Икона «Взыграние Младенца. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца

Икона «Взыграние Младенца. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца

— празднование 20 ноября по новому стилю. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из самых любимых в русском народе. В Византийской империи этот образ считался древней чудотворной святыней. Икона была обретена 7 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре под Москвой, основанном Дмитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380-м. Известно, что после молитв Пресвятой Богородице пред этой иконой происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о ее чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства. Во времена советской власти, сопровождавшейся разорениями обителей, икона Божией Матери «Взыграние Младенца» считалась утраченной. И только в 2003 году возрожденному Николо-Угрешскому монастырю от неизвестной женщины была пожертвована икона Божией Матери, которая по описанию была очень схожа с утерянной. По словам священнослужителей, когда образ привезли в монастырь и установили на место, где он когда-то стоял, то последние сомнения рассеялись – домой вернулась утерянная святыня. Ныне образ «Взыграние Младенца» находится в алтаре Спасо-Преображенского собора. Беременность и предстоящие роды – события, которые показывают Божественное величие жизни, поэтому в Древней Руси носить дитя под сердцем старались с молитвою. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» отвечает за полноту материнства, поэтому в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние Младенца» и «В родах помощница». Уже после родов служили молебен иконам Богородицы: «Млекопитательница» и «Воспитание». Это помогало наладить грудное вскармливание и правильно воспитывать ребенка… И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по Преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем…. В большинстве композиций на иконах «Взыграние» Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России традиционно праздник всех икон Божией Матери «Взыграние» отмечается в день празднования Угрешского образа «Взыграние Младенца»: 20 ноября (7 ноября по старому стилю). Известные списки иконы – московская и костромская иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Иконы Богоматери того же имени имеются и в Московском Новодевичьем монастыре, а также в Ватопедском монастыре на горе Афон. ******* Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед приближающимися родами служить молебен, читать акафисты Богородице перед Ее иконой «Взыграние Младенца».

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты - Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

Чудотворная икона Божией Матери «Взыграние младенца» (Угрешская) Празднование 20 ноября История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божия Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая.

Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле. Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе «Взыграние младенца».

Икона Божией Матери «Взыграние младенца» Рассматриваемая икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем. Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие. На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.

Согласно мнению исследователей, жанр иконы «Взыграние младенца» исходит из некоторых сцен, описанных в Евангелии. Образ напоминает нам Евангельскую тему «Сретения Господня», когда Спасителя Иисуса Христа на сороковой день после рождения принесли в Храм Иерусалимский для совершения обряда посвящения Богу. Здесь Спасителя передают на руки старцу Симеону, но Богомладенец тянется к Своей Святой Матери, проявляя детскую привязанность и любовь. В Македонии сохранились наиболее ранние изображения иконы «Взыграние младенца», где они именовались «Пелагонитиссами» (по названию местности Пелагония). Здесь святой образ почитался с особой любовью и благоговением. В более позднее время иконы Богородицы, изображающие тему Материнства и будущих Крестных страданий Спасителя, стали распространены в поствизантийском искусстве, а больше всего – среди славянских народов. Многие исследователи, занимавшиеся выяснением истории происхождения этой иконы, склоняются к мнению, что икона Божией Матери «Взыграние Младенца» происходит из Византии. Имеются точные сведения о том, что в Древней Византии сей образ почитался как великая христианская Святыня. Название «Взыграние младенца» эта икона получила уже на Руси, где наибольшую известность она приобрела только в XVI-XVII веках. Можно предположить, что она является списанной с Византийского образца копией.

Взгляд в прошлое История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божья Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая. Дмитрий Донской построил указанную обитель в честь победы, одержанной им на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году. Явление иконы святителя Николая Мир Ликийского вдохновило князя перед битвой. Донской дал обещание построить новый монастырь на месте ее обретения. В XVI веке именно в этом монастыре и была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Взыграние младенца». Русская православная церковь празднует это событие 20 ноября (по новому стилю).

Икона в наши дни В послереволюционный период икона исчезла, а ее местонахождение долгое время оставалось неизвестным. В 2003 году некая женщина пожертвовала монастырю икону Богородицы, похожую на чудотворный список. По словам очевидцев, этот образ привезли в монастырь. Его установили на то же самое место, где ранее стояла чудотворная икона. Все свидетели сего радостного события убедились в подлинности обретенной вновь чудотворной иконы. В настоящее время образ Богородицы хранится в алтаре Преображенского собора. Чудотворные списки Кроме угрешской известны и другие чудотворные списки иконы «Взыграние младенца». В настоящее время они находятся в Третьяковской галерее. Еще один образ хранится в Московском Новодевичьем монастыре. Также чудотворная икона «Взыграние младенца» находится в Ватопедском монастыре. Последний возвышается на святой горе Афон.

Икона «Взыграние младенца». Значение в христианском мире Перед рассматриваемым образом многие супружеские пары приносят молитву о разрешении от бесплодия. Также принято просить Богородицу о помощи во время беременности, перед родами и после них. Благочестивые матери-христианки просят Пресвятую Деву о даровании их чадам душевного и телесного здоровья и помощи родителям в воспитании детей. Некоторые отцы просят Богородицу о наставлении детей в православной вере, чтобы они выросли добрыми и любящими людьми. В подобных жизненных ситуациях всегда помогает икона «Взыграние младенца», значение ее очень велико. Пресвятая Богородица через икону подает всем просящим утешение, а также помощь, поддержку и защиту.

Все женщины, желающие родить здоровых детей или уже носящие под сердцем плод, должны особенным образом соблюдать чистоту помыслов и стремиться жить по заповедям Господним. Такой образ мыслей и благочестивое поведение необходимо для подготовки матери к величайшему таинству рождения малыша. На Руси полагали, что поведение женщины во время беременности непосредственно отражается на будущем характере малыша. Именно мать даст ответ перед Богом за христианское воспитание своего ребенка, поэтому во все времена женщины начинали молиться Богородице, еще только готовясь выйти замуж и стать матерью. Благочестивые христианки совершают молитву перед образом Пресвятой Богородицы, прося Ее о помощи в зачатии, при беременности и в родах. Молитва о даровании детей Бесплодные пары, не способные иметь потомство, молятся Богородице о ниспослании им желанного чада, нередко они бывают услышаны. Имеется множество примеров, когда бездетные семьи обретали великое счастье благодаря помощи Пресвятой Богородицы. Кроме иконы «Взыграние младенца» существуют и другие изображения Божией Матери, перед которыми следует совершать молитву о даровании чад. Они не менее известны. Это такие иконы Богородицы, как «Умиление», «Скоропослушница», «Феодоровская» икона Божией Матери, «Блаженное чрево», «Толгская». Кроме молитвы можно приходить с просьбой о даровании детей к святым Праведным Иоакиму и Анне – родителям Пречистой Девы. Родители Пресвятой Марии были много лет бесплодны, они всю жизнь молились Господу о даровании им ребенка. Святые богоотцы глубоко скорбели о своей бездетности, так как в еврейском народе бесплодие считалось наказанием за грехи. Господь услышал их молитву, и святая Анна зачала и родила благословенное чадо – Марию, ставшую Матерью Спасителя Иисуса Христа. Именно поэтому в христианском мире принято просить святых прародителей о разрешении от бесплодия. Угрешская икона «Взыграние младенца» отличается от других вариантов этого святого образа. В некоторых композициях имеются незначительные различия в изображении Богомладенца и Его Пречистой Матери. Тем не менее, все они носят одинаковое название – икона «Взыграние младенца». Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах. В России в день празднования Угрешского богородичного образа отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние младенца». Угрешская икона Божией Матери также почитается как чудотворный образ, к которому приходят многие верующие христиане для поклонения и молитвословия. -

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (ваше имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившегося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь». Как надо молиться иконе Богоматери «Взыграние младенца»? Матери также просят Деву Марию даровать их детям здоровье и счастье, защитить от различных бед. Можно читать не только приведенную выше, но и любую другую богородичную молитву. Еще одна молитва иконе «Взыграние младенца». «О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты - Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь». С чем еще обращаются к иконе Божией Матери «Взыграние младенца»? Родители просят Богородицу о наставлении их детей в православной вере, о том, чтобы они выросли добрыми и хорошими людьми.

Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле.

Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» - одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе «Взыграние младенца».

Икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Рассматриваемая икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем. Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие.

На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.

Заметки специалистов

Согласно мнению исследователей, жанр иконы «Взыграние младенца» исходит из некоторых сцен, описанных в Евангелии. Образ напоминает нам Евангельскую тему «Сретения Господня», когда Спасителя Иисуса Христа на сороковой день после рождения принесли в для совершения обряда посвящения Богу. Здесь Спасителя передают на руки старцу Симеону, но Богомладенец тянется к Своей Святой Матери, проявляя детскую привязанность и любовь.

В Македонии сохранились наиболее ранние изображения иконы «Взыграние младенца», где они именовались «Пелагонитиссами» (по названию местности Пелагония). Здесь святой образ почитался с особой любовью и благоговением. В более позднее время иконы Богородицы, изображающие тему Материнства и будущих Крестных страданий Спасителя, стали распространены в поствизантийском искусстве, а больше всего - среди славянских народов.

Многие исследователи, занимавшиеся выяснением истории происхождения этой иконы, склоняются к мнению, что икона Божией Матери «Взыграние Младенца» происходит из Византии. Имеются точные сведения о том, что в Древней Византии сей образ почитался как великая христианская Святыня. Название «Взыграние младенца» эта икона получила уже на Руси, где наибольшую известность она приобрела только в XVI-XVII веках. Можно предположить, что она является списанной с Византийского образца копией.

Взгляд в прошлое

История появления чудотворной иконы на Руси ведется с 1795 года, когда Божья Матерь («Взыграние младенца») была явлена в Николо-Угрешском монастыре, расположенном на территории современного Подмосковья (недалеко от Дзержинского). Этот монастырь знаменит тем, что на его месте в XIV веке была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая.

Дмитрий Донской построил указанную обитель в честь победы, одержанной им на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году. Явление иконы святителя Николая вдохновило князя перед битвой. Донской дал обещание построить новый монастырь на месте ее обретения.

В XVI веке именно в этом монастыре и была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Взыграние младенца». Русская православная церковь празднует это событие 20 ноября (по новому стилю).

Икона в наши дни

В послереволюционный период икона исчезла, а ее местонахождение долгое время оставалось неизвестным. В 2003 году некая женщина пожертвовала монастырю икону Богородицы, похожую на чудотворный список. По словам очевидцев, этот образ привезли в монастырь. Его установили на то же самое место, где ранее стояла чудотворная икона. Все свидетели сего радостного события убедились в подлинности обретенной вновь чудотворной иконы. В настоящее время образ Богородицы хранится в алтаре Преображенского собора.

Чудотворные списки

Кроме угрешской известны и другие чудотворные списки иконы «Взыграние младенца». В настоящее время они находятся в Третьяковской галерее. Еще один образ хранится в Московском Также чудотворная икона «Взыграние младенца» находится в Последний возвышается на святой горе Афон.

Икона «Взыграние младенца». Значение в христианском мире

Перед рассматриваемым образом многие супружеские пары приносят молитву о разрешении от бесплодия. Также принято просить Богородицу о помощи во время беременности, перед родами и после них.

Благочестивые матери-христианки просят Пресвятую Деву о даровании их чадам душевного и телесного здоровья и помощи родителям в воспитании детей. Некоторые отцы просят Богородицу о наставлении детей в православной вере, чтобы они выросли добрыми и любящими людьми. В подобных жизненных ситуациях всегда помогает икона «Взыграние младенца», значение ее очень велико. Пресвятая Богородица через икону подает всем просящим утешение, а также помощь, поддержку и защиту.

Все женщины, желающие родить здоровых детей или уже носящие под сердцем плод, должны особенным образом соблюдать чистоту помыслов и стремиться жить по заповедям Господним. Такой образ мыслей и благочестивое поведение необходимо для подготовки матери к величайшему таинству рождения малыша. На Руси полагали, что поведение женщины во время беременности непосредственно отражается на будущем характере малыша. Именно мать даст ответ перед Богом за христианское воспитание своего ребенка, поэтому во все времена женщины начинали молиться Богородице, еще только готовясь выйти замуж и стать матерью. Благочестивые христианки совершают молитву перед образом Пресвятой Богородицы, прося Ее о помощи в зачатии, при беременности и в родах.

Молитва о даровании детей

Бесплодные пары, не способные иметь потомство, молятся Богородице о ниспослании им желанного чада, нередко они бывают услышаны. Имеется множество примеров, когда бездетные семьи обретали великое счастье благодаря помощи Пресвятой Богородицы.

Кроме иконы «Взыграние младенца» существуют и другие изображения Божией Матери, перед которыми следует совершать молитву о даровании чад. Они не менее известны. Это такие иконы Богородицы, как «Умиление», «Скоропослушница», «Феодоровская» икона Божией Матери, «Блаженное чрево», «Толгская». Кроме молитвы можно приходить с просьбой о даровании детей к святым Праведным Иоакиму и Анне - родителям Пречистой Девы.

Родители Пресвятой Марии были много лет бесплодны, они всю жизнь молились Господу о даровании им ребенка. Святые богоотцы глубоко скорбели о своей бездетности, так как в еврейском народе бесплодие считалось наказанием за грехи. Господь услышал их молитву, и зачала и родила благословенное чадо - Марию, ставшую Матерью Спасителя Иисуса Христа. Именно поэтому в христианском мире принято просить святых прародителей о разрешении от бесплодия.

Также бездетным парам можно совершать Московской, Захарии и Елисавете и другим святым.

Молитва Богородице при беременности

Многие верующие христианки во время ожидания ребенка произносят перед различными иконами особо теплые молитвы. Одной из самых известных помощниц в период беременности является икона Богородицы «Феодоровская», «Поможение в Родах», «Умягчение злых сердец» (другое ее название - «Семистрельная»), «Споручница грешных», «Умиление» и, конечно же, «Взыграние младенца».

Икона Божией Матери значение имеет при совершении перед ней чистосердечной молитвы. Также во время ожидания малыша молодые супруги молятся святым Иоакиму и Анне, святой мученице Параскеве, святому преподобному Роману Киржачскому и другим.

Молитва супругов перед появлением наследника

Многие женщины в ожидании малыша беспокоятся о том, насколько благополучно пройдут роды. Кроме появления беспокойных мыслей будущих мамочек посещает страх перед болью, который их очень смущает. При подготовке к родам в православной церкви принято просить о помощи Пресвятую Богородицу, которая всегда слышит искренние молитвы, а в особенности женские молитвы о благополучном появлении малыша на свет.

Благочестивая традиция просить Богородицу о помощи издавна известна на Руси. Русские женщины горячо молятся Пресвятой Деве Марии перед многочисленными Ее иконами («Помощница в родах», «Умиление», «Феодоровская» Пресвятая Богородица, «Взыграние младенца» и другими). Она, в свою очередь, дарует то, о чем Ее искренне просят.

Молитва после рождения малыша

После рождения младенца многие матери совершают молитву перед иконами «Млекопитательница» и «Воспитание», прося Богородицу о помощи в воспитании своего любимого ребенка.

Богородичная молитва «Взыграние младенца» имеет глубинный смысл. В ней прославляется Пресвятая Дева, испрашивается Ее помощь и поддержка во время родов. Также в тексте изложены просьбы о сохранении новорожденного младенца, о его просвещении в таинстве Крещения, о воспитании его в православной вере. Кроме молитвы перед иконой можно читать акафист.

«Взыграние младенца» - это чудотворная икона, перед которой многие христианки, просящие помощи у Богородицы, обретали Ее святую защиту и покровительство. Акафист содержит также различные прошения о поддержке.

Заключение

Угрешская икона «Взыграние младенца» отличается от других вариантов этого святого образа. В некоторых композициях имеются незначительные различия в изображении Богомладенца и Его Пречистой Матери. Тем не менее, все они носят одинаковое название - икона «Взыграние младенца».

Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах.

В России в день празднования Угрешского богородичного образа отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние младенца». Угрешская икона Божией Матери также почитается как чудотворный образ, к которому приходят многие верующие христиане для поклонения и молитвословия.

Одним из наиболее чтимых образов Богородицы является икона «Взыграние Младенца», где Младенец Иисус играет со своей Матерью, как обычный ребенок. Немало подобных икон встречается на Афоне и на Балканах. На Руси ее история связана с чудесным обретением.

Обретение иконы

Чудесное обретение иконы Богородицы «Взыграние Младенца» произошло 20 ноября 1795 года в подмосковной деревне Гремячево. Ее нашли поблизости от Николо-Угрешского монастыря, у которого была своя удивительная история.

По преданию, когда князь Димитрий Донской отправлялся на Куликово поле, чтобы сразиться с врагами, он неожиданно увидел на дереве икону Николая Чудотворца, неизвестно как оказавшуюся там. Для князя это явилось знаком Господнего благословения на битву, и он воскликнул: «Сия вся уг­ре­ша (со­гре­ла) серд­це мое!». Князем был также дан обет построить на этом месте монастырь, если битва окончится победой.

Так возник Ни­ко­ло-Уг­реш­ский монастырь, рядом с которым через несколько столетий была обретена еще одна чудотворная икона Божией Матери «Взыграние младенца». В том, что она чудотворная, смогли убедиться многие бездетные семьи в самой деревне и из ее окрестностей: после страстных молитв перед иконой они обретали долгожданное чадо. Вскоре молва о чудотворных свойствах Угрешской иконы Божией Матери «Взыграние» широко распространилась, и с тех пор поток паломников и паломниц, мечтающих о ребенке, не иссякал.

Во времена гражданской войны обитель была разорена, и икона пропала. До нашего времени дошли только списки, самый точный из которых был выполнен в 1814 году. Сегодня икона «Взыграние Младенца» находится в Москве в Го­судар­ствен­но­м объеди­нен­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке. Один из сделанных с нее списков вернулся в место многолетнего пребывания иконы – в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь.

Уже в начале нового тысячелетия произошло еще одно обретение образа Богоматери «Взыграние», которое объясняется не чудом, а подлинной верой. Список с иконы передала в Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­сты­рь группа верующих, которые предпочли остаться неизвестными. Икона была торжественно принесена крестным ходом, принята перед Святыми вратами и помещена в Спа­со–Пре­об­ра­жен­ский со­бор.

Описание иконы

На Угрешской иконе «Взыграние» мы видим, казалось бы, вполне бытовую и хорошо знакомую каждой матери сцену, как младенец играет с мамой и ластится к ней. В этот момент на лице у каждой матери невольно появляется улыбка, но на лике Богоматери ее нет – Ее лик исполнен смирения перед Божьей волей и печали, ведь Она знает, какая трагическая судьба уготована Ее Младенцу.

Он же пока ни о чем не подозревает, лишь в руке у Него свиток с молитвой. На этой иконе как нельзя лучше явлена Человеческая ипостась Богомладенца, а Божественную Ему предстоит явить лишь в конце Своего земного пути.

В чем помогает икона «Взыграние младенца»

Значение этой иконы невозможно переоценить: она вернула сотням и тысячам женщин самое главное, что объединяет семью, — возможность родить ребенка.

Икона «Взыграние младенца» помогала и помогает женщинам исцелиться от бесплодия и дарит счастье материнства даже тем, кто уже отчаялся его обрести.

К иконе обращаются с молитвой о благоприятном течении беременности и легких родах, о том, чтобы ребенок был здоров и счастлив, чтобы он вырос истинно православным.

Молитва перед этой иконой поможет также уладить семейные конфликты, вновь обрести близкие, гармоничные отношения между супругами. Если молитва идет от чистого сердца и с истинной верой, то она обязательно поможет.

Молитва перед образом Богоматери

Пресвятая Богородица, заступница наша. Помоги же в просьбах наших искренних. Попроси Господа Бога подарить рабе Божией (имя) чадо. Как ты испытала счастье быть Матерью Младенца Иисуса Христа, так помилуй рабу Божью (имя) и помоги ей в рождении ребенка. Подари всем родителям счастье, пускай младенец их будет здоровым и верующим в Царя Небесного. Припадаем к образу Твоему и просим Тебя о помощи. Укрепляем слова свои верой и просим Тебя быть милостивой к нам. Аминь.

События из истории иконы

Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре, который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби».

После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, весьма почиталась домом Романовых, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».

После перестройки, в 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

Какое чудо произошло

Зафиксированных документально чудес в наше время, когда не ведется летописных свидетельств (а жаль!), не сохранилось. Но известно, что с момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем….

Немного об иконографии

Как изначально появилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца» в России – остается неизвестным. По мнению исследователей, первый список пришел на Русь и получил распространение в XVI – XVII веках и имеет византийское происхождение. Такие изображения Богоматери с Младенцем известны в Македонии, в области Пелагонии, отчего в Греции образ носит название Пелагонитиссы. В русской иконографии он именуется «Взыграние Младенца» – выразительность эмоционального порыва, в полной мере отражающего взаимное любование Матери и Сына, дала возможность найти для этой иконы такое точное определение. Впрочем, оно было расхожим, прежде всего, среди иконописцев и любителей иконописи, а на самих иконах найти его как обычно сопровождающую надпись можно нечасто. На иконе Христос-Младенец касается рукою лика Матери, в Его позе живость, как в характерном для детей нетерпеливом движении, так что Мать мягко придерживает одну из обнаженных ножек. В левой руке Младенца зажат свиток, иногда свернутый, иногда раскрытый.

По своему иконографическому типу эта икона Божией Матери восходит к типу Елеуса – «Умиление», к которым относятся, например, Владимирская , Федоровская , Почаевская иконы, а к типу «Взыграние» в свою очередь также относятся Яхромская, Акидимская иконы Божией Матери.

Значение иконы

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми. Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены. Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Удивительно красивый, трогательный и одновременно трагический образ… Русской православной иконописи свойственна при максимально лаконичном изобразительном каноне, унаследованном от византийской школы, такая сдержанная экспрессия, духовное наполнение, которое не может оставить бестрепетным ни светского зрителя, ни уж тем более верующего человека. Поэтому так полезно знать историю и смысловую суть значения иконы – соединяясь в Духе с сердечным знанием, молитва к первообразу, изображенному на ней, становится более глубокой и проникновенной, обретает связь с глубинным содержанием образа.

Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма