Тарас бульба анализ. Анализ произведения «Тарас Бульба» Гоголя Н.В

Тарас бульба анализ. Анализ произведения «Тарас Бульба» Гоголя Н.В

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошел весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьезные проблемы, которые не перестают быть актуальными и в наши дни. Приведенный ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Краткий анализ

Год написания – 1835 г.

История создания – Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно. Он был недоволен опубликованным вариантом, и в течение семи лет упорно работал над произведением.

Тема - Основная тема «Тараса Бульбы» – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Композиция - В центре сюжета - непростая судьба казацкого полковника Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Завязка - возвращение молодых людей в отчий дом. Кульминаций в повести несколько. Развязка - трагическая гибель Тараса Бульбы.

Жанр – Историческая повесть.

Направление – Эпос.

История создания

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплел в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

Тема

Основная мысль , которую автор хотел передать в своей повести - это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего, это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своей повести Гоголь затрагивает такую важную проблематику как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев - Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями - практически сразу они призываются на службу в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюбленного в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Еще одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

В повести «Тарас Бульба» анализ образов двух братьев прослеживается очень четко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Главные герои

Жанр

По своему жанру произведение «Тарас Бульба» относится к исторической повести , для которой характерна невероятная многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета все-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья, общая характеристика которых прекрасно отображена в повести.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением, как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объем, в нем присутствуют характерные признаки эпической прозы: подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Вывод напрашивается сам собой - по своему направлению историческая повесть «Тарас Бульба» относится к эпосу, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» будет справедливо назвать как исторической, так и патриотической одновременно. Она была написана в 1834 году и является, по истине, одной из ярчайших драгоценностей русской литературы.

Гоголь включил её в цикл повестей «Миргород» и щедро наполнил всё пространство произведения ярчайшей палитрой запоминающихся героев; разнообразной композицией, живым диалектом казацкой речи.

Всё настолько живо, что создаётся впечатление, будто Гоголь, поначалу, был наблюдателем самобытной жизни Запорожских казаков; вёл свой читательский дневник, записывая в него случайно подслушанный диалог, а, лишь затем, перешёл к созданию своего гениального произведения.

Погружаясь в текст повести, невольно задаёшься вопросами: почему автор взялся за написание именно этого сюжета? О чём он хотел сказать тогда своему читателю? О чём говорит сейчас нам? Сколько времени ушло на создание повести?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё глубже и многограннее проникаемся сюжетом и читательскими эмоциями. Итак, обо всём по порядку.

Как создавалось произведение

Немного об истории создания повести. Николай Васильевич Гоголь задумал написать исторически правдивую повесть о жизни запорожских казаков ещё за четыре года до официальной даты написания повести, в 1830 году.

Известно из воспоминаний современников, что Гоголь был человеком организованным, крайне дисциплинированным.

Педантом в мелочах и перфекционистом в душе, стремящемся к творческому совершенству. Поэтому, написав первоначальный вариант повести, автор, на протяжении долгих девяти лет, корректировал своё произведение, постоянно внося в него доработки.

Таким образом, повесть, изначально написанная в объёме трёх глав, разрослась до девяти, а, затем — до двенадцати.

Гоголь, по воспоминаниям современников, придирчиво долго выискивал то, единственно уникальное сочетание слов, которое бы ярче всего отразило его мысль. Он искал слова, чтобы раскрыть самобытность украинского народа. Поэтому автор обращается в повести ко многим произведениям украинского фольклора. Это, прежде всего: думы, песни.

За основу повести «Тарас Бульба» Гоголем была взята история казацкого восстания 1638 года. Согласно истории, подавить это восстание поручили гетману Потоцкому.

А, как доподлинно известно из исторических документов, прообразом самого Бульбы был выбран реальный атаман по имени Охрим Макуха. Это был благородный воин, достойный гражданин, сподвижник самого Богдана Хмельницкого.

О романе «Тарас Бульба»

Многие ошибочно называют произведение «Тарас Бульба» романом, тогда как это повесть. Сам автор просил называть своё произведение не иначе как «исторической повестью».

Так о чём основной сюжет повести? В самом начале произведения Бульба с сыновьями, которых зовут Остап и Андрий, приезжает на Запорожскую Сечь.

Отец хочет, чтобы его сыновья стали настоящими казаками. Буквально цитируя текст: «набрались уму разуму», да «понюхали пороху». Таким образом, Остап с Андрием, по воле отца, оказываются в центре событий.

Не успев в полной мере осознать происходящее, молодые люди, призываясь на военную службу в войско Запорожское, идут воевать с кровавой шляхтой, против угнетения православных, их веры и достоинства. Казацкое войско идёт на войну, чтобы сражаться с польской армией, гораздо более многочисленной и мощной.

Конечно же, при таком неравном соотношении сил, силы казаков быстро иссякают, но они не готовы принять своё поражение, сдаться на милость врагу. Филигранно описана писателем битва казаков под Дубно: Гоголь «рисует» сцены в особом фольклорном стиле, где легко провести параллели между казаками и легендарными русскими богатырями.

Так, к примеру, Бульба троекратно задаёт вопрос своим побратимам. Он спрашивает их: «Есть ли у вас порох в пороховницах?!». Ему отвечают троекратным: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, ещё казаки не гнуться!». Смерть за Родину на поле боя – это для казаков являлось высшим благом и благодатью.

Главные герои повести «Тарас Бульба»

Центральным героем является атаман Тарас Бульба, чьим именем названа повесть.

Вместе с отцом, сражается и его старший сын Остап. Мужественный Остап ещё молод, ему всего 22 года, но он в столь юные годы жизни уже является атаманом, проявляя невиданную смелость.

Образ Остапа – это образ истинного героя, готового, как отец его, отдать жизнь за Родину до последней капли крови. Даже попадая в плен к врагам и проходя через страшные пытки, Остап не становится предателем.

Безусловно, Бульба страдает, видя мучения сына. Но при этом он испытывает отцовскую гордость за него. Остап геройски погибает на плахе, как и все казаки, что попали с ним в плен.

Трагически заканчивается и жизнь самого Тараса Бульбы: он попадает в плен к полякам, горит на костре, приговорённый к смертной казни через сожжение. Но, даже умирая в нечеловеческих муках, он остаётся героем и гражданином.

Совсем по-иному, но тоже трагически сложилась судьба младшего сына Бульбы – Андрия. Он горячо влюбляется в красивую полячку, предаёт Родину и становится на сторону врагов.

Но всё же судить однозначно плохо о личности Андрия было бы неправильным. Он по натуре своей философ и романтик. Андрий против любой войны, ему интересна лишь любовь к обожаемой паночке. Тарас Бульба не может понять и принять поступков своего младшего сына, разделить его взгляды на жизнь.

Тарасу Бульбе близок и понятен старший сын Остап: он узнаёт в нём себя. Андрий же, весь сотканный из противоречий и сомнений, далёк от властного и грозного отца. У них разные системы ценностей и им никогда не договориться между собой. Поэтому Тарас Бульба принимает неоднозначное и страшное решение: убить своего младшего сына Андрия. Он делает это собственными руками.

Гоголь последователен в своих суждениях и довольно категоричен: греховная любовь к женщине – это причина многих бед. Такая любовь сродни дьявольскому искушению и способна лишить мужчину разума и воли. По мнению самого писателя, история любви Андрия к прекрасной панночке – это дорога, ведущая в тупик, к смерти.

Тарас Бульба, Остап и Андрий – главные герои исторической повести Гоголя «Тарас Бульба». Познакомившись с главными героями, самое время перейти к знакомству с героями второстепенными.

Второстепенные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Невозможно обойти стороной богатое разноцветье второстепенных персонажей, созданных Гоголем и появляющихся на страницах повести.

Давайте, следуя плану, перейдём к знакомству с ними, перечислим и назовём их имена:

  • жена Бульбы, мать Остапа с Андрием – Настя;
  • Мотря – воспитанница в семье Бульбы;
  • Воевода города Дубно;
  • Марильца;
  • Татарка – служанка Марильцы;
  • Кошевой – бывший начальник запорожских казаков еще до выборов Кирдяги;
  • Кирдяга – новый воевода казаков;
  • Бунчужный – знаменосец в Сечи;
  • Товкач – есаул казачьего войска на Украине;
  • Янкель – маркитант казачьего войска;
  • Ключарь – монах братского монастыря;
  • Кобзарь – слепой старец;
  • Довбиш – войсковой литаврщик;
  • а так же, многочисленные полковники, сотники, казаки – запорожцы, старцы, паны и пани, бурсаки, торговки, соседи Бульбы.

Товарищество и окружение значат для Тараса многое. Поэтому Гоголь щедро наполняет повествование яркими образами, как бы расстилая перед читателями «пёстрый ковёр» из героев. Второстепенные герои помогают раскрыть образы героев главных, как бы являясь для них фоном.

Важно понимать: основное различие в градации героев на главных и второстепенных заключена в том, что главные герои претерпевают развитие на протяжении всего произведения, в то время как второстепенные – нет.

Краткий пересказ «Тарас Бульба» по главам

Теперь, познакомившись, пусть даже в столь сокращённом варианте, с главными и второстепенными героями повести, самое время перейти к краткому изложению содержания каждой главы повести Гоголя отдельно. Всего в произведении 12 глав.

Уже с первой главы, Гоголь, словно бы взяв читателя за руку, бережно проводит его от одной главы – к другой, по гениально выстроенному «маршруту».

Повесть написана чётко и структурно, как конспект, с выделением важного и сюжетообразующего. Предлагаю и нам с вами незамедлительно отправиться по увлекательному, хотя и проложенному вкратце, «маршруту» повести «Тарас Бульба».

Глава 1

К Тарасу Бульбе, после учёбы в Киевской бурсе, возвращаются два сына Остап и Андрий. Отец очень рад видеть своих повзрослевших и ладных сыновей, но, будучи человеком искренним, едко шутит над одеждой бурсаков.

Старшему Остапу замечание отца приходится не по вкусу, поэтому он затевает шутливую драку с ним, пока её не прерывает мать.

Бульба принимает решение, что немного отдохнув дома, сыновья поедут в Запорожскую Сечь, чтобы возмужать духом.

Отмечая приезд сыновей Тараса Бульбы, все вокруг веселятся и празднуют это событие. В процессе общего веселья, Тарас решается «тряхнуть стариной» и поехать в Сечь вместе со своими детьми.

Жена против такого решения мужа и опасается отпускать сыновей на войну. Женщина страдает, понимая всю опасность такого решения Тараса. Крайне эмоционально проходит прощание любящей матери со своими обожаемыми детьми. Несмотря на протесты матери, они с отцом едут в Сечь.

Глава 2

В дороге царит молчание, так как каждый из героев погружён в свои мысли и воспоминания. Тарас вспоминает близких людей, товарищей, с которыми надеется скоро повидаться в Сечи.

Остап же вспоминает случай из учёбы: ему не нравилось заниматься и он, в самый первый год обучения, решил сбежать. Ему настолько не нравилось учиться, что он даже неоднократно закапывал свой букварь. Его же всякий раз ругали и давали новые учебники.

Андрий в дороге вспоминает свои многочисленные розыгрыши, устроенные настолько искусно, что никто так и не догадался, кто же за ними стоит. Андрий с ранней юности полюбил женщин и восхищался их красотой. Он вспоминает, как однажды увидел прелестную польку, когда красавица совершала прогулку в компании своего отца – польского пана.

Несмотря на случайность встречи, Андрий проникает в опочивальню к ней. Но, молодость и неопытность в любви выставили его на посмешище. В дороге, воспоминания о юной панночки не покидают его.

Уставшие, отец с сыновьями приезжают в Запорожскую Сечь. Люди в ней живут обычной мирной жизнью.

Глава 3

Семь дней троица живёт в Сечи, посвящая свои дни изучению воинских премудростей. Все казаки вокруг обожают гулять и пировать. Именно так они любят отдыхать.

В Сечи представлена самая что ни на есть разношёрстная публика: от нищих – до крестьян и офицеров. Причём последним было всё равно, на чьей стороне им воевать.

Женщин в Сечи не было и быть не могло. Бульба, подговорив дружественно настроенных к нему казаков к непослушанию, способствует переизбранию Кошевого. Новым атаманом избирают товарища Тараса, казака Кирдягу.

Глава 4

Кирдяга, вновь избранный атаман, приказывает не считаться с договорённостями о мире. Неожиданно в Сечь приплывает паром с казаками.

Эти прибывшие казаки рассказывают о бесчинствах поляков. О том, что они жестоки и несправедливы к православным украинским христианам. Именно это и спровоцировало принятие решения о начале наступления на поляков.

Глава 5

Казаки отправились в свой освободительный поход. Два брата усовершенствуют с каждым разом всё более и более своё мастерство в военном деле.

Бульба радуется таким умелым сыновьям. При этом Остап и Андрий по-разному показывают себя.

Остап, по мнению Бульбы, прирождённый полководец, так как невероятно мудр и разумен. Андрий, напротив, зарекомендовывает себя полной противоположностью старшему брату: он непредсказуем и слишком горяч.

В одну из ночей в лагерь к казакам тайно проникает служанка той самой прелестной панночки. Именно её чарами был когда-то ослеплён Андрий. Панночка, узнав его среди прочих казаков, посылает к нему свою служанку с просьбой достать пропитание, которого не было по причине блокады города. Андрий не может отказать возлюбленной и через тайный ход проникает в крепость.

Глава 6

Попав в город, Андрий наблюдает повсеместное запустение и нищету. Город фактически умирает от голода. Горожане находятся на грани, но не сдаются, так как знают, что скоро придёт подкрепление, и будет еда.

Андрий встречается со своей панночкой и забывает обо всём на свете от нахлынувшей любви. По сути, Андрий становится предателем отца, брата и Родины. В город, наконец-то, приходит подкрепление и доставляют еду.

Глава 7

Казаки постоянно пьют и веселятся, с утра до вечера. Поэтому они пропускают подкрепление, не заметив его.

Казаки посылают своего разведчика в город за информацией. Вернувшись, разведчик рассказывает Бульбе о том, что видел там его младшего сына и тот просил передать, что не вернётся назад, так как отрекается от них.

Остап занимает место погибшего куренного, чему отец несказанно рад. Тарас счастлив успехам старшего сына и, одновременно, страдает от поступка младшего. Ведь название этому поступку лишь одно – это дезертирство и предательство.

Глава 8

Неожиданно из Сечи приходит информация о набеге татар и краже казны. Есть единственный способ вернуть казну и пленных – это срочно прекратить блокаду.

Казаки спорят по этому поводу и их мнения различны. Таким образом, одна половина войска уходит, а Бульба, с оставшейся половиной, так же продолжает осаду.

Глава 9

Город и его жители опять становятся заложниками и начинают голодать.

Разведка поляков оказывается неудачной, но евреи приносят горожанам весть о том, что казаков осталось гораздо меньше, чем было.

Жители города, узнав об этом, поверили в спасение и обрадовались. Бульба, поняв это, выступает перед своими товарищами с желанием подбодрить их и вселить надежду, повести за собой.

Происходит бой. В этом бою поляки берут Остапа в плен. А, Андрий, страстно влюблённый в полячку, погибает от карающей руки своего отца.

Глава 10

Бульба ранен в бою и две недели мечется в лихорадке. Его тревожит мысль о старшем сыне, попавшем в плен. Немного придя в себя, Тарас платит еврею пять золотых и просит переправить его в Варшаву. Ведь именно туда отвезли пленённого Остапа.

Глава 11

Тарас благополучно добирается до Варшавы с целью организовать побег и спасти сына. Ему не удаётся совершить задуманное из-за предательства конвоира. Бульбе остаётся лишь смириться.

Тарас идёт на площадь, туда, где планируется проведение казни над пленными. На глазах отца страшно сына пытают, подвергая его чудовищным мукам. Остап в муках зовёт отца и слышит его ответ. Тарасу чудом удаётся избежать плена и благополучно добраться до Сечи.

Глава 12

Мощное казацкое войско идёт в атаку. Бесстрашным полком этого войска командует Тарас Бульба. Поляки же хотят мирно договориться, чтобы избежать дальнейшего кровопролития.

Бульба не готов идти на мировую ни при каких обстоятельствах. Казакам удалось и в этом бою, когда всё было против них, одержать верх над противником.

Тарас Бульба, почувствовав свою непобедимость, решает вернуться на поле битвы в поисках потерянной курительной трубки.

Бульбу поляки берут в плен и казнят, сжигая на костре. Его соплеменникам и боевым товарищам удаётся спастись.

Заключение

Вот так коротко выглядит рассказ о главных событиях повести. В заключении хочется особо отметить, что любое, даже самое талантливое описание содержания произведения, никогда не сможет заменить и сотой доли удовольствия от непосредственного чтение этой замечательной повести.

«Тарас Бульба» был написан гениальным пером Гоголя с искренним желанием автора пообщаться со своими читателями на многие, важные темы. Тему любви к Родине и любви к женщине. Тему личного выбора каждого и ответственности за него. Тему дружбы, предательства и возможности прощения.

Гоголь проводит психологический анализ человеческих характеров в отдельности, и, посредством этого, рисует собирательный образ всего казачества в целом. Писатель рассуждает с нами об опасности деградации человеческой души и учит противостоять этому.

Николай Васильевич Гоголь не является нашим с вами современником, но, несмотря на это, его мысли, рассуждения и созданные им обобщённые образы являются актуальными, понятными и сегодня.

В повести «Тарас Бульба» Гоголю удалось совместить современную историю с величественным тоном древних эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В ней изображен эпизод войны запорожского казачества против иностранной агрессии с севера и юга. Бурный XVII век, беспокойная жизнь, постоянные угрозы и опасности, суровый дух защитников русских и украинских земель получили художественное воплощение в этом эпизоде.

  • Главные герои повести.

История, рассказанная в повести, описывает краткую жизнь и разные судьбы двух молодых братьев - казаков Остапа и Андрия, сыновей полковника Тараса Бульбы.

Главный герой повести - личность сильная и цельная, Тарас Бульба не знает сомнений в выполнении своего долга, он тверд и прям, как герой древнего героического эпоса: «Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. Так продать? продать веру?продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

Образ Тараса Бульбы отличается непоколебимой духовной и физической мощью, подобно былинному богатырю: «У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст». Единство натуры и характера Тараса Бульбы определяет вера.

В образе Тараса Бульбы соединяются черты народного героя, предводителя народных масс, мужественного, волевого, умного, и черты простого казака. Приведем характеристику Тараса Бульбы, данную Л. М. Крупчановым: «Широкая, свободолюбивая, сильная натура Тараса является олицетворением этого независимого, бесшабашного, гордого духа народа. Но мирная, разгульная жизнь, веселье, пиры лишь эпизоды в жизни Тараса, прошедшей в боях и походах. Вот полковник Тарас Бульба, человек беззаветной храбрости и мужества, цель жизни которого ясна и благородна: укрепляя узы товарищества, отстоять русскую землю. Он говорит: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».

Образ Тараса, прошедшего через все самые тяжкие испытания, которые только могут выпасть на долю человека, в конце повести овеян ореолом трагического величия. Тарас всегда остается самим собою: и тогда, когда собственной рукою убивает своего сына Андрия, предавшего родину из-за любви к красавице полячке, и когда присутствует на казни старшего сына Остапа, и когда, распятый и сжигаемый на костре, помогает спастись своим товарищам».

Сыновья Тараса Бульбы, выпускники Киевской бурсы, также одарены недюжинной силой и отвагой. Но судьбы потомков богатыря Тараса Бульбы расходятся: Остап унаследовал несгибаемую волю отца, чей эпический характер формируется одним чувством — любовью к родине и ненавистью к врагу. В сердце славного витязя Андрия проникает чувство, превосходящее верность своему народу, — любовь.

Л. М. Крупчанов пишет: «Старший сын Тараса Остап по характеру во многом напоминает отца. Еще совсем молодой, только что закончивший учебу, он быстро завоевывает уважение товарищей и начинает выделяться среди них своей храбростью и находчивостью. Тарас любит его, гордится им, видя в нем родную душу не только по крови, но и по общности цели. Другая натура у Андрия. Он себялюбив, тщеславен, храбрость его в бою носит показной характер. Различие в характерах братьев, намеченное в самом начале повести, затем все более углубляется и приводит в конце концов одного из них к славному, а другого - к позорному концу».

Три героя повести, отец и два сына, показаны в гуще народной жизни и борьбы, посреди разгульного в веселии и грозного в бою запорожского воинства.

  • Художественные особенности повести.

Исследователь М. А. Вокин подробно рассматривает сочетание в повести эпического, романного и лирического начала. По мнению литературоведа, художественная природа «Тараса Бульбы» является сложной и неоднородной, так как наряду с эпическим в произведении присутствуют романное и лирическое начала. Важную роль в повести играет пейзаж, отражающий волю, благоухание, безбрежность украинской степи: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере.

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Один из главных композиционных приемов повести - антитеза, противопоставление великого и героического мелкому и ничтожному. Кодекс казачьей чести.

Настоящий кодекс казачьей чести представляет собой основанные на исторических традициях казачества общие принципы поведения казаков, которыми им рекомендуется руководствоваться независимо от принадлежности к казачьим обществам и общественным объединениям казачества. Казаки — братство людей, исторически объединенных миссией служения Отечеству — Святой Руси, православной вере, своему государству и своему народу. Казаки все равны в правах. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. По одному казаку судят обо всем казачестве.

Казак, следуя заветам предков, призван:

любить и защищать свое Отечество;

сохранять и укреплять казачье братство;

чтить старших, уважать старость, веру и обычаи предков;

быть здоровым духовно и физически;

беречь и приумножать свою семью;

во всех делах быть примером для своих детей;

быть храбрым, защищать слабых;

прощать своих врагов, быть грозой для врагов Отечества.

Казак в служении Отечеству также призван: Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, способствовать своим трудом укреплению гражданского общества и государства; Знать и соблюдать законы своей страны, добросовестно и профессионально нести службу; Быть бескорыстным и честным при несении службы, помнить об ответственности за судьбу общества и государства.

  • Повесть в оценке критиков и литературоведов.

«Тарас Бульба — дивная эпопея, написанная кистию смелою и широкою, резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера… «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!..

Если говорят, что в «Илиаде» отражается вся жизнь греческая в ее героический период, то разве одни пиитики и риторики прошлого века запретят сказать то же самое и о ‘Тарасе Бульбе» в отношении к Малороссии XVI века?.. И в самом деле, разве здесь не все козачество, с его странною цивилизациею, его удалою, разгульною жизнию, его беспечностию и ленью, неутомимостью и деятельностию, его буйными оргиями и кровавыми набегами?..

Скажите мне, чего нет в этой картине? Чего недостает к ее полноте? Не выхвачено ли все это со дна жизни, не бьется ли здесь огромный пульс всей этой жизни? Этот богатырь Бульба с своими могучими сыновьями; эта толпа запорожцев, дружно отдирающая на площади трепака, этот козак, лежащий в луже, для показания своего презрения к дорогому платью, которое на нем надето, и как бы вызывающий на драку всякого дерзкого, кто бы осмелился дотронуться до него хоть пальцем; этот кошевой, поневоле говорящий красноречивую, витиеватую речь о необходимости войны с бусурманами, потому что «многие запорожцы позадолжались в шинки жидам и своим братьям столько, что ни один черт теперь и веры неймет»; это мать, которая является как бы мимоходом, чтобы заживо оплакать детей своих, как всегда являлась в тот век женщина и мать в казацкой жизни… И это не эпопея?.. Да что же такое эпопея?..

И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская сечь…» (В. Г. Белинский).

«Почему же Гоголь в основу повести положил трагический сюжет? Вероятно, такой разворот событий позволял полнее выявить характеры героев, их сокровенные качества. Но, полагаем, здесь была и другая причина. Обратившись к прошлому в поисках идеала, писатель не мог не видеть, что искомой гармонии человеческой жизни прошедшие века дать не могли при всем их историческом значении.

Поколение героев-воинов сыграло свою роль, но ушло, а вот что оно оставило настоящему, кроме легенд и преданий? Обратившись к современной ему жизни, писатель увидел милых, благообразных старичков (впрочем, тоже ушедших), забубенных, любящих гульнуть бурсаков, пародийные фигуры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Но не увидел героев. Поэтому скорбное восклицание писателя, которым завершается «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», - «Скучно на этом свете, господа!» - мы вправе отнести не только к этой повести, но и ко всему сборнику «Миргород»» (Г. Я. Беленький). «Но что такое вся эпопея о Тарасе Бульбе, как не ряд гиперболических образов, где и картины Украйны, и удаль казаков, и первобытность их жизни - все изображено в преувеличенном, крайне изукрашенном виде? Идет бой и «летят головы», «снопами валятся ляхи», сияет «сабельный блеск».

Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник Н. В. Гоголя «Миргород». Это историческое произведение, которое собрало в себе множество действующих лиц, значительно отличается от других повестей сборника. Гоголь всегда умел замечать самые тонкие и мелкие дели и подробности, на которые никто не обращал внимание. Его наблюдательность создает очень точные, живые картины в каждом его произведении, будь то описание природы, села или человека.

Но то, как Гоголь описывал человека, повторить сложно. Наблюдения автора позволяли ему проводить анализ всех свойств человеческого характера и создавать единый, многогранный образ. Но если во многих своих произведениях он говорил о деградации человека, то в произведении «Тарас Бульба», на примере казацкого полковника и его сыновей автор показывает то, каким должен быть человек, что для него должно быть истинно важным, какими чертами обладают русские.

Автор изображает картину сложного для его Родины времени борьбы с польской шляхтой. Гоголь отобразил истинную дружбу единого народа — малороссы, а позднее украинцы и русские — единый народ Киевской Руси. Автор через всю повесть протянул тему братства и товарищества. В то время зарождалось казачество — яркие пример русской силы, ведь именно русские собирались на Хортице. Это были князья и бежавшие крепостные, но на Сечи они становились братьями, товарищами.

В описании Тараса Бульбы вложены не вымышленные черты, а реальная характеристика казака того периода. Лишь иногда, когда наступает кратковременное перемирие, Тарас живет дома и занимается хозяйством. Но прежде всего он казак, он защитник и остальное время воин, которых тогда было очень много он проводит с оружием в руках на полях сражений. Своим долгом, целью жизни казак видит в службе Родине, в ее защите. Тарас грубоват и прямолинеен, что ярко контрастирует с изнеженными польскими воинами.

Самое ценное, самое... дорогое для Тараса Бульбы — Родина. Любовь и верность родной земле для него значительнее, чем личные интересы. Необыкновенным ударом стало для Тараса предательство его младшего сына. Андрей меняет на понравившуюся полячку свою Родину, друзей, семью и идет воевать против своих. Была ли это любовь или мимолетное увлечение — не важно, ведь Андрей без раздумий бросил своих товарищей и вышел против них с мечом. Его не остановило то бесчинство, которое творили ляхи на его родной земле, сжигая села и вырезая людей.

Старший сын Тараса Остап был гордостью своего отца. Он был верен своей земле и вере до последнего. От рук поляков он принял страшную, мучительную смерть, и при этом вел себя героически до последнего вздоха, чтобы криками боли не радовать врага. Он знал, что его жертва не напрасна — он страдал за Святую Русь, за свою веру, за друзей.

Истории двух братьев — это истории двух разных путей, которые человек выбирает самостоятельно, решая стать ли героем или добровольно нанести на себя клеймо предателя. В наше время эти образы не менее актуальны, так как у каждого из нас всегда есть выбор — ценить свое или пресмыкаться ради подачки, отправляясь заграницу в поисках лучшей жизни.

Тарас Бульба принял смерть достойную казака, нанеся крестное знамение. Его вера, отвага преданность олицетворяют дух его народа, дух русских и малороссов, которые до настоящего времени были истинными патриотами. Эта повесть помогает понять свою историю и обратиться к собственным ценностям, к родной земле и православию.

Героические образы повести «Тарас Бульба» создают контраст с остальными героями сборника «Миргород», демонстрируя то, какими люди были, какие качества имеет каждый из нас и чем человек может стать, если будет поощрять в себе пороки.

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

http://www.takelagg.ru/ фото такелажных работ.