Промышленная революция: сущность и последствия. Промышленный переворот и его последствия

Капиталистическая стадия в развитии экономики на основе машинной техники, как и появление земледелия в эпоху неолита, характеризуется радикальными изменениями во всех сферах жизни.

Во-первых, произошли коренные изменения в производительных силах. Машинное производство, резкое возрастание энергетической вооруженности человеческого труда (использование пара, а затем и электроэнергии), привели к повышению производительности общественного труда, увеличению удельного веса промышленного производства в экономике.

Невиданный размах получило развитие инфраструктуры – строительство дорог (особенно железных), каналов, мостов, портов, развитие средств связи. Можно утверждать, что все современное материальное богатство покоиться на машинно-индустриальной основе, созданной в период промышленного переворота, а XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации .

Во-вторых, промышленный переворот привел к радикальным изменениям в социальных отношениях. Признание равенства всех форм производства и собственности, свободы выбора личностью сферы деятельности, создание крупных промышленных центров, рост городов изменили структуру занятости населения: к середине XIX в., например, в Великобритании почти половина трудоспособных жителей была занята в промышленности. Численный рост городов и городского населения, концентрация рабочего класса влияли на ускорение роста его социальной, гражданской и политической активности. Главной фигурой среди буржуазии вместо купца, который занимал это место на протяжении нескольких веков, стал предприниматель – промышленник. Состоялись профессии ученого и инженера, повысился их статус в обществе.

Более масштабно и на новом уровне развивается мировая торговля.

В-третьих, произошли качественные сдвиги в области познания окружающего мира. В практику человеческой деятельности внедрялись более совершенные средства выявления, накопления, хранения, передачи и использования опыта и информации.

В-четвертых, промышленный переворот вызвал бурное развитие образования, науки, культуры, формирование научно-технической интеллигенции. Выработанная Просвещением установка на осознание личностной природы человека, на преодоление пассивного созерцания внешнего мира как «божьего творения», утверждение активной роди разума в постижении реальности и преобразовании мира способствовали развитию интеллектуального потенциала миллионов, что прямо отразилось на резком увеличении научных открытий.

В-пятых, главным элементом образа жизни в Западной Европе становится новое понимание труда. В мире бизнеса формируются такие важнейшие человеческие качества, как деловитость, предприимчивость, мастерство. Главный закон дела – наибольший результат с наименьшими затратами, причем то и другое имеет денежное выражение, а денежная оценка дает возможность свести все к числам (бухгалтерии).

В условиях индустриализации по-новому стали выстраиваться отношения с колониями. Если в XVI–XVII вв. колонии были в основном источником сырья, дешевой рабочей силы (в том числе рабской) и драгоценных металлов, необходимых для развития денежной системы, то в XVIII–XIX вв. начинается вывоз из Европы в колонии капитала и технологий и организация здесь производства и торговли.

В-шестых, в области политической утверждаются принципы демократии с теми или иными проявлениями народовластия. Возникновение общественных организаций (профсоюзов), политических партийхарактерная черта капиталистической индустриальной эпохи. Стихийные формы борьбы за права человека приобретают более организованный, целенаправленный характер.

В-седьмых, с промышленным переворотом напрямую связаны милитаризация экономики, повышение опасности возникновения войн с применением более разрушительной силы оружия, а также загрязнение окружающей среды, отклонение от вековых естественных форм и методов отношения между человеком и природой.

Таким образом, капиталистическая стадия в развитии человечества на основе машинной техники – это особое сочетание цивилизационных, экономических, социальных, культурных, политических, исторических форм жизни людей и организации общества. В этот период в значительной мере обозначились перспективы конкурентной борьбы за мировое лидерство в промышленном производстве среди ряда государств Европы и США.

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
    • Россия во второй половине XIX в.
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
      • Пореформенное развитие России
      • Общественно-политическое движение
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Социальные последствия промышленного переворота

Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни.

Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии.

Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом условий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства.

Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым отрядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих, из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850).

К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Англия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабочих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса первое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повышалась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, железнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низкая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой половине XIX в. 50-60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объективна.

Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охватывающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Англии в 1825г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к усилению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуатации выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении машин.

Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные выступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.

В XIX в. возросло число городов, иным стал характер их застройки. Резко усилился процесс урбанизации. Если в 1750 г. в Англии было всего два города с населением более 50 тыс. чел, то в 1831 г. – уже восемь. К концу XIX в. городское население составляло 75% всего населения страны.

Во Франции к 1870 г. городское население возросло в полтора раза по сравнению с 1780 г. и составило одну треть населения.

В США урбанизация особенно активизировалась в период индустриального подъема в 60-70-х гг. XIX в.

В пореформенные годы в России значительно возросло городское население. С 60-х по 90-е гг. оно увеличилось в два раза. Крупнейшими городами были Петербург с населением в 1,2 млн. чел. (1847) и Москва – более 1 млн. чел. Быстро росли города в промышленных центрах: Варшава, Лодзь, Киев, Баку и др.

Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом ус-ловий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на сред-ства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым от-рядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих, из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850). К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Анг-лия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабо-чих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса пер-вое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повыша-лась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, же-лезнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжи-тельность рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низ-кая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой поло-вине XIX в. 50-60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объектив-на. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охваты-вающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Анг-лии в 1825г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к уси-лению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуата-ции выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении ма-шин. Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные вы-ступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Ещё сто лет назад было отмечено, что именно уровень науки и образования обеспечивает успешность ведения войн. Поэтому в наше неспокойное время предлагаю поговорить о соотнесенности образования уровню технологического развития.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Скажем так, образование определяется интересами технологического развития. Но в России оно понималось несколько иначе: как полноценное развитие личности, интеллектуальное, нравственное и духовное. А сейчас мы говорим об образовании ради подготовки кадров, что отсылает нас к идеям третьей или даже четвертой промышленной революции.

Это интересно, потому что феномен новой промышленной революции основан на роботизации и автоматизации производства, что вытесняет человека. Мы говорили ранее о трансгуманизме как о следствии изменений в самом человеке, в его сознании из-за современных когнитивных технологий и о том, почему это понятие внедряется в мировоззренческие системы разных стран. Термин «четвертая промышленная революция», актуализировавшийся после Давосского форума, насколько мне известно, впервые стал употребляться немецкими экономистами. Вообще это, скорее, просто одна область третьей промышленной революции, затрагивающая цифровую экономику и компьютерные технологии и говорящая о создании «виртуального человека».

В отличие от обычной, виртуальная реальность не имеет границ и рамок, поэтому и с виртуальным человеком, и с виртуальной вещью можно сделать что угодно. От производственного процесса приходится абстрагироваться, ведь феномен появления 3D-печати изменил взгляд на промышленность вообще. Хотя, на мой взгляд, имеет место и «наукообразное словоблудие», которое как инструмент влияния на общество оправдывает серьезные изменения и в социальной сфере, и в политике, и в сознании человека, ведь если ученый захочет разобраться в процессах третьей промышленной революции, то у него просто не хватит времени и творческой энергии, чтобы понять главное: к каким последствиям она привела.

Поэтому оперирование такими категориями выглядит похожим на попытку загнать сознание человека в рамки догм, как это было с марксистско-ленинским учением, чтобы прикрыть суть структурных изменений от этой революции. Среди таких изменений выделим два – в социальных отношениях между людьми и в личности человека. Промышленная революция, получается, влияет на этику, эстетику и многие другие компоненты личности человека. Более того, биологи, специализирующиеся на работе мозга, раньше социологов стали обращать внимание на явление «цифрового слабоумия». «Эффект Маугли» - в том случае, если образование ребенка происходит при компьютеризации, некоторые области его мозга не развиваются.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. В момент общения люди анализируют одновременно до семи параметров: интонацию, жесты и многое другое, и за каждый параметр отвечает определенный участок мозга. Если же дети с раннего возраста привыкают общаться «пальцем», через экран телефона, к примеру, то активно развивается только одна область мозга, а остальные начинают деградировать. Наш мозг – явление удивительное: внутривидовая разница в мозгах у людей может быть больше, чем межвидовая у животных.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Каждый человек может развиться в духовно и интеллектуально богатую личность, если создать условия для внутреннего, самостоятельного развития мозга. Как педагог могу сказать, что раньше социальные условия влияли на образование очень сильно: одни могли, скажем, платить за обучение, другие нет. Сегодня же сознательно создается человек с атрофированным мозгом, но об этом не говорят ни подросткам, ни родителям: если до 7-10 лет у ребенка не начинают работать различные области, то последствия необратимы. Это не некое следствие объективных законов развития техники, как нам пытаются представить, а сознательное влияние на человека, ведь он так или иначе остается в центре.

При капитализме стоимость товара складывается из основного капитала (сами средства), переменного капитала (траты на заработную плату) и прибыли. В послевоенные годы основная часть стоимости определялась именно переменным капиталом и было выгодно тратить огромные средства на содержание рабочей силы. Но норма прибыли имеет тенденцию к понижению, и, когда это произошло, возник интерес максимально сократить издержки: денационализация капитала, приватизация ресурсов и, самое главное, исключение из общей формулы стоимости содержание трудовых ресурсов, иными словами – человека из формулы надо убрать. Не только из производственного процесса, но и из сферы услуг, которая активно роботизируется. Он становится киборгом с минимальными потребностями, которые он и будет реализовывать в виртуальной реальности. У большинства развитых стран рынок базовых потребностей заполнен, а потому производитель начинает диктовать новые, искусственные, которые не свойственны нормальному человеку.

По разным подсчетам, через 40 лет от 50 до 70% работников из производства будут убраны и заменены роботами. Сейчас производится исключительно роботами 10% всех товаров, к 2025 году прогноз говорит о 40%. В зоне риска находятся не только «синие», но и «белые воротнички»: пострадают управленцы, водители автомобилей, фармацевты, страховые агенты, продавцы, коллекторы. Вне этой зоны – психологи, детективы, артисты, фотографы, социальные работники, священники. Вот почему шоу-бизнес так активно развивается – туда «размещают» вытесненных из производства и сферы услуг людей. И требования у таких людей минимальны, и духовное развитие их не интересует (лишь бы телефон был моднее), и управлять ими очень легко.

Британский ученый Гай Стэндинг, заимствовав термин у французских коллег, построил интересную концепцию о социальных изменениях. Он говорит о появлении нового класса – прекариата, основа которого – неустойчивость, нестабильность, ненадежность. За элитой, людьми с социальными гарантиями и старым пролетариатом (численность последних двух слоев общества сокращается) следует прекариат, куда входят работающие по временным договорам люди, мигранты, квалифицированная молодежь, которая не может найти работу из-за того, что полученная ими специальность не успевает подстроиться под быстро меняющиеся технологические условия. Это обеспечивает легкость радикализации прекариата: для мигрантов это исламистские или псевдо-исламистские группировки, для молодежи (особенно в Европе) – рост популярности праворадикальных движений и партий. И вместо попытки борьбы с элитой ТНК, затеявшей такой разлом в обществе, эти люди начинают решать проблемы между собой, будучи просто стравленными.

Что же происходит с человеком? Еще в 60-е годы был введен термин «человеческий капитал» - сколько средств нужно вложить в человека, чтобы он начал приносить прибыль. Сперва экономисты вкладывали в это понятие образование, воспитание и развитие профессиональных качеств, а затем расширили, добавив туда элементы потребления (питание, развлечения и т.п.) И это осталось неизменным –я говорю об отношении к человеку только как к инструменту получения прибыли при капитализме. Термин «человеческий капитал» даже употребляется во всех образовательных программах, в концепции образования нашей страны – то же отношение. Духовное развитие и прочее личностное в человеке становится ненужным, потому как увеличивает издержки в той самой формуле стоимости товара. Увы, но в этих условиях нельзя иметь другого образования кроме того, которое работает на технологичный бизнес. И это объективно, а громкие слова о патриотизме – пустой звук. Просто мы не можем говорить ученикам и студентам: «Вы будете встраиваться в общество, а потому нужны нам лишь как функция, управляемый биообъект» Для сегодняшнего студента вообще мало возможностей обсуждать какие-то темы, которые были актуальны для образования прежних времен.

Интересно высказывание Илона Маска, основателя компаний Space X и Tesla Motors, вошедшего в декабре 2016 в состав Форума по стратегии политики при Дональде Трампе. Он считает, что внедрением новых технологий нужно умело управлять, чтобы не было тяжелых последствий. Для этого, по его мнению, надо добиться слияния биологического мозга с цифровым. Основная проблема – пропускная способность, скорость соединения реального мозга с цифровым. По поводу социальных вопросов: «Слияние человека с машиной – это будущее, а ближайший эффект от технологий – это автономные машины. Они могут заменить водителей. Такой процесс может занять до 20 лет, будет быстрым и разрушительным. 12-15 % всех работающих людей останутся без работы, поэтому им нужно найти новые роли» В конце он планирует прийти к идее универсального базового дохода. «За автоматизацией последует лавина дешевых товаров и услуг, но нужно понять, что делать с предназначением человека и какое этот человек будет иметь значение, если оно для многих неразрывно связано с работой. Если твоя работа не нужна – какой в тебе смысл? Поэтому будущее для нас представляется серьезным испытанием»

Под минимальным базовым доходом он имеет в виду некую сумму денег, которую государство будет выплачивать всем независимо от роли человека в обществе и того, работает он или нет. На самом же деле – это попытка оправдать тотальный слом социальной политики (зачем она нужна, если и так платят?), за которой последует и упразднение этого дохода, ведь сопротивляться будет некому.

Если говорить об образовании и тех изменениях, что произошли за этот год: процессы, названные выше, только усилились, а смена руководства оказалась декоративной. Незаметно был принят и так же незаметно прошел проект «Научно-технологическая инициатива» Заговорили активно о нем в 2013 году, когда решался вопрос о том, чем мы должны ответить на санкции.

Дмитрий ПЕРЕТОЛЧИН. Интересно, что попытка свести человека к «функции» или «компетенции» приводит к деградации личности, ведь для того, чтобы открыть или создать что-то новое, у человека должен быть уровень базовых знаний об окружающем мире во всех сферах, и тогда, возможно, на стыке наук, произойдет открытие. Выходит, не так уж и развивает капиталистическая система.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Проект «Научно-технологическая инициатива» должен был создавать новые рынки экспорта высокотехнологичных товаров. В связи с этим были разработаны следующие направления: беспилотные летательные аппараты, сеть управления автотранспортом без водителя, распределенная система энергетики и финансов, система производства и доставки еды и воды, продление жизни и индивидуальная медицина, индивидуальная транспортная система, картографирование головного мозга и создание нового поколения «всемирной паутины». Это исключает индустриализацию и возрождение промышленности для импортозамещения.

Сегодня фактически создается новая система влияния технологических центров. Первое, что нужно выделить, говоря об этих изменениях, это появление внутри групп развитых и развивающихся стран двух подгрупп: зона технологических суперкластеров у первых и зона управляемой нестабильности у вторых. Из зоны суперкластеров выходит продукт технологии, а что берется из других? - талант, который сегодня становится основным продуктом.

На открытии «Научно-технологической инициативы» было сказано о том, что Россия должна стать генератором смыслов и культурных кодов. Также прозвучала мысль, что необходимо капитализировать таланты с детства, превращая группы ребят в компании, которые разрабатывают технологические решения. Урегулировать поведение людей предлагалось с помощью игр (на примере «Покемонов»). Экспортировать, по мнению выступавших, можно и новые методы коллективного мышления.

Кадровым резервом будущего являются нынешние первоклассники, поэтому ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас. Говоря об этом, на открытии программы открыто говорилось, что талантливых детей на данный момент – только 10%. Это считается «группой прорыва», а остальным «нужны психотехники»

Высшие учебные заведения тоже должны перестраиваться по определенной программе, в которой огромное внимание уделяется знанию английского языка и возможности интегрировать знания в мировой опыт.

Зимой из информационных агентств стало известно, что министр образования обратилась к Правительству с просьбой сократить финансирование небазовых вузов на 20 миллиардов. Ректоры этих вузов отнеслись к этому спокойно и не потому, что есть другие источники, а потому, что это заставило их подумать о том, как зарабатывать самим и делать прорывы в рейтингах. Это чисто американская позиция, при которой коммерческий вуз по сути является венчурной компанией, производящей и продающей. На мой взгляд, об этом проекте известно не очень хорошо, надо выводить его на обсуждение широкой общественности.

Развитие английской промышленности способствовало росту экспорта. В 1782 г. вывоз английских товаров оценивался в 13 млн фунтов стерлингов, 1792 г. - уже в 25 млн, в 1800 г. - около 35 млн, в 1815 г. - около 60 млн, т.е. вырос за 33 года почти в 5 раз. В связи с ростом доходов увеличился прирост населения: с 3 % за десятилетие первой половины XVIII в. до 11 % к концу XVIII в., до 14 % за период 1801 - 1811 гг. и до 21 % в течение 1811 - 1821 гг. Городское население значительно возросло за счет сельского. В 60-х гг. XVIII в. в городах Англии население составляло только 1/3, земледелием занималась половина жителей. В 1810 г. городские жители составили уже половину населения и только 1/3 занималась земледелием.

В сельском хозяйстве Англии большие доходы, получаемые от овцеводства, привели к тому, что крупные землевладельцы перестали заниматься земледелием и растениеводством. Фермеры были изгнаны с земли, мелкие землевладельцы (иомены) распродали свои участки. Крестьяне уходили искать работу в города. Внедрение в сельском хозяйстве усовершенствований и новых культур - брюквы в Англии и картофеля во Франции - позволили обеспечить население городов дешевым питанием.

Промышленное производство успешно развивалось не только в Великобритании. Во Франции крупные предприятия создавались и развивались с помощью государства: завод «Ле Крезо» был основан в 1769 г., заводы в Сент-Этьене, угольные шахты в Анзене, Кармо, Але и районе Па-де-Кале, знаменитая ситцевая фабрика в Жуй, основанная Оберкампфом.

Собственно промышленная революция с ее бурным, взрывным характером проходила в период с 1785 по 1825г. Великобритания первой осуществила быстрое развитие своей промышленности, хотя этому мешала континентальная блокада Англии во время Французской революции и наполеоновских войн. Она опередила Францию, разоренную войнами периода Великой революции и Наполеона, и Германию.

Франция и другие страны Западной Европы начали промышлен­ное развитие со времени континентальной блокады, защищенные в этот период от конкуренции английских товаров.

В Англии в XVIII - XIX вв. население за 110 лет выросло более чем в 3 раза, промышленное производство за 60 лет (1810 - 1870 гг.) более чем в 6 раз, экспорт за 90 лет (1780 -1870 гг.) более чем в 14 раз. Импорт рос значительно медленнее, чем экспорт: за 70 лет (1800 - 1870 гг.) примерно в 8,5 раз. Производство отдельных видов продукции росло особенно быстро: за 70 лет (с 1800 по 1870 гг.) добыча каменного угля выросла более чем в 10 раз, производство чугуна более чем в 30 раз, потребление хлопка (производство хлопчатобумажных тканей) более чем в 20 раз. Производство предметов потребления росло значительно быстрее населения: за 60 лет (с 1810 по 1870 г.) - более чем в 4 раза, производство средств производства (за этот же период) - примерно в 9 раз. Но заметно замедление темпов экономического роста в Англии в середине XIX в. Если с 1810 по 1840 г., т.е. за 30 лет, индекс промышленного производства вырос почти в 3 раза, то за следующие 30 лет (с 1840 по 1870 г.) - менее чем в два раза. Причиной этого, по-видимому, стало ужесточение протекционистской политики во Франции, Германии и, особенно в США в середине XIX в., о чем будет сказано далее.


Территория США быстро росла за счет военных захватов у соседей (Мексики) и индейских племен, и покупки у других стран (Франции, России и т.п.) Население быстро увеличивается с 4 млн. в 1790 г. до 9 млн. в 1820 г., до 23 млн. в 1850 г. и до 63 млн. в 1890 г. Значительная часть прироста населения была вызвана иммиграцией из Западной Европы. Число иммигрантов составило в 1870 г. 387,2 тыс. человек, в 1890 г. - 455,3 тыс., и в 1913 г. - 1198 тыс. человек. Иммигранты заселяли пустующие земли и превращались в фермеров, пополняли число рабочих на растущих фабриках и заводах. Для устройства переселенцев еще в 1790 г. было создано особое бюро (land-ofice), которое межевало земли и продавало по цене 1 - 2 дол. за акр. Закон 1862 г. о гомстедах установил отвод участков за плату в 10 дол. (за участок в 65 га) и даже бесплатный отвод земельных участков в 80 - 160 акров при условии их обработки и заселения.

В целях стимулирования развития промышленности в США в 1824 г. был издан покровительственный таможенный тариф со средним размером пошлин в 25 - 50 % стоимости ввозимых товаров. В 1828 г. эти ставки еще более повысили. Сторонники свободы торговли добились некоторого снижения тарифа в 1833 г. и либерального тарифа в 1857 г. Но сторонники протекционизма добились принятия в 1861 г. закона Морриля, по которому ставки таможенного тарифа были резко повышены. Это вызвало восстание южных штатов, не желавших подчиняться таможенному тарифу с высокими ставками. Гражданская война между Севером и Югом закончилась победой Севера и отменой рабства в южных штатах. Впоследствии в 1890 г. было введено особо высокое таможенное обложение при президенте Мак-Кинли. Ставки тарифов были дифференцированы: на продукцию развитых отраслей ставки тарифа были понижены (например, сталелитейной), на продукцию слабых или неразвитых отраслей повышены. Президент получил право запрещать импорт товаров тех стран, которые ограничивают импорт американских товаров. В целом на протяжении XIX в. в США проводилась довольно жесткая протекционистская политика (ставки таможенного тарифа составляли в среднем 60 % от стоимости ввозимых товаров), что способствовало ускоренному развитию экономики США.