Обучение игре в нарды длинные. Как играть в нарды - правила для начинающих

Обучение игре в нарды длинные. Как играть в нарды - правила для начинающих

Практически каждый умеет играть в шашки, шахматы и ряд других популярных настольных игр. Не менее известны и нарды, которые также называют трик-трак, бэкгэммон, тавла и другими именами. Однако, мало кто может похвастаться тем, что знает правила игры в нарды.

Как и многие подобные вещи, данная настольная игра появилась во времена Древнего Египта. Её старинным аналогом является сенет, который относился к гоночному типу. Помимо него, существовала игра Ура в Месопотамии, а ещё один схожий вариант исследователи обнаружили в Иране.

Наиболее непосредственным предшественником считается Ludus duodecim scriptorum . Название этой игры из Древнего Рима можно перевести как «игра двенадцати знаков». В ней, как и в современных нардах, использовались фишки, движение которых определялось броском костей.

Своеобразные аналоги можно перечислять довольно долго, но их корни всегда будут восточными. Несмотря на это, современные правила были разработаны в Европе. Их придумал Эдмонд Хойл, который в середине восемнадцатого века проживал в Англии.

Как играть в нарды?

На сегодняшний день известно два метода игры в нарды. Более классический, но и более старый называют «Длинными нардами» . Этот способ был разработан на Востоке. Более же современный вариант, созданный Эдмондом Хойлом, носит название «Короткие нарды».

Несмотря на свой возраст, эта игра остается достаточно популярной, по ней проводятся турниры мирового масштаба. Фаворитом являются игроки из Айзербаджана. Они нередко выигрывают триумфальные золотые кости. Для того, чтобы тоже попытаться достичь высот, нужно, в первую очередь, понять, как играть в нарды.

Для этого предстоит разобраться в игровом инвентаре. Внешне деревянное игровое поле, в сложенном состоянии, напоминает коробку от классических шахмат. Однако, игра будет происходить как бы на внутренней стороне этого поля.

  • Здесь, на древесине, начерчены вытянутые равнобедренные треугольники, прилегающие основаниями к сторонам. Их длина может достигать половины доски. Эти треугольники называются пунктами, которые имеют номера – от единицы до двадцати четырех.
  • Чтобы людям было проще просчитывать номера пунктов, четные и нечетные имеют разные цвета.
  • Шесть треугольников с одного края доски называют домом. Черные и белые шашки имеют каждые свой дом.
  • Вертикальная линия в центре – это бар. В Коротких Нардах туда перекладывают выбитые шашки соперника.
  • У обоих игроков имеется по пятнадцать шашек, хотя иногда их может быть меньше.
  • В игровом процессе применяется хотя бы одна пара костей, которые называют зар .

Правила игры в нарды бывают различными, и дело не только в существовании Длинного и Короткого варианта. Стоит начать с азов, а затем, при желании, переходить к изучению более сложных маневров.


Правила игры в нарды для начинающих

Одно из главных отличий между Длинными и Короткими нардами заключается в том, что в коротких «вражеские» фишки, при определенных условиях, снимаются с доски. Помимо этого, цвет не влияет на направление – они движутся одинаково.

Правила игры в Длинные нарды

Главная цель игрового процесса – это перемещение всех шашек в дом . Тот, кому это удастся первым, побеждает. Если человек играет черными, то он должен провести их к пунктам с первого по шестой. Если же его шашки белые, то они должны оказаться в пунктах с тринадцатого по восемнадцатый по отношению к игроку черными.

Партия начинается с того, что соперники разыгрывают первый ход. Это делается путем броска костей – победителем является тот, чье число больше. После этого все шашки перемещают в «голову» поля, то есть на двадцать четвертый пункт. С головы можно снять по одной шашке за ход. Единственное исключение – это выкидывание дубля на первом ходу. В таком случае допускается снятие двух шашек.

Все игроки будут передвигать свои фигуры в одинаковой манере. Это делается по очереди, против часовой стрелки. В результате шашки должны пройти полный круг и добраться до дома. Все ходы начинаются с броска зар, причем кости должны упасть на одну половину доски. В случае, если они не сумели лечь устойчиво, или один из кубиков не попал на доску, то бросок повторяется.

Число, показываемое кубиками, определяет то, как далеко продвинется шашка. Даже если цифра невыгодна игроку, он обязан полностью её израсходовать, по единице на каждую клетку. Показания каждой кости определяет движения одной шашки. Соответственно, первая может сдвинуться на четыре клетки, а вторая – на три.

Тонкости игры в длинные нарды

Итак, основной игровой процесс заключается в перемещении шашек по часовой стрелке до тех пор, пока они все не доберутся до дома. Это значит, что белые должны пройти из пунктов 13-18 к 7-12, а черным необходимо преодолеть расстояние от 1-6 до 19-24.

В процессе игры важно помнить о некоторых моментах.

  • На каждом пункте может находиться сколько угодно шашек.
  • Только в самых крайних случаях можно принимать в расчет показания одного кубика. В остальном, даже если это невыгодно, необходимо выполнять полный ход.
  • Если на поле не осталось допустимых комбинаций, то игрок пропускает ход.
  • Соперник не должен создавать из фигур заслон, сквозь который оппонент не сумеет пробиться. Исключение составляет ситуация, когда впереди этого заслона присутствуют фигуры врага. Как правило, допускается блок из шести шашек, но не из пятнадцати .

Дубль, позволяющий снять две шашки с головы, это всего три комбинации. Первая – две шестерки, вторая – две четверки, и, наконец, третья – две тройки. Существует и масса других тонкостей игры в Длинные нарды, а также ещё и правила Коротких нард, но для того, кто незнаком с игрой, достаточно, для начала, разобраться в том, что описано выше.


Видео инструкция

Нарды являются увлекательным видом настольной игры с использованием шашек. Она зарекомендовала себя в качестве инструмента для развития памяти, логики и внимательности. Начинающие игроки моментально втягиваются в интересный процесс игры и в дальнейшем не желают менять его на другой вид развлечений. Нарды были изобретены на Востоке более пяти тысяч лет назад. Древняя, как мир, игра стала излюбленным способом свободного времяпрепровождения. Это развлечение имеет разные названия в зависимости от страны. В Англии – это «Бэкгаммон», а в Европе «Триктрак». Однако суть игры от этого не меняется, основные правила остаются и не модифицируются на протяжении веков. Усвоить правила игры в нарды очень просто. Единственной загвоздкой для новичков могут стать всевозможные исключения и нюансы в зависимости от типа игры. Самое большое количество вариаций нард наблюдается в Азии и России. Желающим освоить правила игры в первую очередь следует разобраться в видах нард.

Нарды бывают разные

В целом нарды подразделяются на два типа игры – «длинные» и «короткие». Разделение принято во всём мире, правила уже устоялись для обоих вариантов. Самым древним и простым способом исполнения ходов являются «длинные» нарды. Этот способ станет подходящим именно для начинающих. Он прост в освоении и не содержит большое количество исключений. Другой вид исполнения – это «короткие» нарды. К ним лучше приступать, уже владея базовыми навыками процесса. По большому счету «короткий» тип отличается от «длинного» варианта возможностью сшибать шашки противника. В «длинных» нардах это правило исключено. На основании предписаний этих видов нард существует огромное количество подтипов игры. Например, игра без кубиков. Вариант отбрасывает один из главных элементов «длинных» нард – зары (игральные кости). Игроки сами называют числа исходя из ситуации на поле. Другие варианты нард могут подразумевать отличное изначальное расположение шашек или самих домов. Однако все эти подвиды не изменяют сути игры. Различные вариации нард наблюдаются только в начальной стадии игры или отличаются в составе инвентаря. Начинающим игрокам советуют, прежде всего, освоить «длинные» нарды.

Инвентарь «длинных» нард

Любой классический вид нард состоит из следующего инвентаря: доски, зары (игральные кости) и шашек. Прежде всего, разберитесь с доской нард, внимательно её изучите. Она состоит из двух частей и имеет всевозможные деления. Выглядят они, как правило, в виде треугольников вершиной вверх. Иногда деления могут отсутствовать в зависимости от дизайна доски. Однако на ней всегда будут означены выемки для шашек. Этим выемкам присвоены номера начиная от одного до двадцати четырёх. К сожалению, очень часто эти номера не написаны на доске. Для удобства можно самим их подписать. Номер один — вместо единицы ставится ноль — будет в правом верхнем углу, далее нумерация идёт против часовой стрелки. Таким образом, под нулём будет номер 23 – нижний правый угол доски. Видя пронумерованные ячейки, будет проще ориентироваться в процессе игры. Начальная позиция или «голова» белых шашек – это ячейка 0, для чёрных – ячейка 12. Многие нумеруют доску с 1 по 24. Однако древняя нумерация доски подразумевает ноль, как начало порядка. Поэтому будьте внимательны с обозначениями пунктов. Шашки выстраиваются в ряд по пятнадцать штук в каждом.

Суть игры

Целью игры является перевод своих шашек в дом и дальнейшее их выбрасывание за пределы доски. Перевод фигур осуществляется справа налево по кругу. Ходы определяются выпавшим числом зары. Тот, кто быстрее выбросит свои шашки из дома, станет победителем. Домом для белых шашек станут ячейки с номерами 18-23, для чёрных – с 6 по 11 ячейку.

Правила

Определить, кому принадлежит первый ход, помогают зары. Каждый из игроков бросает кубики, наибольшее число даёт право первого хода. Далее ходы распределяются в порядке очереди. Игроки бросают зары и делают передвижения фигур исходя из выпавших чисел. В «длинных» нардах предпочтение всегда
отдаётся большему числу. Например, выпали числа 1-4. Четыре станет первой цифрой передвижения шашки. В начальной стадии игры из «головы» можно выводить только по одной фигуре. Исключением может стать уникальное число. Например, выпавшие числа зары – 3/3, 4/4 и 6/6. Эти числа дают право выводить две шашки из «головы» вместо одной. Если в процессе игры, ваша шашка попадает на фигуру противника, то перекрывать её нельзя. Блокировать ходы противника также не рекомендуется. Если вы видите, что сделать ход невозможно, то он пропускается. Но это случается редко. Также следует всегда давать возможность противнику перевести хотя бы одну шашку в его дом. Как видите, игра не такая уж и сложная. Многое будет зависеть от удачи, ведь ходы определяют игральные кости.

Существует масса нюансов игры как в «длинные», так и в «короткие» нарды. Поскольку новичкам предлагается изначально осваивать первый вариант, то стоит упомянуть один из важных нюансов этой игры. Он относится к самому бросанию зары. Они не должны касаться бортов доски, шашек или стоять ребром. Если это происходит, то бросок считается недействительным. Будьте внимательны и не швыряйте кубики со всей силы. Старайтесь бросать их аккуратно и на своей половине доски. Игра считается честной, если используется специальный стаканчик для зар. В нём мешаются и из него выбрасываются кости. Таким образом, у матёрых игроков не будет шансов для подтасовки.

Преимущества игры в нарды

Игра в нарды отлично разовьёт умение считать в уме, поможет научиться разрабатывать стратегию и тактику. Также придётся хоть немного мыслить логическим путём. Игра в нарды считается второй, по степени вовлеченности левого полушария мозга, игрой после шахмат. Осваивайте нарды и блистайте развитой логикой и мышлением, как результатом. После освоения «длинных» нард рекомендуется усложнить уровень игры и переходить на «короткие» нарды. Они не покажутся слишком сложными, так как базовые правила игры вам уже знакомы.

Видео

Чтобы быстро научиться играть в нарды, необходимо правильно понять принципы этого развлечения. Правильная стратегия станет залогом успеха. Также игроку потребуется внимательность, и оценка ходов противника, чтобы понять, в каком направлении далее развивать свою игру, чтобы достигать наилучшего результата. Главная задача в нардах состоит в том, чтобы все фишки переместились на территорию «дома», после чего удалить все фишки с территории игрового поля. В начале нужно придерживаться одной из распространенных стратегий, а затем можно выработать свою собственную линию поведения с каждым конкретным противником и в определенной игровой ситуации. Ниже будут приведены основные методики игры в нарды.

Скоростной метод. Он встречается в нардах наиболее часто. В этом случае игрок стремиться в самые сжатые сроки достичь цели – переместить фишки на край доски и удалить их за пределы поля. Для реализации данной стратегии, как играть в нарды, нужно стараться обойти все блоки на пути и не попадать «в бар». Второй вариант игрового поведения называется «блиц». В ходе реализации этой стратегии необходимо выбить фишки соперника «на бар». В результате в своем доме происходит быстрое блокирование всех пунктов - этот вариант поведения может принести результат, когда в начале игры выпадают дубли и соперник располагает к реализации методики

Следующая стратегия, облегчающая достижение целей в нардах, называется блокировкой. В результате на 6 пунктах подряд нужно образовать блоки, состоящие из двух фишек. Этот план удобно реализовывать в начале игры, когда выпадают комбинации типа: 6-1. Благодаря такому стечению обстоятельств, появляется возможность для блокировки седьмого пункта. Теперь 2 заблокированные фишки не будут преждевременно уходить из дома. Еще один совет для решения задачи, как научиться играть в нарды, состоит в том, чтобы удерживать противника якорем (2 шашками на одном доме). После чего выбирается удобные момент для того, чтобы быстро подвести фишки к дому, если выпадет дубль. Благодаря этой стратегии, можно выйти вперед по очкам в игре в любой момент, имея «в рукаве» запасные варианты продолжения игры

Последняя методика для достижения победы в нардах потребует от человека большей изобретательности. «Обратная игра» применяется в тот момент, когда сценарий проведения партии выходит из-под контроля. В этом случае необходимо создать большое количество якорей в своем доме и не менее 1 якоря в доме у противника. Теперь остается дождаться, чтобы соперник, переведя все фишки в дом, выкинул комбинацию, которая оставит одну из шашек без защиты. После чего нужно провести её на бар, а затем проследовать в дом. Сопернику будет непросто вернуться обратно на доску, так как здесь его будут ожидать якоря. Если говорить о стратегиях поведения в нардах, нужно отметить то, что не всегда игра проходит по гладкому сценарию. Чаще всего уже во время «сражения» приходится полностью менять методику поведения – это умение приходит с опытом.

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Правила игры в классические нарды (длинные)

1. Общие положения
1.1. Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую).

Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны.
Наборы шашек у игроков разного, обычно черного и белого цвета.
Количество зар - 2.
Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).
Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1



Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.
1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 1 и 13) называется "голова", ход с этого положения называется "ход с головы" ("взять с головы").
За один ход с головы можно взять только одну шашку.
1.3. Право первого хода и соответственно белого цвета шашек разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар).
Это жребий: право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется.
1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.
1.5. Ход игрока это бросок зар, а также движение шашек после броска.
1.6. Бросать зары лучше из небольшого стаканчика, но можно и из ладоней (по договоренности с оппонентом).
Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски или упали на пол, на стол (тем более под стол), или кубик одного из игроков встал косо, прислонившись к бортику или шашке, то бросок повторяют.
1.7. Ход считается сделанным, когда игрок сыгравших свой ход передаёт зары сопернику.

2. Смысл игры
2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник. "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от "головы" на 18 клеток.

2.2. Термин "выбрасывать" означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. "Выбрасывать" шашки можно только после того, как все шашки "пришли в дом". Следовательно, белые идут из зоны 13-18 в зону 7-12, а черные из зоны 1-6 в зону 19-24 (Рис.2).



3. Розыгрыш

3.1. Игрок кидает одновременно два кубика (зары).
После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик.
То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток.
Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.
При этом с головы можно брать только одну шашку (Рис. 3).



Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила.
Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую.
Таких бросков для игрока всего три:
шесть-шесть (6**6);
четыре-четыре (4**4)
три-три (3**3)
В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.
Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.
3.2. Нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.
3.3. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.
3.4. До окончания своего хода игрок может передвигать свои шашки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам. Ход считается сделанным, когда игрок с доски забрал свои зары.
Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.
3.5. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника (Рис. 4).



Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя.
Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.
3.6. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.
3.7. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки "не идут"), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.
3.8. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек.
На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя.
Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет".
3.9. Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода пропадают, так как шашка не идет.
3.10. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах.
То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть".
Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают.
Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах.
Например, камень "четыре-три".
3.11. Выбрасывать шашки это значит делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски.
Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.
3.12. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах.
Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет.
Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет со второго и т.д.
Партия заканчивается.

4. Расчет в игре

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется, проиграл "оин" (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется поставил "марс" (2-0).

4.3.* Ничья в нардах. Если один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, то второй игрок игравший чёрным цветом имеет право последнего броска, так как он изначально начинал партию – гейм позже. В этом случае, если игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска и вывел с доски свои шашки, то партия заканчивается в ничью и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1)в зависимости от регламента турнира.


*Ничья в длинных классических нардах - нововведение.

Новичка, который только хочет ознакомится с правилами игры в нарды, сперва может отпугнуть видовое разнообразие этого настольного развлечения. Но, как и везде, не стоит пугаться заранее. Сперва – изучите общие правила игры, которые в дальнейшем помогут вам освоить другие вариации этого развлечения. А вариаций в общем-то две: короткие и длинные нарды. Существенным отличием этих двух видов друг от друга является возможность сбивать шашки оппонента, а также начальная постановка фишек. Но в обоих вариациях есть победитель и проигравший – тот, кто смог первым выстроить свои шашки за бортом.

  • Кроме того, что в нардах несколько вариаций игры, здесь также есть три типа победы, каждый из которых характеризуется преимуществом игрока на момент взятия верха над оппонентом.
  • Ситуация, когда проигравший не успел завести все свои шашки в дом, а победитель в свою очередь вывел свои за пределы доски, называют «Марс».
  • Второй вариант, это когда проигравший все-таки довел свои шашки до дома, но вывести за пределы доски он их не смог, называется «Домашний Марс».
  • Кокс имеет свое обозначение в коротких и длинных нардах. Согласно правилам, такая победа зачитывается, когда проигравший не сумел сместить шашки из дому. В коротких нардах – когда побежденный не успел снять ни шашки из бара.

По балам все так же достаточно просто. Простая победа – 1 балл, марс – 2 балла, домашний марс – 3 балла, за победу кокс – 4 балла.

Как играть в длинные нарды – основной принцип игры

В таком типе игры 2 игрока соревнуются между собой на доске, которая разделена на 4 подгруппы, в каждой по 6 ячеек. Партия начинается с того, что оба игрока выстраивают «Голову» – все 15 шашек в одну линию на краю доски.

Задача игрока – переместить все свои шашки в дом и снять их с поля быстрее, чем это сделает противник.

Право первого хода отдается тому, у кого выпала большая комбинация на игральных костях. За один ход двигается лишь одна шашка. Исключением является случай, когда на первом ходу партии выпадает дубль.

Согласно результату броска, оппоненты двигают нарды против часовой стрелки, но переставлять свою шашку в ячейку, которая занята шашкой оппонента, нельзя. На одну ячейку можно ставить все свои шашки. В случае, когда совершить ход невозможно, право хода передается сопернику.

Как только шашки заводятся в дом, их можно начать снимать с доски.

Как играть в короткие нарды – основной принцип игры

Так же, как и в длинных нардах, здесь имеется 4 поля, по 6 ячеек в каждом, в сумме 24. Суть игры – провести шашки в дом и вывести за борт быстрее, чем это удастся сделать сопернику.

Но, процесс игры кардинально отличается от длинных нард: здесь шашки движутся друг на друга, при этом даже можно сбивать шашки оппонента с ячейки. Правда, только если шашка стоит на ячейке в одиночестве. За один ход можно сбивать несколько шашек. Все они отправляются в «бар» – центр доски. Ходить можно 1-2 шашками, но если выпадет дубль (комбинация на игральных костях, когда на обеих кубиках одинаковое число). Если игрок еще не вернул все свои шашки из «бара» на доску, он не имеет права ходить остальными.

Как и в длинных нардах, игрок, который завел свои шашки в дом первым и вывел их за доску – победил.


Почему стоит научится играть в нарды

Игра в нарды – отличный способ скоротать время, когда заняться совсем нечем. Также в поездах очень часто можно встретить игроков в нарды. Это отличный способ завести новые знакомства во время игрового процесса или просто понаблюдать со стороны за игрой двух матерых игроков.