Труд как ресурс и труд как процесс. Персонал организации в рыночных условиях

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства . Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл. Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.

При этом термин «земля » используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.

Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».

Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.

Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.


1. Природа (природные ресурсы).

2. Трудовой потенциал.

3. Ресурсы, произведенные человеком.

Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.

С 70-х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации.
Об этом до Беккера писали многие авторы, в том числе Смит и Маршалл.

В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение работать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.

Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы». Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами, а в Германии, Австрии и Швейцарии - управлением персоналом. Анализируя эти термины, К. Шольц - один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда - приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин («руководство персоналом») заменил («экономика персонала»).

Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка. Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».

Таким образом, как видно из разделов 1.2 и 1.2, термин «труд» имеет два существенно различных значения: трудовой процесс и трудовой потенциал.

Труд как ресурс рассматривается в современной экономической теории как основной фактор производства, а в теории рынка труда – как продукт. Он может быть измерен численностью людей (категории населения), количеством человеко-часов (времени) труда, затратами на оплату труда в валютных единицах и другими методами. Существует много обозначений труда, как категории населения, которая производит предложение на рынке труда: трудовые ресурсы, население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, рабочая сила, самодеятельное население и другие. Оценка предложения труда в часах рабочего времени доминирует в работах западных создателей, в том числе у Р. Дж. Эренберга и Р. С. Смита. В русской литературе количество ресурса, продаваемого на рынке труда, обычно измеряется числом человек. Но когда мы измеряем продукт, продаваемый на данном рынке, схожим образом, мы не должны впадать в заблуждение, что труд ничем не отличается от других продуктов, большая часть из которых имеет материально-вещественную форму и измеряется в физических единицах.

Труд как продукт

Труд, как продукт, значительно отличается от всех иных продуктов. В отличие от обычного товарного рынка, где продаваемые продукты перебегают в собственность покупателя, в демократическом обществе человек не становится собственностью работодателя. В интернациональных документах о правах человека, в Конституции Русской Федерации (ст.37) и Трудовом кодексе Русской Федерации (ст.2) указывается, что труд свободен, а принудительный труд запрещен. На рынке труда человек реализует свое рабочее время, возможности и познания, трудовые услуги, но при всем этом остается лично свободным.

Типология и сегментация рынков труда

Типология – это выявление в широкой совокупы явлений определенных групп, любая из которых обладает внутренним единством и существенными отличиями от всех иных групп. Сегментация – это выявление в широкой совокупы явлений определенных сфер, секторов, слоев, имеющих довольно точные наружные границы. При внимательном рассмотрении выясняется, что в почти всех случаях выявленные учеными типы рынков труда являются сразу сферами, секторами, секторами целого , и напротив. Разница меж типологией и сегментацией очень условна. Все же, есть закоренелые представления о том, что именовать типами, а что секторами рынка труда.

К типам рынков труда в большинстве случаев относят наружный и внутренний рынки, формальный и неформальный рынки, интернациональный, национальные и региональные рынки.

Внутренний рынок

Согласно Г. Г.Руденко и Б. Ч.Муртозаеву, «внешний (проф) рынок труда ориентируется на мобильность рабочей силы меж предприятиями и организациями, а внутренний – основывается на движении персонала снутри организаций» . Понятие внутреннего (внутрифирменного) рынка в некий мере условно, потому что его субъектами являются не те люди, которые отыскивают работу, а уже функционирующие работники, персонал предприятия. Все же, это понятие полезно для описания, во-1-х, оплаты труда. Как уже было сказано выше, труд, как продукт, почти всегда оплачивается не в момент заключения трудового контракта, а часто в процессе роли работника в деятельности предприятия. При всем этом в полном согласовании с рыночными принципами зарплата может изменяться зависимо от трудового вклада, возрастать за счет премий, призов, уменьшаться за счет вычетов и т. д. По другому говоря, таковой принципиальный рыночный процесс, как оплата цены труда, как продукта, осуществляется на внутрифирменном, а не на наружном рынке.


Одним из определяющих факторов производства является труд.
Носитель труда, т. е. рабочая сила человека, называется человеческим фактором.
Часть населения страны, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде, образует трудовые ресурсы.
Близким к трудовым ресурсам, но более широким понятием является «трудовой потенциал».
Трудовой потенциал – это часть населения страны, образующая трудовые ресурсы, с учетом тех лиц, которые потенциально могут изменить трудовые ресурсы в ту или иную сторону.
Перечисленные три категории, вместе взятые, обрисовывают с разных сторон трудовой фактор страны.
В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.
Из этой посылки следует для марксизма важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.
В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.
Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, технократический, инновационный виды управления трудом, соответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 17.1).
Таблица 17.1 Виды управления трудом
РЕМЕСЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ характеризуется ручным производством (манус – рука, фактура – производство), наличием разделения труда (например, производство кареты требовало разделить труд между столярами, плотниками и т. д.), подчинением прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине.
ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ предполагает переход от ручного труда к машинному, углубление разделения труда, жесткие формы экономического принуждения, выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности. В ходе изменения своей материальной базы (совершенствование техники) этот вид управления прошел несколько этапов. Переход к технократическому управлению осуществился в конце XIX и начале ХХ в. и связан с именем Ф. Тейлора.
Тейлоризм включает в себя методы, основанные на хронометраже каждой операции, которую выполняет рабочий. В соответствии с ним устраняются бесполезные движения рабочего и отбираются наиболее совершенные. Эти принципы работы легли в основу «научной организации труда».
Следующий этап технократического управления связан с именем Г. Форда.
Фордизм основан на поточно-конвейерном производстве, которое задает темп работы, снижает издержки, повышает выработку и тем самым – производительность труда.
30-40-е гг. ХХ в. отмечены включением в технократическое управление психических и социальных компонентов: социального обеспечения, установления минимального уровня оплаты труда, оплаты сверхурочных работ, введения техники безопасности и др. В значительной мере это было сделано под влиянием социальных достижений Советского Союза.
В 50-60-е гг. в технократическое управление внедряется теория «человеческих отношений», в которой доказывается, что людям нравятся самостоятельность в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, уважение к ним и их труду. В соответствии с этим пересматривается режим работы, усиливается зависимость вознаграждения от результата работы, внедряются формы «участия рабочих в прибылях» и др.
Теория «человеческого капитала» появилась в 60-е гг. ХХ в. в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР. Ее разработали представители неоклассического направления Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц и др. По их мнению, в производстве взаимодействуют два фактора – «физический капитал», в который включаются средства производства, и «человеческий капитал», к которому относятся приобретенные знания, навыки, энергия. Величина «человеческого капитала» оценивается потенциальным доходом, который он способен приносить.
Человеческий капитал создается тогда, когда индивид осуществляет инвестиции в самого себя, оплачивая образование и приобретение квалификации, которое постепенно утрачивается и должно возмещаться. Выделяют три типа «амортизации образовательного потенциала»:
потеря накопленных знаний, особенно тех, которые редко применяются в повседневной деятельности специалиста;
моральное старение знаний как следствие прогресса науки и увеличения потока информации. Оно связано с переходом от обслуживания одного поколения техники к другому, более сложному (от пишущей машинки к компьютеру и т. д.);
функциональное старение знаний, требующее полной смены специальности.
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ связано с переходом к новому технологическому способу производства, который потребовал привлечения высококвалифицированного «человеческого ресурса», способного самостоятельно принимать решения, быть лояльным фирме и обеспечивать высокую производительность и качество работы. Методы его применения находятся в состоянии развития.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда:

  1. 10.3 Производительность труда как показатель эффективности использования трудовых ресурсов
  2. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
  3. 25). Рыночная экономика (market economy) - эконо- мика, в которой ресурсы распределяются на ос- нове децентрализованных решений,

Известно, что отсутствие ясности в терминологии ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «заработная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено нами. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивал, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни . По известному определению Аристотеля «раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран [Генкин, 2007 (б)].

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовскогоидр.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Л. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено нами. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг., посвятил творчеству такие строки:

Уйти нам трудно от мирских забот,

Но Вечность постигает только тот,

Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный (выделено нами. - Б. Г.) .

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но и являются источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами :

  • 1) психофизиологическим;
  • 2) технологическим;
  • 3) социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение. Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

  • В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый [Махабхарата. С. 39].
  • См.: [Фасмер М.].
  • Цит. по: Чечин О. И путь проложит, от других отличный // Поиск. 1997.№ 32-33. 2-15 авг.

Без нужных людей ни одна организация не может достичь своих целей и выжить.

Из опыта руководителя

Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании, добытое в конкурентной борьбе, которых нужно размещать, мотивировать их деятельность, развивать наравне с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации.

Управление персоналом - это самостоятельная сфера деятельности руководителей.

От квалификации решений в системе подбора, обучения, перемещения и материального поощрения работников зависят в значительной степени экономические результаты деятельности любой организации.

На малом предприятии проблемы управления персоналом решаются от случая к случаю, когда возникает потребность. Крупное предприятие может успешно функционировать только при наличии системы управления персоналом. Организуется и поддерживается эта система специализированными подразделениями, где работают соответствующие высококвалифицированные специалисты. Результативность системы управления персоналом зависит от знаний принципов всеми работниками, от активного участия в ее деятельности всех руководителей объединения. Трудовые ресурсы отличаются специфичностью по многим признакам:

Возможность отказа от условий труда.

Увольнение.

Забастовки и протесты.

Изменение эффективности труда.

Причастность к системе переподготовки и обучения.

Территориальная привязанность.

Социальная неоднородность.

Зависимость от закона «перемены труда».

В 1799 г Василий Иванович Прохоров и его шурин Ф. И. Резанов основали товарищество «Прохоровская трехгорная мануфактура» в виде ситценабивной фабрики в Москве. Через пять лет они купили у князя Хованского фабричное производство с земельным участком, где развернули производство ситца.

С 1813 г В. И. Прохоров стал единственным владельцем семейного предприятия. Семья Прохоровых развивала производство, и оно очень быстро стало одним из ведущих предприятий России. С 1843 г мануфактура приступила к выделке ситцев машинным способом. В 1914 г ее основной капитал составлял 8,1 млн руб. На средства товарищества содержались техническое училище с шестилетним сроком обучения, вечерне-воскресная школа на 500 человек, детский сад, больница, роддом, летний санаторий для рабочих. Изделия фирмы имели право использовать изображение герба России. Они неоднократно получали золотые и серебряные медали на престижных выставках в России и за ее пределами. В 1900 г на Всемирной выставке Прохоровская трехгорная мануфактура удостоилась высшей награды - Гран-при за качество продукции и заботу о рабочих.

Человек очень чувствителен и отзывчив на поощрения и взыскания, его нельзя обманывать. У него достает мудрости не доверять словам, которые в каком-либо отношении расходятся с делами. Человек нуждается в смысле жизни и готов пожертвовать чем-то ради него, но ему необходимы свобода, развитие в процессе труда, ощущение успеха. Многие из этих признаков меняются во времени, поэтому и система управления персоналом постоянно изменяется и совершенствуется.

При изучении труда как экономического ресурса выделяют его основные признаки.

Этот ресурс требует воспитания, обучения и содержания. Его состояние характеризуется квалификацией, численностью, физическим и моральным состоянием. Использование труда оценивается через длительность и интенсивность. Затратами на труд выступают: заработная плата, материальное дополнительное поощрение и социальные выплаты. Показателем результата труда является прирост общественного богатства. А его эффективность рассчитывается как соотношение результата и затрат, т. е. прирост общественного богатства от трудовой деятельности, соотнесенный с затратами на личное потребление.

С понятием «квалификация рабочей силы» связаны следующие термины:

квалификация - степень общей и профессиональной специальной подготовки;

специальность - вид деятельности в рамках профессии;

профессия - род занятий человека, использующий определенные общие и специальные знания и навыки. Определяется профессия характером и содержанием труда;

Качество трудовой жизни работника формируется в зависимости от методов разделения труда, содержания операций на рабочем месте, психологических взаимоотношений в коллективе, общего уровня образования сотрудников предприятия.

Рабочее место должно излучать радость и покой для самого работника и его партнеров. Это ведет к росту эффективности труда, улучшению самочувствия работающих.

Показателями качества трудовой жизни принято считать:

справедливость вознаграждения;

безопасность труда;

комфортность условий труда;

возможность самовыражения;

правовую защищенность;

открытость взаимоотношений;

общественную полезность труда.

Трудовой ресурс определяется специфическими показателями оценки уровня жизни:

уровень здоровья - средняя продолжительность жизни и коэффициент смертности;

уровень питания - среднесуточное потребление в пищу количества килокалорий, граммов белков, жиров и углеводов, приходящееся на душу населения;

уровень обеспеченности жильем - наличие фактического количества квадратных метров жилой площади на душу населения;

уровень культуры населения - среднее число лет обучения и объема воспитания на душу населения;

порог бедности - доход, необходимый для обеспечения жизненных минимальных потребностей равно потребностям биологического выживания личности, семьи;

минимальный продовольственный набор - часть прожиточного минимума, равна сумме затрат на питание;

индекс человеческого развития - средняя величина, состоящая из валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования, соотнесенная к уровню принятого в качестве стандарта для сравнения;

индекс уровня жизни - отношение суммы индивидуального дохода работника к сумме прожиточного минимума, утвержденного государством для региона его проживания.