Беседа инновационные формы работы по зож. Формы методы и средства «ЗОЖ

Беседа инновационные формы работы по зож. Формы методы и средства «ЗОЖ

«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровье сберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климатав процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Широкое применение в школах получили так называемые Уроки здоровья.

Главная их цель - формирование культуры здоровья. Во многих школах они представляют собой целостную систему, охватывающую все возрастные группы школьников. Могут осуществляться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.

Интересным представляется опыт работы по реализации уроков здоровья одной из школ Всеволожского района Ленинградской области. В 1-4 классах занятия проводятся в группах по 12-15 человек (класс делится пополам), в рамках учебного расписания по всем темам программы, которые представлены в каждом классе соизмеримо возрасту обучающегося. В 5-9 классах изучение ведется модульно по отдельные темы, а также интегрировано с предметами образовательной области «Естествознание» в 5 -11 классах, через проектную деятельность в 1-11 классах. Учителями школы разработан интегрированный курс «Здоровье» для 5 - 11 классах, интеграция с предметами: география, химия, биология, ОБЖ, что отражено в учебном плане школы. Общие принципы и подходы курса используются в других дисциплинах: русский язык, литература, английский язык, математика, чтение, информационные технологии, труд и другие. Направления интеграции содержания программ по здоровье сбережению:

· вертикальная или связь между знаниями в одном предмете (анатомия, биология, химия, ОБЖ), от простого к сложному,

· горизонтальная интеграция - связь между разными предметами (сама программа «Педагогика » с перечисленными предметами, а также вопросы сохранения в предметах биологии и ОБЖ, химии и биологии, географии и ОБЖ) через взаимную поддержку, многосторонность представлений, интегрирования умений, комплексного решения проблемных задач.

Уроки здоровья способствуют активному вовлечению учащихся в решение проблемы формирования ЗОЖ, помогают им убедиться в необходимости сохранения собственного здоровья, сформировать соответствующую мотивацию, развивать умение анализировать собственное отношение, привычки, поведение, стимулировать критическое мышление и ответственное принятие решений, при этом использовать весь широкий спектр учебных приемов. Педагог помогает учащимся овладеть следующими навыками: позитивного общения, принятия решения, решения проблем, межличностных контактов, умения постоять за себя, сопротивлению негативному групповому давлению сверстников, управления стрессом и состоянием тревоги, совладения с эмоциями. При реализации программы учитель ориентируется не на передачу собственных знаний, а на формирование соответствующей системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни. Предпочтение отдается выработке стратегии здоровье сберегающего поведения. Формируется у школьников система представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Формирование культуры ЗОЖ - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов (В. В. Колбанов, 1999). Особенность этого управления - наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

А. А. Дмитриев (1990) указывает на то, что одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр.

ЗОЖ в философской литературе трактуется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни». В связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут являться их учебная деятельность, общение со сверстниками, родителями, учителями, выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность, питание и сон. В этих весьма общих категориях образа жизни школьника, заложены огромные возможности формирования ЗОЖ.

Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.

В. В. Колбанов (1999) отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии, это обусловлено предупреждением ятрогении и психосоматических нарушений. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей спорта, науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок из «группы риска» не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому школа должна стать для такого ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья. Внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

На основании изучения трудов В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой, Б. Н. Чумакова, Н. М. Амосова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность.

З доровый образ жизни - понятие, которое в современном мире приобрело неоднозначные интерпретации. Для кого-то ЗОЖ - не более чем способ самовыражения. Для других - действительно попытка укрепить свой организм. Для третьих – совершенно непонятная аббревиатура. В любом случае, истиной остаётся одно - создание здорового образа жизни позволяет значительно улучшить состояние организма человека и даже увеличить срок жизни. Отсутствие же здорового образа жизни наоборот влечёт за собой огромное количество проблем, которые отражаются на самочувствии человека.

Итак, сегодня мы затронем очень важную тему, которую можно обозначить следующей формулировкой «Развитие здорового образа жизни».

Основа ЗОЖ

Прежде всего, необходимо дать чёткое определение тому самому пресловутому ЗОЖ, о котором все говорят. Сама аббревиатура расшифровывается как «здоровый образ жизни». В него входят следующие пункты:

  • отсутствие вредных привычек;
  • поддержка физической формы;
  • корректировка режима дня;
  • корректировка питания;
  • минимизация стресса и его последствий в жизни человека.

Теперь необходимо разобраться более детально.


1) Под отсутствием вредных привычек следует понимать :

  • отказ от курения табака;
  • отказ от алкоголя;
  • отказ от различного рода наркотических веществ.

Это основные факторы, которые имеют серьёзное влияние на состояние организма человека. Однако из-за того, что методы и средства формирования здорового образа жизни до сих пор не являются популярными, общественность мало что знает о реальном вреде их привычек. Давайте же разберёмся в каждом пункте.

* Курение табака вызывает зависимость, которая обуславливается прекращением выработки в организме человека никотиновой кислоты. Как следствие, появляется зависимость от курения. Однако вместе с никотином в организм поступает огромное количество вредных веществ. Все они оседают на поверхности лёгких, что приводит к существенным нарушениям насыщения организма кислородом. К дополнительным проблемам, с которыми сталкивался каждый курильщик, относятся:

  • повреждения сосудов;
  • ухудшение работы сердца;
  • ухудшение внешнего вида.

Дополнительно следует уточнить, что вдыхаемый курильщиком горячий дым является убийцей для реснитчатого эпителия, который покрывает поверхность лёгких. Как следствие, даже после отказа от курения лёгкие не подлежат полному восстановлению. Однако своевременное прекращение курения может в значительной степени активизировать регенерацию доступных тканей.


Также следует рассмотреть влияние курения на энергетику человека. Поскольку данная вредная привычка является противоестественной, она способна разрушать энергетическое поле человека. Энергия уходит на восстановление организма, однако восстановление происходит гораздо медленнее процессов повреждения. Далее курильщик может начать эксплуатировать энергию близких ему людей. Последствия будут проявляться в виде болезней и значительном нагнетании напряжения во взаимоотношениях.

Алкоголь также является страшным врагом здорового образа жизни. Состояние алкогольного опьянения можно сравнить с отравлением, которое вызвано интоксикацией. Все органы человека подвергаются тяжелейшей атаке, которая выражается в прекращении питания клеток, а также дефиците кислорода. Самая страшная составляющая часть алкогольной зависимости - ментальная. Когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения, его мир становится другим. Как объясняют своё состояние алкоголики со стажем, «мир становится чуточку лучше, и я вместе с ним». Получается, что отказ от алкоголя равен удару по организму и по психике. Однако стоит человеку дождаться момента, когда все негативные воздействия будут нейтрализованы, его состояние очень быстро улучшается.

Что касается энергетической составляющей, алкоголь может уносить до 90% общего запаса энергии. Пьющий человек самовольно расходует энергетический баланс, который не может восполняться при частом состоянии алкогольного опьянения. В результате, так же, как и в случае с курением, человек превращается в энергетического вампира, который, на фоне забора энергии, привносит только негатив в отношения с близкими людьми.

Наркотические вещества , в зависимости от типа, имеют возможность воздействия на большинство систем организма. Особую опасность представляют психотропные вещества. Они могут в значительной степени пошатнуть психику человека. Дальнейшее восстановление будет представлять собой деление на две области:

  • устранение вреда, нанесённого организму;
  • социализация.

Последний пункт является обязательным, так как наркоман попадает в цепь событий и связей, пагубно влияющих на его состояние. Поговорка о том, что «не бывает бывших наркоманов», в большей степени, относится к отсутствию грамотной социализации. Окружение наркомана - такие же наркоманы, которые будут тянуть его обратно в это болото. Даже зависимость от «лёгких» наркотиков (марихуана) может перерасти в нечто большее. Причины кроются в необходимости увеличивать уровень удовольствия. Когда границы открыты, очень сложно удержаться и не попробовать всё, что предлагает кухня мира наркотиков.

С точки зрения энергетической составляющей, наркотики вызывают самые тяжёлые повреждения. Однако своевременные решительные шаги в сторону здорового образа жизни могут решить эту проблему.

2) Поддержка физической формы

Наше тело - наш храм. Мы должны относиться к нему бережно. В ответ на нашу заботу оно демонстрирует благодарность. Она выражается в выносливости, стойкости к болезням, красоте и других проявлениях.

Поддержка физической формы может быть реализована при помощи различных комплексов упражнений, техник и проч.

3) Регуляция режима дня является ключевым звеном, так как он него зависит сама возможность развития здорового образа жизни. Упорядоченность каждого этапа необходима, так как она обуславливает способность человека действовать согласно заранее установленному порядку. Результатом чёткой структуризации будет дисциплина и отсутствие стресса, вызванного нехваткой времени.

В деле развития здорового образа жизни режим дня особенно актуален, так как существуют определённые временные зоны, требующие разрядки.

  • соблюдение режима сна
  • В идеале, человек должен вставать и ложиться каждый день в определённое время. Это позволяет настроить организм, так как он имеет собственные биологические часы. Примером может послужить начало выработки ферментов для осуществления переваривания пищи, которое начинается в желудке, согласно заранее сформированным привычкам.

  • разграничение режима работы и создание перерывов

Отсутствие небольшого отдыха очень часто приводит к снижению КПД человека. Даже небольшой перерыв может существенно снизить нагрузку на организм и, как следствие, устранить возможность возникновения определённых проблем его функционирования.

4) Режим питания также должен подлежать корректировке. Дело в том, что даже максимальные физические нагрузки не будут эффективны на 100%, если организм не будет получать «строительный материал» для реализации укрепления.

К основным проблемам питания, которые должны быть исправлены, относятся:

  • употребление в пищу большого количества жареного;
  • замена высокоуглеводных напитков (газировки и проч.);
  • чрезмерное употребление специй и приправ;
  • отсутствие в рационе растительной пищи.

Кроме того, режим питания должен сопрягаться с определённым временем принятия пищи. Так:

  • следует взять за правило ежедневно завтракать;
  • стараться принимать пищу в определённое время;
  • отказаться от пищи перед сном;
  • не кушать слишком быстро;
  • стараться не наедаться до состояния тяжести в желудке.

Практика показывает, что с началом ведения здорового образа жизни и прислушиванию к нуждам организма, вы сможете естественным образом отказаться от пищевых излишек.

5) Основной причиной появления стресса в жизни является работа. В попытке заработать максимальное количество денег, человек превращает свои тело и разум в рабочие инструменты. Отсутствие отдыха и постоянная работа в режиме многозадачности не оставляет ни единого шанса на отдых.

Для устранения стресса из жизни необходима определённая эмоциональная разрядка.

Физкультура как активный вспомогательный элемент

В вопросе о том, как сформировать здоровый образ жизни, физкультура играет незаменимую роль. При помощи физкультуры можно добиться нормализации большинства обменных процессов организма, а также значительно укрепить его.

Проблема попыток создать формирование здорового образа жизни при помощи физкультуры заключается в отсутствии понимания, какому именно виду следует отдать предпочтение. Сегодня мы рассмотрим 2 наиболее популярных вида активности, способных за кратчайший срок улучшить здоровье человека и направить его на путь развития здорового образа жизни. К ним относятся:

  • плавание.

Бег позволяет не только нормализовать работу обменных процессов в организме, но и значительно укрепить его тонус. Среди преимуществ, которые должны заставить вас обратить внимание на бег, находятся:

  • нормализация давления;
  • улучшение насыщения тканей питательными элементами;
  • повышение выносливости;
  • усиление мозговой активности;
  • повышение иммунитета.

Доктора рекомендуют совершать пробежки утром. Рекомендация объясняется просто: утренняя пробежка активизирует работу всех систем организма. Человек, который совершил пробежку утром, будет гораздо активнее, его мыслительные процессы будут протекать лучше. Кроме того, полученный тонус позволит, вопреки мнениям о том, что утренние пробежки утомляют, дольше сохранять трезвость ума.

При рассмотрении методов и средств формирования здорового образа жизни ваше внимание в обязательном порядке рано или поздно привлечёт плавание . Дело в том, что этот вид спорта позволяет максимально равномерно распределять нагрузку по всему телу. Большинство из вас наверняка слышали о том, что плавание позволяет задействовать все группы мышц. Это, конечно, не является истиной в полной мере, однако то, что задействуется большинство из них - факт.

К преимуществам плавания относятся следующие пункты:

  • разработка лёгких;
  • возможность создания нагрузки для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • максимально корректное распределение нагрузки и, соответственно, повсеместные улучшения работы организма;
  • возможность модификации и усложнения нагрузок.

Помимо плавания, в воде возможно выполнение широкого диапазона упражнений. Сопротивление воды является естественным тренажёром, который способен даже без дополнительных изысков стать решением для укрепления мышечного тонуса.

Получается, что плавание может входить в основные формирования здорового образа жизни, так как улучшение физического состояния тела естественным образом способствует отказу от пагубных привычек.

Таким образом, понятие ЗОЖ достаточно многогранно. Охват всех его составляющих, до некоторой степени, возможен благодаря йоге.

Йога как основа развития здорового образа жизни

Йога была выделена в отдельную категорию, так как это не просто спорт или здоровое питание. Это совокупность решений, которые приводят к нормализации состояния организма человека и его души. Иными словами, это настоящий здоровый образ жизни! Пожалуй, нет ни одного другого направления, которое бы смогло похвастаться столь обширным ареалом воздействия.

Однако для большинства йога - понятие эфемерное. Кто-то считает, что она представляет собой лишь странные упражнения, в ходе которых люди принимают чудаковатые позы с закрытыми глазами. Другие - что это не более чем зарядка для ленивых. Мнений много, но давайте же разберёмся в истинных причинах пользы от йоги.

Представители самого направления позиционируют йогу как систему самосовершенствования. Изначально йога появилась как искусство формирования нравственно-этических аспектов, которые позволяли человеку достигать высот во многих жизненных сферах. Первые практики учили человека не просто контролю над собой, а самым настоящим техникам познания своих реальных способностей через духовное развитие.


В современной интерпретации к духовным практикам йоги добавились новые, направленные на формирование культуры не только души, но и тела. Сегодня йога предлагает множество направлений. Каждое по-своему уникально, но наша задача - найти общие качества, которые благодаря йоге наилучшим образом отражаются на здоровье человека. Для их выделения нам потребуется определить особенности, отличающие йогу от других направлений работы над душой и телом. К ним относятся:

  • полная статика упражнений;
  • акцент на дыхательных техниках;
  • постепенное увеличение нагрузки.
  1. Полная статика является необходимым атрибутом, так как искусство йоги состоит из комплексов упражнений, представляющих собой позы. Каждая поза несёт в себе нагрузку на определённую группу мышц, которые, за счёт сокращения и при правильном дыхании, получают соответствующую нагрузку.
  2. Техника дыхания предполагает устранение застоявшегося воздуха из лёгких путём медленных вдохов и выдохов, произведённых с определённым усилием. Подобные упражнения позволяют достичь правильной концентрации углекислого газа и кислорода в крови. Следовательно, клетки получают наилучшее питание, что позитивным образом сказывается на умственных и физических способностях.
  3. Постепенное увеличение нагрузки достигается за счёт возможности разработки новых групп мышц. Вне зависимости от конкретного направления йоги, каждое имеет определённую пользу для работы над собой.

Если человек решил заняться развитием здорового образа жизни, йога станет для него эффективным способом достижения цели. Однако необходимо рассмотреть ещё одну область, а именно искоренение вредных привычек. По-настоящему высоких результатов развития в йоге можно добиться только благодаря чёткому следованию её постулатам, к которым относится полный отказ от всего, что может негативно влиять на организм.

Реализация здорового образа жизни с йогой после вредных привычек

В тот момент, когда человек принял для себя решение о том, что ему необходимо заниматься йогой и побороть свои вредные привычки, начинается новая эра его жизни. Здесь главное - не потерять стимул к движению. Для этого необходимо создать определённые напоминания. К примеру, девушка хочет бросить курить. Она знает, что из-за курения оттенок её кожи приобретает песочный цвет, что её руки дрожат из-за негативного воздействия на кровеносную систему, и даже невозможность долго кататься на велосипеде из-за отдышки - тоже последствие дурной привычки.


Для этого необходимо составить перечень плюсов, которые удастся достигнуть, поборов вредную привычку.

Как правило, для представительниц женского пола особую роль играет внешность. В данном случае это может быть сокращение морщин и улучшение внешнего вида (здоровый цвет кожи, отсутствие мешков под глазами, улучшение роста волос и ногтей). Самое интересное, что все эти плюсы истинны, так как нет ни одной системы в организме, которая бы не страдала из-за курения!

Отказ от курения может протекать максимально безболезненно для психики и организма в целом благодаря йоге. Путём регуляции работы лёгких во время упражнений вы сможете не только очистить организм от последствий курения, но и активировать его ресурсы.

Другой пример: молодой человек, который любит выпить. Стоит вспомнить количество несчастных случаев, произошедших по вине алкоголя (особенно актуально для автолюбителей). Или же возьмём вопрос рождения детей. Если у него уже есть ребёнок, стоит задуматься о том негативном примере, который он перенимает от отца. Если детей ещё нет, нужно помнить, что алкоголь может лишить мужчину возможности продолжения рода.

Отказ от алкоголя, сопряжённый с началом занятий йогой, позволит снизить эмоциональное напряжение, а также ускорить процессы регенерации. Естественным результатом станет быстрая победа над зависимостью и укрепление организма.


Воспитание и развитие здорового образа жизни у детей

Привычки, которые мы ведём из детства, самые сильные. Они заложены глубоко на подкорке мозга, и поэтому от них практически невозможно избавиться. Доказано, что основы формирования здорового образа жизни эффективнее всего внедрять в детстве.

К ним относятся:

  • демонстрация корректного примера;
  • информационная поддержка;
  • поощрительная составляющая.

Пример для подражания должны подавать не только родители. Каждому ребёнку необходимо хобби. Старайтесь сделать так, чтобы оно задействовало физическую активность. Разумным решением будет запись ребёнка в спортивную школу. По мере роста, осознание того, что достижение результата напрямую зависит от его физической формы, будет являться стимулом для отказа от вредоносных воздействий.

Под информационной поддержкой следует понимать разъяснительные работы. Объясните ребёнку почему курение это плохо, а кушать овощи - хорошо.

Поощрение - выказывание гордости за соблюдение установленных рамок здорового образа жизни. Позитивная реакция укрепит в сознании ребёнка понимание того, что здоровый образ жизни - это хорошо!

В деле воспитания и развития здорового образа жизни у детей йога также имеет широкие возможности применения. Раннее начало практик позволяет самостоятельно «взращивать» своё тело. Ребёнок будет расти в полной гармонии со своим организмом. Научится понимать все его сигналы, что во взрослой жизни является весомым плюсом, позволяющим избежать большинства болезней.

Таким образом, здоровый образ жизни является вашим ключом к успеху в любом возрасте. Уделяя внимание его развитию в себе и близких, вы тем самым повышаете качество уровня жизни.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования.

В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается, Увеличилось количество детей с нарушениями психического и речевого развития, это диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

На формирование детского организма влияют следующие факторы:

* окружающая среда,

* низкий социальный уровень семей,

* неполноценное питание,

* малоподвижный образ жизни,

* нервное перенапряжение, стрессы,

* малодоступность в медицинских услугах определенных слоёв населения.

Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников нашего ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нашим ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Я работаю в старше -подготовительной группе. Мою группу посещают 20 детей. Данные показывают, что в группе есть дети с ослабленным здоровьем.

Проанализировав заболеваемость детей в группе, я пришла к выводу, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет 17%. Часть детей группы болеет ежегодно, 8% детей переносят 2 и более заболеваний в год. Поэтому я решила работать над укреплением здоровья своих воспитанников. И задачу сохранения и укрепления здоровья детей считаю приоритетной.

Целью оздоровительной работы является -

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

Оздоровительные задачи : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи : формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи : воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Ознакомившись с картами здоровья, я провела мониторинг исходного

уровня развития детей.

В процессе я использовала: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, тестовые задания, подобранные по возрасту.

Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы:

составила перспективный план работы с родителями и детьми по воспитанию здорового образа жизни, который стал частью календарного плана.

Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

МОИ ПРАВИЛА:

  1. - научиться правильно, реагировать на любую

сложившуюся ситуацию в течение рабочего дня;

  1. - не требовать от ребенка чего-то

сверхъестественного;

  1. - позитивный настрой, хорошее настроение;
  2. - уверенность в обучении и воспитании,

спокойствие;

  1. - научиться быть наблюдателем ситуации.
  2. - хорошо подготовленное занятие, - один из

методов здоровьесбережения ребенка.

Я создала у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни. Использую в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Разработала систему работы по приобщению к здоровому образу, позволяющую применить здоровьесберегающие технологии

Принципы здоровьесберегающих технологий:

* Системность,

* Последовательность всестороннего и гармоничного развития личности,

* Принцип сознательности,

* Активности,

* Непрерывности здоровьесберегающего процесса,

* Учёт доступности,

* Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка.

Для достижения задач здоровьесберегающие технологии разделила их на

3 группы

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

* динамические паузы

* физкультминутки,

* Дыхательная гимнастика,

* Пальчиковая гимнастика,

* бодрящая гимнастика после сна,

* гимнастика корригирующая,

* гимнастика для глаз,

* подвижные и спортивные игры,

* релаксация.

* артикуляционная гимнастика

  1. Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса, обучения здоровому образу жизни.

* утренняя гимнастика,

* физкультурные занятия,

* точечный массаж,

* самомассаж,

* спортивные развлечения, праздники,

* День здоровья,

* СМИ (ситуативные малые игры: ролевая, подражательная, имитационная игра),

* Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ.

* психогимнастика.

  1. Технологии эстетической направленности.

* музыкотерапия

* сказкотерапия

* изодеятельность (рисование, изготовление коллажей,) и т.д.

Планируя здоровьесберегающие технологии, я выделила:

  1. Формы работы.
  2. Время проведения их в режиме дня.
  3. Возраст детей,
  4. Игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

Для воспитания осознанного отношения к своему здоровью, я разработала систему пребывания ребенка в детском саду с утра до вечера.

Утренний прием детей я начинаю с беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка, его самочувствии, настроении. Встречаю детей с улыбкой, стараюсь уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться полезной двигательной деятельностью, обеспечить условия для нее. С этой целью оформила уголок настроения.

Одним из составляющих звеньев в укреплении здоровья детей считаю утреннюю гимнастику, которую провожу в не традиционной форме - в форме аэробики. Организованная деятельность под ритмичную, веселую музыку организуют детей, развивают не только координационные способности, но и ловкость, гибкость, пластику. Формирую у детей способы контроля и самоконтроля за движениями. Музыкальное сопровождение способствует развитию у детей чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение совмещать свои движения с музыкой. Комплексы подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их двигательной активности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин.

В конце зарядки провожу дыхательную гимнастику, для восстановления дыхания, массаж ушных раковин, самомассаж, массаж кистей рук. Все эти виды массажа укрепляют здоровье ребенка, поднимают настроение на весь день.

Дыхательную гимнастику применяю в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Проводится в проветриваемом помещении. Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки, снежинки, бабочки на ленточках, бутылочки наполненные мелким дождиком, с трубочкой вставленной в крышку, кусочки ваты, и др.

Ежедневно в своей работе с детьми использую такую форму, как пальчиковые игры. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени. индивидуально, либо с подгруппой детей. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка, тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В НОД в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Это может быть обыкновенный гранёный карандаш, шершавая палочка, камни разных размеров, веса.

Для укрепления зрения использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Коррегирующие физминутки- для укрепления зрения- проводятся в процессе НОД, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. («Жук» ,«Самолёт», «Ладошки», «Цветы.»)

Массаж глаз- проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Зрительная гимнастика- дает возможность глазу справиться со зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на нод художественно- эстетического развития, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

Тренировочные упражнения для глаз -проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.

Детям очень нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, или как будто кричит огромный, неведомый зверь и др.)

В процессе проводимых игр «Весёлая пчелка», «Остров плакс», «Шалтай -болтай», «Заводим машину», дети «плачут» и смеются, могут вволю накричатся, погримасничать, свободно выражать свои эмоции, они полностью раскрепощены. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивости на чужую боль.

Для психического здоровья детей необходимо сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Часто используем минуты покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами,

Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы,

Помечтаем под эту прекрасную музыку.

Для этой работы используем спокойную, классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

В течении дня мы изыскиваем минутки, чтобы доставить детям радость, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно- мышечной системы ребёнка.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используем «Гимнастику маленьких волшебников». При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи. Дети здесь не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин, и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу, внимательному и бережному отношению к нему. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.

Наряду с традиционными формами работы провожу с детьми точечный массаж от простуды(автор А.И.Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Проводится строго по специальной методике, показана детям с частым простудными заболеваниями и для профилактики ОРЗ.

Точечный массаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Также знакомлю детей с лечебными точками на утренней гимнастике и на нод. Делаем 1-2 раза в день.

Делая массаж и самомассаж, ребята закрепляют названия частей тела: руки (правая и левая), плечо, предплечье, кисти рук, пальцы, голова, брови, нос, подбородок, лоб, затылок и т.д.

Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Широко использую в течение дня, во время принятия пищи, перед сном.

Важной частью режима считаю дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, провожу теплые гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта). Перед сном использую музыкотерапию, тихую, спокойную музыку. Дети прослушав запись «Колыбельной мелодии», успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки «шелеста листьев», «шума моря» и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого широко использую диск «Волшебство природы».

После тихого часа использую бодрящую гимнастику, куда входят упражнения под музыку. Затем дети для профилактики плоскостопия проходят по ребристой дорожке, по массажным дорожкам. Кроме того, использую палки различной толщины, пластиковые бутылки, Разнообразные резиновые коврики, дорожки со следами, коврики с пуговицами и крышками от пластиковых бутылок. К изготовлению этих пособий привлекаю родителей. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности: ходьба на носках, ходьба по толстому шнуру, с перекатом с пятки на носок. Катание палки ступней и пальцами ног, а затем захват и подъем пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, камушков, шишек). Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют их.

После дневного сна, для профилактики опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки, предлагаю детям встать к стене, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком и постоять в таком положении

Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.

Коррекционные технологии - Сказкотерапия используем для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще используем авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.

Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки,
  • Экскурсии,
  • Солнечные ванны,
  • Водные процедуры,
  • Фитотерапия,
  • Ароматерапия,
  • Витаминотерапия,
  • Закаливание,

Важным звеном в оздоровительной работе с детьми, являются прогулки. Я стараюсь планировать прогулку с учетом подвижности каждого ребенка. Планирую каждый вид деятельности. Отвожу каждому виду движений определенное время. Во время прогулки слежу за самочувствием детей, чтобы они не перегревались, не переутомлялись. Активных, подвижных детей стараюсь вовлекать в спокойные игры, а менее активных наоборот, активизировать подвижной деятельностью. Таким образом, дифференцированно подхожу к каждому ребенку. Стараюсь прогулки проводить интересно, используя наблюдения, труд, различные соревнования. Таким образом довожу двигательную активность детей до нормы. Дети любят ходить на экскурсии в ближний парк, соприкоснуться с природой, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотой парка в разное время года. Находясь на свежем воздухе, дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественно ароматы парка благотворно влияют на детей, учат правильно пользоваться этими запахами. Букеты из веточек березы, сосны, ели, пихты приносим и ставим в приёмной, в спальне для очищения помещения. А процесс дыхания ароматов положительно воздействует на нервную систему, головной мозг. Поэтому экскурсии провожу регулярно в разное время года, решая тем самым воспитательно- оздоровительные задачи.

Лечебно-профилактическое направление (фито-, витаминотерапия; прием настоек и отваров растений - адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей, потребление чеснока во время обеда, полоскание рта после приёма пищи). В зимне-весенний период, когда не хватает витаминов, мы выращиваем в уголке природы зеленый лук и используем его в пищу. Кроме зеленого лука используем такие фитонциды, как чеснок, лук репчатый. Для профилактики ОРЗ смазываем нос Оксалиновой мазью, употребляем витамины Ревит.

НОД в детском саду всегда отводилось особое место. Занятия из серии «Азбука Здоровья» - включаю в качестве познавательного характера.

Это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Знакомлю детей с тем, как сберечь свое здоровье, знакомим с органами своего тела, органами чувств. НОД я провожу в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Длительность не превышает 25 - 30 мин., 1 раз в неделю.

Дети познакомились с темами: «Как устроено тело человека», «Как мы дышим», «Органы пищеварения», «Моё волшебное горлышко», многие другие.

Внедрение таких нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес детей к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье.

Изучив программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» , поставила задачи:

  • Донести правила личной безопасности детей.
  • Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту, и других экстремальных ситуациях.

Проводила беседы:

Об опасности контактов с незнакомыми людьми,

О правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения,

Знакомила с проблемами окружающей среды, бережному отношению к природе,

О правилах пользования электроприборов.

С детьми играем в дидактические игры: «Ядовитые растения», «Аскорбинка и её друзья», «Полезные инструменты», «Правила дорожного движения» и др.

Сюжетно- ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Моя семья».

Рассматривали альбомы, иллюстрации, книжки о спорте,о правильном питании, о здоровой пище.

Физическая культура проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии с программой, по которой работает ДОУ(традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Подвижные и спортивные игры -

Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр. Развиваются физические качества: ловкость, гибкость, выносливость, быстрота, смелость, сила, меткость.

Самостоятельная деятельность детей на улице и в помещении, для свободной двигательной активности выделяем время прогулках, свободное время от НОД.

Важное место отводится физкультминуткам. Для этого составила картотеку физкультминуток, по тематике занятий, проводимых с детьми. Оздоровительные физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей на занятии. Умственное напряжение распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате напряжения сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма и в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Поэтому физкультминутки, которые выполняются в течение 2 - 3 мин. провожу, чтобы повысить работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий.

Вся работа в течение дня направлена на удовлетворении всей потребности детей в движении и улучшении психического и физического здоровья.

Технология музыкального воздействия (нод- музыка) - используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Технология эстетической направленности - реализуется на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг,«День здоровья» (проводим 1раз в месяц).При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, развивает музыкальный слух.

Технология обучения здоровому образу жизни По доминирующей задаче мы считаем целесообразным выделить праздники для формирования здорового образа жизни. Это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «Праздник чистюль», «Приключения Не-болейки », «В гостях у Айболита» и т.п. Большую роль в своей работе отводим подбору познавательного материала, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском движении, российских спортсменах. Тематика таких праздников разнообразна:«Веселые старты», «Будущие олимпийцы», «Путешествие в Спортландию.

Большое внимание в нашем ДОУ уделяется воспитанию здорового образа жизни детей. Имеется всё необходимое оснащение и оборудование для проведения физкультурных занятий, праздников, дни здоровья, развлечений, досугов.

В ст.- подгот. группе детского сада оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарём), так и нестандартным оборудованием, сделанным рукам воспитателей и родителей.

  1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса.
  2. Ходьба по коврику из пробок, из пуговиц, со следами, где происходит массаж ног.
  3. Для речевого дыхания и увеличения объёма лёгких, используем -традиционное и нетрадиционное оборудование(бутылочки с трубочкой, с кусочками пенопласта внутри, бабочки на ленточках, снежинки и др.
  4. Пенёчки, разные по высоте стойки для развития осанки.
  5. Бутылочки наполненные цветной водой для развития мышц и мн.др.

Команда детей старше- подгот. гуппы «Фантазеры» принимает активное участие в районных и межрайонных спортивных конкурсах: «Малышиада»; «Спартакиада»-среди ДОУ. На протяжении многих лет занимаем призовые места: 1,2,3. Это говорит о том, что дети показывают свой высокий уровень физического развития.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В годовой план включен ряд мероприятий по просвещению воспитателей и родителей:

а) консультации для родителей (профилактика плоскостопия,программа ЗОЖ).

б) групповые и родительские собрания «Чтоб ребенок рос здоровым.»;

в) просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий;

г) совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников;

д)дни открытых дверей;

е) анкетирование(«Как мы укрепляем здоровье в своей семье.»)

ж)тематические недели(«Неделя здоровья»)

з)наглядная информация.(«Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать детей»)

Родители подробно знакомятся с методикой игровых занятий, прогулок, игр, узнают о необходимости выполнения двигательного режима. Родители убеждаются в том, что ребенку необходимо выполнять различные движения и важности здорового образа жизни. Но самое главное, чего мы достигли в проделанной работе, это то, что родители в корне сменили свое отношение к физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. В выходные и воскресные дни родители ходят с детьми на прогулки, на природу, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и воспитанию гигиенических навыков.

Кроме этого, родители - активные помощники воспитателям. Они изготавливают нестандартное физкультурное оборудование (коврики с пуговицами, различные дорожки, плетут веревочки-косички). На участке нашей группы ремонтируют оборудование, устанавливают новое, производят ремонт и реставрацию пособий. Выступают активно на собраниях, участвуют в развлечениях и спортивных праздниках

Родительские собрания провожу с привлечением специалистов - врачей, которые дают конкретные рекомендации для правильного проведения профилактической работы с детьми данного возраста

Стараюсь, чтобы вся моя работа была направлена на удовлетворение естественной потребности детей в движении и на укрепление их физического и психического здоровья.

Вся вышеперечисленная используемая комплексная система оздоровления детей уже принесла определенные результаты. По сравнению с предыдущим годом заболеваемость детей в группе снизилась почти в два раза. Сократилось и число болезней у часто болеющих детей.

Несмотря на то, что в целом реализация образовательной области находится на достаточном уровне, для укрепления здоровья воспитанников нужно было решить следующие проблемы: повышение эффективности закаливающих процедур, формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни; воспитание бережного и заботливого отношения к свое-му здоровью и здоровью окружающих; развитие мотивационных установок по профилактике болезней.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволили выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды - словом, учат вести здоровый образ жизни с детства.

По результатам мониторинга на май мы видим значительное повышение знаний о здоровом образе жизни. Высокий уровень 65% детей, средний уровень 35%, низкий 0%.

Основной причиной успешной работы являются:

  1. Непрерывность процесса
  2. Системности и последовательности
  3. доступности и достаточности индивидуальной умственной и физической нагрузки
  4. чередование нагрузок и отдыха
  5. обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений
  6. Адекватность в работе

Результаты своей работы я вижу в:

Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в группе и семье.

Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.

Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей.

У детей появилось желание участвовать в спортивных мероприятиях городского уровня.

Литература

  1. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
  2. Детский сад и семья. / Под редакцией Марковой Т.А.

3.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие.

4.. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6 - 7 лет 5.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -

6.. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3 - 7 лет.

  1. Празников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.

8.. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика.

9..Швалева Т. А. Комплексы утренней и ритмической гимнастики.

10.. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Формы методы и средства «ЗОЖ»

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993 с. 12

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

оптимальный двигательный режим;

рациональное питание;

закаливание;

личная гигиена;

положительные эмоции.

Как считает С.В. Попов сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997. с. 164

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Привычки - это форма нашего поведения. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, - наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Во всем мире активно разрабатываются методы прекращения курения. Используются групповая психотерапия, консультации с врачом, разрабатываются новые медицинские препараты, антиникотиновая жевательная резинка и т.д. Однако правильнее всего включить свою волю, убедить себя в ненужности и вредности прения и решительно перестать курить. У самого заядлого курильщика уже после 8-10 дней прекращения курения нормализуется самочувствие, повышается работоспособность.

Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим).

Употребление школьниками спиртных напитков - вещь, к сожалению очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.

Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны, основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день - единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без всяких объективных на то оснований.

Наркотическая эйфория (алкогольная - как частный случай) вредна также и тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает потребность во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.

Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том или ином количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкоголя - неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала - вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.

Довольно часто при беседах с подростками на тему борьбы с «зеленым змием» отсутствует четкое разграничение понятий «пьянство» и «алкоголизм». Их следует различать: пьянство - это форма аморального, антисоциального поведения, алкоголизм - это уже болезнь. И в среде подростков необходимо бороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма.

Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.

Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы их количество растет и это имеет место практически во всех регионах мира. Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании, педагог должен вести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.

В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.

Режим дня - одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И.П. Павлов подчеркивал, что его создание - длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 ч, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены - в 2 ч ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая - в 17-18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.


Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.


Условия формирования здорового образа жизни 1. Учёт возрастных особенностей детей. 2. Создание условий для формирования здорового образа жизни. 3.Совершенствование форм работы учителей по формированию здорового образа жизни. 3.Совершенствование форм работы учителей по формированию здорового образа жизни.


Задачи: воспитание бережного отношения к своему здоровью как необходимого элемента общей культуры; формирование здорового образа жизни как определяющего фактора в достижении социального благополучия в жизни; развитие санитарно-гигиенических навыков, необходимых для воспитания здорового образа жизни










«Если человека часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе; если человек живёт с чувством безопасности – он учится верить другим; если человеку удаётся достигать желаемого – он укрепляется в надежде: если человек живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь» «Если человека часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе; если человек живёт с чувством безопасности – он учится верить другим; если человеку удаётся достигать желаемого – он укрепляется в надежде: если человек живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь»