Причастный оборот упражнения для тренировки. Упражнения для контроля сформированности у обучающихся умений, формируемых при изучении темы

Причастный оборот упражнения для тренировки. Упражнения для контроля сформированности у обучающихся умений, формируемых при изучении темы "причастия"

Чем отличаются причастный и деепричастный оборот? Упражнения по нахождению обособленных определений и обстоятельств представлены в статье. В ней же даются сведения о формах глагола.

Глагол и особые формы глагола

Глагол является в языке ведущей частью речи, которая сообщает о процессах и действиях, происходящих вокруг. Вместе с существительным он входит в грамматическую основу предложения: Мальчик плывет. Дом строится; а в глагольных односоставных предложениях самостоятельно составляет их предиктивную основу: Вижу! Посмотри. Было поздно. Ему звонят .

Если рассмотреть и деепричастным оборотом, то можно заметить, что в них содержится несколько слов, отражающих процесс, - причастий или деепричастий. И те и другие представляют собой глагольные формы, при этом причастие схоже с прилагательным, так как имеет такую же парадигму склонения и отвечает на вопросы прилагательных: какой? какое? и другие, а деепричастие - с наречием, так как тоже является и отвечает на основные вопросы наречий: как? каким образом?

Причастия образуются от основ глаголов с помощью суффиксов -ащ-,-ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-: кричащий, смотрящий, несущий, пустующий, живший, шедший, определенный, указанный, спетый. Деепричастия - с помощью суффиксов -а-, -я-, -ючи, -учи-, -в-, -ши-, -вши-: крича, запевая, играючи, едучи, посмотрев, принесши, познакомившись.

Например: Заполонившая весь сад трава росла густо, не давая возможности вырасти культурным растениям. В данном предложении представлено четыре разных глагольных формы: росла - глагол прошедшего времени, женский род, вырасти - инфинитив, заполонившая - причастие, не давая - деепричастие. Можно заменить причастие прилагательным, а деепричастие - наречием: Зеленая трава росла густо, и возможности вырасти у культурных растений было немного. В предложении сохранился главный смысл, но утеряны дополнительные действия, которые отражали причастный и деепричастный оборот. Упражнения из таблицы ниже помогут научиться находить глагольные формы и отличать их друг от друга.

Упражнения на нахождение глагольных форм

Задание Текст задания
Из текста выпишите три причастия Была гроза, сопровождающаяся устрашающим громом и огненными молниями. Миша, как учил его дед, спрятался под кустарником, расположенным в низине. Вдруг послышался сильнейший раскат грома, а затем звук, напоминающий шипение змеи. Это молния попала в дерево в десяти шагах от домика лесничего.
Из текста выпишите все деепричастия Не отрывая глаз, Яша смотрел на зарю. Почему-то в это время суток ему всегда хотелось, стоя на мансарде и смотря вдаль, размышлять о вечном. То он задавался вопросом, почему птицы так красиво летают, то его волновал вопрос о происхождении Солнца, то задумывался о дальних странах, мечтая путешествовать.

Причастный оборот как обособленное определение

Причастным оборотом называется конструкция причастия с зависимым словом. Так, предложение: Цветущий сад был красив - без причастного оборота, а предложение: Цветущий на даче сад был красив - имеет причастный оборот, так как у причастия есть зависимое слово: цветущий (где?) на даче.

Построение причастных оборотов может быть разным, но данная синтаксическая единица обязательно представляет собой причастия с зависимыми словами.

Причастный оборот требует обособления, если стоит после главного слова: Грибы, набранные всей семьей, лежали теперь на скамье под сосной; если зависит от личного местоимения: Мечтающий о поездке в Конго, он оформлял визу - или имеет дополнительное уступительное или причинное значение: Уставшая от шумных посетителей, Лена еле добралась домой.

Ошибки при употреблении причастных оборотов

Употребляя в речи причастный оборот, ошибки можно допустить как пунктуационные, так и грамматические. встречаются при неверном определении границ синтаксической единицы, при невнимательном прочтении предложения с причастным оборотом и при отсутствии теоретических знаний об условиях его обособления.

При употреблении причастных оборотов связаны прежде всего с неуместным использованием причастного оборота в предложении и с неправильным согласованием причастия с главным словом. Например: Северный баскетбольный клуб приехал в родной город, удачно сыгравший на чемпионате. (Верный вариант: Северный баскетбольный клуб, удачно сыгравший на чемпионате, приехал в родной город ).

как обособленное обстоятельство

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастие и деепричастный оборот всегда обособляются. Их выделение запятыми не зависит от месторасположения относительно главного слова. К примеру: Они приехали, не предупредив. Галя, увидев красивый букет в его руках, сразу успокоилась. Слушая, Коля делал записи. Не требуют обособления лишь те деепричастия, которые входят в состав фразеологических оборотов: Спустя рукава он работал весь сезон. Ребенок прислушивался затаив дыхание - или перешли в наречия: Толя читал не торопясь. Он рассердился не шутя.

Причастный и деепричастный оборот: упражнения

В таблице ниже приведен ряд заданий на нахождение обособленных членов, выраженных причастным или деепричастным оборотом.

Задание Текст задания
Из текста выпишите обособленный деепричастный оборот Маша, перебирая подаренные ей открытки, вспомнила свой первый праздник. Это был ее седьмой день рождения. Мама напекла булочек и пирожков, чтобы Маша угостила своих одноклассников. Она была счастлива организовать чаепитие для всех ребят, которые встретили ее у порога школы с огромной корзиной фруктов.
Среди предложений найдите то, в котором есть причастный оборот.
  • Кот, который спугнул цыплят, спрятался под гнездом.
  • Рыбак, поймавший окуня, возвращался на берег.
  • Анна, моя соседка снизу, работала в санатории.
Из текста выпишите деепричастие и деепричастный оборот. Спрыгнув с высокого дерева, Паша побежал на пруд. Здесь он встретил своих друзей. Искупавшись, они стали рассказывать друг другу истории, произошедшие с ними за этот год.

Причастный и (упражнения из таблицы это подтверждают) вносят в предложения значение дополнительного действия. Они, являясь обособленными членами, лишь сопровождают основной процесс, заключенный в сказуемом.

Причастный и деепричастный обороты: примеры из литературы

Предложения с причастным и деепричастным оборотом нередко встречаются в художественных произведениях. "Океан, ходивший за стенами, был страшен", "Малый помолчал и, сбив кнутом прилипшего к лошади крупного овода, сумрачно ответил" (И. А. Бунин). "То с утра до утра шел не переставая мелкий... дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь..." (А. И. Куприн). "Покрытые инеем, они уходили в неясную, озаренную даль..." (В. Г. Короленко).

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 2. Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки пунктуации.

А. 1.Списки эти валялись в рассохшихся шкафах захолустных военных канцелярий. 2.0 человеке загнанном в эту пустыню начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели на пожилого солдата с желтым лицом и добрыми глазами бродившего по пустыне. 4.Семь лет Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие сердце звуки военного горна. 5.Слуга сидел у стола и лениво отковыривал ногтем воск на чадящей свече. 6.Дымные тени от недавно распустившихся берез шевелились под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу. 8.Сваты повязанные вышитыми рушниками степенно пили пшеничную водку и закусывали розовым салом и квашеной капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица. 10.Только брехали по всей станице собаки встревоженные ночным выстрелом.

Б. 1.Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. 2.На столике около зеркала, на его морской фуражке лежала изорванная и измятая коробка "Казбека". 3.Только равномерно поскрипывали сходни переброшенные на берег. 4.Мельница эта вся тряслась от старости окруженная обильными брызгами и потоками воды. 5.Охрипший громкоговоритель передавал местные новости. 6.Разве не прекрасна каждая травинка наполненная пахучим соком и каждое летучее семечко липы? 7.Когда погасала очередная вспышка, гасли и здания, будто они сами являлись источником этого пульсирующего огня. 8.Позванивала подо льдом в арыках вода, и, как исполинские зимние розы, расцветали в палисаднике облепленные мохнатым снегом замерзшие цветы рудбекии. 9.Маленькие радуги дрожат над шумящими мельничными колесами, брызжут водой на черные прибрежные ветлы. 10.Котенок сидел под диваном, дрожал от охотничьего азарта и ловил растопыренной лапой то кружево, то легкий носовой платок пролетавшие мимо.

В . 1.Где-то вскрикнула и закудахтала испуганная курица. 2.Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки. 3.Неожиданно футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку. 4.На столе горами лежал табак высыпанный из коробок. 5.Часто падали пожелтевшие лепестки. 6.Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья. 7.Желтые чайные розы казались молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем. 8.Все говорили мало и прислушивались к то возникавшему, то затихавшему в темноте колокольному звону. 9.От вокзала до монастыря стоявшего на высоком зеленом холме было два километра. 10.Художник подошел к картине висевшей на стене и закрытой холстом и снял холст.

Г. 1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. 3.Дагни почувствовала порыв ветра исходивший от музыки и заставила себя успокоиться. 4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. 5.Слепо блестели окна особняков избитых во время блокады осколками снарядов. 6.Я сидел под мигающей свечой и читал в растрепанной книге журнала “Современный мир” бунинский рассказ “Илья Пророк”. 7.Пожалуй, только запах насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни. 8.Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках. 9. Проснулся я от далекого гула уходящих бомбардировщиков. 10.Падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьями из дома.

Д. 1.В глубине были видны не успевшие еще дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей. 3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4.Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 5.За ее спиной в плетеной сумочке висели баранки посыпанные маком. 6.Мы подошли к дому окруженные взволнованными лающими собаками. 7.Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан. 8.Святославская улица застроенная скучными доходными домами из желтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами. 9.Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами. 10.Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Из К.Паустовского

Упражнения по теме "Причастие"

Упражнение 1 .

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А ) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Предложения с причастным оборотом (примеры): Я увидела кота, лакающего молоко из миски. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону. В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну. На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню. Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника. Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Упражнения по теме «Причастие. Причастный оборот» 7 класс

Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.

Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени.

В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; в улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Упражнение 4. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»

1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3) Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием. (И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9 ) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И. Тургенев)

Упражнение 5. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие - страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.- Артист, . . . школьным дра­матическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участ­нику спектакля (руководящий , руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.- Большая работа, . . . юн­натами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделав­ший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.- Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.- Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,- Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Упражнение 6. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множествен­ного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных гла­голов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактиро­вать, контролировать, ненавидеть, поддерживать , побуждать, изоб­ражать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, из­менять.

Упражнение 7. Перепишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действи­тельные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлю­щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водо­падом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось блед­ностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.)

Упражнение 8. Перепишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся,- двумя, Сделайте разбор причастий из первых трёх предложений.

В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, сту­паем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвав­шись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в (зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружаю­щий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюп­ка, (нагружённый) для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)

Упражнение 9. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких исполь­зуйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в причастиях под­черкните.

    Организовать - организованный - организован - организована - организовано - организованы; основать, приковать, из­жевать.

    Внести - внесённый - внесён - внесена - внесено - вне­сены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просве­тить, посвятить, решить.

    Возложить - возложенный - возложен - возложена - воз­ложено - возложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть.

Упражнение 10. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распро­странённые определения. Место их до или после определяемого слова выбе­рите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака ( розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доно­сились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). 5) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6) Пастух под­ходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 8) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

Упражнение 1 .

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А ) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А ) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А ) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А ) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А ) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Цели урока:

  • образовательная: повторить правописание суффиксов действительных и страдательных причастий; правописание «не» с причастием; закрепить умения и навыки правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте;
  • воспитательная: выработать навыки взаимодействия в группе;
  • развивающая: развивать речь, словарный запас, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: памятки для учащихся о правилах групповой работы, орфографические словари, учебники.

Ход урока

Технологическая карта урока

В классе сформированы 4 группы. Каждая группа получает свою тему:

  1. Причастный оборот.
  2. «Не» с причастием.

I. Стадия вызова.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, ребята знакомятся с памятками, лежащими на партах:

  1. Общайся в группе с любым партнером или партнерами.
  2. Работай активно, серьезно относясь к порученному заданию.
  3. Будь вежлив и доброжелателен к партнерам.
  4. Помни: ты отвечаешь не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.

Урок требует специального оборудования. Парты расставлены таким образом, чтобы за ними могли работать 4 группы по 4-5 человек, чтобы никто из учеников не сидел спиной к доске.

II. Стадия осмысления. Стратегия «Зигзаг».

Каждый участник в группе выполняет свою роль: лидер – тот, кто руководит обсуждением, дает слово членам группы высказать свое мнение по очереди; фиксатор – тот, кто записывает идеи; иллюстратор –тот, кто записывает незнакомые слова, проводит словарную работу; репортер – тот, кто излагает классу.

Каждая группа получает свое учебное задание, которое состоит из 4 частей.

Этап 1.

Учебное задание №1

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Часть I.

Правила правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные суффиксы действительных причастий настоящего времени-ущ-, -ющ-, -аш-, -ящ-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Сраж…щийся взвод, хлоп…ая хозяйка, трепещ…ий листок, волну…ая новость, стел…ийся туман, пряч…ийся ребенок, та…ий снег, кача…ийся паром, хлещ…ие брызги.
  2. Готов…ийся к экзамену студент, пил…ие дрова ребята, стро…ееся здание, кле…ие игрушки дети, тяжело дыш…ий бегун, слыш…ийся издали голос, верт…ийся на ветру флюгер.

Часть 2.

Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

  1. Играл – игравший; писать, выполнять, работать, показать, показаться, остаться.
  2. Бросил – бросивший; написать, выполнить, ответить, трудиться, добиться, занять, явиться, скрыться.
  3. Зарос – заросший; промокнуть, замерзнуть, погибнуть, спасти, нести, спастись, нестись.
  4. Идти – шедший; прийти, подойти, пройти, уйти, войти, выйти, найти.

Часть 3.

Образование действительных причастий. Согласование причастия с определяемым словом. Место зависимого слова.

Упражнение. Замените предложения сочетаниями «Существительное + действительное причастие» (настоящего и прошедшего времени) с зависимым словом.

Запомните: зависимое слово при причастии ставится в том же падеже, в котором оно стоит при глаголе.

Образец:

Девочка ухаживает за цветами

Девочка, ухаживающая за цветами.

  1. Летчик управляет самолетом.
  2. Знатный строитель руководить бригадой каменщиков.
  3. Рабочие Мирного добывают алмазы.
  4. Ученые наблюдали за полетом космического корабля.
  5. Члены кружка проводили опыты по физике.

Часть 4.

Правописание падежных окончаний действительных причастий.

Упражнение. Просклоняйте словосочетания «Действительное причастие настоящего и прошедшего времени + существительное». Составьте 4-5 предложений (по выбору).

Победившая группа, соревнующийся отряд, развевающееся знамя, борющиеся спортсмены.

Учебное задание №2

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Выполнить данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Правила правописания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-), -им-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Волну…мый, контролиру…мый, поддержива...мый, забыва…мый, реша…мый, изменя…мый, оценива…мый, прислушива…мый, вед…мый, нес…мый.
  2. Цен…мый, хран…мый, сравн…мый, замен…мый, слыш…мый, вид…мый, завис…ый, движ…мый, слыш…мый.

Часть 2.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени и запишите. Обозначьте суффиксы причастий.

Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

Запомните: при помощи суффикса -нн- причастия образуются только от глаголов на -ать(-ять).

  1. Вызвать – вызванный; послать, указать, собрать.
  2. Посеять – посеянный; засеять, потерять, обстрелять.
  3. Настроить – настроенный; получить, проверить, просмотреть, выполнить.
  4. Застеклить – застекленный; привезти, привести, испечь.
  5. Одеть – одетый; застегнуть, забыть, закрыть, разбить.

Часть 3.

Образование действительных или страдательных причастий. Согласование причастия с определяемым словом.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные или страдательные причастия и согласуя их с определенными сущесвительными. Перескажите содержание отрывка «В музее П.И. Чайковского».

В домике (стоять) на окраине Клина, расположен музей Чайковского. Здесь хранятся личные вещи композитора, бережно (охранять) работниками музея. Материалы, (собрать) в музее, говорят об огромной напряженной работе Чайковского. Экскурсанты, (посещать) музей, слушают здесь бессмертную музыку Чайковского. Оперы, (создать) великим композитором, знают и любят во всем мире. (А. Васильев).

Часть 4.

Полные и краткие страдательные причастия. Согласование кратких страдательных причастий с существительными.

Упражнение. Запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, образуя от данных глаголов. Обозначьте суффиксы. Составьте 4-5 предложений.

Запомните: в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква н.

  1. Создать – созданный – создан – создана; придумать, написать, потерять.
  2. Выполнит – выполненный – выполнен – выполнена; составить, отметить, построить.
  3. Изобразить – изображенный – изображен – изображена; принести, изменить, осветить.
  4. Подчеркнуть – подчеркнутый – подчеркнуть – подчеркнута; открыть, принять.

Учебное задание 3

Вспомните образование причастного оборота и правила расстановки знаков препинания при нем. Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках. Составьте связный текст и озаглавьте его. Подчеркните в причастиях суффиксы. Подумайте, какое это причастие.

Образец: Рабочие увидели медведя. (Они рубят лес) – Рабочие, рубящие лес, увидели медведя.

  1. Рабочие увидели медведицу. (Они строят дорогу).
  2. Вскоре появился и медвеженок. (Он беззаботно переваливается с боку на бок).
  3. Медведица скрылась. (Она была испугана криками).
  4. Медвежонок вскарабкался на дерево. (Он почувствовал опасность).

Часть 2.

Упражнение. Спишите текст «Горки Ленинские». Расставьте запятые в предложениях с причастным оборотом. Объясните расстановку знаков препинания.

Село Горки находящееся на высоком берегу реки Пахры знают трудящиеся всего мира. Здесь Дом – музей В.И. Ленина. Дом – музей посещают люди приезжающие со всех концов Советского Союза. В комнатах музея хранятся экспонаты рассказывающие о жизни и деятельности В.И. Ленина. В столовой на столе покрытом клеенкой стоят самовар и посуда. За этим столом собиралась семья Ульяновых. Прямо дверь ведущая в кабинет Владимира Ильича. Посетители видят лежащие на столе книги Горького и Джека Лондона.

С волнением осматривают люди места связанные с жизнью великого вождя.

Часть 3.

Упражнение. Вставьте окончания причастий, согласуя причастия с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. Объясните расстановку знаков препинания. Обозначьте суффиксы в причастиях.

  1. Я получил письмо от друга живущ… в городе.
  2. Их отряд взял шефство над малышами поступивш… в этом году в первый класс.
  3. В первой комнате собраны экспонаты отражающ… жизнь якутского народа.
  4. В школе состоялась встреча с гостями приехавш… из разных городов республики.

Часть 4.

Упражнение. Запишите предложения, вставляя причастный оборот в трех вариантах:

  1. Чтобы было две запятых.
  2. Чтобы было одна запятая.
  3. Чтобы не было запятой.

Обозначьте суффиксы в причастиях. Определите, какое это причастие (действительное или страдательное).

Образец: собака, встретившая нас, залилась громким лаем. Громким лаем залилась собака, встретившая нас. Встретившая нас собака залилась громким лаем.

  1. Дорогу занесло снегом (ведущую к избушке).
  2. В избушке было холодно (стоявшей под горой).
  3. Дочь лесника увидела небольшого лосенка (собиравшая землянику).

Учебное задание 4

Вспомните правописание «не» с частями речи: с существительным, прилагательным, глаголом, причастием.

Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание «не» с частями речи. Составьте 4-5 предложений.

  1. Говорить (не)правду, увидеть (не)ряху.
  2. (Не)правдивый рассказ, (не)ряшливый вид.
  3. (Не)знать ничего, (не)навидеть ложь.
  4. (не)выполненная работа, (не)доумевающий взгляд.

Часть 2.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните суффиксы причастий. Объясните правописание «не» с причастием. Составьте 4-5 предложений.

  1. (Не)прочитанная, а просмотренная книга.
  2. (Не)вызубренные, а осознанные знания.
  3. (Не)законченное, а начатое сочинение.
  4. (Не)отравленная, а забытая телеграмма.

Часть 3.

Упражнение. Подберите к данным словосочетаниям зависимые слова. Обозначьте суффиксы причастий. Объясните правописание. Составьте предложения.

  1. Непрочитанная книга, невыполненная работа, нескошенная трава.
  2. Неисследованный край, непостроенный дом, неопубликованный очерк.
  3. Ненаписанное сочинение, незаконченное задание, нераспечатанное письмо.

Слова для справок: мною, вчера, осенью, учеными, еще, бригадой, в газете, дома, вовремя, в срок.

Часть 4.

Упражнение. Просклоняйте следующие словосочетания: неосвещенная дача, несобранный урожай, незаконченное представление. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 6 предложений.

Полные страдательные причастия с «не» переделайте в краткие. Объясните правописание «не» с кратким страдательным причастием.

Этап 2.

После того как в группах закончили задание, приглашаются эксперты. Каждая экспертная группа получает правильные ответы. Эксперты отвечают на вопросы: Что такое причастие? Как образуются действительные и страдательные причастия? Для чего нужно знать спряжение глаголов? Как правильно выделять на письме причастный оборот? Как правильно писать «не» с причастием?

Задание для экспертной группы 1

  1. Как нужно отличать причастие от глагола?
  1. Правильно определите вид глагола. Помните, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.
  2. Чтобы образовать причастия настоящего времени, надо сначала найти форму 3 лица множественного числа:

Слышать – слышат – слышащий;
Видеть – видят – видящий;
(от глаголов II спряжения)

  1. Образуйте от возвратных глаголов причастия. Помните, что от глаголов на «-ся» образуются также возвратные причастия, имеющие частицу «-ся».

Задание для экспертной группы 2

  1. Определите, что обозначает страдательное причастие? Чем отличается от действительного?
  2. Образуйте страдательные причастия настоящего времени с помощью суффикса: «ем» (от глаголов I спряжения); «им» (от глаголов II спряжения).
  3. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов «-нн-», «-енн-», «-т-».
  4. Образуйте краткую форму страдательных причастий. Помните, что в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква «н».

Задание для экспертной группы 3

Запомните порядок выделения причастног оборота:

  1. Найдите в предложении прчастие.
  2. Найдите слова, которые зависят от него.
  3. Определите, где стоит слово, к которому относится причастие.
  4. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, поставьте запятую.
  5. Если предложение продолжается после причастного оборота, поставьте еще вторую запятую.

Задание для экспертной группы 4

Правописание «не» с причастием.

1. Пиши «не» с причастием слитно, если:

  • «Не» является приставкой (непрочитанная книга);
  • Причастие без «не» не употребляется (неодумевающий взгляд).

2. Пиши «не» с причастием раздельно, если:

  • Есть противопоставление (не прочитанная, а просмотренная книга);
  • Есть зависимое слово (не прочитанная мною книга);
  • Краткое страдательное причастие (книга не прочитана).

Этап 3.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, исправляя ошибки в выполненных заданиях.

Этап 4.

Групповая отчетность.

Каждая группа готовит презентацию своего материала. Выступающие рассказывают о том, над какой темой работали, какое задание выполнили, к какому выводу пришли, что они хотели бы пожелать другим командам.

III. На стадии рефлексии учащиеся должны составить сводную таблицу по теме «Причастие».

Сводная таблица примерно может быть такой:

Действительные Страдательные Причастный оборот «Не» с причастием
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время Слитно Раздельно
1. –ущ-

Пишут - пишущ ий.

2. Читают–читающ ий.

Слышать – слышащ ий.

Видят – видящ ий.

1. -вш-

Прочитал – прочитавш ий

2. нес – несш ий

1. –ем–

Уважаем ый

2. –им

руководим ый

1. -нн-

Прочитанн ый

2. -енн-

Увиденн ый

забыт ый

Книга, прочитанная мною, очень интересная.

Очень интересная книга, прочитанная мною.

Прочитанная мною книга очень интересная

Не-приставка.

Непрочитанная книга.

Не-часть корня.

Недоумевающий взгляд.

Есть противопоставление.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Есть зависимость.

Не прочитанная дома книга.

Прчастие краткое.

Книга не прочитана.

Обучение в сотрудничестве на уроке имеет много преимуществ перед традиционными уроками: каждый ученик в группе работает активно, повышается его ответственность перед товарищами, учащиеся работают сообща, помогая друг другу. Подобная совместная учебно – познавательная деятельность эффективна именно на обобщающих уроках, где ученики имеют возможность применить полученные знания и умения на практике.

Использованная литература:

  1. С.В. Столбунова. «Как построить нетрадиционный урок русского языка», М. Педуниверситет «Первое сентября», 2006 г.
  2. Проблема современного литературного образования, Якутск, 2005 г.
  3. А.Д. Семенова. «Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности», Якутск, 2005 г.