C ОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна ©
ПАМЯТНИК БЕЛОМУ ГУСЮ
УРОК ПО РАССКАЗУ ЕВГЕНИЯ НОСОВА «БЕЛЫЙ ГУСЬ»
V КЛАСС
Рассказ Евгения Носова «Белый гусь» обладает сильнейшим эмоциональным воздействием. Сначала он вызывает улыбку, заражает радостным мироощущением автора, и мы с удовольствием наблюдаем за характером и повадками Белого гуся - главного героя произведения; затем неожиданно вместе со страшной стихией входит в сердце тревога за все живое, оказавшееся в ее власти, а потом душа наполняется грустью и очищающим светом, возникающим от восхищения перед отцовским подвигом могучей самоотверженной птицы. Если птица способна на такое самопожертвование, то каким же должен быть венец творения - человек?.. И об этом задумываешься, читая «Белого гуся».
Небольшой по объему, рассказ поражает глубиной мысли, отточенностью слога, выразительностью художественных средств, с помощью которых создается образ Белого гуся. Слово в рассказе настолько выпукло и емко, что для анализа его не требуется каких-то еще дополнительных средств, усиливающих эмоциональное воздействие или стимулирующих мыслительную деятельность учащихся.
Главный герой произведения - гусь -птица, знакомая детям, но писатель дает нам возможность увидеть в привычном и обыденном необычное и высокое.
Знакомство учащихся с рассказом предварим небольшой вступительной беседой.
Что вы знаете о гусях? Какой характер у этих птиц?
Дети называют их важными и гордыми, знают агрессивный характер этих домашних птиц, многим приходилось спасаться от них бегством, а кое-кто попробовал и их болезненных щипков.
А известны ли вам произведения с участием гусей?
Ребята вспоминают античную легенду «Как гуси Рим спасли», народные сказки «Гуси-лебеди», «Ивасик-Телесик», песенку про двух веселых гусей, повесть-сказку Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Какими там предстают гуси?
Гуси предстают перед нами бдительными, осторожными, мудрыми, иногда агрессивными, опасными, а порой веселыми и задорными.
Оказывается, гуси - довольно популярные персонажи литературных произведений. И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением, которое написал Евгений Носов, - рассказом «Белый гусь».
Родился писатель в деревне, детство его прошло среди речных заводей, лугов, полей и дубрав. Он много времени проводил в лесу и на реке, учился видеть и слышать природу, проникал в ее тайны и секреты, запоминал названия трав и деревьев... Любовь ко всему живому неизменно чувствуется во всех его произведениях: и в картинах (Носов был еще и художником), и в повестях и рассказах. В «Белом гусе» писатель описал то, что увидел однажды на рыбалке.
Далее рассказ читается вслух. Поскольку в нем довольно много незнакомых для пятиклассников слов (кулига, привада, плес, армада, кильватерный строй, кокарда), заранее напишем их значения на доске и обратим на них внимание во время чтения.
После чтения спросим учеников:
Понравился ли вам рассказ? Почему? Какое чувство он вызвал у вас и почему?
Детям очень нравится рассказ Носова своей жизненной полнотой: в нем и юмор, и грусть, смешное чередуется с драматическим, ярки и сочны картины природы, особенно описание стихии; убедителен и выразителен образ главного героя - Белого гуся. Притягивает своим обаянием и автор - человек добрый и мудрый, который живет в гармонии с миром природы, не вознося себя над ней, а ощущая себя ее частью... Рассказ пробуждает в пятиклассниках добрые чувства: они жалеют гуся и погибших гусят, с волнением и восхищением размышляют о подвиге Белого гуся, радуются, что его дети остались живы и видят большой, сверкающий всеми красками мир.
Кто же находится в центре внимания автора? (Белый гусь - «самая важная птица на всей кулиге».)
Почему Носов пишет слова «Белый гусь» с прописной буквы - ведь это не имя собственное?
Наверно, из уважения к птице, которая выделяется среди остальных и внешним обликом, и повадками.
Как в рассказе подчеркивается исключительность Белого гуся?
Его оперение всегда ослепительно белое, потому что гусь виртуозно ходит даже по самой грязи: «Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой растележенной дороге, не замарав ни единого перышка». Гусь «никогда не бежал». «Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды». От хлопанья его «полутораметровых крыльев» по воде бежала рябь «и шуршали прибрежные камыши», а от гоготания - «в лугах у доярок тонко
тонко звенели подойники». На Белого гуся «засматривались лучшие гусыни деревни». Везде и всюду он вел себя как хозяин:
«Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем пляжи - его. Самые сочные участки луга - тоже его». «С сознанием своей власти» гусь относился и к человеку, прогоняя его с плеса, поедая у него червей из банки и утаскивая куканы с рыбой.
Гусь воюет с человеком за обладание плесом, и когда человек расставляет там удочки, Белый гусь «кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок». Он ведет бои с соседней стаей, и после них «долго по реке плывут вырванные перья». Гусь «с угрожающим шипением» нападает на человека и его велосипед, дерется со своим хозяином Степкой, гонится за теленком, «выщипывая из ляжек клочки рыжей шерсти», и большой теленок боится его.
Писатель готов присвоить Белому гусю звание адмирала, потому что «все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями». Ослепительное его оперение напоминает автору «белоснежный китель» адмирала, а огромный яркий апельсинового цвета «клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье» - кокарду на морской фуражке. Носов говорит об адмиральском звании, так как гусь - водоплавающая птица, и его белый «китель» как парадный мундир высшего командира военно-морского флота. Поэтому с этим персонажем легко соотнести военную лексику.
Скажите, с какими эпизодами из жизни Белого гуся можно связать слова «маневры», «атака», «оборона». Почему?
Маневры - это передвижение войск (или флота) на театре военных действий с целью нанести удар противнику. С маневрами можно сравнить действия Белого гуся и по отношению к человеку. Чтобы отвоевать у него плес, он то ведет свое гусиное войско «прямо на удочки», «то затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой». Другой раз гусь устраивает драки с соседней стаей, после которых «о поклевках и думать нечего».
Атака - это стремительное нападение на противника. И атакует Белый гусь то автора рассказа («Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу»), то «пестро-рыжего бычка», который забрел на луг, где Белый гусь гулял с гусятами, то соседнюю стаю.
Чем вызваны эти атаки?
В одних случаях это самоутверждение Белого гуся и его власти в округе. В других - защита гусят от возможной опасности. Тогда атака является одновременно и обороной, необходимой для отпора врагу. Ведь не зря одно из широко известных военных выражений гласит: «Лучший способ защиты - это нападение». Но в эпизоде со стихией Белому гусю приходится не нападать, а держать настоящую оборону: «Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят».
Сравните поведение Белого гуся во время бушующей непогоды с поведением других гусей. Как и в этой ситуации подтверждается его исключительность?
Сначала они, как и Белый гусь, «растопырив крылья, полегли в траву», закрывая гусят. Но когда град превратился из ледяных горошин «в куски наспех обкатанного льда величиной в четвертинку пиленого сахара», «гуси не выдержали и побежали» к воде, забыв о своих выводках и следуя инстинкту самосохранения, они «падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка...». Их действия похожи на паническое бегство войска от страшного и сильного врага. В результате гусята, брошенные родителями, «погибли почти все». И только Белый гусь, как настоящий адмирал, не бросил свой тонущий корабль с беззащитными и беспомощными птенцами: он остался на месте, на посту, понимая, что бегство грозит его детям гибелью. Так и здесь он подтвердил свою исключительность.
Удивляет ли нас его поведение или мы уже каким-то образом подготовлены к этому? Можно ли сказать, что гусь совершил подвиг? Почему?
Конечно, поведение Белого гуся восхищает нас, но не является полной неожиданностью: ведь мы еще раньше видели, как он пекся о безопасности своих гусят, стараясь предупредить любую возможность беды. Достаточно вспомнить, как он встретил появление на лугу человека с удочками на велосипеде, как прогонял оттуда рыжего бычка. Степка говорит: «Никому прохода не дает. Ближе ста
шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует».
Мы уверенно можем сказать, что Белый гусь совершил подвиг, потому что он пожертвовал своей жизнью, защищая гусят. Наверняка ему было так же страшно, как и другим гусям, но он не двинулся с места, так как помнил о беспомощных и несмышленых птенцах и о том, что он их отец: «Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови». Автор убеждает: гусь не только «самая важная птица во всей кулиге» и «адмирал», но и отец-герой.
Какое чувство вызывает конец рассказа? Остается ли от него чувство безысходности? Почему?
Нам, безусловно, жаль Белого гуся - могучую, сильную и мужественную птицу, которая своим подвигом может служить примером не только собратьям, но и человеку. Мы грустим вместе с автором о погибшем гусе. Но чувства безысходности нет от его геройской гибели, потому что остались живы «все двенадцать пушистых одуванчиков». И один из гусят «с темной ленточкой на спине» упорно карабкается на крыло погибшего отца. Наконец он «вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.
Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца».
Таким увидел этот сложный, многообразный и прекрасный мир Евгений Носов.
Каким предстает перед нами автор? Каково его отношение к природе?
Автор видится нам человеком добрым и мудрым. Он любит все живое и с интересом и любовью вглядывается в окружающий мир. Он великолепно знает окрестности деревни, где живет: луга, плесы, песчаные отмели, лесные поляны. Ему известны «самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи», речные заводи, где водится рыба. Он знает «лучших гусынь деревни», любовно называет гусят «одуванчиками», с улыбкой рассказывает о рыжем бычке, напуганном Белым гусем.
Автор говорит, что у него с гусем «давняя тяжба» (то есть спор, соперничество), но можно ли сказать, что они враги? Есть ли у нас основание утверждать, что Носов любуется гусем и не обижается на него?
Писатель не испытывает к птице враждебного чувства, несмотря на то что гусь часто мешает ему рыбачить, поедает его червей и утаскивает куканы с рыбой: он понимает, что тот действует по своим птичьим законам и правилам. Автор не прогоняет его, не пытается ударить (как нередко поступают люди по отношению к мешающим братьям нашим меньшим), даже когда гусь нападает на него. Он только «переругивается» с гусем, пытается воспитывать «буйного папашу», когда тот уж слишком расшумелся.
Автор восхищается степенностью и важностью птицы, ее походкой, аккуратностью, повадками. Когда он видит его среди свежих весенних трав, то откровенно любуется: «Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара».
Носов рисует облик и характер Белого гуся с помощью сравнений. Некоторые из них прямые, некоторые - подтекстные. Они не названы, но подразумеваются, с подачи писателя их подсказывает нам наше воображение. (Детям демонстрируются карточки, на которых написаны слова: адмирал, белая кочка, глыба рафинада, гора, вершина, памятник.)
Как вам кажется, какие из них прямые, а какие подтекстные? (Прямые - адмирал, глыба рафинада, белая кочка, остальные - подтекстные.)
Найдите те части текста, где спрятаны эти самые подтекстные сравнения.
Впервые мысль о памятнике и подтекстное сравнение гуся с ним возникает, когда автор любуется птицей и ему кажется, будто гусь «высечен из глыбы рафинада». Второй раз это сравнение приходит на ум, когда мы читаем об отцовском подвиге гуся и его гибели: в момент испытаний он неподвижен и стоек перед лицом смерти, будто окаменел, став незыблемой крепостью для своих гусят... Разве не заслуживает этот подвиг памятника?..
Автору рассказа погибший гусь на потемневшем после внезапного дождя лугу кажется белой нетающей кочкой. Но для гусенка, спасенного им, это не кочка, а гора, вершина, на которую он пытается взобраться. И когда ему это удается, он видит огромный мир, подаренный ему отцом. Так кочка превращается в пик. И это не только осязаемый и видимый пик для маленького гусенка, это и пик отваги, мужества и любви для всех окружающих, и для человека тоже. Гусь не посрамил чести своего белоснежного адмиральского мундира: он повел себя, как настоящий воин. Так возникает подтекстное понятие «честь мундира».
Прямые и подтекстные сравнения, безусловно, связаны между собой. Одно подсказывает другое, заставляя работать не только наше воображение, но и ум.
Задумаемся, к какому прямому сравнению ближе всего подтекстное сравнение с памятником. Почему вы так решили?
Подтекстное сравнение с памятником ближе всего к прямому сравнению гуся с адмиралом. Ведь памятники часто ставят воинам, героям. И если сначала Носов с улыбкой называет гуся адмиралом, то на смену улыбке приходит восхищение, когда он говорит о гусе, будто высеченном из глыбы рафинада, а подвиг Белого гуся заставляет его склонить голову перед мужеством и любовью отца. И уже не кажется невозможным памятник красивой птице, и не только красивой, но и героической. Так подтекстное сравнение помогает нам оценить поступок Белого гуся, его самопожертвование, увидеть его жизненную вершину.
К какому прямому сравнению ближе всего сравнение с вершиной, горой? Какой смысловой опенок приобретает это прямое сравнение, благодаря подтекстному?
Ближе всего это сравнение к кочке. В большом мире природы перед лицом стихии гусь всего лишь «кочка», но ведь дело не в видимой величине или размере, а в том, что стоит за этой величиной. А за ней ни много ни мало, а вся жизнь Белого гуся, его самоотверженное и мужественное сердце. И в глазах спасенных гусят и человека, ставшего свидетелем трагических событий, кочка вырастает до размеров горы, вершины. Здесь тоже, как и в предыдущем случае, звучит авторская оценка подвига Белого гуся.
Таким образом, подтекстные сравнения приводят нас к мысли о высоте любви, открытой нам Белым гусем.
Мы уже говорили, что гусь совершил подвиг, а подвиги часто увековечиваются в памятниках. И поскольку сам автор навел нас на мысль о памятнике Белому гусю, попытаемся создать проект такого памятника.
Подумаем, где будет стоять этот памятник и почему, из какого материала и почему он будет высечен, каким будет изображен гусь (здесь вам могут что-то подсказать иллюстрации к рассказу), какую идею будет выражать памятник, будет ли на нем какая-то надпись, и если да, то какая. Эти вопросы записываются в тетради, и дома учащиеся небольшими творческими группами по 5-6 человек или индивидуально готовят проект своего памятника Белому гусю и его защиту (в защите может быть использовано выразительное чтение фрагментов рассказа, элементы инсценирования, рисунки, «живые» композиции).
Следующий урок посвящен конкурсу этих проектов. Для оценивания творческих работ стоит создать специальное жюри, состоящее из старшеклассников, учителя изобразительного искусства и учителя литературы. Причем оценивание должно быть развернутым, обоснованным, чтобы дети увидели свои удачи и просчеты, Однако важно не подрезать им крылья, поэтому любую находку, идею надо поощрить.
Пятиклассников очень увлекает эта работа, и они охотно выполняют ее.
Перед началом защиты можно рассказать детям о существующих памятниках животным.
Вот примерный материал для такого рассказа.
В мире существует немало памятников животным, которые чем-либо прославились или отличились. Больше всего таких памятников
поставлено собакам. Широко известен памятник сенбернару Барри, спасшему сорок человек в Альпах. Барри был профессиональным спасателем, который находил занесенных снегом людей. В Нью-Йорке в Сентрал-парке установлен памятник ездовой собаке-вожаку Болто, который в составе ездовой упряжки доставил в ураганную ночь 1925 года противодифтерийную сыворотку в город Ном на Аляске, что позволило предотвратить эпидемию дифтерии. Памятник собаке русского ученого И.П.Павлова стоит даже в двух местах: в Санкт-Петербурге, в саду Института экспериментальной медицины, и в Сухуми на территории Института экспериментальной патологии. Так люди почитают память собаки, послужившей для науки. А есть еще памятник жабе перед Пастеровским институтом как дань уважения лабораторным животным. В Австралии поставлен памятник бабочке-огневке. Так фермеры отблагодарили ее за уничтожение кактусов опунций, которые заполонили собой весь континент и чуть не погубили домашний скот (коровы ели кактусы и травились). Памятник ласточкам установили жители города Гринсвилл в благодарность за уничтожение комаров (одна ласточка съедает в день до 1000 комаров). И между прочим, этот памятник очень полезен для ласточек: это двадцатиметровая башня, увешанная домиками для птиц.
Вот и мы попробуем увековечить память самоотверженного Белого гуся.
Приведу одну из работ: «Памятник Белому гусю будет стоять на высоком берегу реки, так как река - это его любимые владения. Здесь он - настоящий адмирал своей гусиной флотилии, которая беспрекословно подчиняется главнокомандующему.
Памятник высечен из мрамора, потому что этот камень лучше всего передает ослепительную белоснежность оперения гуся - его незапятнанного "адмиральского кителя".
Небольшой по размеру, он поместится на высоком постаменте в виде куба из серого гранита. Гранит будет символизировать стойкость и мужество гуся-отца, не дрогнувшего перед страшной стихией.
Белый гусь распластал огромные крылья, из-под которых выглядывают маленькие гусята. Голова гуся поднята к небу, будто он всматривается в темную тучу, которая грозит гибелью его детям.
На постаменте крупная надпись: "Спасены!" А чуть ниже, помельче: "Этому гусю следовало бы дать чин адмирала".
Вокруг памятника все в золотых цветах одуванчиков. Над ним поют жаворонки, летают стрекозы. Сюда любят приходить дети. Девочки обычно плетут венок из одуванчиков и надевают его на голову мраморного гуся, и тогда он кажется героем из древних времен, увенчанным венком победителя. И он действительно победитель - победитель страха и смерти... А силы и мужество для этой победы ему придала любовь.
Идею любви и мужества и будет выражать этот памятник».
К уроку по рассказу Е.Носова «Белый гусь». 7 класс
Слово о писателе
Вступительное слово
Аналитическая работа (по прочитанному тексту)
Аналитическая работа
Аналитическая работа (продолжение)
Аналитическая работа
Аналитическая работа
Аналитическая работа
Обобщение
Домашнее задание
Изложения
«Белый гусь» - (Носов Е.)
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
А мать-то их где? - спросил я.
Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)
Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»
Наверное, у каждого из нас белые гуси ассоциируются со знаменитой детской сказкой о маленьком мальчике Нильсе, который пролетел на спине Мартина очень большое расстояние, чтобы найти гнома и извиниться перед ним. В сказке птицы отличались благородством и свободолюбием. А какие же на самом деле белые гуси? Давайте поговорим об этом подробно.
Надо сказать, что все породы гусей имеют свою классификацию. Мы не будем углубляться в эту тему, поскольку нас интересуют только белые птицы. Условно гусей делят на дикие виды и породы для разведения. Так вот прототипом стали именно дикие белые птицы.
А из пород для разведения светлым оперением может похвастаться итальянский, уральский, эмденский, холмогорский (особи могут быть трех цветов, в том числе и белого) виды.
Дикие белые гуси - это очень которые относятся к Они гнездятся на севере Гренландии, в Канаде, на востоке Сибири. Также их можно увидеть на в Якутии и на Чукотке. Кстати, остров Врангеля является их излюбленным местом. А причиной тому является тот факт, что снега здесь сходят намного раньше, нежели на других северных территориях, поэтому зимой гуси мигрируют на юг. Обычно они выбирают земли США, где располагаются у прибрежных лагун.
Белый гусь - птица достаточно небольших размеров. Длина тела составляет от 60 до 75 сантиметров, а вес не превышает трех килограмм. Интересен тот факт, что размах крыльев этих существ в два раза больше, чем они сами. Хоть гуси и имеют белоснежное оперение, все-равно на кончиках крыльев имеются и черные прожилки. Кроме того, имеется черное пятно около самого клюва. Лапки у птиц, как правило, розового цвета, они хоть и короткие, но довольно сильные. У белого гуся обычно достаточно короткая шея и закругленный хвост. Самцы имеют чуть более крупные размеры, нежели самки.
Белые гуси - это перелетные птицы, они прекрасно летают, но при этом, достигнув половозрелого возраста, стараются вести более оседлый образ жизни. Такая особенность в большей мере присуща самкам, самостоятельно выбирающим себе место для гнезда. Бывает, что места для всех особей не хватает, тогда эти дружелюбные существа начинают проявлять агрессию, поскольку инстинктивно защищают свою территорию и потомство. Этим птичкам присуще выщипывать друг другу перья. Как правило, это происходит при проявлении враждебности в отношении непрошеных гостей. Однако подобные конфликты могут происходить и внутри стаи. Выражая агрессию, гуси тем самым пытаются установить определенную иерархию.
Белые гуси (фото приведены в статье) - удивительно преданные существа. Они выбирают себе пару на всю жизнь. Птицы стараются держаться стаи, поскольку выжить самому в условиях дикой природы достаточно сложно. Известны даже случаи, когда гуси создавали колонии, состоящие из нескольких тысяч гнезд.
Самка обычно откладывает от четырех до шести яиц бежевого или белого цвета. А затем высиживает их в течение 21 дня. Вскоре появляются гусята. Самцы, конечно же, не участвуют в самом процессе высиживания, но при этом они всегда находятся где-то рядом, ведь в любой момент малышей может подстерегать опасность, тогда папаши придут на выручку.
Иногда гусыни могут подкладывать свои яйца в чужие гнезда. Однако этот факт не говорит о том, что они являются плохими мамами. Все намного проще. Просто они не смогли отыскать свободное место, а потому принимают решение воспользоваться соседскими гнездами. Вместе с тем добрые соседки не могут бросить чужое потомство, а потому высиживают и свои, и чужие яйца.
В стае вместе с семейными самками могут оказаться и одинокие гусыни, у которых на данном этапе нет партнера. За таких особей начинается мужская борьба. В конечном итоге она выбирает себе пару. Гусыни никогда не покидают своего гнезда в период высиживания потомства. Главным и самым опасным врагом птиц являются лохматые песцы, которые в любой момент могут пробраться к малышам. Именно поэтому самки не спускают глаз с потомства. Да и чайки могут быть опасны, поскольку любят полакомиться чем-то вкусным.
Половой зрелости птицы достигают в три года. В это время они уже могут создавать семьи, но при этом никогда не покидают стаю. В принципе, гуси могут прожить и двадцать лет. В течение всего времени они остаются энергичными и активными.
Основой рациона белых гусей являются арктические травы. Чаще птицы выбирают осоку, с удовольствием они поедают побеги растений. Листочки ивы, лишайники, мох, зерна и злаки - все это может быть в рационе гусей, если они смогут отыскать такие лакомства.
Гуси итальянские (белые) стали известны не так давно. Порода была выведена именно в Италии в начале прошлого столетия. Сначала птиц разводили только на месте обитания их прародителей. Однако вскоре порода стала столь популярна, что получила распространение и в соседних регионах. А в 1975 году белых итальянских гусей завезли в СССР. С тех пор прошло много лет, и разводить породу стали во всех уголках Земли, поскольку она считается особенно ценной.
Хотя гуси итальянские (белые) были выведены в теплой стране, они хорошо переносят и более суровый климат. С их разведением не возникает хлопот. Птицы данной породы отличаются особо развитым инстинктом высиживания яиц.
Отличаются поистине белым окрасом. У них небольшая, но довольно толстая шея, средние глаза, небольшое туловище. Как и другие гуси, птицы этой породы имеют ярко-оранжевый окрас ног, очень крепких, но коротких. Крылья сильно развиты, а хвост слегка приподнят. При этом птицы выглядят очень грациозно. Когда плывет белый гусь, то делает он это весьма горделиво, словно лебедь.
Взрослые особи достигают шести-семи килограмм, самки имеют немного меньшие размеры. Птиц данной породы разводят не только из-за нежного мяса, но и из-за высокой производительности при кладке яиц. За один цикл гусыня может принести до сорока пяти яиц. Все они имеют средний размер. Только из семидесяти процентов можно получить потомство. Уход за птенцами не составляет особого труда. Они довольно быстро растут, и к двум месяцам их вес достигает четырех килограмм.
Итальянские гуси не только внешне отличаются от представителей других пород. Основной особенностью птиц является их вкусное мясо и печень. Гурманы почему-то больше всего ценят именно паштет из гусиной печени (печень составляет всего 7 % массы тела). Однако мясо птицы в любом случае отличается отменными вкусовыми характеристиками.
Кроме того, от прекрасных птиц можно также получить перо и пух. В течение одного года одна особь способна дать двести грамм перьев и сто грамм пуха.
Итальянские гуси совершенно неприхотливы, что подтверждается многочисленными положительными отзывами. Птиц можно держать даже без водоема, хотя его присутствие намного упрощает уход. Необходимо иметь просторный загон, а при любой возможности выпускать птиц погулять на лужайке. Молодые особи растут очень быстро и без каких-либо проблем. Маленьких гусят необходимо оберегать от сквозняков и значительных перепадов температур.
Чем хороши итальянские гуси? Белый лебедь позавидует их выносливости. Гуси, как ни странно, достаточно спокойно переносят низкие температуры и даже могут гулять по холодному снегу.
Для молодых особей в рацион непременно нужно включать большое количество А для получения хорошей печени рекомендуется давать горох и кукурузу. Интересен тот факт, что при содержании в одном хозяйстве разных видов птиц итальянские гуси всегда держатся отдельно, предпочитая общество представителей именно своей породы.
Самцы могут изредка проявлять агрессию, особенно это заметно в брачный период. Чтобы вырастить хорошее потомство, как правило, используют инкубаторы. В больших хозяйствах часто происходит скрещивание белых гусей с представителями других пород. Например, смесь итальянского вида с рейнскими особями дает молодое потомство с прекрасными характеристиками.
Уральские белые гуси (шадринские) происходят от некогда гнездившихся в Сибири и на Урале серых птиц. Порода прекрасно акклиматизирована для суровых условий.
Птицы данной породы имеют небольшую голову, короткую шею, длина которой обусловлена меньшим количеством позвонков. Туловище уральских птиц средней длины, а ноги - короткие. Ноги и клюв, как правило, оранжевого цвета. А вот оперение может быть разным. Встречается серый, белый гусь и даже шахматный.
Гусаки достигают шести килограмм, самки имеют более скромный вес - до пяти килограмм. Одна несушка способна дать от 25 до 30 яиц. Преимуществом породы является хороший инстинкт высиживания у самок. Молодняк очень быстро растет, в пятимесячном возрасте гусята достигают в весе пяти килограмм. Птицы прекрасно поедают зеленые травы и зерновые отходы.
Гуси, как и другие птицы, подвержены разным заболеваниям. Наиболее опасным для них является понос. Особенно он страшен для молодых гусят, поскольку они еще не имеют устойчивого иммунитета, организм еще слаб, чтобы самостоятельно справиться с заболеванием. Взрослые особи не столь подвержены подобным вещам.
Причин появления поноса у гусят достаточно много:
Переохлаждение приводит к несварению пищи, поскольку организм еще не готов к новым условиям.
Отравление может возникнуть в том случае, если гусята съели грубую или несвежую пищу. Молодые особи имеют еще совсем нежный желудок, питание отражается на их общем самочувствии. Малышей следует кормить пищей только мелкого помола.
Наиболее опасны инфекционные заболевания ЖКТ. Это может быть пастереллез, колибактериоз, сальмонеллез, энтерит.
Во всех перечисленных случаях наблюдается зловонный понос, может повышаться температура, появляться кровавая примесь, слабость, вялость, потеря аппетита.
У гусей - пуллороз (бациллярный понос). Это инфекционное заболевание острого характера, поражающее паренхиматозные органы и кишечник. Возбудителем болезни является палочка пуллорум или сальмонелла галлинарум. Они могут сохраняться в почве до года и до 25 дней на яйцах. Поэтому заразиться ими птицам достаточно просто.
Очень подвержены заболеванию самые маленькие особи (в первые дни жизни). В трехмесячном возрасте риск поражения намного меньше. Источником заражения является помет переболевших особей. Гуси несут зараженные яйца в течение двух лет. Возникновению заболевания способствует переохлаждение, неправильное кормление и другие провоцирующие факторы.
Различают острое и хроническое состояние. В остром гусята сонные и неактивные, просто стоят кучками, втянув шею. При этом малыши тяжело дышат с открытым клювиком и закрытыми глазами. Вскоре появляется белый понос. Заболевание губит очень много гусят. В тех хозяйствах, где произошла вспышка инфекции, уничтожают весь молодняк. А взрослых особей обследуют через каждые двенадцать дней до тех пор, пока не получат отрицательные результаты.
Еще у молодых гусей может наблюдаться гименолепидоз, возникающий через 25 дней после купания в неблагополучных прудах. Малыши заглатывают зараженных моллюсков, вследствие чего начинает развиваться заболевание. Проявляется оно в появлении поноса, похудении особей, вялости.
Рассказ Е. Носова "Белый гусь" мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу. Главный герой рассказа - Белый гусь. Он был очень красивый: "Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада". Ходил гусь всегда важно и степенно и считал себя самым главным в деревне. Его называли адмиралом: "Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями". Белому гусю самому пришлось воспитывать гусят, потому что их мать погибла под колесами автомобиля. Более внимательного и заботливого отца сложно представить. Он никого не подпускал близко к своим гусятам. Оберегая своих детей, Белый гусь прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга. Однажды, когда гуси были на лугу, неожиданно полил холодный ливень. Все гуси легли на траву, а под ними спрятались маленькие гусята. Косой холодный ливень перешел в град, и гуси не выдержали и побежали прятаться в кусты лозняка. Оставленные взъерошенные гусята жалобно кричали вслед своим родителям и падали в траву под ударами града. Один Белый гусь сидел не шелохнувшись, иногда вздрагивая от безжалостных ледяных ударов. Дождь закончился, но на середине луга неподвижно лежала белая птица, по ее клюву текла струйка крови, а из-под сильных крыльев выбирались дети. Белый гусь погиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким. Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его самоотверженным подвигом.