Что такое былина в литературе: определение. Все о Русских Былинах

Что такое былина в литературе: определение. Все о Русских Былинах

Введение

Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как "детские". А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

Актуальность этой темы заключается в том, что былина - является ключевым жанром в русской культуре. С помощью былины были сформированы многие жанры в русской литературе и искусстве. Былина была способом передачи информации о представлениях жизни народа и его культуре. Цель данной темы - дать краткое описание жанру былина, как к ключевому стилю народной художественной культуры. Актуальность темы составляет то, что былина дала «почву» для развития многих жанров народного творчества.

Происхождение былин

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

1. Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях -- олицетворение этих явлений и отожествление их с богами древних славян.

2. Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти.

3. Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин, причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока.

В итоге -- односторонние теории уступили место смешанной, допускающей в былинах присутствие элементов народного быта, истории, литературы, заимствований восточных и западных. Первоначально предполагали, что былины, которые группируются по месту действия на циклы киевские и новгородские, главным образом, южнорусского происхождения и только позже перенесены на север; по другим былины явление местное. В течение веков былины претерпевали различные изменения, причём постоянно подвергались влиянию книжному и заимствовали многое из средневековой русской литературы и устных сказаний Запада и Востока.

Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших; позже было предложено деление на дотатарскую, времён татарщины и послетатарскую эпохи.

Место возникновения былин

Что касается места, где возникли былины, то мнения разделяются: самая распространенная теория предполагает, что былины -- южнорусского происхождения, что их первоначальная основа южнорусская. Только со временем, вследствие массового переселения народа из Южной Руси на Север, перенесены туда былины, а затем на первоначальной своей родине они были забыты, вследствие влияния других обстоятельств, вызвавших казацкие думы. Все знали о Владимире, как о реформаторе всей древнерусской жизни, и все пели о нём, причём происходил обмен поэтическим материалом между отдельными племенами. В XIV и XV веках Москва стала собирательницей русского эпоса, который в это же время все более и более сосредоточивался в киевский цикл, так как киевские былины произвели на остальные ассимилирующее влияние, вследствие песенной традиции, религиозных отношений и т. п.; таким образом в конце XVI века закончено было объединение былин в киевский круг (хотя, впрочем, не все былины к нему примкнули: к таким принадлежит весь новгородский цикл и некоторые отдельные былины, например о Суровце Суздальце и о Сауле Леванидовиче). Потом из Московского царства распространились былины во все стороны России путем обыкновенной передачи, а не эмиграции на север, которой не было. Насколько изучение былин ещё до сих пор несовершенно и к каким противоречивым результатам оно привело некоторых

Былины претерпели многие и притом сильные перемены, сомневаться нельзя; но точно указать, каковы именно были эти перемены, в настоящее время крайне трудно. На основании того, что богатырская или героическая природа сама по себе везде отличается одними и те ми же качествами -- избытком физических сил и неразлучной с подобным избытком грубостью, русский эпос на первых порах своего существования должен был отличаться такой же грубостью; но так как, вместе со смягчением народных нравов, такое же смягчение сказывается и в народном эпосе, поэтому, по его мнению, этот смягчительный процесс надо непременно допустить в истории русских былин. По мнению того же учёного, былины и сказки выработались из одной и той же основы. Если существенное свойство былин -- историческое приурочение, то чем оно меньше заметно в былине, тем она ближе подходит к сказке. Таким образом выясняется второй процесс в развитии былин: приурочение.

Есть и такие былины, в которых ещё вовсе нет исторического приурочения, причём, однако, он не объясняет нам, почему он такие произведения не считает сказками («Опыт»). Разница между сказкой и былиной заключается в том, что в первой мифический смысл забыт раньше, и она приурочена к земле вообще; во второй же мифический смысл подвергся изменениям, но не забвению. С другой стороны, можно заметить в былинах стремление сглаживать чудесное. Чудесный элемент в сказках играет другую роль, чем в былинах: там чудесные представления составляют главную завязку сюжета, а в былинах они только дополняют содержание, взятое из действительного быта; их назначение -- придать более идеальный характер богатырям. Содержание былин теперь мифическое, а форма -- историческая, в особенности же все типические места: имена, названия местностей и т. д.; эпитеты соответствуют историческому, а не былинному характеру лиц, к которым они относятся. Но первоначально содержание былин было совсем другое, а именно действительно историческое. Это произошло путем перенесения былин с Юга на Север русскими колонистами: постепенно колонисты эти стали забывать древнее содержание; они увлекались новыми рассказами, которые более приходились им по вкусу. Остались неприкосновенными типические места, а все остальное со временем изменилось. По Ягичу, весь русский народный эпос насквозь проникнут христианско-мифологическими сказаниями, апокрифического и неапокрифического характера; из этого источника заимствовано многое в содержании и мотивах. Новые заимствования отодвинули на второй план древний материал, и былины можно разделить, поэтому на три разряда:

1) на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием;

2) на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно и

3) на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира. Вольнер в былине о Сухмане усматривает даже влияние новейшей сантиментальной литературы XVIII в., а Веселовский о былине «Как перевелись богатыри» говорит вот что: «Две половины былины связаны общим местом весьма подозрительного характера, показывающим, как будто, что внешней стороны былины коснулась эстетически исправляющая рука». Наконец, в содержании отдельных былин нетрудно заметить разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), то есть объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало Б. о Добрыне взято из Б. о Вольге, а конец из былины о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространенная Б. о Берином сыне, по Веселовскому) и т. п.

Можно признать существование объединённого, цельного Владимирова круга, державшегося в памяти певцов, в своё время образовавших, по всей вероятности, тесно сплоченные братчины.

Теперь таких братчин нет, певцы разъединены, а при отсутствии взаимности никто между ними не оказывается способным хранить в своей памяти все без исключения звенья эпической цепи. Все это очень сомнительно и не основано на исторических данных; благодаря тщательному анализу, можно только допустить, что «некоторые былины, например Гильфердинга 27 и 127, являются, во-первых, продуктом выделения былин из киевской связи и вторичной попытки привести их в эту связь после развития на стороне» («Южнорусские былины»).

Специфика

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов, за исключением разве «Илиады» и «Одиссеи».

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и духом общины. Независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохраненной вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощенный в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

Стилистика

Кроме внутреннего, замечается ещё и внешнее единство былин, в стихе, слоге и языке: стих былины состоит или из трохеев с дактилическим окончанием, или из смешанных трохеев с дактилями, или, наконец, из анапестов; созвучий нет совсем и все основано на музыкальности стиха; тем, что былины писаны стихами, они отличаются от «побывальщин», в которых уже давно стих разложился в прозаический рассказ. Слог в былине отличается богатством поэтических оборотов; он изобилует эпитетами, параллелизмами, сравнениями, примерами и другими поэтическими фигурами, не теряя вместе с тем своей ясности и естественности изложения. Былины теперь «сказываются» на чистом великорусском языке, с сохранением довольно большого количества архаизмов, особенно в типических частях. Былина делится на две части: одну -- изменяющуюся сообразно воли «сказателя»; другую -- типическую, которую рассказчик должен передавать всегда с возможной точностью, не изменяя ни одного слова. Типическая часть заключает все существенное, что говорится про богатыря; остальное представляется только фоном для главного рисунка.

Былины о богатырях и удалых молодцах старого доброго времени, старины или «старинки», как их называют сами сказители, поются ещё и поныне в глухих уголках России. Там они исполняются, утрачивая мало-помалу свой строгий эпический характер, дробясь на более мелкие сюжеты. Прежде, когда народная среда, хранившая былины, жила обособленной жизнью, хранить старинные песни было легко, было нетрудно запоминать их и сказывать в особой певческой манере.

Пока жизнь селянина замыкалась в неторопливый круг подручной крестьянской работы – рыбной ловли, охоты да пашни, былины действительно хранили, подобно историческим песням, самые отдаленные отзвуки седой старины. Для юных поколений они стали настоящим учебным историческим материалом.

История появления былины
Когда-то «старинки» были заурядным явлением в любой северной деревушке. Хороших сказителей раньше было много, от них собиратели ревностно записывали былинные тексты.

Каждый народ трепетно относится к своей родине, изучает её прошлое. Исторические уроки нам необходимы, без знания традиций прошлого трудно построить будущее. Русский народ создал много выдающихся произведений, его «культурная» кладовая полна изюминок. Одной из них являются былины – уникальный вид древних народных эпических песен.

Ученых всегда волновал вопрос: когда, в какие времена и на каких территориях сложились былины? Былины появились в древний период нашей истории. Сказать, какая из них стала первой в плеяде наших былин, представляется невозможным. Но истинно одно: былины – это не искусственный эпос, это живой и чувствительный отклик на всё происходящее в государственной, политической, бытовой жизни русского народа, его освободительной борьбе.

Былины, эти удивительные песни-сказания о подвигах богатырей, о жизни Древней Руси обязаны своему рождению IX-XIII векам. Доказательством того, что былины сложились именно в этот период, служат документы древности, начальная летопись. Сложились они, вероятнее всего, в Киевской Руси. Это можно почерпнуть из их содержания: события приурочены к Киеву и связываются с именем Владимира.

Изучение былин
Люди науки всегда изучали былины с самых разнообразных точек зрения – художественной, исторической, культурно-бытовой. Поначалу некоторые эксперты увидели в былинах свидетельство яркой духовной мощи, которая служила прообразом русского национального типа. Однако дальнейшие исследования показали, что былины и богатырские персонажи далеко не составляют явления, свойственные только русскому или даже славянскому национальному гению. У народов Запада и Востока, у северян и горцев оказались сюжеты, во многом схожие с сюжетами наших былин. Началось историко-сравнительное исследование параллелей в сюжетах и образах. И это исследование лишило былины ореола национальной исключительности. Оно ввело их в общие с другими народами условия эпического песнотворчества, при которых роль индивидуальной обработки у каждого народа сводилась к приспособлению сюжета к его музыкально-поэтическим потребностям и вкусам, сообразно духу языка и художественному уровню среды.

Наши былины в оригинальной форме дают нам понятие о героической этике, они отражают сложный и разнообразный мир русской жизни, взятой в различные моменты – то дружинно-княжеского уклада, то бытового, то праздничного.

Хранение былин
Городом, где умели ценить и память о колыбели русских городов и о дружинниках, стояльцах за русскую землю, где любили собирать и слушать на пирах заморских певцов, заезжих скоморохов и своих доморощенных «веселых людей», гудцов и гусельников, был славный древний город Великий Новгород.

Изучение былин в плане сюжета, способов художественной обработки и языка, приводило к заключению, что былины сложились не в тех местах, где они были позднее записаны и сохранены. Былины хорошо хранила суровая природа Севера, с бесконечными озерами, лесами, каменистыми пашнями, как бы оберегала от недоброго взгляда затаенность патриархального быта.

Сказители былин
Давно уже нет сказителей былин по профессии. Кто такие «сказители»? Былины поются особого рода певцами, которых называют «сказители», название это произошло оттого, что пение былин есть нечто среднее между пением и рассказом.

Былины сказывают кто лучше, кто хуже, и стар и млад в далёких деревенских поселениях. Присутствующие слушают пение с глубоким вниманием, переживая и содержание и настроение песни. Лишь изредка скажут они замечание, выражающее удивление или сочувствие тому, о чем поется в песне. Подобно древнегреческому хору, слушатели отзываются в моменты наибольшего драматизма рассказа, как бы с намеренной целью поддержать певца выражением сочувствия тому настроению, которое находит в песне его свою самую вдохновенную, самую чуткую форму. Песня стала домашним делом, не возводящим певца на степень профессионального артиста.

Когда впервые были записаны былины, какую роль в изучении фольклора сыграл ссыльный выпускник Московского университета и как от него скрывались сказители Русского Севера

Подготовила Наталья Петрова, Наталья Петрова

Первые записи былин появились в XVII веке и представляли собой не научную фиксацию фольклорной традиции, а развлекательное чтиво. Заманчиво озаглавленные рукописи и печатные издания XVII-XVIII веков («История о славном храбром и силном богатыре Илье Муромце сыне Ивановиче, о Соловье разбоинике», «Сказание о трех богатырех киевских, о славных витезех — о Илье Муромце, и о Михаиле Потоке Ивановиче, и о Олеше Поповиче») — это в основном литературно обработанные пересказы былинных сюжетов.

Титульный лист «Древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым». Москва, 1818 год Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»​

История научной публикации былин начинается с так называемого «Сборника Кирши Данилова», точнее, с его второго издания 1818 года. Датируемая предположительно серединой XVIII века рукопись была создана в Юго-Западной Сибири для заводчика П. А. Демидова Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1788) — горнозаводчик, внук Никиты Демидова, русского промышленника петровских времен, основателя династии Демидовых. Прокофий Акинфиевич — один из самых колоритных деятелей Русского Просвещения — жертвовал деньги Московскому университету и учебным заведениям для сирот, также отличался самодурством и полным неуважением к чинам и дворянству. Екатерина II отзывалась о нем как о дерзком болтуне. Кроме того, Демидов увлекался ботаникой и написал исследование о пчелах. и содержала 71 текст былин, исторических песен, скоморошин Скоморошина — термин без точных границ, которым пользуются для определения различных видов русского песенного (стихотворного) фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. .

В 1804 году 26 текстов из нее были опубликованы Андреем Федоровичем Якубовичем (чиновником почтового ведомства, интересовавшимся литературным творчеством) под названием «Древние русские стихотворения». Издание ожидал закономерный для эпохи повышенного интереса к русской старине успех. Рукопись была приобретена известным коллекционером Н. П. Румянцевым Николай Петрович Румянцев (1754-1826) — граф, русский государственный деятель, в годы Наполеоновских войн занимавший пост министра иностранных дел. Меценат, коллекционер Румянцевского музея — крупного собрания книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве (долгое время это был единственный в Москве общедоступный музей). , поручившим К. Ф. Калайдовичу подготовить второе издание.

В 1818 году были опубликованы «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», содержавшие, по сравнению с первым изданием, большее количество текстов (61), данных с минимальной правкой и предваряемых вступительной статьей Калайдовича, которую историки фольклористики называют первым исследованием русского эпоса.
В то время (первая половина XIX века) былины считались утраченными «преданьями старины глубокой», отголосками древней традиции, уже не встречающимися в живом бытовании.

Каково же было изумление ценителей старины, когда в 1861 году начали публиковаться «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (с 1861 по 1867 год вышли четыре части собрания) — «живой» русский эпос, записанный от крестьян Олонецкой губернии  Олонецкая губерния — ныне Республика Карелия. .

Павел Николаевич Рыбников. Фотография П. Павлова Wikimedia Commons

Открытию, превратившему Русский Север в «Исландию русского эпоса», способствовала бдительность российского правительства в деле выявления политически неблагонадежных элементов. Павел Николаевич Рыбников (1831-1885), филолог, выпускник Московского университета, был арестован в Черниговской губернии, где изучал культуру старообрядцев, и в 1859 году выслан в Петрозаводск. Образованный молодой человек стал чиновником губернской канцелярии. Положение ссыльного не помешало ему сделать блестящую карьеру: за 4 года он дослужился до должности советника губернского правления. Служебные командировки Рыбников совмещал с этнографическим изучением северного края.

Сообщение начальника Третьего отделения канцелярии императора олонецкому губернатору о причинах высылки на жительство в Петрозаводск кандидата Московского университета Рыбникова П. Н. 26 февраля 1859 года Причина высылки: «...подозрительные разъезды его по слободам Черниговской губернии, населенным преимущественно раскольниками, и неуместные рассуждения в обществе сих последних, также и прежнее поведение его в Москве, где он, быв студентом, имел у себя частые собрания, навлекавшие на себя подозрение по тем разговорам, которые вели посетители оных...» Национальный архив Республики Карелия

Первое знакомство исследователя с исполнением эпоса произошло во сне. Однажды застигнутый в дороге непогодой Рыбников заночевал у костра на пристани вЧуйнаволоке. Проснулся он от странных звуков «живого, причудливого и веселого» напева. Это старик Леонтий пел былину о Садке-купце. Распрощавшись со сном, Рыбников стал записывать услышанное.

Страница из письма Павла Николаевича Рыбникова в книжный магазин Н. Г. Овсянникова о продаже III части сборника «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». 1864 год Национальный архив Республики Карелия

От своего первого информанта фольклорист узнал о других сказителях. Изъездив всю Олонецкую губернию, Рыбников записал около 200 былин.
Надо сказать, что сказители середины XIX века еще не имели привычки общаться с собирателями и воспринимали их интерес к себе весьма подозрительно. Рыбников однажды так напугал своего информанта, что тот пытался скрыться бегством в лесу.

«Едучи в Песчанскую волость, я услышал от извозчика, что в дер. Большой Двор есть хороший певец, только очень робкого характера. Приехал я на место и посылаю за этим крестьянином — он нейдет, другой раз посылаю, говорят — болен. Сел я на лошадь и поехал к его дому, и, не доезжая до избы, насмотрел человека — бежит к лесу. Проводник тут же мне и объяснил, что больной-то певец и бежит к лесу. Пустился я за ним, перегнал, пересек дорогу и, соскочив с лошади, заставил вместе с собою присесть на обрубок дерева. Видит мой беглец, что я помираю со смеха, и рассказал мне простодушно, что он „валил“ (выжег) лес, за это обвинен и осужден, и думал, что я приехал его наказывать».

Из письма П. Н. Рыбникова И. И. Срезневскому

Александр Гильфердинг. Гравюра по фотографии Генриха Деньера Из Собрания сочинений А. Гильфердинга, 1874

Открытие былин так ошеломило любителей древностей, что многие заподозрили здесь мистификацию и подлог. Сомнения развеяла экспедиция в Олонецкую губернию, предпринятая в 1871 годуАлександром Федоровичем Гильфердингом Александр Федорович Гильфердинг (1831-1872) — русский славяновед, фольклорист (собиратель и исследователь былин), член-корреспондент Петербургской академии наук. . Он записал свыше 300 былин (в том числе от сказителей, с которыми ранее работал Рыбников).
В 1926-1928 годах по следам Рыбникова и Гильфердинга отправилась экспедиция братьев Соколовых Соколовы Борис Матвеевич (1889-1930) и Юрий Матвеевич (1889-1941) — фольклористы, литературоведы, издатели сборников «Сказки и песни Белозерского края» (1915), «Поэзия деревни» (1926). . Им удалось записать 370 былин и проследить, как изменилась севернорусская эпическая традиция за три-четыре поколения сказителей.

Слово «былина» почему-то ассоциируется с чем-то огромным, масштабным, бесспорно великим. Первое, что приходит в голову - образы могучих богатырей, которые берегут Русь-матушку, патрулируют на могучих конях границы государства, отгоняют всякие напасти. Даже язык, на котором написаны эти удивительные произведения, отличается от обыкновенного литературного! Русские народные былины - это абсолютно самостоятельный со сложившимися традициями и канонами. Что же отличает их от обычных сказок и легенд?

Что это такое?

Итак, былина - это эпическая песня, обычно передаваемая из поколения в поколение, основной сюжет которой вертится вокруг богатыря, сражающегося против сил зла и всеми силами защищающего отечество. Обычно у главного героя не очень простая судьба, более того, к осознанию своего «богатырства» он приходит далеко не сразу, но потом, когда «силушка» уже через край хлещет, никто не может противостоять русскому витязю.

Термин для обозначения этой формы фольклора введён в тридцатых годах прошлого века и взят из «Слова о полку Игореве» (где есть фраза «былины сего времени»). Больше всего таких преданий сохранилось у крестьян северной части России. Былины (короткие произведения встречаются редко) чаще всего довольно объёмны, так как повествуют о большом промежутке времени.

История

Сложно сказать, когда появились первые кажется, что они всегда были в народе. Первые документы, содержащие русские народные былины, датируются семнадцатым веком, и никто не может сказать, вызвано ли это неграмотностью населения или же тем, что такового жанра не существовало до этого.

Первый сборник «легенд» славян создавался по заказу англичанина Ричарда Джемса, интересовавшегося культурой России, правда, в нём было только пять былин. В восемнадцатом веке интерес к жанру возрастает, появляется большее количество авторов, создающих целые подборки фольклорных песен. Пик интереса приходится на шестидесятые-семидесятые года девятнадцатого века, когда в моду вошло упорядочение былин не по персонажам, а по сказителям (именно так у северных народов называют хранителей устного творчества).

Чаще всего русские народные былины исследователи обнаруживали в Сибири. Как отдельный жанр выделяются сказания русских казаков.

Правила

Как и для любого для былин характерны свои каноны. Говорят, что раньше они исполнялись под аккомпанемент гуслей, мелодий, правда, их было немного, но в сочетании с голосом рассказчика они звучали действительно удивительно. Такого явления, как былины короткие, не существовало вообще, поэтому каждое сказание затягивалось на долгие часы, зачастую оно прерывалось для отдыха как слушателей, так и рассказчика.

Этих произведений предполагает торжественный стиль повествования. Достигался он с помощью повторов (всем известное «давным-давно» пришло именно оттуда) и синонимов (жить-поживать). Очень часто повторялись целые фразы - в конце строки и в начале следующей. Обычно сказатели не делали акцент на каких-то конкретных местах, им гораздо важнее было рассказать о «богатырских» делах, процессе седлания коня, например, былины содержат подробнейшие описания упряжи лошадей, снаряжения самого богатыря и т.п. Нередки и преувеличения, подчёркивания определённых качеств героев. Сказители обожали эпитеты (славный богатырь, поганый враг), некоторые из которых со временем стали фразеологизмами (горячая кровь). Чтобы ещё раз выделить «светлую сторону», использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы (Алёшенька), тогда как для отрицательных героев применяли суффиксы «увеличивающие» (царище).

Русские народные былины излагаются в настоящем времени, в них не бывает отсылок к прошлому или будущему. Кроме того, обычно они состоят из трёх композиционных частей: запева (своеобразного вступления, имеющего мало общего с самим повествованием), зачина (собственно сюжета) и концовки.

Силушка богатырская

Самым известным жанром этого элемента фольклора являются былины о богатырях. Рассказы о любви к Руси, о преданности делу, настоящей чести и дружбе всегда пользовались популярностью. Такие персонажи, как Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец, известны каждому русскоговорящему человеку. Они популяризированы даже в мультфильмах, чтобы и самые маленькие знали о том, что «супергерои» бывают не только в Америке, но и на Руси. Рассказы о богатырях воспитывают в детях любовь к Родине, осознание её ценности, показывая одновременно с этим исторический быт Древнерусского государства.

Заключение

Удивительна и богата культура России. Былины, русские народные сказки, пословицы и поговорки, различные загадки - лишь малая часть всего этого богатства. Многое остаётся до конца не исследованным, многое - не понятным современному человеку, но ни в коем случае нельзя отрицать ценность фольклора. Без прошлого невозможно настоящее и невозможно будущее, и только тогда народ будет развиваться правильно, когда научится ценить свою историю.

Доклад о былинах кратко расскажет Вам много полезной информации об эпических песнях русского народа о мужественных богатырях. Также на основе нашей статьи Вы можете подготовить сообщение о былинах 7 класс по литературе.

Сообщение о былинах

Что такое былины?

Былины представляют собой эпические, русские народные песни, которые повествуют про героические подвиги мужественных богатырей. Часто в них описываются героические события и подвиги, участие в которых принимал народ. Слово «былина» обозначает «старина», то есть то, что происходило далеко в прошлом. Былина как литературный жанр не подвергается достоверной точности. События, описанные в них, часто преувеличены для подчеркивания исключительной смелости героев – богатырей.

Они играют очень важную роль в литературном национальном процессе, так как представляют русский эпос и передают всем поколениям знания о традициях, верованиях и бытии предков.

Когда были созданы былины?

Известно, что в основе былин лежат события, которые происходили в Х – ХІІ веке. Поэтому оформляться в письменном виде они начали в XIV веке. При чем каждое поколение добавляло в сюжет что-то свое.До этого времени былины существовали в устной форме и передавались с поколения в поколение.

Классификация былин

Единого мнения на счет классификации былин в современном литературоведенье не существует. Традиционно их разделяют на 2 группы: киевского и новгородского цикла. В былинах киевского цикла описываются события, происходящие в период правления великого князя Владимира. Нам все известны герои этих произведений: Михайло Потык, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурило Пленкович. Богатырей делят на старших и младших. Старшие богатыри (Вольга, Микула Селянович и Святогор) исполняют роль мудрых наставников молодых богатырей. Они олицетворяют собой мужество, силу и отвагу. Ученые провели исследования и доказали, что богатыри являются реальными людьми, жившие много веков назад.

Когда выпустили первый сборник былин?

Впервые сборник русских былин выпустили в Москве в 1804 году. Издание пользовалось огромной популярностью в обществе. После окончания Отечественной войны данныйрусский эпос стал неотъемлемой частью наследия литературного жанра. Сегодня существует 80 русских былин, которые, к сожалению, исчезли из быта современного человека. Они существуют только в форме литературных произведений.

Былины интересные факты

  • Былины писались тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
  • Термин «былины» ввел Иван Сахаров в своем сборнике «Песни русского народа»1839 года. Он его предложил исходя из такого выражения в «Слове о полку Игореве» как«по былинам», что означало «согласно фактам».
  • Слово «богатырь» тюркского происхождения, где существует в разных формах: бахадир, багатур, багадур, батор, батур, батыр, баатар. Оно обозначает «доблестный воин», «герой».
  • Достоверно известно, что Илья Муромец под старость решил последние дни своей жизнизакончить монахом. Он принял постриг в Феодосиевском монастыре (современная Киево -Печерская лавра). Здесь его и похоронили, а после канонизировали. Исследовав мощи, ученые выявили, что рост богатыря составлял 180 см, а его хребет был деформирован.
  • В русском фольклоре насчитывается порядка 30 богатырей.

Надеемся, что сообщение о былинах по литературе помогло Вам. А краткий рассказ о былинах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.