Михаил романов церковное имя. Правление михаила романова

Михаил романов церковное имя. Правление михаила романова

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из рода Романовых. Правил Московским царством с 1613 по 1645 годы. Сами Романовы представляли собой древнейший род московских бояр. Известны с первой половины XIV века. Но вначале они именовались Захарьины-Юрьевы. Из этого рода вышла первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия. Её почитали за доброту, кротость, а в народе любовно называли Голубицей.

Первым фамилию Романов взял также выходец из этого боярского рода патриарх Филарет в честь своего деда Романа. Михаил приходился Филарету сыном. В тяжёлые годы Смутного времени будущий царь оказался в ссылке вместе со своими дядьями, отцом и матерью по повелению Бориса Годунова . Затем представители опального рода вернулись в Москву. В 1612 году мальчик поселился вместе с матерью Ксенией Ивановной в селе Домнине под Галичем, где находилась родовая вотчина.

Однако вскоре судьба юноши резко изменилась В Москве состоялся Земский собор, на котором молодого Михаила 21 февраля 1613 года избрали на царство. Узнав об этом, поляки послали под Галич отряд, чтобы он пленил нового царя. Проводником у отряда стал крестьянин Иван Сусанин. Его польские захватчики встретили на пути к селу Домнино и потребовали, чтобы тот показал дорогу.

Иван Сусанин и поляки

Сусанин послал к Романовым своего зятя, чтобы тот предупредил об опасности, а сам повёл польский отряд совсем в другую сторону. Он завёл врагов в лесную чащу и был ими изрублен. Но своим подвигом простой крестьянин спас для России будущего государя и основателя новой династии.

Оповещённые об опасности Ксения Ивановна с сыном Михаилом укрылись в Ипатьевском монастыре, находящемся в городе Костроме. Именно туда и прибыли представители Земского собора. 14 марта 1613 года они торжественно объявили Михаилу Федоровичу об избрании его на царство. А Ипатьевский монастырь с тех времён стал считаться колыбелью дома Романовых. В нём в 1913 году торжественно отметили 300-летие великой династии.

Царствование Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645)

Торжественное венчание на царство прошло в Успенском соборе города Москвы 11 июня 1613 года . На голову юного государя возложили шапку Мономаха, и он стал полновластным правителем земли русской. Но с учётом юных лет молодой царь правил не самостоятельно. Реальная власть оказалась в руках у Ксении Ивановны (инокиня Марфа) и её родни.

В 1619 году из польского плена вернулся отец молодого государя патриарх Филарет (Фёдор Романов). Когда он въезжал в Москву, сын встретил отца, стоя на коленях у городских ворот. Филарет представлял собой сильного и волевого человека. Он прожил тяжёлую, полную испытаний жизнь, поэтому опыта ему было не занимать. До самой своей смерти в 1633 году он правил вместе с сыном и носил титул Великий государь.

Когда патриарх Филарет въехал в Москву,
Михаил встретил отца, стоя на коленях

Задачи перед Романовыми стояли чрезвычайно сложные. После Смутного времени страна была бедна и беззащитна перед многочисленными врагами. Поэтому во главу угла Филарет поставил умение договариваться со своими подданными и иностранными государствами. Но прежде всего патриарх решил упрочить положение новой династии. А для этого нужно было срочно женить Михаила, чтобы появились наследники.

Вокруг выбора невесты при царском дворе всегда кипела борьба, так как родственники царицы получали высокие должности и материальные блага. В невестах у молодого царя долгое время числилась Марья Хлопова. Однако однажды девушка переела сладостей и заболела. Её тут же оговорили перед женихом, сказав ему, что Марья неизлечимо больна. Михаил сразу же отказался от невесты.

Из множества молодых девушек он выбрал Марью Долгорукую. Но вскоре новая невеста умерла. По всей видимости её отравили из зависти. Тогда завидный жених выбрал новую невесту. Ею стала Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Она была красивой девушкой, но происходила из незнатного дворянского рода.

Жена Михаила Фёдоровича Евдокия Лукьяновна Стрешнева

Свадьбу сыграли в 1626 году. Царица родила государю 10 детей. Из них шестеро умерли младенцами. До зрелых лет дожили 3 дочери и 1 сын Алексей. Именно он и стал вторым царём из рода Романовых после смерти отца в 1645 году.

Что касается политической деятельности то царь Михаил Фёдорович Романов сумел преодолеть тяжёлые последствия Смутного времени и восстановил нормальные хозяйство и торговлю в стране .

В 1617 году по Столбовскому миру была прекращена война со Швецией. Россия получила обратно земли Великого Новгорода.

В 1634 году был заключён Поляновский мир с Речью Посполитой и возобновились отношения с западными державами. В Москве опять разместились иностранные посольства.

Была восстановлена деятельность приказов и налажен сбор налогов, что имело огромное значение для государственной казны. Местным властям удалось уничтожить шайки разбойников, которых образовалось очень много ещё во времена Смутного времени.

Монеты, имевшие хождение при Михаиле Фёдоровиче Романове

В начале 30-х годов была реформирована армия. Появились солдатские, рейтарские и драгунские полки. Под Тулой построили оружейные заводы, начало активно развиваться чугуноплавильное производство.

На территории Москвы бала основана Немецкая слобода. В ней начали селиться иностранные специалисты. По прошествию столетия эти люди сыграли большую роль в реформах последнего московского царя и первого императора Российского государства Петра I .

Первый царь династии Романовых скончался 13 июля 1645 года в возрасте 49 лет. Предполагается, что он умер от брюшинной водянки. А через месяц умерла и царица Евдокия. На престол вступил новый царь Алексей Михайлович Романов .

Алексей Стариков

Царь Михаил Фёдорович Романов

1613–1645 гг.

Царь Михаил Фёдорович Романов

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645 гг.) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Биография

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный по летописям представитель этой фамилии - Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 г. находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого.
При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 г. начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова - дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых.
26 октября 1600 г. братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича, Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли.

В эпоху Смуты

В 1605 г. Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. Сначала Михаил проживал в своей вотчине в Клину, а после свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины оказался в Москве. После изгнания поляков в 1612 г. Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме.


Народ и бояре умоляют перед Ипатьевским монастырем Михаила Романова и его мать принять царство

Избрание на царство


Молодой царь Михаил


Один из моментов избрания Михаила Романова на царство. Сцена на Красной площади. Правая верхняя часть иллюстрации срезана в подлиннике.

По версии известного советского историка, профессора А.Л. Станиславского, известного специалиста по истории русского общества XVI-XVII вв., важную роль в воцарении Михаила сыграло великорусское казачество, вольные великорусские люди, вольности которых царь и его потомки отбирали всеми возможными способами.
13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол. Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.
11 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.


Венчание на царство Царя Михаила Федоровича в Успенском соборе

"Избранная всенародным собором, благословляемая церковью, приветствуемая всеми сословиями страны, санкционируемая авторитетом великих родомыслов Смутного времени, приступила династия Романовых к благодарному и суровому труду – восстановлению и возвеличению России. Царем был шестнадцатилетний мальчик, лишенный каких бы то ни было даров, не проявивший исключительных качеств и позднее; но ему прощалось все, никто не требовал от него гениальности. Общество было сильно непоколебимой уверенностью в том, что эта монархия, выстраданная народом в страшном горниле смут, иноземных вторжений и безвластия, охраняема и направляема свыше. И действительно: фатальная невозможность создать другие, светлейшие силы, дабы оградить народ от погибельных натисков извне и от погибельных распрь внутри, довлела над демиургом. Она вела к тому, что второй уицраор России вместе со своими человекоорудиями – носителями государственной власти – был осенен провиденциальной санкцией как меньшее из зол".
Даниил Андреев "Роза Мира"

Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н.И. Костомаров говорит следующее: «Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать».
Потом, после освобождения в 1619 г. из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.


Михаил Фёдорович на собрании боярской думы (Андрей Рябушкин, 1893)

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617 г., по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634 г.), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 г. специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету - «Вестовые письма». В 1631-1634 гг. осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 г. Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.
В 1637 г. срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году - ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет. Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни неизвестного происхождения в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итоги правления

Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 гг. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.
- Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.
- Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
- Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.
- Присоединения к России нижнего Урала (Яицкие казаки), Прибайкалья, Якутии и Чукотки, выход к Тихому океану.
- Реорганизация армии (1631-1634 гг.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.
- Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).
- Основание Немецкой слободы в Москве - поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Брачные планы

В 1616 г. царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест - царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение: «Плоду и чадородию от того порухи не бывает». Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой. Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: "Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху!. Но бояре знали, что мать царя не хочет Хлопову, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!». Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.


Михаил Романов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Боярская дума стала терять свое былое значение. Патриархом в этой ситуации хотели видеть Филарета, который был под арестом у поляков, откуда его освободили, обменяв в 1619 г. на пленного польского офицера. В 1619 г. вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет , и 24 июня 1619 г. Филарет на созванном соборе становится, наконец, законным патриархом на 15 предстоящих лет. Патриарх Иерусалимский Феофан, по случаю нужды оказавшийся в Москве, возглавил торжество.
С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год - в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн, приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия - креститься в православную веру.
После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова». После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию (наперсницу Марфы) сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».
Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту - родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.


Венчание Михаила Фёдоровича и Евдокии Стрешнёвой

В 1626 г. царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц - дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.
В 1627 г. правительством царя Михаила были предприняты меры по ограничению власти воевод на местах. Воевода в то время был "и царь, и Бог", и людям негде было искать защиты от царящего повсюду произвола местных властей.

Дети

В браке Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны родились:
- Ирина Михайловна (22 апреля 1627 г.- 8 апреля 1679 г.);
- Пелагея Михайловна (1628-1629 гг.) - умерла в младенчестве;
- Алексей Михайлович (19 марта 1629 г.- 29 января 1676 г.) - русский царь;
- Анна Михайловна (14 июля 1630 г.- 27 октября 1692 г.);
- Марфа Михайловна (1631-1632 гг.) - умерла в младенчестве;
- Иоанн Михайлович (2 июня 1633 г.-10 января 1639 г.) - умер в 5 лет;
- Софья Михайловна (1634-1636 гг.) - умерла в младенчестве;
- Татьяна Михайловна (5 января 1636 г., Москва - 24 августа 1706 г., Москва);
- Евдокия Михайловна (1637 г.) - умерла в младенчестве;
- Василий Михайлович (25 марта 1639 г.- 25 марта 1639 г.) - младший сын; погребён в Архангельском соборе Москвы.

После смерти отца

После смерти Филарета в 1633 году, Михаил Федорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных лиц -свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами (князь И.Б. Черкасский, боярин Ф.И. Шереметев).
Готовясь к войне с Речью Посполитой (западные границы проходили в это время в районе Вязьмы), патриарх Филарет надеялся заключить военный союз с шведским королем Густавом II Адольфом. Одновременно создавались обученные и вооруженные на европейский манер полки нового строя. Однако начавшаяся еще при жизни Филарета Смоленская война 1632-1634 гг. закончилась позорной капитуляцией. Капитуляция в международном праве - прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств. Безоговорочная капитуляция обычно подписывается при полном разгроме вооруженных сил (напр., 2-я мировая война закончилась безоговорочной капитуляцией гитлеровской Германии и милитаристской Японии). русской армии под командованием воеводы боярина М.Б. Шеина новому польскому королю Владиславу IV Вазе. Военный союз со Швецией не состоялся, сама идея войны с Польшей была непопулярна в обществе. В июне 1634 года был заключен Поляновский мир; прежняя граница была объявлена «вечной», а король Владислав IV отказался от своих прав на русский престол.

После окончания Смутного времени понадобилось много усилий, чтобы восстановить разоренную страну. Для развития различных промыслов в Россию на льготных условиях были приглашены иностранные промышленники - "рудознатцы", оружейники, литейщики. Так, в 1632 году голландский купец Виниус получил позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер.

Во время Смоленской войны на южные и даже центральные уезды страны обрушились волны набегов крымцев. Со второй пол. 1630-х гг. правительство приступило к восстановлению и строительству новых укрепленных линий - засечных черт. Создание Белгородской и Закамской засечных черт сопровождалось строительством новых городов и острожков (более 40 городов) и вело к постепенному смещению южных границ на юг; в хозяйственную жизнь страны были включены огромные массивы черноземных земель. Русские землепроходцы в 1620-40-х гг. прошли через всю Западную и Восточную Сибирь и вышли к берегам Тихого океана.
В немногих дошедших источниках Михаил Федорович предстает как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие - охота, «звериные ловли». Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем.

В 1642 г. было положено начало военным преобразованиям. Иностранные офицеры обучали русских "ратных людей" военному делу, и в России появились "полки иноземного строя": солдатские, рейтарские, драгунские. Это был первый важный шаг к созданию регулярного национального войска в России.

Михаил Федорович скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни в возрасте 49 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Кремля.


Архангельский собор Московского Кремля

Владислав Жигимонтович.
Дмитрий Пожарский
Михаил Фёдорович Романов. 21 февраля (3 марта) 1613 г.- 13 июля 1645 г. - Царь и Великий Князь всея Руси.
Патриарх Московский и всея Руси Филарет.
Патриарх Московский и всея Руси Питирим. ум. 1653 г.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

1. Избрание Михаила

Сразу же после освобождения Москвы в октябре 1612 г. по городам были посланы грамоты о присылке в Москву выборных людей, по 10 представителей от каждого города, для "Государева обиранья". К январю 1613 г. выборные от 50 городов собрались в Москве и, вместе с высшим духовенством, уцелевшими боярами и представителями Москвы, составили Земский Собор.

Больше месяца предлагались различные кандидатуры и шли обсуждения. Но вот 7 февраля казачий атаман и два выборных дворянина предложили Собору имя сына митрополита Филарета, 16-тилетнего Михаила Фёдоровича Романова. 21 февраля 1613 г. Михаил Романов был провозглашён царём Московского государства и Собор принёс ему присягу. Затем были отправлены послы от Собора к Михаилу, жившему со своей матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой.

Как только стало известно, что Михаил Фёдорович был избран на престол, один отряд поляков направился к Костроме, чтобы найти и убить Михаила. Когда поляки подошли к Костроме, они начали спрашивать у людей, где находится Михаил. Когда Иван Сусанин, которому был задан этот вопрос, спросил у поляков, зачем им нужно знать это, те отвечали, что хотят поздравить

нового царя с избранием на престол. Но Сусанин не поверил им и послал своего внука предупредить Михаила об опасности. Сам же он сказал полякам так: "Тут дороги нет, давайте я проведу вас лесом, по ближнему пути". Поляки обрадовались, что теперь они легко найдут Михаила и пошли за Сусаниным.

Прошла ночь, а Сусанин всё вёл и вёл поляков по лесу и лес становился всё глуше. Поляки кинулись к Сусанину, заподозрив его в обмане. Тогда Сусанин, в полной уверенности, что поляки не смогут найти дорогу из леса, сказал им: Теперь можете делать со мной, что хотите; но знайте, что царь спасён и вам не добраться до него! Поляки убили Сусанина, но и сами погибли.

Семья Ивана Сусанина была щедро награждена царём. В память этого самопожертвования знаменитый композитор Глинка написал оперу "Жизнь за Царя", а в Костроме, на родине Сусанина, ему был поставлен памятник.

Послы Собора долго упрашивали Михаила и его мать (отец Михаила, митрополит Филарет, был в польском плену) стать царём. Мать Михаила говорила, что русские люди измалодушествовались и погубят Михаила, как прежних царей. Послы же отвечали, что русские люди теперь хорошо понимают, что без царя государство погибает. В конце концов послы заявили, что, если Михаил и его мать не согласятся, то Русь погибнет по их вине. 4.Правление Михаила

В трудное время пришлось править молодому царю Михаилу. Вся западная часть государства была разорена, пограничные области захвачены врагами -- поляками и шведами. По всему государству бродили и грабили шайки, а иногда и большие отряды, поляков, воров, разбойников.


Поэтому молодой и неопытный царь Михаил 13 лет не распускал Земский Собор и правил совместно с ним. Михаилу Фёдоровичу стало легче, когда в 1619 г. из плена вернулся его отец и стал "великим государем патриархом Московским и Всея Руси". До своей смерти в 1633 г. патриарх Филарет, в соответствии с русскими традициями, помогал царю Михаилу править.

Так как в Московском государстве ещё долго продолжались беспорядки, то царь Михаил всё время пользовался помощью Земского Собора в управлении страной. Следует сказать, что Земские Соборы играли роль исключительно совещательную. Другими словами, царь советовался с Земским Собором по разным вопросам, но окончательные решения выносил сам, соглашаясь или не соглашаясь с мнением Собора.

Русские Земские Соборы состояли из трёх частей:

1. "Освященный Собор", т.е. высшее духовенство.

2. "Боярская дума", т.е. знать.

3. "Земля", т.е. выборные от "служилых" (дворянства) и "тяглых" свободных людей -- горожан и крестьян.

Земские Соборы этих времён выработали традицию: просьбы и пожелания "земли" почти всегда исполнялись царём, даже тогда, когда они были невыгодны боярам. Земские Соборы навсегда уничтожили мечту "княжат" о "боярском царе". Единоличная власть царя усиливалась, но он всегда опирался на "землю", т.е. народ, а "земля" всегда поддерживала царя.

2. Возврат к порядку

Первым делом царя Михаила было навести порядок в государстве. Астрахань, занятая казаками Заруцкого, пытающегося основать казацкое государство, была очищена от бунтовщиков. Марина Мнишек умерла в тюрьме, а её сын -- казнён вместе с Заруцким.

Огромное разбойничье войско атамана Баловня дошло до Москвы и только здесь было разбито и большинство его людей было переловлено. Князь Пожарский долго охотился за польским разбойником, Лисовским, но разогнать его шайку не удалось до тех пор, пока не умер сам Лисовский.

Очень трудно было восстанавливать повиновение и честность среди воевод и чиновников, которые привыкли к безвластью Смутного времени и пытались управлять, как им вздумается.

Заседание Земского Собора 1613 года. Именно на этом Соборе был избран новый царь Михаил Федорович Романов. Земский Собор представлял собой совет представителей разных социальных слоев Московской Руси. Он созывался для обсуждения самых важных политических, экономических и социальных вопросов. Всего с 1549 по 1653 годы состоялось 6 Соборов. Историки спорят о том, какие сословия принимали участие в этих советах. Одни, как, например, Р. Беляев, допускают, что там были даже крестьяне. Другие (Б. Романов), уверены, что вход на Собор был открыт только для бояр и дворян. Вышеприведенная миниатюра взята из рукописи «Избрание на царство М.Ф. Романова» 1673 года. Современные историки считают, что ее автор сильно идеализировал то, что происходило на Соборе на самом деле

В феврале 1613 года русская история совершила очередной поворот. Было ли это продолжением прежнего пути или новая дорога? Пожалуй, и тем и другим. В государстве где-то на окраине Европы появился новый правитель, семнадцатилетний болезненный юноша, выращенный чадолюбивыми тетками в тесных комнатках с низкими потолками, плохо образованный не только по западноевропейским, но даже и по московитским меркам, зависимый от властной матери и опытного политика, отца. И этот юноша должен был стать родоначальником династии, его потомкам предстояло править огромной империей… Но вряд ли кто-то из современников в Московии или за её пределами, глядя на юного Михаила Федоровича (1596-1645), решился бы предсказать ему блестящие перспективы.

Когда-то нам казалось, что русская история не слишком загадочна. В этом нас убеждали школьные и вузовские учебники. Но теперь-то нам известно, что всевозможных таинственных моментов в русской истории достаточно. Тайны окружали густым туманом и Михаила, родоначальника династии, которой суждено было стать столь же великой, своеобразной и трагической, как династия, к примеру, Птолемеев Лагидов в эллинистическом Египте (IV-I века до н.э.).

И первая загадка заключалась в самом происхождении семейства, к коему принадлежал молодой Михаил Федорович. К моменту его воцарения у этого рода имелось, в сущности, три прозвания: Кошкины, Захарьины, Романовы… Они должны были напоминать о некоем Романе Захарьине Кошкине (ум. 1543), который не был великим полководцем или государственным деятелем, он даже и прожил не очень долго, и внезапного триумфа своего рода не видел. Но что же это был за триумф? А был это законный брак дочери Романа Анастасии (ок. 1530-1560) с едва вышедшим из отроческого возраста Иваном Васильевичем, который вошел в историю под именем Ивана Грозного (1530-1584). Девочка Анастасия стала его первой супругой и потому самой законной в глазах церкви, а именно церковь курировала, что называется, идеологический климат Московии, далекого государства, превратившегося именно в правление Ивана Грозного из княжества в царство! Таким образом, семейство Романа Кошкина оказалось в родстве с первой российской царицей. Это родство им очень пригодилось, ведь ничем, кроме этого родства, семейство не было примечательно. Оно и знатностью-то не отличалось.


Ипатьевский Троицкий монастырь. Кострома. Основан в 1330 году принявшим православие татарским мурзой Четой, основателем рода Годуновых (одно время в монастыре находилась их усыпальница). В Смутное Время здесь скрывались от поляков шестнадцатилетний Михаил Романов и его мать инокиня Марфа. Именно сюда 14 марта 1613 года прибыло московское посольство, принесшее решение Земского Собора об избрании Михаила. В Троицком храме монастыря послы огласили Михаилу народную волю. После шести часов уговоров Михаил согласился. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский из архива Библиотеки Конгресса США

Это уже потом, задним числом, придумано было происхождение первого представителя семейства Андрея Кобылы (ум. 1351) от правителя прусов Видвунга! На самом деле об этом Андрее Кобыле ничего и не известно, возможно только предположить, что он имел боярский чин в правление великого московского князя Симеона Гордого (1317-1353), сына Ивана Калиты (1283-1341), Андрей Кобыла упоминается среди ездивших за невестой Симеона…

Но зачем же понадобилось выдумывать происхождение именно от иностранного правителя? Любому, кто интересуется русской историей, легко заметить, что все правители Руси-Московии-России являлись, по сути, «западниками», стремились, так или иначе, завязать отношения именно с Западной Европой. Да ведь и первая правящая династия — Рюриковичи — имела западноевропейское происхождение. А уж сменившие Рюриковичей Романовы были «западниками» в ещё большей степени, не по реальному своему происхождению, а по убеждениям. И это не потому, что выбрали после долгих размышлений этот самый «западный» путь развития, а всего лишь потому, что иного пути для них не было. Они изначально должны были опереться на союз с европейскими монархами, так как дома все знали, что Романовы «худородны», и ведь живы были ещё в Московии и Рюриковичи, и Гедиминовичи , и потомки знатных монгольских родов. И обезопасить себя от возможных претензий следовало союзническими отношениями с Западной Европой, династическими браками. Но всё это ждало ещё впереди.

Надо отметить, что курс на Запад проводился уже и до Романовых. Реформируя армию, Иван Грозный опирался на наемные войска, мушкетеров и пикинеров. А Борис Годунов (1552-1605) посылал своих подданных в Англию — учиться, и пытался устроить «европейский» брак своей дочери. О Лжедмитрии (ум. 1606) и говорить нечего. Он уже именовал себя императором и предложил московским боярам мыть руки перед едой. Чем это для него кончилось, мы знаем. И кто бы мог подумать, что уже при внуке хрупкого Михаила Федоровича бояре не только вымоют руки, но даже и сбреют бороды!..

Митрополит Филарет. Филарет по натуре был светским человеком. Его никогда не интересовали церковные вопросы. Куда больше его привлекала политика. И политиком он был хорошим. Он, в принципе, не был против того, чтобы московский трон занял польский принц Владислав. Но для этого тот должен был принять православие. Когда же Земский Собор выбрал в цари сына Филарета —Михаила Романова, митрополит стал, фактически, его соправителем. Он взял себе титул «Великого государя» и вернул себе, против всех церковных правил, отчество, став Филаретом Никитичем. Репродукция с сайта Art-каталог

Впрочем, при Борисе Годунове ни на какое блестящее будущее потомки Романа Кошкина рассчитывать не могли. Семейство подверглось опале. Они не угодили царю Борису прецедентом! Ведь сам он фактически обосновывал свои права на трон родством с царем Федором (1557-1598), сыном Грозного. Сестра Годунова, Ирина (ум. 1633), была женой Федора. Но ведь дочь Романа Кошкина являлась супругой самого первого великого князя московского, официально венчавшегося на царство. А Федор Иванович приходился Анастасии Романовне сыном… Иными словами, Кошкины-Романовы могли вполне заявлять, что имеют не меньше, а, напротив, больше прав на престол, нежели Борис Годунов! И Годунов принял меры — подверг их серьезной опале. Федор Никитич и его жена Ксения были пострижены и впоследствии стали известны в истории как старица Марфа (ум. 1631) и патриарх Филарет (ум. 1633). Маленький Миша и его сестра Татьяна остались на попечении теток…

Что же было дальше? Некоторые историки, сторонники версии московского происхождения Лжедмитрия, даже полагают, что хитрые Романовы сумели организовать интригу и для начала протолкнуть на трон Григория Отрепьева — «своего человека», что называется. Но эта версия разбивается о камни элементарной логики. Самозванец никак не мог быть Григорием Отрепьевым, который, в свою очередь, действительно был «со двора» Романовых. Москва не была большим городом, и явиться туда под видом сына Ивана Грозного человек, слишком многим известный (а именно таким был Отрепьев), не рискнул бы. Вероятно, самозванец был поляком или на худой конец итальянцем. Объявив его беглым монахом с боярского двора, московские правители впоследствии пытались просто-напросто дискредитировать его, в чем преуспели!

Впрочем, и сыном Ивана Грозного Отрепьев никак не мог быть. Спасибо Борису Годунову, «нарядившему» тщательное следствие о смерти мальчика Дмитрия (1582-1591). Сохранившиеся бумаги бесхитростно рисуют такую правдивую и яркую картину эпилептической болезни, что сомневаться не приходится: этот мальчик не прожил бы долго, он страдал тяжелыми припадками, и его личность уже начала деградировать...

Но бывшего Федора Никитича Романова, уже Филарета, не интересовало, кажется, происхождение Лжедмитрия. Романовы успели ему присягнуть на верность, благодаря чему они были возвращены из ссылки.

Дальше началась настоящая чехарда романовских присяг. Присягнули второму Дмитрию (ум. 1610), прозванному «Тушинским вором», присягнули Василию Шуйскому (1553-1612), присягнули, наконец, и ещё одному одобренному московитской аристократией претенденту — юному польскому принцу Владиславу (1595-1648). Филарет сам съездил в Польшу . И пробыл там довольно долго. Впоследствии — опять же! — придумана была версия о его «польском пленении». Но зачем бы его брать в плен, он же был на стороне польской партии!..

Пока Филарет улаживал сложные отношения с поляками, его сын избран был московским царем. Филарету тогда удалось договориться с польскими «коллегами», и протестов с их стороны пока что не последовало.

Ученые спорят, почему же все-таки Михаил очутился на царстве. Выдвигаются разные гипотезы. Историки, жившие в правление Романовых, вынуждены были, подобно Николаю Костомарову (1817-1885), писать что никого, мол, не было русскому народу милее Романовых, пострадавших от Бориса Годунова, желавших жить по стародавним канонам. Всё это не подтверждается сохранившимися документальными свидетельствами. Жить по какой-то там старине Романовы отнюдь не намеревались, а продолжили прозападный курс Бориса Годунова и Ивана Грозного… Советские историки могли себе позволить быть не столь наивными и потому предполагали, что бояре избрали Михаила, считая его слабовольным и желая править сами. Но уж его отца они никак не могли считать бессильным, да и мать слабостью воли явно не отличалась.

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство в русской культуре стало символом полного единства народа и власти —исключительного события в истории России. Русская интеллигеция идеализировала его (как и автор этой картины Григорий Угрюмов) и приняла за подтверждение возможности возрождения в русском обществе принципа соборности, то есть всеобщей любви и братства. Как известно, интеллигенция обманулась. К сожалению, она не знала, кто, на самом деле, возложил на молодого царя Шапку Мономаха. Репродукция с сайта Art-каталог

Но и это ещё не всё. Кто же избрал Михаила? В учебниках написано — Земский Собор. А что собой представлял этот земский собор, не понятно и до сих пор. Походил ли он на демократичный монгольский курултай или сводился к сговору небольшой группы знати? И какой знати (одних бояр у нас было несколько рангов)? Между прочим, на престол претендовали такие личности, как князь Иван Голицын (ум. 1672), состоявший в кровном родстве с Рюриковичами. Что же там все-таки произошло? Свет проливает обнаруженный в середине 1970-х годов документ под названием «Повесть о земском соборе 1613 года» . И вот какая картина вырисовывается: Москва фактически блокирована казачьими отрядами, дома претендентов окружены. Казаки решительно лоббируют избрание юного Михаила Романова! Потому его и… выбрали!

Попробуем разобраться, кого называли казаками в XVII веке. Это были своего рода кондотьеры, вольные вооруженные искатели удачи. Они нанимались то в одно войско, то в другое, то к Пожарскому, то к польскому гетману Жолкевскому (1547-1620)… Надо сказать, что обещаний своих Романовы не исполнили и не отдали казакам те территории, о которых шла речь. Это сделалось причиной серьезных казачьих выступлений, из которых наиболее знамениты движения Разина (ок. 1630-1671) и Пугачева (1740/42-1775). Последний, кстати, сулил наконец-то выполнить обещанное и «пожаловать» казакам в «вечное и вольное владение» Дон «со всеми лугами зелеными, со всеми лесами темными»…

Итак, Романовы получили власть. Но ведь надо было ещё и удержать её. А ситуация оказалась не такой простой. Надо было уничтожить самых главных претендентов, то есть, в первую очередь, Марину Мнишек (ок. 1588 - ок. 1614) и её сына, маленького Ивана, которому едва исполнилось четыре года. Претензии Марины основывались на том обстоятельстве, что она была официально коронована, «помазана на царство», а её сын формально являлся Рюриковичем, внуком Ивана Грозного! Именно формально, конечно, а не фактически, но в данном случае и эта «формальность» имела значение… Однако Марина и её сын были схвачены и казнены. Первым важным деянием нового царя стал указ о публичной казни четырехлетнего ребенка. Это уже было нечто новое в мировой практике!

Обычно неугодных детей-претендентов тихонько душили подушкой в каком-нибудь темном подземелье. Но Михаил не мог себе такого позволить, он обоснованно опасался появления впоследствии самозванца, «чудесно спасшегося». (Кстати, такой самозванец, некий Иван Луба, впоследствии все равно явился, но дело его, конечно, не выгорело.) Поэтому казнь мальчика была публичной. Русские документы фиксировали просто: повесили! Но иностранные источники сообщают иное. Голландец Элиас Геркман издал в 1625 году свидетельства очевидцев публичного повешения маленького плачущего ребенка… Вышло, что первый Романов казнил последнего Рюриковича из ветви, происходившей от Александра Невского (1220-1263). А спустя триста лет история обернулась трагическим зигзагом — казнью в далекой Сибири, куда Романовы триста лет подряд будут ссылать своих политических противников, мальчика, последнего представителя правившей ветви…

Но Романовым в самом начале их правления было не до сантиментов. Мы можем предположить, что и приказ о публичной казни маленького Ивана отдал фактически не Михаил, а его властная мать, старица Марфа. Она же и подбирает сыну первую невесту, девушку из семьи своих родственников Хлоповых. Молодую Марью нарекают торжественно новым именем — Анастасия, ещё раз напоминая всем о родстве своем с первой в русской истории царицей. Cделаться родичами новой царицы было, конечно же, и на этот раз престижно и выгодно. Закручивается тугой узел всевозможных интриг. А тут как раз и Филарет возвращается на родину. Перспектива русского брака Михаила отброшена.

Опытный политик, Филарет ищет союзников на Западе. Где же? Конечно, там, откуда родом Рюриковичи, там, где искал жениха дочери Борис Годунов, в Дании . Однако датский король Христиан IV (1577-1648) отказывает в руке своей племянницы. Шведский король Густав-Адольф (1594-1632) тоже отказывает, не желает отдавать принцессу Екатерину. Европа не признает новорожденную династию Романовых.

Филарет решает пока что довольствоваться местной знатью и справляет свадьбу сына с княжной Марией Долгоруковой . Но вскоре молодая жена Михаила умирает (1625). Что послужило причиной смерти этой Рюриковны, не известно. Зато известно, что ещё несколько раз Долгоруковы-Долгорукие будут пытаться при помощи своих женщин подобраться к романовскому трону, но эти попытки не увенчаются успехом ни для невесты Петра II (1715-1730), ни для фавориток Александра II (1818-1881). Наконец амбиции временно оставлены, женой Михаила становится незнатная дворянка Евдокия Стрешнева (ум. 1645). Она родила ему десяток детей, но выжили лишь три дочери и сын, будущий царь Алексей Михайлович (1629-1676).

Cпустя недолгое время Романовым аукнулась присяга на верность Владиславу. Он вырос и не пожелал признать царем человека, который формально был его подданным. В 1632 году началась война, стоившая Московии Смоленской и Черниговско-Северской земель. Но в 1634 году король Владислав все же отказался от претензий на московский престол и признал Михаила царем.

Последние годы правления Михаила Федоровича были омрачены тяжелым внутриполитическим конфликтом. Документы донесли до нас сведения о некоем заговоре, разоблачение которого повлекло за собой длинное судебное дело и репрессии. Заболела царица, умерли один за другим два царевича. И наконец провалилась очередная попытка наладить тесные отношения с Европой. Михаил Федорович хотел выдать за европейца старшую дочь Ирину (1627-1679). На этот раз царь был согласен даже на незаконного королевского сына датского короля Христиана IV — Вольдемара (1622-1697). Этот двадцатилетний юноша носил титул графа Шлезвиг-Гольштейнского. Но свадьба не состоялась. Церковь, продолжая играть роль «монополистки» в сфере идеологии, не желала брака царевны с неправославным принцем. Церковь была силой, владела землями и крепостными крестьянами. Принц, в свою очередь, не пожелал уступать и не желал менять веру. Конфликт затянулся. Молодой человек очутился фактически в московитском плену. Он был освобожден и отпущен на родину лишь после воцарения Алексея Михайловича.

В 1645 царь Михаил Федорович скончался. Едва ли царь умирал довольным, ведь он оставлял юного сына на произвол судьбы, что называется. Но эта самая судьба ещё почти триста лет была благосклонна к династии Романовых, и уже великий внук Петр блистательно продолжил политику отца, деда, прадеда, и вывел свое государство на путь величия...

Новости партнёров

Михаил Фёдорович Романов

Михаил Фёдорович Романов — первый царь из . Был возведён на престол Земским собором, собранным князем Дмитрием Пожарским, чьё ополчение изгнало из Москвы поляков, положив конец

Воцарение М. Ф. Романова стало вехой в становлении на Руси новой общности, основанной на осознании населением необходимости вокруг сильной государственной власти

Краткая биография Михаила Фёдоровича

  • 1596, 12 июля- рождение. Отец боярин Фёдор Никитич Романов, мать костромская дворянка Ксения Иоанновна Шестова
  • 1601, июнь - опала отца при Борисе Годунове, ссылка семьи на Белоозеро, отец и мать насильно пострижены в монахи под именами Филарет и Марфа.
  • 1602, сентябрь-1605- семья перебралась в село Клины Юрьев-Польского уезда Владимирской области.
  • 1605 - возведение Лжедмитрием I отца Михаила, Филарета, в сан митрополита Ростовского и Ярославского
  • 1606–1608- пребывание с отцом, митрополитом Филаретом, в Ростове
  • 1610- участие митрополита Филарета в выработке условий призвания на русский престол королевича Владислава, сына короля Речи Посполитой Сигизмунда III и Великого посольства в Речь Посполитую для призвания на царство королевича Владислава.
  • 1610–1612 - Михаил вместе с матерью в Москве, осажденной войсками Первого и Второго ополчений князя Пожарского

Это «темная», имеющая некую двойственность в трактовке, страница биографии Михаила... Очевидно, что ему, как сыну главы посольства к королю Сигизмунду III, вряд ли было бы позволено беспрепятственно покинуть Москву... Возможно, именно поэтому в документах начала царствования Михаила Федоровича говорилось, что польские и литовские люди «иных бояр и дворян и всяких людей с собою в Москве засадили», то есть удерживали неволею.
Об опасностях осады и голоде в Москве говорилось в грамотах, рассылавшихся из подмосковного ополчения в конце октября 1612 года: «А сказывают, что в городе московских сиделцов из наряду побивают, и со всякия тесноты и с голоду помирают, и едят литовские люди человечину, а хлеба и иных никаких запасов ни у кого ничего у них не стало» . Совсем не случайно один из руководителей ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский не дал расправиться с выходившими из Москвы боярами и их семьями, не вызывавшими уже никаких других чувств, кроме жалости

  • 1612, октябрь - Михаил с матерью отправился в костромские вотчины Шестовых

Возведение на трон

  • 1613, 21 февраля - на собрании в Успенском соборе Земским собором Михаил Фёдорович Романов избран царем
    7 февраля 1613 года пришли к решению избрать Михаила Федоровича Романова. По одной легенде первый на соборе заговорил о Михаиле Федоровиче какой-то дворянин из Галича, принесший на собор письменное заявление о правах Михаила на
    престол. То же самое сделал какой-то донской атаман. Далее, Палицын (церковно-политический деятель, писатель и публицист) в своем «Сказании» заявил, что к нему пришли люди многих городов и просили передать царскому синклиту «свою мысль об избрании Романова». Казачество, говорят, также стояло за Михаила. С 7-го числа окончательный выбор был отложен до 21-го, и посланы были в города люди, кажется, участники собора, узнать в городах мнение народа о деле. И города высказались за Михаила... Когда Мстиславские и другие бояре, а также запоздавшие выборные люди и посланные по областям собрались в Москву, то 21 февраля состоялось торжественное заседание в Успенском соборе
    (Сергей Федорович Платонов "Полный курс лекций по русской истории")
  • 2 марта — Посольство, состоявшее из Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Авраамия Палицына, Шереметева и др., отправилось к Михаилу Фёдоровичу
  • 13 марта — посольство прибыло в Кострому
  • 14 марта — посольство, сопровождаемое крестным ходом, при огромном стечении народа, отправилось просить Михаила на царство.
    Михаил и его мать сперва безусловно отвергли предложение послов. Последняя говорила, что московские люди «измалодушествовались», что на таком великом государстве и не ребенку править не под силу, и т. д. Долго послам пришлось уговаривать и мать, и сына; они употребили все свое красноречие, грозили даже небесной карой; наконец усилия их увенчались успехом – Михаил дал свое согласие, а мать благословила его
  • 16 апреля царь Михаил фёдорович отправился из Ярославля в Москву
  • 2 мая — прибытие в Москву
  • 11 июля — венчание на царство
    • 1616 - несостоявшаяся женитьба царя Михаила Федоровича на Марье Хлоповой
      Марфа позаботилась приискать сыну невесту, причем выбор ее пал на Марию Хлопову из преданного Романовым рода Желябужских; Но браку царя помешала вражда Салтыковых, которым благоволила Марфа, к Хлоповым, – в них царская родня увидела себе соперников по влиянию. Поводом к вражде послужил ничтожный спор отца царской невесты с одним из Салтыковых. Незадолго перед свадьбой произошла неожиданная болезнь невесты, пустая сама по себе, но получившая другой вид благодаря интригам Салтыковых. Они воспользовались этой болезнью, Хлопова была сочтена «испорченной» и сослана вместе с родными, обвиненными в обмане, в Тобольск
    • 1619, 1 июня — отец Михаила Фёдоровича Фёдор Никитич Романов, или Филарет, освобождён из польского плена
    • 1619, 14 июня — Филарет прибыл в Москву
    • 1618, 24 июня — Филарет поставлен патриархом. «Таким образом началось двоевластие, и началось официально: все грамоты писались от лица обоих великих государей»
      "Михаил Федорович был человек умный, мягкий, но бесхарактерный; может быть, за неимением данных, а может быть, так было и в действительности, но перед нами он является заурядным человеком, не имеющим «личности». Филарет Никитич – в молодости первый красавец и щеголь в Москве – в лучшие годы был пострижен в монахи «неволею»; ему пришлось испытать... пережить очень много, но это еще более закалило его и без того сильный характер. В смуте он стоял лицом к лицу с важнейшими государственными вопросами и приобрел к ним навык – стал государственным человеком... Когда Филарет был поставлен в патриархи, ему присвоен был, как и царю, титул «великого государя». В новом великом государе Москва сделала большое приобретение, она получила то, в чем более всего нуждалась: умного администратора с определенными целями. Даже в сфере церковной Филарет был скорее администратором, чем учителем и наставником церкви
    • 1624, 18 сентября — свадьба с княжной Марьей Владимировной Долгорукой. Через несколько дней молодая царица заболела и спустя пять месяцев умерла
    • 1625 - включение титула «самодержца» в официальное именование царя на государственной печати
    • 1626, 3–8 февраля - свадьба Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой
    • 1627 - рождение царевны дочери Ирины Михайловны (умерла 8 февраля 1679 года)
    • 1628 - рождение царевны дочери Пелагеи Михайловны (умерла 25 января 1629 года)
    • 1629, 19 марта - рождение сына Алексея Михайловича, будущего царя
    • 1630, 14 июля - рождение дочери царевны Анны Михайловны (умерла 27 октября 1692 года)
    • 1631, 26 января - смерть матери, великой старицы Марфы Ивановны
    • 1631, 14 августа - рождение дочери царевны Марфы Михайловны (умерла 21 сентября 1633 года)
    • 1633, 2 июня - рождение сына Иоанна Михайловича (умер 10 января 1639 года)
    • 1633, 1 октября - смерть отца патриарха Филарета Никитича
    • 1634, 15 сентября- рождение дочери Софьи Михайловны (умерла 23 июня 1636 года)
    • 1636, 5 января- рождение дочери Татьяны Михайловны (умерла 24 августа 1706 года)
    • 1637, 10 февраля - рождение и смерть дочери Евдокии Михайловны
    • 1639, 14 марта - рождение сына Василия Михайловича (умер 25 марта 1639 года)
    • 1645, 13 июля- смерть царя Михаила Федоровича

    Деятельность царя Михаила Фёдоровича внутри страны

    : хозяйственная разруха, большие людские потери, финансовые проблемы, обнищание народа, усиление бегства населения из центра страны на окраины

    Искоренение последних проявлений Смуты

    • 1613-1614 — ликвидация мятежа казачьего атамана Заруцкого
    • 1613-1615 — ликвидация мятежа казачьего атамана Баловня
    • 1613-1614 — умиротворение жалованьем, подарками, лестью казаков Дона, Терека, Волги
    • 1615-1617 — попытки отражения набегов на русские приграничные западные и северо-западные области польских отрядов Лисовского и Чаплинского

    Изыскание денег и ревизия хозяйства Руси

    "У правительства было две задачи: во-первых, собрать в казну как можно более средств...
    Во-вторых, устроить служилых людей. Для этого правительство посылало в разные местности бояр принимать в службу дворян, годных к службе, и наделять их поместной землей. И для первой, и для второй цели необходимо было знать положение частной земельной собственности в государстве, и вот посылались «писцы» и «дозорщики» для описи и податной оценки земли. Но намерения правительства исполнялись небрежно, с массой злоупотреблений со стороны и администрации, и населения: писцы и дозорщики одним мирволили, других теснили, брали взятки; да и население, стремясь избавиться от податей, часто обманывало писцов, скрывало свое имущество и этим достигало льготной для себя неправильной оценки"

    • 1615-1616 — «И вот московское правительство прежде всего заботится о сборе денег для содержания ратных людей и удовлетворения прочих важных нужд. В первые же дни по приезде царя собором приговорили: собрать недоимки, а затем просить у кого можно взаймы (просили даже у торговых иностранцев); особая грамота от царя и особая от собора были отправлены к Строгановым с просьбой о помощи разоренному государству. И Строгановы скоро откликнулись: они прислали 3000 р., сумму довольно крупную для тогдашнего времени. Год спустя собор признал необходимость сбора пятой деньги и даже не с доходов, а с каждого имущества по городам, с уездов же – по 120 р. с сохи. На Строгановых по разверстке приходилось 16000 р.; но на них наложили 40000, и царь уговаривал их «не пожалеть животов своих»

    С "воцарением" Филарета началась энергичная и умелой рукой направленная работа над водворением порядка в стране. Все стороны государственной жизни обратили на себя внимание правительства. С участием Филарета начались заботы о финансах, об улучшении администрации и суда и об устройстве сословий. Когда в 1633 г. Филарет сошел в могилу, государство Московское было уже совсем иным в отношении благоустройства – не все, конечно, но очень много для него сделал Филарет. И современники отдают справедливость его уму и делам. Филарет, говорит одна летопись, «не только слово Божие исправлял, но и земскими делами всеми правил; многих освободил от насилия, при нем никого не было сильных людей, кроме самих государей; кто служил государю и в безгосударное время и был не пожалован, тех всех Филарет взыскал, пожаловал, держал у себя в милости и никому не выдавал»

    • 1620 - проведение нового дозора земель Московского государства
    • 1621–1622- организация сыска поместных и денежных окладов. Разбор служилых «городов»
    • 1630–1632 - составление сметы русского войска

    Борьба с мздоимством и самоуправством чиновников на местах

    • 1619, июнь — учреждён сыскной приказ
    • 1621 — Грамота, запрещающая простым людям давать взятки чиновникам
      "Не имея сил прекратить общий произвол, завещанный смутой, правительство, карая отдельных лиц, в то же время облегчало возможность челобитья на администрацию, учреждая в 1619 г. для того Сыскной приказ, а в 1621 г. обращаясь ко всей земле с грамотой, в которой оно запрещало общинам давать воеводам взятки, на них работать и вообще исполнять их незаконные требования. В случае же неисполнения вышеуказанного правительство грозило земским людям наказанием. Но последующая практика показала недействительность такого рода оригинального обращения к земле. Воеводы продолжали злоупотреблять властью. Вот что говорили городские дворяне о дьяках: «Твои государевы дьяки и подьячие пожалованы твоим денежным жалованьем, поместьями и вотчинами, а будучи беспрестанно у твоих дел и обогатели многим богатством неправедным от своего мздоимства, покупили многие вотчины и дома свои построили многие, палаты каменныя такия, что неудобь сказаемыя: блаженной памяти не бывало, кому было достойно в таких домах жить». И земские люди говорили на соборе 1642 года, стало быть, спустя лет двадцать после указанных мер: «В городах всякие люди обнищали и оскудели до конца от твоих государевых воевод». Воеводы слишком близко стояли к народу; неудовольствие воеводы слишком ощутительно отзывалось на городском человеке и невольно заставляло его давать взятку и работать на воеводу, а управы на него искать было все-таки трудно: а управой необходимо было ехать в Москву

    Установление управляемости страной

    • 1627 — "правительство восстановило институт губных старост, предписывая выбирать их из лучших дворян...Эта мера ограничивала круг влияния воевод; многие города воспользовались ею и просили, чтобы у них не было воевод, а были только губные старосты, и это разрешалось. Таким образом, губной староста сосредоточивал в своих руках не одни уголовные дела, а областное управление, становился и земским судьей. Но другой стороны, города иногда оставались недовольны губными старостами и просили назначить им воевод... Что касается центрального управления, то оно восстановлялось по старым образцам, завещанным XVI веком в форме старых приказов, и только потребностями времени вызывались к жизни новые приказы. Их было много учреждено при Михаиле, но устраивались они опять-таки по старым досмутным образцам, специализируя одну какую-нибудь отрасль владения какого-нибудь старого приказа. В центре всего управления по-прежнему стояла и всем руководила государева Боярская дума «

    Другие экономические мероприятия

    • 1619, июнь — постановление Земского собора
      — произвести снова перепись в местностях не разоренных, писцов и дозорщиков выбрать из надежных людей, привести их к присяге, взяв обещание писать без взяток и работать «вправду»
      — тяглых людей сыскать и возвратить назад в общины, а на тех, кто их держал, наложить штрафы;
      — составить роспись государственных расходов и доходов: сколько тех и других, сколько убыло доходов от разорения, сколько поступает денег, куда их расходовали, сколько их осталось и куда они предназначаются;
      — обновить состав Земского собора, заменив выборных людей новыми.
    • 1626 — составление писцовых книг, где указывались имена владельцев крестьянских и городских дворов
    • 1627 — указ о приравнивании поместий, пожалованных за службу государству, к родовым вотчинам
    • 1628 — закон, ограничивающий наказание палками за неуплату налогов
    • 1642 — указ о десятилетнем сроке поиска беглых крестьян
    • 1644 - заведение железноделательных заводов заводов

    Организация армии по европейскому образцу

    • 1620 — составление дьяком Пушкарского приказа А. М. Радишевским «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся воинской науки
    • 1626-1633 — военная реформа: наняты 5000 иноземных пехотинцев, офицеров-инструкторов и литейщиков пушек, закупка вооружений в Голландии
    • 1632 — голландец Винниус строит близ Тулы завод для литья пушек и ядер
    • 1642 — начало образования регулярного войска — конницы и пехоты — на европейский манер