Указ об учреждении синода. Учреждение Синода в России (кратко)

Указ об учреждении синода. Учреждение Синода в России (кратко)

Священный Синод - это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На РПЦ 1917 - 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

Церковь раннего периода

РПЦ была основана в 988 году.

Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии. В период с 988 по практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл. Сегодня Синод - это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I),

указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод - это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке. Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего. Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский - митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год - 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части - духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала - закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 - 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа.

Синод - это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию.

Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора. Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию.

Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г. заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре. Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

Священный Синод — это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На Поместном соборе РПЦ 1917 — 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

РПЦ была основана в 988 году. Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии. В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл. Сегодня Синод — это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке. Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего. Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 — 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод — это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию. Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора. Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г. заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре. Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный Синод (в переводе с греческого «собрание», «собор») – один из высших органов церковного управления. Согласно главе V действующего Устава Русской Православной Церкви «Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

После упразднения Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 по август 1917 г. учрежденный им Святейший Правительствующий Синод был главным государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, который заменял собой патриарха в области общецерковных функций и внешних сношений. В 1918 г. Святейший Синод как государственный орган был ликвидирован де-юре декретом Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены – митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии – по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии.

В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

В обязанности Священного Синода входит:

1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

Святейший Синод - государственный орган управления Церковью, существовавший в России в 1721-1917 гг.

Деятельность Святейшего Синода дала название Синодальной эпохе в истории Русской Церкви (XVIII - начало XX века). Этот период характеризуется несамостоятельным развитием Православной Церкви, подчиненной государству , хотя сохранившей основные привилегии, отличавшие ее от других вероисповеданий. Она не могла избирать Патриарха, а также проводить Соборы, традиционно служившие инструментом канонического церковного управления.

Создание Святейшего Синода

В XVIII в., когда в России происходили серьезные исторические перемены, в ходе которых складывался новый облик государства, среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям стала церковная реформа. Правительство смотрело на Церковь как на одно из учреждений государственного аппарата, нуждавшееся в опеке и надзоре. Для этого понадобилось изменить старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и Патриаршество, и учредить на его месте новую систему управления Церковью - Святейший Правительствующий Синод. Под влиянием реалий Западной Европы Петр I воспринимал отношения светского правителя и Церкви согласно протестантской модели: монарх отвечает и за государство, и за Церковь, которая должна подчиняться государственным интересам. Фигура предстоятеля Церкви, Патриарха, была в такой модели неуместной и создавала потенциальную конкуренцию фигуре правителя. Поэтому уже в 1700 г., после кончины Патриарха Адриана вместо избрания нового Патриарха по распоряжению Петра I Русскую Церковь возглавил митрополит Стефан (Яворский) в должности местоблюстителя патриаршего престола. А в 1721 г. патриаршая форма управления Церковью была окончательно упразднена и заменена - в духе петровских реформ - коллегиальной. Составленный архиепископом Феофаном (Прокоповичем) «Духовный регламент» устанавливал систему государственного контроля над деятельностью Церкви. Согласно этому документу для руководства всеми сторонами церковной жизни создавалась Духовная коллегия, или Святейший Правительствующий Синод, заимствовавший свой титул - Святейший - от Патриарха.

Принципы работы Святейшего Синода

Синод стал одним из органов управления, встроенных в государственный аппарат. Формально он был уравнен в правах с Сенатом, также носившим название «Правительствующего», а в XIX в. по своему положению встал почти на уровень министерств. Монарх в «Духовном регламенте» назывался «крайним судией» Синода. Для всех членов Синода полагалась присяга, которая мало отличалась от присяги военных и гражданских служащих. Допускалось даже вторжение в тайну исповеди: если священник узнавал о готовящемся преступлении против императора, ему следовало сообщить об этом. Фактически император стал главой Церкви, за которым оставалось последнее слово в важнейших вопросах ее бытия, чего ранее в истории России не было, хотя тенденции к подчинению Церкви государственным интересам прослеживались и в XVI, и в XVII вв.

Членами Синода становились крупные архиереи, некоторые архимандриты, в XIX в. - обер-священники, возглавлявшие военное и придворное духовенство. При Синоде была создана канцелярия, куда входили и светские чиновники. Для контроля деятельности органа, соответствия его решений государственной пользу уже при Петре I учреждалась должность обер-прокурора. Эту должность занимали светские люди, нередко офицеры, далекие от понимания нужд Церкви. В XVIII в. их авторитет не был высоким, они боролись с членами Синода за право непосредственного доклада императорам и т.п. При Екатерине II роль обер-прокуроров стала возрастать, в т.ч. благодаря тому, что они стали контролировать финансы Синода. В XIX в. обер-прокуроры превратились в крупных чиновников, претендовавших на роль министров, хотя некоторые министерские привилегии они получили лишь в начале XX в. У обер-прокуроров появилась собственная канцелярия. Наиболее известны А.Н. Голицын (1803-1817), инициировавший начало работы по переводу Библии на русский язык и возглавлявший в 1817-1824 гг. «двойное министерство», которое временно объединило Синод и Министерство народного просвещения; Н.А. Протасов (1836-1855), генерал, командовавший архиереями как своими офицерами; К.П. Победоносцев (1880-1905), убежденный консерватор, оказывавший немалое влияние на политику Александра III и Николая II. В то же время немногие члены Синода выступали как независимые и влиятельные фигуры в церковной политике: среди них следует назвать Московского митрополита Платона (Левшина) (1775-1812) и особенно Московского митрополита Филарета (Дроздова) (1821-1867).

Синод занимался широким кругом проблем. Он выбирал кандидатов в епископы во всех епархиях, создавал новые епархии; открывал новые монастыри, назначал настоятелей, давал разрешение на постриг монахов ; руководил миссионерской деятельностью, создавал новые миссии; осуществлял издание духовной литературы и духовную цензуру, открывал церковные журналы; занимался канонизацией святых. Одним из важнейших направлений деятельности было развитие духовно-учебных заведений, для этих целей при Синоде было создано Духовно-учебное управление. Кроме того, ведению Синода подлежала масса мелких дел, например бракоразводных или связанных с проступками представителей духовенства, сильно затруднявших оперативную работу государственного ордена.

Святейший Синод и революция

После Февральской революции 1917 г. было создано Временное правительство, в которое вошел обер-прокурор Синода. Им был назначен депутат Государственной думы В.Н. Львов. Его сменил А.В. Карташев, ставший последним обер-прокурором. В августе 1917 г. вместо Святейшего Синода при правительстве было создано Министерство исповеданий, которому подлежали дела не только Православной Церкви, но и других исповеданий. Созванный в 1917 г. Поместный Собор Русской Церкви провел реформу ее управления и восстановил Патриаршество. На этом история Святейшего Синода закончилась.

1. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб.; Петроград, 1868-1917.

2. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству православного исповедания. СПб., 1902.

3. Барсов Т.В. Синодальные учреждения настоящего времени. СПб., 1899.

4. Благовидов В.А. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII — первой половине XIX столетия. Казань, 1899, 1902.

5. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-на-Дону, 1916.

6. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. СПб., 2003.

7. Кондаков Ю.Е. Государственная власть и Православная Церковь в России: Эволюция отношений в первой половине XIX в. СПб., 2003.

8. Федоров В.А . Русская православная церковь и государство: Синодальный период 1700-1917. М., 2003.

9. Иванов Иван, диакон. Взаимоотношения Церкви и государства во второй половине XVIII века (деятельность обер-прокуроров Святейшего Синода 1763-1796 гг.): сборник документов. М., 2010.

), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами.

  • Священный Синод ответственен перед Архиерейским собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  • Священный Синод состоит из Председателя - Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев.
  • Постоянными членами являются: по кафедре - митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности - председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  • Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.
  • Постоянные члены Синода по кафедрам и ex officio

      • митрополит Киевский и всея Украины
      • митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область);
      • митрополит Минский и Слуцкий , Патриарший экзарх Белоруссии;
      • митрополит Кишиневский и всея Молдовы ;
      • председатель Отдела внешних церковных связей ;
      • управляющий делами Московской патриархии.

    Постоянные Члены (персональный состав) Священного Синода в настоящее время

    1. Владимир (Сабодан) - митрополит Киевский и всея Украины
    2. Ювеналий (Поярков) - митрополит Крутицкий и Коломенский
    3. Владимир (Котляров) - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
    4. Филарет (Вахромеев) - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси
    5. Владимир (Кантарян) - митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
    6. Варсонофий (Судаков) - архиепископ Саранский и Мордовский, и.о. управляющего делами Московской Патриархии
    7. Иларион (Алфеев) - архиепископ Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

    Комиссии и отделы

    Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные отделы:

    • Издательский Совет;
    • Учебный комитет;
    • Отдел катехизации и религиозного образования;
    • Отдел благотворительности и социального служения;
    • Миссионерский отдел;
    • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
    • Отдел по делам молодежи;
    • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
    • Информационный отдел.

    Также при Синоде существуют следующие учреждения:

    • Патриаршая Синодальная Библейская комиссия;
    • Синодальная Богословская комиссия;
    • Синодальная комиссия по канонизации святых;
    • Синодальная богослужебная комиссия;
    • Синодальная комиссия по делам монастырей;
    • Синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам;
    • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

    В синодальный период ( -)

    В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором ; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода .

    Учреждение и функции

    В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до .

    Обер-прокурор Синода

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

    Состав

    Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

    Последние годы

    По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев , хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Н. Д. Жевахов , «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к Престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“» .

    Основной задачей Синода стала подготовка Всероссийского Поместного cобора.

    Примечания

    Литература

    1. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого . Москва, 1886.
    2. Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению . - Богословский Вестник, 1904, № 1 и 2.
    3. Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении . СПб.,1898.
    4. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность . Ч. III, гл. 35: Бюрократия в Церкви .
    5. Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву . СПб., 1914.
    6. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия . Париж, 1937.
    7. И. К. Смолич Глава II. Церковь и Государство Из История русской церкви. 1700-1917 гг. (Geschichte der Russische Kirche ). Лейден , 1964, в 8 книгах.

    См. также

    Ссылки

    • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России .

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Святейший Правительствующий Синод
    • Святейший правительствующий синод

    Смотреть что такое "Святейший Синод" в других словарях:

      Святейший Синод - – Святейший Синод учрежден в 1721 году. Причины замены патриаршего управления синодальным указаны в Духовном Регламенте и состоят, между прочим, в следующем: 1) истина гораздо лучше может быть разузнана несколькими лицами, нежели одним; 2)… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

      Святейший Синод - СВЯТЕЙШИЙ, ая, ее. Составная часть титула нек рых патриархов, а также Папы Римского. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      СВЯТЕЙШИЙ СИНОД - (греч. synodos собрание) один из высших государственных органов в России в 1721 1917 гг. Ведал делами Православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и… … Юридическая энциклопедия

      Святейший синод - Священный Синод, Священный синод (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему Уставу РПЦ, высший «орган управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими соборами». Содержание … Википедия

      Святейший синод - см. Синод … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      СВЯТЕЙШИЙ СИНОД - (греч. synodos собрание) один из высших государственных органов в России в 1721 1917 гг. ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и… … Энциклопедический словарь экономики и права