Святые европы. Паломничество и поклонение православным святыням в европе

Святые европы. Паломничество и поклонение православным святыням в европе

По Европе 2019

Паломнические туры по Европе для православных существуют уже относительно давно. В самом общем смысле можно выделить следующие сложившиеся маршруты по европейским странам:

Паломничество в Грецию

Паломнические туры в Италию

Паломнические туры по Франции, Германии, Бельгии, Люксембургу, Швейцарии (Западная Европа)

Паломнические туры в Испанию, Португалию (Южная Европа)

И если паломничество в Грецию, исконно православное государство, а также в Италию- с бесчисленным множеством христианских реликвий, хоть и хранящихся и в католических храмах, считается привычной классикой, то поездки к святыням Западной Европы - норма, также уже претендующая на закономерность за последние лет 10-15. Для выбора паломнической программы в Европу стоит определиться, на чем Вы хотели бы поставить акцент-посещение конкретных святынь (к примеру, есть стремление поклониться главе Иоанна Крестителя в Амьене во Франции, или мощам свт. Равноап. царицы Елены в Трире Германии, или главам первоверховных апостолов Петра и Павла в Риме в Италии) или же конкретных стран и познакомиться с их реликвиями.

Воспользоваться помощью профессионалов в подборе паломнического тура (паломнической экскурсии) по Европе: указывайте Ваши даты, бюджет поездки, конкретные страны или святыни, которые Вас интересуют):

Православное паломничество по Европе- удивительный шанс посмотреть на другую Европу. Другую во всех смыслах этого слова. Рождественская Франция и новогодняя Германия рекламируются сплошь и рядом: туры в Париж на Новый год и т.д. Вообщем, никакой уникальности: вам предложат стандартный набор экскурсий, останется выбрать их сочетание. Неплохо. А если Вы хотите большего? Все знакомо и не впечатляет? Или, наоборот, никогда не были в этих странах и боитесь промахнуться? Что же, все подходит под определение этого авторского тура: уникальное сочетание экскурсионной европейской классики и православной составляющей.

Есть ли паломничество в Западной Европе?

Для тех, кто боится слова « паломничество »- объясняем, что диковина этого тура такова, что никто на вас не давит: здесь встречаются и воцерковленные люди и уставшие от одностороннего подхода туристы, любители Европы. На самом деле в РФ четкого представления о паломничестве не существует: закон никак это понятие не обособляет, оставляя нам поле для фантазии. И оно, скорее, и правильней. Но если путешествие с целью поклонения святыни, посещения монастырей, к примеру, у обывателя в голове укладывается, ассоциируется порой с аскетизмом, скромными условиями пребывания, то уж в Германии или Франции представить скудность в пути, останавливаясь в комфортных отелях, человеку совсем трудно. Это говорит

Лишь о том, что нас ничто не заставляет вп исываться в узкие рамки сложившихся представлений. Поклонение христианским святыням в Европе - это течение всего, пожалуй, последнего десятилетия. Но это неоспоримый факт: фрагмен тарные выезды прев ратились в регулярные маршруты. Католики, в чьих храмах в 80% случаев пребывают реликвии, идут навстречу, разрешают православным совершать молебны, в дни праздников даже литургии. В католической традиции мощи почитают, но не поклоняются. О том, что течение православного паломничества идет говорит даже то, что раньше Терновый Венец Спасителя в Нотр Даме выносили раз в год - страстную пятницу, теперь каждую первую пятницу месяца. И каждый наполняет такое путешествие в зависимости от своей готовности впитывать или просто созерцать. Как-никак европейская толерантность)

Православные святыни в "бездуховной" Европе

Стоп! Но о каких православных ценностях можно говорить в бездуховной Европе? Да, стоит внимательно изучить план поездки: каждый день встреча со святынями, главная из них – Терновый Венец Спасителя в соборе Нотр Дам в Париже, а также мощи свт. равноап. Цар. Елены и равноап. Марии Магдалины, глава Иоанна Крестителя в Амьене и др. В рождественскую ночь литургия в храме Александра Невского, рядом с которым знаменитый в Париже ресторан Петроград. А вы когда-нибудь видели потомков первой волны мигрантов еще из российской империи (1917г.)? Да, многие из них – прихожане этого храма. Рядом находится кваретира кинорежиссера Никиты Михалкова и историка моды Александра Васильева, которого, кстати, тоже можно увидеть на праздничной службе. А город Трир, родина Карла Маркса, наведет на милый парадокс - как основателю классовой теории могли прийти мысли в таком славном городе? Правда, это не шутка для китайцев, приезжающих в Трир именно для визита в музей великого идеолога. Вот кто может составить конкуренцию нашим паломникам в дивном городке, бывшей северной столице Римской Империи.

Для паломника, которому программа покажется слишком «легкой»: духовную пищу можно рассматривать как обычную: с десертами и прозаичными трапезами, так вот: эта программа - несомненно десерт! Практики найдут здесь однозначный плюс в нераздельности экскурсий: гиды работают с вами от первого до последнего дня; в отличие от обычных туров, где 3-4 часа - и «до свидание». Дополнительные экскурсии не продаются и не навязываются: график настолько насыщенный, что свободного времени мало и так. Публика собирается из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Минска. В группе часто присутствуют священники, духовные лица.

Об особенностях автобусного варианта программы

Программа выстроена грамотно, мало длительных переездов, но все-таки есть один ночной переезд на обратном пути после обязательного отстоя автобуса в Варшаве. Потом сразу на поезд в Брест. Это время может показаться очень утомительным, так как проходя границу между Польшей и Белоруссией , никогда не знаешь, как долго это затянется. Плюс и он же минус в большем количестве дней-13 против 8 в авиатуре. Зато есть возможность встретить НГ в Берлине и побывать там на литургии, а также посетить Постдам.В остальном, за исключением более низкой цены (разница в 20 000 рублей и больше складывается из-за цены авиабилета на высокие даты) принципиальной разницы нет.

Паломнические туры на Святую Землю (Израиль) 2018

Паломничество в Грецию 2018: программы и цены

Паломничество на Святой Афон 2018: туры и цены

Часто россияне, в том числе и воцерковленные, когда слышат о паломничествах по Западной Европе, задают вопрос: » Откуда православные святыни в Западной Европе? Перед, чем там можно молиться? Всем известна Святая Земля, Греция, но при чем здесь Западный мир?»

Отвечают руководители Паломнического и культурно-просветительского центра Св. апостола Фомы в Европе Тимофей и Эльвира Китнисы.

Люди забывают, что и у нас и у западных христиан совместная тысячелетняя история до раскола Церкви 1054 года, а соответственно и общие святыни и святые. Просто внимательно нужно смотреть наш церковный Православный календарь, там это все отражено. Многие святыни относятся именно к тому периоду, а многие вывезены с православного Востока во время Крестовых походов. К примеру, в печально известном IV Крестовом походе 1204 года крестоносцы захватили Константинополь, а там находилось огромное количество святынь, которые затем и оказались на Западе.

Именно так на территории Западной Европы появились: Терновый Венец Спасителя, Глава (вернее, лицевая часть) святого Пророка и Крестителя Иоанна, Туринская Плащаница. Некоторые святыни, оказались в Западной Европе в качестве благочестивых даров Константинополя и Рима – варварским королевствам, для укрепления их в вере Христовой. Множество святынь пришло в Европу при Карле Великом, когда король утверждал в вере Христовой империю франков. Нужно сказать, что Карл не только создавал империю, но и проводил христианскую миссию среди саксов и других варварских народов.

Именно в первое тысячелетие истории еще не разделенной Церкви устанавливаются древнейшие паломнические пути. Один из самых известных на сегодняшний день – это путь святого апостола Иакова , к его мощам в Сантьяго – де – Кампостелла в Испании. Первые паломнические путеводители XII-XV вв.. можно назвать самыми настоящими инструкциями для паломников. Кроме того, в них рассказывается, как, например, бичуются лодочники, которые бессовестно обирают людей, желающих переправится через реку. Поэтому история, традиции паломничества складываются достаточно давно. А само понимание паломничества, как образа духовного подвига относится к первым векам христианства.

Первые паломники – это люди, которые шли, например, в Рим, где были гонения на Церковь , и среди христиан уже появились первые мученики. Люди издалека шли к их гробам, чтобы помолится, попросить у них заступничества перед Господом, порадоваться, что у Христа появились новые мученики. Это первая форма паломничества. Зачастую власти выставляли засады в тех местах, где были гробы мучеников, определяя, таким образом, христиан. Одним словом, святыни появились в Западной Европе уже в первые века истории Церкви, и их действительно можно назвать Вселенскими святынями.

Например, мощи мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии , которые вот уже более 1200 лет назад были принесены в маленький городок Эшо (русский перевод – «Ясеневый остров») , рядом со Страсбургом, или Глава св. царицы Елены - в германском городе Трире .

В России им посвящено множество храмов, их имена так близки русскому человеку так, что даже забывается, что события их земной жизни проходили на территории современной Европы. Ведь святые мученицы приняли мученический венец в Риме, а св. царица Елена начинала свою равноапостольную проповедь в Трире, где сохранился дворец ее сына св. Константина, куда она передала из Иерусалима часть Хитона Господа Иисуса Христа . Когда люди узнают об этом, они начинают совершать поездки в Европу, молиться этим святым, обращаться к их небесному заступничеству.


Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни - здесь просияли Ксения Петербуржская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней


Греческий остров Корфу позволяет совместить летний отпуск на море с паломничеством и средиземноморский загар - с осмотром достопримечательности разной степени древности. Кроме храма святителя Спиридона Тримифунтского и его мощей, на острове множество святынь


Лето – пора отпусков, многие наши сограждане предпочитают проводить свой летний отпуск в Турции, чьи курорты очень популярны у русских туристов. Малая Азия, то есть территория современной Турции – колыбель восточного христианства, земля богатая уникальными христианскими памятниками. Одно из уникальных исторических мест современной Турции – город Изник, или Никея, родина двух вселенских соборов и православного Символа веры, который мы читаем за каждой литургией.


Православная семья: папа (37 лет), мама (40 лет), Миша (10 лет) и Маша (9 лет) за 21 день в августе 2007-го на старенькой машине проехали 12 тысяч километров по территории шести государств, искупались в пяти морях и поклонились малоизвестным православным святыням Ближнего Востока. Оказалось, для этого нужна только решимость, немного денег на бензин и пара виз, которые в Москве можно получить за час!


Перед поездкой в Закарпатье нас несколько раз спрашивали: «А вы не боитесь? Это же Западная Украина! Там же национализм!». Но мы почему-то не боялись.


Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть - как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.


Тема нового, июньского номера журнала Нескучный сад о путешествиях. Сейчас модно путешествовать по Европе. А знаете ли вы, какие в Европе есть святыни, которых нет в России? Итак – главные святыни Европы в журнале Нескучный сад в июне


Когда лет двадцать назад начали организовывать первые паломничества к святыням Западной Европы, удивление многих православных вызывал сам факт: какие ж на Западе могут быть «святыни»? Вспомнили историю, неразделенную Церковь, признали - святые в Европе есть. Но вопросы остались: а как же, если «наш святой» (неразделенной Церкви) лежит в их католическом храме? Или «наша икона» - там же? Как вести себя в этом храме? Оказывается, в свое время эти вопросы волновали даже архиереев-эмигрантов


Самому древнему паломническому маршруту Европы - пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима»


В Париже, на острове Сите, в главном храме Франции - соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), выстроенном, между прочим, на пожертвования граждан: королей, епископов и горожан, хранится одна из величайших святынь христианского мира - Терновый венец Спасителя


Еще до середины XX века в Бельгии о Православии почти никто не слышал, а если и слышал, считал сектой. Сегодня единственный мужской православный монастырь страны во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Московского Патриархата) - один из главных паломнических центров для всех бельгийских христиан


18 лет назад в Америке были обретены мощи свт.Иоанна Шанхайского. В конце сентября Церковь празднует это событие. О том как были обретены мощи святителя корреспонденту журнала «Нескучный сад» рассказывает очевидец, протоиерей Петр Перекрестов:


Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Итак, перед вами июньский номер "Нескучного сада". Тема номера - Главные святыни Европы

Как известно христианская Церковь не всегда разделялась на Католическую и Православную. Так сложилось, что в 1054 году после Рождества Христова произошел трагический раскол между Восточной и Западной Церквами. В наследие от прежней целостности остались общие святые, прославившиеся своими житиями до разделения Церквей. Многие из них подвязались здесь в Европе. И мы, заходя в католические храмы, не подозреваем о том, что там хранятся мощи святых, почитаемых Православной Церковью.

Также в XII и ХIII веках в результате Крестовых походов в Европу попало большое количество христианских святынь. Не мало их храниться и на немецкой земле.

1. АХЕНСКИЕ СВЯТЫНИ

Каждые 7 лет Ахен приглашает на праздник, центром которого является поклонение четырем из многих реликвий, которые находятся со времен Карла Великого в Дворцовой Капелле. Это изделия из ткани, почитаемые как туника (платье) Девы Марии (по преданию она была на Божией Матери в Святую ночь); пелены, которыми Мария перепеленала младенца Иисуса; полотенце, на которое положили главу св. Иоанна Крестителя после ее усекновения, а также повязка с чресел Господа нашего Иисуса Христа.

Реликвии – главные святыни Дворцовой капеллы, построенной Карлом Великим по его плану. По преданию, реликвии, связанные с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, Девы Марии и других святых Нового Завета, Карл Великий получил от Папы, которому они были переданы посланниками из Константинополя и Иерусалима.

2. СОБОР СВЯТОГО КОРНИЛИЯ КОРНЕЛИМЮНСТЕР.

Святыни Собора св. Корнилия связаны исключительно с Иисусом Христом и называются библейскими или евангельскими:

  1. Лентион или полотенце Господа, которым Он препоясался (Ин. 13:4) перед тем как умыть ноги ученикам на Тайной Вечери;
  2. Синдон или погребальное покрывало (Лк 23:53), которое было, согласно преданию, использовано Иосифом Аримафейским при погребении Иисуса;
  3. Судáрь, согласно преданию это плат, (Ин 20:7) которым в соответствии с иудейскими обычаями покрыли голову умершего Иисуса.

Научные исследования этих тканых реликвий подтверждают их античное и ближневосточное происхождение. Три эти тканые реликвии находились сначала в Ахене, вместе с другими святынями, которые Карл Великий подарил своей Дворцовой Капелле. Людвиг Благочестивый, его сын и наследник, взял их из реликвария и передал церкви св. Корнилия в местечке Корнелимюнстер, расположенном в долине р.Инде (10 км южнее Ахена). В отличие от драгоценной раки, в которой сохраняются святыни в Ахене, реликвии в соборе св. Корнилия лежат в простом деревянном ковчеге.

3. ТРИР

Исторически сложилось, что город Трир явился колыбелью Христианства в Германских землях. Самый древний в Германии - город во времена императора Диоклетиана имевший статус одной из четырех столиц Римской империи, по праву именовавший себя «Северным Римом», освятился молитвой великих христианских святых: апостола Матфия (чьи мощи почивают в монастыре, носящем его святое имя), Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Мартина Турского в разное время подвизавшихся в этих краях в христианском житие и молитве.

Крипта церкви Cв. Павлина, в которой открыто почивают мощи Трирских мучеников и покоится Cв. Павлин.

Этот город освящен кровью мучеников знаменитого Фивейского легиона, - свидетелей Христовых, чье житие и славная кончина по сей день прославляют истину Веры во Христа. Их мощи открыто почивают в Церкви святого Павлина. Именно в Трире в начале IV века, святой Равноапостольный Константин готовил «Миланский эдикт» для чад Церкви Христовой. В городе сохранился тронный зал императора, чья деятельность приравнена Церковью к деяниям апостольским.

Здесь же прошла значительная часть жизни его святой матери – Равноапостольной Царицы Елены. В кафедральном соборе города, во имя апостола Петра, благочестиво сохраняется её Глава, а так же Хитон Спасителя который, по преданию, Царица привезла из Святого Града Иерусалима. Кроме того, в сокровищнице собора, хранится привезенный ею святой Гвоздь и Сандалия святого апостола Андрея Первозванного. Частицы мощей Св. праведных Иоакима и Анны.

Трир по достоинству носит звание не только самого древнего, но и одного из самых красивых городов Германии.

4. КЁЛЬН

Кёльн – один из самых древних городов Германии (около 5000 лет), постоянно оспаривающий свое старшинство с Триром.

В 1164 году император Фридрих Барбаросса совершил поход на Италию, в Милан, где захватил мощи трех волхвов, хранившиеся в одном из миланских монастырей. Потом он передал святыню в дар Кёльну.

По преданию, мощи трех волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан). «Когда, – сказано в книге Иоанна Хильдесхаймского, – перенесли мощи трех царей из Константинополя в Милан, то с помощью толкования даров, поднесенных Господу царями, были изобличены и опровергнуты все ереси и заблуждения. Ибо сии три дара знаменуют в едином лице Христа Божественное величие, царскую власть и человеческую смертную природу: ладан означает приношение жертвы, золото означает дань кесарю, смирна – помазание мертвых. И честные христиане всего мира веруют во Христа как в истинного Бога, истинного Царя, истинного Человека».

Помимо мощей трех волхвов архиепископ Райнальд Дассенский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Богоматери, глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 году. Впоследствии примерно в 1290 году было создано дошедшее до нас изображение Богоматери, на которое было перенесено название «Миланской мадонны». «Миланская мадонна» считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики Ее создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров.

В соборе хранятся бесценные сокровища, которым несть числа.Наиболее ценные реликвии собора – звенья цепи, которой был скован св. апостол Петр в узилище, и его посох. В Риме, в церкви св. Петра в Винколи хранится цепь, которой, согласно легенде, был скован св. Петр. Три звена из этой цепи были привезены в дар кёльнскому архиепископу Бруно (953 - 965 гг.). При проведении церковных процессий архиепископ всегда нес их впереди процессии.

Кёльнский собор – это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей.

5. МЁНХЕНГЛАДБАХ

Первые сведения об этих реликвиях нам дает повествование об основании Гладбахского монастыря, которое вышло из стен монастырского скриптория в XI веке. В этом витиеватом рассказе упоминается некий знатный муж именем Бальдерих, который приказал построить на Гладбахском холме церковь. Первые реликвии подарил этой церкви сам император Карл Великий (742–814). Церковь была разрушена уграми в 954 году, а святыни – частицы мощей свв. Вита, Корнилия, Киприана, Варвары и Хрисанфа – защитники храма спрятали при приближении врага, вложив их в полый камень и закопав. Археологические раскопки, проводившиеся на горе под руководством профессора Хуго Боргера, подтвердили существование поселения на горе в позднекаролингскую эпоху.

Далее предание поветсвует о новом обретении утраченных святынь. Рассказывается, что в 974 году Кельнский архиепископ Геро и сопровождавший его Сандрад, монах из Трира, искали место для будущего монастыря. Дойдя до руин на Гладбахском холме, они услышали вдруг колокольный звон, идущий откуда-то из недр горы. Чудесный колокол привел епископа и монаха на то место, где были спрятаны реликвии в полом камне. Таким образом, место для основания нового монастыря было определено волей Божьей. А монах Сандрад стал первым настоятелем монастыря.

Монастырь пользовался особым покровительством своего основателя – архиепископа Геро. Предполагается, что именно он, возвратившись из византийской поездки со множеством реликвий, преподнес Гладбахскому монастырю его главные святыни – евангельские, как в Ахене и Корнелимюнстере. Однако впервые эти реликвии упоминаются документально лишь около 1275 года. Речь идет о куске ткани, почитаемой как часть скатерти, на которой совершалась Тайная Вечеря, и о другом куске, являющимся, по преданию, частью багряницы Христовой. Здесь же хранятся осколки посуды, которая должна была использоваться во время Тайной Вечери, и части одежд девы Марии и евангелиста Иоанна.

Еще одна святыня Гладбахского монастыря – часть главы св. Лаврентия.

Открывают реликвии раз в семь лет по образцу Ахенского паломничества, в те же годы. В первый день настоятель собора обербургомистр в присутствии и при участии Ахенского епископа открывают ковчег Тайной Вечери, и извлеченные из него святыни которые демонстрируются народу.

6. МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ

В часе езды от Мюнхена в сторону города Бад Тельца, почти у самого подножия Альпийских гор живописно расположен один из самых старинных баварских монастырей - Бенедиктбоерн, основанный в 739 г. Со стороны кладбища, в северной части главного монастырского храма св. Бенедикта находится знаменитая в Баварии Капелла Анастасии.

В алтарной части капеллы находится священная реликвия монастыря – мощи (небольшой фрагмент лобной части) Анастасии Узорешительницы, почитаемые многими верующими. По преданию, эти мощи доставил в 1035 году из Италии один монах, тайно похитивший их в храме Св. Марии в Органо, что под Вероной. Тщательно охраняемые сегодня мощи помещены в небольшой ковчег-мощевик в виде оригинального женского бюста искусно выполненного из серебра и золота и украшенного драгоценными камнями. Сам ковчег символизирует святую Анастасию Узорешительницу, главу которой украшает золотая корона с жемчугом.

7. МОЩИ СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА АРАВИЙСКИХ (КИЛИКИЙСКИХ) В МЮНХЕНЕ.

Почти в самом центре баварской столицы (Neuhauser Str. 52) возвышается монументальное здание иезуитской церкви св. Михаила (St.-Michaelskirche). Она построена баварским герцогом Вильгельмом V (1548-1626).

Под алтарем, в подземной часовне, находятся гробницы многих знаменитых людей Баварии и Мюнхена: представителей династии Вильгельма V-го, курфюрста Максимилиана I-го и др. Здесь можно увидеть и гробницу баварского короля Людвига II – известного строителя сказочных замков в Баварии.

Среди великих церковных святынь – частица Животворящего Креста Господня, колючка от тернового венца Иисуса Христа, частица мощей св. апостола Петра. Справа, в одной из боковых часовен, за высокой изящной решеткой под стеклянным корпусом находится еще одна знаменитая во всей Германии святыня – реликварий (ковчег) с мощами святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских).Внутри ковчега на специальных подушечках помещены два темно-серых реликвария в виде шапочек, чудно расшитых жемчугом и рубином. них и находятся черепа и кости (всего их 31), принадлежащие Косме и Дамиану и их родным братьям – Леонтию, Анфиму и Евтропию. Архивные документы свидетельствуют, что ковчег с мощами за 2000 талеров приобрел в 1648 году в Бремене курфюрст Максимилиан I (1573-1651).

В Русской Православной церкви известны три двоицы св. мучеников Косьмы и Дамиана:

  1. Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине, память 1/14 июля);
  2. Асийские, бессребреники и чудотворцы, (родились в Ш веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и похоронены в Феремане; память – 1/14 ноября);
  3. Аравийские (по месту происхождения), или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием - 287 или 303), память - 17/30 октября.

Агиографические сведения о бессребрениках Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), которые были современниками Римских, весьмы скудные. Каких-либо исторических фактов и документов о жизни и смерти этих мучеников не имеется. В агиографических произведениях отсутствует четкое разделение сведений о всех трех двоицах Космы и Дамиана. В связи с этим возникают трудности с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.

8. ЭССЕН.

Согласно информации на сайте Эссенской епархии Католической Церкви, в этом городе находятся частицы мощей Косьмы и Дамиана Асиийских. В городском соборе находится еще не мало реликвий.

Первые святыни попали сюда еще стараниями строителя – святителя Альтфрида. Это о мощах свв. Космы и Дамиана. Но не только. В алтаре крипты (древнейшей части собора, сохранившейся до наших дней) хранятся частицы мощей свт. Киприана Карфагенского и свт. Корнилия, папы Римского. С середины ХI века хранится в сокровищнице необычная святыня – реликварий в форме руки с мощами святителя Василия Великого.

Среди находящихся в сокровищнице предметов есть не только святыни, но и исторические реликвии.

Имена свв. Людгера, Альтфрида Мюнстерского и Альтфрида Хильдесхаймского, строившие эссенский монастырь и прославившиеся здесь как святые, вошли в Собор святых Германской земли, утвержденный на епархиальном собрании Берлинской епархии в 2006 году.

КРАТКИЙ ЭКСКУРС ПО ОСТАЛЬНЫМ СВЯТЫНЯМ ЕВРОПЫ.

Святыни Болгарии:

Рильский монастырь - мощи преподобного Иоанна Рильского, икона Богородицы «Одигитрия». Бачковский Успенский пещерный монастырь - чудотворная икона Богородицы. Ивановский Лом - комплекс скальных монастырей с фресками.

Святыни Греции:

Афины - Ареопаг, место проповеди Апостола Павла перед афинскими философами.

Афон - бухта Св. Климента, место прибытия Богородицы на святую гору, Иверский монастырь - храм в честь Иверской чудотворной иконы Божьей матери, Монастырь Св. Павла: соборный храм, в алтаре которого хранится одна из величайших святынь Афона - «Дары Волхвов».

Коринф - византийская Базилика на месте проповеди Апостола Павла. Патры - Кафедральный собор во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, здесь хранятся мощи Святого и части креста, на котором он был распят.

Фесалонника (современные Салоники) - храм Святого Апостола Павла, храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского, храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Кафедральный собор, в котором хранятся мощи святого Григория Паламы.

Святыни Испании:

Эскориал - дворцово-монастырский ансамбль с соборным храмом св. мученика Лаврентия и «Часовней мощей» - уникальным собранием мощей семи тысяч христианских святых.

Сантьяго-де-Кампостелло - мощи святого Иакова

Святыни Италии:

Рим - частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, апостолов Павла, Матфея, Симона, Филиппа, Иуды, Иакова, Фомы, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, Анастасии Узорешительницы, праведной Анны, царицы Елены и многих других.

Ортона - мощи апостола Фомы

Венеция - собор Святого Марка - мощи Апостола Марка;

собор Святого Георгия - десная рука святителя Василия Великого; Лидо бенедиктинский монастырь на острове - мощи Николая Чудотворца; частица мощей Георгия Победоносца - монастырь святого Георгия

Лоретто - Дом Богородицы (комната подлинного дома, в котором жила Пречистая Дева в Назарете и где Она получила благую весть от Архангела Гавриила о рождении от Нее Спасителя Мира). Статуя Божией Матери, послужившая прототипом иконе "Прибавление Ума";

Неаполь (остров Капри) - место проповеди Св. Марии Магдалины перед императором Тиберием.

Бари - мощи Святителя Николая Чудотворца.

Альберобелло - мощи бессребреников Косьмы и Дамиана

Верона- святителю Зенону Веронийскому,святых мучеников Власия и Иулианы, мощами святых апостолов Симона и Иуды.

Подробно о православных святынях Италии можно узнать на сайте www.italy.orthodoxy.ru

Святыни Кипра:

Ларнака - храм во имя Св. Лазаря Четверодневного, воскрешённого Господом.

Пафос - храм на мести проповеди апостолов Павла и Варнавы, катакомбы древних христиан.

Святыни Мальты:

Бухта Апостола Павла - храм на месте, где Апостол и его спутники вышли не берег после кораблекрушения.

Рабат - пещера, в которой жили Апостол Павел и евангелист Лука, катакомбы святого Катальда.

Святыни Франции:

Эшо - мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Париж - Собор Парижской Богоматери - терновый венец Спасителя. Мощи св. Равноапостольной Марии Магдалины, мощи Святой царицы Елены в крипте храма Сен-Лё-Сен-Жиль.

Эльзас - гора Святой Одилии

Лион - мощи лионских мучеников

Шартр - Плат Пресвятой Богородицы.

Амьен- Честная Глава Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Тур - мощи Святого Мартина Милостевого (Турского)

Святыни Черногории:

Цетинский монастырь - мощи (рука) Иоанна Крестителя, частица Креста Господня.

Острог - мощи святого Василия Острожского.

(Македония) – один из древнейших городов Европы, находящийся на высоте около 700 м над уровнем моря на восточном берегу Охридского озера – глубочайшего озера на Балканах и одного из чистейших озер Европы. Город Охрид расположен на месте греческой колонии Лихнидос, которая была основана во II в. до н.э. В начале VII в. здесь поселились славяне, назвавшие свой город Ахрид («На горе»). Охрид известен бесценной коллекцией византийской религиозной живописи (XI-XIV вв.) и шедеврами древнего зодчества. К византийско-христианским памятникам Охрида относятся: монастырь Святого Пантелеймона (IX в.), базилика Святой Софии (XI в.), церковь Святого Климента (XIII в.). В 30 км от Охрида, на южном берегу Охридского озера, находится монастырь Святого Наума (X-XII вв.). Он знаменит великолепными резными дубовыми иконостасами, бесценными иконами и фресками. В IX в. один из учеников Кирилла и Мефодия – Климент, основал в Охриде первую школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык и разработал кириллицу.

(Болгария) находится в 8 км от Софии, у подножия гор Витоша. Село Бояна, известное в прошлом как крепость Батил, играло важную роль в войнах с Византией. Строительство церкви, состоящей из трех приделов, началось в Х в. Вначале была построена небольшая крестово-купольная каменная постройка, почти квадратная в плане. В начале XIII в. постройка была расширена – появилась вторая двухэтажная церковь, которую назвали Калояновой. Ее нижний этаж служил усыпальницей для местных бояр. Фрески церкви, выполненные в середине XIII в., имеют большую художественную ценность. Боянская церковь является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников средневековой архитектуры в Восточной Европе.

(Болгария) образуют пещерный монастырь Святого Архангела Михаила, расположенный в 20 км к югу от города Русе на севере . Это группа маленьких церквей, часовен, келий, пещер, высеченных в скалах на высоте 30 м над живописным каньоном реки Русенский Лом. Фрески церквей, датированных XIII-XIV вв., выполнены уникальными красками в стиле драматического реализма. Наиболее хорошо сохранились Часовня Господев Дол и Внутренняя церковь. В часовне Господев Дол на стенах келий обнаружены вырезанные тексты. В период расцвета монастыря количество церквей и часовен достигало 40, монашеских келий было около 300.

(Болгария) находится в 20 км от Дупницы и в 120 км от Софии. Монастырь был основан в Х в. Святым Иваном Рильским – отшельником, канонизированным православной церковью. Его аскетическое жилище и могила были преобразованы в монастырь. Сейчас в монастыре находится обширная библиотека, содержащая также 9 тысяч древних книг и 250 рукописей, относящихся к XI-XIX вв. Один из главных экспонатов расположенного здесь исторического музея – деревянный крест, который в конце XIX в. двенадцать лет вырезал монах Рафаил. По окончании работы он ослеп. В настоящее время в Рильском монастыре живет около десятка монахов.

(Сербия) – крупнейший и богатейший из православных монастырей страны, расположенный близ города Кралево. Монастырь был заложен в конце XII в. основателем средневекового сербского государства. Церковь Успения Богородицы конца XII в. сочетает черты романского и византийского архитектурных стилей. Интерьеры церкви украшены фресками XIII-XVI вв. В ансамбле монастыря особо выделяются две церкви, построенные из белого мрамора и содержащие бесценные собрания византийской живописи XIII-XIV вв. В монастыре живет и трудится около 30 монахов.

(Сербия) включают более 1,8 тысячи византийско-романских религиозных объектов, в основном церквей и монастырей. За это исторический край Косово нередко называют «сербским Иерусалимом». В 1389 г. в Косово состоялась битва сербов с оттоманскими турками. Тогда сербский князь Лазарь отказался от победы, приняв поражение и смерть ради сохранения христианской веры своего народа. Православные памятники Косово включают монастыри в городах Печ, Дечани, Призрен. В женском монастыре Гричаница близ Приштины (XIV в.) сохранились росписи XIII-XIV вв., сербские иконы и рукописи XIV-XVI вв. Среди других памятников Косово: крепость Звечан XI в., архитектурный комплекс Патриархии (XIII в.) в городе Печ, руины крепости Вишеград и монастыря Святого Архангела (XIV в.) в городе
Призрен.

(Сербия), основанный в XIII в. в первой столице , служит напоминанием о связях между западной цивилизацией и Византией. В средние века здесь был мавзолей сербских королей, а в монастыре проживало не менее 100 монахов. В XIV и XVII вв. монастырь сжигался и разорялся турками. Центральное место монастырского комплекса занимает церковь Святой Троицы, где особую ценность представляют фрески XIII-XIV вв. Стены церкви украшены сусальным золотом и имитацией золотой смальты. Причем, в настенной живописи соединились черты одновременно римско-католического и эллинского искусства.

(Румыния) был основан в конце XVII в. принцем Константином Брынковяну в исторической области Валахии, на юге . Опоясанный со всех сторон мощными оборонительными стенами, монастырь считается шедевром «стиля Брынковяну». Его двухъярусные галереи со встроенными верандами, балконами и лестницами богато украшены каменным орнаментом с изображением цветов, листьев, плодов и животных. Вход в церковь предваряет резная дверь из грушевого дерева. Интерьеры расписаны яркими фресками. В храме находится усыпальница Константина Брынковяну.

(Румыния) начали возводиться с середины XIV в., когда были созданы независимое Молдавское княжество и Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата. Всего в исторической области Молдова, на востоке Румынии, сохранилось около 50 православных церквей. Отличительная особенность этих церквей – высокие барабаны с довольно плоскими куполами византийского типа или шатровыми завершениями. Фасады многих церквей оформлены фресками XV-XVI вв. Главными из них являются церковь Святого Николая (конец XV в.) и церковь Трей-Иерахь (XVII в.). Кроме того, в исторической области Молдова находятся римско-католический, евангелический и армяно-грегорианский храмы.

(Румыния) отличаются отсутствием византийского стиля и потому имеют внешний облик, нетипичный для культовых построек Восточной Европы. Марамуреш – покрытая лесами горная область на севере Румынии. Здесь построено восемь деревянных православных церквей с уникальным обликом. Основной объем постройки – большая бревенчатая изба с высокой двухъярусной крышей и резным крыльцом. Над ней к небу тянется башня с островерхим деревянным шатром. Самой высокой башней обладает церковь женского монастыря в Бырсане – 57 м. Церкви строили для себя сельские общины в соответствии с собственными возможностями и архитектурными представлениями. Стенные росписи церквей – бесхитростные изложения библейских сюжетов, напоминающие скорее сценки из жизни местных поселян.

() была основана в середине XI в. и получила свое название от пещер (печер), в которых обосновались первые монахи. В конце XVI в. монастырь стал именоваться лаврой. Самые древние здания монастыря – Успенский собор (XI в.) и Церковь Спаса на Берестове (XII в.). «Визитной карточкой» лавры является собор Святой Софии. Собор был построен в XI в. по указу Великого князя Ярослава, где он и похоронен. Во времена Древней Руси в храме проходили церемонии возведения на престол великих князей, хранились важные государвенные и церковные документы. Главный иконостас собора был создан в конце XVII в. Стены, столбы и своды собора украшают великолепные фрески. Вокруг 12-купольного собора находятся монастырские строения XVII в., выполненные в стиле украинского барокко: колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и др.