Основатель протестантской церкви. Что такое протестантизм? Кто такие протестанты и гугеноты

Основатель протестантской церкви. Что такое протестантизм? Кто такие протестанты и гугеноты

По дисциплине: Религиоведение

Тема: Протестантизм и его направления


Введение

1 Лютеранство

2 Англиканство

3 Кальвинизм

4 Пятидесятничество

Заключение


Введение


Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос. Удовлетворяя эту общественную потребность, в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах вводится преподавание таких дисциплин как «Основы религиоведения», «История мировых религий», «Религия в системе мировой культуры» и т.д. Основание этих дисциплин является составной частью гуманитаризации образования. Оно помогает учащимся овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры, осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия являются иными. Это поможет ему избежать, с одной стороны, - догматизма и авторитаризма, а с другой - релятивизма и нигилизма.


§ 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации


Третьей крупной разновидностью христианства является протестантизм. Протестантизм возник вследствие второго наиболее крупного раскола в христианстве. В данном случае раскол произошёл в Римской католической церкви. Возникновение протестантизма связано с развитием широкого религиозного, социокультурного и общественно-политического движения XVI - XVII вв., которое получило название Реформация (от лат. reformatio - преобразование, исправление). Реформация проходила под лозунгами исправления католического вероучения, культа и организации в духе первоначальных евангельских идеалов, устранения в них всего того, что в средневековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов.

Реформация имела глубокие исторические корни. Аморальное поведение и вопиющие злоупотребления католического духовенства, церковный формализм и ханжество задолго до начала Реформации обличались благочестивыми верующими, мистически настроенными теологами и общественными деятелями. Предтечами Реформации являются профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320 - 1384) и профессор Пражского университета Ян Гус (1369 - 1415).

Непосредственно же Реформация проходила в Германии и Швейцарии. Её инициаторами и вождями были Мартин Лютер (1483 - 1546), Томас Мюнцер (1430 - 1525), Ж. Кальвин (1509 - 1564) и У. Цвингли (1484 - 1531).

Наиболее ярким и концентрированным выражением формализации религиозной жизни и ориентации церкви на обогащение, с точки зрения благочестивых верующих, была торговля индульгенциями. Выступление М. Лютера против теории и практики торговли индульгенциями и явилось тем отправным моментом, от которого ведёт своё начало Реформация. 31 октября 1517 года Лютер опубликовал в Виттенберге (вывесил на двери церкви) 95 тезисов об отпущении грехов, в которых обличал корыстную торговлю «небесными сокровищами» как нарушение евангельских заветов. Обвинённый руководством католической церкви в ереси, Лютер отказался предстать перед судом, а в 1520 г. публично сжёг папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Идеи Лютера поддержали представители различных сословий Германии. Ободрённый такой поддержкой он разрабатывает всё более радикальные доводы против официального католического вероучения. Основная аргументация всего лютеровского учения направлена на разрушение власти церкви. Он отвергает особую благодать священства и его посредничество в деле спасения души, не признаёт папскую власть. Вместе с католической иерархией им был отвергнут и авторитет папских булл (декретов) и энциклик (посланий), то, что входило в содержание Священного Предания. В противоположность господству церковной иерархии и Священного Предания Лютером был выдвинут лозунг восстановления традиций раннехристианской церкви и авторитета Библии - Священного Писания.

В средневековом католицизме право читать Библию и истолковывать её содержание имели только священники. Библия издавалась на латинском языке и всё богослужение шло на этом языке. Лютер перевёл Библию на немецкий язык и каждый верующий получил возможность познакомиться с её текстом и истолковывать в соответствии со своим разумением.

Реформация имела ряд течений. Второе течение возглавил Томас Мюнцер. Мюнцер начал свою реформаторскую деятельность как сторонник и последователь Лютера. Однако позднее и в отношении вероучения, и в социально-политических вопросах Мюнцер переходит на более радикальные позиции. В религиозном учении Мюнцера преобладают мистические мотивы, он выступает против церковной иерархии, ортодоксальных теологических учений, «самоуверенных фарисеев, епископов и книжников» и противопоставляет им непосредственную «веру сердца». По его мнению, чтобы обрести подлинную истину, человек должен порвать со своей греховной природой, почувствовать в себе дух Христа и от безбожной мудрости обратиться к высшей божественной мудрости, Источником истины для человека, по Мюнцеру, является действующий в человеческой душе Святой Дух.

Из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Мюнцер делает вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства и устранения по крайней мере наиболее значительных имущественных различий. Таким образом, Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Идеалом Мюнцера явилось построение Царства Божия не Земле. Под этим лозунгом вспыхнуло восстание и началась Крестьянская война в Германии (1524 - 1525). Эта война кончилась поражением восставших и гибелью Мюнцера. Потерпев поражение, сторонники Мюнцера бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию.

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределы Германии. Появляются отдельные лютеранские общины в скандинавских странах, Прибалтике, во Франции и Польше.

Наиболее крупным центром Реформации в этот период становится Швейцария, в частности города Женева и Цюрих, в которых действовали Ж. Кальвин и У. Цвингли. Ж. Кальвин основные идеи своего религиозного учения заложил в двух основных трудах: «Наставления в Христианской вере» и «Церковные установления». На базе этого учения возникает особая разновидность протестантизма - кальвинизм.

Реформация затронула и Англию. В Англии она началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент объявил независимость церкви от папы и объявил главой церкви короля Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом было объявлено о сохранении католических обрядов и догматов. В результате борьбы английских властей с Римским папой был найден компромисс и на основе этого компромисса в 1571 году парламентом был принят символ веры, на основе которого сформировалась третья крупная разновидность протестантизма - англиканство. Таким образом протестантизм с самого начала своего существования разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий - лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество сект, деноминаций. Этот процесс продолжается и в наши дни и возникают секты, некоторые из них переходят в стадии деноминаций, приобретают характер церкви. Например, баптизм, методизм, адвентизм.


§ 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий


Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личном отношении человека и Бога. А это значит, что вся церковная иерархия для дела спасения не нужна, не нужны и священники как посредники между человеком и Богом, не нужны монашеские ордена и монастыри, в которых сосредотачивались огромные богатства.

Из этого положения также вытекает учение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещённым, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников. Служители культа в том или ином виде сохраняются в протестантизме, но у них принципиально иной статус, чем тот, которым они обладают в православной и католической церкви. Служитель культа в протестантизме лишён права исповедовать и отпускать грехи, в своей деятельности он подотчётен общине. В протестантизме отменён целибат (обет безбрачия).

Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авторитет всех церковных постановлений: решений Вселенских соборов, документы пап и иных патриархов церкви, то, что называется Священным Преданием для того, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писания, Библии.

Главным догматом протестантизма является догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, посты, богоугодные дела и т.д.) считаются несущественными. Спасение может придти к человеку только как результат божественного вмешательства, спасение - это дар божественной благодати.

С точки зрения протестантизма, верующий человек - это человек, сознающий греховность своей природы. И этого достаточно для того, чтобы он непосредственно обратился к Богу с молитвой о своём спасении. Молитва о спасении должна быть подтверждена добросовестным выполнением своих мирских обязанностей, ибо по степени такой добросовестности Бог судит о крепости веры и желании обрести спасение. Как справедливо показал М. Вебер, для протестантизма характерно рассмотрение мирской деятельности человека с позиции религиозного призвания.

Из изучения о принципиальной испорченности природы человека и оправдании его одной лишь верой в искупительную жертву Христа вытекает очень важное положение протестантского вероучения о предопределении. С точки зрения протестантизма, каждый человек, ещё до своего рождения, как говориться «в Адаме», уже предопределён спастись или погибнуть. Никто не знает и не может знать своей судьбы. Имеются лишь косвенные свидетельства о том, какой достался тому или иному человеку жребий. И эти косвенные свидетельства связаны с его верой и осуществлением призвания. Глубокая вера в спасительную жертву Христа - это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран к спасению. Осуществление призвания это тоже не заслуга человека. Успешное ведение им своего дела - это знак расположения к нему Бога.


§ 3. Основные направления протестантизма


1 Лютеранство


Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователей разновидностей протестантизма является лютеранство или евангелическая церковь. В настоящее время к нему принадлежит 75 миллионов человек. Лютеранство оформляется как самостоятельное вероисповедание и религиозная организация в северных немецких княжествах в результате так называемого «Аугсбургского религиозного мира». Этот мир был заключён 25 сентября 1555 г. на Аугсбургском рейхстаге соглашением между императором Священной Римской империи Карлом V и протестантскими князьями. Он установил полную автономию князей в вопросах вероисповедания и их право определять религию подданных, исходя из принципа «чья страна, того и вера». При этом предусматривалось право на переселение тех людей, кто не захочет принять навязываемое ему вероисповедание. С этого времени лютеранство получило официальное признание и обрело право быть государственной религией.

Вероучение лютеранства базируется на Священном Писании - Библии. Вместе с тем лютеранство признаёт основные положения Никео-Царьградского символа веры: о Боге как творце мира и человека, о божественной Троице, о Богочеловеке и т.д. В Лютеранстве наряду с Библией, имеются свои вероучительные книги: «Аугсбургское вероисповедание» (1530), составленное Ф. Меланхтоном (учеником и последователем Лютера), «Книга согласия» М. Лютера, куда вошли «Большой» и «Малый Катехизис», «Шмальнильдинские статьи», а также «Формула согласия». В этих документах излагаются основные претензии лютеран к католической церкви и те новые положения, которые Лютер внёс в вероучение. Главным из них является догмат об оправдании только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Лютеранство возникло в результате компромисса между отстаивающим интересы католической церкви Карлом V и протестантски настроенными немецкими князьями. Поэтому в его вероучении и, в особенности, в культовой практике, а также религиозной организации имеется много элементов заимствованных из католицизма. Лютеранство признаёт таинство крещения и причащения. Обряду крещения, как в католической и православной церкви, подвергаются младенцы. Четыре других традиционных для католицизма и православия таинства рассматриваются как простые обряды: конфирмация, брак, рукоположение (ординация) и соборование. По отношению к исповеди в лютеранстве не выработано единой позиции. В лютеранстве сохранены священнослужители и епископат. Однако функции и назначение служителей культа в лютеранстве принципиально иное, чем в католицизме и православии. Они выступают как организаторы религиозной жизни, толкователи Священного Писания, проповедники Слова Божия, нравственные наставники.

Лютеранство влиятельно в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. На территории России существуют лишь отдельные лютеранские общины. В 1947 году создан Всемирный лютеранский союз.


2 Англиканство


В наиболее яркой форме компромисс протестантского вероучения и культа с католическим вероисповеданием осуществился в англиканстве. Как уже отмечалось раньше, преобразование англиканской церкви в духе протестантизма происходило по инициативе парламента и короля Генриха XIII в 1534 г. Борьба между сторонниками различных вероисповеданий в Англии продолжалось в течение полувека. Во время правления королевы Марии I Тюдор (1553 - 1558) католикам на время удалось взять реванш и вернуть Англию в «лоно» католической церкви. Однако взошедшая на престол королева Елизавета I (1558 - 1603) встала на сторону протестантов и процесс формирования новой разновидности протестантизма получил своё закономерное оформление. В этот период была завершена разработка Книги общих молитв, а в 1571 году был утверждён символ веры англиканства - так называемые 39 статей.

Одной из характерных черт англиканства является его епископальное устройство, что означает наличие церковной иерархии, претендующей, как и католическая иерархия, на преемственность власти от апостолов. В англиканской церкви существует два Архиепископства и ряд епархий. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Архиепископ Кентерберийский считается духовным руководителем англикан Великобритании. Помимо Англии существуют епископальная церковь Шотландии, Протестантская епископальная церковь США, а также ряд церквей в Индии, ЮАР, Пакистане, Канаде, Австралии и других странах, входивших в состав Британской империи. Всех их объединяет Англиканский союз церквей, который избирает консультативный орган - Ламбетские конференции.


3 Кальвинизм


Наиболее радикальные преобразования вероучения и культа осуществлялись в кальвинизме. На базе кальвинизма сформировались реформатская и пресвитерианская церкви. В отличие от лютеранства, в реформатстве и пресвитерианстве нет общеобязательного символа веры. Единственным источником вероучения считается Библия.

В кальвинизме значительно упрощена культовая деятельность и церковная организация. Богослужение ведётся на родном языке прихожан. Главные элементы богослужения: чтение проповеди, пение псалмов и гимнов, чтение Библии. Основные обряды, крещение и причащение, утратили значение таинств и истолковываются, как символы близости Иисусу Христу и верующих друг другу. Внутреннее убранство реформаторских и пресвитерианских церквей очень строгое. Отсутствует алтарь, иконы, статуи, свечи и другие атрибуты католических и православных храмов. На переднем плане стоит большой крест и на небольшом возвышении - подиуме стоит кафедра, с которой проповедует пастор.

Священнослужители - пастор, дьякон и старейшина (пресвитер) избирались из числа мирян. Они составляли руководящий орган независимых общих конгрегаций - консисторию. Вышестоящим органом был провинциальный синод, или ассамблея, состоящие из делегатов от провинциальных консисторий. На национальном уровне действовал национальный синод или ассамблея.

Кальвинизм получил широкое распространение во Франции (гугеноты), в Нидерландах, Венгрии, Чехии. Значительное влияние он имел в Англии, Шотландии. Именно здесь впервые сформировалась такая разновидность кальвинизма как конгрегационализм, считавшая местную общину (конгрегацию) самостоятельной церковью, имеющей право на исповедание своей веры.

Лютеранство, англиканство и кальвинизм относятся к ранним формам протестантизма на базе этих вероисповеданий, углубляя идеи протестантизма возникают новые вероисповедания. Среди них значительное распространение получил баптизм. Это название происходит от одного из главных баптистских обрядов, крещения взрослых путём погружения в воду. Греч. «Baptizo» - и означает погружение в воду, крещение водой.

В основе вероучения баптизма лежит Библия. Баптисты разделяют положения протестантского вероисповедания. Особое внимание они уделяют учению об искупительной жертве Иисуса Христа, который своими страданиями и мученической смертью уже заранее искупил перед Богом грехи каждого человека. Чтобы человек стал причастен этой жертве от него требуется только вера. Верит же только тот, кого Бог избрал к спасению. Для баптистов характерны настроения их исключительности, богоизбранности. Отличительным признаком баптистской догматики является учение о «духовном возрождении» человека, которое происходит под воздействием входящего в него «Святого Духа». После этого все верующие получают один дух с Христом, становятся «братьями» и «сёстрами» Христа и друг друга.

Из христианских таинств в баптизме остались только два обряда: крещение и причащение, которое называется хлебопреломление. Эти обряды осмысливаются приверженцами баптизма как символы духовного единения с Христом.

Из всех христианских праздников баптисты оставили лишь те, которые связаны с биографией Иисуса Христа, так называемые двунадесятые праздники: рождество, крещение, воскресение и т.д. Введены и новые праздники, такие как Праздник жатвы, День единства. Праздник жатвы - это не только форма выражения благодарности Богу за всё, что он дал людям за год, но и отчёт о результате миссионерской деятельности. Миссионерской деятельности - проповеди своей веры - баптисты придают огромное значение, В соответствии с принципом всеобщего священства эту проповедь должен вести каждый. И оценка того или иного члена общины во многом зависит от того, сумел ли он привести в общину своих ближайших родственников, соседей, товарищей по работе и т.д.

Последователи баптизма два - три раза в неделю собираются в молельном доме на молитвенные собрания. Молельный дом в принципе ничем не отличается от обычного дома. Он не имеет никаких особых предметов культа. Если это специально оборудованное здание, то на переднем плане находится возвышение - подиум, на котором стоят кафедра, стол и стулья. На стенах развешаны лозунги типа «Бог - это любовь». А за столом сидит руководитель общины и почётные гости - представители братских общин.

Молитвенное собрание чаще всего происходит по установленному сценарию, звучит проповедь, читаются отрывки из Библии, хор поёт гимны и псалмы. К пению хора присоединяются все верующие. Тональность службы варьируется от минорной в начале, до мажорной в конце. В результате богослужения наступает душевный подъём и люди уходят с молитвенного собрания в приподнятом настроении.

Баптистская община представляет собой сплоченный коллектив единомышленников, оказывающих друг другу как материальную, так и духовную помощь. Основные решение в общине принимаются на демократической основе. Во главе общины стоит совет, состоящий из выборных пресвитеров и авторитетных членов общины.

Баптизм является одним из самых распространённых конфессий протестантизма. Его последователи проживают более чем в 130 странах мира. Наиболее крупные организации баптистов существуют в США. В этой стране баптизм пользуется огромным влиянием. Многие президенты США принадлежали к церкви баптистов.

В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентизм (от лат. adventus - пришествие). Основатель этой церкви Уильям Миллер, объявил, что он точно вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 г. Однако в этот день второе пришествие не состоялось. Дата второго пришествия была перенесена на год. Но и в 1844 году пророчество не сбылось. Теперь приемники Миллера не называют точных сроков второго пришествия, однако его ожидание и вера в скорую близость составляет одну из отличительных особенностей адвентизма.

3.4 Пятидесятничество


США стали родиной еще одного крупного направления протестантизма - пятидесятничества. Название этого направления связано с рассказом о Новозаветной Книге «Деяния апостолов» «О сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи и получении ими в следствие этого способности пророчествовать и говорить на разных языках» (глоссалия). Поэтому, оставаясь близкими по своему вероучению и обрядности к баптизму, пятидесятники подчеркивают возможность непосредственного мистического общения с Богом во время богослужения и «крещения Святым Духом».


Заключение


Мы рассмотрели не все, но наиболее крупные направления протестантского вероисповедания. Существует еще множество более мелких протестантских церквей, деноминаций, сект. Особенности вероучения, культа и организаций протестантизма создают большие возможности для сектообразовательного процесса.

протестантизм лютеранство англиканство кальвинизм пятидесятничество

Список использованной литературы


.Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. А.А. Радугин. Москва, 1997. - 240с.

2.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. - 143с.

.Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1973. - 296с.

.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. - 355с.

.Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985. - 201с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом - в канонических Книгах Нового Завета.

Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической Церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».

Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.

Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.

Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма :

1. Sola Scriptura – «Только Писание».

Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».

Это доктрина о том, что спасение - это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».

Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Протестантизм – одно из трех ведущих направлений христианства, самое молодое по времени появления, объединяющее около 600 млн человек.

Возникает протестантизм в ХVI в. в результате Реформации – антикатолического движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов, освобождение национальных церквей от диктата папы римского. Его идеологи считали себя возвращающимися к первоначальному, «чистому» христианству, которое было искажено новациями средневекового католицизма. Началом Реформации считается 31 октября 1517 г. , когда профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 антикатолическими тезисами, осуждавшими торговлю индульгенциями. Появление термина «протестантизм» также связано с Реформацией в Германии. В 1529 г. немецкие князья заявили «Протест» в ответ на отмену Шпейерским рейхстагом обретенной ими в 1526 г. привилегии устанавливать религию для своих подданных, и отстояли право на реформы церковной жизни. В дальнейшем понятие «протестантизм» (от лат. protestans – возражающий, несогласный) стало употребляться для обозначения всей совокупности христианских направлений, генетически связанных с Реформацией.

Реформация отразила потребности нарождавшейся буржуазии, заинтересованной в удешевлении и либерализации церкви, ее модернизации в духе индивидуализма. Факторами Реформации стал рост в обществе антифеодальных настроений, разногласия между католической церковью и городами, борьба князей за независимость от Папы Римского, недовольство светских правителей по поводу чрезмерных притязаний церкви на управление мирской жизнью, а также гуманистическая критика церковных злоупотреблений, образа жизни духовенства. Идейные истоки Реформации лежат в антипапских движениях позднего Средневековья. В XIV в. с идеей церковного суверенитета английской церкви выступал Джон Виклиф , отрицавший верховенство Папы Римского, институт монашества и др. В XV в. за возвращение к принципам раннего христианства ратовал чешский реформатор Ян Гус , приговоренный за свои убеждения к сожжению на костре.

В отличие от православия и католицизма, протестантизм никогда не представлял собой единого целого, являясь конгломератом течений, имеющих вероучительную, культовую и организационную специфику. Но при всем их своеобразии могут быть выделены черты, свойственные большинству направлений. Протестантизм признает общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, откровении, двойной природе Иисуса Христа (божественной и человеческой); об искупительной жертве Христа, его воскресении и вознесении; о бессмертии души, аде и рае. Особенности протестантизма обусловлены его тремя главными принципами: личной веры, исключительного авторитета Библии и всеобщего священства . Протестанты считают, что оправдание и спасение может быть достигнуто только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Одновременно отвергается значимость добрых дел для спасения, вера в заступничество святых, в чистилище, в действенность индульгенций. Согласно доктрине о предопределении, посмертная судьба человека предрешена Богом.

Протестанты признают исключительную вероучительную роль Библии , рассматривают ее единственным источником божественного откровения. Священное предание отвергается как богооткровенное, но может использоваться для лучшего понимания Священного писания. Библия переведена на национальные языки, ее изучение и толкование рассматривается одной из обязанностей верующего. Принцип всеобщего священства подразумевает право каждого христианина на проповедь «слова Божьего», совершение богослужений. Тем самым отвергается посредническая роль церкви, упраздняется догматическое различие между священниками и мирянами, церковная иерархия. Протестанты имеют профессиональных служителей культа (пасторы, пресвитеры, проповедники), но они избираются общиной и подотчетны ей. Отсутствует целибат, монашество, монастыри. Отрицается власть в церкви какого-либо первосвященника, прежде всего папы римского, а нередко и епископат. Если епископство существует, то рассматривается как высшая церковно-административная должность.

Протестанты значительно упростили культовую деятельность. Главное место в богослужении отведено проповеди, молитве, чтению Библии, пению псалмов. Из семи таинств сохранено два – крещение и причащение (Вечеря Господня), которые восходят к Новому завету. Они рассматриваются преимущественно как главные обряды, и не связываются с обретением божественной благодати. Большинство протестантов отказалось от традиционных христианских обрядов – почитания икон, святых, мощей, культа Девы Марии, молитв за умерших, от поста, паломничеств и т.п. Сохранена часть праздников, связанных с Иисусом Христом. Молитвенные дома освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, колоколов, служители культа не имеют специального облачения. Церковное устройство имеет три основные формы: епископальную (группы общин управляются епископом), пресвитерианскую (соседние общины создают пресвитерию, обладающую некоторыми функциями контроля), конгрегациональную (каждая община фактически независима). Протестантские направления нередко имеют объединения на национальном и международном уровнях. Интеграционная тенденция привела к созданию в 1948 г. Всемирного совета церквей (ВСЦ), который стал руководящим органом экуменизма – движения за объединение христианских конфессий. В деятельности ВСЦ участвуют и некоторые православные церкви, включая РПЦ.

Протестанты проживают в большинстве стран мира, но преобладают в скандинавских странах, США, Великобритании, Папуа–Новой Гвинее, в некоторых островных государствах Америки и Океании. Значительное распространение протестантизм получил также в Германии, Бразилии, Швейцарии, Нигерии, ЮАР, Кении, Австралии, Южной Корее и ряде других стран. Мировым центром протестантизма являются США, где расположены штаб-квартиры многих протестантских организаций, а протестантизм исповедуют около 160 млн человек (61% населения). На территории Беларуси протестантизм в формах кальвинизма, антитринитаризма (отрицали догмат Троицы) и лютеранства появляется в середине XVI в., в период Реформации в Великом княжестве Литовском, но под натиском контрреформации уже к началу XVII в. утрачивает свое влияние.

Протестантизм подразделяется на два исторических типа – классический и поздний. Классический состоит из трех основных направлений – лютеранства, кальвинизма и англиканства , возникших в XVI в .

Лютеранство – исторически первое направление протестантизма, умеренно реформированная церковь, сформировавшаяся под определяющим влиянием идей М. Лютера (1483–1546). Лютеране разделяют основные общехристианские и протестантские догматы. Их доктрина изложена в Книге согласия , которая включает три исторических символа веры христианства, Аугсбургское исповедание веры, его Апологию, катехизисы М.Лютера и др. Все эти документы трактуются как подчиненные Священному писанию – единственному источнику вероучения. Догматика лютеранства строго христоцентрична. Принята идея о спасении и оправдании человека Божьей милостью через личную веру в Иисуса Христа, догмат о предопределении Богом к спасению избранных людей. Важность добрых дел не отрицается, но они рассматриваются как производные веры. Признаются таинства крещения и причащения. Крещение совершается в детском возрасте, путем окропления водой. Оно символизирует рождение во Христе, прощение грехов и освобождение от власти зла. Причащение выражает союз верующего с Богом, приобщение к телу и крови Иисуса Христа. Другие таинства (кроме исповеди) практикуются как простые обряды. Богослужения упрощены, но сохранен ряд элементов католической мессы. Используются свечи, ладан. Иконы не признаются, но в церквях допускается настенная живопись на библейские темы, имеется алтарь, распятие. Отрицается поклонение святым, их мощам, сокращено количество христианских праздников. Официальным церковным символом признается четырехконечный крест.

Провозгласив священство всех верующих, лютеранство сохранило сословие священнослужителей (пасторы). Рукоположение (ординация) признается как традиция ранней церкви, существует и практика ординации женщин. Пасторы имеют особые церковные облачения. Они избираются, в сане остаются пожизненно. Единая система церковного устройства отсутствует, существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Делами церквей, возглавляемых епископами, управляют синоды, которые состоят из священнослужителей и мирян. Действует Всемирная лютеранская конференция (1947), координирующая деятельность региональных организаций. Последователи лютеранства составляют около 76 млн человек. Наиболее многочисленные организации – в Германии (27 млн) и США (12 млн). Лютеране образуют большинство населения в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии. Значительные группы имеются во многих других европейских странах, а также в Бразилии, Танзании, Эфиопии, Намибии, Индонезии, Индии. В Беларуси лютеранство было изначально (с XVI в.) связано с представителями немецкой национальности. В Республике Беларусь оно признано традиционной религией, действуют 22 общины этой конфессии.

Кальвинизм – радикально реформированное направление классического протестантизма. Возникает оно в Швейцарии благодаря реформаторской деятельности Ульриха Цвингли (1484–1531), которую в 30-х гг. XVI в. продолжил эмигрант из Франции Жан Кальвин (1509–1564). Последователи Кальвина стали называть себя кальвинистами, или реформатами. Кальвинизм не признает Священное предание, главным требованием к верующим является точное следование Библии, которая считается единственным непогрешимым стандартом веры и жизни. Особым авторитетом пользуются труды Кальвина – «Наставления в христианской вере» и «Женевский катехизис» . Доктрина кальвинизма зафиксирована в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях. Одна из важнейших особенностей вероучения кальвинизма – идея абсолютного предопределения посмертной судьбы человека. Бог еще до творения мира определил одних к спасению, а других – к вечным мукам в аду, и ни вера, ни добрые дела не могут изменить их судьбу. Знаками предопределения к спасению считаются профессиональные успехи человека.

Культовая практика в кальвинизме существенно упрощена, даже в сравнении с лютеранством. Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Богослужение в кальвинистской церкви – простые проповеди пресвитера или его помощников, чтение молитв и пение псалмов на родном языке. Кальвинисты отказались не только от почитания святых, реликвий и мощей, от монашества, от скульптур и икон, но и от любых сакральных изображений, от органной музыки, креста, алтаря, свечей, ладана, специального облачения для духовенства, ряда религиозных праздников и т.п. Существенно демократизирована организация церкви, но введен надзор за бытом и образом жизни мирян. Проповедуется строгий мирской аскетизм в личной жизни, обязательное посещение церкви, жесткое соблюдение нравственных предписаний.

Кальвинизм существует в трех формах: реформаторство (возникло в континентальной Европе), пресвитерианство (имеет корни на Британских островах) и конгрегационализм (отличается отсутствием пресвитерий). Управляются церкви либо пресвитериями (образуются священниками и старейшинами общин из числа мирян), либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин). Старейшины-миряне помогают священникам в поддержании дисциплины и управлении общинами. Сбором пожертвований ведают диаконы. Кальвинистские церкви действуют в 120 странах, имея около 62 млн прихожан – прежде всего в Нидерландах, Швейцарии, Венгрии, Германии, Великобритании, Франции, США, Южной Корее, Индонезии, ЮАР, Нигерии, Гане, Кении. В 1970 г. был создан Всемирный альянс реформатских церквей, объединивший большую часть кальвинистов мира. В истории Беларуси кальвинизм известен с середины XVI в., до рубежа XVI–XVII вв. он был наиболее влиятельной организацией протестантизма. В Республике Беларусь действуют 2 общины реформатского направления и 1 община пресвитериан.

Англиканство – наименее реформированное направление классического протестантизма. Начало англиканству положил парламентский акт 1534 г. , по которому Церковь Англии отделялась от римско-католической, а король Генрих VIII провозглашался в Англии главой церкви вместо Папы Римского. Формальным поводом к этому послужил конфликт с папским двором, нежелание папы санкционировать бракоразводный процесс монарха. Модернизация англиканства осуществлялась в течение тридцати лет, что получило отражение в ряде доктринальных документов – «10 статей» (1536), «Книга епископов» (1537), «6 статей» (1539), «Книга короля» (1543), «42 статьи» (1552). В 1549 г. был опубликован официальный служебник – «Книга общественного богослужения». При королеве Елизавете I в 1562 г. были приняты «39 статей », которые до настоящего времени остаются догматической основой англиканского вероучения. «39 статей» стали своего рода компромиссом между пропротестантскими и прокатолическими партиями Англии, поэтому многие их положения изложены в обтекаемых формулировках.

Основным вероучительным авторитетом для англиканства является Священное писание. Признаются также три исторических христианских символа веры, а также догматические решения первых четырех Вселенских соборов. Принимая догматы раннего христианства, англикане сохранили католическое учение о филиокве. Отказались от догматов о сверхдолжных заслугах святых, чистилище и главенстве Папы Римского, от практики индульгенций. Не принимая католическую доктрину пресуществления (чудесное превращение при причащении хлеба и вина в тело и кровь Христа), англикане не приняли кальвинистскую идею об элементах причастия как простых символах тела и крови Иисуса, и примкнули к компромиссному учению лютеранства об их реальном присутствии в причастии. В целом из семи таинств сохранено лишь два – крещение и Вечеря Господня. Отвергается монашество, целибат, почитание святых мощей, реликвий, икон. Обрядность англиканства более проста по сравнению с католической, но богослужения отличаются большей торжественностью, чем у других протестантов. Службы проводятся на национальном языке.

Наряду с положением о спасении человека личной веры сохранена доктрина о добрых делах и о спасающей роли церкви, причем особо подчеркивается апостольское преемство церковной иерархии. Ритуал ординации не рассматривается как сообщение священнику особой, божьей благодати. Возможно священство и для женщин. Существует три степени священства (диаконы, священники, епископы). Церковь имеет епископальное устройство, епископы избираются синодами. Особый порядок существует в церкви Англии. Она является государственной и подчиняется королю. Король назначает епископов и архиепископов, служители культа получают жалование от государства. Титул примаса всей Англии по традиции имеет архиепископ Кентерберийский. В современном мире насчитывается около 30 англиканских церквей и церковных организаций. Они входят в Англиканский союз церквей, имеют консультативный орган – Ламбетские конференции, проводящиеся с 1867 г. Англиканство распространено в Англии, Ирландии, Шотландии, США, Австралии, Уганде, Нигерии, ЮАР, в других бывших английских доминионах и колониях, насчитывая около 69 млн прихожан.

Поздний протестантизм (неопротестантизм) объединяет реформаторские течения, появившиеся в XVII–XIX вв. в результате обособления от ранних форм протестантизма. Среди его основных направлений – пятидесятничество, баптизм, адвентизм, Свидетели Иеговы, мормонство, Новоапостольская церковь и др. Многие формы неопротестантизма представлены в современной конфессиональной структуре Беларуси. По общему числу общин они занимают второе место, после православия, но их сторонники составляют около 70 тыс. человек, что менее 1 % населения республики.

Баптизм (от греч. baptizo – погружать, крестить в воде) возникает на основе радикального крыла англиканства в Англии и Нидерландах в начале ХVII в. , его основателем считается бывший англиканский проповедник Джон Смит (ок. 1554–1612). В XVII–XIX вв. баптистские организации распространяются в США и континентальной Европе. Выделяют два направления баптистов: «общие» и «частные». «Общие» считают, что искупительная жертва принесена Христом для спасения всех людей, и их судьба зависит от свободной воли, а «частные» придерживаются кальвинистской доктрины, согласно которой Христос искупил грехи только избранных к спасению. Единственным источником вероучения и культа баптисты признают Библию, прежде всего Новый завет. Они не признают святых, монашество, Христа считают единственным посредником между Богом и людьми. Проповедуют «греховность мира» за пределами общин, принцип «Жить в мире, но быть не от мира сего» (подчиняться земным законам, но духовно жить во Христе). Баптисты отрицают культ икон, креста, крестное знамение, крещение новорожденных.

Главная особенность баптизма – т.н. «сознательное крещение» . Оно совершается по воле самого человека, обычно в 12–14 лет, путем погружения в воду. К крещению допускаются верующие, выдержавшие испытательный срок («приближенные»). Другим основным обрядом считается хлебопреломление (причащение), трактуемое как воспоминание о последней трапезе и жертвенной смерти Иисуса Христа. Практикуются также особые ритуалы бракосочетания и погребения. На молитвенных собраниях главное внимание уделяется проповеди, чтению Библии, молитвам и исполнению религиозных гимнов. Большое значение придается «евангелизации» – распространению своей веры. Обязанности священнослужителей исполняют назначаемые пасторы, общинами руководят миряне. Большинство баптистских организаций имеет конгрегациональное устройство, но существуют и объединения на региональном и национальном уровнях. Действует Всемирный союз баптистов (1905), координирующий работу общин в более чем 180 странах. Наиболее широкое распространение баптизм получил в Северной Америке, главным образом в США, где проживает около 48 млн. из 75 млн. баптистов мира. Их организации многочисленны также в Индии, Эфиопии, Бразилии, Нигерии и ряде других стран.

На территории Беларуси баптизм появляется в 1870-х гг. Значительное распространение он получил в Советской России. В 1944 г. на основе организаций баптизма и родственных ему евангельских христиан был создан Союз Евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ), в 1945 г. – Всесоюзный Совет ЕХБ, в который вошли и некоторые другие протестантские организации. В настоящее время баптисты в Беларуси составляют около 14 тыс. человек, объединенных в два союза. Союз ЕХБ насчитывает 257 общин; представляет собой умеренное направление в баптизме. Второе объединение – Совет Церквей ЕХБ (более 20 общин, которые отказываются от регистрации, проповедуют религиозный фундаментализм, выступают за неподконтрольность государственным органам).

Пятидесятничество – крупнейшее религиозно-мистическое направление в позднем протестантизме. Оно возникло на рубеже ХІХ–ХХ вв. в США, основателем обычно считают Чарлза Фокса (1873-1929). В настоящее время в США насчитывается около 30 крупных пятидесятнических объединений, наиболее влиятельные из которых – «Ассамблеи Бога», «Церковь Бога», «Церковь Святости». Наименование культа происходит от новозаветного сказания о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа , после чего они заговорили на «иных языках». Главная специфическая черта пятидесятников – вера в крещение верующих Святым Духом, в результате чего они получают «дары Святого Духа». Видимым признаком «духовного крещения» признается глоссолалия (дар говорения на «иных языках»), что проявляется в экстатическом смехе, плаче, бессвязных звуках и т.п. Большинство других христиан к глоссолалии относится отрицательно.

Пятидесятники признают богодухновенность Библии, верят в спасение путем принятия веры и духовного возрождения, в божественное исцеление, в пророчества, в конец света. Спорными у них являются вопросы триединства бога, обретения спасения, организационной структуры и др. В пятидесятничестве существует множество направлений, которые объединяются в пять основных групп: 1) пятидесятники двух благословений , признающие в качестве Божьих благословений обращение (принятие веры) и крещение Духом Святым. Их объединяют «Ассамблеи Бога» и др. организации; 2) пятидесятники трех благословений , добавляющие к двум названным благословениям третье – освящение, или рождение свыше как полное очищение от всех грехов («Церковь Бога» и др.); 3) радикальные пятидесятники , исповедующие также и Божественное исцеление, пророчества и т.д. Они немногочисленны, объединяются в «Независимые ассоциации Бога»; 4) апостольские пятидесятники , руководимые живыми «апостолами» и «пророками» («Апостольская церковь» и др.); 5) пятидесятники-унитарии , отличающиеся признанием одной, а не трех ипостасей Бога («Евангельские христиане в духе апостолов» и др.).

Пятидесятники имеются в подавляющем большинстве стран мира, составляя около 84 млн верующих. Наиболее многочисленные общины действуют в Бразилии, США, Чили, Мексике, Нигерии, Конго, Южной Корее, Индонезии, Индии. На территории Беларуси пятидесятничество известно с первой трети XX в. В настоящее время официально действует 547 общин, которые насчитывают около 40 тыс. человек. Они объединены в три основные конфессии: Христиане веры евангельской (ХВЕ), Христиане полного евангелия (ХПЕ) и Христиане веры апостольской (ХВА). ХВЕ имеют 482 общины, объединенные в Союз ХВЕ, который входит во Всемирный Союз «Ассамблеи Бога». Здесь формируется институт профессиональных служителей культа, созданы средние и высшие духовные учебные заведения, миссии, благотворительные организации, издается религиозная литература. ХВА отличаются отрицанием триединства Бога. ХПЕ (др.: «неопятидесятники», «харизматики») проповедуют иудео-христианство, их культовая практика наиболее экстатична. Нелегально действует несколько общин Христиан евангельской веры (ХЕВ), для которых особенно характерны изоляционизм, обостренный эсхатологизм, фундаментализм, негативизм в отношении окружающего мира.

Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) возник в 1830-х гг. в США. Его основатель Уильям Миллер (1782–1849) приобрел популярность после своего предсказания (1831), что второе пришествие Христа состоится в 1843 г. Несмотря на провал пророчества и «великое разочарование», идея скорого второго пришествия и конца света стала основой нового протестантского направления. В ходе богословских споров адвентизм распался на ряд течений. Самое крупное из них – Адвентисты седьмого дня (АСД). Большую роль в создании АСД, обособившихся в 1844 г. и организационно оформившихся в 1863 г. , сыграла «пророчица» э ллен Уайт (1827–1915).

АСД считают Библию единственным авторитетом в делах веры, признают триединство Бога, веру считают единственным условием спасения. Главным догматом остается вера в близкое второе пришествие Христа. Несостоявшееся пришествие в 1843 г. объясняют тем, что Христос пришел в этот год не на землю, а на небо. АСД пересмотрели традиционное христианское учение о бессмертии души, аде и рае. Бессмертие, в их представлении, будет даровано Христом лишь праведникам, которые будут воскрешены и станут жить с ним на небе в течение тысячи лет, после чего вернутся на совершенную и обновленную Землю. Грешников после второго пришествия ожидает смерть через сожжение. Еще одной характерной чертой АСД является празднование субботы вместо воскресенья. В субботу не разрешается работать и даже готовить пищу. В этот день проводятся молитвенные собрания, состоящие из проповедей, молитв и пения гимнов. Почитание АСД субботы (библейского «седьмого дня» ) обусловило и название этого направления позднего протестантизма.

Важнейшими обрядами адвентизма являются крещение, допуск к которому определяется членами общины путем голосования, и хлебопреломление, перед которым верующие моют друг другу ноги в знак смирения (ритуал «омовения ног»). Обряды совершаются пасторами. Принятая АСД «санитарная реформа» включает ряд запретов – есть свинину, ракообразных и других «нечистых животных», употреблять алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак. Ограничивается секс, верующим не рекомендуется посещать увеселительные мероприятия (кино, театр и особенно цирк). Воспрещаются азартные игры, танцы, использование косметики и ношение ювелирных украшений. Не одобряется чтение художественной литературы. Как и многие другие протестанты, адвентисты должны передавать общине десятую часть своих доходов. Организация АСД строго централизована, руководящим органом является периодически созываемая Генеральная конференция и ее постоянно действующий Исполнительный комитет. Практикуется чрезвычайно активная миссионерская работа, благодаря которой адвентисты действуют в 190 странах, насчитывая около 16 млн человек. На территории Беларуси адвентизм известен с первой трети XX в. В настоящее время насчитывается 69 общин, около 5 тыс. верующих.

Свидетели Иеговы были основаны в 1878 г. в США Чарлзом Расселом (1852–1916). С 1884 г. организация иеговистов называлась Обществом сторожевой башни (Товарищество исследователей Библии), в 1931 г. было принято современное наименование – Свидетели Иеговы , что обосновывается ссылками на Книгу пророка Исайи (43:10-12) о «свидетелях» всемогущества Бога. Свидетели Иеговы признают Библию «словом Бога», но пользуются собственным переводом Священного писания, в котором везде проставлено древнееврейское имя Бога – Иегова.

Вероучение иеговистов значительно отличается от других направлений христианства. Они отвергают доктрину Троицы, учат о единственном и едином Боге – Иегове . Дух Святой считается деятельной силой Иеговы. Иисус Христос рассматривается первым и высшим божественным творением, духовным сыном Иеговы, святым человеком, который за грехи людей умер на столбе (крест считается языческим символом), воскрес и вознесся на небо, а с 1914 г. незримо присутствует на земле. Свидетели Иеговы отрицают общехристианские идеи о бессмертии души всех людей, аде для грешников. Они верят в близкий конец света, предрекают скорую решающую битву армии Христа с силами зла – армагеддон , в результате которой сатана будет повержен, а на земле для праведников будет установлено тысячелетнее Царство Божье. На Страшном суде грешники будут уничтожены, 144 тыс. избранных праведников («помазанные духом божьим» руководители свидетелей, или «малое стадо») обретут бессмертие в небесном царстве, а другим «овцам» будет даровано бессмертие в земном раю. Конец света иеговисты назначали на 1872, 1874, 1914, 1925, 1975, 1984 гг.

Специфична обрядность Свидетелей Иеговы. Символический характер носит крещение, раз в году совершается «вечеря поминания смерти Христа», на которой избранные свидетели могут принимать хлеб и вино. В воскресные дни устраиваются собрания, на которых читают молитвы, поют религиозные песни, изучают Библию. Молитвенные здания («залы царства») не имеют церковной атрибутики. Христианские праздники не отмечаются, запрещено отмечать и дни рождения. Все крещеные члены общины считаются священниками. Огромное значение придается миссионерской работе («от двери к двери»), распространению издаваемой значительными тиражами религиозной литературы – журналов «Сторожевая Башня» , «Пробудитесь!» , буклетов и книг. Иеговисты не участвуют в общественной жизни, государственную власть рассматривают как орудие сатаны, отказываются проходить службу в вооруженных силах. Отстаивают исключительность своего учения, отличаются негативным отношением к другим религиям, считая лишь себя истинными христианами. Отвергают переливание крови, которое рассматривается ими как нарушение библейского запрета принимать кровь в пищу.

Организация Свидетелей Иеговы строго централизована. Ее главный религиозно-административный центр – Руководящая корпорация из 15 человек во главе с президентом, которая расположена в Бруклине (район Нью-Йорка). Весь мир разделен на зоны во главе с уполномоченными представителями Руководящей корпорации. Зоны состоят из филиалов, филиалы – из областей, области – из районов, которые объединяют до 20 собраний свидетелей. Руководители подразделений назначаются вышестоящей структурой. Свидетели Иеговы имеются в подавляющем большинстве стран мира, составляя более 4 млн верующих. Особенно много их в США, Бразилии, Мексике, Аргентине, Нигерии, Италии, на Филиппинах. На территории Беларуси приверженцы иеговизма появились в 1920-х гг., в настоящее время имеется 26 общин, около 3 тыс. иеговистов.

Новоапостольская церковь была создана в 1863 г. в Великобритании сторонниками возрождения в христианстве апостольских традиций. Новоапостольцы признают бессмертие души, триединство Бога, искупительную жертву Иисуса Христа, его воскресение и вознесение на небо, верят во второе пришествие Христа для установления тысячелетнего Царства Божьего на земле и т.д. Главная особенность этой конфессии – восстановление апостольской преемственности путем избрания «живых апостолов» . Ныне их более 200, один из которых («старший апостол») считается видимым воплощением Христа на земле. Практикуются три таинства: крещение, причащение и «запечатление Святым Духом». Водное крещение рассматривается как возрождение человека к новой жизни, причащение проводится не только для живых верующих, но и для умерших. Таинство «запечатления Святым Духом» понимается как принятие Духа Святого, происходит посредством рукоположения и молитвы «апостола». На собраниях произносятся проповеди, молитвы, поются гимны, совершаются причащения, обряды отпущения грехов и др. Новоапостольская церковь является строго централизованной организацией. Верховное руководство осуществляется 12 «апостолами» во главе со «старшим апостолом», резиденция которого находится в Цюрихе. Апостолы назначают епископов, старейшин, пасторов и евангелистов. Приходы Новоапостольской церкви действуют в 190 странах мира, объединяя около 7 млн человек. Более всего новоапостольцев в Германии, странах Центральной и Южной Африки, Канаде. В Беларуси приверженцы этой организации появились в начале 1990-х гг. Ныне зарегистрировано 20 новоапостольских общин, включающих около 2,5 тыс. верующих.

Мормонство возникло в США в 1830 г. , когда Джозеф Смит (1805–1844) основал «Церковь Иисуса Христа Святых Последних дней» . Адепты культа верят в пророчество Смита, что он получил от Бога посредством ангела Морония откровение и повеление возродить истинную христианскую церковь. Название организации связано с легендой о неком пророке Мормоне , книга которого, «чудесно» переведенная Смитом, стала у мормонов священной. Главными источниками вероучения, наряду с «Книгой Мормона» , рассматриваются написанные Смитом «Учение и заветы» и «Драгоценная Жемчужина» , а также Библия. Многие положения сочинений Смита концептуально противоречат библейскому учению, поскольку пропагандируют политеизм, утверждают о существовании множества миров, управляемых своими богами. Спасение («закон вечного прогресса») мормоны понимают как постепенный процесс возвышения – превращения человека в бога. Считается, что личность, достигшая божественного состояния, способна создавать свои миры и населять их произведенным в земной жизни потомством. С этим связан особый культ семьи и чадородия (в XIX в. практиковалась полигамия). Условиями спасения мормоны признают не только личную веру во Христа и преданность Богу, но и совершение таинств, служение своей организации.

Согласно составленного Дж. Смитом символа веры (1842), мормоны должны верить в Бога-Творца, Иисуса Христа и Святого Духа, в наказание человечества за грехи, в искупление Христа, в посредничество между Богом и человеком избранных людей, в ангелов и демонов, в пророчества и видения, в непрерывные откровения от Бога, во второе пришествие Христа и его тысячелетнее царствование на земле, в Страшный суд, в ад и рай и др. Центром будущего мира мормоны считают Америку, а себя – «новым Израилем». В культовой практике наибольшее значение придается обрядам крещения и возложения рук. Крещение означает прощение грехов и прием в члены общины. Возложение рук (конфирмация) связывается с получением дара Святого Духа для очищения, освящения и просвещения верующего. Важным компонентом учения является доктрина о спасении мертвых, согласно которой совершаются акты крещения мертвых душ («заместительное крещение») с целью их приобщения к «церкви святых». Богослужения мормонов состоят из проповеди, чтения и исполнения гимнов. Большое значение придается миссионерской деятельности, молодые мормоны считают ее своим священным долгом. Наряду с молельными домами существуют и мормонские храмы (ныне их 100), в которые имеют доступ только избранные. В храме мормоны проходят своеобразное посвящение, получают «тайное имя» и приносят клятву верности своей организации.

«Церковь Святых» имеет сложную иерархию. Ее глава – пророк, образующий с двумя советниками «высшее президентство». Оно управляет «кворумом двенадцати апостолов», а тот, в свою очередь – «кворумом семидесяти», которому подчиняются возглавляемые президентами «ограды». «Ограды» состоят из «стражей» – приходов одной местности, во главе которых стоят епископы. Общее число мормонов, проживающих более чем в 100 странах мира – около 8 млн человек. Большинство их них живет в США, где в г. Солт-Лейк-Сити (штат Юта) находится мировой центр организации и главный мормонский храм. В Беларуси мормоны известны с начала 1990-х гг., ныне зарегистрированы три общины (около 300 человек).

Среди множества направлений позднего протестантизма, не получивших распространения в Беларуси, выделяются квакеры, методисты, меннониты, Армия Спасения.

Секта квакеров (от англ. quake – трястись, дрожать) возникла в Англии в ХVII в. как «Общество друзей внутреннего света» . Особенность их вероучения проявляется в утверждении, что истина веры заключается в неком акте «озарения святым духом» или «внутренним светом», который свидетельствует о вечном присутствии Христа в каждом верующем. Признавая Библию единственным источником веры, квакеры отказались от внешней обрядности, религиозных атрибутов, института духовенства. Характерная черта их молитвенных собраний – установление после чтения Священного писания т.н. «творческого молчания», когда верующие в состоянии внутреннего сосредоточения ожидают сошествия на них Святого Духа. Общины квакеров имеются главным образом в США, Великобритании, Канаде, странах Восточной Африки.

Методизм сложился в первой половине ХVIII в. на почве англиканства, сохранив с ним значительную близость по вероучению и культу. Свое название методисты получили за особое религиозное рвение, упорство и методичность в изучении Библии. Организации этого направления существуют более чем в 100 странах мира, шире всего представлены в США, Великобритании, ЮАР.

Меннонитство (от имени основателя – Менно Симонса ) зародилось в ХVI в. в Нидерландах. После неудачной попытки создания т.н. Королевства Святых (государства с полным обобществлением собственности и женщин) многие меннониты переселились в Пруссию, Россию, затем в Канаду и США, где и ныне проживает самая большая группа приверженцев этой религии. Источником вероучения выступает написанный Менно Симонсом «Фундамент истинной христианской веры» . Приоритетное значение придается личной вере. Меннонитам особо свойственны идея крещения в сознательном возрасте (до ХХ в. они называли себя «сознательно крещающиеся»), вера в грядущее установление тысячелетнего царства божьего на земле, отказ от военной и государственной службы.

Религиозно-благотворительная организация Армия Спасения основана в 1865 г. в Лондоне Уильямом Бутсом . Признавая основные идеи христианства (о Троице, двойственной природе Иисуса Христа, греховности людей, бессмертии души, воскрешении из мертвых и Страшном Суде), последователи Армии Спасения верят в возможность достижения человеком при жизни полной святости. Специфическими чертами данного направления является полный отказ от традиционных христианских обрядов и таинств, включая крещение и причащение. Организации свойственны военизированный характер, жесткая дисциплина, ношение единой формы, ее члены имеют звания от солдат до генералов. Наряду с молитвенными собраниями, сбором пожертвований, благотворительной и миссионерской деятельностью, в Армии Спасения практикуются маршировка, коленопреклонение и молитвы по команде и под звуки оркестра. Ее приверженцы проживают более чем в 80 странах, но главным образом в США, Индии, Кении, Индонезии.

В целом протестантизм распадается на сотни течений и толков, что обусловлено его идеей всеобщего священства.

Англиканство

Основное, одно из трех основных направлений протестантизма (лютеранством и кальвинизмом)

Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви - архиепископ Кентер-берийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Около сотни церквей по всему миру.

Адвентисты - протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступлению на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Армия спасения - одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. (США, Индия, Индонезия, Республика Корея и многие другие страны)

Амиши протестантская секта менонитского происхождения. Основатель - Якоб Амман, священник из Швейцарии.

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.

Гуттерцы, или гуттериты, или Гуттерское братство, объединяемая иногда с меннонитами. Гуттерцы, так же как и меннониты, ведут своё происхождение от анабаптистов (последователей радикального протестантского течения, возникшего в 1520-х гг. в Швейцарии и Германии). Иеговисты, или «Общество свидетелей Иеговы», - протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (Армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на Земле установится царство Божье.

Кальвинизм

Одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции.

Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предопределенности жизни человека, его - спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Конгрегационализм - одна из трёх основных форм кальвинизма. Возникновение Конгрегационализм датируется по-разному: от середины 16 века до начала 17 века.

Лютеранство

Одно из трех основных направлений протестантизма (англиканство и кальвинизм) Лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Включает более сотни различных церквей.

Меннонитство - меннониты - христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Методизм - одно из значительных по числу последователей течений протестантизма. Как течение внутри англиканства Методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателем Методизм был Джон Уэсли (1703-91). одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

Мормоны, или «Святые последнего дня», - религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения - «Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье, как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняется «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек - «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха - не неповиновение Богу, а «восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

Пресвитерианство

Одна из трёх форм кальвинизма. Возникновение Пресвитерианство можно датировать 1560, когда шотландский парламент принял подготовленное известным деятелем Реформации Джоном Ноксом (1505 или около 1514-72) и пятью другими священниками Шотландское исповедание, состоявшее из 25 статей и носившее типично кальвинистский характер.

Перфекционизм - возник в результате ряда слияний менее крупных пресвитерианских церквей. Самостоятельные церкви в Америке, Ирландии, Канаде, Корее, США и др.

Пятидесятники - протестантское течение, основой вероучения которого является вера в сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествовать» - «говорить и иноязыках». В вероучении пятидесятничества большее место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопреломления. Большое значение придают мистическому общению с Богом. Для Пятидесятников характерна мистическая обстановка молений, вера в «явления» и «видения», культ пророков и пророчиц.

Свободная методистская церковь - одна из перфекционистских протестантских деноминаций. Создана в 1860 в Нью-Йорке священниками и мирянами, исключёнными за нарушение дисциплины из Методистской епископальной церкви. Новую церковь возглавил священник Бенджамин Тайтес Робертс.

Старокатолицизм - течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. В этом старокатолики особенно близки к англиканцам.

Церковь Бога - одна из протестантских деноминаций, придерживающаяся принципов перфекционизма. Создана в Индиане (США) в 1880 Дэниелом Уорнером.

Шведская армия спасения - независимая организация, отколовшаяся от Армии спасения.

«Христианская наука» - религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природа! болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол - в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Это одно из трёх главных направлений в христианстве (два других – православие и католичество). У протестантов главный авторитет – Библия, каждый может сам понимать, трактовать её и напрямую общаться с богом. Для спасения души, уверены протестанты, нужны не столько добрые дела, сколько .

У них нет духовенства (только проповедники) и монашества. Ритуал богослужения упрощён до проповедей и совместного пения. Число церковных праздников сведено к минимуму. Протестанты отказались от почитания икон, святых, мощей, от молитвы за покойных и отпущения грехов. Они отрицают (или признают лишь крещение и причастие), обходятся без внешних атрибутов службы – свечей, колоколов, особого убранства храма.

Отчего протестанты не хотят, чтобы их называли сектантами?

Главная причина в том, что в России так издавна именовали любые группы, которые откололись от официального православия. Их всячески ущемляли в правах, преследовали, старались опорочить. То же было и в советское время. В итоге слово «секта» приобрело чёткую негативную окраску, стало «чёрной меткой». Кому же после этого захочется называться сектантом?

Многие религиозные организации существуют сто-двести лет, включают десятки тысяч сторонников. Они открыты для общества, активно участвуют в его жизни и в целом позитивно влияют на людей. Ставить на них клеймо «сектанты» вряд ли правильно. На Западе такие группы называют «деноминациями», но у нас этот термин пока не прижился.


Что ж, христианство тоже было опасной сектой в глазах иудеев и римлян. Группка сторонников пророка Мухаммеда от насмешек и преследований сбежала с ним в другой город. А теперь-то это мировые религии!

Почему появился протестантизм?

К концу XV века католическая церковь пришла в полный упадок. Она погрязла в коррупции и морально разложилась сверху донизу. Отпущение любых грехов свободно продавалось. Бывало, высший престол занимали два папы, и каждый доказывал, что он «настоящий». Церковь не отличалась от прочих феодалов: стремилась лишь к богатству, славе, удовольствиям и ради этого интриговала, воевала, убивала и грабила.

А тем временем менялось общество, его структура, экономика, человеческие ценности. Книгопечатание сделало доступной Библию. Европу сотрясали войны и восстания. Новому времени нужна была и новая вера.

Люди, искреннее верующие, видели выход в возвращении к истокам веры, очищении её от искажений и коренном реформировании церкви. Это нашло поддержку: у бесправных крестьян, у правителей, которые добивались укрепления своей власти и независимости от папского престола; у просвещённых людей и нарождающегося слоя буржуа. В итоге от христианства отделилось новое направление – протестантизм.

Кто такие гугеноты?

В XVI-XVII веках так называли французских протестантов. Во Франции, где традиционно были сильны позиции , борьба между этими двумя ветвями христианства превратилась в серию из восьми (!) гражданских войн с огромными жертвами.

Достаточно вспомнить Варфоломеевскую ночь – массовое убийство тысяч гугенотов. (Резню осудил даже Иван Грозный). Религия тогда тесно переплелась с политикой – шла борьба за королевский трон.


Позднéе противостояние стало не столь острым, но притеснения протестантов повторялись вновь и вновь. Равные со всем народом права они получили лишь после Великой французской революции (1789).

Отчего так много разных групп протестантов – адвентисты, харизматы и прочие? Бог-то один…

Бог один, да люди разные. То, что приемлемо для одних, кажется чужим и странным для других. Очень разнятся и народы – у каждого своя история, культура. Лютеранство, возникшее в Германии, прижилось на её почве и в Скандинавии. А вот британцы всегда считали себя во всём отделёнными от остальной Европы. Неудивительно, что и церковь у них своя – англиканская.

В прежних протестантских ветвях не все люди находят основу для своей веры. Одни полагают, что крестить следует только взрослых. Другие не признают бессмертия души. Третьи считают невозможным брать в руки оружие. А поскольку есть талантливые лидеры люди, склонные соглашаться и подчиняться, то неудивительно, что появляются всё новые ответвления протестантства. Сейчас в мире их свыше 30 тысяч.

Были ли протестанты в православии?

Конечно, были и есть. Ведь всюду и всегда хватает людей, которые недовольны жизнью, церковью и жаждут обновления веры. Первыми протестантами, выросшими на российской почве, стали во второй половине XIX века штундисты. Они продолжали ходить в православные храмы, соблюдали традиционные обряды, но собирались для изучения и обсуждения Библии.


Позднее появились другие церковные «диссиденты» – молокане, духоборы, хлысты, духижизники, скопцы, малёванцы, субботники и другие. Большинство искало новые толкования Библии, делало упор на строгое следование её заповедям, не признавало сложных православных ритуалов. Хотя вместо них иногда придумывали другие, попроще.

Например, крестьянин-основатель секты прыгунов по-своему понял слова церковной песни «окропиши мя иссопом» и ввёл обряд… сопения друг на друга для «очищения». А иссоп-то – душистое растение,типа мяты.