Что означает выражение «на обиженных воду возят»? В чем смысл поговорки

Что означает выражение «на обиженных воду возят»? В чем смысл поговорки "На обиженных воду возят".

Сначала 2000-х годов объем автомобильных грузоперевозок вырос в нашей стране более чем в три раза. Несмотря на экономические кризисы 2008 и 2014 годов, этот рынок продолжает развиваться. Постепенно ремонтируются и благоустраиваются дороги, соединяющие города. Старые КАМАЗы и МАЗы, на междугородных трассах, постепенно вытесняют красивые и мощные Скании, Мерседесы, Вольво, МАНы, Ивеко и пр. Дальнобойщики стремятся к работе на более комфортных автомобилях, отвечающих Европейским нормам. Но еще они стремятся к стабильным и выгодным заказам на перевозку грузов. Фуры не должны долго стоять на месте, они должны работать и приносить прибыль своим владельцам и водителям. «Ищу груз » — пожалуй, самое частое объявление под лобовым стеклом свободных фур, стоящих в «отстойниках». Постоянная загруженность автомобилей — основная забота связанных с этим видом бизнеса предпринимателей.

Люди, задача которых — искать выгодный груз.

Рассказ владельца небольшой компании – грузоперевозчика.

Владельца небольшой компании зовут Дмитрий Николаевич. Ему 48 лет. В данном бизнесе он с конца 2006 года. В его распоряжении три собственные фуры с тентом и два тягача-рефрижератора в лизинге. Все автомобили немецкого производства. Наш разговор о насущных проблемах бизнеса, о том, где приходится искать груз для перевозки.

— Здравствуйте. Скажите, какая основная проблема, с которой вам приходится сталкиваться при ведении вашего бизнеса?

— Добрый день. Проблем, мешающих развиваться сейчас немало. Это и кадровый вопрос, и вопрос технического обслуживания автомобилей, и постоянная нехватка рабочего времени. Да и много чего еще. Но главное – я постоянно ищу груз для своих тентов и рефрижераторов. Эта проблема все время у меня в голове.

— Что вы предпринимаете для решения этого вопроса?

— Я на постоянной связи с несколькими диспетчерами, через которых уже давно ищу грузы для перевозки по всей России. Кроме того, нас уже знают многие клиенты в других городах, часто ищу свободный груз, обращаясь к ним. Очень плохо, когда автомобиль простаивает продолжительное время. Ведь нужно и лизинг выплачивать, да и заработки у водителей должны быть хорошие, а то уйдут к конкурентам.

— А не рассматривали вы способ поиска заказов на перевозку грузов через интернет?

— Да, в последнее время, по совету своего сына, я стал использовать и этот метод. В частности ищу попутные грузы в «ВКонтакте» и даже через «Одноклассники». Есть и еще сайты, специализирующиеся на работе с дальнобойщиками. Слышал о сайте Трансрадар. Я их увидел случайно, просто наткнулся в соцсетях. Чтобы не потерять из виду даже вступил в их группу. Мне очень понравилась идея и сайт компании Трансрадар: . Внимательно слежу за их развитием. Надеюсь уже в скором будущем я скажу — ищу для своих фур груз только через Трансрадар .

— Спасибо вам за уделенное время. Удачи в вашем полезном деле!

Разговор с собственником диспетчерского бюро.

Владелицу диспетчерского бюро по грузовым перевозкам зовут Нина Андреевна. Данным видом бизнеса занимается около 12-ти лет. В штате состоят три помощника, которые ищут разные грузы для перевозок , и бухгалтер.

— Здравствуйте Нина Андреевна. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в этот бизнес?

— Здравствуйте. Все просто. Еще в середине девяностых я устроилась работать диспетчером на государственное автотранспортное предприятие. Тогда таких было еще много. Помогала искать грузы для перевозки своими автомобилями. Потом это предприятие обанкротилось, его закрыли. А я решила не растрачивать попусту накопленные связи и опыт. Зарегистрировала ИП и начала работать частным диспетчером.

— Сложно было начинать свое дело? Как вы его развивали?

— Мне помог опыт, полученный на предыдущем месте работы. Поначалу обзванивала знакомых водителей и поставщиков грузов, давала объявления в газеты о том, что ищу груз для загрузки своей фуры (приходилось хитрить и говорить, что у меня своя фура). Постепенно меня узнали. Стали доверять. Теперь вот даже иногда для «застрявших» в другом городе незнакомых дальнобойщиков. Со временем одна успевать перестала, приняла на работу помощников.

— Я вижу, что ваш офис наполнен разной современной оргтехникой. Есть несколько компьютеров, ноутбуки и МФУ. Как это все помогает вам в вашей работе?

— Мы стараемся идти в ногу со временем. С помощью этой техники мы способны оформлять все необходимые для работы документы: договора, доверенности, презентации. Также с ее помощью ведется бухгалтерский учет и дистанционная отправка в ФНС основных отчетов. А с некоторых пор, через интернет, я для своих постоянных клиентов, друзей — дальнобойщиков.

— Интересно. А насколько продуктивна работа через сеть в вашей сфере бизнеса? Как происходит поиск заказов в интернете?

— Постепенно интернет занимает приоритетное положение в нашей работе. Он все больше заменяет собой старые методы поиска загрузок. Когда я ищу, например, попутный груз для своих клиентов, я давно заметила, что в сети заявок на перевозку с каждым годом становится все больше и появляется уверенность, что нужный груз обязательно найдется. Сейчас все больше предпринимателей регистрируются в сети на различных профильных сайтах и ведут свой бизнес именно через них. Некоторое время назад я узнала про Трансрадар. Для нас, диспетчеров грузоперевозок и дальнобойщиков, Трансрадар является самым удобным сайтом для поиска грузов. Там собираются заказы на перевозки грузов сразу с нескольких сайтов, что существенно упрощает процесс поиска. Надеемся что у ребят все получится, так как их сайт нам существенно упрощает работу.

Так же я выхожу на рынок международных перевозок. Иногда бывает, когда фура уходит с заказом куда-нибудь за границу, а обратного груза нет. Тогда я ищу грузы в Россию, а это сложно сейчас. Думаю что и тут Трансрадар мне поможет. В прочем как я уже обнаружила, Россией дело не ограничивается. Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан и даже Туркменистан. Говорят уже скоро появится возможность искать грузы и на Европу. Лично я этого очень буду ждать.

— Спасибо большое Нина Андреевна. Желаем вам успехов!

Трудовые будни начальника отдела транспортной логистики.

Владимир Сергеевич вот уже более пяти лет руководит отделом логистики довольно крупной компании. Это торговая компания, специализирующаяся на оптово-розничной торговле продуктами питания. Ей принадлежит основная оптовая база и несколько магазинов и рынков в нескольких городах. Для их своевременного обеспечения товарной группой, организацией было приобретено девять автомобильных термофургонов грузоподъемностью от десяти до 20-ти тонн. Их эффективная работа является основной заботой Владимира Сергеевича.

— Добрый день. Скажите, пожалуйста, в чем состоит основная трудность в работе вашего отдела?

— Здравствуйте. Главная наша забота — это обеспечение постоянной загрузки корпоративного транспорта. Грузы, предназначенные для наших розничных точек, не могут обеспечить это на 100%. После выгрузки на одной из наших баз в каком-либо городе, необходима их загрузка для того, чтобы они не возвращались на основную нашу оптовую базу пустыми. Это экономически невыгодно. Поэтому я заранее ищу груз для них в том городе, куда они направляются.

— Всегда-ли удается найти такой груз заранее?

— К сожалению нет. Нас, конечно, уже знают многие перевозчики и грузовладельцы, мы стараемся договориться с ними заранее, но рынок находится в постоянном движении, все время, что-то меняется. Поэтому иногда я ищу другой груз для перевозки нашими автомобилями. Однако, далеко не всегда, конечной точкой таких маршрутов является наш город. Это, естественно, отрицательно сказывается на графике перевозок наших грузов, но мы с этим успешно боремся, перераспределяя автомобили. Благо, что они у нас почти все взаимозаменяемы. Для возвращения фур на нашу базу, я из того города, где они оказались. Эти доставки тоже приносят нам неплохие деньги. Таким образом, обеспечив постоянную загрузку наших машин, наш отдел зарабатывает деньги для компании на одних только перевозках.

— Скажите, каким образом вы ищете загрузку для вашего транспорта?

— Конечно, мы постоянно находимся на связи с нашими основными заказчиками из других городов. Если у них есть что-то для нас подходящее, нас устраивает их цена, и мы совпадаем по времени, то немедленно заключается контракт на перевозку. А если такого груза нет, то нас спасает интернет. Сейчас, если уделить этому время, там можно найти множество подходящих загрузок по всей стране.

— Есть ли у вас любимый ресурс в сети, который вы могли порекомендовать всем своим коллегам?

— Да. Ресурсов таких несколько. Это и всем известные крупные игроки. Есть несколько интересных небольших бирж грузов. Но в последнее время мы практически всегда пользуемся сайтом Трансрадар (www.сайт). Это очень удобный ресурс, где сконцентрированы актуальные заказы, поступающие с большинства городов нашей страны и ближнего зарубежья. Очень его рекомендую. Пользуясь информацией, находящейся на этом сайте, я экономлю много рабочего времени и увеличиваю эффективность работы нашего транспорта.

— Спасибо за подробную беседу и уделенное нам время. Успехов!

Новых автомобилей в последнее время покупается немало. Однако пригнать себе из-за границы – все еще привлекательный вариант. Наша страна в этом плане поделилась на два слабо пересекающихся и непримиримых лагеря: стабильно снабжается хорошими подержанными автомобилями нашими японскими соседями; западная часть страны везет себе не менее хорошие автомобили из Германии всеми сухопутными дорогами и изредка балует себя диковинными моделями из Северной Америки, доставляемыми морским путем. И если с востоком все понятно – свои японские машины они не отдадут никому, то на европейской части в споре двух стран, из которых идет основной поток б/у автомобилей, явным лидером была Германия. Теперь ситуация может в корне поменяться. Все дело в падении американского доллара и росте евро.

От Дяди Сэма по серым каналам к нам поставляются и новые авто. Оказывается, по деньгам выходит примерно то же самое, но... К примеру, в нашей стране оснащается только мотором 2,5 л, а из Америки почти за ту же сумму можно привезти автомобиль с двигателем 3,5 литра и полным приводом. И комплектация будет богаче. Минус – практически наверняка потеря гарантии на новую машину. Стоит оно того или нет, каждый решает для себя сам.

Не следует, однако, относиться к перегону как к панацее от всех автомобильных бед. Все равно можно нарваться на обман. Если денег хватает на новую машину мечты, лучше не экономить. Так спокойней будет. Ну а если решение перегнать авто из-за границы твердое и окончательное – тщательней выбирайте помощников в этом деле.

Николай Загвоздкин

Не надо долго изучать многочисленные страницы в интернете, посвященные этой поговорке, чтобы убедиться в поразительном многообразии ее толкований, иногда очень противоречивых. Многие люди, задаются вопросом, вступают в спор, добиваясь объяснения поговорки «На обиженных воду возят».

Почему именно «обиженный»

Неужели смысл поговорки "На обиженных воду возят" выражает намек на то, что «обиженным», то есть обделенным в чем-то людям, всегда достается самая тяжелая и неблагодарная работа? Кстати, в случае такого понимания, поговорка воспринимается как нечто само собою разумеющееся, как банальность. Или же она является неким предупреждением для этих самых «обиженных»? И почему же их удел именно воду возить, а не, скажем, дрова рубить или лес валить?

И как это соответствует утверждению классического Толкового словаря С. И. Ожегова, что выражение «возить на ком-то воду» означает злоупотреблять его покладистым, добрым характером, нагружая утомительной и не престижной работой?

Пословица или поговорка

Но прежде чем начать уяснять смысл поговорки «На обиженных воду возят», не мешает уточнить, о чем идет речь: о пословице или о поговорке?

Даже в этом вопросе не так-то просто добиться ясности. А ведь это разные понятия.

Если быть точным, то пословица - это сжатое, ритмически организованное народное изречение с поучительным смыслом. А поговорка - усеченная или недоразвитая пословица, которая, как правило, не составляет законченного предложения. Пример: «У черта на куличках».

Надо представить себе, что любое ходячее выражение, будь то пословица или поговорка, бытует (ходит между людьми) как некое живое образование. То есть оно изменяется вместе с ними и вместе со временем, оттого может приобрести новый смысл, отличный от первоначального.

Изменение лексикона за 150 лет

«На обиженных воду возят» — смысл поговорки, да и ее лексический состав изменился с тех пор как она была зафиксирована в 1867 году в «Толковом словаре» В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». «На сердитых воду возят на упрямой лошади» — вот так она звучала 150 лет назад.

Как же «сердитые» превратились в «обиженных» и чем они от них отличаются? Оказалось, что многие наши современники не чувствуют здесь различия и воспринимают эти слова как синонимы.

Сердитый, рассерженный, даже злой - это человек, выведенный из душевного равновесия. (Сравните: «Сердитый с горшками не ездит» или даже «Гневливый с горшками не ездит»). Эксперты-языковеды сближают слово «сердитый» со словом «сердце» - рассерчать, сделать что-то в сердцах, то есть сгоряча, необдуманно. И по христианским представлениям, сердце - это место сосредоточения гнева, одного из

Сердитый или гневный

Смысл пословицы "На обиженных воду возят" имеет еще одно значение. Если покопать глубже корневую основу «сердитых» и гневливых, то выясняется, что «гнев» по своему происхождению родствен слову «огонь». Как же потушить огонь? Его заливают водой.

Вот так раскрывается древнее и очень глубокое объяснение поговорки "На обиженных воду возят". А в житейском понимании она выражала предупреждение, добрый совет человеку, скорому на гнев, - изменить свое поведение, притушить свою горячность. При этом не отменялось и понимание того, что быть водовозом - занятие тяжелое и не из самых почетных.

Музей воды

И уж совсем не выдерживает никакой критики объяснение пословицы «На обиженных воду возят» в экспозиции в Санкт-Петербурге. Оно сводится к простой иллюстрации бытовых обстоятельств: грубых, невежливых водовозов, обижающих людей, наказывают тем, что принуждают их работать бесплатно. Можно подумать, что именно водовозы среди всех городских рабочих почему-то отличались особой нетерпимостью (а где письменные тому свидетельства?) и полиция вынуждена была специально за ними следить и наказывать.

Таким же скороспелым сочинительством отдает и «легенда» о том, что недобросовестные развозчики воды подменяли воду качественную, почерпнутую из полноводной и чистой Невы, на мутную водицу из Фонтанки или Мойки в целях наживы, за то и бывали наказаны. Не мешало бы авторам подобных легенд взять в голову то соображение, что воду развозили не только в Петербурге.

Трансформация слова

Но как произошла трансформация сердитых в обиженных? Дело в том, что слово «сердитый» стоит в одном синонимическом ряду со словом «обидчивый». И логически это понятно: ведь безосновательно сердитый, гневливый, вспыльчивый исключительно по причине плохого характера человек легко становится обидчивым без всяких видимых причин.

И здесь опять приходится говорить о лингвистической тугоухости наших современников, о невнимательности к смысловым нюансам формы слова.

«Обидчивый» - черта характера человека, склонного обижаться, независимо от того, есть ли для этого повод. «Обиженный» - это тот, кого заведомо обидели, унизили. И зачем же этого человека, уже пострадавшего, еще раз обижать - воду на нем возить?

Не человек, а лошадь

Смысл поговорки «На обиженных воду возят» иногда переносят не на человека, а на лошадь. Действительно, воду на горячей лошадке не довезешь до места, расплещешь по дороге. Для этой работы годятся смирные, по большей части или мерины, то есть «обиженные». В русской литературе часто употреблялось словосочетание «водовозная кляча» в значении: загнанная, изнуренная непосильным трудом.

Уголовный жаргон

Но ближе к истине те исследователи современной речи, которые указывают на произошедшее в последние десятилетия широкое внедрение в разговорный язык словаря уголовного мира. На жаргоне уголовников «обиженным» (или «опущенным») называют заключенного-гомосексуалиста самой низкой репутации.

Значение «На обиженных воду возят» тут уже сближается с поговоркой «На дураках воду возят» или «На обиженных черти воду возят».

Значит, когда мы говорим «На сердитых воду возят» (а такой вариант пока еще не вышел окончательно из употребления), мы хотим кому-то дать понять о его излишней «сердитости» - неуместной гордыне, амбициозности. Мы как бы призываем человека быть скромнее в его же интересах.

Но смысл поговорки «На обиженных воду возят» будет другим. Он просто констатирует, что тому, кто обойден судьбой и вниманием людей и кто смирился с этим, достается несладкая судьба. Ближние не замедлят этим воспользоваться. То есть это ближе к трактовке, данной в словаре С. И. Ожегова, хотя словарь приводит только поговорку «возить воду».

Попробуйте сравнить два этих варианта. Последний выглядит более плоским, менее интересным в литературном отношении.

Современные смысловые оттенки и историческое наследие

Можно привести немало других вариантов пословицы, не столь распространенных: «воду возят» на «дураках», на «упрямых», на «добрых», на «доверчивых». В отличие от оригинала, нет отрицательных значений, присутствуют и положительные персонажи - «добрые», «доверчивые».

Любопытно, что выражение «воду возить» как часть пословицы превратилось в самостоятельный фразеологизм, и он приобретает различные смысловые оттенки. Так, работящего, трудолюбивого, физически крепкого человека характеризует его способность «воду возить». А иногда это словосочетание звучит иронически: «Да на нем воду возить можно!»

Пословица (или поговорка), будучи устойчивым словосочетанием, не является чем-то однозначным, данным раз и навсегда. Она связывает нас с историческими истоками нашей культуры, но остается живой и в чем-то изменчивой.


Кликабельно 9000 рх

Итак, продолжаем . Слушаем тему от an10 zxman : «Хотелось-бы узнать про такую тривальную вещь как фрукты и овощи в наших магазинах — как, откуда и почему) Не секрет ведь что все что продается в супермаркетах — импортное — так вот как так получилось что выгоднее привозить из-за бугра? И как вообще выращивают всё это, в каких масштабах и откуда везут».

Давайте попробуем разобраться…

Какова «национальность» овощей и фруктов, которые мы едим? И почему необходимо везти за тысячи километров даже лук и чеснок, которые легко вырастить хоть на дачном участке?

Очень часто многие эксперты объясняют: импортные овощи России нужны из-за нашего климата. Летом мы и на своих огурцах-помидорах продержимся, но зимой только заграница нам поможет.

Но если посмотреть на основных наших зарубежных «кормильцев» (см. схему), то невольно возникают вопросы. Допустим, Испания и Турция — страны, безусловно, южные. Но чем уж так лучше климат в Нидерландах или Польше? А ведь именно на Нидерланды приходится наиболее существенная часть нашего овощного импорта из ЕЭС. И приезжают к нам голландские овощи большей частью в декабре — апреле — в разгар «несезона».

Не могут наши тепличные хозяйства конкурировать по ценам с голландскими, — объясняет Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. — Постройка теплиц в России обходится намного дороже. Это достаточно большие первоначальные вложения, а плата за кредит у нас по сравнению с Нидерландами высока.

Это подтверждают и в ассоциации «Теплицы России». Вообще теплицы промышленного масштаба сейчас мало кто желает строить даже рядом с Москвой, где рынок сбыта вроде как обеспечен, — невыгодно.

Что же получается: неприхотливый репчатый лук, которым особенно активно снабжает нас зимой Голландия, выгоднее везти из-за бугра?

Именно так, — утверждают специалисты. — Если, конечно, правительство не примет какие-нибудь меры, скажем, по удешевлению кредита и сопутствующих услуг.

И все таки, как это выглядит подробнее …

Где родина «бакинских огурчиков»

Разглядывая статистику овощного импорта, можно удивиться, не увидев в первых рядах импортеров, скажем, Азербайджана. А как же знаменитые «бакинские» огурчики, которыми завалены московские рынки?

Большая часть «азербайджанской» продукции приезжает из Турции, — поясняет Дмитрий Янин. — Судите сами. На Турцию приходится почти половина помидорного импорта и больше трети огуречного. Но вы видели на рынках турецкие помидоры? Продавцы занимаются перемаркировкой, пишут «Азербайджан» или «Краснодар».

Так сложилось, что огурцы у нас спросом пользуются бакинские, а помидоры должны быть краснодарскими. Вот продавцы и стараются: какую этикетку хотите — такая и будет.

Теперь, по словам нашего эксперта, на рынках и в мелких магазинах (крупные торговые сети перемаркировкой занимаются реже — их чаще проверяют) надо ждать отечественных огурцов и лука вместо запретной продукции из Европы. Овощи переложат из одного ящика в другой.

Чтобы переориентироваться, скажем, с европейских огурцов на краснодарские или воронежские, по словам специалистов, предпринимателям нужно не менее двух месяцев. А что сейчас продавать-то? Тем более что покупателю истину установить крайне проблематично.

Если овощи выращены не на личном огороде, то по своим свойствам — количеству витаминов и так далее — они не особо отличаются, — говорит наш эксперт. — Во всем мире сейчас используют примерно одинаковые технологии. Определить, выращен помидор в Испании, Голландии или в совхозе «Московский», как правило, можно только по документам на товар.

А есть ли отечественная продукция?

Как следует из доклада Госсовета РФ «О регулировании внутреннего продовольственного рынка» за 2010 г., в продажу попадает чуть более 33% от выращенных в России овощей. Картофеля — 24,5%. Причем по сравнению с 2007 годом эти цифры уменьшились: тогда было около 40% и около 30% соответственно.

То есть краснодарские помидоры и воронежский чеснок реально существуют. Но, как правило, никуда не ездят. Сами производители — большая часть овощей и до 90% картофеля вырастают в личных хозяйствах — их и съедают. Ну еще родственников снабжают. (Кстати, на личные подсобные хозяйства в России приходится более 46% всей отечественной сельхозпродукции.) И, судя по статистике (см. выше), тяга к «самодостаточности» у наших граждан, имеющих какие-то клочки земли, за последние годы увеличилась. Что, по логике вещей, означает: везти на продажу помидоры-огурцы-лук даже в пределах своей области — не говоря уж о рынках столиц — становится все менее выгодно. И правда: если уж крупным тепличным овощеводческим хозяйствам сложно с голландскими и турецкими поставщиками конкурировать по соотношению затраты-цена, то как простому тамбовскому крестьянину на этот рынок пробиться…

Стало быть, жителям крупных городов, у которых возможности вести свое хозяйство ограничены, придется довольствоваться тем же овощным ассортиментом. Независимо от того, какую страну-производителя нарисуют на ценниках продавцы.

А КАК У НИХ

Прежде чем купить огурец, подумай о природе!

Еврокомиссия в последнее время все чаще призывает потребителей-европейцев покупать местные овощи. Главных аргументов — три.

Первый — трансграничная торговля плохо влияет на экологию. Когда огурцы и помидоры везут за много тысяч километров, сжигается огромное количество лишнего бензина. Короче, купил огурец, привезенный из-за тридевять земель, — нанес дополнительный вред окружающей среде. (Это не шутка, европейцы всерьез этим озабочены — нам бы их проблемы.)

Второй — долгие переезды плохи и для самого огурца. Хоть технологии выращивания нынче и одинаковы во всем мире, но свежесть продукции по дороге теряется.

Третий аргумент — социальный. Купил местное — поддержал своих фермеров. Довольны жизнью фермеры — благополучнее страна. Ведь ситуация, когда большая часть населения стремится в несколько крупных городов, создает большие социальные проблемы и дополнительную напряженность в обществе.

Статистика свидетельствует: за последнее десятилетие потребление фруктов и ягод в России возросло (при этом меньше стали есть картофеля). С точки зрения здорового питания это факт отрадный. Отраден он и для зарубежных поставщиков. По данным консалтинговой компании «АМИКО», в 2010-м объем нашего фруктового импорта вырос в долларовом измерении более чем на четверть по сравнению с предыдущим годом.

Что же мы закупаем? Признаться, была уверена, что главную статью российского импорта составляют любимые многими бананы. Или цитрусовые, которые, понятное дело, в России не растут. А вот и нет! Думаю, и вы с ходу не угадаете, что больше всего мы завозим из-за рубежа… яблок и груш. В натуральном выражении (в тоннах) доля этих не самых экзотических плодов составляет в общем объеме импорта более 28%. Только затем следуют цитрусовые (26,5%) и бананы (19%).

Эксперты при этом констатируют: яблочный импорт растет особо быстро и особенно бурными темпами из Китая. В самом деле та же статистика свидетельствует: китайцы не только промтоварами, но и яблоками готовы завалить всех соседей, они их выращивают в два раза больше, чем в состоянии съесть эта миллиардная страна. Еще яблоками нас активно снабжает Польша, а груши к нам приезжают по большей части из Аргентины и Бельгии (см. схему). А где же, спрашивается, наши яблоки, которые благополучно растут на каждой даче? Да и грушевые деревья для России — не то чтобы невидаль какая, даже вдоль улиц растут…

Покупатели не хотят брать товар «с червячком»

Чтобы на прилавках были отечественные яблоки, нужно, чтобы кто-то в этот бизнес вкладывал деньги. Сейчас серьезных, крупных, производителей яблок в России — меньше десятка, — комментирует статистику Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. — Пока нет своих крупных производителей, способных выдерживать конкуренцию, идет замещение импортом со всего мира. А российские яблоки торговые сети добавляют в ассортимент в сезон для экзотики.

Почему наши производители не выдерживают конкуренции? У экспертов — целый вагон ответов.

У отечественных яблок один главный плюс — они свежие, — поясняет Янин.

И выглядит наш товар менее эффектно по сравнению с заморским. Импортные «фруктовые» компании в отличие от российских очень тщательно проводят сортировку. Все, что с червоточинкой или какими-то еще внешними изъянами, — в пюре, повидло и на соки. Для стола — самые отборные и красивые экземпляры (они и лежать будут дольше). И не дай бог плод окажется с червячком — это ж у покупателя может пропасть аппетит и желание потом приобретать продукцию той же компании!

И еще один существенный момент. В России очень мало хороших хранилищ. Их строительство, понятное дело, требует затрат — в общем, те же проблемы, что со всей нашей сельскохозяйственной инфраструктурой (мы уже говорили об этом в статье про овощи на примере теплиц). Поэтому не в сезон у торговцев и особого выбора нет — приходится закупать за бугром. Хотя в современном специализированном хранилище яблоки могут лежать и не портиться по полгода — то есть чисто теоретически российские яблоки могли бы быть в продаже почти до весны…

Почему нельзя накормить Россию яблоками из личных садов?

Теоретически еще как можно, у нас в урожайные годы горы яблок в компостных кучах гниют, — сетует Андрей Туманов, главный редактор газеты «Ваши 6 соток». — В России вообще яблоки растут гораздо лучше, чем в южных странах, у нас для этой культуры практически идеальные условия. Что мешает пускать яблоки с дачных участков не на компост, а на прилавок? Основных причин две. Первая — сейчас нет потребкооперации хотя бы в том виде, в каком она существовала в советские времена, которая бы принимала мелкие партии продуктов от населения. Есть только «черная кооперация»: кавказцы скупают те же яблоки за копейки, но и на том спасибо, не все пропадает.

Вторая причина — закрыли почти все плодовые станции и станции защиты растений, которые раньше работали в том числе и с садоводами-частниками. Поэтому сортов тех же яблок у нас на самом деле даже больше, чем в некоторых из тех стран, которые нас кормят фруктами, но многие из этих сортов старые, не отвечающие современным рыночным условиям. Яблоки, которые подвержены, скажем, парше, ни одна торговая сеть не возьмет. Пока не будет восстановлена хотя бы та система, которая была, будем тонуть в своих гнилых плодах и фруктах и закупать импортные.

Отечественных яблок, помидоров и винограда на прилавках и летом было немного, а теперь совсем не осталось. Аппетитно выглядящие «иностранцы» едут в наши магазины из самых дальних уголков мира. Какие из них полезнее и без­опаснее. Послушаем что нам расскажет Владимир Мурашёв, зав­лабораторией биологии развития растений МГУ им. М. В. Ломоносова.

Общее правило для всех овощей и фруктов одно — лучше покупать те плоды, дорога которых к прилавку магазина была максимально короткой. Это значит, на них было нанесено минимальное количество консервирующего газа, помогающего хранить абрикосы и виноград по полгода, а плоды в твёрдых шкурках — до 12 месяцев. Самые распространённые вещества, продлевающие жизнь плодам, — умеренно токсичный диоксид серы (Е220), консерванты ортофенилфенол (Е231) и дифенил. Последний, кстати, запрещён в США и ЕС из-за канцерогенности, но отчего-то разрешён на территории России. В странах третьего мира плоды на экспорт часто обрабатывают и запрещённым в России этоксихином (Е324).

Овощи и фрукты из Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, как правило, не обрабатывают химией — они могут вынести короткую дорогу в Россию. Но не нужно питать иллюзий — бакинские огурцы и помидоры, лежащие сейчас на прилавках московских рынков, не более чем маркетинговая находка продавцов. Сегодня в Баку всего +6°С — овощей не вырастить даже при сильном желании. В лучшем случае плоды приехали действительно из Баку, но росли в теплицах. А в такой ситуации совершенно всё равно, находились эти теплицы в Подмосковье или в Азербайджане.

Кстати, принято считать, что в овощах, выращенных в теплицах, меньше витаминов, чем в их собратьях из открытого грунта. Это не так! Количество витаминов одинаковое. А вот вкусовые качества разные: у тех, что росли под солнцем, вкус насыщеннее и многограннее, чем у плодов, вынужденных довольствоваться лампочкой.

Импортные плоды, как правило, снимают чуть раньше естественного созревания, чтобы довезти их в приличном состоянии. Из-за этого в большин­стве из них содержится слишком много нитратов. Лидеры по содержанию нитратов зимой — зелень (даже подмосковная!) и зелёный лук, за ними в списке — капуста, огурцы и помидоры, картофель. Чтобы избавиться от нитратов, зелень и овощи нужно помыть с мылом и замочить в кипячёной воде на 30-40 минут.

Оптимально оставить их отмокать в прозрачной трёхлитровой банке, стоящей на подоконнике. Под воздей­ствием дневного света выход нитратов будет максимальным. С картош­ки и огурцов нелишне будет предварительно снять шкурку. Варить картошку в той же воде, в которой она отмокала, нельзя!
Покупать сухофрукты ещё сложнее, чем свежие фрукты. Нужно выбирать самые невзрачные образцы, сухие, с матовой поверхностью. Влажные курага, изюм, чернослив вымочены в разных растворах — от безобидного содового до токсичного химического. Блестящие плоды натёрты маслом. Правильный сухофрукт стучит по столу, перед едой его надо размачивать. Обратите внимание, чтобы на сухофрукте не было чёрной плесени — это гриб аспергилл, вызывающий сильнейшее отравление. Обрезать его невозможно. Менее опасна пенициллиновая серо-зелёная плесень. Если она есть, достаточно выбрать не поражённые грибком плоды — их можно употреблять в пищу.
Перед едой как следует помойте все цитрусовые — апельсины и грейпфруты с красными бочками часто… отмываются! Если так, не давайте их детям, не почистив, — на кожуру может быть нанесён краситель, запрещённый для употребления в пищу. Импортные яблоки всегда надо чистить — чаще всего их обрабатывают не дорогостоящим воском, как мы привыкли думать, а дешёвым синтетическим парафином, сделанным на основе нефте­продуктов (дорогую добавку Е901 заменяют на дешёвый Е905 — микрокристаллический или парафиновый воск, всё равно никто не проверяет). Ни один моющий состав не в силах стереть этот парафин с кожуры. А попав в желудок, «химия» может вызвать отравление. Также важно тщательно мыть бананы — в горячей воде и с мылом: перед продажей их зелёные шкурки обрабатывают пресловутым банановым газом — смесью азота и этилена, чтобы они пожелтели.
Картофель

Важно: Если картофель долго не прорастает, глазки у клубней ввалившиеся внутрь, закрытые, значит, он обработан антиростовой химией. Если клубень не темнеет в месте надреза, скорее всего, овощ генномодифицирован.

Капуста


Её основные поставщики — Польша, Китай.
Важно: Однозначно лучше выбирать подмосковные кочаны, тем более что они хранятся всю зиму. Чем дольше лежит капуста, тем меньше в ней нитратов. Кроме того, все импортные сорта не подходят для закваски.

Цитрусовые


Самые сладкие мандарины — краснокожие плоды из Марокко, на втором месте — Абхазия, и за ней — Испания. На задворках — цитрусы из Египта, Турции и Южной Америки

Важно: Потрите румяный бочок цитруса влажной салфеткой. Если она окрасилась — продавец вас обманывает, чаще всего «делают макияж» апельсинам-королькам и грейпфрутам.

Огурцы, помидоры


Израиль, Польша, Турция, Греция, Голландия, Испания и другие страны Европы.
Важно: Если нет подмосковных, лучше выбрать плоды из Израиля: там тёплый сезон длится дольше всего. Гарантированно сладкие томаты черри и мелкие помидоры бранч из любых стран. Среди огурцов беспроигрышный вариант — мелкие европейские огурцы с мягкой кожей без пупырышек. Проведите по кожуре ногтем и выбирайте самые тонкокожие.

Чеснок


90% чеснока в магазинах — из Китая. Причём китайцы так боятся, что мы начнём выращивать их сорта чеснока сами, что специально повреждают дно растения, — размножить такой чеснок не удастся.
Важно: Российский чеснок — острый, с крупными сочными дольками. Китайский — с большим количеством мелких долек, его вкус намного мягче, он не жжётся и менее ароматный. Из импортного лучше выбирать чеснок из Израиля или Турции - он больше похож на наш.

Яблоки


Едут в Москву со всего света. Лучше всего выбирать плоды из жарких и недалёких мест — Израиля или Ливана. За ними — Турция и Европа.
Важно: К странам, подконтрольным США (Южная 19 и Латинская Америка 16), эксперты относятся с опаской: там разрешено производить ГМ-фрукты, не маркируя их. Яблоки, мякоть которых не темнеет в месте надреза, — яркий тому пример.

Бананы


На Эквадор приходится треть мировых поставок бананов, в основном в Россию они летят оттуда.
Важно: Только бананы редких сортов едут с Филиппин, из Таиланда, Латинской Америки. Но обрабатываются они точно так же, как эквадорские.

Клубника


Если на упаковке значится Испания или Голландия — ягоды выращены в теплицах. Греческая клубника зимой тоже не может быть из открытого грунта. При этом по цене она равна подмосковным тепличным ягодам, только те встречаются на полках супермаркетов на порядок реже.
Важно: Сегодня множество ягод поступает в РФ из стран Южной Америки. Сложно представить, сколько «химии» надо было потратить, чтобы привезти из-за океана нежную клубнику или малину. Ещё один фактор риска — именно в этих зонах активно идут эксперименты над созданием ягод с изменённым геном.

Отрывок из передачи «Среда обитания» (полное видео в конце поста):

80 % фруктово-овощного рынка России — импорт. Но потребители все равно любят отечественное. На прилавках — тамбовская картошка, краснодарские помидоры, подмосковные огурцы. На самом деле это импортные овощи, которые продают под родными для нас именами. Мы отправились на рынок вместе с директором одного из подмосковных совхозов. Он нашел на прилавках овощи-»обманщики»

Фрукты привозят в Россию зелеными. Но на полках магазинов лежат желтые бананы, спелые киви и красная клубника. Нам удалось узнать, как они досрочно поспевают. Это – не садоводство. Это – технология. Над ними трудятся не агрономы, а химики. Вы увидите, как зеленые бананы за несколько часов превращаются в желтые. Это происходит в газовой камере.

Яблоки в магазинах продают круглый год. Хотя все мы знаем, что даже в деревенском погребе они лежат максимум до февраля. Почему же магазинные фрукты хранятся так долго? Оказываются, их обрабатывают так называемым яблочным ботоксом, по-научному, дифенилом. Этот химикат позволяет фруктам выглядеть «моложе своих лет». Фрукт, опрысканный дифенилом, даже через полгода будет все таким же ровным, блестящим и румяным, как будто его только что сорвали с ветки. Дифенил запрещен в США и странах Евросоюза. Некоторые ученые считают, что он провоцирует рак. Как же отличить яблоко, обработанное дифенилом?

Чем еще обрабатывают фрукты? Почему яблоки, груши и виноград лежат неделями и не портятся? Чтобы ответить на эти вопросы, наш корреспондент устроился на работу на склад фруктов и овощей. Нам удалось увидеть, как на складе зажигают дымовые шашки. Это не обычный дым. В нем – содержится особое вещество фунгицид. Он защищает фрукты и овощи от возбудителей гнилей, парши и плесени. Как это ни странно, фунгициды абсолютно безопасны для человека. Если коробку с фруктами вынести со склада и поставить на прилавок, химикат быстро испарится. Остатки фунгицида легко смываются водой.

Гораздо опаснее могут оказаться те овощи и фрукты, которые хранились в обычных деревянных ящиках. На складе или на рынке, где нет «ни капли» химии.

Красноярск. 127 детей из летних лагерей попали в больницы с тяжелым отравлением. Температура – 40, сыпь, рвота. Диагноз врачи смогли поставить только на четвертый день. У всех детей обнаружили иерсиниоз. На обед им давали салат из свежей капусты и моркови. Через час после еды у них поднялась температура. Зараженную капусту и морковь повара купили на рынке. Прокуратура обнаружила там полчища крыс. Торговые палатки закрыли, продавцам запретили работать.

Мы побывали на Красноярском рынке. И выяснили – овощами продолжают торговать, несмотря на запреты. Мешки с овощами валяются прямо на полу, мышеловок как не было, так и нет. Капуста и морковь лежат вперемешку с досками и мусором.

Мы думаем, что если на овощах есть темные точки и пятна, значит, их выращивали без химии. На самом деле, все с точностью «до наоборот». Темные пятна на капусте – это грибок. Он быстрее всего поражает нитратные овощи. Агрономы покажут, как отличить овощи, которые поливали нитратами.

Китайские овощи – загадка для российских агрономов. Эти помидоры, огурцы и капуста растут в два раза быстрее, чем это описано в учебниках по растениеводству. Совхозы, принадлежащие китайцам, есть во всех регионах России. Во многих из них овощи и фрукты выращивают по экспресс-технологии. Быстро и дешево. Мы побывали на одном из таких хозяйств вместе с Россельхознадзором.

Инспекторы проверили землю на нитраты и пестициды. И ничего не нашли. На складе – мешки с китайскими иероглифами. Видимо, это и есть удобрения, которыми посыпают растения. Но из чего состоят эти удобрения – никто не знает. Проверить это – тоже невозможно. Инспекторы имеют право искать только те удобрения, которые внесены в российский реестр. То есть фермер, к примеру, может спокойно поливать ростки ядом кураре или опрыскивать раствором хлорки. По закону его урожай будет считаться безопасным. Фермеры покажут, как отличить скороспелый китайский овощ от российского.

Что же делать?

Глава Минсельхоза констатировал, что на сегодняшний день за счет собственного производства обеспечивается только 37% минимально необходимого количества тепличных овощей.

«Если в 1990 году валовой сбор тепличных овощей составлял 764 тысячи тонн в год, то в 2011 году — 585 тыс. тонн», — сообщил Н.Федоров, добавив, что объем импорта в последние три года составил около 900 тыс. тонн в год.

При этом министр отметил крайне низкие темпы строительства новых тепличных комплексов – 180 га зимних теплиц за последние пять лет.

По мнению экспертов, текущая ситуация в отрасли является следствием целого ряда нерешенных проблем, связанных, прежде всего, со стоимостью энергоносителей, доступностью кредитных ресурсов, обновлением основных фондов, доступом в торговые сети и кадровым обеспечением.

Президент Ассоциации «Теплицы России» Виктор Семенов обратил внимание участников совещания также на проблему создания в ряде российских регионов нелегальных тепличных комбинатов, «которые не платят налогов и производят далеко небезопасную продукцию».

Николай Федоров поручил профильным подразделениям министерства совместно с Ассоциацией проанализировать ситуацию с тепличными хозяйствами, действующими на незаконных основаниях, и подготовить предложения по решению вопроса.

Кроме того, министр отметил необходимость активного использования инструмента софинансирования при строительстве новых тепличных комплексов в рамках экономически значимых региональных программ. При этом Н.Федоров подчеркнул, что под тепличные площади вся инфраструктура (газ, вода, дороги) должна быть подведена за счет средств субъектов РФ, а не бизнеса. «Это обязанность губернаторов», — сказал глава Минсельхоза.

Н.Федоров информировал, что в рамках проекта Госпрограммы на 2013-2020 годы предусмотрено возмещение 20% затрат на приобретение энергоносителей, что обеспечит повышение рентабельности овощепроизводства закрытого грунта.

Для обсуждения перспектив одной из составляющих отечественного сельского хозяйства, для модернизации которого в последние годы государство предпринимает особые усилия, глава правительства Дмитрий Медведев 5 марта направился в Новгородскую область, в тепличный комплекс ООО «Новгородские теплицы». Современный комплекс на основе голландских технологий, заметно отличающийся от многих из тех, что остались стране в наследство с советских времен, позволил, не выходя из теплицы, поговорить о том, как привести все тепличное хозяйство России в надлежащее состояние.

«Тема выращивания овощных культур, тепличного овощеводства более чем актуальна», — заметил Дмитрий Медведев. Доля свежих овощей и зелени в рационе россиян ниже, чем в развитых странах. В магазинах отечественной овощной продукции мало, а импорт зачастую неприемлем как по цене, так и просто иногда опасен для здоровья.

Сегодня в стране производится 600 тысяч тонн овощей в год. На одного человека получается всего 4 килограмма на человека в год, а это лишь четверть той нормы, что рекомендуют врачи. «Чтобы обеспечить норму, нужно производить минимум в два раза больше и увеличить валовый сбор до 1,1 миллиона в год», — считает премьер. Пока же из-за рубежа импортируется около 1,7 миллиона тонн овощей. «Мы уже продукцию животноводства не ввозим в таких количествах», — подчеркнул глава правительства, услышав уточненные данные министерства сельского хозяйства.

Озвученную для отечественного овощеводства задачу Дмитрий Медведев считает непростой из-за того, что большинство теплиц в значительной мере уже устарели. «Самое печальное — не износ, а неконкурентоспособность теплиц. Они тратят много энергии, много воды», — заявил премьер-министр.

«Условия ведения тепличного хозяйства не совсем тепличные», — признал глава минсельхоза Николай Федоров. Одним из самых сложных остается вопрос поставки энергоресурсов для тепличных хозяйств. Предприятиям по не зависящим от них причинам тяжело прогнозировать необходимые объемы газа даже на один день. Из-за этого часто им приходится платить штрафы за перерасход лимитов по газу. Министр сельского хозяйства попросил в этой связи перейти от суточных норм к помесячному лимиту.

Но уровень потребления газа высокий не только из-за климатических условий. 35 процентов в структуре себестоимости овощной продукции тепличных хозяйств приходится именно на энергию. Если в новых комплексах для производства 1 тонны овощей тратится 1 тысяча кубометров газа, то в устаревших — до 5 тысяч. А это уже проблема состояния теплиц. «Нормы строительства и проектирования тоже достаточно древние. Они утверждены в 1985 году», — напомнил глава правительства.

В отличие от чиновников правительства голландские тепличные технологии губернаторов российских регионов совершенно не восхищают. «Все красиво, но дорого. Если мы по таким ценам будем строить и дальше, то мы не будем конкурентоспособны», — заявил глава Тамбовской области Олег Бетин. Поэтому он предложил определиться с тем, какой объем продукции нужно производить в самой России, а регионы уже будут отталкиваться от этого показателя, чтобы закладывать необходимое количество новых теплиц. «Мы за год-два построим и снимем проблемы», — уверял Бетин.

Строить можно и без голландской помощи, за счет собственных российских технологий и конструкций. «Мы сегодня в России способны и строим подобные тепличные комплексы полностью из российских технологий, — заявил президент ассоциации «Теплицы России» Аркадий Муравьев. — За иностранным опытом и иностранными конструкциями ходить не надо». Заводы, производящие качественные отечественные, есть сразу в нескольких субъектах страны.

А вот сеять даже в российские теплицы все равно придется голландские семена. Если Муравьев считает, что семенная российская культура все еще не потеряна, то губернаторы имеют совершенно иное мнение — уже 65 процентов семян являются голландскими. «Не все, конечно, но без голландского не обойдемся», — согласился глава «Теплиц России».

Чего точно не хватает для развития тепличного хозяйства, так это инвестиций. Предприятия рынка предложили, чтобы российские банки начали давать кредиты под проектное финансирование, а не требовали с хозяйств залоги. «Тепличные хозяйства уже залогами обложены», — заявил Муравьев, объяснив цену их модернизации.

Проектное финансирование вице-премьер Аркадий Дворкович считает наиболее эффективным способ строительства теплиц. Только определенная доля собственных средств — 20 процентов — предприятиям все равно понадобится, но правительство готово помочь им в таком случае специальными грантами.

На что кабинет министров точно не станет тратить средства федерального бюджета, так это на поддержку старых тепличных хозяйств. Рассчитывать на правительственную помощь можно только в случае полной реконструкции и модернизации предприятия или строительства нового современного. Регионы же, подчеркнул Дворкович, могут распоряжаться своими средствами по своему усмотрению и исходя из своих соображений.

Посмотрите довольно интересный и поучительный фильм по теме

источники
http://www.kp.ru/
http://www.rg.ru/
http://www.mcx.ru/
http://aif.ru

Напомню вам, каким образом , а так же,, ну и тогда уж напомню вам, Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Быть обиженным – унизительно. Поговорка «на обиженных воду возят» усугубляет положение. Но откуда взялось выражение и в русской ли ментальности дополнять список унижений дополнительными опциями? Это можно узнать, только проследив весь путь трансформаций словосочетания.

В русском языке существует несколько вариантов , причем в широком обиходе находится только половина фразы. В полном варианте она выглядит так: «на обиженных воду возят, а на обидчиках огонь». Кроме того существует более ранний вариант – «на сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи», «на сердитых воду возят на упрямой лошади», «на сердитых воду возят, на горячих хлеб пекут», «на сердитых воду возят, да на льду морозят».

Удивительный вопрос – почему я водовоз

Все эти выражения объединяет одно – перевозка воды, и характеристика перевозчика. Известно, что водовозы работали на лошадях, следовательно, есть смысл рассмотреть характеристики лошадей, на которых совершались перевозки.

Понятно, что на резвом молодом рысаке довезти воду в открытой бочке без потерь не представляется возможным, поэтому под эту роль выбирались спокойные, чаще списанные трудовые лошадки, можно сказать – обиженные богом. В таком контексте традиционное понимание фразы, как призыв не унижать себя обидой и не уподобляться списанной рабочей силе, относительно оправдано.

Но как тогда понимать первоначальное звучание пословицы, с ключевым словом – сердитый?

Зачем возить воду на сердитых

Использование синонимов несколько изменило смысл пословицы. Сам по себе факт трансформации смысла народной мудрости не единичен, взять к примеру пословицу «работа не волк, в лес не убежит», которая в современном понимании означает возможность отложить работу на неопределенный срок. В реальности же суть пословицы в том, что работа никуда не денется, и делать ее придется в любом случае. Причем смысл поменялся даже без лексических перемен.

С заменой же ключевого слова поменялся и смысл пословицы, которая в первоначальном своем значении скорее призывала к трезвому хладнокровному анализу поведения объекта.

Ритмический склад выражения «на сердитых воду возят, а на дутых кирпичи» позволяет сделать предположение об использовании фразы в качестве . Дутые в данном контексте – это надувные шины, которые смягчают ход при перевозке деликатных грузов и, игра слов – дутый, в значении надутый, обиженный.

«Обиженный» в арго

Наверное, нет смысла пересматривать смысл пословицы в интерпретации определенной категории населения, где под «обиженным» подразумевается самая низшая категория осужденных. Извратить можно любую, самую светлую мысль.