Чтобы разобраться, что такое универсальные партии, необходимо проследить развитие Давайте коснемся его кратко, выделив смысловые моменты. Дело в том, что универсальные партии являются продуктом современности. Они появились в результате некоей политической эволюции. Это произошло естественным образом, если учитывать задачи этих организаций. Но обо всем по порядку.
В современном виде стали появляться в девятнадцатом веке. Они формировались двумя путами: электоральным и внешним. В первом случае партию организовывали, как сейчас говорят, снизу. Лидер объединял народные массы при помощи идеи. Второй - это вынужденное формирование общественного движения, основанное на одинаковых интересах. Его проводили те силы, которые уже присутствовали в парламенте.
Из этой информации необходимо сделать один простой вывод: для существования политической партии необходима платформа, идея, объединяющая людей на добровольных принципах. В таковыми оказывались интересы прослоек и групп населения. Например, буржуазии, рабочих, крестьян, промышленников, аристократии и так далее. Организации были антагонистическими, то есть объединяющие идеи входили в конфликт. Универсальные партии имеют серьезное отличие от них. Они стремятся собрать как можно больше поклонников в различных слоях общества.
Необходимо отметить, что организаций подобного рода довольно много. Все их делят:
Следует отметить, что классификация весьма условна. Если смотреть с точки зрения положения в обществе, то выделяют правящие и Некоторые из них осуществляют деятельность нелегально, другие действуют в законодательном поле. Иной раз классифицируют политические силы по членству: коллективное и индивидуальное. У каждой политической силы присутствует несколько признаков одновременно. Основные функции этих организаций таковы:
В современном обществе действует множество организаций и объединений. Не все являются политическими силами. Партия имеет следующие черты, что опосредованно отражено в законодательстве:
Чтобы исследовать, чем универсальные партии отличаются от остальных, нам необходимо уяснить два момента.
Политическая борьба в современном виде теряет черты классовой. Чтоб иметь успех, нужно заинтересовать широкие массы, выйдя за пределы тех слоев общества, которые создали партию. В этом и заключается признак универсальности.
Раньше рождение политических сил было стезей немногих. Ныне созданы технологии, позволяющие любому активному гражданину заняться Кстати, этом зачастую пользуются те, кто желает иметь доступ к законотворческой деятельности, влияние на парламент. Универсальные партии - это политические силы, объединяющие людей с различными взглядами. Согласитесь, дело не простое, но не невозможное. Просто нужна правильная идея, способная «зажечь сердца людей». Примером может служить нынешняя Россия. Универсальные партии в стране пытаются создать на принципах патриотизма. У граждан могут быть разные, даже взаимоисключающие интересы. Но Родину любит большинство людей. Они желают гордиться своей страной, видеть ее сильной и развитой. В такую универсальную партию патриотов с удовольствием вступают крестьяне и жители мегаполисов, олигархи и бедные рабочие, учителя и рантье, живущие на дивиденды. В других странах формируют свои идеи.
Итальянский политолог Дж. Сартори отмечал, что общество нынче становится более сложным, меняется его социальная структура, демографический состав. Из этого он делает вывод об изменении роли партий. Теперь они не представляют интересов классов и слоев населения в общепринятом виде. Происходит процесс социопсихологического проникновения партий в общество. По его мнению, универсальные партии отличаются прагматизмом. Они нацелены на успешную электоральную деятельность. В их основу закладываются принципы баланса различных интересов. В Европе таковыми силами являются социал-демократические партии. Еще политолог называл среди универсальных британских консерваторов и американских республиканцев. Эти силы стараются привлечь в свои ряды как можно больше людей из различных социальных групп. Они работают над тем, чтобы интересы таковых не входили в конфликт.
Эти организации появились в процессе эволюции политического процесса. Они имеют свои позитивные и негативные черты. Преимущества универсальных сил состоят в повышении конкурентоспособности в любых выборах. У них больше приверженцев, следовательно, их лидеры имеют серьезный шанс на победу. Кроме того, стремление к балансу способствует выработке иных идей, развитию самого общества, что тоже следует отнести к позитивным моментам. Отрицательной стороной пока приходится признать то, что данные организации не могут, в силу понятных обстоятельств, удовлетворить всех приверженцев, когда приходят к власти. Им приходится постоянно балансировать. Иной раз это приводит к решениям, не устраивающим большинство электората. Недовольство в обществе в таком случае будет нарастать, что приведет к кризису. Посмотрите на современный Евросоюз, который не имеет сил преодолеть потоки мигрантов. Это типичный случай невозможности выработать решение, устраивающее всех.
Несомненные преимущества всеохватных (универсальных) партий приведут к тому, что они вытеснят с политической арены другие силы. Вернее, все остальные станут приобретать их черты. Для политической партии одним из самых главных условий существования является электоральная база. Баланс, отказ от приверженности одной классовой прослойке дает универсалам больше шансов на завоевание власти. Если посмотреть дальше, то через определенное время партии перестанут отличаться друг от друга. А это путь к смерти политического процесса. Вероятно, это естественно, как эволюция. А может, придумают нечто иное. Увидим!
Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.
Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.
Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путём в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но всё-таки главным образом человек руководствуется теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.
Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного, неотчуждаемого характера. Согласно Конституции, в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В то же время осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.
Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают индивидуальные свободы от вмешательства извне – это права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; государственную охрану достоинства личности; право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, свободный выбор зыка общения, воспитания, обучения и творчества; право законно находящихся на территории России на свободу передвижения и выбор места пребывания, места жительства; свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести и вероисповедания; право каждого человека на участие в объединениях и массовых мероприятиях.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Признаётся и охраняется законом право частной собственности, в т.ч. на землю. Каждый имеет право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепляется право на вознаграждение на труд не ниже установленного федеральным законом минимума, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Закрепляется также право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (конституционная гарантия на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Даже имеется право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, не возмещение ущерба, причинённого здоровью людей или их имуществу экологическими правонарушениями, и даже право на возмещение ущерба по вине государственных органов и должностных лиц.
Конституция России гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом. Закреплена новая обязанность государства, его органов и должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В числе юридических гарантий особое значение имеет судебная защита, которая гарантирована каждому. Конституция устанавливает, что решения и действия должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Кроме того, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Конституция каждому гарантирует право на получение юридической помощи, право обвиняемых на помощь адвоката. У граждан имеется право на возмещение государством ущерба, нанесённого незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц. Высшей гарантией является установление Конституцией презумпции невиновности, которая раскрывается в ст.49.
К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.
Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.
Исследователи классифицируют партии по разным основаниям. По идеологическому признаку партии бывают либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на религиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провозглашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравственного характера: справедливость, милосердие, духовное самоочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в своих эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистического толка, к левым - социалистические и социал-демократические. Центристские - это умеренные партии, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
По организационной структуре различают партии кадровые и массовые.
Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламентских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как можно большее число избирателей из различных слоев независимо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором кадров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу партий относятся в основном западноевропейские партии консервативной и либеральной ориентации.
Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-политических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
Массовые партии придерживаются определенной идеологии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого типа - массовое членство. Причем члены партии не только платят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это чаще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политических направлений - фашисты, христианские демократы и даже консерваторы.
Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном порядке, во втором - человек становится членом определенной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Великобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов являются одновременно членами этих партий. Для коммунистических партий характерно исключительно прямое членство.
Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксированная в уставах, предписывает всем депутатам от данной партии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурированность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универсальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологических ориентации и обращаются не к определенным социальным группам, а ко всем избирателям. Они выстраиваются вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов различных социальных групп. Иными словами, для универсальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
Политические партии обеспечивают взаимосвязь государства и гражданского общества, что выражается в их функциях. Напомним, что важнейшая из них - представительство во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера политических целей и требований. Цели воплощаются в предвыборных партийных программах, разработка которых тоже партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принадлежит также функция политической социализации граждан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Партии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мобилизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в той или иной комиссии, человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Именно так начинали свою карьеру многие известные политические деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следовательно, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.
1) Как вы понимаете фразу «референдум... является высшим непосредственным выражением власти народа»?
2) Какие вопросы, согласно закону, не могут быть вынесены на референдум?
3) Как закон защищает равноправие граждан при проведении референдума?
4) Что означает норма, прописанная в пункте 4 статьи 2 закона?
5) Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным?
6. С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти? Составьте обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу.
Тема 7. Политические партии и движения
1. Раскройте смысл понятий.
Общественно-политическое движение -
Политическая партия -
2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?
3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.
До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.
«цель»
«социализация»
«мобилизация»
«элита»
4. Прочитайте текст и выполните задания.
Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей является идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.
Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм , таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические партии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)
1) Заполните таблицу.
5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания
Сформулируйте результаты опроса.
Выскажите предположение о причинах такого результата.
6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.
7. Объясните смысл высказываний.
«Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).
«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).
Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»
1. Кратко ответьте на вопросы.
1) Какие отношения в обществе регулирует политика?
9) В чем состоит различие выборов и референдума?
10) Какую организацию называют политической партией?
2) Каковы главные особенности политической власти?
3) Что называют суверенитетом государства?
4) Каковы основные виды политических режимов?
5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?
6) Каковы важнейшие признаки правового государства?
7) Что называют гражданским обществом?
8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?
2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.
а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется
1) правом 3) экономикой
2) политикой 4) суверенитетом
б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.
Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
в) Что отличает государство от других политических организаций ?
1) исключительное право издавать законы
2) определение перспектив развития общества
3) разработка политических программ
4) выдвижение политических лидеров
г) Что характеризует демократический режим?
1) командно-административные методы управления
3) господство исполнительной власти
4) равенство граждан перед законом
д) Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.
Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
3. В каждом из заданий запишите верный ответ.
а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.
1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха
2) единоличный глава государства
3) наследственный порядок преемственности власти
4) ответственность правительства перед парламентом
б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответственно перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:________________
в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Успех деятельности любой политической партии в обществе зависит от множества факторов. Среди них необходимо отметить такие, как форма правления (президентская или парламентская республика) и тип национально-территориального устройства государства (унитарное или федеративное), в рамках которого она функционирует, специфика электорального законодательства, режим правления и т.д. Все это оказывает влияние на программу, предвыборную активность, повседневную деятельность партий после подведения итогов выборов.
Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции:
1) Борьба за власть (мирное перераспределение власти между различными общественными силами позволяет избежать социальных потрясений при изменении баланса политических сил). Победа на выборах позволяет сформировать правительство и начать реализацию представляемых интересов через государственную политику.
2) Социальное представительство. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы, так как успех на выборах может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы.
3) Социальная интеграция. Достижение согласия с существующим строем, социального конформизма, примирения интересов конфликтующих социальных групп.
4) Политическая социализация граждан. Включение человека в мир политики через формирование ценностных ориентаций, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности, формирование общественного мнения в целях обеспечения идеологической поддержки партии и дискредитации ее политических противников.
5) Политическое рекрутирование, формирование правящей элиты. Подготовка и выдвижение кадров и координация их работы в органах государственной власти, общественных организациях и движениях.
6) Разработка и осуществление политического курса (необходимо сформулировать разногласия с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития).
Для того чтобы эффективно реализовывать эти функции, политическим партиям необходимы материальные средства. Источники финансирования политических партий можно объединить в следующие три группы:
Собственные партийные средства. Они формируются за счет вступительных и членских взносов, отчислений от жалования руководящих членов партии, доходов от имущества и предпринимательской деятельности. Здесь бывают некоторые ограничения. Так, например, в Словакии политическим партиям запрещено иметь собственность за рубежом, в Египте и Эфиопии – заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, эта сторона деятельности политических партий может привести к тому, что занимаясь предпринимательской деятельностью, партии сращиваются с финансово-промышленным капиталом.
Частное финансирование. К нему относятся добровольные пожертвования физических и юридических лиц. Большинство демократических государств законодательно ограничивают или вовсе запрещают финансовую поддержку политических партий со стороны благотворительных и религиозных организаций, государственных предприятий, анонимных спонсоров, из-за рубежа. Так, в США, Израиле запрещено принимать помощь от частных юридических лиц (обществ, организаций, фирм и т.п.). Иногда законодательно определяется и сумма пожертвований, и конкретная деятельность для финансирования.
Государственное финансирование. Государство оказывает прямую финансовую поддержку тем партиям, которые прошли избирательный порог. Существует практика распределения финансов в зависимости от числа голосов, полученных партией на выборах (ФРГ, Швеция). В Дании, Финляндии, Италии суммы финансовой помощи определяются количеством полученных депутатских мандатов. Кроме того, имеет место также косвенная государственная поддержка политических партий. Партиям предоставляют бесплатное эфирное время, места для публикаций и заявлений в СМИ и т.п.
Руководство политической партии должно публиковать отчеты об источниках финансовых поступлений, расходовании средств, имуществе партии. Почти во всех странах предусмотрены ограничения расходов на организацию предвыборной кампании.