Материализм и объективный идеализм. Что такое объективный идеализм

Материализм и объективный идеализм. Что такое объективный идеализм

Материализм и объективный идеализм

Понятия: материализм, и объективный идеализм - пожалуй, всем известны. Теория познания (гносеология), для этих философских терминов - «как мать родная». Рассмотрим их содержание:

Объективный идеализм - это вера в то, что реальность нашего Мира - не обычна, а является объективной виртуальной реальностью. Основателем объективного идеализма, как философского направления, можно считать древнегреческого мыслителя Платона, о котором мы уже говорили ранее. В учении Платона - было понятие потусторонних «идей» (информации), на основе которых - построены все вещи нашего, посюстороннего Мира. От слова «идея» - и происходит понятие: идеализм.

Мир, по Платону, в общем, не зависит от нашего сознания, т.е. является объективным. Отсюда - и объективность (Платоновского) идеализма. После Платона, объективный идеализм прошёл долгую дорогу дальнейшего развития, в трудах многих философов (т.н. неоплатонизм…), и к современности - в основном сводится к идее потустороннего суперкомпьютера, и всего, что с этим связано.

Материализм же - противоположен объективному идеализму: материализм - это вера в то, что реальность нашего Мира - обычна, и следовательно, что окружающая нас материя (или что-то вроде материи) - является подлинной, и является сутью нашего Мира.

Материализм - это вовсе не то же самое, что атеизм! Атеизм - это вера в отсутствие Бога у нашего Мира. Материализм же - вера всего лишь в обычную объективную реальность окружающего Мира, которая вовсе не является помехой для возможности существования Бога (но Бог, в таком случае, представляется, например, инопланетянином). Т.е. можно, будучи материалистом, в то же время быть и религиозным человеком (т.е. верить в Бога).

То же самое - касается и объективного идеализма: он тоже может быть религиозным, а может - и атеистическим. Т.е. можно быть атеистом и одновременно верить в объективную виртуальность окружающего Мира, т.е. быть объективным идеалистом. Появление атеистической (= безБожной) версии объективного идеализма - было связано с идеей того, что Бог - умер, и идея эта, под влиянием двух страшных мировых войн, широко распространилась, и была, в своё время, очень популярной.

Но вообще, для атеистического объективного идеализма - Богу не нужно обязательно умирать: достаточно, чтобы Он всего лишь удалился из нашего объективно-виртуального Мира в какие-нибудь другие виртуальные миры, и забыл о нашем Мире…

Даже в Библии, для такой возможности, можно найти определённые основания, однако, по крайней мере, в Библии - Бог обещал однажды вернуться (в т.н. Судный день), - чтобы судить всех людей за их грехи… На время же своего отсутствия (?) в нашем Мире, Бог мог поручить свою волю и наблюдение за человечеством - ангелам, «программам», в т.ч. мог разрешить им давать людям откровения и озарения… (поэтому даже в отсутствие Бога, действенность специфических методов познания, как уже говорилось, может сохраняться).

Подведём некоторые итоги: итак, понятия материализм и атеизм - совершенно разные понятия; как и понятия вера в Бога (религиозность) и идеализм - тоже совсем о разном. При этом все эти понятия - происходят из гносеологии (т.е. это - гносеологические термины).

Рассмотрим и ещё один (следующий) подобный термин:

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

2. Материализм и идеализм в социальной философии В зависимости от того, как, в частности, объясняется природа побудительных сил деятельности людей, истолковывается сущность и социальная направленность их деятельности и общественных отношений, из содержания которых

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

22. Материализм и идеализм Глашатаем эмпиризма выступил Френсис Бэкон (XVI в.) , сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первенства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпирических данных,

Из книги Диалектическая логика. Очерки истории и теории автора Ильенков Эвальд Васильевич

Очерк 6. ЕЩЕ РАЗ О ПРИНЦИПЕ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИКИ. ИДЕАЛИЗМ ИЛИ МАТЕРИАЛИЗМ? До сих пор мы говорили в основном о позитивных завоеваниях Гегеля, составивших эпоху в логике как науке. Коснемся теперь исторически неизбежных "издержек производства", связанных с идеализмом

Из книги Религия и просвещение автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

4. Методологический материализм, Экономический материализм Философская недоразвитость материализма так очевидна, что среди мыслителей, стоящих на уровне современной философской культуры вряд ли можно найти хотя одного представителя этого миропонимания.Историк

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Объективный аспект Это подводит нас к последнему из главных аспектов проекта Атман: отдельная самость, претендующая и притязающая на бессмертие и космоцентричность, в той или иной степени обязательно терпит неудачу в своих попытках достичь этой цели. Она неспособна

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница В сравнении с Нидерландами и Англией Германия второй половины XVII в. была страной отсталой. Вслед за потерпевшей неудачу Крестьянской войной (1525 г.) в XVII в. разразилась Тридцатилетняя война, которая

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

§ 4. Объективный идеализм Шеллинга Философия природы - прогрессивная сторона философии Шеллинга. Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма - Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854). Он получил образование в духовной семинарии и, в Тюбингенском

Из книги Фома Аквинский автора Боргош Юзеф

3. Красота как объективный предмет выражения а) Досократовское учение об элементах (ранняя классика): красота есть элемент, то есть минимальный материально–смысловой сдвиг, в результате предельного обобщения которого трактуется весь чувственно–материальный космос.

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

Из книги Гераклит автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

I. Объективный идеализм – основная форма философского миросозерцания В современной философии конкурируют между собой главным образом два направления: метафизический идеализм и гносеологический критицизм – Платон и Кант, если обозначать эти течения именами.

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

7. Объективный и субъективный логос Используя двойной смысл термина «логос», обозначая им и свое высказывание (субъективное «слово») об объективном логосе, и сам объективный логос, Гераклит остается верным себе, своему стилю. «Хотя этот логос существует вечно,

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Диалектическая логика. Очерки истории и теории. автора Ильенков Эвальд Васильевич

Объективный (Objectif) Все, что больше относится к объекту, чем к субъекту; все, что существует независимо от какого бы то ни было субъекта, либо, при вмешательстве субъекта (например, в повествование или оценку), все, что служит доказательством объективности.Все это кажется

Из книги автора

Очерк шестой. Ещё раз о принципе построения логики. Идеализм или материализм? До сих пор мы говорили почти исключительно о позитивных завоеваниях Гегеля, составивших эпоху в логике как науке. Коснёмся теперь исторически неизбежных «издержек производства», связанных с

Платон и Гегель — два величайших мыслителя идеалиста. Согласно мнению, к которому пришло большинство историков (что не показывает истинность этого мнения) оба относятся к объективному идеализму. Такое рассмотрение наследия Гегеля не вызывает сомнений. Однако само понятие объективности и субъективности заслуживает лучшего уяснения. Объективная данность или субъективная данность есть разные виды действительности (Wirklichkeit), напрямую затрагивающие понятие материи (а не определение, которого нет у беспредельной материи). Наиболее общим определением объекта, которое мы легко найдём в действительной и страдательной силах христианской схоластики является отсутствие воли. Определение через волю было важно для идеалистических воззрений того времени и оно было принципиальным до тех пор, пока немецкая классическая философия в лице Фихте и Гегеля не подошла к рассмотрению темы самосознания. И действительно, самосознание является одним из отличений субъекта от объекта. Но современная научная формулировка отличия субъекта от объекта включает не самосознание, а просто сознание. Эта формулировка имеет и прикладное значение. Уже в соответствии с точкой зрения Гегеля, субъекты, имеющие сознание неизбежно имеют и вполне материальный продукт этого сознания. На самом деле дело обстоит почти наоборот — сознание является побочным продуктом совместно-раздельной деятельности субъектов над вполне материальными телами внешнего для них мира. И именно в этой деятельности субъект научается отделять себя от мира. По некоторым данным до начала субъектной деятельности, дети даже лексически не отличают себя от внешнего мира, сообщая о себе в третьем лице. Формулировка совместно-раздельной деятельности подчёркивает невозможность единственного субъекта, которая считается допустимой во всех монотеистических культах. Вне совместно-раздельной деятельности, в одиночестве, без преобразовательного опыта у «субъекта» нет оснований для того, чтобы быть субъектом. К похожим выводам, но с привлечением идеи субстанции пришёл ещё Спиноза в XVII веке.

Из сказанного вполне ясно, что объективность это черта не совместно-раздельной, а просто раздельной деятельности. И действительно, для созерцания достаточно одного. Но не объекта — ибо объект не может созерцать, но лишь отражать в рассудочном смысле. Понимание того, что созерцательный акт не может обходиться без субъекта, что он предполагает субъективный опыт — это понимание относительно свежее. Ему всего 170 лет, когда основным идеям Платона не менее 2500 лет. Поэтому такое созерцание понималось как живое в противоположность прошлому господствующему механистическому пониманию созерцания. Живое созерцание той или иной степени выраженности было позднее вообще признано единственным в советской психологии, поскольку эксперименты обнаруживали элементы активности не только в любом человеческом созерцании, но и в отражательных психических механизмах животных.

Разделение субъективного и объективного, как мы видим, оказывается делом условным. Субъектность, субъективность есть непременное условие человеческого существования и её основная сторона. Объективность лишь момент субъективности — её другое себя.

В объективном идеализме человек является объектом даже при признании за ним субъективности. Потенциально это положение содержит возможность сведения человека к объекту — это наиболее опасное последствие любого идеализма, от открыто теологического до гегелянства. Эта тенденция вполне была проявлена во всех утопиях, но её вершина несомненно всё ещё освещена огнями Дахау и Бухенвальда, хотя в тиши кабинетов ТНК уже находят поддержку поджигатели новой не расистской, а финансистской истерии — организаторы биологического отбора уже не по расовому, а по финансовому признаку.

Но другая, восходившая часть идеализма напротив, подчёркивала неотъемлемость человеческой субъектности, её желательность (впрочем без понимания настоящей, производственной природы, этой желательности). К этой части идеализма в европейской мысли относится линия Майстера Экхарта, в азиатской же — трагически пресечённая линия Низами Гянджеви. Гимн человеческой субъектности, творчеству, — мы найдём в том, что соберут под именем «духовных проповедей и наставлений» Экхарта и в «Хосров и Ширин» Низами, где творец-строитель Фархад представлен как наиболее одобрительно выделенный автором образ, как гиперболизированное выражение созидательной и преобразовательной мощи закавказского предпролетариата. Не так трудно увидеть, что линия на развитие субъектности несомненно проходит от Экхарта к Мюнцеру. В том, что историки называют как «утопия Мюнцера» именно рассмотрение общественных механизмов запуска субъектности каждого члена общества представляет непреходящий интерес. В противоположность этому, в лютеранстве мы наблюдаем полный отказ от субъектности. Гегель, в своё время приветствовавший Великую Французскую Революцию, подобно Лютеру, остался в конце своего жизненного пути за пределами понимания субъектной природы человека, а значит и за пределами гуманизма того времени. И действительно, роль компилятора гуманистических воззрения принадлежит Людвигу Фейербаху, который этим в сочетании с материалистическим методом заслужил себе в истории место наравне с идеалистом Гегелем, разрабатывавшем свою систему несколько десятилетий.

Но воззрения Платона более интересны, чем воззрения Гегеля, ибо в них все позднейшие времена узнавали себя, у всех прошлых мыслителей мы пытаемся узнать свои ошибки, в каждом из них пытаемся увидеть себя, стоящего перед своими задачами. Поэтому Гегель и писал в «Науке Логики» о непостижимости начала, а Экхарт цитировал древних: «начало не рождено». Но в начале не больше мистики, чем в конце. Припоминание арифметических свойств неизбежно при решении уравнений высшей математики, ибо какая же это отрасль высшей математики, если арифметические свойства полностью нарушены? В этом как раз и платоновское «припоминание идей», как возврат к сферам деятельности, где уже есть накопленный обществом опыт. На протяжении всего существования человечество имело в наличии материальные средства прошлых поколений. Поэтому оно проклято вспоминать также и идейные формы этих прошлых поколений, разыскивая в них свои ошибки. И это проклятие будет действовать до тех пор, пока человечество не сможет обратить его себе на пользу, в масштабах всего общества познать неформальную логику как метод мышления. И эта амбициозная задача была поставлена ещё Фихте, который решил, что серьёзно продвинулся к её решению … заняв должность ректора созданного Берлинского университета. Некоторое время там же ректором был и Г.В.Ф. Гегель. Нельзя сказать, чтобы от этого мир испытал мощное благотворное влияние, но идеалистам вообще характерно преувеличение роли мысли. Вплоть до того, что помыслил=совершил в действительности. Уж работа на должности ректора была в таком случае равна почти мировому перевороту. Но сами Гегель и Фихте были осторожны с подобными выводами, вскрывающими иллюзорность идеализма. Открыто подобные вещи научился произносить немного позднее лишь такой разносчик околофилософской туфты как Бруно Бауэр. При всей благодарности задачи всеобщего овладения неформальной логикой Фихте и Гегель отнюдь не были внеисторическими героями. Во-первых, подлинная природа неформальной логики им не была известна, во-вторых им не были известны те материальные потребности, которые вызывают освоение неформальной логики. Самое же существенное, что идеалом Гегеля было диалектическое мышление в рамках всего общества. Ещё лет 20-30 назад сторонники Шаффа и Суслова были в растерянности от выводов из этого положения Гегеля. Но этот его идеал является как раз реакционным, поскольку ему вполне соответствует диалектически мыслящий потомственный конюх или профессор, а сама основа профессионального кретинизма при этом не затрагивается. А вот это соответствовало не только исторической ограниченности Гегеля, но и более позднему экономическому интересу номенклатуры. Между тем, Ильенков и Глушков, предлагавшие подлинное, необходимое, освоение неформальной логики с созданием во всём обществе соответствующих отношений на имеющейся базе, оказались грубо вытолкнутыми во внутреннюю эмиграцию. Научный коммунизм был насильно превращён Сусловым и Шаффом в очередную Абсоютную Идею или категорический императив, а материальные условия всестороннего развития личности и подлинного освоения неформальной логики были насильно отвергнуты. Но в рамках товарных отношений эти задачи вообще не решались, ведь идеализм и объектность (обесчеловечивание) человека характерны именно для товарного мышления, органически не приемлющего подлинно коллективные и неформально логические .

Именно так у Гегеля весь мир человеческой культуры и каждый отдельный индивид является органом Абсолютной Идеи, а у сусловцев всё общество должно было бы быть органом некоего «коммунизма», хотя именно научный коммунизм впервые выяснил, что идеал общества и его идеи не лежат вне его, что цели общества и каждого индивида не могут быть внешними по отношению к нему. И номенклатура конечно об этом догадывалась, но как и Шафф, сознательно поддерживала противоположные воззрения. Потому что чтобы не было не нужной номенклатуре всеобщей субъектности и нетоварных отношений нужна подреставрированная Абсолютная Идея, даже если на её место заталкивается совсем не подходящий для этого научный коммунизм.

Но подобные воззрения всегда страдают неполнотой: почему без своего органа (общества, сознания, индивида…) Абсолютная Идея считает себя недостаточной? Появление органа это предмет её воли, или есть что-то выше Абсолютной Идеи, что требует от неё наличие познающего органа?

Материалистическое рассмотрение этого вопроса просто. Поскольку любой идее предшествует деятельность, то Абсолютной Идее может предшествовать только настолько же абсолютная деятельность вместе с результатами не менее абсолютных материальных преобразований. А это может быть рассмотрено лишь как утопический идеал.

Если Абсолютная Идея занимает далеко не абсолютное место в системе Гегеля, то утопический идеал есть то, что некоторыми считается чуть не изобретением Платона. Пока же ограничимся сообщением, что у Платона общественный идеал оказался рассмотренным в связи с отельным миром идей, который постулировался как задающий и управляющий относительно материального мира. У Гегеля наоборот, развитый утопический идеал отсутствует — высшее воплощение Абсолютной Идеи в Европе это пруссачество в его наличной на 1830-е годы форме. Надо только подучить всех немцев диалектике и царство разума готово. Почему же в отношении идеала так противоположны две величайшие системы идеализма?

Мы рискнём предположить, что в основе этой противоположности лежит потребность эпох в общественном переустройстве в том виде, в каком она дошла до сознания Платона и Гегеля. Платон, как первый выдающийся представитель идеализма был представителем воззрений, находящихся в становлении, завоёвывающих себе место. Поэтому у него была потребность честно ответить на вопрос о том, как возможно общественное преобразование. То, что общественное преобразование было необходимо — было фактом такой силы, что игнорировать его было невозможно. За несколько десятилетий античный демократический идеал из того, что помогло отстоять Элладу от персов, превратился в то, что позволило полуварварскому македонскому царству покорить некогда гордый народ. Кризис общественного идеала как в Афинах, так и в других городах поставил вопрос о преобразовании общества. Общество менялось, и идеал должен был также измениться. Хотя мы знаем, что решением того кризиса были эллинистические империи и как их высшее проявление — императорский Рим, Платон не дожил даже до значительных завоеваний Александра Македонского. Но объективно-идеалистические элементы, которые впервые разработаны Платоном, всегда хорошо подходили именно для империй. Идеализм вообще характерен для господствующих классов, поскольку имея материальные средства, они могут осуществлять некоторые общественно-значимые действия в зависимости лишь от своей воли. Поэтому все проблемы упираются в то, чтобы «правильно подумать», «узнать тайны» и т.д. Материальные предпосылки как данность при этом всегда остаются в тени, а потом и игнорируются — в большинстве известных форм мистицизма и в фидеизме. Но и абсолютный правитель ограничен. Тогда он начинает подозревать, что сам является объектом для высшей субъективной сущности, раз понимание подлинной природы его собственной ограниченности ему недоступно.

В платоновском идеальном царстве именно через философов мир идей является в материальный мир в своей высшей истине. От необходимости таких посредников недалеко до формулы помазанника божия, которая в христианстве обоснована платонизмом не меньше, чем писаниями Торы. Тем не менее, кроме реакционной стороны в утопии Платона есть и всемирно-исторически значимая. Ещё в знаменитых Диалогах мы найдём положение, что «философом считаем того, кто занят соисканием истины». И господство тех, кто занят соисканием истины современному обществу необходимо как никогда, ибо ложность и неэффективность (непрактичность) его основных отношений — товарности и частной собственности очевидна всё большему числу людей. Соискание истины особенно важно именно сейчас и вовсе не по соображениям идеала. Истина как то, и только то, что подтверждается общественной практикой на производительных силах, всегда практична. Истина всегда способствует развитию производительных сил, и, в конечном счёте, процессу очеловечивания всего общества и каждого индивида. А именно продолжение этого процесса является залогом продолжения существования человечества, ибо его возможности производства оказались слишком велики, чтобы удерживаться заурядными филистерами в границах, позволяющих сносно жить следующим поколениям. Зато добропорядочные семьянины и опрятные предприниматели уже были заказчиками и орудием разжигания второй мировой. Тогда и сейчас именно ограничение производительных сил частной собственностью является тем, что может уничтожить материальные предпосылки самого существования человечества. Трагедия Фукусимы и деградационные изменения Гольфстрима — суровое предостережение миру частной собственности.

Впрочем, идеалистическая трактовка платоновского идеального царства куда более проста и опасна. Порядок философы черпают из созерцания звёздного неба. Им ещё не известен даже «нравственный закон внутри нас». Порядок приносится в общество извне, а это санкционирует насилие сверх необходимости, что тут же используется «современные» идеологами, которые навязывают обществу насилием изжитую идею частной собственности, которую правда, невозможно найти на небесной выси, что было известно ещё Мюнцеру.

В историческом начале подлинного осознания проблемы идей и их роли в развитии общества находится близкая к объективному идеализму система Платона, к решению этой проблемы примыкает объективный идеализм в форме гегелевской диалектики, правильно осознанный Гегелем как высшая форма философии — с открытием сущности идеального Марксом, философские системы становятся невозможными, от философии остаётся лишь наука о мышлении и познании.

Почему же гегелевский идеализм лишён яркого утопического идеала? Если Платон честно пытался разобраться в том, как можно преобразовать общество и опирался на опыт своего взаимодействия с сицилийским тираном, то Гегель имел перед глазами весь опыт общественных преобразований от тех, что выразились в рабовладельческом социализме христианства до Великой Французской Революции. Гегель не мог честно поддерживать обретение народом (большая часть которого была трудящимися) субъектности, поскольку он смог осознать (хотя и преувеличенно) якобинской террор как необходимый вывод из утопически-идеалистических элементов в воззрениях мыслителей Просвещения. Тогда, спасая идеализм, Гегель выбросил яркий утопический идеал, точнее даже не выбросил, а просто заявил о том, что в отношении идеала нет оснований делать более решительные выводы, чем сделал Кант с теорией категорического императива. Именно в этом состоит то, что в 1930-х позволяло классифицировать систему Гегеля как реакцию на Великую Французскую Революцию.

Маркс, направленный результатами Фейербаха, наоборот, выбросил и идеализм, и утопизм, с целью сохранить гуманистический идеал. И именно эти установки Маркса оказались особенно продуктивными и привели его к нескольким крупным открытиям: сущности идеального, материалистического понимания предыстории и тайны капиталистической эксплуатации.

Какова же тогда роль идеализма в этих открытиях Маркса? Совершенно ясно, что они не могли состояться без материалистической методологии, без ясного понимания того, что появлению идейной (ideele) формы всегда предшествует изменение материальной (matereele) формы. Роль идеализма состоит в том, что открытий Маркса не могло быть, если бы он не понял и не воспринял проблему объективности идеального именно так, как она была понята в рамках идеалистической линии от Платона до Гегеля. Вне идеализма также до Маркса не было возможно и сносное рассмотрение деятельности и субъектности — существенного свойства для сущности человека.

Весь созерцательный материализм до Маркса был объективным — он знал лишь объяснение, а не изменение как последний вывод. Объективный идеализм в противоположность этому, знал деятельность, пусть только лишь идейную и поэтому был ближе к современному научному подходу, чем объективный материализм, который был бессилен перед деятельностью. Субъективный идеализм при этом оказывается наиболее реакционным, поскольку он в наибольшей степени ограничивает познание человеком общества и самого себя. В рамках выраженного субъективного идеализма отвергается даже такая отмеченная ещё Гегелем предпосылка всякого познания, как интериоризация — отнесение мозгом сигналов на своих участках не к своему состоянию, а к состоянию внешнего мира. Субъективный идеализм при этом оказывается максимально удобным для буржуазии — он позволяет затушевать факт эксплуатации также как позволяет не найти объяснения, почему венские лучники, стреляя в мнимых турок — «комплексы своих ощущений», наносят ущерб действующему турецкому войску. И мы реально найдём именно такие воззрения у господствующих позитивистов, причём местами даже в тех сферах, где пытаются познать пути предотвращения падения отношения частной собственности. От совместно-раздельной общественной деятельности позитивисты и солипсисты оставляют не совместную сторону, которая является образующей, а раздельную, которая не имеет своей сущности и сама лишь другое себя совместной деятельности. А принятие явления, которое есть «другое себя» чего-то за основу это и есть ложь — парализация познания.

В противоположность этой парализации познающих способностей мы находим полное содействие предметно-истинному, конкретному познанию в деятельном, практическом, субъективном материализме Маркса. Наиболее ёмкая формулировка этого принципа была дана В. А. Босенко во «Всеобщей теории развития»: «Чтобы стать собой в мысли, предмет должен перестать быть собой в действительности». И человека, которому доступен через его собственную деятельность, через изменение весь мир, уже не может чаровать звёздное небо у нас над головой или нравственный закон внутри нас, — его чарует звёздное небо внутри нас, бесконечность творчества, о которой в далёком XVI веке мечтал ещё Томас Мюнцер.

Объективный идеализм

Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности .

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori . При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии , Буддизм), философии античных философов (Пифагор , Платон).


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Объективная сторона преступления
  • Объективы Canon EF 28-105 мм

Смотреть что такое "Объективный идеализм" в других словарях:

    ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из осн. разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). см. Идеализм. Философский… … Философская энциклопедия

    ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - см. ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - см. Идеализм … Большой Энциклопедический словарь

    объективный идеализм - см. Идеализм. * * * ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, см. Идеализм (см. ИДЕАЛИЗМ) … Энциклопедический словарь

    Объективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма (См. Субъективный идеализм), считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). См. Идеализм …

    Объективный идеализм в философии истории - идеологическая методология исторического процесса, в котором ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил: Божественной воле, Абсолютной идее, Мировой воле, Провидению и т.д … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    ИДЕАЛИЗМ - (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия

    Идеализм - У этого термина существуют и другие значения, см. Идеализм (значения). Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. греч. ἰδέα идея) термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в… … Википедия

    Идеализм - (франц. idéalisme, от греч. idéa идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.… … Большая советская энциклопедия

    ИДЕАЛИЗМ - 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводящая его к имеющимся у нас о нем представлениям. Принцип абсолютного идеализма выражает фраза Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым».… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Купить за 903 грн (только Украина)
  • Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Ю. И. Семенов. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…

Полагала, что главным вопросом этой науки является проблема первичности материи над сознанием. Исходя из этого, она разделяла все существующие концепции на два крупных лагеря. Один из них назывался материалистическим, а другой - идеалистическим. Это соответствовало тому, что именно в каждой философской системе стояло на первом месте. Таким образом, объективный идеализм - это одно из понятий марксистской теории диалектического материализма. Но впервые об этом заговорили в более раннюю эпоху.

Сам термин «идеализм» принадлежит Лейбницу. Но последний употреблял его, только описывая философию Платона, у которого центральное место занимает учение об идеях. Марксизм же расширил это понятие на все теории, полагающие, что материя не возникла раньше сознания. Именно в этом контексте появляется и разделение подобного подхода на два вида - субъективный и объективный идеализм.

Система Платона

Одну из первых систем, которые могут быть определены таким образом, создал Платон. Ему принадлежит теория об идеях, независимых от человеческого сознания. С его точки зрения, чувственные вещи не являются реальными, и мир, состоящий из них, не существует в действительности, а только кажется нам. Причем речь идет не о том, что мы видим то, чего нет, а о том, что эти вещи постоянно изменяются, гибнут и исчезают.

Систему Платона расценивают как объективный идеализм. С его точки зрения, существуют некие первообразы конкретных вещей - эйдосы. Они вечны и одновременно являются и причинами всего существующего, и их целью, к которой все устремляется. Но они не зависят ни от пространства, ни от времени. Эйдосы - безликие объективированные понятия. Они противостоят обычному миру, хотя и являются его первоисточниками.

Система Гегеля в какой-то степени исходит из вышеописанной, но имеет свою специфику. Главный принцип этого философа состоит в том, что материя является одной из стадий развития сознания. Но не индивидуального, а обезличенного, некой Абсолютной идеи. Само бытие - это процесс развития мышления. Вначале оно делает само себя субъектом познания, затем отчуждает свое бытие в качестве материи, которая начинает развиваться по законам диалектической логики, пока не достигает высшей степени развития - состояния Абсолютного духа.

Это самосознание идеи происходит на стадии появления человека и истории. Завершается оно с возникновением философии, которая является высшей формой познания. Объективный идеализм в системе Гегеля состоит в том, что у него, в отличие от Платона, мир не противостоит Абсолютной идее, а является этапом ее развития. Соответственно, и сам этот Дух - основное содержание мирового процесса. Поэтому все существующее развивается по законам мышления и должно быть полностью логичным. Его внутреннее содержание тоже состоит из понятий. Последние - не только формы мышления, а некие духовные атомы, бесконечные творческие элементы, воплощенные в бытии. Наш разум только открывает их, а не создает для удобства.

Представители разных школ объективного идеализма указывали на различные причины возникновения и развития действительности. Религиозные философы ставили в центр мира Бога или божественное начало. Другие мыслители назвали первопричиной всего мировую волю. Немецкий философ Гегель, наиболее последовательно и полно разработавший свою теорию идеализма, считал, что первооснова действительности – абсолютный дух.

Начало объективному идеализму было положено греческими философами Пифагором и Платоном. Они и их прямые последователи не отрицали существования материального мира, но полагали, что он подчиняется принципам и законам мира идеального. Материальная, предметная действительность объявлялась отражением процессов, которые происходили во всеобъемлющем царстве идеального. Все многообразие вещей порождено идеальным началом, считал Платон. Предметы и телесные формы преходящи, они возникают и гибнут. Неизменной остается только идея, вечная и неизменная.

Представлен объективный идеализм и в религиозно-философских воззрениях древних индийцев. Восточные философы считали материю лишь покрывалом, под которым спрятано божественное первоначало. Эти взгляды в яркой и образной форме нашли отражение в религиозных книгах индийцев, в частности в «Упанишадах».

Дальнейшее развитие объективного идеализма

Значительно позже концепции объективного идеализма разрабатывали европейские философы Лейбниц, Шеллинг и Гегель. В частности, Шеллинг в своих работах уже опирался на данные естественных наук, рассматривая происходящие в мире процессы в динамике. Но, будучи приверженцем объективного идеализма, философ стремился одухотворять всю материю.

Великий немецкий философ Гегель внес наиболее весомый вклад не только в развитие идеализма, но и в становление диалектического метода. Гегель признавал, что абсолютный дух, который философ поставил на место Бога, первичен по отношению . Материи мыслитель второстепенную роль, подчиняя ее идеальным формам бытия.

Наиболее ярко позиция объективного идеализма отразилась в трудах Гегеля «Философия природы» и «Наука логики». Абсолютный дух мыслитель наделяет всеми атрибутами божественного начала, придавая ему также свойство бесконечного развития. Описывая законы развития духа, Гегель опирался на понятие противоречия, которое в его концепции принимало вид движущей силы развития идеального первоначала.