Суть протестантизма кратко. Особенности протестантизма, основные направления

Суть протестантизма кратко. Особенности протестантизма, основные направления

Среди многочисленных протестантских направлений большее значение имеют лютеранство, кальвинизм и англиканство. В крупные движения развились баптизм, евангельское христианство, пятидесятничество, методизм, адвентизм, пресвитерианство.

Лютеранство

Лютеранство получило название от имени основоположника немецкой Реформации - Мартина Лютера. Сегодня лютеранские церкви охватывают до 70 млн верующих и представлены в 68 странах. Наиболее распространено лютеранство в Германии и Скандинавских странах - Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании. Лютеранство отличается сохранением епископальной организации и принципом государственной церкви, установленным еще во времена Реформации. В скандинавских странах король (королева) и сегодня считается главой церкви.

Крупнейшим деятелем Реформации в Германии явился теолог и общественный деятель Мартин Лютер (1483-1546), отвергший присущее католической церкви выделение сакральной сферы деятельности (посты, добрые дела, совершение таинств, почитание священных мест и реликвий), обеспечивающей достижение спасения, и объявил основной формой христианского служения повседневную жизнь человека, осознавшего свою избранность. Основополагающим становится понятие «земного призвания», заключающегося в служении своим ближним и упорном достижении поставленных целей. Лютер вошел в историю как выдающийся деятель немецкой культуры, своим переводом Библии утвердивший основы общенемецкого языка. В лютеранской традиции были достигнуты выдающиеся успехи в области богословия, философии, литературы, музыкального творчества.

Кальвинизм

Кальвинизм, одно из радикальных и демократических направлений протестантизма, получил свое название по имени одного из самых значительных деятелей Реформации - Жана Кальвина. Кальвин развил учение об абсолютном предопределении, в соответствии с которым все люди по непостижимой божественной воле делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в ожидающей его после смерти судьбе. Кальвин провозгласил принцип мирского аскетизма, ориентировавший на посвящение всех сил труду и достижению успеха в профессиональной деятельности. Объективным показателем земного успеха считалось богатство, накопление средств, высокий социальный статус. Бездеятельность, непроизводительная трата капитала и времени осуждается кальвинистской этикой. Богатство, трактовавшееся как божий дар, греховно использовать на личные нужды. Профессиональный рост и другие измерения успешности в земных делах, согласно учению Кальвина, косвенно свидетельствуют об избранности Богом. В кальвинизме отрицается иерархическое устройство церкви и верховная власть Папы Римского. Значительно упрощается богослужение, совершаемое на родном языке. Демократические тенденции проявились в организации жизни церкви, существенно возросла роль мирян. В XVI-XVII вв. кальвинизм стал идеологической основой первых буржуазных революций в Европе.

Кальвинизм разделяется на реформатские вероисповедания, получившие распространение во Франции (гугеноты), Нидерландах, в некоторых областях Германии, Венгрии, Чехии, и пресвитерианство и конгрегационализм, распространенные в Англии. Современный кальвинизм, разделяющийся на ряд течений, насчитывает 40-50 млн последователей. Кальвинизм оказал значительное влияние на социокультурную динамику западного общества, воздействовал на становление таких направлений западной мысли, как утилитаризм, прагматизм, позитивизм.

Англиканство

Англиканство возникло в Англии в середине XVI в. в результате реформы церковной организации, проведенной королем Генрихом VIII, объявленным главой церкви. Англиканство сохраняет значительную близость к католической церкви (сохранение иерархии, трех степеней священства). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Церковь Англии является одной из государственных церквей Великобритании (другая - пресвитерианская Церковь Шотландии). Ее главой является монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Англиканской церкви принадлежат крупные землевладения, недвижимое имущество и капитал. Англиканская церквь осуществляет широкие экуменические контакты с римско-католической церковью и протестантскими направлениями. Число последователей англиканства составляет около 68 млн человек. В Англиканское содружество (Anglican Communion) входят 25 автономных церквей. Высшие иерархи этих независимых церквей периодически встречаются на Ламбетских конференциях.

Баптизм

Баптизм, одно из самых многочисленных протестантских направлений, возник в Англии в начале XVII в. Основателем является Джон Смит (1554-1612). Название конфессии (от греч. baptizo - погружать в воду, крестить) связано с практикой крещения взрослых. Баптисты отличаются последовательностью в осуществлении протестантских принципов. Членами церкви считаются лишь «пережившие духовное рождение» люди, сознательно принявшие водное крещение. Евангелизация, распространение веры рассматривается как обязанность каждого верующего. К основным баптистским обрядам относятся водное крещение, хлебопреломление, бракосочетание и погребение. Решения принимаются на основе демократических процедур.

Баптизм в США является крупнейшей протестантской организацией, владеющей значительным капиталом, имеющей свои университеты, журналы, газеты, издательства. Баптизм представляет собой существенный компонент американизма. Американский баптизм играет ведущую роль во Всемирном союзе баптистов. В середине XIX в. баптизм начал распространяться среди населения Украины, в Поволжье и на Кавказе. В 1884 г. создается Союз русских баптистов. В конце XIX в. среди петербургской знати получают распространение идеи евангельского христианства - направления, близкого по вероучению баптистам. В 1944 г. в СССР в результате объединения баптистов и евангельских христиан был образован Союз евангельских христиан-баптистов. В 1945 г. к нему примкнула часть христиан веры евангельской (пятидесятников). В 1961 г. от СЕХБ откололась группа баптистов, не принявшая политику руководства Союза ЕХБ и образовавшая направление под названием Совет церквей ЕХБ.

Пятидесятничество

Одним из крупнейших протестантских направлений в современном мире является пятидесятничество. Название этого направления связано с новозаветным сюжетом о нисхождении Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и получении ими способности пророчествовать на незнакомых языках (глоссолалия). Центральным в вероучении пятидесятников является догмат о «крещении Святым Духом». Современное пятидесятническое движение возникло в начале XX в. Первоначально харизматики выступали в роли духовной элиты различных церквей, затем организовывали свои движения. Пятидесятники представлены множеством движений и сект, руководители которых собираются на Всемирные пятидесятнические конференции. Пятидесятничество представляет собой динамичную разновидность протестантизма, насчитывающую более 50 млн последователей, в большинстве стран мира. В бывшем Совет ском Союзе общины пятидесятников до конца 1980-х годов находились на нелегальном положении. Наиболее крупными деноминациями пятидесятников на постсоветском пространстве являются христиане веры евангельской (ХВЕ), христиане евангельской веры (ХЕВ), евангельские христиане в духе апостолов.

Адвентизм

Адвентизм (от лат. - пришествие) возник в США в середине XIX в. В основе вероучения адвентистов лежит эсхатологическое учение о скором пришествии Христа, которым завершится извечная борьба Бога и сатаны. Все праведники будут воскрешены к вечной жизни. Основателем является проповедник Вильям Миллер, заявивший, что он определил дату второго пришествия Иисуса Христа. Во второй половине XIX в. лидером адвентистского движения становится Е. Уайт, утверждавшая идею близости пришествия, дату которого невозможно знать. Из направлений адвентизма наибольшее распространение получили адвентисты седьмого дня (АСД), празднующие субботу как священный день. Численность всех адвентистских союзов приближается к 7-8 млн. Национальные адвентистские организации объединены во Всемирный союз адвентистов.

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит вовсе не от слова ПРОТЕСТ. Тут просто совпадение в русском языке. Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий).

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства , представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura — «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide — «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia — «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus — «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria — «Только Богу слава»

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Протестантизм (от лат. protestatio — торжественное заявление, провозглашение) - одно из трех главных направлений христианства. Возник после православия и (в XVI в., эпоха Реформации), отделившись от последнего. Протестантизм объединяет целый ряд самостоятельных исповеданий и церквей.

В 1517 году Римско-католическая церковь раскололась. Точкой отсчета принято считать выступление немецкого проповедника Мартина Лютера против индульгенций и против претензий католического духовенства контролировать совесть верующих на правах посредника между людьми и Богом.

Основные течения в протестантизме

Основные течения в протестантизме:
- лютеранство,
- цвинглианство,
- кальвинизм,
- анабаптизм,
- меннонитство,
- англиканство,
- евангельское христианство,
- баптизм,
- адвентизм,
- методизм,
- квакерство,
- пятидесятничество,
- Армия спасения и другие.

Вероисповедальная основа протестантизма

Вероисповедальная основа протестантизма включает в себя священное писание - Библия признается единственным источником христианского вероучения. Всякий верующий должен изучать ее и согласно с ней строить собственную жизнь. Каждый христианин имеет право читать Библию на родном языке.

Основные догматы протестантизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.
Все протестанты признают решения двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского

Идеи протестантизма

Идея спасения верой,
- идея предопределения.

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия

Главные отличия протестантизма от католицизма и православия состоят в особенностях обрядов и культа. Протестанты не признают:
· Апостольской преемственности священников.
· Культа святых, старцев.
· Исповеди, покаяния и причастия.
· Религиозного поста.
· Икон и духовного искусства.
· Поклонения мощам.
· Монашества (кроме англиканцев и лютеран).
· Крестного знамения.
· Церковных таинств (в некоторых протестантских церквях признаются два таинства - крещения и причащения, но и считают их лишенными Божьей благодати). Именно отсутствием таинств критики протестантизма объясняют бесконечную череду расколов внутри протестантских организаций.

Службы в различных протестантских церквях могут несколько отличаться, но главными их чертами остается:

1.Проповедь.

2.Молитва.

3.Пение псалмов.

4.Отсутствие пышности.

Единый религиозный центр у протестантов отсутствует. Помесные протестантские церкви действуют автономно.

Церковной организации, как таковой, у многих протестантских направлений вообще не существует. Но есть и исключения, например, у лютеран, англиканцев, методистов присутствует вполне четкая и даже довольно сложная иерархия. Англиканцы (в Великобритании) и лютеране из скандинавских стран считают, что их духовенство сохранило апостольскую преемственность, поскольку в свое время в этих государствах от римской церкви откололись целые епархии.

Распространение протестантизма

Распространен буквально по всему миру. Причина масштабной экспансии многих протестантских организаций заключается в хорошо налаженной миссионерской работе, когда практически каждый верующий может выступать в качестве проповедника. Также привлекает людей простота протестантских обрядов и отсутствие платы за совершение таинств. Именно благодаря этому протестантизм появляется в странах, являющимися «каноническими территориями» других церквей. Например, в , Южную Корею, . На сегодняшний день количество приверженцев различных протестантских учений неуклонно увеличивается в самых разных уголках планеты.

Но все же есть и государства, в которых протестантское население составляет абсолютное большинство. Они расположены преимущественно в и Северной . Это Норвегия, Швеция, Дания, Исландия, Нидерланды, . Исповедуют протестантизм также подавляющая часть жителей и Новой Зеландии. Значительное число протестантов живет в (40%), (35%), Бельгии (25%) и Венгрии (25%).

Если же говорить о численности приверженцев отдельных протестантских конфессий, то ситуация в мире выглядит примерно следующим образом:
Лютеран - около 85 млн. чел.
Англиканцев - около 70 млн. чел.
Методистов - около 50 млн. чел.
Пятидесятников - до 50 млн. чел.
Баптистов - около 43 млн. чел.
Адвентистов - около 6,5 млн. чел.
Свидетелей Иеговы (их отношение к протестантизму, равно как и к христианству вообще, часто оспаривается) - около 4,7 млн. чел.
Квакеров - около 250 тыс. чел.

Протестантизм и государство

Протестанты видят в одно из главных проявлений установленного Богом порядка. С догматической точки зрения данный постулат объясняется цитатами из Священного Писания: «…всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13: 1).
Государственная , согласно убеждениям протестантов, должна выполнять следующие функции:

  • Защищать права и свободы личности;
  • Заботится о всеобщем благе;
  • Совершать правосудие (Римлянам.13:3);
  • Поддерживать законопослушных граждан (Римлянам.13:3);
  • Наказывать преступников (Римлянам.13:2-4);
  • Защищать от внутренних и внешних врагов (Римлянам.13:4);
  • Взимать налоги ради процветания страны (Римлянам. 13:5-7).

Государству не следует противиться (Римлянам.13:2). Однако же если светская власть, вопреки вышесказанному, станет принимать законы, которые прямо или косвенно станут запрещать свободное богослужение и проповедь Евангелия или же будут побуждать верующих к аморальным действиям (Деяния 4:19), то протестантские Церкви оставляют за собой и своими прихожанами право не подчиниться, а поступить согласно совести и принципам, заложенным в Евангелии.

Отношение протестантизма к предпринимательству

Пожалуй, сформулировано наиболее четко. Примерно так же подробно, как и в исламе.

Протестантская доктрина, во-первых, не усматривает ничего постыдного в занятии коммерцией. А, во-вторых, считает предпринимательство одним из видов добродетельного вида деятельности, при условии, что она ведется не ради увеличения личного потребления. Один из постулатов протестантской этики утверждает, что только добросовестный труд может приносить моральную и материальную отдачу. Богатство же не считается постыдным, если оно приобретено честным трудом. Более того, его следует воспринимать как признак избранности и угодности Богу. Некоторые протестантские направления трактуют материальный достаток, как признак спасения, в том смысле, что Бог уже оказывает помощь такому человеку. Как сказал один из основателей методизма Джона Уэсли: "Мы обязаны призывать хpистиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и сбеpегали все, что можно, то есть стpемились к богатству".

Согласно протестантской этики предпринимательства запрещено:
- Задерживать зарплату наемному рабочему. «Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Левит 19:13).
- Жестоко обращаться с работником. «Не господствуй над ним с жестокостью» (Левит 25:43).
- Использовать нечестные способы обогащения. «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные — не добро» (Притчи 20:23).
- Работать в 7-й день недели. «Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой Господу, Богу твоему (Исход 20:8-11).

Сегодня происходит возвращение к духовности. Все больше людей задумывается о нематериальной составляющей нашей жизни. В статье мы поговорим о том, Это отдельное направление христианства, или секта, как считают некоторые.

Также затронем вопрос о разных течениях в протестантизме. Небезынтересной будет информация о положении сторонников этого течения в современной России.
Читайте далее, и вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы.

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты - это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Отличие от католиков и православных

Православные, католики и протестанты относятся к единой религии - христианству. Однако в процессе исторического и социального развития произошло несколько расколов. Первый был в 1054 году, когда от Римско-католической отделилась Позже, в шестнадцатом веке, в процессе Реформации появилось совершенно отдельное течение - протестантизм.

Давайте разберемся, насколько отличаются принципы в этих церквях. А также почему бывшие протестанты чаще переходят в православие.

Итак, как два достаточно древних течения, католики и православные считают именно свою церковь истинной. Протестанты имеют разнообразные взгляды. Некоторые направления даже отрицают необходимость принадлежать к какой-либо конфессии.

Среди православных священников разрешено жениться единожды, монахам вступать в брак запрещено. У католиков латинской традиции все дают обет безбрачия. Протестантам же разрешено жениться, они вообще не признают целибат.

Также у последних совершенно нет института монашества, в отличие от двух первых направлений.

Кроме этого, протестанты не затрагивают вопроса «filioque», который является краеугольным камнем в споре между католиками и православными. Также у них отсутствует чистилище, и Дева Мария воспринимается как эталон совершенной женщины.

Из семи общепринятых таинств протестанты признают только крещение и причащение. Отсутствует исповедь и не воспринимается поклонение иконам.

Протестантизм в России

Хоть Российская Федерация и но здесь распространены и другие веры. В частности, есть католики и протестанты, иудеи и буддисты, сторонники различных духовных течений и философского мировосприятия.

По данным статистики в России около трех миллионов протестантов, которые посещают более десяти тысяч приходов. Из этих сообществ официально зарегистрировано в Министерстве Юстиции меньше половины.

Крупнейшим течением в российском протестантизме считаются пятидесятники. Они и их реформированное ответвление (неопятидесятники) объединяют более полутора миллионов последователей.

Однако со временем некоторые переходят в традиционную для русских веру. Протестантам о православии рассказывают друзья, знакомые, иногда они читают специальную литературу. Судя по отзывам тех, кто «вернулся в лоно» родной церкви, они ощущают облегчение, перестав заблуждаться.

К остальным течениям, распространенным на территории Российской Федерации, относятся адвентисты седьмого дня, баптисты, миннониты, лютеране, евангельские христиане, методисты и многие другие.

Кальвинисты

Наиболее рациональные протестанты - это кальвинисты. Данное направление сформировалось в середине шестнадцатого века в Швейцарии. Молодой французский проповедник и теолог, Жан Кальвин, решил продолжить и углубить реформаторские идеи Мартина Лютера.

Он провозгласил, что следует убрать из церквей не только то, что противоречит Священному Писанию, но и те вещи, которые даже не упоминаются в Библии. То есть согласно кальвинизму в доме молитвы должно быть только то, что предписано в священной книге.

Есть некоторые различия в учении, которых придерживаются протестанты и православные. Первые считают церковью любое собрание людей во имя Господа, отрицают большинство святых, христианскую символику и Богородицу.

Кроме этого, они считают, что веру человек принимает лично и по трезвому суждению. Поэтому обряд крещения происходит только в зрелом возрасте.

Православные являются полной противоположностью протестантов в вышеназванных моментах. Кроме этого, они придерживаются веры в то, что Библию может растолковать только специально обученный человек. Протестанты же считают, что каждый это делает в меру своих способностей и духовного развития.

Лютеране

Фактически, лютеране являются продолжателями истинных стремлений Мартина Лютера. Именно после их выступления в городе Шпайер движение начали называть «церковь протестантов».

Термин «лютеране» появился в шестнадцатом веке в ходе полемики католических теологов и священников с Лютером. Так они в уничижительной манере называли последователей отца Реформации. Сами себя лютеране называют «евангелические христиане».

Таким образом, католики, протестанты, православные стремятся обрести спасение души, но методы у каждого разные. Расхождения, в принципе, базируются только на толковании Священного Писания.

Своими «Девяноста пятью тезисами» Мартин Лютер доказывал несостоятельность всего института священников и многих традиций, которых придерживаются католики. По его словам, данные нововведения касаются больше материальной и светской сферы жизни, чем духовной. Значит, от них следует отказаться.

Кроме этого, в основе лютеранства лежит вера в то, что Иисус Христос своей смертью на Голгофе искупил все грехи человечества, включая первородный. Все, что нужно для счастливой жизни, это поверить в эту благую весть.

Также лютеране придерживаются мнения, что любой священник - это тот же мирянин, но более профессиональный в плане проповедей. Поэтому для причащения всех людей используется потир.

Сегодня к лютеранам относят более восьмидесяти пяти миллионов людей. Но единства они собой не представляют. Существуют отдельные объединения и деноминации по историческому и географическому принципу.

В Российской Федерации наиболее популярным в этой среде является общество «Служение лютеранского часа».

Баптисты

Часто в шутку говорят, что баптисты - это английские протестанты. Но в этом утверждении есть и зерно истины. Ведь это течение выделилось именно из среды пуритан Великобритании.

Фактически, баптизм - это следующий этап развития (как считают некоторые) или просто ответвление кальвинизма. Сам термин происходит от древнегреческого слова «крещение». Именно в названии выражена основная идея этого направления.

Баптисты считают, что истинно верующим можно считать только такого человека, который в зрелом возрасте пришел к мысли отказаться от греховных поступков и искренне принял в свое сердце веру.

С подобными мыслями согласны многие протестанты в России. Несмотря на то что большинство относится к пятидесятникам, о которых мы поговорим далее, некоторые взгляды у них полностью совпадают.

Если кратко выразить основы практики церковной жизни, баптисты-протестанты уверенны в непогрешимости авторитета Библии во всех ситуациях. Они придерживаются идей всеобщего священства и конгрегации, то есть, каждая община самостоятельна и независима.

Пресвитер не обладает никакой реальной властью, он просто читает проповеди и поучения. Все вопросы решаются на общих собраниях и церковных советах. Богослужение включает в себя проповедь, пения гимнов под аккомпанемент инструментальной музыки, а также импровизированные молитвы.

Сегодня в России баптисты, как и адвентисты, называют себя евангельскими христианами, а свои церкви - домами молитв.

Пятидесятники

Самые многочисленные протестанты в России - это пятидесятники. В нашу страну это течение проникло с Западной Европы через Финляндию в начале двадцатого века.

Первым пятидесятником, или, как его тогда называли, «единственник», стал Томас Барратт. Он приехал в 1911 году из Норвегии в Санкт-Петербург. Здесь проповедник объявил себя последователем евангельских христиан в духе апостольском, и начал перекрещивать всех желающих.

Основу веры и обряда пятидесятников составляет крещение Святым Духом. Они признают и обряд посвящения с помощью воды. Но переживания, которые испытывает человек при нисхождении Духа на него, считаются этим протестантским течением наиболее правильными. Они говорят, что состояние, которое при этом переживает крестящийся, равноценно ощущениям апостолов, принявшим посвящение от самого Иисуса Христа на пятидесятый день после его воскрешения.

Поэтому они и называют свою церковь в честь дня Сошествия Святого духа, или Троицы (Пятидесятницы). Последователи считают, что посвященный таким образом, получает один из Божественных даров. Он обретает слово мудрости, исцеление, чудотворение, пророчествование, возможность говорить на иностранных языках или различать духов.

В Российской Федерации на сегодняшний день самыми влиятельными протестантскими объединениями считаются три из среды пятидесятников. Они входят в Ассамблею Бога.

Меннониты

Меннонитство - одно из самых интересных ответвлений протестантизма. Эти христиане-протестанты первыми провозгласили пацифизм как часть вероучения.
Возникла деноминация в тридцатых годах шестнадцатого века в Нидерландах.

Основателем считается Менно Симонс. Изначально он отошел от католичества и принял принципы анабаптизма. Но через некоторое время значительно углубил отдельные черты этого вероучения.

Итак, меннониты считают, что царство Божие на земле наступит только при содействии всех людей, когда они установят общую истинную церковь. Библия - это непререкаемый авторитет, а Троица - единственное, что обладает святостью. Крестить можно только совершеннолетних после принятия ими твердого и искреннего решения.

Но самой важной отличительной чертой меннонитов считается отказ от военной службы, армейской присяги и судебных тяжб. Таким способом сторонники этого течения несут человечеству стремление к миру и ненасилию.

В Российскую империю протестантская деноминация пришла в период правления Екатерины Великой. Тогда она пригласила часть общины переселиться из Прибалтики в Новороссию, на Поволжье и Кавказ. Такой поворот событий стал просто подарком для меннонитов, так как они подвергались гонению в Западной Европе. Поэтому было две волны вынужденной миграции на восток.

Сегодня в Российской Федерации это течение фактически объединилось с баптистами.

Адвентисты

Как любой правоверный христианин, протестант верит во второе пришествие Мессии. Именно на этом событии и была изначально выстроена философия адвентистов (от латинского слова «пришествие»).

В 1831 году бывший капитан армии Соединенных Штатов Америки Миллер стал баптистом, а позже издал книгу о непременном пришествии Иисуса Христа 21 марта 1843 года. Но оказалось, что никто не явился. Тогда была сделана поправка на неточность перевода, и Мессию ожидали весной 1844 года. Когда и второй раз не оправдался, наступил период депрессии у верующих, который в историографии называется «Великое разочарование».

После этого миллеритское течение распадается на ряд отдельных деноминаций. Наиболее организованными и популярными считаются адвентисты седьмого дня. Они имеют централизованное управление и стратегически развиваются в нескольких странах.

В Российской империи это течение появилось через меннонитов. Первые общины сформировались на Крымском полуострове и Поволжье.

Из-за отказа брать в руки оружие и давать присягу, они подвергались гонению в Советском союзе. Но в конце семидесятых годов двадцатого века произошло восстановление движения. А в 1990 году на первом съезде адвентистов был принят Российский унион.

Протестанты, или сектанты

Сегодня не остается сомнений в том, что протестанты - это одно из равноправных ответвлений христианства, со своим вероучением, принципами, основами поведения и богослужения.

Однако есть некоторые церкви, которые по организации очень похожи на протестантские, но таковыми, по сути, не являются. К последним, например, относятся Свидетели Иеговы.

Но в виду запутанности и неопределенности их учения, а также противоречия ранних утверждений более поздним, это движение невозможно однозначно отнести к какому-то направлению.

Иеговисты не воспринимают Христа, Троицу, крест, иконы. Они считают главным и единственным Бога, которого называют Иеговой, как и средневековые мистики. Некоторые их положений перекликаются с протестантскими. Но подобное совпадение не делает из них сторонников этого христианского течения.

Таким образом, мы с вами в данной статье разобрались с тем, кто такие протестанты, а также поговорили о положении разных ответвлений в России.

Успехов вам, дорогие читатели!

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, protestantis - публично доказывающий) - одно из трёх, наряду с и , главных направлений , представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным - вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт.

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным - как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.