Про петра и февронии. Святые благоверные князь петр и княгиня феврония

Про петра и февронии. Святые благоверные князь петр и княгиня феврония

Жизнь Петра и Февронии Муромских – история вечной любви, верности и жертвенности. При царе Иване Грозном супруги были причислены к лику святых за благочестивость и образцовое соблюдение супружеских обетов. Их мощи являются главной святыней Мурома, к которой стекается множество паломников. Среди них и простые люди, и русские цари.

Их волшебная история любви увидела свет в 1547 году, будучи рассказанной иноком Еразмом и затем записанной в «Повесть о Петре и Февронии». Это произведение является одним из выдающихся образцов литературы XVI века. В сюжете переплетаются любимые темы народного творчества: сказание о мудрой деве (как в сказках о Василисе Премудрой) и история о подлом змее.

Петр

Петр был братом Муромского князя Павла . Однажды в семье случилось горе. К жене Павла стал ходить на свидания демон в обличие мужа. Женщина долго страдала от наваждения, и рассказала всё супругу. Павел должен был защитить свою семью, но змея не так-то просто убить. Для этого оказался нужен Агриков меч.

Князь поделился горем с братом, и тот стал искать оружие. За помощью он отправился в церковь и обратился с молитвой к Богу. Спустя некоторое время , перед ним появился мальчик и указал, что так необходимый Петру меч лежит в стене прямо у алтаря. Обрадованный Пётр забрал оружие и сначала рассказал всё Павлу, а потом отправился к его супруге. Каково же было его удивление, когда он увидел брата в покоях снохи. Так как князь не мог быть в двух местах одновременно, Пётр пронзил мечом дьявольского посланника. Враг принял своё настоящее обличие и умер, но его ядовитая кровь попала на тело победителя, покрыв его язвами и струпьями. Ни один врач был не в силах помочь.

Феврония

Феврония была дочерью пчеловода . Необычайно красивая, умная и добрая, она с детства обладала целительной силой и прозорливостью, изучала травы, ладила с животными.

Когда Петру во сне пришло видение, что ему может помочь дочь бортника, тот уже смирился со своей бедой. Но слуги искали для него врача по всему свету. Один из мальчиков оказался в Рязанском селе Ласково. Что-то привлекло его в крестьянском доме, и он зашёл в горницу, будучи никем не встреченным. Там он увидел девушку, которая не ожидала его прихода и расстроилась, что в доме нет ушей и очей. Она подразумевала собаку, которая предупредила бы о госте лаем, и ребёнка, рассказавшего бы, кто к ним идёт. Но отрок её не понял и задал вопрос о том, где домочадцы. Ответ последовал ещё более витиеватый. Дескать, родители ушли плакать взаймы, а брат отправился заглянуть в глаза смерти.

Гость, отчаявшись её понять, попросил объяснений. Оказалось, что отец с матерью ушли на похороны, чтобы потом и к ним пришли на могилу, а брат отправился лазить по опасно высоким деревьям за мёдом. Юноша был впечатлён речью хозяйки . Разговорившись, он узнал, что её зовут Февронией, и рассказал ей о княжеской болезни. Внимательно выслушав рассказ, девушка сказала, что сможет помочь.

Знакомство

К тому времени как нашли Февронию, Петр уже так сильно болел, что не мог самостоятельно подняться. Когда его отвезли к девушке, тот обещал щедрое вознаграждение за лечение, но ей нужна была особая награда. Феврония обещала помочь, только если он возьмёт её замуж. Молодой человек не собирался этого делать , но пообещал ради шанса на исцеление. Тогда она дунула на хлебную закваску и велела после бани смазать ей все раны кроме одной.

Князь согласился, но решил подшутить над девушкой, велев ей соткать для него платок и сорочку из маленькой связки льна, пока он будет мыться. Феврония в ответ передала через слугу щепку с просьбой сделать из неё станок, чтобы она могла выполнить поручение. Пётр ответил, что это невозможно. На это она сказала, что и его просьба была такой же. Князь был приятно удивлён её сообразительностью.

Исцеление

Князь последовал совету Февронии и как только сделал всё, что она велела, его кожа очистилась, а боль прошла.

Но Феврония неслучайно велела оставить одну язву нетронутой. Она знала, что Пётр задумал обман и лечила его тело, стараясь исцелить и душу. Баня символизировала обряд крещения, а лечение должно было избавить князя не только от проказы, но и от гордыни. Ведь князь хотя и был благодарен за чудесное выздоровление, но отказался жениться на простолюдинке, решив, что богатых даров будет достаточно для девушки. Феврония такую благодарность не приняла, а вернувшийся домой Пётр снова стал покрываться струпьями, размножающимися от оставленной язвы.

Петру ничего не оставалось как вернуться к целительнице. Он боялся её злобы и обиды , но их не было, она лишь просила, чтобы обещанное было выполнено. Пётр искренне сказал, что на этот раз не обманет. Феврония повторила лечение, и князь снова стал здоровым. В Муром он вернулся уже с будущей княгиней, Февронией, которую впоследствии очень полюбил, как и она его.

Когда пришло время Павлу уйти к Богу в 1203 году, Пётр возглавил Муром. Он был хорошим правителем , но жителям не понравился его выбор супруги. Бояре клеветали на Февронию, а когда это не помогло, подняли бунт. Желая немедленно избавиться от простолюдинки, они велели ей забрать всё, что ей хочется, лишь бы она поскорее убралась. Выбор княгини порадовал бояр, метивших на престол, ведь всё, что ей оказалось нужно – это был Пётр.

Верность

Такое положение дел не рассердило Муромского князя, ведь он не мог расстаться с женой и предать любовь. Он добровольно оставил все богатства и власть, отправившись с любимой куда глаза глядят.

Так они попали на корабль , где помимо них была ещё супружеская пара. Молодой человек засмотрелся на Февронию, и та снова показала свою мудрость. Она попросила мужчину зачерпнуть два ковша речной воды по обеим сторонам от корабля и попробовать их. Тот не нашёл разницы во вкусе и спросил для чего была такая просьба. Девушка объяснила, что женское естество также одинаково как эта вода, тем самым заставив несостоявшегося любовника раскаяться.

Когда путешествие закончилось, Пётр отчаялся, и супруга никак не могла его утешить. Тогда она решила показать ему чудо. Увидев пару сломанных деревьев, она благословила их, а к утру они превратились в здоровые.

Не прошло и дня, как из Мурома пришли добрые вести. Бояре очень просили супругов вернуться к княжению, поскольку сами только проливали кровь и не могли разделить власть. Пётр и Феврония приняли просьбу.

Дальнейшая жизнь Петра и Февронии

25-летнее правление Петра и Февронии было долгим и счастливым . Они творили добро, помогали нуждающимся, дарили любовь и заботу всем жителям. Их правление не омрачала ни жажда денег, ни ссоры да раздоры. Люди за это их очень любили и уважали. Незадолго до смерти супруги приняли монашество с именами Давид и Ефросинья.

Нет достоверной информации о том , были ли дети от их любви. Согласно летописям у Давида и Ефросиньи было три ребёнка: Святослав, Юрий и Евдокия. Также у них был внук Олег, но все они погибли ещё до родителей. Так или иначе, но всех Муромских жителей можно считать их духовными чадами.

Смерть

Супруги так любили друг друга, что не представляли себе жизни в одиночестве и молили Бога дать им умереть в один день. Подданным было наказано похоронить обоих в одном гробу.

Когда он почувствовал близкую кончину, он отправил гонца за женой. В это время Ефросинья занималась рукоделием для храма и попросила времени на то, чтобы закончить вышивание. Гонец был отправлен во второй и третий раз, пока супруге не пришлось бросить работу и передать мужу известие о том, что она не оставит его. Последние минуты перед смертью супруги провели в молитве и отошли в мир иной одновременно. Произошло это в 1228 году.

После жизни

Когда супруги были обнаружены мёртвыми , люди ослушались просьбы похоронить их вместе. Было решено, что раз они приняли монашеский постриг, то Петра, как законного князя похоронят в Муроме, а могила Февронии должна была находиться в монастыре за городом. Оставив гроб на двоих, который был подготовлен заранее, они сделали для каждого отдельный, и для отпевания почившие находились в разных церквях.

Каково же было удивление народа, когда тела мёртвых не были найдены утром там, где их оставили. Они оказались в своём общем гробе. Люди удивились, но вновь предприняли попытку разлучить супругов. Однако утром чудо любви повторилось. После этого воля князей была исполнена , и они похоронены в едином гробе.

  • песнь о битве Зигурда со змеем Фафнаром и союзе героя с вещей девой;
  • сага о Рагнаре и Ладброке;
  • повесть о Тристане и Изольде.

Исторические личности

Еразм, который в мирской жизни носил имя Ермолая Прегрешного, был биографом. В том, что его повесть была основана на реальных событиях, сомневаться не приходится. Но о тех, кто известен как Пётр и Феврония , доподлинно неизвестно. Ими могли оказаться следующие люди .

Память

Могила находилась у храма Богородицы. При советской власти были перенесены в музей, а Собор разрушен. Святыня вернулась Церкви в 1989 году. Сейчас частица мощей вместе с иконой находится в Московском храме Вознесения. Там еженедельно совершаются богослужения, посвящённые этим святым. Часть была похищена в 2012 году. Ещё часть находится в Муромском монастыре. Туда не иссякает поток паломников , которые просят выздоровления и семейного благополучия у Петра и Февронии. Легенда об их жизни до сих пор живёт, хотя прошло уже столько лет.

День Петра и Февронии

  • По старому стилю праздник отмечался 25 июня.
  • Сейчас, по новому стилю, день их памяти отмечается 8 июля. Именно тогда их мощи были перенесены в Рождественский Собор, а умерли святые супруги в апреле. Для славян 8 июля начинались покосы и купание. До него в воду без оглядки заходить было нельзя. Считалось, что на берегу обитают русалки. Святых тогда уже почитали, и из-за совпадения двух праздников, день называли Февронией Русальницой.
  • 19 сентября также считается их праздником в память о перенесении мощей в 1992 году. Этот праздник предназначен для тех, кто хотел бы сочетаться браком в день этих святых, поскольку 8 июля приходится на Петровский , в этот день совершались только помолвки.

Памятники

После утверждения народного праздника в честь святых, им ставят памятники, как напоминание о примере идеальных супружеских отношений. Их часто посещают брачующиеся. Открытие памятников обычно приходится на 8 июля. Такого большого количества скульптур не посвящено больше никому из православных святых.

Отношение к истории

В 2008 году по инициативе Муромских жителей при содействии Светланы Медведевой день памяти святых стал официальным народным праздником. Этот праздник является русской альтернативой Дню всех влюблённых 14 февраля. Символом служит ромашка – такой простой, солнечный и всеми любимый цветок. Также 8 июля является Днём города Мурома.

Несмотря на это, некоторые считают историю лицемерной и основанной на шантаже. Но если читать её внимательно, то можно увидеть, что свёл пути святых Господь. Феврония была провидицей и знала, что жизнь с Петром суждена ей Богом. И действительно, святые прожили благочестивую жизнь, помогли многим людям, искренне любили и поддерживали друг друга. Это то, что должно быть основой любой счастливой и крепкой семьи.

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза....

Любой россиянин, несомненно, слышал о святых Петре и Февронии Муромских. Это чудотворцы, которые стали образцом семейной пары, прожившей в любви и верности многие годы, символом идеального супружеского союза. Смирение, кротость и другие православные добродетели получили признание на их примере.

В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы представителями христианской православной церкви.

История о них была записана на бумаге в то же время, в XVI веке.

У муромского князя Павла, правившего в то время в городе, был младший брат Петр.

Однажды князь Петр начал болеть, его тело вдруг оказалось все в язвах и фурункулах. Он искал спасения от неизвестной болезни у врачей на Руси и в заморских странах, но никто не мог помочь знатному человеку.

Тогда князь послал гонцов во все земли с просьбой найти того, кто его излечит. И вот посланник князя заехал в одно русское село. Там он встретил девушку, поразившую в разговоре его своими мудрыми рассуждениями. Парень предложил ей попробовать исцелить князя.

Девица попросила, чтобы князь прибыл к ним в село, но предупредила, что вылечиться он сможет, если только умеет держать слово и добр к окружающим.

Звали девушку Февронией. Она в качестве награды за исцеление князя попросила его жениться на ней.

Когда князя Петра привезли в село, девица подула на хлебную закваску и повелела князю помыться в бане и затем намазать закваской все язвы и струпья, а один струп оставить.

Петр выполнил все ее наставления – сходил в баню и после мытья там же намазался целительной смесью, кроме одного струпа. Сразу же он почувствовал облегчение, кожа его очистилась, боли больше не было.

Однако девушка по имени Феврония не только казалась, но и поистине была очень мудрой. Она понимала, что князю Петру надо прежде всего исцелить душу, избавив ее от пороков, и тогда только излечится его тело. Феврония помнила, что Господь болезни насылает в наказание за грехи и поэтому, предвидя возможный обман князя по низости помыслов, наказала ему оставить один струп.

Петр поразился такому скорому выздоровлению и богато наградил девушку. Однако жениться на ней, как ранее обещал, он не захотел, так как она происходила из незнатной семьи. Феврония все дары отослала назад князю.

Петр вернулся в родной город полным сил и здоровья, лишь с одной оставшейся небольшой болячкой. Но через некоторое время от этого последнего струпа опять по его телу расползлись язвы и фурункулы.

На этот раз Петр усмирил свою и гордость и вернулся к мудрой девушке с твердым намерением сдержать слово и взять ее в жены. Князь отправил к ней посланника с мольбами о прощении. Феврония же не держала на сердце обиды и согласилась исцелить князя окончательно и стать его нареченной.

Точно так же Феврония подула на хлебную закваску и отдала князю. Петр, на этот раз окончательно излечившись, сдержал слово и сделал девушку княгиней, взяв ее в супруги.

Когда правивший в Муроме Павел скончался, Петр вместо него стал княжить в городе. Бояре с радостью приняли нового князя, но их знатные жены строили козни простолюдинке Февронии.

Накрученные своими злыми супругами, бояре возвели напраслину на скромную Февронию и поставили князю условие, чтобы он изгнал девушку из города. Князь послушался и повелел ей уйти, взяв с собой только одну любимую вещь. Феврония сказала, что хочет забрать с собой только его, своего любимого мужа.

Князь Петр помнил, что Господь заповедовал быть с супругой в горе и в радости и отправился в изгнание вместе с женой. Они отплыли из Мурома на двух кораблях.

По наступлении сумерек они высадились на суше. Князь сильно тревожился об их дальнейшей судьбе. Супруга успокаивала Петра, призывая надеяться на милость Божию.

И она была права. Уже через день бояре из Мурома прислали послов, прося князей вернуться, так как после того, как они отплыли, знать не смогла выбрать другого правителя, все передрались и сейчас хотели опять спокойствия и мира.

Будущие святые не стали злобствовать на обидевших их бояр и возвратились. Они правили Муромом мудро и справедливо многие годы, уважая Божьи заповеди и сея вокруг добро. Заботились о горожанах, оказывали помощь неимущим, были словно любящие родители для своих родных детей.

Не смотря на социальное положение человека, они любого одаривали любовью и душевным теплом, препятствовали злым поступкам и жестокости, не корпели над деньгами и любили и почитали Бога. Горожане ценили и уважали их, стремящихся помочь всем и каждому, насытить и облачить, исцелить болезных и дать наставления заблудшим.

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония в одно время приняли постриг, взяв имена Давид и Ефросиния. У Господа они молили о возможности умереть в один день и подданным велели упокоить их в одном гробу, в котором была лишь тонкая стенка.

Однако после их отхода к Богу горожане подумали, что так как супруги приняли монашество, их нельзя будет похоронить в одном гробу, как те просили.

Срубили два гроба и оставили супругов на отпевание в разных церквях.

Но утром горожане увидели, что отдельные гробы пусты, а тела князей лежат в двойном гробу, высеченном из камня при их жизни.

Не осознав случившегося чуда, непонятливые горожане вновь разделили супругов, но и на другое утро Петр и Феврония покоились в общем гробу.

После этого люди наконец поняли, что так угодно Богу и упокоили их в совместном каменном гробу, поблизости к храму святой Богородицы.

И до сих пор туда совершают паломничество нуждающиеся люди, болезные и несчастные. И если они приходят туда с искренней верой и надеждой, то святые Петр и Феврония Муромские даруют им исцеление и семейное счастье. И рассказ о взаимной любви и верности супругов живет в веках.

В 1993 году мощи святых князей Муромских перевезли в Троицкий собор Муромского Свято-Троицкого монастыря.

В 2008 году 8 июля, День семьи, любви и верности, признали национальным праздником на государственном уровне. В православных церквях в этот летний день проводят службу в честь святых Петра и Февронии Муромских и снова рассказывают историю их любви благодарным потомкам.


Повесть о Петре и Февронии Муромских

С историей жизни и любви святых Петра и Февронии можно познакомиться, прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Это литературная обработка любимой русским народом легенды, выполненная по распоряжению митрополита Макария писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом к московскому церковному собору 1547-го года. На этом соборе и были канонизированы святые муромские супруги.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о жизни князя Петра и его жены княгини Февронии, стала гимном супружеской любви и верности. Повесть о муромских святых чудотворцах очень любил читать русский народ - о популярности сочинения Ермолая-Еразма говорят сотни списков этого произведения в XVI-XVII вв. Но эта история любви интересна и нашим современникам, особенно сейчас, когда в России День Петра и Февронии Муромских (8 июля) стал отмечаться с 2008 года как День семьи, любви и верности.

Ниже представлена современная русскоязычная версия «Повести о Петре и Февронии Муромских» (в оригинале повесть написана на древнерусском языке).

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ

ПОВЕСТЬ О ЖИТИЕ НОВЫХ МУРОMCKИX СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ, БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ

Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею.

Князь стал думать, как поступить со змеем, но был в недоумении. И вот говорит жене: «Раздумываю, жена, но не могу придумать, чем одолеть этого злодея? Не знаю, как убить его? Когда станет он говорить с тобой, спроси, обольщая его, вот о чем: ведает ли этот злодей сам, от чего ему смерть должна приключиться? Если узнаешь об этом и нам поведаешь, то освободишься не только в этой жизни от смрадного дыхания и шипения его и всего этого бесстыдства, о чем даже говорить срамно, но и в будущей жизни нелицемерного судью, Христа, тем умилостивишь». Слова мужа своего жена накрепко запечатлела в сердце своем и решила она: «Обязательно сделаю так».

И вот однажды, когда пришел к ней этот злой змей, она, крепко храня в сердце слова мужа, обращается к этому злодею с льстивыми речами, говоря о том и о другом, а под конец с почтением, восхваляя его, спрашивает: «Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою - какой она будет и от чего?» Он же, злой обманщик, обманут был простительным обманом верной жены, ибо, пренебрегши тем, что тайну ей открывает, сказал: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Жена же, услыхав эти слова, накрепко запомнила их в сердце своем и, когда этот злодей ушел, поведала князю, мужу своему, о том, что сказал ей змей. Князь же, услыхав это, недоумевал - что значит: смерть от Петрова плеча и от Агрикова меча?

А у князя был родной брат по имени Петр. Как-то Павел позвал его к себе и стал говорить ему о словах змея, которые тот сказал жене его. Князь же Петр, услыхав от брата своего, что змей назвал того, от чьей руки ему надлежит умереть, его именем, стал думать без колебаний и сомнений, как убить змея. Только одно смущало его - не ведал он ничего об Агриковом мече.

Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам. А за городом стояла в женском монастыре церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Пришел он в нее один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Княже! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: «Да увижу, где он!» Отрок же сказал: «Иди вслед за мной». И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежит меч. Тогда благоверный князь Петр взял тот меч, пошел к брату и поведал ему обо всем. И с того дня стал искать подходящего случая, чтобы убить змея.

Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе своей, чтобы отдать поклон им. Раз случилось ему прийти в покои к брату своему, и сразу же от него пошел он к снохе своей в другие покои и увидел, что брат его у нее сидит. И, пойдя от нее назад, встретил он одного из слуг брата своего и сказал ему: «Вышел я от брата моего к снохе моей, а брат мой остался в своих покоях, и я, нигде не задерживаясь, быстро пришел в покои к снохе моей и не понимаю, каким образом брат мой очутился раньше меня в покоях снохи моей?» Тот же человек сказал ему: «Господин, никуда после твоего ухода не выходил твой брат из покоев своих!» Тогда Петр уразумел, что это козни лукавого змея. И пришел он к брату и сказал ему: «Когда это ты сюда пришел? Ведь я, когда от тебя из этих покоев ушел и, нигде не задерживаясь, пришел в покои к жене твоей, то увидел тебя сидящим с нею и сильно удивился, как ты пришел раньше меня. И вот снова сюда пришел, нигде не задерживаясь, ты же, не понимаю как, меня опередил и раньше меня здесь оказался?» Павел же ответил: «Никуда я, брат, из покоев этих, после того как ты ушел, не выходил и у жены своей не был». Тогда князь Петр сказал: «Это, брат, козни лукавого змея - тобою мне является, чтобы я не решился убить его, думая, что это ты - мой брат. Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, надеюсь, что с божьей помощью будет убит лукавый этот змей».

И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.

Прослышал Петр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда - из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог. И когда привезли его в Рязанскую землю, то послал он всех приближенных своих искать врачей.

Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. И зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц.

И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала - «сквозь ноги смерти в глаза смотрит». И ни единого слова твоего я не понял!»

Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это - уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это - очи дома. А то, что я сказала тебе про отца и мать и про брата, что отец мой и мать пошли взаймы плакать - это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это - плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат - древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония». И тот юноша сказал ей: «Я слуга муромского князя Петра. Князь же мой тяжело болен, в язвах. Покрылся он струпьями от крови злого летучего змея, которого он убил своею рукою. В своем княжестве искал он исцеления у многих врачей, но никто не смог вылечить его. Поэтому повелел он сюда себя привезти, так как слыхал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни имен их, ни где они живут, поэтому и расспрашиваем о них». На это она ответила: «Если бы кто-нибудь потребовал твоего князя себе, тот мог бы вылечить его». Юноша же сказал: «Что это ты говоришь - кто может требовать моего князя себе! Если кто вылечит его, того князь богато наградит. Но назови мне имя врача того, кто он и где дом его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Юноша быстро возвратился к князю своему и подробно рассказал ему обо всем, что видел и слышал. Благоверный же князь Петр повелел: «Везите меня туда, где эта девица». И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: «Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду». Она же без обиняков ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!» И послал к ней, молвив: «Скажите ей - пусть лечит как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены». Пришли к ней и передали эти слова. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!»

И принесли князю эту мазь, и велел он истопить баню. Девушку же он захотел испытать в ответах - так ли она мудра, как он слыхал о речах ее от отрока своего. Послал он к ней с одним из своих слуг небольшой пучок льна, говоря так: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду». Слуга принес Февронии пучок льна и, вручив его ей, передал княжеский наказ. Она же сказала слуге: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав ее, принес поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чем будет ткаться полотно для него». Слуга принес к своему князю обрубок поленца и передал слова девушки. Князь же говорит: «Пойди скажи девушке, что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!» Слуга пришел и передал ей слова князя. Девушка же на это ответила: «А это разве возможно - взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?» Слуга ушел и передал эти слова князю. Князь же подивился ответу ее.

Потом князь Петр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни. Наутро же глядит - все тело его здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка. И дивился он столь быстрому исцелению. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.

Князь Петр поехал в вотчину свою, город Муром, выздоровевшим. Лишь оставался на нем один струп, который был не помазан по повелению девушки. И от того струпа пошли новые струпья по всему телу с того дня, как поехал он в вотчину свою. И снова покрылся он весь струпьями и язвами, как и в первый раз.

И опять возвратился князь на испытанное лечение к девушке. И когда пришел к дому ее, то со стыдом послал к ней, прося исцеления. Она же, нимало не гневаясь, сказала: «Если станет мне супругом, то исцелится». Он же твердое слово дал ей, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, то же самое лечение определила ему, о каком я уже писал раньше. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены. Таким-то вот образом стала Феврония княгиней.

И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая божии заповеди.

По прошествии недолгого времени князь Павел скончался. Благоверный же князь Петр после брата своего стал самодержцем в городе своем.

Бояре, по наущению жен своих, не любили княгиню Февронию, потому что стала она княгиней не по происхождению своему, Бог же прославил ее ради доброго ее жития.

Однажды кто-то из прислуживающих ей пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал.

Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!» Блаженный же Петр, в обычае которого было ни на что не гневаться, с кротостью ответил: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».

Неистовые же бояре, потеряв стыд, задумали устроить пир. Стали пировать и вот, когда опьянели, начали вести свои бесстыдные речи, словно псы лающие, отрицая божий дар святой Февронии исцелять, которым бог наградил ее и по смерти. И говорят они: «Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам, кого мы у тебя попросим!» Она же в ответ: «Возьмите, кого просите!» Они же, как едиными устами, промолвили: «Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи куда пожелаешь!» Тогда она сказала: «Обещала я вам, что, чего ни попросите - получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас». Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда она говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!» Они же ответили: «Если сам захочет, ни слова тебе не скажем». Враг помутил их разум - каждый подумал, что, если не будет князя Петра, придется ставить другого самодержца: а ведь в душе каждый из бояр надеялся самодержцем стать.

Блаженный же князь Петр не захотел нарушить божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по божьим заповедям жил, соблюдая их, как богогласный Матфей в своем Благовествовании вещает. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди божьей не нарушить.

Злочестивые же бояре эти приготовили для них суда на реке - под этим городом протекает река, называемая Окой. И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.

Когда приспел вечер, пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Блаженный же князь Петр задумался: «Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?» Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех не оставит нас в беде!»

На берегу тем временем на ужин князю Петру готовили еду. И повар его обрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А когда закончился ужин, святая княгиня Феврония, ходившая по берегу и увидевшая обрубки эти, благословила их, сказав: «Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой». Так и было: встали утром и нашли вместо обрубков большие деревья с ветвями и листвой.

И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь со всеми домочадцами своими мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

Когда приспело время благочестивого преставления их, умолили они бога, чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. В одно время приняли они монашество и облачились в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.

В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки божий в двадцать пятый день месяца июня.

После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.

Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им.

Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо, ради заповеди божьей не оставлять супруги своей, добровольно отрекся от власти! Радуйся, дивная Феврония, ибо по твоему благословению за одну ночь маленькие деревца выросли большими, покрытыми ветвями и листьями! Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!

Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!

Помяните же и меня, прегрешного, написавшего все то, что я слышал о вас, не ведая - писали о вас другие, сведущие более меня, или нет. Хотя и грешен я, и невежда, но на божию благодать и на щедроты его уповая и на ваши молитвы к Христу надеясь, работал я над трудом своим. Желая вам на земле хвалу воздать, настоящей хвалы еще и не коснулся. Хотел вам ради вашего кроткого правления и праведной жизни сплести венки похвальные после преставления вашего, но по-настоящему еще и не коснулся этого. Ибо прославлены и увенчаны вы на небесах истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом. Ему же подобает вместе с безначальным его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Духом всякая слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Православные святые и персонажи народных легенд. Часть исследователей отождествляет Петра и Февронию с реальными историческими персонажами - князем Муромским Давыдом Юрьевичем и его женой, княгиней Ефросинией, которые стали монахами и приняли имена Петр и Феврония.

Легенда

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» появилась в середине XVI века. Автор этого жития святых, инок Ермолай, обработал и записал устные муромские предания. Исследователи считают, что Ермолай соединил два сказочных сюжета - о мудрой деве и об огненном змее.

Эти мотивы волшебной сказки инок использовал, создавая историю муромских святых Петра и Февронии по заказу митрополита Московского. Заказ был сделан после того, как Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе. Сюжет набрал популярность и стал разрабатываться дальше в иконописи и литературе.

По легенде, к жене Павла, который княжил в городе Муроме, являлся огненный змей. Происходило это, когда самого князя не было дома. Чудовище склоняло супругу князя к блуду. Другие люди видели на месте змея самого князя Павла и не могли распознать в том «чужака».


Когда настоящий Павел узнал об этих посещениях, то повелел супруге разузнать у змея, каким способом можно его убить. Чудовище рассказало, что убийцей его станет некий Петр, которому для того, чтобы справиться с ним, потребуется некий «Агриков меч».

Петром звали княжеского брата, и тот решил расправиться со змеем. Для выполнения поставленной цели оставалось найти «Агриков меч», который нашелся в монастырской церкви - в полости между камнями алтарной стены.


Петр взял меч, и вскоре ему представилась возможность им воспользоваться. Как-то раз, заявившись к брату, Петр застал того дома. Потом Петр заглянул к жене брата и там тоже обнаружил Павла. Поговорив с «первым» Павлом, Петр выяснил, что это змей, который умеет принимать облик князя. Петр велел брату оставаться дома, вооружился «Агриковым мечом», снова отправился к жене брата и там убил змея.

Кровь волшебного монстра попала на Петра, и он заболел проказой. Петр страдал от болезни, и никто не мог помочь ему, пока однажды во сне ему не привиделся путь к спасению. Исцелить князя могла крестьянка Феврония, дочь бортника, который добывал дикий мед.


Феврония согласилась исцелить князя, но в ответ потребовала, чтобы Петр на ней женился. Тот дал слово, но в итоге, когда девушка его вылечила, нарушил обещание. Феврония была из незнатного рода и по этой причине не привлекала Петра как супруга.

Хитрая целительница, однако, нарочно вылечила князя не до конца, оставила одну язву и позволила болезни разыграться снова после того, как обещание было нарушено. После того как Феврония исцелила Петра второй раз, тот женился на ней.


Когда Петр стал князем Муромским после своего брата Павла, бояре воспротивились тому, чтобы простолюдинка Феврония стала княгиней и возвысилась над ними. От нового князя потребовали либо покинуть Муром, либо удалить от себя жену. В результате Петр вместе с супругой на двух кораблях уплыли из города, а в Муроме началась смута. Борьба за власть привела к убийствам, и в итоге бояре попросили князя вернуться обратно. Петр вернулся вместе с супругой, и горожане со временем полюбили Февронию.

Реальные факты

Реальные исторические персонажи, впоследствии канонизированные церковью как святые Петр и Феврония, - князь Муромский Давыд Юрьевич и его супруга. О жене князя мало что известно, а сам он взошел на престол в Муроме после своего старшего брата Владимира. Давыд Юрьевич был сторонником Великого князя Всеволода Большое Гнездо и сражался на его стороне во всех значимых битвах того периода.

В 1208 году Всеволод Большое Гнездо отдал Давыду Юрьевичу город Пронск, который отобрал у предыдущего князя Олега за провинности. Однако в том же году Олег собрал братьев и выгнал Давыда Юрьевича из города.

После того как Всеволод Большое Гнездо умер, князь Давыд стал поддерживать его сыновей Юрия и Ярослава и участвовать в организованных ими походах.


Если верить летописям, князь Давыд постригся в монахи и умер в один день со своим младшим сыном Святославом, на Пасху 1228 года. В летописях нет свидетельств о том, что супруга князя тоже стала монахиней, как и о дне ее смерти. Однако церковное предание утверждает, что князь и княгиня умерли в один день.

Были ли у легендарных Петра и Февронии дети - неизвестно. У реально существовавшего князя Муромского Давыда Юрьевича было двое сыновей - Юрий и Святослав, и дочь Евдокия.

Смерть

По легенде, состарившись, Петр и Феврония отправились по разным монастырям и там стали молиться о том, чтобы умереть в один день. Похоронить их супруги попросили в одной гробнице, но это оказалось несовместимо со званием монахов. В итоге тела умерших в один день Петра и Февронии похоронили в разных монастырях, но уже на другой день святые явили чудо, оказавшись в одном гробу.


В летописях говорится, что княжеская чета скончалась и была похоронена в апреле 1228 года. Однако день церковного почитания Петра и Февронии не совпадает с днем смерти и выпадает на 8 июля по современному календарю.

Местом погребения святой четы стала соборная церковь Мурома, или Богородице-Рождественский собор. велел в 1553 году возвести этот храм над их мощами. В советские годы мощи отдали местному музею и экспонировали в антирелигиозной экспозиции. После перестройки мощи снова «переехали» и оказались в храме Свято-Троицкого монастыря, где верующие могли поклоняться им.

Память

К Петру и Февронии православные женщины обращаются с акафистом (хвалебно-благодарственным пением) и молитвой о замужестве и семейном благополучии. Считается, что икона Петра и Февронии помогает рождению детей и установлению крепких семейных отношений.

Документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви»

Памятники Петру и Февронии как небесным покровителям брака поставлены во многих городах России и продолжают воздвигаться. Установка этих монументов - часть общенациональной программы, направленной на укрепление семейных ценностей. Открытие памятников обычно приурочено к празднику 8 июля - Дню семьи, любви и верности, который отмечается с 2008 года.

В том же году появился 25-минутный документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви», снятый студией «Остров».

Мультфильм «Сказ о Петре и Февронии»

В 2017 году вышел комедийный мультфильм для семейного просмотра «Сказ о Петре и Февронии». Главных героев здесь озвучивают актеры Владислав Юдин и Юлия Горохова. В основе сценария - сюжет легенды о Петре и Февронии.

События разворачиваются в Муромском княжестве XIII века. Бесстрашный Петр выходит на бой со злым и жестоким колдуном, который захватил власть в княжестве. Герой побеждает в схватке, но оказывается отравлен ядовитой кровью колдуна. Феврония - юная целительница, хочет спасти Петра, и между молодыми людьми вспыхивает любовь.

История России богата примерами удивительной жизни многих христианских подвижников. Одними из самых почитаемых являются Петр и Феврония Муромские, история любви которых известна во всем православном мире. К их чудотворным мощам ежедневно стекаются тысячи людей с просьбами о помощи в устроении семейной жизни.

Мало кто не знает, кто такие Петр и Феврония. Это русские православные святые, которые правили городом Муромом в XIII веке. Удивительная история жизни князя и его жены стала образцом христианской семьи, брака и взаимопонимания.

В настоящее время мощи Петра и Февронии почивают в Троицком монастыре города. В советский период истории, когда христиане подвергались гонениям, эта святыня чудом избежала поругания. Желая прекратить постоянное паломничество к чудотворным мощам князя и его жены, власти перенесли их в краеведческий музей, где те находились до развала СССР.

Святые угодники Петр и Феврония прославились не какими-либо самоотверженными действиями, а умением стяжать Благодать Божию через добродетели – смирение, милосердие и самоотречение.

История вечной любви правителя города Мурома и его жены, которая не прекратилась даже после смерти, стала образцом для христиан. Супруги обрели святость не через подвиги или чадородие, а через верность друг другу на протяжении всей жизни.

История Петра и Февронии

Повесть начинается с рассказа о брате святого Петра – князе Павле. Он тогда правил Муромом, а к его жене повадился летать блудный змей-оборотень. Чудовище принимало лик супруга, и в этом образе проникало к женщине.

Ей удалось узнать, что змей погибнет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Младший брат обрел волшебное оружие и сразил змея. Но его кровь попала на кожу победителя, из-за чего Петр покрылся язвами и струпьями.

Его исцелила мудрая дева Феврония из деревни Ласково, взяв с князя обещание взять ее в жены. Но он не хотел брать в жены простолюдинку и решил откупиться от девушки дорогими подарками. В результате он снова заболел, вернулся к Февронии, раскаялся в своем поступке и обвенчался с ней.

Чета правила Муромом, но местная знать была недовольна происхождением жены князя. Они не желали ей подчиняться и изгнали из города. Муж отправился вместе с ней. Без них в городе начались беспорядки – дворяне грызлись за право управлять Муромом.

Поняв свою ошибку, местные жители попросили супругов Петра и Февронию вновь вернуться в город. Повествование заканчивается рассказом об их кончине. Они приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Они просили Господа дать им умереть в один день и час, а похоронить тела завещали в едином гробе, который приготовили еще при жизни.

Князь и его жена скончались единовременно, но жители не положили их вместе. На следующее утро их тела чудесным образом оказались в едином гробу, но горожане вновь их разлучили. Та же история повторилась и во второй раз. Тогда Петра и Февронию похоронили вместе, как они и завещали. С тех пор их почитают нераздельно, а их мощи до сих пор почивают в единой раке в Троицком монастыре города Мурома.

Полезное видео: история вечной любви Петра и Февронии

День памяти чудотворцев

8 июля (25 июня по старому стилю) – государственный праздник: День семьи, любви и верности. Этого числа в один день и час отошли ко Господу святые праведники – Петр и Феврония Муромские.

Этот день считался особенным и у языческих восточнославянских народов. После его наступления начиналась заготовка сена. Вообще многие значимые православные даты перекликаются с этим календарем.

Праздник стал государственным в 2008 году по инициативе жителей Мурома и при поддержке Светланы Медведевой – жены Президента РФ. Символом стала простая, но прекрасная полевая ромашка, картинки с изображением которой можно видеть повсюду в этот день.

Это интересно! Ежегодно в день Петра и Февронии в храмах города проходят торжественные богослужения, а к мощам благоверных князей в Троицкий монастырь стекаются тысячи паломников со всех уголков страны и ближнего Зарубежья. Вечером на набережной проходит концерт.

Исследователи, углубляясь в исторические подробности, находят некоторые несоответствия. В летописях сообщается, что князь с женой отошли ко Господу на Пасхальной неделе. Она никак не могла приходиться на 8 июля.

Вполне возможно, что это дата перенесения мощей Петра и Февронии в новый собор Рождества Богородицы. Точное время его постройки не известно, но в XVI в. он уже был возведен. В нем святыня и находилась до прихода советской власти.

Существует еще один день Петра и Февронии – 19 сентября. В этот день в 1992 году их мощи были перенесены в Свято-Троицкий монастырь. Брак лучше заключать в эту дату, поскольку 8 июля приходится на Петров пост.

В настоящее время повесть переведена на современный язык. Оригинал был написан на древнерусском. Подробную историю о святых князе и его жене можно читать в Интернете практически на любом православном портале.

Тем, кто предпочитает бумажный вариант, следует попробовать найти книгу в специализированном магазине или зайти в церковную лавку ближайшего храма или монастыря. В православных обителях обычно представлен широкий выбор литературы, где в подробностях или кратко можно узнать о житиях всех праведников.

Википедия о святых праведниках

Википедия сообщает, что достоверных источников, указывающих на историю реальных прототипов героев, не обнаружено. У исследователей сложилось несколько мнений по этому поводу:

  1. Петр – это князь Давыд, а Феврония – его супруга Ефросиния. Он управлял городом в начале XIII века (1205–1228 гг.). Потом он принял монашеский постриг и получил имя Петр. О его жене никаких достоверных данных найдено не было. Учитывая, что в повести Ермолая указываются аналогичные имена, можно предположить, что это версия больше всего похожа на правду.
  2. Другие ученые склоняются к мнению, что святые князья – всего лишь народные персонажи. Они не имели отношения ни к каким личностям в реальной истории, а были созданы в воображении людей на протяжении веков.

Вся информация о жизни праведников опирается на сведения, полученные из сказания Ермолая.

История жизни святых князей

Жизнь святых Петра и Февронии для каждого человека – это пример непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые сумели преодолеть трудности земной жизни и сохранить любовь даже после смерти. Проблемы, с которыми они сталкивались в дремучей древности, не теряют актуальности и сегодня. Вокруг их жития разгорается множество споров.

Скорее всего, инок Еразм не имел точных сведений о событиях, предшествовавших женитьбе князей. Поэтому начало рассказа больше похоже на сказку – оно построено на фольклорных образах и аллегориях.

Дальнейшая жизнь супругов вполне соответствует реальности. В ней нет ничего сверхъестественного. Вслед за браком следует вполне логичное недовольство бояр. Петр не стал пытаться подавить бунт силой, а просто последовал христианским законам смирения и милосердия. Он уповает на волю Божию, и вскоре ситуация благополучно разрешается.

Познавательно! Сильная молитва на успешную торговлю

Последняя сцена из земной жизни князей производит наибольшее впечатление. Никогда не расставаясь, они и в мир иной отошли точно так же – одновременно.

Канонизация Петра и Февронии состоялась в 1547 году, но почитать их начали задолго до этого времени. В Муроме из уст в уста передавалась удивительная история жизни князя и его жены. Именно на основе этих рассказов в середине XVI века было написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Составителем произведения был церковный писатель инок Еразм (Ермолай Прегрешный).

Существует множество изображений, рассказывающих о жизни Петра и Февронии. Особое распространение получили житийные иконы. В центре полотна расположен образ святого, а по краям – основные моменты его жизни.

Одно из таких изображений, которое раньше висело над гробницей праведников, ныне находится в краеведческом музее города. Оно рассказывает об их жизни в хронологическом порядке в точном соответствии с повестью инока Еразма:

Около Спасо-Преображенского монастыря г. Мурома, в котором, как считается, окончил свой земной путь князь Петр, устроен барельеф в память об этих святых. За ним, на ограде, также изображены сцены из жизни святых.

Такими чудотворцев изобразил петербургский художник и иконописец Александр Простев:

Повесть о Петре и Февронии адаптирована для детей. Но только представлена она в виде сказки. Это интересная книга, в которой сплетены две сюжетные линии:

  1. О мудрой деве из простой семьи.
  2. О страшном чудовище, которое было побеждено отважным героем.

Такой вариант произведения включен в школьную программу начальных классов. Поэтому о том, кто такие Петр и Феврония, люди узнают с детства. История сопровождается яркими иллюстрациями, которые позволяют малышам лучше понять суть. Возможно, они извлекут уроки из этой сказки, которые повлияют на их дальнейшую жизнь.

Другой взгляд на жизнь праведников

Некоторые люди, далекие от православия, придерживаются иной точки зрения об истинных обстоятельствах жизни этих святых угодников Божиих.

Критике подвергаются все эпизоды этой красивой легенды:

  1. Змей, приходивший к жене Павла, либо был очень недалекого ума, либо сам подстроил сцену своего убийства. Меч нашелся в рядом стоящем храме, а главный герой рассказа был единственным, кто мог его сразить. Но, скорее всего, вся эта история – не более чем плод воспаленного воображения автора.
  2. Феврония – хитрая и эгоистичная девка, которая захотела стать знатной особой. Никто кроме нее не мог исцелить заболевшего князя. Она воспользовалась его беспомощностью и путем шантажа вынудила взять ее в жены.
  3. Князь – слабовольный лицемер. Взяв в жены нелюбимую женщину, он всю жизнь представлял ее как дорогую супругу.

Как же такие личности умудрились попасть в списки православных святых? В 1547 году, когда они были канонизированы, Иван Грозный вел активную работу по превращению Москвы в Третий Рим. Но в стране тогда было маловато исконно русских православных подвижников, поэтому самодержец отдал указ о «розыске» подходящих кандидатур. РПЦ, стараясь выслужиться перед государем, канонизировала даже сказочных персонажей.

Важно! Праведников молят о помощи в семейных делах, просят удачного замужества и любви.

Полезное видео: история праздника Дня Петра и Февронии

Вывод

Житие святых праведников не стоит воспринимать дословно. Правда это или только красивая легенда, каждый решает по-своему. Эта история пронизана символизмом. Она отражает истинное предназначение супругов – борьба с собственным эгоизмом и гармония в браке. Святые угодники показали пример любви не только к Богу, но и друг к другу. Поэтому рассказ об их жизни не теряет актуальности уже много веков.