шотландский экономист Адам Смит (тот самый, труды которого читал Евгений Онегин) пытался сформулировать этот "закон". В 1754 году он опубликовал книгу под названием "Теория нравственных чувств". Эту книгу Смит начинает с определения чувства симпатии и его влияния на отношения между людьми. Согласно Смиту, симпатия - это способность разделять какие бы то ни были настроения и чувствования других людей. Современная психология называет эту способность и, главное, готовность словом "эмпатия". Слово "симпатия" (происходит от греческого sympatheia - влечение, расположение) означает устойчивое одобрительное отношение к кому-либо, проявляющееся в приветливости, доброжелательности и других положительных эмоциях.

О рождении симпатии

Иногда бывает даже так, что чувство симпатии или антипатии может стоить очень дорого. Можно вспомнить такой исторический пример. "Великий людоед всех времен и народов" уничтожил журналиста Михаила Кольцова, одного из самых преданных своих паладинов, и в то же время пощадил Илью Эренбурга и Бориса Пастернака, которых Кольцов оговорил под пытками. По-видимому, они были симпатичны Сталину.

Симпатия является самым простым видом межличностной притягательности. Она не задевает нас глубоко. Можно сказать, что это чувство является поверхностным. Если мы разочаровываемся в человеке, которому раньше симпатизировали, это не причиняет нам особой боли. Мы можем находить симпатичными множество людей любого пола и любого возраста. Следовательно, чувство симпатии не имеет выраженной сексуальной окраски. Во многих случаях симпатия вызывает ответную симпатию. Если кто-то проявляет к нам интерес и восхищается нашими "выдающимися" достоинствами, мы, в свою очередь, начинаем симпатизировать этому человеку. И уж почти наверняка антипатия порождает ответную антипатию. Можно сказать, что несимпатичный человек - это тот, кто не проявляет интереса и симпатии ко мне, такому хорошему и обаятельному.

На начальном этапе возникновения симпатии наиболее существенными являются внешние данные человека и манера его поведения, затем в процессе общения более значимыми становятся его социально-психологические свойства. Как это ни покажется странным, слишком высокий уровень положительных качеств снижает привлекательность, потому что такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная "правильность" угнетает. Установлена существенная зависимость симпатии от самораскрытия и доверия партнеров друг к другу. При этом очень важным является не только сходство жизненных установок, но и взаимодополняемость личностных свойств, а также сотрудничество, не переходящее в соперничество.

В одном из современных романов описано, как возникло чувство взаимной симпатии между двумя людьми - начальником и подчиненной, которые до того уже больше года работали вместе: "В этот момент что-то изменилось: у них появились отношения, и они оба это явно почувствовали. Наверно, и раньше в их подсознании что-то происходило. А возможно, возникло спонтанно. Кто поймет тайны психологии..."

Что говорит наука

Если уж говорить о тайнах психологии, то наука пытается объяснить, как и почему возникает чувство симпатии между двумя людьми. Какие-то исследователи открыли, что симпатия между двумя людьми может возникнуть, если они находятся друг от друга на расстоянии не более двух метров. Всему виной, видите ли, вещества, выделяемые телом и называемые феромонами, ощутить которые на большом расстоянии очень сложно. Хотите - верьте, хотите - проверьте. А вот в солидной газете Welt am Sonntag в конце 2008 года была опубликована статья под названием "Gentest statt Gespräch" ("Генетический тест вместо разговора"). В статье говорилось о том, что ученые якобы установили, будто чувство симпатии реализуется на генетическом уровне и, проведя соответствующее исследование, можно установить, понравятся два конкретных человека друг другу или не понравятся. Далее сообщалось, что некоторые агентства, занимающиеся знакомствами и подбором супружеских пар, взяли эту теорию на вооружение и внедряют ее в практику.

По-видимому, в этих исследованиях есть какое-то рациональное зерно. В качестве подтверждения можно привести известное высказывание Максима Горького. Отвечая на вопрос писателя Леонида Андреева, что заставляет его (Горького) тратить время на бесплодную борьбу с антисемитизмом, Горький ответил: "Еврей вообще симпатичен мне, а симпатия - явление биохимическое и объяснению не поддается".

Можно предположить, что антипатия по отношению к евреям вообще (а не к какому-то конкретному еврею), которая зовется антисемитизмом, тоже реализуется на биохимическом уровне. Если исходить из такой точки зрения, то антисемитизм (или, если говорить обобщенно, ксенофобия) какого-то отдельно взятого человека вряд ли можно искоренить, так как нельзя изменить его биохимическую природу.

О стойкости подобного рода убеждений (точнее говоря, предубеждений) писала знаменитая американская психотерапевт Джанетт Рейнуотер: "В отрочестве я спорила со своими знакомыми, придерживающимися расистских убеждений, я неистовствовала и проповедовала, исходя из ошибочных миссионерских идей изменить их систему взглядов, что, конечно же, не удалось сделать".

Наблюдая за собой, каждый может обнаружить, что какие-то люди ему нравятся, к другим он испытывает в лучшем случае безразличие, а к третьим - антипатию. При этом иногда бывает даже так, что этих людей мы никогда не встречали, а видели только по телевизору. И если кто-то вызывает у меня немотивированное неприятие и даже раздражение, то более чем вероятно, что я тоже могу вызывать неприятие у каких-то людей. И совсем не обязательно, что люди, которым я несимпатичен, плохие. Просто они другие, и их антипатию следует переносить, по возможности, спокойно. Здесь уместно вспомнить такое высказывание: "Если не всем ты понравиться сможешь делом своим и искусством, лучшим по вкусу придись: плох приглянувшийся всем".

От симпатии до любви

Значительно более сложными чувствами, по мнению психологов, являются любовь и сексуальное влечение, которые далеко не всегда эквивалентны друг другу.

В большинстве случаев любовь начинается с чувства симпатии. Если отрезок времени от возникновения симпатии до зарождения любви является очень кратким, то принято говорить о любви с первого взгляда. Стендаль в своем знаменитом трактате "О любви" писал: "В силу симпатии и некоторых других законов нашей природы, любовь - это просто-напросто величайшее счастье, какое только может быть". Размышляя о сексуальном влечении, Стендаль далее пишет: "После интимной близости между двумя людьми, испытывающими даже не любовь, а всего лишь чувство симпатии, возникает такое доверие, такая легкость общения, такое нежное внимание друг к другу, какие не появятся и после десятилетней симпатии и прочной дружбы".

Процитировав Стендаля, я подумал, что вся эта "лирика", присущая XIX и в значительной степени XX веку, наверно, уже "не работает" в XXI веке, когда интимные отношения между людьми начинаются в столь раннем возрасте, когда они достигли физической, но отнюдь не духовной зрелости. Тот, кто смотрел телесериал "Школа", наверняка пришел к такому же выводу.

Если корни симпатии спрятаны в подсознании, то причины антипатии в большинстве случаев могут быть подвергнуты критическому анализу, чем и занимается современная психология. Эти причины могут быть различными, причем зачастую взаимоисключающими. Нередко нам не нравится в другом человеке то, что нам не нравится в себе. Например, мы боремся с излишним весом или с морщинами. И другой человек служит как бы зеркалом, которое напоминает нам о наших недостатках. Поэтому мы находим такого человека несимпатичным и стараемся его избегать.

Вторая из возможных причин прямо противоположная: нам не нравится в другом то, что мы охотно хотели бы иметь, но не имеем. Например, бездарный человек неодобрительно относится к талантливому коллеге. Или кто-то счастлив в семейной жизни, а у нас "погода в доме" оставляет желать лучшего. И мы, сами того не сознавая, испытываем чувство зависти и нерасположение к этому человеку, находя для этого другие объяснения.

Еще одна из возможных причин антипатии к кому-либо заключается в том, что он чем-то напоминает наши неудачи в прошлых отношениях с другими людьми. Допустим, человек с какими-то определенными модуляциями голоса в свое время произвел на нас неприятное впечатление. Другой человек с такими же модуляциями имеет мало шансов нам понравиться.

Следующая причина заключается в том, что другой человек не похож на нас. Например, щедрому человеку несимпатичен скряга и, наоборот, скупердяй отвергает широкую натуру, а у сдержанного человека навязчивость и развязность вызывают отвращение и отторжение.

Об антипатии

Антипатия, то есть неприязнь, недоверие или даже ненависть ко многим людям или даже к человеческому роду в целом, называется мизантропией. Для мизантропа характерно презрение к распространенным людским недостаткам и слабостям, в том числе и к своим собственным. В качестве известного литературного примера можно вспомнить замечательный рассказ О.Генри "Один час полной жизни". Там какой-то лавочник считал, что человек - это ходячее зло, и радовался, когда находил этому очередное подтверждение. Доказывать мизантропу, что жизнь прекрасна, а человек - это венец творения, означает попусту терять время. Психологи еще не установили, является ли мизантропия врожденным или благоприобретенным свойством.

К счастью, подавляющее большинство людей лишены этого недостатка, и каждый из нас должен благодарить судьбу за то, что она наделила нас способностью испытывать симпатию и счастье в любви, жизни и к людям.