Как сделать кресло своими руками каретная стяжка. Каретная стяжка стен в доме

Как сделать кресло своими руками каретная стяжка. Каретная стяжка стен в доме

Каретная стяжка своими руками, сделанная на мебели, придает интерьеру в целом классический, изысканный вид.

Таким образом, нетрудно даже для начинающих оформить:

  • кровать;
  • пуфик;
  • кресло или диван.

Иногда каретной стяжкой украшают даже акцентную стену.

В прихожей хорошо смотрится банкетка, чья мягкая часть имеет характерный вид.

Зеркало на таком богатом фоне выглядит более эффектно.

Общие представления

Согласно традиции европейских мебельщиков, для рассматриваемой техники, допустимо применять исключительно однотонную обивку:

  • атлас;
  • шелк;
  • кожу;
  • дерматин.

В целом на сегодняшний день есть только три типа каретной стяжки:

  • классика – ромбом со складками (специалистами именуется «капитоне»);
  • более современный вариант – квадратом;
  • довольно сложная в исполнении – с изменяющейся геометрией.

Фактически главный элемент здесь – пуговицы. Именно они обеспечивают текстуре глубину и объем, формируют складки. На выраженность узора оказывает также влияние толщина наполнителя.

Подбор материалов

Тонкие ткани типа шелка или тафты применяются только там, где поверхность не
будет подвергаться механическому воздействию. В остальных случаях требуется более крепкий и плотный материал.

Больше всего подходят такие:

  • жаккард;
  • шенилл;
  • кожа;
  • флок;
  • бархат;
  • экокожа;
  • микрофибра.

Изготовление пуговиц

Как сделать красивые и надежные пуговицы? Это, наверное, в каретной стяжке самый главный вопрос. Невзирая на то, что готовые варианты сейчас не трудно купить, все же часто точно подобрать оттенок не получается.

В этом случае потребуется закупать материал на обивку с необходимым запасом. Приобретая основу под пуговицы, следует выбирать те, что имеют железное ушко – пластиковое очень быстро ломается.

Пошаговая инструкция по самостоятельной обтяжке пуговиц:

  • разрезаем текстиль на полоски шириной в два раза большие, чем имеющаяся основа;
  • из них выстригаем квадраты, а их, в свою очередь, превращаем в кружки;
  • после этого по краям лоскутка иголкой с крепкой сложенной вдвое ниткой делают небольшие стежки, постепенно затягивая кромку – в итоге материал должен обернуть пуговицу;
  • чем меньше будет шаг, тем ровнее ляжет ткань.

Этот процесс весьма кропотливый, к тому же занимает много времени, но, несомненно, результат того стоит. Если особых проблем с финансами нет, то имеет смысл для экономии времени приобрести фабричные универсальные пуговицы, на шляпке которых имеется специальный ободок фиксатор для ткани.

Что надо для работы

Потребуется материал для основания. Подойдет фанера или тонкая ДСП. Все зависит от того, что вы собираетесь делать. Если, к примеру, речь идет об имеющейся уже кровати, то, соответственно, берется ее изголовье.

Кроме этого, необходимо запастись:

  • 5-сантиметровым поролоном;
  • материалом для обивки (покупается на полметра больше основы + еще 30 см на обтяжку пуговиц);
  • клей подходящий для поролона;
  • синтепон;
  • собственно пуговицы.

Нужные инструменты:

  • степлер со скобками;
  • шелковая бечевка;
  • крючок для вязания;
  • электродрель, сверло подходящего диаметра, а также насадка цифендорф.

Каретная стяжка – этапы работ

Прежде всего, изготавливают основу по требуемым размерам. Делается это электролобзиком или циркулярной пилой. Затем фанеру размечают при помощи планки и маркера. В зависимости от ширины ромбов, по длинным краям рисуют точки через 10 или 15 см. Противоположные отметки соединяют линями с отступом на одно деление таким образом, чтобы они пошли в разбежку. В местах их пересечения просверливают дырки.

Одновременно изготавливают полноразмерный трафарет из картона. Он понадобится позднее. Далее на всю поверхность наносят клей при помощи валика и накладывают поролон. Не слишком его прижимайте, чтобы он не пропитался фиксирующим составом – это поставит крест на вашей работе.

После высыхания на нем также проставляют точки карандашом (чернила маркера иногда проступают на ткани). По ним сверлят в наполнителе насадкой цифендорф отверстия размером с ваши пуговицы.

Сверху, крайне аккуратно растянув (пригласите на помощь кого-нибудь из родных), приклеивают синтепон.

Самый ответственный момент – разметка материала. На отрезе делают отступ от места первой утяжки до края основы и еще плюс 75 миллиметров. На изнанку ткани кладут трафарет, и с его помощью проставляют точки. В каждую продевают отрезок нитки (через два прокола, чтобы можно было подтянуть материал к фанере). Работайте на этом этапе очень осторожно, особенно если выбрали тонкий деликатный текстиль.

Первый ряд крючком протягивают через фанеру и с изнанки каждую петлю прибивают степлером. Кстати, берите для него только нержавеющие скобки. По завершении первого ряда приступают к следующему и так далее.

В случае если все манипуляции вы провели правильно, то в итоге у вас получится красивая поверхность с аккуратными складками. Важно работать не спеша и педантично, в противном случае трудно избежать перекоса и дефектов.

Работы начинают всегда с середины будущей композиции – такой подход обеспечит равномерное растягивание материала и избавит от чрезмерной перетяжки. Только тогда все изделие в целом будет смотреться максимально элегантно.

Ромбовидные складки лучше всего разравнивать палочкой или вязальной спицей после формирования целого ряда. Позднее это сделать уже не получится. После этого наступает черед пуговиц. Их устанавливают прежде, чем произойдет формирование торцевых складок. Далее край материала прибивают к фанере степлером. Последними фиксируют уголки.

Описанный вариант довольно прост в реализации, но выглядит чрезвычайно привлекательно с эстетической точки зрения. Вы на своем опыте сможете убедиться – больше всего времени и сил тратится на подготовительном этапе. Завершающие работы – это занятие легкое, не лишенное приятности.

Каретная стяжка – это весьма нестандартный способ отделки дивана, кресел и другой мебели. Впервые его стали применять более трех веков назад французы.

Они пользовались данной технологией, чтобы оббить седла кареты.

Поэтому такой способ отделки мебели и был назван каретной стяжкой или, по-другому, капитоне.

Он очень популярен и требует строгого соблюдения пошаговой инструкции по изготовлению.

Как подготовиться к творческому процессу?

Чтобы сделать каретную стяжку, понадобятся некоторые материалы. Нужно будет запастись ДСП или фанерой в том количестве, которого требует объем предстоящей работы.

Кроме того, надо подготовить отрезки тканей, необычных по своей фактуре, горсть кнопок и пуговиц, а также декоративную леску.

Вместо последней вещи можно взять шнурок или проволоку. Еще в процессе изготовления каретной стяжки потребуются поролон и синтепон (см. фото).

Материал для обивки (ткани) полагается приобретать с запасом, то есть столько, чтобы его было больше на 50 см по длине и ширине.

Поролона, толщина которого должна составлять не менее 5 см, тоже надо покупать немного больше, чем требуется.

Дело в том, что при изготовлении каретной стяжки его нужно будет сгибать, на что может понадобиться порядка 10 см материала.

При выборе нитей и шнуров для натягивания пуговиц следует обращать внимание на их толщину и прочность.

Изготовление капитоне производится с помощью ряда инструментов и средств. В данном творческом деле обязательно понадобится клей.

Желательно купить такое средство, которое предназначается именно для работы с мебелью и приклеивает поролон.

Можно воспользоваться и резиновым клеем, производимым с добавлением каучука. Нитроклей для создания каретной стяжки использовать запрещается, так как он способен испортить материал.

Каретная стяжка своими руками выполняется не без дрели, оснащенной насадкой цифенбор, которая позволяет проделывать аккуратные дырочки.

Конечно, вместо этого специального инструмента можно взять обычный канцелярский нож, но он вырежет в подложке кривые по краям отверстия.

Еще для создания в интерьере капитоне придется вооружиться лобзиком, степлером, молотком, фломастером, крючком, линейкой или рулеткой.

После подготовки всех материалов и инструментов можно сделать на бумаге эскиз задуманной работы, которая будет украшать изголовье дивана, кровати или что-либо другое.

На этапе планирования каретной стяжки важно определиться с ее габаритами и конфигурацией. Затем нужно приступать к изготовлению шаблона для капитоне.

Он создается из картонного листа, который по своим размерам соответствует параметрам готового изделия. Они могут составлять стандартные 10 см и по длине, и по ширине.

Для нанесения разметки необходимо воспользоваться маркером и рулеткой, чтобы через каждые 10 см делать отметки, а потом чертить линии по горизонтали и вертикали.

Геометрические фигуры должны иметь идеальные пропорции. Если решено использовать рисунок с ромбами, то для начала необходимо разметить поверхность квадратами, а потом начертить в них диагонали.

Точки, в которых линии пересекаются, а также вершины требуется обозначить фломастером. Затем им нужно обвести получившиеся ромбы.

После этого в верхних точках геометрических фигур необходимо проделать дырочки, которые станут местом крепления пуговиц.

В каком порядке создается капитоне?

Как гласит пошаговая инструкция изготовления каретной стяжки, первым делом необходимо нанести клей на уже сделанную панель, служащую основанием, а затем приложить к ней поролоновый лист.

Для более прочного соединения элементов клеящим составом рекомендуется обрабатывать и эластичную подкладку.

Все дальнейшие действия по созданию капитоне предпринимают только после абсолютно высыхания клея.

Затем склеенные друг с другом фрагменты, то есть поролоновый лист и шаблон из картона с заранее проделанными дырочками накладывают на конструкцию.

Это необходимо, чтобы с помощью фломастера нарисовать на ней обозначенные точки. Потом в них следует прорезать отверстия, воспользовавшись дрелью с цифенбором, как показано на фото.

Следующий шаг в изготовлении каретной стяжки – это проставление на фанере точек, на месте которых позже появятся дырочки. Естественно, они должны совпадать с отверстиями на поролоне.

Поэтому при их обозначении следует пользоваться тем же шаблоном из картона. После этого в листе фанеры нужно просверлить дырочки такого размера, чтобы в них можно было всунуть вязальный крючок.

Потом, как требует пошаговая инструкция создания капитоне, лист поролона нужно склеить с подкладкой из синтепона.

Ее тоже надо «продырявить», причем создаваемые отверстия должны совпадать с отверстиями в предыдущем слое.

Затем готовую конструкцию следует обтянуть тканью, фиксируемой с каждой стороны фанеры с помощью степлера.

Главное, чтобы обивочный материал был натянут без образования складочек и не сжимал слой из поролона и синтепона. Как именно это сделать, подскажет мастер из видео.

Следующее, что нужно предпринять, – это вставить во все проделанные дырочки крючки. Их края необходимо просунуть наружу сквозь крошечные отверстия в фанере.

На выведенные крючки следует привязать нити хорошей прочности. После этого с наружной стороны конструкции ко всем крючкам необходимо приделать пуговицы.

Затем можно приступать к натяжению нитей с обратной стороны, при этом вминая обивочный материал.

В данном деле нужно быть предельно аккуратным, иначе пуговицы уйдут не на одну и ту же глубину, а ткань вомнется внутрь не равномерно.

Потом нити, на которых держатся пуговицы, требуется закрепить степлером, что продемонстрировано на фото в статье.

Каретная стяжка делает интерьер необычным и интересным, но является результатом кропотливой работы.

Причем самым сложным этапом создания капитоне считается вытягивание крючков и прикрепление пуговиц.

Чтобы справиться с изготовлением каретной стяжки без лишних проблем, перед началом творческого процесса рекомендуется посмотреть мастер-класс на видео.

Какой должна быть стяжка?

К декорированию каретной стяжкой прибегают только в том случае, если на это есть средства. Все-таки ткань, придающая необыкновенно красивый вид интерьеру или какой-либо , стоит дорого из-за своей плотной фактуры и высокого качества.

К тому же ее не просто выбрать, ведь нужно, чтобы она гармонировала с общим фоном комнаты и имела рисунок средней яркости.

Цвет ткани для обивки мебели или какого-либо другого предмета в интерьере комнаты может быть совершенно любым.

Но рисунок на ней должен быть нейтральным, поскольку сразу бросающиеся в глаза и контрастные изображения на обивочном материале портят вид уже готовой конструкции.

Каретная стяжка будет смотреться очень изящно на мебели, оббитой однотонной плотной тканью, что доказывает мастер-класс по изготовлению капитоне, показанный на видео.

Тонкими тканями вроде тафты и шелка тоже можно покрывать мебель, но они вряд ли выдержат давление приделанных пуговиц.

Такой обивочный материал способен порваться и привести сделанную каретную стяжку в негодность. Особое значение имеет даже толщина эластичной подкладки, ведь геометрия рисунка на ткани получится более рельефной и роскошной, если эластичная подкладка будет плотной.

Выбирая гвоздики или пуговицы для украшения мебели или интерьера каретной стяжкой, нужно ориентироваться на объем помещения и его дизайнерское оформление.

Например, на обивочный материал дивана в большой комнате лучше всего прикрепить мебельные пуговицы.

Но красивее всего на мебели выглядят декоративные гвозди, делающие обстановку в помещении роскошной и уютной.

Каретная стяжка отличается не только красивым видом, но и практичностью. При оформлении им стен можно добиться дополнительной шумоизоляции помещения.

За поверхностями, декорированными каретной стяжкой, легко ухаживать. Они приобретают законченный в плане дизайнерского оформления вид и не нуждаются в применении каких-либо аксессуаров, что доказывают представленные фото.


Каретная стяжка своими руками выполняется очень просто, если иметь в этом деле опыт. Поэтому прежде чем украшать тканью и пуговицами большую мебель, рекомендуется попробовать прикрепить декоративные элементы к маленькому пуфику.

Как только появится навык в затягивании пуговиц или забивании декоративных гвоздей, можно будет приступать к декорированию стен или изголовья кровати.

Готовая творческая работа, о которой рассказывает мастер в видео, никогда не перестанет радовать глаз, так как относится к всеми любимой нестареющей классике.

Итак, каретную стяжку используют, чтобы украсить стены, кресла, изголовья кроватей, пуфиков и кушеток. Она не так сложна в изготовлении, если сначала на чем-нибудь потренироваться.

Все-таки для прикрепления пуговиц или гвоздиков, прижимающих слой поролона, нужен навык.

Время чтения ≈ 10 минут

Для того чтобы сделать каретную стяжку своими руками не обязательно быть первоклассной швеёй или модельером, а для постижения такой техники и технологии в статье есть пошаговая инструкция по работе и подбору материалов. Такие знания пригодятся не только тем, кто изготавливает мягкую мебель, но и дизайнерам, а также тем, кто хочет создать красивый и необычный интерьер в своём доме или квартире. В этой статье, конечно, не будет правил по обшивке конкретной мебели – в этом нет смысла, но будут показаны принципы, разобравшись в которых, можно смело приступать к декорированию чего либо.

Каретная стяжка

Красивый дизайн стен для офиса, кабинета и жилых помещений

Каретная стяжка, известная также, как узорная стёжка или капитоне берёт начало в средине XVIII века во Франции, но уже в начале XIX века получает широкое признание в Европе. Для такой отделки характерна ромбовидная или квадратная стягивающая стёжка, которая по углам каждой фигуры может быть украшена мягкими пуговицами, а иногда даже стразами и драгоценными камнями. Но пика популярности стяжка достигла благодаря классическим английским диванам «честерфилд» и поэтому капитоне у большинства ассоциируется не с Францией, а с Великобританией.

В Российской империи слово «капитоне» не прижилось и такой способ отделки назвали «каретная стяжка», так как нею были украшены места для сидения в царских каретах. Безусловно, мода была подхвачена вельможами, а затем прочно вошла в дома дворянского и купеческого сословия, причём не только, как красивый атрибут, но и как удобная мебель. Постепенно такой дизайн был вытеснен новыми стилями и в современных вариантах типа хай-тек, космо, техно, минимализм и так далее, для стёганой мебели не оказалось места. Тем не менее, всем известно, что новое, это хорошо забытое старое и сейчас такая техника отделки применяется не только для диванов и кресел, но и для текстильной обивки стен, мебельных фасадов, панелей и матрасов. Можно даже встретить такой дизайн в сантехнических узлах – это экраны для ванн, а ещё принты, используемые для украшения стен.

Примечание. Кроме того, текстильная промышленность производит трикотажную ткань по принципу техники капитоне, но об этом вы узнаете ниже. В первую очередь, вы сможете ознакомиться с рабочими процессами, изложенными в пошаговой инструкции для создания панелей и мягкой мебели.

Подборка инструментов и материалов

Обивочная фактурная ткань для мягкой мебели

При выборе для работы следует обрить внимание на следующие материалы:

  • фанера, ДСтП, МДФ или ОСП;
  • фактурная (обивочная) ткань, натуральная или искусственная кожа (кожзам), дерматин велюр, замш;
  • мебельные гвозди с декоративными головками (шляпками) или мягкие пуговицы;
  • шнурок, капроновые нитки, мягкая проволока или леска;
  • синтепон и/или поролон (вспененный полиэтилен, изолон);
  • любой клей для поролона.

Электрическая дрель с насадкой цифенбор

Из инструментов вам необходимо подготовить:

  • электрическую или аккумуляторную дрель с насадкой цифенбор и тонкие свёрла Ø1,5-2 мм;
  • лобзик (желательно электрический);
  • маркер и линейку (угольник);
  • степлер и скобы;
  • крючок вязальный или сапожный (можно сделать самостоятельно).

Разнообразие каретного покрытия

Входная дверь обитая a la капитоне

Примечательно, что для изготовления панели с такой отделкой не обязательно использовать сплошной кусок тканого, кожаного или дерматинового материала – можно компоновать несколько фрагментов с разными узорами. Узорная конфигурация зависит от точек стягивания поролона пуговицами или мебельными гвоздями. Основное отличие такого декора, это не расписная, а рельефная поверхность, причём она всегда имеет либо один цвет, либо ткань с одинаковым (обычно мелким) орнаментом типа меандра, пестряди, омбре, райе и различной клетки. При выборе полотна для обивки следует учитывать фактор износостойкости, например, кресло или подвергаются постоянному механическому контакту, в то время как панели на стенах, мебельные фасады, входные двери почти не истираются. Отталкиваясь от этих факторов нужно подбирать материал по плотности.

Мягкий стильный пуф a la капитоне

Мягкие пуговицы или гвозди с медными шляпами могут быть вдавлены на максимальную глубину и этот вариант больше всего подходит для декоративных стеновых (потолочных) панелей и мебельных фасадов. А вот входную дверь по такому методу декорировать не следует, так как вспененный полиэтилен является утеплителем, но при максимальной плотности это качество утрачивается, так как аннулируются наполненные воздухом поры. Цвет и узор нужно подбирать с учётом интерьера помещения и, конечно же, собственных предпочтений.

Создание чертежа

Рабочий эскиз панели с размерами

По сути, принципы работы остаются одинаковыми всегда, зато размеры обязательно разные, поэтому необходимо произвести точный расчёт, чтобы узор (ромбы, прямоугольники или квадраты) получились симметричными. Для этого нужно сделать чертёж на бумаге, но все размеры переносить с учётом масштаба. Разберёмся, что это означает на практике. На изображении вверху вы видите рабочий эскиз для панели 4700×950 мм с квадратной стёжкой 240×240 мм. Чтобы просчитать любой узор на бумаге, удобно использовать лист формата A4 (210×297 мм) – главное правильно подобрать масштаб и в данном случае можно взять 1:20. Это означает, 4700/20=235 мм, 950/20=47, 5 мм, хотя можно использовать 47 мм и 240/20=12 мм. Тогда панель на листке будет иметь размеры 235×47 мм, а ячейка 12×12 мм.

Варианты капитоне для мягкой мебели

Но узор не всегда создаётся из ромбов и квадратов, например, как вверху на чертеже для спинки кресла и дивана. Самое главное перенести размеры панели на бумагу в заданном масштабе, чтобы она там поместилась, а затем разделить её на симметричные фрагменты. Потом с узоров снимают геометрические показатели и, умножив на масштабное соотношение, перенести на картонную выкройку. По сути, здесь всё очень просто, если, конечно, не допустить ошибку при делении и умножении.

Этапы каретной стяжки

Стильное кресло-шкаф a la капитоне

  1. Когда масштабированный чертёж готов, по нему следует сделать картонную выкройку, нанеся на бумагу все точки для гвоздей или пуговиц. Впрочем, такую же разметку сразу можно сделать на листе фанеры, ДСтП, МДФ или ОСП – это не принципиально и всё зависит от правильности масштабного разрешения (при точных пропорциях — симметричное размещение). Но в таком случае придётся ориентироваться по задней стороне панели, а это не совсем удобно.
  2. Лист пиломатериала вырезают по нужным размерам и наклеивают на него поролоновую подкладку соответствующих, обычно таких же, размеров. Только клей обязательно должен быть на водной или водно-дисперсной основе – в противном случае он может разрушить структуру вспененного полиэтилена. Выбрать можно такие марки, как SIMALFA, GalaxyGlue, SprayStart, Рапид, БФ-6 и другие. В большинстве случаев на упаковке есть инструкция по применению и назначению, где указано, что можно работать с поролоном. Клей желательно наносить, не только на фанеру, но и на поролон.

Разметка поролона через картонную выкройку

  1. Следующим шагом каретной стяжки будет разметка своими руками изолона маркером через картонную выкройку, но это можно делать только после окончательного высыхания клеящего состава (сроки указываются на упаковке производителем). На фото вверху показано, как это сделать.
  2. Теперь с помощью дрели (шуруповёрта) и цифенбора Ø10-15 мм делают отверстия по нанесенным ориентирам.
  3. Дальше следует натяжка синтепонового слоя поверх изолона, хотя от него иногда отказываются и лицевой материал стелить непосредственно на поролон. Те мне менее, коли уж сделали обтяжку, крепёж осуществляется с тыльной стороны степлером (достаточно 5-ти или 10-миллиметровых скоб) – это гораздо лучше чем клей, хотя можно скомпоновать оба варианта.
  4. На синтепоне тоже делают отверстия, но в данном случае можно обойтись без дрели и цифенбора, а просто крестообразно разрезать материал ножницами или малярным либо канцелярским ножом в нужных местах. Это вполне приемлемые условия для дальнейшей отделки. Впрочем, в некоторых случаях синтепон используют просто как прокладку, то есть, без крепежа.
  5. Лицевую ткань (любую из тех, о которых шла речь в разделе «Подборка инструментов и материалов») натягивают на панель так, чтобы не было складок и перекосов и опять-таки фиксируют с обратной стороны степлером.
  6. Тонким сверлом Ø1,5-2 мм делают отверстия в ткани и фанерной или МДФ основе (если оно не было сделано центрующим сверлом цифенбора). Это для того, чтобы можно было прижать мягкой пуговицей обивку, притянув её к основе.
  7. Шнурок (проволоку, капроновую нитку) пропуска сквозь сделанные отверстия, привязывают пуговицу,а потом крепят поводок с обратной стороны панели с заворотом. Если это проволока, то её без труда можно заселить без каких-либо приспособлений, а вот капроновую нитку или шнурок вытягивают при помощи сапожного или вязального крючка. Более подробно весь процесс создания каретной стяжки в домашних условиях можно посмотреть на видео ролике, который находится ниже.

Кровать с изголовьем и каретной стяжкой

За что так ценят каретную стяжку

Шикарный диван в стиле a la капитоне

Вот перечень основных преимуществ рельефной отделки a la капитоне:

  • прежде всего, это придание оригинального и стильного образа всему интерьеру, так как такой отделке подлежит не только мебель, но также стены и потолок;
  • каретная стяжка позволяет зонировать помещение. Это очень удобно при объединении кухни с комнатой, комнаты с балконом или лоджией в стиле студии;
  • отделка стен или потолка капитоне не нуждается в идеальном выравнивании чернового основания (маячной штукатурке или шпаклёвке);
  • практически не возникает сложностей при уходе. Даже замш и велюр можно почистить обычным (при необходимости моющим) пылесосом;
  • стоимость такой отделки вполне приемлема.

Мягкие стеновые панели – самостоятельное оформление интерьера каретной стяжкой

Тканый материал капитоне

Трикотажная ткань капитоне

Информация была бы неполной без рассмотрения трикотажной ткани под названием «капитоне» (иногда также применяется такое название, как «капитоний»). В отличие от привычных стёганых ромбом или квадратом материалов это 100%-ый хлопок, следовательно, ей присуща гиппоалергенность (не может способствовать появлению или проявлению аллергии). Для создания капитоне используют два слоя трикотажа с тонкой утеплительной прослойкой, следовательно, любое изделие из неё имеет низкую тепловодность. Многие модельеры используют капитоне для пошива демисезонной и зимней одежды, но также хороша такая ткань для пошива пледов и одеял.

Рекомендация. Капитоне относится к нежным тканям, поэтому при стирке вещей следует быть предельно аккуратным с отжимом (не перекручивать). Если это машина автомат, то необходимо установить щадящий режим, то есть, минимальные обороты при отжиме.

Заключение

В пошаговой инструкции, приведенной в этой статье указаны и показаны основные принципы по изготовлению каретной стяжки своими руками. Но прежде чем взяться за реализацию какого-либо проекта будет совсем не лишним попрактиковаться на каком-нибудь макете. Для этого можно использовать отходы (обрезки) материалов, а также брак.

Каретная стяжка, или «капитоне», представляет собой вид отделки мебели, включая интерьер практически любого помещения. При помощи объемных ромбов, квадратов, которые обтянуты дорогой тканью в сочетании со стразами или великолепными пуговицами, можно заметно преобразить атмосферу любого помещения. Тому, кто желает знать, как сделать каретную стяжку своими руками, пригодится информация, приведенная ниже.

С чего все началось?

Согласно источникам, история стеганой отделки началась еще во Франции в XVIII столетии. В то время государственными делами управлял император Наполеон III. Изначально такое убранство можно было встретить в каретах, но, опять-таки, не во всех, а, что называется, элитного класса.

Но с течением времени данная отделка стала использоваться для украшения интерьеров спален, гостиных, детских комнат и прочих помещений. Термином «капитоне»такое убранство именуется в странах Запада, у нас же оно зовется просто каретной стяжкой из-за своего первоначального применения.

В те времена подобная отделка олицетворяла роскошь и шик, в связи с этим окружить себя такой обстановкой мог далеко не каждый желающий. Уникальная техника отделки за довольно короткое время обрела популярность среди всех стран Европы.

А что сегодня?

В настоящее время популярность «капитоне», или каретной стяжки, ничуть не утратила своей актуальности. Всем известный диван "Честерфилд" своим дизайном продолжает пленять любителей роскоши и шика, что говорит лишь о растущей востребованности. Поэтому желающих знать, как самому сделать кровать с каретной стяжкой, только прибавляется.

Область применения техники «капитоне» - это украшение настенных панелей и элементов мебели. Также такой дизайн великолепно смотрится на материалах, использующихся в отделке поверхности стен, включая предметы декора. Отличительная особенность кроется в использовании мягкой обивки, которая перетянута пуговицами. Причем это выполнено таким образом, что формируются складки, образуя рисунок готового изделия. Обычно это квадраты или ромбы.

Материалом для обивки служат качественные, износостойкие ткани, имеющие плотную фактуру. В частности, речь идет о такой разновидности:

  • кожа (искусственная либо натуральная);
  • замша;
  • бархат;
  • велюр;
  • флок.

В качестве элементов стяжек используются обтяжные пуговицы, мебельные гвозди. А раз речь идет о роскоши, то они, желательно, должны быть со стразами или жемчужинами.

Очевидные особенности

Перепутать технику "капитоне" (или каретную стяжку) с какой-либо другой отделкой просто невозможно - даже дилетант способен разглядеть очевидные различия. И все благодаря главной особенности, она же визитная карточка - каретная стяжка обладает симметричным повторяющимся орнаментом. То есть используемые пуговицы, которые соединяются между собой складками, утоплены не в хаотичном порядке, а в определенной последовательности. На размер и глубину рисунка оказывает влияние толщина поролонового наполнителя.

Только стоит иметь в виду, что каретная стяжка создается с использованием именно цельного полотна, а сама работа делается вручную. К сожалению, на рынке можно встретить недобросовестных мастеров, которые занимаются сшиванием либо склеиванием мелких лоскутов, после чего выдают такой «шедевр» за полноценный стиль «капитоне». К счастью, истинные ценители подобных предметов искусства (а ведь, по сути, они ими и являются) способны отличить подделку.

Многие, кто интересуются тем, как сделать каретную стяжку (изголовье или пуфик), задаются вопросом: обязательно ли использовать пуговицы? Это распространенное мнение, но вопреки нему можно использовать и другие предметы. В то же время классический стиль создается именно с использованием пуговиц.

Кроме того, независимо от сложности рисунка, даже если это сложная геометрия, правильные формы можно разглядеть с первого брошенного взгляда.

Каретная стяжка своими руками

Каретная стяжка способна заметно обновить внешнее обличье какого-либо предмета мебели (преимущественно кровати), которое уже порядком приелось за долгий период эксплуатации. Это можно сделать при помощи изготовления изголовья с использованием техники «капитоне». Причем это можно выполнить самостоятельно, достаточно следовать инструкции. Можно, конечно, приобрести готовые изделия, но для тех, кто желает в стиле каретной стяжки сделать кровать своими руками или хотя бы изголовье, следует ознакомиться с некоторыми плюсами такой работы:

  • Во-первых, можно воплотить в реальность свои желания, создав индивидуальный дизайн кровати в полном соответствии с личными потребностями.
  • Во-вторых, изделия можно создать какой угодно формы и любых размеров.
  • В-третьих, есть возможности для самостоятельного выбора оттенка, фактуры и качества материала обивки, включая фурнитуру.
  • В-четвертых, достигается существенная экономия в сравнении с готовыми изделиями, в особенности если речь идет о специальном заказе.

Возможно, для кого-то такая работа покажется сложной, в особенности для тех, кто впервые сталкивается с каретной стяжкой. Безусловно, необходимо приложить определенные усилия и порой немалые. В то же время результат стоит потраченных ресурсов.

И если не сделать каретную стяжку своими руками, пошаговая инструкция, которая будет приведена ниже, в любом случае позволит получить искомое. Желательно немного потренироваться для обретения некоторых навыков. В качестве примера рассмотрим, как можно сделать изголовье с уже знакомой каретной техникой. И начнем, пожалуй, с подбора материала.

Выбор материала

Для обивки не следует подбирать тонкую ткань, поскольку она может не выдержать того давления, которое создается пуговицами. Кроме того, важно выбрать оптимальную толщину подкладки, так как от этого будет зависеть, насколько правильным получится рисунок.

Что касается самих пуговиц, то использование мебельных элементов актуально для больших помещений. Если же комнатка небольшая, то стоит воспользоваться гвоздиками. Главное, чтобы декор гармонично вписывался в окружение интерьера.

То, насколько правильной и не правильной каретная стяжка получится, во многом зависит от используемого материала для обивки каркаса. Чем он качественнее, тем долговечнее окажется сама конструкция, будь это изголовье или пуфик. Можно обратить внимание на такие варианты:

  • Шенилл - одна из разновидностей ткани натурального происхождения, которая отличается хорошей устойчивостью.
  • Жаккард - на этом материале присутствуют крупные узоры, и он способен держать складки в заданной форме.
  • Натуральная кожа либо экокожа - самый прочный материал, который, ко всему прочему, устойчив к износу.
  • Флок - у данной ткани широкий ассортимент цветовой гаммы, отличается ворсистой структурой.
  • Велюр - при помощи этого материала можно создать глубокие складки.

Дешевую ткань лучше приобретать для обогащения опытом и приобретения соответствующих навыков. В ином случае необходимо отдавать предпочтение более дорогим, но в то же время доступным тканям.

Помимо ткани понадобится сделать еще каркас конструкции. Для изготовления своими руками изголовья кровати с каретной стяжкой сможет подойти лист фанеры, ДСП, МДФ.

Составление эскиза

Теперь следует определиться с тем, какой узор предпочтительнее - ромбы либо квадраты. Для чего лучше предварительно на бумаге составить схему того, как будет располагаться рисунок на изголовье.

Кроме того, стоит задуматься над дизайном будущего изделия и его формой. По части материала обивки уже все понятно: главное, чтобы выдерживал высокие нагрузки на протяжении всего периода эксплуатации. Тонкая же материя может порваться еще при натяжении пуговицами.

Что касается выбора оттенка, то все зависит от личных предпочтений, но рекомендуется все же приобретать однотонную ткань. Крупные узоры и рисунки неизбежно будут деформироваться при перетяжке, и в результате внешний вид всей конструкции будет испорчен.

Подготовка материалов и инструментов

Непосредственно материалы, которые понадобятся:

  • Ткань для обивки с большим запасом, поскольку ее немало будет уходить при формировании складок.
  • Гвоздики с декорированными шляпками либо мебельные пуговицы.
  • Поролон либо синтепон толщиной не менее 50 мм.
  • Лист фанеры, ДСП, МДФ, в зависимости от выбора.
  • Клей.

Но как сделать каретную стяжку своими руками без инструментов? Конечно - никак. Для такой работы просто не обойтись без помощи следующего набора:

  • мебельного степлера;
  • дрели;
  • ножниц;
  • шнурка, лески, тонкой проволоки либо прочной нити;
  • иглы (лучше 2 шт.)
  • лобзика;
  • канцелярского ножа;
  • крючка.

Ко всему прочему понадобится фломастер или карандаш с линейкой. Выбирая поролон, необходимо обращать внимание на плотность материла и его эластичность. От этого будет зависеть, насколько долго прослужит изготовленное изголовье.

Выбор клея также заслуживает внимания, и к нему предъявляется ряд требований. Прежде всего он должен быть безопасным не только для человека, но и для окружающей среды, а образующийся шов в достаточной степени прочным. Помимо эластичности важны и другие необходимые качества - негорючесть и влагостойкость.

Крайне не рекомендуется использовать составы, которые содержат токсичные и горючие компоненты (трихлорэтан и толуол). Мало того, что эти вещества приносят вред человеческому организму, так еще и качество склеивания оставляет желать лучшего. Лучше отдавать предпочтение клеям на основе полиуретана, неопрена, бутадиенстирола.

Сама инструкция по каретной стяжке кровати, а точнее ее изголовья, будет поделена на несколько основных этапов, каждый из которых имеет свой подзаголовок.

Изготовление каркаса

Для начала необходимо начертить на листе поролона схематичное изображение предстоящей каретной стяжки. Легче всего сделать один шаблон ромба или квадрата и согласно нему разметить всю поверхность мягкого материала. При этом вершины четырехугольников будут соответствовать точками натяжения пуговиц либо гвоздей.

В намеченных на поролоне местах проделываются отверстия. Для этого стоит использовать специальную насадку - цифенбор, но за неимением таковой можно воспользоваться металлической трубкой подходящего диаметра с острым краем. Что касается размера отверстий, то можно ограничиться 8-10 мм в диаметре. Можно, конечно, вооружиться и канцелярским ножом, но тогда вряд ли получится сделать ровные края. В то же время на внешнем виде изделия это никоим образом не скажется.

После того как все прорези будут выполнены в соответствии со сделанным своими руками чертежом (или схемой) каретной стяжки, следует отметить их расположение на листе выбранного твердого материала. Для этого поролон кладется на лист фанеры, ДСП или МДФ, и согласно расположению отверстий делаются отметки. Сам лист должен быть таких же размеров, что и поролон.

Сверление лучше проводить на хорошей опоре, и оптимальный вариант - деревянные козлы. Только верхние перекладины стоит обмотать тканью. После того как отверстия в листе будут сделаны, к нему следует приклеить поролон, при этом нужно проследить, чтобы они совпадали между собой. В некоторых случаях придется выждать определенное количество времени (соответствующая информация указана на этикетке клея).

Когда состав высохнет, необходимо обтянуть поролон синтепоном, а его края закрепить степлером с обратной стороны листа фанеры, ДСП или МДФ. По завершении этой работы можно переходить к следующему этапу.

Процедура обтяжки тканью

Как сделать каретную стяжку своими руками теперь? Начинать обтяжку готового каркаса тканью следует с крайней точки изголовья, постепенно направляясь к противоположной стороне. В каждое отверстие следует вводить по две иглы с продернутой нитью, которые выводятся с обратной стороны основания. Следует натянуть ткань до нужного предела, и только после этого нить закрепляется степлером в виде зигзага (от 3 до 5 раз).

По ходу укладки материала промеж точек натяжения будут образовываться складки согласно задуманному узору (ромбы либо квадраты). Когда рисунок будет закончен, края ткани следует завернуть на изнаночную сторону основания и прочно скрепить при помощи степлера вдоль всего периметра.

Достойное завершение

На последнем этапе можно выполнить декорирование изголовья. Для этого в углублениях пришиваются пуговицы или же они крепятся, как было описано выше. Конечно, тем, кто желает не только знать, как сделать каретную стяжку своими руками, но и выполнить все побыстрее, складки можно сразу закреплять пуговицами. Однако есть риск, что они оторвутся во время эксплуатации, и тогда рисунок будет нарушен.

После того как лицевая сторона будет окончательно закончена, можно переходить к последнему штриху - задекорировать обратную сторону каркаса. Для чего она аккуратно закрывается какой-нибудь технической тканью на выбор: спанбондом или бязью.

Как вариант, изголовье может быть оформлено в резной багет либо использоваться без него. Помимо этого, готовое изделие можно закрепить на стене, а после придвинуть кровать, или же закрепить на ее каркасе. Здесь уж все зависит от личного желания, фантазии и возможностей.

Итог

Проявив сноровку и максимум внимательности в сочетании с творческим подходом к работе, можно получить достойный результат и похвалить себя за приложение усилий. А глядя на плод своих трудов, невольно спрашиваешь сам себя: разве сложно было выполнить такую работу?! Усилия, конечно, приложены были, но по ходу занятия, если оно действительно увлекло, об этом даже не задумываешься.

Каретной стяжкой называется один из методов декорирования предметов мебели, дверей или даже стен. Когда-то он был чрезвычайно популярен, но затем, с появлением новых технологий отделки, понемногу растратил свои лидирующие позиции. И в наше время приобрести мебель, качественно обшитую по такой технологии, достаточно сложно: во-первых, потому что ее не слишком много представлено в продаже, во-вторых - она часто обладает пугающей стоимостью.

Как первое, так и второе обстоятельство связаны с трудоемкостью процесса, что при массовом изготовлении мебели становится просто невыгодным для производителя. Поэтому каждый мебельный аксессуар или настенное панно, выполненные в этой технике, нередко считаются чуть ли не эксклюзивными вариантами. Но можно попробовать выполнить такую отделку и самостоятельно. Этому и посвящается настоящая публикация - каретная стяжка своими руками пошаговая инструкция.

Что такое каретная стяжка

Появилась техника каретной стяжки или «капитоне» несколько столетий назад во Франции. Ее использовали для обшивки сидений и внутренних стен карет аристократии, благодаря чему они приобретали не только комфортность и эстетичный внешний вид, но и определенное утепление и звукоизоляцию.

Позднее эта техника стала использоваться не только в средствах передвижения, но и для обивки предметов мебели - пуфиков, диванов, кушеток и кресел, изголовий кроватей, а также просто для украшения интерьеров.

Особенно хорошо подходит каретная стяжка для облицовки стен в спальне, где важно для полноценного отдыха создать атмосферу покоя

Да и сегодня каретную стяжку можно увидеть не только на мягкой мебели. Часто пользуются похожей технологией при обивке дверей. А некоторые собственники жилья декорируют ею стены комнат, не только придавая помещению оригинальность, но и защищая его от шума, идущего

Интересен тот факт, что за многовековую историю использования подобной технологии, она не претерпела существенных изменений, что, безусловно, лишний раз говорит о ее совершенстве и долговечности. Рельефный рисунок, создаваемый при ее обустройстве, ек отличается особым разнообразием – это ромбы, квадраты, имеющие объемную форму, несколько реже встречаются треугольники.

В качестве деталей, и фиксирующих материал на отделываемой поверхности, и придающих объемность обивке, в этой конструкции выступают мебельные пуговицы или же декоративные гвозди с широкими шляпками. Как пуговицы, так и шляпки гвоздей обязательно обтягиваются кожей или тканью (чаще всего – такой же, что применяется для обивки).

Обшивка пуговиц тканью вручную для каретной стяжки

Профессиональные мастера изготавливают такие металлические пуговицы на специальном прессе. Но их можно сделать и вручную, подобрав нужный диаметр и обтянув их тканью или кожей.

Любая каретная стяжка производится по одному принципу, но несколько разными способами. Каждый мастер выбирает из них тот, что более удобен для него в исполнении. Главным, в конечном итоге, является конечный результат.

Способы закрепления материала на основании

Итак, облицовка по технологии каретной стяжкой допускает два различных подхода:

  • Подготовленные поверхности обшиваются цельным полотном материала, которому затем придается задуманная рельефность.
  • Облицовка производится отдельными фрагментами ткани или кожи определенных размеров, вырезанных по выкройке.

Для обшивки каретной стяжкой применяются разные материалы – это натуральная или искусственная кожа, замш, велюр или просто очень плотная ткань. Однако, выбирая замш или велюр, необходимо помнить, что этот тип покрытия потребует специального и частого ухода, так как в тканевом ворсе может накапливаться большое количество пыли.

Преимущества каретной стяжки

Популярность техники каретной стяжки легко объясняется ее многочисленными достоинствами. Недаром же она не выходит из моды несколько веков.

Изголовье кровати, декорированное в технике каретной стяжки - «капитоне»

  • Объемная обшивка делает весьма комфортной - на диване с такой отделкой удобно сидеть или лежать.
  • За поверхностью «капитоне» легко ухаживать, даже если для обшивки использовалась не традиционная кожа, а ткань. Достаточно регулярно очищать поверхности с помощью пылесоса.
  • Обивка отличается высокой прочностью и долговечностью в эксплуатации.
  • Если требуется замена внешнего покрытия (износ, неудаляемые пятна, или просто – поднадоело), ткань или кожу несложно заменить, сохраняя при этом мягкий слой и основу. Можно заменить и только лишь отдельные случайно поврежденные участки отделки.
  • Техника каретной стяжки подходит, в принципе, для декорирования любых поверхностей.
  • , а также другие поверхности, облицованные подобным способом, придают интерьеру респектабельность.
  • Важна способность отделки придавать стенам дополнительное утепление и шумопоглощающие качества. Это тоже можно смело отнести к преимуществам такой техники.
  • Если каретная стяжка выбирается для отделки стен, то их поверхности не требуют слишком тщательного выравнивания.

Самостоятельная обивка по технологии каретной стяжки


Некоторые рекомендации по работе в технике каретной стяжки

Перед тем как перейти непосредственно к пошаговому рассмотрению технологии каретной стяжки, имеет смысл познакомиться с общими рекомендациями, которыми делятся опытные мастера.

Задача не столь проста, как может показаться изначально, и игнорировать рекомендации мастеров не стоит

  • Первым шагом всегда подготавливается тщательно продуманный чертеж будущей облицовки с соответствующими размерами. Без этого невозможно сделать качественную каретную стяжку.
  • Если каретная стяжка будет выполняться впервые, то рекомендуется потренироваться на небольшой панели, размером примерно в 500×500 мм. Иначе можно запросто испортить основной материал.
  • Материал, выбираемый в качестве основы, должен иметь определенную прочность и толщину, чтобы при выполнении работ не произошло деформации или даже разрушения конструкции. Выполнение каретной стяжки все же требует приложения определенных механических усилий.
  • Поролон приклеивается к основанию с помощью специального клея, который продается в банках или в виде аэрозолей. Последний вариант более удобен в применении и значительно ускоряет работу.

Клей для фиксации поролона на фанерном основании

  • Отверстия в поролоне и фанере, согласно составленной схеме, можно просверливать только после полного просыхания клея.
  • Для правильного нанесения на поролон разметки, рекомендовано сначала нанести ее на картон того же размера, что и облицовываемая панель.
  • Если для обшивки панели выбирается ткань, она должна быть плотной и качественной. Тонкий вариант материала на этой цели не подойдет, так как в области проколов и крепления гвоздей, тем более при неизбежном натяжении, ткань может «поползти».
  • Не стоит для обивки выбирать материал, имеющий рисунок, так как в завершенном виде отделанная панель или предмет мебели будут выглядеть неаккуратно.

Вместо круглых пуговиц, некоторые мастера стараются придумать что-нибудь поинтереснее

  • При необходимости внести в обшивку особую эстетичность и шарм, или же сделать ее более гармоничной с остальным интерьером, вместо традиционно обшитых пуговиц можно использовать гвозди с широкими шляпками, украшенными стразами или же другими декоративными элементами.
  • Для придания облицовке более глубокого рельефа и мягкости, вместо поролона можно использовать два материала в комплексе — это вспененный полиэтилен, сверху которого укладывается толстый в 30÷50 мм слой синтепона.
  • Перед тем как закрепить материал на основе, его следует разгладить рукой и сформировать правильные складки. На ткани или коже не должно создаваться перекосов и деформаций.

Аккуратно сформированный рисунок каретной стяжки

  • Все пуговицы должны быть одинаково углублены в облицовочный материал, иначе геометрия рисунка нарушится, и отделка не будет выглядеть ровной и аккуратной.
  • Шнур для закрепления пуговиц должен быть прочным, чтобы он не рвался при креплении пуговиц и в процессе эксплуатации обивки. В особенности это касается мягкой мебели, которая будет подвергаться весьма значительным механическим воздействиям.
  • Если «проба пера», то есть попытка выполнит каретную стяжку на небольшом «учебном» фрагменте не увенчалась успехом, то лучше не портить зря материал и обратиться к профессиональному мастеру. Ничего не поделаешь – получается качественно не у всех.

Составление схемы обивки

Для того, чтобы приобрести нужное количество материала и точно рассчитать расположение элементов рельефа и крепежных деталей, необходимо составить эскиз-проект.

Пример эскиза-чертежа будущей облицовки панели в технике каретной стяжки

На примере представленного выше чертежа-проекта можно рассмотреть процесс сам проведения расчетов.

Для этого в первую очередь определяются реальные размеры подлежащей отделке поверхности и переносятся на лист бумаги. Естественно, выполняться чертеж должен в определенном масштабе.

На представленном выше рисунке показана панель, имеющая линейные размеры 2000×950 мм с ромбовидной простежкой. Однако, чтобы правильно расположить и просчитать расстояние между крепежными элементами, в качестве отправной точки берется квадрат, размер которого на панели будет составлять 200×200 мм. Размеры сторон квадрата определяют высоту и ширину ромбов.

Каретная стяжка в виде ромбов выполнена только в верхней части панели, а в нижней части сформированы ровные полосы, разделенные между собой складками-перемычками. Ширина полос соответствует ширине ромба, то есть составляет 200 мм. С каждой из сторон панели сделано отступление шириной в 100 мм для боковых креплений - итого получается девять вертикальных полос. Высота полос до первых крепежных элементов составляет 400 мм. От верхней линии панели до первого ряда пуговиц - 50 мм. Таким образом, просчитывается размер и расположение элементов каретной стяжки на основании.

Ткань или кожу перед ее первичной укладкой также необходимо разметить и расчертить. Размер квадратов на ткани или коже должен составлять 240×240 мм, исходя из этого, получается, что с учетом загибов, на которые отводится по 100 мм с каждой из сторон панели, материал должен иметь размер 2600×1285 мм.

На материале квадраты имеют размер больше, чем на основании, на 40 мм, так как этот запас необходим и для обеспечения рельефности обивки, и для формирования складок, обрамляющих ромбы.

После того как все размеры определены, они переносятся на выкройку из картона, которая должна иметь реальные размеры панели. На нее очень точно нужно перенести точки установки крепежных элементов и вырезать в этих местах отверстия. Насколько точно они будут размечены и вырезаны, а также от того, насколько ровно выкройка будет уложена на основание, будет зависеть ровность и аккуратность стяжки.

Материалы и инструменты для обшивки панели каретной стяжкой

Для выполнения работ придется подготовить не только необходимые для процесса создания панели материалы, но и инструменты.

К материалам можно отнести следующее:

  • Лист фанеры толщиной не менее 8 мм для изготовления основания. Линейные параметры и форма основы зависят от составленного проекта-эскиза и того, для чего конкретно предназначено изделие.
  • Материал для облицовки – натуральная или искусственная кожа или плотная качественная однотонная ткань. Ее потребуется примерно в полтора раза больше, чем размер основания.
  • Лист поролона, размерами соответствующий фанерной панели, а толщиной - в 50÷70 мм. Вместо поролона, можно использовать синтепон той же толщины.
  • Пуговицы или гвозди со шляпкой диаметром примерно 15÷20 мм. Их количество зависит от размера панели и параметров выбранного рисунка. Все определяется по составленному чертежу.
  • Капроновый прочный шнур для притягивания пуговиц.
  • Лист картона для изготовления шаблона расположения отверстий.
  • Клей для наклеивания поролона на фанеру.

Из инструментов потребуется подготовить:

  • Металлические линейки – длинную и короткую.
  • Рулетку.
  • Несколько маркеров для проведения разметки.
  • Электрическую дрель или с насадкой цифенбор диаметром 10÷12 мм.
  • Электрический лобзик.
  • Степлер и скобы 8÷10 мм.
  • Крючок длиной в 150÷170 мм или же игла того же размера.

Несколько слов нужно сказать о насадке-цифенборе, так как не всем знаком этот инструмент.

Острая режущая цилиндрическая насадка для просверливания отверстий в поролоне и других мягких материалах - цифенбор

Итак, цифенбор - это режущая насадка на дрель или шуруповерт, предназначенная для просверливания отверстий, причем не только в мягких, но и в относительно жестких материалах, например, в древесине. С помощью этого приспособления можно легко и быстро вырезать в поролоне аккуратные ровные отверстия нужного диаметра отверстия.

Обивка в технике каретной стяжки – пошагово

Теперь, разобравшись с некоторыми нюансами изготовления панелей с каретной стяжкой, а также с тем, что потребуется для ее работы, можно переходить непосредственно к более подробному рассмотрению технологии. Далее будет представлена пошаговая инструкция изготовления панелей с декорированием их в технике «капитоне» двумя разными способами.

Обивка каретной стяжкой с использованием целого полотна

В этой таблице будет продемонстрирован вариант, когда панель обтягивается цельным полотном ткани или кожи.

Иллюстрация Краткое описание выполняемых операций
Первый этап работ при таком подходе заключается в наклеивании поролонового листа на основание, то есть фанерный лист.
Это может осуществляться двумя разными способами. Каждый мастер выбирает тот, который для него удобнее.
Сверху поролона укладывается картон или лист ДВП с нанесенной на него разметкой и просверленными отверстиями, согласно составленному проекту.
Шаблон нужно зафиксировать в одном положении, например, привлечь помощника, которые будет придерживать лист на период разметки.
Далее, через отверстия, означающие расположения крепежных элементов, на поролон маркером переносятся окружности.
Следующим шагом по проставленной разметке цифенбором высверливаются отверстия в поролоне до фанерной поверхности.
Завершив этот процесс, через отверстия в поролоне в фанере высверливают сквозные отверстия диаметром в 5÷7 мм, через которые будут подтягиваться крепежные элементы обивки.
В другом варианте разметка производится до наклеивания поролона, непосредственно на фанере-основании панели. На ней также определяются места установки крепежных пуговиц.
После того как разметка будет произведена, в точках крепления сверлом по дереву просверливаются отверстия, диаметром в 5÷7 мм.
После того как основа будет подготовлена, то есть размечена, и в ней будут просверлены отверстия, сверху наклеивается поролон.
Далее, по очереди или же через все отверстия сразу через фанеру снизу делаются проколы с помощью обычных гвоздей или крючка.
В тех местах, где гвоздь вышел через поролон на поверхность, маркером делается отметка.
Таким образом намечается каждое из отверстий – затем они высверливаются цифенбором.
Далее операции будут демонстрироваться на конкретном примере изготовления панели, в которой слой поролона в общей сложности составляет 65 мм.
Размер ромбов на разметке, нанесенной на поролон, составляет 180 мм в высоту и 120 мм в ширину.
Можно изготовить вот такой вспомогательный шаблон – он поможет не ошибиться в ходе работы.
Но при этом для разметки обивочного материала, которая производится с изнаночной стороны, размер ромбов составляет 220 мм в высоту и 170 мм в ширину.
То есть по высоте добавилось 40 мм, а по ширине 50 мм, которые необходимы для формирования складки, обрамляющей ромб.
Очень важно разметить полотно с максимальной точностью, чтобы не получилось явного брака в работе из-за несоблюдения единого шага и размеров ромбов.
Следующим шагом в намеченных разметкой точках крепления в кожаном полотне шилом выполняются сквозные проколы.
Через них будут пропущены шнуры, притягивающие пуговицы у основанию.
На этой иллюстрации можно хорошо увидеть разницу между ромбом обозначенным на поролоне и «ответным» размером - на материале обшивки.
После того как все проколы в материале обивки будут сделаны, полотно настилается на панель с закрепленным на ней поролоном.
При этом панель должна быть уложена таким образом, чтобы у мастера оставалась свободная возможность доступа к обратной ее стороне. В домашних условиях панель можно на период проведения работ уложить на устойчивые табуретки.
Далее, следует подготовить шнуры для установки крепежных элементов.
В данном случае для натягивания кожи будут использованы пуговицы, обшитые той же кожей.
Из целого капронового шнура нарезается столько отрезков, сколько проделано отверстий в поролоне и обивке. Длина отрезка шнура должна составлять 400÷500 мм, концы отрезков нужно обжечь, чтобы они не начали распускаться и мешать выполнению работ.
Отрезки сгибаются пополам и в месте их сложения завязывается мощный узел, который не сможет пройти в отверстие, сделанное в кожаном материале.
Установка подготовленных завязанных в узел шнуров начинается со второй линии отверстий от края панели.
Шнур пропускается в отверстие обивочного материала с помощью длинной иглы или крючка. Отрезок устанавливается таким образом, чтобы один его конец оказался с обратной стороны панели. Снаружи должен остаться второй конец шнура и узел, который должен упереться в кожаную поверхность.
Продернутый конец шнура натягивается и закрепляется к фанере скобами с помощью степлера.
В данном случае, на фото видно, что для упрощения натягивания мастер вкрутил в фанерную поверхность саморезы, за которые шнур зацепляется, после чего натягивается и прибивается скобами. Это несколько упрощает задачу и позволяет обойтись без помощника.
Следующие шнуры устанавливаются в соседние, находящиеся на одной линии с предыдущим, отверстия, поочерёдно затягиваются и фиксируются нижними своими концами.
Так шнуры устанавливаются по всей линии отверстий.
Один из концов шнуров пока остаются с внешней стороны обивочного материала.
Аналогичные операции производятся и на первом от края ряду.
На фото видно, как мастер вставляет иглу в отверстие, проколотое в обивочном материале.
При подтяжке очередного ряда начинают образовываться морщины, которые необходимо преобразовать в аккуратные складки.
Это – одна из наиболее сложных задач всего процесса.
Линии складок соединяют верхнюю крепежную точку с двумя нижними, тем самым образовывая половину получающегося ромба.
Следующим этапом мастер переходит на третью от края панели линию отверстий. Работы производятся в аналогичном порядке.
При этом начинает складываться первая полноценная линия ромбов.
Когда будет полностью сформирована первая линия ромбов, производится окончательная фиксация этой области обивки к основанию с помощью шнуров, уже пропущенных через пуговицы.
Свободный конец внешней части шнура пропускается в пуговицу, затем вставляется в иглу и протягивается на внутреннюю сторону панели.
Там, после задания нужного натяжения, концы шнура пристреливаются к фанере.
То же самое проделывается по всей первой линии крепления. Затем – следующая линия пуговиц, и так далее, пока на будет зафиксирована первая линия ромбов.
Пару слов о фиксации шнура.
Он должен быть хорошо натянут и не проскальзывать в креплении. Поэтому даже нескольких скоб на прямом участке могут его не удержать.
Обычно делают вот такой зигзаг – подобная фиксация уже не должна подвести.
Вот так должен выглядеть законченный участок каретной стяжки. Как можно видеть, на обивке нет перекосов и лишних складок.
Так продолжают порядно, по всем точкам крепления, в соответствии со схемой.
Закончив работу над центральной частью панели, переходят к оформлению ее краев.
Так как кожа имеет достаточно большую толщину, и в складке на краю будут выглядеть неаккуратно, ее разрезают от края до начала панели – по линия смотрящих в сторону края улов ромбов ближайшего ряда.
На этой иллюстрации показано, показано, как выглядит разрез с торцевой стороны панели.
Край кожи натягивается и пристреливается с обратной стороны панели к ее краю двумя-тремя скобами.
Края разрезов заворачиваются внутрь, подтягиваются, при этом формируется аккуратная складка, а затем также пристреливаются к краю обратной стороны панели.
Чтобы углы обшивки были аккуратными, излишки кожи срезаются.
По всему периметру производится фиксация завернутых краев обивки скобами.
Затем заворачиваются углы, пристреливается по обеим сторонам, а излишек обивочного материала также срезается.
Результат работ по обивке панели методом каретной стяжки показан на иллюстрации.
Можно увидеть, насколько безупречно выглядит панель, несмотря на то, что работать с цельным полотном довольно-таки сложно.

Обивка с использованием вырезанных фрагментов материала

Другой вариант, который отличается от предыдущего тем, что обшивка панели осуществляется не цельным полотном, а выкроенными из него фрагментами. Нужно отметить, что если правильно подойти к этому процессу, можно увидеть, что его провести даже несколько проще, нежели «бороться» с целым полотном.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Первым шагом проводится разметка фанерной панели – в соответствии с ранее составленным проектом.
Далее, в точки креплений забиваются гвозди. Их длина должна быть такой, чтобы они прошли насквозь фанеру и проткнули поролоновый слой.
Гвозди лучше брать тонкие, чтобы их проще было выкусывать впоследствии, при выполнении обивки.
Или же вовсе высверлить по точкам разметки несквозные отверстия небольшого диаметра, в которые вставить отрезки проволоки, так, чтобы они стояли вертикально и в достаточной степени плотно. Еще один вариант - с лицевой стороны фанеры просто забиваются (не насквозь) тонкие гвозди со скусанными шляпками.
Поверх фанеры укладывается поролон. Желательно конечно, зафиксировать его на клей.
Гвозди (проволочные штыри) должны проткнуть поролон и выйти выше его поверхности.
Далее, пока не высох клей, поролон плотно прижимается к фанере, а в точках выхода гвоздей – пристреливается к основанию скобой с помощью степлера.
В итоге получилась вот такая рельефная поверхность. Ее и предстоит облицевать кожей по технологии каретной стяжки.
Из полотна обивочного материала нарезаются квадратные фрагменты. Их размер должен превышать шаг между точками разметки в которых закреплен поролон, на 10÷15 мм с каждой из сторон. В данном случае при стороне квадратов разметки 140×140 мм, вырезанные фрагменты имеют размер 150×150 мм.
Каждый такой фрагмент будет закрывать один холмик рельефа и крепиться по углам
Перед закреплением фрагмента с нижней точки его монтажа с помощью кусачек удаляется торчащий конец гвоздя или проволоки.
Квадрат подгибается с двух нижних сторон на 10 мм и закрепляется к фанере через поролон скобами - сначала в нижнем углу, затем на боковых углах ромба.
Верхние стороны этого фрагмента - не подворачиваются.
Затем в нижний угол получившегося ромба забивается декоративный гвоздь.
Точно так же устанавливается соседний с ним квадрат, расположенный в одном ряду. Таким же образом заполняется весь ряд облицовки.
Кожаные квадраты следующего ряда также подворачиваются по нижним краям на 10 мм и укладываются внахлест на зафиксированные детали предыдущего ряда, на их не подвернутые края.
Так обивка ведется и далее – подворот краев квадрата, временное крепление по углам скобами и окончательное, мебельным декоративным гвоздем – в точке, где сошлись и аккуратно захлестнулись краями четыре соседних фрагмента.
Результатом работы по такой технологии становится безупречно ровная обивка, так как не приходится расправлять морщины и формировать из них аккуратные складки.
Тем более, что справиться с фрагментами небольшого размера - гораздо проще, чем с большим полотном.

* * * * * * *

Итак, познакомившись в общих чертах с технологией каретной стяжки, можно попробовать свои силы. Безусловно, всех нюансов тестом передать невозможно – скорее всего, на первых порах начинающего мастера будут подкарауливать ошибки и мелкие неудачи. Но опыт придет – и, наверняка, вскорости начнет получаться.

В помощь желающим освоить такую технологию обивки мебели – очень содержательный видеосюжет.

Видео: Каретная стяжка – рекомендации и демонстрация процесса специально для начинающих.