Шахматная партия на первый взгляд очень проста. Разве сложно запомнить как ходят фигуры, и передвигать их соответственно правилам? Да, именно так рассуждает новичок или любитель, который еще не совсем знает все секреты шахмат. Для начала нужно познакомиться с азами стратегии. Какие правила нельзя нарушать при игре в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Знать основные принципы и направленность шахматной партии. Давайте более подробно рассмотрим все эти элементы.
План в шахматной партии . Чтобы намечать план, а не играть бездумно, как это делают начинающие, нужно более менее уже иметь понятие в шахматах. Книга, которую я советую к прочтению всем, - это книга Нимцовича - " ". Книга ярко описывает все основы шахматной партии, без которых вам просто не стать хорошим шахматистом. Книга очень большая, по-моему там около 500 страниц, так что придется потрудиться чтобы ее прочитать.
Самые основные принципы стратегии и построения плана можно систематизировать в следующий ряд:
День добрый, дорогой друг!
В понятии тактики в шахматах есть некоторая путаница. Не знаю, будете вы удивлены или нет, но понятия «тактика игры в шахматах» и «шахматная тактика» несколько различаются.
Тактика игры – термин из военной терминологии. Что- то наподобие тактики проведения боевых действий. А именно, тактика включает в себя разработку, подготовку и реализацию боевых действий.
По сути – умение распоряжаться всеми имеющимися ресурсами.
Шахматная тактика – набор приемов для реализации стратегии в шахматной партии. Надеюсь, не слишком вас запутал.
То есть, тактика игры в шахматах в широком смысле состоит из следующих составляющих:
Стратегия – планирование, тактика – претворение в жизнь. Стратегию игры мы обсуждали в статье.
Сегодня поговорим о тактике.
Значение тактики в шахматной партии никак не меньше, чем стратегии. Пожалуй, даже больше.
Шахматист может хорошо оценивать позицию и составлять правильные планы. Но если он не владеет достаточным тактическим арсеналом, он не сможет их реализовать и довести до нужного результата.
Более того, цена тактической ошибки выше, чем стратегической . Если вы просматриваете мат в два хода, все ваши стратегические достижения мгновенно обесцениваются.
Во время партии тактические вопросы решаются шахматистом намного чаще, чем он сталкивается с вопросами стратегии.
Мы с вами уже обсуждали различные тактические приемы. Двойной удар, — все это тактический арсенал шахматиста. Конечно неполный. Все эти приемы отрабатываются на практике.
Тактической операцией создается этап партии, включающий в себя последовательность (часто форсированную) ходов с определенной целью.
На этом этапе ходы имеют логическую последовательность. Каждый из которых может казаться непонятным, но все вместе они создают понятное целое.
Тактическая операция состоит из трех этапов:
Одним из разновидностей тактических операций в шахматной партии является . По сути это тактическая операция с жертвами.
Все три составные части тактической операции одинаково важны. Например, оценка последствий. Важно видеть, не буду ли выгоды от комбинации перечеркнуты другими факторами. Например, вы выиграли пешку, но ваш ферзь оказался в ловушке.
Почти всегда возможность провести успешную тактическую операцию или комбинацию опирается на уже накопленные позиционные плюсы.
Черные успешно проводят план по «зажатию» королевского фланга белых. С помощью форпоста на е4 они перебросили фигуры для атаки.
По своему опыту скажу, что в такой позиции есть стойкое ощущение, что назрел тактический удар.
То есть, перевод позиционных плюсов в результаты. В данном случае результат видится, как матовая атака. Вопрос, какой вариант ведет к цели. Нетрудно убедиться, что прямые жертвы не проходят. И все же:
1…Лg3!!
2.fg Если не брать ладью, решает жертва на h3.
2….Kg4+
3.Крh1 Ф:g3
и мат следующим ходом.
В эндшпиле важнейшая тема – превращение пешки. Именно с целью обеспечить проход пешки часто проводятся комбинации.
Например:
Кто сказал, что ладейные окончания не выигрываются?
1.Л:с2!! Л:с2 (на 1…Лd8 –2.Лс6 и Кре4 выигрывая)
2.d7 и пешку не удержать.
Типичный прием борьбы ладьи против ладьи в подобных позициях, — если черные на 1.Л:с2 играют 1…Ла8 , то 2. d7 Крf7 3.Лс8!
и белые выигрывают.
Еще пример:
Как играть белым?
1.a5!!
Теперь у черных две возможности задержать пешку, но... обе наталкиваются на «тактику».
1. ...Л:g4 2.a6 Лg1 3.a7 Ла1 4.Ла3!!
и белые выигрывают.
Второй вариант:
1. a5 Л:g4 2.a6 Лh4 3.Лd8!!
И после 3...Кр:d8 4.a7 пешку не удержать.
Скажу откровенно, — знать приемы эндшпильной тактики архиважно. Тактические возможности в эндшпиле встречаются чаще, чем это принято считать.
В заключение:
Как научиться тактическим навыкам?
Ну и конечно практическая игра и анализ сыгранных партий. Навык формируется только практикой.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Удачного вам дня!
Шахматная стратегия
- принципы и способы шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательного развивающегося воздействия на позицию соперника.
Как совокупность общих принципов разыгрывания шахматных партий стратегия существует с момента возникновения самой игры. Вместе с тем, начиная с Филидора, складывается стратегия, основывающаяся на создании сначала пешечной, а затем общефигурной структуры шахматных позиций.
Элементами стратегии шахматной борьбы являются:
- оптимальная для данной ситуации расстановка фигур;
- концентрация их на важном участке борьбы и обеспечение взаимодействие между ними;
- создание максимальных трудностей другой стороне в выполнении поставленных задач;
- овладение пространством, особенно в центре, или контроль над ним и стеснение фигур противной стороны, либо подрыв центра противника;
- гармоничное, взаимосвязанное расположение пешек и ослабление их у другой стороны;
- создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
- захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей.
Совокупность этих элементов в каждый момент партии с учётом возможных конкретных предложений даёт возможность оценить позицию, на основании чего и определяется план игры.
Стратегия
органически связана с тактикой шахматной игры, использует её приёмы для достижения стратегических целей, а также создаёт структурную основу для нанесения тактических ударов, осуществления комбинаций.
Стратегия всегда абстрактна, тогда как тактика - конкретна. Партии, сыгранные в русле стратегических планов, относятся к позиционным; сыгранные в тактическом стиле - к комбинационным.
Шахматная тактика
- совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Роль тактики в шахматной игре исключительно велика: грубая ошибка или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный проигрыш партии. При вступлении сил соперников в непосредственный контакт, когда фигуры сторон нападают или угрожают напасть друг на друга, на доске возникает тактическая ситуация. В тактических операциях фигуры взаимодействуют друг с другом, при этом большую роль играет согласованное действие фигур одной стороны против другой.
В любой тактической операции можно выделить 3 компонента:
- объект атаки;
- средства атаки;
- средства защиты.
Объектами атаки
могут быть не только короли, но и любые другие фигуры или пешки. Иногда объектом атаки может стать группа полей или одно поле в расположении сил соперника.
К элементарным средствам атаки относят угрозы нападения, нападения, ограничения, но эффективными средствами атаки являются двойное и комбинированное нападение.
Среди элементарных средств защиты - уход атакованной фигурой, её поддержка другой фигурой, перекрытие действия атакующей фигуры, ответное нападение. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.
Комбинация - важнейший элемент тактики шахматной игры, который нередко связан с жертвой, что делает его особенно привлекательной с эстетической точки зрения.
Элементы шахматной тактики:
Подрыв центра - стратегический приём в шахматной партии, применяемый с целью ослабления или разрушения неприятельского центра, одно из наиболее эффективных средств современных дебютных стратегии. Встречается во всех стадиях шахматной партии.
Цугцванг
(нем. Zugzwang «принуждение к ходу») - положение в шашках и шахматах, в котором одна из сторон оказывается в положении, в котором любой ход ведёт к ухудшению позиции.
В настоящее время термин употребляется не только в шахматах, но и в других видах спорта (бильярд, кёрлинг), в азартных и настольных играх (нарды, карточные игры), а также во многих других областях, и даже в быту. Например в значении, когда любое действие или бездействие все равно приведет к ухудшению ситуации, то есть «делать нельзя и не делать нельзя».
При цугцванге у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных или нейтральных ходов и передвижение любой из фигур ведёт к ухудшению оценки собственной позиции (в строгом понимании - к ухудшению результата).
Нередко встречается мнимый цугцванг, то есть позиция, исход которой не меняется при воображаемом переходе хода к противнику, но субъективно ощущается отсутствие полезных ходов.
Другим распространённым мнимым цугцвангом является любая проигранная позиция, при которой проигрывающий вынужден пассивно ожидать приближающееся поражение.
Связка
(англ. pin, нем. Fesselung), в шахматах - позиция, в которой дальнобойная фигура (ферзь, ладья, слон) нападает на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура. Таким образом, в связке участвуют, как минимум, три фигуры.
Нападающая фигура называется связывающей, защищающая - связанной, так как связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий. Связка может быть полной (абсолютной), если связанная фигура полностью теряет способность двигаться, защищая своего короля, и неполной (относительной), когда связанная фигура может двигаться - или вдоль линии связки, или если она защищает не короля, а другую свою фигуру. Фигура может дать шах или мат, даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.
В шахматной композиции различают следующие способы связывания:
Прямое , когда дальнобойная фигура идёт на линию связки, связывая фигуру (или пешку) другого цвета.
Косвенное , когда с линии связки уходит фигура (или пешка) того же цвета, что и связывающая.
Самосвязывание , когда связка создаётся ходом той стороны, чья фигура (или пешка) оказывается связанной.
Скрытая (замаскированная) связка - позиция, в которой связка образуется вследствие ухода с линии связки одной или нескольких фигур любого цвета.
Полусвязка - позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся две фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любой из этих двух фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки) - частный случай самосвязывания. Полусвязка является также частным случаем замаскированной связки.
Третьсвязка - позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся три фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любых двух из этих трёх фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки).
Завлечение (привлечение) - тактический приём, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определённое поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры.
Отвлечение фигуры , тактический приём, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы.
Уничтожение защиты - тактический приём, используемый для устранения (путём жертв или разменов) фигур или пешек соперника, защищающих или прикрывающих другие фигуры (в частности, короля). Нередко уничтожения защиты - составной элемент различных комбинаций.
Перекрытие в шахматах - тактический приём в шахматной партии, расположение фигуры на линиях действия дальнобойных фигур. Часто в практической игре понимается как расположение собственной фигуры на линиях действия дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их атакующих или защитных действий.
Блокировка (блокирование поля) - тактический приём, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. Особый вид завлечения: так при завлечении объект нападения - завлекаемая фигура, при блокировки - блокированная.
Освобождение поля - тактический приём, позволяющий освободить необходимое для другой фигуры поле. В шахматной композиции освобождение поля для короля называется разблокированием. Как тема в задаче освобождение поля часто сочетается с жертвой фигуры - т. н. освобождающая жертва.
Шахматная теория представляет собой набор исследований, посвящённых различным аспектам шахматной игры. Её активное развитие началось с XV века, когда шахматные правила устоялись в виде, оставшемся практически неизменным до наших дней.
Этапы партии. Теория выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
Дебют - начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.
Миттельшпиль - середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии (ситуации, когда выигрыш достигается ещё в дебюте, очень редки). Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь - за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.
Эндшпиль - заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.
Шахматы как игра с полной информацией. Шахматы являются игрой с полной информацией, поэтому итог игры предопределён в случае следования по крайней мере одним из игроков оптимальной стратегии, гарантирующей достижение выигрыша (или ничьей). Математически доказано, что такая стратегия, при условии конечности игры, наверняка существует (для шахмат, как и для любой другой игры с полной информацией), однако на текущий момент для шахмат она не найдена. Большое количество вариантов ходов и возможных позиций препятствуют «механическому» расчёту хода партии более чем на несколько ходов вперёд, так что на практике итог игры непредсказуем.
|
Играть в шахматы для начинающих - непростая задача. Чаще всего, шахматы для начинающих представляются как развлечение и приятное времяпрепровождение. Чтобы научиться играть действительно хорошо, нужно относиться к этому серьёзно. Необходимо потратить очень много времени как на изучение теории, так и на закреплении знаний на практике.
Так или иначе, общие понятия стратегии, тактики и основные комбинации должен знать каждый уважающий эту игру человек.
Для игры в шахматы тактика для начинающих играет ключевую роль. Основные приёмы: двойной удар, вилка, связка, размен, жертва. Стоит сказать, что атака, защита и даже ход - также являются тактическими приёмами.
Разберём наименее очевидные из них.
Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.
Ситуация, когда на одну фигуру нападает несколько вражеских.
Пример:
Исходная позиция. Ладья белых находится под ударом пешки.
Ход белых. Черная пешка находится под ударом ладьи и слона белых.
Итак, двойной удар возникает, когда фигура делает атакующей и другую. В этом случае ладья сделала атакующей фигурой слона.
Является разновидностью двойного удара. Отличие в том, что вилка гарантируют потерю хотя бы одной вражеской фигуры.
Конь чёрных поставил вилку. Белые гарантировано теряют ладью.
Ситуация, в которой одна или несколько фигур имеют невыгодное положение для атаки.
Белый король атакован ладьёй. При этом конь белых не может взять ладью, потому как король окажется под атакой слона: такой ход запрещён правилами. Конь белых «связан».
Размен . Ход, при котором оба игрока теряют по одной фигуре: размениваются.
Жертва . Ситуация, когда игрок намеренно уступает одну или несколько своих фигур. Очень важный приём, используется как отвлекающий манёвр.
Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.
Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
Рассмотрим ситуацию:
Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.
Белые делают неожиданный ход:
На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.
Возможны два случая:
1. Чёрные забирают ладью ферзём.
2. Чёрные забирают ладью слоном.
В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.
Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.
Всё станет понятно на примере:
Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.
Ход белых:
Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.
Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:
Мы рассмотрели основные шахматные комбинации и тактические приёмы. В качестве бонуса предлагаем просмотреть видео по теме.
Также известно, что информация не задерживается в голове без практики. Самое время сыграть в шахматы, закрепив полученные знания в реальной игре!
Ниже вы можете посмотреть видео урок игры в шахмат
На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .
Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.
Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.
Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.
1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко
Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.
2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.
3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.
4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).
5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.
6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).
7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.
8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.
9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.
10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.
11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.
12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.
13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.
14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).
15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.
16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.
Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.
И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).
Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.
Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.