Как первобытные люди разжигали костер. Огонь - роль огня в жизни человека

Как первобытные люди разжигали костер. Огонь - роль огня в жизни человека

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь.

Как же люди все-таки научились разжигать костры?

«Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь.

В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки.

Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются и по се день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички.

Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства.

Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Для безопасности спичек состав головки был кардинально переработан. Теперь головка спички включает в себя окислитель, в качестве которого используется бертолетова соль, горючего материала - серы, и клеящего вещества. Таким образом, современная спичка не содержит ядовитого белого фосфора, но потеряла способность загораться от легкого трения о любую шероховатую поверхность.

Чтобы зажечь спичку нужно потереть ее о боковую поверхность коробка, на которую нанесено специальный материал, состоящий из смеси сульфида сурьмы, красного фосфора и клея.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией.

Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Позже, когда человек обучился выращивать скот, в качестве топлива начали использовать высушенный навоз животных. Он применяется до настоящего времени - в пустынях, степях, проще говоря, везде, где нет или практически нет лесов. Еще спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Из пещер, в которых жили пращуры современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов. А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Не существует точной даты, когда гоминиды (человекообразные обезьяны) научились пользоваться огнем. При этом следует заметить, что изначально они не добывали огонь, а находили его: например, использовали тлевшие головни, образовавшиеся при ударе молнии или извержении вулканов.

Лишь спустя тысячелетия человек познал тайну добывания огня. Огонь резко изменил жизнь . Он давал тепло, отпугивал хищников, позволял готовить пищу, которая стала разнообразнее и вкуснее.

Кроме того, огонь объединил людей. Сидя вокруг горящего костра, они больше общались друг с другом, и это способствовало их умственному и социальному развитию.

Умение пользоваться огнем зародилось более миллиона лет назад. Добыть огонь можно было при самовозгорании торфа, ударе в дерево, пожарах или извержениях вулканов. Горящие угли, вероятно, сохраняли в специальных вместилищах и использовали в случае необходимости.

Вследствие этого человек стал меньше зависеть от природных условий. Огонь дал ему возможность согреться, повышая шансы на выживание в холодном и неблагоприятном климате.

С освоением огня родилось искусство приготовления пищи. Это привело к значительному улучшению ее вкусовых качеств и позволило расширить рацион. Используя пламя, люди смогли изготавливать более совершенные орудия труда.

Добыча огня

Но понадобились еще десятки тысяч лет, чтобы человек понял, что огонь можно еще и самому разжигать и контролировать. Осознав это, древние люди изобрели очаг, а затем внесли его в свое жилище.

Для того чтобы интенсивно крутить палочку, вставленную в лунку, пользуются тетивой лука. Накрученная на палочку тетива беспрестанно крутит ее в лунке до возникновения тлеющих частиц. Эти частицы вспыхивают ненадолго и поэтому должны попасть на долго тлеющий трут.

Как добыть огонь

Но как именно первобытный человек добывал огонь? Первые способы разжигания огня основывались на длительном трении двух сухих кусков дерева друг об друга.

Позже в лунку сухой доски вставляли сухую палочку, которую беспрерывно с нажимом вниз вращали между двумя большими пальцами, пока не вспыхивала от трения находящаяся в лунке сухая трава. Этот способ требовал сноровки. Он до сих пор используется туземцами Австралии и Африки.

Есть и другой способ – безостановочное трение сухой палочки в желобке деревяшки.

Но добывать огонь можно было и с помощью лука. Для этого, обернув тетиву вокруг палочки, вставленной в отверстие в дощечке, двигая лук к себе и от себя, надо заставить палочку быстро вращаться в отверстии до тех пор, пока в ней не вспыхнет огонек, который тут же следовало перенести к тростинке внутри свечки или лампадки.

Также древние люди умели добывать огонь, высекая искры. Когда они били кремень о пирит (сульфид железа), высекаемая искра попадала на заранее подготовленный трут (сухую траву, листья или сухие опилки), который начинал тлеть. Его осторожно раздували в пламя.

Более совершенный способ изобрели древние греки – добыча огня с помощью увеличительного стекла или зеркальца, которым фокусировали луч солнца на труте. Этот способ знаком многим дворовым мальчишкам.

Последнее изобретение, связанное с добычей огня, – это знакомый каждому из нас коробок со спичками, придуманный в 19 веке.

Даже сегодня некоторые народы применяют простейшие способы разжигания огня. На снимке ниже изображены туземцы из африканского племени Ботсваны добывающие огонь, вращая большими пальцами рук палочку в доске.

Доисторические люди не умели добывать огонь, поэтому костер горел у них день и ночь. На нем готовили пищу, он грел людей и защищал их, отпугивая диких животных.

Теперь вы знаете, как добывали огонь в доисторические времена. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Гостевая статья.

Согласно легенде, огонь людям дал Прометей, за что понес суровое наказание. Ученые склонны думать иначе. Антропологи установили, что человек добыл и научился использовать огонь сам.

Пищевая гипотеза эволюции людей

Первые свидетельства укрощения стихии – кострища, обгоревшие останки костей животных, пепел и прочее – были обнаружены археологами в Кении. Эти следы оставили древние люди, обитавшие около 1,5 млн лет назад. Контролируемое использование огня считается одним из ключевых факторов эволюции человека.

Так, профессор Гарвардского университета Ричард Рэнгем выдвинул гипотезу, что мозг первобытных людей развился благодаря термической обработке пищи. Усвоение еды, приготовленной на огне, требовало меньших затрат энергии. Ее излишки, считает профессор, шли на формирование интеллекта.

Изначально первобытные люди добывали пламя после лесных пожаров. Его старались сохранить как можно дольше. Разжигать костры самостоятельно древний человек научился значительно поздней.

Приручение стихии

Результаты последних изысканий говорят о том, что регулярно разводить очаги первобытные люди начали порядка 350 тыс. лет назад. Это всецело соответствует общим палеоклиматическим и культурным критериям. К такому выводу антропологи пришли на основе изучения серии древних артефактов. Объекты обнаружили в пещере Табун, которая расположена на израильской территории рядом с Хайфой. Их возраст насчитывает примерно 500 тыс. лет.

По словам доктора наук Рона Шимельмитца, из Хайфвского университета, под руководством которого проводилось исследование, уникальность пещеры Табун в том, что здесь описана целая эра истории человечества. Обнаруженные объекты дают возможность поэтапно отследить процесс приручения стихии.

Самостоятельная добыча огня

Найденные артефакты в основном представлены кремневыми орудиями для свежевания животных и отщепившимися сколами. Чтобы установить, когда человек научился добывать огонь, ученые изучили порядка 100 пластов осадочных отложений. Пласты старше 350 тыс. лет обгоревших следов не имели. Но в более молодых отложениях отчетливо присутствовали свидетельства обожженного кремния в виде красного и черного окраса.

По мнению ученых, возникновение пожара среди каменных стен маловероятно. Очевидно, что к этому времени уже научились пользоваться очагом. Но не до конца ясным остается вопрос: добывал человек огонь сам или просто сохранял?

Полученные сведения вполне соответствуют результату изысканий, произведенных на соседних территориях. Эти данные говорят о том, что первобытные люди освоили разведение очагов по всему Средиземноморью примерно 350 тыс. лет назад. Продолжительное изучение процесса приручения стихии свидетельствует, что человек на протяжении очень долгого времени учился искусству разжигания костров.

Научные разногласия

Как отмечает Шимельмитц, чье исследование было отражено в статье издания Journal of Human Evolution, ученым известны более ранние примеры применения огня. Но они имеют отрывочный, случайный характер. Отсюда следует, что до установленного группой доктора периода человек не пользовался кострами постоянно. Другими словами, стихия была ему неподвластна.

Но кое-кто из ученых, не участвовавших в изучении пещеры Табун, высказали несогласие по поводу свежих идей. Многие из них считают, что люди, еще не обладая речью и письменностью, овладели сложным процессом готовки еды порядка двух миллионов лет назад. Эти антропологи считают, что в этот же период эволюция привела к изменению кишечника людей, их зубы стали мелкими, а мозг увеличился.

Но какие бы споры не велись среди ученых, освоение огня считается одним из самых значительных достижений человечества.

Ни много, ни мало а около полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Шутка ли? Да, это был не сразу тот огонь, который мы получаем когда поджигаем конфорку (если у кого-то еще есть газовые печки). Но это великий, по истине, путь, от момента, когда еще наш давний предок стал свидетелем того как горит дерево, в которое стремительно попала молния, и до сейчас, до нашего огня.

Несомненно, умение добывать и умение воспользоваться огнем – одно из величайших навыков которые удалось человеку получить. Об этой важности свидетельствуют многие археологические находки, мифы, легенды. К примеру благодаря археологам мы знаем что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления.

К слову добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева и по сей день существует у многих менее культурных народов. Способ этот представляет три вариации: 1) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится:

  • Непосредственно руками; нужно взять узкую дощечку сухого дерева, положить на землю, стать на нее коленями и упереть в нее сухую круглую, деревянную палочку; предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки; вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать; ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается.

  • Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка. При этом способе требуется участие двоих: один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки; другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху.
  • Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки; положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение; нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек.

Изначально огонь использовали чтобы обогреть и осветить жилище, но позже, люди перешли к земледелию, при помощи огня выжигали участки леса под пашню.

Тогда появилось и гончарное дело. Шаг за шагом огонь находил разные применения, так например появилось кузнечное дело и металлургия для нагрева и плавления металлов.

Так же вишенкой на торте, огонь считается в свече. Его шаловливый танец, потрескивание, тень на стене – магическое прекрасное творение человека. С тех пор как человек сделал первую свечку, он открыл новый взгляд на сильный огонь, открыв в нем что- то неописуемо таинственное.

И как бы там ни было, с появлением все новых инноваций, таких как электрические плиты, огонь никогда не изживет себя, и будет востребован, чтобы создать особенную атмосферу в особенный для вас, день 🙂

100000 лет до н. э. (?)

Огонь, быстрая химическая реакция соединения углерода с атмосферным кислородом при выделении углекислого газа (CO 2), в природе встречается редко.

Он стихийно возникает вблизи вулканов, где при извержениях горячая лава и выбросы пепла поджигают все, что встречается на их пути.

Молния, ударяя в деревья, тоже может вызвать пожар.

Но такие случаи слишком редки и случайны во времени и в пространстве, чтобы позволить человеку привыкнуть к огню и овладеть им для своего блага.

Трудная датировка

Когда человек научился добывать огонь? Отвечая на этот вопрос, мы можем только делать предположения. Человеческие останки, каменные орудия наших предков бросили вызов времени; следы же огня совсем не стойки. В виде остатков костров они сохранились только на сравнительно недавних стоянках.

В процессе физического очеловечивания первым этапом стало прямохождение на двух ногах, которое существенно отличает человека от всех других высших животных. Оно возникло, вероятно, около 10 миллионов лет назад.

Первые отпечатки ног, свидетельствующие о прямохождении и мало отличающиеся от отпечатков ног современного человека, найдены в Лаэтоли (Восточная Африка) и насчитывают около 3,6 млн. лет. Они говорят о завершении эволюции, начавшейся много раньше.

Когда двуногое человекообразное стало настоящим человеком?

Точно мы этого не знаем. Хождение на двух ногах освободило руки от двигательной функции и привело к их специализации на функции захвата и держания. Деятельность рук в «командной зоне» полушарий мозга связана с членораздельной речью и мышлением, что предполагает общественную жизнь и коммуникацию между людьми. Развитие мозга сопровождает процесс производства орудий, применение которых уже не является, как у некоторых животных, случайным. Они изготовляются по заранее намеченному плану. Накопленный опыт передается через социальную коммуникацию как другим людям - в пространстве, так и от поколения к поколению - во времени.

Историки первобытного общества называют орудия труда «индустриями», к ним относят определенные образцы изделий и некоторые технические приемы.

Самая древняя техника обработки камня (техника оббитой гальки) насчитывает 2, 5 млн. лет.

Самые ранние следы огня оставил человек типа гомо эректус (человек прямоходящий) на европейских стоянках ледниковой эпохи в Минделе (между 480 000 и 425 000 гг. до н. э.). В нижнем палеолите кострища встречаются весьма редко, а на многих стоянках вообще отсутствуют. Только к концу нижнего палеолита, чуть более 100 000 лет назад, наличие костров на человеческих стоянках становится почти постоянным явлением.

Мы можем поэтому с большой долей вероятности сказать, что человек окончательно покорил огонь за 100 000 лет до н. э.

Использование огня: решающий этап перехода от природы к культуре

Применение огня знаменует решительный шаг в переходе человека от природы - к культуре, от положения животного - к собственно человеческому состоянию.

Этот переход начался, разумеется, ранее, и мы только приблизительно можем обозначить его составные части.

Полностью зависимый от природы человек становится самим собой и приобщается к культуре по мере того, как он овладевает средствами управлять природой. Даже и сегодня природой мы владеем лишь частично, несмотря на то что благодаря науке имеем мощные механизмы воздействия на нее. В таких условиях человек нередко играет роль ученика чародея, неспособного предвидеть все последствия своего влияния на окружающую среду.

Первые возможности воздействовать на природу человеку, овладевшему речью и мышлением, дала общественная организация, основанная на применении различных технических приемов.

Общественная организация в том виде, как она появляется у наиболее архаичных народов, основана на разделении по социальным группам. Эти группы одновременно являются и соперниками, и союзниками; их разделяют и отличают сексуальные и пищевые запреты.

Клан, основанный на мужском (патрилинейном) или женском (матрилинейном) родстве, - это группа родственных индивидов, потомков общего предка, в которой действует запрет на инцест (половые отношения внутри клана). Существуют также один или несколько пищевых запретов (недопустимо поедание определенного животного или растения). Именно этим один клан отличается от другого.

По причине запрета инцеста клан не может существовать изолированно. Его выживание требует наличия одного или нескольких других кланов, где его члены смогут найти себе супругов.

Среди элементов культуры можно назвать совместные трапезы. Тогда как животные утоляют свой голод совершенно случайно, для человека совместное принятие пищи является обычным и составляет определенный ритуал. После покорения огня приготовление продуктов питания входит в эту практику. Начиная с неолита, основой питания становятся различные зерновые. Без тепловой обработки они были мало или вовсе несъедобны; теперь же набор продуктов расширяется, а пища легче усваивается. Появляется «кухня» - совместное занятие в рамках семьи.

Огонь позволяет закалять некоторые изделия из дерева, тем самым совершенствуя орудия труда и оружие.

В век металлов овладение огнем приобретает принципиальное значение.

Техника и мифология

Практическое значение огня для нужд человека, как и его опасный характер, поразили воображение людей, открыли ему путь к мифам. Прометей для греков - это божество из семейства титанов, он похитил огонь с небес и передал его людям. За что был наказан: прикован к горам Кавказа, где орел клевал ему печень до тех пор, пока его не освободил Геркулес.

Познание огня имело и магический смысл: в африканских обществах кузнец, человек огня, считается колдуном, он и презираем, и опасен.

Каким образом зажигался огонь? Самые архаичные народы (например индейцы Амазонки) добывают огонь трением двух веток дерева между пальцами или с помощью лука; от их нагревания зажигаются стружки или сухой мох. При ударе кремня о кремень высекают искры, к которым сразу подносят какой-либо легковоспламеняющийся материал; этот прием сложнее предыдущего. С появлением железа возникает кресало - куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов.

Долгое время добывание огня оставалось трудным делом, поэтому костер старательно охраняли: поддерживать пламя или оберегать тлеющие головешки было священной обязанностью женщин. С тех пор слова «огонь» и «очаг» символизируют семью…

Кроме уже упомянутой кулинарии огонь стал применяться и в других случаях.

Ночью огонь стал использоваться в качестве источника света, прежде же ночная темнота прерывала всякую деятельность (за исключением лунных ночей). Наскальная живопись в пещерах была бы невозможна без освещения. Лампы, основанные на масле (или на жире), существовали уже во время верхнего палеолита (за 35 000 лет до Р. Х.). Однако применение ламп или факелов могло иметь место и раньше.

Огонь стал также источником тепла, столь ценимого в зонах с морозной зимой. Однако блага от этого долгое время были ограничены: нужно было рассесться вокруг костра, который не только согревал, но и отпугивал хищников.

Овладение огнем возбуждало воображение многих: писатель Ж. Рони Старший посвятил этому событию научно-фантастическую книгу «Борьба за огонь» (1911). Позже в своем фильме с одноименным названием к этой теме обратился режиссер Ж.-Ж. Анно.