Расселение народов по Земле - путешествие, миграция или дорога домой? Пути миграции древних народов Вероятные пути переселения первобытных людей на карте.

Расселение народов по Земле - путешествие, миграция или дорога домой? Пути миграции древних народов Вероятные пути переселения первобытных людей на карте.

По всей видимости, уже для самых древних видов ископаемых людей было характерно осуществлять весьма значительные по своему расстоянию переселения, связанные с поиском более благоприятных мест обитания. По оценкам ученых, процесс превращения обезьяны в человека происходил на весьма обширной территории, охватывающей Южную Азию, Ближний восток, Юго-восточные районы Африки, но останки доисторических людей находят и за пределами данной территории – в Юго-восточной Азии (о. Ява, Вьетнам, Китай), в Европе и др. Безусловно, что различные районы обнаружения останков древнейших ископаемых людей – питекантропа, синантропа - позволяют говорить о том, что уже представителям данных видов древнейшего человека была свойственна значительная степень мобильности в освоении географического пространства.

С еще большей уверенностью подобное утверждение характерно для неандертальцев – непосредственных потомков древнейших ископаемых людей. В период раннего палеолита (1 млн лет до н. э. – 40 тыс. лет до н. э.) – время жизни питекантропа, синантропа и неандертальца – древний человек осваивает значительные пространства планеты. Миграции древнего человека по пространству Земли во многом были обусловлены природными факторами – погодно-климатическими условиями, наличием животной и растительной пищи и проч.

Около 100 тыс. лет до н. э. начинается период оледенения. Похолодание и наступление ледников, дошедших до среднего течения Днепра и Дона в Восточной Европе, до Альп в Западной Европе и до Гималаев в Азии, резко уменьшили ареал распространения древнего человека. Особенность жизни древнего человека, состоявшая в том, что он обеспечивал себя пропитанием посредством собирательства или охоты, обусловила необходимость осуществления постоянных миграций вслед за стадами диких животных, охота на которых служила основным источником пропитания. Благодаря умению добывать огонь, шить одежду, строить жилища, создавать специализированные (скребки, рогатины, копья и т.д.) и комбинированные (например, узлы) орудия труда древний человек мог перемещаться вслед за стадами мамонтов, оленей, диких лошадей, обитавших в тундре, вдоль кромки ледников.

В период верхнего или позднего палеолита (40-30 тыс. – 15-10 тыс. лет до н. э.) с началом потепления и отступления ледников на север древний человек получает новые возможности для расселения. Это время связано с появлением человека современного типа – кроманьонца. Его ареал расселения доходит до среднего течения Великих сибирских рек (Енисея, Лены, Оби).

В период мезолита (11-10 тыс. – 6-5 тыс. лет до н. э.) на планете формируются климатические условия, мало отличающиеся от климатических условий в настоящее время. Человек продвигается дальше на север, но в мезолитический период еще не доходит до арктического побережья, На время мезолита приходится заселение Америки, осуществленное с севера, через Берингов пролив и Австралию.


В неолитическую эпоху (6-5 тыс. – 3 тыс. лет до н. э.) происходит значительное увеличение населения планеты. По приблизительным данным численность населения в это время достигла 10 – 17 млн человек. Происходит дальнейшее усовершенствование орудий труда и средств передвижения. Были изобретены лодка, лыжи и сани. Эти изобретения позволили продвинуться человеку еще дальше на север, вплоть до побережья Северного Ледовитого океана. Для этого времени характерно начало зарождения мотыжного земледелия и скотоводства, возникновение поселений с домами из бревен, кирпича-сырца и других материалов.

В бронзовом веке (3-2 тыс. до н. э.) происходит изобретение повозки. Во второй половине III тысячелетия повозки были уже известны в степях Восточной Европы. В тяжелые повозки, имевшие массивные дисковидные колеса, изготовленные из большого куска дерева, обычно впрягали быков. Около начала II тысячелетия до н. э. было изобретено колесо со спицами, что позволило создать легкие колесницы, запряженные лошадьми. В этот период происходит дальнейшее развитие скотоводства, что вызвало появление кочевых народов, таких, как гиксосы, касситы, арьи.

Бронзовый век связан и с формированием первых государств в странах Древнего Востока. Отныне миграции населения будут связаны не только с влиянием природных факторов, но и с государственной политикой в отношении тех или иных социальных групп.

Немного теории об антропогенезе

В силу многих причин теоретические разработки в области эволюционной антропологии постоянно опережают современный им уровень фактических данных. Сложившись в XIX в. под непосредственным влиянием эволюционистской теории Дарвина и окончательно оформившись в первой половине XX в., довольно долго безраздельно господствовала стадиальная теория антропогенеза. Суть ее сводится к следующему: человек в своем биологическом развитии прошел несколько стадий, отделяемых друг от друга эволюционными скачками.

  • первая стадия - архантропы (питекантроп, синантроп, атлантроп),
  • вторая стадия - палеоантропы (неандертальцы, чье название происходит от первой находки близ города Неандерталь),
  • третья стадия - неоантроп (человек современного вида), или кроманьонец (названный так по месту находок первых ископаемых людей современного вида, сделанных в гроте Кроманьон).

Следует обратить внимание, что это не биологическая классификация, а стадиальная схема, которая не вмещала в себя всего морфологического многообразия палеоантропологических находок уже в 50-е гг. XX в. Отметим, что классификационная схема семейства гоминид до сих пор остается областью острых научных дискуссий.

Последние полвека, а особенно последнее десятилетие исследований, принесли большое количество находок, которые качественно изменили общий подход к решению вопроса о непосредственных предках человека, осмыслению характера и путей процесса сапиентации.

По современным представлениям эволюция - это не линейный процесс, сопровождающийся несколькими скачками, а непрерывный, многоуровневый процесс, суть которого может быть графически представлена не в виде дерева с единым стволом, а в виде куста. Таким образом, речь идет о сетевидной эволюции, суть которой состоит в том. что одновременно могли существовать и взаимодействовать эволюционно неравные человеческие существа, которые в морфологическом и культурном отношении стояли на разных уровнях сапиентации.

Расселение человека прямоходящего и неандертальцев

Карта расселения Homo erectus в олдувайскую и ашельскую эпохи.

Африка, скорее всего, является единственным районом, в котором представители вида обитали в первые полмиллиона лет своего существования, хотя они, несомненно, в процессе миграций могли посещать и соседние регионы - Аравию, Ближний Восток и даже Кавказ. Палеоантропологические находки в Израиле (стоянка Убейдия), на Центральном Кавказе (стоянка Дманиси) позволяют говорить об этом с уверенностью. Что же касается территорий Юго-Восточной и Восточной Азии, а также юга Европы, то появление там представителей рода Homo erectus относится не ранее чем к интервалу 1,1-0,8 млн лет назад, а сколько-нибудь существенное их расселение можно отнести к концу нижнего плейстоцена, т.е. около 500 тыс. лет назад.

На поздних этапах своей истории (около 300 тыс. лет назад) Homo erectus (архантропы) заселили всю Африку, юг Европы и и начали широко расселяться по Азии. Несмотря на то что их популяции могли быть разобщены естественными барьерами, в морфологическом отношении они представляли собой сравнительно однородную группу.

Эпоха существования «архантропов» сменилась появлением около полумиллиона лет назад другой группы гоминид, которые часто, в согласии с прежней схемой, называются палеоантропами и ранний вид которых, независимо от места обнаружения костных остатков, относят в современной схеме к Homo Heidelbergensis (гейдельбергский человек). Этот вид существовал примерно от 600 до 150 тыс. лет назад.

В Европе и в Западной Азии потомками Н. Heidelbergensis были так называемые «классические» неандертальцы - , которые появились не позднее 130 тыс. лет тому назад и существовали не менее 100 тыс. лет. Последние их представители жили в горных районах Евразии еще 30 тыс. лет тому назад, если не дольше.

Расселение человека современного вида

Дискуссия о происхождении Homo sapiens по-прежнему очень остра, современные решения сильно отличаются от воззрений даже двадцатилетней давности. В современной науке явно выделяются две противоположных точки зрения - полицентрическая и моноцентрическая. Согласно первой, эволюционное превращение Homo erectus в Homo sapiens происходило повсюду - в Африке, Азии, Европе при непрерывном при непрерывном обмене генетическим материалом между населением этих территорий. Согласно другой, местом формирования неоантропов был вполне определенный регион откуда и происходило их расселение, сопряженное с уничтожением или ассимиляцией автохтонных популяций гоминид. Таким peгионом, по мнению ученых, является Южная и Восточная Африка, где останки Homo sapiens имеют наибольшую древность (череп Омо 1, обнаружений неподалеку от северного побережья озера Туркан в Эфиопии и датирующийся около 130 тыс. лет, остатки неоантропов из пещер Класиес и Бедер на юге Африки, датирующиеся возрастом около 100 тыс. лет). Кроме того, на ряде других восточно-африканских памятников имеются находки сопоставимые с вышеупомянутыми по возрасту. На севере Африки такие ранние остатки неоантропов пока не обнаружены, хотя имеется ряд находок очень продвинутых в антропологическом смысле индивидов, которые датируются возрастом, значительно превышающим 50 тыс. лет.

За пределами Африки находки Homo sapiens, близкие по возрасту находкам из Южной и Восточной Африки, обнаружены на Ближнем Востоке они происходят из израильских пещер Схул и Кафзех и датируются временем от 70 до 100 тыс. лет тому назад.

В других регионах земного шара пока неизвестны находки Homo sapiens, имеющие возраст древнее 40-36 тыс. лет. Существует ряд известий о более ранних находках в Китае, Индонезии и Австралии, но все они либо не имеют достоверных дат, либо происходят из плохо стратифицированных памятников.

Таким образом, на сегодняшний день гипотеза об африканской прародине нашего вида представляется наиболее вероятной, потому что именно там имеется максимальное количество находок, позволяющих достаточно подробно проследить трансформацию местных архантропов в палеоантропов, а последних - в неоантропов. Генетические исследования и данные молекулярной биологии, по мнению большинства исследователей, также указывают на Африку как первоначальный центр появления Homo sapiens. Расчеты генетиков, направленные на определение вероятного времени появления нашего вида, говорят, что это событие могло произойти в период от 90 до 160 тыс. лет назад, хотя иногда появляются и более ранние датировки.

Если оставить полемику в стороне о точном времени появления людей современного типа, то следует сказать, что широкое распространение за пределы Африки и Ближнего Востока началось, судя по антропологическим данным, не раньше 50-60 тыс. лет назад, когда ими были освоены южные районы Азии и Австралии. В Европу люди современного типа проникли 35-40 тыс. лет назад, где затем на протяжении почти 10 тыс. лет они сосуществовали с неандертальцами. В процессе своего расселения разным популяциями человека разумного приходилось адаптироваться к разнообразным природным условиям, результат чего стало накопление более или менее четких биологических различий между ними, приведшее к формированию современных рас. Нельзя исключить, что определенное влияние на последний процесс могли оказать контакты с местным населением осваиваемых регионов, которое, видимо, было в антропологическом плане довольно пестрым.

Невозможно определить, с какого времени люди стали путешествовать. Скорее всего, начало истории путешествий следует вести со времен, когда стал происходить процесс выделения человека из животного мира. Во всяком случае, нет сомнения в том, что начало путешествиям было положено тогда, когда закладывались основы человеческой цивилизации.

Что заставляло наших далеких предков перемещаться по бескрайним просторам Земли? Побудительные мотивы путешествий были таковы:

1. Первобытный человек вынужден был переходить из одной местности в другую в поисках пищи (охота, рыболовство и т.п.). Несмотря на то, что такие переходы делают и животные (например, стада антилоп преодолевают до тысячи километров за сезон), все-таки подобные перемещения в пространстве характерны для человека, так как носят осмысленный и целенаправленный характер.

2. С возникновением скотоводства первобытный человек стал совершать длительные переходы в поисках пастбищ , прокладывая тропы и запоминая их. Нередко пастухи отмечали свой путь специальными знаками на местности.

3. С развитием примитивного земледелия значительно расширился интерес человека к территориальному размещению растительного мира. Человек перемещался в поисках более лучших и плодородных земель и даже стремился изменить ландшафт земель, непригодных для посевов.

4. Развитие ремесла и торговли поставили перед необходимостью создавать схемы маршрутов . Ориентирами служили наиболее заметные черты рельефа (гора, скала, высокое дерево и т.п.). Революционным этапом перемещения людей стало изготовление и использование плавсредств для преодоления расстояния по воде. Сначала использовалось течение воды, а затем и сила ветра. Ориентирами на море служили солнце и звезды.

5. С развитием межгруппового общения создаются привычные пути между селениями. Развивается межплеменное общение . Это общение имело несколько разновидностей:

а) внутриэтническое перемещение , т.е. перемещение внутри территории, занимаемой племенем или союзом племен;

б) межэтническое общение , т.е. перемещение за пределы территории обитания своего племени и утрата с ним дальнейшей связи;

в) перемещение самого племени или союза племен в другую местность, что характерно для народов, ведущих кочевой образ жизни .

Такой вид перемещений называют миграцией.

При этом древние люди старались зафиксировать маршруты своих перемещений. Это положило начало первым элементам картографии.

Первые так называемые «карты» рисовались на земле, камнях, обломках деревьев, на шкурах и костях животных. Это были примитивные схемы с условными обозначениями с элементами рисунков.

В эпоху мезолита (10 – 3 тыс. лет назад) начинают складываться первые торговые маршруты.

Таким образом, в доисторические времена основные мотивы путешествий были обусловлены объективными причинами, главной из которых было выживание. Но была и внутренняя мотивация для путешествий людей, а именно, взаимные визиты представителей разных племен, да и простое человеческое любопытство узнать: «что там за горизонтом?».

В древнее время основными мотивами путешествий были торговля, образовательные и познавательные цели, паломничество, лечение, посещение и участие в массовых мероприятиях, завоевание и колонизация новых земель.

Первые путешествия древности(Месопотамия, Египет, Финикия, Китай). Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше . К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея , водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя , который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.

Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет . Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).

Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена.

Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия – это путешествие Синухета (в другой транскрипции – Синухит), состоявшееся примерно в 2000 – 1960 гг. до н.э. Синухет предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток. Записана эта повесть неизвестным автором. Египтяне любили ее читать и переписывали ее с папируса на папирус.

Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.

И все же первыми мореходами древности были финикийцы . Их государство было расположено в восточном средиземноморье. Финикийцы строили большие и прочные корабли, выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, а также плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона Нехо II финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). При наступлении осени они приставали к берегу на зимовку. На берегу они устраивали стоянку, засевали землю и дожидались урожая, затем плыли дальше. Так прошло в плавании два года, а на третий они обогнули Африку и проплыв через «Геркулесовы столбы», возвратились в Египет. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив , и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир (Кадис) и Тингис (Танжер).

Потомки древних финикийцев – карфагеняне – продолжили освоение новых земель и пространств. Наиболее известное путешествие военачальника и флотоводца Геннона . Исследовал западное побережье Африки вплоть до современного Сьера-Леоне.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия.

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.

Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли .

Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь . Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до н. э. по территории Китая.

Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки » явились для последующих историков своего рода эталоном. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.

Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь , живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Путешествие к гуннам. Проехал Монголию, Среднюю Азию.

Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину.

Путешествия Фа Сяня. Буддийский монах, 15 лет путешествовал по Азии. Исследовал Северо-Западный Китай, пустыню Гоби, Среднюю Азию, Афганистан, Северную Индию. В Индии Фа Сян посетил много городов, собирал легенды и сказания о Будде. Там он прожил несколько лет. В Китай возвратился морским путем через о-ва Цейлон и Ява. Издал «Описание буддийских государств», где дается описание более 30 государств, приводятся ценные географические, этнографические сведения. Кроме того Фа Сян приводит оценку расстояний и точное положение объектов.

Значение Китая в социокультурном пространстве того времени было огромно. В летописи 166 г. до н.э. содержатся сведения о посещении китайскими купцами Римской империи и их встрече с императором Марком Аврелием Антонием. Китайские купцы проложили путь через Среднюю Азию, Ближний восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути ». Но ближайшими торговыми партнерами Китая были народы, населявшие полуостров Индостан.

Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жизни, традиции, происходило взаимопроникновение культур.

6.Путешествия Античного мира (Карфаген, Древняя Греция, Македония и др.) Эпоха античности включает в себя несколько периодов: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). Само слово «античность» в переводе с латинского означает «древность», «старина».

Корни европейской цивилизации уходят в далекие легендарные времена Критской культуры, или, как ее еще называют, Минойской (по имени критского царя Миноса). Мифы и сказания об этой земле навеяны романтикой и лиризмом. Достаточно вспомнить лабиринт Минотавра, нить Ариадны, подвиги Тесея – сына афинского царя Эгея, в честь которого названо Эгейское море, Медею, Ясона, аргонавтов, героев «Илиады» Гомера, как сразу повеет чем-то родным и близким. Все поколения европейцев выросли на этом материале и живут этим.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней Греции. Древние греки свободно плавали по Эгейскому морю до берегов Малой Азии и обратно, хотя эти путешествия были не лишены опасностей и приключений. История странствий легендарного Одиссея не нуждается комментариях, так как поэмы Гомера переведены на все языки.

В Древней Греции путешествия достигают наибольшего подъема в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города – Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически все крупные древнегреческие философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения знаний побывал философ и математик Пифагор , законодатель Солон . Философ Платон , совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу.

Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние памятники архитектуры .

Одним из первых ученых путешественников был Геродот , который по выражению Цицерона является «отцом истории». Геродот путешествовал в течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и все свои наблюдения изложил в 9 книгах. Он объехал всю Грецию и Малую Азию, затем отплыл в финикийский город Тир. Более всего Геродота привлекал Восток и его богатое культурное наследие. Геродот путешествовал по Ливии, посетил Вавилон, но особенно его поразил Египет, где он пробыл три месяца. Вернувшись в Грецию, Геродот делился со своими соотечественниками полученными знаниями. Это было его первое путешествие .

Второе путешествие Геродота проходило через Малую Азию, откуда он прибыл на корабле в Северное Причерноморье, через Гелеспонт до милетской колонии Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана. Там он встретился с кочевыми племенами скифов, наблюдал за их обычаями, обрядами, изучал их общественный строй.

Свое третье путешествие Геродот посвятил изучению Балканского полуострова. Он объездил Пелопоннес, острова Эгейского моря (Делос, Фарос, Закиф и другие), затем путешествовал по Южной Италии и северу Балканского полуострова.

До нас дошли лишь отрывки его сочинений, но главное в том, что Геродоту принадлежит слава первого греческого туриста , так как в отличие от своих предшественников, он странствовал не ради достижения каких-то иных целей, а ради самого путешествия, т.е. ради удовольствия, удовлетворения собственной любознательности и любопытства.

В эту эпоху путешествия совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея. В 325 г. до н.э. Пифей отплыл на одном корабле из своего родного города Мессалии (ныне Марсель). Проплыл через Гибралтар и, обогнув Пиренейский полуостров, вышел в Бискайский залив. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там он пристал к острову Альбион, что в переводе означает «Белый», названный из-за частых туманов. На этом острове Пифей узнал от жителей, что к северу от них лежит земля «Туле», что в переводе с местного наречия означает «край», «предел».

Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли «Туле» (ныне остров Исландия). Он проплыл Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Ферерских островов, пошел дальше, до 61° северной широты. Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север.

Греция является родиной спортивного туризма. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и начинались с первого новолуния после летнего солнцестояния. Специальные послы феоры на время Игр провозглашали священный мир.

Местом проведения Игр была Олимпия. Все отправляющиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Среди них существовали и почетные гости, которыми признавались депутаты городов и феоры. Как правило, их размешали и кормили за счет принимающей стороны. Стадион вмещал до сорока тысяч человек, но туда допускались только мужчины. По случаю Олимпиады всегда устраивалась большая ярмарка. Туристы осматривали древние храмы, слушали гида, рассказывающего различные легенды. Олимпиада продолжалась 5 дней.

Кроме Олимпийских были и другие игры, носившие общегреческий характер: Истмийские , проходившие на Коринфском перешейке,; Немейские , проводившиеся в Немейской долине Арголиды, около храма Зевса, также раз в два года; Пифийские , проходившие, как и Олимпийские, раз в четыре года в Крисе (Фокида).

Рассматривая путешествия эпохи эллинизма, нельзя не отметить военные походы Александра Македонского , длившиеся в течение 10 лет.

В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского, разгромив Персидское царство, дошли до Южного Афганистана. Затем, через современный Кандагар и Газни, они отравились в Кабeл. Оттуда, пройдя перевал Хавак (3 548 м) в горной системе Гиндукуша, прибыли в Северный Афганистан. После этого македонский царь совершил свой поход к Сырдарье и достиг современного Худженда (до 1991 года – г. Ленинабад). Затем войско повернуло на юг и вторглось в Пенджаб, где из-за недовольства воинов, жары и болезней Александр был вынужден отправиться в обратный путь, во время которого его настигла смерть.

Не вдаваясь в военные подробности этого похода, можно смело сказать, что завершился он для греков, а затем и для римлян, открытием пути в Индию. Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с малоизвестными, а то и совсем неизвестными до этого, народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.

Произошло изменение миропонимания. Европоцентризм .

Этим походом было положено начало музееведению . Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю деньги. На эти деньги Аристотель основал естественно-научный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра.

Особенности внутригосударственных путешествий в Римской империи. Виды «туристской» деятельности, зародившиеся в Римской империи. Древнегреческая культура обогатила человечество знаниями об окружающем мире, возведя путешествия в ранг массового явления, но говорить о начальных этапах индустрии туризма можно с эпохи Древнего Рима.

Наивысшего расцвета Римская империя достигла в I – II вв. нашей эры. Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог. В Древней Греции препятствием к сухопутным путешествиям было отсутствие удобных дорог. Водные путешествия.

Размеры Римской империи и проблемы управления ею явились причиной создания густой сети дорог . В основном римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства.

При прокладке дороги преодолевались любые препятствия. Для преодоления водных преград строились мосты и виадуки. Эти сооружения кое-где не только сохранились до наших дней, но даже до сих пор используются.

Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между станциями. На главных дорогах почтовые станции размещались друг от друга на расстоянии от 6 до 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы.

В Древнем Риме была создана сеть государственных гостиниц для того, чтобы окупить строительство дорог. Эти гостиницы строились через каждые 15 миль. Существовали два типа гостиниц . Гостиницы, которые предназначались для патрициев, назывались мансионами . Для плебеев были гостиницы похуже, в основном частные, которые назывались стабуляриями . Это были обычные постоялые дворы, где можно было поесть и отдохнуть без удобств, накормить или поменять лошадей, починить повозку и т.п. В массионах встречаются элементы туристского сервиса и обслуживания (прачечные, комнаты для отдыха и развлечений, таверны и прочее).

В Древнем Риме существовали уже и путеводители , в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены.

Римляне еще больше, чем греки, ценили целебные минеральные источники . К объектам зарубежного туризма можно отнести знаменитые и до сегодняшнего дня курорты на Рейне – Висбаден и Баден-Баден.

С появлением христианства новый импульс получает паломнический туризм . Паломничество было распространено в еще в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями.

Знаменитыми путешественниками Древнего Рима можно назвать Полибия (200 – 120 гг. до н.э.), написал «Всемирную историю».

Первым специалистом-страноведом можно назвать Страбона (64 – 23 гг. до н.э.). Страбон путешествовал всю свою жизнь. Он объехал Малую Азию, побывал в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетил Кикладские острова и обошел Балканский полуостров, основательно изучил все памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет.

После завершения путешествий Страбон написал главный труд своей жизни – «География » – в 17 книгах. Этот труд представляет собой итог географических знаний античности.

Путешественниками в Древнем Риме были императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые.

Таким образом, благодаря путешественникам античности были открыты новые земли и народы, накоплен богатый географический материал, способствовавший дальнейшим путешествиям и открытиям.

Характер путешествий в этот период был чаще всего стихийным и вынужденным. Виды путешествий можно классифицировать по способам перемещения: пешеходные, водный транспорт, животные.

Мотивы путешествий: познавательные, развлекательные, оздоровительные, торговые, исследовательские, завоевательные, морские экспедиции.

Причины возникновения и значение дорог и торговых путей древности и средневековья. Пути сообщения существуют столько времени, сколько существует человечество. Древнейшими транспортными артериями были реки, освоенные человеком в эпоху мезолита. Позже, в неолите (VIII-V тыс. до н.э.) существовали наземные пути, по которым происходил между племенами на расстояния порой до многих сотен километров обмен ценными видами сырья (кремень, обсидиан, лазурит, малахит, морские раковины, слоновая кость). Это были тропы, привязанные к естественному рельефу – речным долинам, горным проходам; от них не осталось вещественных следов, но эти древние пути реконструируются по археологическим находкам из расположенных вдоль них поселений. Строительство дорог начинается с возникновением государства. До нас дошла древнейшая дорога, обнаруженная в Египте, она проложена к месту возведения пирамиды фараона Сахуры (III тыс. до н.э)

Древние государства периода античности уделяли внимание строительству дорог и их безопасности. Обязанностью каждого из многочисленных государств древней Греции была постройка дорог Дороги стандартной ширины (ок. 3 м.) прокладывали по каменистой почве, высекая целые участки в скалах. Дороги считались столь же неприкосновенными, как и храмы. В «Истории» Геродота описана царская дорога, проложенная персидскими властителями в VI в. до н.э. от города Сарды на западе Малой Азии к Сузам в юго-западном Иране. Ее протяженность составляла ок. 2400 км. Через равные промежутки были построены станции с постоялыми дворами, а в стратегических пунктах, таких, как речные переправы, находились воинские посты и укрепленные ворота.

В Северном Причерноморье, на территории современных России и Украины существовали многочисленные древнегреческие города. Их жители владели технологией дорожного строительства, о чем можно судить по открытым археологами мощеным городским улицам.Улицы мостили каменными плитами, положенными насухо без раствора, переулки – щебнем и черепками разбитых сосудов. Высочайшим достижением в области транспортных систем древности стали римские дороги. Римское государство уделяло большое внимание строительству дорог, игравших важную военную и гражданскую роль в функционировании огромной империи. Наиболее древняя Аппиева дорога была сооружена в IV в. до н.э., на карте древнего Рима видно, как от центра города звездообразно расходятся многочисленные дороги, связывавшие его с самыми отдаленными провинциями. Римляне стали изобретателями бетона и широко применяли его в дорожном строительстве. Крушение Римской империи в IV в. н.э. под ударами варварских племен и наступление периода Средневековья означало утрату многих достижений цивилизации, в том числе разрушение сети дорог. В средневековом древнерусском государстве важнейшими путями сообщения были реки, по которым с весны до осени осуществлялось судоходство, а зимой прокладывали санный путь. Именно по рекам проходили важнейшие торговые пути: по Днепру и Волхову – «из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в столицу Византии Константинополь. При переходе из бассейна одной реки в другую приходилось преодолевать сухопутные участки – волоки (название происходит от того, что ладьи нужно было переволакивать посуху, на катках-подкладках). В местах волоков возникали города – Смоленск, Волоколамск, Вышний Волочок, и более мелкие торгово-ремесленные поселения.

Княжеская администрация заботилась о состоянии сухопутных дорог, одной из ее задач было наведение гатей в болотистых местах. В целом в древней Руси дорог было мало, они были грунтовыми и слабо обустроенными. Лучше обстояло дело с городскими улицами. В лесистых землях их мостили

Великий Волжский путь соединял средневековую Русь, Скандинавию и Северную Европу с Прикаспием и странами Востока.

В раннее средневековье регулярное дорожное сообщение существовало благодаря римским дорогам. С IV в. их начинают восстанавливать, и они приобретают «вторую жизнь». В Центральной Европе первая дорога государственного значения была построена между Майнцем и Кобленцем. Всю Центральную Европу пересекала грунтовая дорога – «Виндобонская стрела» – из Прибалтики до Виндобоны (Вены). По ней доставляли янтарь. Лучшие дороги в Византийской империи были на Балканах.

Одним из важнейших элементов развития страны является торговля. Ее принято делить на внешнюю и внутреннюю. В эпоху средневековья оба вида торговли часто смешивались. Это было связано со временем нахождения товара в пути. Купленный или изготовленный в родном городе, товар мог продавятся на всем протяжении пути. Через территорию Киевской Руси проходили два из трех значимых торговых пути. Именно за счет их государство приобретало известность и авторитет в мире. Со временем пути изменялись, но основные направления оставались прежними.

Многие ученые считают самым ранним торговым путем волжский. Хотя многие с ней не согласны. Тем не менее, его значение в истории становления Руси велико. «Из варяг в Булгары» - такое название встречается в летописях. Он соединял государства Скандинавии и Хазарию. Оттуда товары расходились дальше на восток. Путь сложился рано, в 780 годах нашей эры. Контроль над этим путем имел важное значение. Русь становится торговым посредником между Европой и Востоком. Однако, со временем путь утрачивает свое значение. Это связано с установлением контроля над торговым путем ведущим в Черное море. Государству было выгоднее, чтобы купцы пользовались им. Военные походы Святослава на Хазарию укрепляют значения черноморского пути. Крестовые походы еще больше снизили его значение. Торговать через этот путь становится не выгодно.

Все большее значение приобретает путь, соединяющий страны Скандинавии и Византию. В «Повести временных лет» он назывался «из варяг в греки» или «Восточный путь». По крупным рекам, через множество тяжелых волоков, он проходил через всю территорию Руси. На юг по нему доставлялись железо, меха, янтарь, лен. На север уходили предметы роскоши и золото. Государство обогащалось за счет торговых пошлин, взимаемых с проходящих купцов. В некоторых европейских странах встречается упоминания о «русском шелке». На территории Руси никогда его не изготовляли, однако был установлен контроль над его продажей странам Европы, что приносило существенный доход. С началом феодальной раздробленности Руси значение пути падает. Грабительские набеги варягов так же не способствовали развитию торговли. Захват в 1204 году Византии крестоносцами серьезно подорвал торговлю. Окончательно путь перестает существовать после захвата войнами золотой орды Нижнего и Среднего Поднепровья.

В любом случае, эти торговые пути позволили сформироваться государству. Контроль над перемещением товара позволял стране играть весомую роль в мировой политике.

Наличие торговых путей для развития средневековых государств имело очень важное значение. Это способствовало не только получению необходимых товаров и пополнению бюджета торгующих государств, но также распространению новых технологий, культурных достижений и религиозных идей. Торговые пути и их многочисленные ответвления в древности и средневековье были не только торговыми магистралями, но и культурно-информационной сетью соединяющей отдалённые народы и государства, получавшие по этим каналам связи информацию о материальной и духовной культуре друг друга. По ним двигались купеческие караваны, посольства, общины переселенцев, артели свободных ремесленников, паломники, миссионеры, бродячие актёры. Власти государств, через владения которых пролегали торговые пути, обычно прилагали все усилия для их безопасности.

В Восточной Европе древнейшим считается Великий волжский путь, отдельные участки которого начали функционировать ещё в период энеолита и бронзового века. Однако как магистраль соединяющая Северную Европу и Среднюю Азию с Ираном, Волжский путь сложился лишь в VIII веке нашей эры. Правда полностью его ни кто не контролировал. Ключевой - нижневолжский участок пути был под властью Хазарского каганата, значительную роль в торговле которого играли еврейские купцы "рахдониты". Это позволяло хазарским властям получать наиболее высокие прибыли. Средневолжский участок контролировался Волжской Булгарией. Верхняя Волга протекала через славянские земли, что позволяло им торговать с восточными купцами. Однако наиболее сильной группой действовавшей на северном участке пути были норманны (варяги / викинги). Северный участок проходил от верховьев Волги по переволокам и реке Ловать, озеру Ильмень, реке Волхов и Нева - в Балтийское море.

В глобальном плане Волжский торговый путь был большим ответвлением Великого шёлкового пути, соединявшего Дальний Восток с Европой. Великий шёлковый путь проходил через Центральную и Среднюю Азию, Иран (южнее Каспийского и Чёрного морей), территорию современных арабских стран и Турции (Западную и Малую Азию), а далее - в государства Средиземноморья. Иногда большая часть Великого шёлкового пути контролировалась одним государством, например Тюркский каганат в VI веке или Монгольская империя в XIII веке.

Значение Волжского пути обычно увеличивалось в период прекращения функционирования (или существенного снижения товарооборота) западноазиатского участка Шёлкового пути, например в период арабских завоеваний VII-VIII веков, или сельджукских завоеваний XI века. В результате в VIII веке Волжский и Днепровский ("из Варяг в Греки" пути стали более важны и существенно конкурировали с путём через Западную Азию. Наибольший урон торговле по Великому Шёлковому пути нанесли сельджукские (огузские) завоевания XI века в Средней и Западной Азии. В этот период шелковый путь бывало не функционировал по нескольку десятков лет.

Весьма значительных масштабов торговля достигла в период существования Монгольской империи и последующих монгольских государств (Золотой Орды, Империи Юань, державы иранских монголов Хулагуидов, Чагатайского улуса). Наряду с полным практически безопасным функционированием классической (южной) трассы шёлкового пути (южнее Чёрного и Каспийского морей, через Иран, и Византию (Константинополь) или Сирию), значительная часть товаропотока шла через северное (восточноевропейское) ответвление шёлкового пути через территорию Золотой Орды (Средняя Азия - Нижнее Поволжье - Дон - Крым - Чёрное море - Константинополь - Средиземное море). В золотоордынский период XIII-XIV веков Волжский путь вновь соединившись с Шёлковым, приобрёл весьма важное значение и большой товаропоток. Вновь в международную торговлю включились Русские земли и княжества, что стало важным фактором необходимости объединения Руси.

Новый период в торговле начался во второй половине - конце XIV века, когда вследствие распада монгольских государств (империя Хулагуидов, Золотая Орда) и образования империи Тамерлана опять резко сократилась торговля по Шёлковому и Волжскому пути. В усечённом виде Шёлковый путь функционировал до середины XV века, пока в 1453 году Османская империя не перекрыла его центральную часть для европейцев. Именно необходимостью торговли с Востоком и невозможностью это делать через Османскую империю, подогревались поиски морских путей в Индию и Китай - то есть Великие географические открытия второй половины XV - начала XVI веков...

Народы сменили множество мест обитания, а некоторые из них преодолевали расстояния в тысячи километров. Переселения народов кардинально меняли картину мира.

Заселение планеты (120 000 – 20 000 лет назад)

Большинство генетиков и археологов уверяют в том, что человек очень похожий на нас с вами, заселил огромные пространства Евразии, Австралии и Америки, двигаясь из Восточной Африки. Это происходило постепенно, в несколько волн.

Первая волна миграции произошла около 120 тысяч лет назад, когда первые переселенцы появились на Ближнем Востоке. Последняя волна расселения достигла Американского континента 20 000 - 15 000 лет назад.

Рас в это время еще не было: первые люди были похожи на австралийцев, которые долгое время жили рассеяно и изолированно от остального мира, почему сохранили первоначальный облик. Причины «исхода» для науки до сих пор остаются загадкой. Одна часть ученых ссылается на климатические изменения и нехватку питания, другая - на первые социальные противоречия и практику каннибализма, которая разделила людей на «хищников» и «съедомых». Однако эти версии не обязательно исключают друг друга.

Экспансия земледельцев и культа Богини-Матери (около 6000 лет до н.э.)

Родиной земледелия, многих культурных растений и домашних животных, переместившихся вместе с людьми в Европу, был Ближневосточный регион: Анатолия, Левант и Междуречье. Отсюда первые земледельцы заселили Балканы, а затем Южную и Центральную Европу принеся с собой культ плодородия и Богини-Матери. Находки археологов изобилуют «материнскими статуэтками», а сам культ дожил до античности в форме Элевсинских мистерий.

Помимо Европы земледельческий центр находился также в Китае в среднем течении Хуанхэ, откуда земледельцы распространились по всему Дальнему Востоку.

Исход и «Темные века» (1200-1150 года до н.э.)

Времена библейского Исхода ученые соотносят с масштабными катаклизмами и движениями народов в период «катастрофы бронзового века» - природных и социальных потрясений XII-XIII веков до н.э. В результате совершенствования технологий, народы с легкостью могли победить своих прежде неодолимых врагов.

В этот период «народы моря» атакуют побережье Египта и Хеттского царства и переселяются в Италию, евреи обосновываются в Палестине и создают мощное Израильское царство. Происходят постепенные миграции ариев в Индию и Переднюю Азию - именно в этот период была составлена Ригведа, старейший сборник индийских религиозных гимнов. Терпят упадок и исчезают с карты могущественные государства древних народов – Хеттское царство, Урарту, Микены (Греческие темные века) и Хараппская цивилизация.

«Осевое время» (VIII-II века до н.э.)

Этот термин предложил немецкий философ Карл Ясперс. Он хотел описать резкие сдвиги, которые произошли в образе жизни людей и в развитии крупнейших цивилизаций того времени. В это время контакты между народами резко возрастают, что приводит к прорыву в античной культуре и возникновению философии.

Греки-колонисты к этому времени постепенно заполняют все Средиземноморье и даже причерноморские степи. Скифы атакуют Персидскую империю, саки и юэчжи – проникают в Индию и Китай. Римляне начинают экспансию на Апеннинском полуострове, а кельтские племена (галаты) достигают Анатолии.

В Японию из Северной Азии переселяются первые японоязычные племена. Зарождается и распространяется древнейшая мировая религия – буддизм, что вызывает поток проповедников и пилигримов в эллинистических государствах Ближнего Востока.

Великое переселение народов (IV-VI века н.э.)

Климатический пессимум, крушение Римской империи на западе и Державы Хунну на востоке вызвали самое активное движение народов за всю историю. Отдельные народы (гунны, авары) преодолевали расстояние больше 6000 километров.

Ромеям впервые пришлось «потесниться». На территорию слабеющей империи переселились многочисленные германские (франки, лангобарды, саксы, вандалы, готы) и сарматские (аланы) племена. Славяне, испокон веков жившие по лесам и болотам внутренней полосы, достигают побережья Средиземноморья и Балтики, заселяют остров Пелопоннес, а отдельные племена прорываются даже в Малую Азию. Полчища тюрков достигают Центральной Европы и поселяются там (преимущественно в Паннонии). Арабы начинают завоевательные походы, в ходе которых им покоряется весь Ближний Восток до Инда, Северная Африка и Испания.

Кризис Средневековья

На этот период приходятся грандиозные походы западных и восточных завоевателей, в ходе которых пришли в упадок богатейшие государства Средневековья (Русь, Византия, Государство Хорезмшахов, Империя Сун). Крестоносцы захватывают Константинополь и Святую Землю. Монголы переселяются вглубь китайских территорий и по всей Азии, турки достигают Европы и окончательно покоряют Византию, немцы занимают Центральную Европу, а русское население сосредотачивается в северо-восточных и юго-западных княжествах, оторванных друг от друга Золотой Ордой. Таиланд и Лаос окончательно заселяются тайскими народами, бежавшими на юг от монголов.

Великие географические открытия и новая эпоха (XVII-XVIII века)

Прорыв в европейской науке и великие географические открытия подтолкнули множество европейцев заселить нетронутые Средиземноморской цивилизацией земли Нового Света – Южную и Северную Америки. Большое количество аборигенных народов (американских индейцев) были согнаны со своей земли: частично истреблены, частично переселены в резервации.

В Северную Америку хлынул поток голландских, французских, ирландских, английских, испанских (а позднее и русских) колонистов-переселенцев. С Западного побережья Африки в обе Америки вывозилось огромное количество чернокожих рабов. В Южной Африке и Южной Америке появилось множество португальских колонистов. Сибирь начинают заселять русские землепроходцы, казаки и крестьяне.

Катаклизмы начала XX века

Начало XX века ознаменовалось многими потрясениями для народов по всему миру. Началось переселение евреев с территории Российской империи (преимущественно в США). После трех революций европейские страны и Новый Свет испытали нашествие русской иммиграции. После массовых зачисток христианского населения младотурками в Османской империи эмигрировало по разным оценкам от 500 000 до 1 500 000 миллиона армян, около миллиона ассирийцев и понтийских греков.

Вторая мировая война и её последствия

В период второй мировой войны массовым переселениям и депортации подверглись многие народы СССР. В Сибирь, Казахстан и на Урал были переселены поволжские немцы, в Киргизию были вывезены карачаевцы, чеченцы и ингуши были сосланы в Казахскую ССР. Калмыки подверглись выселению в центральные сибирские области, 172 тысячи корейцев из приграничных районов Дальнего Востока были депортированы в Среднюю Азию, а крымские татары были переселены в Узбекистан и соседние территории Казахстана и Таджикистана.

На первые годы после окончания войны приходится создание государства Израиль, сопровождавшееся массовой миграцией евреев на историческую родину, а также раздел Индии, в ходе которого в Пакистан и из его границ в общей сложности мигрировало около 16 миллионов человек.

Всемирная История. Том 1

Развитие первобытно-общинного строя. Поздний древнекаменный век

Переселения палеолитических охотников

Причины древнейших миграции

Что же было причиной сложных передвижений населения древнекаменного века, охватывавших иногда целые материки? Какая сила заставляла людей палеолитического времени в ряде случаев оставлять насиженные места? Причины эти следует искать в материальных условиях жизни палеолитических охотников, в их хозяйстве, в их общественной жизни.

Как показывает этнография, непрерывный и неудержимый процесс расселения является нормальным и естественным явлением в жизни охотничье-рыболовческих племён. При низком уровне развития производительных сил и потребности в больших пространствах земли, необходимых для того, чтобы прокормить охотников, собирателей и рыболовов каменного века, естественное увеличение населения в определённых, наиболее благоприятных для этого районах неизбежно приводило к поискам новых земель и к расселению людей в новые области.

Расселение это имело не случайный, а строго закономерный характер, так как протекало в виде непрерывного расчленения древних общин. О его причинах даёт нам представление расселение индейских родов и племён Северной Америки в новое время, описанное американским этнографом Л. Морганом.

По описанию Моргана, новые племена и новые роды постоянно образовывались вследствие естественного роста; этот процесс сильно ускорялся благодаря большой протяжённости американского континента. Из какого-нибудь перенаселённого географического центра, имевшего особые преимущества в отношении добывания средств к существованию, происходил постепенный отлив населения. Так как это продолжалось из года в год, то на некотором расстоянии от первоначального местопребывания племён вырастало значительное население; с течением времени у переселенцев возникали особые интересы, они становились чуждыми своему племени, появлялись различия в языке. Это повторялось из века в век, как во вновь" занятых, так и в старых областях. Когда рост населения вызывал недостаток средств к существованию, избыточная часть населения уходила на новое место.

Это не были, следовательно, волны народов, двигавшихся через целые материки, не были быстрые и катастрофические перемещения больших этнических масс. Подобные движения относятся уже к значительно более поздним временам, когда обычным явлением стали большие племенные союзы, подготовленные длительным предшествующим историческим развитием. В палеолите имел место совершенно иной по темпам и характеру, медленный и стихийный процесс просачивания отдельных мелких коллективов. Тогда шло движение мелких групп палеолитических людей из одних областей в другие, часто усложнявшееся обратным движением; нередко, надо полагать, такого рода движение было как бы зигзагообразным и прерывистым, как мы видим это в Мораваны Длга и в Костёнках.

Расселение древних охотничьих племён приобрело особенно широкие территориальные масштабы в верхнем палеолите. Дальнейшее усовершенствование охотничьей техники по сравнению с мустьерским временем содействовало росту населения, что приводило, вместе с тем, к уменьшению количества дичи на территориях, прилегающих к старым поселениям.

Неизбежным следствием, по-видимому, был отлив населения из наиболее заселённых и ранее всего освоенных мест в пустынные до того области севера Европы и особенно Азии. Такое расселение было тем более естественным, что все эти события происходили в конце ледниковой эпохи, в период освобождения от льда колоссального пространства суши.

В то же самое время освоение новых территорий на Севере стало возможным потому, что теперь существовало уже значительно более развитое, чем прежде, специальное охотничье вооружение, появились различные средства для ловли животных (копьеметалка, костяные наконечники копий и метательных дротиков, ловчие ямы, сети и изгороди). Были известны уже различные способы искусственного добывания огня. Люди научились строить как прочные постоянные жилища на зиму, так и переносные лёгкие шатры из шкур. Появилась сшитая сухожильными нитями меховая одежда.

Всё это, вместе взятое, дало возможность человеку преодолеть трудности, которые ставили перед ним суровые природные условия, не позволявшие раньше выйти далеко за пределы областей с умеренным и тёплым климатом.