Известные путешественники нашего времени. Фёдор Конюхов - современный путешественник

Известные путешественники нашего времени. Фёдор Конюхов - современный путешественник

Если говорить о великих путешественниках современности, то никак нельзя обойти стороной уникальный талант Фёдора Филипповича Конюхова покорять то, что, на первый взгляд, покорить невозможно. Сегодня Конюхов – первый из лучших путешественников планеты, которому покорились Северный и Южный полюса, высочайшие вершины мира, моря и океаны. В его активе более сорока экспедиций в самые недоступные места нашей планеты.

Потомок северных поморов из Архангельской губернии родился на берегу Азовского моря в рыбацком посёлке Чкалово. Его неуемная жажда познания привела к тому, что уже в 15-летнем возрасте Фёдор на рыбацкой вёсельной лодке переплыл Азовское море. Это был первый шаг на пути к большим свершениям. В течение следующих двадцати лет Конюхов принимает участие в экспедициях к Северному и Южному полюсам, покоряет высочайшие вершины, совершает четыре кругосветных путешествия, участвует в гонке на собачьих упряжках, пятнадцать раз пересекает Атлантический океан. В 2002 году путешественник совершил одиночное плавание через Атлантику на вёсельной лодке и установил рекорд. Совсем недавно, 31 мая 2014 года, Конюхова встречали в Австралии сразу с несколькими рекордами. Знаменитый россиянин стал первым, кто пересёк Тихий океан от континента до континента. Нельзя сказать, что Фёдор Филиппович – человек, зацикленный лишь на путешествиях. Кроме мореходного училища в активе великого путешественника Белорусское художественное училище в Бобруйске и Современный гуманитарный университет в Москве. В 1983 году Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР. Он также – автор двенадцати книг о собственном опыте преодоления трудностей странствий. По завершении легендарного перехода через Тихий океан Конюхов заявил, что не собирается останавливаться на достигнутом. В его планах новые проекты: полет вокруг света на воздушном шаре, кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна на килевой яхте с экипажем, погружение в Марианскую впадину.

Беар Гриллс

Сегодня этот молодой английский путешественник, телеведущий и писатель известен многомиллионной аудитории благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале «Дискавери». В октябре 2006 года в эфир с его участием стала выходить передача «Выжить любой ценой». Цель телеведущего – не только развлечь зрителя, но и дать ценные советы и рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Родился Беар в Великобритании в семье потомственных дипломатов, получил прекрасное образование в элитной школе Лэдгроув и Лондонском университете. Родители не препятствовали увлечению сына парусным спортом, скалолазанием и единоборствами. А вот навыки выносливости и умения выживать будущий путешественник получил в армии, где освоил прыжки с парашютом и альпинизм. Эти умения помогли ему впоследствии достичь заветной цели – покорения Эвереста. Это событие произошло в самом конце прошлого века, в 1998 году. Беар Гриллс обладает просто неуёмной энергией. Список его путешествий огромен. С 2000 по 2007 годы он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, чтобы собрать средства для Британского Королевского общества спасения на водах; пересёк на надувной лодке северную Атлантику; на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, пообедал в аэростате на высоте более семи тысяч метров; на параплане пролетел над Гималаями… В 2008 году путешественник шёл во главе экспедиции, организованной с целью подняться на один из самых отдалённых непокорённых пиков в Антарктиде. Почти все экспедиции, в которых участвует Гриллс, являются благотворительными.

Если вы думаете, что дальние странствия – это прерогатива сильной половины человечества, то глубоко заблуждаетесь. И доказала это молодая американка Эбби Сандерленд, которая в 16-летнем возрасте в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте. Интересно, что родители Эбби не только разрешили ей совершить столь рискованное предприятие, но и помогали готовиться к нему. Нужно отметить, что отец девушки – профессиональный моряк.

23 января 2010 года яхта вышла из порта Марина Дель Рей, что в Калифорнии. К сожалению, первое плавание было неудачным. Вторая попытка состоялась 6 февраля. Очень скоро Эбби сообщила о повреждении корпуса яхты и неисправности двигателя. В это время она находилась между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега. После этого связь с девушкой прервалась, и о ней ничего не было известно. Операция по поиску прошла неудачно, и Эбби признали пропавшей без вести. Однако через месяц с яхты поступил сигнал бедствия с южной части Индийского океана. После 11 часов поисков австралийскими спасателями в зоне сильного шторма была обнаружена яхта, в которой, к счастью, находилась целая и невредимая Эбби. Выжить ей помог большой запас продуктов и воды. Девушка сообщила, что всё время после последнего сеанса связи ей пришлось преодолевать шторм, и она физически не могла выйти на связь и отправить радиограмму. Пример Эбби вдохновляет смелых духом испытывать свои возможности и не останавливаться на достигнутом.

Один из самых оригинальных путешественников современности потратил на своё необычное путешествие вокруг света целых тринадцать лет жизни. Нестандартность ситуации заключалась в том, что Джейсон отказался от достижений цивилизации в виде какой бы то ни было техники. В своё кругосветное путешествие бывший британский уборщик отправился с велосипедом, лодкой и … роликами!

Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году. В напарники себе 27-летний Льюис выбрал своего друга Стива Смита. В феврале 1995-го путешественники добрались до США. После 111 дней плавания друзья решили пересекать штаты раздельно. В 1996 году путешествующего на роликах Льюиса сбивает машина. Девять месяцев он провёл в больнице. После выздоровления Льюис отправляется на Гавайи, а оттуда на педальной лодке плывёт в Австралию. На Соломоновых островах он попал в эпицентр гражданской войны, а у берегов Австралии на него напал аллигатор. По прибытии в Австралию Льюис прерывает путешествие из-за финансовых трудностей и некоторое время работает в похоронном бюро и торгует майками. В 2005 году он перебирается в Сингапур, оттуда – в Китай, из которого переезжает в Индию. Проехав страну на велосипеде, британец к марту 2007 года добирается до Африки. Оставшаяся часть пути Льюиса проходит через Европу. На велосипеде он проехал через Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию, затем переплыл через Ла-Манш и в октябре 2007 года вернулся в Лондон, завершив свое уникальное путешествие вокруг света. Джеймс Льюис доказал всему миру и самому себе, что нет предела человеческим возможностям.

Их всегда манит линия горизонта, бесконечной полосой уходящая в даль. Их верные друзья - ленты дорог, ведущие в неизвестное, загадочное и таинственное. Они первыми раздвинули границы, открыв человечеству новые земли и удивительной красоты метрики. Эти люди - самые известные путешественники.

Путешественники, совершившие самые важные открытия

Христофор Колумб. Он был рыжеволосым парнем крепкого телосложения и чуть выше среднего роста. Он с детства был умным, практичным, очень самолюбивым. У него была мечта - отправится в путешествие и найти клад из золотых монет. И он воплотил свои мечты в реальность. Он нашел клад - огромный материк - Америку.

Три четверти жизни Колумба прошли в плавании. Он путешествовал на португальских судах, успел пожить в Лиссабоне и на Британских островах. Останавливаясь ненадолго на чужбине, он постоянно рисовал географические карты, составлял новые планы путешествий.

До сих пор остается загадкой, как ему удалось составить план самого короткого пути из Европы в Индию. Его расчеты основывались на открытиях 15 века и на том, что Земля имеет форму шара.


Собрав 90 человек добровольцев в 1492-1493, на трех судах он отправился в путешествие через Атлантический океан. Он стал первооткрывателем центральной части Багамского архипелага, Больших и Малых Антильские островов. Ему принадлежит открытие северо-восточного побережья Кубы.

Вторая экспедиция, продлившаяся с 1493 по 1496, уже насчитывала 17 судов и 2,5 тысячи человек. Он открыл острова Доминика, Малые Антильские острова, остров Пуэрто-Рико. После 40 дней плавания, прибыв в Кастилию, он оповестил правительство об открытии нового пути в Азию.


Через 3 года, собрав 6 судов, он повел экспедицию через Атлантику. В Гаити из-за доноса завистника к его успехам, Колумб был арестован и закован в кандалы. Он получил освобождение, но оковы так и хранил всю жизнь, как символ предательства.

Он был первооткрывателем Америки. До конца жизни ошибочно считал, что она соединена с Азией тонким перешейком. Верил, что морской путь в Индию был открыт именно им, хоть история позже показала ошибочность его заблуждений.

Васко да Гама. Ему посчастливилось жить в эпоху Великих географических открытий. Возможно поэтому он грезил путешествиями и мечтал стать первооткрывателем неизведанных земель.

Он был дворянином. Род был не самым знатным, но имел древние корни. Став юношей, увлекся математикой, навигацией и астрономией. Он с детства ненавидел светское общество, игру на пианино и французский, которым пытались «блеснуть» знатные вельможи.


Решительность и организаторские способности сделали Васко да Гама приближенным к императору Карлу VIII, который задумав создать экспедицию для открытия морской дороги в Индию, назначил главным именно его.

В его распоряжение были предоставлены 4 новых, специально построенных для путешествия корабля. Васко да Гама снабдили новейшими навигационными приборами и предоставили корабельную артиллерию.

Через год экспедиция достигла берегов Индии, остановившись в первом городе Каликут (Кожикоде). Не смотря на холодную встречу туземцев и даже военные столкновения, поставленная цель была достигнута. Васко да Гама стал первооткрывателем морского пути в Индию.

Они открывали горные и пустынные районы Азии, совершали смелые экспедиции на Крайний север, они "писали" историю, прославляя русскую землю.

Великие русские путешественники

Миклухо-Маклай родился в дворянской семье, но познал бедность в 11 лет, когда умер его отец. Он всегда был бунтарем. В 15 лет его арестовали за участие в студенческой манифестации и на трое суток заточили в Петропавловскую крепость. За участие в студенческих волнениях он был изгнан из гимназии с дальнейшим запретом поступления в любое высшее учреждение. Уехав в Германию, он там и получил образование.


19-ти летним парнем заинтересовался знаменитый естествоиспытатель Эрнст Геккель, пригласив его в свою экспедицию для изучения морской фауны.

В 1869 году, вернувшись в Петербург он заручается поддержкой Русского Географического общества, отправляется изучать Новую Гвинею. На подготовку экспедиции ушел год. Он приплыл на берег Кораллового моря, и ступив на землю даже не догадывался, что потомки это место назовут его именем.

Прожив больше года в Новой Гвинее, он не только открыл новые земли, но и научил туземцев выращивать кукурузу, тыкву, бобы и плодовые деревья. Он изучал жизнь туземцев на острове Ява, Луизиадах и Соломоновых островах. Он 3 года провел в Австралии.

Он умер в 42 года. Врачи поставили ему диагноз - сильная изношенность организма.

Афанасий Никитин - первый русский путешественник, побывавший в Индии и Персии. Возвращаясь обратно, он посетил Сомали, Турцию и Маскат. Его записки «Хождение за три моря» стали ценными исторически-литературными пособиями. Он просто и правдиво обрисовал в своих заметках средневековую Индию.


Выходец из крестьянской семьи доказал, что путешествие в Индию может совершить даже небогатый человек. Главное - задаться целью.

Мир не открыл перед человеком все свои тайны. До сих пор есть люди, которые мечтают приоткрыть завесу неизведанных миров.

Известные современные путешественники

Ему 60, но его душа до сих пор полна жажды к новым приключениям. В свои 58 лет он поднялся на вершину Эвереста, покорил 7 величайших вершин вместе с альпинистами. Он бесстрашен, целеустремлен, открыт для неизведанного. Его имя - Федор Конюхов .

И пусть эпоха великих открытий давно позади. Неважно, что Землю тысячи раз сфотографировали из космоса. Пусть путешественниками и первооткрывателями открыты все места земного шара. Он, как ребенок верит, что в мире еще много чего непознанного.

На его счету 40 экспедиций и восхождений. Он пересекал моря и океаны, был на Северном и Южном полюсах, совершил 4 кругосветных плаванья, пересекал Атлантику 15 раз. Из них один раз на весельной лодке. Большую часть путешествий он совершил в одиночку.


Его имя знают все. Его программы имели миллионную аудиторию телезрителей. Он - тот великий человек, который подарил этому миру необычную красоту природы, скрытую от глаз на бездонных глубинах. Федор Конюхов побывал в разных местах на нашей планете, в том числе в самом жарком месте России, которое находится в Калмыкии. На сайте сайт есть Жак-Ив Кусто, пожалуй, самый известный путешественник в мире

Даже во время войны он продолжал свои опыты и исследования подводного мира. Первый фильм он решил посвятить затонувшим кораблям. И немцы, оккупировавшие Францию, позволили ему заниматься исследовательской деятельностью и вести съемки.

Он мечтал о судне, которое будет оборудовано современной техникой для съемок и наблюдений. Ему помог совершенно незнакомый человек, подаривший Кусто небольшой военный тральщик. После ремонтных работ он превратился в знаменитый корабль «Каллипсо».

Командой корабля стали исследователи: журналист, мореплаватель, геолог, вулканолог. Его помощницей и спутницей была его жена. Позже во всех экспедициях принимали участие и 2 его сына.

Кусто признан лучшим специалистом подводных исследований. Ему поступило предложение возглавить знаменитый Океанографический музей в Монако. Он не только изучал подводный мир, но и занимался деятельностью по охране морской и океанической среды обитания.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен


Фёдор Конюхов - современный русский путешественник, художник, писатель.

За свою жизнь совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, выражая свое видение мира в книгах и картинах . Фёдор Конюхов - член Союза художников России и Союза писателей России. Автор девяти книг. Лауреат Золотой Медали Российской Академии Художеств, Почетный Академик Российской Академии Художеств, автор более 3.000 картин. Участник российских и международных выставок.
Капитан Дальнего плавания. Яхтенный капитан. Совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Заслуженный Мастер Спорта.
Награжден орденом Дружбы народов СССР. Премией UNEP "GLOBAL 500", за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО "За честную игру".
Занесен в энциклопедию "ХРОНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА". Действительный член Российского Географического Общества.
Награжден орденом Украинской Православной Церкви ВМЧ. Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

Первый и пока единственный в мире покоритель пяти полюсов нашей планеты:
Северный географический (три раза)
Южный географический
Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане
Эверест (полюс высоты)
Мыс Горн (полюс яхтсменов)

Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия).

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест).

C 1998 года Заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной Гуманитарной Академии.

Женат. Жена Ирина. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внук Итэн, внук Аркадий, внук Блэйк.

Биография.
Родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области Украины. Отец - Конюхов Филипп Михайлович (1917г.рожд.), Мать - Конюхова Мария Ефремовна (1918г.рожд.). Супруга - Конюхова Ирина Анатольевна (1961г.рожд.), доктор юридических наук, профессор. Сын - Конюхов Оскар Федорович (1975г.рожд.). Дочь - Конюхова Татьяна Федоровна (1978г.рожд.).

Будущий знаменитый путешественник Федор Конюхов жил и воспитывался в простой крестьянской семье, в которой было пятеро детей: три сына и две дочки. Сызмальства они привыкли к нелегкому колхозному труду на поле, к работе на огороде, а Федор еще часто ходил с отцом-рыбаком на путину в Азовское море. С удовольствием нес вахту на руле, помогал рыбакам вытаскивать сети. Будучи участником Великой Отечественной войны, дошедшим до Будапешта, отец часто рассказывал детям о тяжелых боях против фашистов, призывал честно трудиться, беречь свою землю. Юному Федору запали в душу интересные рассказы дедушки, подполковника царской армии, о Георгии Седове, с которым служил в одном гарнизоне. Перед своей последней, оказавшейся трагической поездкой в Арктику, Георгий оставил другу православный крестик с просьбой вручить самому крепкому из сыновей или внуков, который смог бы осуществить его идею. И, как известно, Федор выполнил это завещание - на Северном полюсе побывал три раза, причем однажды - в одиночку с тем крестиком на шее.

К дальним походам Федор готовил себя с ранних лет, поначалу, может быть, не совсем осознанно. Научился хорошо плавать и нырять, ходить на шлюпке на веслах и под парусом. Купался в холодной воде, спал на сеновале. В футболе и беге на большие дистанции среди школьных ребят равных ему не было, и больше всего его привлекало море, морская стихия и романтика. Начитавшись Гончарова и Станюковича, Жюля Верна и других маринистов, он в 15-летнем возрасте совершил свой первый поход - на гребной лодке пересек Азовское море.

Если вы думаете, что все выдающиеся странники остались в эпохе Великих географических открытий, то мы спешим вас переубедить: удивительные путешествия совершают и наши современники. Именно об этих людях и пойдет речь.

Фото: background-pictures.picphotos.net

Если говорить о великих путешественниках современности, то никак нельзя обойти стороной уникальный талант Фёдора Филипповича Конюхова покорять то, что, на первый взгляд, покорить невозможно. Сегодня Конюхов – первый из лучших путешественников планеты, которому покорились Северный и Южный полюса, высочайшие вершины мира, моря и океаны. В его активе более сорока экспедиций в самые недоступные места нашей планеты.

Потомок северных поморов из Архангельской губернии родился на берегу Азовского моря в рыбацком посёлке Чкалово. Его неуемная жажда познания привела к тому, что уже в 15-летнем возрасте Фёдор на рыбацкой вёсельной лодке переплыл Азовское море. Это был первый шаг на пути к большим свершениям. В течение следующих двадцати лет Конюхов принимает участие в экспедициях к Северному и Южному полюсам, покоряет высочайшие вершины, совершает четыре кругосветных путешествия, участвует в гонке на собачьих упряжках, пятнадцать раз пересекает Атлантический океан. В 2002 году путешественник совершил одиночное плавание через Атлантику на вёсельной лодке и установил рекорд. Совсем недавно, 31 мая 2014 года, Конюхова встречали в Австралии сразу с несколькими рекордами. Знаменитый россиянин стал первым, кто пересёк Тихий океан от континента до континента. Нельзя сказать, что Фёдор Филиппович – человек, зацикленный лишь на путешествиях. Кроме мореходного училища в активе великого путешественника Белорусское художественное училище в Бобруйске и Современный гуманитарный университет в Москве. В 1983 году Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР. Он также – автор двенадцати книг о собственном опыте преодоления трудностей странствий. По завершении легендарного перехода через Тихий океан Конюхов заявил, что не собирается останавливаться на достигнутом. В его планах новые проекты: полет вокруг света на воздушном шаре, кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна на килевой яхте с экипажем, погружение в Марианскую впадину.

Сегодня этот молодой английский путешественник, телеведущий и писатель известен многомиллионной аудитории благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале «Дискавери». В октябре 2006 года в эфир с его участием стала выходить передача «Выжить любой ценой». Цель телеведущего – не только развлечь зрителя, но и дать ценные советы и рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Родился Беар в Великобритании в семье потомственных дипломатов, получил прекрасное образование в элитной школе Лэдгроув и Лондонском университете. Родители не препятствовали увлечению сына парусным спортом, скалолазанием и единоборствами. А вот навыки выносливости и умения выживать будущий путешественник получил в армии, где освоил прыжки с парашютом и альпинизм. Эти умения помогли ему впоследствии достичь заветной цели – покорения Эвереста. Это событие произошло в самом конце прошлого века, в 1998 году. Беар Гриллс обладает просто неуёмной энергией. Список его путешествий огромен. С 2000 по 2007 годы он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, чтобы собрать средства для Британского Королевского общества спасения на водах; пересёк на надувной лодке северную Атлантику; на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, пообедал в аэростате на высоте более семи тысяч метров; на параплане пролетел над Гималаями… В 2008 году путешественник шёл во главе экспедиции, организованной с целью подняться на один из самых отдалённых непокорённых пиков в Антарктиде. Почти все экспедиции, в которых участвует Гриллс, являются благотворительными.

Если вы думаете, что дальние странствия – это прерогатива сильной половины человечества, то глубоко заблуждаетесь. И доказала это молодая американка Эбби Сандерленд, которая в 16-летнем возрасте в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте. Интересно, что родители Эбби не только разрешили ей совершить столь рискованное предприятие, но и помогали готовиться к нему. Нужно отметить, что отец девушки – профессиональный моряк.

23 января 2010 года яхта вышла из порта Марина Дель Рей, что в Калифорнии. К сожалению, первое плавание было неудачным. Вторая попытка состоялась 6 февраля. Очень скоро Эбби сообщила о повреждении корпуса яхты и неисправности двигателя. В это время она находилась между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега. После этого связь с девушкой прервалась, и о ней ничего не было известно. Операция по поиску прошла неудачно, и Эбби признали пропавшей без вести. Однако через месяц с яхты поступил сигнал бедствия с южной части Индийского океана. После 11 часов поисков австралийскими спасателями в зоне сильного шторма была обнаружена яхта, в которой, к счастью, находилась целая и невредимая Эбби. Выжить ей помог большой запас продуктов и воды. Девушка сообщила, что всё время после последнего сеанса связи ей пришлось преодолевать шторм, и она физически не могла выйти на связь и отправить радиограмму. Пример Эбби вдохновляет смелых духом испытывать свои возможности и не останавливаться на достигнутом.

Один из самых оригинальных путешественников современности потратил на своё необычное путешествие вокруг света целых тринадцать лет жизни. Нестандартность ситуации заключалась в том, что Джейсон отказался от достижений цивилизации в виде какой бы то ни было техники. В своё кругосветное путешествие бывший британский уборщик отправился с велосипедом, лодкой и … роликами!

Фото: mikaelstrandberg.com

Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году. В напарники себе 27-летний Льюис выбрал своего друга Стива Смита. В феврале 1995-го путешественники добрались до США. После 111 дней плавания друзья решили пересекать штаты раздельно. В 1996 году путешествующего на роликах Льюиса сбивает машина. Девять месяцев он провёл в больнице. После выздоровления Льюис отправляется на Гавайи, а оттуда на педальной лодке плывёт в Австралию. На Соломоновых островах он попал в эпицентр гражданской войны, а у берегов Австралии на него напал аллигатор. По прибытии в Австралию Льюис прерывает путешествие из-за финансовых трудностей и некоторое время работает в похоронном бюро и торгует майками. В 2005 году он перебирается в Сингапур, оттуда – в Китай, из которого переезжает в Индию. Проехав страну на велосипеде, британец к марту 2007 года добирается до Африки. Оставшаяся часть пути Льюиса проходит через Европу. На велосипеде он проехал через Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию, затем переплыл через Ла-Манш и в октябре 2007 года вернулся в Лондон, завершив свое уникальное путешествие вокруг света. Джеймс Льюис доказал всему миру и самому себе, что нет предела человеческим возможностям.

Фото: mikaelstrandberg.com


Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.


Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.


В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.


Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.


Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.


Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.


Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.


Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.


Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Есть и современные путешественники. Один из них .