Как создавалась поэма василий теркин. История создания поэмы твардовского "василий теркин"

Вася Теркин , любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной - в 1939-1940 годах, во время войны с Финляндией 1 . Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы "Страна Муравия") - крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: "Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь", - писал поэт 2 . Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой - Вася Теркин - был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое - прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин ", а "Василий Теркин ". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей - персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года - "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно - задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения 3 . Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

Тема урока: А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

История создания, композиция поэмы.

Класс: 8

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

для учеников :

О чем произведение «Василий Теркин»? (тема)

Кто такой Василий Теркин?

История создания поэмы,

Композицию «В.Т»

для учителя:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством Твардовского,

познакомить с историей и актуальностью создания «Василия Теркина»,

проанализировать главы «От автора» и «На привале»;

выявить композицию и связать с тематикой произведения,

раскрыть особенности характеразаглавного героя,

стилевые особенности,

идейное своеобразие.

Ход урока.

Ребята рассаживаются, делятся на 3 группы по 5 человек (Жеребьевка, берут разноцветные листочки

На столах по числу детей листы с таблицами (прием «знаю-хочу узнать-узнал)

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут Дьяконова Татьяна Валентиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в синдорской средней школе Княжпогостского района.

Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для того, чтобы d процессе общения и выполнения совместных задач узнать еще об одном замечательном художественном произведении.

Вы сегодня будете работать в группах. Скажите, кто в каждой групп капитан. Функции капитана- организовать работу всей группы.

2. Тема урока ( слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Прочитаем их. У вас на столах листы с таблицами. Прочитайте ее шапочку («знаю-хочу узнать-узнал!»). Давайте по ходу урока будем заполнять ячейки этой таблицы.

Что по теме урока вам уже известно?

2. Актуализация знаний

Поэма, Композиция, некоторые произведения Александра Трифоновича Твардовского ?

Проверим. Работа в группах (раздаю распечатку ):

1 Группа : работает с определением «ПОЭМА» нужно его собрать из слов, которые в этом конверте, учтите слов больше, чем вам понадобиться (большое / небольшое поэтическое / прозаическое лироэпическое/ лирическое/ эпическое произведение, все части которого объединены / не объединены единым сюжетом, героями)

2 Группа : работает со структурой композиции. Укажите традиционную для художественного произведения последовательность ее смысловых частей.(экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог,)

3 Группа : Найдите произведения А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «Мцыри», «Июль - макушка лета», «Василий Теркин», «Капитанская дочка», «История болезни»)

Время на работу 1минута.

Проверим?

1 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 2

2 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 3

3 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 4 (Молодцы. А о чем эти стихотворения? По названиям видно, что рассказ танкиста о войне Вов, «Июль - макушка лета» - о природе. А «Василий Теркин»? - имя как имя, русское простое, Теркин. Наверное многое испытал, но это неточно ) Так кто такой Твардовский? (поэт)

Вы меня убедили, давайте посмотрим на нашу таблицу. Какой столбик заполняем? («Знаю») Чем? ( поэма, композиция, А.Т. Твардовский -поэт )

3. Выявление затруднений

А о чем нам с вами предстоит узнать? (заполняйте свои таблицы)

О чем произведение «Василий Теркин»?

Кто такой Василий Теркин?

Непосредственно о поэме «В.Т» историю создания,

Композицию «В.Т» (записываем это во 2 столбец - «Хочу узнать», возможно по ходу будем добавлять вопросы во вторую колонку, а ответы на них запишем в 3 колонку)

4. Разработка плана по выходу из затруднения

А какими способами мы можем все это узнать? (помним нам предстоит заполнить 3 колонку!):

1. Рассказ учителя (+ быстро, легко, - не интересно, а вдруг сам не знает - вы меня видите в первый роз!)

2. Самим поискать информацию в интернете (+ интересно,- много ненужного, отвлекающего, нет интернета, много времени для отбора информации)

3. Спросить у тех, кто читал (но это долго, может, они сам е понял)

5. Реализация выбранного плана

Посмотрите на портрет Александра Трифоновича Твардовского. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение).

Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность). Аллитерация - «р» (и в имени и в отчестве и в фамилии)

Обратите внимание на одежду (Твардовский в гимнастерке, значит фотография сделана в годы войны, а он был участником войны)

А теперь познакомьтесь с краткой информацией об А.Т. и ответьте на вопросы (раздаю распечатку)

Слайд 6 Когда жил? ( 20 век ) Какое происхождение? (из крестьянской семьи)

Когда начал писать? (рано, в 14 лет уже посылает заметки в журналы) Какие 2 войны прошел? (Финскую и ВОв) Во время ВОв? Военный корреспондент . Кем еще работал (редактором журнала «Новый мир»)

- Так, давайте, наконец, начнем знакомство с поэмой. Я хочу, чтоб вы прослушали актерское чтение 1 главы, она называется «От автора» . А для того, чтобы нам проанализировать его я вам раздам распечатанный текст. (раздаю распечатки)

ОТ АВТОРА (видео)

(Слайд 8) Вопросы по анализу 1 главы «От автора»:

О чем эта глава?

Как вы думаете для кого написана и когда?

Почему сначала Василий Теркин, а потом Вася Теркин?

Как понять здесь выражение «правда сущая»?

Почему книга «без начала без конца»?

Что интересного заметили в языке поэмы?

В) Читаем и анализируем 1 отрывок главы «На привале»

1 группа

Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь ещё одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

Покосился повар:

«Ничего себе едок -

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладёт,

Молвит несердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте. -

И, усевшись под сосной,

Кашу ест, сутулясь.

«Свой?» - бойцы между собой, -

«Свой!» - переглянулись.

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою б омбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

Это малый сабантуй .

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй .

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков

Тыща танков? Ну, брат, врёшь…

А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчёт?

Но зачем же сразу - тыща?

Хорошо. Пускай пятьсот,

Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Ладно. Что там триста, двести -

Повстречай один хотя б…

Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк - он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи ещё чего,

Василий Иваныч

Слайд 9

Сбылись ваши предположения?

О чем эта глава?

Из чего бойцы заключили, что Теркин «свой»?

Участником какой еще войны был Теркин?

Что это такое «Сабантуй»? (слайд 10)

Что такое малый, средний и главный сабантуй в произведении?

Как бойцы обращаются к Теркину? (Слайд 11) Василий Иванович- так звали легендарного командира дивизии Чапаева, героя Гражданской войны

Г) Читаем и анализируем 2 отрывок главы «На привале»

Читает 2 группа

Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костёр дымится.

Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лёг Василий Тёркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под рёбра.

Но не видно, чтобы он

Удручён был этим,

Чтобы сон ему не в сон

Где-нибудь на свете.

Спит - хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

И едва ль герою снится

Всякой ночью тяжкий сон:

Как от западной границы

Отступал к востоку он;

Как прошёл он, Вася Тёркин,

Из запаса рядовой,

В просолённой гимнастёрке

Сотни вёрст земли родной.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя.

Спит герой, храпит - и точка.

Принимает всё, как есть.

Ну, своя - так это ж точно.

Ну , война - так я же здесь.

Спит, забыв о трудном лете.

Сон, забота, не бунтуй.

Может, завтра на рассвете

Будет новый сабантуй.

Спят бойцы, как сон застал,

Под сосною впОкат,

Часовые на постах

Мокнут одиноко.

Зги не видно. Ночь вокруг.

И бойцу взгрустнётся.

Только что-то вспомнит вдруг,

Вспомнит, усмехнётся.

И как будто сон пропал,

Смех прогнал зевоту.

- Хорошо, что он попал,

Тёркин, в нашу роту.

Слайд 12 Беседа по отрывку из главы «На привале»

Сбылись предположения?

О чем нам рассказывает автор? (как и в каких условиях спят солдаты и какие еще их могут ждать испытания)

Почему в конце боец говорит: - Хорошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту. (он своими разговорами снял напряжение, учит проще относиться к жизни, радоваться тому, что имеешь)

Мы не дочитали главу. Можете предположить, что будет дальше?

Д) Читаем и анализируем 3 отрывок главы «На привале»

Продолжение этой же главы читает 3 группа

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -

Спрашивать не стали, -

Почему тогда ему

Не дали медали.

С этой темы повернём,

Скажем для порядка:

Может, в списке наградном

Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком ,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён ,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблён

Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо -

Не сдавай, вперёд гляди,

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

(Слайд 13)

Оправдались ваши предположения?

О чем этот отрывок?

Раскрылся образ главного героя? Опишите его.

Сбылись наши предположения о Василии Теркине?

Какие черты подчеркивает в герое автор?

6. Первичное закрепление

(Слайд 14) Обсуждение всего текста.

Мы с вами прочитали первые 2 главы этого произведения, а вся поэма состоит из 30 глав .

Вам понравилась произведение?

Что объединяет эти 2 главы?

Можете предположить что будет дальше?

Какой композиционной частью поэмы являются прочитанные главы?

В чем особенность языка этого произведения?

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Давайте вернемся к нашим листам «Знаю-хочу узнать - узнал» и попробуем ответить на поставленные в начале урока вопросы. Хватает знаний?

( Не вполне: можем ответить на вопрос, о чем произведение, кто такой главный герой, особенности композиции можем- почему? -не можем.

Историю создания можем предположить, что до ВОв, т.к 2 войну воюют, возможно финскую. Но уверенности нет.)

- Почему? ( т. к мы проанализировали только малую часть произведения.

Где еще мы можем узнать ответы? (в справочной литературе, в высказываниях современников, дочитав все произведение, спросить у автора)

И снова поработаем в группах :

1 группа выясняет историю создания «Василия Теркина», сопоставляя уже известную нам из прочитанных глав информацию и информацию из справочной литературы.

Когда и где появился первоначальный замысел?

Как называлось произведение изначально?

Когда началась работа над ним?

Когда произведение закончено?

Когда начали печатать? Как принято читателями?

На какие 3 части делилось изначально?

2 группа постарается выяснить почему автор выбрал именно такую композицию , а в этом им поможет высказывание автора и исследование жанра «Василия Теркина»

3 группа выясняет жанр «Василия Теркина». Твардовский свое произведение поэмой не считал, он называл его «Книгой про бойца» и сравнивал с летописью и рассказом. Группа поработает и скажет нам, что роднит книгу с этими жанрами, и что отличает.

Время на работу 3 минуты. По завершению работы, группа отчитается, и мы сумеем заполнить остальные ячейки в нашей таблице.

Слайды 15, 16, 17

8. Включение в систему знаний и умений

Что должно получиться в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

А.Т.Твардовский- замечательный поэт, автор «Истории танкиста», «Июль - макушка лета» и др.

Тема произведения «Василий Теркин?

Картина жизни простого солдата на войне

Поэма - лиро-эпическое стихотворное произведение большого размера, объединенное единым сюжетом, героями. Например «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

В чем особенности композиции поэмы.

Каждая глава - законченная история. Нет единой сюжетной линии - этим отличается от классических поэм. Автор называет «Книгой про бойца» без начала и конца.

Печаталась отдельными главами. Можно читать с любого места, так как читатель мог и не дожить до следующей главы, к тому же на фронт издания поступали не регулярно.

Сродни древнерусским летописям и хроникам.

Великая Отечественная война, победу в которой мы отмечаем 9 Мая стоила нашему народу очень дорого: много миллионов людей было убито и покалечено.

Узнать историю создания поэмы «Василий Теркин»

«Вася Теркин» задуман еще в 1939 г в финскую кампанию. И первоначально должен был быть закончен в 1941г, но ВОВ внесла коррективы. Автор возвращается к герою, называет его Василием и 1942 года выходят отдельные главы, которые в 1946 году будут собраны в «Книгу про бойца». Поэма стала знаменитой сразу, еще до того как была дописана. Всего написано 30 глав

Кто такой «Василий Теркин»

Герой -простой, понятный, «свой» парень, бывалый боец, у него те же проблемы, что и у остальных солдат. Все испытания переносит стойко, не унывает. Именно этим поэма и привлекательна.

Жанр?

Книга про бойца

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Слайд 18-19

Игра «Как я сегодня работал?» (кто может себя назвать молодцом? - дайте «5»

А кто работал вполсилы? - значит домашнюю работу нужно сделать так, чтоб все ахнули!

Домашняя работа . слайд 20

Выразительное чтение главы «Переправа».

Подготовьте устный или письменный рассказ- характеристику Василия Теркина или проект «Образ Василия Теркина в иллюстрациях художников разных лет».

Спасибо, с вами было приятно работать! Урок окончен. Слайд 21

У вас на столах стикеры (те самые листочки, с помощью которых я распределяла вас на команды, пожалуйста, напишите на них свои отзывы об уроке. Слайд 22

«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

История создания. Первые главы были опубликованы в 1942 году, хотя имя героя книги — Вася Теркин — было известно значи­тельно раньше, с периода Финской войны. На страницах фронтовой газеты «На страже Родины» стали появляться стихотворные фелье­тоны об удачливом, ловком бойце, создававшиеся содружеством во­енных писателей, среди которых был и Твардовский. Тогда у него и возник замысел создания большого, серьезного произведения с этим главным героем. Уже в 1940 году были написаны черновые вариан­ты отдельных глав («На привале», «Переправа», «О награде»), а гла­ва «Гармонь» даже напечатана в газете «Красная звезда» в виде сти­хотворения. Война с фашистской Германией прервала работу на некоторое время и скорректировала замысел. Вместо фельетонного Васи Теркина стал возникать образ советского бойца, воплотившего лучшие нравственные качества целого поколения предвоенных лет. Он приобрел характер широчайшего обобщения, сохраняя при этом живую конкретность образа, его узнаваемость. «Книга про бойца» — такой подзаголовок появился в поэме при первой публикации. По­пулярность «Теркина», ощущение необходимости этой книги читате­лям, и прежде всего солдатам, сражавшимся на полях войны, заста­вило Твардовского продолжить работу над поэмой. В конце 1942 года появилась глава «Кто стрелял?» из второй части поэмы, потом — другие главы, а в мае 1943 г. работа была завершена.


На этой странице искали:

  • история создания василия теркина
  • история создания василий теркин
  • история создания василия теркина кратко
  • история написания василия теркина
  • анализ рассказа василий теркин

С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспондента участвовал в
финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет
второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского
военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию
занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. «Кто-то , - вспоминает
Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не

Василием». В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце
Твардовскому было поручено написать вступление:«... я должен был дать хотя бы самый
общий «портрет» Теркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего
разговора с читателем». Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5
января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продолжить рассказ о
похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на
фронте» (1940). В Великую Отечественную войну этот образ становится главным в
творчестве Твардовского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны.
Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта
«Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка
«От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в
этой газете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печатных органах.
«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие
освеженных души и тела - и можно будет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945
года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. Книга про бойца» (1941—1945).
Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места
художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и
словом. В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Книги про бойца».

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны
изменило эти планы. Возрождение замысла и возобновление работы над «Теркиным»
относится к середине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над
произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее
герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического
повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя,
приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем
свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго томился сомнениями и опасениями
относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего
все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма -
ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет
самого начала вещи - некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение
всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет,
разберемся». В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского представляются
важными следующие суждения автора: «Жанровое обозначение «Книги про бойца», на
котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения
«поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман
в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные
сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто
все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца». Эта, как назвал ее сам
поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности,
раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других
тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-
освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта. Поэма
Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру

объективностью, но пронизанная живым авторским чувством, своеобразная во всех
отношениях, уникальная книга, вместе с тем развивающая традиции реалистической
литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное
повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое
охватывает всю историю войны.

Тематика

Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчество А.Т. Твардовского. А
поэма «Василий Теркин» стала одной из самых ярких его страниц. Поэма посвящена
жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре
поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий
композицию произведения в единое целое. Василий Теркин фактически олицетворяет весь
народ. В нем нашел художественное воплощение русский национальный характер.
Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой
солдат. В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике,
переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с
возвышенным и трагедийным. Поэма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и
трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны,
каждого человека.

Идея произведения

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд
характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на
всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по
праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг
солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и
переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти
черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, -
обыкновенный, простой солдат. Именно в защите Родины, жизни на земле заключается
справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный
бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
стала поистине народной.

Основные герои

Анализ произведения показывает, что в основе поэмы - образ главного героя - рядового
Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ,
соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного
русского солдата. О типичности Теркина писали десятки людей, делая из строк «парень в
этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ
собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных
качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он
частично и частично истреблен», значит, это вообще не личность, а некий символ всей
Советской Армии. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам
собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте
есть всегда, Да и в каждом взводе. Образ Теркина имеет фольклорные корни, это

«богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией
простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство
сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой
момент. Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих:
«Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем
присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее.
Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность,
житейская смекалка и умение русского человека - труженика и воина, наконец,
неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, -
все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его
характера является любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных
местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и
милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради
жизни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости. Он скромен,
хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен
на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская
смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями. Являясь воплощением
русского национального характера, Василий Теркин неотделим от народа - солдатской
массы и ряда эпизодических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше,
девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из вражеского плена,
и др.), он неотделим и от матери-родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое
утверждение народного единства. Наряду с образами Теркина и народа важное место в
общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее,
лирического героя, особенно ощутимый в главах «О себе», «О войне», «О любви», в
четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к
читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы
герою, / Говорю я лично сам». Автор в поэме является посредником между героем и
читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает друга-
читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою
ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только
рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского
солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность
своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма
способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей. В поэме
постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст поэмы наполнен прибаутками,
присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором — автор поэмы,
герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор
называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»: Жить без пищи можно
сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Сюжет и композиция анализируемого произведения

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги определяется самой военной
действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме
в целом действительно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульминация,

развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет,
между этими главами возникают отдельные сюжетные связки. Наконец, общее развитие
событий, раскрытие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко
определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней
отступления и тяжелейших оборонительных боев - к выстраданной и завоеванной
победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы: «И
первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной
законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже
строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с
предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете главе нечто
целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы:
он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и
был более всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь
высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое
настроение, передать свежее впечатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот
принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» были
напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появлялись по мере написания».
Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между
собой глав. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые
не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором
рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала
войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто
вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной
силы духа, воли к жизни. Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава
рассказывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды
переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями;
Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной
артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им
по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет
его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик.
Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым
врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин
беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его
обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой». Не
случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими
отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру
произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается
посвящением павшим. Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом.
Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом
войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись
событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую,
радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это
объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей
Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Художественное своеобразие

Анализ произведения показывает, что поэма «Василий Теркин» отличается необычайной
широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и
народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно
употребляются пословицы и поговорки («я от скуки на все руки»; «делу время - час
забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни (о
шинели, о реченьке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить просто,
но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди,
что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»;
«пушки к бою едут задом» и др.). Свобода - основной нравственно-художественный
принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка -
непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шести-, и четверостишия - словом,
рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для
того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четырехстопный
хорей. О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмотрите, как
построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Переправа». В этом правдивом и
как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не
менее обнаружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повторяющийся
лейтмотив, который звучит в самых ответственных местах повествования, и каждый раз
по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно: Переправа,
переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый. Кромка льда... Кому память, кому
слава, Кому темная вода. Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и
построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказывается настоящая
поэтическая культура, которая дает нам средства для изображения событий из самой
современной кипучей жизни».

Значение произведения

Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в творчестве А.Т. Твардовского,
«лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской
эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных
произведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную
речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради
славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна душа», «переправа, переправа, берег
левый, берег правый» и многие другие. Признание «Книги про бойца» было не только
общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая свобода,
какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный
народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового,
то есть литературно-пошлого слова!» - писал И.А. Бунин. Поэма «Василий Теркин»
была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г.
Верейского, которые создавались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны
также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в
Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Василия Теркина».
Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н.
Орлова. Отрывки из поэмы положены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В.
Богословским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин». В 1995 году в
Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор

А.Г. Сергеев). Монумент представляет собой двухфигурную композицию, изображающую
беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на всенародно
собранные деньги.

Это интересно

Наибольшую известность приобрела картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя»
(1951). Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным
светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой
А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев
видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они,
слушая это замечательное произведение. В чем же огромная сила воздействия поэмы?
Почему так близок и дорог сердцу каждого воина образ Василия Теркина? Над этим уже
тогда задумался художник. Непринцев перечитывает поэму несколько раз и убеждается в
том, что ее герой - вовсе не какая-то исключительная натура, а обыкновенный парень, в
образе которого автор выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским
людям. Весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей,
подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет находчивость и
мужество. Таких живых Теркиных на дорогах войны можно было встретить повсюду. В
большой жизненности образа, созданного поэтом, и заключался секрет его обаяния.
Именно поэтому Василий Теркин сразу стал одним из любимых народных героев.
Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, Непринцев долгие годы не мог с
ним расстаться. «Он жил в моем сознании, - писал впоследствии художник, -
накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать
главным героем картины». Но не сразу родился замысел картины. Длинный, полный труда
и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию картины «Отдых
после боя». «Мне хотелось, - писал художник, - изобразить воинов Советской Армии
не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы
человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной
обстановке, в минуту краткого отдыха». Так зарождается мысль о картине. Воспоминания
военных лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между
боями расположилась на заснеженной поляне и слушает веселого рассказчика. В первых
эскизах уже был намечен общий характер будущей картины. Группа располагалась
полукрутом, развернутым на зрителя, и состояла всего из 12-13 человек. Фигура Теркина
была помещена в центре композиции и выделена цветом. Расположенные по бокам от
него фигуры формально уравновешивали композицию. В этом решении было много
надуманного, условного. Малочисленность группы придавала всей сцене характер
случайности и не создавала впечатление сильного, дружного коллектива людей. Поэтому
в последующих эскизах Непринцев увеличивает количество людей и наиболее
естественно их располагает. Главный герой Теркин перемещается художником от центра
вправо, группа строится по диагонали слева направо. Благодаря этому увеличивается
пространство, намечается его глубина. Зритель перестает быть только свидетелем этой
сцены, он становится как бы ее участником, вовлекается в крут бойцов, слушающих
Теркина. Чтобы придать еще больше достоверности и жизненности всей картине,
Непринцев отказался от солнечного освещения, так как эффектные контрасты света и тени
могли бы внести в картину элементы театральной условности, которой так избегал

художник. Мягкий рассеянный свет зимнего дня давал возможность полнее и ярче
выявить разнообразие лиц и их выражений. Много и долго работал художник над
фигурами бойцов, над их позами, меняя последние по нескольку раз. Так, фигура усатого
старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а
пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах пришел на смену
девушке-санитарке, перевязывающей бойца. Но самым главным для художника была
работа над изображением внутреннего мира героев. «Хотелось, - писал Непринцев, -
чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы
он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей». Художник
понимал, что только тогда ему удастся создать убедительные и правдивые образы героев,
когда они будут предельно ясны для него самого. Непринцев начал тщательно изучать
характеры бойцов, их манеру говорить, смеяться, отдельные жесты, привычки, иначе
говоря, начал «вживаться» в образы своих героев. В этом ему помогали впечатления
военных лет, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. Неоценимую
услугу оказали ему его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей.
Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину
непосредственно, без предварительной доработки. Художник искал, выделял наиболее
яркие черты того или иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное,
мешающее выявлению основного. Каждый образ он стремился сделать сугубо
индивидуальным и типичным. «В своей картине я хотел дать коллективный портрет
советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей
картины - это русский народ». Каждый герой в представлении художника имеет свою
интересную биографию. О них он может часами увлекательно рассказывать, передавая
мельчайшие подробности их жизни и судьбы. Так, например, Непринцев рассказывает,
что бойца, сидящего справа от Теркина, он представлял себе таю парень недавно пришел в
армию из колхоза, еще неопытен, может быть, впервые участвовал в бою, и ему,
естественно, страшно. Но сейчас, влюбленно слушая рассказы бывалого солдата, он забыл
о своем страхе. За Теркиным стоит молодой красивый парень в ухарски сдвинутой
набекрень шапке. «Он, - писал художник, - слушает Теркина несколько
снисходительно. Он и сам бы мог рассказать не хуже. До войны он был
квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником
самодеятельности, любимцем девушек>>. Много мог бы поведать художник об усатом
старшине, который хохочет во все горло, и о пожилом солдате с котелком, и о веселом
солдате, сидящем слева от рассказчика, и обо всех других персонажах... Самой трудной
задачей были поиски внешнего облика Василия Теркина. Художнику хотелось передать
тот образ, который сложился в народе, хотелось, чтобы Теркина узнавали сразу. Теркин
должен быть обобщенным образом, в нем должны сочетаться черты многих людей. Его
образ - это как бы синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще советскому
человеку. Долго работал художник над обликом Теркина, над выражением его лица,
жестом рук. В первых рисунках Теркин был изображен молодым солдатом с
добродушным лукавым лицом. В нем не чувствовалось ловкости, острой смекалки. В
другом наброске Теркин был слишком серьезен, уравновешен, в третьем - ему
недоставало житейского опыта, жизненной школы. От рисунка к рисунку шли поиски,
уточнялись жесты, определялась поза. По мысли художника жест правой руки Теркина
должен был подчеркивать какую-то острую крепкую шутку по адресу врага. Сохранилось
бесчисленное количество рисунков, в которых были перепробованы самые различные

повороты фигуры, наклоны головы, движения рук, отдельные жесты - пока художник
нашел то, что его удовлетворило. Образ Теркина в картине стал значительным,
убедительным и вполне естественным центром. Много времени уделил художник поискам
пейзажа для картины. Он представлял, что действие происходит в негустом лесу с
полянками и перелесками. Ранняя весна, снег еще не тает, а только чуть-чуть рыхлеет.
Ему хотелось передать национальный русский пейзаж. Картина «Отдых после боя» -
результат напряженной, серьезной работы художника, взволнованной любви к своим
героям, большого уважения к ним. Каждый образ в картине - это целая биография. И
перед взглядом любознательного зрителя проходит целый ряд ярких индивидуально
неповторимых образов. Глубокая жизненность идеи обусловила ясность и цельность
композиции, простоту и естественность живописного решения. Картина Непринцева
воскрешает трудные, полные героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем
радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет
дорога сердцу советского человека, любима широкими массами советского народа.
(По книге В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. «Беседы о советских художниках». - М.-Л.:
Просвещение, 1964 г.)
Советуем прочитать Гапеева В.И. Кузнецова В.Э. «Беседы о советских художниках. -
М.-Л.: Просвещение, 1964.
Гришунж АЛ. «Василий Теркин» Александра Твардовского. - М., 1987. Кондратович А.
Александр Твардовский: Поэзия и личность. - М., 1978.
Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества: Книга для
учащихся старших классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989
Твардовский А. Василий Теркин. Книга про бойца. Теркин на том свете. Москва: Раритет,
2000.-

Тема урока : А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Цели :

1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вид урока : Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

1. Организационный момент : Приветствие ; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.

Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)

I этап урока (17 мин):

2. Знакомство с личностью Твардовского (сообщение групп)

Прежде чем приступить к знакомству с жизнью и творческим путем А.Т. Твардовского, хочу зачитать вам стихотворение советского поэта Михаила Дудина «Памяти А.Т. Твардовского» (1988 г)

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Поэзия особняком

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

- Задание: Записать тезисы выступлений одноклассников в тетрадь. Ответить на вопросы:

Сообщения и презентации учащихся (12 мин )

1. Биография А. Т. Твардовского (1-ая группа).

А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет. Он начал сочинять стихи еще до овладения первоначальной грамотой: «Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающих моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имел понятия о правилах стихосложения... Я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... и лада, Ряда, и музыки,- желание родить их на свет - немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».

Для формирования личности будущего поэта имело большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспитывал в детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гимназии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.

В 1932 - 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

К. Симонов так вспоминает об этом периоде: «Пришедшая к нему слава нисколько не поколебала его серьезного и строгого отношения к тому понятию необходимой для писателя образованности, в которое он вкладывал очень много... Став выдающимся поэтом, он оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая пути к заветной цели и с блеском завершив образование в лучшем по тому времени гуманитарном высшем учебном заведении страны».

Жизнь внесла свои коррективы в творческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». Затем Великая Отечественная война...

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

«Жизнь - одна, и смерть - одна»

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что «в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в который он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И.С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «красноармейская правда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорошо собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему к лицу. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая - то женственная мягкость».

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто. Очень не любил делиться «секретами» своей «творческой лаборатории» и сердился, когда кто-либо пытался бесцеремонно в них проникнуть. Никогда не терял самообладание, не позволял себе «срываться», не допускал и мысли о том, чтобы как-нибудь злоупотребить своим положением литературной знаменитости, но с непосредственным начальством держался совершенно независимо, без тени угодничества или заискивания. Писатель Е. Воробьев, проживший бок о бок с Твардовским почти три военных года, свидетельствует: «Когда Твардовский сталкивался с неуважительным отношением к себе или к своим товарищам, с бездушием, формализмом, хамством, он отвечал молчаливым презрением, сдержанным негодованием. За три года не припомню случая, чтобы он невежливо разговаривал с подчиненными, с теми, кто был ниже его по званию. Но вот в разговорах с начальством, когда имели место несправедливость, бестактность или чье-то недомыслие, он своего недовольства не скрывал. В таких случаях он бывал очень резок, мог нагрубить и не стеснялся проучить солдафона, упивающегося властью, из разряда тех, про кого однажды сказал: «Заведующий своим телом».

Во время войны выявилась еще одна характерная черта Твардовского: он не только никогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, нередко подчеркивал те моменты, когда испытывал чувства страха. Вот, например, его запись о поездке в Гродно: «В городе продержались мыс редактором часа два, делая по возможности вид друг перед другом, что страшно нам не очень. А было очень страшно, томительно до утомления. Уже не испытываешь ни малейшего любопытства, томишься собственной неприкаянностью, праздностью здесь, где идет тяжелое дело, которым люди занимаются по прямому долгу». А в заметке о взятии Вильнюса сказано не без некоторой даже самоиронии: «...Мы, корреспонденты, сидели километрах в трех-четырех в штабе дивизии, с профессиональной бессовестностью ожидая, когда можно будет выезжать в Вильнюс, поснимать и поспешить обратно».

На самом же деле это был человек недюжинной личной храбрости. По свидетельству А. Аборского, который в 1952 году вместе с поэтом отдыхал в Гаграх, во время шестибального шторма Твардовский «бросался в мутные, ревущие волны, заплывал километра на полтора от берега, тогда как другие, причем отличные пловцы, боялись даже приблизиться к воде». Е. А. Долматовский, близко знавший Твардовского в первый год войны, пишет о нем: «Он спокойно и с достоинством выходил под огонь, когда это требовали обстоятельства».

Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря проводил он в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда. Не удивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «Он очень любил проявлять свою недюжинною физическую силу, то есть не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел народные песни».

В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Твардовской и встретил День Победы.

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, написанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце лежит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью - даль», и «По праву памяти» содержат лирическую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью - даль» является путешествие поэта в поезде «Москва - Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии больше виков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запрещена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и делает его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает многих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «богатырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поколение». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет - немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечататься в «Новом мире» считалось за великую честь.

«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновления общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».

Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним - прозы Солженицына. А потом - целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардовский сыграл блестящую роль.

Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

- Просмотровое чтение статьи учебника С. Маршак «Поэт и гражданин» (стр. 88-89)

    Что еще можно добавить о поэте на основе этой статьи?

- Рефлексия : ответы на вопросы, заданные в начале урока; зачитать тезисы

    Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

    Чем поразила вас судьба Твардовского?

3. Физкультминутка : «имитация дождя». Создание эмоционального настроения, подготовка к анализу поэмы (3 мин ).

II этап урока:

4. История создания поэмы «Василий Теркин» ( 7 мин )

Слово учителя: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый…» - это строки из одного из самых легендарных произведений времен Великой Отечественной войны «Василий Теркин». В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы. Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

- коллективная работа по статье учебника «Как был написан Василий Теркин» (стр. 89-90): составить цитатный план

1) «Василий Теркин... - лицо вымышленное от начало до конца, плод воображения, создание фантазии».

2) Принцип композиции и стиля - «это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы...», потому что «... этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы; он был там, где и герой - на войне».

3) С появления первой части поэмы «Теркин» стал моей основной работой на фронте.

4) «...Работа моя встречена хорошо, и это мне придает сил продолжать ее».

5) «Теркин» был для меня... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю» .

- краткое сообщение об истории создания поэмы (подведение итога)

5. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы

- чтение эпиграфа к данному этапу урока

«Василий Тёркин» – это лучшее из всего,

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

К. Симонов

Согласны ли вы с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока)

Слово учителя:

Поэма «Василий Теркин» - произведение подлинно новаторское по своим жанрово- стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. В связи с этим предлагаю вам решить небольшую задачу: вам необходимо найти оптимальную композицию и доказать её оптимальность (теория литературы, работа в группах, 3 мин )

СПОСОБЫ СВЯЗИ: 1) отсутствует; 2) цепная (последовательное развитие событий); 3) параллельная (в центре повествования один и тот же объект)

Ответы учащихся

Слово учителя:

Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так родился структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы - главы: фронтовой читателей мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибав или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном он все равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Законченность поэме придают объективно - исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

Слово учителя

-Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос) (каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Сюжет из фильма (ответ на вопрос)

Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный, смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

На кого рассчитана книга? Каким должен быть язык? («Вот стихи, и все понятно, Все на русском языке»). И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины 20 века.

Рефлексия: Вернемся к эпиграфу урока. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? (Нужно читать и анализировать поэму дальше) .

Домашнее задание:

    Выучить наизусть отрывок из этой главы;

    Сравнить главы «На привале» и «Переправа» (стиль, язык, настроение, образ главного героя).