Потребности в самореализации.

Потребности уважения

Социальные потребности

1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

3. Высоко оценивайте И поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции.

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Иерархия потребностей, по Маслоу, позволяет сделать весьма важное заключение о мотивирующей силе денег. Проведенные исследования об использовании денег в качестве стимулирующего фактора привели к следующим выводам:

1. Стимулирующим фактором деньги могут служить лишь для 10-30% работников, но они не окажут влияние на оставшихся 90-70% трудящихся.

2. Менеджер * , который хочет использовать деньги в качестве побудителя к труду, должен:

o подбирать на работу соответствующих людей;

o платить им достаточно крупные премии (от 30% до 100% основного оклада);

o создавать "денежный" настрой в рабочей группе.

Деньги и только деньги, как показали исследования, не являются решающим мотиватором производительного и качественного труда. Самым мощным фактором мотивации трудовых процессов является удовлетворенность трудом: радость от работы, личная причастность к её результатам, уверенность в компетентности, значимость для организации, возможность выразить себя в труде, рост личности, свобода в выборе действий, уважение со стороны руководства.

В тех случаях, если человек не удовлетворен своей работой, если она ему в тягость, он испытывает беспокойство даже тогда, когда основные потребности его удовлетворены. Вот почему так важно правильно выбрать профессию, найти себя в работе и именно в ней стремиться к самовыражению. Учитывая, что потенциальные возможности человека растут и расширяются, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому можно с уверенностью сказать: процесс мотивации поведения человека через потребности бесконечен.



Отсюда следует весьма важный практический вывод: менеджер должен тщательно изучить своих подчиненных и четко представлять, какие активные потребности движут ими. Учитывая динамический характер потребностей человека, менеджеру очень важно заметить изменение этих потребностей и соответственно изменить методы удовлетворения потребностей.

2. Теория потребностей МакКлелланда. Теория Дэвида МакКлелланда представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации Маслоу. Его модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней. Он исходил из того, что людям присущи три потребности власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как стремление воздействовать на других людей.

Потребность в успехе удовлетворяется в процессе доведения работы до успешного завершения.

Потребность в причастности выражается в стремлении человека принимать участие в решении наиболее важных задач в организации.

Менеджер * , располагая данными о преобладающих потребностях своих подчиненных, должен избрать тот вариант мотивации, который в наибольшей мере будет способствовать достижению цели как работника, так и организации. Например, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вам необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развивать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Трехфакторная теория МакКлеланда рассматривает только три вида приобретенных потребностей, активизирующих деятельность человека: власть, успех, причастность.

Есть определенное сходство этой теории с теорией А. Маслоу. Потребности во власти и успехе характерны для людей, достигших удовлетворения четвертого уровня иерархии потребностей - потребности в уважении. Потребность в причастности свойственна людям, достигшим удовлетворения третьего уровня потребностей - социальных потребностей.

В отличии от А. Маслоу, МакКлеланд считает, что только потребность во власти является мотивационным фактором Поэтому на практике эта теория применима в большей мере для людей, стремящихся занять определенное положение в организации.

3. Двухфакторная теория Герцберга. Разработанная Фредериком Герцбергом модель мотивации, основанная также на потребностях человека, получила название теории двух факторов. К первой группе относятся гигиенические факторы . Они связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, и включают в себя: политику фирмы, условия труда, заработную плату, межличностные отношения, стиль руководства * , гарантии в сохранении работы. По мнению Герцберга, если руководство организации не оказывает должного внимания названным факторам, то у человека возникает неудовлетворенность трудом. Однако достаточность этих факторов сама по себе не вызывает удовлетворение работой и не может мотивировать человека на что-либо. Ко второй группе относятся мотивации , связанные самим характером с сущностью работы. Это трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост.

Отсутствие или неадекватность этих мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Однако обеспеченность их в полной мере вызывает удовлетворенность работой и мотивирует работников на повышение эффективности труда. Практический вывод из теории мотивации Герцберга сводится к следующему. Для того, чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.

Фридерик Герцберг все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на мотивирующие и факторы "здоровья" (гигиенические факторы).

Мотивирующие факторы способствуют росту степени удовлетворенности трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать потребностью в росте: потребности достижения, признания, работа сама по себе и т. п.

Факторы "здоровья" - это факторы среды, в которой протекает работа. Они могут рассматриваться как потребность в устранении/избежании трудностей. Отсутствие этих факторов вызывает чувство раздражения, недовольства. Присутствие факторов среды обеспечивает нормальные условия работы и, как правило, не способствует активизации деятельности человека. Например, комфортные условия труда, нормальная освещенность, наличие отопления и т. п., режим труда, заработная плата, отношения с руководством и коллегами.

· Заработанная плата, как правило, не является мотивирующим фактором.

· Для устранения чувства неудовлетворенности, менеджеру необходимо особое внимание уделить факторам "здоровья". В случае отсутствия чувства неудовлетворенности и раздражения мотивировать персонал с помощью факторов "здоровья" бесполезно.

· После того как работник обеспечен всем необходимым, для достижения поставленных целей, менеджер должен сконцентрировать все усилия на мотивационных факторах.

Краткий анализ и сравнительная оценка различных теорий потребностей . Все три содержательные теории мотивации имеют много общего между собой. Так, например, гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем, а его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу (см. табл. 3.2). Однако эти теории имеют и принципиальные отличия. Маслоу считал, что если работник удовлетворяет одну из первичных потребностей благодаря менеджеру, то после этого он будет работать лучше.


Однажды моя шестилетняя дочка сделала очередную поделку, которую подразумевалось одеть на голову. Прихватила с собой в подготовительную школу и, нисколько не стесняясь, пошла на занятия в самодельных заячьих ушках, причем, поправила их так, чтобы они как можно заметнее висели на лице. Мои не очень уверенные попытки сделать «приличную красивую девочку» встретили такое явное и напористое сопротивление, что пришлось сдать свои позиции.

Я пребывала во мнении о том, как плохо выглядит моя дочь, которая пошла в подготовительную школу вовсе не в бантике, а с бумажными ушами, беспардонно закрывающими половину лица. Каково же было мое удивление, когда я услышала искреннее восхищение учителей: «Какая молодец, наша Олеся! Что-нибудь интересное, да всегда придумает! Сама сделала?»

Так я сделала вывод о том, что наши взгляды на «красиво» и «хорошо» далеко не всегда верные. И, пожалуй, самое красивое и хорошее, что может быть на свете, это не привычный белый бантик, а возможность не прятать свои творения, не стыдиться их: «А кто неправильно поймет – тот «сам дурак»».

Это позволение проявлять себя в той форме и в том образе, в котором хочется себе. Самовыражение невозможно без внимания, однако простым вниманием отсутствующую потребность не вылечить.

Право проявлять себя должно быть безоценочное! Это тот случай, когда важен процесс, а не результат. Только потом из качественного, продуманного процесса появится достойный признания результат. Но никак не наоборот! Однако социум нас учит противоположному. В обществе, в лучшем случае, принято замечать то, что достойно высокой оценки. Отсюда с детского возраста образуется проекция: «меня замечают, когда я делаю что-то хорошее». Здесь же берет свое начало чрезмерная потребность в похвале, не имеющая под собой никакой разумной почвы. И в цепочку странных реакций включается еще торопливость (желание получить похвалу быстро). Человек пытается быстрее закончить, чтобы получить результат, похвалу и почувствовать, наконец, важность своих действий. Естественно, в таком варианте о хорошем исполнении, собственно, о том, что является важным проявлением самой личности, говорить не приходится.

Таким образом, самоутверждение в общепринятых моделях поведения строится на ожидании всегда публичной (или внешней) положительной оценки. А критика воспринимается, как отрицание права быть собой, проявлять себя как ты хочешь и так далее. И вызывает ответную негативную реакцию. А как я еще отвоюю свое право на бытие?

По мере взросления ребенка окружающие в нем активно закрепляют ложное восприятие. Во взрослом мире работают все те же механизмы! «Если ты достиг успеха – твоя точка зрения имеет право на жизнь. Мы тебя послушаем, уважим, так сказать, вниманием». А если герой не стал известным, значит, он никто и зовут его никак, и слушать его никто не будет. Оценочная система разрушает индивидуальность!

А в истинном деле самовыражения важно твое, не похожее на остальных авторство. А мы мерим все одной линейкой, теряя за придуманными важностями человека, его право быть собой.

Но человек может поступать и мыслить, как он считает нужным. Любой достоин внимания (и уважения) по одной простой причине: он человек, член нашего общества, он есть и он имеет право.

А наше внимание должно быть безусловным. Именно в этом выражается то самое взаимное уважение друг к другу. Мы всего его требуем, но не знаем природу данного свойства, не представляем, какое оно настоящее. Таким образом, герой уважает свое право на свое мнение и принимает чужое право на другое мнение.

Когда человек осознает описанные моменты, может осознать и следующий: всякий враг и обидчик, вставший на праведной дороге и спорящий, подобно герою нуждается в прилюдном самовыражении. Чем агрессивнее поведение соперника, тем более он нуждается в проявлении себя. Как он проявляет собственную индивидуальность? Через отрицание точки зрения и права на индивидуальность окружающих (так же, как это делает пока и герой). И если участник наблюдает за собой, он может заметить странное ощущение – будто сам себя предает.

Есть и другая сторона медали. Рядом с конфликтами гуляет заискивание – согласие с оппонентом только лишь ради того, чтобы он не отрицал тебя. Согласие из-за страха отторжения имеет множественную природу. И здесь отсутствие возможности в самовыражении, как в праве на мое присутствие в этом мире играет яркую роль. Ты как бы выпрашиваешь хорошее отношение. Временами даже готов изменить свой ход, подстроиться под критикана – и все лишь ради того, чтобы он не выражал негативную точку зрения. И, странно, согласившись, снова предаешь себя.

Прототип одного из главных героев книг «Люди из шкафа» – типичный представитель клана зависимого общества, человек, существующий в реальности, и прошедший путь собственных ошибок и осознания, в начале повествования не чувствовал свое право на жизнь. Он, собственно, и обратился в книгу затем, чтобы научиться позволять себе быть таким, какой есть. В начале повествования он даже выставил цель: «Стать успешным» – думал, что так сможет получить человечность, участие в своей жизни и главное, принятие себя близкими и даже чужими людьми. Признание, как принятие казалось ему самым важным среди всего! Он жить без этого не мог! Завоевывал, как мог – в детстве хорошим показным поведением, заискиванием, удовлетворением. Во взрослой жизни – согласием, там, где не согласен; выслушиванием там, где не интересно; присутствием там, где не желает быть и т.д. Он вынужден постоянно «заслуживать» это место под солнцем – право быть, право жить в тепле и принятии. Привыкнув так жить, он заранее выпускает иголки, как еж. И находится в мире, где все наступают друг на друга – отвоевывают свое место под солнцем. Здесь привычна агрессия – все ее сполна получают и думают, что это норма. И всем хочется тепла – пока еще шаткого, неуверенного, хоть какого, только бы не пропасть.

Люди давно усвоили: чтобы получить тепло – надо заискивать.

Чтобы удовлетворить естественную потребность в праве на проявления себя – приходится воевать. Отсюда – неумение доброжелательно просить уменьшить громкость, неумение уступить место, неадекватная реакция на чужие просьбы («меня отрицают»).

Поиск любого внимания – хоть положительного, хоть отрицательного – тоже проявление потребности в самовыражении. Индивидуальность в своем проявлении требует публики. Будучи взрослой, я как бы «выпрашиваю»: «Послушайте, что я сказала! Ответьте мне! Обратите внимание на мой статус! Прочитайте мою статью?! Посмотрите на мой рисунок! Напишите мне в почту!»

Восприятие – болезненное, неудовлетворенное дает «на выходе» извращенные интерпретации (сходные с последствиями отсутствия личного пространства).

Нет ответа – меня не заметили.

Ответ негативный (спорят, критикуют) – меня отрицают.

Такой образ мыслей и поведения засасывает в сильный, кажется, непреодолимый круг, в котором нет выхода. Выбраться на самом деле сложно. Для этого придется акцент с ориентации на внешнюю оценку систематично переключать на внутреннее позволение быть самим собой. В основном это работа осознания и силы воли.

Описанная тема тесно переплетается с ранее рассмотренной потребностью в собственном эмоциональном пространстве. Личное эмоциональное пространство дает возможность быть таким, какой есть и никому ничего не доказывать (не оправдываться и не отстаивать). А восполненная потребность в самовыражении перестает нуждаться во внимании. Пребывание в пределах собственных границ дает возможность ни с кем не спорить и никому ничего не доказывать и оставляет, таким образом, в искомом состоянии не предательства по отношению к себе. Но этому нужно учиться.

Данная публикация продолжает цикл статей, написанных по серии книг «Люди из шкафа». Если читатель чувствует, что понимания, описанного здесь ему недостаточно, он может обратиться к материалу в книгах, изложенному в глубокой форме, на языке подсознания. Главный герой книг обретает независимость от общества через сознание личного пространства, в котором каждый имеет право быть таким, какой он есть. И, разумеется, дает это право другим. Так никто не наступает друг другу «на пятки». Каждый уважает права другого. Путешественник, однако на этом не останавливается. Он избавляется еще и от потребности внимания к себе и к своим трудам. Он соглашается оставить результаты самовыражения в пределах собственного пространства (не навязывать обществу).

«Цель жизни, - говорил английский писатель Оскар Уайльд, - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». Под этими словами могут подписаться тысячи творцов, оставивших после себя романы, симфонии, живописные полотна и незатейливые песни.

Ф.М. Достоевский признавался: «В литературном деле моем есть для меня одна торжественная сторона, моя цель и надежда - желание высказаться в чем-нибудь, по возможности вполне, прежде, чем умру» (Русские писатели о литературном труде. Л., 1955. Т.З. С. 167).

Аналогичным образом высказывался и Л. Толстой, говоря, что почти во всем, что он писал, им руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя.

Знаменитый английский поэт Байрон: «Потребность писать кипит во мне и терзает меня, как мука, от которой я должен освободиться» (Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964. С. 73 - 74).

Стефан Цвейг: «Спасительное действие художественного творчества - избавить, избавить символически, человека от томительных внутренних перенапряжений, перенести гнетущую его силу в силу другую, безопасную для его духа область. Это - творческое самовысвобождение. И если Гете говорил, что Вертер покончил самоубийством вместо него, то этим он с необычайной выразительностью поясняет, что спас свою собственную жизнь, осуществив задуманное им самоубийство на другом, вымышленном образе, двойнике, выражаясь психоаналитически, он "отреагировал" свое самоубийство в самоубийстве Вертера».

У Рихарда Вагнера мы находим его признание о том, что только создав свою оперу «Лоэнгрин», он освободил себя от не дававшего ему покоя образа. Переполненность образами у Бетховена была столь сильна, что он, по воспоминаниям друзей и современников, метался по комнате, как помешанный, и выл, как зверь. «И этот дикий бред преследовал мой разум много лет», - писал о подобном состоянии М. Лермонтов.

Яркое описание подобного состояния мы находим у Горького: «Нередко я чувствовал себя точно пьяным и переживал припадки многоречивости, словесного буйства от желания выговорить все, что тяготило и радовало меня, хотел рассказать, чтобы "разгрузиться". Бывали моменты столь мучительного напряжения, когда у меня, точно у истерика, стоял ком в горле и мне хотелось кричать... (Горький М. О литературе. М., 1963. С. 325).

Вот как выразительно описывал Данте свою потребность во внутреннем освобождении от страданий, которые возникли у него после смерти его возлюбленной Беатриче: «Глаза мои изо дня в день проливали слезы и так утомились, что не могли более облегчить мое горе. Тогда я подумал о том, что следовало бы ослабить силу моих страданий и сложить слова, исполненные печали. И я решился написать канцону, в которой, жалуясь, скажу о той, оплакивая которую я истерзал душу. И я начал канцону: «Сердечной скорби...».

Николай Васильевич Гоголь, всю жизнь страдавший от маниакально-депрессивного психоза, в своей «Авторской исповеди» так объяснял свою потребность в творчестве: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я... выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смешные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому выйдет от этого какая польза».

Великий русский писатель - Владимир Галактионович Короленко - задался целью проследить по письмам Н.В. Гоголя его жизнь и сопоставить ее с его творчеством. По словам Короленко, знакомясь с письмами Гоголя, он сам отраженно переживал настоящую душевную пытку. Прочитав ряд писем, датированных определенным временем, Короленко обращался затем к Гоголю-художнику и прочитывал то, что тот написал за это же время. Вот впечатления Короленко от этого сравнения: «Точно светлый луч пронизывал мутную мглу, точно струя свежего воздуха врывалась в больничную палату...» 1 Н.В. Гоголь не случайно полагал, что «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства».

В качестве еще одной иллюстрации приведем свидетельства Ромена Роллана о живительной силе творчества на примере жизни Рихарда Вагнера: «Зигфрид (имеется в виду одноименная опера Р. Вагнера. - В.П .) дышит совершенным здоровьем и неомраченным счастьем - и удивительно, что он был создан в страдании и болезни. Время его написания - одно из самых печальных в жизни Вагнера. Так почти всегда бывает в искусстве. Ошибочно было бы искать в произведениях великого художника объяснения его жизни. Это верно лишь в виде исключения. Можно с уверенностью биться об заклад, что чаще всего произведения художника -

" Короленко В.Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988 С. 172.

как раз обратное его жизни, они говорят о том, чего ему не удалось пережить. Предмет искусства - возмещение художником того, чего он лишен. «Симфония к радости» (имеется в виду Девятая симфония Бетховена. -

В.П.) -дочь несчастья. Стараются отыскать в «Тристане» (имеется в виду опера Вагнера «Тристан и Изольда») следы какой-либо любовной страсти Вагнера, - а сам Вагнер говорит: «Так как я всю свою жизнь никогда не испытывал настоящего счастья любви, то я хочу воздвигнуть памятник этой прекрасной мечте. Я задумал план "Тристана и Изольды"» (Роллан Р. Музыканты наших дней. М., 1938. С. 82).

Хорошо об этом способе преодоления трудностей сказал поэт В. Бенедиктов:

Пиши, поэт, слагай для милой девы

Симфонии сердечные свои.

Переливай в гремучие напевы

Несчастный жар страдальческой любви.

Потребность в самовыражении заложена в человеке на генетическом уровне как способ нормализации психического состояния. Но дар художественного самовыражения, к сожалению, дан далеко не всем людям. Однако потребность в нем очень велика. И художник выражает в своем творчестве то, что другие люди чувствуют, но выразить не могут ни словами, ни красками, ни звуками музыки, ни движениями танца.

Потребность в самовыражении в ярких художественных образах мы находим у всех значительных творческих личностей. Она проистекает из-за того, что художник часто оказывается настолько перегруженным своими впечатлениями, что ради сохранения своего здоровья и нормальной жизни он обязательно должен от них освободиться. Л.С. Выготский в своей книге «Психология искусства» приводит на этот счет суждение английского физиолога Шеррингтона, который сравнивал нашу нервную систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действию. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. «Совершенно понятно, - пишет Л.С. Выготский, - что эта не осуществившаяся часть жизни, не прошедшая через узкое отверстие, часть нашего поведения должна быть так или иначе изжита... необходимо открыть клапан в котле, в котором давление пара превышает сопротивление его тела. И вот искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения (Выготский Л. Психология искусства. М., 1965. С. 323).

В свою очередь развитая в процессе эстетического воспитания и жизненного опыта способность к эмпатии и к сопереживанию позволяет созерцателям пережить созвучные ему чувства героев художественных произведений как свои и катарсически изжить их.

Желание обогащаться через создание произведений искусства почти наверняка указывает на скромную меру таланта данного художника. Хорошо об этом сказал Гете в своих беседах с Эккерманом: «...настоящий, истинно великий талант всегда находит свое счастье в осуществлении... Художников с меньшим талантом искусство как таковое не удовлетворяет; они при выполнении работы всегда думают лишь о барыше, который им даст готовое произведение. Но при таких суетных целях и настроениях нельзя создать ничего великого» (Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М.; Л., 1934.

Ему вторилА. Пушкин, который в письме к своей жене Наталье Николаевне признавался: «Писать книги для денег, видит бог, не могу» (Пушкин А.С. Поли, собр. соч. М., 1949. Т. X. С. 547).

Такой же точки зрения придерживался немецкий композитор Р. Шуман в своих обращениях к молодым музыкантам: «Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатства» (Шуман Р. О музыке и музыкантах: Сб. статей: В 2 т. Т. 2. С. 182).

Э. Хемингуэй: «Будь я проклят, если напишу роман только ради того, чтобы обедать каждый день! Я начну его, когда не смогу заниматься ничем другим и иного выбора у меня не будет» (цит. по: Слово о книге. М„ 1974. С. 142).

Молодой Шиллер в 1776 г. в своем первом напечатанном стихотворении - оде «Вечер» - просит Всевышнего осчастливить его не властью или богатством, а даром песен.

Великий русский художник И. Крамской мечтало том времени, когда художники и поэты будут свободны от материальных забот и станут творить как птицы, поющие задаром. Его кредо было: «"Даром получили, даром и давайте", - только при этих нормальных условиях искусство будет настоящим, истинным искусством. Только при таком порядке возможно появление тех созданий, которые народными преданиями приписываются богам, так хороши они, так чисты и так безупречны по форме. Ни одной ноты фальшивой, ни одного слова лишнего» (Крамской об искусстве. М., 1960. С. 51).

О высоком отношении к своему призванию красноречиво говорит эпизод из жизни художника В.В. Верещагина. Однажды к нему приехали два американца с предложением, чтобы он написал их портреты, по десять тысяч долларов за каждый. Несмотря на столь крупную сумму, которая была бы кстати, т. к. в то время Верещагин переживал денежные затруднения, художник категорически отказался от предложения. Когда один из его близких родственников сделал предположение, что, может быть, боязнь плохо выполнить работу заставляет его отвергнуть заказ, Василий Васильевич отрицал это: «Конечно, мог бы прилично написать, да наконец этим господам нужно не качество портрета, а только мое имя». - «Тогда что же мешает принять заказ?» - не унимался родственник. «Да пойми же ты, - отвечал В.В. Верещагин, - что не могу я писать то, что меня не интересует, только потому, что мне за это заплатят, тогда я был бы ремесленник, а не художник». - «Да ведь и Репин, и другие художники пишут же портреты за деньги?» - «Вероятно, если их интересуют лица, да, наконец, какое мне дело до других!»"

В Вене «Дон Жуан» Моцарта был поставлен в первый раз только год спустя после его написания и не имел никакого успеха. Моцарт настолько знал вкусы венцев, что и не ожидал никакого успеха. Он говорил: что его «Дон Жуан» написан не для Вены, а для Праги, еще больше для него самого и для его друзей, т. е.

" Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине // Панорама искусств. № 8. М., 1985. С. 144.

никакого материального расчета при сочинении этой оперы у Моцарта не было.

Известный голливудский актер Микки Рурк, прославившийся благодаря фильмам «Дикая орхидея» и «Девять с половиной недель» в одном из своих интервью на вопрос: «Что значат для вас слава, деньги?» - ответил так: «Многое, все хотят прославиться. А деньги, конечно, имеют значение, но не слишком большое. Я их никогда не копил. И очень редко соглашался играть роль, которая мне не нравилась, ради денег. Я перфекционист, готов ждать подходящего сценария и два, и три года» 1 .

Из приведенных выше высказываний видно, что большие художники служили своему искусству бескорыстно и довольно редко рассматривали его как способ разбогатеть. Вероятно, особняком и редким исключением здесь будет стоять меркантильная мотивация знаменитого американского писателя Джека Лондона, который в одном из своих интервью, взятых у него в расцвете его славы, признался, что он пишет ни для чего иного, как прибавить три-четыре сотни акров земли к своему великолепному имению.

  • - Я пишу рассказ лишь для того, - говорил он, - чтобы на гонорар купить жеребца. Мой скот больше интересует меня, чем моя профессия. Друзья не верят этим словам. А между тем я абсолютно искренен...
  • - Для меня писательство, - продолжал Дж. Лондон, - легкий способ обеспечить себе приятную жизнь. Если бы я так не думал, мне и в голову не пришло бы говорить подобные вещи, ведь это будет напечатано. Я ничуть не кривлю душой, говоря, что моя профессия вызывает во мне отвращение. Каждый мой рассказ написан ради денег. Я всегда пишу то, что нравится издателям, а не то, что мне самому хотелось бы написать. Я вымучиваю из себя то, что нужно капиталистическим издателям, а издатели покупают это. Что котируется на рынке и что позволяет печатать цензура. Их не интересует правда» .

За такое насилие над самим собой ради денег Дж. Лондон заплатил преждевременной смертью.

  • " Рурк Микки. Я так извалялся в грязи, что долго не смогу очиститься. Интервью с журналисткой М. Порк // 7 дней. № 23. 2005.С. 24.
  • Энциклопедия тайн и сенсаций. Пороки и болезни великихлюдей. Джек Лондон. Минск, 1998. С. 429.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

Вопрос 4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Вопрос 5

Установите соответствие между типами обществ и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Вопрос 6

Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1. опора на данные наблюдений
2. экспериментальное подтверждение выводов
3. учет накопленного опыта
4. использование форм рационального познания
5. разработка обоснованных теорий
6. применение строго определенных понятий

Вопрос 7

Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.
2. Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.
3. Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.
4. Одна из причин инфляции - усиление конкуренции между производителями.
5. К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.

Вопрос 8

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Вопрос 9

Надежде 40 лет, она - домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. трудоспособные
2. частично занятые
3. не включаемые в численность рабочей силы 4. отчаявшиеся найти работу
5. временно безработные
6. занятые

Вопрос 11

Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для молодежи характерна собственная субкультура.
2. Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.
3. Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.
4. В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.
5. Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

Вопрос 12

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Вопрос 13

Выберите верные суждения о формах государственного устройства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные по своему составу страны.
2. В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.
3. В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.
4. Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.
5. В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

Вопрос 15

В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил.
Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов
2. оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов
3. голосование проводится по партийным спискам
4. в предвыборный период создаются межпартийные коалиции 5. голосование проводится в несколько туров
6. устанавливается наименьшее число голосов для избрания

Вопрос 16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. декларировать свои доходы
2. бережно относиться к природным богатствам
3. платить законно установленные налоги
4. свидетельствовать в суде
5. определять свою национальную принадлежность
6. участвовать в общественно-политической деятельности

Вопрос 18

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай
2. норма права
3. отрасль права
4. правовая санкция
5. институт права
6. судебный прецедент

Вопрос 19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквои.̆

(А) Термин «элита», начиная с XVII века, стал употребляться для обозначения высшей знати. (Б) Политическая элита - это немногочисленная группа, непосредственно участвующая в принятии важнейших политических решений. (В) До начала XX века термин «элита» практически не применялся в общественных науках. (Г) Существующие теории элит пока не дают ответа на многие практические вопросы, связанные с формированием правящего слоя. (Д) Очевидно, в этом проявляется некоторое отставание развития политологии от запросов сегодняшнего дня.

1. фактический характер
2. характер оценочных суждений
3. характер теоретических утверждений

Определите, какие положения текста имеют

А Г
Запишите цифры под соответствующими буквами.

Вопрос 20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1. производство
2. товар
3. ресурс
4. зарплата
5. сфера
6. средство
7. предмет
8. собственность
9. труд

Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Факт, что человеческие потребности можно расположить в иерархическом порядке, имеет важное значение. Во-первых, потребности нижних уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

Кроме этого, стоит учесть, что потребности низших уровней формируют тот фундамент, на котором строятся потребности высших уровней. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворёнными, у менеджера есть шанс добиться успеха, мотивируя рабочих через удовлетворение потребностей более высокого уровня.

Очень важное значение имеет идея достаточности. Человек никогда не испытает чувства полного удовлетворения своих потребностей. Большинство людей хотят ещё больше денег, безопасности, друзей, уважения и самоуверенности, независимо от того, сколько они уже всего добились. Таким образом, человек двигается вверх по иерархии не в случае, когда его потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены.

При применении иерархии потребностей по А. Маслоу большая роль отводится интуиции, что и является лучшим объяснением её популярности. Однако, с точки зрения конкретных действий руководства, подход А. Маслоу имеет ряд трудностей. Прежде всего, большинство из нас в одно и тоже время могут находиться на нескольких уровнях иерархии потребностей.

Также крайне трудно определить уровень потребностей, удовлетворением которых можно мотивировать человека в настоящий момент. Частично проблема происходит от того, что очень трудно отличить мелкие, незначительные изменения в потребностях, которые происходят ежедневно, от более значительных и реже встречающихся изменений (сдвигов) в человеческих потребностях. мотивация управление потребность

Сложность также возникает при измерении потребностей человека. Большинство из нас испытывают большие сложности в определении своих собственных потребностей и при расстановке приоритетов. Менеджер же, который должен создать мотивационную среду для многих своих подчинённых, сталкивается со сложнейшей задачей.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга.

Теория Герцберга была выведена в результате исследования, в которое было вовлечено двести инженеров и бухгалтеров. Всем им было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».

Герцберг обнаружил в ответах две ясно различимые группы потребностей. Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не получали удовлетворения от работы. Эти гигиенические факторы включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.

Эти факторы имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает ещё и дополнительную награду. Вторую группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста.

Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.

Комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных величин:

  • - затраченные усилия
  • - восприятие
  • - полученные результаты
  • - вознаграждение
  • - уровень удовлетворенности

Содержание модели Портера - Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда. Так же как и в теории постановки целей, вознаграждения могут быть внутренними (чувство удовлетворения о выполненной работы, чувство компетентности и самоутверждения) и внешние (повышение оплаты труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по службе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности, который, в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.

Портер и Лоулер на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это заключение коренным образом отличатся от тех позиций, на которых стояли представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что удовлетворенные работники дают лучшие результаты.

Заслуга Портера и Лоулера заключается в том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора.

Дуглас Мак-Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

  • - задания, которые получает подчиненный;
  • - качество выполнения задания;
  • - время получения задания;
  • - ожидаемое время выполнения задачи;
  • - средства, имеющиеся для выполнения задачи;
  • - коллектив, в котором работает подчиненный;
  • - инструкции, полученные подчиненным;
  • - убеждение подчиненного в посильности задачи;
  • - убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
  • - размер вознаграждения за проведенную работу;
  • - уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Мак-Грегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».

«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.

Теории Мак-Грегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с тем развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.

Мотивация персонала в организациях.

Целесообразно будет рассмотреть способы мотивации труда в организациях. Они объединяются в относительно самостоятельные направления: материальное стимулирование, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и не денежное стимулирование.

Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.

Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.

Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Следующее направление улучшения мотивации - совершенствование организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.

Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.

Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.

Для массовых рабочих профессий лучше всего использовать производственную ротацию, которая предполагает чередование видов работы и производственных операций, когда рабочие в течение дня периодически обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной формы организации труда.

В менеджменте применяются, по крайней мере, 6 способов не денежного стимулирования

  • 1. ОДОБРЕНИЕ. Одобрение является еще более мощным способом вознаграждения, чем деньги, которые, конечно всегда будут много значить. Почти все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их ценят и уважают. Существуют следующие правила менеджеров:
    • - хвалите сразу
    • - хвалите работу человека
    • - говорите, что вы довольны и вам приятно оттого, что работник это сделал
    • - после этого не стоит стоять над душой работника, поэтому, выполнив свою миссию, уходите.
  • 2. ДЕЙСТВИЕ. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Но для того, чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно использовать групповое принятие управленческого решения, вместо авторитарного и производить конкурентоспособный товар. Генри Форд также использовал этот метод. На его предприятиях рабочие были акционерами. Исследования Университета штата Мичиган показали, что использование этого способа вознаграждения может в 1,5 раза повысить доход фирмы. К сожалению, в нашей российской действительности существует жалкая пародия на эту систему по причине невыполнения вышеуказанных условий.
  • 3. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ. Это поможет удержать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту и позволит сотруднику больше тратить времени на себя и свою семью, если он будет справляться с работой раньше отведенного срока. Такой метод подходит для людей со свободным расписанием. В противном случае у руководства появляется соблазн повысить объём работы.
  • 4. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТНИКУ. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.
  • 5. ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ И ЛИЧНЫЙ РОСТ. Этотспособ вознаграждения требует серьезных финансовых затрат высшего руководства. Продвижение вверх даёт власть, а не только материальные блага. Люди её любят даже больше, чем деньги.
  • 6. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБИМОЙ РАБОТЫ. Этот способ особенно хорош, когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Здесь искусство менеджера состоит в способности выявить такого сотрудника, что может быть затруднено приятием этих действий за очередное контрольное мероприятие. Очень часто такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некоторой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству.