Обобщение. Словарь Что такое обобщенное понятие

Обобщение. Словарь Что такое обобщенное понятие

Специфика. Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.

ОБОБЩЕНИЕ

продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.

ОБОБЩЕНИЕ

англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют "индуктивными". - Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Обобщение

результат исследования, который считается верным для группы людей, более крупной, чем те, которые были фактически представлены в исследовании или исследованиях, принесших этот результат.

ОБОБЩЕНИЕ

1. Процесс формирования суждения или принятия решения, которое применимо ко всему классу или категории объектов, событий или явлений. Некоторые особенности этого значения заслуживают упоминия. Во-первых, обобщение в этом смысле почти всегда подразумевает процесс индукции; оно исходит из ограниченного числа наблюдений элементов класса и распространяется (то есть обобщается) на другие элементы. Во-вторых, обобщение здесь – другая сторона монеты, противопоставляемая различению (1). То есть, когда кто-то обобщает суждение или реакцию на us элементы класса, он, в действительности, не проводит различий между отдельными отличительными особенностями внутри этого класса. Более подробно об этом вопросе см. в статье градиент генерализации. 2. Процесс распространения принципа или концепции на новые объекты, события или области. Обратите внимание, что значение 2 может быть сходным со значением 1 в том случае, когда кто-то обнаруживает, что новый объект может быть классифицирован как принадлежащий к известной группе и таким образом включаться в сделанное прежде обобщение, или он может быть связан с совершенно новым набором объектов, которые различимы с другими событиями, но обнаруживается, что они поддаются объяснению с помощью некоторого известного принципа. 3. В науке – любое широкое положение, которое может включать в себя ряд наблюдений. То есть процесс обобщения в смысле 2 может привести к обобщению в смысле 3.

Так как эти значения очень "общие", термин часто уточняется различными дополнениями, которые определяют рассматриваемый вид обобщения. Некоторые общие примеры см. в следующих статьях.ОБОБЩЕНИЕ

generalization) - главная цель любого эксперимента: на основании ограниченного числа полученных данных сделать выводы, распространяющиеся на более широкую область практики. В практических индивидуальных экспериментах О. совершается так же, как и в жизни,-это общее заключение на, основании ограниченного числа опытов, справедливое только для данного конкретного испытуемого. Возможность О. результатах связана с репрезентативностью эксперимента и его валидностью и зависит от контроля побочных факторов (внутренняя валидность) и от соответствия (и полноты представленности) дополнительных переменных в эксперименте. Выделяют О. экспериментальных результатов на; изучаемую реальную ситуацию (искусственный эксперимент), на других представителей популяции (групповой эксперимент), распространение теоретических представлений (лабораторный эксперимент). Для контроля О. привлекают также новые уровни дополнительной переменной в факторном эксперименте. Наиболее широкое О. исследуемой гипотезы требует проведения целого ряда экспериментов при разных уровнях дополнительных переменных.

Обобщение(лат. generalisatio) - мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на ос­нове анализа соответствующих языковых выражений, определе­ний, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты - млекопитающие» к суждению «Киты - позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индук­тивными) понимаются О., связанные с изучением опытных дан­ных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от поня­тия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль- шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирова­ния художественных образов.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то...

Философский словарь

заключение от частного к общему. – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном...

Психологический словарь

Познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение...

Психологическая энциклопедия

(англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку...

Как упоминалось ранее, обобщенный тип - это скомпилированный тип, который не используется до тех пор, пока из него не будет создан закрытый тип. Необобщенный тип также известен как закрытый таги а обобщенный тип называют открытым типом.

Можно определить новый открытый тип через обобщенный, как показано в следующем примере:

1 2 3 4 5 6 7 8 public class MyClass { private T innerObject; } public class Consumer { private MyClass< Stack > obj; }

В этом случае определяется обобщенный тип Consumer , который содержит поле, основанное на другом обобщенном типе. При объявлении типа поля Consumer . obj тип MyClass остается открытым, пока кто-нибудь не объявит конструируемый тип на основе Consumer , тем самым создав закрытый тип для содержащегося в нем поля.

Обобщенные классы и структуры

До сих пор все приводимые примеры были обобщенными классами. Фактически, наиболее распространенные типы обобщенных объявлений, которые вы будете применять, будут обобщенными классами и структурами. Также до сих пор использовалась несколько небрежная терминология, но далее с ней будет наведено порядок.

Объявления всех обобщенных типов структур и классов следуют тем же самым правилам, что и обычные структуры и классы. Всякий раз, когда объявление класса содержит список параметров-типов, такой класс можно считать обобщенным типом.

Аналогично любое вложенное объявление класса, будь оно обобщенным или нет, которое находится внутри контекста обобщенного типа, само является обобщенным. Это связано с тем, что полностью квалифицированное имя включенного типа требует аргумента типа, чтобы полностью специфицировать вложенный тип.

Обобщенные типы перегружаются на основе количества аргументов в их списке параметров. Следующий пример иллюстрирует, что имеется в виду:

1 2 3 public class Container {} public class Container {} public class Container {}

Каждое из этих объявлений корректно в пределах одного и того же пространства имен. На основе идентификатора Container можно объявлять сколько угодно много обобщенных типов, пока они отличаются по количеству параметров типа. В пределах контекста показанных выше определений нельзя объявить другой тип по имени Container , даже несмотря на то, что в списке параметров указаны другие идентификаторы.

Правила перегрузки имен для обобщенных объявлений основаны на количестве параметров типа, а не на именах, назначенных их заполнителям.

Объявляя обобщенный тип, вы тем самым объявляете открытый тип. Он называется так потому, что полностью специфицированный тип еще не известен.

Объявляя другой тип на основе определения обобщенного, вы объявляете то, что называется конструируемым типом, как показано ниже:

1 2 3 4 5 public class MyClass { private Container fieldl; private Container field2; }

Оба поля в приведенном объявлении MyClass относятся к конструируемому типу, поскольку они объявляют новый тип на базе обобщенного типа Container . Тип Container является закрытым, поскольку все заданные аргументы типа сами являются закрытыми, т.е. он необобщенный.

Однако не каждый конструируемый тип является закрытым, fieldl является закрытым типом, в то время как field2 - открытым, поскольку его финальный тип должен быть определен во время выполнения на основе аргументов типа из MyClass .

В С# все идентификаторы объявлены и допустимы в пределах определенной области (контекста). В границах метода, например, любые локальные переменные, объявленные внутри фигурных скобок тела метода, доступны только в пределах этого метода. Аналогичные правила действуют по отношению к идентификаторам параметров-типов внутри обобщений. В предыдущем примере идентификатор Т действителен только в пределах области объявления класса.

Рассмотрим следующий пример вложенного класса:

1 2 3 4 5 public class MyClass { public class MyNestedClass { }

Идентификатор R действителен внутри контекста вложенного класса, и его нельзя использовать в объемлющем контексте объявления MyClass . Однако Т можно использовать во вложенном классе, поскольку вложенный класс определен внутри контекста, в котором идентификатор Т действителен. Обычно считается нежелательным скрывать идентификаторы внешних аргументов во вложенных контекстах, как и идентификаторы имен переменных внутри вложенных областей выполнения.

Например, попробуйте разобраться в показанном ниже запутанном коде:

Когда закрытый тип MyClass объявляется в Main, что это означает для вложенного типа? Ответ - ничего! Несмотря на то что объявление MyNestedClass использует тот же аргумент типа, оно не расширяется до такого:

MyNestedClass остается открытым, даже невзирая на то, что использует тот же идентификатор в своем списке параметров, что и содержащий его тип. На самом деле в фигурных скобках MyNestedClass внешний аргумент из MyClass скрыт от доступа идентификатором из внутреннего контекста.

Лучше объявить его так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 public class MyClass { public class MyNestedClass { private T innerfieldl; private R innerfield2; } private Containter fieldl; static void Main() { MyClass closedTypelnstance = null; }

Теперь в области определения MyNestedClass доступны оба параметра - Т и R. Здесь следует отметить один момент: несмотря на то, что объявлена переменная закрытого типа MyClass , это не подразумевает, что объявлены какие-то закрытые типы от MyNestedClass .

Обобщенные структуры и классы подобно обычным структурам и классам могут содержать статические типы. Однако каждый закрытый тип, базирующийся на обобщенном типе, содержит собственные экземпляры этих статических типов. Если рассматривать каждый закрытый тип как отдельный конкретный тип, это имеет прямой смысл.

Например, если в MyClass объявлено статическое поле по имени MyValue, то закрытый тип MyClass имеет собственное статическое поле MyClass .MyValue, которое никак не связано со статическим полем MyClass .MyValue .

Следовательно, если требуется совместное использование статических данных в нескольких закрытых типах, которые основаны на одном и том же обобщенном типе, то это должно обеспечиваться другими средствами. Один из возможных приемов предполагает наличие отдельного, необобщенного типа, содержащего статические данные, на который ссылаются обобщенные типы.

Это обычно реализуется с помощью шаблона Singleton (Одиночка). Такую конструкцию можно также построить, создав обобщенный тип-наследник необобщенного типа и поместив совместно используемый статический член в необобщенный тип.

Имейте в виду, что обобщенные типы со статическими инициализаторами требуют, чтобы код инициализации запускался всякий раз, когда CLR создает закрытый тип на основе обобщенного. Сложные инициализаторы типов или статические конструкторы могут увеличить рабочий набор приложения, если на основе такого обобщенного типа создается слишком много закрытых типов.

Например, создание структуры данных значительных размеров в инициализаторе обобщенного типа может стать причиной существенного расхода памяти, если из такого обобщенного типа будет формироваться множество конкретных типов.

Обобщенные интерфейсы

Наряду с классами и структурами можно также создавать объявления обобщенных интерфейсов. Эта концепция является естественным развитием обобщений структур и классов. Разумеется, многие интерфейсы, объявленные в базовой библиотеке классов.NET 1.1, являются отличными кандидатами на замену их обобщенными версиями.

Блестящим примером послужит IEnumerable .

Обобщенные контейнеры создают гораздо более эффективный код, чем контейнеры необобщенные, если содержат элементы типов значений, поскольку они позволяют избежать излишней упаковки. Вполне естественно, что любой обобщенный перечислимый интерфейс должен иметь средства перечисления обобщенных элементов внутри себя.

Таким образом, IEnumerable существует, и любые перечислимые контейнеры, которые вы реализуете самостоятельно, должны реализовывать этот интерфейс. В качестве альтернативы их можно получить бесплатно, унаследовав пользовательский контейнер от Collection .

Собственные типы коллекций должны наследоваться от типа Collection из пространства имен System.Collections.ObjectModel . Другие типы, такие как List , не предназначены для наследования, а должны использоваться в качестве низкоуровневого механизма хранения.

В Collection реализованы защищенные виртуальные методы, которые можно переопределить для настройки его поведения, в то время как в List такая возможность отсутствует.

Низамова
Анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия семьи»

1. Состав семьи :

А) мать, отец, бабушка, дедушка - 5;

Б) только мать и отец -4;

В) одна мать, один отец - 3;

Г) одна мать, один отец - 2;

Д) Нет родителей : бабушка, дедушка, другие родственники-1.

2. Здоровье ребенка :

А) практически здоров - 5;

Б) часто болеет в пределах нормального развития - 4;

В) имеет хронические заболевания - 3;

Г) отставания в умственном развитии -2;

Д) имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни - 1.

3. Санитарно-жилищные условия жизни семьи :

А) благоустроенная отдельная квартира - 5;

Б) отдельная квартира с родителями супругов - 4;

В) более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами - 3;

Г) комната в коммунальной квартире с удобствами - 2;

Д) комната в общежитии, в бараке без удобств – 1

4. Уровень социального благополучия семьи :

А) атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства - 5;

Б) здоровый образ жизни без эмоциональной окраски : без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» - 4;

В) в семье ссоры , скандалы, один из родителей склонен к выпивке - 3;

Г) судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей - 2;

Д) состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение - 1 .

5. Доход семьи :

А) могут практически не с чем себе не отказывать - 5;

Б) денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берет кредит или долг - 4;

В) на повседневные расходы деньги есть,но покупка одежды вызывает трудности - 3;

Г) живут от зарплаты до зарплаты - 2;

Д) денег до зарплаты не хватает - 1.

6. Поведение ребенка в детском саду :

А) хорошее - 5;

Б) удовлетворительное - 4;

В) неудовлетворительное -3;

7. Внешкольное общение с ребенком :

А) на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов - 5;

Б) несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени - 4;

В) общение на основе пустого времяпровождения, отсутствие позитивных целей - 3;

8. Эмоциональное отношение родителей с детьми :

А) постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия - 5;

Б) слепая любовь - 4;

В) для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное - 3;

Г) равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети, как дополнительное бремя, дополнительные проблемы - 2;

Д) напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям - 1.

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов :

Ниже 30 - предполагает принадлежность конкретного ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск) ;

От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия ) .

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности» Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» 1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш.

Консультация социального педагога «Семь рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома» Семь рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома «А потом мы отвели его обратно в детский дом» - эта фраза вызывает едва.

Обеспечение эмоционального благополучия детей в группе. Из опыта работы МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №3» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Подготовила воспитатель.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую.

Определение уровня мотивации при обучении математики За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. Особую актуальность приобретает проблема.

Определение уровня речевой симптоматики ребенка с ТНР В статье представлена инновационная опытно-проектная деятельность в дошкольном учреждении для детей с ТНР, с использованием авторизованной.

Определение в слове звуков и букв. Тренажер Слайд 1 Определение в слове звуков и букв. Слайд 2 Ребята! Я сделал фотографию, но она получилась чёрно-белой. Помогите мне её раскрасить.

В рыночных условиях объективным показателем конкурентоспособности продукции является уровень качества. Данный показатель актуален для всех видов изделий, поскольку они обладают комплексом свойств, который требуется варьировать в зависимости от назначе­ния продукции. При оценке качества изделий в на­стоящее время в основном руководствуются действу­ющими стандартами. Однако они не всегда позволяют сделать правильный вывод, какой же вид продукции является наиболее высококачественным, так как это требует определения многих показателей. Для того чтобы формализовать процедуру оценки качества и выразить единым обобщенным показателем ка­чества, необходимо применить методологию квалиметрии.

При практических расчетах качества, как правило, используют любую ветку дерева свойств (поддерево), простирающуюся не менее, чем на два уровня, оставляя для удобства название.

Сущность апробированного подхода заключается в следующем. Предполагается, что упорядоченное множество показателей качества изделия представляет трехуровневое иерархическое дepeвo схематично показанное на рис. 3, где на нулевом (0) уровне расположен обобщенный показатель качества К (0) на первом (1) - подмножество сложных и простых показателей, k (1 1) , ..., k (1 n) , на втором (2) - подмножество простых показателей качества k (2) n ,..., k (2) n

Рисунок 3- Дерево показателей качества для изделий

Если при такой иерархии между показателями качества первого и второго уровней обеспечивается взаимосвязь

то обобщенный показатель качества вычисляется по формуле:

, (1)

где w - функция вето, разная нулю, если хотя бы один из показателей находится на неприемлемом уровне, и единице - в остальных случаях; a j и b j . - коэффициенты весомости показателей качества, соответственно, первого и второго иерархических уровней, связанные условием:

Нормированные оценки для показателей качества k j , входящих в уравнение (3), рассчитываются по формуле (4):

где для перевода натуральных значений показателей качества r, в нормированный вид R, используются следующие зависимости:

Для откликов, ограниченных с одной стороны

(3)

Для откликов, ограниченных с двух сторон

(4)

В соотношениях (5), (6) J r =0,5(r max -r min)-интервал варьирования натуральных значений показателей качества.

На основе функции двойной экспоненты (4) наряду с количественной оценкой можно сформировать качественную шкалу желательности как для искомых свойств, так и для обобщенного показателя качества К (0) :

от 0,90 до 1,0 - отлично;

от 0,8 до 0,90 - очень хорошо;

от 0,63 до 0,8 - хорошо;

от 0,37 до 0,63 - удовлетворительно;

от 0,2 до 0,37 - плохо;

от 0,0 до 0,2 - очень плохо.

Пример. Определить обобщенный показатель качества пластиковых окон.

Решение

С этой целью, из партии были выбраны три окна и для них определены показатели качества (таблица 3).

Таблица 3

Значения показателей качества

Значения обобщенных показателей качества представлены в таблице 4.

Таблица 4

Значения нормированных и обобщенных показателей качества

Сопротивление теплопередаче, м 2 * 0 С/Вт Звукоизо-ляция, дБ Общий коэффициент светопропускания Воздухо-проницаемость, м 3 /(ч*м 2) K (0)
R (I) 1 K (I) 1 R (I) 2 K (I) 2 R (1) 3 K (I) 3 R (I) 4 K (I) 4
0,95 0,19 1,85 0,997 0,19 0,53
0,95 0,95 0,998 0,95 0,96
0,95 0,19 0,92 0,44 0,95 0,71

Анализ результатов, приведенных в таблице 5, показывает, что обобщенный показатель качества пластиковых окон находится в интервале .

Между тем контроль с применением статистических методов позволяет значительно снизить процент брака изделий. Для разработки статистического приемочного контроля должны быть определены: объем партии; контролируемые параметры с указанием их границ; приемочный уровень дефектности для каждого контролиру­е­мого параметра; среднее квадратическое отклонение или метод его оценки; уровень контроля; вид контроля, указания о начальном виде контроля и возмож­ности перехода от одного вида контроля к другому.

Нами предлагается статистический приемочный контроль по количественному признаку. Выбор плана контроля, когда дисперсия контролируемого параметра неизвестна и оценивается по выборочной дисперсии (s-план) заключается в следующем. По заданному объему партий N и выбранному уровню контроля, как правило II, находят код объема выборки. По коду объема выборки и установленному значению уровня дефектности AQL на­ходят объем выборки п и контрольный норматив k .Из п значений конт­­ролируемого параметра выборки вычисляют среднее ариф­ме­тическое значение и статистику качества по формуле:

Если величина Q в > k в Q н > k н, то партию продукции при­нимают. Если величина Q в < k в или Q н < k н, или хотя бы одна из величин (Q в или Q н) отрицательна, то партию продукции бракуют.